Л.Н.Толстой полная биография. Лев николаевич толстой Сколько лет было толстому

Быть одним из лучших писателей мировой истории – почетное право, и Лев Николаевич Толстой его заслужил, оставив после себя огромное творческое наследие. Рассказы, повести, романы, которые представлены целой серией томов, по достоинству оценили не только современники писателя, но и потомки. В чем секрет этого гениального автора, который смог уместить в своей жизни и « »?

Вконтакте

Детство писателя

Где родился будущий беллетрист? Мастер пера появился на свет в 1828 году 9 сентября в имении своей матери Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии . Семья Льва Николаевича Толстого была большой. Отец имел графский титул , а мать была урождённой принцессой Волконской . Когда ему исполнилось два года, умерла мать, а еще через 7 лет — отец.

Лев был четвертым ребенком в дворянской семье, так что не был обделен вниманием родни. Литературный гений никогда не думал о своих утратах с сердечной болью. Напротив, сохранились только теплые воспоминания о детской поре, ведь мать и отец были очень ласковы с ним. В одноименном произведении автор идеализирует свои детские годы и пишет о том, что это было самое чудесное время жизни.

Образование маленький граф получал дома, куда приглашали французских и немецких учителей . По окончании школы Лев свободно владел тремя языками, а также имел обширные познания в разных областях . Кроме того, юноша увлекался музыкальным творчеством, мог подолгу играть произведения любимых композиторов: Шумана, Баха, Шопена и Моцарта.

Юные годы

В 1843 году молодой человек становится студентом Императорского Казанского университета , выбирает факультет восточных языков, однако, позже меняет специальность из-за низкой успеваемости и начинает заниматься юриспруденцией. Окончить курс не удается. Юный граф возвращается в свое имение с тем, чтобы стать настоящим фермером .

Но и здесь его подстерегает неудача: частые разъезды полностью отвлекают хозяина от важных дел поместья. Ведение своего дневника – единственное занятие, которое делалось с потрясающей скрупулёзностью: привычка, которая сохранилась на всю жизнь и стала фундаментом большинства будущих произведений.

Важно! Бездействовать долго горе-студент не стал. Дав уговорить себя брату, пошел служить юнкером на юг, после чего, пробыв в кавказских горах какое-то время, получил перевод в Севастополь. Там с ноября 1854 по август 1855 года юный граф участвовал в .

Раннее творчество

Богатый опыт, приобретенный на полях сражений, а также в эпоху юнкерства, подтолкнул будущего писателя к созданию первых литературных произведений . Еще в годы службы юнкером, обладая большим количеством свободного времени, граф начинает работать над своей первой автобиографической повестью «Детство».

Природная наблюдательность, особое чутье ярко отразились в стиле: автор писал о том, что было близко, понятно не только ему одному. Жизнь и творчество сливаются воедино.

В повести «Детство» каждый мальчик или молодой человек узнал бы себя. Первоначально повесть была рассказом и публиковалась в журнале «Современник» в 1852 году . Примечательно, что уже первый рассказ был великолепно принят критиками, и юного беллетриста сравнили с Тургеневым, Островским и Гончаровым , что уже было настоящим признанием. Все эти мастера слова уже были довольно известны и любимы народом.

Какие произведения написал Лев Толстой в то время?

Молодой граф, почувствовав, что, наконец, нашел свое призвание, продолжает работу. Из-под пера один за другим выходят блестящие рассказы, повести, которые вмиг становятся популярными благодаря самобытности и потрясающему реалистическому подходу к действительности: «Казаки» (1852), «Отрочество» (1854), «Севастопольские рассказы» (1854 – 1855), «Юность» (1857).

В литературный мир стремительно врывается новый писатель Лев Толстой , который поражает воображение читателя детализированными подробностями, не скрывает правду и применяет новую технику письма: второй сборник «Севастопольских рассказов» написан от лица солдат, чтобы еще больше приблизить повествование к читателю. Молодой автор не боится открыто, откровенно писать об ужасах и противоречиях войны. Персонажи — не герои с картин и полотен художников, а простые люди, которые способны совершать настоящие подвиги ради спасения жизней других.

Принадлежать к какому-то ни было литературному течению или быть сторонником конкретной философской школы Лев Николаевич отказался, объявив себя анархистом . Позже мастер слова в ходе религиозного поиска встанет на нужный путь, а пока перед молодым, успешным гением лежал весь мир, и быть одним из многих не хотелось.

Семейное положение

В Россию, где жил и родился, Толстой возвращается после разгульной поездки по Парижу без единого гроша в кармане. Здесь состоялась женитьба на Софье Андреевне Берс , дочери врача. Эта женщина была главной сподвижницей в жизни Толстого, стала ему опорой до самого конца.

Софья выражала готовность быть секретарем, женой, матерью его детей, подругой и даже уборщицей, хотя имение, для которого слуги были обычным делом, всегда содержалось в образцовом порядке.

Графский титул постоянно обязывал домочадцев соблюдать определенный статус. Со временем муж с женой разошлись в религиозных взглядах: Софья не понимала и не принимала попытки любимого человека создать свое философское вероучение и следовать ему.

Внимание! Только старшая дочь писателя Александра поддерживала начинания отца: в 1910 году они вместе совершили паломническую поездку. Другие дети обожали папу, как великолепного рассказчика, хотя и довольно строгого родителя.

По воспоминаниям потомков, отец мог выбранить маленького пакостника, но уже через мгновение посадить к себе на колени, пожалеть, на ходу сочиняя занятную историю. В литературном арсенале знаменитого реалиста есть много детских произведений, рекомендованных к изучению в дошкольном и младшем школьном возрасте – это «Книга для чтения» и «Азбука». В первом произведении собраны рассказы Л.Н. Толстого для 4 класса школы, которая была организована в имении Ясная Поляна.

Сколько детей было у Льва и Софьи? Всего родилось 13 детей , трое из которых умерли во младенчестве.

Зрелость и творческий расцвет писателя

С тридцатидвухлетнего возраста у Толстого начинается работа над его главным произведением – романом-эпопеей Первую часть опубликовали в 1865 году в журнале «Русский вестник», а в 1869 году свет увидела окончательная редакция эпопеи. Большая часть 1860-х годов была посвящена этому монументальному труду, который граф неоднократно переписывал, исправлял, дополнял, а в конце жизни настолько устал от него, что назвал «Войну и мир» — «многословной дребеденью». Роман написан в Ясной Поляне.

Произведение, длиною в четыре тома, получилось, поистине, уникальным. Какие преимущества его отличают? Это прежде всего:

  • историческая правдивость;
  • действие в романе как реалистичных, так и вымышленных персонажей, число которых перевалило за тысячу по подсчетам филологов;
  • вкрапление в канву сюжета трех исторических эссе о законах истории; точность в описании быта и повседневности.

Это основа романа – путь человека, его положение и смысл жизни складывается именно из этих обыденных поступков.

После успеха военно-исторической эпопеи автор начинает работать над романом «Анна Каренина» , взяв за основу многое из своей автобиографии. В частности, отношения Китти и Левина – это частичные воспоминания жизни самого автора с женой Софьей, некая краткая биография писателя, а также отражение канвы реальных событий русско-турецкой войны.

Роман публиковался в 1875 — 1877 году, и почти сразу стал самым обсуждаемым литературным событием того времени. История Анны, написанная с поразительной теплотой, вниманием к женской психологии, произвела фурор. До него только Островский в своих поэмах обращался к женской душе и раскрывал богатый внутренний мир прекрасной половины человечества . Естественно, высокие гонорары за произведение не заставили себя ждать, ведь каждый образованный человек читал «Каренину» Толстого. После выхода этого достаточно светского романа, автор совсем не радовался, а находился в постоянных душевных терзаниях.

Смена мировоззрения и поздние литературные успехи

Многие годы жизни были посвящены поиску смысла жизни , что и привело писателя к православной вере, однако, этот шаг лишь запутывает графа. Лев Николаевич видит в церковной диаспоре коррупцию, полное подчинение личным убеждениям, что не соответствует тому вероучению, которого жаждала его душа.

Внимание! Лев Толстой становится вероотступником и даже издает обличительный журнал «Посредник» (1883), из-за которого его отлучают от церкви и обвиняют в «ереси».

Однако Лев не останавливается на этом и пытается идти по пути очищения, делая достаточно смелые шаги. Например, раздает все свое имущество бедным , чему категорически воспротивилась Софья Андреевна. Муж неохотно переписал на нее все имущество и отдал авторские права на произведения, а поисков своего предназначения все же не бросил.

Данный период творчества характеризуется огромным религиозным подъемом – создаются трактаты и нравственные рассказы. Какие же произведения с религиозным подтекстом написал автор? Среди самых успешных работ в период с 1880 по 1990 годы были:

  • повесть «Смерть Ивана Ильича» (1886), описывающая человека при смерти, который пытается понять и осмыслить свою «пустую» жизнь;
  • повесть «Отец Сергий» (1898), направленная на критику своих же религиозных исканий;
  • роман «Воскресение», повествующий о моральной боли Катюши Масловой и путях ее нравственного очищения.

Завершение жизненного пути

Написав за свою жизнь множество произведений, граф предстал перед современниками и потомками сильным религиозным лидером и духовным наставником, таким, как Махатма Ганди, с которым вел переписку. Жизнь и творчество писателя пронизывает идея о том, что необходимо ежечасно сопротивляться злу всеми силами своей души , при этом демонстрируя смирение и сберегая тысячи жизней. Мастер слова сделался настоящим учителем среди заблудших душ. Устраивались целые паломнические поездки в имение Ясная Поляна, ученики великого Толстого приезжали «познавать себя», часами напролет слушая своего идейного гуру, которым литератор стал на склоне лет.

Автор-наставник принимал каждого, кто приходил с проблемами вопросами и чаяниями души, готов был раздать свои сбережения и приютить странников на любой срок. К сожалению, это повышало градус напряженности в отношениях с женой Софьей и, в конце концов, вылилось в нежелание великого реалиста жить в своем доме . Вместе с дочерью Лев Николаевич отправился в паломничество по России, желая путешествовать инкогнито, но часто это было безрезультатно – их узнавали везде.

Где умер Лев Николаевич? Ноябрь 1910 года стал для писателя роковым: уже будучи больным, он остановился в домике начальника железнодорожной станции, где и умер 20 ноября. Лев Николаевич был настоящим кумиром. Во время похорон этого, поистине, народного писателя, по воспоминаниям современников, люди плакали навзрыд и шли за гробом многотысячной толпой. Людей было так много, словно хоронили царя.

Краткая биография Л. Н. Толстого

Лев Толстой. Краткая биография.

Вывод

Рассказ о жизни и творчестве Льва Толстого можно вести бесконечно, об этом написано множество монографий. Романы писателя до сих пор остаются эталоном литературного искусства, а военная эпопея «Война и мир» вошла в золотую коллекцию величайших произведений мира. Лев Николаевич стал первым писателем, который обратил внимание на глубины человеческого подсознания, неосознанные и утонченные мотивы характера, а также на великую роль повседневности, определяющей всю сущность личности.

Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель, по происхождению - граф из известного дворянского рода. Родился он 28.08.1828 года в находящейся в Тульской губернии усадьбе Ясная Поляна, а умер 7.10.1910 года на станции Астапово.

Детство писателя

Лев Николаевич был представителем большой дворянской семьи, четвертым ребенком в ней. Мать его, княжна Волконская, рано умерла. В это время Толстому не исполнилось еще и двух лет, но он составил представление о своей родительнице по рассказам различных членов семьи. В романе "Война и мир" образ матери представляет княжна Марья Николаевна Болконская.

Биография Льва Толстого в ранние годы отмечена еще одной смертью. Из-за нее мальчик остался сиротой. Отец Льва Толстого, участник войны 1812 года, как и мать, рано умер. Это произошло в 1837 году. В то время мальчику было всего девять лет. Братья Льва Толстого, сам он и его сестра были переданы на воспитание Т. А. Ергольской, дальней родственнице, имевшей на будущего писателя огромное влияние. Воспоминания детства всегда были для Льва Николаевича самыми счастливыми: семейные предания и впечатления от жизни в усадьбе стали для его произведений богатым материалом, отразившись, в частности, в автобиографической повести "Детство".

Учеба в Казанском университете

Биография Льва Толстого в юные годы отмечена таким важным событием, как обучение в университете. Когда будущему писателю исполнилось тринадцать лет, семья его переехала в Казань, в дом опекунши детей, родственницы Льва Николаевича П.И. Юшковой. В 1844 году будущий писатель был зачислен на философский факультет Казанского университета, после чего перевелся на юридический, где проучился около двух лет: учеба не вызывала у юноши живого интереса, поэтому он предался со страстью различным светским развлечениям. Подав прошение об увольнении весной 1847 году, по причине расстроенного здоровья и по "домашним обстоятельствам", Лев Николаевич уехал в Ясную Поляну с намерением изучить полный курс юридических наук и сдать экстерном экзамен, а также выучить языки, "практическую медицину", историю, сельское хозяйство, географическую статистику, заниматься живописью, музыкой и написать диссертацию.

Годы юношества

Осенью 1847 года Толстой уезжает в Москву, а затем в Петербург для того, чтобы выдержать в университете кандидатские экзамены. В этот период его образ жизни часто менялся: он то целыми днями учил различные предметы, то отдавался музыке, но хотел начать карьеру чиновника, то мечтал поступить юнкером в полк. Доходившие до аскетизма религиозные настроения чередовались с картами, кутежами, поездками к цыганам. Биография Льва Толстого в годы юношества окрашена борьбой с собой и самоанализом, отраженным в дневнике, который писатель вел в течение всей жизни. В этот же период зародился интерес к литературе, появились первые художественные наброски.

Участие в войне

В 1851 году Николай, старший брат Льва Николаевича, офицер, уговорил Толстого отправиться на Кавказ вместе с ним. Лев Николаевич прожил почти три года на берегу Терека, в казачьей станице, выезжая во Владикавказ, в Тифлис, в Кизляр, участвуя в военных действиях (в качестве добровольца, а затем был принят на службу). Патриархальная простота жизни казаков и кавказская природа поразили писателя своим контрастом с мучительной рефлексией представителей образованного общества и бытом дворянского круга, дали обширный материал для повести "Казаки", написанной в период с 1852 по 1863 годы на автобиографическом материале. В рассказах "Набег" (1853 год) и "Рубка леса" (1855 год) также отразились его кавказские впечатления. Они оставили след и в его повести "Хаджи-Мурат", написанной в период с 1896 по 1904 годы, опубликованной в 1912.

Вернувшись на родину, Лев Николаевич писал в дневнике, что очень полюбил этот дикий край, в котором соединяются "война и свобода", столь противоположные по своей сути вещи. Толстой на Кавказе начал создавать свою повесть "Детство" и анонимно отправил ее в журнал "Современник". Это произведение появилось на его страницах в 1852 году под инициалами Л. Н. и, наряду с более поздними "Отрочеством" (1852-1854 годы) и "Юностью" (1855-1857 годы), составила знаменитую автобиографическую трилогию. Творческий дебют сразу же принес настоящее признание Толстому.

Крымская кампания

В 1854 году писатель отправляется в Бухарест, в Дунайскую армию, где творчество и биография Льва Толстого получают дальнейшее развитие. Однако вскоре скучная штабная жизнь заставила его перевестись в осажденный Севастополь, в Крымскую армию, где он был командиром батареи, проявив храбрость (награжден медалями и орденом св. Анны). Льва Николаевича в этот период захватили новые литературные планы и впечатления. Он начал писать "севастопольские рассказы", имевшие большой успех. Некоторые замыслы, которые возникли еще в то время, позволяют угадывать в артиллерийском офицере Толстого-проповедника поздних лет: он мечтал о новой "религии Христа", очищенной от таинственности и веры, "религии практической".

В Петербурге и за границей

Толстой Лев Николаевич в ноябре 1855 года приехал в Петербург и сразу же стал членом кружка "Современник" (куда входили Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие). Он принимал участие в создании в то время Литературного фонда, и вместе с тем оказался вовлеченным в конфликты и споры писателей, но чувствовал себя в этой среде чужим, что передал в "Исповеди" (1879-1882 годы). Выйдя в отставку, осенью 1856 года писатель уехал в Ясную Поляну, а затем, в начале следующего, 1857, отправился за границу, побывав в Италии, во Франции, в Швейцарии (впечатления от посещения этой страны описываются в рассказе "Люцерн"), а также посетил Германию. В этом же году осенью Толстой Лев Николаевич вернулся сначала в Москву, а затем и в Ясную Поляну.

Открытие народной школы

Толстой в 1859 году открыл в деревне школу для детей крестьян, а также помог устроить более двадцати подобных учебных заведений в районе Красной Поляны. Для того чтобы ознакомиться с европейским опытом в этой сфере и применить его на практике, писатель Лев Толстой снова отправился за границу, посетил Лондон (где встречался с А. И. Герценом), Германию, Швейцарию, Францию, Бельгию. Однако европейские школы несколько разочаровывают его, и он решает создать собственную педагогическую систему, основанную на свободе личности, публикует учебные пособия и труды по педагогике, применяет их на практике.

"Война и мир"

Лев Николаевич в сентябре 1862 года женился на Софье Андреевне Берс, 18-летней дочери врача, и сразу же после венчания отправился из Москвы в Ясную Поляну, где всецело отдался хозяйственным заботам и семейной жизни. Однако уже в 1863 году он вновь захвачен литературным замыслом, на этот раз создания романа о войне, в котором должна была отразиться русская история. Льва Толстого интересовал период борьбы нашей страны с Наполеоном в начале 19 века.

В 1865 году в "Русском вестнике" была напечатана первая часть произведения "Война и мир". Роман сразу же вызвал множество откликов. Последующие части спровоцировали горячие споры, в частности, развиваемая Толстым фаталистическая философия истории.

"Анна Каренина"

Произведение это создавалось в период с 1873 по 1877 годы. Живя в Ясной Поляне, продолжая обучать крестьянских детей и публиковать свои педагогические взгляды, Лев Николаевич в 70-е годы работал над произведением о жизни современного ему высшего общества, построив свой роман на контрасте двух сюжетных линий: семейной драмы Анны Карениной и домашней идиллии Константина Левина, близкого и по психологическому рисунку, и по убеждениям, и по образу жизни самому писателю.

Толстой стремился к внешней безоценочности тона своего произведения, тем самым прокладывая дорогу новому стилю 80-х годов, в частности, народным рассказам. Правда мужицкой жизни и смысл существования представителей "образованного сословия" - вот круг вопросов, интересовавший писателя. "Мысль семейная" (по словам Толстого, главная в романе) переведена в его творении в социальное русло, а саморазоблачения Левина, многочисленные и беспощадные, его мысли о самоубийстве - иллюстрация пережитого в 1880 годы духовного кризиса автора, назревшего еще во время работы над этим романом.

1880 годы

В 1880- годы творчество Льва Толстого пережило трансформацию. Переворот в сознании писателя отразился и в его произведениях, прежде всего в переживаниях персонажей, в том духовном прозрении, которое меняет их жизнь. Подобные герои занимают центральное место в таких творениях, как "Смерть Ивана Ильича" (годы создания - 1884-1886), "Крейцерова соната" (повесть, написанная в 1887-1889 годах), "Отец Сергий" (1890-1898), драма "Живой труп" (оставшаяся незавершенной, начатая в 1900 году), а также рассказ "После бала" (1903 год).

Публицистика Толстого

Публицистика Толстого отражает его душевную драму: изображая картины праздности интеллигентных слоев и социального неравенства, Лев Николаевич ставил перед обществом и перед собой вопросы веры и жизни, подвергал критике учреждения государства, доходя до отрицания искусства, науки, брака, суда, достижений цивилизации.

Новое мировоззрение представлено в "Исповеди" (1884 год), в статьях "Так что же нам делать?", "О голоде", "Что такое искусство?", "Не могу молчать" и других. Этические идеи христианства понимаются в этих трудах как фундамент братства людей.

В рамках нового мироощущения и гуманистического представления об учении Христа Лев Николаевич выступал, в частности, против догмата церкви и критиковал ее сближение с государством, что привело к тому, что его официально отлучили от церкви в 1901 году. Это вызвало огромный резонанс.

Роман "Воскресенье"

Свой последний роман Толстой писал в период с 1889 по 1899 годы. В нем воплощен весь спектр волновавших в годы духовного перелома писателя проблем. Дмитрий Нехлюдов, главный герой, - это внутренне близкий Толстому человек, который проходит в произведении путь нравственного очищения, в итоге приводящий его к осмыслению необходимости деятельного добра. Роман строится на системе оценочных противопоставлений, которые открывают неразумность устройства общества (лживость социального мира и красота природы, фальшь образованного населения и правда мужицкого мира).

Последние годы жизни

Жизнь Льва Николаевича Толстого в последние годы была непростой. Духовный перелом обернулся разрывом со своей средой и семейным разладом. Отказ от обладания частной собственностью, например, вызывал недовольство членов семьи писателя, прежде всего его супруги. Личная драма, пережитая Львом Николаевичем, отразилась в дневниковых записях.

Осенью 1910 года, ночью, втайне от всех, 82-летний Лев Толстой, даты жизни которого были представлены в данной статье, сопровождаемый лишь своим лечащим врачом Д. П. Маковицким, покинул имение. Путь оказался непосильным для него: в дороге писатель заболел и вынужден был высадиться на ж/д станции Астапово. В доме, принадлежавшем ее начальнику, Лев Николаевич провел последнюю неделю жизни. За сообщениями о его здоровье в то время следила вся страна. Похоронен Толстой в Ясной Поляне, его смерть вызвала огромный общественный резонанс.

Многие современники прибыли, чтобы проститься с этим великим русским писателем.

Граф Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 г. в имении своего отца Ясной Поляне, в Тульской губернии. Толстые – старая русская дворянская фамилия; один представитель этой семьи, глава петровской тайной полиции Петр Толстой , был произведен в графы. Мать Толстого – урожденная княжна Волконская. Его отец и мать послужили прообразами для Николая Ростова и княжны Марьи в Войне и мире (см. краткое содержание и анализ этого романа). Они принадлежали к высшей русской аристократии, и родовая принадлежность к высшему слою правящего класса резко отличает Толстого от других писателей его времени. Он никогда не забывал о ней (даже когда это его осознание стало совершенно отрицательным), всегда оставался аристократом и держался в стороне от интеллигенции.

Детство и отрочество Льва Толстого прошло между Москвой и Ясной Поляной, в большой семье, где было несколько братьев. Он оставил необыкновенно живые воспоминания о своем раннем окружении, о своих родственниках и слугах, в чудесных автобиографических заметках, которые написал для своего биографа П. И. Бирюкова. Мать его умерла, когда ему было два года, отец – когда ему было девять лет. Дальнейшим его воспитанием ведала тетка, мадмуазель Ергольская, предположительно послужившая прообразом Сони в Войне и мире .

Лев Толстой в молодости. Фото 1848 г.

В 1844 г. Толстой поступил в Казанский университет, где сначала изучал восточные языки, а потом право, но в 1847 г. он вышел из университета, не получив диплома. В 1849 г. он обосновался в Ясной Поляне, где пытался стать полезным своим крестьянам, но вскоре понял, что его старания не приносят пользы, потому что ему не хватает знаний. В студенческие годы и после ухода из университета, он, как водилось у молодых людей его класса, вел беспорядочную жизнь, наполненную погоней за наслаждениями – вино, карты, женщины, – несколько похожую на ту жизнь, которую вел Пушкин перед ссылкой на юг. Но Толстой был неспособен с легким сердцем принимать жизнь как она есть. С самого начала дневник его (существующий с 1847 года) свидетельствует о неутолимой жажде умственного и нравственного оправдания жизни, жажде, которая навсегда осталась направляющей силой его мысли. Этот же дневник был первым опытом выработки той техники психологического анализа, которая стала впоследствии главным литературным оружием Толстого. Первая его попытка испробовать себя в более целеустремленном и творческом роде писательства относится к 1851 г.

Трагедия Льва Толстого. Документальный фильм

В том же году, испытывая отвращение к своей пустой и бесполезной московской жизни, он отправился на Кавказ к терским казакам, где поступил юнкером в гарнизонную артиллерию (юнкер означает доброволец, вольноопределяющийся, но благородного происхождения). На следующий год (1852) он закончил свою первую повесть (Детство ) и послал ее Некрасову для публикации в Современнике . Некрасов немедленно ее принял и написал об этом Толстому в очень ободряющих тонах. Повесть имела немедленный успех, и Толстой сразу же выдвинулся на заметное место в литературе.

На батарее Лев Толстой вел довольно легкую и необременительную жизнь юнкера со средствами; место для постоя тоже было приятным. У него было много свободного времени, большую часть которого он тратил на охоту. В тех немногих боях, в которых ему пришлось участвовать, он проявил себя очень хорошо. В 1854 г. он получил офицерский чин и по его просьбе был переведен в армию, сражавшуюся с турками в Валахии (см. Крымская война), где он принял участие в осаде Силистрии. Осенью того же года он присоединился к Севастопольскому гарнизону . Там Толстой увидел настоящую войну. Он участвовал в обороне знаменитого Четвертого бастиона и в сражении на Черной речке и высмеял дурное командование в сатирической песне – единственном известном нам его сочинении в стихах. В Севастополе им были написаны знаменитые Севастопольские рассказы , которые появлялись в Современнике , когда осада Севастополя еще продолжалась, что очень усилило интерес к их автору. Вскоре после оставления Севастополя Толстой поехал в отпуск в Петербург и Москву, а на следующий год вышел из армии.

Только в эти годы, после Крымской войны, Толстой общался с литературным миром. Литераторы Петербурга и Москвы встретили его как выдающегося мастера и собрата. Как он признавался впоследствии, успех очень польстил его тщеславию и гордыне. Но с литераторами он не сошелся. Он был слишком аристократом, чтобы ему могла прийтись по вкусу эта полубогемная интеллигенция. Для него они были слишком неловкими плебеями, они же возмущались, что их компании он явно предпочитает свет. По этому поводу они с Тургеневым обменялись колкими эпиграммами. С другой стороны, самый его склад ума был не по сердцу прогрессивным западникам . Он не верил ни в прогресс, ни в культуру. К тому же его неудовольствие литературным миром усилилось из-за того, что новые его произведения их разочаровали. Все, что он писал после Детства , не показывало никакого движения к новшествам и развитию, и критики Толстого не сумели понять экспериментальную ценность этих несовершенных произведений (см. подробнее в статье Раннее творчество Толстого). Все это способствовало его прекращению отношений с литературным миром. Кульминацией стала шумная ссора с Тургеневым (1861), которого он вызвал на дуэль, а потом принес за это свои извинения. Вся эта история очень типична, и в ней проявился характер Льва Толстого, с его затаенной конфузливостью и чувствительностью к обидам, с его нетерпимостью к мнимому превосходству других людей. Единственные литераторы, с которыми он сохранил дружеские отношения, были реакционер и «земельный лорд» Фет (в доме которого и разыгралась ссора с Тургеневым) и демократ-славянофил Страхов – люди, совершенно не сочувствовавшие главному направлению тогдашней прогрессивной мысли.

Годы 1856–1861 Толстой провел между Петербургом, Москвой, Ясной Поляной и заграницей. Он ездил за границу в 1857 (и снова – в 1860–1861 гг.) и вынес оттуда отвращение к эгоизму и материализму европейской буржуазной цивилизации. В 1859 г. он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и в 1862 г. начал издавать педагогический журнал Ясная Поляна , в котором удивил прогрессивный мир утверждением, что не интеллигенты должны учить крестьян, а скорее крестьяне интеллигентов. В 1861 г. он принял пост мирового посредника, пост, введенный для наблюдения за тем, как проводится в жизнь освобождение крестьян . Но неудовлетворенная жажда нравственной прочности продолжала его мучить. Он забросил разгул своей юности и стал подумывать о женитьбе. В 1856 г. он сделал первую неудачную попытку жениться (на Арсеньевой). В 1860 г. он был глубоко потрясен смертью своего брата Николая – это была его первая встреча с неизбежной реальностью смерти. Наконец в 1862 г., после долгих колебаний (он был убежден, что поскольку он стар – тридцать четыре года! – и некрасив, ни одна женщина его не полюбит) Толстой сделал предложение Софье Андреевне Берс, и оно было принято. Они поженились в сентябре того же года.

Женитьба – одна из двух главных вех жизни Толстого; второй вехой стало его обращение . Его всегда преследовала одна забота – как оправдать свою жизнь перед своей совестью и достичь стойкого нравственного благополучия. Когда он был холостяком, то колебался между двумя противоположными желаниями. Первым было страстное и безнадежное устремление к тому цельному и нерассуждающему, «естественному» состоянию, которое он нашел среди крестьян и особенно среди казаков, в чьем селе он жил на Кавказе: это состояние не стремится к самооправданию, ибо оно свободно от самосознания, этого оправдания требующего. Он пытался найти такое не задающееся вопросами состояние в сознательном подчинении животным импульсам, в жизни своих друзей и (и тут он был ближе всего к его достижению) в любимом своем занятии – охоте. Но он был неспособен удовлетвориться этим навсегда, и другое столь же страстное желание – найти рациональное оправдание жизни – уводило его в сторону каждый раз, когда ему казалось, что он уже достиг довольства собой. Женитьба была для него вратами в более стабильное и продолжительное «естественное состояние». Это было самооправдание жизни и разрешение мучительной проблемы. Семейная жизнь, нерассуждающее принятие ее и подчинение ей отныне стало его религией.

Первые пятнадцать лет своей брачной жизни Толстой жил в блаженном состоянии довольного прозябания, с умиротворенной совестью и умолкнувшей потребностью в высшем рациональном оправдании. Философия этого растительного консерватизма выражена с огромной творческой силой в Войне и мире (см. краткое содержание и анализ этого романа). В семейной жизни он был исключительно счастлив. Софья Андреевна, почти еще девочка, когда он на ней женился, без труда стала такой, какой он хотел ее сделать; он объяснил ей свою новую философию, и она была ее несокрушимой твердыней и неизменной хранительницей, что привело в конце концов к распаду семьи. Супруга писателя оказалась идеальной женой, матерью и хозяйкой дома. Кроме того, она стала преданной помощницей мужа в литературной работе – всем известно, что она семь раз переписала Войну и мир от начала до конца. Она родила Толстому множество сыновей и дочерей. У нее не было личной жизни: вся она растворилась в жизни семейной.

Благодаря толстовскому разумному управлению имениями (Ясная Поляна была просто местом жительства; доход приносило большое заволжское имение) и продаже его произведений состояние семьи увеличилось, как и сама семья. Но Толстой, хоть и поглощенный и удовлетворенный своей самооправданной жизнью, хоть и прославивший ее с непревзойденной художественной силой в лучшем своем романе, все-таки не в состоянии был полностью раствориться в семейной жизни, как растворилась его жена. «Жизнь в искусстве» тоже не поглощала его так, как его собратьев. Червячок нравственной жажды, хоть и доведенный до крошечных размеров, так никогда и не умер. Толстого постоянно волновали вопросы и требования нравственности. В 1866 г. он защищал (неудачно) перед военным судом солдата, обвиненного в том, что он ударил офицера. В 1873 г. он опубликовал статьи о народном образовании, на основании которых проницательный критик Михайловский сумел предсказать дальнейшее развитие его идей.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой известен авторством многих произведений, а именно: Война и мир , Анна Каренина и других. Изучение его биографии и творчества продолжается до сих пор.

Философ и литератор Лев Николаевич Толстой появился на свет в дворянской семье. В наследство от своего отца он унаследовал графский титул. Его жизнь началась в большом родовом поместье в Ясной поляне Тульской губернии, что наложило значительный отпечаток на его дальнейшую судьбу.

Вконтакте

Одноклассники

Жизнь Л. Н. Толстого

Родился он 9 сентября 1828 году. Ещё будучи ребёнком, Лев испытал немало тяжёлых моментов в жизни. После того как умерли родители, он и его сестры воспитывались тётей. После её смерти, когда ему исполнилось 13 лет, пришлось переехать в Казань к дальней родственнице под опеку. Начальное образование Лев проходил в домашних условиях. В 16 лет поступил на филологический факультет Казанского университета. Однако, сказать, что он был успешен в учёбе, было нельзя. Это вынудило перейти Толстого на более лёгкий, юридический факультет. Спустя 2 года, вернулся в Ясную поляну, так и не осилив до конца гранит науки.

В силу переменчивого характера Толстого, он пробовал себя в разных отраслях , интересы и приоритеты часто сменялись. Работа перемежалась с затяжными загулами и кутежами. В этот период им было наделано много долгов, с которыми пришлось в дальнейшем долго расплачиваться. Единственное пристрастие Льва Николаевича Толстого, стабильно сохранившееся на всю жизнь, это ведение личного дневника. Оттуда он и черпал потом самые интересные идеи для своих произведений.

Толстой был неравнодушен к музыке. Его любимые композиторы: Бах, Шуман, Шопен и Моцарт. В то время, когда у Толстого ещё не сформировалось главной позиции в отношении своего будущего, он поддался уговорам брата. По его наущению, он отправился служить в армию юнкером. При прохождении службы вынужден был участвовать в по 1855 год.

Раннее творчество Л. Н. Толстого

Будучи юнкером , он имел достаточно свободного времени, чтобы начать свою творческую деятельность. В этот период Лев начал заниматься историей автобиографического характера под названием Детство . Большей частью, в ней были изложены факты, случившиеся с ним, когда он был ещё ребёнком. Рассказ был отправлен на рассмотрение в журнал Современник. Его одобрили и выпустили в тираж в 1852 году.

После первой публикации , Толстого заметили и стали приравнивать к значимым личностям того времени, а именно: И. Тургенев , И. Гончаров, А. Островский и другие.

В те же армейские годы им была начата работа над повестью Казаки, которую закончил в 1862 году. Вторым произведением после Детства стало Отрочество, затем - Севастопольские рассказы. Ими он занимался во время участия в Крымских сражениях.

Путешествие по Европе

В 1856 году Л. Н. Толстой покинул воинскую службу в звании поручика. Решил некоторое времени попутешествовать. Сперва отправился в Петербург, где ему оказали радушный приём. Там у него установились дружеские контакты с популярными на тот период писателями: Н. А. Некрасов, И. С. Гончаров, И. И. Панаев и другие. Они проявили к нему неподдельный интерес и приняли участие в его судьбе. В это время были написаны Метель и Два гусара.

Прожив 1 год весёлой и беззаботной жизнью, испортив отношения со многими членами литературного кружка, Толстой решает покинуть этот город. В 1857 году началось его путешествие по Европе.

Париж Льву совсем не понравился и оставил тяжёлый след в душе. Оттуда он отправился на Женевское озеро. Посетив множество стран, он вернулся в Россию с грузом отрицательных эмоций . Кто и что его так поразило? Скорее всего - это слишком резкая полярность между богатством и бедностью, который покрывался напускным великолепием европейской культуры. И это прослеживалось везде.

Л.Н. Толстой пишет повесть Альберт, продолжает трудиться над Казаками, написал рассказ Три смерти и Семейное счастие. В 1859 году прекратил сотрудничество с Современником. В это же время у Толстого обозначились изменения в личной жизни, когда в планах - женитьба на крестьянке Аксинье Базыкиной.

После смерти старшего брата Толстой отправился в путешествие на юг Франции.

Возвращение домой

С 1853 по 1863 год его литературная деятельность приостановилась из-за отъезда на родину. Там он решил заняться фермерским хозяйством. Одновременно Лев сам проводил активную просветительскую деятельность среди деревенского населения. Создал школу для крестьянских детей и начал преподавать по своей методике.

В 1862 году он сам создал педагогический журнал под названием Ясная поляна. Под его началом вышло 12 изданий, которые не были оценены по достоинству в то время. Характер их был таков - он чередовал теоретические статьи с баснями и рассказами для детей начального уровня образования.

Шесть лет из его жизни, с 1863 по 1869 год , ушли на написание главного шедевра - Война и мир. Следующим в списке был роман Анна Каренина. На него потребовалось ещё 4 года. На протяжении этого периода полностью сформировалось его мировоззрение и вылилось в направление под названием толстовство. Основы этого религиозно-философского течения изложены в следующих работах Толстого:

  • Исповедь.
  • Крейцерова соната.
  • Исследование догматического богословия.
  • О жизни.
  • Христианское учение и прочие.

Главный акцент в них ставится на нравственных догмах человеческой натуры и их усовершенствовании. Призывал прощать тех, кто приносит нам зло, и отказываться от насилия при достижении своей цели.

В Ясную поляну не прекращался поток почитателей творчества Л. Н. Толстого, ища в нём поддержку и наставника. В 1899 году был опубликован роман Воскресение.

Общественная деятельность

Вернувшись из Европы, он получил приглашение стать приставником Крапивинского уезда Тульской губернии. Он активно влился в деятельный процесс по защите прав крестьянства, часто идя вопреки царским указам. Эта работа расширила кругозор Льва. Ближе столкнувшись с крестьянской жизнью, он стал лучше понимать все тонкости . Полученные сведения в дальнейшем помогли ему в литературном творчестве.

Расцвет творчества

Перед началом написания романа Война и мир, Толстой занялся ещё одним романом - Декабристы. Толстой неоднократно к нему возвращался, но так и не смог довести до конца. В 1865 году в Русском вестнике появился небольшой отрывок из Войны и мир. Спустя 3 года вышли ещё три части, а потом и все остальные. Это произвело настоящий фурор в русской и зарубежной литературе. В романе самым подробным образом описаны разные слои населения.

К последним произведениям писателя относятся:

  • рассказы Отец Сергий;
  • После бала.
  • Посмертные записки старца Федора Кузьмича.
  • драма Живой труп.

В характере его последней публицистики прослеживается консервативный настрой . Он жёстко осуждает праздную жизнь высших слоёв, которые не задумываются над смыслом жизни. Л. Н. Толстой подвергал жёсткой критике государственные догмы, отметая все: науку, искусство, суд и так далее. На подобный выпад отреагировал сам Синод и в 1901 году Толстого отлучили от церкви.

В 1910 году Лев Николаевич уехал из семьи и в дороге заболел. Ему пришлось сойти с поезда на станции Астапово Уральской железной дороги. Последнюю неделю своей жизни он провёл в доме местного начальника станции, где и умер.





Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) - граф, русский писатель.

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».

Казанский университет

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

«Бурная жизнь юношеского периода»

После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

«Война и свобода»

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести «Казаки» (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

Крымская кампания

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» - «религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической».

В кругу литераторов и за границей

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 - за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.

Народная школа

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).

«Война и мир» (1863-69)

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель «передоверил» людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу («не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории»).

«Анна Каренина» (1873-77)

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного сословия» и глубокая правда мужицкой жизни - этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего «Анну Каренину» в «Дневнике писателя». «Мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.

Перелом (1880-е гг.)

Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86, опубликована полностью в 1906), «О голоде» (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском - в 1954), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900, полностью опубликована в России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908).

Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого «Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям.

В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений - драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством «Посредник», основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу «Посредника» как «выражение в художественных образах учения Христа», «чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее».

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

«Воскресение» (1889-99)

Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого - откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой - сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало - проявились в романе со всей наглядностью.

Уход и смерть

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой , сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Раздел:

Навигация по записям



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх