«Город и Дом — центральные образы романа. Дом Турбинных

Анализ интерьера дома Турбиных в романе Белая гвардия. Интерьер дома Турбиных появляется в романе Булгакова на первых же страницах и будет многократно воспроизводиться автором на протяжении всего романа.

Историческое время и свершающиеся события, великие, близкие по масштабу библейским, уже осмыслены автором в первом предложении произведения Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. В этот трагический союз эпохи и мировых событий вписана история обычной семьи Турбиных, бытие которой становится фокусом всех ключевых проблем и характернейших черт времени и разделено вехой революционного года на 2 этапа ДО и ПОСЛЕ. Смерть главы семьи - матери, центра всего прежнего турбинского космоса - также пришлась на страшный год, первый от начала революции совпадение семейной и исторической катастроф становится для Булгакова великим предзнаменованием будущих печальных событий.

И единственной защитой, спасительным кораблем в страшном море бедствий становится для Турбиных их дом, оставленный им родителями как особый духовный мир, ковчег, хранящий непреходящие, вечные ценности.

Рассмотрим первую картину турбинского дома. Рисуя ее, автор подчеркивает старину - традицию слово в переводе означает передача, обжитость, сложившийся издавна уклад жизни и семейных отношений. Атмосфера дома окутана впечатлениями детства, сохраненными памятью, укреплена привычками, ставшими частью характера самого рода Турбиных. Центр интерьера - и всего дома - пышущая жаром изразцовая печь, легендарный домашний очаг, мудрая скала, символ уюта и благополучия, спокойствия и незыблемости семейных традиций.

Она же - хранительница семейной истории надписи разных лет, сделанные и детскими руками маленьких Турбиных, и гостями дома, и влюбленными в Елену кавалерами - это альбом -хроника, Книга, по которой можно прочитать, чем жила семья в этом доме. Теплом, счастьем и мудрой беззаботностью веет от этих изразцов. От этой же домашней печки и пляшет человек в жизни, полагает Булгаков чему научили его дома, что он запомнил и усвоил от родителей, в семье, то и определит его нравственный облик, его судьбу, его предназначение.

И Турбины учатся у своего дома их жизнь подчинена тому порядку, который, по мнению Булгакова, дан человеку испокон веков предками так и устроен их дом. Каждая комната имеет свое назначение столовая, детская, спальня родителей, все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных это особые микромиры, необходимые составляющие большого мира Семьи, показанного глазами не только автора, воссоздавшего в этом интерьере мир собственного детства, но и уже взрослых Турбиных вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом все это его воспоминания и вечная память его героев.

Образ именно этого коллективного героя - семьи Турбиных, прежде включавшей старших, родоначальников, создателей традиции, а ныне обезглавленной, но все же живущей и хранящей свой мир и интересен автору.

Но не столько социальное положение Турбиных семья интеллигентов волнует автора, сколько их духовное состояние, воспитанное, выращенное в стенах этого дома. Не только материальные богатства зажиточной семьи золоченые чашки, столовое серебро, но и духовные сокровища наполняют его как часто читался у изразцовой площади Саардамский Плотник книга о Петре I , хорошо знакомы Турбиным исторические фигуры Алексея Михайловича, Людовика XIV пусть поначалу знакомство состоялось на узорах потертых ковров почти родными стали персонажи русской литературы шкафы с книгами, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой. Пушкинское Береги честь с молоду, с детства усвоенное Турбиными, постоянно будет ощущаться далее в каждом поступке каждого из них. Весь интерьер строится на олицетворении живыми кажутся и горячие изразцы, и огоньки рождественских свечей, и старинные фотографии, изготовленные еще тогда, когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава, и герой детской книжки Саардамский Плотник, и даже кровати с блестящими шишечками Как в сказках Андерсена, эти вещи живут своей особенной, доступной только детскому пониманию жизнью, и отзываются на каждый зов нашего внутреннего голоса.

Запах хвои от праздничной елки и таинственного старинного шоколада, исходящего от книг, бронзовая лампа под абажуром еще один вечный символ целостности и вечности домашнего уюта, чудные завитушки на турецких коврах и музыка, родной голос часов - вот тот неповторимый и хрупкий мир, который будут защищать Турбины от страшных разрушительных напастей, нахлынувших с волнами гражданской войны. Важный предмет турбинского домашнего мира - часы бронзовые, с гавотом - в спальне матери, черные стенные с башенным боем - в столовой.

Символика часов одна из самых говорящих в мировом искусстве. У Булгакова она обретает новые смыслы если в период до начала революции играющие свою музыку часы были знаком обитаемости, движения, бурления жизни в этих стенах, то теперь, после смерти отца и матери, их стрелки отсчитывают последние часы прекрасной, но уходящей прежней жизни. Но автор не верит в возможность гибели этого дома. И даже в стилистике этого фрагмента, в использовании повторов рефреном дважды проходит били башенным боем он утверждает вечность, незыблемость как материальных символов часы и бронзовая лампа, так и духовных, ведь часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий. Это и есть главная цель создания интерьера дома Турбиных. 2.2. ДУХОВНЫЕ, НРАВСТВЕННЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИЙ В РОМАНЕ БЕЛАЯ ГВАРДИЯ Тема сбережения духовных, нравственных и культурных традиций проходит через весь роман, но, пожалуй, наиболее осязаемо, вещественно претворена она в образе Дома, как видно, чрезвычайно дорогом и важном для автора.

Этот образ, в прошлом неоднократно раскритикованный нетерпеливыми реформаторами литературы и жизни, по праву реабилитируется и возвышается современным прочтением.

Булгаковский Дом вполне реален, это квартира, где поселены главные герои романа и разворачивается основное действие, куда сходятся многие сюжетные линии повествования. Жизнь в этом доме идет как бы наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, ожесточению нравов.

Хозяйкой и душой его является Елена Турбина-Тальберг, и прекрасная Елена, олицетворение красоты, доброты, Вечной Женственности, та, которой можно посвятить строки С. А. Есенина из поэмы Черный человек В грозы, в бури, В житейскую стынь, При тяжелых утратах И когда тебе грустно, Казаться улыбчивым и простым - Самое высшее в мире искусство. Из этого дома крысьей побежкой уходит бесчестный и двуличный Тальберг, и друзья Турбиных залечивает в нем свои израненные тела и души. И даже тот, кто подобно председателю домового комитета - приспособленцу и трусу Лисовичу по прозвищу Василиса, ненавидит жильцов дома, именно в нем ищет защиты от грабителей.

Дом Турбиных изображен в романе как крепость, которая находится в осаде, но не сдается. Более того, его образу придан высокий, почти философский смысл. По убеждению Алексея Турбина, дом - это высшая ценность бытия, ради сохранения которой человек воюет и, в сущности, говоря, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует. Охранять человеческий покой и очаг - такой видится ему единственная цель, позволяющая браться за оружие.

Да, автор Белой гвардии был далек от тех, кто в 20-е годы упоенно призывал весь мир насилья мы разрушим до основания, отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног. И я считаю, что совсем не случайно темой его романа стало не отречение от всего прошлого, а сохранение и поэтизация всего лучшего, что было в нем - прежде всего принципов высокой духовной культуры, нравственности, которыми он в собственной жизни дорожил превыше всего, будучи человеком, не прощавшим никакого предательства, рыцарем благородства и порядочности Воплощенная совесть.

Неподкупная честь. Идея высокой нравственности была столь органичной для булгаковского самосознания и миропонимания, что не могла не проникнуть в самую глубь Белой гвардии, предопределив не только ее тему, но и характер центрального конфликта. Страстно защищает писатель Дом, оплот покоя, надежды, любви, очаг культуры, хранилище традиций.

Как строевой клич о приближающемся испытании, долетел пушкинский глас через буранный вой и мглу метели другого века до булгаковского слуха. Свет и тепло человеческого жилья, особенно дорогие в такую непогоду, источаемые маленькой пушкинской повестью, согрели страницы первого булгаковского романа. В доме Турбиных все красиво мебель старого красного бархата, кровати с блестящими шишечками, кремовые шторы, бронзовая лампа с абажуром, книги в шоколадных переплетах, рояль, цветы, икона в древнем окладе, изразцовая печь, часы с гавотом.

Все это символ устойчивости жизни Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий. На своей поверхности печь несет надписи и рисунки, сделанные в разное время и членами семьи, и турбинскими друзьями.

Здесь запечатлены и шутливые послания, и слова, исполненные глубокого смысла, и признания в любви, и грозные пророчества - все, чем богата была жизнь семейства в разное время. В доме Турбиных знают и любят музыку. Снег и огоньки за окнами напоминают Мышлаевскому знаменитую оперу Римского-Корсакова Ночь перед Рождеством. Вслед умирающему Тальбергу поет разноцветный Валентин голосами братьев Я за сестру тебя молю из оперы Фауст Гуно, словами известного романса Глиэра ободряет Шервинский Елену Жить, будем жить. Великая русская

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Семейные ценности в романе "Белая гвардия" Булгакова

Семья. История Выводы по II главе Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Интерес к творчеству М. Булгакова не утихает вот уже несколько десятилетий, и об.. Исследователи творчества М. Булгакова 60-80-х годов часто оценивали.. Многие подчеркивают в своих работах одну из особенностей творческого метода писателя, ставшую методологическим..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

В основу романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», написанного в 1925 году, легли реальные события трагического времени: гражданская война на Украине. Здесь Многое автобиографично: Город - любимый Киев, адрес - Дом № 13 по Алексеевскому спуску (в действительности Булгаковы жили в доме 13 по Андреевскому спуску, где сейчас музей М.А. Булгакова). Автобиографична и атмосфера семьи Турбиных, большой и дружной, но переживающей тяжелые времена.

Турбины любят свой дом, уютный и теплый. Вся его обстановка словно одухотворена связанными с ней воспоминаниями. Изразцовая печка в столовой - символ тепла домашнего очага - «грела й растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку». У пышущей жаром печи читался «Саардамский плотник», «часы играли тавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях». Вещи представляют ценность не сами по себе, а из-за того, что с ними связано: часы -- память об умершем отце, «лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом», говорят о духовном мире взрослеющих детей, бронзовая лампа под абажуром дает представление о тепле и уюте вечерних сумерек." Страшные испытания коснулись и семьи Турбиных- умерла мать, завещавшая детям, жить дружно. И разрушения времени не могли не отразиться на привычном быте: праздничный сервиз матери пошел на каждый день, скудно угощение к чаю. Изразцовая печь покрыта «историческими записями» и рисунками на злободневные темы: революция, наступление Иетлюры, выражение политических симпатий и антипатий. «Тревожно в Городе, туманно, плохо...» И хотя скатерть «по-прежнему бела и крахмальна», потому что Елена не может иначе, и цветы утверждают «красоту и прочность жизни», чувствуется, что прежний уют хрупок и непрочен, что в любую минуту коварный враг «может разбить снежный прекрасный Город и осколки покоя растоптать каблуками».

Детям трудно без матери, они невольно ощущают возможность краха привычного доброго мира. «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а “Капитанскую дочку” сожгут в печи». Турбины дорожат своим домом, они хранят его традиции, взаимоотношения, сложившиеся в семье. Здесь братья люнбят и опекают сестру, ради нее согласны терпеть ее мужа, которого они сами не до любл ивают, утешают Елену, когда она волнуется из-за мужа. Здесь всегда рады друзьям: как к себе домой приходит к Турбиным обмороженный Мышлаевский после- неудачной обороны на подступах к Городу, и его действительно принимают как желанного гостя. Сюда приходят Шервинский, ухаживающий за Еленой, и Карась, гимназический друг и сослуживец Мышлаевского. Приехавший из Житомира Лариосик поначалу сам не понимает, почему ему так нравится в жилище у Турбиных, но ему здесь так нравится, что он чувствует, как «оживает душой». Внешний мир за кремовыми шторами «грязен, кровав и бессмыслен», и «израненные души ищут покоя вот тленно за такими кремовыми шторами». Такое объяснение Лариосика наглядно доказывает, что все друзья Турбиных ценят в их доме прежде всего теплоту дружеских отношений, обстановку доверия, взаимопомощи, сердечность хозяев. Даже Василиса- квартирный" хозяин, жадный и трусоватый, в минуту опасности приходит к Турбиным за защитой и поддержкой.

Итак, дом Турбиных - это не просто жилище, «моя крепость», о которой мечтает Василиса, ограбленный в собственной квартире. Это не просто уют и тепло домашнего очага - это особая атмосфера любви и взаимопонимания. В жестоком и тревожном мире это островок добра, надежное, защищенное от опасностей место, где можно поверить в то, что все наконец будет хорошо и счастливо.

Дом Булгаковых на Андреевском спуске в Киеве

Писатели часто описывают в своих произведениях дома, квартиры, особняки, где живут их герои. Мы воспринимаем их как вымышленный мир, существующий только в литературе. Однако, задумайтесь: такие жизненные подробности как вечно капающий кран или трещинка на синей чашке от давно сгинувшего сервиза - откуда им взяться, как не из жизни? Все просто - оглядывается писатель вокруг себя, сидя за своим письменным столом, и переносит то, что видит, на бумагу. Так и возникает просторный дом Наташи Ростовой, уютная спальная Обломова, «нехорошая квартира» в «Мастере и Маргарите». Да-да, «нехорошая квартира» имела реальный прототип - московскую коммуналку по адресу Большая Садовая, 10 (302-бис), куда в 1921 году въехал Михаил Булгаков с женой Татьяной Лаппа. Еще один известный дом писателя — в Киеве на Андреевском спуске, где он родился и вырос. Киевская квартира писателя тоже при деле - в ней живет и действует семья Турбиных из романа «Белая гвардия».Теперь в обеих квартирах музеи. Кстати, долгое время в России не было нормального, полноценного музея Михаила Булгакова, и поклонники ездили в Киев, где музей существует давно - с 1989 года. В киевской квартире-музее настоящих вещей писателя не так много. Но этот недостаток окупает оригинальность идеи - здесь в одном доме сосуществует два мира, реальный и вымышленный - мир булгаковского детства и юности и мир «Белой Гвардии».

Скамья и стулья - из гарнитура, принадлежавшего семье Булгаковых

Интересно, что предметы интерьера, выдуманные Булгаковым для Турбиных, выкрашены в белый цвет. Этот цвет несет так много ассоциаций - белый есть в названии романа, белый — это снежный вихрь, закруживший жизнь героев и засыпавший снегом улицы Киева времен Гражданской войны. Реальные вещи семьи Булгаковых оставлены как есть. Комнаты здесь двуличные - та, в которой жил юный Михаил, является одновременно и комнатой Николки.

Рабочий стол в комнате Михаила Булгакова-Николки Турбина

Смысловой центр комнаты Михаила-Николки - место, где Булгаков занимался, будучи студентом-медиком. Здесь стоит изящное венское кресло и стол в сдержанном классическом стиле. На столе - личные фото и книги семьи Булгаковых. Удачно, что рабочее место прямо напротив окна. Стол хорошо освещен, а, кроме того, можно немного отдохнуть от изучения лимфатической системы и строения человеческого черепа и дать отдых уставшим глазам, разглядывая улицу. Может быть, именно в такие моменты будущий врач отгонял смутные мечтания о писательской судьбе? Как бы то ни было, здесь всегда горит зеленая лампа. Это символ грядущего писательского удела Булгакова (когда он жил в Киеве, то был врачом, а вот писательское дарование взяло верх уже позже, в Москве).

На этих фото Булгаковым принадлежит масса фотографий, безделушек, книги, ноты и один-единственный стул

Вещей, принадлежащих Булгаковым, здесь немного - 500 из 3 трех тысяч. Поэтому фотографии, книги, письма и ре-е-едко мебель (а это как раз то, что нас интересует) - как в белой раме. Однако, именно такой стул или такой диванчик из «неродных» вполне могли стоять в доме Булгаковых, поскольку все предметы принадлежат той эпохе - концу 19 — началу 20 века.

Коридор в московском музее-квартире Булгакова

Как сами понимаете, интерьер киевского дома Булгаковых далеко не аутентичен. Больше о том, в какой обстановке Михаил Афанасьевич писал «Собачье сердце» или «Мастера и Маргариту», можно получить в московском музее-квартире. Как там? «…Вся большая и полутемная передняя была загромождена необычными предметами и одеянием. Так, на спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотом рукоятью. Три шпаги с рукоятями серебряными стояли в углу так же просто, как какие-нибудь зонтики или трости. А на оленьих рогах висели береты с орлиными перьями». Вот такой была прихожая «нехорошей квартиры». Конечно, Булгаков с женой занимали вовсе не всю квартиру, ведь это была коммуналка. Здесь, на общей кухне гремела сковородками и сплетничала та самая Аннушка (в реальности Анна Горячева), которая пролила подсолнечное масло

Прихожая «нехорошей квартиры», стойка для зонтов, принадлежащая Булгаковым

«…Вся большая и полутемная передняя была загромождена необычными предметами и одеянием. Так, на спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотом рукоятью». Вот такой была прихожая «нехорошей квартиры», которую Михаил Булгаков списал со своего жилища в Москве. В реальной прихожей, скорее всего, вместо плащей и шпаг можно было увидеть зонтики и грязные галоши. А в самой квартире кишели разнообразные персонажи, не такие волшебные, как Воланд или кот Бегемот, но не менее фантасмагоричные - такие могли проживать только в советских коммуналках. К примеру, здесь, на общей кухне гремела сковородками и скандалила та самая Аннушка (в реальности Анна Горячева).

В первой части поста я рассказала о киевской квартире писателя, где он провел свои детские и юношеские годы. После мытарств Гражданской войны писатель оставил Украину, в Москву он перебрался в 1921 году. И если раньше он был врачом, то здесь началась новая жизнь — писательская.

Первый и единственный государственный музей Булгакова открылся в квартире по адресу Большая Садовая, 10 (302-бис) только в 2007 году. Комнаты обставлены мебелью, которой действительно пользовался писатель. Она была подарена государству родственниками. Последнее весомое и важное пополнение состоялось в 2010 году - мебель и вещи из последней квартиры писателя в Нащокинском переулке 3/5 передал потомок друзей жены писателя Елены. Это, конечно, не квартира Булгакова в чистом виде, а некая сборная солянка из разных периодов жизни, разных квартир.

А в 1921 году въехали Булгаковы в одну-единственную комнату, поскольку здесь была коммуналка. Эта комната в музее носит название «комната Булгакова». Там находится единственная вещь, которая осталась со времени проживания здесь четы Булгаковых - книжная полка. С ее помощью Булгаковы старались украсить неуютную комнату. Полка старинная, с головами сфинксов по бокам — уже тогда проявилось пристрастие Михаила Афанасьевича к старинной мебели.

Комната Булгакова: стол принадлежал прототипу доктора Преображенского - дяде писателя Н.М.Покровскому

В этой комнате стоит один интересный предмет мебели, сейчас мало распространенный - зеркало псише (от «Психея»). Это зеркало в раме на ножках, которое можно наклонять под нужным углом — для обзора туфель, например. У булгаковского псише были боковые тумбы, где в великом беспорядке хранились бумаги. Михаил Булгаков, обшаривая дом в поисках важных бумаг, писал жене Елене в 1938 году: «Пришлось вторгнуться в твою Психею (прости! Но что делать?) Я вторгся и обомлел, увидев в конфетных коробках сотни бумажек. Прежде всего, я постарался угадать систему, по которой они сложены, но не угадал… Боги мои! Что же это меня ждет?!».

Книжная полка со сфинксами и псише

Кухня - сердце и ужас коммунальной квартиры. Здесь царствовала Анна Горячева по прозвищу Аннушка-Чума — прототип той самой Аннушки, которая пролила подсолнечное масло. Да что там — под боком у Булгакова шумел целый выводок разнообразных странных личностей — прототипов «героев» «Собачьего сердца», «Дьяволиады», «Мастера и Маргариты». Богатейшая пища для творчества!

Обстановка коммунальной кухни в музее-квартире Булгакова

Старинный буфет принадлежал Булгаковым, фото Анны Горячевой принес в музей один из ее потомков


Синий кабинет в квартире-музее Булгакова

Синий кабинет — это последний кабинет писателя в квартире в Нащокинском переулке. Он воссоздан по воспоминаниям друзей и родственников, большая часть мебели в нем — «родная». Здесь стоит гардероб (не самый вместительный, я бы такой не одобрила), пианино - с ними все понятно. Но вот еще один оригинальный предмет мебели, который сейчас не встречается - шкаф-бюро с выпуклой передней дверцей и странным прозвищем «монашка». Такое название подобные шкафы получили за свою компактность, они могли поместиться и в келье монашки. Хороши они были и многофункциональностью - одновременно могли служить платяным шкафом, комодом и секретером. Булгаковы, кстати, ласково называли его «пузатик».

Шкаф-бюро «монашка» и гардероб, шпон красного дерева

Самое главное в кабинете, а тем более в писательском - конечно же, письменный стол. У Булгакова в этой роли выступал секретер - в стиле неоклассицизма, с множеством потайных ящичков. Откидная панель, заменяющая стол, покрыта красноватой кожей. Это еще одно свидетельство любви Михаила Афанасьевича к старинной мебели. Надо сказать, что секретеры появились во Франции за сто лет до булгаковского — во второй половине 18 века, и потом распространились по Европе. Они представляли небольшой шкафчик с откидной доской в виде столика и с большим количеством отделений и потайных механизмов (отсюда и название), чтобы хранить письма от любовников или по поводу заговоров против короля.

Секретер, вторая четверть 19 века, шпон красного дерева, металл

Архивные фото свидетельствуют, что за этим секретером Булгаков работал во второй половине 30-х годов, как раз тогда, когда писал «Мастера и Маргариту». Может быть, этот романтичный предмет мебели сыграл свою пусть маленькую, но все же роль, в создании особой атмосферы романа? А самое главное - возможно, за ним работали не один, а два величайших писателя! Если верить семейной легенде Булгаковых, секретер принадлежал Гоголю — его портрет украшает центр секретера. Причем Гоголь работал стоя - верхний ящик выдвигается и превращается в рабочую поверхность-конторку. Вот такие удивительные и значительные тайны хранит этот секретер! И только такой, загадочный и необычный предмет мебели мог служить Михаилу Булгакову, создавшему для нас фантастические и волшебные миры своих книг!

Образ дома в романе «Белая гвардия» является центральным. Он объединяет героев произведения, оберегает их от опасности. Переломные события в стране вселяют тревогу и страх в души людей. И только домашний уют и тепло могут создать иллюзию покоя и безопасности.

1918 год

Велик год тысяча девятьсот восемнадцатый. Но он также и страшен. Киев с одной стороны заняли немецкие войска, с другой - армия гетмана. А слухи о прибытии Петлюры вселяют все большее беспокойство в горожан, и без того напуганных. На улице снуют приезжие и всякие сомнительные личности. Тревога витает даже в воздухе. Такой Булгаков изобразил обстановку в Киеве в последний год войны. А образ дома в романе «Белая гвардия» он использовал для того, чтобы герои его смогли спрятаться, хотя бы на время, от надвигающейся опасности. Характеры главных героев раскрываются именно в стенах квартиры Турбиных. Все, что за пределами ее - словно другой мир, страшный, дикий и непонятный.

Задушевные беседы

Тема дома в романе «Белая гвардия» играет важную роль. В квартире Турбиных уютно и тепло. Но здесь также герои романа спорят, ведут политические дискуссии. Алексей Турбин - самый старший из жильцов этой квартиры - ругает украинского гетмана, самый безобидный проступок которого заключается в том, что он принудил русское население говорить на «гнусном языке». Далее он извергает ругательства в адрес представителей гетманского войска. Однако нецензурность его слов не умаляет правды, которая таится в них.

Мышлаевский, Степанов и Шервинский, младший брат Николка - все взволнованно обсуждают происходящее в городе. А также здесь присутствует Елена - сестра Алексея и Николки.

Но образ дома в романе «Белая гвардия» - это не воплощение семейного очага и не прибежище для инакомыслящих личностей. Это символ того, что осталось еще светлое и настоящее в полуразрушенной стране. Политический перелом всегда порождает беспорядки и разбой. А люди, в мирное время, казалось бы, довольно порядочные и честные, в сложных ситуациях показывают свое истинное лицо. Турбины и их друзья - немногие из тех, которых перемены в стране не сделали хуже.

Предательство Тальберга

В начале романа дом покидает муж Елены. Он убегает в неизвестность «крысьей пробежкой». Слушая уверения мужа в скором возвращении с армией Деникина, Елена, «постаревшая и подурневшая», понимает, что он уже не вернется. Так и произошло. У Тальберга были связи, он ими воспользовался и смог бежать. И уже в конце произведения Елена узнает о его предстоящей женитьбе.

Образ дома в романе «Белая гвардия» - это своего рода крепость. Но для трусливых и эгоистичных людей она - как тонущий корабль для крыс. Тальберг бежит, и остаются лишь те, кто может другу другу доверять. Те, кто не способен на предательство.

Автобиографичное произведение

На основе собственного жизненного опыта создал этот роман Булгаков. «Белая гвардия» - это произведение, в котором герои высказывают мысли самого автора. Книга не является общенациональной, поскольку посвящена лишь определенному социальному слою, близкому писателю.

Герои Булгакова не раз в самые тяжкие минуты обращаются к Богу. В семье царит полная гармония и взаимопонимание. Именно таким себе представлял идеальный дом Булгаков. Но, возможно, тема дома в романе «Белая гвардия» навеяна юношескими воспоминаниями автора.

Всеобщая ненависть

В 1918 году в городах преобладала озлобленность. Она имела внушительный масштаб, так как порождена была многовековой ненавистью крестьян по отношению к дворянам и офицерам. И к этому также стоит добавить злость местного населения по отношению к оккупантам и петлюровцам, появления которых ждут с ужасом. Все это автор изобразил на примере киевских событий. И только родительский дом в романе «Белая гвардия» является светлым, добрым образом, внушающим надежду. И здесь укрыться от внешних жизненных бурь могут не только Алексей, Елена и Николка.

Дом Турбиных в романе «Белая гвардия» становится пристанищем и для людей, близких по духу их обитателям. Елене и ее братьям родными стали Мышлаевский, Карась и Шервинский. Они знают обо всем, что происходит в этой семье - обо всех горестях и упованиях. И им здесь всегда рады.

Завет матери

Турбина-старшая, которая умерла незадолго до событий, описываемых в произведении, завещала своим детям жить дружно. Елена, Алексей и Николка сдерживают обещание, и только это их спасает. Не дает погибнуть им любовь, понимание и поддержка - составляющие истинного Дома. И даже тогда, когда Алексей находится при смерти, и врачи называют его «безнадежным», Елена продолжает верить и находит поддержку в молитвах. И, на удивление докторам, Алексей выздоравливает.

Большое внимание автор уделил элементам интерьера в доме Турбиных. Благодаря мелким деталям создается яркий контраст между этой квартирой и той, которая находится этажом ниже. В доме Лисовича обстановка холодная и неуютная. А после ограбления Василиса отправляется к Турбиным за душевной поддержкой. Даже этот на первый взгляд неприятный персонаж чувствует в доме Елены и Алексея себя в безопасности.

Мир, находящийся за пределами этого дома, погряз в неразберихе. Но здесь все так же поют песни, искренне улыбаются друг другу и смело смотрят опасности в глаза. Эта атмосфера привлекает и другого персонажа - Лариосика. Родственник Тальберга почти сразу здесь стал своим, что не удалось мужу Елены. Все дело в том, что прибывший гость из Житомира обладает такими качествами, как доброта, порядочность и искренность. А они являются обязательными для длительного пребывания в доме, образ которого изобразил столь живо и красочно Булгаков.

«Белая гвардия» - роман, который был издан более 90 лет назад. Когда по этому произведению в одном из московских театров была поставлена пьеса, зрители, чьи судьбы были так похожи на жизнь героев, плакали, падали в обморок. Это произведение стало чрезвычайно близким для тех, кто пережил события 1917-1918 гг. Но роман и позже не потерял актуальности. А некоторые фрагменты в нем необыкновенным образом напоминают и настоящее время. И это лишний раз подтверждает, что настоящее литературное произведение всегда, в любые времена актуально.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх