Презентация на тему "изобразительное искусство барокко". Проект по мхк портретное искусство питера рубенса Универсальные учебные действия

Слайд 2

Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини

«Экстаз Святой Терезы»

Слайд 3

Подлинным шедевром скульптурного творчества Бернини стала алтарная композиция «ЭкстазСвятой Терезы»для римского собора Сайта Мария делла Витториа. Композиция раскрывает один из эпизодов записок испанской монахини Терезы, жившей в XVI в. и позднее причисленной церковью к лику святых. В своих записках она рассказала, как однажды к ней во сне явился ангел и пронзил ей сердце золотой стрелой:

«В руке ангела я увидела длинную золотую стрелу с огненным острием; мне показалось, что он вонзил ее несколько раз в мое сердце... Боль была так сильна, что я не могла удержаться от крика, но в то же время испытала такую бесконечную сладость, что... пусть бы эта боль длилась вечно».

Слайд 4

Перед Бернини стояла непростая задача изобразить сверхъестественное явление, поэтому скульптурная группа была задумана как видение во сне. Автору удалось виртуозно передать в мраморе высшее напряжение чувств героини. Мастер скрывает от зрителя точки опоры фигур, ему удается представить их парящими в облаках.

Слайд 5

Нереальность происходящего подчеркнута пучками лучей на заднем плане и клубящимися облаками, на которых полулежит Святая Тереза, бессильно запрокинув голову. Ее веки полузакрыты, она словно не видит представшего перед ней нежного и улыбчивого ангела. Страдание и наслаждение переплетаются в ее болезненно-восторженном облике. Эмоции героини доведены до крайнего предела, до исступления, но при этом у зрителя не создается впечатления неестественности ее чувств. Эффект мистического видения скульптор подкрепил светом, падающим в дневное время сквозь желтое стекло окна собора.

Слайд 6

Да, Бернини победил мрамор, он действительно сделал его «гибким, как воск».

К лучшим творениям Бернини принадлежат и фонтаны, которыми он украсил Рим. Самые известные из них - фонтан Тритона (1637) и Четырех рек (1648-1651) - блестящее сочетание экспрессивной барочной пластики с бурлящей и пенящейся водой.

Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек. Фрагмент. 1648-1651 гг. Рим

Слайд 7

Живопись барокко

Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной живописьюпокорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой. Пышные композиции украшали стены и потолки (плафоны) дворцов и храмов, загородных резиденций знати и парковых павильонах.

Слайд 8

Главные ее темы - торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых, а также античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.

Слайд 9

Гиацинт Риго. Портрет Людовика 14. 1701г. Лувр. Париж.

Характерные черты барокко нашли отражение в жанре парадного портрета. Художники видели свою главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души.

Слайд 10

Ни один придворный живописец конца XVII - начала XVIII в. не мог пройти мимо жанра парадного портрета.

«Все они создавали огромные портреты с изображением поколенным или в рост, где зритель попадал в царство пышных занавесей и торжественных колонн, переливчатого шелка, тяжелого бархата, расшитой золотой парчи, громоздящихся складок, необъятных мантий, гигантских париков и взбитых, как пена, кружев, блеска декоративных лат, орденских цепей, звезд, лент, сияния драгоценных камней, самоуверенных лиц и поз, указующих перстов, жезлов, скипетров, атрибутов могущества, ранга, титула, нагромождаемых в таком изобилии, что от них начинает кружиться голова...

Это был роскошный театр власти, достигшей полного самоупоения и вполне разучившейся отличать видимое от реального, показное от действительного, а точнее, верящей только одной желаемой, льстящей ей видимости»

(В. Н. Прокофьев)

Слайд 11

Сколько напыщенности и самолюбования в портрете Людовика XIV, выполненном французским художником Гиацинтом Риго (1659-1743)! Поразительны театральность и вычурность позы, высокомерный и снисходительный взгляд «короля-солнца», чрезмерная роскошь одеяния, богатство торжественных драпировок и атрибутов королевской власти. Картина, первоначально предназначавшаяся в качестве подарка племяннику испанского короля, так понравилась заказчику, что он пожелал оставить оригинал у себя. В Испанию была отправлена копия.

Слайд 12

Рубенс - король живописи

Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауэл (1577-1640), фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Т.Верхахта, А. ван Норта, О.Вениуса (ван Вена). В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, братьев Карраччи, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.

Слайд 13

При упоминании имени Рубенса приходят на память пышные фламандские красавицы с золотистыми волосами, сцены охоты и битв, вакханалии, великолепные пейзажи с клубящимися облаками, стремительно низвергающимися водопадами, могучими тенистыми деревьями, безбрежными далями лугов и полей...

Слайд 14

Питер Пауэл Рубенс (1577-1640) принадлежит к числу выдающихся художников мира. Один из биографов так писал о значении его творчества:

«История искусства не знает ни единого примера столь универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа».

Слайд 15

Питер Пауэл Рубенс,

Автопортрет с Изабеллой Брапт. 1609-1610 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

Посмотрите а его портрет и вы поймете, насколько талантлив был этот начинающий художник. Красивое лицо Рубенса спокойно и преисполнено чувства собственного достоинства. Модный, щегольской костюм с широким кружевным воротником, шляпа с высокой тульей и металлической брошкой, кожаные туфли с изящными подвязками подчеркивают его аристократичность и тонкий художественный вкус. Он сидит с молодой женой в беседке, увитой зеленью и цветущей жимолостью. С видом ласкового покровительства он слегка склонился к жене, его рука опирается на шпагу. Выразительные глаза обращены прямо к зрителю, их бесконечно добрый взгляд полон тихого и безмятежного счастья. Две склоненные друг к другу фигуры, красноречивый жест соединенных рук символизируют внутреннее согласие и любовь.

Слайд 16

Питер Пауэл Рубенс. Битва амазонок с греками. 1615-1619 гг. Старая Пина котека, Мюнхен

Да, это был период покоя, труда и тихого счастья в жизни художника. В 1609 г. Рубенс был назначен придворным живописцем, а это, в свою очередь, поднимало его престиж в обществе и открывало путь к свободному творчеству. В заказах не было недостатка, число поклонников его таланта постоянно росло. Его заказчиками были французская королева Мария Медичи, принцесса Нидерландов Изабелла, генуэзские купцы...

Слайд 17

Рубенс обладал колоссальной работоспособностью. В шесть часов после утренней мессы он шел в мастерскую к рабочему столу или мольберту, делая десятки эскизов и рисунков на бумаге или картоне. Затем он обходил учеников, специализировавшихся на каких-то элементах картины, прописывал уже готовые композиции, едва касаясь кистью отдельных частей полотна. Им создано около полутора тысяч самостоятельных произведений и еще столько же в сотворчестве с учениками - невероятная цифра для человека, прожившего всего 63 года! Убедительный комментарий к словам Делакруа: «Рубенс - Бог!»

Слайд 18

Питер Пауэл Рубенс,

Союз Земли и Воды. 1618 г.

Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург

В аллегорической картине «Союз Земли и Воды» он прославляет союз двух природных стихий, без которых невозможна жизнь человека. Землю олицетворяет мать богов Кибелла, воду - бог морей Нептун. На границе своих владений они заключают союз, который освящает крылатая богиня Виктория, возлагающая золотую корону на голову Кибеллы. Из-под скалы навстречу зрителю выплывает трубящий приветствие тритон. Очаровательные путти веселятся и играют в потоках льющейся воды.

Слайд 19

Эта картина заключала в себе глубокий смысл, связанный с надеждой Рубенса на скорейшее процветание родины. После разделения Нидерландов на Северные и Южные Фландрия потеряла выход к морю и, следовательно, лишилась выгодных торговых морских путей. Союз двух природных стихий - Земли и Воды - это надежда на установление мира, мечта художника о союзе Фландрии с морем.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Фрагмент автопортрета Фальфраф Ришартц Музей, Кельн Выдающийся фламандский живописец Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, - мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности.

«Четыре части света» 1612-1614 Музей истории искусств, Вена

«Герцог Лерма » 1603 музей Прадо, Мадрид Рубенс говорил на шести языках, учился у трёх фламандских живописцев, был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Современники называли его «королём художников и художником королей» Достаточно посмотреть на его картины, и в этом не останется ни малейшего сомнения.

«Пригвождённый Прометей» 1610-1611 Музей Изобразительных Искусств, Филадельфия Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Хотя ему нравился окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени.

«Возвращение Дианы с охоты» 1615 Дрезденская картинная галерея, Германия

«Союз Земли и Воды» 1618 Государственный Эрмитаж Что бы он ни рисовал - белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую Богоматерь с ребенком на руках, сияющую светом аллегорию мощных фигур на облаках, плодородный пейзаж возле дома, - его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира.

«Святое семейство и Святая Анна» 1630 музей Прадо, Мадрид " История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа", - писал о Рубенсе один из его биографов.

«Охота на гиппопотама» 1615-1616 Старая Пинакотека, Мюнхен

«Похищение дочерей Левкиппа», 1617 Старая пинакотека Мюнхен Рубенс как никто другой воплотил подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Его творчество - органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.

Рубенс не только виртуозный мастер масштабных работ на мифологические и религиозные темы, но и тонкий портретист и пейзажист. «Летний пейзаж с видом Хет Стина» 1635 . Лондонская Национальная Галерея, Англия

«Три Грации» 1639 Музей Прадо, Мадрид Vivis, vita tuo picta colore rubet. Жив ты! В красках твоих жизнь пламенеет сама. Дж. П.Беллори.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольный речевой праздник "Сказки его жизни", посвящённый жизни и творчеству Х. К Андерсена.

Сценарий общешкольного речевого праздника представляет собой обширный материал: в нём представлены все значительные произведения великого сказочника. Это мероприятие мас...

"Найди свою дорогу в жизни". Жизнь и творчество Н.В. Гоголя

Презентация о жизни и начале творческого пути Н.В. Гоголя подготовлена на основе книги В.Вересаева "Гоголь в жизни" и может быть использована педагогами не только на уроках литературы, но и во внекла...

Методическая разработка бинарного урока. Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века.Арсеньев В.К. Жизнь и творчество.

Тема: Методическая разработка бинарного урока по истории и литературе. Тема по истории: Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века. Тема по литерату...

«Искусство XVII-XVIII» - Общими признаками метода реализма является достоверность в воспроизведении действительности. Ренбрант. «Христос во время шторма на море Галилейском». Арчимбольдо. Илья Репин Бурлаки на Волге. Маньеризм. В.В. Растрелли. Основным эстетическим критерием становится не следование природе. Брюллов Карл. Последний день Помпеи.

«Рококо» - Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение. Праздник любви. Жан Антуан Ватто. Рококо. Венецианский праздник. Пейзаж с отдыхом на пути в Египет. Общество в парке. Капризница. Интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме. Основные черты стиля. В интерьере отеля Субиз особенно интересен Овальный салон.

«Искусство Англии 18 века» - Кристофер Рэн. Модный брак. Портрет дочерей художника. Английская архитектура. Андреа Палладио. Бич и щенок Ок. Изобразительное искусство Англии 18 века. Туалет. Продавщица креветок. Портрет Уильяма и Элизабет Хэллет. Палладианцы. Портрет герцогини де Бофор. Джошуа Рейнольдс. Смерть леди. Томас Гейнсборо.

«Рококо и неоклассицизм» - Ключевые понятия. Реалистические тенденции искусства. Три цикла картин. Воздержанность Сципиона Африканского. Жан-Батист Симеон Шарден. Весенний зал. Антуан Ватто. Золотая галерея. Замок Сан Суси. Западно-европейское искусство XVIII века. Новый дворец. Искусство неоклассицизма. Библиотека. Живопись рококо.

«Архитектурные стили 18-19 веков» - Какое из сооружений было обозначено на карте. Триумфальные ворота. Опознайте на карте. Стили архитектуры. Стили архитектуры XVIII-XIX веков. Ансамбли Петербургского ампира. Классицизм в архитектуре Петербурга. Изучение архитектурных стилей. Создание иллюзии безграничного пространства. Здание Академии наук.

«Художественная культура 17 века» - Барокко. Франс Снайдерс. Елена Фоурмен с детьми, 1636-1637. Возвращение крестьян с поля. Апостолы Петр и Павел. Хармес ван Рейн Рембрандт. Возвращение блудного сына. «Менины». Веласкес. Мадонна со святыми и ангелами, 1634. Антонис ван Дейк. «Венера с зеркалом». Питер Пауль Рубенс. Франциско Сурбарана.

Всего в теме 20 презентаций

Подобные документы

    Детство будущего живописца. Дом-мастерская Рубенса. Линеарные версии и карандашные наброски картин художника. Рубенс как создатель барокко, живого стиля художественного выражения. Изображение крупных тяжелых фигур, резкие контрасты света и тени.

    презентация, добавлен 06.10.2013

    Рубенс Питер Пауль как фламандский живописец, рисовальщик и глава фламандской школы живописи барокко. Запечатление темы борьбы человека с силами природы в его работах. Античные образы в творчестве художника. Антверпенская школа репродукционной гравюры.

    реферат, добавлен 25.01.2014

    Биография Питера Пауля Рубенса - южнонидерландского (фламандского) живописца, воплотившего в своих произведениях подвижность, жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Мастерская художника: "Похищение дочерей Левкиппа", "Распятие".

    контрольная работа, добавлен 12.12.2013

    Зарождения стиля барокко при слиянии философии античного искусства с ментальностью католического духовенства. Расцвет творчества Рубенса, Микелянжело, Ванбра и Хоксмора. Характерные черты живописи и архитектуры. Развитие западных музыкальных ладов.

    презентация, добавлен 13.10.2015

    Живописные приёмы создания копии картины для оформления интерьера колледжа. Украшение сложной живописью интерьера. Декоративно-бытовой предмет, наглядный пример творчества П.П. Рубенса для студентов. Художественно-историческая справка о картине.

    дипломная работа, добавлен 07.09.2014

    Натюрморты как основные жанры искусства Фландрии XVII в. Интерес к творчеству П.П. Рубенса. Слава "золотого века" фламандского искусства. Роль Венецианской живописи, искусства Джорджоне, Тициана, Веронезе, Тинторетто в творениях великого художника.

    реферат, добавлен 20.03.2014

    Ознакомление с историей "золотого века" фламандского искусства. Характеристика европейского барокко. Рассмотрение живописи П.П. Рубенса. Описание мифологических сюжетов в картинах художника. Образ женщины, одухотворенной любви и нежности в творчестве.

    реферат, добавлен 17.04.2016

    Исследование особенностей стиля Барокко, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо. Изучение творчества великих итальянских художников Караваджо и Аннибале Карраччи. Характеристика сюжетов произведений Рубенса и Рембрандта.

    доклад, добавлен 26.05.2016

    П. Рубенс как величайший художник, выдающаяся фигура ХVII века, характеристика произведений, написанных на мифологические сюжеты. Рассмотрение особенностей влияния социально-экономической и политической обстановки на формирование личности П. Рубенса.

    курс лекций, добавлен 20.01.2013

    Основные характеристики яркого, пышного рубенсовского стиля. Изображение крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени. Женские фигуры в творчестве Рубенса.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх