Цискаридзе где. Карьера Николая Цискаридзе

Самые интересные люди - это сильные люди. Те, которые идут вперёд несмотря ни на какие препятствия и интриги, те, которые постоянно работают над собой, оттачивая мастерство. И вот таким интереснейшим человеком является Николай Цискаридзе , который на встрече в Центральном Доме Журналиста в проекте "Один на один" известного телеведущего Владимира Глазунова рассказал о себе, о некоторых тайнах закулисья, о журналистах, о многом.

01.


Николай Цискаридзе " "Я пообещал своему педагогу Петру Антоновичу Пестову, это было 5 июня 1992 года, мне вручали диплом, и я ему пообещал, что я протанцую 21 год. И вдруг я спустя ровно 21 год, подхожу к расписанию и вижу, что мне поставили спектакль, и он получался последним по контракту. Я увидел, что стоит 5 июня. Я обрадовался,потому что я знал, что всё. Я это никогда нигде сильно не афишировал. И я, когда станцевал спектакль, то гримёру сказал: "Я всё!". Она мне не поверила. Но я своё обещание сдержал и больше в том амплуа, в котором обычно выходил веселить публику, этого не делаю".

02. Николай Цискаридзе и Владимир Глазунов

"Дедушка с кем-то разговаривал. Но мама была такая женщина активная, большая и всем руководила. И когда приходил дедушка, она становилась очень мягкой и незаметной. Меня это в детстве поражало, потому что с ней разговаривать было нельзя. Обычно, когда я себя плохо вёл, она говорила: "Ника, нам надо поговорить". Я выходил в ванную и должен был сидеть ждать её. Она могла зайти сразу, могла зайти через час. Всё равно я должен был тихо там ждать. Разговор мог плохо закончиться для меня. И как-то она разговаривала, а дедушка, он был очень высокий мужчина, и она прервала его и сказала: "Папочка, мне кажется..." Он не поворачивая головы сказал: "Ламара, а вообще, кто тебя спрашивал твоё мнение. Место женщины на кухне". И мама так раз и исчезла. Я подумал: "Как хорошо!" И со временем, когда я уже стал зарабатывать деньги, я маме сказал: "Дорогая, сейчас вот всё поменялось

03.

"Надо было поступать в хореографическое училище, а документы были у мамы. Представляете, как тяжело было их получить. Она не считала это профессией. Как, на сцене в колготках. Мама не понимала этого. Она любила ходить в балет, она любила ходить в театр, но как профессию для своего ребёнка она, конечно, это не воспринимала".

04.

"Няня у меня была простая украинская женщина. У неё не было высшего образования. Она великолепно говорила на русском языке, но, когда мы оставались вдвоём,она говорила на суржике. Всё это было с матерком. В общем она так мыслила. И, естественно, так же разговаривал я. Я говорил на русском, но с сильным украинским акцентом и иногда переходил просто на украинский. Она великолепно готовила. Для меня самое вкусное, всё то,что из украинской кухни, всё что было сделано няней".

05.

О Сталине : "Он писал хорошие стихи. Иосиф Виссарионович Сталин был вундеркиндом. Его стали печатать, когда ему было 15 лет. Илья Чавчавадзе искал молодых поэтов. Он выбрал Иосифа Джугашвили, который был в тот момент студентом Горийской семинарии. И благодаря этому гранту его перевели в Тифлисскую семинарию. В Тифлисской семинарии могли учиться только дети священнослужителей и княжеских родов. Там не учились дети простолюдинов. Для Сталина сделали исключение, потому что это был выдающийся ребёнок. И его стихи мы учили в школе в детстве. Там Иосифа Джугашвили по сей день изучают в школе, потому что он был признан до того, как стал вождём".

Николай Цискаридзе читает стихотворение Сталина

"Я стал сразу очень почитаемым учеником так. Пестов поставил арию из "Дона Карлоса" и сказал: "Мне сейчас важно, чтобы вы не сказали что это. Понятно, что вы это не знаете. Но хотя бы вы определили национальность композитора. Это немецкая опера или это итальянская опера. Какой период это? 19-й век или 18-й век?" Закончилась ария. Он говорит: "Ну кто скажет?" А у него были любимчики. А я новичок был в классе. Все какую-то ересь несут. И когда я понял, что уже никто не ответит, я так тихо ручку поднимаю. Он говорит: Ну что, Цыцадрыца ты можешь сказать?" Я ему говорю: "Верди. "Дон Карлос". Ария принцессы" И он падает просто и говорит: "Садись, Цыцадрыца. Пять!". И с этого момента я был любимым учеником, потому что я знал оперу". А вообще я был Цесарочка, Цаплечка, всё что на Ц".

06.

О Большом театре : "Очень сложно многим было пережить то, что дама в солидном возрасте выбирает мальчика и начинает с ним работать. И на самом деле, последние два-три года у Улановой были плохие отношения в Большом театре. Её выживали очень серьёзно. Все балерины с которыми я танцевал, были ученицами Улановой. Здесь надо оговориться. Большой театр прекрасный, я его обожаю. Но место это сложное. Это на чумном кладбище всё стоит. Там много подводных течений. Галину Сергеевну выживали. И выживали очень жестоко. Ей не давали работать. Она всё время приходила, просила учениц новых. и тут получилось так, что один мой педагог скончался, а другой попал в больницу. Мне было не с кем репетировать. И мы с ней заговорили просто в коридоре. Я говорю, что так-то и так-то. Она мне сказала: "Коля, а давайте я вам помогу". Представляете, открылась дверь и вам господь Бог говорит: "Давай я помогу тебе". Я говорю: "Давайте". Я стал брать репетиции. Но чтобы нам нагадить, нам давали репетиции в самое неудобное для Улановой время. Дама она была авторитарная и много лет привыкшая жить в определённых условиях. Репетиции, в основном, у неё были в двенадцать. А ставили ей репетиции в четыре-пять дня. Это было для неё ненормально. И нам так всё время делали. И она приезжала. И многие не могли смириться. Ну как это? Опять ему повезло. Мало того, что ноги такие выросли, ещё и Уланова приезжает. Я работал с ней всего два сезона".

07.

"Сейчас, когда я переступаю порог Большого театра я не испытываю никаких ощущений. Для меня было прощание с театром, когда его сносили в 2005 году. Сейчас это не имеет никакого отношения к Большому театру. Ты танцуешь,но ничего не узнаёшь. Ни запаха, ни ауры. К сожалению. Это очень грустно говорить, но это факт. И, я думаю,что это скажут все старые артисты".

08.

"Стать министром культуры можно, а вот что делать с этой должностью, кто мне объяснит? Это сложнейшая должность. Я на месте ректора-то гибну".

09.

О передаче "Большой балет" и телеканале "Культура" "Я не смотрю передачу "Большой Балет" на телеканале "Культура". Я отказался в этом участвовать. Я сразу сказал, или я буду ведущим этой программы или я не буду ни в какой роли. Мне сказали, что видеть ведущим они не хотят. А давать оценку я не могу, потому что я скажу правду. Я до программы знал, кто выиграет. Потому что у них подписано всё. Я сказал такую вещь, мне не стыдно за это. Есть такая программа "Танцы со звёздами". Это шоу. Это идёт на канале, который не посвящён конкретно культуре. А это канал "Культура". И это разговор о моей профессии, которой я отдал жизнь. Пусть каждый считает как угодно, как я в этой профессии отслужил, но я служил честно. И говорить какой-то Пупкиной, которая является фаворитом того-то, который проплатил уже ей первое место, что деточка ты так небесно хороша, как ты станцевала, я сразу увидел в тебе ленинградскую спину. Я не хочу этого и никогда не произнесу. Я первое, что произнесу, что деточка, тебе заходить в этот зал должно быть стыдно. Ты не должна выходить в пачке на сцену, у тебя кривые ноги. Я это скажу. После этого все скажут, что я сволочь, гадина и ненавижу молодёжь. Поэтому я от этого сознательно отказался. Когда делалась первая передача, должны были сниматься Анжелина и Денис, они должны были представлять Большой театр. Но, потому что была фаворитка определённого человека, их выкинули. Я такие вещи не понимаю. Мне это очень неприятно, потому что телеканал "Культура" не должен делать шоу. Он должен отвечать за тех, кого показывает. Но в шоу я участвую с удовольствием. Там я сыграю, что хотите".

10.

О журналистах : "Господа, когда я читаю статьи, я про себя узнаю столько нового. Я поражаюсь очень часто бестактности людей, которые представляют эту профессию, потому что они перевирают факты регулярно. Но когда они свои ошибки приписывают тому, о ком они пишут, то это тоже очень неприятно. Многие видели фильм "Большой Вавилон". Меня очень долго уговаривали сняться в этом фильме. Я поставил условие, что пока я не отсмотрю свой материал, я не позволю себя вставлять. Я поставил это условие после того, как ко мне обратилось несколько людей, которые имеют отношение к политической элите нашей страны. Этот фильм был политическим с самого начала. Сейчас авторы этого фильма дают интервью и рассказывают, что якобы это не политическая история. Вот я хочу, чтобы все не верили в это. Потому, что если ко мне обращались люди, имеющие отношение к политике, значит задействована в этом деле была политика. Я поставил условие, что говорить о Большом театре я буду как о явлении, а ни о каких скандалах говорить не хочу. Я закончил всю эту дребедень, мне не хочется об этом вспоминать. Всё равно там были вставлены фразы, они были так порезаны, что это становилось с политической окраской всё время. И я запретил им это использовать. Они всё равно меня вставили, надёргав из разных других интервью. Это на их совести. Но сейчас авторы, которые дают интервью, что было то-то и то-то. Это настолько неправда, это настолько всё неприятно по одной простой причине: потому что, когда сам автор рассказывает в начале в интервью, что фильм без политики, что он сделан о людях театра. А там сидят какие-то обрюзгшие толстые люди, которых не знает никто, которые не служат в театре ни артистами, ни певцами, ни работниками хора, ни работниками художественно-постановочной части и дают комментарии к происходящему в театре и тут же он рассказывает, что они сняли интервью с Григоровичем и оно у них не вошло. Понимаете? На этого обрюзгшего человека у них место нашлось в полуторачасовом фильме, а на интервью Григоровича, даже на тридцать секунд, у них места не нашлось. Когда он тут же рассказывает, что было снято интервью с женщиной, которая 52 года работает в художественно-постановочной части и тоже не поместилось. Тогда о каких людях идёт речь? Поэтому мне настолько неприятна вся эта грязь, мне неприятно, как это преподнесено потому, что на самом деле в последнее время мой родной дом захлестнула гадость какая-то несусветная и чернуха. Но она не имеет отношение к тому, чему служил я и чему служили мои педагоги и мои старшие коллеги. Мы служили в другом Большом театре. Мы принадлежали к другой культуре. Мы по другому строили свою жизнь".

11.

Вопрос от прекрасной atlanta_s - балерины Большого театра озвучил я, так как у неё в это время шёл спектакль и она не смогла приехать на встречу: "Николай Максимович, вы закончили московское хореографическое училище - московскую школу. Сейчас является ректором питерской школы. Всегда считалось что московская и питерская школа различны, даже, можно сказать являются антагонистами. Приверженцем какой школы вы считаете себя в настоящий момент?"

12.

Николай Цискаридзе" : "Хорошей! Все мои педагоги, которые меня учили, они все ленинградцы. С 1934 года вся страна училась по одной книге Вагановой: "Основы классического танца. Программа, по которой мы учимся по сей день. Разницы нет. Есть разница в моменте подачи".

Ответ Николая Цискаридзе о разнице между питерской и московской школах балета.

"У артиста балета должно быть сознание киллера, потому что спектакль приводит в ажиотаж. Как бы ты не был подготовлен, у тебя организм в адреналине. Если ты не умеешь с ним справляться,то ты не сделаешь всё, что нужно. Поэтому если ты не хладнокровно подходишь к фуэте, ты просто упадёшь мордой в пол. Потому что ты уставший, ты задохнувшийся. Надо крутить всё на одном месте. Сознание должно быть трезвое".

13.

О путче 1991 года "В 1991 году во время путча мы были в США. Нам сразу предложили американское гражданство. Сутки мы сидели запертые в отеле. Мы просыпаемся, а отель окружён корреспондентами. Просто легион стоял корреспондентов, которые все пытались проникнуть в отель что-то у нас выведать. А мы даже не знаем, что там произошло. Если Головкина узнала, ей сообщили, что в России переворот, то нам никто даже не сообщил. Мы не знали английского языка. Мы включаем телевизор, там показывают Кремль. Что там в Кремле делается? Откуда мы знаем? Это был ужасный день. Нас не выпускали никуда. Нам хотелось в бассейн, хотелось погулять, но сидели в здании. Потом нас всех посадили в автобус, увезли в Денвер, из Денвера тут же в Нью-Йорк, из Нью-Йорка в самолёт. И мы зашли в самолёт, а тогда летал "Panam". Самолёт был огромный. Нас было около пятидесяти человек и больше никого. Весь самолёт был пустой. И стюардессы понимая, что они нас везут в тюрьму, нас кормили. Они нам всем выдали по пакетику, там кока-кола, чипсы. И они нас чуть ли не целовали. Мол что это конец, что всё, в тюрьму. Мы приземлились, стояли танки рядом с полосой. Мы выходим, в Шереметьево никого. Танки и никого. И стоит только дядя Гена Хазанов, потому что Алиса моя одноклассница была и он встречал дочку. Чемоданы нам выдали в секунду. Мы в автобус и едем. Никого на Ленинградке. Город тихий. Нас привезли на Фрунзенскую в этом автобусе. Перед нами ехала милицейская машина. Мы когда уже увидели родителей на Фрунзенской, мы тогда узнали, что произошло".

14. Владимир Глазунов читает стихотворение Киплинга "Если" в переводе С.Маршака

Одним из самых известных балерунов является Николай Цискаридзе. Это имя известно россиянам и жителям других стран. Мужчина неимоверно талантлив и красив, о чём говорит большое количество представителей женского пола. Но артист пока не женился и не стал отцом, чем собирается заняться в самом ближайшем будущем.

Цискаридзе постоянно участвует в различных творческих телевизионных проектах, в которых проявляет себя принципиальным, уверенным человеком, который отстаивает свою точку зрения в любой ситуации.

Талантливый паренёк ворвался в искусство балета стремительно и смог показать своё дарование очень мощно и сильно. В это время многие любители балета стали задаваться вопросами, желая узнать всю информацию о популярном балере. Итак, рост, вес, возраст, сколько лет Николаю Цискаридзе? Сам танцовщик говорит, что в любом случае люди смогут узнать всю информацию, поэтому лучше открыть им секрет простых вопросов. Тогда они не будут лезть в другие секретные зоны.

Незадолго до наступления Нового 2018 года артист балета отметил свой 44 День рождения. Он высок, эффектен и неимоверно артистичен.

Николай Цискаридзе, фото в молодости и сейчас которого являются золотым фондом истории русского балета, обладает ростом, равным 183 сантиметрам, весит ли артист около 57 кг.

Биография Николая Цискаридзе

Николаша, как называла его мама, появился на свет в столице Грузии в конце 1973 года. Отец – Максим Николаевич Цискаридзе был довольно известным музыкантом, играющем на скрипке. Мать - Ламара Николаевна Цискаридзе была сотрудницей атомной станции в Обнинске.

Биография Николая Цискаридзе с юных лет связана с искусством. Он с 11 лет начинает учиться танцевать. Мальчик был довольно высоким, поэтому его не хотели брать в тбилисское хореографическое училище. Но талантливый танцовщик настоял на своём решении. После окончания училища продолжает совершенствовать своё искусство в столице Советского Союза. Ещё студентом Цискаридзе исполнил роли в самых различных балетах. Его узнали и по достоинству оценили как простые любители балета, так профессиональные танцовщики Российской Федерации и других стран мира.

По окончании Московского института по приглашению Григоровича стал членом труппы Большого театра. Ему посчастливилось танцевать на одной сцене с Галиной Улановой, Николаем Симачёвым, которых Николай считает своими учителями и с благодарностью всегда вспоминает. С середины 90-х Цискаридзе выигрывает несколько премий самых престижных музфестивалей по всему миру.

В 2013 году стало известно о конфликте танцовщика мирового уровня с руководителями театра, в результате чего в продлении контракта Цискаридзе отказали. Через несколько месяцев он становится ректором одного из самых лучших балетных академий во всём мире. Здесь его сначала восприняли в штыки, но Цискаридзе удалось доказать, что он талантливый управленец.

После посещения театра Образцова, гастролирующего в Тбилиси, юное дарование увлеклось кукольными спектаклями. Он собирал вокруг себя людей и разыгрывал перед ними небольшие спектакли. Родом из детства любимое хобби популярного танцовщика. Он в каждой стране, где бывает, приобретает куклу. На данный момент их число приближается к четырём сотням.

Николай участвует в проектах «Синяя птица», «Танцы со звёздами», которые показали его строгим, но справедливым членом жюри.

Личная жизнь Николая Цискаридзе

Личная жизнь Николая Цискаридзе с начала 90-х годов прошлого столетия обрастает слухами и сплетнями. Сам артист говорит, что любовь – это нечто сакраментальное, которое должно быть скрыто от посторонних людей.

В средствах массовой информации то и дело появляется информация, что ориентация балера нетрадиционная. Люди ищут информацию в социальных сетях на тему: «Николай Цискаридзе - личная жизнь, голубой или нет». Но правдивой информации нет. Можно прочитать только сплетни, которые несколько раз пересказаны. Например, в 2015 году ему приписывали отношения с золотым голосом России – Николаем Басковым. Но подтверждения этих данных так и не нашли.

Семья Николая Цискаридзе

Семья Николая Цискаридзе пока состоит из одного только члена – самого популярного танцовщика мирового уровня. Сам артист считает своими родными своих учеников, которых уже нимало. Он требователен, строг, но справедлив. Так отзываются его ученики о нём.

Мать танцовщика работала на Обнинской атомной станции, что негативно сказалось на её здоровье. Она умерла от рака, когда Николай ещё учился. Цискаридзе считает, что она – его ангел-хранитель, оберегающий от разных невзгод.

Об отце балера известно мало. Он – музыкант, который ушёл из семьи, когда мальчику было всего несколько лет. С тех пор с отцом Цискаридзе не общался и не знает ничего об его судьбе.

Дети Николая Цискаридзе

Своими детьми танцовщик называет талантливых детишек, которые принимают участие в «Синей птице». Он по-отечески относится к участникам, считая, что им не нужно потакать и сюсюкать. Правдивая, честная и справедливая оценка даст больше, чем ложная трактовка и умение быть хорошим. Именно такого мнения придерживается балер.

Дети Николая Цискаридзе пока не появились на свет. Популярный артист балетного жанра говорит, что настоящий мужчина должен именно после 40 лет стать отцом. В скором времени Цискаридзе планирует заняться этим вопросом.

Активно танцовщик помогает детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Он отчисляет от своей зарплаты 25 процентов в Фонд помощи талантливым детям и подросткам.

Жена Николая Цискаридзе

Жена Николая Цискаридзе пока не существует, хотя популярного танцовщика часто связывают с самыми экстравагантными женщинами страны. К примеру, в 2013 году говорили, что он состоит в отношениях с Даной Борисовой. Но через некоторое время уже другая женщина стала причиной сплетен вокруг Цискаридзе. Это небезызвестная балерина Анастасия Волочкова.

Самим танцовщиком делались заявления, что пока в его жизни нет места для жены. Это связано с неимоверной занятостью балера в различных проектах.

По мнению мужчины, он станет хорошим мужем, но осталось дело за малым – найти женщину, которая бы смогла сделать его счастливым. Пока это дело ближайшего времени.

Инстаграм и Википедия Николая Цискаридзе

Инстаграм и Википедия Николая Цискаридзе ведутся достаточно активно. Число подписчиков страниц постоянно становится больше. В настоящее время примерно 30 тысяч граждан Российской Федерации и стран ближнего зарубежья подписались на страницы.

Википедия в полной мере даёт представление о жизненном и творческом пути популярного танцовщика балета. Здесь перечислены все партии, которые когда-либо исполнил Цискаридзе.

Страница в Инстаграм позволяет проследить по фото творческий путь героя. Здесь можно просмотреть ролики с его выступлений, проходивших на самых знаменитых подмостках.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Цискаридзе Николая Максимовича

Родился Николай Максимович Цискаридзе в 1973 году 31 декабря. Отец его – скрипач, Максим Николаевич Цискаридзе. Мать – учительница математики и физики в школе, Ламара Николаевна. Николай с детства был театралом, что приводило в ужас интеллигентную грузинскую семью. Впечатления на Николая произвели театр Образцова, спектакли и балет. Он заявил в семье, что хочет быть танцором. Николай в детстве сам мастерил кукол, делал целые спектакли для соседей. Он выучил наизусть классические оперетты и оперы и пел их, обливаясь слезами в душещипательных местах. Он хотел даже учиться играть на арфе. Мать отвела его в балетную школу. Нехотя, но ради собственного покоя, она рассматривала балет как способ укрепления позвоночника и способ улучшения здоровья. Николая отдали в училище хореографии в 1984 году. Учился он с головокружительным успехом. И вскоре стало ясно, что его надо вести в Москву.

Николай поступил в 1987 году в Московское училище в класс Пестова. Именно Пестов заставлял Цискаридзе танцевать труднейшие партии, давал книги и повышал общую грамотность в отношении искусства и культуры, учил писать сочинения и проводил опросы по истории балета.

В 1992 году Николая взяли в труппу Большого театра сразу после училища. Его пригласил Григорович. Цискаридзе в том же году немного раньше приглашения в Большой театр стал стипендиатом программы благотворительности "Новые имена". С ним стал заниматься в театре Симачёв Николай Романович. Николаю помогала даже Галина Уланова. С Улановой он встретился после смерти своей матери и именно она стала его опекать. Николай учился в это время уже в хореографическом институте по специальности "Артист балета", он закончил его в 1996 году. Николай станцевал в Большом театре все полагающиеся новичкам партии, весь кордебалетный репертуар и начал исполнять более сложные партии. В 1995 году он получил серебряную медаль в Осаке на конкурсе артистов балета. Награды и призы не оставляли его, он был отмечен целым рядом премий в течение нескольких лет (с 1995 до 2001 года). Николай достиг высот искусства благодаря уникальным данным от природы. В художественный результат им было претворено всё – и стройность, и рост, и фигура, и внешность, и пластика, и школа классического танца. Его безупречный танец отличается чистотой линий и редкостных легких движений полёта. Кроме того, он наполнил свои роли духовностью и внутренним содержанием. В его танце чувствовалось лирическое наполнение без сентиментальности, эмоциональность без наигрыша.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Всё это относится к его ролям классического репертуара. Он получил за классические роли большинство своих наград, в том числе, и Госпремию. В постановке Григоровича Цискаридзе исполнил главную роль Ферхада в балете "Легенда о любви". В этой роли он подчеркнул не столько героизм героя, сколько любовную драму. Новую образную и философскую концепцию сыграл Цискаридзе в балете "Лебединое озеро". Главным мечущейся и раздвоенной душой. Особенно интересной стала роль Злого гения. Цискаридзе прекрасно передал драму Зигфрида в результате совершённой роковой ошибки. В спектакле "Пиковая дама", поставленным Роланом Пети, балетмейстер создал очень сложную партию главного героя. В жизни Цискаридзе главное место всегда занимало искусство танца. Он очень серьёзно и ответственно подходил к каждому спектаклю, вдумчиво относился к передаче характеров своих героев. Он сам принимал участие в создании костюмов, находил для них интересные и выразительные детали. Николай давно стал жить в Москве, стал премьером Большого театра, работал в Академии хореографии, где преподавал классический танец. Он явился одним из учредителей центра "Грандбалет".

В 2006 году он танцевал в специально поставленном балете "Для четверых" вместе с Итаном Стифелом, Анхелем Корейей и Йоханом Кобборгом в проекте "Короли танца" в Центре исполнительских искусств в Калифорнии. В 2007 он выступил на Международном фестивале балета. Принял в 2008 году участие в гала-концерте в Нью-Йорке. Это только небольшая часть из выдающихся международных выступлений артиста.

Большую историю имеет конфликт Цискаридзе с Большим театром. Год назад Николай выступил с критикой результатов реконструкции театра. На театр было потрачено 35 миллиардов рублей. Цискаридзе был недоволен тем, что заменили лепнину на пластик, сделали низкие потолки в репетиционных залах, заменили паркет на кафель за кулисами, убрали бронзу и канделябры. В его поддержку было ещё письмо, но его едва не уволили за критику. Цискаридзе также написал статьи, в которых отмечал недостатки репертуара театра. Он написал о том, как коллектив относится к директору театра. Источники из театра рассказали, что на пост директора некоторые намечали кандидатуру Цискаридзе. "Неизвестные источники" отмечали недостатки нынешнего директора Иксанова: критическое отношение к нему коллектива, отдалённость от коллектива, равнодушие к спектаклям, которые он мало даже посещает. Вопрос с назначением Цискаридзе на эту должность был закрыт, так как его администраторские способности вызывали сомнение у коллектива. Контракт с Иксановым был подписан до 2014 года.

Перед Новым 2013 годом Цискаридзе получил уведомление о расторжении с ним контракта. Он работал на полставки в качестве совместителя вместе с Годовским. Уволили также и Годовского. Цискаридзе был уверен, что это месть руководства Большого театра за критику.

Сказанное о танце Цискаридзе относится прежде всего к его ролям в классическом репертуаре, за которые он и получил большинство своих премий и наград, в том числе Государственную премию. В этих ролях у Цискаридзе было много предшественников.


Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Отец - Цискаридзе Максим Николаевич, скрипач. Мать - Цискаридзе Ламара Николаевна, преподаватель математики и физики в средней школе.

Танцовщик Н.М. Цискаридзе - премьер Большого театра России, один из ведущих артистов труппы, исполняющий главные партии почти всего балетного репертуара. С раннего детства будущий артист увлекался сценическим искусством, особенно кукольным. Неотразимое впечатление произвели на него гастроли театра С.В. Образцова в Тбилиси, после чего он сам стал мастерить кукол, а став взрослым, сохранил любовь к ним и собрал большую коллекцию. Но все другие интересы затмила любовь мальчика к танцу.

В 1984 году его отдали в Тбилисское хореографическое училище. Успехи были таковы, что стало ясно: надо везти его в Москву. В 1987 году юноша поступает в Московское академическое хореографическое училище, которое оканчивает в 1992 году по классу замечательного педагога профессора П.А. Пестова.

Сразу по окончании училища Цискаридзе по приглашению Ю.Н. Григоровича был принят в труппу Большого театра. Несколько ранее в том же году он стал стипендиатом Международной благотворительной программы "Новые имена", отмечавшей самые талантливые юные дарования во всех видах искусства.

В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт.

В Большом театре Цискаридзе вначале, как и полагается начинающим артистам, станцевал почти весь кордебалетный репертуар, а потом начал исполнять небольшие, но уже достаточно сложные партии: Французскую куклу в "Щелкунчике", Конферансье в "Золотом веке", Юношу в "Шопениане", Голубую птицу в "Спящей красавице" и другие. Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в "Лебедином озере", "Щелкунчике" и "Спящей красавице", в "Раймонде" и "Баядерке", в "Сильфиде" и "Жизели", а также в современных балетах: "Любовью за любовь", "Паганини", "Симфония до мажор", "Пиковая дама" и других.

Кроме того, в репертуаре Цискаридзе есть небольшие одноактные балеты и танцевальные номера, которые он с успехом исполняет как на сцене театра, так и в концертах и на гастролях: "Видение Розы" в постановке М. Фокина, "Нарцисс" в постановке К. Голейзовского, "Классическое па-де-де" на музыку Л. Обера, па-де-де из балетов "Корсар", "Фестиваль цветов в Джензано" и другие.

В 1995 году Цискаридзе получил серебряную медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония), а в 1997 году - первую премию и золотую медаль на VIII Московском Международном конкурсе артистов балета, кроме того, на этом же конкурсе персональный приз Питера ван дер Слота "За сохранение традиций русского классического балета". О молодом танцовщике не только заговорили и стали писать в прессе, но на спектакли с его участием стала специально ходить публика, у него появились поклонники.

Успехи Цискаридзе были отмечены рядом премий: призом журнала "Балет" - "Душа танца" в номинации "Восходящая звезда" (1995), дипломом "Лучший танцовщик года" общества "Сильфида" (1997), трижды национальной премией "Золотая Маска" в номинации "Лучшая мужская роль" (1999, 2000, 2003) призом "Бенуа де ля данс" в номинации "Лучший танцовщик года" (1999), премией мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000) и, наконец, Государственной премией Российской Федерации (2001) за исполнение главных ролей в спектаклях "Спящая красавица", "Жизель", "Баядерка", "Раймонда", "Дочь фараона". Все эти награды и премии по заслугам отмечали вклад, сделанный талантливым артистом в хореографическое искусство.

Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства: высокий рост, стройная фигура, привлекательная внешность, он по натуре пластичен и музыкален. Но все это только предпосылки для создания подлинного искусства. Чтобы они претворились в художественный результат, необходимо пройти школу классического танца, которой Цискаридзе овладел в самой высокой степени. Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с ее эстетикой красоты и радостных легких полетных движений.

Но и этого недостаточно для создания высокого искусства. Необходимо еще духовное наполнение каждой роли, познание ее сути, ее человеческого и образного значения, соединение танцевального и актерского мастерства. Тогда танец делается эмоциональным, увлекательным, заражающим зрителя своим внутренним содержанием.

Танцу Цискаридзе присуща одухотворенность, его отличает сила, но без всякого "нажима", лирика, но без сентиментальности, эмоциональность, но без наигранности. Цискаридзе танцует с большим чувством, но без излишней аффектации. В его искусстве есть та мера внутренней напряженности и внешней сдержанности, которая и создает величавую красоту пластики.

Все эти свойства шлифуются и совершенствуются в его работе в театре под наблюдением выдающихся репетиторов. Он начинал готовить свои первые роли с Г.С. Улановой и Н.Р. Симачевым, а далее занимался с М.Т. Семеновой и Н.Б. Фадеечевым. Они помогали ему на пути к совершенству.

Сказанное о танце Цискаридзе относится прежде всего к его ролям в классическом репертуаре, за которые он и получил большинство своих премий и наград, в том числе Государственную премию. В этих ролях у Цискаридзе было много предшественников. Он словно впитал в себя весь их опыт, но претворил его в соответствии с собственной индивидуальностью. Поэтому исполнение им ведущих партий в классических балетах можно назвать эталонным.

В "Лебедином озере" П.И. Чайковского в постановке Ю.Н. Григоровича (2001) Цискаридзе исполняет попеременно обе главные мужские роли: принца Зигфрида и Злого гения. Хотя это и классический балет, но Ю.Н. Григорович создал в нем совершенно новую образно-философскую концепцию, сохранив вместе с тем лучшее из старой хореографии. Впервые главным героем этого спектакля стал принц Зигфрид с его раздвоенной, мятущейся душой. И Цискаридзе прекрасно передает его элегантность и благородный аристократизм, как и его романтическую мечтательность - но вместе с тем и его драму, совершённую в результате роковой ошибки. Особенно же интересен Цискаридзе в роли Злого гения. В спектакле Ю.Н. Григоровича это рок, тяготеющий над Принцем, и одновременно его двойник или та темная часть его души, из-за которой он изменил своей любви и остался одиноким в конце спектакля. Злой гений у Цискаридзе зловещ и демоничен. Он властвует над Зигфридом и Одеттой, и танец Цискаридзе здесь напорист и энергичен, соединяясь с выразительной пантомимой. Его Злой гений непрерывно сопровождает Зигфрида и Одетту, следит за ними, стремится их погубить. Танцевальная и актерская стороны роли находятся в полном равновесии.

В "Легенде о любви" А. Меликова в постановке Ю.Н. Григоровича (2002) Цискаридзе исполняет центральную роль Ферхада, художника, раздвоенного между чувством любви и чувством долга. Его Ферхад мягок, по-восточному вкрадчив. Актер подчеркивает не столько его героизм, сколько любовную драму. Образ развивается от радостной беззаботности в начале через душевные коллизии и тяжелые переживания к безысходному трагическому концу.

Совсем иным явился Цискаридзе в спектакле "Пиковая дама" (на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского), поставленном в Большом театре в 2002 году французским балетмейстером Роланом Пети.

Р. Пети говорил о Цискаридзе: "Я нашел Германа в первый же день". Балетмейстер создал технически сложную и драматически насыщенную партию главного героя. Танец Цискаридзе в роли Германа нервен, стремителен и страстен. Его дуэты с Графиней напряженны и драматичны. И оба персонажа гибнут от своих злых страстей.

Талант Цискаридзе многогранен. Ему в равной мере удаются образы в классических и современных спектаклях, развернутые партии и небольшие миниатюры. Он является достойным продолжателем высокого искусства, чуждого голому техницизму и внешней эффектности, искусства эмоционального и образного, органически сочетающего танцевальное и актерское мастерство. Следует также отметить, что Цискаридзе был первым исполнителем партии Короля в "Лебедином озере" В. Васильева (1996), Таора в "Дочери фараона" П. Лакотта и Германа в "Пиковой даме" Р. Пети.

В 2003 году Р. Пети поставил не сцене Большого театра балет "Собор Парижской Богоматери" (музыка M. Жаppa, либретто самого балетмейстера по одноименному роману В. Гюго). Роль Квазимодо исполнял Цискаридзе. Этот персонаж в спектакле не имеет ни бутафорского горба, ни обезображенного лица - его уродство передано одной только гротескной пластикой. При этом хореография сочинена балетмейстером так, что не только рисует внешность героя, но и дает возможность для выражения душевных состояний и психологического развития образа. Цискаридзе в этой роли проявил незаурядное драматическое мастерство, необыкновенную экспрессию, при этом в сложной, порой виртуозной танцевальной партии он создал художественно убедительный, подлинно трагический образ. Его искусство поднялось здесь на новый уровень.

Артист очень ответственно относится к подготовке каждой своей роли, вдумывается в характер героя, вслушивается в музыку, отшлифовывает движения с репетиторами, сам участвует в создании костюмов своих героев, находя для них интересные и выигрышные детали. Очевидно, артист прошел только часть своего пути, он находится в расцвете творческих сил и впереди у него новые роли, спектакли и достижения.

Конечно, в жизни Цискаридзе на первом месте стоит танцевальное искусство. Но он очень любит музыку, увлекается оперой, собрал значительную фонотеку. Особенно ценит певцов, сочетающих замечательные вокальные данные с выдающимся актерским мастерством, таких как Мария Каллас , Тито Гоби и другие.

Николай Цискаридзе общителен, участвует в ряде телепередач. Любит книги, путешествия, расширяющие горизонты и обогащающие внутренний мир.

Ольга Шаблинская, «ПРО Здоровье»: Талия у вас по-прежнему 66 см?

Николай Цискаридзе: Ой, теперь уже не 66, и слава богу. Сейчас могу есть всё, что хочу. Я так счастлив от этого. Когда началась травля на меня и все стали говорить: «Вы посмотрите, как он увеличился», - я ничего не отвечал. Что значит «увеличился»? Костюм как застёгивался на мне 20 лет назад, так и застёгивается. Другое дело, что юноша в 20 лет и мужчина, даже если он худой, в 40 не могут выглядеть одинаково. Несмотря на то что размер сохраняется, земное притяжение никто не отменял.

- Помню, вы раньше мне говорили, что едите эклеры после сковородки картошки.

Это я ел до 33 лет. Потом уже вечерами не ел. А сейчас стараюсь держать себя в форме, чтобы размер одежды оставался прежним. У меня много красивых вещей, которые надо будет выбрасывать. Больше меня ничего не волнует. Меня никогда не волновало, как я выгляжу в жизни, для меня главное было - результат на сцене. А сейчас для меня главное - как дети выглядят на смене, во что они одеты, чтобы они не сели на холодный пол, чтобы везде лежали ковры.

Я прочитал очень хорошую фразу: не надо воспитывать детей, воспитывайте прежде всего себя. Когда ты ребёнку говоришь «не кури», но сам при этом не выпускаешь сигарету изо рта, грош цена твоим словам. Поэтому я в последнее время очень много занимаюсь самовоспитанием.

«Не буду старым принцем»

Сегодня вы исполняете только острохарактерные небольшие партии. А почему перестали выходить на сцену в крупных ролях?

Я давно сказал: никогда не буду старым принцем. Это трагично, когда дяденька старше 40 лет бегает и изображает из себя юношу. Движения-то он делает, но бег уже немолодой. Я остановил это сознательно, на пике. Всегда смотрел на «умирающего лебедя» и думал: «Какой класс! Ходишь из угла в угол и «падебуришь». Вот бы мне такую роль простую». И теперь она есть - Фавн, например. (Смеётся.)

Николай Цискаридзе в роли Фавна. Фото: www.russianlook.com

Ваши воспитанники недавно с триумфом выступили в Кремле. Когда приступали к ректорской работе в академии, верили, что удастся достичь такого успеха?

Абсолютно был уверен. Я знаю, как умею работать. И потом, видел тот материал, с которым мне повезло встретиться. Это выступление - совместный труд и мой, и всего педагогического состава. Мы целый год работали. Такого сложного р-епертуара, который показали в этом году, ещё нигде и никогда не было. Первый акт - «Спящая красавица». Это наше всё, Петипа. Далее - хореография одного из выдающихся выпускников академии, Джорджа Баланчина, на музыку Глазунова - вариация на тему «Раймонды». Балеты Баланчина в академиях не танцевали никогда. Были разные номера, но так, чтобы целиком балет, - нет.

В Мариинском театре мы показали выпускной спектакль три раза, и выступление имело грандиозный успех. И я счастлив, что переполненный 6-тысячный зал Кремлёвского дворца съездов 20 минут стоя приветствовал учащихся академии!

- По работе вы большую часть времени проводите в Санкт-Петербурге. Чувствуете себя уже питерцем?

Я живу в Москве, а служу в Питере. Я родился в Тбилиси, но вырос в Москве. Москвичом по воспитанию и менталитету навсегда и останусь. Для меня станция метро «Фрунзенская» - это мой дом. Поэтому не мыслю жизнь в другом месте.

Я в детстве понял, что не хочу никуда уезжать. У меня были такие предложения! Я был очень способным ребёнком в своей профессии. Но для меня были Большой театр и Москва самыми главными. Я летел со всех концов мира, если у меня стоял в афише спектакль в Мариинке или Большом. Никогда в жизни не отменял ни одного представления. И мне было безразлично, откуда лететь - из Нью-Йорка или из Токио.

- Многие считали ваше судейство в таких проектах, как шоу «Танцы со звёздами», красивым пиар-ходом...

О каком пиаре идёт речь? Помните, раньше в каждом киоске «Союз-печати» продавались открытки, постеры, календари с фотографиями всех звёзд Большого театра? Их популяризировали, как космонавтов. Артисты балета и оперы участвовали в таких передачах, как «Утренняя почта», «Кинопанорама», «Музыкальный киоск». Странно, почему все считают, что им было можно, а нам нельзя?!

Сейчас у многих артистов есть пресс-агенты, которые обзванивают ТВ и радио, просят: «Пригласите в программу». Я никогда за свои годы служения в Большом не позвонил ни на один канал и не сказал: «Пригласите меня». Или «Почему вы не пустили сюжет со мной, а пустили с Иваном Ивановичем?». В отличие от очень многих людей, которые меня окружают. Моё появление на ТВ - это всегда инициатива со стороны программ. Допустим, те же «Танцы со звёздами». Когда шоу делали первый раз, меня уговаривали принять участие. Я отказался: у меня были так подписаны контракты, что я не попадал под их расписание. Когда делался первый «Лёд», мне сказали: «Поставьте дни, когда вы можете, и дальше мы со всеми другими членами жюри будем вести переговоры».

Судьи проекта «Танцы со звездами». Фото: Кадр youtube.com

«Нынешние дети очень отличаются от нас»

Николай, многие мэтры культуры говорят: современное молодое поколение родилось с долларами в глазах, а в советское время, мол, было служение идее, патриотизм… На ваш взгляд, нынешняя молодёжь отличается от вашего поколения?

Очень сильно отличается прежде всего получением информации и обработкой её. Не надо забывать, что сейчас дети имеют такой быстрый доступ к любой информации, о которой мы не могли никогда даже мечтать. Для того чтобы нам выяснить что-либо, надо было бежать в библиотеку и искать, в какой книге это написано. А им надо взять и открыть, как я говорю, старика Вики-педа. Вот и всё. И это совершенно меняет жизнь.

Мы стояли часами у проходной для того, чтобы нас пропустили, - два человека из всей школы счастливчиков. Посмотреть какой-нибудь спектакль. А мы потом рассказывали друзьям. А им не надо никуда бежать - они сели и в YouTube вечером посмотрели всё. Колоссальное изменение в миро-воззрении произошло. И я считаю, что это к лучшему.

В пальто на сцену не входить!

Николай, не могу не спросить. Сегодня вы - ректор Академии балета в Питере. И всё же, только честно, вам не обидно от того, как вас некрасиво «ушли» из Большого?

Я очень счастлив, что это произошло именно так. Если вы возьмёте любого большого артиста, который являлся театральной эпохой (перечислять можно долго: Карпакова, Вишневская, Светланов, тот же Горский, Плисецкая), то заметите: все из этого театра уходили так. Это главный признак твоей исключительности, того, что ты был «лица не общим выраженьем».

Я уверен, что история циклична. Многое из того, что происходит сейчас, практически один в один написано в мемуарах Шаляпина. Начало ХХI века. Но всё то же самое... Он тоже говорит о том, что менеджер не может руководить таким коллективом, как Большой театр. Человек, который учился тому, чтобы сводить дебет с кредитом, не может влиять на художественную политику.

- Допускаете, что пойдёте в Большой театр как зритель?

Конечно, если будут показывать что-то интересное. Например, если Маша Гулегина (оперная певица, сопрано. - Ред.) приедет. Я точно знаю, что эта опера будет первоклассной. Но то, что иногда поёт рядом или как звучит оркестр, - у меня это вызывает удивление. Я вырос в другом Большом театре, где было всё на высшем уровне.

Я стараюсь не давать оценки происходящему в Большом. Всего, чего добивался, достиг сам. Я шёл по честному пути. И Захарова, и Лопаткина шли по честному пути. Они не просто так номер 1.

Но моё отношение к Большому никогда не изменится. Для меня это мой дом и храм. Клянусь вам: я мог за шиворот выбросить человека, который входил в верхней одежде на сцену. Потому что для меня это святое место.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх