Крик. Описание картины Эдварда Мунка

«Крик» - группа картин, выполненных в жанре экспрессионизма норвежским художником Эдвардом Мунком, изображающая исполненную отчаяния фигуру на фоне кроваво-красного неба. Пейзаж на фоне — вид Осло-Фьорда с холма Экеберг, в городе Осло, Норвегия.

Мунк создал четыре версии «Крика», каждая из которых выполнена разными техниками. В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом.

Проданная на аукционе Sotheby"s в Нью-Йорке картина «Крик» выполнена пастелью. Ранее она принадлежала сыну миллиардера Томаса Олсена и никогда не демонстрировалась широкой публике. При этом эта версия «Крика» является одной из самых узнаваемых в истории произведений искусства, на ровне с «Подсолнухами» Ван Гога или «Черным квадратом» Малевича.

Мунк сам продал Олсену эту картину в конце 19 века, норвежский судовладелец, который жил по соседству, был другом и покровителем художника. Сообщается, что картина по-прежнему помещена в простую раму, которую создал для нее сам Эдвард Мунк.

На аукционе она была продана за 12 минут и установила абсолютный рекорд по стоимости когда-либо ранее проданных произведений искусства - 19,1 миллионов долларов. За последнее десятилетие барьер в 100 млн долларов удалось взять лишь трем произведениям искусства - двум картинам Пикассо и одной скульптуре Альберто Джакометти. «Крик» побил рекорд, установленный картиной Пабло Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст», которая была продана в 2010 году за 106,5 миллиона долларов.

Мунк сам объяснил как родился замысел этой картины. «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы», - выгравировано на рамке проданного лота рукой Мунка.

Красноватое небо, возможно, было вызвано извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884.

Фигура на переднем плане, вероятно, изображает самого художника, не кричащего, а наоборот, защищающего себя от крика природы. В этом смысле, поза, в которой он себя изображает, может быть рефлекторной реакцией человека, старающегося спастись от сильного шума, реального или вымышленного.

«Крик» обращается к коллективному, бессознательному. Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциональное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание», - сказал накануне торгов Дэвид Норман, сопредседатель совета директоров Sotheby"s.

Он считает, что холст Мунка стал пророческой работой, предрекшей 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.

Три другие версии «Крика» не раз похищали из музеев, однако они неизменно возвращались владельцам.

Существует мнение, что картины прокляты. Мистика, по словам искусствоведа и специалиста по Мунку Александра Пруфрока, подтверждается реальными историями. Десятки людей, так или иначе входивших в контакт с полотном заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Все это создало картине недобрую славу, и посетители музея в Осло с опаской поглядывали на нее.

Однажды музейный служащий нечаянно уронил полотно. Спустя какое-то время у него начались страшные головные боли, припадки становились сильнее и в конце-концов он покончил с собой.

Есть также версия, что эта картина — частично плод психического расстройства художника. Есть сведения, что Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом, так как тяжело пережил в раннем детстве смерть сестры.

«Мунк неустанно воспроизводил «Крик», словно таким образом пытаясь избавиться от него, — до тех пор, пока не прошёл курс лечения в клинике. С победой над психозом он утерял способность (или необходимость) делать это», - сказано на сайте «Энциклопедия искусства».

«Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь», - писал Мунк о себе.

Сюжет

На мосту под багряным небом стоят люди. В пейзаже угадывается вид фьорда с холма Экеберг в Осло (которое во время Мунка называлось Христианией).

Сущность центрального образа остается загадкой. Художник не стремился к прорисовке это фигуры. Мунк пишет сам звук, состояние. Посмотрите, как согласованы линии, которыми написаны пейзаж и кричащий. Они словно в резонансе. Человек слышит крик природы и реагирует на него, и природа не может не отозваться на состояние человека. По сути, это идея вселенского единения.

В природе вы не найдете ни одной идеально прямой линии. И Мунк пишет окружающее именно в том виде, в каком оно было создано. «Я рисую не то, что вижу, а что увидел», — говорил он.

Существует 40 экземпляров «Крика» Мунка

О том, что легло в основу «Крика», сам художник написал в своем дневнике: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

Как выглядела изображенная на картине местность

Образ, который родился у Мунка, — это синтез того, что он чувствовал в то время, тех настроений, которые витали в Норвегии, детских страхов, бесконечной депрессии и одиночества.

Не исключено, что багряный цвет неба не преувеличение. Мунк действительно мог видеть такой цвет. В 1883 году в Кракатау произошло мощнейшее извержение вулкана. В атмосферу было выброшено огромное количество пепла, из-за чего в течение нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты.

Вполне возможно, что и тот крик, который слышал Мунк, не некая идея или галлюцинация. Рядом с Экебергом располагались крупнейшая скотобойня Осло и психиатрическая клиника. Крики забиваемых животных вместе с воплями душевнобольных были невыносимы.

Контекст

Всего «Криков» существует около сорока. Четыре из них — живописные картины (они появились в период между 1893 и 1910 годами), остальные работы — графические (включая печатную графику и рисунки). Картина задумывалась как часть «фриза» — серии о любви, жизни и смерти.

«Крик» — часть цикла картин о любви, жизни и смерти

Впервые «Крик» был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года. Конечно, никто ничего не понял, критика ополчилась на Мунка, а в галерею даже пришлось пригласить полицию, чтобы разъяренные люди не устроили погром.


Фрагмент фриза

Публика недоумевала, как столь приятный молодой человек может писать такие ужасные картины. Однако именно эта работа стала программной для экспрессионизма. Она принесла в искусство пронзительное одиночество и отчаяние. Нам, знающим, что ждет мир в XX веке, волей-неволей хочется назвать Мунка прорицателем.

Судьба художника

Семья Мунка была крайне религиозной. Его мать умерла от туберкулеза, когда Эдварду было 5 лет. Позднее от той же болезни скончалась старшая сестра Софи. Сам Мунк чудом избежал той же участи.

Королевскую школу Дизайна Кристиании Эдвард не закончил — он был не согласен с принципами академизма и натурализма, изменить которые было невозможно. Мунк начал самостоятельные поиски средств выражения своих идей. Первый скандал не заставил себя ждать. Критики буквально высмеивали картину «Больная девочка», на которой художник написал умирающую Софи. Полотно называли выкидышем, недоделкой. Однако Мунк и не попытался передать обстановку, в которой умирала его сестра, для него было важнее перенести на холст свои впечатления, боль и утрату.


«Мадонна» (1894−1895). Эту картину называют воплощением искусства Мунка

Во второй половине 1880-х художник стал завсегдатаем собраний «Богемы Кристиании» — содружества философов, писателей, музыкантов, художников, существовавшего до смерти главного его вдохновителя — писателя-анархиста Ханса Егера. Под звон бокалов они обсуждали политику, социальные проблемы, нравственный кризис общества, идеи о сексуальном поведении и табу.

Картины Мунка называли выкидышами и дегенеративным искусством

В начале 1890-х Мунк много времени провел во Франции, где, безусловно, видел работы Ван Гога и Гогена. И то влияние, которое они на него оказали, заметно, в том числе, и в «Крике»: яркие цвета (которых раньше не было у Мунка), образы из перетекающих линий, более четкая прорисовка.


В мастерской Мунка, 1902

В дальнейшем стиль художника становится все более резким, размашистым, меняется тематика, настроение, уходит тот надрыв, который был в ранних работах. Постепенно к искусству Мунка начали привыкать, критика была уже не столь категоричны, у художника появляются даже обеспеченные покровители.

Последние 15 лет художник почти не работал — из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза у него начались проблемы со зрением. А когда в 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией, Мунк вновь впал в тревогу, на этот раз за жизнь и имущество, которое могли конфисковать нацисты. Скончался он в 1944 году.

Каждое произведение искусства имеет свою уникальную, не похожую ни на одну другую историю, свой символизм и свои тайны. И в новой рубрике «Pic of the Week» Styleinsider будет рассказывать о судьбе и историях создания самых знаменитых шедевров мировой живописи. И первой станет одна из самых загадочных картин в истории — «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка.

Год создания

Версии картины

Всего существует четыре варианта картины. В Музее Эдварда Мунка находятся две картины. Одна из них выполнена маслом, а ещё одна — пастелью. В Национальном музее Норвегии экспонируется наиболее известная версия картины, написанная маслом. Ещё одна картина, написанная пастелью находится в частных руках и принадлежит американскому бизнесмену Леону Блэку.

История создания

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — так Мунк описывает момент, когда он ощутил потребность выразить охватившие его чувства. Ведь первоначальное название на немецком, которое дал Мунк своей работе, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Однако, «Крик» в известных нам вариациях появился не сразу. Ему предшествовали полотна «Отчаяние», «Тревога» и «Меланхолия», в которых он пытался найти идеальный образ, который передаст то ощущение ужаса, то эмоциональное напряжение и тот самый кровавый закат. Мы видим, что на картине небеса окрашены в ярко-алый цвет, который так впечатлил Мунка. В связи с этим некоторые учёные выдвинули версию, что такой оттенок неба был связан с извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Существует также версия, что картина стала отчасти плодом психического расстройства, ведь есть документальные сведения о том, что художник действительно страдал маниакально-депрессивным психозом, вызванным тяжёлым потрясением от смерти сестры.

Интересные факты

— «Крик» несколько раз похищали злоумышленники. Так, в 1994 году картина пропала из Национальной галереи, однако, через несколько месяцев она была возвращена на своё место. А в 2004 году «Крик» и другое известное произведение художника «Мадонна» были похищеныиз музея Мунка. Обе картины также были возвращены в 2006 году. Работы получили несколько повреждений и после реставрации снова были выставлены на показ в мае 2008.

— По мотивам «Крика» Энди Уорхол создал серию принтов-копий в нескольких цветах.

— Именно на основе картины была создана знаменитая маска из фильма «Крик»

— «Крик» в числе прочих работ Мунка был признан образцом дегенеративного искусства в нацистской Германии и был запрещён. Спас полотно от уничтожения и выкупил у Германии норвежский бизнесмен Олсен.

— На момент продажи с аукциона в 2012 году выполненная пастелью версия картины, принадлежавшая миллиардеру Петеру Олсену, стала самым дорогим произведением искусства, выставленным на открытых торгах. Работа была продана в течении 12 минут за сумму более, чем 119 миллионов долларов.

— Многие считают картину проклятой, так как люди, которые так или иначе соприкасались с этим полотном, часто заболевали, ссорились с родными, впадали в депрессию и внезапно умирали, что отчасти подтверждается реальными историями.

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - Что вдохновило Эдварда Мунка на картину “Крик”?

  • Извержение вулкана
  • Гроза
  • Пожар
  • Автокатострофа

Правильный ответ А. Извержение вулкана

“Крик” считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире. “Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу”, говорил Эдвард Мунк об истории создания картины. Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал 4 версии “Крика”, и есть версия, что картина эта – плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном.

«Такое мог написать только сумасшедший» - эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик».

С этим утверждением сложно поспорить, особенно учитывая тот факт, что живописец и в самом деле около года провел в лечебнице для душевнобольных. Но хотелось бы немного дополнить слова экспрессивного критика: такое, действительно, мог нарисовать только сумасшедший, вот только псих этот явно был гением.

Еще никому и никогда не удавалось выразить в незамысловатом образе столько эмоций, вложить в него столько смысла. Перед нами настоящая икона, вот только говорит она не о рае, не о спасении, а об отчаянии, безграничном одиночестве и полной безнадежности. Но для того чтобы понять, как Эдвард Мунк пришел к своей картине, нам нужно немного углубиться в историю его жизни.

Пожалуй, очень символично, что художник, оказавший огромное влияние на живопись ХХ века, родился в стране, которая была настолько далека от искусства, всегда считалась провинцией Европы, где само слово «живопись» вызывало больше вопросов, чем ассоциаций.

Детство Эдварда явно нельзя назвать счастливым. Его отец, Кристиан Мунк, был военным врачом, всегда зарабатывал немного. Семья жила в бедности и регулярно переезжала, меняя один дом в трущобах Христиании (тогда провинциальном городе в Норвегии, а ныне - столице государства Осло) на другой. Быть бедняком всегда плохо, но быть бедняком в XIX веке было намного хуже, чем сейчас. После романов Ф. М. Достоевского (к слову, любимого писателя Эдварда Мунка) сомнений в этом не остается.

Болезнь и смерть - вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Когда Эдварду было пять лет, умерла его мать, и впавший в отчаяние отец ударился в болезненную религиозность. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Пытаясь спасти души своих детей, он в самых ярких красках описывал им муки ада, говоря о том, как важно быть добродетельными, чтобы заслужить место в раю. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Его мучили кошмары, он не мог спать по ночам, ведь во сне все слова религиозного родителя оживали, приобретая визуальную форму. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым.

«Болезнь, безумие и смерть - три ангела, преследовавшие меня с самого детства» , - писал живописец позднее в своем личном дневнике.

Согласитесь, что это было своеобразное видение божественной троицы.

Единственным человеком, который пытался успокоить несчастного запуганного мальчика и дарил ему столь нужную материнскую заботу, была его сестра Софи. Но, похоже, Мунку на роду было написано терять все, что дорого. Когда художнику было пятнадцать, ровно через десять лет после смерти матери, сестра умерла. Тогда, наверное, и началась его борьба, которую он вел со смертью с помощью искусства. Потеря любимой сестры была положена им в основу первого шедевра, картины «Больная девочка».

Стоит ли говорить, что провинциальные «ценители искусства» из Норвегии в пух и прах раскритиковали это полотно. Его называли незаконченным этюдом, упрекали автора в небрежности… За всеми этими словами критики упустили главное: перед ними была одна из самых чувственных картин своего времени.

Впоследствии Мунк всегда говорил, что никогда не стремился к детальному изображению, а переносил на свои картины только то, что выделил его глаз, что по-настоящему было важно. Именно это мы и видим на данном полотне.



Выделяется только лицо девочки, а точнее - ее глаза. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Кажется, что картину жизни облили растворителем и все предметы начинают терять форму перед тем, как превратиться в ничто. Фигура женщины в черном, которая часто встречается в произведениях художника и олицетворяет собой смерть, склонила перед умирающей голову и уже держит ее за руку. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство - это всегда взгляд за спину смерти.

И хотя норвежский художник стремился смотреть дальше смерти, она упорно стояла перед его глазами, стремилась обратить внимание на себя. Смерть старшей сестры послужила толчком для рождения его таланта, но расцвел он на фоне еще одной семейной трагедии. Именно тогда Мунк, до этого момента увлекавшийся импрессионизмом, пришел к абсолютно новому стилю и стал создавать картины, принесшие ему бессмертную славу.

Еще одна сестра художника, Лаура, была помещена в клинику для душевнобольных, а в 1889 году от инсульта умер его отец. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. С того момента он был абсолютно одинок, стал добровольным отшельником, удалился от мира и людей. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. И хотя большинство творцов находили спасение от своих внутренних демонов в любви, то Эдвард Мунк был явно не из их числа. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.

Уже получивший признание во Франции и внешне красивый живописец пользовался огромным успехом у женщин. Вот только сам он избегал любых долгих романов, думая, что такие отношения лишь приближают смерть. Доходило до того, что во время свидания он, не объясняя причин, мог встать и уйти, а потом больше никогда не встречаться с покинутой им женщиной.

Достаточно вспомнить картину «Созревание», известную еще под названием «Переходный возраст».



В восприятии Мунка сексуальность - это могучая, но темная и опасная для человека сила. Неслучайно тень, которую фигура девушки отбрасывает на стену, выглядит так неестественно. Она, скорее, напоминает призрак, злой дух. Любовь - это одержимость демонами, а больше всего демоны мечтают принести вред своей телесной оболочке. Так о любви не говорил еще никто! Цикл картин «Фриз жизни» посвящен именно этому чувству. Кстати, именно в нем был представлен «Крик». Эта картина - завершающая стадия любви.

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу» , - так в своем дневнике Мунк описывал чувство, которое вдохновило его на создание картины.

Но это произведение не было создано в едином порыве вдохновения, как думают многие. Художник работал над ним очень долго, постоянно меняя замысел, добавляя те или иные детали. Причем работал всю оставшуюся жизнь: существует около ста вариантов «Крика».

Та известная фигура кричащего существа возникла у Мунка под впечатлением от выставки в этнографическом музее, где его больше всего поразила перуанская мумия в позе эмбриона. Ее образ появляется на одном из вариантов картины «Мадонна».

Вся выставка «Фриз жизни» состояла из четырех частей: «Рождение любви» (его завершает «Мадонна»); «Расцвет и закат любви»; «Страх жизни» (эту серию картин завершает «Крик»); «Смерть».

Место, которое описывает Мунк в своем «Крике», вполне реально. Это известная смотровая площадка за городом с видом на фьорд. Вот только мало кто знает о том, что осталось за пределами картины. Внизу под смотровой площадкой справа находился сумасшедший дом, куда была помещена сестра художника Лаура, а слева - скотобойня. Предсмертные крики животных и вопли душевнобольных часто были спутниками великолепного, но пугающего вида северной природы.



В этой картине все страдания Мунка, все его страхи получают максимальное воплощение. Перед нами не фигура мужчины или женщины, перед нами последствие любви - душа, выброшенная в мир. И, оказавшись в нем, столкнувшись с его силой и жестокостью, душа способна только кричать, даже не кричать, а вопить от ужаса. Ведь выходов в жизни немного, всего три: горящие небеса или обрыв, а на дне обрыва - скотобойня и психушка.

Казалось, что при таком видении мира жизнь Эдварда Мунка просто не могла быть долгой. Но все случилось иначе - он дожил до 80-ти лет. После лечения в психиатрической клинике «завязал» с алкоголем и уже намного меньше занимался искусством, живя в абсолютном уединении в собственном доме в пригороде Осло.

А вот «Крик» ждала очень печальная судьба. Действительно, сейчас это одна из самых дорогих и известных картин в мире. Но массовая культура всегда насилует истинные шедевры, вымывая из них то значение и ту силу, которые вкладывали в них мастера. Яркий пример - «Мона Лиза» .

С «Криком» произошло то же самое. Он стал предметом шуток и пародий, и это вполне объяснимо: человек всегда пытается смеяться над тем, чего больше всего боится. Только вот страх никуда не уйдет - он просто притаится и обязательно настигнет шутника в тот момент, когда весь его запас острот иссякнет.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх