Кто такой н к рерих детям. Биография николая рериха

В двух словах определить его заслуги перед русской и мировой культурами не представляется возможным. Николай Константинович Рерих был больше, чем просто художником, но еще и тонким мыслителем, путешественником, этнографом, историком. Его по-прежнему помнят и чтят. Пожалуй, именно этот человек связал Восток и Запад, Россию и Индию тонкими, но прочными узами.

Биография Николая Рериха

Николай Когстантинович родился 27.09.(9.10.).1874г. Отец будущего художника был нотариусом, и в его жилах текла кровь древних викингов. К истории, литературе и музыке мальчик пристрастился еще дома, а также во время учебы в частной гимназии. Довелось ему принимать участие и в археологических раскопках, где он прикоснулся к древности воочию. Рерих собрал великолепную коллекцию старинных раритетов, включавшую более 30000 экспонатов. Параллельно он учился на юриста в Петербургском университете и в .

В формировании его личности значительную роль сыграли художники А.И.Куинджи и , а также критик и историк искусства В.В.Стасов. Первая серия картин Рериха была посвящена славянской Руси. Это и «Заморские гости», и «Город строят», и «Славяне на Днепре». Одно из полотен приобрел известный меценат . Рерих продолжил обучение в Париже.

В начале ХХ века Рерих с супругой Еленой Ивановной предпринял большое путешествие по старинным российским городам, в результате которого создал множество живописных этюдов. На 1906 год приходится изменение художественной манеры Рериха - он принимает решение отказаться от масляной живописи в пользу темперы. Под кистью Рериха оживают герои мифов, преданий и легенд - вещий Боян из «Слова о полку Игореве», Микула Селянинович и др.

Рериху доводилось работать и на росписях иконостасов и целых церквей. Наиболее известна его Богородица, написанная для церкви в селе Талашкино. Рерих сочетал занятия живописью с преподаванием и руководящими должностями. Так, с 1910 года он возглавлял знаменитое объединение «Мир искусства». С 1918 года художник оказывается вне России, в Финляндии.

Об эмиграции он не думал, и эмигрантом себя не считал. Тем не менее, художник не опустил руки и продолжал интенсивно работать. В течение трех лет он выставляет свои работы в США. Там же в 1923-м году открывается музей его имени и несколько культурных центров. Во второй половине 20-х гг. Рериху удается реализовать давнюю детскую мечту - побывать в Гималаях и Тибете, посетить Китай и Индию. Здесь художник ощутил новый прилив сил, прикоснулся к тайнам бытия и космическим тайнам человеческой жизни.


Уже после первой экспедиции Рерихи поселились в индийской долине Кулу. Она станет их пристанищем почти на два десятилетия, вплоть до кончины Николая Константиновича. Рерих всегда был рыцарем Красоты и много делал для ее сохранения и приумножения. Его Пакт о необходимости охраны культурного наследия был подписан несколькими десятками стран мира. Специально для этого документа Рерихом была разработана особая символика - Знамя Мира. Это окружность, в которую вписаны три красных круга меньшего диаметра. Они могут быть истолкованы в различных аспектах.

Философия Рериха нашла выражение в учении Живой Этики. Соавтором многих книг Рериха выступала супруга. Разумеется, Рерих непредставим без пейзажей, на которых изображены горы. Он рисовал их без устали, в разное время суток, и очень разными. Тема России продолжает звучать в творчестве художника и в 30-е гг. В годы войны Рерихи были полностью на стороне СССР.

Николай Рерих ушел из жизни в 1947 году, ожидая положительного решения о возможности возвращения на Родину, но так и не дождавшись его. Сыновья художника - Святослав и Юрий - достойно продолжили дело отца.

  • Сохранилась уникальная запись голоса Николая Рериха, где он по-английски размышляет о Шамбале и возможности ее существования.

Рерих Николай Константинович (1874 – 1947)

Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники...

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха.

С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.

По окончании гимназии Карла Мая в 1893 г. Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 г.) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого Архипа Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым.

В 1897 году Н.К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств и его дипломная картина «Гонец» была приобретена известным собирателем произведений русского искусства П.М. Третьяковым.

Уже в 24 года Николай Константинович становится помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».

В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь. Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. В 1902 г. у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец.

В своих книгах Н.К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». Ей первой он показывал каждую новую картину и высоко ценил ее художественную интуицию и тонкий вкус. Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих озарений Елены Ивановны. Но ее замыслы были не только в его картинах – трудно назвать хотя бы одну область в деятельности Н.К. Рериха, где бы их не было. За каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками, за его картинами и поездками будет всегда стоять Елена Ивановна. По свидетельству С.Н. Рериха: «Сотрудничество Н[иколая] К[онстантиновича] и Е[лены] И[вановны] было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения».

В 1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и первые статьи Н.К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

К этому же периоду относятся и работы художника на религиозные темы, исполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.

Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского. Благодаря Елене Ивановне Николай Константинович познакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным творчеством Р. Тагора, вместе они изучали Упанишады.

Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях.

В 1916 году из-за тяжелой болезни легких Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией и Н.К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.

В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Константинович едет с выставками по странам Скандинавии, а осенью того же года он принимает приглашение С.П. Дягилева оформить в Лондоне русские оперы на музыку М.П. Мусоргского и А.П. Бородина и выезжает с семьей в Англию.

В 1920 году Н.К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. Николай Константинович принимает это приглашение и вместе с семьей покидает Лондон.

Н.К. Рерих входил в плеяду тех немногих мыслителей XX века, которые глубоко понимали истинное значение Культуры, ее определяющую роль в развитии человечества. «Культура покоится на Красоте и Знании», – писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет мир». В этой формулировке заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте. Красота познается человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович увековечивал космические идеи Живой Этики в прекрасных художественных образах.

Воплощая эти идеи, Н.К. Рерих развернул в Америке широкую культурно-просветительскую деятельность. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт Объединенных Искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 года распахнул свои двери нью-йоркский Музей Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Основанные Николаем Константиновичем Рерихом учреждения стали крупными очагами культуры в Америке, объединив вокруг себя многих видных деятелей искусства.

Тогда же, в 1923 году, сбывается заветная мечта мастера – 2 декабря Н.К. Рерих и его семья прибывают в Индию. Здесь начинается подготовка к самому важному путешествию в жизни великого художника – экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии. Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Помимо чисто научных целей, экспедиция несла важную эволюционную задачу. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Значение и результаты этой уникальной экспедиции до сих пор по достоинству не оценены современной географической наукой. А между тем, осуществив мечту Пржевальского и Козлова, экспедиция Николая Константиновича Рериха явилась триумфом русских исследований Центральной Азии. По уникальности маршрута и собранным материалам она по праву может претендовать на особое место среди крупнейших экспедиций ХХ века. Путешествие продолжалось с марта 1925 по май 1928 года. Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай – Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник увековечил мир особенный и удивительный, мир высокой красоты.

По окончании экспедиции в июле 1928 г. Н.К. Рерих основывает Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний период жизни художника.

В 1934 – 1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную Министерством земледелия США с целью изучения засухоустойчивых растений. В то время, когда он находился в экспедиции, президент нью-йоркского Музея Николая Рериха и доверенное лицо Н.К. Рериха, американский бизнесмен Луис Хорш, подделав документы и оклеветав своего Учителя, незаконно овладевает пакетом акций, принадлежавших Музею, и объявляет себя его владельцем. Он тайно вывозит картины, часть из которых оставляет себе. Большинство полотен были пущены с молотка и до сих пор украшают частные собрания американских коллекционеров. Через некоторое время преданные Рерихам сотрудники приобрели новое помещение для Музея и выкупили значительную часть картин.

Н.К. Рерих продолжает свою международную культурную деятельность. В своих философско-художественных очерках он создает совершенно новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н.К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса.

В широкое понятие Культуры Н.К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Именно Николай Константинович Рерих впервые сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех ее материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Константинович, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества. «Богатство само по себе еще не дает Культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано ее защищать.

В 1930-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Н.К. Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Пакт Рериха заключал в себе большое воспитательное значение. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». Эта культурная инициатива была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор, А. Эйнштейн. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне. Первоначально документ был ратифицирован 21 страной американского континента. Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Н.К. Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.

С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с младшим сыном С.Н. Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленные статьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа. Нет ни одной ноты уныния и растерянности. Даже в самые критические дни войны – только уверенность в победе русского народа: «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!», – писал Николай Константинович в статье «Слава» в 1943 году.

В эти грозные для России годы художник в своем творчестве вновь обращается к теме родной земли. В этот период он создает целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых, используя образы русской истории, предрекает победу русского народа над фашизмом.

Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель – его многогранное дарование сравнимо по своей величине разве что с титанами эпохи Возрождения. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин , рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники…

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха.

С детских лет его влекли живопись, археология, история и, прежде всего, богатейшее культурное наследие Востока. Все это, слитое воедино, позже дало удивительный результат и сделало творчество Николая Константиновича уникальным и ярким.

По окончании гимназии Карла Мая в 1893 г. Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 г.) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого Архипа Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени – В.В. Стасовым, И.Е. Репиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Д.В. Григоровичем, С.П. Дягилевым.

В 1897 году Н.К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств и его дипломная картина «Гонец» была приобретена известным собирателем произведений русского искусства П.М. Третьяковым.

Уже в 24 года Николай Константинович становится помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».

В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь. Единство взглядов и глубокая взаимная симпатия очень быстро переросли в сильные и трепетные чувства, и в октябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Елена Ивановна разделит все устремления и начинания Николая Константиновича. В 1902 г. у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец.

В своих книгах Н.К. Рерих называл Елену Ивановну «вдохновительницей» и «другиней». Ей первой он показывал каждую новую картину и высоко ценил ее художественную интуицию и тонкий вкус. Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих озарений Елены Ивановны. Но ее замыслы были не только в его картинах – трудно назвать хотя бы одну область в деятельности Н.К. Рериха, где бы их не было. За каждым творческим действием Николая Константиновича, за его стихами и сказками, за его картинами и поездками будет всегда стоять Елена Ивановна. По свидетельству С.Н. Рериха: «Сотрудничество Н[иколая] К[онстантиновича] и Е[лены] И[вановны] было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах. Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения».

В 1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и первые статьи Н.К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

К этому же периоду относятся и работы художника на религиозные темы, исполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.

Многогранный талант Николая Константиновича Рериха ярко проявился в его работах для театральных постановок. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в оформлении Н.К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского. Благодаря Елене Ивановне Николай Константинович познакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным творчеством Р. Тагора, вместе они изучали Упанишады.

Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях.

В 1916 году из-за тяжелой болезни легких Н.К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла время от времени выезжать в город на Неве и заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств. Однако после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией и Н.К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.

В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Константинович едет с выставками по странам Скандинавии, а осенью того же года он принимает приглашение С.П. Дягилева оформить в Лондоне русские оперы на музыку М.П. Мусоргского и А.П. Бородина и выезжает с семьей в Англию.

В 1920 году Н.К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. Николай Константинович принимает это приглашение и вместе с семьей покидает Лондон.

Н.К. Рерих входил в плеяду тех немногих мыслителей XX века, которые глубоко понимали истинное значение Культуры, ее определяющую роль в развитии человечества. «Культура покоится на Красоте и Знании», – писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет мир». В этой формулировке заключен практически весь смысл космической эволюции, которая идет от хаоса к порядку, от простого к сложному, от системы к Красоте. Красота познается человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество. Об этом говорилось и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович увековечивал космические идеи Живой Этики в прекрасных художественных образах.

Воплощая эти идеи, Н.К. Рерих развернул в Америке широкую культурно-просветительскую деятельность. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт Объединенных Искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Почти одновременно с ним в Чикаго было учреждено объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 года распахнул свои двери нью-йоркский Музей Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Основанные Николаем Константиновичем Рерихом учреждения стали крупными очагами культуры в Америке, объединив вокруг себя многих видных деятелей искусства.

Тогда же, в 1923 году, сбывается заветная мечта мастера – 2 декабря Н.К. Рерих и его семья прибывают в Индию. Здесь начинается подготовка к самому важному путешествию в жизни великого художника – экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии. Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Помимо чисто научных целей, экспедиция несла важную эволюционную задачу. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Значение и результаты этой уникальной экспедиции до сих пор по достоинству не оценены современной географической наукой. А между тем, осуществив мечту Пржевальского и Козлова, экспедиция Николая Константиновича Рериха явилась триумфом русских исследований Центральной Азии. По уникальности маршрута и собранным материалам она по праву может претендовать на особое место среди крупнейших экспедиций ХХ века. Путешествие продолжалось с марта 1925 по май 1928 года. Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай – Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник увековечил мир особенный и удивительный, мир высокой красоты.

По окончании экспедиции в июле 1928 г. Н.К. Рерих основывает Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний период жизни художника.

В 1934 – 1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную Министерством земледелия США с целью изучения засухоустойчивых растений. В то время, когда он находился в экспедиции, президент нью-йоркского Музея Николая Рериха и доверенное лицо Н.К. Рериха, американский бизнесмен Луис Хорш, подделав документы и оклеветав своего Учителя, незаконно овладевает пакетом акций, принадлежавших Музею, и объявляет себя его владельцем. Он тайно вывозит картины, часть из которых оставляет себе. Большинство полотен были пущены с молотка и до сих пор украшают частные собрания американских коллекционеров. Через некоторое время преданные Рерихам сотрудники приобрели новое помещение для Музея и выкупили значительную часть картин.

Н.К. Рерих продолжает свою международную культурную деятельность. В своих философско-художественных очерках он создает совершенно новую концепцию Культуры, основанную на идеях Живой Этики. Культура, по мнению Н.К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса.

В широкое понятие Культуры Н.К. Рерих включал синтез лучших достижений человеческого духа в области религиозного опыта, науки, искусства, образования. Именно Николай Константинович Рерих впервые сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех ее материальных, гражданских аспектах. Отождествление цивилизации и Культуры, утверждал Николай Константинович, приводит к путанице этих понятий, к недооценке духовного фактора в развитии человечества. «Богатство само по себе еще не дает Культуры. Но расширение и утончение мышления и чувство Красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, человечество не только должно развивать Культуру, но и обязано ее защищать.

В 1930-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Н.К. Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Пакт Рериха заключал в себе большое воспитательное значение. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». Эта культурная инициатива была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Идею художника приветствовали Р. Роллан, Б. Шоу, Р. Тагор, А. Эйнштейн. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне. Первоначально документ был ратифицирован 21 страной американского континента. Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Н.К. Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.

С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с младшим сыном С.Н. Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленные статьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа. Нет ни одной ноты уныния и растерянности. Даже в самые критические дни войны – только уверенность в победе русского народа: «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!», – писал Николай Константинович в статье «Слава» в 1943 году.

В эти грозные для России годы художник в своем творчестве вновь обращается к теме родной земли. В этот период он создает целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых, используя образы русской истории, предрекает победу русского народа над фашизмом.

Очерки и письма Николая Константиновича в этот период как никогда призывают к человеческому единению и содружеству. Самое главное, утверждает Н.К. Рерих, заключается в нас самих, в силе нашего духа, в нашей внутренней культуре, основой которой являются добросердечие, стремление к знанию и почитание Красоты.

Эти призывы никогда не были отвлеченными. На этих принципах строились не только искусство и литературное творчество Н.К. Рериха, но и вся его жизнь. Свидетельства современников, помимо восхищения многогранностью творческого гения, передают нам образ человека целеустремленного, поражающего своей необыкновенной духовной силой, внутренней гармонией, а также необычайной терпимостью к воззрениям других людей.

О мировом признании русского художника свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом. С огромным уважением относились к художнику и в самой Индии – с Николаем Константиновичем были лично знакомы известные индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели. Многие простые индийцы почитали его как великого мудреца.

Признание заслуг в общественной, научной и художественной деятельности Н.К. Рериха ни в коей степени не повлияло на его отношение к Родине. Он всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт – России. Мысль о возвращении на Родину не покидала Н.К. Рериха никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Но его намерениям не суждено было осуществиться – в самый разгар приготовлений, 13 декабря 1947 года, он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали…

На месте погребального костра, перед ликом величественных снежных вершин был установлен большой прямоугольный камень, на котором была высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».


Третий том "Листов дневника" Н. К. Рериха включает очерки-письма последних лет его жизни — 1942-1947 гг. Написанные в суровые годы мировой войны и разрухи, они несут призыв к культурному единению человечества и служению Родине, учат восприятию вечного и истинного.

В сборнике представлены самые глубокие по содержанию литературные произведения великого художника и мыслителя Н.К.Рериха. Являясь сотрудником духовных Учителей Востока, Н.К.Рерих отразил духовно-философские основы их мировоззрения в своем литературном творчестве.

Иные миры и планы бытия; сакральная взаимосвязь человека с Космосом; загадки жизни, смерти, бессмертия; необычные природные явления, свидетельствующие о многомерной структуре мироздания; парапсихологические феномены и тайны высших духовных способностей человека; наконец, самый уникальный культурно-исторический феномен нашей планеты — обитель Высшего Разума, Шамбала, — все эти вопросы нашли увлекательное художественное отражение в рассказах, эссе и повестях мыслителя.

Легенды Азии. Сборник

Гениальный живописец, выдающийся публицист, мыслитель, путешественник Н.К. Рерих справедливо считается одним из самых загадочных деятелей своей эпохи.

В этом сборнике собраны самые таинственные, захватывающие повести и рассказы Н.К. Рериха. Эти работы посвящены тайнам истории и культуры Востока, природным феноменам, не разгаданным наукой, мудрости духовных Учителей Индии, предвидениям будущего нашей планеты и многому другому — одним словом, темам, интересующим всех!

Миф Атлантиды

В книге «Миф Атлантиды» представлены рассказы, эссе и очерки великого русского художника и мыслителя U.K. Рериха, посвященные самым таинственным, непознанным сторонам бытия.

Древние цивилизации, легенды и мифы, иные миры и необычные природные явления; паранормальные способности человеческой психики и другие загадки природы и человека — все эти темы захватывающе интересно отражены в литературных работах великого живописца и исследователя.

Пути Благословения

Книга «Пути Благословения» проникнута верой в то, что на арене жизни победят силы добра и созидания.

Н.К.Рерих через бури разрушения, через тьму непонимания и через стены вражеских препятствий проносит в Будущее не расплесканною чашу Красоты и Мудрости. И тем самым он становится одним из величайших духовных вождей современности, к голосу которого с особой чуткостью должны прислушиваться молодые поколения.

Семь Великих Тайн Космоса

Знание о Космосе накопляется человечеством медленно. В течение веков человек открывает законы природы, законы космические.

Эти законы существовали и тогда, когда человек еще не знал о них. И сейчас есть законы, которые человечеством еще не открыты. То, что мы уже знаем, есть наше знание. То, что мы еще не знаем, является для нас тайной. Но то, что для нас еще тайна, для кого-то является знанием - в Космосе есть Существа, которые знают больше. А знать что-то - значит мыслить об этом. Так создаются мысли, и они живут независимо в пространстве. Пространство наполнено образами Истины, люди их называют идеями.

Сказки

Николай Рерих обладает мировой славой живописца и ученого. Меньше знакомо нам его литературное наследие.

Например, мало кто знает, что Николай Константинович писал и... сказки. С прекрасной иносказательностью образов, с манящей красотой таинственных миров.

Герои его сказок являются носителями возвышенных чувств и мыслей, имеющих вечную общечеловеческую ценность. Они располагают к глубокому раздумью, настраивают на высокие чувства, устремляют к духовному совершенствованию.

Собрание сочинений

Собрание литературных трудов русского художника, философа-мистика, ученого, писателя, путешественника, общественного деятеля и политика Николая Константиновича Рериха (1874 - 1947).

Алтай - Гималаи
Врата в будущее (сборник)
Да процветут пустыни
Держава Света (сборник)
Иерархия
Избранное
Матери городов
Мир огненный (Книга 1)
Мир огненный (Книга 2)
Мир огненный
На кургане
Нерушимое
Одеяние духа
По пути из варяг в греки
По старине
Пути благословения (сборник)
Пути благословения
Сердце Азии
Стихи
Твердыня пламенная (сборник)

Химиват

Люди во всех частях света хотят знать о Гималаях. Самые лучшие люди сердечно устремляются к этому сокровищу Индии. Во все времена происходило притяжение к Гималаям. Людям известно, что всякий ищущий духовного восхождения должен смотреть в сторону Гималаев.

В этой книги собраны размышления и впечатления Николая Рериха от его экспедиций в Гималаи.

Цветы Мории

Единственный сборник стихов великого русского художника, философа и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха.

Сборник содержит несколько поэтических сюит и поэму «Наставление ловцу, уходящему в лес».

Эти стихи — плод неповторимой индивидуальности Рериха, вместившей и переплавившей в себе мудрость Востока, и исконно русское миросозерцание.

Человек и природа

Очерки Н.К.Рериха, собранные в данной книге, - это размышления о духовном познании Космоса, Земли и самого человека.

Трагедия природы в нашем веке предопределена уничтожением духовности. Никто, может быть, не доносит до нас эту истину, это предупреждение в такой ясной и неопровержимой форме, как Н.К.Рерих. Рерих «слит душой с природой, а природа знает больше нас, природа и есть жизнь, жизнь - есть путь», - писал Вс.Н.Иванов.

Картины Святослава Рериха можно увидеть в музеях Бельгии, Болгарии, США, Франции, Индии, России. Мастерство художника заслужило мировое признание. Сложность композиций, гармоничное звучание красок, выразительность линий - его творчество приравнивается к шедеврам искусства.

Великолепные картины, философские книги оставил после себя Рерих. Святослав Николаевич - педагог, организатор, общественный деятель - основную часть жизни провел в Индии. Почетные награды многих стран свидетельствуют о его великом вкладе в развитие культуры и дружбы народов.

Его многогранная деятельность охватывает архитектуру, театр, живопись, графику, книжную иллюстрацию, орнитологию, археологию. Известен факт, что эпидемию легочной чумы в Индии не смогла остановить официальная медицина. Святослав Николаевич самостоятельно составил рецепт вакцины. Прививки на ее основе спасли многие жизни.

Семья Рерихов

Еще при Петре I предок семьи Рерихов, швед по национальности, переселился в Россию. Его фамилия в переводе на русский язык означала «богатый славой». Эта семья славилась своими общественными деятелями, писателями, художниками, философами.

  • Николай Константинович (1874-1947) - академик Российской академии художеств. Благодаря ему появилось Общество защиты и сохранения памятников искусства и старины в России. В США им созданы культурно-просветительские сообщества и объединения. Его путешествия по Гималаям, Тибету, Алтаю, Монголии, позднее - по Маньчжурии и Китаю нашли свое отражение в путевых записках и потрясающих полотнах. Окончил свой земной путь в Индии, оставив после себя более 7000 картин.
  • Елена Ивановна (1879-1955) - его супруга, в юности блистала музыкальными талантами. Выступала с сольными концертами в качестве пианистки. Участвовала в экспедициях супруга, была вдохновительницей и соратницей его творческих планов. Является автором книг «Основы буддизма», «Криптограммы Востока», «Знамя преподобного Сергия Радонежского».
  • Юрий Николаевич (1902-1960) - их старший сын, обладал удивительными лингвистическими способностями. Десятки языков знал в совершенстве. Являлся директором Гималайского Института научных исследований «Урусвати», преподавал в Калимпонгском университете (Индия). В Москве возглавил сектор религии и философии Индии в Институте Востоковедения АН СССР.

Святослав Рерих.Краткаябиография

Святослав Николаевич (1904-1993) - младший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны. Выросший среди талантливых людей, он и сам обладал многими способностями. С детства занимался живописью, изучением языков. Отец брал Святослава в археологические поездки, где тот изучал историю древнерусских городов.

После окончания (США) занимается иллюстрациями книг, графикой. С 1923 года возглавил Международный центр искусств «Корона Мунди» в Нью-Йорке, основанный его отцом.

Позднее, переехав к родителям в Индию, полностью посвящает свое время художественному творчеству. Создает пейзажи, портреты, проводит персональные выставки. Постепенно приобщаясь к религии и философии Индии, возглавляет Школу искусств в Бангалоре. Его супругой стала Девика Рани, индийская киноактриса.

Рерих Святослав Николаевич был инициатором создания в 1989 году Советского фонда Рерихов, куда передал архивы родителей и брата. Содействовал укреплению дружеских связей между Россией и Индией.Награжден высшим орденом этой восточной страны - «Падша-Бхушан».

Девика Рани

Девика Рани с самого юного возраста воспитывалась в семье своего родственника, лауреата Нобелевской премии, писателя Рабиндраната Тагора. Высокая культура ее окружения, увлечение искусством - все это послужило толчком к развитию прекрасных актерских качеств. Девика Рани закончила Королевскую академию драматических искусств и музыки в Англии.

Получила в области архитектуры. Снималась в фильмах, режиссером которых был ее первый муж. Не только в Индии, но и в Европе киноленты имели огромный успех. Впоследствии Девика Рани сама стала декоратором и режиссером (этому искусству она обучалась в Германии).

Индийская верность семье, европейское образование, многочисленные таланты и красота не оставили Рериха равнодушным. Они познакомились во время работы над ее новым фильмом. Поначалу Святослав Рерих отказался выполнять заказ кинопродюсера Рани. Ей понравились картины художника. Она планировала в таком же стиле создать декорации к своему фильму. Девика отправилась на личную встречу с Рерихом, не подозревая, что вскоре он станет ее спутником жизни.

Рерих, биографиякоторого плотно переплетается с жизнью Девики Рани Рерих, с первого взгляда полюбил свою будущую жену. Он пишет многочисленные портреты супруги. Его родители высоко ценили духовные качества невестки, ее высокую культуру, образованность.

Картины Святослава Рериха

Многочисленные путешествия с раннего возраста, увлечение разными культурами и языками наложили свой отпечаток на творчество Святослава Николаевича. Он создавал великолепные полотна на восточные темы. Участвовал вместе с отцом в создании декораций к операм «Садко», «Снегурочка», «Князь Игорь».

Многогранность и яркий индивидуализм его картин ценился при жизни художника. Персональные выставки проходили с большим успехом. На них были представлены портреты известных людей того времени, гималайские пейзажи, жанровые зарисовки из индийской жизни.

Большое внимание уделял изучению красок Рерих. Картиныиндийской живописи написаны не маслом. Метод рисования картин темперой (на воде) увлек Рериха. Местные художники тщательно хранили свои секреты. Их краски оставались яркими и живыми спустя столетия.

Большое влияние на творчество Святослава оказал отец-Рерих. Картины,созданные Николаем Константиновичем, глубоко символичны. При этом они точны и документальны (в частности горные массивы Гималаев). Пейзажи Святослава - нежнее, мягче. Его тона приглушеннее, детали слегка размыты и затуманены.

Все картины Рериха с названияминевозможно найти в музеях в репродукциях или в электронном виде. Им написано чуть более 4000 картин, многие из которых находятся в частных коллекциях разных стран.

Пейзажи

Описание картин Рериха невозможно передать однозначно. Полотна художника состоят из цветовых контрастов, смягченных атмосферным потоком. Они словно пронизаны светом индийского солнца или затуманены синеющими тенями сумрака. В картине «Большой дождь» сила стихии захватывает зрителя, увлекает своей мощью тропический ливень.

«И мы приближаемся» - течение реки и каменные глыбы умиротворяют величием. Белые вершины гор напоминают Гималаи. Рерих наполнил картину четким ритмом реки, пульсацией жизни на контрасте с вечностью снежных вершин.

«Гирнар» - монументальная гора, сглаженная мягкостью облаков и светом закатного солнца. «Весна в Кулу» пронизана розовым светом цветущих деревьев. «Канченджанга» - это почти мистическое сплетение облаков, гор, света и всевозможных оттенков. «Дамодар Кунд» являет нам, как прозрачность воды отражает зелень деревьев, высокое небо, это идиллия жизни.

Портреты

Творчество Рериханеразрывно связано с портретами известных людей, политических деятелей, родственников художника. Портреты отца, матери, жены написаны с любовью и безграничным уважением. «Пандит Джавахарлал Неру» создает образ мудрого, благородного человека.

«Портрет ламы», «Портрет старого тибетца» - индийские портреты простых людей (кузнеца, сестренок, махараджи, девочки), написаны они реалистично, ярко, пронзительно.

Художник Рерихв своих картинах подчеркивает общечеловеческие идеалы - мудрость, стойкость, мужество, уверенность, доброту, заботу. Его портреты изящны, лаконичны, невыразимо прекрасны.

Стремление Рериха к портретной живописи проявилось рано. Ему не было и 20 лет, когда талант проявился и требовал все новые образчики для творчества. Горцы, тибетские ламы, дети - во всем видна яркость образов, народная мудрость или беззаботное веселье.

Женские портреты проникнуты любовью, восхищением внешней красотой в сочетании с богатством и силой духа. На тщательный реализм письма накладывается субъективное восприятие художника.

Бытовые зарисовки

Часто в своих полотнах возвращается к труду простых людейРерих. Святослав Николаевич бесхитростной простотой, насыщенными оттенками наполняет картины, они оживают на глазах зрителей.

«Мои соседи» - деревенская сценка. Под палящим солнцем отдыхают две женщины, рядом лениво развалилась собака. Ритмична картина своим сочетанием полуденного отдыха и проходящей вдали фигуры женщины с корзиной на голове.

«Дом гончара» представляет хижину продавца глиняных изделий. Груда горшков, пальмовые листья дома и две фигуры - простота композиции завораживает.

Картина «Наперегонки» показывает, как юная девушка и маленькая свинка бегут, едва касаясь земли. Так и слышится заливистый смех индианки, легко подхватившей край своего одеяния.

«Дочери моря» - картина, посвященная рыбачкам. Они сами выходят в море, ловят и обрабатывают рыбу. Бронзовые тела, энергия этих женщин насыщены внутренней силой и цельностью.

Религиозные картины

Жизнь Рерихасвязана с Индией, ее эпосом. Легенды о Кришне часто использовал в своих картинах Святослав Николаевич. Его «Священная флейта» - это юный Кришна, играющий на своей флейте. Синева неба, темная фигура юноши, одинокое облако и золото листвы - нежный звук флейты разносится по пустынной местности.

Перед нами «Иаков и Ангел». Христианская тематика картины переплетена с мистическим оттенком неба и сверкающими крыльями ангела. «Христос с учениками» - традиционное, почти иконописное изображение людей и невероятное, красочное небо. «Когда собираются йоги», спокойные фигуры ничем не нарушают покой синих гор, общего умиротворения местности.

Вечные идеалы красоты, духовности нашли свое отражение в триптихе «Распятое человечество», картинах «Вечная жизнь», «Вечный зов», «Подвиг».

Общественная деятельность

Рерих Святослав Николаевичинтересовался поиском красоты, высшей духовности человека. Он считал, что правильное воспитание способствует развитию гармоничной личности. Большое участие принимал он в работе детской школы в Бангалоре. Она была создана на основе философии индийского мыслителя Гхоша.

Еще Николай Рерих выступил инициатором создания Пакта Рериха, договора о защите от разрушений памятников искусства и архитектуры. Много сил пришлось приложить и Святославу Николаевичу, чтоб индийское правительство подписало документ. Индия присоединилась к Пакту в августе 1948 года.

За вклад в дружбу между Россией и Индией, укрепление культурных связей Рерих С. Н.получил звание лауреата Международной премии имени Дж. Неру и орден «Падма-Бхушан», правительственные награды разных стран.

В 70-80-е годы XX века Святослав Николаевич Рерих, биография которого полна благочестивых поступков, представил русскому народу картины своего отца, опубликовал его книги. Устраиваются рериховские чтения. Позднее, после встречи с Горбачевым М. С., при поддержке Совета министров СССР, Святослав Николаевич стал инициатором создания Советского фонда Рерихов и музея имени Н. К. Рериха. После распада СССР фонд был переименован в Международный Центр Рерихов.

Художественно-культурное наследие семьи включает в себя картины, личную переписку, книги, очерки, семейную библиотеку, реликвии, личные вещи. Все содержимое (масса груза составила 4 тонны) должно было перейти в Центр-музей,один из залов которого носит имя Святослава Николаевича. В музее читаются лекции, проводятся выставки, тематические вечера.

Философия С. Н. Рериха

Все члены семьи Рерихов придерживались одной философской линии. Этикой Жизни называлась их система взглядов. Это учение о мироздании, его зарождении и эволюции. Философское учение Живой Этики (Агни Йога) - 14-томный труд Рерих. древней мудрости Учителей Востока.

Раскрыть гармонию, высшее звучание в человеке или в предмете стало основной идеей Святослава Николаевича. Напитать космическими вибрациями, заставить откликнуться душу - только так возможно приобщение к новым идеям, понятиям.

Духовное воспитание через видение красоты природы нашло отражение и в его творчестве. Искусство способно тронуть душу человека. Формирование собственного характера - длительный процесс, который проходит через всю жизнь. Посредством созвучия искусства, природы, души возможно приобщение к космическому сознанию. Что постепенно приведет к усовершенствованию самого человека.

Красота и гармония помогут устранить безобразные мысли, низменные поступки, будут способствовать эволюции души. Художник способен пробудить в людях эмоциональный отклик. Он поможет взглянуть на мир по-другому. Красота должна проникнуть во все сферы человеческой жизни. Она не абстрактна, а вполне реальна. Очиститься от обыденности, увидеть красоту в каждом миге жизни - вот основная концепция Рериха. Если почувствовать ее вибрацию, то изменение ежедневных мыслей и поступков будет способствовать изменению души.

Философия в творчестве

Описанные в Этике Жизни темы гуманизма, справедливости, равенства, братства всех народов проходят красной нитью через творчество Святослава Рериха. Он свободно пишет на любую тему - религиозную, бытовую. В его картинах нашли отражение восточные учения и христианские законы, мифология и торжество веры.

Художник синтезирует современность и прошлые эпохи, разные культуры и народности. Для него не существует стран и границ. Его искусство объединяет всех, от простого пастуха до высшего политического деятеля.

В его картинах борьба добра и зла четко прорисовывается светом и тьмой. Его портреты конкретны и способны донести внутреннее состояние человека. Реализм синтезирован с поистине космическим сочетанием цвета.

В искусстве художника четко прослеживается индивидуальность Рериха, его внутреннее богатство. Человек в его картинах - преданный сын природы, неутомимый труженик на ее полях. Он увековечил в своих полотнах стабильность гор и подвижность воздуха, красоту восходов и лунных ночей. Внешние формы подчинены внутреннему видению художника.

Заключение

Художник Рерихстремился не только ухватить основы индийского искусства. Он полностью проникся самой сутью жизненной философии индийцев. На протяжении тысячелетий создавались основы человеческого бытия этой страны. Художественный язык Рериха - сплав русской и индийской культуры.

Репродукции Рериха можно приобрести в интернет-магазинах. Они готовятся от 3 до 5 дней. Подлинники его картин находятся в мастерской в Кулу и Бангалоре, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в частных коллекциях и многочисленных музеях Индии.

Необычность его полотен приковывает взгляд. Нестандартный подход в сочетании цветов, композиционных решений имеет богатый диапазон. Прекрасные, светлые картины Рериха проникнуты добротой, верой в светлое будущее человечества. Некоторые же полотна звучат предостережением - возвышение сердца важнее тела и рассудка. Он указывает, что сострадание и милосердие - путь выживания человечества в век войн, экологических катастроф, эпидемий.

Рериха интересовала идея самовоспитания человека, поиск прекрасного в его душе и окружении. К совершенству, гармонии стремился он и в своем творчестве. Космическое звучание его полотен, насыщенность художественного языка, потрясающая энергетика свидетельствуют о несомненном таланте этого педагога, общественного деятеля, организатора, художника, писателя.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх