Холуй. Храмовый комплекс

"Мир стареет в былых надеждах,
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат
И несут на себе Мастера!"…

Р. Рождественский

Русская земля испокон веков славилась мастерами, которые создавали и создают сказочную красоту. В России среди огромного разнообразия народных художественных промыслов особое место занимает лаковая миниатюра, представленная четырьмя артелями в Московской, Ивановской и Владимирской областях.

Однажды у нас созрела идея проехать по маршруту всех центров лаковой миниатюры, узнать об истории возникновения промысла, полюбоваться работами старинных и современных мастеров, научиться отличать росписи; а самое главное - пополнить коллекцию колокольчиков с лаковой миниатюрой, хотя последнее казалось совсем нереальным, так как на протяжении развития лаковой миниатюры, мастера совсем не расписывали колокольчики, в основном это были шкатулки, панно, иконы.

Мир фантазий миниатюрной росписи села Холуй

Село Холуй – культурный феномен мирового значения живописно раскинулось на берегах реки Тезы, неподалёку от места её впадения в реку Клязьму. Этим обстоятельством объясняется быстрый рост Холуя как богатого торгового села, ибо водный путь Теза – Клязьма – Ока – Волга долгое время играл важнейшую роль основного торгового пути, связывавшего Северо-Восточную Русь с Поволжьем.

Иконописное мастерство существовало в Холуе издревле. Об этом свидетельствуют писцовые книги 1630-х годов, в которых упоминаются иконописцы, в основном мужчины, писавшие иконы на протяжении всего года и их производство достигало около 2 миллионов в год. Сейчас, прогуливаясь по набережной реки Тезы и рассматривая удручающий вид некогда величественной, возведенной Дмитрием Пожарским, храмовым комплексом Троицкой церкви, едва ли верится, что именно здесь был центр иконописи, что сюда приезжали купцы, обменивали свои товары на иконы и пушнину. Так село стало и крупным торговым центром, где ежегодно проводились большие ярмарки, на которых продавалось до 2 миллионов икон.

За подробной информацией об истории иконописи и развития промысла непременно стоит заглянуть в Государственный музей Холуйского искусства (ул. Путилова, д. 10). В небольшом двухэтажном домике расположилась экспозиция, рассказывающая об иконописи, пути ее развития от мастеров-иконописцев до разделения труда на "личников" и "доличников", и до появления крупных хозяев, в руках которых стало сосредотачиваться иконописное дело. В 1883 году для поднятия иконописания в Холуе открывается школа под руководством Н.Н. Харламова, ученики которого позже будут расписывать церкви в Петербурге, Вене, Варшаве. В начале XX века школой руководил ученик И.Е. Репина – Е.А. Зарин. Когда после Великой Октябрьской социалистической революции мастера села Холуй снова взялись за кисть, они не пошли по пути, которым шел Палех, не взялись за самостоятельную работу, используя опыт работы харламовской школы, они начали работать над "ковриками". Они копировали маслом на холсте рождественские и пасхальные открытки, переписывали картинки из других иллюстрированных журналов, и лишь в последние годы занялись копированием советской живописи. Благодаря этому, бывшие иконописцы усвоили принципы композиции, у них накопился богатый опыт, создалось своеобразное представление о мире, лежащем за пределами их села.

Никонов Л.Л. Скупщик времени, 2011 г. (всё внимание на колокол!).

Признаюсь, в этом музее мы уже второй раз, но информации так много, что все узнается как в первый раз. Тем более, в этот раз нам повезло принять участие в мастер-классе по росписи снеговика.

Пока ребенок осваивал технику смешивания цветов и нанесения краски на деревянную скульптуру, экскурсовод продолжала свой рассказ о промысле: "Путь к искусству лаковой миниатюры был сложным. Бывшие иконописцы, стремясь найти применение своему мастерству, пробовали свои силы в росписи токарных изделий и настенных ковриков на полотне, пока пример их старших братьев – палешан и мстёрцев – не привел их к росписи изделий из папье-маше". Признание искусства Холуя пришло не сразу. Только в 1937 году художникам Холуя были присуждены бронзовые медали за участие в выставке в Париже. Далее годы войны, большой временной пробел в развитии промысла, но благодаря оставшимся художникам промысел сохранялся. В работах того периода со всей очевидностью выступают характерные черты времени, основная тема живописи – патриотизм. Так появились произведения "Разгром немцев под Москвой" (1942 г.), "Князь Игорь" (1943 г.), "Отомстим" (1943 г.) и т.д.

В 1943 году в самый разгар войны было открыто Холуйское художественное училище. В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, художники нашли свой путь, отличный от Палеха, Мстёры и Федоскино. Холуйская лаковая миниатюра – это реалистические картины малых размеров, они блестают яркими красками Федоскино, в них нет волшебного пейзажа Мстёры, им несвойственны игра линий и красок, богатая техника Палеха. Главным отличием холуйской живописи является использование синевато–зеленого и коричнево–оранжевого тонов. В 1950–60-х годах XX века в холуйской лаковой миниатюре наступает период расцвета: разнообразие тем, сюжетов. Сейчас в музее с помощью экспонатов можно проследить много направлений в холуйской миниатюре: сказки, былины и другие жанры фольклора, архитектурные пейзажи, природа, исторические сюжеты.

Изготовление холуйской шкатулки очень трудоемкий и длительный процесс, секрет которого сохраняют мастера с самого начала становления производства и эти секреты известны узкому кругу мастеров. На начальном этапе создания уникальной холуйской лаковой миниатюры из качественного древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых очень разнообразны. Эти трубки называются навивами. Холуйский мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры – полуфабрикат, на который предстоит нанести грунт. Они пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье–маше. Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись.

Правильно приготовленные краски – важнейшая из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Художники всю миниатюру пишут тончайшими беличьими кистями, после наносят орнамент сусальным золотом с добавлением вишневой смолы. Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Лаковое покрытие выравнивается на специальных матерчатых кругах. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы. Яркими представителями лаковой миниатюры являются Валентин Фомин, Борис Тихонравов, Николай Бабурин, Борис Киселёв, Николай Денисов, Павел Ивакин, и другие художники, чьи работы широко представлены в музее Холуйской лаковой миниатюры (kholuy.ru)

В музее также имеется коллекция деревянной скульптуры, которая считается одной из лучших. В ней находится около пятидесяти предметов XVIII-XIX веков. Это всевозможные распятия, евангелисты, ангелы и херувимы. Все скульптуры выполнены из дерева, покрыты левкасом, позолочены и расписаны. Вероятно, их выполнили холуйские умельцы и передали в Тихвинскую церковь, а после ее разрушения в 1930-х годах, скульптуры были сохранены и переданы в музей.

Время экскурсии пролетело незаметно, на подходе многочисленная группа, ожидающая своей очереди. У нас досушиваются наши снеговики, мой блокнот полон информации, сделаны фотографии, осталось найти колокольчик в коллекцию, но в сувенирном магазине при музее колокольчики не продаются.

Колокольчик, п. Холуй

Чем занять себя кроме посещения музея в Холуе? Конечно, есть еще сама фабрика и частные иконописные мастерские, но мы решили оставить это на следующий раз. Альтернативой стала чудесная прогулка по набережной, несколько кадров на вид храмового комплекса Троицы Живоначальной, восхищение деревянными домиками и резными наличниками. В этот раз нам повезло, и мы смогли перейти через мост реки Теза и посмотреть на село с другого берега. Весной этот мост так затапливается так, что местные жители переправляются только на лодках, наверное, это выглядит романтично и именно по этой причине Холуй называют "среднерусской Венецией", но если вы турист и приехали в музей именно с противоположного берега, то придется возвращаться в объезд, другого способа попасть нет.

Три промысла

Русь вся лежит на "трёх китах"
По рангу – Палех, Холуй, Мстёра.
"Киты" в заботах и делах,
Даётся результат не скоро.

Протопать тысячи дорог
По камню, жиже, там, где пыльно
И сотни пар сносить сапог,
Да потом окропить обильно.

Иметь своё лицо – печать,
Ведь, как и Бог, мы – триедины.
Весь мир искусством впечатлять –
Иконы, сказки и былины…

Нас красота обворожит,
И результат есть – факт – без спора.
Земля на "трёх китах" лежит
По праву – Палех, Холуй, Мстёра!

Первые исторические записи о Холуе относятся к 1546 году. В грамоте великого князя Ивана Васильевича об освобождении от пошлин Стародубских соляных варниц Троице-Сергиева монастыря упоминается, что «... у них у новыя соли на Холуе, в ряполовском стародубе, варницы и трубы и дворы».

Если судить по могильникам, относящимся примерно к VШ веку, то можно заключить, что Холуй основан намного раньше. Монголо-татарское нашествие сильно изменило облик Древней Руси. Во Владимиро-Суздальском княжестве были разорены и разрушены Суздаль, Ростов, Владимир и другие города. Оставшиеся в живых люди уходили из родных мест на северо-восток, где и образовывали новые поселения. Около 1240 года кочующие суздальцы остановились в шести верстах от Клязьмы (притока Оки) вверх по реке Тезе, в дремучем бору. Здесь они чувствовали себя в безопасности. Монгольская конница, «посекая» на своем пути «людей, как траву», не могла проникнуть в такую глушь. Измученные долгими скитаниями люди нашли удобное для жилья место.

Теза изобиловала рыбой и бобрами. В лесах обитало много пушного зверя. Одним из главных промыслов первых жителей стало рыболовство. В Древней Руси строились плетенные из ивняка запруды для ловли рыбы (сетки), которыми перегораживали реку наискосок и не на всю ширину реки. Такими сетками пользовались и на Тезе, назывались они «холуи». Поселение, где суздальцы сооружали «холуи на Тезе», получило название Холуй. Название села - это память о первоначальном занятии поселян-холуйцев.

Из суздальских княжеских дворов сюда прибыли в основном мастеровые люди, славившиеся своим «художным умом». Среди них были и иконописцы, так как в стольных княжеских центрах - Суздале и Владимире - иконописание развивалось со времен Андрея Боголюбского (1157-1174 гг). Переселившись на берега Тезы, суздальцы не стали корчевать лес и осушать болота для использования земли под пашню. Многие мужчины опять занялись иконописанием, а женщины- вышиванием.

До наших дней история донесла прозвища первых жителей Холуя - Баранка, Коека, Путилка, Суска, которые присваивались людям в зависимости от их занятий (например, Суска - от слова «сусалить», то есть серебрить сусолью икону). Впоследствии клички превратились в фамилии - Барановы, Костерины, Путиловы, Сусины. Они и поныне существуют в Холуе.

В ХII-ХIII веках Владимиро-Суздальское княжество было значительным культурным и промышленным центром. Огромное значение в развитии промыслов и торговли имели река Клязьма и ее притоки - Теза, Лух, Мерль. В этих местах устраиваются так называемые торжки, превратившиеся впоследствии в большие ярмарки, которые приурочивались к церковным праздникам. Одним из древнейших торговых центров в низовьях Тезы можно считать бывший погост, затем село Введенское на Введенской горе (вблизи Холуя), ныне не существующее. По словам некоторых исследователей, жители села Введенского, хорошо знакомые с солеварением, переселились в Холуй. В писцовых книгах тех лет встречается упоминание о разработке соли - «новые соли холуйские» и «холуйское усолье», а Холуй именуется «слободкой».

В 1613 году царь Михаил Федорович пожаловал часть Холуя вместе с другими поселениями суздальского края боярину Д. М. Пожарскому за его подвиг при освобождении Москвы от войска польского.

По переписным книгам 1678 года вотчина Д. М. Пожарского уже числится за князем Ю. И. Пожарским. Потом она перейдет сначала к князю А. А. Голицыну, затем - его зятю М. И. Куракину. Владели Холуем также княгиня П. М. Куракина, граф А. А. Бобринский. Последней хозяйкой холуйской земли была княгиня Бобринская. В 1678 году в вотчине Д. М. Пожарского было 118 дворов с населением 325 душ мужского пола. Монастырские владения в Холуе оставались в ведении Троице-Сергиева и суздальского Спасо-Евфимиева монастырей до 1764 года. Сами помещики в Холуе не жили, на крестьян налагали оброк и управляли своими землями через управляющих, или бурмистров.

Сегодня Холуй наиболее известен своими художниками, в поселке на полторы тысячи жителей приходится 350 дипломированных художников, из которых 27-члены Российского Союза художников. Каждый дом украшают изделия холуйских мастеров – лаковые миниатюры, шкатулки, картины...

Поселок Холуй расположен в живописном месте вдоль реки Тезы.

Каждую весну широко разливается река Теза. Иногда вода поднимается на шесть метров, полностью затапливая поселок, так что люди вынуждены пересаживаться в лодки. В общей сложности паводок длится месяца полтора, и на это время жизнь холуян полностью соединяется с водной стихией.

Для приезжих разлив – это экзотика, которую ни в одном другом месте испытать невозможно. При этом паводок – это единственное время в году, когда приезжие в Холуй люди могут «офараониться». Для этого достаточно искупаться в талой воде – и ты уже причислен к стану фараонов. А уж как ты попал в ледяную воду – выпал ли из перевернувшейся лодки, поскользнулся ли на скользком переходе или же унесло тебя в разлив на оторвавшейся льдине, не так важно. Главное, купание должно произойти случайно. Именно временем разлива спешат воспользоваться студенты художественного училища, приезжающие учиться в Холуй со всей России. Им-то, будущим художникам, особенно важно получить дар прозорливости, присущий местным «фараонам».

Холуй широко известен своим мастерством вышивки и миниатюрной живописи на папье-маше.

Исторические данные свидетельствуют, что Холуй в XVII - XIX веках явился одним из центров иконописания. Творческое использование лучших традиций древнего искусства, поиски новых форм привели мастеров Холуя к созданию нового направления в миниатюрной живописи.

В 1934 году была создана Холуйская художественная артель, во главе которой стояли художники-первопроходцы С.А.Мокин, К.В.Костерин, Д.М.Добрвнин и В.Д.Пузанов-Молев, они «со товарищи» внесли всю тяжесть борьбы за новое искусство. С тех пор началось поступательное завоевание известности не только в нашей стране, но и за рубежом.

Сейчас работы признанных мастеров В.А.Белова, Н.И.Бабурина, Н.Н.Денисова, Б.И.Киселева, Б.В.Тихонравова, А.А.Каморина, А.М.Костерина, В.И.Фомина и многих других, а так же художников среднего поколения – П.А.Митяшина, В.Н.Седова и совсем молодых художников украшают экспозиции музеев России и мира, частные коллекции. Все это говорит о том, что искусство Холуя развивается. Возрождается такое направление живописи, как иконопись.

Стариннное село Холуй, знаменитое своим традиционным промыслом - искусством лаковой миниатюры, живописно раскинулось по обоим берегам Тезы недалеко от ее впадения в Клязьму. "Раскинулось" - весьма точное слово, дома живописно разбежались по возвышениям берега без какого-либо строгого плана, спасаясь от весенних половодий. С рекой здесь связано многое, даже название: слово "холуй" (ударение на первый слог!), означает, по одной версии, болотистый речной берег, куда во время разлива реки прибивает всякий мусор; по другой версии "холуй" - плетеная из веток запруда для рыбы. Весной река обрекает жителей на совсем уж венецианский образ жизни: без лодки и болотников за порог - ни шагу. Конечно, холуйская "аква альта", в отличие от венецианской, вполне предсказуема, но бывает разрушительной. Так, в апреле 2011 года в Холуе снесло мост через Тезу. Восстановлен он был только осенью. Новый мост пока стоит, но и его затопило в следующий паводок, так что автомобильное сообщение между обеими половинами села весной все равно нарушается. В это время, чтобы посетить музей, расположеный на левом берегу, нужно подъезжать со стороны Южи, дорога через Ковров (кратчайшая из Москвы) доведет только до правобережья. История поселения уходит в глубокую древность, когда на берегу реки Теза (вблизи ее впадения в Клязьму) появились первые жители. По преданиям, люди обосновались здесь в XIII веке, однако первое документальное упоминание встречается в 1546 году в жалованной грамоге Ивана Грозного Троице-Сергиеву монастырю. В XVII веке Холуй считался слободой и принадлежал Дмитрию Пожарскому, получившему это владение от царя Михаила Федоровича. По завещанию Д.М.Пожарского в 1650 году поблизости была основана Борковская пустынь. При Петре I на реке Тезе устроили систему шлюзов, существовавшую до 1731 года. При возобновлении системы в 1837 году один из шлюзов был построен в Холуе. Долгое время село было одним из центров ярмарочной торговли. В середине XIX века для ярмарочных целей в Холуе был возведен деревянный гостиный двор на 300 мест. Однако многие уходили торговать на сторону, т.е. становились коробейниками-"офенями". Холуй сохранил до наших дней свою первоначальную планировку, которая сложилась несколько необычным образом. Из-за весенних разливов реки Тезы дома можно было строить лишь на возвышенных местах, т.к. остальная низкая болотистая местность просто уходила (и уходит по сей день) весной под воду. В центре села сохранился храмовый комплекс, состоящий из Троицкой (1748-1750 гг.) и Введенской (1775) церквей. Самая старая - Тихвинская церковь (1739), стоявшая напротив на другом берегу реки, в 1930 году была разобрана. До революции Холуй славился своими иконами. В 1882 году здесь открылись рисовальные классы, преобразованные в 1884-1885 гг. в школу иконописи. В 1892 году в Холуй приехал академик живописи А.А.Харламов, который возглавил школу и реформировал прекодавание в ней, введя письмо с натуры, изучение анатомии человеческого тела и т.п. Не всем нравилась его система преподавания, через некоторое время он покинул Холуй, но харламовские иконы стали частью здешней истории. После Октябрьской революции 1917 года село, большая часть жителей которого специализировалось на иконописании, попало в сложную ситуацию. Глядя на соседей из Мстеры и Палеха, холуйские мастера начали осваивать роспись предметов быта. Лаковая миниатюра постепенно пришла на смену иконописи. Сначала в Холуе был филиал мстерской артели, а в 1934 году здесь открылась своя художественная артель по производству лаковой миниатюры (в основном, шкатулок, портсигаров, пудрениц). Сохранялись и традиции народной вышивки гладью. В 1959 году силами местных энтузиастов в Холуе открылся музей, где собраны уцелевшие местные иконы, работы мастеров лаковой миниатюры и вышивальщиц. Музей пополняет свою коллекцию современными работами и проводит экскурсии для интересующихся туристов, даже если их всего несколько человек. Если заранее созвониться, можно попасть в музей в любое время, доброжелательные сотрудники покажут и расскажут много интересного. Уезжать из Холуя не хочется, зимой здесь красиво, просторно и как-то очень по-русски.

Библиография: Свод памятников архитектуры и монументального искусства. Ивановская область. Часть 3. М., 2000
http://kholuy-muzeum.ru/

В центре села на левом (северном) берегу реки Теза расположен храмовый комплекс, состояший из летней Троицкой и зимней Введенской церквей, сторожки, ограды с угловой башенкой, двумя часовнями и воротами.

Троицкая церковь возведена в 1748-1750 гг. К церкви типа восьмерик на четверике примыкает короткая квадратная трапезная.

С запада к трапезной примыкает ярусная колокольня с низким четвериком и восьмигранным столпом. Колокольня имеет оригинальное завершение: над ярусом звона расположен узкий усеченный шатер, на который поставлен восьмерик, венчающийся восьмигранным шпилем, как бы продолжающим шатер.

Раньше на противоположной стороне реки стоял Тихвинский храм. Оригинальный деревянный мост сооружен в 2011 году вместо унесенного половодьем предыдущего. Этим объясняется усиленная конструкция моста с входящими в воду наискось бревнами, вероятно, предназначенными для разбивания весеннего льда.

На берегу Тезы стоит и придорожная кирпичная часовня Александра Невского, построенная в 1882 году в память императора Александра II.

Сама река Теза довольно широка. Сельские дома стоят на некотором расстоянии от реки, что связано с весенними разливами.

Застройка Холуя преимущественно деревянная с резными элементами декора: наличниками, крылечками.

Издавна существует на этой земле русское декоративное искусство.
В залесной стороне, на северо-востоке от Москвы, раскинулся край ранее называемый суздальским, а в последствии разделившийся на области - Владимирскую, Ивановскую, Московскую и другие.
Именно здесь создавалась самобытная русская культура, складывались богатые художественные традиции.


Снегири

Поселок Холуй - уголок Ивановской области, воплощение прелести среднерусской природы.
Холуй упоминается в исторических источниках как вотчина Троице-Сергиевой лавры и Спасо-Ефимиева монастыря и с XVI был приспособлен к иконописному делу.

Жар-птица. Холуй.Кожемякина

Сегодня поселок Холуй известен как один из центров миниатюрной лаковой живописи на папье-маше. Традиции, заложенные в иконах, перешли на лаковую миниатюру и получили свою новую жизнь. Отличие современной Холуйской лаковой миниатюры заключается в реалистичности изображения, теплоте и доброте души человека, которая передается от автора к зрителю. Цвета не яркие, сдержанные, каждая линия композиции несет в себе глубокий смысл. Вдохновение для творчества художников идет от окружающей природы.


Летучий Корабль Холуй (Шишанов)

Холуйские произведения посвящены мудрым сказкам, былинам, любовной лирике, истории. Особое место занимает неповторимый архитектурный пейзаж. При изображении сюжета шкатулка оформляется не плоскостно, а в качестве предмета, живопись дополняется затейливым золотым орнаментом. Золото также используется в росписи по живописи. выполненной красками.


Снегурочка Холуй

Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен и включает в себя около 1000 сюжетов и видов изделий. Это шкатулки, пудреницы, ларцы, панно, складни, броши, кулоны и иконы.

Искусство лаковой миниатюры Холуя - самобытное и интересное направление в русском декоративно -прикладном искусстве.

Брошь Холуй


Иван Царевич Холуй

В XVIII-XIX вв. предметы из папье-маше, украшенные лаковой миниатюрой, - шкатулки, чайницы, табакерки, сигаретницы - пользовались большой популярностью в различных слоях русского общества - от аристократии до простого горожанина. Их декоративное убранство и живописные сюжеты раскрывают целый мир представлений и образов старой России.

Массовое производство этих изделий началось в 1795 г., когда московский купец П.И. Коробов в подмосковном селе Данилково (ныне Федоскино) основал фабрику по производству лаковых козырьков для головных уборов обмундирования русской армии. Он вывез несколько мастеров из немецкого города Брауншвейга со знаменитой лаковой фабрики И. Штобвассера и с их помощью наладил у себя производство лаковых табакерок и прочих изделий из папье-маше.



Жар-птица Холуй


Каменный Цветок Холуй (Путилова И.)

Это были коробочки, украшенные незатейливым орнаментом и табакерки, на крышки которых наклеивались бумажные картинки-гравюрки, покрытые сверху светлым лаком. На картинках обычно изображались события недавней истории- эпизоды войны 1812 года, военных действий против турок.


В лесу Холуй (Кособрюхова)


Тройка Холуй

В 1817 г. фабрика П.Коробова перешла к его зятю П.В. Лукутину, который значительно расширил производство, открыл художественную школу для мастеров, лично занимался подбором оригиналов для живописи, что позволило на протяжении многих лет фабрике Лукутиных занимать первое место среди отечественных лаковых заведений. Через три года, в 1831 г. на художественно-промышленной выставке в Москве за представленные изделия П.В. Лукутин был награжден золотой медалью на Анненской ленте, а в 1839г. на выставке в Петербурге- золотой медалью на Владимирской ленте.


Конек-Горбунок Холуй


Гуси-лебеди Холуй (Чернова)

Его сын, Александр Лукутин, был самым почитаемым владельцем фабрики. При нем сохраняется высокий профессионализм мастеров, совершенствуются технологии, изделия приобретают мировую славу. Применяются два способа лаковой многослойной росписи - "по-плотному" и "по-сквозному". При первом, который выполнялся корпусными непрозрачными красками, обеспечивались плотность и прочность красочного слоя под лаком, создавался значительный простор для развития цветовой гаммы. Способ "по сквозному" состоял в использовании лессировочных (прозрачных) красок. Обычно лукутинские мастера сочетали оба способа, чередуя глубокие насыщенные тона с мягкими нежными, а плотные - с прозрачными.


Лесная сказка Холуй

Развивается наиболее сложный и трудоемкий жанр миниатюрной живописи -портрет. С удивительной виртуозностью и мастерством живописцы раскрывали внутренний мир человека, будь то знаменитость или обыкновенный крестьянин.

На вторую половину 19 в. приходится период расцвета жанра. В жанровых сценах лукутинских миниатюр предстают образы России, раскрываются многие стороны жизни общества того времени. Русское искусство обращается к своим национальным корням, появляется интерес к историческому прошлому, культуре народа. Народная тема раскрывается в типажах уличных торговцев, многократных вариациях излюбленных сюжетов - таких, как "бабушкины сказки", "крестьянское семейство", "русская пляска", знаменитые тройки, чаепития.


Морозко Холуй

В 1904г., лукутинская фабрика была закрыта, мастера распущены по домам.

Однако, уже в 1910 г. десять мастеров, получив под залог имущества ссуду, открыли в соседней деревне Семенищево трудовую артель объединившую многих лукутинских художников-живописцев. Революционные годы оказались очень тяжелыми в жизни промысла. Не было сырья и материалов, готовые изделия не находили сбыта. Положение изменилось только в 1923 году, когда на Всесоюзной выставке в Москве федоскинским изделиям был присужден диплом 1 степени за высокую художественную технику. Изделия артели стали экспортироваться за границу, участвовать в международных выставках.



Нарциссы Художник: Лащенко А.


За околицей Художник: Шубин

В 1931 году, после более чем тридцатилетнего перерыва, по просьбе старых мастеров в Федоскино открылась профессионально- техническая школа, где обучали мастерству письма и изготовления полуфабриката.

В 1960-х годах появляются новые подходы к декоративным решениям федоскинских изделий. Происходит возрождение промысла, появляются авторские произведения, несущие новое понимание миниатюрной живописи на папье-маше, пробуется применение ранее не используемых материалов, реконструируются утраченные технологии. Особое внимание уделяется форме и назначению предметов, введению сюжетов с камерным звучанием.


Холуй Художник: Жуков А.
Екатерининский дворец Художник: Архипов

Снегурочка Художник: Девяткин С.
В Палехе зима Художник: Жуков А.

К концу 1980-х годов, в связи с политическими изменениями российского общества, появился рынок для уникальных и дорогих изделий. Современные авторы значительно расширили возможности лаковой миниатюры, приумножили богатство декоративных приемов, уделяя особое внимание форме изделия. Мастера Федоскино, основываясь на вековых традициях, продолжают славную историю промысла, создают новые, замечательные произведения искусства.



Иван Царевич и Серый Волк Художник: А. Морозов




Царское село Художник: Дмитриев С.

Ростов Великий Художник: Девяткин С.


Лето Художник: Блинов В.К


Суздаль Художник: Елкин В. А.


Русалочка Художник: Блинов В. К.


Художник: Жуков А.


Лебединое озеро Художник: Дмитриев С.


Сказка о Молодильных яблоках Художник: А. Морозов



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх