Конспект урока на тему «И.Крылов «Стрекоза и Муравей. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтение басни И

План открытого урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «Изучение басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Цели урока:

— Познакомить с жизнью и творчеством И. А. Крылова, с его басней «Стрекоза и Муравей».

— Формировать универсальные учебные действия.

— Совершенствовать умение работать с текстом (анализ сюжета, определение главной мысли произведения –мораль, умение делать выводы), знать особенности жанра басни.

— Обогащать читательский опыт учащихся, отрабатывать навык выразительного чтения.

— Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности, читательскую зоркость и речь детей.

— Воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда.

Оборудование: Тексты для чтения у учащихся, памятки для учащихся по работе с баснями, презентационные листы ответов для учащихся, жетоны для оценивания работы групп, пазлы с иллюстрацией басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья учебник Л.А. Ефросининой, “Литературное чтение” 4 класс, 1 часть.

Ход урока.

1. Организационный момент (психологический настрой).

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Всем, всем!

Добрый день!

Соберите в ладошки своё тепло

Пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло.

В жизни часто бывают такие моменты, когда хочется, чтобы кто — то был рядом и поделился с тобой своим теплом.

Приглашаю вас в чудесный мир литературы. На уроке мы постараемся хорошо трудиться, тогда работа принесёт результат (плод)

2.Этап актуализации знаний:

а)Знакомство с темой урока.

Посмотрите иллюстрации на доске.

Чему посвящен сегодня урок? (басням)

Почему вы так думаете? (сцены из басен)

Какие это басни?

На доске появляется запись: Иван Андреевич Крылов.

б) Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.

Рассказ учителя: « И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни - «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем».

Прочтите текст о И.А.Крылове, выданный каждому из вас и расскажите то, о чём я еще не рассказала (работа в парах).

О чём я не говорила в своем рассказе, а вы смогли прочитать в тексте? (о том, что такое басня)

в) повторение знаний об особенностях басен.

На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:

Краткая форма повествования,

Действующие лица – животные, но подразумеваются люди,

Высмеивает пороки людей (ирония),

Есть мораль,

Повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

Вывод на доске

— Прочитайте, что осталось в ваших определениях.

Басня — это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.

Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете на речевой разминке.

Речевая разминка:

а) Речевые упражнения

(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).

Герои разминки пришли к нам сегодня в гости.

б) Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе (подготовленные учащиеся)

3.Этап создания проблемной ситуации и формулирование проблемы:

Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и Муравей»)

а) Создание «Дерева предсказаний»(На доске нарисовано дерево)

Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни? Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья.

Появляются на дереве слова

    о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,

    о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.

Прослушаем текст басни и проверим наши предсказания.

б) Первичное восприятие текста Слушание басни в аудиозаписи.

в) Формулирование проблемы.

Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

Значит, мы с вами ошиблись, и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)

Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?

Вопрос урока : Какова мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»?

Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль отдельной частью?(нет) Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в наших памятках к работе с литературными произведениями (дети находят памятки на столе):

Исследование будем проводить, работая в группах.

Физминутка.

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

Ты, кума, не торопись,

А за дело — ка возьмись.

1, 2, 3, 4, 5 - начинаем приседать.

4.Этап открытия нового знания:

Исследовательская работа в группах по пунктам плана памятки по работе с басней.

5.Этап применения нового знания:

Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах. За каждый правильный ответ на вопрос учителя команда получает 1 пазл из разрезанной иллюстрации с изображением заключительной сцены басни. Команда может ответить на 4 вопроса учителя и собрать 4 пазла. Отвечать команды будут по — очереди.

а) Беседа – анализ текста

1. В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы.

2. Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

3. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (на доске)

Как вы понимаете эти высказывания? (этот вопрос задается после каждого правильно установленного соотношения)

4. Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)

5. Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

6. Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

7. Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

8. Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый. мудрый.)

9. Настали ли нужда и голод для Муравья?

10. Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

11. Почему он отказал Стрекозе в помощи?

12. Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

13. Можно ли его назвать жадным?

14.Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём) .

15. Как вы относитесь к Стрекозе?

16. А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?

17. Почему же Крылов именно таким показал Муравья?

18. Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

19. Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.

20. Как вы их понимаете?

21. Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.

Из частичек пазлов, собранных командой, составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором? (заключительный) Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию и запишите название в ваш лист (работа в группах).

Зачитайте названия. Можно ли считать эти слова моралью басни? Докажите.

6.Рефлексия. Итог урока:

а) Вывод по проблеме :

    Смогли мы ответить на главный вопрос урока?

    Какие же пороки «пощипал» Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)

    Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

    Нужно ли изучать басни?

    Чему они учат?

б) Самооценка

У каждой группы на столе рисунок с изображением ученика.

— если работа в группе не вызвала затруднений – нарисовать в руке 3 воздушных шарика;

— если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – нарисовать 1 воздушный шарик;

— если смогли справиться лишь с помощью других – в руке нарисовать гирю.

Капитаны прикрепите своих «учеников» в дереву успеха.

в) Оценивание работы на уроке.

Группа оценивается по количеству жетонов, пазлов, качеству оформления презентационных листов – выставляется итоговая оценка.

г) Домашнее задание.(по желанию)

    Выразительное чтение басни по ролям.

    Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне.

    Чтение басни наизусть

Соломатина Любовь
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

«Чтение басни И . А. Крылова «Стрекоза и муравей »

Образовательная область «Речевое развитие» .

Цель : расширить знание детей о жанрах литературы.

Задачи :

Познакомить детей с басней через творчество И . А. Крылова

Формировать умение детей отличать басни от других произведений.

Развить интерес к басням , желание инсценировать их.

Развить мышления при анализе произведения;

развивать умение отвечать на вопросы, используя в ответ сложные предложения;

Обогащать словарный запас

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Детская цель : инсценировка басни .

Затруднение : выучить слова героев.

Новое знание : что такое басня .

Словарь : басня , Крылов , попрыгунья, катит, нужда, удручена, вешних, мурава .

Предварительная работа :

Знакомство с жанрами художественной литературы : сказки, поэзия, народный фольклор, рассказы. Беседа по жанрам художественной литературы. Рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, иллюстраций с животными. Игры-драматизации по сказкам.

Оборудование : Портрет И. А. Крылова ; Книги, часть группы оформлена в виде библиотеки. Книга басен Крылова . Шапочки стрекоза , муравей .

Виды детской деятельности : рассматривание книг, беседа, прослушивание басни , рассуждения по содержанию, физминутка, инсценировка.

Ход занятия.

Организационный момент

Воспитатель : Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться !

Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам!

Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

2. Беседа по жанрам художественной литературы

Воспитатель : Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. В путешествие мы отправимся на ковре – самолете Скажем волшебные слова : «Ковер – самолет - лети. В волшебную страну нас отнеси» Закройте глаза. Ребята, открывайте глаза, посмотрите, мы с вами оказались в волшебной стране. Это чудесный мир книг. Скажите, как называется место, где много книг? Кто знает?

Правильно, библиотека – это большой дом, где «живут» и хранятся книги и для взрослых, и для школьников, и даже для детей, которые ходят в детский сад.

Воспитатель : А у нас в группе есть библиотека ?

И у нас в группе тоже есть библиотека, только она не большая, и в ней «живут» книги для дошкольников.

Посмотрите, сколько разных книг здесь, ребята. Это книги со сказками, со стихами, рассказами, потешками и загадками.

Ребята, а какие книги вы больше всего любите?

Да ребята, все дети любят слушать сказки. Скажите, кто сочиняет сказки? (народ, писатели – сказочники)

Назовите, какие русские народные сказки вы знаете?

Кто герои этих сказок? (люди, звери, птицы)

Чему нас учат сказки (быть добрыми, смелыми, умными, не хвастаться и т. д.)

Но ведь сказки сочиняет на только народ, но и писатели – сказочники.

А каких писателей – сказочников вы знаете?

Какие сказки они написали?

Чему нас учат сказки?:

Ребята, чем отличается сказка от рассказа?

Посмотрите на эту книгу. Называется она «Басни » . Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека. В России писал басни Иван Андреевич Крылов Крылов - самый известный баснописец . Герои басни - животные , птицы, рыбы. Басня помогает людям , на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Басни Ивана Андреевича Крылова учат честности , благородству, любви к Родине, учат быть искренними, скромными. Осуждают лень, жадность.

Я вам сейчас прочитаю басню И . Крылова «Стрекоза и муравей » .

Словарная работа.

Зима катит – наступает

Нужда – отсутствие еды, дома.

Удручена – огорчена

Вешних дней – весенних

Мурава – высокая трава .

Беседа по басне :

С какой просьбой стрекоза пришла к муравью ?

Почему муравей отказал в помощи ?

Чем занималась стрекоза все лето ?

Чем занимался муравей ?

Чему учит нас басня ? О чем говорит нам мораль басни ?

Физминутка «Муравьи и стрекозы » . По команде воспитателя дети выполняют действия :

«Стрекоза летала , летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал , копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал , присел, и трудиться поспешил».

Послушайте басню муравья и стрекозы .

Воспитатель : ребята, сейчас я вас прочитаю пословицы, а вы должны выбрать ту, которая подходит нашей басне .

В гостях хорошо, а дома лучше.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Труд кормит, а лень портит.

Обсуждение ответов.

Послушайте басню еще раз и постарайтесь запомнить слова муравья и стрекозы .

Рассказывание басни по ролям .

Заключительная часть.

Ребята, нам пора уже возвращаться в детский сад. Становитесь на ковер – самолет. Произносим волшебные слова «Ковер – самолет, лети, в детский сад нас отнеси» Вот мы и в детском саду.

О каком жанре мы сегодня говорили. Как называется басня , которую мы слушали?

Чему нас учит эта басня .

Воспитатель : «Правильно, мораль басни заключается в воспитании в нас таких качеств, как трудолюбие, усердие и старательность».

Публикации по теме:

Сценарий театральной постановки сказки И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Сценарий театральной постановки сказки И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Действующие лица: Стрекоза, Муравей, Зайцы, Медведи, Пчелки, Бабочки.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Чтение басни И. Крылова «Ворона и Лисица» Программные задачи: Продолжать знакомить с жанровыми особенностями басни. Развивать умение понимать аллегорию, выделять мораль басни; обращать.

Сценарий осеннего развлечения по мотивам басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» для детей подготовительной к школе группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад №66» Конспект осеннего развлечение.

КВН «Басни И. А. Крылова» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА ШКОЛА №8 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Презентация по литературному чтению для 3 класса «Басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Посмотри на памятник человеку, очень известному в русской литературе. Памятник находится в Летнем саду в Санкт-Петербурге, на детской площадке.

Сценарий и видео музыкальной сказки «Стрекоза и муравей» по мотивам басни И. А. Участвовали в Конкурсе детского творчества "Карусель" в рамках Городского фестиваля "Эстафеты искусств - 2016" для обучающихся по программам.

>>Литература 2 класс >> Литература: И. Крылов. «Стрекоза и Муравей»

Урок 20


И. А. КРЫЛОВ «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ»

Цель: учить видеть и понимать смысл басен; распознавать хорошее и плохое.

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Можно вначале познакомить учащихся с моралью басни, затем предложить им ответить на вопросы, а после этого прочитать басню (лучше по ролям.)


Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

Стрекоза и муравей

Иван Крылов

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!

1. Сообщение темы, целей.

2. Работа над басней «Стрекоза и Муравей». Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)

Итак, басня И.Крылова называется “Стрекоза и муравей”, это тема нашего урока.

1) Чтение басни учителем.

Кто, ребята, изображен на рисунке?
- Какое время года мы видим?
- Чем занят муравей, а чем стрекоза?


А на этом рисунке?
- Какое время года изображено?
- Расскажите о муравье и стрекозе, что изменилось в их жизни?

2) Высказывания детей.

3) Ответы на вопросы.

1. Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.
2. Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?
3. К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью?
4. Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!”
5. Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.
6. Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
7. В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.
8. Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)
9. На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне? (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)

4) Соотнесение с пословицами.

– Какие еще пословицы подходят к этой басне?

5) Составление мультфильма по басне (групповая работа).

IV. Итог урока.

А теперь мы с вами поиграем в игру “Кто лучше понял басню И. Крылова “Стрекоза и муравей”

Как называется басня?
- Кто написал басню?
- Как жила Стрекоза летом?
- Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?
- К кому пошла Стрекоза за помощью?
- С какой просьбой она обратилась к Муравью?
- Что ей сказал Муравей?
- Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела…”

Домашнее задание : приготовиться к инсценировке басни.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».


Цели урока: познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, экспозиционный экран, видеопроектор, ноутбук, магнитная доска, магнитофон, карточки, сигнальные карточки.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.

Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы.

2. Актуализация знаний.


Посмотрите иллюстрации на доске.
- Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? (портрет И.А.Крылова)
- Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».

Что такое басня?

(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.)

В басне есть нравоучение?

Как оно называется?

Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?

Чему учит нас каждая басня?

Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)

Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей)

Что это за животные?

Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)

(Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)

Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).

А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)

Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?

За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)

Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.

Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок)

Какими эти персонажи могли быть в басне?

А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.

3. Просмотр мультфильма.
- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления?

А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
- Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются).
- Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала проведём физминутку.

4. Физминутка

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

Ты, кума, не торопись,

А за дело - ка возьмись.

1, 2, 3, 4, 5 - начинаем приседать.

5. Повторное чтение и углубленный анализ басни.

1.Словарная работа.

Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?

(на доске появляются слова, выражения)

Значение непонятных слов, выражений.

Вешние дни (иначе: весенние)

В мягких муравах (мурава – трава; в мягких травах)

Удручена (огорчена, опечалена)

Помертвело чисто поле (собран урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)

Оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)

И кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)

Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений.

Запоминают значение слов и выражений.

2.Повторное чтение басни. (Слушание басни в аудиозаписи)

Дети читают басню самостоятельно.

3.Углублённый анализ басни.

Подберите характеристики для наших героев.

(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах)

Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. Слова для справок на печатаны на карточках (на каждую парту).

Учащиеся дают характеристику героям басни.

Проверим вашу работу.

Дети защищают свои ответы.

Жалко ли вам Стрекозу?

Почему она пошла к Муравью? - Муравей труженик.

Правильно ли поступил Муравей?

Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?

Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»

Какова мораль басни?

Нужно не только веселиться, но и работать.

6. Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
- Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике (тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

7. Индивидуальная работа учащихся.

Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы.

Упражнение «Соберите пословицы»

Вам необходимо соединить начало и конец пословиц.

Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.

Проверка выполненной работы (результаты работы появляются на доске)

Делу - время, потехе - час.

Кто веселится весной, проплачет зимой.

Семь раз отрежь, один раз отмерь… и т.д.

Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?

8. Рефлексия. Итог урока:

Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Нужно ли изучать басни?
Чему они учат?

Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
- если работа в группе не вызвала затруднений – зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других – красный

9. Домашнее задание.
Выразительное чтение басни наизусть.
Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)

Конспект урока по литературному чтению (в соответствии с ФГОС)

И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей" в 4 классе

Панфилова Галина Юрьевна, учитель начальных классов, МОУ СШ № 2 р.п. Новоспасское

Тема: И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

Цели урока: познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.


Тип урока: Открытие новых знаний.


Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.


Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.


Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку, ЭОР, памятки для учащихся по работе с басней, сигнальные карточки, пазлы с иллюстрацией басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение.4 класс, 1 часть, М., «Вентана-Граф», 2013 (УМК «Начальная школа 21 века»).

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.
- Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы. (Слайд название учебного предмета)
2. Актуализация знаний.
Демонстрация флеш-анимации.
- Нанесите на карту литературных жанров названия или часть текста произведений.
- Какого литературного жанра не хватает? (Басни.)
- Чему посвящен сегодня урок? (басне)
- Вспомним, что такое басня? (Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют животные, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки) Слайд (определение термина басня)
- А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни? (Мораль). Слайд (определение: Мораль - нравственное наставление автора. Мораль чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.)
- А как называют автора басни? (Баснописец)

Работа с иллюстрацией
- Посмотрите иллюстрации на доске.
-Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? (Слайд: портрет И.А.Крылова)
Рассказ учителя: - Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев». Строки его басен стали пословицами и поговорками.
3. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы
- Вы догадались, что на уроке нам предстоит встреча с новой басней И.А. Крылова.
- Какую цель мы обычно ставим перед изучением нового произведения. (Узнать о чем это произведение, понять замысел и внутренний мир автора.)
- Что нужно для достижения этой цели?
(Уметь работать с текстом (объяснить значение непонятных слов, находить изобразительно - выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль).-
- А вот как называется басня, вы узнаете после речевой разминки.
Речевая разминка:
Речевые упражнения (текст на слайде)
Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.

Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).
- А почему именно эти персонажи? (Будем читать басню «Стрекоза и Муравей»)
-Герои разминки пришли к нам сегодня в гости.(Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей - подготовленные учащиеся.)
- Давайте послушаем рассказы героев о себе. (Приложение 1)
- Какими вы их представляете?
Парная работа. Определите черты характера главных героев. (О стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д., о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.)
Проверка работы.
Первичное восприятие текста
-А теперь давайте прослушаем текст басни. Какими в ней показаны герои?
(Слушание басни в аудиозаписи)
- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
-Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются)
-Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала проведём физминутку.
Физминутка.
Нёс однажды Муравей
Две травинки для дверей.
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом.
Лишь снежок запорошит
Стрекоза к нему спешит.
Ты, кума, не торопись,
А за дело - ка возьмись.
1, 2, 3, 4, 5 - начинаем приседать.
Самостоятельная индивидуальная работа
-Прочтите басню в учебнике самостоятельно и ответьте на вопрос: сформулирована ли мораль отдельной частью? (нет)
- Значит, чтобы найти смысл поучения басни, нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в ваших памятках к работе с литературными произведениями (http://uchitelu.narod.ru/1chtenpamjatka.htm «Памятки для чтения»)
- Исследование будем проводить, работая в группах. Памятки на столе. (Приложение 2)
4.Этап открытия нового знания:
(Работа в группах (две) и повторение правил групповой работы
- Вспомним правила работы в группе: (на слайде)
Работай дружно.
Спокойно высказывай своё мнение.
Уважай мнение другого.
Терпеливо выслушивай мысли других.
Вместе находи правильное решение.
Капитан определяет выступающего.
Самостоятельная работа в группах.
5.Этап применения нового знания:
-Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах. За каждый правильный ответ на вопрос учителя команда получает 1 пазл из разрезанной иллюстрации с изображением заключительной сцены басни. Команда может ответить на 4 вопроса учителя и собрать 4 пазла. Отвечать команды будут по - очереди.
Викторина (по 6 вопросов каждой группе)
1. В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы.
2. Чтобы понять незнакомые слова и выражения, которые встретились в басне, выполним задание:
- Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (слайд)
Как вы понимаете эти высказывания? (этот вопрос задается после каждого правильно установленного соотношения)

Зима катит в глаза.
В мягких муравах у нас.
Голову вскружило.
Оглянуться не успела.
В ум пойдет.
Помертвело чисто поле.
Злой тоской удручена. Забыла обо всем.
Не хочется думать.
Неожиданно наступила зима.
Быстро прошло.
В поле стоит мёртвая тишина.
Тоскует.
В мягкой траве у нас.
3. Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)
4. Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый. мудрый.)
5. Настали ли нужда и голод для Муравья?
6. Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
7. Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?
8.Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).
9. Как вы относитесь к Стрекозе?
10. А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?
11. Почему же Крылов именно таким показал Муравья?
- Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.
12. Чему учит нас эта басня? Какова мораль? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)
Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
- Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике (тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.
- Из частичек пазлов, собранных командой, составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором? (заключительный) Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию. Зачитайте названия. Можно ли считать эти слова моралью басни? Докажите.
6.Рефлексия. Итог урока:
Вывод по проблеме:
Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Нужно ли изучать басни?
Чему они учат?
Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
- если работа в группе не вызвала затруднений –зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других - красный
7. Домашнее задание.
Выразительное чтение басни наизусть.
Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)

Приложение 1
СТРЕКОЗА.
Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных видов полета, которыми мы мастерски владеем. Я ни в коем случае не должна забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок. Вы найдете у нас всевозможные сочетания: от нежных тонов, переходящих в металлически светящиеся, до насыщенных и резких. Невозможно не восторгаться нашей красотой!
МУРАВЕЙ.
Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника, открывая в нем входы-выходы или вытаскивая на поверхность – погреться на солнышке – белых личинок. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

Приложение 2

Памятка к работе над басней

1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?
2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?
3.Кто является главными героями в басне?
4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
5.Что осуждается в басне?
6.Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
7.Что должен понять из этой басни читатель?
8.Какое выражение басни стало крылатым?




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх