Духовная культура презентация по обществознанию. "культура и духовная жизнь общества"


  • 1.Основные понятия – «культура», «духовная жизнь».
  • 2.Виды культуры человека.
  • 3.Типы культуры.
  • 4.Примеры взаимовлияния культур.

  • Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок.
  • Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:



  • На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как – КУЛЬТУРА –
  • исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.


  • Информационная
  • Физическая
  • Массовая
  • Народная
  • Элитарная

Формы культуры человека.


Субкультура и контркультура.

Субкультура

Контркультура

  • часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Субкультура формируется у каждой группы общества и отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.
  • это субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

2.Виды культуры.

МАТЕРИАЛЬНАЯ-

ДУХОВНАЯ-

  • Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.
  • Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Структура духовной жизни общества:

- Духовные потребности Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности - Духовная деятельность (духовное производство) Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом - Духовные блага (ценности): Идеи, теории, образы и духовные ценности.


  • Духовные общественные связи индивидов.
  • Сам человек как существо духовное.
  • Воспроизводство общественного сознания в его целостности.
  • Особенности - Его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя. Всеобщий характер его потребления, так как духовные блага доступны всем - индивидам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

  • По мере движения истории в мировой культуре всё более доминируют и проявляются общечеловеческие черты, поскольку культурная деятельность человека становится всё более единой по своим формам, задачам и способам, что, соответственно, формирует единую культуру всего человечества.


  • Образец задания
  • A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?
  • А. Культура – совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.
  • Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
  • 1) верно только А
  • 2) верно только Б
  • 3) верны оба суждения
  • 4) оба суждения неверны
  • Ответ: …..

Учреждения культуры - религиозные организации - соответствующую деятельность людей. Цель: Ознакомить с сущностью фундаментальных ценностей и основными функциями культуры. Культурный человек терпим и толерантен. Духовно-теоретическая (производство духовных благ и ценностей). Изначально (лат.) – «возделывание, обработка почвы. Зачем нужна культура? Мировая и национальная Материальная и духовная. - Науку - нравственность - религию - философию - искусство - научные учреждения.

«Научно-техническая революция» - Пререстройка энергетического хозяйства. Революционный путь. Технополисы. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований. Характерные черты НТР. Интеллектуализация. Финансирование НИОКР по регионам мира. Космизация. Черты НТР. Примеры эволюционных и революционных изменений. Эволюционный путь. Какие функции выполняют техника и технология. Технопарки м технополисы. Совершенствование уже известной техники.

«Духовность» - Важнейшими элементами человеческой духовности являются ценности, мораль, мировоззрение. Важнейшими являются нормы морали. Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Кто же устанавливает моральные нормы? Также есть совесть, патриотизм, гражданственность. Существует главное общечеловеческое требование, которое называется «золотое правило» нравственности. Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?

«Мировоззрение» - Венгерский кроссворд. Понятие категорического императива. Обыденное мировоззрение. Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем. Сильная сторона. Призыв к миру. Роль мировоззрения в деятельности человека. Ненависть – сильная вражда, отвращение к кому- или чему-нибудь. О богатстве. Мировоззрение. Поворот к человеку. О помощи нуждающимся. Типы мировоззрения. Одна из классификаций типов мировоззрений.

«Социальное познание» - В узком смысле – познаваемый предмет. Особенности социального познания. В узком смысле – познающий человек, наделенный волей и сознанием. Виды социальных фактов. Субъект. Объект. Ограничена возможность применения эксперимента. Познание -. В широком смысле – общество. Установление социальных закономерностей крайне затруднено. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям. Обществознание 10 класс.

«Философия и наука» - Культурология появилась в XIX веке. Что изучает культурология? Наука и философия. Учение о благе и ценностях. Археология. Философия. Родоначальница наук - философия. Социология. Философия как общественная наука. Учение о бытии. Культурология. Классификация социально-гуманитарных наук. Гражданская история. Рассел. Какие методы использует социология? История. Физическая химия. Науки об обществе. Что такое история?


Образование Наука Мораль Религия Искусство, учреждения науки, культуры и религии

Духовная сфера

Политическая сфера

Духовная сфера

ОБЩЕСТВО

Экономическая сфера

Социальная сфера


Духовная сфера

Образование

Религия

Искусство


Культура» (от лат. Cultura- возделывание почвы) Цицерон в I в до н.э.


Что означает термин «Культура» в широком смысле слова?

все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»


«Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком


Что означает термин «Культура» в узком смысле слова?

Уровень воспитанности человека


КУЛЬТУРА

Духовная культура – это совокупность духовных ценностей (то, что не имеет материального воплощения) и творческая деятельность по их производству

Материальная культура

продуктом являются материальные блага






Науки о культуре

  • К у л ь т у р о л о г и я
  • История
  • Социология
  • Этнография
  • Лингвистика
  • Археология
  • Эстетика
  • Этика
  • Искусствоведение

Развитие культуры

Опыт,традиции

Новаторство

(Стабильный элемент)

(динамика)


Функции культуры

  • Самостоятельно сформулировать и объяснять стр. 81-82

(уметь пояснять каждую функцию)


Функции культуры

  • 1.Приспособления к окружающей среде
  • 2.Накопления,хранения,передачи культурных ценностей
  • 3.Целепологания и регулирования жизни общества и деятельности человека
  • 4.Социализации
  • 5.Коммуникативная функция

Многообразие культур Диалог культур

  • Академик Д. С. Лихачев:

«Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».


Многообразие культур Диалог культур

Взаимообмен и взаимодействие культур

  • Какие проблемы могут возникать в связи с интернационализацией культур?






Формы культуры

Форма

Особенности

Народная

Примеры

Массовая

Элитарная

Заполните таблицу, используя текст на стр. 84-87








Разновидности культуры

  • По мнению большинства исследователей разновидностей три :
  • Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества


Субкультура – присуща конкретным социальным группам



Контркультура(от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре













Зритель начала прошлого века так рассказал друзьям о выставке художников-импрессионистов: «Я услышал восторженные отзывы о выставке художественных критиков и отправился её посмотреть. Посетителей было мало, многие быстро уходили, большинству полотен была присуща размытость изображения. Я решил, что это от недостатка владения рисунком и кистью. Реалистическое искусство мне ближе. Дома я прочёл об этом художественном направлении, но многое осталось неясным ». Предположите, к какой форме культуры относятся вы­ставленные произведения. Приведите три обоснования этого предположения, опираясь на текст задания .





Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Духовная культура личности и общества Преподаватель Федосеева О.В. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы«Медицинский колледж №1»Дисциплина «Обществознание»» Эпиграф Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства…, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Ралф Уолдо Эмерсон, американский поэт 19 век. Понятие о культуре. В широком смыслеРезультаты деятельности человека во всех сферах жизни общества В узком смыслеДеятельность человечества по созданию и потреблению духовных ценностей Духовное Духовное - особая сфера деятельности, для которой характерны специфические проявления сознания – язык,нравственность, идеология, религия, искусство, философия. К духовному относятся также высшие ценности человеческого существования – свобода, любовь, творчество, вера. Духовная культура личности - это система социальных установок, идеалов, ценностей и норм, которые призваны ориентировать человека в окружающем его мире. Духовный мир человека Однажды Сократ со своими учениками шел по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший это владелец увеселительного заведения спросил у философа: - Сократ, что ты так стараешься? Посмотри, стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.На что Сократ ответил: - Конечно, потому что ты зовешь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания. Мировоззрение – совокупность взглядов, представлений, оценок, ценностей, определяющих отношение человека к миру. Культура определяет мировоззрение Духовная культура общества Развитие культуры – накопление культурных ценностей Появление новых знаний и произведений искусства Углубление знаний от поколения к поколению Навязывание идеалов Виды (формы) культуры Массовая элитарная,Народная,Молодёжная (субкультура) Массовая культура Элитарная культура Элитарная культура - изящное искусство,классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой (узким кругом ценителей), Эстетическая составляющая важнее коммерческой “Искусство ради искусства” Девушка сидящая спиной. С.Дали Перед зеркалом. П. Пикассо Девятый вал. И.Айвазовский Народная культура создаётся самим народом, неизвестными авторами, имеет этническую окраску.(Это - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции. и т.д.) Субкультура - часть общей культуры, культура определённой социальной группы. Sub по-латыни - это «под», содержит оттенок подчинения. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами Сontra - «против», содержит оттенок протеста, противопоставления. молодёжная субкультура контркультура Контркультура - часть общей культуры, отражающая протестное настроение социальной группы. Субкультура Пример: 1960-е годы – хиппи. Культ простоты, а не материального благополучия. «Принцип эгоизма» - не считаться с общественным мнением. Революция в стиле потребления – джинсы превратились из рабочей одежды в повседневную, причём ценились рваные и грязные джинсы. Пацифизм. Длинные волосы у мужчин, распущенные у женщин. Мини-юбки. Трезвость сменилась наркотиками и проповедью свободной любви. Задание Соедините признак с видом культуры1. сложность содержания2. доступность широким слоям3. анонимность большинства произведений4. ориентация на узкий круг ценителей5. массовость Культура общения. Манеры – повседневные привычки. Этикет – элитарные манеры, характерные для определенного слоя общества.Вопрос: Как складывается духовное богатство личности, ее духовный мир? Какого человека вы можете считать духовно богатым? «Нарисуйте» его словесный портрет. Самостоятельная работа 1. «Нарисуйте» словесный портрет духовно богатого человека.2. Практикум 2.1 Стр.58№ 2,3,4


Приложенные файлы



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх