Главный режиссер бдт. Большой драматический театр

Большой драматический театр был организован по инициативе писателя Максима Горького, актрисы и комиссара театров и зрелищ Марии Андреевой и поэта Александра Блока в 1918 году. Особая эстетика и стиль БДТ сформировались под влиянием архитектора Владимира Щуко и художников из объединения «Мир искусства» Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева - первых сценографов театра. Репертуарную политику определил первый художественный руководитель, Александр Блок: «Большой драматический театр есть, по замыслу своему, театр высокой драмы: высокой трагедии и высокой комедии». Идеи основателей БДТ воплотились в работах Андрея Лаврентьева, Бориса Бабочкина, Григория Козинцева, Георгия Товстоногова - выдающихся режиссеров, работавших в театре в разные годы. Самой знаменитой сценой СССР БДТ стал под руководством Георгия Товстоногова, который был главным режиссером театра с 1956 по 1989 год.
В 2013 году режиссер Андрей Могучий, один из лидеров современного театрального авангарда стал художественным руководителем БДТ. Для театра началась новейшая история, наполненная не только спектаклями, но и социально значимыми проектами. Сохраняя свое кредо на протяжении столетия, Большой драматический театр ведет открытый диалог на темы, волнующие современное общество, поднимающие проблемы человека своего времени. Каждый сезон спектакли БДТ становятся лауреатами главных театральных премий страны, в том числе и национальной театральной премии «Золотая Маска».
У Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова три сцены. Основная (750 мест) и Малая сцены (120 мест) находятся в историческом здании на набережной Фонтанки, 65. Вторая сцена БДТ (300 мест) располагается на площади Старого театра, 13, в здании Каменноостровского театра. Каждый сезон на этих трех площадках выходит не менее 5 премьер и более 350 спектаклей, реализуются социально-просветительские проекты, проходят выставки, круглые столы, концерты лекции ведущих деятелей современного искусства.

Который был одним из первых, основанных после Октябрьской революции. В разные годы там служили и служат прославленные режиссёры и актёры. БДТ считается одним из самых красивых театров мира.

История рождения театра

Большой драматический театр им. Товстоногова был открыт 15 февраля 1919 года. По причине отсутствия собственного здания труппа давала представления в Консерватории. Помещение не отапливалось, было очень холодно, но каждый вечер залы были полными.

Идея организовать театр принадлежит М. Горькому. Поддержала его - комиссар театров и зрелищ. Также к основателям относится художник А. Бенуа.

Художественный совет, который возглавлял М. Горький, принял решение пригласить на должности режиссёров А. Лаврентьева и Н. Арбатова. Актёр Н. Монахов был назначен завтруппой и занимался подбором артистов. Музыкальными руководителями театра стали А. Гаук и Ю. Шапорин. Труппа была собрана из выдающихся артистов, которые являлись ведущими актёрами других театров, и был среди них Ю. Юрьев - звезда немного кино.

Собственное здание БДТ получил в 1920 году и по сей день не меняет своего местоположения.

До Товстоногова

С весны 1919 года председателем худсовета театра был А. Блок. Большой драматический театр им. Товстоногова в первые годы существования демонстрировал спектакли, которые соответствовали замыслу его создателей, желавших видеть в нём революционную программу - репертуар был героического и социального характера. На сцене шли постановки по произведениям Ф. Шиллера, В. Гюго, У. Шекспира, поскольку советская драматургия ещё не получила своего развития. Во многом лицо театра определяли его художники. В их число входил и знаменитый Как утверждала актриса Н. Лежен, игравшая в театре в ту пору, на сцене не использовалась бутафория, вещи были настоящими: мебель заимствовалась из богатых домов. Даже костюмы были подлинными. В 1925 году был поставлен спектакль «Заговор императрицы». Роль Вырубовой играла Н. Лежен и в спектакле она надевала платье, которое действительно принадлежало её героине, существовавшей в реальности. Большое значение придавалось музыке, с театром сотрудничали Б. Асафьев, Ю. Шапорин, И. Вышнеградский.

С 1921 по 1923 годы в театре произошли большие перемены. Те, кто стоял у его истоков: М. Горький и М. Андреева - уехали из России. А. Блок скончался. Некоторые актёры вернулись в театры, где служили до приглашения в БДТ. Главный режиссёр А. Лаврентьев оставил пост в 1921 году, но через два года вернулся и до 1929 года занимал эту должность. Покинул театр художник А. Бенуа. На их места пришли другие люди, которые привнесли что-то новое, расширили репертуар пьесами отечественных и зарубежных драматургов той эпохи.

С 1929 по 1935 годы главным режиссёром был К. Тверской - ученик В. Мейерхольда. С тех пор количество новых постановок по классическим произведениям снизилось. И за весь период руководства К. Тверского было поставлено две новых классических пьесы. Предпочтение отдавалось произведениям современных авторов: Ю. Олеши, Н. Погодина, А. Файко, Л. Славина.

В 1932 году театру было присвоено имя одного из его основателей, он стал называться «имени Горького». Тогда в репертуар вошли некоторые произведения писателя.

Театр в 1935-1955 годы

Было время, когда Большой драматический театр им. Товстоногова переживал творческий кризис. Такой период длился 20 лет - с 1935 по 1955 годы. Это время можно назвать кризисом режиссуры, поскольку талантливые режиссёры появлялись и заявляли о себе интересными постановками, но надолго не задерживались и покидали театр (не всегда по доброй воле). К. Тверского в 1935 году выслали из города, а вскоре расстреляли. А. Дикий прослужил в театре всего год, затем был арестован. Все режиссёры, которые были после него, задерживались в среднем на 1-2 года. Из-за частой смены руководителей атмосфера в коллективе испортилась, качество постановок снизилось, БДТ утратил популярность, зрителей иногда было меньше, чем актёров на сцене, финансовое положение ухудшилось, и появилась угроза закрытия.

В эпоху Товстоногова

В 1956 году на должность главного режиссёра БДТ был приглашён Г. Товстоногов, которому предоставили большие полномочия. Начал свою службу в должности он с того, что уволил многих актёров. Новый руководитель старался привлечь зрителя, по этой причине в репертуаре появились комедии. Уже в начале 1957 года Большой драматический театр им. Товстоногова вернул былую популярность, и спектакли стали проходить при полных залах. Через 6 лет работы Г. Товстоногов завоевал славу талантливого и успешного режиссёра. Театр побывал на гастролях во многих странах мира и получил популярность за рубежом. Георгий Александрович занимал должность главного режиссёра БДТ на протяжении трёх десятков лет.

Конец 20 - начало 21 века

После того как скончался Г. Товстоногов, его заменил К. Лавров, который не был режиссёром, и поэтому театр находился в постоянном поиске постановщиков. Лавров собрал штат, работавший на постоянной основе. Однако он часто приглашал к сотрудничеству постановщиков из других театров. В 1992 году БДТ получил свое современное название. В 2004 году обрёл главного режиссёра, им стал Т. Чхеидзе, который занимал эту должность до 2013 года.

Театр сегодня

В марте 2013 года художественным руководителем БДТ стал А. Могучий. С 2011 по 2014 годы здание театра на Фонтанке было закрыто на реставрацию. 26 сентября был торжественно открыт обновлённый Большой драматический театр им. Товстоногова. Фото ниже - это изображение зрительного зала БДТ.

У театра три площадки: в здании на Набережной Фонтанке два зала, и один - в Каменноостровском театре.

Именитые актёры театра и его репертуар

В разные годы на сцене БДТ блистали такие актёры, как Т. Доронина, П. Луспекаев, О. Басилашвили, И. Смоктуновский, А. Фрейндлих, Н. Усатова и другие, прославлявшие и продолжающие прославлять Большой драматический театр им. Товстоногова.

Репертуар его весьма широк и включает классические и современные пьесы.

Как добраться

В самом центре города, на Набережной Фонтанки, в доме с номером 65 расположился Большой драматический театр им. Товстоногова. Адрес второй его сцены - станция метро «Крестовский остров», площадь Старого Театра, дом 13.

По сути эти три вехи обозначают наиболее значимые периоды жизни театра, рожденного революцией. С 1920 он занимает здание бывшего Суворинского театра на Фонтанке. До революции здесь располагался петербургский Малый театр, в котором на рубеже веков работала труппа Литературно-художественного общества. Так как главным пайщиком, негласным художественным руководителем, а также идеологом его был издатель газеты «Новое время» А.С.Суворин, петербуржцы так и называли театр суворинским. Время от времени небогатую художественными событиями жизнь театра озаряли творческие открытия. Так, на первую премьеру театра была поставлена Е.Карповым Власть тьмы Л.Н.Толстого, с П.Стрепетовой в роли Матрены. Таким же крупным явлением стали спектакли с участием П.Орленева , актера, создавшего новое амплуа «неврастеника». В школе при театре учился М.Чехов , принятый после обучения в театр Суворина и успешно проработавший в нем до поступления в МХТ в 1912. После смерти К.Ю.Лаврова в 2007 на должность Художественного руководителя БДТ им. Г.А.Товстоногова назначен Т.Н.Чхеидзе.

ТЕАТР, РОЖДЕННЫЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ

Собственно настоящая история БДТ начинается после Октябрьской революции. Открылся новый театр 15 февраля 1919 спектаклем Дон Карлос Ф.Шиллера в помещении Большого зала консерватории. Первый театр советского драматического искусства замышлялся как театр героического репертуара, масштабных образов, «великих слез и великого смеха» (Блок). Рожденный героической эпохой, он должен был передать ее особое величие. Это должен был быть театр «героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Главный идейный вдохновитель нового театра был М.Горький . В первые годы ставились преимущественно классические пьесы, в которых акцентировались тираноборческие, свободолюбивые мотивы. В труппу поступили крупные актеры Н.Ф.Монахов , В.В.Максимов, на несколько лет перешел из Петроградского Государственного театра драмы (Акдрам) Ю.М.Юрьев , главный романтический премьер Александринской сцены . Главным режиссером был А.М.Лаврентьев, который осуществил постановки: Дон Карлос (1919), Отелло и Король Лир У.Шекспира (1920). Спектакли ставили также Н.В.Петров (Двенадцатая ночь Шекспира, 1921; Рюи Блаз В.Гюго, 1921), Б.М.Сушкевич (Разбойники Шиллера, 1919), А.М.Бенуа (Слуга двух господ К.Гольдони и Лекарь поневоле Мольера, 1921), Р.В.Болеславский (Рваный плащ С.Бенелли, 1919). Художники А.Н.Бенуа , М.В.Добужинский , В.А.Щуко и композиторы Б.В.Асафьев , Ю.А.Шапорин в тесном контакте с режиссерами стремились придерживаться традиций сценического романтизма. В начале 1920-х в репертуаре БДТ появились драмы немецких экспрессионистов, которые воплощались К.П.Хохловым в урбанистическом духе, в конструктивистском оформлении – Газ Г.Кайзера (1922, художник Ю.П.Анненков), Девственный лес Э.Толлера (1924, художник Н.П.Акимов). Эстетически к этим постановкам примыкал и спектакль Бунт машин А.Н.Толстого (переделка пьесы К.Чапека R.U.R ., 1924, художник Анненков).

Большое значение для судьбы театра имело привлечение на должность председателя Директории БДТ поэта А.А.Блока.

Но наряду с героико-романтическими постановками Шиллера, Шекспира, а также экспериментальными работами, театр ориентировался на кассовые спектакли, часто ставил и «облегченные» исторические мелодрамы. Одна из них – Заговор императрицы А.М.Толстого и П.Е.Щеголева (1925, режисер Лаврентьев, художник Щуко) – пользовалась шумным успехом.

ТЕАТР ПРИБЛИЖАЕТСЯ К СОВРЕМЕННОСТИ

Наиболее серьезные спектакли того периода связаны с творчеством К.К.Тверского, обычно работавшего с художником М.З.Левиным; среди них важными стали постановки пьес современных авторов – Мятеж (1925) и Разлом Б.А.Лавренева (1927), Человек с портфелем А.М.Файко (1928), Город ветров В.М.Киршона (1929), Мой друг Н.Ф.Погодина (1932). С середины 1920-х советские пьесы стали определять репертуар БДТ. Следуя времени, театр впервые пробовал приблизить Романтику к реальности, соединить героический пафос с конкретной жизненной средой. В труппе театра сформировались сильные актерские индивидуальности: О.Г.Казико, В.Т.Кибардина, А.И.Лариков, В.П.Полицеймако, К.В.Скоробогатов, В.Я.Софронов.

В год постановки Разлома , К.С.Станиславский во время ленинградских гастролей МХАТа написал на подаренном БДТ портрете: «Ваш театр, – один из тех немногих, которые знают, что революция в искусстве не только во внешней форме, но во внутренней сущности…».

Для многих актеров поворотным стало участие в пьесах Горького. Значительный успех имели горьковские пьесы Егор Булычев и другие (1932, режиссеры К.К.Тверской и В.В.Люце) и Достигаев и другие (1933, режиссер Люце). Имя Горького было присвоено театру неслучайно. Отступление от горьковских законов драматургии, предполагавших всегда ясность мысли, четкость идейной позиции, яркость характеров, непримиримый конфликт и особую театральность, почти всякий раз вело театр к неудачам.

В ТЕАТР ПРИХОДИТ Г.А.ТОВСТОНОГОВ

После ухода Тверского в театре наступила трудная пора. Художественные руководители часто менялись: 1934 – В.Ф.Федоров, 1936–1937 – А.Д.Дикий , 1939–1940 – Б.А.Бабочкин , 1940–1944 – Л.С.Рудник. В атмосфере эстетической непритязательности, разнонаправленных исканий лишь некоторые спектакли стали примечательными событиями сценического искусства: Мещане Горького (1937, режиссер Дикий); Дачники Горького (1939) и Царь Потап А.А.Копкова (1940 – оба режиссировал Бабочкин); Король Лир Шекспира (1941, режиссер Г.М.Козинцев). В первые годы великой отечественной войны театр работал в Кирове, в 1943 вернулся в Ленинград и продолжал работу в условиях блокады, обслуживая войска Ленинградского фронта и госпитали.

Творческий кризис БТД, обозначившийся еще в середине 1930-х, в послевоенные годы усугубился. Художественные руководители удерживались в театре лишь на недолгое время: 1946–1950 – Н.С.Рашевская, 1951–1952 – И.С.Ефремов, 1952–1954 – О.Г.Казико, 1954–1955 – К.П.Хохлов. Внедрение в репертуар многочисленных тематически актуальных, но ремесленных, а подчас и откровенно фальшивых пьес, повлекло за собой снижение художественного уровня спектаклей, актерского мастерства, потерю зрительской аудитории. В 1956 главным режиссером театра стал Г.А.Товстоногов, имеющий за плечами 25-летний опыт плодотворной работы в различных театрах (Тбилиси, Москва, Ленинград). Его приход совпал с «оттепелью» – оживлением общественной жизни страны после XX съезда КПСС. В короткий срок Товстоногов вывел театр из кризиса, превратил разлаженную труппу в сплоченный коллектив, способный успешно решать самые сложные творческие задачи. Решающим в театральной политике главного режиссера было обновление труппы и выбор репертуара. Чтобы вернуть доверие зрителя, Товстоногов начинает с непритязательных, но живых и узнаваемых пьес (Шестой этаж А.Жери, Когда цветет акация Н.Винникова). В эти постановки активно вовлекается талантливая молодежь, вскоре ставшую основой обновленного коллектива (К.Лавров, Л.Макарова, Т.Доронина, З.Шарко). Они принесли на сцену живое дыхание правды, открытые лирические сердца, неподдельно искренние голоса современности. Раскрепощенные духовной атмосферой своего времени, молодые актеры вместе с режиссером утверждали нового героя – внешне совсем не героического, но близкого каждому в зале, светящегося внутренней красотой и талантом человечности. Постановки произведений современной драматургииПять вечеров (1959, в центре которых необыкновенно тонкий дуэт Е.Копеляна и З.Шарко), Моя старшая сестра (1961 с блистательными Т.Дорониной и Е.Лебедевым) А.М.Володина, и Иркутская история А.Н.Арбузова (1960) – шли параллельно с тщательной работой над русской классикой, в которой режиссер слышал прежде всего нерв сегодняшнего дня. Спектакли Идиот по Ф.М.Достоевскому (1957 и 1966), Варвары Горького (1959), Горе от ума А.С.Грибоедова (1962), Три сестры А.П.Чехова (1965), Мещане Горького (1966, гос. премия СССР, 1970) стали крупными событиями духовной жизни общества и определили лидирующее положение БДТ в отечественном сценическом искусстве. Особый интерес вызывала сложившаяся в БДТ форма «спектакля-романа», которому свойственны обстоятельность и тонкость психологического анализа поведения персонажей, укрупненность образов, пристальное внимание к внутренней жизни всех действующих лиц.

Варвары А.М.Горького оказались первым спектаклем, превратившем еще недавно разнородную труппу БДТ в мощный и богатый звучаниями ансамбль, где режиссером были подготовлены и обеспечены большие актерские победы П.Луспекаева -Черкуна, В.Стржельчика-Цыганова, В.Полицеймако-Редозубова, О.Казико-Богаевской, З.Шарко-Кати, Т.Дорониной-Надежды, Е.Лебедева-Монахова, ее мужа.

Событием в театральной жизни страны стала постановка Идиота с И.Смоктуновским в главной роли. Спектакль, в котором особенно ясно проявился новаторский стиль режиссера: неуловимый в своей многоликости с одной стороны, и внешней неброскости с другой. Режиссер творит через актера, вместе с актером и раскрывает их индивидуальности часто неожиданно для них самих (О.Басилашвили, В.Стржельчик, О.Борисов).

Никакой замысел не существует для Товстоногова вне артиста. Но режиссер не «умирает в актере». Критик К.Рудницкий писал: «…режиссер в актерах оживает, искусство каждого из артистов приоткрывает одну из многих граней искусства самого режиссера…». Поэтому главная работа в театре – работа с автором и артистом. Главный итог работы – создание ансамбля высочайшей культуры, который может решать сложнейшие творческие задачи, добиваться стилистической целостности в любом спектакле.

Контакт со зрительным залом в спектаклях БДТ всегда обострен. Но были спектакли, где это условие становилось первостепенным. Так был поставлен спектакль Горе от ума (1964) с трагическим и одновременно эксцентричным Чацким-С.Юрским, который искал соратников в зале, обращаясь к зрителям, с живой юношеской непосредственностью, надеясь на понимание.

В каждом спектакле Товстоногова – свой способ общения со зрителем, будь то История лошади (1975) с Е.Лебедевым в роли Холстомера, Чехов, Горький или Гоголь (Ревизор , 1972), где режиссер ставит самые жесткие вопросы перед своими героями, а значит и перед зрителями. При этом новизна прочтения возникает у режиссера из глубины прочитанного текста, тех его пластов, что еще не были увидены и изучены.

По-новому прочитана и осмыслена революционная тематика спектаклей Гибель эскадры А.Корнейчука, Оптимистическая трагедия В.Вишневского, поставленные неоднократно, в разное время, а также Перечитывая заново М.Шатрова (1980), где пристально, без ложного пафоса рассматривается простой человек, оказавшийся перед лицом Истории.

Характерное замедленное развитие «спектаклей-романов» Товстоногова (Варвары и Мещане ; Поднятая целина по М.А.Шолохову, 1964 и др.) исподволь подводило актеров и зрителей к бурным, «взрывным», кульминационным моментам.

В 1970-е режиссер продолжит свои театральные поиски, в области большой прозы поставив роман-эпопею Тихий Дон с О.Борисовым в роли Григория – центральной фигуре спектакля, затмившей всех прочих лиц, потерявших в этой системе свой масштаб. Спектакль-эпопея рассматривал Григория, как трагического героя, не имеющего личной вины перед роком Истории. «Романным» постановкам режиссера всегда сопутствовало такое качество, как полифоничность.

Но не была чужда БДТ и веселая, озорная комедия. Зрителям 1970-х надолго запомнится праздничная, легкокрылая Ханума А. Цагарели (1972), поставленная с особым лиризмом, изяществом и блестящими актерскими работами Л.Макаровой, В.Стржельчика, Н.Трофимова. Опыт особого «вахтанговского» прочтения, с его открытой игрой в театр был успешно освоен режиссером в Волках и овцах А.Н.Островского (1980), острым трагикомическим гротеском прозвучала опера-фарс А.Н.Колкера Смерть Тарелкина по А.В.Сухово-Кобылину (1982), раскрывших большие возможности актеров БДТ в области открытой театральности (актерские работы Е.Лебедева, В.Ковель, С.Крючковой и др.). Комедийное мастерство артистов оттачивалось как на материале современной пьесы (Энергичные люди по В.Шукшину, 1974), так и в инсценировке Пиквикского клуба по Ч.Диккенсу, 1978).

В труппе, кроме уже упомянутых артистов плодотворно работали Э.А.Попова, М.А.Призван-Соколова, О.В.Волкова, Л.И.Малеванная, Ю.А.Демич, А.Ю.Толубеев, С.Н.Крючкова. В 1983 труппа БДТ пополнилась еще одним уникальным мастером сцены – А.Б.Фрейндлих , сыгравшей и продолжающей играть самые разноплановые роли – от трех женщин, противоположных по складу в комедии Этот пылкий влюбленный (Н.Саймон, 1983) до трагедийных образов леди Макбет и Насти (На дне А.М.Горького, 1987), и др.

ТЕАТР ИМЕНИ Г.А.ТОВСТОНОГОВА

После смерти Г.А.Товстоногова в 1989 художественным руководителем БДТ становится К.Ю.Лавров. В 1993 театру было по праву присвоено имя его бывшего главного режиссера, ставшего целой театральной эпохой, не только для своего театра, но и своей страны.

Ценный вклад в жизнь этого театра внесли постановки режиссера Т.Чхеидзе, во многом совпавшие с товстоноговскими требованиями к спектаклю. Глубина и масштаб режиссерского замысла Т.Чхеидзе воплощались им через тщательно подобранный ансамбль актеров. Наиболее интересны его спектакли: Коварство и любовь Ф.Шиллера (1990), Макбет У. Шекспира, (1995), Антигона Ж.Ануйя (1996), Борис Годунов А.Пушкина (1998).

В современном БДТ продолжают идти многие спектакли Г.А.Товстоногова, которые не просто сохранены, а живут полнокровной жизнью.

В 2007 после смерти К.Лаврова художественным руководителем был назначен Темур Чхеидзе, который с 1991 работал с БДТ, а в 2004 согласился стать главным режиссером. В феврале 2013 Чхеидзе подал в отставку и ушел с поста художественного руководителя.

Екатерина Юдина

Материал из Юнциклопедии


15 февраля 1919 г. в зале Петроградской консерватории шел первый спектакль Большого драматического театра. На сиене страдал от одиночества жестокий тиран король Филипп, погибал благородный и храбрый маркиз Поза, спасая честь своего друга Дон Карлоса, строил козни коварный герцог Альба. Среди публики были матроеы, прямо со спектакля уходившие защищать Петроград от белогвардейских банд Юденича; бросаясь в бой, они кричали: «На альбов!» Такой горячий отклик у зрителей имели спектакли театра, «рожденного революцией», как часто называют Большой драматический. У его колыбели стояли М. Горький, мечтавший о «театре героическом», театре, который «возрождал бы романтизм, поэтически раскрывал бы человека», М. Ф. Андреева, в прошлом актриса МХТа, а в ту пору комиссар Отдела театров и зрелищ, и поэт А. А. Блок, ставший духовным вождем и совестью нового театра.

Первые годы существования БДТ называют блоковским периодом. Блок вырабатывал программу театра трагедии, романтической драмы и высокой комедии, театра, который должен был черпать «из великой сокровищницы старого классического и романтического искусства». Он считал созвучными революционной эпохе трагедии Ф. Шиллера («Дон Карлос» и «Разбойники») и У. Шекспира («Король Лир», «Отелло»). Блок призывал артистов «не прятаться от жизни, а пристально всматриваться в глаза происходящему, вслушиваться в мощное звучание времени». Поэт был фактическим сорежиссером первых спектаклей театра, внимательно следил за реакцией впервые пришедших в театр рабочих и красноармейцев, выступал с вдохновенным вступительным словом, чтобы подготовить публику к верному восприятию незнакомой для нее драматургии.

Из Александринского театра (см. Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина) пришли в БДТ актер и режиссер А. Н. Лаврентьев, любимец петроградской публики Ю. М. Юрьев, из кинематографа - В. В. Максимов. По-новому раскрылся здесь талант Н. Ф. Монахова, известного артиста оперетты, комика и куплетиста. В «Дон Карлосе» Монахов блистательно сыграл трагическую роль короля Филиппа. В историю Большого драматического Монахов войдет и как непревзойденный Труффальдино, соединивший в этой роли традиции итальянской комедии масок (см. Комедия дель арте) с русским балаганом. Постановщик «Слуги двух господ» К. Гольдони художник А. Н. Бенуа советовал артисту не бояться импровизировать на сцене. Впоследствии, когда театр обратится к пьесам современных советских авторов, Монахов мощно, темпераментно сыграет партизанского вождя Рузаева в «Мятеже» (по Д. А. Фурманову), матроса Годуна в «Разломе» Б. А. Лавренева, Егора Булычова в пьесе М. Горького «Егор Булычов и другие».

В 1932 г. Большому драматическому театру присвоено имя М. Горького. С творчеством одного из основателей театра связаны важнейшие постановки 30-х гг. Это спектакль «Мещане» в постановке А. Д. Дикого, «Дачники» - Б. А. Бабочкина, «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие» - К. К. Тверского и В. В. Люце. Свое 30-летие в 1949 г. БДТ отметил спектаклем «Враги» в постановке Н. С. Рашевской, ставшим заметным явлением в театральной жизни послевоенного Ленинграда.

В 1956 г. БДТ возглавил Георгий Александрович Товстоногов (1913-1989), и с этого времени почти каждая новая постановка театра не только становится событием в театральной жизни Ленинграда, но и оказывает влияние на развитие всего советского сценического искусства.

Глубокое современное содержание, смелость постановочных решений, блестящий ансамбль - характерные особенности этого театра. «Многозначность и объективность, - пишет искусствовед К. Л. Рудницкий, - главные признаки товстоноговской режиссуры. Личность режиссера полностью растворена в спектакле, который им выстроен и управляем». Последователь К. С. Станиславского Товстоногов продолжает также в своем искусстве традиции Е. Б. Вахтангова, В. Э. Мейерхольда и Б. Брехта. БДТ славится замечательным актерским ансамблем. Многограннее проявились в спектаклях Товстоногова актеры «старого» Большого драматического - В. П. Полицеймако, Е. З. Копелян, В. И. Стржельчик, Н. А. Ольхина, Л. И. Макарова. Вместе с режиссером пришли в театр С. Ю. Юрский, К. Ю. Лавров, М. Д. Волков, Е. А. Лебедев, Э. А. Попова, Т. В. Доронина, П. Б. Луспекаев, З. М. Шарко, О. В. Басилашвили, О. И. Борисов, Н. Н. Трофимов и другие актеры, определившие манеру, стиль, высокую актерскую культуру БДТ.

«Имя Горького обязывает», - говорил Товстоногов, и действительно, горьковские пьесы -«Варвары», «Мещане», «Дачники» - были поставлены в БДТ по-новому остро, свежо, современно.

«Музейный подход к классике нанес много вреда и самой классике и театрам, своей школьной добросовестностью отпугнув ставших равнодушными зрителей», - писал Товстоногов; в своем творчестве он неуклонно ищет живое в классическом наследии. Таким этапным, созвучным времени стал спектакль «Идиот» по инсценировке романа Ф. М. Достоевского с его естественным и человечным князем Мышкиным, сыгранным И. М. Смоктуновским.

Современным, вызывающим зрительскую любовь и сочувствие был и Чацкий Юрского в «Горе от ума», свои монологи он адресовал не Фамусову, не Скалозубу, не Молчалину, а зрительному залу.

В «Истории лошади» (инсценировка «Холстомера» Л. Н. Толстого) трагическая исповедь Холстомера - Лебедева - поражала своей глубиной, артист играл не только «историю лошади, но и судьбу человека».

Непривычно строго и жестко анализирует Товстоногов поступки героев пьес А. П. Чехова «Три сестры» и «Дядя Ваня», открывая «своего» Чехова, резко отличающегося от известных постановок режиссеров-современников.

Смело, неожиданно, в жанре оперы-фарса поставлена Товстоноговым пьеса А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина», где главную роль сыграл В. М. Ивченко. Он же играет Глумова в сатирической комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

Исследователи театра пишут о спектаклях БДТ как о спектаклях-романах. Действительно, театр близок большой литературе, часто обращается к инсценировкам произведений советской прозы. Здесь были созданы спектакли «Поднятая целина» и «Тихий дон» М. А. Шолохова, «Последний срок» В. Г. Распутина и «Три мешка сорной пшеницы» В. Ф. Тендрякова. Верен театр и героической теме. В «Гибели эскадры» А. Е. Корнейчука, «Оптимистической трагедии» В. В. Вишневского оживают традиции Большого драматического театра, рожденного революцией.

В год празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина БДТ открывает свою Малую сцену спектаклем «Защитник Ульянов». Лучшие страницы Ленинианы составили драматургическую основу спектакля «Перечитывая заново». Исполнитель роли вождя К. Ю. Лавров был удостоен в 1982 г. Ленинской премии.

Не менее важна в репертуаре Большого драматического современная тема. Настойчиво ищет театр своих драматургов. Событиями в театральной жизни стали «Пять вечеров» и «Старшая сестра» А. М. Володина, «Океан» А. П. Штейна, «Иркутская история» А. Н. Арбузова, «Традиционный сбор» В. С. Розова. В последние годы появились на сцене театра «Протокол одного заседания» и «Мы, нижеподписавшиеся...» А. И. Гельмана, поднимающие актуальные нравственные проблемы времени.

Среди спектаклей театра 80-х гг. - «Волки и овцы» А. Н. Островского, «Пиквикский клуб» (по Ч. Диккенсу), «Энергичные люди» (по В. М. Шукшину), «Рядовые» А. А. Дударева, «Этот пылкий влюбленный» У. Саймона и др.

В спектаклях театра раскрылся талант С. Н. Крючковой, Е. К. Поповой, А. Ю. Толубеева, Г. П. Богачёва, Ю. А. Демича, О. В. Волковой, Л. И. Малеванной, Н. Ю. Даниловой, А. Б. Фрейндлих.

Один из современных исследователей назвал Г. А. Товстоногова «собирателем русской театральной культуры». Под его руководством Большой академический драматический театр имени М. Горького стал своеобразным эталоном синтеза режиссерского и актерского искусства.

Театр награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции.

Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова (Санкт-Петербург, Россия) - репертуар, стоимость билетов, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Тридцать шагов в длину. Двадцать в глубину. Вверх - на высоту занавеса. Пространство сцены не такое уж большое. В этом пространстве могла бы разместиться современная квартира - она получится не такой уж ненатурально просторной. Здесь можно разместить сад. Пожалуй, уголок сада, не больше. Здесь можно сотворить мир.

Г. А. Товстоногов

Большой драматический театр основан в 1918 году - он один из первых театров, созданных после Октябрьской революции. Нынешнее название получил в 1956 году в честь своего одиннадцатого режиссёра и художественного руководителя Г. А. Товстоногова.

Это один из немногих отечественных театров, судьба и репертуарная политика которого сыграли важную роль в становлении качественной российской драматургии. Благодаря стараниям теперешних режиссеров и актеров труппы в театре по сей день чтут традиции, заявленные в качестве кредо при самом его открытии.

Театр был организован при непосредственном участии писателя Максима Горького, поэта Александра Блока и комиссара театров и зрелищ союза коммун Северной области Марии Андреевой.

Театр, расположенный в здании, построенном по проекту швейцарского архитектора Фонтана в 1876-1878 годах, и перестроенном после пожара в 1900-1901 годах. Интерьеры театра восхищают богатством и изяществом отделки: потолки украшены живописными плафонами, элементы декора вызолочены, ажурная мраморная лестница освещается фонарями в стиле модерн.

Сегодня Академический театр им. Г. А. Товстоногова - это две площадки: богато оформленный большой зал на 1119 мест и маленькая уютная сцена, рассчитанная на 209 зрителей.

Каждая площадка предлагает богатый репертуар спектаклей. На обеих сценах ставятся инсценировки произведений мировой и отечественной классики. Любителям современной драматургии рекомендуется обратить внимание на репертуар малой сцены, на которой можно увидеть авторские постановки по мотивам поэзии Фредерико Гарсия Лорки или опер Стравинского.

Информация

Режим работы кассы: пн-вс 11:00-15:00, 16:00-18:00.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх