Исследование по предмету «Окружающий мир. Необходимо, чтобы роль учителя здесь была минимальной, иначе у детей не будет чувства открытия

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

ВИНОГРАДОВА Наталья Федоровна,
РЫДЗЕ Оксана Анатольевна

Окружающий мир” как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы

План лекций по курсу

Номер газеты

Название лекции

Лекция 1. Младший школьник и окружающий мир: особенности взаимодействия.
Воспринимает ли младший школьник мир так же, как взрослый? Что такое «целостность восприятия»? Проявляет ли младший школьник интерес к природе, истории, культуре родной страны? Изменяется ли личность ребенка под влиянием окружающего мира?

Лекция 2. Развитие и воспитание младшего школьника – цель изучения предмета «Окружающий мир». Почему предмет «Природоведение» был заменен «Окружающим миром»? Каков вклад предмета «Окружающий мир» в развитие и воспитание младшего школьника? Какие качества личности развиваются преимущественно на уроках окружающего мира?

Лекция 3. Чему учить: какие знания об окружающем мире являются для младшего школьника актуальными. Что значит «актуальное знание»? Почему содержание знаний об окружающем мире должно быть интегрированным? При каких условиях знания переходят в ценностные отношения?

Контрольная работа № 1.

Лекция 4. Урок «окружающего мира»: типы и структура. Почему комбинированный урок не может быть приоритетным при изучении окружающего мира? Какие типы уроков отражают специфику окружающего мира как объекта изучения? Почему игра, логические и творческие задачи должны быть обязательными структурными единицами урока?

Лекция 5. Когда младший школьник активен: методы активизации познавательной деятельности на уроках «окружающего мира». При каких условиях организации познавательной деятельности младший школьник активен, инициативен, самостоятелен и работает в зоне ближайшего развития?

Лекция 6. Что такое учебная самостоятельность и как ее развивать? Чем различаются бытовая и учебная самостоятельность? Какие умения обеспечивают развитие учебной самостоятельности?

Контрольная работа № 2.

Лекция 7. Младшие школьники работают вместе: использование различных форм организации обучения на уроках окружающего мира. Когда учение становится коллективной деятельностью? В чем дидактическое значение разных форм организации совместной деятельности?

Лекция 8. Нужно ли «Окружающий мир» знать на отметку? Можно ли отношения и чувства мерить отметкой? Как оценивать знания об окружающем мире?

Итоговая работа.

Лекция 4.

Урок окружающего мира: типы и структура

Тема «круглого стола»: «Особенности современного урока в начальной школе»

Участники: завуч начальной школы, учитель начальных классов, учитель-исследователь, методист, психолог.

Завуч. Сегодня учитель получил право более свободно и творчески подходить к организации обучения. В последние годы много пишут о разных формах проведения учебных занятий, среди которых много нетрадиционных и для многих учителей необычных. Поэтому проблема выбора формы организации обучения – задача очень важная.

Учитель. Работаю «по старинке» и хочу сказать, что старое – не значит устаревшее, а, наоборот, проверенное временем и большим учительским опытом. Дети со всем справляются и всё успевают. Я против того, чтобы обучение превращалось в бесполезную игру, развлечение, шутку, хотя детям это и нравится. Уверена, что учение – это труд, а «труд» и «трудно» – однокоренные слова. Если говорить об уроках окружающего мира, то наиболее целесообразна традиционная схема: объяснение учителя – обсуждение с детьми – повторение (запоминание, рассказ).

Учитель-исследователь. Проводя опытно-экспериментальную работу по исследованию разных форм организации обучения, я поняла, что часто комбинированный урок мешает решению задач обучения и развития: «распыляет» внимание ученика, не позволяет удержать то важное, чем он занимается, и не способствует его самообразованию. Главный недостаток комбинированного урока – в том, что такая форма организации держит школьника в жестких рамках инструктивного обучения: без требования (инструкции) учителя ребенок не может сделать ни одного шага.

Методист. Я бы не стала столь категорично отвергать традиционные формы обучения. Но вместе с тем многие учителя красиво используют новаторские формы обучения: урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие и др.

Психолог. На мой взгляд, дело не в том, как назвать форму организации обучения в начальной школе, а в том, чтобы обязательно выполнить следующие условия успешности обучения: обеспечение возможности для проявления самостоятельности и активности школьника; учет специфики содержания конкретного предмета; переход от беседы, которая ограничивается вопросно-ответной формой (фактически в ней участвуют учитель и один ученик), к учебному диалогу как сложной форме вербального общения.

Методист. Давайте обсудим некоторые вопросы:

    Почему комбинированный урок не может быть приоритетным при изучении окружающего мира?

    Какие типы уроков отражают специфику окружающего мира как объекта изучения?

    Почему игра, логические и творческие задачи должны быть обязательными структурными единицами урока?

? Почему комбинированный урок не может быть приоритетным при изучении окружающего мира?

За годы становления дидактики начальной школы комбинированный урок в массовой практике сформировался как приоритетная, «незыблемая» форма организации обучения младших школьников. В условиях авторитарной школы, предлагающей в основном репродуктивные методы работы, такой урок был оправдан. Действительно, перед учителем стояли следующие задачи:

– дать детям новый материал;
– закрепить его с помощью многочисленных упражнений, имеющих цель выработать определенные умения и навыки;
– проверить, как учащиеся усвоили учебный материал.

Исходя из этого строилась структура комбинированного урока: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний с помощью вопросов и упражнений, разъяснение домашнего задания. Таким образом, учитель не мог установить четкого взаимодействия между спецификой материала, изучаемого на данном этапе обучения, и основными методами, наиболее целесообразными для его усвоения. Например, многие темы «Окружающего мира», как правило, изучаются на вербальном уровне, хотя целесообразно использовать такую форму организации обучения, как экскурсия или практическая (лабораторная) работа («Водоемы», «Сезонные изменения в природе», «Свойства воды» и др.).

Результаты многих психолого-педагогических исследований говорят о том, что комбинированный урок в условиях современной начальной школы не может в полной мере обеспечить реализацию задач, которые специфичны для современного этапа начального образования. Речь, прежде всего, идет о решении задачи развития младшего школьника, реализация которой невозможна в полной мере в условиях тех форм организации, которые ограничивают свободу и самостоятельность школьника. Эта ситуация вынуждает учителя искать резервы для повышения качества учебного процесса. Что он и делает за счет дополнительного учебного содержания, «эквилибристики» методов и средств обучения.

Учет специфики изучаемого предмета – важнейшее условие выбора типа урока. Для изучения окружающего мира комбинированный урок представляет особую опасность, потому что приучает младшего школьника к формализованным методам получения информации о среде обитания: чтение, объяснение учителя, рассматривание иллюстраций и др. При всей важности этих методов обучения они не могут быть приоритетными на уроках окружающего мира. Этот предмет должен обеспечить в особой мере развитие познавательных способностей детей, формирование умений наблюдать, сравнивать, экспериментировать, делать выводы, обобщать и др.

Кроме этого, классификация уроков окружающего мира – явление динамичное: у учителя всегда должна быть возможность преобразовать один тип урока в другие в зависимости от конкретного учебного материала, этапа обучения, степени готовности учащихся к той или иной деятельности и конкретной педагогической ситуации.

Немаловажной представляется и готовность учителя к выбору средств обучения, которые обеспечивают возможность организовать уроки разного типа. Это обстоятельство было одной из концептуальных позиций авторского коллектива УМК «Начальная школа ХХI века». Работая по учебникам «Окружающий мир», учитель может предусмотреть разные формы организации учебной работы школьников. Комбинированный урок не отвергается авторами этих средств обучения, но его место в учебном процессе несколько изменено. Он используется прежде всего на итоговом этапе изучения темы.

? Какие типы уроков отражают специфику окружающего мира как объекта изучения?

Каждый учитель знает, что в классической дидактике выделяются следующие типы уроков:

    уроки овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления;

    уроки формирования и усвоения умений и навыков;

    уроки обобщения и систематизации знаний;

    уроки повторения и закрепления;

    контрольно-проверочные уроки;

    комбинированные уроки.

Вместе с тем многие ученые-педагоги и дидакты (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, А.И. Пискунов, Н.А. Сорокин и др.) неоднократно отмечали, что эта классификация не может быть признана в качестве универсальной, так как, во-первых, каждый тип урока не может наблюдаться в «чистом» виде; во-вторых, они решают в основном образовательные задачи и, в-третьих, ограничивают познавательную деятельность учащихся.

В данной лекции предлагается другая классификация типов уроков, которая построена по следующим основаниям:

а) специфика предмета Окружающий мир (интегративный характер; многообразие изучаемых объектов и явлений; личностнозначимое содержание учебного материала и др.);

б) возможности, которые создает процесс изучения окружающего мира (наблюдение, игровая и продуктивная деятельность, импровизация и моделирование);

в) особенности познания окружающего мира детьми младшего школьного возраста (привлекательность объектов природы и общества, эмоциональная окрашенность восприятия, наглядность связей и зависимостей явлений и др.);

г) психологические возможности и «пристрастия» младших школьников (ведущая деятельность, склонность к игре, потребность в экспериментировании, самостоятельности и творчестве и др.);

д) приоритетный метод обучения на уроке.

Типы уроков окружающего мира

Урок-наблюдение
Урок-поиск
Урок-дискуссия (учебный диалог/полилог)
Урок-практикум
Урок-игра
Урок творчества

При выборе типа урока окружающего мира учитель руководствуется следующими требованиями:

1. Обеспечение возможности чувственного познания объектов окружающего мира

Процесс познания мира опирается на сенсорные представления об объекте действительности. Всем известно значение чувственного познания – от него зависят многообразие сведений об окружающих предметах и явлениях, глубина и точность сенсорных представлений. К сожалению, современный младший школьник обладает бедным чувственным опытом, поэтому встречает ряд серьезных трудностей при выполнении заданий на с. 35–36: «Отметим только несколько... использовать его». Это обязывает учителя уделить специальное внимание, особенно в 1–2-м классах уроку-наблюдению и уроку-практикуму.

2. Учет целесообразного сочетания репродуктивных, продуктивных и творческих методов познания

Педагог должен хорошо осознавать, что увлечение репродуктивными методами обучения требует работы в основном таких психических процессов, как восприятие и память, и не создает условия для работы мышления и воображения. При этом очевидно, что развитие учебно-познавательной деятельности без этих процессов невозможно. Действительно, при всей важности (особенно на первом этапе обучения) восприятия, осмысления, воспроизведения характеристика личности школьника включает новообразования, которые не могут успешно формироваться в рамках только этих процессов. Если школьники должны овладеть учебной деятельностью, то есть научиться учиться («умею учить себя»), то это предполагает развитые познавательные интересы («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). И, наконец, самое главное: младший школьник может отвечать не только на вопрос «Что я делаю?», но и на вопрос «Как я это делаю?». Еще раз подчеркнем, что все это требует опоры в учебном процессе на мышление и воображение. Исходя из этого особую ценность представляют уроки-исследования и уроки-дискуссии.

3. Опора на актуальные для этого возраста виды деятельности

Известно, что ведущая деятельность младшего школьника – учебная. Как говорят психологи, ведущая деятельность возрастного периода характеризуется тремя важнейшими показателями. Во-первых, она соответствует потребностям развития ребенка данного возраста, во-вторых, оказывает особое влияние на психическое развитие личности и, в-третьих, в ее недрах создаются предпосылки формирования ведущей деятельности следующего возрастного периода развития. Конечно, процесс формирования предметной деятельности (ранний возраст), игры (дошкольное детство), учебной деятельности (младший школьник) и т.п. не заканчивается в конкретный возрастной период: предыдущая ведущая деятельность остается для ребенка актуальной и на последующих этапах развития. Поэтому так важно учитывать, что игра является для младшего школьника не только желанной, интересной, посильной, но и весьма ценной для становления и развития учебной деятельности.

Уроки окружающего мира дают огромные возможности для организации самых разных видов детских игр – дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, конструктивных и др. Это объясняет выбор специального типа урока – урок-игра . Подробно об этом написано ниже.

4. Возможность развития познавательной инициативы и творчества школьника

Общеизвестно, что дети младшего школьного возраста очень любят различные творческие задания, выполняя которые, они могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовывать образы окружающего мира. Использование упражнений, развивающих инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по этому предмету. Еще Л.С. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека «существом, обращенным в будущее».

Воображение (фантазия) – психический процесс, который заключается в создании новых образов путем переработки впечатлений личного опыта человека. Чем выше уровень воображения, тем эффективнее творческая деятельность. Воображение – это привычка к собственным решениям, открытиям, поиску, это отход от образца и работа по собственному замыслу, создание нового образа, которого до сих пор в сознании не было.

Выдающийся психолог В.В. Давыдов считал, что воображение – одно из главнейших психических процессов, необходимых младшему школьнику для учебной деятельности. Важность этого процесса в том, что развивается способность человека переносить функции одного предмета на другие, не обладающие ими (палочка – лошадка или ложка, стульчик – автомобиль, колесо – штурвал самолета и т.д.). Это свойство воображения, как отмечается в историко-психологической литературе, лежит в основе развития любой цивилизации и общественности. Например, «первобытные люди пили из пригоршни. А первые чашки – это перенос в материал (глину, дерево, металл) той формы, которую человек придавал рукам, чтобы напиться» (Е.Е. Кравцова) . Кроме того, воображение определяет наличие у человека способности видеть целое раньше, чем части. Например, увиденный ребенком обруч как штурвал самолета заставляет его искать то, к чему можно приставить воображаемый штурвал. И, наконец, воображение развивает способность идентифицировать, то есть ставить себя на позицию другого человека (предмета), что является очень важной предпосылкой формирования ролевого поведения. Сказанное определяет целесообразность использования учителем такого типа урока, как урок творчества.

Каждый тип урока имеет четкую структуру. Она определяется тем главным методом обучения, который отражает его специфику. Охарактеризуем каждый тип урока.

Урок-наблюдение

Основной метод обучения : восприятие объекта (явления, события) окружающей действительности с целью получения информации об объектах, накопления первоначальных представлений и фактов о них.

целенаправленное рассматривание объекта по плану учителя или по плану, составленному учащимся (учащимися).

предъявление или составление плана; инструкция к работе; поиск дополнительной информации, ее анализ; коллективное обсуждение полученных результатов (учебный диалог).

Например, в 1-м классе во время урока-наблюдения (экскурсии) в осенний лес (парк) ученикам могут быть предложены такие задания: «Найдите листья разного цвета: желтого, оранжевого, багряного, серого, лилового, бордового»; «Определите запах осенней листвы, грибов, прелой травы»; «Определите звуки осеннего леса»; «Определите на ощупь разные предметы (лист, травинку, гриб)».

Если организовано наблюдение за живым объектом (например, котенком или щенком), то детям, уже имеющим хотя бы незначительный опыт наблюдения, нетрудно будет обратить внимание на органы чувств животного: как оно смотрит, чувствует запах, передвигается, почему проявляет беспокойство, чему радуется. Эти наблюдения рождают у детей эстетическую эмпатию, то есть умение «принять» другое живое существо, сравнить его ощущения со своими. Если педагог предложит или составит вместе с учениками план-инструкцию, по которой будет обнаруживаться общее между животным и человеком, то ученики смогут прийти к выводу о том, что животное, так же как человек, обладает всеми признаками живого существа (передвигается, питается, дышит, рождается, растет, развивается, умирает, радуется, переживает, страдает и т. п.).

Конечно, расширение сенсорного опыта младших школьников связано с развитием умения наблюдать, рассматривать предмет со всех сторон, обобщать представления, которые получены чувственным путем. Если на первом этапе обучения
(в 1–2-м классе) учитель предлагает для наблюдения план, раскрывающий последовательность рассмотрения объекта (сначала обратим внимание на это...; теперь ответим на этот вопрос...; что нужно сделать, чтобы увидеть вот это... и т. д.), то в 3–4-м классе начальной школы инициатива все больше и больше передается детям. Школьники учатся самостоятельно составлять план наблюдения за объектом, выстраивать последовательность своих действий.

Урок-поиск

Основной метод обучения: исследование – целенаправленное наблюдение за действиями (поведением, динамикой) объекта (явления) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

Основной структурный элемент: постановка проблемы и поиск путей ее решения.

Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез (предположений), их проверка; анализ выдвинутых доказательств; наблюдение.

Например, в начале изучения темы «Насекомые» (3-й класс) перед детьми ставится проблема: «Можно ли отнести паука к насекомым?» Учащимися выдвигаются следующие гипотезы:

    паука можно отнести к насекомым;

    паука нельзя отнести к насекомым.

Учебник для 3-го класса, ч. 1, с. 120 (рисунок паука); с. 119, нижний рисунок; рис. на с. 117. См. Приложение .

Класс анализирует представленные доказательства:

1. Паука можно отнести к насекомым, потому что он похож на многих из них (на жука, пчелу, муху), умеет ползать (как таракан, муравей), тело и лапки его состоят из члеников (как у всех насекомых).

2. Паука нельзя отнести к насекомым, потому что у него только две части тела (а у насекомых три), нет крыльев и усиков, а также не шесть, а восемь конечностей.

Учитель предлагает сравнить изображения насекомого и паука и установить отличие, которое сразу бросается в глаза (используются иллюстрации или мультимедийные материалы). Ученики в качестве главного отличия выбирают число ног, что и становится определяющим для классификации этого животного: паук относится не к насекомым, а к паукообразным, хотя общей особенностью и тех и других является их принадлежность к членистоногим.

Урок-дискуссия (учебный диалог/полилог)

Основной метод обучения : обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.

Основной структурный элемент: диалог/полилог.

Дополнительные структурные элементы: обмен информацией и ее коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулирование выводов.

В 4-м классе во время изучения темы «Искусство России ХIХ века» учитель может организовать урок-дискуссию как на этапе знакомства с темой, так и при ее закреплении. Проблема для дискуссии может быть сформулирована так: «Девятнадцатый век называют золотым веком русской культуры. Как ты думаешь, почему?»

Каждый ученик или группы, на которые распределился класс, обсуждают следующие предположения:

– писатели, поэты и художники были богатыми людьми и имели много золота;
– в России добывалось много золота;
– «золотой» – значит богатый, красивый; в ХIХ веке появилось много замечательных поэтов, писателей, художников.

Урок-практикум

Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления (проверки) существенных свойств предметов (объектов, явлений).

Основной структурный элемент: опыт (эксперимент) и анализ его результатов.

Дополнительные структурные элементы: постановка цели; обсуждение плана работы и алгоритма действий; описание оборудования.

Учитель может организовать урок-практикум при изучении любого раздела учебника. Например, в 3-м классе можно провести практикумы по темам «Глобус – модель Земли», «Карта нашего района (улицы)», «План школы», «Свойства воды» и др. Уроки-практикумы могут быть организованы и для характеристики социальных объектов, например труда людей. В 4-м классе большое значение приобретают методы самонаблюдения и взаимонаблюдения, например изучение особенностей собственного организма, анализ собственного самочувствия. Несомненный познавательный интерес вызывают у детей практические работы, построенные на самонаблюдении: «Послушаем, как бьется сердце, поднимается и опускается грудь при дыхании»; «Рассмотрим цвет глаз друг у друга»; «Определим пульс»; «Измерим рост и вес» и др.

Урок-игра

Основной метод обучения: дидактическая (ролевая) игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.

Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игровой ситуации.

Дополнительные структурные элементы: предъявление (постановка) игровой задачи; характеристика структурных компонентов игры; оценка результатов игры.

Приведем пример ролевой игры, проведенной в 1-м классе в начале учебного года при изучении темы «Сезонные изменения осенью». Детям было предложено поиграть в «лесное собрание»: «Представьте себе, что все мы – лесные жители: кто – насекомые, кто – звери, кто – птицы...

Наступила осень. Заволновались в лесу звери и птицы, насекомые и пресмыкающиеся – скоро наступят холода. Решили собрать лесное собрание и узнать, кто как готовится к зиме...»

Дети распределили роли: медведь – председатель собрания, дятел – секретарь. На собрание пришли еж, заяц, лиса, прилетели бабочки и птицы, приползли муравьи, жуки и ящерицы. Конечно, учитель не мог пустить на самотек процесс развертывания игры и ненавязчиво помогал детям, когда возникали трудности в развитии сюжета, когда ребенок не знал, как играть свою роль. Перед началом игры педагог обсудил с детьми, что представляет собой каждый персонаж, каковы его игровые действия, что он может рассказать о себе.

Например, Мила взяла на себя роль ежа. Но когда девочка подошла к председателю собрания – медведю, она растерялась и смущенно стояла молча.
– Ты еж или ежик? – спрашивает ее учитель.
– Ежик, – отвечает девочка.
– Значит, ты еще маленький, недавно родился и не знаешь, как ежи готовятся к зиме?
Мила кивает головой.
– И настроение у тебя из-за этого вот такое, правда? – Учитель дает девочке картинку, на которой изображен плачущий ежик.
Девочка «подхватила» игровую ситуацию, начала передавать «страдания» ежа:
– Ой, помогите, я ежик маленький, бедненький, не знаю, как ежи готовятся к зиме. Ой, замерзну, пропаду!..

Дети поддержали эту линию развития сюжета игры и тут же предложили помощь Миле-ежику...

Можно провести урок-игру по теме «Город и село». Для этой игры-конструирования детям понадобятся рисунки различных объектов села и города (их подготавливает заранее учитель совместно с детьми). Их помещают на двух панно – «Город» и «Село». Каждый участник игры объясняет, почему он поместил этот объект в «Город» или в «Село». Особое внимание нужно уделить объектам, которые необходимо «построить» в любом населенном пункте (школа, детский сад, баня, магазин, парикмахерская, ателье, кинотеатр, библиотека, почта и др.). Используя тексты, помещенные в учебнике, учитель (или хорошо читающие дети) рассказывает, как трудятся в городе и селе, какой труд называют сельским, а какой – городским. Игра может быть проведена в командной форме – тогда каждая команда «построит» и город, и село. Выиграет та команда, чьи архитекторы и строители допустят наименьшее количество ошибок.

Урок творчества

Основной метод обучения: моделирование воображаемой ситуации с целью изменения (творческого преобразования) объекта.

Основной структурный элемент: импровизация (моделирование, конструирование) на заданную тему.

Дополнительные структурные элементы: постановка творческой задачи; анализ воображаемой ситуации и целесообразных средств творческого преобразования объекта; оценка творческой составляющей результата деятельности.

Приведем еще один пример урока в первом классе – урока творчества на тему «Эти разные, разные двери». На этом уроке на основе текста учебника дети придумывают (от лица двери) истории о том, что это за дверь и какие истории с ней произошли.

Сочинялки

Эти разные, разные двери

Слышал ли ты когда-нибудь, как разговаривают двери? Да-да, не удивляйся, многие двери умеют разговаривать, и даже петь.
– Мала я, мала я, – пищит дверца шкафа.
– И я-а, – подпевает дверца буфета.
– Ворч-ворч, дят-дят, ходят, ходят дремать, мешают, – ворчит старая входная дверь.
– Зябну, зябну, совсем зазябну, – жалуется кг литка.
А в твоем доме есть «говорящие» двери?

Выбор того или иного типа урока позволяет педагогу учесть возможности предметного содержания для развития интереса к окружающему миру, формирования устойчивых учебных и предметных умений. Но предложенных характеристик уроков (основной метод обучения, основной структурный элемент, дополнительные структурные элементы) недостаточно для того, чтобы можно было говорить о том, что тот или иной урок максимально активизирует познавательную деятельность младшего школьника.

Об игре, ее логических, творческих задачах как обязательных структурных единицах урока поговорим в следующей лекции.

ПРИЛОЖЕНИЕ

    Представь, что ты находишься на лесной полянке. Вокруг тебя летают, ползают различные насекомые. Каких насекомых ты можешь встретить на лесной полянке? Выбери себе роль (например, «Я – муравей») и от лица своего героя расскажи все о его жизни: кто ты, что умеешь делать, где живешь, чем питаешься. Вот как рассказал о своем герое твой ровесник Миша:
    «Я – муравей и живу в огромном муравейнике посреди леса. Муравейник – дом всех муравьев, там живет большая и дружная семья муравьев. У каждого жильца – своя работа. Вот я таскаю всякие палочки и травинки для ремонта муравейника. Я очень стараюсь, потому что наш дом должен быть хорошим».

Пауки – беспозвоночные животные

Пауков часто путают с насекомыми. В отличие от насекомых у пауков восемь ног, то есть четыре пары. Почти все пауки – хищники. Чтобы поймать свою жертву, они плетут сети. Самую красивую паутину плетет паук-крестовик. Откуда берутся у паука нити для паутины? Оказывается, у него на конце брюшка есть специальные органы – железы, которые вырабатывают прочные и упругие паутинные нити. Некоторые из них такие липкие, что любое мелкое насекомое прилипает к паутине и становится добычей ее хозяина. Паук приближается к жертве, кусает ее и обкатывает паутиной.
Какое значение это имеет в их жизни? Какие ноги насекомых «прыгательные», какие – «плавательные», какие – «копательные», а какие – «хватательные»? Связано ли это с их средой обитания?

1. Кузнечик.
2. Жук-плавунец.
3. Медведка.
4. Богомол

    Рассмотри рисунки, прочитай подписи, сравни крылья разных насекомых.

1. Бабочка.
2. Комар.
3. Муха.
4. Стрекоза

1. Жук-олень.
2. Муравей.
3. Оса.
4. Шмель.
5. Тутовый шелкопряд

Насекомые – хозяева планеты Земля

Насекомые – самая многочисленная группа живых организмов на Земле. Они живут повсюду: в почве, в воздухе, в воде, в трещинах коры, в расщелинах гор. Они ползают, бегают и летают, могут часами парить на одном месте, планировать, описывать в воздухе сложные движения.
Насекомые живут поодиночке и большими семьями. Насекомые питаются по-разному. Среди них есть любители растений и хищники, кровососущие и поедатели шерсти и ткани.
Насекомые имеют прекрасный слух, зрение и обоняние. Особые органы тела позволяют им воспринимать малейшие сотрясения воздуха и тончайшие запахи. Специальные железы выделяют вещества, которые отпугивают врагов и спасают от нападения. Насекомые могут защищаться, кусая, жаля, прокалывая кожу.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Чье мнение из участников круглого стола вы разделяете? Как часто в своей работе вы используете комбинированный урок?

2. Докажите, что в начальной школе использование комбинированного урока не способствует развитию у младшего школьника желания и умения учиться.

3. Выберите наиболее интересный, с вашей точки зрения, тип урока и составьте фрагмент урока, реализующий ведущий метод обучения.

1. Боровикова Е.Ю. Урок по курсу «Окружающий мир» в 4 классе (Тема «Окружающий мир») // Начальное образование. – 2007. – № 2.

2. Васильева Е.В . Урок-исследование в начальной школе // Начальное образование. – 2006. – № 2.

3. Виноградова Н.Ф . Окружающий мир // Начальная школа. – 2007. – № 13.

4. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С . Окружающий мир. 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2007.

5. Журова Л.Е . Учение = учебная деятельность? // Начальная школа. – 2007. – № 13.

6. Мухина С.Е., Рывкина Л.А . Развитие восприятия младших школьников в процессе учебной деятельности // Начальное образование. – 2007. – № 2.

7. Охотникова Т.Ю., Астахова Н.Е . Тематическое планирование уроков «окружающий мир» в 4 классе // Начальное образование. – 2007. – № 3.

8. Савенкова В.В . Дидактическая игра как средство формирования естественно-научных знаний младших школьников // Начальное образование. – 2006. – № 3.

Мое выступление на августовской конференции. Выступление построено на основе урока Окружающий мир в 4 классе по теме "Какие полезные ископаемые применяют в строительстве?"

Просмотр содержимого документа
«мастер-класс Документ Microsoft Office Word (2)»

Мастер-класс «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников».

Задачи: определить актуальность исследовательской деятельности в соответствии с требованиями стандарта на ступени начального общего обучения; составить алгоритм проведения исследовательской деятельности младших школьников на примере урока окружающего мира; повысить профессиональную компетентность учителей начальной школы по развитию универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе.

Актуальность.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Давайте поговорим!

О важном и о прочем:

О том, что хорошо и хорошо не очень.

О чем-то знаете Вы,

Про что-то мне известно,

Давайте поговорим,

Надеюсь, будет интересно.

Тема нашего сегодняшнего разговора «Исследовательская деятельность младших школьников как одно из условий формирования УУД младших школьников». Хочу начать наш разговор с вопроса: «Что является отличительной особенностью Стандарта 2 поколения»?

Я согласна с Вами, в Стандартах нового поколения наряду с предметными выделяются личностные и метапредметные результаты. Неотъемлемая часть ядра нового стандарта – УУД.

Организация практической деятельности.

Что Вы понимаете под универсальными учебными действиями?

Совершенно верно, это система действий самого ребенка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

В первый класс приходят ученики с разными индивидуальными особенностями, способностями, уровнем подготовленности к обучению. Но есть одна особенность, которая объединяет этих детей – они еще не умеют учиться. Это и заставляет нас, педагогов, искать новые формы и методы обучения, позволяющие не только дать ученикам необходимый «набор» знаний и умений но и научить их учиться посредством УУД.

Большой педагогический опыт привел к мысли, что именно исследовательская деятельность является эффективным средством формирования метапредметных результатов.

Что же такое исследовательская деятельность?

Это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких к научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Это, прежде всего, наблюдение за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, не неизвестных маленькому человеку.

Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.

Существуют шесть основных этапов методики исследования:

    Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формируется гипотеза)

    Исследование

    Обмен информацией

    Организация информации

    Связывание информации

    Подведение итогов, рефлексия

Прежде, чем сконструировать урок-исследование, учителю необходимо что он должен получить на выходе и в соответствии с этим продумать задачи к уроку, ясно осознать, что ученик должен узнать на уроке, определить, какой материал должен быть изучен учеником.

Далее необходимо определить, какого типа исследование целесообразно сконструировать в данном случае. И, наконец, нужно определить динамический стержень урока – сконструировать проблемную ситуацию для учеников. И в заключении учителю необходимо продумать состав рабочих групп, распределение материала для изучения по группам, в какой форме ученики будут представлять результаты своего самостоятельного поиска и т.д.

Хочу предложить Вам рассмотреть структуру урока-исследования на конкретном примере, а именно на примере урока окружающего мира, и определить, какие УУД формируются на каждом этапе.

Предлагаю вам побыть учениками 4 класса. Мы отправляемся на урок окружающего мира. Я не буду подробно останавливаться на каждом этапе урока из-за ограниченности во времени.

Итак, тема урока «Полезные ископаемые». На уроке мы должны ответить на вопрос «Какие полезные ископаемые применяют в строительстве». Перед вами структура урока усвоения новых знаний.

1) Организационный этап.

2)

3) Актуализация знаний.

4) Открытие нового знания.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

На втором этапе были предложены загадки, отгадав которые дети сформулировали тему урока, поставили учебные задачи. Далее повторили изученный материал, необходимый для работы по теме урока. На следующем этапе остановимся подробнее. Работаем в группах

Начинаем работу нашей научной лаборатории. Как вы думаете, что нам необходимо сделать, чтобы выяснить, какие полезные ископаемые используют в строительстве? На столах у вас лежат образцы полезных ископаемых и две карточки. Возьмите карточку желтого цвета. (Эту карточку-помогайку составили ребята на предыдущем уроке). Как она поможет сегодня? Возьмите зеленую карточку. Что вы видите на ней? В этой таблице вы будете записывать результаты своих исследований. (Две группы работают с образцами, третья с картой и отвечает на вопрос «Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае и можно ли их использовать в строительстве?»).

Практическая работа. Отчет групп.

Мы пропустим следующий этап урока «Первичное закрепление»

Итак, мы ответили на поставленный вопрос? Оцените свою работу.

Ну а теперь давайте вернемся к теме нашей беседы «Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников».

У вас на столах лежат листочки «Структура урока усвоения новых

знаний». Можно ли по ней составить урок – исследование? Конечно же да. Но основной этап «Открытие нового знания» нужно спланировать более тщательно. Я предлагаю вам сейчас во второй колонке записать, какие УУД формировались у учащихся (основной этап урока)

Примерная структура урока по ФГОС

Урок усвоения новых знаний

Организационный этап

Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализация знаний

Открытие нового знания

Первичное закрепление

Информация о домашнем задании

Рефлексия

Уважаемые коллеги, вы познакомились с тем, как я организую исследовательскую деятельность на уроках. Предлагаю вам проявить творчество и предложить темы исследования и приемы, которые вы бы использовали на своих уроках-исследованиях.

Рефлексия

Уважаемые коллеги, последний этап урока «Рефлексия», он обязателен на моих уроках. Дети обычно отвечают на ряд вопросов

    Я узнал(а)…….

    Я научился (лась)…

    Мне понравилось….

    Я затруднялся (лась)….

    Мне было (скучно) интересно…..

Для вас я предлагаю всего один вопрос: «Считаете ли вы эффективным использование исследовательской деятельности для формирование УУД школьников?» При ответе можете использовать прием «незаконченное предложение»

Я считаю использование исследовательской деятельности для формирования УУД школьников……….., потому что……………….

За такой короткий промежуток времени невозможно охватить все стороны выбранной темы, поэтому я предлагаю вам памятки для вас и ваших юных исследователей, часть которых я составила сама, некоторые позаимствовала из опыта своих коллег. Спасибо за внимание.

Приложение 1.

Этапы методики исследования.

    Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предложений, на основе которых формируется гипотеза)

    Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)

    Обмен информацией (изложение результатов исследования)

    Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)

    Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)

    Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы)

Структура урока-исследования

    Мотивация учебной деятельности

    Актуализация

    Создание проблемной ситуации

    Постановка проблемы исследования

    Формулирование цели исследования

    Выдвижение гипотезы

    Проверка гипотезы: проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.

    Интерпретация полученных данных

    Вывод по результатам исследовательской работы

    Применение новых знаний в учебной деятельности

    Итоги урока. Рефлексия

    Домашнее задание

Приложение 2.

Формирование исследовательской деятельности


    этап (1-й класс)

1.Поддержаниеисследовательской активности

2.Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать

3.Формировании первоначальных представлений о деятельности исследований

3 этап (3-4 классы)

Обогащение исследовательского опыта для дальнейшего накопления представлений об исследовательской деятельности

2 этап (2 класс)

1.Приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя

2.Развитие умений определять тему исследований, анализировать, сравнивать, формулировать результаты исследования

3.Поддердание инициативы, активности, самостоятельности

Приложение 3.

Памятка юному исследователю

(самостоятельное проведение исследовательской работы)

Моё исследование.

    Тема исследовательской работы. ( Как будет называться моё исследование?)

    Введение. Актуальность проблемы. ( В чем необходимость моей работы? Что я узнал из литературы?)

    Цель. (Что я хочу исследовать?)

    Задачи. (Для чего я хочу провести исследование?)

«Выяснить, сколько….»; «Установить, зависит ли….»; «Изучить, для чего….»; «Установить, почему…..»

(Задачи:

    Изучить литературу о…

    Выявить….

    Установить….

    Выяснить….

    Рассмотреть….

    Определить….

    Дата и место проведение моего исследования.

    Методика работы. (Каким образом я проводил исследование? Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт?

«Наблюдение начал….»

    Описание работы. (Мои результаты исследования. Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением. Работа сопровождается фотографиями, рисунками, вещественными доказательствами)

    Выводы. (Выполнил ли я то, что задумал? « На основе полученных данных можно сделать следующие выводы….(ответы на поставленные задачи)»

«Прочитав книги, я многое узнал о ….

Мои результаты исследования и сведения из литературы о …… совпадают.

Моё предположение подтверждается.»

    Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?

    Используемая литература.

    Приложения.


«phpmjGZzH_WinRAR-ZIP-archive_1»


Учитель начальных классов

Никифорова Марина Анатольевна


  • Продемонстрировать методику организации исследовательской деятельности младших школьников как средство формирования УУД.

Мотивация

Исследование

Обмен информацией

Организация информации

Связывание информации

Подведение итогов, рефлексия.


  • Организационный этап.
  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • Актуализация знаний.
  • Открытие нового знания.
  • Первичное закрепление.






п/п

Урок усвоения новых знаний

Открытие нового знания

Коммуникативные (определение функций участников)

Общеучебные (поиск и выделение необходимой информации)

Логические (построение логической цепи рассуждения)


  • Я узнал(а)…
  • Я научился (лась) ...
  • Я затруднялся (лась)…








Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«мастер-класс Презентация Microsoft Office PowerPoint»


Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников

Учитель начальных классов

МОУ СОШ № 27 им. Ф.Т. Цветкова

Никифорова Марина Анатольевна


  • Продемонстрировать методику организации исследовательской деятельности младших школьников как средство формирования УУД.

Основные этапы методики исследования

Мотивация

Исследование

Обмен информацией

Организация информации

Связывание информации

Подведение итогов, рефлексия.


  • Организационный этап.
  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • Актуализация знаний.
  • Открытие нового знания.
  • Первичное закрепление.
  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  • Рефлексия, подведение итогов урока.






п/п

Урок усвоения новых знаний

Открытие нового знания

Коммуникативные (определение функций участников)

Общеучебные (поиск и выделение необходимой информации)

Логические (построение логической цепи рассуждения)


  • Я узнал(а)…
  • Я научился (лась) ...
  • Я затруднялся (лась)…
  • Мне было (скучно) интересно ….








Спасибо за внимание!

Копытова Евгения Викторовна

Задача: развитие исследовательскогоотношения к окружающему миру в формировании умения учиться.

,Образован не тот, кто много знает, а тот, ктохочет много знать и кто умеет добыватьэти знания...,

Исследование универсальный способ познаниядействительности, который помогает развитию личностив динамично изменяющемся мире.

Уровни реализации «исследовательского обучения»

Первый : когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения;

Второй : взрослый ставит проблему, но метод решения ребенок ищет самостоятельно;

Третий : постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется ребенкомсамостоятельно.

Структура учебного исследования ребенка

1.Постановка проблемы

2.Прояснение неясных вопросов

3.Формулирование гипотезы.

4.План.

5. Сбор данных

6.Анализ и синтез данных

7 подготовка сообщений.

8.Выступления.

9.Ответы на вопросы

10. Выводы. Самооценка. Релаксация

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности.

1.Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

2.Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).

3. Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, фор-мулирование вывода, конспект, условные

знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).

4. Умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

Работа по развитию исследовательских умений

В 1 классе:

Проблемное, частично- поисковая обучение под руководством учителя;

Урок- исследование (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);

Кратковременные исследования- наблюдения с описанием (под руководством учителя).

В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира.

Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:

1).Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание, гипотеза и др.

2).Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.

3). На уроках используются проблемные и поисковые

методы, на которых также происходит знакомство с

терминологией и некоторыми понятиями о методах

исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

4).На занятиях предлагаются задания, направленные на

выявление различных свойств, действий предметов,

множества предметов, составление последовательности

действий; сравнение предметов и множеств предметов, предлагаются логические задачи. Проводится работа по

выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам

наблюдения и описания.

5). Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного

исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.

В 3 классе:

1.Учащиеся продолжают знакомится с теорией исследования, методами исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности больше.

3. Учащимися осуществляется самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования.

4. Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся должна с достаточной степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план исследования, определять одну- две задачи, находить материал, представлять доклад с показом.

В 4 классе

Внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.

Для их формирования можно решать учебно-исследовательские задачи, процесс решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских умений, используя традиционные технологии в сочетании с информационными.

Виды учебных исследований:

по количеству участников:

индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;

-по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по времени: кратковременные или долговременные;

-по теме: предметные, свободные.

Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:

конференции , на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

презентации , на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

выступления , как правило, для определенного круга- своих одноклассников, учащихся параллельных классов;

выставка достижений , проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

Условия формирования исследовательских умений:

1. Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

2. Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики. Окружающего мира с целью формиро-вания умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

3. Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

4.Психологический комфорт.

Одна из задач учителя - поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5. Личность педагога.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

6. Учет возрастных особенностей.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Основные шаги при конструированииурока-исследования.

Первый шаг - учитель осознаёт, что ученик должен узнать на уроке —

планируемое обобщение — содержательно-смысловой стержень

урока.

Второй шаг — определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение (учебник + дополнительный текст-различны по уровню сложности.)

Третий шаг — определить тип исследования (индуктивное или дедуктивное)- две разновидности мыслительного процесса: индукция-это переход от частного к общему, дедукция наоборот: от общего к частному. Индукция ведёт к открытию, а дедукция- к его проверке.

Четвёртый шаг — сконструировать проблемную ситуацию для учеников, мотивацию. Он же является организационным этапом: продумать состав групп, форму работы, как будут представлять результаты своего поиска.

Критерии оценивания.

5 баллов — найдены и отмечены знаком, - , все неверные предположения, а знаком,+,.-верные, материал дополнен сведениями из текста.

4 балла - найдены и отмечены знаком, - , все неверные предположения, а знаком,+,.-верные, отсутствуют факты, содержащиеся в тексте.

3 балла — пропущены1-2 предположения.

2 балла — выполнено 50% работы

0 баллов — все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2-5 баллов.

Урок как система .

Цельность урока обеспечивается двумя важнейшими компонентами -

мотивацией и обобщением.

Если обобщение — это содержательно-смысловой стержень урока(ради чего) проводится урок, то

Мотивация это динамический стержень урока

(из-за чего) проводится урок.

Благодаря обобщению обеспечивается содержательная ценность (единство урока),а благодаря мотивации- его психологическая цельность.

Исследовательская деятельность младших школьников организованная в рамках курса «Окружающий мир» ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Педагогическая целесообразность вовлечения детей в исследовательскую деятельность, подтверждается тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска.

Примерный план исследования

Этап № 1. «Постановка проблемы исследования».

Проблемные вопросы:

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

Этап № 2 . «Выбор темы исследования».

тема исследования:_________________________________________________

Этап № 3 . «Постановка цели исследования».

Цель исследования:_________________________________________________

__________________________________________________________________

Этап № 4 . «Постановка задач исследования».

Задача: 1__________________________________________________________

2__________________________________________________________

3__________________________________________________________

Этап № 5 . «Выбор методов исследования».

Методы исследования (нужные методы подчеркнуть).

2.сети Интернет;

3.Спросить у специалиста, учителя, у старших;

4.Понаблюдать;

5.Посмотреть учебный фильм;

6.Найти наглядный материал;

7.Поставить эксперимент;

8.Проанализировать;

9.Обобщить.

Этап № 6 . «Формулирование гипотезы».

гипотеза - предположение, которое подтверждается или

опровергается в процессе исследования.

Выберите наиболее подходящий вам вариант формулировки гипотезы.

1. Я думаю, что ____________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Возможно _______________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Скорее всего_____________________________________________________

Этап №7 «Процесс исследования».

Систематизация материала, проверка гипотезы, поиск ответов

на проблемные вопросы.

Этап № 8 . «Основные выводы исследования».

Оценка результатов исследования: найдены ли ответы на

проблемные вопросы, подтверждена ли гипотеза,

достигнута ли основная цель исследования.

1._______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

3_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Этап № 9 . «Презентация результатов исследования».

Представление своего исследования публике.

Основные правила презентации результатов исследования.

1. Время выступления не более трех минут.

2. Во время презентации озвучивается: тема, цель, гипотеза,

основные выводы.

3. В конце выступления делается вывод о том, была ли

подтверждена гипотеза, достигли ли вы поставленной цели.

В.С. Лосева

учитель начальных классов

Гимназия №1797 «Богородская»

г.Москвы

Мир вокруг нас

2 класс

Урок-исследование

по теме:

«Вода и жизнь людей»

Тема: «Вода и жизнь людей»

Цель:

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде она существует вода в окружающей среде.

Предложите детям вспомнить, где и какую они видели воду, как они ее использовали:

Вы слышали о воде!

Говорят она везде!

В лужах, в море, в океане

И в водопроводном кране.

На плите она кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы ее в пруду найдете

И в сыром лесном болоте.

Путешествует всегда

Наша спутница – вода!

Рассмотрите с детьми глобус. А что такое глобус? Это модель земного шара. Когда глядишь на него, будто видишь нашу планету с очень далекого расстояния, из космоса. Какие цвета найдете на глобусе? Голубым цветом на глобусе изображена вода. Если быстро раскрутить глобус, то кажется, будто он одноцветный – голубой.

А все потому, что голубой краски на нем много больше, чем желтой, коричневой. Вода занимает места в два раза больше, чем суша.

Попросите детей показать все, что выделено голубым цветом.

Найдите океаны и моря. На глобусе обозначены четыре океана. Но когда корабль плывет вокруг Земли, пассажиры ни за что не заметят, где кончается один океан и начинается другой: вода и вода. А он и есть один-единственный огромный Мировой океан.

Океанов на свете четыре: Тихий океан, Атлантический океан, Ледовитый океан и Индийский океан, а морей куда больше – 30. Но и они, все тот же Мировой океан.

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В 3 КЛАССЕ «Б» ПО ТЕМЕ:

«СВОЙСТВА ВОДЫ И ЕЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»

Цели урока:

    Образовательные:

Познакомить учащихся с некоторыми особенностями воды;

Познакомить учащихся с организмами, обитающими в воде;

Продолжить знакомство учащихся с огромной ценностью воды на Земле.

2) Развивающие:

Развивать у учащихся логическое мышление на примере изучения свойств воды;

Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

Развивать умение общаться в коллективе в процессе исследовательской работы.

3) Воспитательные:

Воспитывать способность и умения учащихся к исследованию;

Воспитывать аккуратность, усидчивость;

Воспитывать бережное отношение к воде – одному из главных богатств нашей планеты Земля;

Формировать экологическое сознание.

Оборудование урока: стаканчики с водой, стаканчики с молоком, стаканчики с соком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, речной песок, сахарный песок, акварельные краски, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, одноразовые тарелочки.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Целевая установка.

Учитель, обращаясь к учащимся, говорит, что на сегодняшнем уроке естествознания они познакомятся со свойствами воды. Но они посредством проведения исследований-опытов должны сделать выводы о самом дорогом для человека веществе – воде и об удивительном превращении ее в лед, пар и о других свойствах, которые необходимо знать учащимся.

III . Проведение опытов учащимися.

Опыт 1. Вода прозрачная.

Надо доказать, что вода – прозрачная. Перед учащимися стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика опускают ложечки. В каком стаканчике ложечка видна? О каком свойстве воды это говорит? Что можно сказать о свойстве воды?

Ответы учащихся: перед нами вода и молоко, в стаканчике с водой мы видим ложечку, в стаканчике с молоком – нет.

Вопрос учителя: А речная вода какова? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?

Учащиеся делают вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Опыт 2. У воды нет вкуса.

Перед учащимися стоят два стаканчика: один с водой, другой с соком. Учитель предлагает учащимся попробовать через соломинку для коктейля воду. Есть ли у нее вкус? (Часто учащиеся говорят, что вода очень вкусна). Учитель объясняет, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, а чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», но на самом деле никто не чувствует ее вкуса. Для сравнения учащиеся пробуют сок, которые имеет вкусовые качества.

Ребята делают вывод: у воды нет вкуса.

Опыт 3. Доказать, что у воды нет цвета.

Учащиеся определяют цвет воды в стакане при помощи цветных полосок.

В результате исследования учащиеся пришли к выводу: вода не имеет цвета.

Опыт 4. У воды нет запаха.

Учитель предлагает учащимся понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Ребята приходят к выводу, что у воды нет запаха.

Однако нужно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее хлорируют, чтобы она была безопасна для нашего здоровья.

Опыт 5. Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

У учащихся два стакана с водой. В один из них учащиеся положили речной песок и размешивают его ложкой: песок не растворился. В другой стакан учащиеся насыпают ложечку сахарного песка, размешивают его: песок растворился. (Надо напомнить учащимся, что они постоянно размешивают сахар в стакане или чашке с чаем, и все пьют его сладкий чай). Следовательно, вода – растворитель, но не всех веществ.

На дно аквариума положили не речной песок. Растворится ли он? Что было бы, если на дно аквариума положить не речной песок, а сахарный? Рыбы погибнут, так как среда обитания станет другой.

Учитель предлагает учащимся размешать акварельную краску в стакане с водой. Желательно, чтобы у каждого была своя краска разного цвета, тогда получится целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась. Учащиеся делают вывод: вода хороший растворитель, не все вещества в ней растворяются.

Опыт 6. Вода бывает холодной и горячей.

У учащихся три стаканчика с водой разной температуры. Учитель вместе с ними измеряет термометром температуру воды в каждом стаканчике.

В реках, озерах, морях тоже бывает вода разной температуры: теплая и холодная. Некоторые животные и растения могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. Учащиеся определяют, в каких водоемах живут растения и животные.

В природе есть необычные места: очень горячая вода выходит из под земли на поверхность. Это гейзеры. Но в этом горячем «доме» тоже есть свои жильцы. Их очень мало. Это особенные водоросли.

Учащиеся сделали вывод, что в водоемах бывает вода разной температуры, значит, в них живут разные животные и растения.

Опыт 7. Вода не имеет формы.

Учащиеся наливают воду из стакана в тарелочку (в любой другой сосуд) и доказывают, что вода принимает форму того сосуда, в котором находится, а на ровной поверхности расползается лужицей. Значит, вода не имеет формы.

Опыт 8. Лед – это вода в твердом состоянии.

Учащиеся помещают кубики льда, физическое тело, в стаканы. Следят за их состоянием и видят, как тают кубики льда. Что с ними произошло? Они растаяли.

(Важно, чтобы учащиеся обратили внимание, что разные по величине кусочки льда растают за разные промежутки времени).

Ребята делают вывод: лед – это тоже вода.

Опыт 10. Вода – жидкая, может течь.

У учащихся по два стаканчика. Один с водой, другой пустой. Они аккуратно переливают воду из одного стаканчика в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не могла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Учащиеся доказали, что вода – жидкость.

(Для того, чтобы ученики лучше поняли, что означает понятие «жидкая», надо предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет – мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливаем кусками, то мы говорим, что кисель густой).

IV . Подведение итога урока учащимися.

Дается приложение: «Свойства воды». Учащиеся заполняют данное приложение.

V . Задание на дом.

Стр. 53-56 А.А.Плешаков «Мир вокруг нас».

Приложение

Свойства воды

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Выполнила : студентка 312 группы

Жуковская Анна Станиславовна

Специальность : 05070952

Преподавание в начальных классах

Руководитель : Корякина

Марина Николаевна

Курсовая работа защищена

с оценкой _____________________

«_____» апреля 2012 г.

Златоуст 2012

Введение……………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы развития интереса к учению у младших школьников на уроках окружающего мира………………
1.1.Особенности организации урока окружающего мира в начальной школе ………………………………………….………
1.2. Особенности развития познавательных интересов у младших школьников…………………………………………………………
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира ………………………………………………………
2.1. Педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира ………….
2.2. Методические рекомендации по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира…
Заключение………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………

Введение

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Одним из главных условий повышения качества обучения является формирование у младших школьников познавательного интереса.

Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению, к познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов.

Проблема формирования познавательного интереса младших школьников – одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося.

Макаренко А.С. считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны интересом, что содержание образовательной работы определяется детским интересом. О собенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства.

Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательных интересов в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение. Тяга к творчеству, которая является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания, - эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.

В истории педагогики многие педагоги-методисты занимались исследованием этой проблемы: С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Е.И. Киричук, Л.И. Божович а так же Г.И. Щукина, Н.Л. Погорелова, Н.Г.Морозова, А.К. Маякова, В.Б. Бондаревский, Г.К. Байдельдинова, Н.Д. Хмель.

Предмет «Окружающий мир»в учебный план начальной школы включен недавно, до этого в школе изучался предмет «Природоведение». Курс «Окружающий мир» достаточно сложный, содержит значительный объем информации из многих областей (биологии, географии, обществоведения, физики и даже химии). С учетом особенностей современного общества и социальной стороны жизни людей проблема расширения знаний об окружающем мире приобрела особое значение. Сегодня государство и общество поставили перед школой важнейшую задачу: воспитывать высшие чувства подрастающего поколения, формировать представления об истории нашего государства, развивать ценностные отношения и ориентиры. Уроки окружающего мирапри правильной их организации дают возможность развивать важнейшие интеллектуальные качества ученика: умение сравнивать, классифицировать, делать выводы.

Среди целей изучения окружающего мира одна из важнейших – развитие общественно значимых качеств личности, ценностных представлений о природе, людях, обществе. На ее достижение направлены как содержание курса, так и все компоненты методики ознакомления с природой, обществом, людьми и т.п. Особенно важны для формирования положительного отношения к миру и его познанию проблемные ситуации. Процесс изучения окружающего мира в большей степени, чем все другие учебные дисциплины начальной школы, способствует развитию детской эрудиции. Задача естественнонаучного образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях естественных наук, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно, что невозможно без интереса к учению.

У значительной части учащихся, по данным отечественных педагогов, наблюдается преобладание невысокого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс начальной школы у большинства из них остается на прежнем уровне и даже снижается. Количество учащихся, проявляющих интерес к учебной деятельности, уменьшается по мере их взросления с первого по четвертый класс включительно с 81% до 62%.

Исходя из актуальности и степени изученности проблемы мы сформулировали исследовательские параметры.

Проблема: Как организовать уроки окружающего мира, направленные на развитие познавательного интереса младших школьников.

Тема: Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.

Цель: Теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.

Объект: Организация урока окружающего мира в начальной школе.

Предмет: Развитие познавательного интереса младших школьников в процессе изучения окружающего мира.

Гипотеза: познавательные интересы младших школьников будут развиваться, если на уроках окружающего мира:

1. Будут использоваться игровые и занимательные приёмы работы;

2.Будет организована самостоятельная работа с дополнительной литературой.

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность основных понятий: урок окружающего мира, познавательный интерес.

3. Описать особенности организации уроков окружающего мира в начальной школе.

4. Описать педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира.

Практическая значимость: материал работы может быть использован студентами педагогических колледжей и учителями начальных классов при проведении уроков окружающего мира, направленных на развитие познавательного интереса младших школьников.

Глава 1. Теоретические основы развития интереса к учению у младших школьников на уроках окружающего мира

собенности организации урока окружающего мира в начальной школе



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх