Жорж санд - биография, информация, личная жизнь. Жорж Санд: биография писательницы, романы и личная жизнь

(настоящее имя - Амандина Аврора Люция Дюпен, баронесса Дюдеван) (1804-1876)

французская писательница

Жорж Санд пользовалась широким признанием при жизни, да и сейчас ее романы читают во всем мире. В свое время И. Тургенев называл ее «одной из наших святых», а Н. Чернышевский утверждал, что Санд «...имела на развитие литературное и общественное более влияния, нежели какой бы то ни было поэт со времен Байрона». После ее смерти В. Гюго сказал: «Я оплакиваю умершую и приветствую бессмертную... Жорж Санд останется гордостью нашего века и нашей страны».

Биография писательницы частично отразилась в ее творчестве. Она создавала свои произведения в то время, когда на смену сентиментализму пришел романтизм, а вслед за ним реализм. Поэтому в ее романах можно найти и налет чрезмерной чувствительности, и восторженную патетику, и беспристрастную фиксацию самых интимных переживаний.

Аврора Дюпен родилась в Париже, роман ее родителей историки литературы часто называли полковой связью. Союз красивого военного и дочери птицелова был узаконен в мэрии накануне рождения их ребенка. Вскоре после приезда к бабушке отец маленькой Авроры разбился насмерть, наскочив ночью на груду камней.

Госпожа Аврора Дюпен де Франкей решила сама воспитывать свою внучку и видела ее в будущем внешне привлекательной, тщательно одетой, изящной в обращении девицей. Мать Авроры-младшей вернулась в Париж, а девочка осталась в поместье бабушки в Ноане. С пятилетнего возраста ее учили французской грамматике, латинскому языку, арифметике, географии, истории и ботанике.

Аврора пользовалась определенной свободой, ей не мешали дружить с деревенскими детьми. Наставник воспитывал ее по-мальчишески и даже научил носить мужской костюм. Так в Авроре стали уживаться робость и необузданность, образованность и природная смекалистость.

Бабушка была сторонницей идей Руссо, она хотела привить внучке трудовые навыки и отдала ее в монастырь. Там Аврора провела три года. После смерти госпожи Дюпен Аврора стала единственной наследницей Ноанской усадьбы.

Она прекрасно понимала, что в современном мире трудно быть независимой женщиной. Аврора выходит замуж за внебрачного сына барона Дюдевана - Казимира. Его отец признал ребенка, но все наследство завещал законной жене, а Казимиру выделил всего 60 тысяч франков. Аврора думала, что у них с мужем будет много общего: и происхождение, и почти равное материальное положение. На деле же оказалось, что Дюдеван был типичным мелким помещиком, больше любил охоту, служанок и хорошую еду. Он, правда, пытался потакать прихотям своей жены, по-своему ухаживая за ней. Но в то же время удивлялся ее привычкам играть на фортепиано, засиживаться за полночь за книгой, выражать свои мысли в письмах.

Между супругами все больше нарастало отчуждение. Но Аврора долгое время все еще была верна мужу. Только после рождения сына она воспылала платонической любовью к Орельену де Сезу. Скорее всего, Аврора искала не просто любовника, но друга и даже исповедника. Письма будущей писательницы полны поразительных признаний. Некоторые из них позже войдут в десятитомную «Историю моей жизни» (1855).

Биографы Ж.Санд полагают, что свою дочь Соланжона родила от случайной связи со Стефаном Ажанссоном де Грансалем. Тем не менее супруги Дюдеван продолжали жить вместе в Ноане. Только в 1831 году Аврора решается на невероятный по тем временам шаг и уезжает в Париж, чтобы стать любовницей писателя Жюля Сандо. В своем багаже Аврора привозит роман «Эме».

В поисках заработка она пишет газетные статьи и заметки для хроники. Вместе с Сандо Аврора задумывает написать роман «Роз и Бланш» - историю актрисы и монахини. В него вошли монастырские впечатления Авроры, путевые записки, откровенные признания некоторых знакомых.

К тому времени писательство становится для Авроры насущной потребностью. Находясь дома с детьми, она писала по ночам, а когда возвращалась к Сандо, задавала себе определенную норму и всегда ее выполняла.

Практически ежегодно Жорж Санд (такой псевдоним выбирает себе госпожа Дюдеван) создает по роману - «Индиана» (1832), «Лелия» (1833), «Жак» (1834). В основе каждого из них лежала какая-то конкретная история. Произведения Жорж Санд поражали своей открытостью и непритязательностью.

В это время Аврора расстается с Сандо, который тяготит ее своей безалаберностью, и пускается в любовные интриги. Некоторые из них длятся долго, другие, как, например, с писателем Альфредом де Мюссе, заканчиваются непродолжительной связью. Позже Мюссе выразит свои чувства к Авроре в романе «Исповедь сына века».

Надо признать, что друзья, близкие и просто знакомые люди не осуждали писательницу. Они воспринимали ее первую открытую связь с Сандо не как вызов обществу, а как романтическое слияние двух любящих сердец. Лишь позже один из ее друзей, знаменитый Оноре де Бальзак, согласится с ее оценкой Сандо. Обоих писателей просто сжигала страсть к творчеству, они могли, едва начав писать одно произведение, тотчас перейти к следующему. А Сандо жил сегодняшним днем, он не был способен к продолжительному труду. Свои лучшие произведения он написал под влиянием Авроры так же, как позже добился богатства, выгодно женившись.

Итак, Аврора продолжает жадно впитывать впечатления, совершает свою первую поездку в Италию, где знакомится с республиканцем, адвокатом Мишелем, композитором Листом. Она окончательно расходится с мужем, чтобы получить материальную и моральную независимость.

В этот второй период творчества Жорж Санд написала такие известные произведения, как «Социалистические рапсодии Спиридон» (1838), «Консуэло» (1842-1844), «Графиня Рудольштадт» (1843-1845), «Мельник из Анжибо» (1847). В это время она находится под явным влиянием современных философов и социалистов - М. Бурже и П. Леру.

Среди всех этих романов особенно выделяется роман «Консуэло». Он по праву считается одним из лучших произведений писательницы. История цыганки Консуэло служит поводом для глубокого разговора о ценностях жизни. Умело построенный сюжет, где красочные описания перемежаются неожиданными поворотами, держит читателя в напряжении до последних страниц романа. Продолжение истории Консуэло - роман «Графиня Рудольштадт» - оказался намного слабее. Но и в нем Санд показала себя тонким психологом. В центре романа - история общества Невидимых, в котором легко увидеть черты реальных тайных организаций того времени.

Одним из самых значительных произведений Санд является и другой ее роман - «Орас». Он написан в форме воспоминаний Теофиля де Монта. Из них мы и узнаем о жизни главного героя - юноши Ораса, который проходит большой путь внутреннего развития. В этом романе Жорж Санд применяет новаторский прием: она не прямо описывает героя, а только передает отношение к нему разных лиц. Постепенно становится очевидным, что поступки героя неизменно противоречат его громогласным заявлениям, и Орас превращается из героя в ничтожную личность. Герцен так охарактеризовал Ораса: «Он увлекает своими фразами, чтобы предать при первой возможности».

Несколько романов Санд посвятила и сельской жизни. Самые известные из них- «Море дьявола» (1846), «Франсуа де Шампи» (1847 - 1848) и «Маленькая Фадетта» (1849). Простые и искренние повествования об обычных людях нашли своего читателя.

В это время в жизни писательницы появился новый возлюбленный - композитор и пианист Ф.Шопен. Их восьмилетняя связь отразилась на творчестве Жорж Санд, наполнила ее романы лирическим настроением. Правда, писательница снова взяла на себя функции лидера, проявляя мужские свойства характера. Но когда она искренне любила, она умела быть и ласковой, и нежной. Аврора была всесторонне одарена от природы. По выражению ее биографа А.Моруа, она понимала лучше, чем кто-либо, язык звуков. Сохранились и рисунки Авроры, а позже страсть к рисованию перенял от матери ее сын.

Последние двадцать лет своей жизни Жорж Санд практически безвыездно жила в Ноане, лишь изредка приезжая в Париж на театральные премьеры. Только после смерти своей внучки она отправилась в Европу, чтобы немного развеяться. В эти же годы Жорж Санд написала свои лучшие произведения - «Прекрасные господа из Буа-Доре» (1858), «Маркиза Велемер» (1861), «Мадемуазель Квинтина» (1863), в которых нашли отражение впечатления той поры. По-прежнему описывая знакомый ей мир и делая прототипами близких людей, Санд в то же время полагала, что в романе автор вовсе не обязательно должен быть реалистичным и добиваться буквального сходства.

Одновременно Аврора попыталась обрести личный покой и семейный уют. Ее сын Морис наконец женился, и для своих внучек Санд написала несколько сказок, которые вошли в сборник «Сказки одной бабушки» (1873).

Жорж Санд написала за свою жизнь почти сто произведений. Правда, критики говорят, что в них не все равнозначно. Но ведь такое бывает у всех писателей, зато современники Санд отмечали, что из ее произведений исходит могущество формы и страсти. Может быть, поэтому романы Санд читают и любят до сих пор.

(George Sand, настоящее имя — Амандин Люси Аврора Дюпен, в замужестве — Дюдеван) родилась 1 июля 1804 года в Париже (Франция).

Ее отец, Морис Дюпен, принадлежал к знатному аристократическому роду , происходящему от герцога Саксонского. Мать была из простой семьи. Во время Революции 1789 года Морис Дюпен вступил в ряды революционной армии, участвовал в нескольких Наполеоновских походах и умер молодым.

Большую часть детства Аврора Дюпен провела в доме бабушки в Ноане (провинция Берри).

Юная Аврора училась в английском католическом институте-монастыре в Париже. После получения образования девушка вернулась в Ноан, в 18 лет вышла замуж за барона Казимира Дюдевана. В этом браке родилось двое детей, но брак не сложился, и супруги расстались через восемь лет семейной жизни. В 1831 году после развода Аврора Дюдеван поселилась в Париже. Чтобы прокормить себя и детей, она занялась живописью по фарфору и довольно успешно продавала свои работы, затем занялась литературным творчеством.

Литературная деятельность Авроры Дюдеван началась с совместной работы с писателем Жюлем Сандо. Их роман "Роза и Бланш" вышел в свет в 1831 году под псевдонимом Жюль Санд и имел успех. В 1832 году вышел первый самостоятельный роман Авроры Дюдеван "Индиана", подписанный псевдонимом Жорж Санд. Роман поднимал тему равноправия женщин, которое она трактовала как проблему свободы человека. Затем последовали романы "Валентина" (1832), "Лелия", (1833), "Андре", (1835), "Симон" (1836), "Жак" (1834) и т.д. С 1832 года и до конца жизни Санд, писала ежегодно по роману, а иногда по два-три, не считая повестей, рассказов и статей.

С середины 1830-х годов Жорж Санд увлекалась идеями сенсимонистов (течение социального утопизма), взглядами левых республиканцев.

Доминирующей нотой ее романов стала идея о несправедливости социального неравенства. Центральными фигурами ее романов стали крестьяне и труженики города ("Орас", 1842; "Товарищ круговых путешествий по Франции", 1840; "Грех господина Антуана", 1847; "Жанна", 1844; "Мельник из Анжибо", 1845-1846).

В романах "Чертова лужа" (1846), "Франсуа-найденыш" (1847-1848), "Маленькая Фадетта" (1848-1849) Жорж Санд идеализировала патриархальные деревенские нравы.

Ее наиболее заметным произведением тех лет стал роман "Консуэло" (1842-1843).

Жорж Санд принимала участие в февральской революции 1848 года, была близка к радикальным кругам левых республиканцев, редактировала "Бюллетень де ла репюблик" (Bulletins de la republique). После подавления революционного восстания в июне 1848 года Санд отошла от общественной деятельности, писала романы в духе ранних романтических произведений "Снеговик" (1858), "Жан де ля Рош" (1859) и др.

В этот же период жизни Жорж Санд увлеклась драматическим искусством и написала целый ряд пьес, из которых наибольший успех имели "Франсуа-Найденыш" (1849; по роману того же имени), "Клавдия" (1851), "Свадьба Викторины" (1851) и "Маркиз де Вильмер" (1867).

С 1840-х годов Жорж Санд была популярна в России. Ею восхищались Иван Тургенев, Николай Некрасов, Федор Достоевский, Виссарион Белинский, Николай Чернышевский, Александр Герцен.

В 1854-1858 годах вышла в свет ее многотомная "История моей жизни", которая вызвала большой интерес у читателей. Ее последние значительные произведения — "Сказки бабушки" (1873), серия "Воспоминаний и впечатлений" (1873).

Последние годы жизни Жорж Санд провела в своем имении в Ноане. Скончалась 8 июня 1876 года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Имя: Жорж Санд (Амандина Аврора Люсиль Дюпен)

Возраст: 71 год

Деятельность: писательница

Семейное положение: была разведена

Жорж Санд: биография


Размеренной жизни хозяйки поместья она предпочла полную взлетов и падений профессию писателя. В ее произведениях главенствовали идеи свободы и гуманизма, а в душе бушевали страсти. Пока читатели боготворили романистку, поборники морали считали Санд олицетворением вселенского зла. На протяжении всей жизни Жорж отстаивала себя и свое творчество, вдребезги разбивая закостенелые представления о том, как должна выглядеть женщина.

Детство и юность

Амандина Аврора Люсиль Дюпен родилась первого июля 1804 года в столице Франции – Париже. Отец литераторши – Морис Дюпен – выходец из знатного рода, который праздному существованию предпочел военную карьеру. Мать романистки – Антуанетта-Софи-Виктория Делаборд, дочь птицелова – имела скверную репутацию и зарабатывала на жизнь танцами. Из-за происхождения матери аристократичные родственники на протяжении долгого времени не признавали Амандину. Смерть главы семейства перевернула жизнь Санд с ног на голову.


Госпожа Дюпен (бабушка писательницы), которая ранее отказывалась от встреч с внучкой, после кончины горячо любимого сына признала Аврору, но общего языка с невесткой так и нашла. Между женщинами часто возникали конфликты. Софи-Виктория боялась, что после очередной ссоры престарелая графиня назло ей лишит Амандину наследства. Дабы не испытывать судьбу, она покинула усадьбу, оставив дочь на попечении свекрови.

Детство Санд нельзя назвать счастливым: она крайне редко общалась со сверстниками, а служанки бабушки при каждом удобном случае выказывали ей неуважение. Круг общения писательницы ограничивался престарелой графиней и учителем месье Дешартром. Девочка так сильно хотела иметь друга, что выдумала его. Верного соратника Авроры звали Корамбе. Это волшебное существо было и советчиком, и слушателем, и ангелом-хранителем.


Амандина тяжело переживала разлуку с матерью. Девочка видела ее лишь изредка, приезжая с бабушкой в Париж. Госпожа Дюпен стремилась свести влияние Софи-Виктории к минимуму. Устав от чрезмерной опеки, Аврора задумала побег. Графиня прознала о намерении Санд и отправила отбившуюся от рук внучку в Августинский католический монастырь (1818-1820 годы).

Там писательница познакомилась с религиозной литературой. Превратно истолковав текст Священного Писания, впечатлительная особа на протяжении нескольких месяцев вела аскетичный образ жизни. Отождествление со святой Терезой привело к тому, что Аврора лишилась сна и аппетита.


Портрет Жорж Санд в молодости

Неизвестно, чем мог закончиться этот опыт, если бы аббат Премор вовремя не вразумил ее. Из-за упаднических настроений и постоянных болезней Жорж более не могла продолжать обучение. С благословения настоятельницы бабушка забрала внучку домой. Свежий воздух пошел Санд на пользу. Через пару месяцев от религиозного фанатизма не осталось и следа.

Несмотря на то что Аврора была богата, умна и хороша собой, в обществе она считалась совершенно неподходящей кандидатурой на роль жены. Низменное происхождение матери делало ее не вполне равноправной в среде аристократической молодежи. Графиня Дюпен не успела подыскать внучке жениха: она умерла, когда Жорж было 17 лет. Начитавшаяся работ Мабли, Лейбница и Локка девушка осталась на попечении у неграмотной матери.


Пропасть, образовавшаяся за время разлуки между Софи-Викторией и Санд, была непомерно большой: Аврора любила читать, а мать считала это занятие пустой тратой времени и постоянно забирала у нее книги; девочка стремилась в просторный дом в Ноане – Софи-Виктория держала ее в маленькой квартирке в Париже; Жорж горевала о бабушке – бывшая танцовщица то и дело осыпала почившую свекровь грязными ругательствами.

После того как Антуанетте не удалось принудить дочь выйти замуж за человека, вызывавшего в Авроре крайнюю степень отвращения, разъяренная вдова волоком притащила Санд в монастырь и пригрозила ей заточением в келье-темнице. В тот момент юная литераторша осознала, что освободиться от гнета деспотичной матери ей поможет брак.

Личная жизнь

Еще при жизни об амурных похождениях Санд слагали легенды. Злопыхатели приписывали ей романы со всем литературным бомондом Франции, утверждая, что из-за нереализованного в полной мере материнского инстинкта женщина подсознательно выбирала мужчин намного моложе ее. Также ходили слухи и о любовной связи литераторши с ее подругой, актрисой Мари Дорваль.


Женщина, имевшая огромное количество поклонников, была замужем лишь однажды. Ее мужем (с 1822 по 1836 год) был барон Казимир Дюдеван. В этом союзе писательница родила сына Мориса (1823 год) и дочь Соланж (1828 год). Ради детей разочаровавшиеся друг в друге супруги до последнего пытались сохранить брак. Но непримиримость во взглядах на жизнь оказалась сильнее желания вырастить сына и дочь в полной семье.


Аврора не скрывала своей любвеобильной натуры. Она состояла в открытых отношениях с поэтом Альфредом де Мюссе, композитором и пианистом-виртуозом . Отношения с последним оставили глубокую рану в душе Авроры и нашли свое отражение в произведениях Санд «Лукреция Флориани» и «Зима на Майорке».

Настоящее имя

Дебютный роман «Роз и Бланш» (1831 год) – результат сотрудничества Авроры с Жюлем Сандо, близким другом писательницы. Совместная работа, как и большая часть фельетонов, опубликованных в журнале «Фигаро», была подписана их общим псевдонимом – Жюль Санд. Второй роман «Индиана» (1832 год) литераторы также планировали написать в соавторстве, но из-за болезни беллетрист не принимал участия в создании шедевра, и Дюдеван самолично написала произведение от корки до корки.


Сандо наотрез отказался под общим псевдонимом выпускать в свет книгу, к созданию которой он не имел никакого отношения. Издатель в свою очередь настаивал на сохранении криптонима, с которым читатели были уже знакомы. Из-за того что семья романистки была против выставления их фамилии на всеобщее обозрение, печататься под своим настоящим именем писательница не могла. По совету друга Аврора заменила Жюля на Жоржа, а фамилию оставила без изменений.

Литература

Романы, опубликованные вслед за «Индианой» («Валентина», «Лелия», «Жак»), поставили Жорж Санд в ряды демократических романтиков. В середине 30-х годов Аврора увлекалась идеями сенсимонистов. Работы представителя социального утопизма Пьера Леру («Индивидуализм и социализм», 1834 год; «О равенстве», 1838 год; «Опровержение эклектизма», 1839 год; «О гуманности», 1840 год) вдохновили литераторшу на написание ряда произведений.


В романе «Мопра» (1837 год) прозвучало осуждение романтического бунтарства, а в «Орасе» (1842 год) произошло развенчание индивидуализма. Вера в творческие возможности простых людей, пафос национально-освободительной борьбы, мечта об искусстве, служащем народу, пронизывают и дилогию Санд – «Консуэло» (1843 год) и «Графиню Рудольштадт» (1843 год).


В 40-х годах литературная и общественная деятельность Дюдеван достигла своего апогея. Писательница участвовала в издании левореспубликанских журналов и поддерживала рабочих поэтов, пропагандируя их творчество («Диалоги о поэзии пролетариев», 1842 год). В своих романах она создала целую галерею резко отрицательных образов представителей буржуа (Бриколен – «Мельник из Анжибо», Кардонне – «Грех господина Антуана»).


В годы Второй империи в творчестве Санд появились антиклерикальные настроения (реакция на политику Луи Наполеона). Ее роман «Даниелла» (1857 год), содержащий нападки на католическую религию, вызвал скандал, а газету «Ла Пресс», в которой он публиковался, закрыли. После этого Санд отошла от общественной деятельности и писала романы в духе ранних произведений: «Снеговик» (1858 год), «Жан де ля Рош» (1859 год) и «Маркиз де Вильмер» (1861 год).

Творчеством Жорж Санд восхищались и , и , и , и Герцен, и даже .

Смерть

Последние годы жизни Аврора Дюдеван провела в своем имении во Франции. Она занималась детьми и внуками, которые обожали слушать ее сказки («О чем говорят цветы», «Говорящий дуб», «Розовое облако»). Под конец жизни Жорж даже заслужила прозвище «добрая дама из Ноана».


Легенда французской литературы ушла в небытие 8 июня 1876 года (в 72 года). Причиной смерти Санд стала кишечная непроходимость. Именитая писательница была похоронена в семейном склепе в Ноане. Друзья Дюдеван – Флобер и Дюма-сын – присутствовали при ее захоронении. Узнав о кончине литераторши, гений поэтического арабеска написал:

«Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!»

Литературное наследие писательницы сохранилось в сборниках поэм, драм и романов.


Помимо прочего, в Италии режиссер Джорджо Альбертацции по мотивам автобиографического романа Санд «История моей жизни» снял телефильм, а во Франции были экранизированы произведения «Прекрасные господа из Буа-Доре» (1976 год) и «Мопра» (1926 год и 1972 год).

Библиография

  • «Мельхиор» (1832 год)
  • «Леоне Леони» (1835 год)
  • «Младшая сестра» (1843 год)
  • «Кероглу» (1843 год)
  • «Карл» (1843 год)
  • «Жанна» (1844 год)
  • «Исидора» (1846 год)
  • «Теверино» (1846 год)
  • «Мопра» (1837 год)
  • «Мастера мозаики» (1838 год)
  • «Орко» (1838 год)
  • «Спиридион» (1839 год)
  • «Грех господина Антуана» (1847 год)
  • «Лукреция Флориани» (1847 год)
  • «Мон-Ревеш» (1853 год)
  • «Маркиз де Вильмер» (1861 год)
  • «Исповедь молодой девушки» (1865 год)
  • «Нанон» (1872 год)
  • «Бабушкины сказки» (1876 год)

Санд (Sand) Жорж (псевдоним; настоящее имя и фамилия

Санд Жорж

Санд (Sand) Жорж (псевдоним; настоящее имя и фамилия Аврора Дюпен, Dupin; по мужу - Дюдеван (Dudevant) (1.7.1804, Париж, - 8.6.1876, Ноан, департамент Эндр), французская писательница. Училась в английском католическом монастыре в Париже. В 1831, порвав с мужем, совместно с писателем Жюлем Сандо опубликовала роман «Роз и Бланш». Формирование С.-писательницы происходило в атмосфере общественного подъёма, вызванного Июльской революцией 1830. Её первый самостоятельный роман «Индиана», подписанный псевдонимом Жорж Санд, опубликован в 1832: так называемый «женский вопрос» перерастал у неё в проблему свободы человека. Романы «Валентина» (1832), «Лелия» (1833), «Жак» (1834), пронизанные бунтарским индивидуализмом, поставили С. в ряды демократических романтиков.

С середины 30-х гг. С. увлекалась идеями сенсимонистов, христианским социализмом П. Леру , взглядами левых республиканцев. С. сталкивает своих героев с идеалами утопических социалистов. В романе «Мопра» (1837) прозвучало осуждение романтического бунтарства; в «Орасе» (1841-42) - развенчание индивидуализма. Положительных героев С. находит в народе, среди тружеников: столяр Пьер Гюгенен («Странствующий подмастерье», 1840), мельник Луи («Мельник из Анжибо», 1845), плотник Жаплу («Грех господина Антуана», 1845). Вера в творческие возможности простых людей, пафос национально-освободительной борьбы, мечта об искусстве, служащем народу, пронизывает лучший роман С. - «Консуэло» (1842-43). С. сочувственно рассказывает здесь о гуситском революционном движении .

40-е гг. - время наивысшего подъёма литературной и общественной деятельности С., она участвовала в издании социально-утопических, антиклерикальных, левореспубликанских журналов и газет. С. активно поддерживала рабочих поэтов, пропагандировала их творчество («Диалоги о поэзии пролетариев», 1842). В романах 40-х гг. создана галерея резко отрицательных образов буржуа-накопителей (Бриколен - «Мельник из Анжибо», Кардонне - «Грех господина Антуана»). С. идеализировала в романах-идиллиях патриархальные деревенские нравы: «Чёртова лужа» (1846), «Франсуа-найдёныш» (1847-48), «Маленькая Фадетта» (1848-49).

С. принимала участие в февральской революции 1848, была близка к радикальным кругам левых республиканцев (А. Барбес и др.), редактировала «Бюллетень де ла репюблик» («Bulletins de la republique»). Июнь 1848 разбил её утопические иллюзии. Она отошла от общественной деятельности, писала романы в духе ранних романтических произведений: «Снеговик» (1858), «Жан де ля Рош» (1859) и др., многотомную «Историю моей жизни» (1854-55).

С 40-х гг. 19 в. С. была популярна в России. Ею восхищались И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен, видели в ней союзницу в борьбе за освобождение человека.

Соч.: ?uvres, nouv. ed., t. 1-16, P., 1848-49; ?uvres choisies, P., 1937; Correspondance, t. 1-10, P., ; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-18, СПБ, 1896-99; Избр. соч., т. 1-2, М., 1950; Собр. соч. т. 1-9, Л., 1971-74.

Лит.: Белинский В. Г., Полное собрание соч., т. 1-13, М., 1959 (см. указатель); Каренин В., Жорж Санд, ее жизнь и произведения, т. 1-2, СПБ - П., 1899-1916; Скафтымов А., Чернышевский и Жорж Санд, в его кн.: Статьи о русской литературе, [Саратов, 1958]; Моруа А., Жорж Санд, 2 изд., М., 1968; Реизов Б., Жорж Санд и крестьянско-плебейская революция в Чехии, в его кн.: Из истории европейских литератур, [Л.], 1970; Larnac J., G. Sand revolutionnaire. P., ; Blanc A., Notre amie G. Sand, P., 1950; «Europe», 1954, № 102-103 (спец. номер); Thomas G., G. Sand, P., ; Salomon P., G. Sand, P., ; Edwards S., G. Sand, N. Y., .

И. А. Лилеева.

Ж. Санд. «Консуэло». Илл. В. Бехтеева. 1936.

источник: Большая Советская Энциклопедия

398 руб


Третье издание по сравнению с предшествующими наиболее свободно от идеологических наслоений. Авторам и редакторам энциклопедии удалось сосредоточить в ней поистине все богатство знаний, накопленных человечеством за тысячелетия. В данном издании БСЭ уделено большое внимание философским проблемам естествознания, росту влияния физических и химических наук на все отрасли естествознания и техники, а также широкому применению математических методов в экономической науке, социологии, лингвистике и других отраслях знания.
Энциклопедия прекрасно проиллюстрирована, в томах помещены вклейки глубокой печати, вклейки цветной высокой печати, вклейки цветной офсетной печати, карты-вкладки, вклейки цветных карт, карты, иллюстрации и схемы в тексте.
Сведения, собранные в БСЭ, в подавляющем большинстве сохраняют свою актуальность и сегодня. То же, что "устарело", представляет собой непреходящий исторический интерес. Признанием информационной ценности БСЭ может служить тот факт, что в 1973-1983 годах известное англо-американское издательство "Macmillan" предприняло перевод и издание энциклопедии на английском языке еще задолго до завершения оригинального издания на русском.

484 руб


Новая Российская энциклопедия (НРЭ) - фундаментальное универсальное справочно-энциклопедическое издание, представляющее читателям картину мира, отражающую современное состояние научного знания. По объему информации НРЭ превосходит все справочно-энциклопедические издания в России 1980 - 90 гг. В 12-ти томах энциклопедии - св. 60 тысяч статей, в том числе около 30 тысяч биографий, более 10 тысяч иллюстраций, карт, диаграмм, схем и таблиц.

1 том энциклопедии полностью посвящен России. В нем даны очерки, характеризующие все стороны жизни современной России и ее многовековой истории.

Новая Российская энциклопедия - первое многотомное универсальное энциклопедическое издание 21 в. - ориентирована на широкие круги читателей: от школьников и студентов до специалистов по различным отраслям знания, деятелей культуры, политиков, предпринимателей.

4488 руб


Ежегодник 1974 года - восемнадцатый выпуск в серии Ежегодников Большой Светской Энциклопедии.
Он посвящен событиям истекшего года: изменениям в политике и экономике всех стран мира, культурной жизни, последним достижениям науки и техники и т.д.
Сообщаемые в Ежегоднике 1974 года сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1973 года.

266 руб


Ежегодник 1973 года - семнадцатый выпуск в серии Ежегодников Большой Советской Энциклопедии. Как и предшествующие ему выпуски, он посвящен событиям истекшего года: изменениям в политике и экономике всех стран мира, культурной жизни, последним достижениям науки и техники и т. д. Будучи таким образом летописью года, Ежегодник может служить своеобразным путеводителем в быстро меняющемся современном мире.

В Ежегоднике 1973 года сохранены все разделы, ставшие постоянными в этой книге: о Советском Союзе, союзных и автономных советских республиках; о зарубежных странах; о международных организациях; обзоры экономики социалистических стран и стран капиталистического мира; обзор массового движения трудящихся капиталистических стран; раздел о развитии связей между коммунистическими и рабочими партиями; разделы о науке и технике; информация о международной спортивной жизни; биографические справки и др.

Сообщаемые в Ежегоднике 1973 года сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1972 года. Некоторые цифры, опубликованные в предыдущих выпусках, были изменены, т. к. они уточнялись. Данные за 1972 год в ряде случаев предварительные. В основу экономических показателей для СССР и союзных республик положены материалы Центральных статистических управлений при Совете Министров СССР и Советах Министров союзных республик, для зарубежных стран - официальные национальные статистические и другие справочные издания, а также публикации ООН. Сведения о здравоохранении, народном образовании, печати и транспорте в союзных советских республиках помещены в соответствующих разделах статьи "СССР".

Как и ранее, благодаря содействию организаций ряда социалистических стран, общества "Австрия - СССР", Английского общества по культурным связям с СССР, обществ "Бельгия - СССР", "Италия - СССР", "Нидерланды - СССР", "Финляндия - СССР", "Швеция - СССР", Японской ассоциации культурных связей с зарубежными странами, а также отдельных организаций и лиц из Аргентины, Сенегала, редакции Энциклопедии "Британика" в Ежегоднике помещены статьи, знакомящие с культурной жизнью соответствующих стран.

529 руб


Ежегодник Большой Советской Энциклопедии (БСЭ), выходящий с 1957 года, является самостоятельным справочным энциклопедическим изданием и одновременно служит но-стоянным дополнением к ранее вышедшим томам БСЭ.

Ежегодник 1986 года (тридцатый выпуск), как и предшествующие ему выпуски, посвящен событиям истекшего (1985) года: изменениям в политике и экономике всех стран мира, культурной жизни, последним достижениям науки и техники и т. д. Ежегодник, таким образом, является своеобразной летописью года.

Ежегодник 1986 года состоит из разделов, ставших постоянными в этой книге: о Советском Союзе, союзных и автономных советских республиках; о зарубежных странах; о международных организациях; обзоры экономики социалистических стран, развитых капиталистических и развивающихся стран; обзор массового движения трудящихся капиталистических государств; раздел о развитии связей между коммунистическими и рабочими партиями; разделы о науке и технике; о международной спортивной жизни; биографические справки и др.

Сообщаемые в Ежегоднике 1986 года сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1985 года. Некоторые цифры, опубликованные в предыдущих выпусках, изменены, так как они уточнялись. Данные за 1985 год в ряде случаев предварительные. В основу экономических показателей для СССР и союзных республик положены материалы Центральных статистических управлений СССР и союзных республик, для зарубежных стран - официальные национальные статистические и другие справочные издания, а также публикации ООН. Сведения о здравоохранении, народном образовании, печати и транспорте в союзных советских республиках помещены в соответствующих разделах статьи "СССР".

Как и ранее, благодаря содействию организаций ряда социалистических стран, обществ "Бельгия-СССР", "Италия-СССР", "Франция-СССР", Института культурных связей "Бразилия-СССР", а также отдельных организаций и лиц из зарубежных стран в Ежегоднике помещены статьи, знакомящие с культурной жизнью соответствующих стран.

353 руб


Ежегодник 1984 года - двадцать восьмой выпуск в серии Ежегодников Большой Советской1 Энциклопедии. Как и предшествующие ему выпуски, он посвящен событиям истекшего года: изменениям в политике и экономике всех стран мира, культурной жизни, последним достижениям науки и техники и т. д. Будучи, таким образом, летописью года, Ежегодник может служить своеобразным путеводителем в быстро меняющемся современном мире.

В Ежегоднике 1984 года сохранены все разделы, ставите постоянными в этой книге: о Советском Союзе, союзных и автономных советских республиках; о зарубежных странах; о международных организациях; обзоры экономики социалистических стран, развитых капиталистических и развивающихся стран; обзор массового движения трудящихся капиталистических государств; раздел о развитии связей между коммунистическими и рабочими партиями; разделы о науке и технике; о международной спортивной жизни; биографические справки и др.

Сообщаемые в Ежегоднике 1984 года сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1983 года. Некоторые цифры, опубликованные в предыдущих выпусках, изменены, так как они уточнялись. Данные за 1983 год в ряде случаев предварительные. В основу экономических показателей для СССР и союзных республик положены материалы Центральных статистических управлений СССР и союзных республик, для зарубежных стран - официальные национальные статистические и другие справочные издания, а также публикации ООН. Сведения о здравоохранении, народном образовании, печати и транспорте в союзных советских республиках помещены в соответствующих разделах статьи "СССР".

Как и ранее, благодаря содействию организаций ряда социалистических стран, обществ "Австрия - СССР", "Бельгия - СССР", "Италия - СССР", "Франция - СССР", Института культурных связей "Бразилия - СССР", Общества культурных связей с СССР (Великобритания), а также отдельных организаций и лиц из зарубежных стран в Ежегоднике помещены статьи, знакомящие с культурной жизнью соответствующих стран.
100 великих кладов

С глубокой древности тысячи людей мечтали найти настоящий клад, потрясающий воображение своей ценностью или общественной значимостью. В последние два столетия все больше кладов попадает в руки профессиональных археологов, но среди нашедших клады есть и авантюристы, и просто случайные люди. Для одних находка крупного клада является выдающимся научным открытием, для других - обретением национальной или религиозной реликвии, а кому-то важна лишь рыночная стоимость обнаруженных сокровищ.
Кто знает, сколько еще нераскрытых загадок хранят недра земли, глубины морей и океанов? В историях о кладах подчас невозможно отличить правду от выдумки, а за отдельными еще не найденными сокровищами тянется длинный кровавый след...
Эта книга рассказывает о ста великих кладах всех времен и народов - реальных, легендарных и фантастических - от сокровищ Ура и Трои, золота скифов и фракийцев до призрачных богатств ордена тамплиеров, пиратов Карибского моря и запорожских казаков.

Годы жизни: с 01.07.1804 по 08.06.1876

Жорж Санд(настоящее имя - Амандина Аврора Люсиль Дюпен (Amandine Aurore Lucile Dupin) - французская писательница. Известна своими романами "Консуэло" и "Графиня Рудольштадт".

Семья

Аврора Дюпен происходит от знатного рода по линии своего отца Мориса. Ее прабабушкой была не кто иная как Мария Аврора фон Кенигсмарк, сестра Филиппа фон Кенигсмарка, убитого по приказу курфюрста Ганновера. Мать же была из простой крестьянской семьи.

Морис Дюпен избрал карьеру военного. В 1800 году в Милане познакомился с Антуаннеттой-Софи-Викторией Делаборд, любовницей своего начальника, дочерью птицелова, бывшей танцовщицей. Вскоре они зарегистрировали брак, а спустя некоторое время у них родилась дочь, которую они назвали Авророй Люсиль Дюпен. Из-за происождения матери отцовская аристократическая родня недолюбливала девочку.

Детство и юность

Когда девочке было 4 года, ее отец умер вследствии несчастного случая: лошадь в темноте натолкнулась на груду камней. После гибели Мориса, свекровь-графиня и невестка-простолюдинка на время сблизились. Однако вскоре госпожа Дюпен посчитала, что мать не может дать достойного воспитания наследнице знатного рода, а мать Авроры Софи-Виктория, не желая лишать дочь большого наследства, переехала в Париж со своей внебрачной дочерью Каролиной. Аврора очень тяжело переживала разлуку с матерью.

Девочка видела мать лишь изредка, приезжая с бабушкой в Париж. Но госпожа Дюпен, стремясь свести влияние Софи-Виктории к минимуму, старалась сократить эти визиты. Аврора решила сбежать от бабушки, вскоре ее намерение было раскрыто, и госпожа Дюпен решила отправить Аврору в монастырь. По приезде в Париж Аврора встретилась с Софи-Викторией, и та одобрила планы бабушки по дальнейшему обучению дочери. Аврора была поражена холодностью матери, в то время в очередной раз устраивавшей свою личную жизнь.

Замужество

В 18 лет Аврора Дюпен вышла замуж за барона Дюдевана. У них родилось двое детей, но брак не сложился, и вскоре решено было развестись. В 1831 году после развода Аврора Дюдеван поселилась в Париже. Чтобы прокормить себя и детей девушка начала заниматься живописью по фарфору и продавала свои изящные работы. Наконец она решает занятся литературой. Первый самостоятельный роман («Индиана»), опубликованный под псевдонимом Жорж Санд, появился в 1832 году и имел шумный успех. Роман поднимал тему равноправия женщин, которое она трактовала как проблему свободы человека.

Дальнейшая жизнь Жорж Санд

На одном из обедов Жорж Санд встретилась с Альфредом де Мюссе. Между ними завязалась переписка, скоро Мюссе переехал в квартиру Санд. Через некоторое время они поженились.

Кризис в их отношениях наступил во время путешествия по Италии. Изменчивый характер Мюссе дал о себе знать. Вскоре Жорж Санд надоели постоянные скандалы, и она становится любовницей доктора Паджелло, который лечил Альфреда. И Санд, и Мюссе сожалели о разрыве, между ними продолжалась переписка, но все-таки Санд вернулась в Париж с Паджелло. В конце концов Жорж окончательно ушла от Мюссе, который пронёс воспоминание об этой мучительной для обоих связи через всю жизнь.

В 1835 году, когда Санд и Мюссе приняли решение развестись, писательница обратилась к известному адвокату Луи Мишелю. Вскоре между ними вспыхнули чувства, но Мишель был женат и не собирался оставлять семью.

В конце 1838 года Санд завязывает отношения с Шопеном, к тому времени расставшимся со своей невестой Марией Водзинской. Вместе с ним и детьми Жорж решает провести зиму на Майорке, но из-за начавшегося там сезона дождей у Шопена открылись приступы кашля. Санд и Шопен вернулись во Францию. Санд быстро поняла, что Шопен опасно болен и преданно заботилась о его здоровье. Но как бы ни улучшалось его положение, долго быть в умиротворённом состоянии Шопену не позволяли его характер и его болезнь.

Опасаясь за его состояние, Санд свела их отношения только к "дружеским". Отношения с Шопеном нашли своё отражение в романе Санд «Лукреция Флориани». Но она не признавалась, что списала Лукренцию с себя, а Кароля с Шопена. А сам Шопен или не узнал, или не пожелал узнать себя в эгоистичном молодом чловеке, любимым Лукренцией.

Шопен уехал в 1846 году. Поначалу он и Жорж Санд обменивались письмами, но к окончательному разрыву ее подтолкнула дочь.

Последние годы ее жизни были мирными и безмятежными. Она провела их среди своих внуков в фамильном замке во Франции. Жорж Санд скончалась 8 июня 1876 г. в Ноане.

Библиография

Основные романы

- (1832)
- (1832)
-Мельхиор (1832)
-Лелия (1833)
-Кора (1833)
-Жак (1834)
- (1835)
- (Mauprat, 1837)
-Мастера мозаики (1838)
-Орко (1838)
- (1839)

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх