Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь. Франц Петер Шуберт — музыкальный гений XIX столетия Что написал франц шуберт

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 г. в пригороде Вены. Его музыкальные способности проявились достаточно рано. Первые уроки музыки он получил дома. Игре на скрипке его обучал отец, а на фортепьяно – старший брат.

В шестилетнем возрасте Франц Петер поступил в приходскую школу Лихтенталя. У будущего композитора был удивительно красивый голос. Благодаря этому в 11-летнем возрасте его приняли в качестве “певчего мальчика” в столичную придворную капеллу.

До 1816 г. Шуберт бесплатно учился у А.Сальери. Он постигал основы композиции и контрапункта.

Композиторский талант проявился уже в подростковом возрасте. Изучаябиографию Франца Шуберта, следует знать, что в период с 1810 по 1813 гг. он создал несколько песен, пьес для фортепьяно, симфонию и оперу.

Зрелые годы

Путь в искусство начался со знакомства Шуберта с баритоном И.М. Фоглем. Он исполнил несколько песен начинающего композитора, и они быстро обрели популярность. Первый серьезный успех молодому композитору принесла переложенная им на музыку баллада Гёте “Лесной царь”.

Январь 1818 г. был обозначен выходом в печать первой композиции музыканта.

Краткая биография композитора была богата событиями. Он познакомился и подружился с А.Хюттенбреннерем, И. Майрхофером, А. Мильдер-Гауптман. Являясь преданными поклонниками творчества музыканта, они часто помогали ему деньгами.

В июле 1818 г. Шуберт уехал в Желиз. Преподавательский опыт позволил ему устроиться учителем музыки к графу И. Эстерхази. Во второй половине ноября музыкант возвратился в Вену.

Особенности творчества

Знакомясь с краткой биографией Шуберта, следует знать, что в первую очередь он был известен как автор песен. Музыкальные сборники на стихи В.Мюллера имеют огромное значение в вокальной литературе.

Песни из последнего сборника композитора, “Лебединая песня”, приобрели известность во всем мире. Анализ творчества Шуберта показывает, что он был смелым и оригинальным музыкантом. Он не шел по дороге, проторенной Бетховеном , а выбрал свой путь. Особенно хорошо это заметно в квинтете для фортепьяно “Форельный”, а также в Си-минорной “Неоконченной симфонии”.

Шуберт оставил немало церковных сочинений. Из них наибольшую популярность обрела Месса №6 Ми-бемоль мажор.

Болезнь и смерть

1823 г.был ознаменован избранием Шуберта почетным членом музыкальных союзов в Линце и Штирие. В кратком содержании биографии музыканта говорится о том, что он претендовал на должность придворного фице-капельмейстера. Но досталась она Й. Вайглю.

Единственный публичный концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 г. Он имел огромный успех и принес ему небольшой гонорар. Вышли в свет произведения для фортепьяно и песни композитора.

Умер Шуберт от брюшного тифа, в ноябре 1828 г. Ему было неполных 32 года. За свою короткую жизнь музыкант смог сделать самое важноереализовать свой удивительный дар.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

4.2 баллов . Всего получено оценок: 664.

Шуберт

Творчество Франца Шуберта – заря романтического направления в музыке.

В своих великолепных произведениях он противопоставлял житейской действительности – богатство внутреннего мира маленького человека. Важнейшей областью в его музыке является песня.

В его творчестве все время соприкасаются мрак и свет, хотелось бы это показать на примере 2х его песенных циклов: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».

«Пр. мел.» 1823 - цикл написан на стихи Мюллера, привлекшие композитора своей наивностью и чистотой. Многое в них совпало с переживаниями и судьбой самого Шуберта. Незатейливая повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника-подмастерья.

Цикл обрамлен 2 песнями – «В путь» и «Колыбельная ручья», представляющими собой вступление и заключение.

Между крайними точками цикла расположено повествование самого юноши о своих странствиях, о любви к дочери хозяина-мельника.

Цикл как бы распадается на 2 фазы:

1) из 10песен (до «Паузы»№12) – это дни светлых надежд

2) уже иные мотивы: сомнение, ревность, печаль

Развитие драматургии цикла:

1 экспозиция образов №1-3

2 завязка №4 «благодарность ручью»

3 развитие чувств №5-10

4 кульминация №11

5 драматургичес перелом, появление соперника №14

6 развязка №20

«В путь» - раскрывает строй мыслей и чувств молодого мельника, только что ступающего на жизненную дорогу. Впрочем, герой в "Прекрасной мельничихе" не один. Рядом с ним действует другой, не менее важный герой - ручей. Он живет бурливой, напряженно-изменчивой жизнью. Меняются чувства героя, меняется и ручей, ибо душа его слита с душой мельника, а песнь выражает все, что переживает он.
Музыкальные средства 1 песни чрезвычайно просты и наиболее близки к приемам народного песенного творчества.

Кульминационный номер «Моя» - сосредоточие всех радостных чувств. Этой песней замыкается 1раздел цикла. Сочностью фактуры и веселой подвижностью, упругостью ритма и размашистым рисунком мелодии, она сходна с начальной песней «В путь».

В песнях 2раздела, Шуберт показывает, как нарастает боль и горечь в душе молодого мельника, как прорывается она в бурных вспышках ревности, скорби. Мельник видит соперника – охотника.

№14 «Охотник» , в обрисовке этого персонажа композитор использует приемы, привычные в т.н. «охотничьей музыке»: размер 6/8, «пустые»4 и 5 - «золотой ход валторны», изображающий охотничий рог, так же характерные ходы 63//63.

3 песни «Ревность и гордость», «Любимый цвет», «Мельник и ручей» - составляют драматургический стержень 2раздела. Нарастающая тревога выливается в смятение всех чувств и мыслей.

«Колыбельная ручья» - передача тех самых настроений, с которыми заканчивает он свой жизненный путь. Наполнена чувством тихой печали и меланхолии. Монатонное ритмическое покачивание и тоничность гармонии, мажорный лад, спокойный рисунок песенной мелодии создают впечатление покоя, примеренности.

В заключении цикла Шуберт возвращает нас в мажор, придавая этим светлый колорит – это рассказ о вечном покое, смирении, но не смерть.

«Зимн. Путь» 1827 – так же на стихи Мюллера, контрастен цикл тем, что теперь глав герой из радостного и бодрого юноши превратился в страдающего, разочарованного одинокого чел (теперь он покинутый всеми скиталец)

Он вынужден уйти от любимой, т.к. беден. Без нужды он пускается в путь.

Тема одиночества в цикле представлена во множестве оттенков: от лирических изменений до философских размышлений.

Отличия от «Пр мел» также в том, что здесь нет сюжета. Песни объединяются трагичес темой.

Сложность образов – акцент на внутренне-психологической стороне жизни, вызвал усложнение муз. Яз. :

1) 3х част форма драматизируется (т.е. в ней появляются вариационные изменения каждой части, развернутая сред.часть и реприза изменяется по сравнению с 1частью.

2) Мелодия обогащается декламационными и речевыми оборотами (текст на распев)

3) Гармония (внезапные модуляции, нетерцовая структура аккордов, сложные аккордовые сочетания)

В цикле 24 песни: 2 части по 12песен.

Во 2 разделе (13-24) – тема трагич представлена более явно, а тема одиночества сменяется темой смерти.

Первая песня цикла «Спокойно спи» , так же как и «В путь» выполняет функцию вступления – это невеселый рассказ о былых надеждах и любви. Напев ее прост и печален. Мелодия малоподвижна. И лишь ритм и фортепьянный аккомпанемент передают мерное, однообразное движение одиноко бредущего человека. Его безостановочный шаг. Мелодия представляет собой движение из вершины источника (катабасис – нисходящее движение) – скорбь, страдания. 4 куплета отделены др от др проигрышами с интонациями задержания – обострение драматизма.

В последующих песнях 1раздела, Шуберт все больше склоняется к минору, к использованию диссонирующих и альтерированных аккордов. Вывод всего этого: Прекрасное – это всего лишь иллюзия грез – типичное настроение композитора в последние годы жизни.

Во 2 разделе тема одиночества сменяется темой смерти. Все больше нарастает трагическое настроение.

Шуберт вводит даже образ-предвестник смерти №15 «Ворон», с господствующим мрачным угрюмым настроением. Печальное, полное щемящей тоски вступление рисует безостановочное движение и мерные взмахи крыльев. Черный ворон в снежной вы- шине преследует свою будущую жертву - путника. Ворон терпелив и нетороплив. Он ждет добычи. И дождется ее.

Последняя №24 песня «Шарманщик». Она завершает цикл. И совершенно не походит на двадцать три остальные. Те рисовали мир таким, каким он представлялся герою. Эта изображает жизнь такой, какая она есть. В "Шарманщике" нет ни взволнованного трагизма, ни романтической взвинченности, ни горькой иронии, присущих остальным песням. Это реалистическая картинка жизни, грустная и трогательная, мгновенно схваченная и метко запечатленная. В ней все просто и незатейливо.
Композитор здесь олицетворяет себя с обездоленным нищим музыкантом, представленным в песне, кот строится на чередовании вокал фраз и инструм проигрышей. Тонический орган.пункт изображает звучание шарманки или волынки, однообразные повторы создают настроение тоски и одиночества.

Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «Возлюбленной. Во всех этих произведениях виден замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; большее значение аккомпанемента, высокий художественный смысл. Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы - по существу, первые в истории большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом.

Австрия

В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт - придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). Оставив капеллу в г., Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка , Моцарта и Бетховена . Первые самостоятельные произведения - оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор - он написал в г.

Почему Шуберт не завершил симфонию?

Иногда обыкновенному человеку трудно по­нять тот образ жизни, который ведут творческие люди: писатели, композиторы, художники. Их труд иного рода, чем работа ремесленников или счетоводов.

Франц Шуберт, австрийский композитор, прожил всего 31 год, но написал более 600 песен, много прекрасных симфоний и сонат, большое количест­во хоров и камерной музыки. Он трудился очень напряженно.

Но издатели его музыки платили ему мало. Нехватка денег все время преследовала его.

Точная дата, когда Шуберт сочинил Восьмую Симфонию си минор (Неоконченную) неизвест­на. Она была посвящена музыкальному обществу Австрии, и Шуберт представил две ее части в 1824 году.

Рукопись пролежала более 40 лет, пока ее не обнаружил венский дирижер и не исполнил ее на концерте.

Навсегда осталось тайной самого Шуберта, по­чему он не завершил Восьмую симфонию. Ка­жется, он был намерен довести ее до логического конца, первые скерцо были полностью закончены, а ос­тальные обнаружены в набросках. С этой точки зрения "Неоконченная" симфония - вполне законченное произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей.

Сочинения

Октет. Автограф Шуберта.

  • Оперы - Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьерабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в т. ч. Граф фон Гляйхен, и др.;
  • Зингшпили (7), в т. ч. Клаудина фон Вилла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; постановка 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщики, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне);
  • Музыка к пьесам - Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же);
  • Для солистов, хора и оркестра - 7 месс (1814-28), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовые сочинения, оратории, кантаты, в т. ч. Победная песнь Мирьям (1828);
  • Для оркестра - симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; Малая до мажор, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; Большая до мажор, 1828), 8 увертюр;
  • Камерно-инструментальные ансамбли - 4 сонаты (1816-17), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано; соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828?), 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811-26), фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и др.;
  • Для фортепиано в 2 руки - 23 сонаты (в т. ч. 6 незавершённых; 1815-28), фантазия (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827-28), 6 музыкальных моментов (1823-28), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы , лендлеры , немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.; 1812-27);
  • Для фортепиано в 4 руки - сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши и др.;
  • Вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения;
  • Песни для голоса с фортепиано , (более 600) в т. ч. циклы Прекрасная мельничиха (1823) и Зимний путь (1827), сборник Лебединая песня (1828).

См. также

Библиография

  • Конен В. Шуберт. - изд. 2-е, доп. - М.: Музгиз, 1959. - 304 с. (Наиболее подходит для начального ознакомления с жизнью и творчеством Шуберта)
  • Вульфиус П. Франц Шуберт: Очерки жизни и творчества. - М.: Музыка, 1983. - 447 с., ил., нот. (Семь очерков о жизни и творчестве Ш. Содержит самый подробный на русском языке указатель сочинений Шуберта)
  • Хохлов Ю. Н. Песни Шуберта: Черты стиля. - М.: Музыка, 1987. - 302 с., нот. (Исследуется творческий метод Ш. на материале его песен, даётся характеристика его песенного творчества. Содержит список из более 130 названий работ о Шуберте и его песенном творчестве)
  • Alfred Einstein: Schubert. Ein musikalisches Portrit, Pan-Verlag, Zrich 1952 (als E-Book frei verfügbar bei http://www.musikwissenschaft.tu-berlin.de/wi)
  • Peter Gülke: Franz Schubert und seine Zeit, Laaber-Verlag, Laaber 2002, ISBN 3-89007-537-1
  • Peter Härtling: Schubert. 12 moments musicaux und ein Roman, Dtv, München 2003, ISBN 3-423-13137-3
  • Ernst Hilmar: Franz Schubert, Rowohlt, Reinbek 2004, ISBN 3-499-50608-4
  • Kreissle, «Franz Schubert» (Вена, 1861);
  • Von Helborn, «Franz Schubert»;
  • Rissé, «Franz Schubert und seine Lieder» (Ганновер, 1871);
  • Aug. Reissmann, «Franz Schubert, sein Leben und seine Werke» (Б., 1873);
  • H. Barbedette, «F. Schubert, sa vie, ses oeuvres, son temps» (П., 1866);
  • M-me A. Audley, «Franz Schubert, sa vie et ses oeuvres» (П., 1871).

Ссылки

  • Каталог сочинений Шуберта, незавершенная восьмая симфония (англ.)
  • НОТЫ (!)118.126Мб, PDF-формат Полное собрание вокальных сочинений Шуберта в 7 частях в Нотном архиве Бориса Тараканова
  • Франц Шуберт: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Франц фон Зиккинген
  • Франц фон Хиппер

Смотреть что такое "Франц Шуберт" в других словарях:

    Франц Шуберт (значения) - Франц Шуберт: Франц Шуберт великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке. (3917) Франц Шуберт типичный астероид главного пояса, названный в честь австрийского композитора Франца Шуберта … Википедия

    (3917) Франц Шуберт - У этого термина существуют и другие значения, см. Франц Шуберт (значения). (3917) Франц Шуберт Открытие Первооткрыватель Фреймут Борнген (англ.) Дата обнаружения 15 февраля 1961 Эпоним Франц Шуберт … Википедия

    Франц Петер Шуберт - Franz Peter Schubert Литография Йозефа Крихубера Дата рождения 31 января 1797 Место рождения Вена Дата смерти … Википедия

Шуберт относится к первым романтикам (заря романтизма). В его музыке ещё нет такого сгущённого психологизма, как у более поздних романтиков. Это композитор – лирик. Основа его музыки – внутренние переживания. Передаёт в музыке любовь и многие другие чувства. В последнем произведении главная тема – одиночество. Он охватил все жанры того времени. Внёс очень много нового. Лирическая природа его музыки предопределила его главный жанр творчества – песню. У него более 600 песен. Песенность повлияла на инструментальный жанр двумя путями:

    Использование песенных тем в инструментальной музыке (песня “Скиталец” стала основой фортепианной фантазии, песня “Девушка и смерть” стала основой квартета).

    Проникновение песенности в другие жанры.

Шуберт – создатель лирико-драматической симфонии (неоконченной). Тематизм песенный, изложение песенное (неоконченная симфония: I-я часть – г.п., п.п.. II-я часть – п.п.), принцип развития – форма, как и у куплета, законченная. Это особенно заметно в симфониях и сонатах. Кроме лирической песенной симфонии он ещё создал эпическую симфонию (C-dur). Он – создатель нового жанра – вокальной баллады. Создатель романтической миниатюры (экспромты и музыкальные моменты). Создал вокальные циклы (у Бетховена был к этому подход).

Творчество огромно: 16 опер, 22 фортепианных сонаты, 22 квартета, другие ансамбли, 9 симфоний, 9 увертюр, 8 экспромтов, 6 музыкальных моментов; музыка, связанная с бытовым музицированием – вальсы, ленглеры, марши, более 600 песен.

Жизненный путь.

Родился в 1797 г. в предместье Вены – в городе Лихтенталь. Отец – школьный учитель. Многодетная семья, все были музыканты, музицировали. Отец научил Франца играть на скрипке, а брат на фортепиано. Знакомый регент – пению и теории.

1808-1813 гг.

Годы учения в Конвикте. Это школа-интернат, которая готовила придворных певчих. Там Шуберт играл на скрипке, играл в оркестре, пел в хоре, участвовал в камерных ансамблях. Там он узнал много музыки – симфонии Гайдна, Моцарта, 1-ю и 2-ю симфонию Бетховена. Любимое произведение – 40-я симфония Моцарта. В Конвикте он увлёкся творчеством, поэтому забросил остальные предметы. В Конвикте он брал уроки у Сальери с 1812 г., но взгляды у них были разные. В 1816 г. их пути разошлись. В 1813 г. он ушёл из Конвикта потому, что учёба мешала творчеству. В этот период написал песни, фантазию в 4 руки, 1-ю симфонию, духовые произведения, квартеты, оперы, фортепианные произведения.

1813-1817 гг.

Написал первые песенные шедевры (“Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Форель”, “Скиталец”), 4 симфонии, 5 опер, много инструментальной и камерной музыки. После Конвикта Шуберт по настоянию отца заканчивает учительские курсы и преподаёт в школе отца арифметику и азбуку.

В 1816 г. уходит из школы и пытается получить должность учителя музыки, но не удаётся. Разорвалась связь с отцом. Начался период бедствий: жил в сырой комнате и т.д.

В 1815 г. написал 144 песни, 2 симфонии, 2 мессы, 4 оперы, 2 сонаты для фортепиано, струнные квартеты и другие произведения.

Влюбился в Терезу Гроб. Она пела в Лихтентальской церкви в хоре. Её отец выдал её за булочника. У Шуберта было очень много друзей – поэты, писатели, художники и т.д.. Его друг Шпаут написал о Шуберте Гёте. Гёте не ответил. Он имел очень плохой характер.Он не любил Бетховена. В 1817 г. Шуберт познакомился с знаменитым певцом – Иоганном Фоглем, который стал поклонником Шуберта. В 1819 г. совершил концертную поездку по верхней Австрии. В 1818 г. Шуберт жил у своих друзей. Несколько месяцев служил домашним учителем у князя Эстергази. Там он написал венгерский дивертисмент для фортепиано в 4 руки. Среди его друзей были: Шпаун (написал воспоминания о Шуберте), поэт Майрхофер, поэт Шобер (на его текст Шуберт написал оперу “Альфонс и Эстрелла”).

Часто были собрания друзей Шуберта – Шубертиады. На этих шубертиадах часто присутствовал Фогль. Благодаря шубертиадам его песни стали распространяться. Иногда его отдельные песни исполнялись на концертах, но оперы никогда не ставились, симфонии не играть. Издавали Шуберта очень мало. 1-е издание песен вышло в 1821 г. на средства почитателей и друзей.

Начало 20-х годов.

Рассвет творчества – 22-23 г. В это время он написал цикл “Прекрасная мельничиха”, цикл фортепианных миниатюр, музыкальные моменты, фантазия “Скиталец”. Бытовая сторона Шуберта продолжала оставаться тяжёлой, но он не терял надежды. В середине 20-х годов его кружок распался.

1826-1828 гг.

Последние годы. Тяжёлая жизнь отразилась на его музыке. Эта музыка имеет мрачный, тяжёлый характер, изменяется стиль. В

песнях появляется больше декламационности. Меньше закруглённости. Усложняется гармоническая основа (диссонансы). Песни на стихи Гейне. Квартет ре-минор. В это время была написана симфония C-dur. В эти годы Шуберт ещё раз подал прошение на должность придворного капельмейстера. В 1828 г. наконец, началось признание таланта Шуберта. Состоялся его авторский концерт. Вноябре он умер. Его похоронили на одном кладбище с Бетховеном.

Песенное творчество Шуберта

600 песен, сборник поздних песен, сборник последних песен. Важен выбор поэтов. Начал с творчества Гёте. Закончил трагичной песней на Гейне. Писал на Шиллера “Рельштаб”.

Жанр – вокальная баллада: “Лесной царь”, “Могильная фантазия”, “Отцу убийцы”, “Жалоба Агарии”. Жанр монолога – “Маргарита за прялкой”. Жанр народной песни “Розочка” Гёте. Песня-ария – “Аве Мария”. Жанр серенады – “Серенада” (серенада Рельштаб).

В своих мелодиях опирался на интонацию народной австрийской песни. Музыка ясная, искренняя.

Связь музыки с текстом. Шуберт передаёт общее содержание стиха. Мелодии широкие, обобщенные, пластичные. Часть музыки отмечает детали текста, тогда в исполнении появляется больше речитативности, которая после становится основой мелодического стиля Шуберта.

Впервые в музыке фортепианная партия приобрела такое значение: не аккомпанемент, а носитель музыкального образа. Выражает эмоциональное состояние. Возникают музыкальные моменты. “Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Прекрасная мельничиха”.

Баллада “Лесной царь” Гёте построена как драматический рефрен. Преследует несколько целей: драматическое действие, выражение чувств, повествование, голос автора (повествование).

Вокальный цикл “Прекрасная мельничиха”

1823 г.. 20 песен на стихи В. Мюллера. Цикл с сонатным развитием. Основная тема – любовь. В цикле есть герой (мельник), эпизодический герой (охотник), основная роль (ручей). В зависимости от состояния героя ручей журчит то радостно, живо, то бурно, выражая боль мельника. От имени ручья звучит 1-я и 20-я песня. Это объединяет цикл. Последниепесни отражаютумиротворённость, просветление в смерти. Общее настроение цикла всё же светлое. Интонационный строй близок к бытовым австрийским песням. Широка по интонации распевов и по звукам аккордов. В вокальном цикле много песенности, распевности и мало речитативности. Мелодии широкие, обобщённого характера. В основном формы песен куплетные или простые 2-х и 3х частные.

1-я песня – “В путь”. B-dur, бодрая. Эта песня от имени ручья. Он всегда изображается в фортепианной партии. Точная куплетная форма. Музыка близка народным бытовым австрийским песням.

2-я песня – “Куда”. Поёт мельник, G-dur. У фортепиано нежное журчание ручья. Интонации широкие, распевные, близкие австрийским мелодиям.

6-я песня – “Любопытство”. Эта песня отличается более тихой, тонкой лирикой. Более детализирована. H-dur. Форма более сложная – безрепризная 2-х частная форма.

1-я часть – “Ни звёзды, ни цветочки”.

2-я часть больше, чем 1-я. Простая 3-х частная форма. Обращение к ручью – 1-й раздел 2-й части. Опять появляется журчание ручья. Здесь появляется мажоро-минор. Это характерно для Шуберта. В середине 2-й части мелодия становится речитативной. Неожиданный поворот в G-dur. В репризе 2-го раздела опять появляется мажоро-минор.

Схема формы песни

A - C

CBC

11 песня – “Моя”. В ней идёт постепенное нарастание лирического радостного чувства. Она близка народным австрийским песням.

12-14 песни выражают полноту счастья. Перелом в развитии происходит в песне № 14 (Охотник) – c-moll. Складнапоминает охотничью музыку (6\8, параллельные секстаккорды). Дальше (в следующих песнях) идёт нарастание печали. Это отражается в фортепианной партии.

15 песня – “Ревность и гордость”. Отражает отчаяние, смятение (g-moll). 3-х частная форма. Вокальная партия становится более декламационная.

16 песня – “Любимый цвет”. h-moll. Это скорбная кульминация всего цикла. В музыке есть застылость (астинатный ритм), постоянное повторение фа#, острые задержания. Характерно сопоставление h-moll и H-dur. Слова: “В зелёную прохладу….”. В тексте впервые в цикле воспоминание о смерти. Далее она будет пронизывать весь цикл. Куплетная форма.

Постепенно к концу цикла происходит печальное просветление.

19 песня – “Мельник и ручей”. g-moll. 3-х частная форма. Это как бы разговор мельника и ручья. Середина в G-dur. Опять появляется журчание ручья у фортепиано. Реприза – опять поёт мельник, опять g-moll, но остаётся журчанье ручья. В конце просветление – G-dur.

20 песня – “Колыбельная песня ручья”. Ручей успокаивает мельника на дне ручья. E-dur. Это одна из любимых тональностей Шуберта (“Песня Липа” в “Зимнем пути”, 2-я часть неоконченной симфонии). Куплетная форма. Слова: “Спи, усни” от лица ручья.

Вокальный цикл “Зимний Путь”

Написан в 1827 г.. 24 песни. Так же, как и “Прекрасная мельничиха”, на слова В. Мюллера. Несмотря на 4 года разницы они разительно отличаются друг от друга. 1-й цикл светлый по музыке, а этот трагичный, отражает отчаяние, охватившееШуберта.

Тема сходна с 1-м циклом (тоже тема любви). Действие в 1-й песне гораздо меньше. Герой уходит из города, где живёт его девушка. Родители бросают его и он (зимой) уходит из города. Остальные песни – лирическая исповедь. Преобладание минора.Песни трагические. Стиль совсем другой. Если сравнить вокальные партии, то мелодии 1-го цикла более обобщённые, раскрывают общее содержание стихов, широкие, близки народным австрийским песням, а в “Зимнем пути” вокальная партия более декламационная, нет песенности, гораздо менее близка народным песням, становится более индивидуализированная.

Фортепианная партия усложнена резкими диссонансами, переходами в далёкие тональности, энгармонические модуляции.

Формы тоже усложняются. Формы насыщены сквозным развитием. Например, если куплетная форма, то куплет варьируется, если 3-х частная, то репризы сильно изменены, динамизированы (“У ручья”).

Мажорных песен мало, и даже в них проникает минор. Эти светлые островки: “Липа”, “Весенний Сон” (кульминация цикла, № 11) – здесь сосредоточено романтическое содержание и суровая действительность. 3-й раздел – смех над самим собой и над своими чувствами.

1 песня – “Спокойно спи” d-moll. Мерный ритм июля. “Чужим путём пришёл я, чужим покину”. Начинается песня с высокой кульминации. Куплетно-вариационная. Эти куплеты варьированы. 2-й куплет – d-moll – “Нельзя мне медлить доле”. 3-1 куплет – “Здесь больше ждать не стоит”. 4-й куплет – D-dur – “К чему мешать покою”. Мажор, так как воспоминание о возлюбленной. Уже внутри куплета возвращается минор. Конец в миноре.

3-я песня – “Застывшие слёзы” (f-moll). Гнетущая, тяжёлое настроение – “Из глаз струятся слёзы и стынут на щеках”. В мелодии сильно заметно усиление речитативности – “О, эти слёзы”. Тональные отклонения, усложнённый гармонический склад. 2-х частная форма сквозного развития. Репризы нет как таковой.

4-я песня – “Оцепенение”, c-moll. Очень широко развитая песня. Драматический, отчаянный характер. “Её следы ищу я”. Сложная 3-х частная форма. Крайние части состоят из 2-х тем. 2-я тема в g-moll. “Хочу припасть к земле я”. Прерванные каденции продлевают развитие. Средняя часть. Просветлённый As-dur. “О где цветы былые?”. Реприза – 1-я и 2-я тема.

5-я песня – “Липа”. E-dur. В песню проникает e-moll. Куплетно-вариационная форма. В фортепианной партии изображается шелест листвы. 1-й куплет – “У входа в город липа”. Спокойная, умиротворённая мелодия. В этой песни очень важные фортепианные моменты. Они имеют изобразительный и выразительный характер. 2-й куплет уже в e-moll. “И в путь спеша далёкий”. В фортепианной партии появляется новая тема, тема странствий с триолями. Во 2-й половине 2-го куплета появляется мажор. “Вот ветки зашумели”. Фортепианный фрагмент рисует порывы ветра. На этом фоне звучит драматический речитатив между 2-ми и 3-ми куплетами. “Стенной, холодный ветер”. 3-й куплет. “Теперь уже я далеко брожу в стране чужой”. Соединяются черты 1-го и 2-го куплета. В фортепианной партии тема странствий из 2-го куплета.

7-я песня – “У ручья”. Пример сквозного драматического развития формы. В основе 3-х частная форма с сильной динамизацией. E-moll. Музыка застылая, печальная. “О мой ручей бурливый”. Композитор строго следует тексту, происходят модуляции в cis-moll на слове “теперь”. Средняя часть. “На льду я камнем острым”. E-dur (речь о любимой). Происходит ритмическое оживление. Ускорение пульсации. Появляются триоли шестнадцатыми. “Я счастье первой встречи оставлю здесь на льду”. Реприза сильно изменена. Сильно расширена – в 2 руки. Тема уходит в фортепианную партию. А в вокальной партии речитатив “В ручье застывшем себя я узнаю”. Ритмические изменения появляются дальше. Появляются 32-е длительности. Драматическая кульминация к концу пьесы. Множество отклонений – e-moll, G-dur, dis-moll, gis-moll – fis-moll g-moll.

11 песня – “Весенний сон”. Смысловая кульминация. A-dur. Светлая. В ней как бы 3 сферы:

    воспоминания, сон

    внезапное пробуждение

    насмешка над своими мечтами.

1-й раздел. Вальс. Слова: “Мне грезился луг весёлый”.

2-й раздел. Резкий контраст (e-moll). Слова: “Пропел петух внезапно”. Петух и ворон – символ смерти. В этой песне присутствует петух, а в песне №15 присутствует ворон. Характерно сопоставление тональностей – e-moll – d-moll – g-moll – a-moll. Резко звучит гармония II низкой ступени на тоническом органном пункте. Резкие интонации (встречаются ноны).

3-й раздел. Слова: “Но кто же там цветами украсил мне окна все”. Появляется минорная доминанта.

Куплетная форма. 2 куплета, каждый из которых состоит из этих 3-х контрастных разделов.

14 песня – “Седины”. Трагический характер. C-moll. Волна скрытого драматизма. Диссонирующие гармонии. Есть сходство с 1-й песней (“Спокойно спи”), но в искажённом обострённом варианте. Слова: “Украсил иней мне чело…”.

15 песня – “Ворон”. C-moll. Трагическая просветлённость из-

за фигураций триолями. Слова: “Чёрный ворон в путь за мной пустился дальний”. 3-х частная форма. Средняя часть. Слова: “Ворон, странный чёрный друг”. Мелодия декламационная. Реприза. После неё идёт фортепианное заключение в низком регистре.

20 песня – “Путевой столб”. Появляется ритм шага. Слова: “Почему мне стало трудно вдоль больших дорог идти?”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – f-moll. Куплетно-вариационная форма. Сопоставление мажора и минора. 2-й куплет – G-dur. 3-й куплет – g-moll. Важна кода. Песня передаёт застылость, оцепенение, веяние смерти. Это проявляется в вокальной партии (постоянное повторение одного звука). Слова: “Вижу столб – один измногих…”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – cis-moll – g-moll.

24 песня – “Шарманщик”. Очень простая и глубоко трагичная. A-moll. Герой встречает несчастного шарманщика и предлагает ему вместе терпеть горе. Вся песня на квинтовом тоническом органном пункте. Квинты изображают шарманку. Слова: “Вот стоит шарманщик грустно за селом”. Постоянная повторность фраз. Куплетная форма. 2 куплета. В конце драматическая кульминация. Драматический речитатив. Заканчивается вопросом: “Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, хочешь, будем вместе под шарманку петь?”. Встречаются уменьшённые септаккорды на тоническом органном пункте.

Симфоническое творчество

Шуберт написал 9 симфоний. При жизни ни одна из них не была исполнена. Он является основоположником лирико-романтической симфонии (неоконченная симфония) и лирико-эпической симфонии (№9 – C-dur).

Неоконченная симфония

Написана в 1822 г. h-moll. Написана в пору творческого рассвета. Лирико-драматическая. Впервые личная лирическая тема стала основой в симфонии. В неё проникает песенность. Она пронизывает всю симфонию. Она проявляется в характере и изложении тем – мелодия и аккомпанемент (как в песне), в форме – форма законченная (как куплет), в развитии – оно вариационное, приближённость звучания мелодии к голосу. В симфонии 2 части – h-moll и E-dur. Шуберт начинал писать 3-ю часть, но бросил. Характерно то, что до этого он уже написал 2фортепианные 2-хчастные сонаты – Fis-dur и e-moll. В эпоху романтизма в результате свободного лирического высказывания изменяется строение симфонии (другое количество частей). У Листа тенденция к сжатию симфонического цикла (Фауст-симфония из 3-х частей, симфония Донта – из 2-х частей). Лист создал одночастную симфоническую поэму. У Берлиоза расширение симфонического цикла (Фантастическая симфония – 5 частей, симфония “Ромео и Джульетта” - 7 частей). Это происходит под влиянием програмности.

Романтические черты проявляются не только в песенности и 2-х частности, но и в тональных соотношениях. Это – не классическое соотношение. Щуберт заботится о красочном тональном соотношении (Г.П. – h-moll, П.П. – G-dur, а в репризе П.П. – в D-dur). Терцовое соотношение тональностей характерно для романтиков. Во II-й части Г.П. – E-dur, П.П. – cis-moll, а в репризе П.П. – a-moll. Здесь тоже терцовое соотношение тональностей. Романтической чертой также является и вариационность тем – не дробление тем на мотивы, а варьирование целой темы. Симфония заканчивается в E-dur, а сама она в h-moll (это тоже характерно для романтиков).

I-я часть – h-moll. Тема вступления – как романтический вопрос. Она в нижнем регистре.

Г.П. – h-moll. Типичная песня с мелодией и аккомпанементом. Солирует кларнет и гобой, а струнные аккомпанируют. Форма, как и у куплета, законченная.

П.П. – не контрастна. Она тоже песенная, но она ещё и танцевальная. Тема проходит у виолончели. Пунктирный ритм, синкопирование. Ритм является как бы связкой между частями (потому, что он есть и в П.П. во II-й части). В ней посередине происходит драматический перелом, он осень резкий (переход в c-moll). В этом переломе вторгается тема Г.П.. Это – классическая черта.

З.П. – построена на теме П.П.. G-dur. Каноническое проведение темы у разных инструментов.

Экспозиция повторяется – как у классиков.

Разработка. На грани экспозиции и разработки возникает тема вступления. Здесь она в e-moll. В разработке участвует тема вступления (но драматизированная) и синкопированный ритм от аккомпанемента П.П.. Здесь огромна роль полифонических приёмов. В разработке 2 раздела:

1-й раздел. Тема вступления в e-moll. Окончание изменено. Тема приходит к кульминации. Энгармоническая модуляция из h-moll в cis-moll. Далее идёт синкопированный ритм из П.П.. Тональный план: cis-moll – d-moll – e-moll.

2-й раздел. Это преобразованная тема вступления. Звучит грозно, повелительно. E-moll, затем h-moll. Тема сначала у медных, а потом проходит каноном во всех голосах. Драматическая кульминация, построенная на теме вступления каноном и на синкопированном ритме П.П.. Рядом с ней соседствует мажорная кульминация – D-dur. Перед репризой идёт перекличка деревянных духовых.

Реприза. Г.П. – h-moll. П.П. – D-dur. В П.П. опять происходит перелом в развитии. З.П. – H-dur. Переклички между разными инструментами. Каноническое проведение П.П.. На грани репризы и коды тема вступления звучит в той же тональности, как и вначале – в h-moll. На ней строится вся кода. Тема звучит канонически и очень скорбно.

II-я часть. E-dur. Сонатная форма без разработки. Здесь присутствует пейзажная лирика. В общем она светлая, но в ней бывают вспышки драматизма.

Г.П. . Песенная. Тема у скрипок, а в басах – пиццикато (у контрабасов). Красочные гармонические сочетания – E-dur – e-moll – C-dur – G-dur. В теме есть колыбельные интонации. 3-х частнаяформа. Она (форма) закончена. Середина драматическая. Реприза Г.П. сокращённая.

П.П. . Лирика здесь более личного характера. Тема тоже песенная. В ней, так же, как и у П.П. II-й части, синкопированный аккомпанемент. Он связывает эти темы. Соло – тоже романтическая черта. Здесь соло сначала у кларнета, потом у гобоя. Тональности подобранны очень красочно – cis-moll – fis-moll – D-dur – F-dur – d-moll – Cis-dur. 3-х частная форма. Середина вариационная. Есть реприза.

Реприза. E-dur. Г.П. – 3-х частная. П.П. – a-moll.

Кода. Здесь все темы по очереди как бы растворяются.Звучат элементы Г.П.

Творческий путь. Роль бытовой и народной музыки в художественном формировании Шуберта

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтентале, предместье Вены, в семье школьного учителя. Демократическая среда, окружавшая его с детских лет, оказала большое влияние на будущего композитора.

Приобщение Шуберта к искусству началось с домашнего музи­цирования, столь характерного для австрийского городского быта. По-видимому, с юных лет Шуберт начал овладевать и многона­циональным музыкальным фольклором Вены.

В этом городе, на границе востока и запада, севера и юга, столице «лоскутной» империи, смешивались многие национальные культуры, в том числе и музыкальные. Австрийский, немецкий, итальянский, славянский в нескольких разновидностях (украинский, чешский, русинский, хорватский), цыганский, венгерский фольклор звучал повсеместно.

В произведениях Шуберта, вплоть до самых последних, ощути­мо родство с многообразными национальными истоками бытовой музыки Вены. Бесспорно, господствующая струя в его творчест­ве - австро-немецкая. Будучи австрийским композитором, Шуберт много взял и от немецкой музыкальной культуры. Но на этом фо­не особенно устойчиво и рельефно проявляются черты славянского и венгерского фольклора.

В разностороннем музыкальном образовании Шуберта (он уже дома познакомился с основами композиции, с хоровым искусством, игрой на органе, клавире, скрипке) не было ничего профессиональ­ною. В эпоху зарождающегося эстрадно-виртуозного искусства оно оставалось патриархальным и несколько старомодным. Дейст­вительно, недостаточность виртуозной тренировки на фортепиано являлась одной из причин отчужденности Шуберта от концертной эстрады, которая в XIX столетии стала самым мощным средством пропаганды новой музыки, в особенности фортепианной. Впослед­ствии ему приходилось преодолевать свою робость перед больши­ми публичными выступлениями. Однако отсутствие концертного опыта имело и свою положительную сторону: оно компенсирова­лось чистотой и серьезностью музыкальных вкусов композитора.

Произведения Шуберта свободны от нарочитой эффектности, от стремления угодить вкусам мещанской публики, ищущей в искусстве прежде всего развлечения. Характерно, что из общего числа - примерно полторы тысячи произведений - он создал только два собственно эстрадных сочинения («Концертштюк» для скрипки и оркестра и «Полонез» для скрипки с оркестром).

Шуман, один из первых ценителей венского романтика, писал, что последнему «не было нужды предварительно преодолевать в себе виртуоза».

Существенна и неизменная творческая связь Шуберта с народ­но-бытовыми жанрами, которые культивировались в его домашней среде. Основной художественный жанр Шуберта - песня - искус­ство, бытующее в народе. Свои наиболее новаторские черты Шуберт черпает из традиционной народно-бытовой музыки. Песни, четырехручная фортепианная пьеса, обработка народных танцев (вальсы, лендлеры, менуэты и другие) - все это имело перво­степенное значение в определении творческого облика венского романтика. В продолжение всей жизни композитор сохранял связь не просто с бытовой музыкой Вены, но с характерным стилем вен­ского предместья.

Пятилетнее обучение в Конвикте *,

* Закрытое общеобразовательное учебное заведение, бывшее одновременно и школой придворных певчих.

с 1808 по 1813 год, значи­тельно расширило музыкальный кругозор юноши и на долгие годы определило характер его идейных и художественных инте­ресов.

В школе, играя в ученическом оркестре и дирижируя им, Шу­берт познакомился с рядом выдающихся произведений Гайдна, Моцарта, Бетховена, которые оказали глубокое воздействие на формирование его художественных вкусов. Непосредственное участие в хоре дало ему отличное знание и ощущение вокальной культуры, столь важные для его будущего творчества. В Конвикте же с 1810 года началась напряженная творческая деятельность композитора. И, кроме того, именно там, среди учащихся, Шуберт нашел близкую ему среду. В отличие от Сальери, официального руководителя по композиции, стремившегося воспитать ученика в традициях итальянской opera seria, молодежь сочувствовала исканиям Шуберта, приветствовала в его произведениях тяготение к национально-демократическому искусству. В его песнях и бал­ладах она чувствовала дух национальной поэзии, воплощение ху­дожественных идеалов нового поколения.

В 1813 году Шуберт ушел из Конвикта. Под сильным давле­нием семьи он согласился стать учителем и, вплоть до конца 1817 года, преподавал азбуку и другие элементарные предметы в школе своего отца. Это была первая и последняя служба в жиз­ни композитора.

В годы, связанные с тяготившей его педагогической деятель­ностью, творческий талант Шуберта развернулся с изумительным блеском. Несмотря на полное отсутствие связей с профессиональ­ным музыкальным миром, он сочинял песни, симфонии, квартеты, духовно-хоровую музыку, фортепианные сонаты, оперы и другие произведения. Уже в этот период в его творчестве ясно обозначи­лась ведущая роль песни. За один только 1815 год, Шуберт сочи­нил более ста сорока романсов. Он писал с жадностью, используя каждую свободную минуту, едва успевая заносить на бумагу обуревавшие его мысли. Почти без помарок и изменений он соз­давал одно законченное произведение за другим. Неповторимое своеобразие каждой миниатюры, поэтическая тонкость их настрое­ний, новизна и цельность стиля возвышают эти произведения над всем, что было создано в песенном жанре предшественниками Шу­берта. В «Маргарите за прялкой», «Лесном царе», «Скитальце», «Форели», «К музыке» и многих других песнях этих лет уже пол­ностью определились характерные образы и выразительные при­емы романтической вокальной лирики.

Положение провинциального учителя становилось для композитора невыносимым. В 1818 году произошел болезненный разрыв с отцом в связи с тем, что Шуберт отказался от службы. Он начал новую жизнь, всецело посвятив себя творчеству.

Эти годы отмечены тяжелой непрекращающейся нуждой. Никакого источника материального дохода у Шуберта не было. Его музыка, получавшая постепенное признание среди демократиче­ской интеллигенции, исполнялась почти исключительно в частных домах и преимущественно в провинции, не привлекая внимания влиятельных лиц в музыкальном мире Вены. Так продолжалось десять лет. Только накануне смерти Шуберта издатели начали покупать у него мелкие пьесы, да и то за ничтожную плату. Не имея средств на наем квартиры, композитор большую часть време­ни жил у своих друзей. Оставшееся после него имущество было оценено в 63 флорина.

Два раза - в 1818 и 1824 годах - под давлением крайней нужды Шуберт ненадолго уезжал в Венгрию, в качестве учителя музыки в семействе графа Эстергази. Относительная обеспечен­ность и даже привлекавшая композитора новизна впечатлений, особенно музыкальных, которые оставили ощутимый след в его творчестве, все же не искупали тяжести положения «придворного слуги» и духовного одиночества.

И, однако, ничто не могло парализовать его душевные силы: ни нищенский уровень существования, ни болезнь, постепенно разрушавшая здоровье. Его путь был непрерывным творческим вос­хождением. В 20-х годах Шуберт жил особенно напряженной духовной жизнью. Он вращался в среде передовой демократиче­ской интеллигенции *.

* К шубертовскому кружку принадлежали И. фон Шпаун, Ф. Шобер, выдаю­щийся художник М. фон Швинд, братья А. и И. Хюттенбревнер, поэт Е. Мейергофер, поэт-революционер И. Зенн, художники Л. Купельвизер в И. Тельчер, студент Э. фон Бауернфельд, знаменитый певец И. Фогль и другие. В последние годы к нему примкнул выдающийся австрийский драматург и поэт Франц Грильпарцер.

Общественные интересы и вопросы полити­ческой борьбы, новейшие произведения литературы и искусства, современные философские проблемы находились в центре внима­ния Шуберта и его друзей.

Композитор остро ощущал гнетущую атмосферу меттерниховской реакции, особенно сгустившуюся в последние годы его жизни. В 1820 году весь кружок Шуберта получил официальное осуж­дение за революционные настроения. Протест против существовав­шего порядка откровенно выражен в письмах и других высказы­ваниях великого музыканта.

«Просто несчастье, как все теперь костенеет в пошлой прозе, и многие люди равнодушно взирают на это и даже чувствуют себя вполне хорошо, преспокойно катясь по грязи в пропасть», - пишет он другу в 1825 году.

«...Уж мудрое и благотворное государственное устройство позаботилось о том, чтобы художник всегда оставался рабом вся­кого жалкого торгаша», - говорится в другом письме.

Сохранилось стихотворение Шуберта «Жалоба народу» (1824), по признанию автора, сочиненное «в одну из тех мрачных минут, когда я особенно остро и болезненно почувствовал бесплодность и ничтожество жизни, характерные для нашего времени». Вот строки из этого излияния:

О юность наших дней, промчалась ты!
Растрачена впустую мощь народа,
И яркого все меньше год от года,
И жизнь идет дорогою тщеты.
В страданиях все тяжелее жить,
Хотя во мне еще остались силы.
Потерянные дни, что мне постылы,
Могли б великой цели послужить...
И лишь тебе, Искусство, суждено
Запечатлеть и действие и время,
Чтобы умерить горестное бремя...*

* Перевод Л. Озерова

И в самом деле, всю свою нерастраченную духовную энергию Шуберт отдал искусству.

Высокая интеллектуальная и духовная зрелость, достигнутая им в эти годы, отразилась в новом содержании его музыки. Большая философская углубленность и драматичность, тяготение к крупным масштабам, к обобщающему инструментальному мышле­нию отличают творчество Шуберта 20-х годов от музыки раннего периода. Бетховен, который еще несколько лет тому назад, в пе­риод безграничного преклонения Шуберта перед Моцартом, иног­да отпугивал молодого композитора своими исполинскими стра­стями и суровой, неприкрашенной правдивостью, теперь стал для него высшим художественным мерилом. Бетховенское - в смысле масштабов, большой интеллектуальной глубины, драма­тической трактовки образов и героических тенденций - обогатило непосредственный и эмоционально-лирический характер ранней шубертовской музыки.

Уже в первой половине 20-х годов Шуберт создает инструмен­тальные шедевры, которые впоследствии заняли место в ряду самых выдающихся образцов мировой музыкальной классики. В 1822 году была написана «Неоконченная симфония» - первое симфоническое произведение, в котором романтические образы по­лучили свое законченное художественное выражение.

В раннем периоде новые романтические темы - любовная ли­рика, картины природы, народная фантастика, лирическое настрое­ние - воплощались Шубертом в песенном творчестве. Его инстру­ментальные произведения тех лет были еще очень зависимы от классицистских образцов. Теперь же сонатные жанры стали у него выразителями нового мира идей. Не только «Неоконченная симфо­ния», но и три замечательных квартета, сочиненные в первой поло­вине 20-х годов (неоконченный, 1820; ля-минорный, 1824; ре-минорный, 1824-1826), соперничают с его песней новизной, красотой и законченностью стиля. Поразительной кажется смелость мо­лодого композитора, который, безгранично преклоняясь перед Бетховеном, пошел по своему пути и создал новое направление роман­тического симфонизма. Столь же самостоятельной в этот период оказывается его трактовка камерной инструментальной музыки, которая уже не следует ни по пути квартетов Гайдна, служивших ему ранее образцами, ни по пути Бетховена, у которого в эти же годы квартет превратился в философский жанр, значительно отличающийся по стилю от его демократических драматизирован­ных симфоний.

И в фортепианной музыке в эти годы Шуберт создает высокие художественные ценности. Фантазия «Скиталец» (ровесница «Нео­конченной симфонии»), немецкие танцы, вальсы, лендлеры, «Му­зыкальные моменты» (1823-1827), «Экспромты» (1827), множество фортепианных сонат можно без преувеличения оценить как новый этап в истории музыкальной литературы. Свободная от схема­тического подражания классицистской сонате, эта фортепианная музыка отличалась небывалой лирико-психологической выразительностью. Выросшая из интимной импровизации, из бытового танца, она основывалась на новых романтических художественных средствах. Ни одно из этих творений не прозвучало с концертной эстрады при жизни Шуберта. Слишком резко расходилась глубо­кая, сдержанная фортепианная музыка Шуберта, проникнутая тонким поэтическим настроением, с развивающимся в те годы пианистическим стилем - виртуозно-бравурным, эффектным. Да­же фантазия «Скиталец» - единственное виртуозное фортепиан­ное произведение Шуберта - была настолько чужда этим требо­ваниям, что только аранжировка Листа помогла ей достигнуть популярности на концертной эстраде.

В хоровой сфере появляется месса As-dur (1822)-одно из самых оригинальных и сильных произведений, созданных в этом старинном жанре композиторами XIX века. Четырехголос­ным вокальным ансамблем «Песнь духов над водами» на текст Гёте (1821) Шуберт открывает совсем неожиданные красочно-выразительные ресурсы хоровой музыки.

Он вносит изменения даже в песню - область, в которой чуть ли не с первых шагов Шуберт нашел законченную романтическую форму. В песенном цикле «Прекрасная мельничиха» (1823) на тексты поэта Мюллера ощущается более драматическое и углуб­ленное восприятие мира. В музыке на стихи Рюккерта, Пиркера, из «Вильгельма Мейстера» Гете и других заметны большая свобо­да выражения и более совершенное развитие мысли.

«Слова скованы, но звуки, к счастью, еще свободны!» - сказал про меттерниховскую Вену Бетховен. И в творчестве последних лет Шуберт выразил свое отношение к мраку окружающей его жизни. В ре-минорном квартете (1824-1826), в песенном цикле «Зимний путь» (1827), в песнях на тексты Гейне (1828) с поражающей силой н новизной воплощена трагедийная тема. Насыщенная страстным протестом, шубертовская музыка этих лет одновремен­но отличается небывалой психологической глубиной. И все же ни разу ни в одном из поздних произведений трагическое мироощуще­ние композитора не перешло в надломленность, в безверие, в нев­растению. Трагическое в искусстве Шуберта отражает не бессилие, а скорбь о человеке и веру в его высокое назначение. Говоря о духовном одиночестве, оно выражает и непримиримое отношение к мрачной современности.

Но наряду с трагедийной темой в искусстве Шуберта послед­них лет отчетливо проявляются героико-эпические тенденции. Именно тогда он создал свою наиболее жизнеутверждающую и светлую музыку, проникнутую пафосом народности. Девятая сим­фония (1828), струнный квартет (1828), кантата «Победная песнь Мириам» (1828) - эти и другие произведения говорят о стремле­нии Шуберта запечатлеть в своем искусстве образы героики, обра­зы «времени могущества и деяний».

Самые поздние произведения композитора открыли новую не­ожиданную сторону его творческой индивидуальности. Лирик и миниатюрист начал увлекаться монументально-эпическими полот­нами. Захваченный открывавшимися перед ним новыми художест­венными горизонтами, он думал целиком посвятить себя крупным, обобщающим жанрам.

«Я более ничего не желаю слышать про песни, я теперь оконча­тельно принялся за оперы и симфонии», - заявил Шуберт по окон­чании своей последней, С-dur"ной симфонии, за полгода до конца жизни.

Его обогащенная творческая мысль находит свое отражение в новых исканиях. Теперь Шуберт обращается не только к венско­му бытовому фольклору, но и к народной тематике в более широ­ком, бетховенском плане. Возрастает его интерес и к хоровой музыке, и к полифонии. В последний год жизни он сочинил четыре крупных хоровых произведения, в том числе выдающуюся мессу Es-dur. Но грандиозные масштабы сочетались у него с тонкой де­тализацией, а бетховенский драматизм - с романтическими обра­зами. Никогда прежде Шуберт не достигал такой многогранности и глубины содержания, как в своих самых последних творениях. Композитор, сочинивший уже более тысячи произведений, стоял в год смерти на пороге новых грандиозных открытий.

Конец жизни Шуберта был ознаменован двумя выдающимися событиями, происшедшими, однако, с роковым опозданием. В 1827 году Бетховен высоко оценил несколько песен Шуберта и выразил желание познакомиться с произведениями молодого автора. Но когда Шуберт, преодолев застенчивость, пришел к ве­ликому музыканту, Бетховен уже лежал на смертном одре.

Другим событием был первый авторский вечер Шуберта в Вене (в марте 1828 года), прошедший с огромным успехом. Но через несколько месяцев после этого концерта, который впервые привлек к композитору внимание широкой музыкальной общественности столицы, его не стало. Смерть Шуберта, наступившая 19 ноября 1828 года, была ускорена длительным нервным и физическим истощением.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх