Англия. Знаменитые английские писатели Знаменитые английские писатели и их произведения

В подборке самые известные произведения английских писателей. Это британские романы, детективы и рассказы, популярные у читателей по всему миру. Мы не останавливались на одном жанре или времени. Здесь есть фантастика, фэнтези, юмористические повести, антиутопии, детские приключения и другие шедевры с эпохи Средневековья до современности. Книги разные, но у них есть кое-что общее. Все они внесли ощутимый вклад в развитие мировой литературы и искусства, отразили национальные особенности жителей Великобритании. 


Знаменитые английские писатели

Словосочетание «английская литература» рождает в памяти целый ряд имен. Уильям Шекспир, Сомерсет Моэм, Джон Голсуорси, Даниэль Дефо, Артур Конан Дойль, Агата Кристи, Джейн Остен, сестры Бронте, Чарльз Диккенс – перечислять можно долго. Эти писатели – светила английской классики. Они навсегда вошли в историю и еще не одно поколение книголюбов будет восхищаться тонкостью и актуальностью их работ.

Не будем забывать и об Айрис Мердок, Джоне Ле Карре, Джоан Роулинг, Иэне Макьюэне, Джоанн Харрис, Джулиане Барнсе и других талантливых современных английских писателях. Еще один яркий пример одаренного автора – Кадзуо Исигуро. В 2017 году этот знаменитый британский писатель японского происхождения получил Нобелевскую премию по литературе. В подборке его роман о трогательной любви и чувстве долга «Остаток дня». Добавляйте и читайте. А после обязательно посмотрите прекрасную экранизацию – с Энтони Хопкинсом и Эммой Томпсон в главных ролях – «На исходе дня» (реж. Джеймс Айвори, 1993).

Литературные премии и экранизации

Практически все книги из этой подборки были отмечены мировыми литературными премиями: Пулитцеровской, Букеровской, Нобелевской и другими. Без романов «1984» Джорджа Оруэлла, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, комедий и трагедий Шекспира не обходится ни один книжный список из серии «Книги, который должен прочитать каждый» или «Лучшие книги всех времен».

Эти произведения – кладезь вдохновения для режиссеров, постановщиков, сценаристов. Трудно представить, что не напиши Бернард Шоу пьесу «Пигмалион», мы не увидели бы потрясающее перевоплощение Одри Хепберн из безграмотной цветочницы в утонченную аристократку. Речь идет о фильме «Моя прекрасная леди» (реж. Джордж Кьюкор, 1964).

Из современных книг и их удачных экранизаций обратите внимание на «Долгое падение». Ник Хорнби написал ироничный роман о взаимосвязи доброго человеческого общения и желания жить. Одноименный фильм с Пирсом Броснаном и Тони Коллетт (реж. Паскаль Шомель, 2013) получился душевным и жизнеутверждающим.

Географическая справка

Часто при составлении подобных списков возникает географическая путаница. Давайте разберемся. Англия – это самостоятельная страна, которая входит в состав Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии вместе с тремя другими странами: Шотландией, Ирландией и Уэльсом. Тем не менее термин «английская литература» включает в себя шедевры писателей-уроженцев всего Соединенного Королевства. Поэтому вы встретите здесь произведения ирландца Оскара Уайльда, валлийца Иэна Бэнкса, шотландца Кена Фоллетта.

Подборка английских писателей и их произведений получилась внушительная – больше 70 книг. Это настоящий книжный вызов! Добавляйте себе понравившиеся книги и погружайтесь в немного чопорный, но такой элегантный мир!

Английская литература имеет целый ряд специфических осо-бенностей, которые порождены своеобразием культуры, социального и политического развития страны. Это в XIX в. определило проблематику литературы и те формы, которые она обрела. Романисты Англии, а именно роман в первую очередь развивается на данном этапе, искали своих героев не среди банкиров, аристократов, тех, кто стремился делать карьеру, как во Франции, - их героями стали и мелкие собственники, как у Дж. Элиот («Мельница на Флоссе»), и даже рабочие, как у Э. Гаскелл («Мери Бартон») или Ч.Диккенса («Тяжелые времена»).
Но социальный протест в английской литературе в отличие от французской проявляется иначе. 1641 год, когда был казнен король и создана конституционная монархия, изменил государственный строй страны. Тема насильственного изменения режима в английской литературе отсутствует, так как новых дантонов или кромвелей не возникает, хотя экстремизм голодных рабочих порой приводит к покушениям на власть имущих. Для английской политической жизни становятся актуальными проблемы безработицы и избирательной реформы, «хлебных законов», порождающих голод бедноты и богатство владельцев поместий. Бунтарские настроения несет в себе поэзия чартистов. Одно из первых мест в этом ряду занимают стихи Т. Гуда, в частности, цитированные во вводной главе; тяжелейшему положению рабочих посвящены стихи К. Дж. Россетти.
Судебная реформа, как и реформа системы образования, оказывается особенно актуальной для английского общества. Как писал Е.Сайо: «До 1832 года в Англии никому и в голову не приходило организовать государственную систему цародного образования» . Тема школы, как и тема воспитания личности, стала одной из центральных в английской литературе. Жанр «романа воспитания» развивался особенно интенсивно именно в Англии.
Открытия в области науки рождают новый тип мышления. «Основы геологии» (1830-1833) Ч.Лайелля, так же как и «Рудименты творения» (1844) Р. Чемберса, свидетельствовали о непрерывности развития животного и растительного мира. Книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) совершила переворот в сознании не только англичан, ибо ее выводы противоречили Библии.
Учения экономистов И.Бентама, Д. Милля, Дж. С. Милля, Ж. Б. Сэя ставили своей целью объяснить законы жизни общества.
А. Смит первым обратил внимание на то, что основой благосо-стояния страны являются не запасы денег, а продукты труда человека. Вопрос о человеке трудящемся стал на повестку дня. Решали его по-разному, порой под воздействием социалистов А. К. Сен- Симона и Ш. Фурье. Особое значение приобрели труды Роберта Оуэна (1771 - 1858), который в работе «Новый взгляд на общество, или Опыты о принципах образования человеческого характера» (1813-1816), исходя из убеждения в возможности совершенствования человеческой личности, предполагал, что богатые придут на помощь бедным и создадут условия, способные уничтожить столь резкое разделение классов.
Стремление угнетенных масс добиться изменения своего положения приводит к составлению Хартии. Английское слово charter дало название политическому движению рабочих в первой половине века. Хартия была написана при участии последователей Оуэна, а пиком чартизма стал 1848 г. Именно тогда противостояние богатых и бедных порой приобретает особенно острые формы: в романе «Мери Бартон» забастовщики решают убить хозяина. Предельное напряжение ситуации отражено в романе Диккенса «Тяжелые времена». В литературу Англии на этом этапе вошли безработица и работные дома («Оливер Твист» Диккенса), прозванные тюрьмами для бедных (туда насильно помещали бродяг, а бродяжничество каралось законом - вспомним беднягу Джо из «Холодного дома»!), школы, где детей бьют, а не учат, а если и учат, то тому, что очень далеко от жизни («Николас Никльби» Диккенса, «Джейн Эйр» Ш.Бронте).
Проблемы безработицы и голода рождали проблему перенаселения, избыточных рабочих рук. Священник Т. Р. Мальтус из самых благородных побуждений пришел к выводу о необходимости сократить рождаемость в семьях бедняков, а тем, кто не мог получить работу на родине, предлагал переселиться в колонии. Однако его идеи были встречены с негодованием большей частью общества («Колокола» и «Холодный дом» Ч. Диккенса).
Следует отметить еще одну особенность английской жизни, без которой не будет до конца понятен стиль английского реализма. XIX век - это век открытий археологов, которые восстановили прошлое на основе обнаруженных ими предметов, Г.Шлимана прежде всего. Троя и Вавилон получили свое второе рождение именно в этот век. Внимание к вещному миру впервые приобрело особое значение в творчестве В. Скотта, но и романы исследуемого периода (прежде всего Ч. Диккенса) немыслимы без описаний пространства, в котором обитают герои: оно становится средством характеристики человека.
Период с 1837 по 1902 г. в Англии называют викторианским, ибо в эти долгие годы страной правила королева Виктория. Литература викторианства отличалась стремлением благополучно разрешать конфликты, хотя в самих произведениях жизненные ситуации оставались предельно напряженными; викторианству присуща вера в нерушимость нравственных законов.
Истоки реализма XIX в. следует искать в творчестве писателей предшествующего столетия. Произведения Г. Филдинга «История Джонатана Уайльда Великого» и «История Тома Джонса, найденыша» воспроизводили реальные картины быта, заставляли увидеть скрытые язвы мира. Комическое начало его творчества в первую очередь получило развитие у Диккенса, а также у Э. Троллопа. «Путешествие Хамфри Клинкера» Т.Смоллетта, где комические сцены не менее значительны, открывало возможность многоголосия, а потому и многозначности, требующей размышлений читателя, ибо повествование от лица нескольких действующих лиц создавало «объемность» картины, лишая ее нравственной одно- линейности.
Психологизм романов С. Ричардсона получает развитие в произведениях Дж. Остен, а далее у Ш.Бронте, Дж. Элиот, Э. Троллопа, позднего Диккенса и Теккерея. При этом надо учитывать влияние социальной направленности романов У. Годвина, изоб-ражавшего жизнь людей из самых низов общества.
В. Скотт, обративший внимание на связи личности с ее временем, считавший необходимым передавать характер персонажа, описывая окружающий его предметный мир, также закладывал основы следующего этапа английской литературы. Романтическая литература, использующая сложную философскую символику (С.Т. Колридж, П. Б. Шелли), более глубоко раскрывала идеи произведения. Романтические контрасты, необычность ситуаций и характеров также оказали заметное воздействие на литературу 1830- 1860-х гг.
Одной из особенностей литературы Англии является то, что среди ее писателей много талантливых женщцн: сестры Бронте, Дж. Элиот, Э. Гаскелл. Это создает специфическую тональность, проявляющуюся в особом внимании к женской психологии, к семье и семейным отношениям, где тема любви, ее радостей, ошибок и жертв занимает немалое место, хотя острейшие социальные противоречия привлекают внимание женщин-писатель- ниц не менее, чем мужчин.
Связи творческого сознания писателей и художников Англии 1830 - 1860-х гг. помогают более полно представить жизнь страны.
Они проходят целый ряд значительных этапов, раскрывающих эволюцию искусства, подчиненную изменениям общественных интересов.
Джон Констебл (1776- 1837) в 1830-е гг. ищет новые пути: собор в Солсбери он изображает с разных точек, предвосхищая открытия импрессионистов.
Уильям Тёрнер (1775-1851) не без влияния индустриальной революции середины века создает картину «Дождь, пар и скорость» (1844), вводя в пейзаж с размытыми формами несущийся по мосту паровоз. Ранее на его картинах могли появляться только корабли.
Человек и его духовная жизнь еще в XVIII в. нашли свое воплощение в портретной живописи. Джошуа Рейнольдс (1723-1792) и Томас Гейнсборо (1727- 1788) сохранили на своих полотнах духовный облик англичан того времени. В конце века в число известнейших мастеров портрета вошел Томас Лоренс (1769-1830), развивший традиции своих знаменитых предшественников и испытавший некоторое воздействие романтизма: лица англичан на его картинах помогают понять жизнь страны на грани веков.
Уильям Хогарт (1697-1764) был мастером карикатуры. Изломанные линии на его картинах передают отсутствие гармонии в жизни общества и трагическую сущность бытия отдельного человека. Его традиция была развита Томасом Роулендсоном (1756 - 1827) и Джеймсом Гилреем (1757-1815). Без учета этого направления в английском искусстве трудно себе представить иллюстраторов романов Диккенса (Дж. Крукшенка прежде всего), да и сатирические фигуры, созданные самим писателем.
Романы английских писателей вводят читателя в мир обычных людей, поэтому особый интерес представляет жанровая живопись. Картина Дейвида Уилки (1785 - 1841) «Первые сережки» (1835) лишена социального содержания: юной хорошенькой девушке пожилая дама в очках прокалывает ушко. Девушке страшно и вместе с тем она понимает, что это уже вступление в столь заманчивую «взрослую» жизнь.
Назначение жанровой живописи видели в том, чтобы удовлетворять потребности мещан и буржуа, однако она передает ту обыденную жизнь, которая стала содержанием произведений англий-ских реалистов.
В рамках викторианства развивается так называемое «средневековое возрождение», которое по сути связано с постромантизмом. Но в отличие от искусства романтизма на этом этапе Средние века, оставаясь временем идеальным, ибо в них видели основу духовности, воспринимаются еще и как период наивысшего развития искусства, исполненного высокого духа. Раннее Возрождение, дорафаэлевское, представляется свободным от канонов, а Рафаэль признается вершиной Возрождения - у его последователей видят лишь использование его открытий. «Средневековое возрождение» нашло отражение в живописи и поэзии.
Значительнейшим явлением в искусстве стало возникновение группы прерафаэлитов. В 1848 г. ученики Королевской академии художеств, младшему из которых было 19, а старшему 21 год, отказавшись от канонов Академии, основали свой союз. В него вошли семь человек: они были не чужды мистики, и число семь приобретало у них особый смысл. Название союза связано с именем Рафаэля Санти (1483 - 1520), но и Сандро Боттичелли (1444- 1510), автор «Благовещения», входил в число тех, кто, по мнению прерафаэлитов, создавал подлинные шедевры. Им были особенно близки идеи раннего Возрождения об «антропоморфности окружающего человека мира» и «космичности человека в исконном, греческом значении этого слова, то есть его божественной красоты как выражения абсолютной гармонии внешнего и внутреннего, телесного и духовного, прекрасного и доброго»1. Мысль Петрарки о том, что «любовь - это всеохватывающее, чистое, юношеское чувство, естественно и очень по-человечески идеализирующее женщину» , стала одним из постулатов прерафаэлитов.
Уильям Холмен Хант (1827 - 1910) и Данте Габриэл Россетти (1828- 1882) были вдохновителями движения. В своем творчестве прерафаэлиты хотели передавать правду чувства, индивидуальные движения души.
Идя в чем-то за Констеблом, прерафаэлиты считали, что каждый куст, каждый лист, как бы далеко он ни был расположен от переднего плана картины, должен быть написан предельно точно. Они искали возможности запечатлевать на картинах необычную игру света, стремились передавать на своих полотнах все яркие краски жизни, поэтому обращались порой к экзотике Востока, рыцарским временам. Но перед прерафаэлитами стояли не только чисто художественные задачи: они были убеждены в том, что искусство должно пробуждать высокие чувства, воспитывать человека. Поэтому в их картинах часты были библейские сюжеты или открытая нравоучительность в жанровых сценах. Аллегория и символ, как и на этапе раннего Возрождения, создавали глубинные смыслы произведений.
Впервые прерафаэлиты заявили о себе на выставке 1849 г. Первые картины Джона Эверетта Миллеса (182^-1896) и У. X. Ханта, во многом тематически связанные с романтизмом, были встре-чены спокойно. Скандал возник после появления картин Миллеса «Христос в родительском доме» и Россетти «Благовещение»


(обе 1850). Художников обвиняли в упрощении и снижении пафоса Евангельского текста. На картине Миллеса изображена мастерская столяра Иосифа, с инструментом в грязных руках он наклонился над своим рабочим столом, под которым валяются стружки, а маленький Иисус в ночной рубашке, с заспанным личиком припал к Марии, нежно, по-человечески, целующей свое едва проснувшееся дитя. «Благовещение» вводит зрителя в бедный дом, где на покрытой простой белой простыней постели сидит Мария в ночной сорочке, а ангел приносит ей весть об ее избранничестве. На лице девушки испуг и погруженность в себя. Это не каноническое изображение Девы Марии, а картина из жизни обычного человека, которому открывается его необычный путь. Даже Ч.Диккенс был возмущен таким опрощением библейских сюжетов. Только заступничество виднейшего и авторитетнейшего критика Д.Рёскина заставило общество увидеть значительность искусства нового типа.
Выставка 1852 г., где были представлены картины Ханта «Наемный пастырь» и Миллеса «Офелия», заставила признать появление нового течения в живописи.
«Наемный пастырь» (1851) Ханта открывает ряд жанровых картин прерафаэлитов, в которых назидательность передается почти с аллегорической однозначностью. На картине «Пробудившийся стыд» (1853) он изображает молодого человека, развалившегося в кресле, и женщину, испуганную и встревоженную, которая вырывается из его объятий. На ковре черный кот собирается поймать птичку, рядом валяется испачканная перчатка, на стене видна часть картины с названием «Женщина, застигнутая в прелюбодеянии». Оба произведения отличаются ярким праздничным колоритом. Так, на картине «Пробудившийся стыд» все детали, вплоть до пуговицы манжета на рукаве у мужчины или волосков усов кота, выписаны предельно четко. Картина перегружена предметами мебели, помогающими понять общественное положение персонажей и характер их интересов.


На первой из них Иисус Христос изображен с фонарем в руках около простого домика. Художник отошел от канона. Ночное освещение создает особый эффект: свет исходит от лика Христа, фонарь в руке усиливает символический смысл изображаемого. В духе прерафаэлитов художник особое внимание уделяет игре световых пятен, тщательно воссоздает каждый листик вьющегося растения и каждый изгиб его ствола; столь же детально выписана одежда главного героя.
Д. Г. Россетти. Благовещение
В 1854 г. Хант предпринял путешествие по Святой земле, где и позаимствовал сюжет второй картины. В обычае у иудеев было брать в определенный день двух козлов, одного из которых приносили в жертву, а другого прогоняли в пустыню. Именно его и называли «козлом отпущения» - с ним, брошенным погибать на пустынном берегу Мертвого моря, отпускались грехи совершивших это ритуальное действо людей. Поза козла у Ханта, выражение его глаз, которые скорее можно назвать человеческими, валяющиеся скелеты ранее погибших животных, безжизненность воды и гор вокруг создают символический смысл картины, который должен был обращать мысль и чувство зрителя к страданиям Христа за грехи людей, к неблагодарности и жестокости распявших его.
Д.Э. Миллеса прославила «Офелия» (1852), которую он писал с Элизабет Сиддел, заставив девушку лежать в холодной ванне,





чтобы точнее передать все оттенки на лице тонущей Офелии. Верность натуре соблюдалась также в том, как четко были выписаны каждый листок и травинка, как струились одежды Офелии, упавшей в воду, и в том, что художник изобразил малиновку, о которой пела героиня Шекспира. Перегруженность деталями вторых планов, верность природе и единение модели с ней, столь характерные для прерафаэлитов, проявились в этой картине особенно сильно; она стала как бы эталоном этого течения.
Миллее говорил своими картинами о животрепещущих проблемах современников. «Верь мне» - это утверждение права девушки на полное доверие к ее нравственным принципам со стороны ее отца. Картину можно отнести к числу жанровых полотен с особым вниманием к деталям быта и обстановки.
Связь между семью первыми членами братства распалась к 1852 г., каждый из них пошел своей дорогой. В 1857 г. создалась новая группа семерых; в ее состав вошел Уильям Моррис (1834- 1896), знаток культуры и искусства, художник, оформитель книг, покровитель прикладных искусств, проповедник идей социализ-ма. Фигура в своем роде универсальная, он’создал мастерскую, где работали новые члены кружка Эдуард Берн-Джонс (1833 - 1896), Форд Мэдокс Браун (1821 - 1893), а также Д. Г. Россетти, который после критики его первых картин более не выставлялся, но продолжал свою деятельность как художник, хотя все большее значение приобретали его стихи.
Ф. М. Браун, сочувствовавший социалистам, создал картину «Труд» (1852-1865), где нашел место для рабочих разных про-



фессий, философов и даже дамы, раздающей брошюры. Особое место в творчестве Брауна занимает «Прощание с Англией» (1852 - 1855): тема эмиграции обездоленных, потерявших надежду, которые устремляются в колонии, нашла здесь свое трагическое воплощение. Все горе, вся мука этих людей воплощены в позах и выражении глаз двух центральных фиіур - мужчины и женщины. О том, что в дальний и неведомый путь собрались бедняки, свидетельствуют одежда персонажей и их поклажа. Эта тема не раз появится у Диккенса, но предметный мир выписан у Брауна не менее тщательно, чем в романах этого писателя.
Постепенно бунт прерафаэлитов утратил свою остроту, техника их живописи сблизилась с теми требованиями, которых добивались члены Академии - Миллее сам стал одним из них.
Таким образом, английская живопись середины века соприкасается как тематически (современный человек и его заботы), так и эстетически с реалистическим течением этого периода: налицо то же стремление «вписать» человека в окружающий мир, изображенный со всеми присущими ему деталями, что и в литературе (но во втором случае это прежде всего мир города, дома). Способы передачи действительности - аллегоричность и символика, порой назидательность, мир Средневековья и его легенд, привлекавшие прерафаэлитов, - найдут отражение в поэзии постромантиков.

Английская литература неразрывно связана в сознании многих из нас с такими именами как Вильям Шекспир, Чарльз Диккенс, Артур Конан Дойль и Агата Кристи. Однако хотелось бы познакомить читателя с другими менее известными, но не менее талантливыми английскими писателями , а также сказать несколько слов об эпохе, в которой они жили и творили.

В данной статье дана подробная периодизация английской литературы с периода средневековья до наших дней и указаны самые известные произведения английских писателей, а также менее известные произведения, но которые однако стоит прочитать обязательно.

Для начала разберемся, что же относится к английской литературе. Английская литература, это литература не только писателей Англии, но и всех частей Великобритании, включающей в себя: Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию. Известно, что в английском языке слов больше, чем в каком-либо другом языке мира. Вследствие чего много слов с едва заметными различиями в значении. Это многообразие слов мастерски использовали английские писатели, а некоторые из них даже брали на себя ответственность в создании новых слов, одним из таких писателей был гениальный У. Шекспир.

Английская литература – это многовековая история, блестящие авторы, незабываемые произведения, отражающие особенность национального характера. Мы растем с книгами этих великих писателей, учимся и развиваемся с их помощью. Невозможно передать значение английских писателей и сделанный ими вклад в мировую литературу. Трудно представить себе мир без произведений Шекспира, Диккенса, Уайльда и многих других. Английскую литературу делят на периоды, в каждом из которых жили и творили свои писатели и поэты, в произведениях которых находили свое отражение те или иные события и факты из истории страны.

Принято выделять следующие периоды в английской литературе:

1 период: раннее средневековье или англо-саксонский период 450-1066

Исторический факт: в 1066 Англия завоевана норманнами во главе с Вильгельмом Завоевателем (William the Conqueror). Этим завоеванием и заканчивается данный период.

Преобладающий жанр: поэма.

Самые известные произведения: Беовульф

Произведения этого периода передаются из уст в уста. Их характеризуют следующие черты: фатальность, сопоставление церкви и язычества, восхваление героев и успешных сражений.

Наиболее важным произведением этого периода считается поэма Беовульф , имеющая в Англии национально-эпический статус. Беовульф является самой длинной эпической поэмой, написанной на древнеанглийском языке. Поэма содержит более 3000 строк и разделена на 3 части. Беовульф — классическая сказка о торжестве добра над злом. Здесь описываются подвиги героя по имени Беовульф, его бои с монстром, матерью этого монстра и драконом.

2 период: средние века: 1066 — 1500

Преобладающий жанр: народные сказания, рыцарский роман, баллада

В XI-XII веках в литературе преобладают церковно-дидактические произведения («Ормулум», «Ода Морали»), начиная с середины XIII века, происходит переход к более бытовым жанрам (народная «Песня кукушки», «Бэв из Амто́на»,«Horn» и «Havelock»).

В XIII-XIV века – создание рыцарских романов о короле Артуре и о его рыцарях. В 1469 Томас Мэлори собрал целый свод романов о подвигах рыцарей и его труд «Смерть Артура» стал памятником английской литературы позднего средневековья.

Начало развития жанра народной поэзии — баллады. Очень популярны баллады об отважном разбойнике Робине Гуде.

И наконец, вторая половина этого периода считаетсяновой страницей в истории английской литературы и связана с именем Джеффри Чосера. Если ранее произведения было принято писать на латыни, то Чосер стал первым, кто писал на английском. Самым известным его произведением стали “ ”.

3 период: эпоха Возрождения или Ренессанса: 1550 – 1660

Преобладающий жанр: сонеты, лирические произведения, пьесы для театра

  • 1500-1558 — литература при Тюдорах

Эпоха Возрождения начинается с развитием жанра лирики, ведущая роль была отведена поэзии. Поэты Филипп Сидни и Эдмунд Спенсер. Одним из самых заметных писателей во время правления Генриха VIII был великий писатель и гуманист Томас Мор, известность ему принесла выпущенная в 1516 году книга “Утопия”.

  • 1558-1603 литература при Елизавете

Этот период связан с правлением Елизаветы I, здесь смешались средневековые традиции и ренессанский оптимизм. Поэзия, проза и драма были основными стилями, процветавшими в этот период. Однако особенный расцвет был у драмы. Известные писатели этого периода были Томас Кид, Роберт Грин, Кристофер Марло и немного позже величайший драматург Уильям Шекспир.

  • 1603-1625 — литература при Якове I

Сложный и мрачный период, cвязанный с правлением Якова I. В этот период активно издавались произведения из прозы и также драма. Также период был ознаменован переводом Библии, осуществленный по поручению короля. В это время жили и творили Шекспир и Джонсон, а также Джон Донн, Фрэнсис Бэкон, и Томас Миддлтон.

  • 1625-1649 литература при Карле I

Произведения писателей этого периода отличались изысканностью и элегантностью. В этот период возник кружок так называемых «Кавальерских поэтов», среди которых были Бен Джонсон, Роберт Геррик, Томас Керью и др. Их поэзия описывала жизнь высшего сословия, также основными темами были: красота, любовь, верность. Отличались остроумием и прямотой.

  • 1649-1660 период протектората (или пуританское междуцарствие)

Период связан с именем Оливера Кромвеля. В это время преобладали политические работы Милтона, Томаса Хоббса и произведения Эндрю Марвела. В сентябре 1642 Пуритане закрывали театры из моральных и религиозных убеждений. На протяжении последующих 18 лет театры оставались закрытыми, в связи с недостатком драматический произведений написанных в это время.

4 период: неоклассицизм: 1660 — 1785

Преобладающий жанр: проза, поэзия, роман

Джон Милтон «Потерянный Рай» (Paradise Lost), Джонатан Свифт «Приключения Гулливера» (Gulliver’s Travels), Даниэль Дефо «Приключения Робинзона Крузо» (Robinson Crusoe), Генри Филдинг «Том Джонс» (The History of Tom Jones, a foundling» (1749))

На литературу периода неоклассицизм большое влияние оказала французская литература. Литература этого времени имела философский характер, обладала также чертами скептицизма, остроумия, утонченностью и критицизма. Делится на несколько периодов:

  • 1660-1700 – период реставрации

Это было временем восстановлением монархии, время триумфа разума и толерантности над религией и политическими страстями. Все это было отмечено изобилием прозы и поэзии и появлением особой комедии нравов, известных как «Реставрационные комедии». Именно в этот период Джон Милтон написал «Потерянный Рай» и «Возвращенный Рай». Другие писатели этого времени Джон Локк, Джон Драйден и Джон Уилмот, 2-й граф Рочестер.

  • 1700-1745 – августинский период

Преобладающие характеристики литературы того времени: изысканность, ясность и элегантность. Известные писатели: Джонатан Свифт, Александр Поуп, и Даниэль Дефо. Значительный вклад этого периода имел выход в свет первых английских романов Дефо, и «роман характера» «Памела» , написанная Сэмюэлом Ричардсоном в 1740 году.

  • 1745-1785 – сентиментализм

Литература отражала мировоззрение Просвещения, писатели начали подчеркивать инстинкты и чувства, а не разум и сдержанность. Все большую симпатию в это время вызывал интерес к средневековой балладе и фольклорной литературе. Доминирующими авторами этого периода были Сэмюэл Джонсон, Эдуард Юнг, Джеймс Томсон, Томас Грей, в период сентиментализма позднего Сентиментализма появление талантливейшего певца народа Роберта Бернса.

5 период: романтизм: 1785 — 1830

Преобладающий жанр: поэзия, светский роман, рождение готического романа

Самые известные авторы и произведения: Джейн Остин «Гордость и предубеждение», «Чувство и чувствительность», лорд Байрон «Путешествия Чарльда Гарольда», поэты «озерной школы» ( , Колридж), Джон Китс, , Роберт Бернс, Вальтер Скотт «Айвенго» (Ivanhoe), Мэри Шелли «Франкенштейн» (Frankenstein)

Произведения пишутся с чувством, с использованием большого количества символов. Писатели считали, что литература должна быть богата поэтическими образами, она должна быть непринужденной и доступной. Известные писатели того времени были Джейн Остин, лорд Байрон, Вальтер Скотт, поэты Уильям Блейк, Перси Биши Шелли, Джон Китс, поэты «Озерной школы» Сэмюил Тейлор Кольридж, Уильям Вордсворт. В это время рождается готический стиль. Два из самых известных готических романиста Энн Рэдклифф и Мэри Шелли.

6 период: Викторианская эпоха: 1830 – 1901

Преобладающий ж анр: роман

Самые известные авторы и произведения: (очень много произведений, «Давид Коперфильд» (David Copperfield), «Большие надежды» , Уильям Теккерей «Ярмарка Тщеславия»(Vanity Fair), «Остров сокровищ» () , «Приключения доктора Джекила и мистера Хайда» (), Редьярд Киплинг сказки «Just So Stories», (очень много произведений, «Записки о Шерлоке Холмсе») , (Шарлотта Бронте «Джейн Эйр» (Jane Eyre), Эмили Бронте «Грозовой перевал» (Wuthering Heights), Энн Бронте «Агнес Грей» (Agnes Grey), «Портрет Дориана Грея» Томас Гарди ( рассказы , )

  • 1830-1848 — ранний период

Произведения раннего Викторианского периода эмоционально экспрессивны, в основном в них описывается жизнь людей из среднего класса. Среди литературных жанров доминирует роман. Объемные романы делят на множество эпизодов, которые потом издаются в газетах, что позволяло уменьшить их стоимость и таким образом сделать доступным и низшему классу. К такому способу привлечения читателей прибегли Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и Элизабет Гаскел, также известные писатели этого времени Роберт Стивенсон, Артур Конан Дойль, сестры Бронте.

  • 1848-1870 — промежуточный период

В 1848 группа английских художников, среди которых был Данте Габриэль Россетти, организовали «Братство прерафаэлитов». Их основной целью было вернуть картинам правдивость, простоту и приверженность религии, которая существовала при Рафаэле. В свою очередь Россетти и его литературный кружок перенесли эти идеалы в свои произведения.

  • 1870-1901 — поздний период

Для литературы это период эстетизма и декаданса. Оскар Уайльд и другие авторы, придерживающиеся этого стиля, настаивали на экспериментах и считали, что искусство выступает категорически против «естественных» норм морали.

7 период: модернизм: 1901 – 1960

Преобладающий жанр: роман

  • 1901 – 1914 литература при Эдуарде VII

Период назван в честь короля Эдуарда VII и охватывает время начиная со смерти королевы Виктории (1901) и заканчивается началом Первой мировой войны (1914). В это время Британская империя была на высоте, и богатые утопали в роскоши. Однако, четыре пятых английского населения жили в нищете. И произведения этого периода отражают в себе эти социальные условия. Среди писателей обличающих классовой несправедливости и эгоизм высшего сословия были такие писатели, как Джордж Бернард Шоу, Герберт Уэллс. Другие писатели того времени: Джозеф Конрад, Редьярд Киплинг, Генри Джеймс, Е. М. Форстер.

  • 1910 – 1936 литература при Георге V

Многие писатели эпохи короля Эдуарда VII продолжают писать и в этом периоде. Помимо них пишут так называемые Георгианцы, среди которых такие поэты как Руперт Брук и Дэвид Герберт Лоуренс. Они в своих стихах описывают красоту сельских пейзажей, умиротворенность и покой природы. Писатели этого периода экспериментируют с темами, формами и стилями. Среди них: Джеймс Джойс, Д. Лоуренс и Вирджиния Вульф. Драматурги: Ноэл Кауард и Сэмюэл Беккет.

  • 1939 – 1960 — литература во время Второй Мировой войны и послевоенный период

Вторая мировая война оказала огромное влияние на творчество писателей того времени. А последующие поколения росли на историях об этой ужасной войне. Поэты военного времени Сидни Киз (Sidney Keyes), Дэвид Гаскойн (David Gascoyne), писали о войне также Филипп Ларкин, Пет Баркер.

8 период: постмодернизм 1960 – наши дни

Преобладающий жанр: роман

Самые известные авторы и произведения: XX век стал весьма плодотворным и в области популярной литературы, следующие имена вам наверняка хорошо известны:
— (1890-1976): « » и другие детективы
— Ян Флеминг (1908-1964): романы о Джеймсе Бонде
— Дж. Толкиен (1892-1973): Властелин колец (The Lord of the Rings)
— С. Льюис (1898-1963): Хроники Нарнии (Chronicles of Narnia)
— Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер» (Harry Potter)

Постмодернизм смешивает литературные жанры и стили в попытке освободиться от модернистских форм. В отличие от модернистов, которые воспринимали себя и свое творчество очень серьезно, постмодернисты относились ко всему с иронией. В литературе появляется понятие «черный юмор». Тем не менее, некоторые черты постмодернизм заимствует у своего предшественника и даже их усиливает, это касается пессимизма и стремление к авангарду. Черты постмодернизма особенно ярко отразились в драме. Так пьеса Сэмюэли Беккета «В ожидании Годо» — яркий пример театра абсурда и сочетает в себе пессимистическую философию и комедию.

Изучение английской литературы должно быть неразрывно связано с изучением эпохи, исторических событий и культуры своего времени. Приступая к чтению книги, не поленитесь и почитайте биографию писателя, познакомьтесь со временем создания произведения. Чтение литературы — это не просто увлекательное занятие, но и большая ответственность, ведь прочитав что-либо, мы делимся своим мнением с друзьями и близкими. Классическая литература, вышедшая из-под пера великих творцов слова и сюжета, не может быть плохой. Иногда мы просто ее не понимаем…

Ник Хорнби известен не только как автор таких популярных романов, как «Hi-Fi», «Мой мальчик», но и как сценарист. Кинематографичный стиль писателя делает его очень востребованным в адаптации книг различных авторов к экранизации: «Бруклин», «Воспитание чувств», «Дикая».

В прошлом ярый футбольный фанат, свою одержимость он даже выплеснул в автобиографическом романе «Футбольная горячка».

Культура часто становится ключевой темой книг Хорнби, в частности писатель не любит, когда недооценивают поп-культуру, почитая это за ограниченность. Также ключевыми темами произведений часто становятся отношения героя с собой и окружающими, преодоление и поиск себя.

Сейчас Ник Хорнби живет в районе Хайбери в Северном Лондоне, откуда рукой подать до стадиона его любимой футбольной команды «Арсенал».

Дорис Лессинг (1919 — 2013)

После второго развода в 1949 году она переехала с сыном в Лондон, где первое время снимала квартиру на пару с женщиной легкого поведения.

Темы, волновавшие Лессинг, как это часто бывает, менялись в течение ее жизни, и если в 1949-1956 годах ее занимали в первую очередь социальные вопросы и коммунистическая тематика, то с 1956 по 1969 год произведения стали носить психологический характер. В более поздних произведениях автору были близки постулаты эзотерического течения в исламе — суфизма. В частности, это выразилось во многих ее научно-фантастических произведениях из серии «Канопус».

В 2007 году писательница удостоилась Нобелевской премии по литературе.

Всемирный успех и любовь миллионов женщин писательнице принес роман «Дневник Бриджит Джонс», родившийся из колонки, которую вела Хелен в газете Independent.

Сюжет «Дневника» детально повторяет сюжет романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение», вплоть до имени главного мужского персонажа — Марка Дарси.

Говорят, на книгу писательницу вдохновил сериал 1995 года и особенно Колин Ферт, так как он без всяких изменений перекочевал в экранизацию «Дневника».

В Великобритании Стивен известен как эстет и большой оригинал, разъезжающий на собственном кэбе. Стивен Фрай бесподобно сочетает две способности: быть эталоном британского стиля и регулярно шокировать общественность. Его смелые высказывания насчет бога вводят многих в ступор, что, впрочем, никак не сказывается на его популярности. Он открытый гей — в прошлом году 57-летний Фрай заключил брак с 27-летним комиком.

Фрай не скрывает, что употреблял наркотики и страдает биполярным расстройством, о чем он даже снял документальный фильм.

Определить все сферы деятельности Фрая непросто, сам он в шутку называет себя «британский актер, писатель, король танца, принц плавок и блогер». Все его книги неизменно становятся бестселлерами, а интервью разбираются на цитаты.

Стивен считается редким обладателем уникального классического английского выговора, об искусстве «говорить, как Стивен Фрай», написана целая книга.

Джулиана Барнса называют «хамелеоном» британской литературы. Он отлично умеет, не теряя индивидуальности, создавать непохожие друг на друга работы: одиннадцать романов, четыре из которых — детективы, написанные под псевдонимом Дэн Кавана, сборник рассказов, сборник эссе, сборник статей и рецензий.

Писатель неоднократно был обвинен во франкофонии, особенно после выхода книги «Попугай Флобера», некой смеси биографии писателя и научного трактата о роли автора в целом. Тяга писателя ко всему французскому отчасти объясняется тем, что он вырос в семье преподавателя французского языка.

Его роман «История мира в 10 ½ главах» стал настоящим событием в литературе. Написанный в жанре антиутопии, роман ищет ответы на ряд философских вопросов о сущности человека, его прошлом, настоящем и будущем.

Любимец детей и взрослых по всему миру, непоседливый медвежонок Паддингтон «родился» в 1958 году, когда Майкл Бонд в последний момент перед Рождеством понял, что забыл купить подарок жене. От безвыходности автор, уже написавший к тому времени много пьес и рассказов, купил жене игрушечного медведя в синем плаще.

В 2014 году на основе его книг был снят фильм, где Лондон стал одним из действующих лиц повестования. Он предстает перед нами словно глазами маленького гостя из дремучего Перу: сначала дождливый и негостеприимный, а потом солнечный и прекрасный. В картине можно узнать Ноттинг Хилл, Портобелло Роуд, улицы вблизи станции Мейда Вейл, вокзал Паддингтон и Музей -естествознания.

Интересно, что сейчас писатель живет в Лондоне как раз недалеко от станции Паддингтон.

Роулинг всего за пять лет прошла путь от социального пособия до автора самой продаваемой серии книг в истории, ставшей основой для фильмов, которые, в свою очередь, признаны второй самой кассовой франшизой.

Как рассказывала сама Роулинг, идея книги пришла ей в голову во время поездки на поезде из Манчестера в Лондон в 1990 году. .

Нила Геймана называют одним из главных современных сказочников. Голливудские продюсеры в очередь выстраиваются за правами на экранизации его книг.

Также он не раз сам писал сценарии. Его знаменитый роман Neverwhere родился как раз из такого сценария к мини-сериалу, снятого на «Би-би-си» в 1996 году. Хотя, конечно, чаще бывает наоборот.

Страшные сказки Нила любят еще и за то, что они стирают грани между интеллектуальной и развлекательной литературой.

Писатель является лауреатом престижных наград, многие произведения Иэна экранизированы.

Первые работы писателя отличались жестокостью и большим вниманием к теме насилия, за что автор удостоился прозвища Иэн Жуткий (Iаn Macabre). Еще его называли черным волшебником современной британской прозы и экспертом мирового класса по всем видам насилия.

В дальнейшем творчестве все эти темы остались, но словно отошли на второй план, красной нитью проходя через судьбу героев, сами при этом в кадре не задерживаясь.

Детство писателя прошло в бегах: он родился в Чехословакии в интеллигентной еврейской семье. Из-за своей национальности его мать перебралась в Сингапур, а затем в Индию. Почти все родственники писателя погибли в ходе Второй мировой войны, а мать, выйдя во второй раз замуж за британского военного, воспитывала детей как настоящих англичан.

Известность Стоппарду принесла пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», переосмысленная трагедия Шекспира «Гамлет», которая под пером Тома превратилась в комедию.

Драматурга многое связывает с Россией. Он здесь побывал в 1977 году, работая над репортажем о диссидентах, которых держали в психиатрических больницах. «Было холодно. Москва показалась мне мрачной», — делится воспоминаниями автор.

Писатель посетил Москву также во время постановки спектакля по его пьесе в театре РАМТ в 2007 году. Тема 8-часового спектакля — развитие русской политической мысли XIX века с ее главными героями: Герценом, Чаадаевым, Тургеневым, Белинским, Бакуниным.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх