Проблема сострадания на войне аргументы из литературы. Аргументы на тему: милосердие

Есть ли милосердию место на войне? И можно ли на войне проявить милосердие к врагу? Над этими вопросами заставляет задуматься текст В. Н. Лялина. Здесь автор поднимает проблему проявления милосердия к врагу.

В тексте автор повествует о Михаиле Ивановиче Богданове, который в 1943 году был отправлен на войну служить санитаром. В один из жесточайших боёв Михаил Иванович смог защитить раненых от эсэсовских автоматчиков. За мужество, проявленное при контратаке с дивизией "Галичина", он был представлен к ордену Славы комиссаром батальона. На следующий день после боя, заметив труп немецкого солдата, лежавшего в канаве, Михаил Иванович проявил милосердие, решив похоронить немца. Автор показывает нам, что несмотря на войну, Михаил Иванович смог сохранить в себе человечность, не оставшись равнодушным к врагу. Узнав об этом случае, батальонный комиссар решил отменить представление санитара к ордену Славы.

Однако для Михаила Ивановича важно было поступить по совести, а не получить награду.

Я согласна с позицией автора и убеждена в том, что милосердию есть место на войне.Ведь неважно, мёртв ли враг или безоружен, он уже не представляет никакой опасности.Я считаю, что Михаил Иванович Богданов совершил достойный поступок, предав земле тело убитого в перестрелке немецкого солдата.Очень важно в условиях жестокой войны суметь сохранить в себе человечность и не дать своему сердцу остыть.

Проблема проявления милосердия к врагу поднимается в произведении В. Л. Кондратьева "Сашка". Главный герой, Сашка, во время немецкой атаки захватил в плен немца. По началу немец казался ему врагом, но, присмотревшись, Сашка увидел в нём обычного человека, такого же, как и он сам. Он уже не видел в нём врага. Сашка пообещал немцу жизнь, он говорил, что русские не звери, не станут убивать безоружного. Он показал немцу листовку, где говорилось, что пленным гарантируется жизнь и возвращение на Родину. Однако, когда Сашка привёл немца к комбату, то немец не стал ничего рассказывать, и поэтому комбат дал Сашке приказ застрелить немца. Рука Сашки не поднималась на безоружного, так похожего на него самого солдата. Несмотря ни на что, Сашка сохранил в себе человечность. Он не ожесточился и это позволило ему остаться человеком. В итоге комбат, проанализировав слова Сашки, решил отменить свой приказ.

Проблема проявления милосердия к врагу затронута в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир". Один из героев романа, русский полководец Кутузов, проявляет милосердие к бегущим из России французам. Он жалеет их, так как понимает, что они действовали по приказу Наполеона и ни в коем случае не смели его ослушаться.Выступая перед солдатами Преображенского полка, Кутузов говорит: "Вам трудно, да всё же вы дома;а они-видите, до чего они дошли. - Хуже нищих последни". Мы видим, что всех солдат объединяет не только чувство ненависти, но и жалость к поверженному врагу.

Таким образом, можно сделать вывод, что на войне необходимо проявлять милосердие даже к врагу, неважно, повержен он или убит. Солдат прежде всего человек и должен сохранить в себе такие качества, как милосердие и человечность. Именно они позволяют ему остаться человеком.

ЕГЭ. ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ на тему «Милосердие».

Основные мысли:
1.Нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.
2.«Милосердие» - понятие устаревшее.
3.Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?
4.Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.
5.Исчезало оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.
6.Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.
7.Литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.
8.Нельзя было рассказать о многих трагедиях, именах, событиях.
9.К теме милосердия надо призывать и призывать… чтобы лечить глухоту души.

Вступление:
Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно? Об этом рассуждает Д. Гранин в своей статье.
Проблема:
Автор поднимает очень важную проблему: проблему утраты милосердия.
Комментарий:
Эта проблема актуальна, потому что милосердие – одно из основных качеств нравственного человека. Сегодня милосердие встречается все реже, на замену ему пришли жестокость и равнодушие. В своей статье Гранин пишет о том, что необходимо призывать людей к милосердию, «чтобы лечить глухоту души», и доказывает это такими примерами, как: Пушкин и его «Пир Петра Первого», «Капитанская дочка», «Выстрел», «Станционный смотритель», где Александр Сергеевич «милость к падшим призывал»; Гоголь, Тургенев, Некрасов, Достоевский, Толстой, Короленко, Чехов и Лесков, творчество которых пронизано пушкинским заветом милости к падшим; «Муму» И.С. Тургенева; а также Сонечку Мармеладову, героиню романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, и Катюшу Маслову, героиню романа «Воскресение» Л.Н. Толстого.
Позиция автора :
«Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности» - именно эта мысль отражает авторскую позицию.
Мое мнение:
Я согласна с Д. Граниным, потому что именно милосердие определяет, насколько человек духовно развит, и считаю, что каждый должен стараться воспитать в себе это качество.
Эту мысль подтверждает мой жизненный и читательский опыт.
1 аргумент (жизненный опыт):

Люди скупы на милосердие и в наши дни. Вместо того чтобы погладить или покормить животное, вынужденное жить на улице, на него либо не обращают внимания, либо стараются причинить боль, бросив камень или пнув ногой. Как это характеризует нас? Мы разучились брать на себя ответственность за тех, кто слабее нас, мы разучились быть добрыми. Прошлым летом на весь мой двор раздавался жалобный скулеж щенков. Поначалу я не понимала, что происходит, думала, что кто-то снова обижает животных: выглядывала в окна, но так никого и не увидела. Тогда, когда я вышла на улицу, я попыталась найти щенков по этим жалобным звукам – они обнаружились под гаражом. Кажется, их было трое, по крайней мере, стольких я увидела в темноте. Матери рядом не наблюдалось, и почти все лето вместе с мамой я подкармливала их и носила мисочку с молоком. Потом они странным образом исчезли, и, как бы мы их не искали, найти их снова не смогли. Может, они ушли куда-то еще… Мне бы хотелось верить, что они живы и сейчас и что с ними все в порядке. Самое печальное в этой истории то, сколь много безразличных людей живет рядом со мной… Ведь даже если я, живя на пятом этаже, услышала их, то почему никто больше их не услышал, а если и услышал, почему никто ничем не помог. Хотя бы самым малым. Хотя бы своей лаской…

2 аргумент (читательский опыт):

Примером явной утраты милосердия может служить образ Чубатого, героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Человеческая жизнь для него ничего не стоит, для него человек – «гриб-поганка», «поганый», «нечисть». Потому и убивает он без всякого сожаления пленного, сдавшегося австрийца, применяя ужасный баклановский удар, который не то что человека – лошадь разрубит пополам. И врет казакам, говоря, что австриец пытался бежать, вот и убил он его, без зазрения совести.

Заключение:

Таким образом, милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая, и как говорил Р. Роллан: «Добр
о – не наука, оно – действие».

3. Жизнь современного общества жестока, беспощадна, но это не значит, что в ней нет места милосердию, состраданию. Нельзя без слёз читать эти статьи, особенно о детях. Фонд помог и помогает очень многим – об этом рассказывают статьи журналистов. Это говорит о том, что в наше прагматичное время люди не забыли ни о милосердии, ни о сострадании, ни о доброте. Но когда понял, что для многих членов масонской организации это братство является только средством карьерного роста, то Пьер разорвал отношения с ними. Светская жизнь его не привлекает. И Пьер приходит к мысли, что это несправедливо, что за освобождение народа нужно бороться. 1.Проблема гуманного отношения к человеку раскрыта М. Горьким в пьесе «На дне». Обитатели ночлежки не живут, а существуют. 2.Пример предательства и негативного отношения к предателям мы можем увидеть в повести «Тарас Бульба».

Сочинение на тему Проблема милосердия (с примерами из литературы)

Милосердие – есть любовь к миру, к людям, к самому себе. Оно включает в себя множество аспектов. Автор размышляет над тем, что же заставило его дать милостыню нищему? Автор предполагает, что добро необходимо делать именно равнодушно, чтобы не возникало и тени тщеславия. Проявив великодушие, мы невольно ждем некой благодарности от человека, на которого было направлено это самое великодушие. В литературе множество примеров, где герои проявляют милосердие, находясь в схожих с представленной Ф. Искандером ситуацией. Лирический герой Тургенева начал шарить по карманам в поисках хоть чего-то, что могло бы помочь старику. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» представлен образ Сони Мармеладовой, являющийся воплощением милосердия для миллионов читателей и самого автора.

ЕГЭ русский язык. Банк аргументов. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Несите миру свет и добро! 2). Любить человека – вот главный принцип гуманизма. Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет (И.Гете, немецкий писатель).3). 4. АргументыСамопожертвование. Бедный солдат чуть не провалился от стыда. Вечером он вернул награду и признался командиру в своей трусости. В следующем же бою солдат поразил всех своим бесстрашием и мужеством и заслуженно получил орден.9) Одна из легенд рассказывает о том, как шли однажды по земле святой Касьян и Никола Угодник. Считалось, что молитвы обездоленного скорее доходят до Бога. Хозяева просили несчастного бродягу помолиться за них в храме, за это давали ему монетку. Она просто отбросила костыли и пошла. Вот таким волшебством оборачивается искренняя доброта.14) Сострадание присуще не только человеку. Даже если он несет новое знание, новые истины, его никто не слушает.

/ аргументы сочинения ЕГЭ

Один из хрестоматийных образов, показывающих нам пример милосердия, — Вася из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» (старое название — «Дети подземелья»). Но вместо ожидаемой психологической разгрузки, эмоционального разряда на улице Васю ждет другая история — знакомство с семьей пана Тыбурция — нищими бродягами, отверженными всем городом. Первый образ, который ассоциируется для меня с понятием «милосердие» в русской литературе, — безусловно, Соня Мармеладова. Из литературных примеров можно взять рассказ М.Шолохова «Судьба человека».

Василь Быкова «Сотников». Горе от ума» Грибоедова. Платона Каратаева. Фамусова со своей дочерью Софьей. Маня, тысячи людей и сам Персиков.

Аргументы к сочинению

1) В рассказе Астафьева «Людочка» в эпизоде с умирающим человеком, когда все от него отошли, лишь Людочка его пожалела. 1) Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта «невольником чести». 2) Героем с высокими моральными качествами является Петруша Гринев — персонаж повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек.

Именно она своей чуткостью, терпением и искренним сочувствием «воскрешает» Раскольника к жизни, постепенно приводя к мысли о греховности его теории. Он лечит дочь Мерцаловых, даёт им денег на расходы и в прямом смысле слова спасает семейство от голодной смерти. Так, она буквально вытащила с того света Алексея Пряхина, а после госпиталя привела к себе домой и оставила жить до полного выздоровления. Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград.

Перед вами интерпретация события из очерка Д.А.ГРАНИНА «МИЛОСЕРДИЕ». Рассуждения писателя о таком отношении людей привели его к выводу о том, что уровень нашей отзывчивости заметно снизился. Интерпретация фрагмента из статьи К.И.ЧУКОВСКОГО «АННА АХМАТОВА». Многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. Интерпретация фрагмента из книги А.СЕДЫХ «ДАЛЁКИЕ, БЛИЗКИЕ». Единственное условие, которое он поставил, чтобы об этом не сообщалось в газете и чтобы никто, тем более эта женщина, не знал о его помощи.

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности. Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его — невероятный случай превращения собаки в человека.

Здесь собраны наиболее актуальные проблемы, связанные с состраданием, которые затрагиваются в текстах из вариантов ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, соответствующие этим проблемам, вы найдете под заголовками, расположенными в содержании. Также вы можете скачать таблицу со всеми этими примерами.

  1. Пример милосердия к животным наглядно демонстрирует произведение Юрия Яковлева «Он убил мою собаку» . Мальчик Саша (по прозвищу Табор) в разговоре со школьным директором рассказывает о брошенной прошлыми хозяевами собаке, которую он подобрал. В диалоге выясняется, что Саша был единственным, кому была небезразлична жизнь бездомного животного. Однако никто не обошелся с собакой жестче, чем отец мальчика. Он – так называет Саша своего отца – убил собаку, пока его не было дома. Для сострадательного ребенка этот жестокий и несправедливый поступок стал психологическим ударом, рана от которого не затянется никогда. Однако мы можем задуматься, как велика сила его сочувствия, если даже такие отношения в семье не искоренили в нем способность подать руку помощи.
  2. Истинное милосердие к животному проявил Герасим — герой . Он спас маленькую собачонку, застрявшую в речной тине. С большим трепетом герой выхаживает маленькое беззащитное существо, и благодаря Герасиму Муму превращается в «ладную собачку». Глухонемой дворник сильно полюбил спасенное им животное, и Муму отвечала ему тем же: всюду бегала за ним, ласкалась и будила его по утрам. Смерть Муму оставила в душе героя неизгладимый след. Он так мучительно переживал это событие, что больше никогда не смог полюбить кого-либо.

Действенное и пассивное сострадание

  1. Авторы многих произведений, вошедших в мировую и отечественную классику, наделяют своих героев ценностями, которым соответствует умение сострадать. Лев Толстой в романе «Война и мир» наделяет свою любимую героиню, Наташу Ростову, не только состраданием, но и добротой, желанием помочь нуждающимся. В этом плане показательна сцена, в которой Наташа просит своего отца пожертвовать имуществом их семьи, чтобы вывезти на подводах раненых из осажденной Москвы. Пока губернатор города бросался пафосными речами, юная дворянка помогла согражданам не словом, а делом. (Вот еще )
  2. Соня Мармеладова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» именно из чувства сострадания жертвует собственной честью и страдает за нищих детей Катерины Ивановны. Молодая девушка наделена даром сочувствия к боли и нужде других. Она помогает не только своей семье, пьянице-отцу, но и главному герою произведения – Родиону Раскольникову, показав ему путь к раскаянию и искуплению. Таким образом, герои русской литературы, наделенные способностью к сочувствию и милосердию, демонстрируют вместе с тем готовность жертвовать собой.

Отсутствие сострадания и его последствия

  1. Очерк Даниила Гранина «О милосердии» раскрывает данную проблему. Герой рассказывает о том, что упал недалеко от своего дома в центре города, и ни один человек не помог ему. Автор, рассчитывая лишь на себя, поднимается и идет в ближайший подъезд, а потом – домой. История, приключившаяся с рассказчиком, наталкивает его на размышления о причинах бесчувственности прохожих, ведь даже ни один человек не спросил его, что с ним случилось. Даниил Гранин рассуждает не только о своем случае, но и о врачах, о бездомных собаках, о бедных. Автор говорит о том, что чувство сострадания было сильно в военные и послевоенные годы, когда дух единства народа был особенно силен, но постепенно пропал.
  2. В одном из писем Д.С. Лихачева молодым читателям автор рассуждает о сострадании, как о заботе, вырастающей вместе с нами из детства и являющейся силой, которая объединяет людей. Дмитрий Сергеевич считает, что забота человека, направленная лишь на себя самого, делает из него эгоиста. Так же филолог утверждает, что сострадание присуще нравственным людям, которые осознают свое единство с человечеством и миром. Автор говорит, что человечество нельзя исправить, но изменить себя возможно. Поэтому Д.С. Лихачев выступает на стороне деятельного добра. (Вот еще подходящие .
  3. Самопожертвование из милосердия

    1. В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя А.И. Солженицына в образе Матрены воплощается понятие жертвенности и альтруизма. Всю свою жизнь Матрена жила для других: помогала соседям, работала в колхозе, выполняла тяжелую работу. Эпизод с горницей раскрывает высшую степень её готовности жертвовать своим ради блага других. Героиня очень любила свой дом, рассказчик говорил, что для Матрены отдать дом – означало «конец ее жизни». Но ради своей воспитанницы Матрена жертвует им и умирает, помогая перетаскивать бревна. Смысл ее судьбы, по мнению рассказчика, очень важен: на людях, подобных ей, держится вся деревня. И, несомненно, самопожертвование праведницы – это свидетельство чувства сострадания к людям, присущее женщине в высшей его степени.
    2. Авдотья Романовна Раскольника, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , входит в число героев-жертвенников в этом произведении. Дуня готова на любые жертвы ради любимых людей. Чтобы избавить старшего брата и мать от бедности, девушка сначала идет работать гувернанткой в дом Свидригайлова, где терпит обиды и позор. Затем решает «продать себя» — выйти замуж за господина Лужина. Однако Раскольников убеждает сестру не делать этого, потому что не готов принять такую жертву.
    3. Последствия сострадания и равнодушия

      1. Способность сочувствовать и активное, деятельное добро делает человека счастливым. Герасим из повести И.С. Тургенева «Муму» , спасая маленькую собачонку, не только делает добро, но и обретает верного друга. Собака, в свою очередь, так же привязывается к дворнику. Несомненно, финал этой повести трагичен. Но сама ситуация спасения животного, побужденная чутким сердцем Герасима, наглядно показывает, как человек может стать счастливым, единожды проявив милосердие и отдав другому свою любовь.
      2. В повести Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» маленькому мальчику Пете из всей цирковой труппы сочувствовал лишь клоун Эдвардс. Он учил мальчика акробатическим трюкам, подарил собаку. Петя тянулся к нему, но клоун не мог избавить его от тяжелой жизни под руководством жестокого акробата Беккера. И Петя, и Эдвардс – два глубоко несчастных человека. В произведении нет речи о помощи мальчику. Эдвард не мог обеспечить счастливую жизнь ребенку, потому что страдал от алкогольной зависимости. И все же, его душа не лишена чуткости. В конце, когда Петя умирает, клоун впадает в еще большее отчаяние и не может контролировать свою зависимость.
      3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Кто способен проявить сострадание, милосердие к пленному врагу? Именно этот вопрос возникает при чтении текста Б. Л. Васильева.

Раскрывая проблему проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия к пленному врагу, автор знакомит нас со своим героем – защитником Брестской крепости Николаем Плужниковым. Перед нами отрывок из повести Б. Васильева «В списках не значился». Лейтенант должен был расстрелять пленного немца.

Хорошо знавшая немецкий язык девушка Мирра сообщила Николаю, что пленный – рабочий, мобилизован в апреле, у него трое детей. Плужников понимал, что этот немец не хотел воевать, не по своей воле попал он в подземелье, но беспощадно вёл немца на расстрел. Но он не смог выстрелить в человека. А Мирра призналась, что очень боялась, что Николай застрелит «этого старика». Плужников объяснил девушке, что он не застрелил немца «для своей совести, которая хотела остаться чистой».

В романе – эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» Петя Ростов, находясь в партизанском отряде Денисова, жалеет французского мальчика – барабанщика, попавшего в плен, и стесняется этого, так как ему хочется выглядеть взрослым, настоящим воином. За столом он беспокоится, накормлен ли пленный, не обидел ли его кто. Петя робко предложил накормить пленного, и Денисов согласился с этим: «Да, жалкий мальчишка». Петя видит, что и «взрослые» относятся к пленному с сочувствием и состраданием, а простые солдаты французское имя «Винсент» переименовали в «Весеннего». Есть в романе эпизод, где русские солдаты кормят голодных французов кашей, а звёзды ласково смотрят с высоты на сидящих у костра людей и словно одобряют их. После победы над врагом Кутузов предлагает пожалеть пленных, которые выглядят «хуже нищих», потому что они «тоже люди». Чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты лежало в душе каждого русского солдата.

В повести В. Кондратьева «Сашка» главный герой получил приказ расстрелять пленного немца, ничего не сказавшего на допросе. Командир только что потерял любимую и горел желанием мести. Но Сашка не может выполнить этот приказ, так как раньше он убеждал немца, что советские солдаты не расстреливают пленных, даже листовку показывал. К счастью, командир понял чувства Сашки и отменил приказ.

Мы доказали, что великодушно простить и пощадить пленного врага способны те, кто не утратил на войне человечность, способен на милосердие и сострадание.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх