Подвиг как героическое исполнение долга (По повести Вячеслава Кондратьева «Сашка»). Проблема "страшной войны" и "сохраненной человечности" в повести "Сашка" В

В число произведений, правдиво повествующих о страшных фронтовых буднях ВОВ, входит повесть писателя-фронтовика В. Кондратьева «Сашка». Здесь нет красивых слов, восхваляющих подвиг солдата, пожертвовавшего жизнью в страшном бою. Автор не показывает доблестных побед советских войск. Повседневная жизнь простого воина, «оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте», - это главная тема произведения «Сашка» Кондратьева. Анализ поступков героя помогает понять, что беспокоило и томило человека, вырванного из мирной жизни и брошенного в самое жерло войны.

Из истории создания повести

Кондратьев ушел на фронт в декабре 1941 года. В составе стрелковой бригады он принимал участие в развернувшихся в 42-м ожесточенных боях за Ржев, был ранен, награжден медалью. Впечатления от тех страшных лет остались на всю жизнь, о чем свидетельствует анализ повести «Сашка». Кондратьева, взявшегося за перо в довольно зрелом возрасте (повесть «Сашка» была опубликована в 1979 году, а в 80-м ее автору исполнилось 60 лет), каждую ночь беспокоили сны, в которых он видел боевых товарищей из-под Ржева. Он даже пытался разыскать однополчан, но так никого и не нашел, отчего возникла жуткая мысль: «А может, я один выжил?»

Писатель признавался, что перечитал много произведений о войне, но не находил в них того, что так и не отпускало его душу. И тогда он решил рассказать о «своей» войне, иначе какая-то ее страничка так и «останется нераскрытой». С этого момента начал свою литературную деятельность Вячеслав Кондратьев.

«Сашка»: краткое содержание повести

Действие разворачивается ранней весной. Главный герой, рядовой Сашка, второй месяц воюет на передовой близ Ржева, но для него все здесь уже «как обычно». Немцы все бьют и бьют, а у них и с едой плохо (из-за распутицы даже хлеба не хватает), и со снарядами, и просушить одежду да обувь негде. Военный быт с мельчайшими подробностями вырисовывает в повести «Сашка» Вячеслав Кондратьев. Анализ этих сцен подводит к мысли, как трудно было человеку в таких условиях остаться «Человеком» и не переступить через законы совести.

  • добывает валенки для ротного (не для себя!), у которого пимы так прохудились, что уже и не высушишь;
  • берет в плен немца, которого застрелить так и не поднялась рука;
  • принимает на себя чужую вину и избавляет от трибунала молоденького лейтенанта;
  • встречается с медсестрой Зиной и уходит с ее дороги, узнав, что у нее любовь с другим.

Таков сюжет повести «Сашка» Кондратьева. Анализ этих сцен помогает понять, как сумел пройти через уготованные испытания и не уронить достоинства герой.

Пленение немца

Эта сцена одна из ключевых в произведении. Сашка берет языка «голыми руками», так как был безоружен. И вдруг в этот момент он, побывавший в самых опасных и безнадежных атаках, увидел в облике пленного не врага, а обманутого кем-то человека. Он пообещал ему жизнь, так как на листовке, подобранной по пути в штаб, было написано, что русские солдаты над пленными не издевались. По дороге Сашка постоянно ощущал чувство стыда и за то, что оборона у них была никудышная, и за то, что мертвые товарищи лежали непохороненные. Но больше всего он испытывал неловкость от того, что ощутил вдруг безграничную власть над этим человеком. Таков он, Сашка Кондратьева. Анализ его душевного состояния показывает, почему он так и не смог застрелить пленного и в результате нарушил приказ комбата. Чувствуя свою правоту, он сумел прямо взглянуть ему в глаза, отчего командир вынужден был отменить свое первоначальное решение о расстреле «языка». Позже Сашка подумал, что коль останется жив, о плененном им немце будет для него самым памятным событием войны.

Вот оно - одно из главных качеств русского воина: всегда сохранять в себе гуманизм, помнить, что ты человек. Это особо подчеркивает в повести Кондратьев. Сашка - анализ произведения тому доказательство - смог в один из самых тяжелых периодов жизни противопоставить добро злу.

Защита лейтенанта

Еще один важный эпизод - случай в госпитале, когда Сашка вступился за своего нового знакомого (молоденького лейтенанта) перед особистом. Они и знакомы-то были всего ничего, однако Сашка прекрасно осознавал, чем может грозить лейтенанту, имевшему звание, затеянная Владимиром ссора. А ему, рядовому, ничего не будет: дальше передовой все равно не пошлют. В результате лейтенант остался в госпитале, а Сашка вынужден был отправиться дальше в Москву сам. Отчаянный и горячий лейтенант на деле оказался слабее превосходящего его по силе духа и смелости рядового - к этому подводит анализ повести «Сашка» Кондратьева.

Испытание любовью

На войне Сашка встретился с Зиной. Знакомство с ней грело его душу, так как никого роднее ее для героя уже не было. Через традиционное в литературе испытание любовью проводит своего героя Вячеслав Кондратьев. Сашка (краткое содержание взаимоотношений которого с любимой девушкой умещается в несколько сцен) и здесь ведет себя с достоинством: способность понять другого человека и душевная доброта оказываются сильнее.

Сначала он с нетерпением ожидает встречи с девушкой, а когда она состоялась, узнает, что появилась у Зины новая любовь. Глубокие разочарования переживает в этот момент Сашка. Это и непонимание того, как можно устраивать вечеринку, когда там, на передовой, все поля в «наших». Это и боль от того, что она предпочла Сашке другого. Но он просто уходит, ни в чем не упрекая Зину и не требуя от нее никаких объяснений.

Так какой же он, Сашка Кондратьева?

Анализ повести и поступков главного героя помогает понять самое главное, что хотел донести до читателя автор: возможно пройти через страшные испытания войной и сохранить в себе Человека. Он подчеркивает это фразой, принадлежащей Сашке: «Люди же мы, а не фашисты». И таких солдат было большинство. Многие фронтовики видели своих боевых товарищей в образе героя. А это значит, что победу добыли как раз такие воины, в число которых входят сам В. Кондратьев, Сашка.

Анализ произведения помогает воссоздать образ русского солдата: мужественного, выносливого, сумевшего сохранить гуманизм, веру в победу.

Урок литературы для 9 – 11 классов на тему

«Какой он, герой войны? По повести В.Кондратьева «Сашка»

Цели урока : знакомство с повестью Кондратьева «Сашка», характеристика образа главного героя через анализ произведения и отдельных его эпизодов; воспитание патриотизма в учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, художественные текст повести В.Кондратьева «Сашка», распечатанные для работы на уроке вопросы на каждой парте.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Великая Отечественная война – страшное по своим масштабам событие в жизни нашего государства. Оно навсегда оставило след в судьбах людей, переживших эти трудные годы, не забудут войну и те, кто родился после отгремевших боев. И в русской литературе тема Вов прочно заняла свое место.

Литература о Великой Отечественной войне прошла в своем развитии несколько этапов. В 1941-45 гг. ее создавали писатели, отправившиеся на войну, чтобы своими произведениями поднять дух народа. Объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата. Девиз «убей врага» пронизал эту литературу, это был отклик на трагические события в жизни страны, которая еще не ставила вопросов о причинах войны и не могла связать 1937 и 1941 годы в один сюжет, не могла знать страшной цены, которую заплатил народ за победу в этой войне. Это замечательная поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», «Молодая гвардия» А.Фадеева о подвигах и гибели юных краснодонцев. По своему духу эта литература была неаналитической, описательной.

1945-1950гг. – второй этап развития военной темы в литературе. Это произведения о победе и встречах, о салютах и поцелуях, порою излишне ликующие. Они недоговаривали жуткой правды о войне. Прекрасный рассказ Шолохова М.А. «Судьба человека» (1957) утаил правду о том, куда, как правило, попадали бывшие военнопленные после возвращения домой. Твардовский позже об этом скажет:

И до конца в живых изведав

Тот крестный путь. Полуживым –

Из плена в плен – под гром победы

С клеймом проследовать двойным.

Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е гг., когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился «за пядь земли», побывал в плену. Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков, К.Воробьев, Б.Васильев, В.Богомолов – эти писатели сузили масштаб изображения войны до «пяди земли», до окопчика, до леска… их долго не печатали за «дегероизацию» событий. А они, зная цену каждодневному подвигу, увидели его в будничной работе солдата. Писали не о победах на фронтах, а о поражениях, окружении, отступлении армии, о неумном командовании и растерянности в верхах.

Краткое сообщение ученика о писателе (приготовлено заранее):

Вячеслав Леонидович Кондратьев (30 октября 1920 - 23 сентября 1993) родился в Полтаве в семье инженера-путейца. В 1922 семья переехала в Москву. С первого курса Московского архитектурного института в 1939 году был призван в армию. Проходил службу в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года направлен на фронт. В 1942 году стрелковая бригада, в составе которой воевал Кондратьев вела тяжелые бои под Ржевом. Во время них получил первое ранение, был награждён медалью «За отвагу». После окончания отпуска, полученного по ранению, воевал в железнодорожных войсках. Был повторно и тяжело ранен. В госпитале пробыл на излечении полгода, выписавшись инвалидом. В 1958 году закончил Московский заочный полиграфический институт. Продолжительное время работал художником-оформителем. Перед смертью тяжело болел.

Слово учителя.

Первую повесть - «Сашка» - опубликовал в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов». Повесть “Сашка” была сразу же замечена и оценена по достоинству. Читатели и критики, проявив редкое единодушие, определили ей место в ряду самых больших удач нашей военной литературы. Но какой поздний дебют! В 59 лет… Значит, невозможно было молчать о пережитом и надо было написать о том, что хранилось, вынашивалось в душе о тех страшных военных годах. Кондратьев решил, что не написать про те сражения будет с его стороны почти подлостью. Он писал: «О своей войне рассказать могу только я сам».

Вопросы учителя:

1. Повесть “Сашка” названа по имени героя. Вспомните произведения русской литературы, названные именами главных героев.

«Евгений Онегин», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Анна Каренина»…

2. Но полное имя - Александр или хотя бы Саша, однако писатель останавливается на разговорном варианте – Сашка. Почему?

Сашка – герой молод, он простой парень, свой, близкий. Таким образом, между читателем и героем нет никакой дистанции, устанавливается атмосфера доверительности. Нет у Сашки и фамилии, что указывает на типичность героев – таких много на фронте.

3. Откуда родом главный герой и где находится?

Он простой деревенский парень, воюет подо Ржевом.

Слово учителя: участие в боях подо Ржевом - автобиографическая деталь писателя. «Сашка» - повесть, посвященная «всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым» (В.Кондратьев).

А мы познакомимся с информацией о Ржевских боях.

(Сообщение приготовленного заранее ученика)

Термин "Ржевская битва" появился лишь в постсоветское время. До настоящего времени официальной историографией существование этой битвы не признано, хотя военные действия в январе 1942 - марте 1943 гг. на московском направлении центрального участка советско-германского фронта могут быть с полным основанием отнесены к категории самых кровопролитных битв не только в Великой Отечественной войне, но и за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками.

Согласно официальным данным в боях под Ржевом в 1942‑ 1943 годах погибли более миллиона советских солдат и офицеров. Однако, по неофициальным данным, потери в Ржевской битве составили более 2 миллионов бойцов и командиров.

Бывший участник боев подо Ржевом вспоминает: «За три года на фронте мне пришлось участвовать во многих боях, но снова и снова мысль и боль воспоминаний возвращают меня к ржевским боям. Страшно вспомнить, сколько там людей полегло! Ржевская битва - это была бойня, и Ржев был центром этой бойни».

«За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества» Указом Президента Российской Федерации № 1345 от 8 октября 2007 года (совсем недавно) городу Ржеву присвоено почётное звание «Город воинской славы».

Слово учителя:

Есть знаменитое стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Я убит подо Ржевом»

(читает наизусть подготовленный ученик)

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки, -

Точно в пропасть с обрыва -

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я - где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядет, --

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

…………………….

4. С каких событий в повести начинается знакомство читателей с Сашкой?

Сашка среди таких же, как и он, солдат находится без отдыха на передовой. Это обстрелы, тяжелый солдатский быт («просто обсохнуть, согреться - уже не малая удача»). Начинается наступление немцев, когда Сашка находится на посту. Он врукопашную сходится с немцем и одолевает его. Сашка по своей воле с риском для жизни добывает обувь для ротного. Ему очень хочется по-человечески сделать добро командиру и никакая сила извне его не подталкивает к этому – это движение его собственной души.

5. Эпизод с немцем – это не только его пленение, но и препровождение в штаб фронта к комбату. Что можно отметить в герое, когда тот ведет пленного немца?

Ему стыдно перед немцем за то, что у наших плохая оборона, за ребят, которых не похоронили, он пытается выбирать дорогу так, чтобы немец не видел непохороненных солдат.

Однако ситуация «Я и ВРАГ» сглаживается простым человеческим любопытством, которое проявляет Сашка к немцу. В нем, как оказалось, нет ненависти.

6. Что в этом эпизоде является настоящим испытанием для Сашки?

Сашка с гордостью объяснял немцу, что в советской армии пленных не расстреливают, как у фашистов, тем сильнее его переживания, когда пьяный комбат, потерявший любимую девушку из санроты, приказывает немца убить.

Такого волнения Сашка, кажется, не испытывал и «на передке». Перед ним нравственный выбор: комбат в горе и пьян – нельзя ослушаться и спорить, попадать под горячую руку; с другой стороны – Сашки проявляет характер, переживая за немца, которому обещана жизнь в плену (подтверждение тому – листовка в кармане у Сашки). Он справедлив, настойчив, медлит с выполнением приказа, отчаянно думает о происходящем, анализирует. Сашка не может слепо выполнять приказ, протестует его душа («Люди же мы, а не фашисты»). Комбат, к радости Сашки, отменяет приказ.

7. Справедливость в этом эпизоде можно понять двояко. Как?

Говоря о справедливости, можно, во-первых, вспомнить, что немец – захватчик, а значит враг. Тогда расстрел – правильный и логичный поступок. Во-вторых, справедливость можно понимать и иначе: как выполнение обещаний, данных в советской листовке. Именно так понимает справедливость по отношению к пленному Сашка.

8. При каких обстоятельствах Сашка ранен и затем направляется в госпиталь? С какой стороны раскрывается характер героя, когда он там находится?

Он получил ранение в руку, когда препровождал немца дальше, в штаб бригады. Должен идти в госпиталь, в котором служит его любимая Зина. Таким образом, герой показан и в бою, и в более мирной обстановке. Сашка любит Зину, стремится к ней, глубоко переживает. Он молод, и так естественно в его годы любить, а значит, и ревновать, и страдать, и наслаждаться, находясь рядом с любимой девушкой, и война не может и не должна это изменить. Но даже и в госпитале ни на минуту не забывает Сашка о ребятах, что остались на передовой, об опасности, которая ежеминутно грозит каждому.

Зина не только любит Сашку, но и жалеет, зная о том, что ему довелось пережить, какие потери несет наша армия подо Ржевом.

Сашка – герой, думающий и глубоко чувствующий, и понимает чувства девушки.

С другими ранеными Жорой и лейтенантом Володей.

10. Вместе идут три разных человека. Писатель дает возможность читателю сравнить главного героя, Сашку, с другими молодыми бойцами, все они вышли из тяжелых боев живыми. Какие они, кратко охарактеризуйте каждого.

Жора – герой, бесконечно радующийся, что остался жив, радующийся каждому мгновению мирной обстановки, скорой возможности передохнуть от боев в госпитале, красоте природы. Тем глубже потрясение и читателей, и Сашки с Володей, когда Жора подрывается на мине. Не в бою при очевидной опасности, а теперь, когда он беспечен и сошел с дороги к замеченному подснежнику.

Володя – молодой лейтенант, его, как и Сашку, не отпускает пережитое. Он рассуждает о том, что волнует его: будучи лейтенантом, он вынужден посылать других людей, солдат, на верную смерть. Это, считает лейтенант, тяжелее, чем быть рядовым. Володя не похож характером на Сашку, он заводной, вспыльчивый, о чем говорит история в госпитале (когда Володя в толпе голодных раненых бросает тарелку в майора).

Сашка же на фоне ребят иной: он не может позволить себе безмятежно радоваться, пока гибнут ребята на фронте, но и не может быть похожим на Володю. Им троим тяжело дается дорога в тыл: земля разорена, распутица, грязь, нет порядка (там, где ожидали получить продовольствие, голодные ребята никого не

находят), в деревнях, встреченных дорогой, тоже голодно. Но Сашка умеет терпеть трудности, он гнется, но не ломается, более приспособлен, чем Володя, его товарищ.

11. Какой следующий эпизод важен для раскрытия характера Сашки?

Измученные, больные, голодные раненые возмущаются скудной едой. История с тарелкой, брошенной в майора Володей, не сумевшим себя сдержать, могла иметь очень серьезные для него последствия. Сашка же берет вину на себя за то, чего он не делал.

12. Какие черты Сашкиного характера проявляются в этом?

Сашка способен мгновенно принимать решения, от которых зависит благополучие окружающих его знакомых. Подобно тому, как, рискуя лишний раз, он добывал обувь ротному, Сашка берет на себя вину за брошенную тарелку, хотя и знаком-то с Володей недавно. Он понимает, что спрос с лейтенанта будет куда строже, чем с рядового. Да и характер Володи Сашка уже изучил и понимает, что тот может не сдержаться и наговорить, чего не следует в данной ситуации (хотя это и правда). И особист догадывается, что этот поступок совершил не Сашка. Он понимает истинный смысл произошедшего и чувства Сашки и отправляет его в другой госпиталь

13.Какие приемы характеристики литературного героя вам известны?

Внешность героя.

Характеристика героя другими персонажами.

Сравнение с другими героями.

Выбор событий, действий, совершаемых героем поступков, в которых раскрывается его характер.

Характеристика через самоанализ (внутренняя речь героя).

Характер раскрывается через монологи, диалоговые реплики героя

речевая характеристика героя и т.д.

14. Что, на ваш взгляд, чаще использует писатель Кондратьев, чтобы развернуть перед читателями образ Сашки?

Выбор событий, поступков, т.к. в отдельных рассмотренных нами эпизодах и раскрывается характер бойца Сашки. Использована внутренняя речь героя (например, размышления перед выполнением приказа комбата расстрелять пленного немца, его переживания за ребят, оставшихся на передовой, т.к. они его фронтовая семья и т.д.). Часто используется несобственно-прямая речь автора. (например: Сашка озлился, хотел было съязвить насчет мурла, которое тот наел на тыловых харчах, да раздумал) Происходит сближение авторского повествования с речью персонажей. Интересна и речевая характеристика героя.

15. Остановимся на речевой характеристике героя. Какова речь героя, о чем она говорит читателю?

Сашка – простой парень, находясь на войне, общается с равными по званию или с офицерами, но коммуникативная ситуация героев одинакова: экстремальные условия фронта. А в таких опасных условиях вряд ли человек задумывается о выборе слов, поэтому в устах Сашки, да и других героев, много экспрессивных слов. Но, когда он оказывается вместе с Зиной или разговаривает с командирами, его речь более спокойная. Речь героя насыщена разговорными и просторечными словами (в том числе и грубыми, например: Да иди ты, гнида , со своими сигаретами! Из-за тебя, язвы , приказ не выполняю.), она показывает интеллектуальный уровень человека и его социальный статус. У Сашки все впереди, если то позволит война, он еще может получить образование, а пока его дело – Родину защищать.

16. Сашка – это художественный образ. Но кроме того, что он литературный герой, он герой войны . Какой же он, герой войны? Сделаем выводы.

Сашка – обычный простой парень, он умеет любить, у него есть девушка. Он родом из деревни и вместе с тем он носитель нравственности, корни которой русские писатели-деревенщики (Белов В. , Астафьев В., Распутин В. и др.) видели в селе. Он ненавидит врага, патриот, любящий свою страну тихо, без лишних и громких слов. И бьется за Родину Сашка в самых тяжелых фронтовых условиях, не жалуется, не отчаивается, искренне веря в победу. Он скромен, терпелив и добр, он заботлив и самоотвержен. Он по-житейски мудр, справедлив, он постоянно анализирует происходящее, подмечая и недостатки, и непорядки. Он готов в сложную минуту принять серьезное решение и взять ответственность на себя, пожертвовать своим ради благополучия других. И этот гуманизм делает Сашку привлекательным для окружающих его героев. Недаром в конце повести, оказавшись в Москве, именно Сашка привлечет внимание неопытных девчонок, едущих на войну. Они не только отдадут Сашке свой хлеб, они дадут ему и частичку своего человеческого тепла. А сердобольный, гуманный Сашка только погорюет о страшном будущем, что ждет их на фронте.

Литература:

В.Кондратьев «Отпуск по ранению» - М.,2005

Г.Лазаренко «Русская литература. 20 век: Краткий курс» - М.,Дрофа, 1998

А.Твардовский «Лирика» - М., 1988

http://ru.wikipedia.

militera .lib .ru /memo /russian /mihin - «Военная Литература» Мемуары. Михин.

Анализ повести В. Кондратьева «Сашка»

Повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка» рассказывает о молодом русском пареньке, который волею судьбы оказался на фронте. Война изменила жизнь целых поколений, отняла мирный быт, возможность жить, работать.

Однако человеческие представления о чести, совести, добре и зле невозможно искоренить в человеке. Сашка удивительно добр, ему свойственно милосердие и сострадание к ближнему. Сашке удается взять в плен молодого немца. Если бы им суждено было встретиться в бою, не было бы никаких сомнений, как поступить. А теперь пленник совершенно беспомощен.

Комбат приказывает Сашке расстрелять пленного. Этот приказ вызывает у парня сильнейшее сопротивление. Мысль о том, что он должен расстрелять беззащитного человека, кажется Сашке чудовищной. Капитан догадывается о состоянии Сашки, поэтому приказывает другому бойцу проверить исполнение приказа.

В сознании каждого человека заложена уверенность, что жизнь человеческая священна. Сашка не может убить беззащитного пленного немца. Он не случайно находит в пленном немце сходство со своим хорошим знакомым. В довершение ко всему он не может забыть листовку, которую показывал немцу. В листовке была обещана жизнь, и Сашка не может понять, как же можно нарушить это обещание.

Ценность человеческой жизни – важный фактор. И пусть Сашка слишком прост, чтобы обратиться к теориям великих философов и гуманистов, в душе он четко осознает свою правоту. И именно это заставляет его медлить с выполнением приказа.

Даже в условиях войны Сашка не ожесточился, общечеловеческие ценности для него не потеряли свой смысл. Не случайно уже после того, как комбат отменил приказ, Сашка понял: «...коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным...».

Пришлось Сашке из-за ранения отправиться в тыл. Волнует предстоящая встреча с девушкой Зиной, которая была медсестрой. И пусть сознает Сашка, что ничего серьезного у него с Зиной не было, но все-таки мысль о ней согревала его душу, вселяла надежду.

Неожиданно на Сашку обрушивается чужое недоверие, которое шокирует его. Ранен он был в левую руку, и присутствующий на осмотре лейтенант счел, что сделано это целенаправленно самим бойцом, чтобы покинуть поле боя и отправиться в тыл. Сашка не сразу понял, о чем идет речь. «Но потом, поймав на себе подозрительный, пристальный взгляд, догадался: этот аккуратненький, … не хлебнувший и тысячной доли того, что довелось Сашке и его товарищам, подозревает его, Сашку, что он... сам себя... Да в самые лихие дни, когда казалось, проще и легче – пулю в лоб, чтоб не мучиться, не приходила Сашке такая мысль».

Встреча с Зиной оказалась не столь волнующей, как ожидалось. Не сразу, но узнает Сашка об ее измене.

И становится ему горько и тоскливо. Поначалу возникло у него желание «завтра же утром на передок податься, пусть добивают». Но потом понял Сашка, что у него есть мама и сестра, и не может он так безрассудно распоряжаться своей жизнью.

Сашка открыт и искренен, он весь как на ладони, он не скрывает ничего. Это тип простого русского человека, который, в общем-то, и выиграл войну. Сколько таких Сашек, молодых, искренних, добрых и чистых душой, погибло в Великую Отечественную войну!

Повесть заканчивается размышлениями Сашки, которые возникают у него при взгляде на спокойную, почти мирную Москву. И Сашка понимает: «...чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было там, тем яснее и ощутимее становилась для него связь между тем, что делал он там, и тем, что увидел здесь, тем значительней виделось ему его дело там...».

Каждое произведение о войне стремится донести до последующих поколений всю трагедию, с которой вынуждены были столкнуться советские люди в период с сорок первого по сорок пятый. Чем больше времени отделяет нас от того страшного периода, тем меньше остается живых людей, помнящих ту кровавую мясорубку. И именно поэтому произведения о войне необходимо читать и перечитывать, чтобы иметь достоверное понятие о сложной судьбе России.

Повесть Вячеслава Кондратьева “Сашка” рассказывает о молодом русском пареньке, который волею судьбы оказался на фронте. Война изменила жизнь целых поколений, отняла мирный быт, возможность жить, работать.

Однако человеческие представления о чести, совести, добре и зле невозможно искоренить в человеке. Сашка удивительно добр, ему свойственно милосердие и сострадание к ближнему. Сашке удается взять в плен молодого немца. Если бы им суждено было встретиться в бою, не было бы никаких сомнений, как поступить. А теперь пленник совершенно беспомощен.

Комбат приказывает Сашке расстрелять пленного. Этот приказ вызывает у парня сильнейшее сопротивление. Мысль о том, что он должен расстрелять беззащитного человека, кажется Сашке чудовищной. Капитан догадывается о состоянии Сашки, поэтому приказывает другому бойцу проверить исполнение приказа.

В сознании каждого человека заложена уверенность, что жизнь человеческая священна. Сашка не может убить беззащитного пленного немца. Он не случайно находит в пленном немце сходство со своим хорошим знакомым. В довершение ко всему он не может забыть листовку, которую показывал немцу. В листовке была обещана жизнь, и Сашка не может понять, как же можно нарушить это обещание.

Ценность человеческой жизни – важный фактор. И пусть Сашка слишком прост, чтобы обратиться к теориям великих философов и гуманистов, в душе он четко осознает свою правоту. И именно это заставляет его медлить с выполнением приказа.

Даже в условиях войны Сашка не ожесточился, общечеловеческие ценности для него не потеряли свой смысл. Не случайно уже после того, как комбат отменил приказ, Сашка понял: “…коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным…”.

Пришлось Сашке из-за ранения отправиться в тыл. Волнует предстоящая встреча с девушкой Зиной, которая была медсестрой. И пусть сознает Сашка, что ничего серьезного у него с Зиной не было, но все-таки мысль о ней согревала его душу, вселяла надежду.

Неожиданно на Сашку обрушивается чужое недоверие, которое шокирует его. Ранен он был в левую руку, и присутствующий на осмотре лейтенант счел, что сделано это целенаправленно самим бойцом, чтобы покинуть поле боя и отправиться в тыл. Сашка не сразу понял, о чем идет речь. “Но потом, поймав на себе подозрительный, пристальный взгляд, догадался: этот аккуратненький, … не хлебнувший и тысячной доли того, что довелось Сашке и его товарищам, подозревает его, Сашку, что он… сам себя… Да в самые лихие дни, когда казалось, проще и легче – пулю в лоб, чтоб не мучиться, не приходила Сашке такая мысль”.

Встреча с Зиной оказалась не столь волнующей, как ожидалось. Не сразу, но узнает Сашка об ее измене.

И становится ему горько и тоскливо. Поначалу возникло у него желание “завтра же утром на передок податься, пусть добивают”. Но потом понял Сашка, что у него есть мама и сестра, и не может он так безрассудно распоряжаться своей жизнью.

Сашка открыт и искренен, он весь как на ладони, он не скрывает ничего. Это тип простого русского человека, который, в общем-то, и выиграл войну. Сколько таких Сашек, молодых, искренних, добрых и чистых душой, погибло в Великую Отечественную войну!

Повесть заканчивается размышлениями Сашки, которые возникают у него при взгляде на спокойную, почти мирную Москву. И Сашка понимает: “…чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было там, тем яснее и ощутимее становилась для него связь между тем, что делал он там, и тем, что увидел здесь, тем значительней виделось ему его дело там…”.

Каждое произведение о войне стремится донести до последующих поколений всю трагедию, с которой вынуждены были столкнуться советские люди в период с сорок первого по сорок пятый. Чем больше времени отделяет нас от того страшного периода, тем меньше остается живых людей, помнящих ту кровавую мясорубку. И именно поэтому произведения о войне необходимо читать и перечитывать, чтобы иметь достоверное понятие о сложной судьбе России.

(1 votes, average: 1.00 out of 5)

  1. Глубинным импульсом, послужившим написанию Вячеславом Кондратьевым рассказов и повестей о тяжелых военных буднях, стала его вера в то, что он обязан рассказать о войне, о своих товарищах, которые сложили голову...
  2. Александр Иванович Полежаев Сашка Поэма (1825, опубл. 1861) Поэма написана от первого лица. Студент Московского университета Сашка Полежаев, приятель, едет в Питер к дяде. Помните, как у Пушкина в начале...
  3. С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто видел кровавый...
  4. Повесть Л. Н. Толстого “Детство” является автобиографическим произведением, в котором автор погружается в воспоминания детства, пытаясь понять и провести анализ важности этого времени для человека. Главный герой повести – Николенька....
  5. Люди, что с нами происходит? Надо человеком быть… В. Шукшин В рассказе Василия Макаровича Шукшина “Обида” речь идет о& обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из...
  6. История создания. В повести отражены воспоминания, Короленка о матери (не случайно героиню зовут Эвелина), пребывания на Волыни, Житомирщине, Ровненщине, посещение Почаевской лавры и Саровского монастыря (Тамбовщина). Хотя произведение впервые появилось...
  7. Повесть “Гобсек” написана де Бальзаком в 1830 году и состоит она из трех историй. В первую очередь это история самого рассказчика Дервиля, который работал адвокатом и помог вернуть де Гралье...
  8. Определим вначале композиционное и содержательное значение данного эпизода, в котором происходит решающее объяснение героев, окончательно проясняются их отношения, более того, поведение г. Н. Н. в сцене свидания оказывает влияние и...
  9. Литературную известность Н. В. Гоголю принес сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-1832 гг.), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников “Миргород”...
  10. На границе 18 и 19 столетия стало развиваться новое литературное направление – сентиментализм, появился и совершенно новый жанрфилософская повесть. Одним из основателей этого жанра стал и Вольтер знаменитый...
  11. Перевод названия произведения в русской литературе встречается в нескольких вариантах: “Рождественская песнь в прозе”, “Рождественская песня”, “Рождественская история”, “Повесть о Рождестве с участием Духов”. Замысел написать произведение на тему Рождества...
  12. Эта повесть одна из самых сильных повестей из антивоенной литературы XX века. Она как гимн для потерянного поколения. Ее название “Путник, когда ты придешь в Спа…” – это цитата двустишья-эпитафии...
  13. Габриэль Гарсия Маркес один из самых известных писателей современности, яркий представитель литературы “магический реализм”. Данное направление возникло как новое направление в латиноамериканской литературе в 30-40 гг. XX века. В ее...
  14. История создания повести “Ночь перед Рождеством”. Николай Гоголь показал российскому миру совсем неоткрытый раньше украинский край, который имеет свою уникальную национальную мифологию, традиции, фольклор и обычаи. Он утверждал тем самым...
  15. ПЕЧОРИН И КОНТРАБАНДИСТЫ (анализ повести М. Ю. Лермонтова “Тамань”) “Тамань” – остросюжетная и вместе с тем самая лирическая повесть, которая продолжает традиции романтических разбойничьих повестей, но по отношению автора к...
  16. 1949 г. в стокгольмской газете А. Линдгрен напечатала рассказ, про мальчика, которого воспитывали бездушные приемные родители, про его одиночество и мечты. Все необыкновенные приключения Мио и его игры были взяты...
  17. Произведение “Вечер накануне Ивана Купала” приходится шедевром в творчестве Гоголя, написано для того, чтобы показать все таинства этой ночи. Ночь на Ивана Купала обладает мистическим содержанием, ведь именно в эту...
  18. Жанровые особенности произведения. Это повесть, эпический жанр среднего размера: не такой маленький, как рассказ, однако и не такой большой, как роман. Одновременно это еще и сказка с ее неповторимым конфликтом...
  19. Повесть “Иван Грозный” до сих пор воспринимается критиками не однозначно. И это нормально. Не надо забывать в какие годы писалась эта произведение. А это были страшные тридцатые – годы массовых...
  20. (Сокращенный вариант) Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: “Маша, пойдешь со мной?” – “Куда? Гагазинчик?” – обрадовалась девочка. “И рыбы...
  21. Повесть сказка Кристине Нестлингер “Конрад или Ребенок из консервной банки” посвящена проблеме отношения детей и взрослых. Автор пытается показать родителям, что стремление воспитать своих потомков “идеальными” лишает детей ихней индивидуальности,...
  22. Василий Макарович Шукшин Обида Рассказ (1971) Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: “Маша, пойдешь со мной?” – “Куда? Гагазинчик?” –...
  23. Повесть “Тени забытых предков” была создана Г. Коцюбинским в 1911 году на основе впечатлений от жизни карпатских гуцулов, их обычаев и обрядов, оригинальности мышления и мировосприятия. Их жизнь проходит посреди...
  24. Летом я прочитал повесть Ч. Диккенса “Рождественская песнь в прозе”. Это необычное произведение. Он рассказывает о том, до чего доводит людей жадность, равнодушие. Главный герой произведения Скрудж, заботясь лишь о... В своих произведениях Гоголь показывает два мира людей: живущих по высоким законам долга и ведущих пустопорожнее, бессмысленное существование. В героях повести “Тарас Бульба” автором выявляется торжество духовности. Гоголь показывает мощные,...
  25. План I. Обстоятельства окружающей жизни, повлиявшие на творчество М. Булгакова. II. Рискованный эксперимент – основа повести М. Булгакова “Собачье сердце”. 1. Превращение пса Шарика в человека. 2. Конфликт между профессором...
Анализ повести В. Кондратьева “Сашка”

Сочинение

Нет ничего страшнее войны. Она ломает и коверкает человеческие судьбы. Война проверяете людей на прочность. На войне жизнь течет по-другому: быстрее и стремительнее, она увлекает человека от одного кровавого водоворота к другому. На войне у человека почти нет выбора, а если и есть, то выбор этот сопряжен с риском для жизни своей или другого.

Фронт- это другая жизнь. Там все по-другому. Встречи мимолетны, потому что в любой момент можно расстаться навсегда.

На войне характер человека раскрывается более полно. Один поступок может раскрыть всю человеческую натуру, что невозможно при нормальных обстоятельствах и при многолетней дружбе. В экстремальных условиях человек ведет себя совсем иначе. Об этом - повесть В. Кондратьева «Сашка"

В своем произведении Кондратьев показывает нам движение жизни, которое подчиняет себе человека и несет его за собой. Несмотря на то, что есть возможность выбора, человек все равно подчинен этому потоку, называемому военной действительностью.

Если на минуту представить, что и Сашку, и тяжелораненого солдата, которого он перевязал, пощадила война, то стал бы главный герой вспоминать об этом? Вряд ли, ведь Сашка сделал то, что должен был, сделать. Для него в этом поступке нет ничего особенного.
Но для того раненого солдата это значит много, он вряд ли забудет человека, который спас ему жизнь, хотя он даже имени его не знает. Но дело не в этом, а в том, что этот поступок раскрыл для раненого натуру Сашки, самое главное.

Художественное пространство произведения небольшое: три деревни, где расположились немцы и редеющий батальон. Овсяниковое поле ничем не примечательно, но для героев повести Кондратьева оно имеет большое значение. Здесь основной центр событий, не все перейдут это поле, а те, кто перейдет, запомнят его навсегда. Для воюющих на этом поле важны все детали: «У края рощи прилеплен был к ели редкий шалашик для отдыха, а рядом наложено лапнику густо, чтобы и посидеть, когда ноги занемеют, но наблюдать надо было безотрывно. Сектор Сашкиного обзора не маленький: от подбитого танка, что чернеет на середке поля, и до Панова, деревеньки махонькой, разбитой вконец, но никак нашими не достигнутой. И плохо, что роща в этом месте обрывалась не сразу, а сползала вниз мелким подлеском да кустарником. А еще хуже метрах в ста поднимался взгорок с березняком, правда, не частым, но поле боя пригораживающим».

Все незначительное в повседневной жизни для солдата становится значимым. В этих мелочах заключена его жизнь. Даже смерть становится неотъемлемой и какой-то привычной частью военной жизни. События, разворачивающиеся на Овсяниковом поле, как в зеркале отражают судьбу большого мира, судьбу народа в период потрясений. В малом видится большое - такова особенность повести Кондратьева.

В «Сашке» внимание писателя ориентировано не только на боевые действия, но и на военный быт. Жизнь (в значении бытия) и быт у Кондратьева неотделимы друг от друга.
Поле Овсяниковое - это маленький кусочек большого фронта, где так же воюют и гибнут. Но не только к боевыми действиям приковано внимание писателя, а также к тылу, который нет-нет да и возникнет в повести. Ведь именно тыл обеспечивал фронт провизией и боеприпасами. Людям, которые остались в тылу, было не легче, чем на фронте. Герои повести хорошо понимали, что никто так не сопереживал: им, как одинокие женщины, проводйвщие своих мужей и сыновей на фронт. Именно они будут выхаживать и перевязывать раненых, прятать от фашистов.

Солдаты чувствуют свою вину за то, что те, кого они должны защищать, т. е. женщины, вынуждены выполнять всю тяжелую мужскую работу, за то, что война идет не так, как представлялась вначале.

Фашистская армия была хорошо вооруженной, уверенной в своей неуязвимости и победе. Армия, готовая проявить жестокость и бесчеловечность по отношению к врагу ради своей цели. Но как обращались наши воины с пленными немцами? Сашка, взяв в плен немца, не может проявить к нему бесчеловечность: «Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет- хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало... И немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться».

Если бы он расправился с безоружным, то утратил бы чувство собственной правоты, нравственного превосходства над фашистами. Любая жизнь значит для него очень много, даже жизнь пленного немца: «Много, очень много видал Сашка смертей за это время - проживи до ста лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании...»

Когда у него спросили, почему он не выполнил приказ о расстреле пленного, он ответил: «Люди же мы, а не фашисты». В этих его словах заключена вера в непоколебимость человеческого в человеке.

В Сашке боролись солдат, который обязан выполнять приказы командира, и человек, который не может лишить другого человека жизни: «Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И еще третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и все!» Это значит, что человеческое победило.

Учиться воевать тоже надо уметь, об этом говорит Кондратьев в своей повести. Уметь воевать - это не только способность преодолевать свой страх и не теряться в трудную минуту, но и уметь вести войну так, чтобы она была с минимальными потерями. Но мы учимся воевать, и за учебу эту заплачено немало жизней. Когда-нибудь мы научимся, ведь человек в любых условиях должен стремиться оставаться человеком.

Повесть Кондратьева - светлая повесть, в ней звучит вера в человечность, несмотря на то, что изображен в ней жуткий оскал войны. История жизни Сашки - это история человека, который, жертвуя собой и своей жизнью, продлевает жизнь другим, нам, мне, детям будущего, моим детям!!!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх