«Тихий Дон» главные герои.

Эпический роман Шолохова «Тихий Дон» справедливо находится на особом месте в истории русской литературы. Автор отдал полтора десятка лет жизни на создание литературного шедевра. Действия книги начинаются в 1912 году, перед началом первой мировой войны, и заканчиваются в 1922 году. Зная изнутри жизнь и быт казаков, Шолохов основной акцент поставил на описании казачества. Концовка эпопеи содержит в себе философский подтекст. Автор дает главному герою право на самостоятельное решение и прохождение новых жизненных испытаний.

Характеристика героев «Тихого Дона»

Главные герои «Тихого Дона»

Григорий Мелехов

В “Тихом Доне” герой Григорий Мелехов – противоречив и многогранен. Создается впечатление, что он главный герой. Но его «выдает» примитивный кругозор. Григорий - заплутавший искатель истины. Жизнь его с ранних лет бездумна, но подчинена следованию традициям. Страстная любовь к Аксинье не смогла в нем всколыхнуть жажду жизни. Он, будто, живет без интереса, слепо следуя устоявшимся принципам и правилам бытия. Григорий не был сторонником кровавых мер, но ему пришлось вместо плуга взять в руки саблю.

Наталья

Образу Натальи в романе отведено особое место. Он связан с классическим любовным треугольником, где две женщины полюбили одного казака. Жизнь героини крайне трагична. Она трудолюбивая и работящая женщина. Даже после родов Наталья сохранила в себе все эти качества. Ее образ - образец личности незыблемых нравственных устоев. Твердость ее характера проявилось в том, что застенчивая Наталья выказала решительность в замужестве, в то время, как ее родители были против.

Аксинья

Аксинья - центральный образ произведения. Женщина привлекательная, сильная и независимая. Образ Аксиньи олицетворяет истинную казачку. Но также это характеристика женщины, способной пожертвовать собой во имя любви. Жизнь героини противоречива. О связи с Григорием судачит весь хутор. Отношения между Аксиньей и Григорием глубокие и полноценные. Именно она решилась переступить через условности и съехать с хутора. Она шла за любимым, ведомая любовью и страстью.

Второстепенные персонажи

Степан Астахов

Степан Астахов - молодой казак, сосед Григория Мелехова. Степан мужчина физически развитый. Автор описывает его как обладателя железных рук и свинцовых кулаков. Герой женат на Аксинье. После свадьбы у них родился ребенок, но умер, не дожив до года.

Пантелей Прокофьевич Мелехов

По материнской линии он турок. Отец Григория Мелехова. В молодые годы поколачивал свою жену и изменял ей. К старости одумался. По характеру мужик горячий и своенравный, но также энергичный и трудолюбивый человек. Является безоговорочным главой семьи.

Василиса Ильинична Мелехова

Казачка в возрасте, мать семейства Мелеховых. Она работящая и гостеприимная хозяйка. Ей пришлось испытать много оскорблений и предательств от мужа. После смерти супруга и сына Петра она теряет веру в жизнь и вскоре умирает, не дождавшись Григория с фронта.

Петр Мелехов

Старший брат Григория. Он с любовью и теплотой относится к своим племянникам. Когда Петр попадает на войну, его жена Дарья изменяет ему со Степаном Астаховым. Он характеризуется как покладистый и располагающий к себе человек. Даже на войне он старается извлечь выгоду для себя.

Дарья Мелехова

Жена Петра Мелехова. Дерзкая, острая на язык и охочая до мужчин баба. Заразившись сифилисом, кончает жизнь самоубийством, утопившись в Доне.

Дуняша

Младшая сестра Григория и Петра Мелеховых. Вышла замуж за Мишку Кошевого, несмотря на протесты семьи.

Мирон Коршунов

Тесть Григория Мелехова. Имеет четверых детей и жену. Семья Коршуновых самая зажиточная на хуторе. Мирон Коршунов гордится своим богатством. Он не всегда исполняет обещанное. С приходом советской власти Мирона арестовывают, и он теряет большую часть нажитого добра на момент гражданской войны.

Марья Лукинична

Жена Мирона Коршунова, мать Натальи. Ласковая и нежная мать, послушная жена. Она понимает, что Наталья будет несчастна с Григорием, поэтому пытается робко отговорить ее от замужества, но Наталья утверждает, что только Григорий ей мил. Марья Лукинична понимает дочь, потому что понимает, что такое любовь.

Дед Гришака

Отец Мирона Коршунова, старейший член семьи Коршуновых. Дед – участник русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.

Дмитрий Коршунов

Митька друг детства Григория. Вырос в богатой семье, но труд для него дело привычное. По характеру человек строптивый и задиристый. Гордость и непокорность характеризуют его как нельзя лучше. Он человек жестокий. За работу в карательном отряде получает прозвище «дракон».

Евгений Листницкий

Дворянин, казак. Служит сотником Атаманского полка. Соблазняет Аксинью, которая искала утешения после смерти их с Григорием ребенка. В доме Листницких Аксинья и Григорий находились в услужении, когда решили бежать с хутора, чтобы жить вместе, оставив свои семьи.

Николай Алексеевич Листницкий

Отец Евгения. Владелец имения Ягодное, куда поступили на работу Аксинья и Григорий. Николай Алексеевич – казачий генерал.

Мишка Кошевой

Герой является главным кормильцем в семье. В период гражданской войны становится рьяным большевиком. Мишка убивает Петра Мелехова. Семейство Мелеховых против его свадьбы с Дуняшей. Но они женятся, не смотря ни на что. Дуняша знает, что Мишка виновен в смерти ее брата.

Хрисанф Токин (Христоня)

Большой, неуклюжий казак, который служил в Атаманском полку. Входит в ближний круг общения Григория. Старший из всех казаков.

Иван Авдеевич Синилин

Старый казак по прозвищу “Брех”. Страстный рассказчик, любящий для “красоты” приврать в рассказываемых историях.

Сергей Платонович Мохов

Богатый купец. В хуторе Татарском – человек пришлый, иногородний. Мохов является хозяином магазина и паровой мельнице на хуторе.

Герои второго плана значатся только по прозвищам как старичок с хутора Татарского Сморчок - человек склочный и Семак - участник вешенского возмущения, по сути своей грабитель. Эти персонажи обозначаются в перечне только прозвищами. Роман Шолохова - краткое, но полное описание человеческих судеб. Все образы взяты из народа. Концепция обрела в эпопее глубокое художественное отображение: в подлинной иллюстрации жизни народа, его быта и труда, в кратком описании участия народных масс в событиях истории. Список главных героев «Тихого Дона» – история взаимодействия людей в разных жизненных ситуациях.

Тест по произведению

Пишу за столом планы к завтрашним урокам. В комнату вошел дед. Ему явно хочется поговорить. Но он молчит, не желая отвлекать внука от дел.
Наконец, дедушка, больше не выдерживая подсаживается ко мне.
– Внучек, что же ты меня ничего не спросишь? Я ведь много чего могу рассказать. Мне ведь со сколькими знаменитыми людьми встречаться пришлось.
Я уже не раз слышал рассказы деда о том, как он целых два часа слушал в Краснодаре Троцкого, и от том как влепил со всей силы снежок в ухо знаменитого красного командира Ефима Щаденко, и о клиенте их портной мастерской художнике-баталисте Митрофане Грекове. Но короткий выходной день подходит к концу, а кроме ненаписанных планов меня еще ожидают три стопки ученических тетрадей.
– Опять, о Ефиме рассказать что-то хочешь? – поднимаю я голову.
– Да не о Ефиме. Я, ведь, знаешь, внучек, самому Митрофану Богаевскому костюм шил.
– Не знаю, дедушка, такого.
– Ну как же, это же был директор нашей Каменской мужской гимназии! А потом он вообще большим человеком стал. Они же на Дону в революцию самыми большими людьми были: Митрофан и брат его Африкан…
Маленькая часовая стрелка на стареньком будильнике неумолимо подходит к самому низу. Хотелось бы еще полчаса постоять на улице, проветриться перед сном. А тут какие-то допотопные Митрофан с Африканом.
– Чего, причина, к человеку пристал? – слышу из другой комнаты голос бабушки. – Опять в Сибирь захотел? Дорассказываешься.
Дед обиженно замолкает. Потом встает, молча ставит на место стул, выходит из комнаты.

Эх, дедушка! Как я теперь браню себя. Повернись время вспять, я бы не отходил от тебя, по крупицам вылавливая каждую деталь, каждое слово из твоих рассказов. Но не вернешь уже время. И только переходя по страницам интернета, пытаюсь узнать о том, о чем ты так хотел мне рассказать, но не рассказал.

Итак, Митрофан Богаевский, в 1917-1918 гг. глава Донского войскового правительства, один из невымышленных, реально живших персонажей романа «Тихий Дон».
Вот как описываются в романе переговоры между Войсковым правительством Войска Донского во главе с Калединым и Богаевским, с одной стороны, и Военно-революционным комитетом во главе с Подтелковым и Кривошлыковым, с другой.

«Твердым, во всю ступню, волчьим шагом прошел чуть сутулый Каледин, сопутствуемый Богаевским… Богаевский, проигрывавший в соседстве с представительным Калединым, казался и невзрачней его, и взволнованней предстоящими переговорами.

…После него (Каледина) говорили члены правительства казачьей и иногородней части. Длинную речь, перевитую слащавыми увещаниями, опрокинул на головы членов ревкома эсер Боссе.
Выкриком перебил его Лагутин:
– Наше требование – передайте власть Военно-революционному комитету! Ждать нечего, ежели войсковое правительство стоит за мирное разрешение вопроса…
Богаевский улыбнулся:
– Значит?..

…Лагутин не выдержал; прерывая одного из войсковых ораторов, обратился к Каледину:
– Решайте дело, пора кончать!
Его вполголоса осадил Богаевский:
– Не волнуйтесь, Лагутин! Вот вода. Семейным и предрасположенным к параличу вредно волноваться. А потом вообще не рекомендуется прерывать ораторов, – здесь ведь не какой-нибудь Совдеп».
(М.А. Шолохов, «Тихий Дон», кн.2, ч.5, гл.10)

Таким мы видим в романе Богаевского.
Но так ли велика была роль личности Митрофана Богаевского в противостоянии гражданских сил на Дону в 1917-1918 году? Скажем правду: ведь далеко не каждый из нас даже слышал о его существовании.
Ну что ж, обратимся к периодической печати того времени. Перед нами самый первый номер еженедельного периодического литературно-публицистического журнала «Донская волна», выпускавшегося на юге России в 1918-1919 году. Думаю, что нисколько не преувеличу, если назову этот журнал одним из лучших периодических изданий начала 20 века в нашей стране.

Во вступительной статье, рассказывающей о целях создания журнала, редактор Виктор Севский (В.А. Краснушкин) пишет:
- Маленькая семья журнала «Донская волна» ставит себе задачей подобрать лепестки истории, вырвать у беспощадного ветра то, что дорого и свято, и спасти от забвения.
Быть может, задача не по плечам…
Но когда-нибудь придет Гомер казачества и напишет казачью Илиаду, воспоет Каледина, Богаевского и прочих славных…
Миром, дружными усилиями мы поможем грядущему Гомеру написать «Войну и Мир» на Дону.

Кто же он был, человек, стоявший наравне с такой исторической личностью как А.М. Каледин?
Младший брат Африкана Богаевского, ставшего затем Войсковым атаманом Всевеликого Войска Донского, Митрофан Богаевский родился 23 ноября 1881 года в станице Каменской Области Войска Донского в семье войскового старшины Петра Григорьевича Богаевского, участника севастопольской обороны,
Детство провел в глухом хуторке Петровское на речке Ольховой. В 1893 году поступил в Новочеркасскую гимназию, которую окончил с некоторым опозданием в возрасте 20 лет. После этого успешно прошел курс историко-филологического факультета в Петербургском университете, состоял во все годы студенчества председателем Донского Землячества и «вечным старостой» курса.
В 1911 году, по окончании университета, вернулся на Дон и некоторое время состоял преподавателем истории, географии и латыни в Новочеркасской гимназии. Тогда же женился на Елизавете Дмитриевне Закаляевой, казачке станицы Мелеховской. В 1915 году выборными станичного общества станицы Каменской, «бородачами-стариками», выбирается на пост директора открывшейся в его родной станице мужской классической гимназии.
После февральской революции, в марте 1917 года, население станицы послало его делегатом на Общеказачий съезд в Петрограде, где он занял место председателя собраний. В апреле того же года, будучи представителем станицы Каменской на Первом Съезде Донских Казаков в Новочеркасске, он был избран председателем его и поставлен во главе Комитета по выработке Положения о выборах и созыве Войскового Круга. 26 мая (8 июня по новому стилю), как председатель возрожденного Казачьего Парламента, Богаевский провозгласил: «Объявляю заседание Донского Войскового Круга, после двухсотлетнего перерыва, открытым». На заключительном заседании Круг избрал его на пост Заместителя Войскового атамана.

«Почти год он был донским трибуном, ему готовилась роль донского Минина при донском Пожарском – Каледине.
Он купил его (Круг) седой стариной, аромат которой он приносил в свои фразы. Его слово выходило рожденным в гирлянде легенд и очаровательных сказок, в его речи – милые призраки угасших эпох. Выплывали из тени забвения Булавины, Разины, старые атаманы удалого казачества…
Его речь была звоном колокола, который он любил поминать почти в каждой своей речи. А в дни донского сполоха – Митрофановым набатом.
Его зенит – август 1917 года – во дни «мятежа» Каледина. Донской трибун с лицом калмыка и нескладной фигурой, на которой и пиджак-то висит, как на спичечной коробке, вырос в те дни во весь рост».
(ж. «Донская волна», № 1 от 10.06.1918 г.).

Эх, дедушка! Не о сшитом ли костюме в вашей мастерской говорит автор статьи? Известно, что хозяин твой, портной по пошиву военной формы Ковалёв, изрядно «закладывал» в те годы. Торговля спиртным в годы первой мировой войны была запрещена, но в винных погребках, откуда тебе, дедушка, по приказу хозяйки, приходилось часто его вытаскивать, нелегально велась. То ли кроил костюм высокопоставленного клиента портной Ковалёв на пьяный глаз, то ли лекала вырезал наутро дрожащими руками, то ли подмастерья сшили детали кроя «сикось-накось». А может, фигура Митрофана была до того нестандартна, что и сделать лучше уж ничего было нельзя – кто знает?

«Когда Круг вручил снова пернач – эмблему атаманской власти – Каледину, когда казаки оправдали своего атамана, Каледин поклонился в пояс Митрофану Богаевскому:
– Ему мы обязаны, что честь казачества соблюдена».

Казачество наградило Богаевского своей любовью.
Бывали на Круге недурные ораторы, иным удавалось срывать удачной шуткой, резким словом бешеные аплодисменты, но аплодисменты при одном только появлении у трибуны Богаевского – были предметом обязательным.
Шумел круг, волновался. Но выходил Богаевский, проводил рукой и, будто причесывал круг, а шум стихал.

Облетели цветы, догорели огни…
Над Доном сбирались тучи. Поход Керенского на Дон был опереттой по сравнению с походом комиссаров.
Таяли ряды сторонников Каледина. Казачество поворачивалось спиной к Новочеркасску Каледина и Богаевского.
(Журнал «Донская волна», № 1 от 10.06.1918 г.)

И тогда Митрофан Богаевский призвал на защиту Дона от большевиков учащуюся молодежь: студентов, кадетов, гимназистов, реалистов, даже семинаристов. Большое впечатление произвела в те дни речь М.П. Богаевского 8 ноября 1917 года в химическом павильоне Новочеркасского политехнического института, закончившаяся бурными, перешедшими в овацию аплодисментами, после которой в переполненном студентами зале единогласно была принята резолюция о полном доверии донского студенчества Войсковому Правительству и готовности всеми средствами поддерживать его в борьбе с большевиками.
Не успевшая повоевать в первую мировую, завидующая боевым подвигам старших учащаяся молодежь рвалась в бой против «красных». Особенно прославились отряды молодых партизан под руководством Чернецова, Семилетова, Мамантова. А главным идейным вдохновителем их был Митрофан Богаевский. В отряды брали четырнадцати, пятнадцати, даже тринадцатилетних мальчишек.
Вот отрывок из дневника участника Степного похода, возглавлявшего отряд учащейся молодежи, офицера Павла Аврамова:
«Опять угрызение совести овладело мною, опять встал вопрос: правильно ли я делал, набирая молодежь в отряд. Вспомнил случай, когда, явившись однажды в одно из учебных заведений Новочеркасска с приглашением воспитанников в отряды, я встретил оппозицию среди преподавательского персонала. Лицо, стоявшее во главе заведения, решительно заявило мне: «до тех пор, пока Вы не представите мне полномочий на право набора в отряды учащихся, я запрещаю Вам вести агитацию среди детей, вверенных мне родителями». Я был тогда смущен. Не мог я не почувствовать доли правды в словах главы заведения… В тот же день я пошел на прием к Митрофану Петровичу Богаевскому. Мне удалось увидеть его и он мне сказал буквально следующее: «к черту преподавателей, к черту ректоров и директоров, к черту, наконец, родителей! Считайтесь с мнением самой молодежи. Если она сочувствует положению Дона, мобилизуйте ее! Дону каждый лишний штык дорог!». Я тогда не колебался больше. Заведение вскоре разошлось по отрядам и закрылось».

Но сдержать наступление наступавших с трех сторон красногвардейских отрядов силами безусых юношей донскому правительству не удалось. Не найдя поддержки у донских казаков, решила уйти на Кубань и образовавшаяся из бежавших на Дон офицеров Добровольческая армия.

«29-го, в девять часов утра, в атаманском дворце было созвано экстренное совещание членов донского правительства. Каледин пришел из своей квартиры позже всех. Он тяжело присел к столу, подвинул к себе бумаги. Верхушки щек его пожелтели от бессонницы, под выцветшими угрюмыми глазами лежали синие тени; словно тлен тронул и изжелтил его похудевшее лицо. Медленно прочитал он телеграмму Корнилова, сводки от командиров частей, противостоявших на севере от Новочеркасска натиску красногвардейцев. Тщательно утюжа кипку телеграмм широкой белой ладонью, не поднимая опухших, затененных синью век, глухо сказал:
– Добровольческая армия уходит. Для защиты области и Новочеркасска осталось сто сорок семь штыков…
Живчик подергал у него веко левого глаза, судорога наплыла от угла сжатых губ; повысив голос, он продолжал:
– Положение наше безнадежно. Население не только нас не поддерживает, но настроено к нам враждебно. Сил у нас нет, и сопротивление бесполезно. Я не хочу лишних жертв, лишнего кровопролития. Предлагаю сложить свои полномочия и передать власть в другие руки. Свои полномочия войскового атамана я с себя слагаю.
Митрофан Богаевский, глядевший в широкий пролет окна, поправил пенсне, не поворачивая головы, сказал:
– Я тоже слагаю с себя свои полномочия.

Изломав стылую тишину, Богаевский предложил составить акт о передаче власти городской думе.
– Надо бы совместно с ними собраться для передачи.
– В какое время удобней всего?
– Позднее, часа в четыре.

Кто-то сказал о том, что Каледин плохо выглядит. Богаевский стоял у окна, до слуха его дошла фраза, произнесенная полушепотом:
– Для такого человека, как Алексей Максимович, самоубийство – единственный приемлемый выход.
…Богаевский, как при удушье, разрывая на себе ворот сорочки, вбежал туда. У окна, вцепившись в тусклую золоченую ручку, горбатился Карев. На спине его под сюртуком судорожно сходились и расходились лопатки, он крупно, редко дрожал. Глухое, воюще-звериное рыдание взрослого чуть не выбило из-под ног Богаевского почву.
Криво качнувшись, Богаевский упал на колени, ухом припал к теплой и мягкой груди. Пахло крепким, как уксус, мужским потом. Сердце Каледина не билось. Богаевский – вся жизнь его в этот момент ушла в слух, – несказанно жадно прислушивался, но слышал только четкое тиканье лежавших на столике ручных часов, хриплый, захлебывающийся голос жены мертвого уже атамана да через окно – обрекающее, надсадное и звучное карканье ворон».
(М.А. Шолохов, «Тихий Дон», кн.2, ч.5, гл.15)

8 февраля утром товарищ (заместитель) застрелившегося А.М. Каледина М.П. Богаевский скрылся из Новочеркасска.
Остается загадкой: почему Богаевский не ушел вместе со всеми в Степной поход? Не желал находиться вместе со своими соратниками в качестве «бывшего»? Имел какие-то другие планы? Или просто струсил?
А ведь в записи дневника от 8 марта тот же П. Аврамов пишет:
«Но нет ли ошибки у Митрофана Петровича в решении вопроса о молодежи? Почему он не ушел с нами? Как бы он нужен был тут с его горячей речью! Мы были бы поддержаны им морально и не бродили бы впотьмах как сейчас».

«Длинный и скорбный путь на свою Голгофу прошел Митрофан Богаевский. После смерти А.М. Каледина он уехал с женой в Сальский округ к калмыкам отдохнуть в тихой станице Денисовской от долгих месяцев искания казачьей правды.
В Новочеркасске шел пир красной власти, на котором праздновал победу и войсковой старшина Голубов, изменивший казачеству. Ему было мало победы, он искал встречи с теми, кто был до него у власти и, прежде всего, с Митрофаном Богаевским, апостолом казачьей борьбы.
Голубов бросился в степи – там Богаевский. По слободам и станицам помчался Голубов искать врага. Шел цепью из своих людей, будто невод закинул.
Богаевский жил в то время в Денисовской станице и туда уже дошли вести о донском отряде, идущем по степям. Богаевскому нельзя оставаться в станице. Уже подходят разъезды.
Берет Митрофан Петрович палочку и уходит в степь. Он просил у друзей лошадь, но друзья от него отвернулись, чураются. Более пяти верст отошел от станицы, как навстречу разъезд.
- Нужно взять пропуск у начальника отряда. Поворачивай обратно.
Пришлось вернуться.
Постучал в двери знакомого дома. Не пустили – боятся Голубова, страшно приютить затравленного человека.
…И казачий начальник, зажигавший сердца стариков и детей, сидит долгую ночь под забором на мерзлой земле, запорошенной снегом. Долгая ночь на морозе, тревога от каждого огонька, мигнувшего во мраке, от каждого окрика в тишине станичной ночи.
Утром изнемогавший апостол казачьей правды стучится в двери дома бакши (главного калмыцкого священника), не зная, что здесь живет Голубов. Богаевский предполагал, что бакша даст ему приют.
Но за дверью раздался голос Голубова. – Кто там?
Уходить было нельзя, хотя Богаевский сразу узнал голос за дверью.
- Митрофан Богаевский.
- Вы пришли меня арестовать, я буду стрелять, я не сдамся, - испуганно закричал Голубов.
- Не бойтесь. Я безоружен.
- Сдавайтесь, я Вас заставлю сдаться.
- Я один.
- Но я слышу шепот.
- Со мной моя жена.
Долго не впускал Николай Голубов затравленного им врага и встретил с револьвером в руках. Вздохнул облегченно только когда увидел иззябшего, измученного человека и страдающую женщину.
- Вы мои пленники.
- Я прошу вас спасти меня от самосуда, я готов предстать перед судом, но чтобы не было самосуда, не торопитесь извещать красный Новочеркасск о моем пленении.
Голубов обещал.
- Что меня ждет?
- Не знаю, Митрофан Петрович.
И улыбнулся широкой улыбкой с оскалом зубов. Глаза мутные, бесцветные, а оскал зубов страшный. Казался сатаной. – Не знаю, Митрофан Петрович.
Богаевский понял улыбку. – Петлю обещаете.
- Митрофан Петрович, во время французской революции слетали и не такие головы как наши с вами. Пора уже примириться с этим.
Ушел и забыл об обещании, хотя несколько минут назад хватался за голову и говорил: ах, что вы со мной делаете!
…В тот же день Голубов приказал страже из красной гвардии перевезти пленника в Платовскую станицу. Сам Голубов уехал куда-то в степи.
(В. Севский, «Донская волна», № 42 от 31.03.1919 г.)

В ночь с 18 под 19 марта Голубов вывез находящегося в тюрьме станицы Великокняжеской М.П. Богаевского в Новочеркасск.
«…Ночью приехал Голубов и увез с собой на вокзал.
– Николай Матвеевич, везли бы вы нас грунтовой дорогой.
– Нет, Митрофан Петрович, я не дурак. Вас в станицах казаки отобьют. По железной дороге – вернее.
И снова улыбнулся улыбкой сатаны.
В отдельном купе поместились Богаевский и Голубов. До утра пытал Голубов своего пленника.
– А все-таки, Митрофан Петрович, Вы политический преступник.
Замолчит, а затем опять возвращается к тому же.
– А все-таки, Митрофан Петрович, Вы – преступник.
И так до самого Новочеркасска.

В Новочеркасске Богаевского посадили на гауптвахту.
Вечером явился Голубов. Был смущен и говорил ласково:
– Гарнизон требует у Вас отчета в Вашей деятельности на Дону. Казаки хотели слушать Вас сегодня, но я сказал, что вы устали с дороги, а завтра вы будете свежее и дадите отчет.
Утром явился командующий революционными казачьими войсками сотник Смирнов. Повторил сообщение Голубова.
В полдень к гауптвахте подъехал автомобиль с пулеметом, забрал пленника и отвез его на собрание гарнизона в кадетский корпус.
Первый говорил военный комиссар студент Ларин. Хороший прокурор для самосуда. Он закончил речь словами:
- Народный суд может свершиться и здесь. Воля народа везде.

Слово предоставили Митрофану Богаевскому. Он говорил три часа и его с напряженным вниманием слушали. Он говорил или лучше – пел свою лебединую песню красноречивый Митрофан при молчаливом Каледине.
Кончил – аплодировали казаки гарнизона.
Комиссары еще хотели задавать вопросы, но казаки закричали:
- Довольно, измаялся человек. Пущай отдохнет.
Богаевского отвезли на гауптвахту.
На страже стояли казаки десятого полка – станичники Богаевского.
- Мы его не выдадим. Подержим да и выпустим.
Комиссары не дали разрешение на свидание с мужем Елизавете Дмитриевне – казаки сами пускали ее на гауптвахту».
(В. Севский, ж. «Донская волна», № 42, 31.03.1919 г.).

Интересна здесь также позиция Голубова.

Большевик Донецкий, проведший вместе с Голубовым на Новочеркасской гауптвахте весь декабрь и часть января, писал: «Странный человек этот войсковой старшина! …Еще вчера он был большевиком, мурлыкал «Интернационал». А сегодня вдруг он – уже эсер, до небес превозносящий эту «героическую партию». Завтра он уже превратился в ярого самостийника: «Дон для казаков!, «Если я буду атаманом!»… Он сначала писал и читал нам дерзкие, вызывающие письма Богаевскому. Затем разрывал их и писал снова: «Дорогой Митрофан Петрович!».
Странное впечатление производил он, этот отчаянно храбрый человек, о котором еще в 1916 голу на фронте я слышал, как о безукоризненно честном командире сотни, любимом своими казаками.
Последующие дни показали, что Голубов знал, чего хотел он хотел быть донским атаманом: хотя бы и «красным», хотя бы и «советским». Но с непременным условием: «Дон для казаков!».

…Голубов еще не ведает беды. В атаманском дворце он мечтает о булаве, которую ему преподнесут на круге, и сам Митрофан Богаевский помирит его со стариками.
(ж. «Донская волна», №7 от 22.07.1918 г.)

25 марта (7 апреля) Голубов был назначен «командующим всеми вооруженными силами Сальского округа» и должен был отбыть в степи бороться с партизанами». Понимая, что ростовские большевики хотят отстранить его от власти, Голубов пошел ва-банк и сделал попытку провести мобилизацию казаков вокруг Новочеркасска. Проведенное станичное собрание потребовало непризнания власти Совета и настаивало на выборе старшего атамана. Выборы не удались, однако сбор вынес постановление об освобождении Богаевского. В Новочеркасск были посланы дополнительные силы красногвардейцев. Голубов бежал.

«Николай Голубов привез донского златоуста из Сальских степей на гауптвахту в Новочеркасск. Возил на суд – на гарнизонное собрание казаков.
И… чудо: преступник стал прокурором. Казаки рукоплескали Богаевскому.
Всполошились в красном Ростове: потребовали Богаевского на суд в Ростов.
Голубов бежал – Богаевского отвезли в Ростов.
В ростовской тюрьме за № 425 было начато новое дело 29 марта(11 апреля) 1918 г.
- На арестанта Митрофана Петровича Богаевского.
Бесстрастный тюремный регистратор в графах, обычаем установленных, написал:
- Фамилия – Богаевский.
- Имя – Митрофан.
- Звание – гражданин.

…1-го апреля к опушке Балабановской рощи в Ростове подъехал автомобиль. Из него вышли начальник ростовской красной гвардии юноша Антонов, а за ним быстрым шагом – Митрофан Богаевский.
Спустились в ров, вышли на полянку. Антонов быстро повернулся и в упор выстрелил в Богаевского. Тот упал.
Антонов пошел к автомобилю, но снова вернулся. Ему сказал его спутник Рожанский, что Богаевский жив.
Действительно, пуля застряла во рту Богаевского и он прикрыл руками рот.
Антонов вернулся и в упор еще раз выстрелил в глаз лежавшему…»
(В. Севский, ж. «Донская волна», № 9, 5.08.1918 г.).

*****
Ну вот и все, дедушка, что я узнал о Баяне Донского края Митрофане Богаевском. Знаю, что ты рассказал бы о нем больше… Прости.
Вот он на фотографии, товарищ Войскового атамана Митрофан Петрович Богаевский. В пиджаке, в рубашке с галстуком. Этот ли пиджак, что сшит в вашей мастерской, нет ли – уже не узнаешь.

А через полмесяца, восьмого июня 2017 года, исполнится сто лет с того дня, когда Председатель войскового правительства Митрофан Богаевский произнес знаменитые слова: «Объявляю заседание Донского Войскового Круга, после двухсотлетнего перерыва, открытым».

«Тихий Дон» - самое значимое произведение из тех, которые посвящены донскому казачеству. По масштабности его сравнивают с «Войной и миром» Толстого. Отражает огромный кусок жизни обитателей казачьей станицы и трагедию всего русского народа роман-эпопея «Тихий Дон». Отзывы критиков сходятся в одном: книга является одной из величайших в литературе. Мнения о писателе не столь лестны. Статья посвящена спорам об авторстве знаменитого романа и характеристике главных героев.

История создания

Роман был задуман в начале двадцатых годов прошлого века. Его написанию предшествовало создание донских рассказов. Персонажи казачьей станицы вдохновили автора на длительную работу над масштабным художественным произведением. И в 1940 году был закончен четвертый том романа «Тихий Дон». Отзывы исследователей, а среди них был и Александр Солженицын, указывают на множество споров. Автор «В круге первом» заявил, что материал книги чрезвычайно превосходит жизненный опыт и уровень образования Шолохова. Такой труд, по мнению Солженицына, может быть создан лишь мастером, и только после многочисленных попыток. Михаилу Шолохову было двадцать с небольшим в то время, когда он писал первый том. За спиной его было всего четыре класса гимназии.

Быть может, одним из гениев, которые рождаются раз в двести лет, являлся автор романа «Тихий Дон»? Отзывы критиков и читателей о последующих произведениях Шолохова говорят о том, что никогда в своем творчестве писатель более не проявлял столь грандиозного таланта.

Главные образы в романе

Долгое общение с представителями дореволюционного казачества должно было предшествовать работе над таким выдающимся трудом, как «Тихий Дон». Отзывы приверженцев идеи о плагиате основаны на том, что Шолохов в силу возраста не мог обладать подобным опытом. В романе, прежде всего, бросается в глаза достоверность изображения быта и психологического склада героев.

В центре повествования - люди, обладающие яркими индивидуальными характерами и сложными судьбами. Наиболее глубоко показан жизненный путь Григория Мелехова. Этот герой - отражение всего донского казачества. Его жизненные искания - судьбы всех представителей этой социальной культуры. Крестьянский труд был важнейшим в жизни каждого из них. И на примере главного героя показано, как трудно было отказаться от привычного образа жизни, от близости к земле и крестьянского труда простому донскому казаку. Роман насыщен живописными пейзажами. Красота и краски природы занимают важное место во всем повествовании романа «Тихий Дон».

М. Шолохов отзывы о писательском творчестве сформулировал следующим образом: «Плох тот писатель, который способен приукрасить действительность, стремясь пощадить чувства читателя». И в великом романе-эпопее в доказательство этим словам присутствуют не только красоты донской природы и благородные чувства главных героев, но также и чудовищные нравы, граничащие с дикостью.

Григорий Мелехов

Герои романа - образы сложные, многогранные. Главный из них - Григорий Мелехов. В начале произведения он показан как человек, привыкший к мирному крестьянскому труду. Следует сказать и об авторском стиле, наполненном яркими живыми красками и специфическим колоритом. «Ноги Григория привыкли топтать землю», - эти слова дополняют образ Григория и создают портрет человека, предназначенного для трудового и семейного быта. Однако молодость и южная кровь становятся определяющими в его судьбе. Он полюбил замужнюю женщину. Силу его чувства подтверждают его решительные поступки, один из которых - уход из семьи и служба конюхом.

Одна из сюжетных линий - это история необыкновенной любви Григория и Аксиньи. Рецензии на книгу «Тихий Дон» оставил в большом количестве Ф. Г. Бирюков. Советский литературовед, отвергавший мнение о плагиате Шолохова, в частности сказал, что в создании романа автор был далек от идиллии. В великом произведении есть и патриархальщина, и допотопные нравы, и бытовая отсталость. Но особенно проникновенно темная сторона человеческой жизни показана в главах, посвященных войне. Главный герой видит грязь человеческой жизни, и его одолевают растерянность и великие сомнения.

Григорий на войне

Ужас военных нравов, свидетелем которых стал Мелехов, приводит к тому, что он не знает, на какую сторону ему следует перейти. Он видит братоубийство, смерть. Григорий встречается с «красным» казаком, который влияет на его мировоззрение. Но позже видит его страшную насильственную смерть и переходит на сторону "белых". Но и здесь его не покидает неуверенность в правильности сделанного выбора. Бесчисленные скитания по русской земле, охваченной войной, разбоем и нищетой, заканчиваются возвращением в родной дом, некогда бывший многолюдным и шумным. Остались в живых лишь сын и сестра Григория - гражданская война не пожалела никого.

«Тихий Дон» - роман, отзыв о котором оставлен почти каждой выдающейся личностью в литературе XX века. Литовский писатель Й. Авижюс сказал, что автор этого великого произведения не был скован какими бы то ни было правилами и канонами. И потому роман написан мощно, и в нем живет обжигающая правда жизни. «По своей форме роман обладает редкой цельностью, как будто вырублен из единой глины», - писал Й. Авижюс.

Предметом исследования многих выдающихся историков и литературоведов стал «Тихий Дон». Критика, отзывы о романе - тема великого множества критических статей. Мнение В. В. Петелина о главном герое произведения сводится к понятию о типичности этого персонажа. По мнению литературоведа, Григорий есть символ всего народа, собирательный образ всех тех, кто пережил трагедию в годы революции. А таких были миллионы.

Аксинья

Главная героиня является художественным воплощением страсти, порыва и инстинктов. Ее судьба трагична и не могла быть иной, учитывая события, произошедшие еще в отчем доме. Аксинья стала жертвой семейного насилия. Этот факт лег тенью на отношения с молодым мужем. Но любовь Аксиньи меняется по ходу повествования. Героиня становится старше, а вместе с тем становится зрелым и ее чувство. В начале романа оно эгоистично, а по завершении напоминает материнскую заботу, становится жертвенным.

С тонким психологизмом изобразил главные образы в романе «Тихий Дон» Шолохов Михаил. Отзывы, мнения о книге, несмотря на неумолкающие споры об авторстве, сходятся в одном - это великое произведение. Алексей Толстой подчеркнул, что в этом творении хотя и представлена чрезвычайно живописно жизнь донского казачества, все же выступают на первый план общечеловеческие и национальные темы.

Образ Дона

Особое внимание в романе уделяется изображению казачества. Неподалеку от станицы Вешенской, где обитают главные герои, раскинулся великий могучий Дон. Он есть не что иное, как символ жизни всего народа. Заглавие книги контрастирует с событиями, которые изложены в ней. Жизнь семей Мелеховых, Астаховых и других персонажей отнюдь не наполнена тишиной и покоем. Но образ реки символизирует стремления и чаяния героев, которых создал в романе «Тихий Дон» Михаил Шолохов. Отзывы об этой книге Сергея Михалкова заключаются в сравнении роли Дона в творчестве с Волгой в произведениях Горького.

Наталья

О мастерстве Шолохова в основном представителями советской литературы были оставлены положительные рецензии и отзывы. «Тихий Дон», по мнению писателя Ю. В. Бондарева, является книгой, в которой на первом плане оказались судьбы простых людей. Представители народа стали позже излюбленными образами в творчестве просоветских авторов. Но следует отдать должное художественному дару писателя, создавшему портреты героинь, ставших впоследствии самыми яркими в истории всей литературы. и страстной Аксиньи, и тихой любящей Натальи, и легкомысленной Дарьи.

Жена Григория Мелехова - воплощение самоотверженной любви, нежности, беспредельной В первые годы замужества она не способна на проявление чувств. Наталья слишком молода, и нрав ее отнюдь не горяч. Это подталкивает Григория на беспрестанные сравнения жены с любимой Аксиньей.

Судьба Натальи печальна, как и жизнь ее соперницы. Григорий мечется между ней и любовницей и не может нигде обрести счастья. Но, несмотря ни на что, она продолжает любить и быть верной. Гибель Натальи Мелеховой приводит к тому, что любовный треугольник разбивается. Ничто отныне не препятствует счастью Григория и Аксиньи. Однако есть еще война, которая несет с собой невзгоды, тяготы и смерть. И сильнее ее нет ничего.

Ильинична

Невиданной силой материнской любви и мудрости обладает Ильинична. Она знает жизнь и тот порядок, который царит в ней. Мудрость этой женщины доказывает ее отношение к снохе. Она снова принимает Наталью в свой дом и в кратких разговорах стремится передать ей свой опыт. Ильинична умеет восстановить мир в доме, о чем свидетельствуют ее отношения с Пантелеем Прокофьевичем. Лишь она одна способна обуздать дикий горячий нрав этого человека. И она также знает, что только любовь к детям способна соединить родителей.

Пантелей Прокофьевич

Глава семьи Мелеховых - человек жесткий и трудолюбивый. В нем присутствуют слишком явно черты устаревшего патриархального мировоззрения. Мелехов-старший считает, что имеет право наказывать неверную жену старшего сына. И он самостоятельно находит невесту младшему, что является слишком своевольным поступком даже с учетом нравов того времени. Но в душе Пантелея Прокофьевича живет доброта, нежность. Эти качества проявляются, прежде всего, по отношению к Наталье. Отцу больно оттого, что невестка нелюбима его сыном. Он стремится добиться справедливости. И хотя понятие о ней у него довольно своеобразное, движут его действиями лишь добрые намерения.

Петр Мелехов

В красоте и обаянии уступает старший брат Григорию. Но в начале романа в нем проявляется мудрость, спокойствие, добродушие. Позже в главах, которые повествуют о военной службе, перед читателем вырисовывается несколько иной Петр. Этот - хитер, умеет приспосабливаться. Нет в нем горячей крови, которая роднит отца, младшего брата и сестру. И нет того благородного стремления к независимости, объединяющего членов семьи Мелеховых.

Дарья

Еще одним интересным женским образом является жена Петра. Дарья - привлекательна, стройна. Семейный быт не лишил ее девичьей красоты. Но жгучее желание жить, быть счастливой толкает ее на совершение всяческих проступков. Самым страшным из них становится убийство. Однако, заразившись «дурной болезнью» вследствие беспорядочных любовных связей, она сознательно тонет в глубокой реке.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (в четырех томах), первая книга которого написанная двадцатитрехлетним Михаилом Шолоховым в 1928 году, центральное произведение всей литературной деятельности советского автора. Писался роман о судьбе донского казачества в непростое время как для всей Европы (период Первой мировой войны) так и для России (Гражданская война) на протяжении 15 лет, издавался с 1928 по 1940 год. Первый том произведения увидел свет благодаря поддержке влиятельного в литературных кругах писателя Серафимовича, третью «благословил» сам товарищ Сталин, четвертый том он же «зарубил», публикация последней части была надолго отложена вследствие разногласий автора и вождя народов по поводу последующего развития сюжета: Сталин хотел чтобы главный персонаж казак Григорий Мелехов перешел на строну красных, а для Шолохова было самым главным показать трагедию русского народа, который в ходе гражданской войны был вынужден участвовать в братоубийстве, когда разрывались семейные узы и привязанности, ведь один брат был за белых, а другой за красных.

(Иллюстрации Ореста Верейского - советского графика-иллюстратора )

История написания

В середине двадцатых годов прошлого века молодой Михаил Шолохов задумывает написать масштабное художественное произведение, которое в полной мере раскрыло бы его талант как писателя и явило на суд читателя историю о трагичной судьбе донского казачества, попавшего под жернова Первой мировой войны, революции 1917 года, нескольких лет гражданского кровопролития. После написания серии рассказов о казаках, Шолохов решает написать более развернутое литературное произведение на эту тему и в 1925 году приступает к выполнению задуманного. Поначалу масштабы задуманного романа не предполагали больших размеров, Шолохов планировал показать жизнь казачества в революционные годы и его участие в подавлении революционных идей, однако затем он изменил свое мнение, расширив действие романа с 1912 по 1922 год. Первые два тома романа были опубликованы в 1928 году в журнале «Октябрь», начинающий писатель отличался энергичностью и целеустремленностью, читал много книг и различных исторических материалов о событиях описываемого им периода, много общался с казаками, расспрашивая их о «германской» и гражданской войне, имел отличное представление о нравах и быте станичной жизни на Дону, ведь он сам там родился (хутор Кружилин, Вешенская станица), а его мать происходила из казачьего рода. Печать третьей книги, была задержана по причине того, что советская цензура была не очень довольна сочувственным отношением автора к изображенным в романе участникам антибольшевистского Верхнедонского восстания в 1918 году. Только прибегнув к помощи известного советского писателя Максима Горького, которому удалось уговорить Сталина, в 1932 году Шолохову наконец удалось издать книгу, опять же в журнале «Октябрь». В 1934 году заканчивается основная работа над четвертым томом, который вследствие постоянного политического давления со стороны советской власти еще несколько раз переписывается и издается в окончательном варианте в 1940 году в журнале «Новый мир».

После выхода в свет всех частей романа, некоторыми скептиками (одним из них был известный писатель Александр Солженицин) выдвигается версия о том, что такой молодой и неопытный писатель как Шолохов, просто не может быть автором такого глубокого по смыслу и масштабного по объему произведения, причем в такие кроткие сроки. По распоряжению Сталина была создана специальная комиссия, занимавшаяся расследованием этого вопроса, которая подтвердила авторства Шолохова. В 1958 году с полного одобрения партийного руководства роман-эпопея «Тихий Дон» выдвигается на Нобелевскую премию и Михаил Шолохов становится её лауреатом, которую он потом отдает на строительство школы в станице Каргинской, где он когда то жил.

Анализ произведения

Основной сюжет

Жизнь и трагедия донского казачества показана в романе через призму жизненных событий в обычной казачьей семье. Род Мелеховых, живущий на хуторе Татарский, состоит из главы семейства, старшего урядника Пантелея Прокофьевича, его жены Василисы Ильиничны, старшего сына Петра и его жены Дарьи, младшего сына Григория и невестки Натальи, единственной дочери Дуняши. В первой книге автор показывает нам картины казацкой жизни, особенности их быта без прикрас и особой идеализации, старясь быть объективным показывает как строгие порядки, так и разумный миропорядок, особенные жизненные понятия и ценности.

Нарушает привычный размеренный ход казачьей жизни Первая мировая война, революция и начало Гражданской войны, которые разрушают гармонию спокойного бытия и приносят жестокость, кровь, насилие, безудержную жажду разрушения и уничтожения. На примере семьи Мелеховых Шолохов показывает судьбу миллионов людей, вынужденных переживать тяготы тяжелого военного времени, которое обнажало сущность каждого человека, обостряло до крайности все человеческие чувства. Многое приходится пережить и вынести этой семье (глава семьи умирает от тифа, уже довольно пожилая Ильинична тоже уходит из жизни, старшего брата убивают красные комиссары, невестка Дарья, заразившись «плохой болезнью» кончает жизнь самоубийством, жена Григория Наталья погибает), в конце романа в живых остается только центральный персонаж — младший Григорий Мелехов, его сын Михаил и дочь Дуня, которая выходит замуж за парня, убившего её старшего брата).

В описании драматической судьбы донского казачества в эпоху этой ужасной братоубийственной войны, автор умело и гармонично сочетает документальную историческую правду с художественным вымыслом. Будучи сам рожденный на берегах реки Дон, Шолохов как никто другой понимает проблемы казаков, которые издавна со своими семьями жили на окраинах русской земли, защищая свои поля и жилища от набегов татар, и таким образом совмещали нелегкую жизнь и земледельцев, и воинов. Они ценили свободу превыше всего, и всегда, в любую минуту были готовы отдать свою жизнь для защиты родной земли. Именно поэтому в душе главного героя романа Григория Мелехов, Шолохов показал читателю, непрекращающийся борьбу между интересами собственника и простого труженика. Как обычный крестьянин Мелехов не прочь поддержать власть красных, но как собственник земли он не готов её отдавать и поэтому поддерживает взгляды белого движения.

Главный герой

Жизнь главного героя, казака Григория Мелехова, показана в романе наиболее глубоко и развернуто. Его персонаж является отображением всего донского казачества, на примере его жизненных исканий и трудной судьбы показано насколько для обычного казака был важен его привычный образ жизни, каждодневный, пусть изнуряющий, но такой понятный и важный в жизни крестьянский труд, близость родной земли, и, то, как ему трудно от всего этого оказаться и жить по новым правилам, которые ему навязывает новая власть.

(Иллюстрация Ю.П. Реброва "Григорий с казаками" )

В начале романа Шолохов создает образ казака Григория Мелехова, твердо стоящего на земле, привыкшего к труду и обещающего быть неплохим семьянином. Однако его горячий южный темперамент и юношеская неопытность, определяют его дальнейшую судьбу: он влюбляется в замужнюю соседку Аксинью Астахову и бросает из-за неё свою жену Наталью, на которой он женился по настоянию родителей, Аксинья уходит от своего мужа Степана и они вместе Григорием покидают хутор и идут в услужение к помещику. На судьбу Григория выпадают скитания по всей России, участие в гражданской войне, где он видит грязь человеческих отношений, кровь, насилие, смерть, что приводит к полному раздраю в его душе: он не знает, чью строну ему выбрать, чье мировоззрение правильнее и как не ошибиться в своем выборе. В итоге он возвращается домой, где в живых остается только его сын Мишатка и сестрица Дуня, которая вышла замуж за его кровного врага, комиссара Михаила Кошевого. По мнению литературоведов, образ Григория является воплощением всего русского народа, его трагической судьбы в период революционного и последующего гражданского кровопролития.

Другие персонажи

Другие персонажи, окружающие Григория Мелехова: родители, старший брат Петр, Астаховы Аксинья и Степан, Наталья, сестра Дуняша, невестка Дарья и другие изображены с тонким психологизмом, очень ярко и фактурно. Женские персонажи Наталья, Аксинья, Василиса Ильинична являются собирательным образом всей русских женщин, они могут быть и верной женой, и страстной любовницей, и мудрой всепрощающей матерью, которая любит и жалеет всех своих детей, вне зависимости от их политических взглядов.

Особенности композиционного построения

Роман-эпопея «Тихий Дон» представляет собой эпической масштабное произведение, в нем изображено большое количество человеческих судеб, уникальные и неповторимые характеры, насыщенные массовые и групповые сцены, в которых воплощен глас русского народа, размышляющего о важности происходящих перемен, его поиски правды и справедливости. Главными особенностями романа как эпического произведения являются:

  • В романе охвачен большой временной интервал (с 1912 по 1922 года);
  • Использовано большое количество действующих лиц, представляющих самые различные слои населения (казаки, белогвардейцы, красные комиссары, купцы, помещики-дворяне и т.д);
  • Присутствие в романе событий, определивших дальнейшую судьбу России, мира и казачества (Первая мировая и гражданская война, Октябрьская революция 1917 года, Корниловский мятеж, восстание генерала Каледина, Верхнедонское восстание);
  • Слияние судеб простых людей с событиями мирового масштаба, вместе ставшие частью общего исторического потока;
  • Моноцентричность романа — присутствует один главный персонаж, Григорий Мелехов, вокруг которого и развивается сюжетная линия.

Жанр «Тихого Дона» можно отнести к различным направлениям, таким как исторический реализм, семейно-бытовой роман, публицистика, психология, философия, наблюдается наличие таких элементов литературного искусства как драма, трагедия, лирика.

В романе автор затрагивает и поднимает на поверхность большое количество проблем, которые неизбежность появляются в период острых социальных потрясений: трагические судьбы людей и их родных во время войны и революции, противоречивость смутного времени, когда люди оказываются на распутье, не зная, чью строну занять, бессмысленность и жесткость братоубийственной войны, трагизм материнских чувств, когда родители вынуждены хоронить своих детей, проблемы расслоения общества, супружеской верности и преданности, измены и страсти, и наконец крушение старого привычного уклада жизни и зарождение нового. Все эти проблемы, поднятые в романе, настолько злободневны, вечны и общечеловечны, что они делают его воистину величайшим литературным произведением о судьбе русского народа в смутное, тяжелое и кровавое для всей России время.

Все четыре тома романа-эпопеи пользовались у читателей огромным успехом, его переводили на многие иностранные языки, данное произведение выпускалось на территории Советского Союза многомиллионными тиражами. Благодаря сочетанию жизненной правды и некоторой доли вымысла, откровенного натурализма с поэтическими описаниями природы, казачьего быта и нравов, роман «Тихий Дон» быстро стал одним из самых читаемых литературных произведений прошлого столетия, а его автор получил мировое признание и Нобелевскую премию 1958 года.

Вернувшись в станицу, Шолохов приступает к последней части романа. Её первая сохранившаяся рукописная страница помечена «17 декабря 1938 г.» Уже 1 января 1939-го, отправленная по телеграфу из Вёшенской в Москву, 1-я глава 8-й части публикуется в «Известиях». В конце января Шолохов избирается действительным членом Академии наук СССР и награждается орденом Ленина. Через год, в конце декабря 1939 года, он заканчивает восьмую часть. Она публикуется во 2-3 сдвоенном номере «Нового мира» за 1940 год и переиздаётся в 4-5 номере «Роман-газеты». В 1939-1940 гг. в Ростиздате выходит первое полное издание романа в четырёх книгах. Весной 1941-го ГИХЛ выпускает однотомное издание всего романа. 15 марта 1941 года за роман «Тихий Дон» М. А. Шолохов награждается Сталинской премией в области литературы и искусства.

Сюжет

Большая часть действия романа разворачивается в хуторе Татарском станицы Вёшенской примерно между 1912 и 1922 годами. В центре сюжета жизнь казачьей семьи Мелеховых, прошедшей через Первую мировую и Гражданскую войну. Многое пережили Мелеховы с хуторянами и со всем донским казачеством в эти смутные годы. От крепкой и зажиточной семьи к концу романа в живых остаются Григорий Мелехов, его сын Миша и сестра Дуня.

Главный герой книги Григорий Мелехов - донской казак, офицер, выслужившийся из рядовых. Исторический перелом, напрочь поменявший древний уклад донского казачества, совпал с трагическим переломом и в его личной жизни. Григорий не может понять, с кем ему остаться: с красными или с белыми. Мелехов в силу природных способностей дослуживается сначала из простых казаков до офицерского звания, а потом и до генеральской должности (командует повстанческой дивизией в Гражданской войне), но военной карьере не суждено сложиться.

Также мечется Мелехов между двумя женщинами: нелюбимой поначалу женой Натальей, чувства к которой проснулись только после рождения детей Полюшки и Мишатки, и Аксиньей Астаховой, первой и самой сильной любовью Григория. И обеих женщин он не смог сохранить.

В конце книги Григорий бросает всё и возвращается домой к единственному оставшемуся из всей семьи Мелеховых сыну и к родной земле.

Роман содержит описание жизни и быта крестьян начала XX века: обряды и традиции, характерные для донского казачества. Подробно описана роль казаков в военных действиях, антисоветские восстания и их подавление, становление Советской власти в станице Вёшенской.

Основные персонажи

  • Григорий Мелехов - казак станицы Вёшенской, 1892 г. р.
  • Пётр Мелехов - его старший брат
  • Дуняшка - их младшая сестра
  • Пантелей Прокофьевич Мелехов - их отец, старший урядник
  • Василиса Ильинична - жена Пантелея Мелехова, мать Петра, Григория и Дуняшки
  • Дарья Мелехова - жена Петра
  • Степан Астахов - сосед Мелеховых
  • Аксинья Астахова - жена Степана, возлюбленная Григория Мелехова
  • Наталья Коршунова (затем Мелехова) - законная жена Григория
  • Дмитрий Коршунов - её старший брат, в начале событий лучший друг Григория
  • Мирон Григорьевич Коршунов - богатый казак, их отец
  • дед Гришака - отец Мирона Коршунова, участник русско-турецкой войны 1877-78 гг.
  • Михаил Кошевой - бедный казак, ровесник и друг, впоследсвии смертный враг Григория
  • Хрисанф Токин (Христоня) - «здоровенный и дурковатый казак», служивший в Атаманском полку
  • Иван Адеевич Синилин по прозвищу «Брех» - старый казак, служивший в Атаманском полку, страстный рассказчик
  • Аникей (Аникушка), Федот Бодовсков, Иван Томилин, Яков Подкова, братья Шумилины (Шамили) - казаки хутора Татарского
  • Сергей Платонович Мохов - иногородний, богатый купец, хозяин магазина и паровой мельницы в х. Татарском
  • Елизавета и Владимир - его дочь и сын
  • Емельян Константинович Атепин по прозвищу «Цаца» - компаньон С. П. Мохова
  • Иван Алексеевич Котляров - казак, машинист моховской мельницы
  • Валет - иногородний, маленький, озлобленный человек, весовщик той же мельницы
  • Давыдка - молодой веселый парень, вальцовщик мельницы
  • Емельян - кучер Мохова
  • Евгений Листницкий - казак, дворянин, сотник Атаманского полка
  • Николай Алексеевич Листницкий - его отец, казачий генерал, владелец усадьбы Ягодное
  • дед Сашка - конюх Листницких, страстный лошадник и пьяница
  • студенты Боярышкин и Тимофей
  • Штокман Иосиф Давыдович - слесарь, приезжий, уроженец Ростова-на-Дону, член РСДРП
  • Прохор Зыков - смирный казак, сослуживец Григория Мелехова
  • Алексей Урюпин по прозвищу «Чубатый» - суровый казак, сослуживец Григория Мелехова
  • Калмыков, Чубов, Терсинцев, Меркулов, Атарщиков - казачьи офицеры, сослуживцы Евгения Листницкого
  • Илья Бунчук - новочеркасский казак, питерский рабочий, пулемётчик, большевик
  • Анна Погудко - еврейка из Ростова-на-Дону, пулемётчица, возлюбленная Бунчука
  • Крутогоров, Геворкянц - пулемётчики из команды Бунчука
  • Ольга Горчакова - жена ротмистра Бориса Горчакова, затем Евгения Листницкого
  • Капарин - штабс-капитан, помощник Фомина


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх