Какие цвета не являются основными в изо. Советы начинающим: основные и дополнительные цвета

Знание закона составления цветовой комбинации и цветового круга позволяют без ошибок работать с разными палитрами цветов и составлять разнообразные цветовые сочетания.

Представляем десять типов комбинаций цвета:

Ахроматические цвета

Ахроматических цветов (без примеси оттенков), т.е. чистых, в природе не существуют. Черный (или серый) цвет всегда будет иметь оттенок. При снижении яркости все цвета стремятся к черному. И, наоборот, при повышении яркости они стремятся к белому цвету.

Основные цвета

Основными на цветовом круге являются: желтый, красный и синий. Эти цвета составляют фундамент цветового круга.

В руках у опытного художника краски только этих цветов, а также белый и черный, создадут все остальные.

Составные цвета

К цветам второго ранга относятся: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Их получают путем попарного смешивания основных: желтого, красного и синего. Смешивая желтый и синий цвета, получают зеленый. Красный и желтый образуют оранжевый. Красный и синий образуют фиолетовый. Итак, получаем следующие составные цвета: фиолетовый, зеленый, оранжевый.

Сложные цвета

Сложные получают путем сочетания трех составных цветов с близ лежащими основными. Для примера возьмем оранжевый цвет. Он был получен при смешивании желтого и красного цветов. Так вот, для получения сложных цветов, например, оранжевого, смешаем его с его же родителями – желтым и красным цветами. В результате получим желто- и красно-оранжевый цвета. Таким образом, смешиваются и остальные. После этого получаем шесть новых сложных цветов: красно-оранжевый, желто-зеленый, сине-фиолетовый; сине-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый. Примечательно, что на цветовом круге они будут находиться на одинаковой дистанции друг от друга, заняв при этом промежуточное место между составными.

Мы получим всю существующую гамму цветов, затемнив или осветлив эти цвета в той или иной степени.

Контрастные цвета

Контрастной считается пара цветов, когда между ними на круге есть тройка промежуточных цветов. На цветовом круге таких пар шесть. Для достижения ярких, эффектных сочетаний мы используем контрастные цвета с целью придания небольшого акцента. Для примера возьмем голубой цвет на желтой бумаге. Другое впечатление возникает, когда используют разбеленные контрастные сочетания (добавляя ахроматические цвета), применив, серо-голубой и кремово-желтый. Чем больше контрастные цвета разбелены, тем меньше будет ограничений в применении их к одному пространству. Ахроматические цвета могут спасти различную выборку цветов, при необходимости даже контрастную.

Дополнительные цвета

Дополнительными на цветовом круге считаются прямо противоположные цвета.

На самом деле, дополнительные цвета практически «уничтожают» друг друга.

Полученный в результате смешивания, такой цвет глаз человека воспринимает в качестве одного из серых оттенков.

Монохроматические цвета

Монохроматическими цветами принято называть комбинацию яркости и насыщенности в одном и том же цвете. Такие сочетания называют еще нюансными. В работе используют оттенки одного цвета.

Родственные цвета

Родственными называются три идущих друг за другом цвета либо их оттенки на круге. Выберите любой цвет на цветовом круге и добавьте к нему оба соседних на боковых сегментах. Такую выборку цвета еще называют гармоничной. Подобных сочетаний бывает 12 троек.

Нейтральные цвета

Для получения нейтрального цвета необходимо взять на цветовом круге пару расположенных рядом цветов в пределах двух линий и сгладить один из них путем добавления родственного оттенка или «разбавить» с помощью ахроматического (белого или черного).

Родственно-контрастные цвета

Эти цвета располагаются на круге непосредственно с левой и с правой сторон от дополнительного ему цвета.

Ни для кого не секрет, что цвет — одно из важных средств изображения. И естественно, имея правильное представление о цветоведении в живописи , мы можем правильно и разумно применять его в живописных картинах. Цвет можно «заставить» работать на нас. А для этого было бы неплохо разобраться и понять, как же это сделать, не забывая о том, что каждому из нас свойственен свой способ восприятия цвета и его передачи.

Оттенки цветов богаты и разнообразны, но все они подчиняются законам цветоведения. Давайте попробуем разобраться с основными понятиями науки о цвете, не влезая глубоко в научные дебри.

Примечание: цвет и оттенки в масляной живописи могут слегка отличаться от оттенков в акриловой живописи,например, или от цвета тамперы. Поэтому, в качестве примеров цветоведения, возьму художественную масляную краску. Хотя основы цветоведения практически одинаковые во всех видах красок.

Сколько цветов в радуге?

Наверняка вы знаете, что р адуга состоит из 7 цветов, в то время как наш «живописный круг» включает в себя 12! Тем не менее, радуга на небе радует нас ни чуть не меньше от этого. Но речь пойдет не о красоте радуги, а о цвете как таковом.

Радуга в цвете

В цветоведении живописи существует понятие как основные цвета, второстепенные и производные.

Основными , первыми в круге, традиционно считаются красный, синий и желтый. Все остальные, в принципе получаются путем смешения красок. Но вот первые 3 цвета получиться по другому никак не могут.

Второстепенны е цвета , то есть следующие 3 цвета получаются при смешении двух других первых красок. Например, как получить зеленый. Просто смешиваем желтый с синим… Естественно, светлота, и интенсивность зеленого будет зависеть, в каких пропорциях были смешаны эти цвета.

Также стоит помнить о том, что купленные в тюбиках синие, желтые и красные краски, будут отличаться друг от друга по теплоте и холодности. Если вы пишите картины, то наверняка знаете, что среди желтых цветов есть и теплые и холодные. Поэтому, смешивая желтый и синий, мы, конечно же, получим зеленый. Но какой нужно взять синий и какой желтый, чтобы получить нужный зеленый? Ведь оттенков зеленого очень много.

Многообразие зеленых при смешивании желтых и синих

Скажу, что изучить теорию цвета безусловно нужно, но без практики никак. Причем, практика в мире цвета занимает большую часть времени. Нужно научиться смешивать, заставляя цвет работать в наших живописных картинах! Ниже я приведу небольшой пример, выполненный в разных тепло-холодных гаммах.Есть также производные цвета . Получить можно их путем смешиваний трех основных и трех вторичных цветов.

Но, говоря о цветоведении в живописи, мы будем считать основными все 12 хроматических цветов спектрального круга и ахроматические – черный, белый и все разновидности серого.

Цветоведение в живописи

Изучение спектрального круга дает понимание о взаимодополнительных цветах. Они расположены напротив и обладают свойством усиливать друг друга при соседстве на картине. Например, розовый выглядит намного ярче в компании зеленого, а желтый «зажигается» рядом с синим.

Главные характеристики цветов

Если бы краска была одушевленным предметом, то можно было бы сказать, что у нее есть характер, который состоит из трех составных черт . Да, скорее всего так.. ведь именно эти черты в цвете на живописной картине и вызывают у зрителя различные эмоции.

Цвет в искусстве существует для выражения эмоций одних (живописцев) и эмоциональной реакцией других (зрителей). На примере красных цветков приведу пример «характера цвета».

К основным свойствам характера цвета относятся 3 термина:

  • Цветовой тон – термин цветоведении, определяющий колор. Цветовой тон позволяет отличать один цвет от другого, а также различать их по названиям.
  • Светлота – тон в цвете, тональность. Одно из важнейших качеств цвета, о котором не стоит забывать
  • Насыщенность – интенсивность, степень сочности и глубины цвета. Еще насыщенность это своего рода видимая степень цветового тона хроматическом цвете.

Насыщенность и светлота красного цвета


Если, например, неправильно был взят цвет, значит и тональность получится иная. Это важный признак, определяющий близость цвета к светлому или темному. Как можно изобразить цветок, если пользоваться только цветовым тоном? Никак, он был бы плоским и похож на детский рисунок в чисто-красном цвете. Внутренняя часть цветков темнее и насыщее.

Светлота и насыщенность добавила в цвет все, что необходимо. А ведь сам цветок состоит только из одного цвета- красного. Все остальные только его производные.Как вы догадались, для того, чтобы сделать цвет светлее, нужно добавить белил. Так можно получить градус светлости и светотеневой тон. И темнее, добавляя, например серый. Чтобы регулировать цвет, включаем в палитру белый и черный цвет. Конечно, получится светлее, но и оттенок получится иной. Из ярко насыщенного красного, с белилами она станет светлее, это точно, но и цвет при этом меняется до розового. Поэтому, стараемся не менять сам цвет краски.

Определять насыщенность можно в процентном содержании цветового тона в цвете. Запутано получилось? Вот еще фруктовый пример: цвет мандарина и абрикоса имеют одинаковый цветовой тон – оранжевый. И даже светлота в обоих предметах светлая. И все же насыщенность абрикоса и мандарина разные. Цвет мандарина будет насыщеннее цвета абрикоса: в мандарине как будто более контрастный оранжевый. Еще проще другими словами описать можно так: сильно-яркий оранжевый мандарин и тускло-бледный-оранжевый абрикос …

Оттенки от оранжевого к желтому цвету

Чистые цвета из тюбика, могут быть самые насыщенные. Смешивая их с другими красками и растворителями, тем самым меняет чистоту и интенсивность цвета. Насыщенность можем «погасить», добавляя в него серый оттенок

Правда живописцы редко пользуются чистым цветом прямо из тюба. При умелом смешении красок, можно получать огромнейшую палитру цветов и оттенков. В некоторых техниках живописи все же используют краски в чистом виде, например, в технике Импасто, или «мастихиная живопись», или любители чистых контрастных картин. Причины могут быть разные, ведь и цветовидение у всех разное. читайте в статье-подборке.

А вы знаете, почему белый и черный по тоновой шкале не считаются цветами? Потому что, «белила» и «чернила» имеют только одну светлоту. Они не могут быть более или менее насыщенными. Вы когда-нибудь слышали «светлая белая», или «светлая черная»? Все что они могут, трансформироваться в серые оттенки, отличаясь лишь по светлоте серого цвета.

Насыщеность черной есть, например, сажа газовая- холодная и ярко выраженная, в то время как жженая кость — противоположна, теплая и неяркая. Есть еще виноградная черная, которая находится между ними по темноте и яркости. Смешивая краски с белой или черной, можно отлично поупражняться и познакомиться со всеми свойствами краски. Попробуйте, это очень интересно!

Многие художники безумно боятся использовать на своей палитре черную краску, а зря! Ведь она может сделать палитру шире и богаче. А вот какую из черных красок выбрать решать вам, их тоже нужно попробовать все. В принципе, для изменения других цветов они крайне важны.

Темность черных красок

Какая гамма лучше и как гармонизировать цвет?

В цветоведении есть такое понятие, как исполнение картины в теплой и холодной гамме. Смешением 2-х хроматических цветов в разных комбинациях можно получить оттенки с различными теплыми и холодными полутонами. Идеальными считаются сочетания оттенков с одинаковым полутоном. Не все цвета могут гармонично соединятся на одной картине.

К примеру, холодный фиолетовый отлично гармонирует с холодным зеленым, их связывающей «ниточкой» является синий полутон. А вот холодный фиолетовый с теплым зеленым совсем не сочетаются, синева конфликтует с желтым полутоном в зелени.

Поэтому, лучше использовать цвета красок по теплоте и холодности. Например, можно изобразить похожий сюжет в разных гаммах и сравнить.

Цветоведение в живописи — теплая и холодная гамма

Согласитесь, что теплые цвета создают совсем иное ощущение, чем холодные. В первом варианте теплые нотки подобраны так, чтобы создать впечатление жаркого дня. В то же время, второе изображение в холодных цветах создает ощущение холодного утра.

Палитра цветов масляных красок

Сегодня палитра красок многообразна и радует нас таким широким спектром выбора . И чем богаче у вас будет палитра, тем интереснее и «нескучной» получится ваша работа. Тюбиков красок 12-15 достаточно для начала, но по мере изучения разных смешиваний, вы научитесь получать новые цвета и оттенки. Или покупать уже готовые смешанные краски в тюбиках, если позволяют средства. Масляная краска в тюбиках хранится очень и очень долго, а изучать и практиковаться, безусловно, нужно…. Без этого ни как!

Палитра цветов масляных красок

Цена краски в тюбиках зависит на прямую от того, сколько раз она смешивалась, чтобы получился тот или иной оттенок. И чем интереснее и редкостнее происходило смешивание, тем дороже будет стоит краска. У меня в арсенале имеются дорогие краски редких цветов, таких как теплый серый или малиново-пурпурно-фиолетовая. Я редко ими пользуюсь, так как со временем научилась «добывать» их путем смешивания.

Важно: не все масляные краски для живописи одинаковые. У разных производителей может несколько отличаться краски по цвету, густоте и даже по названию. Поэтому крайне важно выбирать все же качественные краски, особенно, на этапе изучения живописи маслом.

Например, я пользуюсь французскими Lefranc & Bourgeois, Pebeo; голландскими Rembrandt, английскими производителями красок Daler& Royney и немецкие Lukas, Mussini. Итальянские тоже имеются в моем арсенале, oil Master но сильно густые и менее любимые. Имеются и русская «Ладога» , но все же по качеству сильно уступают французским или английским. Для опыта полезно поэкспериментировать с разными производителями.

Как вы думаете, из чего делается краска? Какой у нее состав и почему одни сохнут быстрее других? В состав масляной краски входят цветные пигменты и связывающие вещества. Обычно это масла, мягкие смолы, пчелиный воск и эфирное масло. Эфир помогает «разжижать» густотертые красочные пасты. И соотношение пигмента по отношению связывающих веществ разное. И одна из причин медленного высыхания масла, именно это. Вот пример состава масляных красок:

Характеристика красок

Часто можно услышать вопросы по поводу смешивания оттенков и цветов: что с чем смешивать можно, а что с чем смешивать не желательно, во избежании грязи.

При написании картины нужно помнить об основных характеристиках цветов и о том, как температура краски изменяется под влиянием разных оттенков. Также о теплой и холодной гамме, но в целом в смешивании красок запретов нет. Это область, где можно смело экспериментировать и получать результаты путем проб и ошибок. В статье будет подробно рассмотрены способы смешивания.

И не забывайте, творчество должно приносить радость от процесса , добавлять энергии и сил, а также заряжать нас бодростью и никак не наоборот. Даже усталость после написания картины будет приятная и с чувство удовлетворенности.

Как видите, основы цветоведения не такие уж и тяжелые, при определенных знаниях и правильных пропорциях разумеется. Живопись живая, нельзя научиться цветоведению раз и на всегда, это то, что может изучаться и изучаться на протяжении жизни… Вы согласны с этим?

Основы живописи [Учебник для уч. 5-8 кл.] Сокольникова Наталья Михайловна

§4 Основные, составные и дополнительные цвета

Как вы помните из курса начальной школы, цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких-либо красок, называют основными. Это – красный, желтый и синий цвета. На ил. 47 они расположены в центре цветового круга и образуют треугольник.

Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными или производными цветами. На нашем примере они находятся также в треугольниках, но дальше от центра. Это: оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета.

64. Основные цвета

Проводя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет. Таким образом легко определить пары цветов, которые условно называются дополнительными. У красного дополнительным будет зеленый и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета.

65. Дополнительные цвета

Но не всякий красный цвет будет хорошо сочетаться с любым зеленым. Может быть много оттенков красного, зеленого, синего, оранжевого, желтого, фиолетового и других цветов.

Если, например, красный будет близок к синему, то и дополнительным у такого красного будет желто-зеленый.

Мы познакомились с цветовым кругом из 12 цветов, а можно составить такой круг из 24 цветов (ил. 66). Подобный цветовой круг позволяет точнее определить оттенки дополнительных цветов, их пары.

66. Цветовой круг (24 цвета)

Назовите все оттенки этого цветового круга.

Из книги Убийство Михаила Лермонтова автора Баландин Рудольф Константинович

НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЕРСИИ Есть предположение, что у Мартынова по отношению к Лермонтову присутствовал «комплекс Сальери» (пушкинского, смертельно завидовавшего Моцарту). Не исключено, что Лермонтов подтрунивал над тайной любовницей Мартынова, что и вызвало

автора Лихт Ганс

3. Дополнительные сведения Мы можем вкратце рассказать о дальнейшей жизни супружеской пары. Отныне женщина проводила свои дни в гинеконитисе, под которым подразумеваются все те помещения, что составляли царство женщины. Теперь только спальня и обеденная комната

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

Из книги Цивилизации Древнего Востока автора Москати Сабатино

Из книги Основы живописи [Учебник для уч. 5-8 кл.] автора Сокольникова Наталья Михайловна

Из книги Цвет и Контраст. Технология и творческий выбор автора Железняков Валентин Николаевич

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

§5 Основные характеристики цвета У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.Кроме этого, важно знать о таких характеристиках цвета, как светлотный и цветовой контрасты, познакомиться с понятием локального цвета предметов и

Из книги Наблюдая за русскими. Скрытые правила поведения автора Жельвис Владимир Ильич

Некоторые дополнительные замечания Мы знаем, что предметный цвет можно передать цветовоспроизводящей системой без искажений (а точнее, без «валеров», как сказал бы живописец), используя только малый участок характеристической кривой, потому что каждый цвет передается

Из книги Прогулки по Москве [Сборник статей] автора История Коллектив авторов --

В природе одни предметы всегда поглощают световые лучи, а другие отражают. При полном отражении лучей солнечного спектра предмет воспринимается белым или серым, а при почти полном поглощении лучей – черным. Белые, серые и черные цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте, называются ахроматическими . Хотя сами по себе они нейтральны, в практической работе художника ахроматические цвета играют важную роль. Благодаря им, мы можем повышать и понижать звучность других красок. Смешение их с цветными красками позволяет добиваться нужной насыщенности или светлоты краски. Кроме того, соединение черной с другими красками, например с желтыми, дает возможность получить новую цветную краску (зеленую).

Все цвета, кроме белых, серых и черных, обладающих цветовым оттенком, называются хроматическими. В противоположность ахроматическим цветам, которые не имеют цветового тона, хроматические цвета различаются степенью цветности. У одних спектральных цветов цветовой тон выражен очень резко, у других – едва заметно.

Все необходимые оттенки можно получить, составляя смеси в разных отношениях, из названных красок. Каждый из встречающихся в природе цветов, как и цвета красок, обладает тремя основными свойствами: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.

Цветовой тон – это качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных: красный, синий, желтый и т. д.

Светлота – это степень отличия данного цвета от черного.

Насыщенность – это степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического.

Изменение цвета в природе, связанное с воздействием на него внешней среды, происходит, как правило, по всем трем признакам, поэтому подбирать тот или иной цвет надо и по светлоте, и по цветовому тону, и по насыщенности. Неверно найденный один из этих трех признаков влечет за собой нарушение цветовой характеристики натуры.

Чтобы составить ту или иную смесь, надо знать, как поведет себя каждая из составляющих эту смесь красок. Смеси надо получать из двух-трех красок.

Если к хроматическому цвету примешать ахроматический цвет разной светлоты (белый, серый, черный), то изменяться одновременно и насыщенность хроматического цвета, и его светлота. Под словом «чистый» понимают цвет без примесей других цветов или оттенков. Таким образом, чистыми могут быть только три основных, спектральных цвета – красный, синий, желтый.

Оптическое смешение трех основных цветов дает белый цвет, а смешение двух из них дает смеси цветов (например, желтый и синий – зеленый). Цветовой круг систематизирует чистые спектральные цвета (Рис. 1).

Цветовой круг

Основные свойства цвета: а - цветовой тон, б - насыщенность, в - светлота

Рис. 1

Смешивание красок друг с другом может быть механическим или оптическим (см. таблю 1-2). При этом смешиваемые краски могут изменять свой цветовой оттенок, насыщенность и светлоту.

Основы живописи [Учебник для уч. 5-8 кл.] Сокольникова Наталья Михайловна

§5 Основные характеристики цвета

У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.

Кроме этого, важно знать о таких характеристиках цвета, как светлотный и цветовой контрасты, познакомиться с понятием локального цвета предметов и прочувствовать некоторые пространственные свойства цвета.

Цветовой тон

В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный и т. д.

Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре.

Интересно узнать, что натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней (градаций) насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.

67. Детский праздник цвета

Насыщенность цвета

Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета (ил. 66).

Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.

68. Д. МОРАНДИ. Натюрморт. Пример приглушенной цветовой гаммы

69. Изменение насыщенности цвета

70. Изменение насыщенности теплых и холодных цветов

Светлота

Третий признак цвета – светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий – голубым, зеленый – салатовым и т. д.

71. Изменение светлоты цвета с помощью белил

Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлоту не следует путать с белизной (как качеством цвета предмета).

У художников принято светлотные отношения называть тональными, поэтому не следует путать светлотный и цветовой тон, светотеневой и цветовой строй произведения. Когда говорят, что картина написана в светлых тонах, то прежде всего имеют в виду светлотные отношения, а по цвету она может быть и серо-белой, и розовато-желтой, светло-сиреневой, словом самой разной.

Различия этого типа живописцы называют валерами.

Сравнивать по светлоте можно любые цвета и оттенки: бледно-зеленый с темно-зеленым, розовый с синим, красный с фиолетовым и т. д.

Интересно заметить, что красный, розовый, зеленый, коричневый и другие цвета могут быть и светлыми, и темными цветами.

72. Различие цветов по светлоте

Благодаря тому, что мы помним цвета окружающих нас предметов, мы представляем себе их светлоту. Например, желтый лимон светлее синей скатерти, и мы помним, что желтый цвет светлее синего.

Ахроматические цвета, то есть серые, белые и черные, характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, а другие светлее.

Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим цветом.

Рассмотрите цветовой круг (ил. 66), состоящий из 24 цветов.

Можно сравнить цвета: красный и серый, розовый и светлосерый, темно-зеленый и темно-серый, фиолетовый и черный и т. д. Ахроматические цвета подобраны по светлоте равными хроматическим.

Светлотный и цветовой контрасты

Цвет предмета постоянно меняется в зависимости от условий, в которых он находится. Огромную роль в этом играет освещение. Посмотрите, как неузнаваемо изменяется один и тот же предмет (ил. 71). Если свет на предмете холодный, его тень кажется теплой и наоборот.

Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на «переломе» формы, то есть на месте поворота формы предметов, а также на границах соприкосновения с контрастным фоном.

73. Светлотный и цветовой контрасты в натюрмортах

Светлотный контраст

Контраст по светлоте применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая светлые объекты рядом с темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы.

Сравните одинаковые серые квадраты, расположенные на черном и белом фоне. Они покажутся вам разными.

На черном серое кажется более светлым, а на белом – более темным. Такое явление называется светлотным контрастом или контрастом по светлоте (ил. 74).

74. Пример контраста по светлоте

Цветовой контраст

Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым – теплым.

75. Пример цветового контраста

Рассмотрите ил. 75: все три серых квадрата одинаковые, на синем фоне серый цвет приобретает оранжевый оттенок, на желтом – фиолетовый, на зеленом – розовый, то есть он приобретает оттенок дополнительного цвета к цвету фона. На светлом фоне цвет предмета кажется более темным, на темном – светлым.

Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.

76. Пример цветового контраста

Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Это же происходит и с основными цветами. Например, красный помидор будет выглядеть еще краснее рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с желтой репой.

Контраст синих и красных – это прообраз контраста холодных и теплых. Он лежит в основе колорита многих произведений европейской живописи и создает драматическое напряжение в картинах Тициана, Пуссена, Рубенса, А. Иванова.

Контраст как противопоставление цветов в картине есть основной прием художественного мышления вообще, утверждает Н. Волков, известный русский художник и ученый*.

В окружающей нас действительности воздействия одного цвета на другой более сложны, чем в рассмотренных примерах, но знание основных контрастов – по светлоте и цвету – помогает рисующему лучше увидеть эти взаимоотношения цветов в действительности и использовать полученные знания в практической работе. Применение светлотного и цветового контрастов повышает возможности изобразительных средств.

77. Зонтики. Пример использования цветовых нюансов

78. Воздушные шары. Пример использования цветовых контрастов

Особое значение для достижения выразительности в декоративной работе приобретают тоновой и цветовой контрасты.

Цветовой контраст в природе и произведениях декоративного искусства:

а. М. ЗВИРБУЛЕ. Гобелен «Вместе с ветром»

б. Перо павлина. Фото

в. Осенние листья. Фото

г. Поле маков. Фото

д. АЛЬМА ТОМАС. Голубой свет младенчества

Локальный цвет

Рассмотрите предметы в вашей комнате, выгляните в окно. Все, что вы видите, имеет не только форму, но и цвет. Вы можете его легко определить: яблоко – желтое, чашка – красная, скатерть – синяя, стены – голубые и т. д.

Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные, непреломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами, как их объективные, неизменные свойства.

Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний.

Локальный цвет предмета может быть однотонным (ил. 80), но может состоять и из разных оттенков (ил. 81).

Вы увидите, что основной цвет роз белый или красный, но в каждом цветке можно насчитать несколько оттенков локального цвета.

80. Натюрморт. Фото

81. ВАН БЕЙЕРЕН. Ваза с цветами

При рисовании с натуры, по памяти надо передавать характерные особенности локального цвета предметов, его изменения на свету, в полутени и тени.

Под влиянием света, воздуха, объединения с другими цветами один и тот же локальный цвет приобретает совершенно различный тон в тени и на свету.

При солнечном освещении цвет самих предметов виден лучше всего в местах, где располагаются полутени. Локальный цвет предметов виден хуже там, где на нем лежит полная тень. Он высветляется и обесцвечивается на ярком свету.

Художники, показывая нам красоту предметов, точно определяют изменения локального цвета на свету и в тени.

Как только вы освоите теорию и практику использования основных, составных и дополнительных цветов, вы сможете легко передавать локальный цвет предмета, его оттенки на свету и в тени. В тени, отбрасываемой предметом или находящейся на нем самом, всегда будет присутствовать цвет, являющийся дополнительным к цвету самого предмета. Например, в тени красного яблока обязательно будет присутствовать зеленый цвет, как дополнительный к красному. Кроме этого, в каждой тени присутствуют тон, чуть темнее цвета самого предмета, и синий тон.

82. Схема получения цвета тени

Не следует забывать, что на локальный цвет предмета воздействует его окружение. Когда рядом с желтым яблоком окажется зеленая драпировка, то на нем появляется цветной рефлекс, то есть собственная тень яблока обязательно приобретает оттенок зеленого цвета.

83. Натюрморт с желтым яблоком и зеленой драпировкой

Из книги Общая социология автора Горбунова Марина Юрьевна

31. Функции и базовые характеристики социальных институтов Социальные институты выполняют следующие функции или задачи в общественной жизни:1) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;2) регулируют действия членов общества в

Из книги Природа Фильма. Реабилитация физической реальности автора Кракауэр Зигфрид

Общие характеристики. Сюрреализм против абстрактности. Сюрреалисты сознавали, что они отдают преимущество содержанию перед формой; об этом позволяет судить настойчивость, с которой они отвергли однобокую установку на ритмы и сопутствующее ей увлечение беспредметным

Из книги Основы живописи [Учебник для уч. 5-8 кл.] автора Сокольникова Наталья Михайловна

§ 2 Восприятие цвета Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет! 18. В. СЕРОВ. Девочка с персиками. Фрагменты Любой

Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма автора Моссе Джордж

§ 3 О природе цвета Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые?Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути.В темноте

Из книги Третий пояс мудрости. (Блеск языческой Европы) автора Снисаренко Александр Борисович

§4 Основные, составные и дополнительные цвета Как вы помните из курса начальной школы, цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких-либо красок, называют основными. Это – красный, желтый и синий цвета. На ил. 47 они расположены в центре цветового круга и

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

Из книги Русский язык и культура речи: курс лекций автора Трофимова Галина Константиновна

ТРИ ЦВЕТА МИРОЗДАНИЯ Когда я устану от ласковых слов и объятий, Когда я устану от мыслей и дел повседневных, Я слышу, как воздух трепещет от грозных проклятий, Я вижу на холме героев суровых и гневных. Н.

Из книги Мир современных медиа автора Черных Алла Ивановна

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Лекция 2 Виды научных текстов. Их характеристики и оформление План1. Композиция научных текстов.2. Тезисы, аннотация, рецензия.3. Конспект, реферат.В практике вуза используются самые разнообразные научные тексты – конспекты, которые пишут студенты; монографии, изучение

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

3. Технологии – базовые характеристики масс-медиа Огромное значение для понимания современных медиа имеет технологический компонент, т. е. канал распространения сообщений. Именно это обстоятельство выразил в своем знаменитом слогане «Media is a message» («Средство сообщения

Из книги Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 3 автора Коллектив авторов

Из книги Музей и общество автора Потюкова Екатерина Владимировна

Из книги Антропология пола автора Бутовская Марина Львовна

Геометрические характеристики и состояние сохранности зеркала из мечетсая Диски зеркала имели одинаковый диаметр – 155 мм, толщина диска с валиками (тыльная сторона зеркала) составляла 1–1,2 мм, диаметр у основания выпуклости в центре равнялся 16 мм, высота – 10 мм.

Из книги Символика цвета автора Серов Николай Викторович

§ 4. Социокультурные характеристики посетителей Русского музея Социально-демографические характеристики публики Русского музея описывают не столько реального посетителя музея, сколько потенциального. Около 80 % посетителей основной экспозиции ГРМ имеют высшее и

Из книги автора

3.1. Антропометрические характеристики Антропологические исследования позволяют уяснить, по каким параметрам тела мужчины и женщины максимально отличаются друг от друга. У мужчин преобладает мышечный тип конституции: для них характерны широкие плечи и узкие бедра. У

Из книги автора

Социализация цвета Согласно выводам В. Ф. Петренко, практика описания человека через цветовые характеристики, вызываемые его образом, имеет достоверные опытные основания. Так, в буддистски ориентированной литературе приводятся многочисленные примеры описания



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх