Описание пейзажей в преступлении и наказании цитаты. Пейзаж и его функции в романе Ф.М

Этот образ чрезвычайно важен для понимания романа и, в первую очередь, для объяснения тех или иных поступков героев.

Петербург предстает в романе сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это город узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных и страшных дворов, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот тягостный серый пейзаж становится фоном, бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, и придает ему особенно мрачный колорит.

Но Петербург, описанный в романе Достоевского, – это не только фон, на котором развертываются драматические события. Его образ становится как бы символом неблагополучной, безнравственной жизни, четко сопоставимым с описанными в произведении событиями. Практически все действие романа происходит в той части города, где жила беднота. Петербург – город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить их горе, пьяные толпы на улицах, женщины, бросающиеся с моста, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней, как физических, так и душевных.

Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием самого автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям главного героя произведения Раскольникова и способствует возникновению в его сознании бесчеловечной теории. Читатель, блуждая вместе с ним по Петербургу, прежде всего остро ощущает невыносимую духоту. Это ощущение нехватки воздуха становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Человек задыхается в городе "под тяжелым петербургским небом". Так же тяжело несостоятельному человеку и в комнатах, где он живет. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, а им на смену в уме зарождаются преступные мысли. Жизнь Петербурга трагична. Бродя по нему, Раскольников видит безграничное горе людей, их искалеченные судьбы: то несовершеннолетнюю девочку, которую "напоили и обманули", то мещанку Афросиньюшку, которая уже в очередной раз пытается покончить с собой.

В Петербурге, изображенном Достоевским, жизнь приобретает чрезвычайно уродливые очертания. Реальное нередко кажется кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. В ночь после убийства Раскольникову слышались "отчаянные вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном в третьем часу". Это происходит с ним в реальном времени. В Петербурге Достоевского все смешалось: реальность и бред, явь и кошмар. Поэтому Свидригайлов называет его "городом полусумасшедших". Также он говорит о Петербурге как о городе, где столько "мрачных, резких и странных влияний на душу человека". Свидригайлов пророчит Петербургу страшную судьбу – наводнение.

Эпилог как важный замысел Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Структура романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отличается тем, что в произведении есть эпилог. Он не связан непосредственно с основным действием романа, но играет очень важную роль в идейном замысле произведения. Эпилог состоит из двух частей. В первой части эпилога мы узнаем о том, как сложилась дальнейшая судьба главных героев. Во второй части перед нами предстает внутренний мир Раскольникова, когда герой находится в заключении.

Первая часть эпилога начинается с описания судебного процесса по делу Родиона Раскольникова. Процесс проходит очень гладко, благодаря тому, что Раскольников честно во всем признается, не скрывает от суда того, что было на самом деле. Судья приходит к выводу, что в момент убийства Раскольников был в помешательстве и сам не понимал, что делал, тем более, в это время «подоспела новейшая модная теория временного умопомешательства». Благодаря этому Раскольникову дают восемь лет заключения в Омском остроге, расположенного на берегу Иртыша. Вместе с Раскольниковым в Сибирь уезжает и Соня.

Мать героя - Пульхерия Александровна - умирает. Перед смертью она долгое время находится в полусумасшедшем состоянии. Вероятно, женщина догадывалась, что с ее сыном, которым она так гордилась, случилось какое-то несчастье. От нее пытаются скрыть то, что на самом деле происходит с Раскольниковым. Но, как мы знаем, материнское сердце обмануть невозможно, поэтому, конечно, она чувствует, что с сыном происходит что-то неладное. Долгое время Пульхерия Александровна бредит, мысли о сыне не оставляют ее ни на минуту. Перед самой смертью она его ждет, убирает комнату, якобы готовя для сына, но на следующий день умирает.

Также мы узнаем, что Дуня и Разумихин поженились. Они мечтают о прекрасном будущем, думают о том, как через пять лет уедут на Север, и будут счастливо жить рядом с Родионом.

Соня на Севере вместе с Раскольниковым. И в первой части эпилога именно от ее лица мы узнаем о Раскольникове, его состоянии и поведении. К сожалению, то, что мы видим, очень пессимистично. Раскольников замкнулся в себе, ни с кем не общается. Соня очень беспокоится о его состоянии и пытается хоть как-то помочь ему. Она заводит в городе различные знакомства, которые хоть как-то могут помочь Раскольникову.

Во второй части эпилога перед нами предстает внутренний мир Родиона Раскольникова. О его состоянии очень хорошо говорят следующие строки: «… его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости». Раскольников очень сильно переживал из-за того, что он сам так глупо погубил свою жизнь, пытаясь убийством кому-то что-то доказать. Сразу же после совершения преступления он понял бессмысленность своего поступка. Позже герой поймет, что изменять окружающую жизнь к лучшему надо совершенно другим способом.

В начале заключения у Раскольникова не складываются отношения с другими арестантами из-за того, что он постоянно погружен в свои мысли, ни с кем не общается, всех чуждается. Таким поведением Родион настраивает всех против себя и это приводит к тому, что однажды на службе в церкви его даже чуть не убили.

После выхода из больницы с Раскольниковым происходят изменения. В одну из встреч с Соней «что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам». В душе героя произошли большие изменения, у него появляется совсем другое отношение к жизни. Раскольников теперь думает о том, что семь лет пролетят очень быстро и у него впереди прекрасное будущее рядом с любимой женщиной. Его состояние очень хорошо характеризуют следующие эпитеты: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечной любовью искупит он теперь все ее страдания».

Особую роль в эпилоге играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность… Там была свобода и жили другие люди…».

В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим…».

Здесь следует обратить внимание и на христианскую тему. На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря. Это возвращает читателя к главной, глубинной мысли Достоевского – к его надежде на «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех… по Христову евангельскому закону».

Значение эпилога в романе велико. Эпилог подводит итог всему произведению, а главное, показывает нам, какие глобальные перемены происходят в душе главного героя. И это объяснимо, так как Раскольников, даже в момент замысла преступления, не вызывает отвращения, в нем чувствуется добрая и честная душа, которая просто запуталась.

Очень многое говорят о Раскольникове и его поступки: он помогал больному студенту-сокурснику, после его смерти ухаживал за его отцом и похоронил его на свои деньги, спас детей из пожара, хотел из жалости жениться на убогой дочери хозяйки. На преступление Раскольникова подтолкнула окружающая обстановка: нищета, убожество, униженные и оскорбленные люди.

В эпилоге мы видим, как после нравственного падения происходит постепенное возрождение главного героя, к которому он приходит благодаря вере в Бога, благодаря этому он видит цель своей будущей жизни. Раскольников постепенно переходит от одного мира в другой, у него постепенно происходит знакомство с новою, доселе совершенно неведомою реальностью.

Библиотека
материалов

Цель урока: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения; знать содержание романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; главные образы произведения.

Оборудование урока:

2) презентация;

Учащиеся должны знать:

Главные образы;

Учащиеся должны уметь:

Выделять главное в тексте.

Ход урока

I . Оргмомент (сообщение темы и цели)

II . Подготовка к восприятию.

Учитель:

III . Основное содержание урока.

Учитель: Что означает имя Пётр?

Учащиеся:

Учитель:

Учитель:

Учащиеся:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Сказка, холод и гранит…

Учитель:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Пейзаж;

Сцены уличной жизни;

Интерьер.

Учитель:

Пейзаж.

Учитель:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель: Сцены уличной жизни.

Учитель:

Учитель:

Показ отрывка из кинофильма «Преступление и наказание». (Смерть Катерины Ивановны).

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учащиеся:

Учащиеся

Учитель:

Учитель:

Учащиеся

Учитель:

Учитель:

Учитель:

это и город-убийца

и город-призрак,

и город-тупик.

О нём думает Раскольников.

IV . Подведение итогов урока.

V . Домашнее задание:

VI . Оценки.

ОБРАЗ ГОРОДА

Алгоритм написания сочинения

1. Сценический принцип;

4. Детали городского быта.

IV . Традиции писателя в создании образа города в сво­ем творчестве и в русской литературе в целом.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Тема урока Петербург Достоевского или «Лик мира сего».

Цель урока: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения ; знать содержание романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; главные образы произведения.

Оборудование урока:

1) технические средства обучения (компьютер, телевизор);

2) презентация;

3) тексты романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;

4) Тетради для работ по литературе.

Учащиеся должны знать:

Основную мысль произведения;

Главные образы;

Роль города в жизни героев;

Основную схему изображения города Петербурга в романе (пейзаж, сцены уличной жизни, интерьер).

Учащиеся должны уметь:

Правильно отвечать на поставленные вопросы;

Обобщать и систематизировать учебный материал;

Выделять главное в тексте.

Ход урока

I . Оргмомент (сообщение темы и цели)

II . Подготовка к восприятию.

Учитель: Что такое город? (ответы учащихся: населённый пункт; политический, экономический, административный и культурный центр).

Именно город будет сегодня на уроке героем большого эпического произведения.

Петербург… Когда произносишь это название, сразу возникает параллель – Достоевский Фёдор Михайлович.

Петербург Достоевского… Эти слова, как афоризм, прочно вошли в русскую классическую литературу.

Великий писатель изображением Петербурга представил нам «Лик мира сего», каким его видел сам, в каком жил тогда, в середине 60-х годов 19 века, когда в России зарождался капитализм.

Мы сегодня вместе с писателем и его героем, Родионом Раскольниковым, пройдём по улицам Петербурга, увидим пейзаж и сцены уличной жизни, заглянем в комнаты-углы, где живут его герои.

Достоевский - это петербургский писатель. Образ Петербурга присутствует по­чти в каждом его произведении. Главное для Достоевского в Петербурге то, что в нем сошлись европейская и русская цивилизация, что это - город, насильственно по­строенный, неестественно создавшийся. Поэтому Петербург - город бедных, несча­стных людей, город нищеты и город крайнего богатства.

III . Основное содержание урока.

Учитель: Что означает имя Пётр?

Учащиеся: Если посмотреть, что означает имя Петр, то можно увидеть одну очень интерес­ную особенность, в какой-то степени объясняющую восприятие Достоевским этого города. Имя Петр означает камень, поэтому Петербург - это каменный мешок, мерт­вый, безликий, холодный, страшный город. Взятый у Пушкина образ медного всад­ника символизирует мощь и силу этого страшного города. Для Достоевского эта мощь в силе влияния города на людей. Не случайно Петербург строился на месте болота, медный всадник - символ Петербурга, то есть для Достоевского Петербург - это медный всадник посреди болота.

Учитель: В романе «Подросток» именно такое восприятие города. «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь тот гнилой, склизлый го­род, поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется прежнее Финское боло­то, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, за­гнанном коне».

«Преступление и наказание» называют «петербургским романом». Вы помните, что образ Петербурга создавали в своих произведениях и Пушкин и Гоголь, и Некрасов, раскрывая всё новые и новые его грани.

Учитель: - Кто из русских писателей и поэтов касался темы изображения Петербурга в своём творчестве?

Учащиеся: Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным. Именно в его «Медном всаднике», в «Пиковой Даме» мы сталкиваемся с двувеликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека.

Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город – источник творчества, но развенчивает «державный град» - символ власти, приносящий беды людям. А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Сказка, холод и гранит…

Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий, фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана на улицах северной столицы.

Н.В.Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до нереального символа города-призрака.

Печален Петербург Некрасова – Петербург парадных бездушных подъездов, кровавой Сенной площади.

Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить.

Учитель: Свой Петербург у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «Так и кишат».

Это город униженных и оскорблённых, город, в котором совершаются преступления, город, само существование которого побуждает человека к убийству, себя ли, другого ли.

Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Со­ню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состо­явший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пья­ных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчиво­стью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безраз­личия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладо­вых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы».

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, ко­торый враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

Учитель: - Где происходит действие в романе Ф.М.Достоевского.

Учащиеся: Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, закоулки, дворцы-колодцы, комнаты гробы и шкафы, чёрные лестницы, облитые помоями. Сенная площадь и Канава.

Учитель: Петербург в романе не просто место действия или фон событий, он душа, участник событий. На зовите места, где происходят действия в романе?

Учащиеся:

Сенная площадь, Столярный переулок, Екатерининский канал, Большая и Малая Нева, Петровский остров, «дом Раскольникова», «дом Сони», «дом старухи процентщицы».

Учитель: Действие романа происходит летом. Лето в Петербурге – это сев. лето. Лето в романе – жаркое, такое, что трудно дышать. Трудно дышать на улицах, трудно дышать в распивочных, квартирах, углах.

Это удушающая атмосфера становится символом города, где зреет мысль об убийстве Раскольникова, где совершается преступление.

Работа на уроке пойдёт по схеме:

Пейзаж;

Сцены уличной жизни;

Интерьер.

Учитель: - Что такое пейзаж? (Вид изображения какой-нибудь местности).

Какая атмосфера царит на улицах города? (Подтвердим цитатами из романа).

Пейзаж.

Часть 1, главы 1,2 – «отвратительный и грустный колорит» городского дня; первый день с Раскольниковым в Петербурге, стр. 121, 126.

Часть 2, глава 1 – повторение предыдущей картины, стр. 189.

Часть 2, глава 2 – великолепная панорама Петербурга, стр. 204.

Часть 2, глава 6 – вечерний Петербург, стр. 235.

Часть 6, глава 6 – грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова, стр. 496, 505.

Глазами Раскольникова мы смотрим на летний Петербург: «На улице жара … … нервы юноши».

Чтение учащимися указанных эпизодов.

Учитель: Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звуча­ние его получат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки зрения изображения летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной пло­щади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всяко­го сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалив­шиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыль­ного, зараженного городом воздуха...» «В этом саду было одна то­ненькая, трехлетняя елка и три кустика - кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай...» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатле­ние духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

Учитель: Назовите общие закономерности в этих описаниях-пейзажах.

Учащиеся: Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа.

Учитель: Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, про­пущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глу­бочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного ро­да пейзаж. Вот он на берегу Невы:

Учащиеся: «… смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец».

Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим была полна для него эта пышная картина. Это тот же Петербург, что окружает Евгения в «Медном всаднике», но здесь он лишён всех прекрасных черт, которыми наделила его русская история; этому Петербургу уже нельзя сказать, как сказал Пушкин: «Люблю тебя».

С ним вообще нельзя говорить – даже так, как говорил со «строителем чудотворным» несчастный Евгений, как говорил с городом мечтатель «Белых ночей». Перед Раскольниковым, перед всеми героями романа «немой и глухой» город, давящий всё живое.

«Небо было без малейшего облач­ка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каж­дое его украшение».

Учитель: Может быть, эта картина нравится герою и он находит успокоение и удовлетворение от увиденного?

Учащиеся: И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «ду­хом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова к природе - его отношение к миру. Герой задыхается в этом мертвенном, холодном и равнодушном городе, мире.

Учитель: А есть ли место, где Раскольников любит бывать?

Учащиеся: Герою больше по сердцу Сенная площадь, в окрестностях которой ютятся бедняки. Здесь он чувствует себя своим.

Учитель: - Расскажите о внешнем облике людей, которые встреча­лись ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?

Учащиеся: Это сам Раскольников, «замечательно хорош собою», но «опус­тился и обнеряшился»; это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»; Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями; старуха процентщица с «вострыми и злыми глаз­ками»; Катерина Ивановна.

Учитель: Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

Учитель: Судьбы героев подчас решаются именно на улице, тем самым город Петербург становится городом гибели людей. Кто гибнет на улицах в романе Достоевского?

Учащиеся:

Погибает под колёсами коляски Мармеладов;

На улице умирает чахоточная Катерина Ивановна;

На улицу идёт Соня продавать себя;

На проспекте, перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов;

На Неве находят женщину-утопленницу;

На Конногвардейском бульваре Раскольников видит пьяную девочку;

На Сенную площадь выходит каяться перед людьми и перед Богом Раскольников;

По улицам города бродит он и после убийства.

Учитель: Сцены уличной жизни.

1) Часть 1, глава 4 – встреча с пьяной девушкой, стр. 153 – 155.

2) Часть 2 глава 2 – сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние, стр. 203 – 204.

3) Часть 2, глава 6 – а) шарманщик и толпа женщин у распивочной, б) сцена на … мосту, утопленница, стр. 235 – 237, + 246.

4) Часть 5, глава 5 – смерть Катерины Ивановны, стр. 441 – 447.

Показ отрывка из кинофильма «Преступление и наказание». (Встреча Раскольникова с пьяной девушкой).

Учитель: В романе часто рисуются уличные сцены. Вот одна из них. Раскольников в глубокой задумчивости стоит на мосту и видит женщину «с жёлтым, продолговатым испитым лицом и красноватыми впавшими глазами». Неожиданно она бросается в воду. И слышаться крики другой женщины. «До чёртиков допилась, батюшки, до чёртиков … анамнясь удавиться тоже хотела, с верёвки сняли». Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния.

Учитель: Символический образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уездили клячу … надорвалась!»).

Показ отрывка из кинофильма «Преступление и наказание». (Смерть Катерины Ивановны).

Учитель: Перескажите сон Раскольникова о забитой кляче.

Сон Раскольникова. Часть 1, глава 5 – о забитой кляче.

Учащиеся: Он видит во сне, как пьяные мужики забивают насмерть беспомощную лошадь, он плачет, пытается защитить её, но оказывается беспомощен перед распоясавшимся злом.

Учитель: Зачитаем отрывок из романа «Сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние».

Учитель: Город – это и дома, в которых живут люди. Дома, где живут герои, ужасны.

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас в дома, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие дворы-колодцы, поднимался по тёмным лестницам.

В этих комнатах страшно жить, здесь зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые и дети.

Учитель: Как живётся героям Достоевского в этих комнатах?

Вот одна их них – «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни, всех квартир, во всех четырёх этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота».

А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещённые косыми лугами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи…

Учитель: Зачитаем отрывки из произведения, в которых изображается жилища героев.

Часть 1, глава 3 – каморка Раскольникова, стр. 139.

Часть 1, глава 2 – комната – «проходной угол» Мармеладовых, стр. 136.

Часть 4, глава 4 – комната – «сарай» Сони, стр. 355.

Учитель: - Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, «поки­дая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.?

Учащиеся: Вот комната Раскольникова. «»Это была крошечная клетушка, магов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтеньки­ми, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все каза­лось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответство­вала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, краше­ный стол в углу… Перед софой стоял маленький столик».

Учащиеся : Отметят удушающую тесноту помещения и укажут, что ка­морка Раскольникова - это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.

Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце ле­стницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье…»)

Когда Раскольников приходит к Сонечке, его поражает её комната, которая больше похожа на сарай.

Учитель: Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, ин­терьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов. Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» - так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он вы­слушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики – типичная трактирная обстановка. И соответствующая пуб­лика здесь: «пьяный мюнхенский немец», «прынцессы» увесели­тельных заведений. Трактирная и уличная стихия - противоестест­венная, нечеловеческая - вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявляет Достоевский уста­ми Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трак­тире, «битком набитом», и в коморках.

Учитель: Каким мы увидели Петербург в романе «Преступление и наказание»?

Учащиеся : Всё несет на себе печать об­щей неустроенности, скудности человеческого существования.

Петербург - город полусумасшедших, одиноких людей. Маляр Миколка гово­рил, что в Петербурге можно найти все, кроме отца и матери.

Многие герои Петербурга бездомны, а дом, как известно, - это место, где человек может обрести раскаяние, найти любящего, необходимого человека, но люди в Пе­тербурге - это толпа, опустившаяся ниже нравственных норм, ничего не слышащая и не понимающая. Человек в городе одинок, он никому не нужен. В городе уживаются отъединенность человека от человека и теснота.

Характерно и то, что Достоевский описывает своих героев, живущих между Екате­рининским каналом и Фонтанкой, в одном из самых бедных и страшных районов города. Писатель никогда не показывает красоты города. Природы почти нет, а если встречается (газон, Петровский остров), только акцентируется ее отсутствие в остальных местах.

Петербург каморок, лестниц, публичных домов, кабаков, рыночных площадей, страшный Петербург давит на человека, глубоко враждебен и неприятен всему здорово­му. Петербург Достоевского - своеобразный герой романа, жестокий и антигуманный.

Учитель: Образ Пе­тербурга, образ современной Достоевскому жизни становится воплощением этого кризиса человечности. Петербург Достоевского - город, в котором невозможно жить: он бесчеловечен. Куда бы ни повел нас писатель, мы попадаем не в человеческое жилье. Ведь жутко жить не только в «гробу», который снимает Раскольников, но и в «уродливом сарае» Сони, и в «прохладном углу», где обитает Мармеладов, и в от­дельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь Свидригайлов. Это город уличных девиц, нищих, бездомных детей, трактирных завсег­датаев - тех, кто обречен на повседневную трагическую жизнь. Атмосфера Петер­бурга Достоевского - атмосфера тупика и безысходности.

Сообщение ученика “Символика цвета в романе Достоевского”.

Учитель:

Достоевский практически не говорит о прекрасном Петербурге, даже тогда, когда он пишет о прекрасном городе, он тут же возвращается к грязному Петербургу.

Часть 1, глава 6 – Мечта о счастливом городе. «Проходя мимо Юсупова».

Учитель: Петербург у Достоевского – это город контрастов: «униженных и оскорблённых» и «сильных мира сего», это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности,

это и город-убийца

И город-призрак,

И город-тупик.

Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе.

О нём думает Раскольников.

Но это мечта, а город – это ужас и безумие.

Но живёт в душе писателя и его героя, наряду с представлением о безумном, уродливом городе, и мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей.

В самую страшную минуту своей жизни, идя на преступление, Раскольников думает «об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешёл к убеждению, что если бы распространить Летний сад на всё Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь».

Мечта Достоевского о прекрасном городе.

IV . Подведение итогов урока.

Что вы можете сказать о Петербурге Достоевского?

Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в этом городе. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Это город, в котором невозможно быть.

V . Домашнее задание:

VI . Оценки.

ОБРАЗ ГОРОДА

Алгоритм написания сочинения

I. Чаще всего город, изображаемый в литературном произведении, - самостоятельный художественный образ (конкретный, собирательный или аллегориче­ский).

II. Образ города раскрывает наиболее характерные стороны жизни русской действительности изобра­жаемого периода.

1. Городские власти, чиновники, помещики, купече­ство, обыватели и другие социальные слои обще­ства;

2. Времяпрепровождение жителей города;

3. Всестороннее изображение государственного правления;

4. Всестороннее изображение всех сфер жизни горо­жан и их деятельности;

5. Подчеркивание или нарушение типизации жизни города и его жителей;

6. Городские нравы: сплетни, балы, драки и т.д.;

III. Средства раскрытия обобщенного образа города.

1. Сценический принцип;

2. "Объединительный" принцип - герои как образ города в целом;

3. Детали городского "портрета": цвета, звуки, опи­сание зданий, улиц, интерьеров и т.д.;

4. Детали городского быта.

IV . Традиции писателя в создании образа города в сво­ем творчестве и в русской литературе в целом.

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.

Город на Неве вместе со всей своей величественной и зловещей историей всегда был в центре внимания русских писателей.

Петра творенье

По замыслу его основателя Петра Первого, вызванный «из топи болот» Петербург должен был стать оплотом державной славы. Вопреки древней русской традиции возводить города на возвышенностях, он действительно был построен в болотистой низине ценой жизни многих безымянных строителей, измученных сыростью, холодом, болотными миазмами и тяжелейшим трудом. Выражение, что город «стоит на костях» его строителей, можно понимать буквально. В то же время смысл и миссия второй столицы, ее великолепная архитектура и дерзкий таинственный дух сделали Петербург поистине «дивным градом», заставлявшим восхищаться собой его современников и потомков. Не случайно сегодня мы имеем возможность наслаждаться многоликими «портретами» этого удивительного города в произведениях величайших художников слова и упоминаем такие идиомы, как Петербург Достоевского, Пушкина, Гоголя, Некрасова, Ахматовой, Блока.

Город-двойник

Окутанный тайной, приютивший на своих прямых, погруженных в туман проспектах ирреальный майорский Нос Ковалева и загробную тень несчастного Акакия Акакиевича, город сам кажется призраком, готовым растаять вместе с туманом. Петербург в произведениях Достоевского, как и в фантастических повестях Гоголя, предстает странной «навязчивой грезой», сном, который исчезнет в тот самый миг, как только тот «вдруг проснется, кому все грезится» (роман «Подросток»). Нередко Гранитный город в творениях писателей является почти одушевленным существом, способным влиять на судьбы людей. Он становится виновником разбитых надежд бедного Евгения в Пушкинской поэме «Медный всадник», и отчаянная угроза страдальца «Ужо тебе!», брошенная в сторону статуи, адресована всему городу-обидчику. Петербург в является не только персонажем, но и своеобразным двойником героев, странно преломляющим их думы, переживания, фантазии и будущее. Тема эта зародилась еще на страницах «Петербургской летописи», в которой молодой публицист Федор Достоевский с тревогой видит черты болезненной угрюмости, проскальзывающие во внутреннем облике любимого города.

Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Это произведение является настоящим учебником человековедения в той части, которая касается переживания острейших душевных кризисов, осмысления экстремально-опасных идей. Нравственный эксперимент Раскольникова заключается в том, что он считает: человеку хорошему, желающему осчастливить человечество, позволено приносить в жертву жизнь - не свою, а чужую, пусть даже, по его мнению, самую никчемную. Герой проверяет свою теорию, и для него становится очевидным, что он не победитель, а жертва: «себя убил», а не «старушонку». Отчасти подстрекателем убийства становится Петербург. Достоевского трудно заподозрить в ненависти к этому городу, но здесь писатель безжалостно разоблачает атмосферу жестокого, зловонного, пьяного урбанистического монстра, душащего Раскольникова и навязывающего ему идею того, что выживает лишь сильнейший.

Город-соучастник

Автор мастерски переплетает изображение городских пейзажей, уличных сцен и интерьеров. Петербург Достоевского логично выписывается в сюжетную канву, и его подробности являются точнейшими штрихами в характеристике героев и развитии идеи произведения. Как это происходит?

Городские пейзажи

Первое описание Петербурга Достоевским мы встречаем сразу же - в 1-й главе первой части. Жара, духота, вонь и поминутно попадающиеся на пути пьяницы мучительно отзываются на расстроенных нервах Раскольникова. В 1-й главе второй части с ужасающими подробностями повторяется та же самая картина - вонь, духота, жара, снующие мимо люди, и опять юноша переживает тяжкие мгновения. Теснота и духота городских трущоб - это и духовная атмосфера почти всего романа. Только теперь говорится еще о солнце, нестерпимо режущем глаза. Мотив солнца потом обретет метафорическую завершенность, а пока его яркий свет терзает запутавшегося в своей идее Раскольникова.

Великолепная панорама

Во второй части романа, в главе 2-й, Раскольников лихорадочно ищет место, чтобы спрятать взятые у старухи ценности. И здесь вдруг он замирает от захватывающей дух панорамы - чистый воздух, голубая река и отражающиеся в ней Восхищает ли это героя? Нет, он никогда не понимал, не мог расшифровать для себя эту «пышную картину», от которой веяло на него «необъяснимым холодом» и «духом немым и глухим».

«Пьяный» Петербург

Созданного им героя занимало, конечно, не только как остропсихологический детективный сюжет. Путь из нравственного тупика к свету пространственно осуществляется как выход из тесного пыльного города в простор «облитой солнцем необозримой степи», где «была свобода» - не только физическая, но свобода от заражающих душу идей и заблуждений. А пока в 6-й главе второй части романа мы видим вечерний Петербург глазами Достоевского-гуманиста, пронзительно жалеющего опустившуюся городскую бедноту. Здесь валяется поперек улицы «мертвецки пьяный» оборванец, гомонит толпа женщин «с подбитыми глазами», и Раскольников на этот раз в каком-то болезненном экстазе вдыхает в себя этот томящий воздух.

Город-судья

В 5-й главе пятой части романа Петербург показывается краешком, из окна каморки Раскольникова. Вечерний час заходящего солнца пробуждает в молодом человеке «мертвящую тоску», которая мучит его предчувствием свернувшейся в крошечную точку вечности - вечности «на аршине пространства». И это уже тот приговор, который выносит раскольниковской теории логика событий. Петербург Достоевского в этот момент предстает не только как соучастник преступления, но и как судья.

Гроза

В 6-й главе шестой части душный и мрачный вечер разрывает страшная гроза, в которой без перерыва сверкают молнии, а дождь «хлынул как водопад», безжалостно исхлестывая землю. Это вечер накануне самоубийства Свидригайлова, человека, доведшего принцип «возлюби себя» до крайней точки и погубившего себя этим. Гроза продолжается беспокойно шумящим, а затем завывающим ветром. В холодной мгле звучит тревожный набат, предупреждающий о возможном наводнении. Звуки напоминают Свидригайлову о виденной некогда девочке-самоубийце в гробу, усыпанном цветами. Все это словно подталкивает его к суициду. Утро встречает героя густым молочно-белым туманом, заволакивающим город, сознание, душевную пустоту и боль.

Гроза звучит антитезой жаре и духоте Петербурга, намечает неминуемый поворот в мировоззрении главного героя, ловко уничтожившего фактические улики, но не сумевшего скрыть душевную катастрофу, порожденную убийством. На эту идею блестяще работает изменение погоды, которое в романе переживает Петербург Достоевского. «Преступление и наказание» - произведение, поражающее глубиной и точностью использования психологической детали. Не случайно же Раскольников обрушивает на голову процентщицы обух топора, направив тем самым острие на себя. Он как бы раскалывает себя, переживая крах и духовную смерть.

Уличные сцены

В 1-й главе первой части на тесной улице Петербургских трущоб происходит примечательная сцена: задумавшегося Раскольникова вдруг отмечает истошным криком какой-то пьяный в огромной телеге, запряженной Петербург Ф. М. Достоевского неравнодушен к душевной патологии, которую переживает герой. Город пристально следит и громогласно обличает, дразнит и провоцирует. Во 2-й главе второй части город физически воздействует на героя. Раскольникова плотно хлестнул кнутом извозчик, и сразу вслед за тем какая-то купчиха дает ему двугривенный в подаяние. Эта замечательная городская сцена символически предвосхищает всю дальнейшую историю Раскольникова, еще «недозревшего» до того, чтобы смиренно принять милостыню.

Любите ли вы уличное пение?

В 6-й главе второй части романа Родион слоняется по улицам, где обитает нищета и теснятся питейные увеселительные заведения, и становится свидетелем непритязательного выступления шарманщиков. Его тянет в гущу народа, он со всеми заговаривает, слушает, наблюдает, с какой-то лихой и безысходной жадностью впитывая в себя эти мгновения жизни, как перед смертью. Он уже предчувствует развязку и желает ее, но еще притворяется перед самим собой и играет с другими, рискованно приоткрывая завесу своей тайны. Эта же глава заканчивается дикой сценой: пьяная женщина бросается с моста в реку на глазах Раскольникова. И уже заговорщиком и провокатором становится здесь для героя Петербург. Достоевского кратко критики характеризуют как бесподобного мастера устраивать судьбоносные «случайности». И действительно, как тонко удается писателю сделать акцент на изменении в настроении и ходе мыслей героя, случайно столкнувшегося с этой женщиной, встретившегося глазами с ее воспаленным взглядом!

Город-губитель

Идея города-соучастника в преступлении и губителя вновь возникает в 5-й главе пятой части, где автор рисует сцену сумасшествия Катерины Ивановны. На улице бездушного города некогда был раздавлен Мармеладов, занимается проституцией Соня, переживает падение девушка, увиденная Раскольниковым на бульваре. На улицах города совершит самоубийство Свидригайлов, и вот, от безвыходности и отчаяния сходит с ума Катерина Ивановна. И каменная мостовая жадно впитывает ее хлынувшую горлом кровь.

Дома и интерьеры

В 1-й главе первой части Раскольников с дрожью и замиранием приближается к дому процентщицы, который видится ему «преогромнейшим», безобразно возвышающимся и наступающим на маленького человека. Людской муравейник доходного дома ужасает героя. Сегодня экскурсоводы демонстрируют туристам этот дом на канале Грибоедова, он является частью культуры Санкт-Петербурга.

В главе 2-й части первой Раскольников оказывается в кабаке и среди пьяных криков и бессвязной болтовни слушает пронзительную исповедь Мармеладова. Это детали, укрепляющие героя в его зловещей решимости проверить свою теорию. Каморка Раскольникова, описанная в 3-й главе первой части романа, напоминает не то шкаф, не то гроб. Однажды Достоевский упоминает о ее сходстве с морской каютой. Все это красноречиво свидетельствует о внутреннем состоянии Раскольникова, стиснутого бедностью, неудовлетворенной гордостью и своей чудовищной теорией, которая отнимает у него равновесие и покой.

Во 2-й главе первой части и 7-й главе второй автор представляет «проходную комнату» Мармеладовых, где жизнь обнищавшего до крайней степени семейства постоянно предстает перед глазами любопытствующей публики, и нечего и говорить об уединении и покое. Чужие взгляды, взрывы хохота, густые волны табачного дыма - атмосфера, в которой проходит жизнь и настигает смерть супругов Мармеладовых.

В 4-й главе четвертой части мы видим жилище Сони в старом зеленого цвета доме Капернаумова (случайно ли библейское созвучие?). Это здание тоже является достопримечательностью для поклонников книг Федора Михайловича, оно по сей день носит название «дом с тупым углом». Здесь, как и всюду в романе, в комнату Сони ведет узкая и темная лестница, а сама комната напоминает сарай в форме неправильного четырехугольника с «чрезвычайно низким потолком». Безобразно перерезывающая комнату стена с тремя окнами выходила на канаву. Уродливость и убогость, бросающаяся в глаза, парадоксально усиливает эмоциональную характеристику героини, обладающей редким внутренним богатством.

Третья глава шестой части романа представляет сцену исповеди Свидригайлова Раскольникову в трактире, недалеко от Сенной. Эта площадь в позапрошлом веке выполняла функцию «лобного места», кроме того, там располагался огромный «толкучий» рынок под открытым небом. И именно туда Достоевский то и дело выводит своих героев, остающихся, несмотря на гущу народа, все-таки в ужасающем одиночестве со своими больными думами и чувствами. Распахнутые окна трактира, впрочем, - это предвосхищение публичного раскаяния героя, потерпевшего фиаско в своих античеловечных себялюбивых убеждениях.

В заключение

Прикоснувшись к знаменитому роману, мы убедились в том, что Санкт-Петербург Достоевского - это полноправный участник сюжета и идейного содержания произведения. Это же можно сказать и о других сочинениях Федора Михайловича. Остается добавить, что писатель, по меткому замечанию литературоведа в начале своего творчества усматривает в этом городе концентрированный образ всей России. В итоговых же произведениях засилье бездушного казенного начала, пленившего державную северную столицу, видится ему воплощением страхов и болезней всей великой страны.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх