Составьте небольшой рассказ по картине золотая осень. Сочинение по картине В

«Золотая осень».

Задачи деятельности учителя: создать условия для составления и записи текста по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся составлять текст по репродукции картины (рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа), записывать составленный текст.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

Образовательные ресурсы:

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Толковый словарь.

3. Интернет-ресурсы:

Наглядно-демонстрационный материал : слова для орфографической подготовки, записанные на доске.

Сценарий урока

I. Сообщение темы урока.

Сегодня урок по развитию речи.

На уроке будем составлять текст по репродукции картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень»: рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст.

II. Знакомство с творчеством художника.

Поленов Василий Дмитриевич – выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи (учитель демонстрирует репродукции картин: «Бабушкин сад» (1878), «Московский дворик» (1878), «Первый снег» (1891), «Заросший пруд» (1879), «Русская деревня» (1889), «Березовая аллея в Абрамцеве» (1880)) , педагог. Родился 20 мая 1844 г. в Петербурге, в старинной дворянской семье. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, была детской писательницей и художницей-любительницей.

III. Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 37).

1. Рассматривание и описание содержания репродукции кар-тины.

Рассмотрите репродукцию картины (учитель демонстрирует репродукцию картины при помощи интерактивной доски) .

Что изобразил художник на картине? (Художник изобразил раннюю осень.)

Почему вы так думаете? (Художник при написании картины использовал мягкие желтые, голубые и зеленые тона.)

Осень – любимое время года художника.

Создалось ли у вас впечатление, что вы видите осенний пейзаж как бы сверху? (Да. Художник, наверное, забрался на возвышенность и долго выбирал место, откуда он будет рисовать.)

Что вы видите в центре картины? (Реку.)

Следует отметить, что Поленов использовал в картине прием, характерный для его манеры: организация пространства при помощи дуги. На полотне в роли этой дуги выступает изображение реки Оки, которое уравновешивает и завершает картину в целом. Река тянется, разделяя картину
на две части. Ока – любимое место Поленова. «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли ее красоту. Вам тогда почему-то показалось, что в этой красоте и гармонии нет-нет, да и проскользнет гармоника. Вот я живу здесь теперь двадцать два года и ни разу ее не слыхал, а красота и гармония все те же».
(Из письма художника К. Коровину.)

Какими вы увидели реку, ее берега? (Она – зеркало всего пейзажа. В ней отражаются деревья, которые растут вдоль реки, и голубое небо. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора.)

Какими вы увидели заливные луга, уходящие к горизонту? (На охристо-желтой траве видны зеленые островки.)

Какими вы увидели деревья и их осенний наряд, землю? (В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, а три растущие рядом старые сосны возвышаются над ними. Тропинка, вытоптанная местными жителями, ведет в густой лес. Там они собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.)

Каким вы увидели небо? (На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч, серости и других признаков плохой погоды.)

Что вам запомнилось в картине? (От картины веет прохладой и тишиной. Хочется раствориться в нежной красоте и гармонии, подумать о плавном и неторопливом течении жизни. Видно, что часть души автора навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.)

2. Составление рассказа.

Сколько частей будет в рассказе? (Три части: вступительная, основная, заключительная.)

О чем вы напишете в первой части? (О художнике, его картине.)

О чем напишете в основной части? (Дадим описание природы, изображенной на картине.)

Как вы закончите свой рассказ? Какими словами начнете предложения, в которых выразите свое мнение, свои впечатления о картине? (Высказывания учащихся.)

3. Пересказ составленного рассказа.

Что расскажете во вступительной части? (О художнике, его картине.)

(Два или три предложения.)

А теперь подумайте, о чем расскажете в основной части? (О содержании картины.)

Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)

О чем расскажете в заключении? (О том, почему нравится картина.)

Сколько предложений для этого потребуется? (Одно-два предложения.)

Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)

Соответствует ли содержание рассказа теме?

Сколько частей получилось в рассказе? (3.)

Физкультминутка

4. Лексико-орфографическая подготовка.

Слова для орфографической подготовки на доске: картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, желтые, перелески, золотые, березки, словно, танцуют, легком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовет, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

Прочитайте орфографически первое слово. (Картина.)

Что надо знать, чтобы правильно записать это слово? (Это словарное слово. Написание его надо запомнить, а именно: безударную гласную в корне слова – букву «а».)

Аналогично проводится работа с другими словами.

5. Запись предложений в тетради.

Запишите предложения по репродукции картины.

Вариант 1

На картине ранняя осень. Осенний пейзаж мы видим как бы с высоты. Спокойно катит свои голубые воды река. Всюду желтые перелески. Золотые березки словно танцуют в легком хороводе. Над ними возвышается густая зелень деревьев-великанов. На земле пожелтевшая трава. Дорожка стремительно бежит и зовет нас вдаль. К горизонту уходят заливные луга.

От картины веет прохладой и тишиной.

Вариант 2

На уроке русского языка учитель представил картины художника Василия Дмитриевича Поленова. Больше всего меня поразила его картина «Золотая осень».

На картине ранняя осень. Осенний пейзаж мы видим как бы с высоты. Картина выполнена в мягких желтых, голубых и зеленых тонах. В гуще золотистых деревьев сквозят молодые зеленые сосенки, и три старые сосны, растущие рядом, возвышаются над ними. На охристо-желтой траве видны зеленые островки. На голубом небе, по которому плывут воздушные облака, не видно туч. Река – зеркало всего пейзажа. На речной глади отражаются деревья, которые растут по берегам, и голубое небо. Река тянется, разделяя картину на две части. Берег усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора. Вытоптанная тропинка ведет в густой лес. Там местные жители собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу картины видна тень от большого дерева.

Видно, что часть души художника навсегда застыла в произведении, наполняя его теплотой и мягким внутренним светом.

6. Взаимопроверка.

7. Чтение записанных предложений.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

Что составляли и записывали? (Текст по репродукции картины.)

Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Описание картины Поленова «Золотая осень»

На вкус и выбор жизненного пути многих художников влияют места, которые их окружают.
Так, и на творчество Поленова Василия Дмитриевича повлиял вид на реку Оку, который он видел с самого детства.
Красота той природы вдохновляла его и придавала сил для творчества.
Многие его произведение посвящены именно тем места.

Картина «Золотая осень» также открывает нашему вниманию вид на красивую и бегущую реку Оку.
Она бежит вглубь картины, сужаясь между берегами и растворяясь в цвете дальних пейзажей.
Ее воды играют на солнце разными оттенками голубого и синего цветов.
Передний край картины укрывает небольшая придорожная полянка и молодые березки.
Среди них виднеется большой, вековой, еще зеленый дуб.
Он как самый главный надзиратель, смотрит, чтобы все было в порядке.
Вся природа уже принарядилась в желто-красные наряды еще, где нигде разбавлены зеленными цветами.
День очень солнечный и яркий, хотя на небе видно много легких тучек.
Кажется, что они плывут вслед за рекой и пропадают в синеве неба, где-то на горизонте.
Приковывает к себе взгляд и протоптанная или выезженная среди всей этой красоты тропинка.
Многие прохожие любовались этой красотой, вдыхали ее запах и наслаждались.

Вся картина очень яркая и красочная, хотя и использованы, в основном, желтые и зеленые цвета разных оттенков и голубое небо с рекой.
Но когда смотришь на картину то, кажется, что там присутствуют все цвета радуги.
Она вызывает бурю положительных эмоций, греет душу и заставляет улыбнуться.
Мне кажется, что каждый человек мечтал бы просыпаться и жить среди такой красоты.
Не удивительно, что именно ее автор изображал на своих полотнах.

Сочинение – описание по картине В.Д.Поленова

«Золотая осень»

Класс:3 «Б»

Цель : Формирование умения воспринимать художественные образы картины.

Задачи :

    познакомить с творчеством В.Д.Поленова

    формировать умение анализировать изобразительно- выразительные средства картины

    учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на неё

Ключевые слова :

    художник- пейзажист

    настроение

    цветовая гамма

Ход урока

1. Предварительная работа

Учитель читает отрывок из стихотворения И.А.Бунина (сам текст написан на доске):

В качестве музыкального сопровождения используется пьеса П.И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной стоит

Над светлою поляной.

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье:

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье…

- О каком времени года идёт речь в этом стихотворении?

2. Беседа по содержанию картины.

На доске открывается репродукция картины В.Д.Поленова «Золотая осень». Ученики внимательно рассматривают её.

- Какое название вы бы дали этой картине?

Выберите наиболее подходящее название из предложенных на доске.

Прокомментируйте свой выбор.

    «Осенняя река»

    «Осень»

    «Солнечный день»

    «Золотая осень»

- Картина называется «Золотая осень».

Рассказ о художнике

Эта картину написал Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927)- один из выдающихся русских художников. Он родился в Петербурге,в культурной дворянской семье.Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в петербургский университет, получил юридическое образование, но одновременно по вечерам он занимался в Академии художеств, которую так же с успехом закончил.. С 1882 года художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учениками были Остроухов, Коровин, Левитан. Занимался просветительской деятельностью, создавал декорации в театре. Многие его картины имели большой успех и получили известность («Московский дворик», «Бабушкин сад»)

Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых живописцев, получивших звание народного художника. (1924 г)

- Почему картина называется «Золотая осень»?

Картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это - середина осени. Поленов хотел показать красоту этого времени

- Что привлекло ваше внимание на этой картине?

Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину? (радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать и т.д.).

Попробуем понять, почему картина вызывает именно такое настроение. Какой день изобразил художник? (День тёплый, солнечный, погожий)

С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости? Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?
(Художник выбрал чистые, яркие краски: голубые, жёлтые зелёные, красные, оранжевые, коричневые)

- Какие деревья вы видите на картине?

Какого цвета наряд у берёз? (она все золотые).
- Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? Докажите, что день, изображённый на картине, солнечный и тёплый. (Небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке).

3. Словарная работа

- Вспомните, что такое эпитет, сравнение.
- Подберите эпитеты, которые вы будете использовать в сочинении.

Эпитеты

День:

погожий, хороший, теплый, осенний

Небо

ясное, голубое, светлое, лазурное

легкие, воздушные, белые, пушистые

жёлтые, золотые, разноцветные, осенние, красивые, нарядные

Берёзы

стройные, гибкие, белоствольные.

Трава

жёлтая, зелёная

голубая, зеркальная, синяя, извилистая, блестящая.

Солнце

игривое, осеннее, лучистое.

- Подберите сравнения.

Облака

Облака плывут как стая белых лебедей, как волшебные кораблики

Плывущие облака похожи на белоснежную пушистую вату

Река

Река, как зеркало»

Река - вьётся, как голубая лента

Деревья

Березки, как девушки на балу в белых платьях с яркими лентами в волосах
Лес раскинулся по берегам реки пышным пестрым ковром

4. Составление плана сочинения

Дети составляют план коллективно под руководством учителя.

1 . О художнике и его картине. Какое время года изображено на картине?
2 . Какой день, как изображено небо, солнце?
3. Река.
4. Наряд деревьев

5 . Земля.
6.
Какие чувства вызывает картина .
- С чего бы вы начали сочинение по картине?
Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что Поленов изобразил красивую пору - осень.
- Что бы вы написали после вступления?

(Стал бы подобно описывать деревья, реку, небо и т.д.)

- Каково было бы заключение в вашем сочинении?
(Обязательно написала бы о том, какое красивое время года - осень, и как Поленов хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась)

Художник с помощью красок и кисти передал безмерную красоту родной земли, осенней природы, а вы при описании картины постарайтесь использовать богатые возможности русского языка.

5. Написание сочинения и его проверка.

Учащиеся ещё раз обдумывают структуру сочинения, учитель помогает им наводящими вопросами.

С чего следует начать?

Что нужно написать в основной части?

Какой будет концовка?

Учащиеся пишут сочинение- описание картины. Заканчивается работа проверкой сочинения с точки зрения орфографии, структуры и полноты раскрытия темы.

5.Домашнее задание.
Напишите сочинение по картине В.Д Поленова «Золотая осень», придерживаясь законов построения текста.

Примерный текст сочинения.

На картине художника В.Д.Поленова изображена золотая осень.

Стоит погожий осенний денёк. Светит лучистое солнышко. По ясному небу, как стая белых лебедей, плывут пушистые облака.

В центре картины голубой лентой вьётся река. В ней, как в зеркале, отражаются лазурная гладь небес и деревья, одетые в разноцветные наряды.

Пышным ярким ковром, раскинулся по берегам реки осенний лес. Пожелтевшие листья, блестят в солнечных лучах, как золотые. Белоствольные березки заплели в свои косы яркие оранжевые ленты. Они будто стройные девушки, водят хоровод на солнечной полянке. В кругу березок возвышаются горделивые стройные сосны. Они любуются волшебным золотым нарядом берез и машут им своими пушистыми зелёными платочками.

Земля тоже надела золотистый наряд, лишь кое-где мелькают маленькие островки ещё зелёной травы. Лесная тропинка манит и зовёт за собой в эту разноцветную сказку.

Картина радостная, волшебная. Замечательная пора – золотая осень. Художник Поленов очень точно передал ее красоту. Очень хочется очутиться в этом месте: послушать шум реки, полюбоваться осенним нарядом деревьев, погреться под лучами ласкового и игривого солнышка.

Пришла замечательная пора золотая осень. Очень точно изобразил это время года В.Д.Поленов « В багрец и золото одетые леса » - словно глядя на эту картину, пишет А.С.Пушкин.

На переднем плане картины ещё виднеется зелёная травка. Тёмные пятна – это небольшие ёлочки.

На среднем плане картины раскрывается вся красота осенней русской природы. Когда смотришь на эти деревья, в душе – восторг и радость. Столь могучие сосны и ели стоят на левом плане картины зелеными, но на их фоне разноцветные деревья стали ещё более выразительными.

На заднем плане картины изображена не большая деревушка, а рядом с ней церковь. За забором золотых деревьев прячется ещё довольно зелёный и могучий дуб.

А какое небо! Слова Александра Пушкина так и вырываются из души: « И мглой волнистою покрыты небеса...» . Небо ещё светлое, но зимняя мгла уже где – то близко. Василий Дмитриевич Поленов известный русский живописец. Я видел его картины в Третьяковской галерее и был очень восхищён.

На картине художника В.Д. Поленова «Золотая осень» изображён кусочек мира, где жил и творил художник: река Ока с её берегами в самой середине осени, вид с высоты птичьего полёта. Такие живописные места всегда трогали сердце русского человека – ширь, вольный воздух и красота родного края, который всегда живёт в сердце, куда бы ты ни уехал. Легко представить, как человек, случайно увидевший и осознавший эту красоту, вдыхает полной грудью и поёт.

Красивый мощный голос разливается над рекой, эхо разносит его далеко-далеко, и русская песня, летящая над водой, обретает собственную жизнь. Хочется громко петь, слыша плеск родной Оки, видя ширь её просторов, согреваемых последними лучами солнца. Скоро эта красота исчезнет: подует холодный ветер, и листья облетят, пейзаж будет внушать уныние оголившимися ветвями деревьев, не будет этого укромного мирка.

Ока будет смотреться сиротливо сквозь обнажившиеся просветы. Но пока она сквозь эту буйную листву не видна. Возможно, художник наблюдает эту картину с холма, представляя себя птицей, летящей над родными просторами. Он видит освещённую солнцем дорогу, на которой видны ещё не пожелтевшие кустарники, трава вокруг нее почти везде зелена. Но осень уже вступает в свои права, добавляя жёлто-багрового колера, и буйное разноцветье как бы намекает о своей хрупкости и скором исчезновении.

Дорога ведёт через лес на холм, где белеет одинокая церквушка. Можно представить, как художник шёл к тому месту, откуда наблюдает всю эту красоту: со стороны церкви, через редколесье – где-то там, за холмом, наверное, маленькие деревянные домики, домашний скот, частоколы, обычная крестьянская жизнь…

На противоположном от этого берегу реки видна ещё зелёная равнина, которая, наверно, весной затапливается талыми водами – это можно понять по песчаной отмели. На этом берегу почти нет кустарников, виден овраг – река отвоёвывает больше места, желая расширить свое русло, неустанно подтачивает берег.

Сама река является как бы центром картины, берега – её красочным обрамлением. Загнутая в форме серпа, она не выглядит пока одинокой, в ней всеми красками отражается осень. Река несёт свои спокойные воды куда-то далеко, к далёким возвышенностям, извилисто уходя прямо к горизонту.

Художник вздыхает, размечтавшись, и стряхивает оцепенение, овладевшее им… Взгляд его снова возвращается на поросший лесом высокий берег реки, который находится прямо перед ним. Живые краски – золотистые, зелёные, багрово-коричневые – опять возвращают его из страны мечтаний в настоящее.

Художник стоит минуту, задрав голову и наблюдая небо, полное облаков. Он наслаждается хрупкостью момента. Может быть, уже завтра эту красоту потревожит ветер или дождь. Но пока – последние мгновения тёплой осени, и нужно их запечатлеть – в памяти и на холсте. Да, именно этот кусочек родной необъятной России. И художник садится и начинает творить…

Я смотрю на эту картину и пытаюсь понять, что чувствовал великий Поленов, когда её писал. Наверное, восхищение. Картина говорит о спокойствии природы и красоте увиденного художником момента. Но одно ясно: Поленов любил свою Родину. Её необъятные просторы, великолепие природы, и он понимал ценность момента. Вместе с ним восхищаюсь и вдыхаю полной грудью воздух просторов родимой стороны. Да! Не любить Россию невозможно.

Можно только ощущать её величие, гордиться и верить в будущее, глядя в туманные дали. Конечно, мне понравилась эта картина. Вспомнив её в суете большого города, ты вздохнёшь украдкой и захочешь туда, где красота разлита во всем – на природу… И теперь я еду за город. Не картина Поленова, конечно… но все же… это Россия.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх