Почему литературу называют классической. Классики современной литературы, которых стыдно не знать Какие произведения современных писателей могут стать классикой

Существует ли в наши дни современная классика? Всего лишь сто лет назад, в модных салонах высшего общества того или иного государства можно было услышать исполнения произведений Баха, Моцарта, Бетховена и прочих классиков. Исполнять их считалось прекрасным достойным делом для пианиста. Люди с замиранием сердца слушали прекрасные лёгкие ноты, написанные некогда великой рукой талантливого композитора. Даже собирались целые вечера, чтобы прослушать то или иное произведение. Люди восхищались виртуозным исполнением тонкой чувственной музыки, исполненной на лёгких клавишах клавесина. Что же теперь?

Классическая музыка сейчас несколько изменила свою роль в обществе. Сейчас начать свою карьеру на этой стезе может каждый, всякий, кому не лень заниматься изготовлением музыки. Всё делается ради денег. Многие люди пишут музыку ради того, чтобы её продать, а не чтобы наслаждаться ею.

И проблема именно в том, что каждый, считая свои идеи наиболее превосходящими другие, совершенно не вкладывает в музыку то, что вкладывали раньше – душу. Сейчас музыкальные произведения являются только аккомпанементом к тому, что творится вокруг. Например, знаменитая клубная музыка, которая заставляет людей в залах «колбаситься» в ритм, по-другому это не назовёшь. Или же выражение своих мыслей в лёгкой доступный каждому форме еле рифмованного речитатива, которую в наше время называют рэпом…
Конечно, можно встретить и положительные направления – сильно развившееся за последние 50 лет движение рок-музыкантов, которые пишут хорошую музыку, развивают это направление. Многие группы знамениты на весь мир своими композициями.

Но поговорим о том, насколько в наши дни распространена музыка, существующая для исполнения – о так называемой современной классике.

Что стоит считать современной классикой?

Возможно, это то направление, которым сейчас занимаются музыканты, которые делают из «типовой» классической академической музыки современную, перерабатывая некоторые вещи. Но нет, такое направление называется неоклассикой и стремительно развивается ежегодно, с появлением новых электронных инструментов, которые могут позволить себе большие звуковые диапазоны и более распространённое звучание. Ниже представлены треки таких исполнителей, как Pianochocolate и Nils Frahm. Музыканты используют в своем творчестве классические инструменты и вполне могу быть охарактеризованы, как представители неоклассики.

Возможно, это та музыка, которую исполняют сейчас современные музыканты, имеющие специализированное образование. Но чаще всего эта музыка напоминает спокойные переливы от одной ноты к другой, с повторением одного и того же мотива на разных высотах. Неужели это и есть современная классика? Возможно, это модное течение в музыке, распространенное в наши дни, состоящее в том, что музыка, со всём её обилием звуков и бесконечном количестве сочетаний, сводится к нескольким нотам. Ещё один минус – полнейшее отсутствие формы. Если в академической классике можно встретить и сонаты, и этюды, и прелюдии, и сарабанды, и жиги, и польки, и различные напевы, менуэты, вальсы, танцы, которые можно было с лёгкостью отличить друг от друга, настолько строго было их отличие. Кто в здравом уме перепутал бы токкату Баха с менуэтом Моцарта? Да никто и никогда. В наши же дни современная музыка сводится к какому-то типовому шаблону. Конечно, каждому поколению свои песни, но что же будет через несколько лет?

Ярким примером исполнителя современной классической музыки является Max Richter.

Сейчас во многих музыкальных школах, наверное, даже во всех, проводятся академические зачёты по специальности в зависимости от выбранного инструмента. Обязательной частью зачёта является исполнение нескольких произведений классиков. Но дети иногда часто и не знают ничего о том, чьё произведение они играют, аргументируя это тем, что человек, который его сочинил, давно уже умер, и ему «всё равно».

Является ли это следствием невежества или просто нелюбовь к академической классике, которая подразумевает исполнение подчас сложных, произведений? Можно сказать лишь то, что в наши дни играемая музыка – далеко не предел, что можно развивать её больше и больше, совершенствовать, а не просто штамповать для фильмов или просто ради продажи.

Современная литература или классика?

У многих точка зрения едина - конечно же классика! Казалось бы, о чем здесь можно размышлять? Ан-нет найдется о чем. Давайте разберемся, что же лучше? Классика... глубокие мысли, настоящие чувства, реалистичность описываемого. На ней мы растем, учимся мыслить, она нам дает пищу духовную - мы пониманием через классику, что такое добро, что такое зло. Разбираемся в себе через переживания героев, смотрим вглубь своей души и понимаем: а вот оно как бывает, вот они какие настоящие чувства, вот что значит Честь, Долг, Родина. Классика воспитывает в нас Человека с большой буквы. Ее достоинства неоспоримы. Но воспитывает нас классика по большей части в период взросления, духовного становления нашего "Я" как личности, она дает нам, по сути, тот опыт, который в реальной жизни мы еще не приобрели в силу своего возраста. Конечно, нет предела совершенству. Но совершенствоваться мы можем только лишь тогда, когда для нас созданы определенные условия: наличие свободного времени, желание читать и размышлять над проблемами, которые волновали и волнуют человечество и т.д. и т.п. Объективно такие условия присутствуют в жизни далеко не каждого из нас. В этом месте давайте сделаем оговорку. Я беру среднестатистического человека среднего класса и среднего достатка, я не принимаю в расчет людей, для которых духовная пища сродни материальной. Так вот у среднестатистического человека, как правило, голова занята совершенно другим, нежели желанием читать классику: как прокормить себя и семью, как вырастить детей, как поступить / закончить университет. Среднестатистический человек приходит домой после работы / учебы вымотанный за день ею же. Многие ли из этих среднестатистических людей сядут у камина, или просто в кресло с томиком Достоевского в руках? Вряд ли. Что же хочется этому человеку? Разве думать, совершенствоваться и расширять свой кругозор? Нет. Реалии таковы, что такому человеку хочется чаще отвлечься, забыться и не о чем ни думать. Здесь нам на помощь приходит во всем многообразии современная литература, представленная всеми жанрами и литературными направлениями. Возьмем за основу современную фэнтези, которая как литературное направление на современном этапе наиболее успешна и популярна у читателей. Откройте любой фэнтези роман и поищите глубокие мысли там. Много вы их найдете? Не думаю. Сделаю оговорку. Я не утверждаю, что все направление фэнтези легкое чтиво. Но большинство из книг данного жанра, несомненно, да. И зададимся следующим вопросом, а нужен ли там глубокий смысл? Разве среднестатистический человек, уставший за день ищет глубокие мысли и нравственные дилеммы, открывая очередной роман о приключениях очередного / очередной попаданца / попаданки? Не думаю. Вот и писатели не стремятся заложить в свои книги ту самую глубокомысленность присущую классики, так как современный читатель ее там просто не ищет. Спрос рождает предложение. Поэтому, наверное, не надо осуждать писателей современной литературы: они лишь отражают тот спрос, который порождаем мы с вами - читатели. Современная литература дает нам возможность отвлечься от волнующих нас проблем и окунуться в мир, где все проблемы не существенны и легко решаемы взмахом руки или волшебной палочки. Мы погружаемся в мир в котором все легко, понятно и просто. Раз - и ты богат, два - ты знаменит, три - ты уже правишь, если не миром, то обязательно своей империей. Все легко понятно и никаких моральных дилемм. Подведем итог. С одной стороны такого рода литература притупляет наш ум, но с другой стороны мы находим в ней отдых и реализацию своих желаний, которых в жизни зачастую получить не можем. Так, современная литература носит как негативный, так и позитивный характер. Классика... Классика была, есть и будет. И этим все сказано. Так вот дорогие читатели не ищите в литературе, которая предназначена для отдыха глубокого смысла и не предъявляйте к ней высоких требований. Лучше читайте классику. И не ищите в классике развлечения, ибо это тогда уже не классика.

21 ноября в Новосибирской государственной областной научной библиотеке состоялась дискуссия на тему «Современная литература: когда литература становится классикой». Прошла она в рамках фестиваля «Белое пятно». Cильный снегопад и пробки не дали нескольким приглашённым литературным звёздам добраться до места её проведения, но всё же беседа состоялась. Однако «отдуваться за всех» пришлось двоим — писателям Петру Бормору (Иерусалим) и Алексею Смирнову (Москва). Помогала им Лада Юрченко, директор Института регионального маркетинга и креативных индустрий — именно она стала ведущей мероприятия. Кроме приглашённых писателей, порассуждать о классичности или неклассичности современной литературы пришли читатели и сами библиотекари. И, судя по пылкости высказываний, эта тема взволновала их не на шутку. В целом же дискуссия получилась живой и не лишённой юмора.

Участники постарались вместе найти ответ на вопрос, какова та грань, когда современная литература переходит в разряд классики и вообще можно ли считать классикой те произведения, которые написаны в наше время. Ведь не секрет, что «Властелина колец», «Гарри Поттера» и некоторые другие книги, которые были написаны сравнительно недавно, уже пытаются причислить к ряду классических. Что есть «классика»? Совместными усилиями был предложен ряд критериев.

Во-первых, это наличие у писателя таланта. И это весьма логично, ведь без таланта нельзя написать хорошее произведение.

Во-вторых, как сказал Алексей Смирнов, зачастую классика начинается с шутки, игры — и то, что изначально задумывалось как развлечение для себя и друзей, становится общепризнанной классикой. Об этом Алексей Евгеньевич говорил на примере истории Козьмы Пруткова. И если уж речь зашла о Пруткове, в качестве шутки был упомянут ещё и такой критерий, как удачный выбор писательского псевдонима.

Немаловажную роль играет резонанс произведения в обществе. Порой это может быть даже резонанс, граничащий со скандалом, как это уже случалось с некоторыми знаменитыми писателями. И это тоже верно, ведь книга, не вызвавшая совсем никакого отклика у аудитории, останется незамеченной и точно не перейдёт в разряд классики.

Писатель, претендующий на звание классика должен создать некий новый образ в литературе, а ещё лучше — целую галерею образов. Так считал поэт Валентин Дмитриевич Берестов и его слова процитировал участникам дискуссии Алексей Евгеньевич. Лада Юрченко добавила: «Желательно, чтобы автор создал… новый мир, новый миф и чтобы во всём это присутствовала какая-нибудь позиция, какая-нибудь тема, и тема должна быть понятной в веках».

Важны и обстоятельства, удача. Ведь в мире много зависит и от них.

Отличный критерий предложила одна из участниц в зале: это издаваемость и продаваемость книг автора. В связи с этим Лада Юрченко задала Петру Бормору вопрос: является ли бумажная книга значимой для автора, который публикуется в интернете? Ведь Пётр начинал выкладывать свои произведения именно во всемирной паутине. На этот вопрос Петр Борисович ответил со своим фирменным юмором: «Книга нужна была не мне. В издательстве сказали, что очень многие люди хотели бы подержать её в руках. Человеку нужно видеть буковки, чувствовать запах бумаги… Я сказал «Ну смотрите в экран и занюхивайте газеткой». Но нет — это должна быть собственность… Он хочет это иметь у себя».

Пытались найти долю истины и в расхожей фразе «Чтобы стать классиком в России, надо умереть». Здесь Пётр Бормор отметил, что новое в разных странах воспринимают по-разному: где-то талант оценивается и признаётся сразу — например, в Италии, а вот в России свою гениальность надо доказывать ой как долго.

Высказывалось и мнение, что для каждого жанра классика своя: да, на классику реализма «Гарри Поттер» не претендует, а вот на то, чтобы стать классикой фэнтези — вполне. Кроме того, само понятие классики относительно — если брать общемировую историю литературы всех тысячелетий и мерить самой высокой меркой, то наиталантливейших авторов наберётся лишь несколько. А если рассматривать это понятие шире, то классиками могут считаться даже авторы одного, но при этом шедеврального произведения.

И всё же главный критерий перехода произведения в статус классики — это проверка временем. Эту мысль лучше всего выразила одна из участниц разговора: «Классика — это та книга, к которой придёт второе, третье поколение. И для них она будет так же важна и так же интересна». С таким определением были согласны абсолютно все. А вот как написать такую книгу, над которой время будет не властно? Пётр Бормор сказал так: «Мне кажется, автору надо сразу нацеливаться на это, когда пишешь. Спрашивать себя «А будут ли это читать мои внуки моих детей? Будут ли они это называть классическим произведением?» Нужно об этом задумываться и всё получится само собой».

В переводе с латинского языка слово «классический» (classicus) означает «образцовый». Из этой сути слова исходит то, что литература, именуемая классической, получила это «имя» благодаря тому, что представляет собой некий ориентир, идеал, в русле которого стремится двигаться литературный процесс на каком-то определенном этапе своего развития.

Взгляд из современности

Возможно несколько вариантов. Из первого следует то, что классикой признаются произведения искусства (в данном случае литературные) на момент рассмотрения относящиеся к предшествующим эпохам, чей авторитет был проверен временем и остался незыблем. Так в современном обществе расценивается вся предшествующая литература вплоть до 20 века включительно, при этом в культуре России, например в основном под классикой подразумевается искусство именно 19 века (поэтому он и почитается как «Золотой век» русской культуры). Литература эпохи Возрождения и Просвещения вдохнули новую жизнь в античное наследие и избрали образцом произведения исключительно античных авторов (уже термин «Возрождение» говорит сам за себя – это «возрождение» античности, обращение к ее культурным достижениям), ввиду обращения к антропоцентрическому подходу к миру (что являлось одной из основ мировоззрения человека античного мира).

В другом случае могут стать «классическими» уже в эпоху их создания. Авторов таких произведений принято именовать «живыми классиками». В их числе можно указать А.С. Пушкина, Д. Джойса, Г. Маркеса и пр. Обычно после такого признания наступает своеобразная «мода» на новоиспеченного «классика», в связи с чем появляется огромное количество произведений подражательного характера, которые в свою очередь причислить к классическим нельзя, поскольку «следовать образцу» не значит копировать его.

Классика «классикой» не была, а стала:

Еще один подход в определении «классической» литературы можно произвести с точки зрения культурной парадигмы. Искусство 20 века, развивавшееся под знаком « », стремилось полностью порвать с достижениями так называемого «гуманистического искусства», подходы к искусству в целом. И применительно к этому творчество автора, находящегося вне модернистской эстетики и придерживающегося традиционной (потому что «классика» - это обычно явление устоявшееся, с уже сложившейся историей) можно отнести (конечно, все это условно) к классической парадигме. Однако и в среде «нового искусства» также имеются авторы и произведения, признанные впоследствии или сразу же классическими (как, например, приведенный выше Джойс, являющийся одним из самых ярких представителей модернизма).

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх