Что значит, быть богатым человеком. Что такое богатство? Лексическое значение

Богатство – это что такое? Под этим словом обычно подразумевается материальное положение человека или государства, когда они обладают рядом ценностей, количество которых намного превышает насущные потребности. Эти ценности могут быть как материальными, так и духовными. А также можно говорить о природных богатствах человека, которые играют огромную роль в его жизни.

Слово в словарях

Согласно формулировкам, данным в словарях, богатство – это:

  1. Наименование материальных и других ценностей, сосредоточенных в чьих-либо руках. Пример: Этот человек обладает огромным духовным богатством.
  2. Обозначение состояния обеспеченного человека. Пример: Послушайте совет: не выставляйте свое богатство напоказ.
  3. Разнообразие или обилие чего-то – в переносном смысле. Пример: Богатство красок на картинах художников эпохи Возрождения поражает зрителей.

В качестве синонимов к этому слову можно привести такие, как роскошь, изобилие, а в качестве антонимов: нищета, скудость, бедность.

Происхождение слова

Что касается происхождения этого слова, то оно берет начало в праславянском языке, откуда перешло в русский и во множество славянских языков: украинский, сербохорватский, словенский, польский, чешский. В них слова «богатство» и «богатый» имеют следующие значения:

  • Счастье.
  • Изобилие.
  • Достояние.
  • Доля.
  • Хлеб в зерне.
  • Хранимый богами.
  • Наделяющий господин.
  • Господин, бог.
  • Скот, тягловые животные.

В английском языке богатство обозначается двумя словами, что зависит от соответствующего оттенка значения. Когда говорят об обладании ценностями материального и финансового характера, употребляют слово weath, являющееся синонимом благосостояния. Когда же имеется в виду крайнее превосходство над прочими членами общества произносится richness. Те страны, которые намного богаче остальных обычно называются развитыми.

Богатство с разных точек зрения


Рассмотрим понимание этого слова в различных областях.

  • В общепринятом понимании богатство – это наличие в обществе или у отдельных людей ценностей различного характера. К таким ценностям относятся: денежные средства, средства производства, дома, квартиры, корабли, самолеты. А также это антикварные вещи, произведения искусства, природные богатства. Кроме указанных составляющих, можно говорить и о доступе к различным благам, таким как образование, здравоохранение, культура.
  • В социологической науке под богатым понимается такой человек, который имеет в своей собственности значительное количество ценностей относительно остальных членов общества, к которому он принадлежит.
  • Ученые-экономисты определяют богатство как разницу между имеющимися в данный момент активами и пассивами.
  • В том смысле, какой этому понятию придает Библия, это духовное богатство и высокие моральные качества.

Развитие взглядов на богатство


  • Адам Смит. Представитель классической школы, создавший теорию, описывающую природу капитала и способы оптимального накопления богатства.
  • Давид Рикардо. Дал развитие взглядам Смита, дополнив их оригинальными теориями – международной торговли и земельной ренты.
  • Томас Мальтус. Первым показал зависимость богатства страны от роста населения, который в значительной мере уменьшает его.
  • Джон Милль. Занимался углублением теорий своих предшественников, обосновав необходимость функционирования свободного рынка, способствующего наибольшему экономическому росту и приумножению богатства общества и отдельных людей.
  • Роберт Кийосаки и Бодо Шефер. Независимо друг от друга разработали психологический облик человека, при приобретении которого появляется возможность накопить богатство.
  • Карл Маркс. Автор «Всеобщего закона капиталистического накопления». Вывел мысль о том, что накопление на одном полюсе богатства одновременно ведет к накоплению на противоположном – нищеты, рабства, невежества и моральной деградации.

Российская мысль XVII-XIX века

В XVII-XIX веках в России церковная и общественно-экономическая мысль предлагала другой взгляд на сущность богатства. Например, в Домострое, а позже и у Ивана Посошкова (первого русского экономиста-теоретика) в «Книге о скудости и богатстве» рассматривается не только его материальный, но также и нравственный, этический характер.

Здесь делается упор на библейское понимание изучаемой нами категории, согласно которому, богатство человека является препятствием его вхождению в Царство Божие. В XIX веке старообрядец и промышленник Тимофей Прохоров издал работу под названием «О богатении». В ней он дал обоснование мысли о том, что богатство является необходимым условием для развития общества, науки и промышленности.

Особая миссия


Но согласно Прохорову, есть у богатства и другая сторона – это особая миссия, которую Бог возложил на человека. Создатель дал благосостояние во временное пользование, а затем он потребует отчета о том, как оно было использовано. Накопление и приумножение материальных ценностей каждым следующем поколением является естественным процессом.

Но при этом Прохоров отмечает, что гарантия успешности использования накопленных капиталов – это жизнь нравственная. По его мнению, «чистое богатение» необходимо и банкирам, и коммерсантам. Богатство будет полезным, если человек, его наживающий, живет по-божьему.

Экономист XX века Василий Яроцкий под богатством понимал всю сумму жизненных человеческих интересов в полном объеме, а не только то, что переводится в денежную оценку предметов и отношений.

В следующей части статьи рассмотрим вопросы о природных богатствах и труде людей, находящихся в тесной взаимосвязи.

Самый ценный ресурс


Один из видов богатства – это те ресурсы, которые даны человеку нашей планетой. Наиболее ценными из них являются полезные ископаемые. Это главный ресурс, который используется человеком для того, чтобы производить различные блага. К полезным ископаемым относятся природные вещества, находящиеся в земной коре и в морских недрах. Это нефть, газ, уголь, металлические руды, минералы. Их относят к невозобновляемым ресурсам, которые в конечном итоге будут исчерпаны.

Прочие виды ресурсов


К другим видам природных ресурсов относятся следующие:

  1. Воздух. Необходим человеку не только для того, чтобы дышать, но и для того, чтобы осуществлять ряд технологических процессов – горение, окисление, охлаждение. При этом объем потребляемого воздуха относительно невелик, тогда как угрозой является его загрязнение автомобильными выхлопами и промышленными газами.
  2. Вода. Этот ресурс находится в таких водоемах, как ручьи, реки, озера, моря и океаны. Его используют во множестве разных отраслей, и служить он может очень долго, если не использовать его как место захоронения промышленных отходов.
  3. Солнце. Является природным источником тепла и света, очень выгодным при его оптимальном использовании.
  4. Растительный мир. Состоит из всей совокупности населяющих Землю растений. Для строительства используют древесину, фрукты и овощи – в питании, многие растения – в текстильной промышленности (хлопок, лен, конопля).
  5. Животный мир. К нему относятся и звери, и птицы, и рыбы, и рептилии, и насекомые. Помимо использования в качестве источника пищи, они являются сырьем для изготовления одежды, обуви, украшений, лекарств. Лошадей, быков, верблюдов, оленей, собак используют как рабочую силу.

Являясь основой богатства, природные ресурсы требуют приложения немалых человеческих усилий для того, чтобы оно было получено. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Движущая сила


Природные богатства и труд тесно взаимосвязаны. Труд является движущей силой в его приобретении. Без него нельзя:

  • Добывать природные богатства.
  • Работать над созданием капитала.
  • Производить товары и услуги.

Для экономики важным является труд людей различных профессий, умственный и физический. Оба этих направления неотделимы друг от друга. Это хорошо видно на примере строительной отрасли, ракетостроении, автомобильной промышленности, где необходим труд и простых рабочих, и талантливых ученых, архитекторов, инженеров.

Таким образом, богатство и труд по его созданию требуют получения высококачественного образования. В наш век, когда технологии достигни небывалого уровня развития, существование современной экономики немыслимо без образованных людей, без прогресса в области науки и техники.

Еще одной важнейшей составляющей трудового процесса является здоровье человека. Если люди постоянно болеют или ощущают плохое самочувствие, о качественном выполнении ими своих рабочих обязанностях не может быть и речи. Поэтому на первый план здесь выдвигается развитие медицины и пропаганда здорового образа жизни.

Деньги – это универсальный инструмент, позволяющий решать практически все материальные вопросы в жизни человека. И если в картине жизни всё выстроено, но не решён вопрос с деньгами, то жизнь становится напряжённой, с множеством проблем, которые отнимают много сил. Деньги сегодня – это важная часть нашей жизни, поэтому необходимо с ними уметь взаимодействовать. Для этого нужно заложить в своё миропонимание определённые принципы взаимодействия с деньгами.
Первое, что необходимо осознать как можно глубже: деньги - это средство, а не цель, это очень тонкое средство взаимодействия с самим собой и внешним миром. Это одно из средств воспитания человека и искушения его.
Мало кто рассматривает деньги, а они могут человеку помочь реализоваться, а могут его превратить в ничтожество. Задача человека: не быть рабом денег, а быть их хозяином; не зависеть от них, а иметь столько, сколько нужно; уметь их получать и уметь их использовать.

Наиболее эффективный путь взаимодействия с деньгами лежит через любовь!

Второе : любая материя – это энергия. И мысли, и чувства – всё это энергия. Деньги – это также энергия. Следовательно, деньги подчиняются тем же законам и принципам, по которым существуют и взаимодействуют энергии.
Деньги могут возникать из одних энергий и преобразовываться в другие энергии и в другие виды материи. Например, деньги можно превратить в здоровье человека, в радость, в творчество, в предметы быта, в науку и искусство... Этот вид энергии также может накапливаться и теряться ("утекать сквозь пальцы”). Между деньгами и человеком могут возникать препятствия, созданные другими энергиями.
Деньги-энергии накладывают отпечаток на тех, кто с ними взаимодействует. Тайно или явно, но энергия денег накладывает отпечаток на жизнь человека. Люди, зачастую, не осознают этого влияния, но оно присутствует и на основе этого могут возникнуть проблемы в здоровье, в семье.

Третье : есть и другая, моральная сторона денег. Деньги – это сконцентрированная энергия идей, желаний, творчества, труда многих людей многих поколений, и поэтому к ним необходимо относится с уважением.
В основе энергии денег лежат энергии людей, добывающих полезные ископаемые, вырабатывающих различные виды энергии, производящих товары. На основе труда миллиардов людей формируется энергия денег. Отсюда их высокая энергонасыщенность, и сильное влияние на людей. Поэтому и необходимо относиться к этой энергии, к деньгам уважительно.
Возникает вопрос, можно ли любить деньги? Некоторые с испугом говорят: «Что вы, это же грех!» Что такое «грех»? Религиозное определение говорит, это то, что порождает зло. Но если и на солнце находиться долго, то можно получить солнечный удар! Следовательно, всё в этом мире может принести и зло, и добро тоже, если им распорядится не мудро. Человеку иногда трудно определить эту грань добра и зла, поэтому религии и говорят: «Не любите мир». Но таким путём, путём любви не к миру земному, а только к «миру горнему», к истине не придёшь. Даниил Андреев говорил: «Когда человек полюбит и дьявола, его не будет на Земле», - любовь преобразует и его.
Мысли и слова – тоже энергии, причём очень сильные и поэтому они оказывают большое влияние на всё в этом мире, в том числе и на энергию денег. Если, например, постоянно твердить, что Вам не хватает денег, или что у Вас их нет, то у Вас всегда их будет мало. Негативное отношение к деньгам, те или иные предубеждения и комплексы относительно их, будут постоянно создавать препятствия для их появления. Отсюда могут возникнуть сложности на работе: низкая зарплата, задержки с выплатой, сокращение, банкротство...
Многие просто не представляют, что у них может быть много денег. (Вспомните Шуру Балаганова из «Золотого телёнка».) Даже если иногда появится такая мысль, они её гонят от себя: «А-а, этого никогда не будет», «Всё это фантазии» ... Таким образом, люди искусственно сами себе устанавливают финансовый потолок, а потом сетуют на отсутствие необходимых средств.
Иногда в людях присутствует страх перед большими деньгами, вызванный различными причинами: боязнь ответственности, налогов, рэкета; страх, основанный на неумении распоряжаться большими суммами; опасение выделиться среди окружающих (стремление жить по принципу: «мы как все!»). И эти страхи иногда живут очень глубоко в подсознании и их трудно осознать, но они есть и проявляют свою разрушительную силу.
Отношение к деньгам – важная часть понимания Мира. Встречаются четыре основных варианта взаимоотношений с деньгами.

Первый вариант – это ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ДЕНЕГ , вплоть до рабства.
В этом случае деньги выполняют несвойственные им функции. Они становятся главной объединительной силой в жизни. И не только в сфере материальных отношений, но и в сфере душевных и духовных. То есть, в мозаичном панно жизни они могут стать главной силой вместо любви, соединяющей материальные фрагменты. Например, «брачный контракт» строит материальные (денежные) отношения между супругами. Отношения с друзьями также иногда строятся на деньгах: есть деньги – друзей много, не стало денег – не стало и друзей.
У многих людей деньги являются единственной основой жизни. Но деньги – ненадёжное основание. Когда деньги исчезают, вся жизнь буквально разваливается на куски, и человек может погибнуть морально и даже физически. Зависимость от денег может быть не связана с их количества. Человек может стать рабом денег, когда их у него совсем нет.
Как же выйти из такого состояния? Путём замещения в душе, в сознании человека бога денег на истинного Бога – на любовь. На первых шагах здесь может помочь религиозное мировоззрение. В религиях много говорится о том, что главное богатство находится не в материальном мире. Духовность низводит деньги с ложного пьедестала. В этом процессе может помочьлюбовь.

Переживание любви, осознание её великой ценности выводит человека из под власти денег. Таким образом, может состояться гармония материального и духовного миров в человеке.

Второй вариант – это подсознательный или сознательный СТРАХ ПЕРЕД ДЕНЬГАМИ .
Подсознательно или осознанно боясь денег, человек стремится создать свой маленький мирок, куда можно маленькими порциями запускать деньги, чтобы не впасть в искушение. Религии, коммунистическая идеология воспитали в человеке отрицательное отношение к материальному богатству, к деньгам. А то, что человек отрицает, то он не любит, а то, что не любит, того и боится. Здесь ещё возникает глубокий подсознательный страх перед большими деньгами, перед эгрегором денег.

Людям, испытывающим боязнь перед богатством и деньгами, нужно учиться их любить. Да и вообще – учиться любить себя и весь окружающий Мир. Любовь растворяет все страхи. Именно в любви возможно гармоничное взаимодействие с любым эгрегором, в том числе и с эгрегором денег.

Третий вариант – это ВСЕПОГЛОЩАЮЩАЯ НАЦЕЛЕННОСТЬ НА ДЕНЬГИ .
Как правило, в таких отношениях с деньгами оказываются волевые, целеустремлённые, решительные люди. Они всё подчиняют достижению материального богатства. Деньги становятся смыслом их жизни. Такая нацеленность на материальное богатство позволяет добиться его в жизни, ведь сила мыслей и желаний человека очень большая. Но таким образом человек уходит от планов своей души, ограничивает себя и решает только одну из своих задач. Нарушается гармония, и через какое-то время мир будет воздействовать на человека, разными способами выправляя его однобокость. Например, могут начаться проблемы со здоровьем или с семьёй, или с родственниками…
Самая гармоничная фигура – сфера. Земля, звёзды имеют сферическую форму, капля воды в невесомости приобретает форму шарика. Поэтому и звучит: «сфера интересов» человека, «сфера жизни», то есть полноценная, гармоничная жизнь создаёт и соответствующую фигуру. Вот Мир именно к этому стремится, а если человек настаивает на другом понимании Мира, то его жизнь имеет другую форму и он постепенно входит во всё большее противоречие с Миром и наращивает свои проблемы.
Люди научились программировать себя на успех, на выполнение тех или иных планов, но здесь легко перейти грань и совершить насилие над миром. И тогда может прийти «обратная волна» и разрушить достигнутое. В свою целеустремлённость они втягивают своих близких и их заставляют жить также целеустремлённо, что им несвойственно. Сам такой человек чувствует себя комфортно в такой целеустремлённости и, зачастую, не понимает того, что у других иное восприятие жизни, и что их напрягает его стремление. Он не понимает, что все разные. Следствием этого могут стать изломанные судьбы детей, разрушенные семьи, разорванные узы дружбы, утрата любви.
Можно всё положить на алтарь материального богатства, но цель не оправдывает средства. Для таких людей важно понять, что смысл жизни заключается в реализации себя во всём спектре проявлений человека, во всей полноте жизни. Ничего не нужно выделять в жизни и ничего убирать из неё!

Четвёртый вариант - Свобода .
Свобода не от денег! Хотя есть такие люди, которые стремятся быть независимыми от денег. Часто люди бравируют такой свободой. Мы не можем быть независимыми ни от чего – мы все одно. Любая независимость от чего-то, свобода от чего-то, искусственна и ведёт к отделению от мира со всеми последующими проблемами.

Истинная Свобода проявляется в человеке, когда он открывает в себе весь спектр богатства .

В таком случае у него всегда денег достаточно: мало их или много. Они и ему, и окружающим в радость. Он с радостью отдаёт и с благодарностью получает. И у него богатство всё время прирастает, и при этом он остаётся свободным. В таком случае человек гармоничен и выходит на гармоничное взаимодействие со всем миром, в том числе и с эгрегором денег.
Деньги действительно гораздо больше, чем деньги. В наш просвещённый век многие уже понимают, что деньги – это энергия, сконцентрированная энергия труда огромного количества людей. Естественно, что деньги являются активной составляющей многих процессов, происходящих на Земле и, следовательно, тесно взаимосвязаны с большинством эгрегоров. Учитывая высокую значимость денег в жизни людей, можно утверждать, что и для многих эгрегоров деньги являются важным элементом их существования. Собирая деньги со своей паствы, эгрегоры собирают энергии.
Имея огромную энергетическую мощь, деньги уже давно имели отдельные эгрегориальные объединения на уровне некоторых государств, а в 20-ом веке объединились в единый планетарный эгрегор денег. В конце прошлого века эгрегор денег потеснил с первых позиций эгрегор власти и возглавил список рукотворных эгрегоров нашей планеты. И это отражало истинные интересы человечества. Ни религии и наука, ни культура и здоровье занимали первые три места в списке эгрегоров Земли, а деньги, власть и секс.
Практически все люди на Земле ежедневно имеют с ними дело, деньги стали основным эквивалентом труда и наиболее распространённой формой обмена. Вокруг денег кипят огромные страсти, возникают различные идеи. Огромные усилия прикладываются к тому, чтобы обладать ими. Поэтому смело можно выдвинуть ещё одно утверждение – люди своим отношением к деньгам, своими действиями помогают формированию эгрегора денег, состоящего из иерархии эгрегоров национальных валют и различных финансовых институтов.
В мире количество банков превышает количество библиотек и музеев, а сами банки, по своему оснащению и внешнему виду, как правило, являются лучшими сооружениями. Экономисты и финансисты стали самой престижной профессией. В литературе и в искусстве деньгам посвящены тысячи произведений. А книги из серии «Как стать богатым» распространены миллионными тиражами.
Энергия денег накладывает отпечаток на тех, кто с ней взаимодействует. Работая в банке и взаимодействуя с большим количеством денег, человек оказывается под их влиянием. Владея большим количеством денег, человек оказывается под влиянием эгрегора денег, становится его активным сотрудником. Тайно или явно, но энергия денег накладывает отпечаток на жизнь человека. Членами згрегора денег становятся и те, у кого денег мало, но они испытывают потребность в них и много думают о них. Люди, зачастую, не осознают этого влияния, но оно присутствует.
На каком-то этапе своего развития эгрегор денег стал самостоятельным и живёт своей жизнью, подчиняясь собственным законам, и втягивая в свою сферу всё большее количество людей.
Большая часть человечества работает на эгрегор денег, повышает его значимость, добывая сырьё, производя товары, осуществляя услуги получая, при этом, за свой труд мизерную часть от вложенной энергии. Другая, меньшая часть, занимается обслуживанием самих денег, являясь чиновниками в иерархии эгрегора денег. Третьи – их немного, небольшая кучка, владеет основной массой денег и распределяет их потоки. И первые, и вторые, и даже третьи – все они, в той или иной степени, находятся в зависимости от эгрегора денег и являются его слугами.
Власть эгрегора денег распространяется на все сферы жизни людей, проникает в самые интимные её части. Деньги активно участвуют в формировании отношений между людьми. Например, в отношения двух влюблённых, создающих семью, власть этого эгрегора проникает в форме «Брачного контракта». Не только современная экономика, но и другие сферы жизни становятся всё более монетаристскими. Посмотрите глянцевые журналы, и вы увидите явные и неявные следы эгрегора денег.
Наглядно можно увидеть, как действует эгрегор денег на примере сращивания преступного мира и государственной власти. И там, и там одни ценности – деньги. Идёт не борьба с преступностью, а фактически передел сфер влияния между государственными и преступными организациями. Там, где деньги становятся главным действующим лицом, появляются и преступность. Возьмите, например, шоубизнес и спорт, которые стали рассадниками преступности, наркомании.
Деньги из средства, зачастую превращаются в цель, из инструмента взаимодействия людей – в орудие воздействия человека на человека. Создав свои правила, имея свои институты, организуя отношения людей по своему вкусу, эгрегор денег, на сегодняшний день, является более мощным, чем религия и власть. Сфера распространения эгрегора денег постоянно растёт. Вот уже существуют интернет–банки, продают участки на Луне, за деньги дают имена звёздам в Космосе… Превратившись из средства в цель, деньги всё чаще другие цели, как наука, искусство, власть и даже духовность и любовь превращают в свои средства.
Всё находится в человеке и всё начинается с человека, и поэтому вопрос взаимодействия с энергией денег необходимо рассматривать через психологию человека, через его мировоззрение. Именно человеческие страсти, как зависть, жадность, тщеславие и им подобные, являются основными поставщиками энергии для эгрегора денег. Рабская психология людей делает их прислужниками, а зачастую и рабами этого эгрегора. Какими энергиями наполнили люди эгрегор денег, с такими его проявлениями им и приходится взаимодействовать. Поэтому, соприкасаясь с деньгами люди, зачастую, теряют человеческие качества и совершают различные преступления. А таких тяжёлых энергий в этом эгрегоре накопилось за тысячелетия очень много, вплоть до массовых убийств людей. Исходя из главной задачи, с которой человек пришёл на Землю, ему необходимо своё творение, эгрегор денег, очистить от грязных энергий и направить его огромные ресурсы на созидание, на раскрытие человека, на сотворение красоты, радости и счастья. Человек сотворил деньги, наполнил негативными энергиями, пусть теперь их очищает. Ведь деньги являются неотъемлемой частью счастья человека. Без денег счастье человека будет неполноценным. Поэтому в эгрегоре денег присутствуют и светлые энергии уважения, радости, любви и счастья и нужно стремиться к тому, чтобы таких энергий было как можно больше. Задача каждого человека, особенно в новой эпохе, помочь эгрегору денег стать чище и светлее, чтобы он приносил людям как можно больше радости и счастья.

Нужно заложить новый образ денег, которые идут в первую очередь к тем, кто делает добрые дела. И этот процесс уже идёт, в ментальном пространстве планеты происходят удивительные перемены! Сегодня эгрегор денег уже ушёл с первой позиции. Это замечательная тенденция! Пусть утверждаются в жизни эгрегоры, несущие человеку радость и счастье. Пусть всё дальше и дальше, в конец списка отодвигаются или вообще исчезают эгрегоры, несущие человеку проблемы, как алкоголизм, наркомания, преступность, эгрегоры болезней и т.п. Пусть эгрегоры, играющие важную роль в жизни общества, как эгрегоры власти, секса, магии и другие становятся всё более светлыми и созидательными! Пусть эгрегоры, всё более наполняясь любовью, стирают между собой границы и становятся единым пространством, взаимодействующим с человеком на основе уважения, любви и дружбы!
И это зависит от каждого из нас!

© Анатолий Некрасов

Когда начинаешь «молиться на деньги», тогда начинаешь презирать того, у кого их нет. Поэтому Христос говорил, что"…удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие". То есть у богатого большее искушение сделать деньги смыслом жизни.О, как я прост! Во мне нет ничего определённого, как в младенце, ещё не достигшем детства.
Я как будто несусь, но не знаю куда и где остановлюсь.
Многие люди богаты, но я ничего не имею, как будто всё потерял.
Я прост, как душа глупого человека, но люди света блестят.
© Дао

Что такое богатство?

Человеческая цивилизация идет по технократическому пути развития, используя ресурсы Земли, создавая из них различные предметы, якобы облегчающие и украшающие жизнь человека. Эти предметы и то, за что их можно приобрести, то есть деньги, люди называют богатством.
Но является ли это на самом деле богатством?

Мы думаем, что всевозможные вещи и деньги принесут нам комфорт, радость и удовлетворение. Да, большинство людей испытывают мимолетную радость от приобретения чего-либо. Но ненадолго. Многие вещи, как правило, кроме комфорта и удовольствия приносят еще и беспокойство. Сначала мы вынуждены на эти вещи зарабатывать, заключая себя добровольно в рабство, затем мы переживаем за их сохранность, так как эти вещи разрушаются. И нам постоянно приходится их ремонтировать или приобретать новые.
Мы не замечаем, как становимся рабами предметов и механизмов, рабами денег.

Что такое богатство? Какой смысл несет в себе это слово? Какой образ стоит за ним?

У одних людей это слово связано со стремлением жить в достатке, иметь денежные средства. Для других богатство - это духовное развитие. Помните? "Легче верблюду пройти в игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное". А в рай-то ой как хочется.

Заглянем в словарь русского языка...
"Богатство - обилие материальных ценностей, денег".
А теперь давайте обратимся к этимологии, то есть происхождению этого слова.
В слове БОГАТСТВО главная корневая основа - БОГ.
Древнеславянский корень БОГЪ означает "наделяющий богатством", "дарующий благополучие".
Интересно, что индоевропейское происхождение говорит о том же: bhaga- "благосостояние", "счастье", а также "наделяющий", "дарующий".

Что значит стать БОГатым?
В человеке сокрыты все энергии Вселенной. Он создан по образу и подобию Бога. Человек - это проявление Творца на всех планах бытия, в разных ипостасях, в том числе и в материальном мире.
Самая главная цель всей нашей жизни - стать Творцом, проявить себя Творцом .
Стать богатым - значит стать самодостаточным в ДУХОВНОЙ и психической сфере. Проявить себя подобным Богу в разных ипостасях .

Богатство - это реализованные БОЖЕСТВЕННЫЕ возможности Души человека . Причем во всех сферах жизни. Это сама жизнь во всей полноте.

БОГатый - это человек, владеющий разными состояниями, управляющий своим внутренним миром, созидающий, дающий Благо .
Только достигнув гармонии во всех сферах своей жизни, человек может стать Творцом созидающим Благо, а значит, и сказочно богатым. Само стремление стать Творцом, стать как Отец наш Небесный, как Создатель, делает вас неизбежно богатыми людьми. Если вы на пути к Богу, вы на пути к богатству, вы идете сквозь богатство. Потому что вы шаг за шагом становитесь хозяином своей жизни, своей судьбы.

Невозможно развиваться однобоко. Если мы будем стремиться только к материальным благам, пострадают все остальные сферы жизни. И блага эти будут приносить лишь проблемы в остальных сферах жизни. Примеров того в жизни великое множество. Таким образом люди доводят себя до состояния личностного дефолта. Останавливаются в своем развитии.

Материальное благополучие - это наличие достаточного количества материальных средств для полноценной жизни конкретного человека.
Духовное, душевное, моральное благополучие - это наличие достаточного количества духовных сил для полноценной, счастливой жизни. И это прежде всего наличие чистоты помыслов.

Скажи, уважаемый, раз ты такой умный, почему же ты не богатый?
На что мудрец, обратившись к его расшитому золотом дорогому кафтану, ответил:
- Видишь ли, уважаемый кафтан, богатство мое внутри, а не снаружи. Ведь когда твой хозяин засыпает, он не берет с собой ни тебя, ни своих слуг, ни золото, ни чего-либо другого. И если ему приснится тигр, бегущий за ним, то ему придется в страхе убегать от тигра, а не звать на помощь слуг. Спасет его во сне от тигра лишь умение быстро бегать. Если же ему приснится, что он замерзает в лютый мороз, он будет трястись от холода и не сможет взять и укрыться тобою - теплым кафтаном. Его спасет от холода лишь умение разжигать огонь. ИСТИННОЕ БОГАТСТВО - ЭТО НАШИ СПОСОБНОСТИ! ОНИ ВНУТРИ, А СНАРУЖИ ЛИШЬ ТОЛЬКО ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ.
Богач, изумленный тем, что мудрец говорит с его кафтаном, а не с ним, воскликнул:
- Да ты безумен! Как можно говорить с моим кафтаном и не видеть меня - его хозяина!
На что мудрец, улыбнувшись, сказал:
- Вот так и большинство людей. Они говорят с телами и не видят тех, кто является их хозяевами.

Богатство - это неотъемлемая часть человека, это его суть. Можно ли допустить, что Бог беден? Нет. А все мы БОГИ по своей сути. Вопрос только в том, что мешает нам проявить себя Богом, раскрыть свое богатство в жизни.
Поэтому истинно богатый - это человек, раскрывший в себе Бога! И чтобы богатство реализовалось в полной мере, важно, чтобы ваши личные желания совпадали со стремлениями души. Тогда вы становитесь творцом, волшебником.

Каждый человек - Бог. Бог своего мира, который он сотворил. Поэтому нужно сделать так, чтобы каждый, кто живет в этом мире, был счастлив.

Богатство - это проявление гармонии в жизни.

Первый шаг на пути к БОГатству - это осознание, что вы уже БОГаты, здесь и сейчас. Вы - ЧЕЛОВЕК, хозяин Земли, всей Вселенной, властелин всех энергий и сущностей вселенских. Нет никого выше и сильнее человека!

Если вы сомневаетесь в этом, то пользуетесь для своей жизни моделью "Жертва - Тиран". Но все равно - это прежде всего ваш выбор. Именно вы захотели жить такой жизнью. Осознайте это. А теперь возьмите и захотите изменить свою жизнь. Жертва зависит от мнения окружающих. Хозяин сам формирует доброе мнение окружающих о себе.
Именно это состояние и будет вашей точкой отсчета и в то же время - вашей конечной целью.
Хватит жалеть себя, потакать собственной глупости и слабости.

Примите с миром в душе нынешний уровень благосостояния и осознайте свое божественное происхождение и свое истинное богатство .

Определите, что вам нужно, чего вы хотите и главное - КЕМ вы хотите быть. И начните совершать пусть небольшие, но конкретные шаги в этом направлении. То есть перенесите себя в это состояние. И через некоторое время вы обязательно окажетесь в этом состоянии.

Каждый человек уже изначально богат, только не знает об этом . И ключик от этого богатства уже в его руках. Даже дверь известна. И холст с нарисованным очагом сорван со стены...
Все мы – БОГИ . И обладаем всем необходимым, чтобы достичь в жизни всего, что пожелаем.

У большинства людей богатство ассоциируется с получением денег, материальных и духовных ценностей, власти, славы. Но, как мы помним из определения слова, БОГ - дарующий, наделяющий.
Мера и мерило богатства разные.

Получающий - это потребитель (требовать, потреблять - корень треб; смысловое поле слова - "нужда", "жертва", "терзать". Отсюда становится понятным, что психология потребителя, которой сейчас пользуется большинство людей, - это психология жертвы, терзающей Землю и испытывающей нужду).

Дарующий - это созидатель.

Сколько людей рядом с вами и вокруг вас получили благо? Что вы хорошего дали этому Миру? Вот истинное мерило богатства. Через отдачу идет приток богатства.

У бедного человека в подсознании разрушительные образы, а у богатого - созидательные. В этом вся разница.

Как вы понимаете, быть богатым, жить в богатстве - это замечательно! Богатство не должно быть целью жизни, оно должно приходить к человеку как следствие его постоянного развития, самосовершенствования. Только тогда оно принесет радость и его невозможно будет потерять.

Ну что ж, давайте будем учиться создавать благие, созидательные образы и становиться богатыми людьми .

© Путь к богатству, или Где зарыты сокровища. В.В. Синельников

Богатство ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество. Богатство урожая. Богатство мыслей. | Обилие имущества, животов, денег, яросл. костр. богасьво, арх. богачество, ниж. богатество, ряз. богатель ж., зап. богатье ср. (см. также багатье), животы, имение, имущество, достаток, достояние, состояние; достаточность, зажиточность; предметы, составляющие имущество человека, и самый быт, состояние зажиточного; противопол. бедность, недостаток, убожество, нищета, нужда, нужа. Богатство спеси сродни. Богатство дмет, а бедность гнет. Богатство дрочит (пучит), а убожество плющит. Не тот человек в богатстве, что в нищете. Богатство - вода, пришла и ушла. Глупому сыну не в помощь богатство. Не с богатством жить, с человеком, говор. о замужестве. Ни конь без узды, ни богатство без ума. Богатство ум рождает (ум дает). Бедность плачет, богатство скачет. В аду не быть, богатства не нажить. Не от скудости (убожества) скупость вышла, от богатства. | Пышность, великолепие, роскошь. Украшения храма славятся богатством. Богатый, богатущий сев., богатенный ряз. обильный, изобильный, избыточный, многий. Богатая жатва. Богатая медная руда. Богатое воображение. | Обладающий большим имуществом, имением, богатством. Мужик богатый, что бык рогатый, зазнается. Богатому житье, а бедному вытье. Богатый мужик бережет рожу (в драке), а бедный одежу. Чем богатее (богаче), тем скупее. И богатенек, да скупенек. Богатый - ума купит; убогий и свой бы продал, да не купят. Муж жену любит здоровую, а брат сестру богатую. Кто тороват, тот не богат. На что мне (или: Не надо мне) богатого, подай тороватого. Не проси у богатого, проси у тороватого. Не богатый кормит, тороватый. У богатого черт детей катает. Будешь богат, будешь и рогат. Кто богат, тот и рогат, горд. Богатому не спится: богатый вора боится. Не богат, да тороват. Смотря на людей, богат не будешь. Ведь я не на богатого мужика шлюсь, а на Бога, говорят если не верят божбе. Снег и дождь на свадебный поезд - богато жить. Богатому черти деньги куют. Богатому нужный не товарищ. Не силен, не борись: не богат, не сердись. Будешь богат, будешь и скуп. Богатым быть трудно, а сытым (а довольным) не мудрено. Богато нареч. избыточно, изобильно, пылко, роскошно, великолепно; | ряз. тул. хорошо, славно, именито, прекрасно; | вор. орл. малорос. много. У нас богато овец. Богач, богатина, сиб. богатей м. богачка, богачиха, богачуха ж., арх. богатуха об. богатырь южн. зап., богатый имуществом человек; заживный, зажиточный, весьма достаточный, состоятельный, денежный. | Богач, огонь, см. богатье. Богачи - пузачи; голяки - голенастики. У богатого богатины пива-меду много, да с камнем бы его в воду. Бога хвалим, Христа величаем, богатого богатину проклинаем. Богачье ср. собират. богатый люд, богачи. Тут съехалось такое богачье, что страх. Богатич м. богатична ж. сын или дочь богача. Неудатны богатичи живут; нуждичи небалованные лучше. Богатичи, что поповичи да голубые кони: редко удаются. Богачовый, богачихин, принадлежащий богачу. Перед воротами, перед богачевыми, песня. Богатить кого, обогащать, наделять богатством. Что богатит, то и зорит, торговля. Богатиться или богатеть, обогащаться, наживаться; быть обогащаему. Смолоду не богателось, а под старость захотелось. Богачение ср. действие богатящего, обогащение. Богатение, состояние богатеющего. Он набогатился, нажился, и меня обогатил, и сам разбогател. Богатитель м. богатительница ж. обогащающий кого, дарующий богатство. Земля-матушка богатительница наша. Богатка, богатница, богатинка ж. твер. смол. растен. Conyza; коморник, блошник; | растен. пушки, Erigeron, блошница, неувяда; на Ивана-купала гадают ею: втыкают почку в щель избы, или кладут под иконы; расцветет, к добру; усохнет, к худу. Сложные слова: богатолюбивый, богатодарный и пр. понятны по себе, но тяжелы и малоупотребительны.

Богатство

означает совокупность предметов, служащих к удовлетворению человеческих потребностей и находящихся в обладании отдельного лица, группы лиц или целого народа. Это определение, данное лучшими представителями английской классической школы, Адамом Смитом и Рикардо, отождествляет понятие богатства с понятием имущества вообще, как бы ни было велико или мало последнее. Но русскому языку, равно как и некоторым из других европейских языков, напр. немецкому, свойственно употребление слова "богатство" в смысле значительного имущества - значительного как по сравнению с суммой потребностей обладателя, так и по сравнению с имуществом других лиц. Мы называем богатым человека, который может хорошо питаться, одеваться и помещаться, может удовлетворять всем требованиям комфорта и роскоши, не уменьшая своего состояния и притом без значительного труда с своей стороны. Так как образ жизни и потребности людей изменчивы, то лицо, которое слывет за богача в провинциальном городе, может в столице считаться лишь человеком среднего достатка. - Необходимо иметь в виду, что в состав богатства входят не все предметы, доставляющие пользу или удовольствие, а лишь такие из числа их, для получения которых человек должен затратить какое-либо усилие и за которые по этой причине можно при современном меновом хозяйстве получить в обмен какие-либо иные вещи или услуги. Так, например, воздух составляет для человека предмет первой необходимости, но он не может быть причислен к богатству ни отдельного лица, ни целой страны, потому что получается даром, без всяких усилий или пожертвований со стороны человека. В каком бы смысле ни понималось слово "богатство" - в смысле ли имущества вообще или же в смысле значительного имущества, во всяком случае при определении его следует различать точку зрения отдельного человека и целого народа. Для целой нации богатством являются лишь такие предметы, которые сами по себе служат для какой-либо пользы или удовольствия; у отдельного же человека богатство могут составлять, кроме того, и те требования, какие он имеет по отношению к другим лицам, напр. долговые обязательства других лиц, акции, указывающие на участие в каком-нибудь предприятии, государственные фонды и другие процентные бумаги. Когда мы желаем вычислить богатство отдельного лица, например, при определении наследства, то включаем и все подобные требования; между тем, с точки зрения общенародной, они не составляют и не могут составлять богатства: увеличивая имущество одного человека, эти требования уменьшают достояние другого и, следовательно, не производят никакой перемены в сумме всего народного богатства. Если бы государство нашло возможным уничтожить эти взаимные обязательства или отсрочить их на известное время, то имущество отдельного человека могло бы потерпеть от того ущерб, но сумма богатства целого народа не испытала бы никакого изменения. Другое отличие между богатством отдельного лица и целого народа состоит в том, что первое может изменяться вследствие поднятия меновой ценности входящих в него предметов, тогда как на последнее эти перемены не оказывают действия. Вследствие неурожая меновая ценность жатвы может подняться вдвое выше, чем в урожайный год, и это повлечет за собою увеличение богатства отдельных лиц, имеющих запасы хлеба; но было бы странно говорить, что при меньшем урожае целый народ бывает богаче, нежели при большем. Поэтому если желательно произвести точную оценку народного богатства, то нельзя достигнуть этой цели через простое сложение частных богатств, измеренных по меновой их ценности. Сравнивать народное имущество в различные эпохи и в разных странах возможно не иначе, как путем тщательного перечисления полезных предметов, находившихся или находящихся в обладании народа. Мы можем говорить о приросте народного богатства лишь в том случае, если в стране увеличились сумма или качество полезных предметов, создаваемых человеческими усилиями, зданий, кораблей, домашней утвари, земледельческих, мануфактурных произведений и проч., одно же приращение меновой ценности предметов, входящих в состав народного имущества, не дает еще права заключать об увеличении богатства страны. Такое приращение могло произойти, например, от поднятия стоимости земли, вызванного прибавкою народонаселения, или от возвышения ценности домов по причине прилива жителей к известной части страны; а эти перемены, заставляя население платить дороже за те же самые земли и дома, никак не могут быть названы благоприятными для народного богатства.

Из вышеизложенного видно, что для составления правильного понятия о народном богатстве надлежало бы произвести подробную перепись всех предметов, входящих в состав единичных хозяйств с означением качеств каждого из этих предметов. Но так как подобная задача недостижима при современном состоянии статистики, то ввиду практических надобностей и теоретического интереса нередко предпринимаются приблизительные оценки, которые стремятся достигнуть цели, перечисляя лишь главные категории предметов, входящих в состав народного имущества и давая им на основании различных методов известную предположительную расценку. Статистическая литература представляет много примеров таких вычислений. Не претендуя на полную точность, они дают, однако, некоторые точки опоры для суждения об относительной экономической силе наций и в особенности о тех переменах, которые происходят в отдельных странах с течением времени. Приведем некоторые из более известных исчислений этого рода.

Относительно Великобритании имеется целый ряд вычислений, произведенных за разные периоды времени известным статистиком Джиффеном. Джиффен принимает за основание при своих расчетах данные о поступлении подоходного налога, которые он капитализирует для получения ценности имущества из различных процентов, смотря по роду имущества: так напр., чтобы вычислить капитальную стоимость домов в стране, он помножает на 15 сумму их дохода, показанную в налоговых списках, размер капитала фермеров определяется через помножение их ежегодного дохода на 8 и т. д. Конечно, сведения, получаемые таким путем, не могут претендовать на точность, но они достаточны для суждения о переменах, происходящих в богатстве страны, тем более что они в главных чертах совпадают с результатами других более точных исчислений, которые были произведены относительно некоторых отраслей имуществ и доходов. По расчетам Джиффена, богатство Великобритании за 1885 год может быть оценено в 10037 миллионов фунтов стерлингов, или в 63167 миллионов руб. металлических, тогда как при подобной же оценке за 1875 г. получилось 8548 млн. фун. ст., а за 1865 год - 6113 млн. ф. ст. Сумма богатства, вычисленная для 1885 г., дает на каждого человека среднюю цифру в 270 ф. ст., или в 1703 р. мет., а на каждую семью, принимая ее, согласно английским данным, в пять человек - около 1350 ф. ст., т. е. около 8514 р. мет. Главные статьи, из которых слагается приведенная выше цифра народного богатства за 1885 г., следующие: земли - 1691 млн. фун. ст.; дома - 1927 млн. ф. ст.; капитал фермеров - 522 млн. фунт. ст.; капитал в процентных бумагах, за исключением английского государственного долга, - 527 млн. фунт. стерл.; железные дор. - 1008 млн. фунт. ст.; капитал акционерных компаний - 1025 млн. фунт. ст.; капитал разного рода промышленных и торговых предприятий - 541 млн. ф. ст.; движимое имущество, не обложенное подоходным налогом, именно домашняя обстановка, предметы искусства и пр. - 960 млн. ф. стерлингов; государственное и общественное имущество - 500 м. ф. ст. В приведенном перечислении обращает на себя внимание высокая ценность домов и домашней обстановки, значительно превышающая стоимость земли. Для Франции существует несколько вычислений, из которых новейшие принадлежат Вашеру , Амелину , Мони и де Фовилю. По этим вычислениям имущество Франции оценивается от 200000 до 250000 млн. фр., или 50000 до 62500 млн. руб. мет., что дает на каждого человека в среднем выводе от 1375 р. до 1680 руб. мет. В основание расчета де Фовиля положены сведения о сумме имуществ, переходящих путем наследства и дарения, которые с 1826 года обложены во Франции особым налогом и потому тщательно региструются. Де Фовиль, принимая среднюю продолжительность поколения в 36 лет, считает ценность ежегодно переходящих имуществ за 1/36 всего народного имущества. Так как, однако, приведенный прием заключает в себе очевидные неточности, то автор прибегает к различным поправкам на основании других источников. Из общей цифры в 200000 млн. фр., получаемой по оценке де Фовиля, 80000 млн. фр. приходится на недвижимую собственность, кроме домов; 40000 млн. фр. - на дома; 30000 млн. фр. - на процентные бумаги, французские и заграничные; 50000 млн. фр. - на прочее движимое имущество. Из других европейских стран вычисление, подобное вышеприведенным, имеется для Италии. Оно выполнено Панталеоне по методу де Фовиля на основании данных о переходе имуществ по наследству и дарению. По расчету Панталеоне , приблизительная стоимость имущества частных лиц в Италии равняется 48000 млн. лир, или 1660 лирам на человека, что составляет около 415 руб. мет. Из приведенной суммы 29000 млн. лир составляют стоимость земли, 9000 млн. лир - ценность строений, а остальное приходится на промышленное и разное иное движимое имущество. В Бельгии Массальский в конце 70-х годов исчислял ценность народного имущества в 29500 млн. фр. В Дании Фальбе Гансен в начале 80-х годов оценивал богатство страны в 6500 млн. крон (2251 млн. руб. мет.), из числа которых 4680 млн. крон приходится на недвижимую, а 2081 млн. крон на движимую собственность. Особенно интересными представляются сведения относительно Северо-Американских Соединенных Штатов, где при каждом цензе, производимом, как известно, через 10 лет, собираются правительством обстоятельные данные о разных видах народного имущества. Десятый ценз 1880 года дал общую сумму народного богатства в 43642 млн. долларов, или в 56560 млн. р. мет., которая слагается из следующих главных статей: фермы - 10197 млн. дол.; жилые здания и промышленное недвижимое имущество - 9881 млн. дол.; железные дороги с обзаведением - 5536 млн. дол.; движимое имущество жилых домов, как то: картины, книги, домашние запасы, топливо и пр. - 5000 млн. дол.; скот, земледельческие орудия и машины - 2406 млн. дол.; запасы земледельческих и мануфактурных продуктов (три четверти ежегодного производства и заграничного ввоза) 6160 млн. дол.; телеграфы, суда и каналы - 419 млн. дол.; недвижимые имущества, изъятые от обложения (церкви, школы, общественные здания и пр.) - 2000 млн. дол.; наличные деньги - 612 млн. дол.; разное - 619 млн. дол. Интересно проследить, насколько быстро возрастало богатство в Соединенных Штатах в течение последних десятилетий. В 1850 г., при населении в 23,3 млн. чел., ценность имущества страны по официальному исчислению простиралась до 7136 млн. дол.; в 1860 г. при 31,5 млн. чел. - до 16159 млн. дол.; в 1870 году при 38,5 млн. чел. - до 30069 млн. дол.; в 1880 при 50,1 млн. чел. населения - до 43642 мил. дол. Таким образом, население за 30 лет возросло на 115 %, а богатство - на 512 %. Средняя сумма богатства, приходящаяся на одного человека, равнялась: в 1850 г. - 308 дол., в 1860 году - 510 дол., в 1870 году - 777 дол., в 1880 г. - 870 дол., или 1153 руб. мет.

Литература. А. Смит, "The Wealth of Nations", Д. Рикардо, "Principles of political economy"; Д. С. Милль, "Principles of political economy"; В. Рошер, "Grundlagen der Nationalökonomie"; И. И. Нейман, "Grundlagen der Volkswirthschaftslehre" (Тюбинген, 1889); Нейман-Спалларт, "Uebersichten der Weltwirthschaft" 1883-84 гг. (Штутгарт, 1887); Джиффен, "The Growth of Capital" (Лондон, 1889).

А. Чупров.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Богатство" в других словарях:

    Ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество. Богатство урожая. Богатство мыслей. | Обилие имущества, животов, денег, яросл., костр. богасьво, архан. богачество, ниж. богатество, ряз. богатель жен., зап. богатье ср. (см. также багатье),… … Толковый словарь Даля

    Это сбережения многих в руках одного. Юлиан Тувим Если вам говорят: «Мое богатство нажито тяжелым трудом», спросите: «Чьим?» Дон Маркие Многие мечтают о таких деньгах, при которых деньги уже не нужны. Владислав Гжещик Очень богатые люди не похожи … Сводная энциклопедия афоризмов

    См. имущество, роскошь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. богатство имущес … Словарь синонимов

    богатство - благосостояние Стоимость активов, принадлежащих лицу или группе лиц. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита “Богатство народов”) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Справочник технического переводчика

    - (wealth) Стоимость (value) активов, принадлежащих индивиду или группе индивидов. Экономическая наука началась с изучения природы богатства (например, труд Адама Смита Богатство наций) и того, как оно меняется в течение данного периода.… … Словарь бизнес-терминов

Богатство (Wealth ) – это совокупность всех материальных и нематериальных ценностей человека или общества в целом.

Богатство общества в традиционном понимании, которое восходит еще к основателям классической школы (А. Смит , Д. Рикардо и др.), рассматривалось как набор материальных благ, накопленных трудами как предшествующих, так и настоящего поколений. Современная же экономическая наука критически относится к положению об одном лишь материальном содержании богатства. На сегодняшний момент характерен другой подход к пониманию данной категории, а именно то, что богатство – это все, что люди ценят. Подобное определение богатства позволяет отнести к нему и природные ресурсы, и врожденные способности человека, и профессиональные знания, и свободное время. С точки зрения теории такое определение богатства позволяет просветить различные тонкости этой экономической категории. С другой стороны, когда речь заходит о международных сравнениях национального богатства и статистических расчетах, подобное широкое определение богатства затрудняет (если вообще не исключает) процесс подсчета конкретных цифр. Нельзя также забывать и о том, что все богатство общества можно представить как в денежной, так и в натуральной форме. Поэтому, при изменении ценности самих денег можно придти к различным результатам оценок одного и того же набора материальных благ. К тому же, изменение оценок самих людей может привести к изменению реальных размеров богатства определенного государства. Например, в СССР в год производилось такое количество обуви, которое намного превышало подобные показатели Англии, ФРГ и Франции, вместе взятых. Производство металлорежущих станков, цемента и др. также превышало показатели наиболее развитых стран в мире. Но являются ли эти показатели, отражающие производство благ , реальным созданием богатства в стране, если, например, обувь отечественных производителей люди покупали лишь в том случае, когда не находили импортной? Бедна или богата Россия? Всегда можно услышать прямо противоположные ответы на данный вопрос. Да, мы бедные, т.к. у нас не хватает жилья по доступным ценам, отечественной одежды, отечественного продовольствия и пр. Да, мы богатые, т.к. обладаем колоссальными запасами природных ресурсов, приоритетом во многих научных исследованиях, квалифицированными кадрами. Порой вопрос ставится по иному: если мы настолько богаты, то по какой причине мы так бедны? Стали ли мы богаче, если например, увеличили добычу газа и нефти ценой загрязнения окружающей среды?

Нужно еще раз отметить, что понимание богатства во многом зависит от оценок людей. Во многом это нормативная категория и за пределами суждений людей о ценности какого-либо блага не существуют. Также богатство можно представить как все то, что расширяет выбор человека, его альтернативные возможности. С данной точки зрения, и деньги, и вещи, и свободное время, и природные ресурсы, и знания расширяют выбор людей и могут быть приравнены к богатству.

Его всегда нужно рассматривать в контексте удовлетворения потребностей. Например, если блага имеются в том количестве, в котором они способны удовлетворить все наши потребности до полного насыщения и доступны, то можно сказать, что мы богаты. Но все больше мы обращаем свое внимание на нормативный контекст в определении понятия богатства. Богат ли миллионер, который прикован болезнью к постели и потерявший физическую и умственную дееспособность? Богат ли йог, который обходится минимумом еды и занят постижением Бога? Что значит довольно популярные выражения «главное богатство - свобода» или «главное богатство - здоровье»? Можно ли быть свободным при этом не обладая тем количеством благ, которое называется прожиточным минимумом?

Все эти вопросы при анализе понятия богатства ставятся для того, чтобы подчеркнуть важность нормативных, оценочных категорий в экономической теории.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх