Павел михайлович третьяков человеческие. Павел и сергей третьяковы-благотворители, меценаты, коллекционеры, общественные деятели

ПАВЕЛ И СЕРГЕЙ ТРЕТЬЯКОВЫ –
БЛАГОТВОРИТЕЛИ, МЕЦЕНАТЫ,
КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ

Среди известных благотворителей и коллекционеров-пред­при­нимателей XIX в. имена братьев Третьяковых занимают особое место. Павел Михайлович и Сергей Михайлович навсегда вошли в историю не только русской, но и мировой культуры, подарив Москве прекрасную художественную коллекцию, создав общедоступную картинную галерею и открыв новый этап в развитии традиций художественного собирательства в России. Тема благотворительной деятельности братьев Третьяковых и их родственников и история создания знаменитой художественной коллекции неоднократно становилась предметом исследования отечественных историков и искусствоведов. Однако до настоящего времени не создано полномасштабного исследования по этой теме, а новые архивные и справочные материалы позволяют в определенной мере расширить границы исследовательского сюжета.

Семья Третьяковых, причисляемая к цвету московского купечества, внесла значительный вклад в дело сохранения культурного наследия Отечества и оставила заметный след в развитии экономики страны. Для ее представителей была характерна многогранная деятельность в различных сферах жизни общества, а также широкомасштабная социокультурная практика – участие во многих социальных и культурных начинаниях и проектах, благотворительность, меценатство, культурные инициативы, различные общественные мероприятия и другие деяния.

Пять поколений семьи, начиная с прадеда – Елисея Мартыновича Третьякова, принадлежащего старинному купеческому роду г. Малоярос­лавца Калужской губернии, переехавшего в Москву в 1774 г., принимали активное участие в развитии отечественной торговли и предпринимательства, а позднее и в развитии промышленного производства. Помимо развития торгового предприятия, Третьяковыми была основана в 1866 г. Большая Костромская льняная мануфактура. Льняное производство Третьяковых и их зятя Владимира Дмитриевича Коншина, мужа их сестры Елизаветы Михайловны, было самым крупным для своего времени и создавалось на отечественные капиталы. Доходы, получаемые с торговой деятельности и промышленного предприятия, позволяли братьям Павлу и Сергею Третьяковым осуществлять широкую благотворительную и меценатскую деятельность на протяжении всей жизни, принимать участие в реализации целого ряда социокультурных проектов своего времени. Значительная часть состояния семьи Третьяковых была вложена в развитие отечественной культуры – формирование художественных коллекций, основание галереи, открытие учебных и благотворительных заведений.

Братья Третьяковы оставили заметный след в общественной жизни родного города. Сергей Михайлович был тридцать девятым московским городским головой. «Пятилетие, которое, провел в должности городскаго головы от его утверждения 21 января 1877 г. до оставления этой должности 24 ноября 1881 г., тесно связано с историей внутреннего роста Москвы и отмечено выдающимися личными заслугами… по отношению к городу, во главе котораго он стоял». Он также являлся гласным Московской городской думы (1866–1892), выборным московского купеческого сословия. Общественная служба Сергея Третьякова началась с 1866 г., когда он был назначен окружным попечителем по якиманской части Москвы. Тогда же он стал гласным городской думы.

Для Москвы в период его пребывания на посту городского головы было сделано очень много. Возросла сумма расходов на образование с 230 тыс. руб. (4,9 % расходной сметы) до 375 тыс. руб. (6,15 % от общего расхода). Количество училищ в городе увеличилось с 34 до 55. В 1880 г. городская дума приняла постановление «об устройстве в Москве реального училища, для чего была пожертвована думою приобретенная у Министерства финансов, чрез личные хлопоты Сергея Михайловича Третьякова, городская земля в 2 000 кв. саж. под прежним Колымажным двором и ассигнован ежегодный расход в 28 000 руб. на содержание реального училища». Особенно заботился Сергей Михайлович о благоустройстве города. За время его председательства в думе была замощена треть проездов, проложен дренаж и каменные водостоки во многих местностях города, «устройство садов и бульваров получило еще более обширное развитие». За пять лет было устроено несколько верст новых бульваров: на Девичьем поле, по сторонам дороги в Сокольники и у Александровских казарм, устроены Екатерининский парк и обширные скверы – Самотечный, Яблочный и сквер храма Христа Спасителя. В 1877–1882 гг. были осуществлены изыскания, которые послужили материалом для составления проектов развития водоснабжения и канализации, составлены сами проекты. Все это позволило впоследствии осуществить «предприятия величайшей для города важности» и расширить рамки городского хозяйства .

В апреле 1877 г. дума пожертвовала 1 млн рублей на военные нужды и «употребила 200 000 р. на содержание госпиталей для раненых». Эти госпитали стали образцовыми для подобных учреждений Красного Креста. Это было заслугой Сергея Михайловича, показавшего прекрасные организаторские способности. «Наряду с этими общественными пожертвованиями на войну следует упомянуть о другом патриотическом пожертвовании частных лиц, почин котораго взял на себя щедрою рукою тогдашний городской голова». Для сбора средств на военные нужды был создан Славянский комитет во главе с известным общественным деятелем. Братья Третьяковы лично внесли в комитет значительные средства.

По инициативе главы городской думы и при его финансовом участии город приобрел у казны Сокольническую рощу для содействия развитию городского хозяйства и сохранения прилежащих к городу лесов. В 1877 г. при участии Сергея Михайловича была открыта центральная часть Политехнического музея, главная лестница которого сооружена по проекту зятя Каминского – мужа другой их сестры, Софьи Михайловны. В 1880 г. являлся организатором торжеств по случаю открытия памятника, где выступал с речью и передал памятник от думы городу. Будучи инициативным и профессиональным предпринимателем, Сергей Михайлович разработал четкую программу реорганизации городских дел с помощью займов и строительства собственных предприятий и предложил ее городской думе. Однако программа не получила поддержки гласных думы.

Выйдя в отставку, Сергей Третьяков не оставил активной социальной деятельности и участия в общественной жизни. Он занимал пост директора Московского отделения Русского музыкального общества в 1869–1889 гг., был председателем Московского художественного общества любителей художеств (с 1889), членом совета Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Состоял членом московского отделения Совета торговли и мануфактур. Входил в другие художественные и благотворительные общества. На свои средства Сергей Михайлович издавал «Художественный журнал» (1881–1887). Он участвовал также в деятельности ряда благотворительных организаций: являлся попечителем богадельного дома братьев Солодовниковых (1876–1877), московских мещанских училищ (1862–1877), Таганского женского городского начального училища, членом Сущевского участкового попечительства о бедных 2-го участка, почетным членом совета Московского коммерческого училища, членом совета больницы имени Александра III, членом комиссии вдовьей кассы для лиц, принадлежащих к московскому купечеству, председателем комиссии о пересмотре правил для раздачи пособий бедным и на приданое бедным невестам и благотворителем Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых. Елена Андреевна, жена Сергея Михайловича, являлась попечительницей Сущевского женского городского начального училища.

Сергей Михайлович выделил средства на стипендии в ряд учебных заведений столицы. По завещанию он внес 120 тыс. руб. в Московскую городскую управу «пятипроцентными, одного из Восточных займов, билетами», с тем чтобы «проценты с них употреблялись с 25 000 руб. на стипендии его (моего) имени в Московских мещанских училищах Купеческого общества для мальчиков или девочек, с 15 000 руб. для той же цели в Александровском коммерческом училище; с 15 000 руб. для той же цели в Московском университете; с 10 000 руб. на одну стипендию моего имени в Московском университете; с 10 000 руб. на вспомоществование нуждающимся студентам Московского университета и с 10 000 руб. на вспомоществование нуждающимся ученикам Московской школы живописи, ваяния и зодчества». Позднее на духовном завещании Сергея Михайловича, составленном еще в 1888 г., его рукою были сделаны карандашные поправки в сторону прибавления сумм, выделяемых на стипендии. Третьякова, гласный Московской городской думы (1893–1896) Николай Сергеевич Третьяков, желая исполнить в точности волю отца, просил увеличить суммы «сообразно пометкам» и подал в думу соответствующее заявление. Суммы увеличивались следующим образом: «1) вместо 15 000 руб. Совету Арнольдовскаго для глухонемых училища двадцать тысяч; 2) вместо 120 000 в Городскую управу сто пятьдесят тысяч, причем эта сумма распределяется так: а) вместо 25 000 руб. в мещанские училища сорок тысяч; б) вместо 15 000 руб. в Александровское коммерческое училище двадцать тысяч; в) вместо 50 000 руб. в Консерваторию шестьдесят тысяч, и г) остальные из этой суммы без изменения, и 3) вместо 100000 руб. в Городскую управу на приобретение новых художественных произведений сто двадцать пять тысяч. Кроме того, добавлены новыя назначения: 1) Комитету Общества любителей художеств десять тысяч рублей для вспомогательного фонда Общества и 2) двум церквам: в одну, где будет погребен, и в другую приходскую – десять тысяч рублей». В июле 1893 г. по ходатайству Московской городской думы была высочайше утверждена в честь увековечения памяти «о заслугах по местному городскому управлению и значительных пожертвованиях городу бывшаго с 1877 – 1881 г. городским головою Сергея Михайловича Третьякова» Московскою городскою управою при Московском училище живописи, ваяния и зодчества стипендия его имени. Сумма стипендии составляла 1 тыс. руб. и выделялась одному студенту в каждое двухлетие. Московское купеческое общество получило средства на стипендии в мещанских училищах. Стипендии получили имя жертвователя – .

Пожертвования Сергея Михайловича Московскому городскому общественному управлению включали средства на благотворительность, здание галереи, на приобретение картин для галереи и стипендии и пособия учащимся. В 1891 г. он выделил 10 тыс. руб. на эмиритальную кассу служащих городского управления. В 1889 г. вместе с братом Павлом Михайловичем они пожертвовали 3 тыс. руб. на призрение душевнобольных по почину городского головы.

Сергей Михайлович был известен в общественных кругах и как коллекционер, занимался собиранием западно-европейской живописи. По завещанию он передал столице коллекции картин, средства на приобретение произведений живописи и свою часть дома в Лаврушинском переулке для галереи. В 1892 г. также по завещанию им было передано 125 тыс. руб. для приобретения художественных произведений для галереи.

Общественная деятельность Павла Михайловича была связана также с Московской городской думой, где он был гласным. Вместе с братом он много сделал для благоустройства Москвы. Являлся членом Комиссии о пользах и нуждах общественных. По долгу службы он являлся членом различных комитетов и обществ – московского купеческого Общества взаимного кредита, был выборным и старшиной Московского биржевого общества, состоял в советах учебных заведений, Славянском комитете, где был одним из шести самых активных членов. В 1869–1898 гг. он был попечителем Арнольдовского училища глухонемых, являлся членом Комитета для оказания помощи семействам убитых, умерших от ран и изувеченных на поле брани воинов в 1876–1886 гг. С 1883 г. состоял членом попечительского совета Александровского коммерческого училища, в Московском коммерческом училище он был почетным членом совета.

С 1893 г. Павел Михайлович состоял действительным членом императорской Академии художеств, где с 1868 г. был вольным общником. Он также являлся членом комитета московского Общества любителей художеств.

Павел Третьяков входил в состав попечительского совета Арнольдовского училища для глухонемых с момента его учреждения. Позднее в совет вошла и жена – Вера Николаевна. Здесь она занималась вопросами организации обучения ремеслам в женском отделении, уже имея определенный опыт попечительской деятельности в других училищах. В 1875 г. Павел Михайлович выстроил новое здание для училища на Донской улице с домовой церковью, богадельней и мастерскими. По завещанию он выделил училищу капитал в 200 тыс. руб., а также всем служащим в школе глухонемых в размере их годового жалованья со столовыми и квартирными. В целом прижизненные вложения и средства, выделенные им по завещанию на развитие училища, составили 340 тыс. рублей.

Павел Михайлович, как и старший брат, вкладывал значительные средства в развитие народного образования в столичном центре. В 1892 г. он пожертвовал Московскому купеческому обществу 16 900 руб. вместе с братом Сергеем Михайловичем на четыре стипендии в мещанских училищах. Стипендии были имени, зятя и совладельца фирмы братьев Третьяковых, и учреждены с 1893 г. Пять стипендий были учреждены в мещанских училищах с 1900 г. из средств, выделенных по завещанию в 1898 г.

По завещанию он внес в советы учебных заведений средства, проценты с которых использовались на стипендии для студентов и учащихся: Московскому университету,Московской консерватории,Московскому коммерческому училищу,Александровскому коммерческому училищу – по 15 тыс. руб.,московским мещанским училищам – 30 тыс. руб. Московскому купеческому обществу он оставил часть капитала «для устройства мужской и женской богаделен в тех размерах, для каких будет достаточен капитал на устройство и на содержание призреваемых». В 1900 г. по духовному завещанию на устройство женской и мужской богаделен Московскому купеческому обществу было направлено 600 тыс. руб., в 1901 г. – по духовному завещанию остаток в сумме 288 004 руб. и в 1903 г. долг по наследству в сумме 103 356 руб. от товарищества Новокостромской льняной мануфактуры и 2 398 руб. от продажи акций на содержание женской и мужской богаделен. Строительство богадельни началось летом 1904 г. и было завершено к концу 1906 г.
Учреждение на сто мест было открыто в ноябре 1907 г. «Решением собрания выборных Московского купеческого общества богадельне было присвоено имя жертвователя Павла Михайловича Третьякова». Таким образом, помимо вкладов в образовательные учреждения и на стипендии, Павел Михайлович финансировал создание благотворительных учреждений в Москве.

В 1853 г. вместе с матерью, внесли 500 руб. серебром (17 500 руб.)на «госпитальные нужды». В течение следующих двух лет он пожертвовал на ополчение и другие цели 1 700 руб. 12 июня 1858 г. Дом Московского городского общества высылает свидетельство о том, что Павел Михайлович Третьяков награжден бронзовой медалью в память минувшей войны 1853–1856 гг. за участие в пожертвованиях на военные надобности, пожалованной для ношения в петлице на аннинской ленте. В 1856 г. в память военных событий 1853–1856 гг. Сергей Михайлович был награжден бронзовой медалью на аннинской ленте.

Пожертвования на благотворительные цели поступали от Павла Третьякова и в адрес Московского городского общественного управления. В 1889 г. они вместе с братом Сергеем Михайловичем выделили 3 тыс. руб. на призрение душевнобольных по почину городского головы. В 1895 г. Пятый отдел Московской городской управы принял пожертвование на устройство работ для нищих в городском работном доме – 2 тыс. руб. (вклад вместе с женой в пользу призреваемых работного дома). В 1898 г. по духовному завещанию выделил 150 тыс. руб. с учетом процентов для устройства и содержания дома в Лаврушинском переулке «бывшего Крылова» бесплатных квартир для вдов и сирот русских художников. В 1909 г. Комиссией по устройству выделено 95 тыс. руб. на постройку и оборудование и 130 тыс. руб. на содержание приюта. Дом бесплатных квартир вдов и сирот русских художников был открыт в 1912 г.

В 1913 г. московскому городскому общественному самоуправлению поступило 200 тыс. руб., находившихся в пожизненном пользовании сына – Михаила. Московской городской думой было принято решение использовать капитал на устройство и содержание приюта для слабоумных. Строительство двухэтажного корпуса осуществлялось в 1914–1915 гг. Но в 1916 г. работы были приостановлены из-за трудностей военного времени. Приюту определялось имя жертвователя – .

В 1886 г. Третьяковыми передано в Совет православного миссионерского общества 500 руб. на строительство храма «Во имя воскресения Христова» в Токио. В 1892 г. Павел Михайлович передал Вспомогательному обществу московского купеческого сословия на составление неприкосновенного капитала 5 тыс. руб. В 1894 г. Московской купеческой управе и в биржевой комитет передано 10 тыс. руб. В 1895 г. московскому почт-директору пожертвовано 5 тыс. руб. на постройку дома призрения для заслуженных престарелых чинов почтово-телеграфного ведомства .

Благотворительная деятельность не ограничивалась только пространством столичного центра, она распространялась и на провинцию. При Большой Костромской льняной мануфактуре были построены приют, больница, детский сад, школа.

Павел Михайлович вкладывал финансовые средства в различные социокультурные проекты. В частности, он выделил средства на экспедиции -Маклая. Оказывал финансовую помощь художникам, Трутневу, Н. Н. Ге. Среди дарителей Музею изящных искусств также был Павел Третьяков.

К Солодовниковской богадельне и к богадельне была пристроена еще одна богадельня на средства, завещанные. На завещанные средства был построен приют. Один из корпусов приюта носил имя, так как был построен на его средства.

При строительстве храма Христа Спасителя почетные граждане Павел и Сергей Третьяковы отдали часть усадебной земли на прилежащей территории для устройства причтовых помещений.

Основу же благотворительной деятельности Павла Михайловича составило собирательство произведений русского искусства и формирование художественной галереи . В своей собирательской и благотворительной деятельности он опирался на филантропическую идею «…наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях». Покупая произведения русских художников или заказывая им исполнение различных произведений, Павел Третьяков оказывал поддержку отечественной художественной школе и культуре. Затраты на приобретение произведений искусства по годам составили:

1871–1872 – 19 тыс. руб.; 1872–1873 – 15 303 руб.; 1873–1874 – 19 572 руб.; 1874–1875 – 68 620 руб.; 1875–1876 – 17 584 руб.; 1876–1877 – 7 021 руб.; 1877–1878 – 24 тыс. руб.; 1878–1879 – 17 250 руб.; 1879–1880 – 10 тыс. руб.; 1880–1881 – 23 тыс. руб.; 1881–1882 – 41 тыс. руб.; 1882–1883 – 104 тыс. руб.; 1883–1884 – 41 тыс. руб.; 1884–1885 – 43 540 руб.; 1885–1886 – 23 893 руб.; 1886–1887 – 33 622 руб.; 1887–1888 – 32 775 руб., 1888–1889 – 32 270 руб., Антокольскому – 10 тыс. руб.; 1889–1890 – 45 130 руб., Антокольскому – 2 тыс. руб.; 1890–1891 – 35 085 руб.; 1891–1892 – 85 510 руб.; 1892–1893 – 10 682 руб.; 1893–1894 – 26 695 руб.; 1894–1895 – 909 руб.; 1895–1896 – 39 011 руб.; 1896–1897 – 22 173 руб.; 1897–1898 – 20 135 руб.; Верещагинская коллекция – 188 245 руб.

Пути формирования художественной коллекции Павла Третьякова были разнообразны, что во многом обусловило ее необычную социокультурную географию. Основная и лучшая часть ее собрания – портреты современников, творческих деятелей, пейзажная, историческая и жанровая живопись – была приобретена у художников Петербурга и Москвы.

В 1892 г. он передал в дар Москве все свое художественное собрание (1 287 произведений живописи, 518 – графики, 9 скульптур) вместе с коллекцией Сергея Михайловича, а также значительные денежные средства на приобретение новых картин. Вся Третьяковская коллекция тогда была оценена в 1 428 929 руб., а зарубежный отдел – в 520 520 руб. Всего братья Третьяковы пожертвовали картин на сумму 1 949 446 руб., 125 тыс. руб. было выделено на приобретение на проценты с этой суммы художественных, живописных и скульптурных произведений, 100 тыс. руб. – на ремонт галереи с потреблением процентов.

Эпоха и те масштабные трансформации, которые были обусловлены временем, не могли не оказать влияния на направление социокультурной деятельности Третьяковых, не могли не внести свои коррективы в дело определения направленности коллекционерских интересов, как и в дело определения приоритетных областей собирательства. Середина и вторая половина XIX в. стали временем оформления собирательских интересов и коллекционерской деятельности в среде представителей отечественных купеческих и предпринимательских династий (, , и др.) наряду с активизацией всех остальных направлений их социокультурной деятельности. Купечество в это время однозначно активизировало свои позиции в общественной, социальной и культурной жизни общества, пыталось идти в ногу со временем и вкладывало значительные материальные средства в развитие институтов культуры, в разнообразные социокультурные начинания и новации, нередко становясь инициатором и разработчиком многих социальных и культурных проектов.

Будучи представителями купеческого сословия и имея соответствующее образование и значительные финансовые средства, Третьяковы, безусловно, не могли оставаться в стороне от подобных проявлений социокультурной активности, и в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности в социальной и культурной сфере они избрали именно собирательство и коллекционирование. Немаловажное значение в данном случае сыграл и факт отсутствия в тот период в России, и в частности в Москве, общедоступной национальной художественной галереи или музея. Средства, получаемые в процессе торгово-промышленной и предпринимательской деятельности , вкладывались в художественные ценности, которые затем становились доступными для широкой общественности и в новом качестве как бы возвращались обществу «в каких-либо полезных учреждениях», по словам: в виде музеев, картинных собраний и галерей, различных коллекций, библиотек.

Вложение средств в формирование живописных коллекций и собраний одновременно можно рассматривать и как реализацию желания оказать помощь представителям отечественной художественной школы. В данном случае коллекционер выступал как гарант некоторой финансовой стабильности для художников, многие из которых нуждались в материальной поддержке и средствах к существованию. За высокохудожественные произведения на арт-рынке даже разворачивалась иногда борьба между собирателями художественных ценностей. Престижным было обладание такими произведениями, они становились украшением любой коллекции и галереи, свидетельствовали о художественных вкусах и пристрастиях их владельцев .

Для представителей делового мира России была характерна подобная полифункциональность в социально-экономической и социокультурной сферах. Братья Третьяковы и здесь шли в ногу с эпохой, стараясь как можно полнее реализовать свои возможности в области культурного развития страны, формирования образовательных и культурных институтов и учреждений, в деле развития отечественного искусства и сохранения историко-культурного наследия, в деле просвещения российской общественности. Знакомство и тесное общение со многими русскими художниками и деятелями культуры позволило иметь в своей коллекции работы лучших мастеров, а также дало возможность сформировать наиболее полную портретную галерею современников и сохранить ее в неизменном виде для потомков. В собрании галереи Третьяковых нашло также наиболее полное отражение развитие отечественной художественной школы второй половины XIX в. Коллекция, подаренная городу братьями Третьяковыми, составила основу для развития одного из крупнейших художественных музеев России.

Согласно духовному завещанию от 6 сентября 1896 г. и другим документам, Третьковыми подарено городу множество домов, богаделен, приютов, училищ, особняков, которые могли бы составить отдельную московскую улицу – такую, например, как Ильинка или Никольская. Братья Третьяковы единственными из российских купеческих династий оставили столице целую улицу – Третьяковский проезд с домом на Никольской. В 1897 г. Павлу Михайловичу Третьякову «в знак признательности» было присвоено звание почетного гражданина города Москвы – как «принесшему в дар названному городу картинную галерею и недвижимое имущество, в котором она находится, и продолжающему своими пожертвованиями способствовать дальнейшему обогащению этой галереи».

Только по выявленным на данный момент источникам вклад братьев Третьяковых и их родителей в развитие российской культуры и благотворительности составлял более 4,2 млн руб. По подсчетам Московской городской думы вклад братьев Третьяковых в благотворительные и культурные проекты составил более 2 млн руб. серебром (7 млн руб.).
С учетом вклада всех членов и родственников семьи вложения были, безусловно, еще более значительными.

Традиции активной социокультурной деятельности, заложенные братьями Третьяковыми, были продолжены их родственниками и потомками. В частности, сын Сергея Михайловича Третьякова Николай был секретарем Московского общества любителей художеств, принимал участие в спектаклях Общества искусства и литературы. Свой след в культурной жизни страны оставили также ближайшие родственники братьев Третьяковых – представители семейств Боткиных, Мамонтовых, Каминских, Алексеевых, Якунчиковых, Гриценко. Чтобы составить более масштабную картину социально-экономической и социокультурной деятельности братьев и всей семьи Третьяковых и полнее оценить их вклад в развитие отечественной культуры, требуется дальнейшее детальное исследование поставленной проблемы.

РГИА. Ф. 468. Оп. 42. Д. 1740. Л. 8.

Благотворительность московских предпринимателей, 1860–1914. М., 1999. С. 472.

РГИА. Ф. 468. Оп. 42. Д. 1740.

Там же. Л. 8 об.

Адрес-календарь города Москвы на 1889 г. Ст. 176. М., 1889.

Указ. соч. С. 471.

РГИА. Ф. 468. Оп. 42. Д. 1740. Л. 4 об.

Там же. Л. 5 об.

Там же. Л. 13, 13 об.

Указ. соч. С. 470–471.

Там же. С. 469.

РГИА. Ф. 789. Оп. 12. Д. 674.

Указ. соч. С. 470.

РГИА. Ф. 613. Оп. 1. Д. 103. Л. 141 об.

Указ. соч. С. 468–469.

Там же. С. 469.

РГИА. Ф. 1152. Т.Д. 413.

Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М.,1993. С. 270.

. Павел Михайлович Третьяков: Докл. секретаря Моск. о-ва любителей художеств, 11 декабря 1908 г. С. 5.

РГИА. Ф. 1284. Оп. 241. Д. 162. Л. 28.

Там же. Ф. 468. Оп. 42. Д. 1740. Л. 6.

Адрес-календарь города Москвы на 1889 г. М., 1889. Ст. 550.

Б олее 40 лет Павел Третьяков коллекционировал картины. Благодаря его поддержке творили маститые художники и те, кто только начал осваивать азы живописи. Он собрал одну из крупнейших коллекций русской живописи и целую галерею прижизненных портретов своих выдающихся современников.

Купец новой формации

Павел Третьяков родился в 1832 году в старинном купеческом районе Москвы - Замоскворечье. Его дедушка по материнской линии экспортировал в Англию сало. Семья отца, перебравшаяся в Первопрестольную в 1774 году из Малоярославца, торговала полотняными изделиями. Отец Михаил Третьяков был человек строгих патриархальных взглядов. Дети - после эпидемий скарлатины из одиннадцати в живых осталось пятеро - получали домашнее образование. Уроки проходили в присутствии главы семейства, который контролировал буквально каждый шаг домочадцев.

Старшего сына Павла Третьякова и второго по старшинству Сергея к семейной торговле приобщали с ранних лет. Молчаливый и вдумчивый, любитель книг и лубочных картинок, он уже в 15 лет вел бухгалтерию. В 1850 году, когда не стало отца, старший сын принял дела. Торговля расширялась и процветала. Если Михаил Третьяков владел пятью лавками, то его сыновья стали настоящими промышленниками. Через 16 лет на паях с еще двумя купцами Павел и Сергей Третьяковы открыли оснащенную по последнему слову техники льняную мануфактуру в Костроме.

Павел Третьяков с супругой Верой Николаевной (урожденной Мамонтовой). 1880-е. Фотография: wikimedia.org

Семья Павла Третьякова. 1884 год. Фотография: tretyakovgallery.ru

Павел Третьяков с внучками. 1893 год. Фотография: tphv-history.ru

Русское купечество второй половины XIX века уже не было закрытым сословием, чтившим лишь «Домострой» и Священное писание. Богатые торговцы сближались с артистами, художниками, учеными, принимали активное участие в общественно полезных начинаниях. Козьма Солдатёнков издавал научную литературу, коллекционировал живопись, завещал средства на строительство больницы для бедных в Москве. Купец Василий Кокорев в 1862 году открыл первую в Москве публичную картинную галерею. Поддерживал людей искусства и Савва Мамонтов. На его двоюродной сестре Вере Мамонтовой Павел Третьяков женился в 1865 году.

Третьяков вкладывал деньги не только в предприятия, сулившие материальную выгоду. В 1869 году он возглавил Попечительское о глухонемых общество и стал основным благотворителем Арнольдовского училища для глухонемых детей. Позже открыл клинику для тяжелобольных, где работало психиатрическое отделение. Вероятно, на этот шаг его подвигла личная трагедия: в 1871 году у Третьякова родился неизлечимо больной сын. Купец помогал многим учебным заведениям, внес свою лепту в финансирование экспедиции Николая Миклухо-Маклая в Новую Гвинею. При этом он считал, что так исполняет свой гражданский долг: «Я не меценат, и меценатство мне совершенно чуждо» .

Коллекционер картин

В 1854 году Третьяков приобрел девять полотен голландских художников, но вскоре обратил внимание на русскую живопись. 1850–60-е годы были временем бурной полемики между западниками и славянофилами. Изобразительное искусство не осталось в стороне от дискуссии. Звучали мнения, что российские художники не способны создавать нечто оригинальное, выходящее за пределы местечкового колорита, потому их участь - подражать западноевропейским мастерам. Павел Третьяков думал иначе.

Художники нуждались в заказах, а широкая публика - в более близком знакомстве с их работами. В 1856 году Третьяков купил работы Николая Шильдера «Искушение» и Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Эти приобретения положили начало галерее. Подход Третьякова принципиально отличался от подхода других коллекционеров. Во-первых, он планировал сделать галерею общедоступной. Во-вторых, при покупке картин руководствовался не столько личными вкусами, сколько мыслью о полном и объективном освещении отечественного художественного процесса.

Собиратель болезненно переживал, когда желанная картина уходила в чужие руки. Охотясь за лучшими произведениями, Третьяков не раз переходил дорогу представителям царской фамилии. Однажды на выставку передвижников пришел Александр III . Изъявив намерение купить картину, государь узнал, что она уже приобретена Третьяковым. Положил глаз на другую, на третью - все оказались проданы тому же коллекционеру. Чтобы конфуз не повторился, устроители приняли решение впредь ничего не продавать до тех пор, пока выставку не посетят Их Императорские Величества. Но Третьяков нашел выход: стал покупать понравившиеся работы до выставки. На вернисаже они висели с табличками «собственность Третьякова». В 1874 году Василий Верещагин выставил на продажу свою «Туркестанскую серию». Предполагалось, что серию приобретет государь, но тот отказался из-за колоссальной цены. Третьяков купил работы за 92 тысячи рублей.

Василий Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Константин Флавицкий. Княжна Тараканова. 1864. Государственная Третьяковская галерея

Николай Шильдер. Искушение. Год неизвестен. Государственная Третьяковская галерея

Пополнить коллекцию московского собирателя было огромной честью для художников. Ради этого они нередко уступали в цене, хотя и ворчали, что «Павел Михалыч прижимист» . Не захотел скинуть ни рубля за «Княжну Тараканову» Константин Флавицкий. Третьяков был терпелив. После смерти художника он приобрел картину у родственников - за четыре тысячи рублей вместо пяти. Знаменитая «Тройка» Василия Перова была продана всего за 50 рублей серебром. Но незаконченное полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере» Третьяков приобрел у наследников Перова за семь тысяч. Так он не только пополнил коллекцию, но и поддержал семью покойного друга.

В 1869 году Третьяков начал собирать галерею портретов выдающихся людей. Иван Крамской написал Александра Грибоедова с акварельного рисунка Петра Каратыгина. Илья Репин создал портрет Михаила Глинки , ориентируясь на рассказы сестры композитора. У вдовы поэта Нестора Кукольника выкупили его портрет кисти Карла Брюллова , у художника Федора Моллера - написанный им прижизненный портрет Николая Гоголя . Труднее было с живыми гениями, они подчас отказывались позировать. Самым несговорчивым оказался Лев Толстой . Он уступил Крамскому лишь с условием, что художник напишет два портрета и Толстой выберет один из них для своей семьи. В итоге писатель оставил себе более слабую работу, подчинившись негласному закону: все лучшее - в галерею!

Городская художественная галерея братьев Третьяковых

Писатель Лев Анисов пересказал предание о том, как Александр III посетил дом Третьяковых в Лаврушинском переулке:

«В суриковском зале зашел разговор о «Боярыне Морозовой». Государь попросил было уступить картину для своего музея. Павел Михайлович на то ответил, что она ему уже не принадлежит, ибо он передает галерею городу. Тогда Александр III отступил несколько от Третьякова и низко поклонился ему».

В 1873 году к дому пристроили Государственная Третьяковская галерея. Фотография: svopi.ru

Государственная Третьяковская галерея. Фотография: inlife.bg

В августе 1893 года открылась теперь уже Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. В день открытия ее посетило около 700 человек. В залах было выставлено 1276 картин и 470 рисунков. Среди них присутствовали и работы художников XVIII - первой половины XIX века: Дмитрия Левицкого , Федора Рокотова , Владимира Боровиковского, Василия Тропинина , Алексея Венецианова , Карла Брюллова.

До конца жизни Павел Третьяков оставался попечителем галереи, покупал для нее картины, работал над каталогами, расширял площади в 1897–1898 годах. В последние годы у коллекционера усугубились проблемы со здоровьем. В декабре 1898 года Павла Третьякова не стало. По его завещанию музею было передано больше 60 икон, которые коллекционер собирал почти 10 лет. Они легли в основу будущего собрания древнерусской живописи

Имя: Павел Третьяков (Pavel Tretiyakov)

Возраст: 65 лет

Деятельность: предприниматель, меценат, коллекционер живописи

Семейное положение: был женат

Павел Третьяков: биография

Галерея, созданная Павлом Третьяковым, и сегодня остается одним из главных символов Москвы, а его благотворительная деятельность стала настоящим подвигом, благодаря которому русское искусство обрело не один десяток выдающихся художников.


При этом не все знают, что в жизни меценат был очень застенчивым и скромным человеком. Будучи одним из богатейших купцов своего времени, потратившим на коллекцию живописи больше 1,5 млн руб., он ходил в простом сюртуке и драповом пальто, экономил на домашних расходах и из излишеств признавал лишь сигары, да и то по штуке в день.

Детство и юность

Павел Михайлович Третьяков родился 15 (27) декабря 1832 года в Москве. Они с братом Сергеем были наследниками отцовского дела – Михаил Захарович владел бумагопрядильными фабриками и завещал сыновьям хранить и развивать семейные предприятия.


По традиции Павел получил домашнее образование и с юных лет привлекался к делу: исполнял черную работу в лавках, зазывал покупателей, ведал закупками. В 15 лет он уже вел бухгалтерские книги, а в 20 стал полноценным руководителем предприятий.

Карьера

Братья, помня заветы отца, смогли не только сохранить семейный бизнес, но и развить его – вскоре, кроме фабрик, они уже заведовали торговлей хлеба, дров и полотен в местных лавках, а в середине 1860-х годов возглавили Ново-Костромскую льняную мануфактуру.


Под руководством Третьяковых фабрика стала быстро набирать обороты, несмотря на экономический кризис 1880 года. Вскоре она заняла первое место по объемам продукции в России. Братья открыли магазин в Москве на Ильинке, где стали предлагать покупателям ткани русского и иностранного производства – бархат, шерсть, лен, батист, а также платки, скатерти и одеяла.

После этого Павел и Сергей обзавелись двумя доходными домами в Костроме и Москве, земельными наделами в Костромской губернии. Всю прибыль они обычно делили пополам, однако жесткого разделения на «мое и твое» между ними не было – братья разумно распределяли капитал, исходя из семейного положения, потребностей и интересов каждого.


Третьяковым сопутствовала удача, но было бы несправедливым говорить, что им просто везло: оба слыли честными, работоспособными и энергичными людьми, не жалеющими себя ради любимого дела. Предприниматели Третьяковы были безупречными партнерами и шли по жизни рука об руку, связанные настоящей родственной любовью и крепкой дружбой, которую сохранили до конца дней.

«Не часто бывает, чтобы имена двух братьев являлись так тесно друг с другом связанными», – писал о них историк Павел Бурышкин.

Объединяла Сергея с Павлом и страсть к искусству: в театры и на концерты они ездили вместе, а знаменитое собрание картин правильнее было бы называть галереей имени Павла и Сергея Третьяковых.

Коллекция и меценатство

Как и для большинства других представителей московского купечества, благотворительность Третьяковы считали делом обязательным. Попечительство школ и приютов, жертвование средств на нужды общества были частью их работы. В основе таких взглядов лежали христианские принципы: жертвование было миссией благодарности Богу за успех в делах и средством преодолеть «растлевающую силу» денег.


При этом главной формой помощи был «отказ по завещанию», при жизни благотворителя крупные пожертвования делались редко – средства предпочитали вкладывать в оборот. В этом плане Павел Третьяков стал исключением – он начал вкладывать средства, как только получил такую возможность, причем год от года объемы его финансовой помощи только росли.

Он начал с попечительства учебного заведения для глухонемых детей, не отказывался и от непубличной поддержки друзей, соседей, местных церквей – словом, почти всех, кто к нему обращался. В 1876 году он согласился частично оплатить исследовательскую экспедицию Н. Н. Миклухо-Маклая в Южных морях, несколькими годами позже пожертвовал большую сумму на строительство православного храма в Токио.


Еще в детстве Павел увлекался собирательством небольших миниатюр, гравюр и литографий, скупая их на рынке и в лавках. Это стало предтечей грандиозной коллекции, которой он обзавелся, получив в распоряжение собственные средства. Позже он поставил перед собой задачу создать полноценное собрание русской живописи и сделать его общественным достоянием.

Интересный факт – предпочтение отечественным художникам он отдавал не только из патриотических чувств, но и потому, что в первое время неважно разбирался в искусстве и считал, что с соотечественниками работать проще, однако со временем в меценате проснулось настоящее художественное чутье, и он обзавелся репутацией признанного знатока искусства.

Третьяков скупал картины на выставках в России и Западной Европе, специально заказывал художникам портреты и пейзажи видных современников (с такими просьбами он обращался к , Перову, ), приобретал готовые коллекции и серии картин.

В 1874 году Павел Михайлович выстроил отдельное здание для галереи, а в 1888-м сделал ее посещение бесплатным. В 1892 году он официально передал и помещения, и их содержимое в дар городу, а в завещании сделал пометку о том, чтобы проценты с его капитала в дальнейшем тратились на пополнение коллекции. Приобретать новые экспонаты он продолжал до конца жизни за свой счет.


Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

В биографии Третьякова, написанной Львом Анисовым, описан эпизод передачи галереи в дар Москве. , посетив дом промышленника в Лаврушинском переулке, попросил уступить ему картину «Боярыня Морозова», на что Павел Михайлович ответил, что не может этого сделать, поскольку отныне все собрание принадлежит городу. После этого император отступил на шаг и низко ему поклонился.

Павлом Михайловичем двигали исключительно бескорыстные мотивы. Прибыль с картин и галереи он не получал, а похвал в свой адрес терпеть не мог – славословия смущали его не на шутку. Поговаривали, что, когда критик Стасов написал о меценате восторженную статью, Третьяков едва не заболел от досады, а подарив собрание, он даже на время покинул Москву, не желая выслушивать благодарности.


Несмотря на щедрость, Павел Михайлович никогда не был расточителем. Его страсть к искусству не мешала ему подолгу торговаться, выискивать возможность купить подешевле и просить скидку, что, однако, было продиктовано не жадностью, а простым расчетом – чем выгоднее покупка, тем масштабнее в итоге станет коллекция, ведь сэкономленные деньги можно потратить еще на один шедевр.

На себе и семье он и вовсе предпочитал жестко экономить. Все траты, вплоть до милостыни, меценат аккуратно записывал, и по сохранившимся записям сегодня можно судить о грандиозных масштабах его благотворительной деятельности.

Личная жизнь

Женился известный предприниматель поздно: заботы не оставляли времени на личную жизнь, да и любовные страсти Третьякова не интересовали. За затянувшуюся холостяцкую жизнь друзья прозвали его Архимандритом. Лишь в 33 года он вступил в брак с Верой Мамонтовой, двоюродной сестрой коллеги-промышленника.


Невеста не блистала красотой, зато разделяла увлечение искусством, правда, предпочитая музыку, а не живопись. Это был союз по любви, а не по расчету, и их совместная жизнь в итоге оказалась мирной и счастливой. До конца дней Павел Михайлович и Вера Николаевна были неразлучны – ходили на концерты, занимались хозяйством и слали друг другу из поездок нежные письма.

Жена родила ему шестерых детей: сыновей Ивана и Михаила, дочерей Александру, Марию, Любовь и Веру. К сожалению, до взрослого возраста дожили только девочки: Ваня скончался в 8 лет от скарлатины, а Миша родился больным и вскоре умер.


В 1892-м Третьяков похоронил любимого брата Сергея. Тот тоже был коллекционером, хоть и не таким страстным, и они заранее распорядились о слиянии коллекций и передаче их городу. Его уход был внезапным, и Павел Михайлович сильно переживал потерю.

«Человек он был гораздо лучше меня», – вздыхал он.

Смерть

К концу жизни Третьяков обзавелся титулом советника коммерции, членом Совета торговли и мануфактур и Петербургской академии художеств. В последние годы он страдал от язвы желудка. Болезнь доставляла немалые страдания и стала причиной смерти.


Павел Михайлович заранее подготовил завещание, в котором оставил крупные суммы детскому интернату, дому с бесплатными квартирами для вдов художников, Московской консерватории, богадельням, распорядился о стипендиях и пенсиях для рабочих своей фабрики. Не обошел он и домочадцев и не забыл упомянуть каждого слугу в доме.

4 декабря 1898 года известный меценат скончался, завещав детям здравствовать и беречь галерею. Его супруга Вера ушла вслед за ним – после его смерти она прожила всего 3 месяца, ее могила была рядом с мужем. Похоронили Павла Михайловича на Даниловском кладбище рядом с братом, а в 1948 году прах обоих Третьяковых перенесли на Новодевичье.

Память

  • В Москве перед зданием галереи установлен памятник Третьякову.
  • Имя Павла Михайловича носит улица в Липецке.
  • На острове Новая земля есть ледник имени мецената.
  • Анна Федорец написала книгу «Павел Третьяков», описав его многогранную личность с помощью огромного количества сохранившихся документальных свидетельств.
Меценат Павел Третьяков. ~ Основатель Третьяковской галереи.


Портрет Павла Михайловича Третьякова кисти Ильи Репина.


Павел Михайлович Третьяков - русский предприниматель, меценат, коллекционер, собиратель произведений русского изобразительного искусства. Павел Михайлович Третьяков является основателем Третьяковской галереи.

Биография Третьякова

Выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) посвятил свою жизнь одной идее, одной цели - собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в... полезных учреждениях».

И он действительно создал такое полезное учреждение - первый русский общедоступный музей, в котором национальная живопись предстала не в разрозненных художественных явлениях, но как нечто единое и цельное.

Своей почти полувековой собирательской деятельностью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников Третьяков не меньше, чем идеологи «передвижников»- Иван Крамской или В. В. Стасов,- оказал влияние на формирование художественной культуры России второй половины XIX века и помог ее расцвету.



Памятник Павлу Михайловичу Третьякову около Третьяковской галереи. (cкульптор - А. П. Кибальников)


Традициии коллекционирования в России

К этому времени коллекционирование в России перестало быть чисто дворянским занятием. Инициатива, как и во многих других областях, здесь переходит к просвещенным кругам купечества и интеллигенции.

Коллекции собирали братья Боткины, К. Т. Солдатенков, Ф. И. Прянитников, В. А. Кокорев, Г. И. Хлудов, И. И. Четвериков, М. М. Зайцевский, В. С. Лепешкин, П. Образцов, позднее - братья Щукины, И. А. Морозов, С. И. Мамонтов и другие.

Третьяков происходил, как и они, из купеческой среды и сам до конца своих дней оставался купцом: вместе с братом, Сергеем Михайловичем, он владел мануфактурной фабрикой в Костроме, и это давало ему средства для истинного дела его жизни - собирательства.




Портрет Третьякова кисти Ильи Репина.




Крамской Иван Николаевич. Портрет П.Третьякова.


Принципы коллекционирования

Можно сказать, что уже с самого начала коллекционирования Третьяков имел ясное представление о цели своего труда. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, он писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

Убежденность Третьякова, его вера в свое дело кажутся удивительными, если вспомнить, что он закладывал основы галереи в то время, когда русская школа живописи как самобытное и значительное явление лишь смутно вырисовывалась в тени, отбрасываемой великой художественной традицией Запада, могучее древнерусское искусство было полузабыто, произведения русских художников рассеяны по частным коллекциям, дома и за границей, когда не было еще ни Репина, ни Сурикова, ни Серова, ни Левитана, тех их картин, без которых невозможно сейчас представить русское искусство.

В характере Третьякова сердечная отзывчивость и доброта сочетались с требовательностью, прямотой, твердой деловой хваткой. Десятилетиями он материально поддерживал художников, помогал Крамскому, Перову, Ф. Васильеву и столь многим другим, что их даже трудно перечислить; опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов и сирот неимущих художников.

В то же время, покупая картины, он называл весьма умеренные цены, терпеливо торговался с авторами, иногда отказывался от слишком дорогих произведений, которые очень хотел приобрести,- берег деньги все для той же цели: собрать как можно больше произведений, представить русскую школу не только в лучших ее проявлениях, но и со всей возможной полнотой.

Чуткость к искусству, всегдашняя искренность, готовность оказать материальную и нравственную поддержку, а главное, одушевлявшая Третьякова высокая цель снискали ему глубокое уважение и любовь художников.

Все самое честное и передовое в искусстве того времени тянулось к Третьякову, помогало ему. Некий молчаливый уговор художников о предоставлении права первого выбора Третьякову ставил его вне конкуренции с другими коллекционерами.

Многолетние дружеские связи соединяли его с Крамским, Репиным, Перовым, Стасовым, Ярошенко, Максимовым, Поленовым, Суриковым, Прянишниковым и другими. Его облик запечатлен в ряде живописных и скульптурных произведений (С. Волнухин «Портрет П. М. Третьякова»).


Волнухин Сергей Михайлович.
Портрет П.М.Третьякова.
1899. Бронза.


Картины в коллекции Третьякова

Он выделял в современном ему искусстве самую живую и плодотворную струю - передвижников, с их боевым, демократическим духом, страстной приверженностью к правде и глубоким сочувствием к угнетенным.

Именно произведения передвижников составили драгоценное ядро его коллекции, и до сих пор полнота и качество этой части собраний галереи остаются непревзойденными. Этот героический период русского искусства можно понять, прочувствовать и изучить в Москве, в «Третьяковке» так, как нигде больше.

Огромное патриотическое и художественное значение имело осуществление идеи Третьякова о создании портретной галереи деятелей русской культуры.

Обширная галерея портретов и автопортретов была выполнена по его заказу Крамским, Перовым, Репиным, Серовым и другими живописцами и сохранила для потомков образы «лиц, дорогих нации, лучших ее сынов», по выражению И. Е. Репина,- выдающихся ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников (Толстого, Достоевского, Тургенева, Герцена, Некрасова, Гончарова, Чайковского и других).



Памятник Третьякову около Третьяковки. (cкульптор - А. П. Кибальников)


Событиями в судьбе галереи были приобретение этюдов А. Иванова к картине «Явление Христа народу», собрания коллекционера Ф, И. Прянишникова, коллекции картин Верещагина, таких капитальных произведений, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Сурикова, «Крестный ход в Курской губернии» и «Протодьякон» Репина и др. Дом Третьякова в Замоскворечье, «в Толмачах», купленный в 1851 году, где было положено начало галерее, постепенно разрастался и перестраивался вместе с ростом коллекции и уже с 70-х годов широко посещался публикой. И дом Третьякова и бесценные собрания искусства были переданы Третьяковым в дар городу Москве в 1892 году в качестве общедоступного публичного музея. В состав коллекции входило и прекрасное собрание французского искусства его умершего брата - Сергея Михайловича (в 1925 году эти 84 картины перешли в Музей нового западного искусства, ныне они - в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В 1918 году, по декрету о национализации, подписанному В. И. Лениным, галерея получила свое теперешнее название «Государственная Третьяковская галерея», чем было увековечено имя ее основателя.

Дело его жизни - настоящий подвиг, а сам он заслуживает благодарности, памяти и уважения как национальный герой.



Статья из книнги "Сто памятных дат. Художественный календарь.1982"

Дополнительная информация:
Всероссийское музейное объединение"Государственная Третьяковская галерея"
Москва, Лаврушинский пер., 10
230-77-88, 951-13-62
(м. Третьяковская) 953-52-23
Крымский вал, 10 (м. Октябрьская): 238-13-78

Дни и часы работы: ежедневно с 10:00 до 19:00, выходной - понедельник. Галерея, основанная в 1856 г. купцом П.М.Третьяковым, дает полное представление о развитии изобразительного искусства в России, начиная с Киевской Руси и кончая современным искусством ХХ века. Третьяковская галерея предлагает обзорные и тематические экскурсии.

artcontext.info

Перед Вами биография блистательного человека Павла Михайловича Третьякова, основателя Третьяковской галереи. Родился он в богатой семье 27 декабря 1832 года, принадлежал к купеческому роду.

В детстве получил отличное домашнее образование. Повзрослев, помогал отцу в коммерческих делах. После смерти отца семейным предприятием руководила мать, а когда её не стало, Павел взял инициативу в свои руки.

С братом Сергеем, построил несколько фабрик в Костромской губернии. Дело имело успех. На фабриках трудилось много народу, предприятие приносило прибыль.

В 1865 году Третьяков взял в жены Веру Мамонтову. Вера любила музыку и, так же, как и её супруг, живо интересовалась искусством.

Павел Михайлович известен нам, прежде всего как основатель . С чего же началась его тяга к коллекционированию?

В 1854 году он покупал картины у Сухаревской Башни, первыми его приобретениями оказались полотна голландских художников. Через несколько лет Третьяков приобретает картины Худякова и Шильдера. Картины этих художников стали основой для будущей выдающейся коллекции.

В 1860 году Павлом Третьяковым была сформулирована идея создания русской национальной художественной галереи. Он коллекционировал в основном произведения современников, приобретал картины на художественных выставках, заглядывал и в мастерские, где покупал только что написанные картины. Третьяков делал очень многое для поддержки русских художников.

Павел Михайлович не ограничивался одиночными покупками. У , например, купил разом аж 144 картины и еще 127 рисунков написанных карандашом. У купил 102 этюда, а у Виктора Васнецова были куплены собрания его эскизов.

В коллекции Третьякова были представлены лучшие работы лучших русских художников. , Перова, - всё было собранно в одну большую дорогостоящую коллекцию.

В 90-ые годы 19 века Павел Михайлович обращает внимание на древнерусскую живопись. Коллекцию начинают пополнять иконы. Брат Сергей разделял его увлечения и тоже собирал картины, правда европейских художников. В 1892 году Сергей умер, и свою коллекцию он завещал Павлу.

Так, Третьяковская галерея пополнилась залами художников западной школы. Коллекция становилась все более и более значительной. Слава о ней разнеслась не только по всем городам и весям Российской Империи, но и в Европе. Европейцы, приезжавшие в Россию, во что бы то ни стало хотели увидеть потрясающую коллекцию.

В последний летний месяц 1892 года Третьяков подарил свою коллекцию своему городу - Москве. В коллекции Павла Михайловича насчитывалось множество картин, икон и рисунков. Спустя год состоялось открытие «Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

После того, как коллекция картин стала государственной, он не бросил любимого дела, продолжая покупать картины и всячески помогать художникам, год за годом, пополняя свой музей новыми произведениями русского искусства.

Меценат Павел Третьяков оставил огромный след в русской истории, собрав великолепную коллекцию картин. Он помогал художникам найти в жизни применение своего таланта. Судьба многих талантливых живописцев была непростой, а Павлу Михайловичу удавалось сделать её чуть лучше. Умер Павел Третьяков в конце 1898 года, похоронен в Москве.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх