Теоретические аспекты макетирования в дизайне среды. Значение и роль макетирования в профессиональной подготовке художника-дизайнера

Значение и роль макетирования в профессиональной подготовке художника-дизайнера

В статье автор рассматривает макетирование в дизайне среды как важную составную часть в процессе подготовки дизайнеров широкого профиля в области дизайна среды и в процессе художественно-проектной деятельности.

Ключевые слова: конструктивное мышление, макеты-структуры, объемно - пространственная композиция.

В существующей системе художественного образования в России большое значение имеет проблема совершенствования профессиональной подготовки художников-дизайнеров. Поэтому возникает необходимость повышения уровня художественного и технологического профессионального мастерства специалистов в сфере художественно-проектной деятельности.

В наше время активно ведутся поиски новых путей совершенствования художественно-технологического образования будущих художников-дизайнеров, а также идет активное усовершенствование самой методики преподавания специальных художественных дисциплин, изучение и применение в проектной деятельности дизайнеров новейших достижений технического прогресса и инновационных технологий , направленных на повышение профессионального мастерства будущих специалистов.

В наше время без комплексной подготовки студентов-дизайнеров, которая включает изучение специальных профилирующих дисциплин ‒ проектирование, макетирование, основы художественного мастерства и обязательное изучение вспомогательных дисциплин ‒ рисунок, живопись, скульптура, история искусства, история дизайна и других предметов невозможно создание грамотного художественного произведения в области художественного проектирования и макетирования. Поэтому в системе художественной подготовки художника-дизайнера этим предметам отводится ведущая роль.

Происходящие процессы модернизации и перехода на новые стандарты высшего профессионального образования формулируют новые требования к уровню подготовки специалистов в области дизайна окружающей среды. В ней необходимо гармонично сочетать художественную, технологическую и эстетическую составляющие профессиональной деятельности , обусловленные самой, спецификой художественного проектирования и макетирования как вида искусства, отвечающего критериям «пользы, прочности и красоты». Дизайнеры, как специалисты-профессионалы, должны соответствовать быстро изменяющимся социально-экономическим условиям, развитию и внедрению новейших технологий , быть способны самостоятельно решать сложные профессиональные проблемы создания современной окружающей среды на высоком эстетическом и художественном уровне.

Макетирование в дизайне среды является важной составной частью в процессе подготовки специалистов широкого профиля в области дизайна среды и в процессе художественно-проектной деятельности.

Макет известен с древних времен, еще во времена Древнего Египта и античной Греции зодчие пользовались не чертежами, а именно макетом. Само слово «макет» происходит от французкого – maquette и от итальянского – macchietta – набросок и означает пространственное изображение чего-либо, обычно в уменьшенных размерах. Известны макеты архитектурных сооружений, относящихся к периоду Возрождения, барокко и классицизма. Русские зодчие XVIII–XIX вв. Растрелли, Баженов, Тома де Томон, Монферан широко практиковали макетирование. На макете проверялись основные пропорции, масштаб деталей, возможные зрительные искажения. Нередко макеты делались разъёмными и по ним можно было судить не только о внешнем виде сооружения, но и об его интерьере.

Целью процесса макетирования является овладение техникой и навыками объемного моделирования средовых объектов и их элементов, а также приобретение навыков работы с бумагой, картоном и другими макетными материалами; развитие пространственного мышления.

Макет обладает наглядностью, поэтому процесс макетирования формирует объемно-пространственные представления студента, так как макет – одно из средств выражения мысли, способ передачи информации. Он помогает выявить общие композиционные закономерности, уточняет пропорции, соотношение членений, их масштабность, помогает найти правильное объемно-пространственное решении композиции и определить пути ее достижения. Также в работе над композицией макета изучаются основные понятия и принципы гармонической организации формы: соотношения, пропорции, ритм, равновесие.

Макет является как бы временным обобщением представлений в крупных массах и относительно отвлеченных формах определенной идеи, модели, несущий в себе обобщенное функциональное и конструктивное содержание, одно из средств достижения оптимального ответа на поставленную задачу. Макет выполняется в однородном материале (как правило, в бумаге, картоне, пластике) и бывает двух видов: рабочий и выставочный.

Макетирование ‒ творческий процесс поиска архитектурной композиции. В работе над проектом (реальным или учебным) макет, преобразуясь в определенной последовательности, является звеном процесса проектирования.

С появлением художественного конструирования как вида проектной деятельности макетирование стало её неотъемлемым компонентом, а макет становится составной частью законченного проекта.

Роль макета на различных этапах проектирования неодинакова и в соответствии с этим определяется технология его изготовления и материал. Всё это диктуется целями и специфическими требованиями, связанными с каждой из этих стадий.

При изучении «образца» от макета требуется передача общей формы или сочетание его частей. Для удобства исследования в некоторых случаях желательно, чтобы он был составным и мог разбираться. Внешняя форма макета на этой стадии не меняется, и это предопределяет его стабильность.

На этапе изготовления эскизов макет также предназначен для практических целей, т. е. для самих проектировщиков, поэтому он не обязательно должен обладать внешней привлекательностью. Но составляющие его внутренние блоки должны иметь возможность перемещаться, менять своё взаиморасположение, сочетаться по-разному.

При проектировании односложных предметов поверхность макета должна иметь возможность изменяться для того, чтобы можно было придавать ей ту или иную форму в поисках наилучшего решения. Характер поверхности и моделировка объёма закладываются в объектах уже на эскизной стадии проекта. Материал и технология изготовления макета должны этому помогать. Так как макет на эскизной стадии проектирования должен быть в какой-то мере условным, в нем не используются те материалы, в которых данное изделие будет выполняться в натуре. При проектировании предметов со сложным объёмно-пространственным строением с самого начала проектного поиска стоят иные задачи и соответственно другая технология макетирования. Здесь материал должен помогать вести поиски вариантов, а для этого необходимо легко сочленять и отделять детали, менять объёмно-пространственное строение. Структура некоторых объектов требует изготовление динамических моделей, так как отдельные их элементы должны проверяться лишь при перемещении одного по отношению к другому.

Макетирование – это работа над самим предметом, в процессе работы над которым рука дизайнера непосредственно воздействует на изготовляемую форму. Процесс макетирования для художника-дизайнера важен потому, что через них развивается опыт преобразования пространственного образа, формируется пространственное представление и пространственное мышление. Изготавливая макеты из различных материалов, студенты сами интуитивно открывают их конструктивные свойства. Например, изготавливая макеты из бумаги становится понятными основные ее конструктивные особенности. В различном состоянии бумага по разному воспринимает нагрузку. Она может быть изогнутая, гофрированная, свернутая в трубку.

Макеты-структуры (реберные, трубчатые, решетчатые) помогают понять работу открытой, обнаженной конструкции, знакомят с различными средствами художественной выразительности конструкций. Макетирование из бумаги развивает конструктивное мышление.

Большое значение придается технике изготовления макета, точно и красиво сделанный макет развивает вкус, конструкторское мышление будущего художника-дизайнера, совершенствует навыки работы с материалом.

Макетирование развивает и аналитическое мышление. Макет представляет собой процесс восхождения от абстракции к конкретному, изучает композиционные закономерности в комплексном реальном проектировании.

Макет, его цельность, обобщенность, предельно простые геометрические формы прививают студентам метод работы от большой формы к деталям, от общего к частному.

Макетирование как наиболее понятная форма композиционного поиска отражается и на характере проектных решений. При усложнении проектных задач макетирование остается одной из основных форм работы над композицией, поэтому макетирование является предметно-практической деятельностью, в которой восприятие и действие переходит в практический навык работы с различными материалами макетирования.

Макетирование объемно-пространственной композиции развивает пространственное мышление. Особенно помогает этому работа с трехмерными сооружениями, с композицией в пространстве вместе со всевозможными упражнениями в материале.

Макетирование ближе всего к реальным аналогам, оно дает возможность проследить изменение общего структурного построения проектируемого объема, воспитывает метод мышления «от общего к частному», направляет мышление студента на выбор материала, конструкции, дает возможность овладеть закономерностями объемно-пространственной композиции в обобщенных формах. В этом состоит значение макетирования для подготовки художника-дизайнера высокого профессионального уровня.

Литература

1., Максимова из бумаги и картона. – М.: Университет, Книжный дом, 2000.

2.Черчение. Макетирование. Рисунок: Методическое пособие для подготовки к обучению в архитектурном институте. – М.: МАРХИ, 2002.

3.Веннинджер М. Модели многогранников. – М.: Мир, 1974.

4. , Архитектурные макеты. – М., 1965.

5. , – Черчение, макетирование, рисунок. – М.: МАИ, 2002.

6. Иконников, форма, образ в архитектуре. М., 1986.

7. Кринский обучения композиции. Архитектурная композиция. М., 1970.

8. Мелодинский пропедевтика. М., 2000.

9. Тимофеева макетирование в МАРХИ. М., 1997.

Дизайн является, несомненно, инновационной деятельностью, но, в отличие от открытия и изобретения, имеет точно определенную цель, которая формулируется в виде проектной задачи. В нашей науке долгое время под словом «дизайн» понимали только «художественное конструирование».

Художественное конструирование - процесс решения проектной задачи, включающий в себя этапы разработки концепции, выявления конкретных целей, анализа объекта, проектирования, разработки проектной документации и создания образа вещи.

В целом процесс создания новой вещи можно представить в виде следующей схемы: спрос - планирование - программирование (прогнозирование) - проектирование - производство - тиражирование - распределение - потребление. Исходный пункт творчества дизайнера - потребности человека и общества. Их он должен изучать, знать, чувствовать и претворять в предметные формы и образы, возникающие как отклик на потребности. Основа дизайна - всесторонний учет общественных потребностей. Собственно изучение потребностей и является основным содержанием предпроектного анализа при создании новой вещи: изучение потребителей и их потребностей; свойств и качеств изделий; требований, предъявляемых к данному типу изделий. Методика дизайна основана на последовательном применении методов анализа и синтеза.

Предпроектный анализ - проводимое на начальном этапе проектирования исследование и сопоставление данных о желаемых функциях вещи или комплекса вещей либо среды, об облике проектируемого изделия и среды, о способе изготовления, о наличии аналогов предполагаемого объекта (аналог - изделие, сходное с проектируемым по функциональному назначению, принципу действия, условиям применения). Предпроектный анализ выявляет недостатки существующих изделий, пожелания потребителей.

Кроме предпроектного анализа при проектировании нового изделия прибегают к социально-экономическому анализу, функциональному анализу (исследование способов использования изделия), функционально-стоимостному анализу (исследование структуры потребностей различных групп населения и наиболее эффективных, с точки зрения затрат, способов их удовлетворения), технологическому анализу (исследование материалов и возможных способов изготовления изделия), анализу формы (исследование структуры изделия и ее аналогов, поиск вариантов композиционных, конструктивных и пластических решений).

Результаты проведенного анализа должны быть интегрированы в операции синтеза путем овеществления (структурообразование) и гармонизации (композиция) объекта. Структурообразование единичных предметов - формообразование. Композиция - метод гармонизации, система средств и способов создания эстетически целостного объекта. В процессе синтеза результаты проведенных исследований реализуются в конкретных методах формообразования: комбинаторных, аналоговых, образно-ассоциативных. Комбинаторные и аналоговые методы формообразования костюма достаточно хорошо изучены*. Синтез в дизайне - мысленное упорядочение проектных сведений, отобранных при дизайнерском анализе, и соединение их в единое целое - проектный образ. Методы синтеза могут быть либо системного характера (комбинаторные, аналоговые), либо спонтанно-интуитивные (ассоциативные). В процессе синтеза формируется творческая концепция - важнейшее звено решения дизайнерской задачи. Концепция в дизайне - основная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования.

Проектирование - создание описания, изображения или концепции несуществующего объекта с заданными свойствами. «Основной этап дизайнерского проектирования протекает в сознании дизайнера… В дизайнерском проектировании сочетаются знания и фантазия, интуиция и расчет, наука и искусство, талант и мастерство»**. Проектирование связано с психологией творчества, поэтому дизайнеру необходимо для интенсификации проектирования учитывать и применять методы эвристики, способствующие развитию фантазии и воображения и поиску новых нетривиальных путей решения проектной задачи. В процессе проектирования необходимо применять данные науки (социологии, прогнозирования), а также использовать образно-ассоциативные методы, позволяющие наполнить форму смыслом и социокультурным содержанием.

Проектная идея «овеществляется» в процессе проектирования в эскизе - в макете - в модели. Начальный этап проектирования нового изделия - создание его эскиза. Дизайнер создает сначала в своем воображении прообраз будущей вещи с учетом существующих проектных идей, технологии, экономики производства, достижений художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры), а затем ее предварительное графическое изображение (эскиз), которое потом дополняет объемными моделями, описаниями облика и способа практического использования. При этом проект приобретает конкретные очертания в процессе дизайнерского моделирования.

Моделирование - отображение, представление или описание целостного объекта (системы объектов), ситуации или процесса. Выделяют художественно-образное моделирование, математическое моделирование (расчет математической модели), проектно-графическое моделирование (создание эскиза), объемное моделирование (создание макета и модели), словесное моделирование (создание словесной концепции нового объекта, описания принципа его действия и т.п.)

Самый распространенный метод моделирования - ретроспективное моделирование, основанное на анализе прототипов и аналогов и постановке на базе этого анализа проектной задачи. Однако этот метод не позволяет выполнить основную задачу дизайна - создание новых вещей, а дает возможность совершенствовать уже существующие. Другим методом моделирования является конструктивное моделирование, т.е. видоизменение функций и морфологии вещи (морфология вещи - материальная форма вещи, организованная в соответствии с ее функциями). Конструктивное моделирование может быть: коррективным (совершенствуются функции и форма вещи); переходным (функции и морфология подвергаются переосмыслению для придания объекту новых качеств - в качестве примера из дизайна одежды можно привести направление деконст-руктивизма в дизайне); проективным (функции и форма вещи создаются вновь - творчество японского дизайнера одежды И. Мияке). Самым инновационным методом моделирования в дизайне можно считать перспективное моделирование (или проектное прогнозирование), которое занимается изучением желательных перспектив развития общества и разрабатывает проекты, которые могут способствовать достижению этих перспектив.

Одним из методов проектирования является макетирование - создание объемных изображений проектируемых предметов.

Макетирование - изготовление макетов изделий из различных материалов в натуральную величину или в нужном масштабе. В дизайне одежды используются следующие методы макетирования: наколка и муляжный. Макет - материальное пространственное изображение проектируемого изделия.

При проектировании приборов и машин необходима проверка инженером технической состоятельности замысла, после чего дизайнер вносит свои коррективы в конструкцию с учетом реальных технических возможностей. Завершающая стадия - совместная работа дизайнера и инженера по конструктивно-технической и эстетической «доработке» образа.

Дизайнер одежды способен самостоятельно спроектировать и изготовить изделие без участия других специалистов, так как владеет всеми необходимыми навыками. Но если речь идет о промышленном проектировании, то на разных его стадиях в работе принимают участие и другие специалисты, прежде всего, конструктор и технолог.

Проектирование одежды - создание нового образца одежды с заданными свойствами, включающее исследование, создание эскизов, макетов, моделей, расчеты и построение чертежей изделий, изготовление опытных образцов. Проектирование одежды, подобно проектированию вообще, включает в себя те же этапы и использует те же методы. На основе исследований спроса потребителей и анализа аналогов рождается творческая концепция, которая находит воплощение прежде всего в образе. Он рождается либо на бумаге при создании эскиза и затем воплощается в макет, а затем в модель, либо в работе с материалом при макетировании, а макет потом воплощается в модель. Моделирование формы костюма - организация материала в соответствии с композиционной идеей костюма, воплощение идеи модели одежды в материале. Результат моделирования - готовая вещь.

Если речь идет о промышленном проектировании, то дизайнер одежды работает вместе с технологом и конструктором, разрабатывая сначала экспериментальную модель, а затем, после отбора и апробации, - промышленный образец.

Конструирование одежды - разработка конструкции (построения, взаимного расположения и конфигурации частей) модели одежды. Состоит из следующих этапов: выбор методики, разработка чертежей изделия для эскизного проекта, расчет, построение чертежа (с использованием индивидуальных или стандартных мерок), изготовление лекал, составление рабочей документации.

Техническое моделирование - разработка чертежей и образца одежды по базовой модели или ее графическому изображению. Разработанный образец служит эталоном формы и конструкции для массового производства.

Технология - совокупность методов обработки, изготовления или переработки сырья, материалов, полуфабриката или изделий в процессе производства; совокупность приемов и способов изготовления одежды.

Макет на разных стадиях проектирования.

Лекция 12. Макетирование и моделирование и их его роль в дизайне.

1. Понятие «Макет», «Макетирование», «Модель», «Моделирование».

Макет (фр. Maquette – масштабная модель, итал. macchietta, уменьшительное от macchia) – модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. Предназначен для представления объекта. Используется в тех случаях, когда представление оригинального объекта неоправданно дорого или невозможно.

Архитектурный макет – объёмное изображение архитектурных сооружений.

Оригинал-макет – оригинал, полностью совпадающий с будущим печатным изданием.

Электронный макет – обобщенная информация об изделии и его компонентах в электронном виде.

Градостроительный макет – макет целого микрорайона или города. Часто в масштабе 1:1000 – 1:5000

Ландшафтный макет – макет местности. Отображает горы, озера, рельеф, деревья.

Интерьерные макеты – показывают внутреннее обустройство квартиры или коттеджа.

Макет – это модель чего-нибудь: предварительный образец. Например, макет декораций, книги, переплета.

Макетирование с давних времен имело широкое применение, оно в отличие от графики незначительно отражало культуру, было мало связано с пластическим искусством и имело лишь практическое значение.

Известны макеты архитектурных сооружений, относящихся к периоду Возрождения, барокко и классицизма. Русские зодчие XVIII – XIX вв. Растрелли, Баженов, Тома де Томон, Монферан практиковали макетирование широко. На макете проверялись основные пропорции, масштаб деталей, возможные зрительные искажения. Нередко макеты делались разъемными и по ним можно было судить не только о внешнем виде сооружения, но и об его интерьере. Архитектура середины прошлого века исключила макетирование не только из проектной практики, но и из учебного процесса. Макетирование вновь возродил конструктивизм, связанный в России с деятельностью ВХУТЕМАСа. С тех пор макетирование в архитектуре широко применяется.

Макетирование как метод, связанный с проектированием предмета, в пору ремесленного производства использовалось редко.

Только с появлением художественного конструирования как вида проектной деятельности макетирование стало неотъемлемым ее компонентом, а макет часто составной частью законченного проекта.

Модель – некоторое упрощенное подобие реального объекта; воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде (макет); схема, физический или информационный аналог объекта.



Моделирование – это:

Построение модели реально существующих объектов (предмета, явления, процессов);

Замена реального объекта его подходящей копией;

Исследование объектов познания на их моделях.

Моделирование является неотъемлемым элементом любой целенаправленной деятельности, один из основных способов познания.

В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.). Например, можно выделить следующие виды моделирования:

Информационное моделирование

Компьютерное моделирование

Математическое моделирование

Математико-картографическое моделирование

Молекулярное моделирование

Цифровое моделирование

Логическое моделирование

Педагогическое моделирование

Психологическое моделирование

Статистическое моделирование

Структурное моделирование

Физическое моделирование

Экономико-математическое моделирование

Имитационное моделирование

Эволюционное моделирование

Процесс моделирования включает три элемента:

Субъект (исследователь),

Объект исследования,

Модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество (совокупность) знаний о модели.

На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал – формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.

Четвертый этап – практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.

Моделирование – циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.

Сейчас трудно указать область человеческой деятельности, где не применялось бы моделирование. Разработаны, например, модели производства автомобилей, выращивания пшеницы, функционирования отдельных органов человека, жизнедеятельности Азовского моря, последствий атомной войны. В перспективе для каждой системы могут быть созданы свои модели, перед реализацией каждого технического или организационного проекта должно проводиться моделирование.

Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

  • Образовательные : познакомить учащихся с разными видами графики, основными определениями и понятиями графического дизайна
  • Развивающие : развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
  • Воспитательные : воспитание познавательного интереса к искусству дизайна

Оснащение урока:

1. Компьютерный класс

2. Мультимедиапроектор

3. Выставка полиграфической продукции

План урока:

1. Дать определение графики, основных видов графики и роли графического дизайна в современном искусстве.

2. Показ компьютерной презентации с последующим объяснением

3. Выполнение самостоятельной работы с использованием ИКТ - технологий.

Организационный момент

Вступление. Мы с Вами знаем как многообразно изобразительное искусство. Давайте назовем виды изобразительного искусства.

Ответы детей: Живопись, графика, скульптура и т.д.

Сегодня мы поговорим с Вами о графике и ее разновидностях..

Темой, которую предстоит изучить сегодня, является тема: "Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции".

1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции

2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие

3. Движение и статика

4. Прямые линии и организация пространства

5. Цвет - элемент композиционного пространства

6. Буква- строка- шрифт. Искусство шрифта

7. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), гравюру на картоне и др.

Графика бывает станковая, книжная, прикладная.

Станковая графика. Род искусства графики, произведения которого самостоятельны по назначению и форме, не включены в ансамбли книги, альбома или в контекст улицы, общественного интерьера, как плакат, не имеют прикладного назначения, как промышленная графика. Основные виды станковой графики - станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп). Основные формы бытования станковой графики - музейные и выставочные коллекции и экспозиции, развеска на стенах общественных и жилых интерьеров. Станковая графика украшает кабинеты, галереи, стены наших квартир

Книжная графика. Книжная графика - один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой - развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком. Художник иллюстрирует текст, дополняет его зрительными образами, помогая читателю понять замысел писателя.

Графический дизайн - художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сферы, способствуя формированию визуального ландшафта современности

Графический дизайн охватывает историю человечества от пещеры Ласко до ослепительного неона Гинзы. В продолжительной истории использования визуальных коммуникаций существуют смутные различия и пересечения искусства рекламы, графического дизайна и изобразительного искусства. Их объединяет множество общих элементов, теорий, принципов, практик и языков, а также, иногда один покровитель или клиент. В искусстве рекламы абсолютной целью является продажа товаров и услуг.

Графический дизайн: "Сущность - давать информации порядок, идее - форму, предметам - экспрессию и чувства, которые подтверждают переживания человека".

Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач.

Типографика, каллиграфия, шрифты, в том числе дизайн газет, журналов и книг

Фирменный стиль, фирменные знаки, логотипы, брендбуки

Визуальные коммуникации, системы ориентации

Плакатная продукция

Визуальные решения для упаковок продукции, в том числе кондитерской и пищевой

Задачи веб-дизайна

Визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ

Общепринятое использование графического дизайна включает в себя журналы, реклама, упаковка и веб-дизайн. Композиция - одно из важнейших свойств графического дизайна, в особенности при использовании предварительных материалов или иных элементов

Графический дизайн - деятельность человека по созданию функционально и художественно значимой продукции, выполненной средствами ручной или компьютерной графики. Кисть, карандаш, перо, мышь компьютера, фломастер - равноправные инструменты создания продуктов графического дизайна. Используются различные художественные приемы и эффекты, рассчитанные на положительное восприятие как автором, так и пользователем.

Давайте попробуем сформулировать свойства композиции:

1. Симметрия и асимметрия

2. Динамика и статика

4. Контраст и нюанс

5. Пропорциональность и масштабность

6. Колорит и тональное единство

По типу исполнения можно четко выделить три группы:

Только текст

Только знак

Комбинированное исполнение

Что же можно назвать продуктами графического дизайна?

Корпоративный стиль компании и его основной элемент - логотип

Упаковки, этикетки, обложки

Сувенирная продукция

Интернет-сайты

Книжные макеты и иллюстрации

от греч. logos - слово + typos - отпечаток

Логотип - оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы, работающее на имидж компании.

Логотип - лицо компании. Создание логотипа является началом разработки такой важной визуальной характеристики фирмы, как фирменный стиль.

Как любое графическое изображение, логотип создается

по законам и свойствам композиции Построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обусловлены смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. Главное в композиции - создание художественного образа.

Главные критерии при разработке логотипа, знака или торговой марки:

Индивидуальность - это свойство позволяет выделиться на рынке продукции и составить хорошую конкуренцию

Оригинальность - создание образа носителя логотипа, отличающегося от конкурентов, это свойство должно вызывать положительные эмоции и ассоциации у потребителей

Функциональность - критерий, позволяющий размещать логотип как на фирменных бланках и web страничках, так и на факсовых сообщениях, сувенирной продукции или листовках, для чего логотип должен быть легко масштабируемым и относительно простым

Ассоциативность - это свойство обозначает присутствие связей, ассоциаций между логотипом и особенностями товара.

Прежде, чем приступить к практической части нашего урока давайте немного отдохнем. Физкультминутка

Задание 1 Создать логотип

  1. Разработать логотип под эгидой:
  2. Физическое здоровье (спортивное шоу)
  3. Конкурс творческих проектов (ярмарка идей)
  4. Художественная галерея (вернисаж)
  5. Нравственное здоровье (акция "Твори добро")
  6. Фестиваль искусств (праздник - олимпиада)
  7. При разработке логотипа Вы можете использовать и свои темы.

Для выполнения данного задания Вам понадобится программа, основанная на векторном решении. Векторный формат позволяет изменять размер изображения, например, увеличить его до параметров рекламного щита и более, без потери качества. Это очень важно, так как позволит наносить ваш логотип как на футболки и ручки, так и на большие носители, включая различную промо-продукцию. Такими средствами создания логотипов являются такие программы, как Adobe Illustrator, Corel Draw, Freehand, XARA X и др.

Что необходимо учесть при создании логотипа:

Оригинальность

Выразительность

Лаконичность

Удобочитаемость

Запоминаемость

В логотипах желательно избегать многоцветия.

1. чем больше цветов, тем сложнее добиться равновесия и гармонии;

2. слишком пестрый логотип хуже запоминается и может выглядеть раздражающе;

К графическому дизайну относится плакатная продукция.

Плакат (нем. Plakat отфр. placard - объявление, афиша, от plaquer - налепить, приклеивать) - броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.В другом значении - разновидность графики. В современном дизайне плакат воспринимается как "сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий". Данная формула отражает определенный уровень графического дизайна и информирует о предмете коммуникации.

Специфика художественного языка плаката определяется тем, что он должен восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание, смысл изображённого должен сразу бросаться в глаза. Как особый вид графического искусства плакат существует со 2-ой половины 19 в. К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов.

Для текста важным является шрифт, расположение, цвет.

В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.

Искусство плаката в наши дни многожанровое. Плакат бывает: политический, театральный, киноплакат, рекламный, цирковой и экологический. Изображение и шрифт должны показать идею плаката. Сложно выбрать шрифт, который в каждом отдельном случае наиболее целесообразен. Цвет шрифта привлекает внимание и вызывает особое отношение к изображению, представленному на плакате. Шрифтовой плакат - распространённый вид наглядной агитации.

Специфика образного языка плаката: ясность образа, броскость, декоративность.

Прежде всего необходимо наметить и решить композицию плаката.

При симметричной композиции на плакате доминирует центральная фигура. Ассиметричная, наоборот, представляет собой как бы фрагмент, часть какого-то большого целого. А внимание акцентируется на движении. Существует и линейное, диагональное построение композиции.

В изображении на плакате должны иметь место только те вещи, которые несут ясные смысловые функции.

Плакат - это не живопись, здесь не всегда необходима передача цветовых нюансов и изображение мельчайших деталей. Желательно пользоваться скупым подбором красок (не более трёх - четырёх), что вполне позволит создать выразительную цветовую гамму. Цветовой круг поможет подобрать гармонические сочетания цветов. Красиво сочетаются и ахроматические цвета.

Сообщение ученика

Тематика и назначение плакатов могут быть самыми разнообразными:

Информационные

Учебные

Инструктивные

Сатирические

Задание 2. Изображение - образный элемент композиции

Основываясь на правилах композиции, выполнить упражнения, объединяющие в себе изображения и текст, в которых:

1. Вместо прямоугольников - фотографии, а вместо линий- строки текста

2. Вместо пятен - изображения (фотографии, рисунки, вырезанные по контуру, вырастающие как и строки из фона

3. Фотография служит фоном для текста и других композиционных элементов

В макете плаката решается задача композиционного и смыслового соединения изображения и текста. Изображение может быть в виде рисунка, фотографии или абстрактного пятна. В соединении изображения и текста должен возникнуть образ, раскрывающий тему плаката. В эскизе плаката реализуются все особенности композиции: гармония и баланс масс, ритм, разноплановость, ясно выраженная доминанта и т.д.

Определив тему плаката и подобрав составляющие композиционные элементы, расположите их в определенном формате.

Текст плаката должен быть кратким и легко читаемым, как бы вырастающим из фона.

Композиция может быть глубинная и фронтальная.

Задание 3. Макетирование открытки

Выбрав тему и жанр открытки, определите ее конструкцию.

Текст может находиться на фоне изображения и вне его.

Композиционные задачи здесь те же, что и в плакате.

Прежде чем Вы начнете работать определитесь с выбором задания.Вы можете выполнить макет плаката или макет открытки. Определите тему плаката или открытки и в какой программе Вы будете работать

Подведение итогов урока.

  • С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?
  • Ответы учеников. (графика, плакат и т.д..)
  • Просмотр работ и анализ.

Список литературы.

1. Н.М.Сокольникова Основы композиции, Москва, Изд. "Титул", 1993г.

2. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров, Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека, Москва, "Просвещение", 2008г.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх