Надгробные памятники: от древности до наших дней. Самые древние исторические памятники мира


Умышленное уничтожение культурных ценностей боевиками стало настоящей проблемой нашего времени. ИГИЛ беспощадно взрывает памятники и храмы, в том числе и те, которые были занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В нашем обзоре 10-ка исторических памятников, уничтоженных в разное время и в разных странах боевиками, нацистами и религиозными фанатиками.

1. Древние храмы в Камбодже


В 1975 - 1979 годах красные кхмеры убили более двух миллионов камбоджийцев. Провозгласив «возвращении к истокам», они также начали уничтожать всё, чтобы было связано с прошлым, в том числе и памятники архитектуры. Было уничтожено более 3000 храмов, нанесен непоправимый ущерб статуям, священным книгам и другим религиозным предметам и артефактам. Также были уничтожены 73 католические церкви в Камбодже. Многие из сокровищ, разграбленные в вандалами, то и дело всплывали на арт-аукционах различного ранга.

2. Янтарная комната


Янтарная комната, которую называли «восьмым чудом света», была подарком Петру I от Фридриха Вильгельма I в знак перемирия между Россией и Пруссией. Шедевр был создан мастером Андреасом Шлютером для прусского короля Фридриха I. В последние месяцы Второй мировой войны нацисты демонтировали Янтарную комнату, после чего ее никто больше не видел.

3. Гао-Саней


В 2012 году исламские террористы-туареги разграбили и взорвали Гао-Саней – археологический памятник 11-го века на севере Мали, состоящий из пирамидальной гробницы, двух мечетей с плоской крышей, кладбища и ряда построек под открытым небом. Согласно данным Организации Объединенных Наций, 90 процентов комплекса было разрушено.

4. Гробница имама Аун аль-Дин


Гробница имама Аун аль-Ди - расположенная в Мосуле на берегу реки Тигр святыня 13-го века была разрушена ИГИЛ в июле 2014. Гробница, считавшаяся настоящей архитектурной жемчужиной, была взорвана и превращена в груду щебня.

5. Крак де Шевалье


Построенный между 1142 и 1271 годами Крак де Шевалье был одним из самых хорошо сохранившихся замков крестоносцев в мире. За все время существования этот замок госпитальеров никогда не был захвачен. Два года назад во время сирийской гражданской войны во время авианалета была повреждена крыша замка, а тяжелая артиллерия повредила стены и религиозные артефакты, находившиеся в замке и на его территории.

6. Нимруд

Основанный в 13-ом столетии до нашей эры и расположенный к югу от Мосула Нимруд был столицей нео-ассирийской империи. Сегодня очень сложно оценить степень урона, нанесённого древнему городу. Но если судить по спутниковым снимкам, существенная часть строений разрушена бульдозерами и тяжелой военной техникой.

7. Хорсабад


ИГИЛ безвозвратно уничтожил многие исторические памятники в Сирии и Ираке. 9 марта 2015 года террористическая группа разграбила и частично разрушила Хорсабад - древний город в 15 километрах к северо-востоку от Мосула, который был столицей древней Ассирии ещё в 721 году до н.э.. Полностью были разрушены дворец, известный своими стилистическими инновациями, стёрты с лица земли множество резных каменных рельефов.

8. Музей Мосула


Музей города Мосул является вторым по величине музеем в Ираке. 173 древних артефакта хранилось в музее, когда в город ворвались боевики ИГИЛ и начали кувалдами уничтожать древности. Несколько больших статуй были полностью разрушены, артефакты из археологических раскопок Ниневии уничтожены.

9. Национальный музей Афганистана


По данным National Geographic, 70 процентов коллекции Национального музея было разграблено или уничтожено. Грабили музей несколько террористических групп в течение 35 лет постоянных конфликтов, которые бушевали в Афганистане. Уничтожили большинство ценностей талибы. Они в феврале 2001 года разбили в музее все экспонаты, изображавшие человека или животных. В итоге 2500 артефактов были уничтожены.

10. Бамианские статуи Будды


В марте 2001 года талибы взорвали две статуи Будды 6-го века, которые были высечены в скалах, окружающих афганскую долину Бамиан. Статуи размером 55 и 37 метров были построены между 507 г. н.э. и 554 г. н.э. Бамианские Будды пережили ряд войн в течение более чем 1500 лет. Даже Чингисхан понял их культурное значение и решил оставить статуи нетронутыми. Мохаммед Омар Мулла, лидер талибов в 2001 году, приказал уничтожить Будд, чтобы «очистить Афганистан от индуистской ереси».

Предоставлю список памятников из раздела отечественной истории, т.к. о памятниках Шумера и Аккада и прочая, прочая, прочая, написано очень много.

  1. Рюриково городище в Новгороде

Больше тысячи лет назад на невысоком холме, неподалеку от центра современного Великого Новгорода стоял город - богатый административный, торговый и ремесленный центр всего Приильменья - Рюриково городище. Археологи обнаружили в его культурном слое множество вещей скандинавского происхождения. Городище стало предшественником столицы новгородского княжества; именно сюда, по легенде, пришел княжить варяг Рюрик.

2. Костенки

Один из самых знаменитых археологических памятников эпохи палеолита находится в России, в Воронежской области. Первые поселения человека в Костенках появились 45 тысяч лет назад. В Костенках находили груды костей животны - древние жители этих мест строили жилища из костей мамонтов. Среди 40 000 находок - орудия труда и произведения искусства.

3. Гнездово

По обе стороны Днепра в Смоленской области находится крупнейший памятник, относящийся ко времени зарождения древнерусского государства - Гнездовский курганный комплекс. Когда-то здесь были насыпаны 3500−4000 курганов. И славяне, и скандинавы в VIII-X вв. хоронили умерших одинаково: сначала помещали тело в погребальный костер, а зачем насыпали курган. Некоторые курганы насыпаны на сожженных погребальных ладьях; такие захоронения оказались особенно богатыми. В них находили ювелирные украшения, сломанные мечи и другие предметы.

Шлемы, найденные в Гнездовских курганах

4. Фанагория

Фанагория - одна из немногих древнегреческих колоний на территории современной России. Крупный портовый город служил второй после Пантикапея (совр. Керчь) столицей Боспорского царства. На территории современного города были раскопаны административные и жилые здания конца VI - первой половины V в. до н.э. Самой ценной находкой за историю раскопок стал деревянный корабль. Его удалось датировать благодаря металлическому тарану, на котором обнаружился отлитый знак царя Боспорского государства Митридата VI Евпатора (звезда и полумесяц). Судя по всему, корабль биремы (гребного военного судна с двумя рядами весел по каждому борту) входил в состав царского флота и был сожжен во время штурма Фанагории 63 г. до н.э.

5. Херсонес

В октябре 2015 года музей-заповедник Херсонес Таврический перешел к России, и, хотя ЮНЕСКО и отказалась признать этот факт, сейчас музей-заповедник находится под руководством российского министерства культуры. Единственный греческий полис в Причерноморье, Херсонес успел побыть римской колонией, войти в состав Боспорского царства, краткое время был независимым, вошел в состав Византии, пережил набеги войск Чингизхана, был дважды разрушен и разграблен литовскими князьями, видел генуэзских купцов. Его культурный слой хранит память о каждом периоде истории древнего города.

6. Селитренное городище (Сарай-Бату)

На территории Астраханской области находится основанная ханом Батыем столица Золотой Орды - город Сарай-Бату. Селитренным он стал намного позже, когда при Петре I здесь поставили заводы по производству селитры. На территории памятника найдены фундаменты множества зданий - общественных, жилых и производственных. Города Золотой Оржы строились покоренными народами, поэтому материальная культура Сел Сарай-Бату была очень эклектична.

Реконструкция жилищ города Сарай-Бату

7. Городище Старая Рязань

Один из самых богатых городов Древней Руси, столица Рязанского княжества находился совсем не там, где стоит современная Рязань. Городище Старая Рязань обнаружили в 1822 году благодаря случайной находке - кладу золотых украшений. После Великой Отечественной войны за раскопки взялись серьезно. На городище были найдены три храма, предметы искусства, дома и помещения, где люди занимались ремеслами, 16 кладов с монетами и ценными вещами.

За 3 тысячи лет до нашей эры на территории современной Челябинской области было построено огромный укрепленный город. В специальных мастерских его жители плавили бронзу и занимались гончарным ремеслом. Город был строго распланирован и имел ливневую канализацию.

Образованные остатками укреплений и жилищ круговые фигуры в степи привлекли не только историков, но и приверженцев оккультизма всех сортов: они называют памятник археологии «местом силы», «колыбелью человечества» и «прародиной ариев».


Содержание:

Невероятно огромна роль архитектурных памятников, которыми богата планета Земля. Благодаря древним строениям удаётся проникнуться, почувствовать дух эпохи, давно минувшей. Ведь ничего нет весомее, как пройтись по древним улочкам, выложенным из камня, который истёрся от прикосновения ступней поколений, давным-давно здесь ступавшим.

Богата архитектурными памятниками и русская земля. Это свидетельство процветания тысячелетия назад городов и обычных населённых пунктов. Здесь жили предки сегодняшних поколений, которые воевали за свободу, за процветание родных очагов. Часто спорят о патриотизме россиянина, то есть русского, украинца, татарина, белоруса, представителей других национальностей, живших и сейчас живущих на этой земле.

Не могут спорящие понять, что заставляет россиянина жертвовать собой ради свободы и жизни других. С чего начинается патриотизм? А он начинается с древних церковных храмов, с полузаросшей травой крепостей, со зданий и сооружений, в которых создавали свои произведения Пушкин и Достоевский, Мусоргский и Чайковский, где писали иконы Рублёв со своими учениками, где рождали первые указы, укрепляющие Россию, Иван Грозный и Пётр I.

Выходит, что патриотизм начинается там, где появился на свет россиянин, где он жил, выращивал хлеб, строил замки и храмы, устанавливал крепостные стены, где он проливал свою кровь за свободу и независимость. Поэтому приходится с сожалением констатировать факты безобразного отношения к памятникам архитектуры Руси, которые воздвигались на заре своей государственности. Такое отношение к архитектурным памятникам и убивает патриотизм.

На Руси много памятников. Всемирно известны они в Москве, Петербурге, Киеве. О них часто пишут, к ним обращено внимание государства, церкви, общественных организаций. Но есть памятники архитектуры, которые в далёкие годы были возведены в других городах и даже небольших сёлах. Широкой общественности о них почти ничего не известно. Но роль их в воспитании любви к своей родине у россиян неизмеримо высокая.

Указом Андрея Боголюбского в 1165 году между реками Клязьмой и Нерлью во Владимирской области был возведён церковный храм в память о погибшем от рук булгар сыне князя. Церковь одноглавая, но выстроена она из белого камня, что в ту пору было новинкой. В те времена главным строительным материалом было дерево. Но деревянные строения часто уничтожались пожарами, были неустойчивыми перед набегами врагов.

Хоть и построили храм в память о сыне Андрея Боголюбского, но посвящён он был церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Это первый такой памятник и очень важный, поскольку православие на Руси ещё только утверждалось.

Очень простой кажется конструкция храма. Главные его составляющие - это четыре столпа, три апсиды, крестообразный купол. Церковь имеет одну главу. Но она сотворена в таких пропорциях, что издали представляется парящей над землёй. Этот церковный храм по праву находится в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Десятинная церковь

С крещением Руси связана церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, получившая название Десятинной. Это было первое каменное строение. Церковь строили пять лет, с 991 по 996 годы, на месте сражения христиан с язычниками. Хотя в Повести временных лет началом строительства храма назван 989 год.

Здесь закончен был земной путь первомучеников Фёдора, а также его сына Иоанна. Князь Владимир Святославич своим указом выделил для строительства церкви десятину из государственной казны, по нынешнему времени, из бюджета. Поэтому церковь и получила такое имя.

В своё время это был самый большой храм. В 1240 году войска татаро-монгольского ханства разрушили храм. По другим источникам церковь рухнула под весом собравшегося там народа в надежде спрятаться от захватчиков. От этого археологического памятника сохранился лишь фундамент.

Золотые ворота

Символом мощи и величия Древней Руси считаются Золотые ворота. В 1158 году Андрей Боголюбский поручил окружить город Владимир валом. Через 6 лет он распорядился возвести пять входных ворот. До настоящего времени устояли только Золотые ворота, являющиеся памятником архитектуры.

Эти ворота изготовили из дуба. Впоследствии их оковали листами меди, покрыв позолотой. Но не только за это получили ворота своё имя. Настоящим произведением искусства были золочёные створки. Жители города сняли их перед нашествием монголо-татарского войска. Эти створки занесены в реестр ЮНЕСКО, как шедевры, утраченные человечеством.

Правда, в 1970 году появилось сообщение, что створки найдены японскими учёными-археологами, которые принимали участие в очистке реки Клязьмы. Тогда-то и были обнаружены многие артефакты, в том числе, створки. Но вот самое ценное в них - золотые пластины не найдены до сих пор.

По легенде своды ворот во время завершения строительства упали, придавив 12 строителей. Очевидцы решили, что все они погибли. Андрей Боголюбский повелел принести икону Божией Матери и начал молиться за попавших в беду людей. Когда ворота освободили от завалов, приподняли, работники там оказались живыми. Они не получили даже никаких повреждений.

Семь лет понадобилось для того, чтобы построить этот собор. Его возвели в честь жителей Новгорода, с помощью которых Ярослав Мудрый стал Великим князем. Завершено было возведение собора в 1052 году. Для Ярослава Мудрого этот год стал знаковым. Он похоронил в Киеве своего сына Владимира.

Строили собор из разных материалов. Основными были кирпич и камень. Стены собора облицевали мрамором, на них были встроены мозаичные узоры и картины. Это веяние византийских мастеров, которые стремились перенять славянские архитекторы. Позднее мрамор заменили известняком, вместо мозаик вставили фрески.

Первая роспись датирована 1109 годом. Но фрески со временем также были разрушены. Особенно много было утрачено во время Великой Отечественной войны. Лишь фреска „Константин и Елена“ дожила до 21 века.

Галерей в соборе нет, внешне он представляется как храм крестово-купольной формы с пятью нефами. В то время такой стиль был присущ большинству храмов. Здесь находятся созданные в далёком прошлом три иконостаса. Среди главных икон в соборе хранятся Тихвинская икона Богородицы, Евфимий Великий, Савва Освещенный, Антоний Великий, икона Божией Матери „Знамение“.

Есть здесь и старинные книги. Много частично разрозненных произведений, хотя есть и уцелевшие. Это книги князя Владимира, княгини Ирины, архиепископов Иоанна и Никиты, князей Фёдора и Мстислава. Фигурка голубя, символизирующая Святой Дух, украшает крест купола, расположенный в центре.

Этот храм уникален не только тем, что выполнен в стиле романтизма. Собор впечатляет элементами, напоминающими западные базилики. Самое главное - это белокаменная резьба. Всё получилось благодаря тому, что возведение собора лежало исключительно на плечах русских зодчих. Отделочные работы выполнялись греческими мастерами. Каждый старался сделать работу так, чтобы не посрамить своё государство.

Здесь были собраны лучшие мастера, поскольку собор строился для князя Всеволода большое гнездо. В соборе впоследствии разместилась его семья. История собора исчисляется 1197 годом. Позже собор был освящён в память Дмитрия Солунского, считавшегося небесным покровителем.

Композиционное построение собора основано на конструктивных особенностях византийских храмов. Как правило, это 4 столпа и 3 апсиды. Позолоченный церковный купол венчает крест. Фигура голубя служит флюгером. Стены храма привлекают изображениями мифического характера, святыми, псалмовцами. Миниатюра Давида-музыканта является символом государства, охраняемого богом.

Здесь не могло не быть изображения Всеволода Большое гнездо. Его изваяли вместе с сыновьями. Внутреннее убранство храма восхищает. Несмотря на то, что многие фрески утрачены, до сих пор здесь красиво и торжественно.

Церковь Спаса была построена на горе Нередица всего за один сезон в 1198 году. Храм был возведён по указу правившего в то время в Великом Новгороде князя Ярослава Владимировича. Храм вырос на возвышенном берегу русла реки Малый Волховец, невдалеке от Рюрикова Городища.

Церковь была построена в память о двух павших в бою сыновьях Ярослава Владимировича. Внешне церковь не отличается величественными надстройками. Тем не менее, она является памятником архитектуры. Построена церковь по традиционному для того времени проекту. Один кубический купол, далее, как и в других проектах - четырёхстолпный и трёхапсидный вариант.

Поражает внутренний интерьер церкви. Стены полностью расписаны и представляют галерею русской живописи, одну из самых старинных и уникальных. Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века. Сохранились подробные описания картин, проливающие свет на историю того времени, когда возводилась церковь, на уклад жизни новгородцев. Художник Н.Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок. Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. Эскизам была присуждена бронзовая медаль.

Эти фрески являются очень ценным образцом новгородской монументальной живописи. Созданные в XII столетии, они и сегодня представляют большую художественную, тем более, историческую ценность.

Самым уникальным архитектурным памятником многие считают Новгородский кремль. Он относится к одному из древнейших памятников. Каждый город на Руси воздвигал свой кремль. Это была крепость, которая помогала оградить жителей от вражеских набегов.

Немногие кремлёвские стены устояли. Новгородский кремль вот уже десятое столетие верно служит своим жителям города. Эта постройка самая старая. Но она сохранила свой первоначальный облик.

Тем и ценен этот архитектурный памятник. Выложен был кремль из красного кирпича, в то время на Руси строительный материал диковинный и дорогой. Но не зря использовали его новгородские строители. Стены города не дрогнули перед натиском многих неприятельских войск.

На территории Новгородского кремля высится Софийский собор. Это ещё один из великих архитектурных памятников Древней Руси. Пол собора выложен мозаикой. Весь интерьер - образец утончённого мастерства зодчих. Проработана каждая деталь, мельчайший штрих.

Жители новгородской земли гордятся своим кремлём, считая, что он в нём сосредоточен ансамбль архитектурных памятников, который должен воодушевлять каждого россиянина.

Троице-Сергиева лавра является самым большим мужским монастырём в России, который находится в городе Сергиев Посад в Московской области. Основателем монастыря был Сергей Радонежский. Со дня основания монастырь стал центром духовной жизни московских земель. Здесь войско князя Дмитрия Донского получило благословение на битву с Мамаем.

Более того, Сергий Радонежский отправил в войско монахов Ослябя и Пересвета, отличавшихся усердием в молитве и богатырской силой, которые проявили себя геройски во время сражения 8 сентября 1830 года. Обитель на протяжении столетий была центром религиозного воспитания россиян, а также сердцем культурного просвещения.

В обители было написано много икон. Этим занимались Андрей Рублёв и Даниил Чёрный - выдающиеся иконописцы. Именно здесь была написана широко известная икона „Троица“. Она стала составной частью иконостаса монастыря. Испытанием называют историки осаду обители польско-литовскими захватчиками. Это было смутное время. 16 месяц длилась осада. Осаждённые выстояли и победили.

Не все памятники архитектуры Древней Руси выстояли и сохранились. От многих не осталось следов. Но сохранились описания в древних книгах. Учёные расшифровывают их, устанавливают местонахождение. Патриоты находят силы и средства и начинают восстанавливать древние строения. Чем активнее будет проводиться эта работа, тем всё больше возрастёт величие России.

Уже тысячи лет человечество с восхищением смотрит на пирамиды Гизы, загадочный Стоунхендж, скрытые в потаенных уголках планеты дольмены и задается одними и теми же вопросами. Зачем, а главное, каким образом были построены эти удивительные монументы? На протяжении тысяч лет они противостоят стихиям и продолжают удивлять своими правильными архитектурными формами. Старинные монументы остаются одной из главных загадок планеты. Многие из них поражают своими внушительными масштабами, поэтому сложно представить, каким образом древнейшим цивилизациям удавалось возводить такие конструкции без использования специальной техники. Каждый древнейший монумент имеет свои удивительные особенности. Некоторые из них строго ориентированы по сторонам света, а другие имеют прямое отношение к важным астрономическим явлениям. Какие же из древнейших монументов скрывают больше всего тайн?

Одним из самых известных и загадочных монументов в мире остается Стоунхендж. Он расположен в 130 км от Лондона и представляет собой комплекс из огромных камней, расставленных по кругу. Точный возраст сооружения современным ученым установить так и не удалось, по их предположениям, он составляет не менее 3 000 лет. Одной из главных удивительных особенностей Стоунхенджа является его расположение, монумент находится на пустынной английской равнине, вдали от горных массивов и скал.


Комплекс насчитывает более ста каменных блоков, минимальный вес которых составляет 5 тонн, а максимальный – 50 тонн. Каким образом представителям древнейших цивилизаций удалось перенести на равнину такое количество мегалитов, остается загадкой. Назначение столь грандиозного сооружения предположить еще сложнее. По распространенным версиям, Стоунхендж мог быть древнейшей в мире обсерваторией, посадочной площадкой для инопланетных кораблей и даже порталом, позволяющим заглянуть в параллельное измерение.


Согласно одной из красивых легенд, строил монумент сам волшебник Мерлин. Исследование окрестных районов монумента непрерывно ведется уже много лет. Ученым удалось обнаружить на равнине массу старинных руин и даже захоронений, но все они гораздо «младше» главного археологического памятника этих мест. В 1986 году Стоунхендж был признан памятником мирового значения и сегодня привлекает сотни тысяч туристов со всего мира.


Расположенная в Саккаре пирамида Джосера является самой старой в мире, она почти на 200 лет старше всемирно известной пирамиды Хеопса. Гробница для фараона Джосера была построена примерно 6 700 лет назад, она состоит из шести ступеней и устремлена ввысь на 62 метра. Постройка отлично сохранилась спустя тысячи лет, но поскольку была сильно занесена песком, оценить ее точные параметры было непросто. Длина сторон прямоугольного основания пирамиды составляет примерно 121 и 109 метров.

Уникальная гробница Ньюгрейндж, расположенная в Ирландии, тоже входит в число древнейших монументов мира, она была построена не позднее 2 500 года до н.э. Находится древнейшая коридорная гробница недалеко от Дублина, ее высота составляет 13,5 метров. Диаметр кургана тоже довольно внушительный и достигает 85 метров.

Статую Большого Сфинкса смело можно назвать самым известным и узнаваемым старинным монументом. Расположенный в Гизе, недалеко от пирамиды Хеопса, он привлекает сотни тысяч туристов и продолжает оставаться одним из самых загадочных сооружений в мире. Одной из главных загадок Сфинкса остается история его происхождения. По одной из версий, строили его в честь фараона Хефрена, но официального подтверждения данной версии нет.

Расположенная в Микенах сокровищница Атрея была построена не позднее 1250 года до н. э., первые серьезные исследования этого сооружения были проведены лишь во второй половине 19 столетия. В числе других толосов, которые в многообразии представлены на территории Средиземноморья, старинная гробница выделяется своей монументальностью. Как удалось рассчитать ученым, первоначальная длина входа в камеру гробницы составляла 36 метров.

Среди пустынных пейзажей Иордании скрыт старинный город Петра, который был основан еще в доисторическую эпоху коренными жителями этих мест – народом набатеев. Петру часто называют «городом розовых скал», поскольку его многочисленные сооружения были высечены прямо в скалах. Сегодня во время прогулки по удивительному городу можно увидеть уникальные храмы, некрополи и алтари, возраст которых составляет более 3 000 лет.

Расположенные в древнейшем городе майя Калакмуль пирамиды носят условные названия «Структура I» и «Структура II», а всего на территории города сохранилось порядка ста уникальных сооружений. Пирамиды являются самыми масштабными в их числе, их высота составляет порядка 45 метров. Длина стороны более крупной пирамиды достигает 140 метров. Эпоха расцвета древнего города Калакмуль пришлась на период со 2 по 7 века н.э., именно в это время и проходило строительство величественных сооружений.

В Турции тоже есть удивительный монумент, полный загадок – каменные круги Гёбекли-Тепе, название которых дословно можно перевести как «Пузатый холм». Этот древнейший монумент представляет собой ничто иное как храмовый комплекс, выстроенный одной из древнейших цивилизаций. Уже много лет ученые стараются определить приблизительный возраст сооружения, и каждый раз результаты исследований становятся неожиданными.

Надгробный памятник имеет долгую историю. Традиция увековечивать память умерших возникла тысячелетия назад и до настоящего времени не утратила своей значимости.

Древний мир

Обычай устанавливать надгробные сооружения на месте погребения появилась очень давно. Пожалуй, самый грандиозный пример из древности – египетские пирамиды, которые возводились на месте захоронения усопших правителей. Также можно отметить сохранившиеся усыпальницы в Турции, высеченные в скалах, и древнерусские курганы, воздвигнутые в честь вождей. Но следует отметить, что такие надгробия носили скорее культовый смысл – они служили храмом для души похороненного.

В мемориальных целях памятники начали сооружать в античное время. Так, в Древней Греции стали появляться некрополи (большие кладбища с каменными надгробиями), стелы (вертикальные каменные плиты) и мавзолеи (здания с погребальными залами). Древние римляне часто устанавливали некрополи вдоль дорог (например, римские катакомбы на Аппиевой дороге). Они также начали строить над могилами мемориальные арки, колонны, статуи императоров и воинов, для того чтобы живые не забывали о совершенных когда-то подвигах.

В те времена основным материалом для надгробных плит служил натуральный камень, который обрабатывали вручную.

Средние века

Античные традиции получили дальнейшее развитие в Средние века. Популярность завоевали склепы также, где хоронили целые семьи. Чем богаче и известнее была фамилия, тем больше и замысловатее был склеп. В таких усыпальницах можно было встретить фигуры животных, охраняющие вход, статуи членов семьи, часовни и пр. На надгробных плитах благодарные потомки высекал порой целые речи.

На Руси первые надгробия появились на могилах царей и знати. С принятием христианства повсеместно стали распространяться погребальные памятники в форме креста или с его изображением. В качестве примера можно привести каменный крест на Труворовой могиле, найденный на древнем кладбище XV в. рядом с Изборском (Псковская область). Он имеет внушительные размеры – высоту выше человеческого роста, широкие крылья, мощное основание.

Выходцы из бедного люда, не имевшие средств на установку каменного надгробия, устанавливали на могилах своих близких простые кресты из дерева. Впоследствии для более долгого срока службы их основания начали бетонировать, а сам крест обрабатывать специальным покрытием.

Дальнейшее развитие надгробных памятников

С расцветом европейской культуры изготовление надгробных памятников превратилось в настоящее искусство. Появились памятники-статуи, выполненные известными скульпторами; для росписи стен в фамильных склепах привлекались знаменитые художники. В украшении надгробий стали широко применяться христианские символы и сюжеты. Значительно расширился и выбор используемых материалов: к камню и дереву добавился мрамор, гранит, медь, чугун и пр.

В XVIII – XIX вв. в Европе возникает практика захоронений в погребальных парках, которая распространена и по сей день. В это же время становятся актуальными масштабные сооружения – триумфальные арки и другие. В XX в., после Первой мировой войны, в честь погибших начали устанавливать мемориальные кенотафы. К этому типу надгробий относится, например, памятник неизвестному солдату. Их можно встретить не только на кладбищах, но и в других местах – на площадях, в парках и пр. К слову, небольшое надгробие вдоль дороги около места гибели человека в ДТП – это тоже кенотаф.

Во многих странах, включая и Россию, сегодня есть кладбища-достопримечательности, где похоронены выдающиеся люди. Здесь можно встретить самые причудливые надгробные памятники, с проникновенными надписями и уникальными украшениями. Люди приходят к надгробиям изо дня в день – ведь они и сегодня остаются главным символом памяти об ушедших из жизни людях.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх