Московский государственный университет печати. Основные направления русской литературы XX столетия

В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

Реализм в начале 20 века

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн... В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Символизм в начале 20 века

Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

Акмеизм в начале 20 века

Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

Футуризм в начале 20 века

Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

Вывод

Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.

Своеобразие русской литературы начала 20 века. Периодизация, основные течения.

Конец XIX - начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. В случае если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис". Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры ("Бог умер!" - воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века всœе больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором - всœе эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин данный связывают с именем Н. Бердяева , употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века".

Хронологические рамки периода можно обозначить так: 1892 1917 - выход из эпохи безвременья (начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.). По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921-1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелœей русской культуры из России, высылка группы писателœей, философ и историков из страны). Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями : реализмом,модернизмом, литературным авангардом.

Представители литературных направлений

‣‣‣Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

◦Мистики-богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

◦Декаденты-индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

‣‣‣Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

‣‣‣Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

‣‣‣Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

‣‣‣Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

‣‣‣Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

‣‣‣Объединœение "Центрифуга": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Особую роль в развитии литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л.Н. Андреев. Двадцатые годы - сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии литературы. Хотя многие деятели русской культуры оказались в 1922 году выдворенными из страны, а другие отправились в добровольную эмиграцию, художественная жизнь в России не замирает. Наоборот, появляется много талантливых молодых писателœей, недавних участников Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев и др.

Тридцатые годы начались с "года великого перелома", когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры. Арестовываются П. Флоренский, А. Лосœев, А. Воронский И Д. Хармс, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелœей культуры, погибли две тысячи писателœей, в частности Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно затрудненно, напряженно и неоднозначно.

Особо рассмотрение заслуживает творчество таких писателœей и поэтов, как В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева.

Своеобразие русской литературы начала 20 века. Периодизация, основные течения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Своеобразие русской литературы начала 20 века. Периодизация, основные течения." 2017, 2018.

В общем, занимает особое место в мировой литературе. Если говорить о русской литературе ХХ века, то начало века характеризуется ярким расцветом русской культуры, как его еще называют "серебряным веком". Этому периоду присущи характерные для России того времени глубокие противоречия. Один за другим появлялись новые таланты. В этот период ожил интерес к религии, которая оказала огромное влияние в начале XX века на развитие русской культуры. Литераторов стали притягивать вечные и глубинные вопросы - о добре и зле, о сущности жизни и смерти, природе человека.

Научные открытия того периода поколебали представления об устройстве мира. Новое видение мира определило и новое понимание реализма XX в., который существенно отличался от классического реализма предшественников. Все это привело к глубочайшему кризису сознания. По моему мнению, в любой сложной ситуации каждому человеку нужен выплеск эмоций и чувств, и тем более человеку творческому. В этот период не всегда была возможность высказать свободно свои переживания, а как говорят: «Бумага все стерпит». В этот период происходила переоценка ценностей, и зачастую именно литература помогала этому.

Влияние русской литературы всегда распространялось за пределы России. Но особенно стало ощущаться после Октябрьской революции, сделавшей очевидной в поступательном движении человечества роль русской литературы. Благодаря литературе этого периода, зарубежом русский человек предстал как борец и герой, подвижник великой ответственности перед идеей человечества. Произведения русских классиков в этот период стали выпускаться огромными тиражами, к ним потянулись миллионы новых читателей!

В этот исторический период многие деятели русской культуры были выдворены из страны, а некоторые были добровольной эмиграции, но художественная жизнь в России не замирает. Появилось много талантливых молодых , которые были участниками Гражданской войны: А. Фадеев, Л. Леонов, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Нельзя не отметить творчество таких поэтов и писателей, как А. Ахматова, М. Цветаева, В. Маяковский, А. Толстой, М. Зощенко, Е.Замятин, А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам. Период Отечественной войны 1941 года дал большой объем патриотической лирики , К. Симонова, А. Ахматовой, Н. Тихонова, В. Саянова. Прозаики красочно описали борьбу советского народа с фашизмом, написав об этом настолько красочно, что до сих пор, читая об этой мировой трагедии, переживаешь каждый момент того времени.

Следующий крупный этап в развитии литературы - вторая половина XX века. В нем можно выделить периоды: поздний сталинизм (1946—1953 гг.); "оттепель" (1953—1965 гг.); застой(1965—1985 гг.), перестройка (1985—1991 гг.); современные реформы (1991—1998 гг.), и даже в этот период, литература тоже испытывала большие трудности.

Русскую литературу очень любят и ценят за рубежом, ее переводят, экранизируют, читают. Человек не знакомый с русской литературой ХХ века потерял очень многое.

В мировой литературе, именно русская литература в целом занимает значимое место. Если рассуждать о русской литературе 20 века, то именно начало столетия знаменуется как серебряный век расцвета литературы на Руси. В этом периоде происходили самые сложные для России той эпохи, существенные противоречия. В этот момент стал постепенно оживать интерес к изучению религии, которая в свою очередь и оказывала основное влияние на столь стремительное развитие русской литературы. Начались проявляться всё новые талантливые люди. Практически всех литераторов той эпохи стали тревожить вопросы о сущности добра и зла, жизни и смерти, а также внутренней природы человека.

Научные открытия, которые были сделаны в тот период, сильно пошатнули современные представления о жизни. НОВЫЕ ВЗГЯДЫ НА МИР, СТАЛИ ОПРЕДЕЛТЬ И НОВЫЕ ПОНИМАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ 20 ВЕКА. Он весьма чувствительно отличался по сравнению с видением жизни их предшественников. Это всё стало первым и основным шагом к самому глубокому кризису в сознании. Практически в каждый сложный момент жизни, человек попросту нуждается в сильном всплеске эмоций, а тем боле, если человек творческой натуры. В эти года не каждый мог просто и свободно высказывать свои переживания. Могли это делать лишь писатели да и то на бумаге, ведь она всё может стерпеть. Литература внесла огромный вклад в происходящую переоценку жизненных ценностей.

Влияние литературы 20 века на Руси довольно быстро распространялась за её пределы. Это довольно хорошо почувствовалось сразу же после окончания Октябрьской революции. Она сделала очевидным то, что русская литература 20 века оказывает поступательные влияния на сознание человека. Благодаря написанным произведениям в этом веке, за границей Руси все считали русского человека настоящим и храбрым бойцом с сильными духовными качествами самопознания. Просто гигантскими тиражами стали выходить произведения, которые написали классики русской литературы 20 века. Таким образом каждый день появлялось всё больше новых людей, которые их читали.

В этот знаменательный период расцвета русской литературы, большинство писателей той эпохи были изгнаны из страны, а некоторые добровольно решили эмигрировать, но культурное общество России и её литературная жизни с тех пор не замирала ни на секунду. Стали появляться весьма талантливые молодые писатели, которые принимали участие в Гражданской войне.

Нельзя обойти стороной творчество гениальных писателей как Есенин, Маяковский, Толстой, Платонов, а также десятки многих других писателей, чьи произведения и по сей день остаются мировой классикой и примером для подражания начинающих поэтов и писателей. Во времена Великой Отечественной Войны, в литературе всё больше стало появляться патриотизма, который взывал к народу. В них довольно ярко описывались сцены сражения русского народа с фашистскими захватчиками и оккупантами.

Русская литература ХХ века стала сокровищницей талантов. Противоречивость эпохи, исторические драмы, социальные катаклизмы – все это зеркально отразилось в искусстве и литературе. Основной чертой литературы ХХ века стало ее деление на разрешенную и запрещенную (с периода установления Советской власти). Это привело к тому, что многие произведения стали известными только с началом 90-х годов. С приходом к власти М.С. Горбачева стали публиковать ранее запрещенные в Советском союзе произведения: роман «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Мы» Е.И. Замятина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына. В 90-е годы публикуются произведения Н.Берберовой, Б.Пильняка, дневников И.Бабеля и Г.Иванова, повестей В.Тендрякова, В.Войновича, С.Липкина, писем М.Булгакова, рассказов В.Шаламова.

В это время набирает силы постмодернистская литература, представителями которой являются Леонид Габышев, Зуфар Гареев, Сергей Каледин, Людмила Петрушевская, Александр Кабаков, Евгений Попов, Вячеслав Пьецух. Отдельно следует отметить литературу русского андеграунда, одним из ярких представителей которой был Венедикт Ерофеев со своей повестью «Москва - Петушки». На первом плане оказываются писатели Виктор Ерофеев, Зуфар Гареев, Валерия Нарбикова, Тимур Кибиров, Лев Рубинштейн, Людмила Петрушевская. Премию Буккера первым в России получает в 1992 году Марк Харитонов за произведение «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича». Выходят произведения Виктора Пелевина.

Тесты по русской литературе:

1. Определите вид конфликта в драме «Гроза» А.Н.Островского.

Внутренний, семейный.

Социальный.

Идеологический.

Философский.

2. С какой целью А.Н. Островский вводит в пьесу «Гроза» экспозицию?

Обозначить место действия и обстановку в городе.

Чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина.

Наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе.

Описать волжский берег.

3. Кому из героев пьесы «Гроза» принадлежат слова «Отчего люди не летают»?

Катерине.

Кулигину.

4. Какие произведения принадлежат перу И.С. Тургенева?

«Отцы и дети», «Ася», «Дворянское гнездо».

«Преступление и наказание», «Белые ночи».

«Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога».

«Война и мир», «Анна Каренина».

5. Какое из положений может опровергнуть ошибочный тезис «Базаров склонен отрицать все»? («Отцы и дети».Тургенев И.С.) Базаров -

Верит в науку.

Нигилист.

Пессимист.

Лишний человек.

6. С какой целью И.С. Тургенев вводит пейзаж в роман «Отцы и дети»?

Показать внутреннее состояние героев романа.

Для описания красоты природы.



Заострить конфликтность ситуации.

Для характеристики героев через их отношение к природе.

7. Каково отношение Базарова, героя романа «Отцы и дети», к русскому народу?

Презрение.

Любование.

Восхищение.

Уважение и понимание.

8. Каков идейный замысел сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», «Карась- идеалист», »Дикий помещик») ?

Обличение самодурства, произвола, обывательщины.

Быт и нравы русской провинции.

Осуждение максимализма героев.

Изображение народной жизни.

Н.А. Некрасов.

Ф.И. Тютчев

М.Ю. Лермонтов

10. Какие мотивы лирики Н.А. Некрасова явились традиционными?

Тема народа.

Любовная лирика.

Тема поэта и поэзии.

Гришу Добросклонова – борца за народное счастье.

Якима Нагого.

Матрену Тимофеевну.

12. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» по жанру является:

философско-утопический

социальный

семейный

любовный

«проницательным читателем»

литературным критиком

прогрессивной общественностью

реакционным правительством.

14. Фраза «Где праздность – там и гнусность» принадлежит в романе «Что делать?»

француженке Жюли

Лопухову

Кирсанову

Вере Павловне

15. Под «грязью фантастической» имеется в виду в романе «Что делать?»

дворянский мир, где отсутствует труд, где нормальные потребности человеческой…

природы извращены

люди, ведущие трудовой образ жизни

люди искусства

парии общества

буржуазно-мещанские слои общества, ведущие трудовой образ жизни, близкие к…

естественным потребностям человеческой природы

чиновничество

купечество

17. «Новые люди» в романе «Что делать?» видят личную «выгоду» в…

Разумном эгоизме

стяжательстве

накопительстве

семейных отношениях

18. «Особенный человек» в романе «Что делать?»- это

Рахметов

Соловцев

Вера Павловна

картину светлого будущего

с изображением битв

борьбы на баррикадах

20. Роман «Преступление и наказание» написан писателем

Ф.М. Достоевским

Н.Г. Чернышевским

М.Е.Салтыковым-Щедриным

Л.Н. Толстым

21.. Главный герой романа «Преступление и наказание» -

Родион Раскольников

Свидригайлов

Разумихин

22. Раскольников, герой романа «Преступление и наказание», ощущает к затеваемому преступлению чувство

отвращения

удовлетворение от содеянного

растерянности

решимости

23. Какой основной принцип лег в основу теории Раскольникова, героя романа «Преступление и наказание»?

Принцип разделения человечества на «тварей дрожащих» и «право имеющих.»

Гуманность- антигуманность.

Талантливость-бездарность.

Способность совершить преступление.

24. Идея Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» предполагает

«разрешение крови по совести»

борьбу на благо Родины

революционную деятельность

дружбу народов

25. Какова мотивация Раскольниковым, героем романа «Преступление и наказание» своего преступления?

Проверки своей теории.

Приобретение денег.

Освобождение должников старухи от кредиторши.

Возможность продолжения учебы в университете.

26. Почему Раскольников, герой романа «Преступление и наказание», убивает старуху обухом топора?

Действие символично ө Раскольников наносит удар и себе (морально).

Из-за неординарности характера Раскольникова.

27. Каким предстает Петербург в романе «Преступление и наказание»?

Город бедных кварталов, преступности, нищеты, грязных переулков и трактиров.

Величавая столица с прекрасной архитектурой.

Один из героев романа, наделенный мрачной и мистической силой.

Идеальным городом.

28. Глубину душевных мук Раскольникова в романе «Преступление и наказание» суждено разделить

Соне Мармеладовой

Разумихину

Порфирию Петровичу

Л.Н. Толстой

Ф.М. Достоевский

А.П. Чехов

Н.Г. Чернышевский

30. Участвуя в Севастопольской кампании Л.Н. Толстой убедился, что война – это прежде всего

кровь, смерть, грязь и страдания

героизм командования

выражение любви к царю

защита высопоставленных лиц

31. Жанр произведения Л.Н. Толстого «Война и мир»–

роман-эпопея

любовный роман

война 1812 года, когда наполеоновские войска вступили на русскую землю

пугачевский бунт

восстание декабристов

революция

33. Стремление к нравственному усовершенствованию, «быть вполне хорошим»

объединяло героев романа «Война и мир»:

Пьера Безухова и Андрея Болконского

Николая Ростова и Бориса Друбецкого

Долохова и Анатоля Курагина

Берга и князя Курагина

34. Каковы принципы деления героев на «любимых» и «нелюбимых» в романе «Война и мир»?

Простота и естественность, способность к самоусовершенствованию.

Роль в истории.

Стремление к самоутверждению.

Высокое положение в обществе.

35. Какое значение на пути исканий князя Андрея, героя романа «Война и мир», имело его ранение на поле Аустерлица?

Понял, что стремление к славе суетно и ничтожно.

Пережил разочарование в своем кумире.

Пересмотрел свои представления о смысле жизни.

Почувствовал желание воевать.

36. Почему князь Андрей не вызвал А.Курагина на дуэль письменно, а искал

встречи с ним («Война и мир»)?

Не хотел компроментировать Наташу.

Он презирал этого человека.

Не был способен принять окончательное решение.

37. Что помогло Наташе, героине романа «Война и мир», «воскреснуть» после тяжелой болезни, связанной со смертью князя Андрея Болконского?

В ее любви и заботе нуждалась больная мать.

Время притупило силу страданий.

Наташа смогла простить себя.

Наташа смирилась с обстоятельствами.

39. Как складывается судьба Пьера в эпилоге романа «Война и мир»?

Становится членом тайного политического общества.

Занимает важный государственный пост.

Живет интересами хозяйства и семьи.

Уезжает за границу.

40. Что, по мнению Л.Н. Толстого, решило исход Бородинского сражения?

Дух армии.

Численное превосходство войск.

Продуманный план военных действий.

Талант военачальников.

41. Что Л.Н. Толстой считает нормой отношения русских людей к побежденным врагам?

Великодушие Кутузова («…теперь их пожалеть можно»)

Поведение Тихона Щербатого.

Беспощадность Долохова («Брать пленных не будем…»).

Восхищение ими.

42. Каковы «движущие силы истории» с точки зрения Толстого?

Народ – главная движущая сила истории.

Гениальная личность, способная повести за собой массы.

Фатум, высшая сила определяет ход истории.

Случай, стечение обстоятельств.

43. Л.Н. Толстой передает «диалектику души» своих любимых героев. Что подразумевается под этим?

Духовное развитие.

Физическое развитие.

Стремление к материальному благополучию.

Дружеские чувства.

44. Что объединяет цикл рассказов Чехова «Маленькая трилогия»?

«Футлярность» жизни в разных ее проявлениях.

Критика невежества, ограниченности.

Духовная деградация человека.

Осмеяние приспособленчества.

45. Кто виноват в деградации доктора Старцева из рассказа «Ионыч»?

Сам Старцев.

Катерина Ивановна.

46. Старцев, герой рассказа «Ионыч», перед объяснением с Котиком думает о

ее приданом

ее красоте

музыкальных способностях

будущей жизни с любимой женщиной

47. Почему Котик из рассказа «Ионыч» отказывает Старцеву?

Мечтает о высокой, блестящей роли в обществе.

Мечтает о городской жизни.

Не знает жизни реальной, как ее мать.

Не стремится к замужеству.

48. Профессия Беликова, героя рассказа «Человек в футляре», -

Почтовый служащий.

49. Почему учитель Беликов, герой рассказа «Человек в футляре», «держал в руках весь город»?

Его жизненная позиция отражала типичность угнетенного состояния общества.

Пользовался любовью коллег и учащихся гимназии.

Его уважал весь город.

Им гордились люди.

50. В чем заключается своеобразие конфликта в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»?

У каждого героя свой конфликт, связанный с неудавшейся жизнью.

Конфликт между «отцами» и «детьми».

Конфликт между представителями различных социальных групп.

Конфликт между прошлым, настоящим и будущим.

51. Палата № 6 из одноименного рассказа Чехова – это

флигель для умалишенных в провинциальной больнице

помещение в полицейском участке

Правительственная палата

образцовая палата в больнице

52. Герой рассказа «Палата № 6» Громов –

российский интеллигент, страдающий манией преследования

интеллигент, страдающий манией величия

российский интеллигент, принимающий участие в борьбе за русский народ

пассивный философ

воплощенное спокойствие и равнодушие к мирскому треволнению

активист за права человека

революционер-демократ

нигилист

54. Политическая неблагонадежность, как считает автор рассказа «Палата № 6»

отождествлялась в России с

сумасшествием

попустительством

атеизмом

доносительством

55. Как называют начало ХХ века в русской литературе?

Серебряным веком.

Дорогим веком.

Золотым веком.

Революционным.

56. Поэтов и писателей начала ХХ века объединяет

«чувство трагической ответственности за общую судьбу», ощущение

катастрофичности и мечта о возрождении человека

равнодушие к страданиям окружающих

любовь к природе

любовь к детям, ставшими жертвами гражданской войны

57. Особенностью модернизма являлся

путь к новой гармонии

раздумья, мечтания

объективизм

умиротворение

59. Символизм характеризует:

мистическое содержание, символы и художественную впечатлительность

ясный взгляд на жизнь

сатирическая направленность

пропаганда

60. Акмеизм характеризует

ясный взгляд на жизнь, сочные земные краски, яркие моменты жизни

ненависть к существующему языку

желание изменить действительность

желание воспарить

61. «Пощечиной общественному вкусу» назывался манифест

футуристов

акмеистов

символистов

реалистов

62. Поэт К.Д. Бальмонт участвовал в работе кружка

символистов

футуристов

акмеистов

реалистов

63. Анна Ахматова вошла в кружок

«Цех поэтов» (акмеистов)

«Цех пролетарских поэтов»

«Цех футуристов»

«Цех единомышленников»

64. Поэма «Реквием» Анны Ахматовой была посвящена

тысячам страдающих матерей и жен во времена сталинских репрессий

героям Гражданской войны

революционерам

знакомым

65. Осип Мандельштам был поэтом

акмеистом

футуристом

символистом

является

И.А. Бунин

А.И. Куприн

М. Горький

В.В. Маяковский

67. Какова основная идея рассказа «Господин из Сан-Франциско»?

Разоблачение буржуазного миропорядка.

Описание путешествия богатого туриста через Атлантику в Европу.

Любовная история.

Борьба за счастье народа.

68. Корабль в рассказе «Господин из Сан-Франциско» называется «Атлантида» , так как:

это символ обреченности современного мира

это символ социального устройства общества

название благозвучно

корабль плавал по Атлантическому океану

69. Укажите в рассказе «Господин из Сан-Франциско» образы, имеющие символическое значение.

Океан, кочегары в топке парохода.

Попугай в гостинице, портье.

Ящик из-под содовой.

Тугой накрахмаленный воротничок.

70. Какова основная мысль рассказа «Гранатовый браслет»?

Любовь сильнее смерти.

Изображение «маленького человека».

Представление дворянства быть неспособным к возвышенным чувствам.

Борьба за гражданские права.

71. Почему Желтков в рассказе «Гранатовый браслет» дарит гранатовый браслет?

Мечтает подчеркнуть избранничество Веры.

Хочет, чтобы возлюбленная приобрела дар предвидения.

Стремится напомнить о себе.

Браслет – самое дорогое, что у него есть.

72. Почему Желтков из рассказа «Гранатовый браслет» кончает жизнь самоубийством?

Жизнь без любви потеряла смысл.

Не в состоянии перенести разлуку.

Понимает кощунственность своих мыслей.

73. Кому в рассказе «Гранатовый браслет» принадлежат слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»?

Генерал Аносов.

Князь Мышкин.

Вера Николаевна.

Муж Веры Николаевны.

74. Какую музыку использует Куприн для утверждения идеи произведения «Гранатовый браслет»?

Людвиг Ван Бетховен. «Соната № 2».

П.И. Чайковский. «Реквием».

Г.В.Свиридов «Метель».

Шуберт »Серенада».

75. Что в рассказе «Гранатовый браслет» является основным средством характеристики героев?

Отношение героев к чувству Желткова.

Внутренние монологи.

Художественные детали.

76. Какую черту характера Олеси, героини повести «Олеся» можно назвать главной?

Гармоничность.

Скромность.

Одухотворенность.

77. Какой удивительно яркой художественной деталью, символом неугасающей любви

завершается повесть «Олеся» Куприна?

Нитка красных бус.

Письмо к возлюбленному.

Букет полевых цветов.

Косынка Олеси.

78. Как в романтических рассказах М. Горького выражается авторская позиция?

Через позицию рассказчика.

С помощью пейзажа.

79. Какие качества личности противопоставляет автор в характерах Данко и Ларры?

Альтруизм и индивидуализм.

Ум и ограниченность.

Отвага и трусость.

Просвещенность и невежество.

80. В чем смысл слов мудреца в «Легенде о Ларре»:»Наказание ему в нем самом».

Самое страшное для человека – одиночество.

Смертный приговор лишь убедил бы героя в своей исключительности.

Смертный приговор показал бы, что «племя боится сына орла».

Смерть для Ларры – избавление.

81. Что общего между образами Данко и Лары?

Противостояние миру людей.

Противостояние племени.

Крайний индивидуализм.

Красота облика.

82. Почему люди не заметили смерти Данко и только «один осторожный человек… боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…»?

Благодарность не свойственна человеческому племени.

Пожалел Данко.

83. Как характеризует Луку, героя пьесы М.Горького «На дне» стихотворение, которое

вспомнил Актер?

Лука – идеолог «пассивного сознания», призванного усыплять, успокаивать.

Утверждение философии «непротивления злу насилием».

Лука объясняет жизненные неудачи внешними обстоятельствами.

Лука – борец за гражданские права.

84. Почему именно песня «Солнце всходит и заходит / А в тюрьме моей темно…» названа героями пьесы «На дне» любимой?

Песня созвучна душевному состоянию героев.

Все равно, что петь после выпивки.

Песня говорит о «правде».

Красивая.

85. К какой литературной группе принадлежал Сергей Есенин в начале 20-х годов?

Символизм.

Футуризм.

Имажинизм.

86. Определите жанр поэмы «Анна Снегина».

Лиро-эпическая поэма.

Романтическая поэма.

87. Что объединяет судьбы всех героев поэмы «Анна Снегина»?

Политика.

Собственный выбор.

Неидеализированное.

Восторженное.

Презрительное.

Сочувственное.

89. К какой литературной группе относился Владимир Маяковский?

Футуристы.

Акмеисты.

Символисты.

Имажионисты.

90. Какова проблематика стихотворения В.В.Маяковского «Прозаседавшиеся».

Сатира бюрократизма.

Назначение поэтического творчества.

Гимн Советской власти.

Решение проблем с налогой инспекцией.

91. В стихотворном цикле «На поле Куликовом » Александр Блок

обращается к героическому историческому прошлому

мечтает о прекрасном будущем России

воспевает любимую женщину

критикует современное общество.

92. В чем проявляется своеобразие композиции романа

М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита » ?

Параллельное развитие двух сюжетных линий.

Кольцевая композиция.

Хронологический порядок развития событий.

Параллельное развитие трех сюжетных линий.

93. Почему Иешуа представлен в романе «Мастер и Маргарита» как бродяга?

иерархическому миру.

Соответствует библейскому сюжету.

94. Почему для Иешуа, героя романа «Мастер и Маргарита» один из самых страшных грехов – трусость?

Трусость – сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла.

Трусость ведет к предательству.

Трусость – малодушие, недостаток душевной силы.

Трусость – грех.

95. Какой из «миров» романа «Мастер и Маргарита» наиболее густо населен?

Московский.

Потусторонний.

Библейский.

Квартирный.

96. Какое произведение не принадлежит А.И.Солженицыну?

«Дом на Набережной».

«Один день Ивана Денисовича».

«Раковый корпус».

«В круге первом».

97. Кто написал роман «Петр Первый»?

А.Н. Толстой.

М.А.Шолохов.

М. Горький.

М.А. Булгаков.

98. Жанр романа «Петр Первый» -

исторический роман

любовный роман

мемуары (воспоминания)

приключенческий

100. Друг, соратник и единомышленник Петра Первого в романе «Петр Первый» –

Александр Менщиков

Князь Долгорукий

Князь Василий Голицын

Князь Шереметьев

М.А. Булгаков

Максим Горький

М.А. Шолохов

А.Т. Твардовский

102. Роман «Мастер и Маргарита» посвящен проблемам:

Что такое истина? Человек и власть. Внутренняя свобода и несвобода человека.

Эмансипация женщин.

Революционная борьба.

Героизм персонажей романа во время Гражданской войны.

103. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» применяет литературный прием:

Параллельно повествованию о современности вводит рассказ о событиях,

происходящих две тысячи лет назад.

Антитеза.

Кольцевая композиция.

Применяет фольклорные мотивы.

104. Почему Мастер в романе «Мастер и Маргарита» отвергает примененное к нему слово «писатель»?

Он слишком хорошо знал, кто такие «писатели», когда отнес роман в редакцию, и

осознает, что достоин называться мастером.

Был поэтом.

Не любил писателей.

Считал, что не достоин этого высокого звания.

105. Что несла Маргарита в руках перед встречей с Мастером?

«Отвратительные, тревожные желтые цветы»

Красную сумку.

Желтые перчатки.

Черную папку.

106. Какова судьба романа Мастера в романе «Мастер и Маргарита»?

Он сжигает его.

Продает другому издательству.

Посылает за границу.

Прячет в шкафу.

107. Какова судьба Мастера в романе «Мастер и Маргарита»?

Попадает в Дом скорби.

Уезжает за границу.

Назначен председателем Союза писателей.

Становится учителем в школе.

108. Кто в романе «Мастер и Маргарита» представляет нечистую силу?

Николай Иванович Босой.

Коровьев.

Степа Лиходеев.

109. Какую роль играла Маргарита на бале Сатаны?

Королева бала.

Фрейлина королевы.

Танцовщица.

110. О чем Маргарита попросила Сатану?

Чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего

ребенка. Вернуть ей возлюбленного.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх