Фрэнк Ллойд Райт — отец органической архитектуры. Фрэнк Ллойд Райт: гений американской архитектуры Собственный дом ф л райта

Фрэнк Ллойд Райт при жизни был признан гением, законодателем мод, вдохновителем будущих поколений. Он принадлежал к западной культуре, его работа является отступлением от европейской традиции и служит новым этапом в развитии американского искусства, тесно связанного с территорией и условиями жизни в стране. Райт благоговел перед восточными культурами, никогда не увлекался авангардными тенденциями и не пытался стать деятелем направлений, которые повлекли бы за собой отказ от индивидуальности.

«Врач может похоронить свою ошибку, архитектор - разве что обсадить стены плющом».

Почетный член Берлинской Академии искусства, обладатель золотой медали Королевского Института Британских архитекторов, Райт построил за свою жизнь 363 дома, опубликовал несколько книг и множество статей. В 1949 году наиболее значительные статьи были объединены в книгу «Ф.Л. Райт об архитектуре». Среди лучших книг Райта - «Автобиография», «Органичная архитектура: архитектура демократии».


Фрэнк Ллойд Райт прожил долгую жизнь, ездил верхом на горячих лошадях и водил скоростные автомобили, успел побывать и в роли преуспевающего архитектора в XIX веке, и архитектурного классика в ХХ веке, был даже некоторое время изгоем общества.

Родился он 8 июня 1867 года в небольшом американском городке Ричленд-Сентер, штат Висконсин, в семье пастора Уильяма Рассела Райта и учительницы из известной в Висконсине семьи Ллойдов Анны.

С 7 лет воспитанием Фрэнка занималась только его мать, которая была уверена, что ее сын непременно должен стать великим архитектором. Мать подарила ему набор кубиков - детский конструктор Фребеля. «Эти кленовые кубики я ощущаю в пальцах и по сей день», - сказал великий Райт в конце своей долгой жизни. Именно мать украсила детскую Фрэнка репродукциями, изображающими великие здания. Среди этих изображений он и вырос...


С 18 лет ему пришлось принять на себя груз финансовой ответственности за мать и двух сестер. Он поступил в инженерный колледж при университете Висконсина-Мэдисона, однако так его и не окончил. Благодаря родственным связям у Фрэнка появился шанс начать самостоятельно зарабатывать на жизнь.

Приобретя небольшой опыт, молодой Райт решил попытать счастья в самом знаменитом и раскрученном архитектурном бюро Америки - «Адлер и Салливан». Вскоре Луис Салливан уже поручает проектировать Фрэнку собственный дом, который получается очень удачным.

Несмотря на приличные заработки, денег не хватало: к этому времени Райт женился. Втайне от своего работодателя он самостоятельно проектирует на заказ. Когда это открылось, Фрэнк Ллойд Райт был с треском изгнан из бюро, и в 1893 г. он основал собственную фирму. Молодого архитектора с его новаторскими идеями заметили, и вскоре от заказчиков уже не было отбоя.

За короткое время он строит ряд жилых домов, в которых отразилось своеобразие его творческого почерка. Здание, вписанное в природу, его внешний облик, вытекающий из внутреннего содержания, отказ от традиционных законов формы - вот характерные признаки свойственного ему архитектурного языка, который можно определить понятием органической архитектуры. Но главным нововведением было то, что архитектор параллельно выполнял функции интерьерного и ландшафтного обустройства.


Фрэнк Ллойд Райт считал, что «ковры на полу и занавески в такой же мере являются частями здания, как штукатурка стен и черепица крыши», и потому сдавал дома заказчикам вместе со всей обстановкой, в которой тоже хватало новшеств: например, таких как встроенная мебель. ...Говорят, Райт заставлял своих заказчиков следовать его замыслу «до последней буквы», включая конструкцию мебели и ее расположение, мог «проверить» уже сданный в эксплуатацию объект.

Он считал, что главным эстетическим достоинством здания должна быть его простота. Однако большинство его современников понимало простоту как отказ от украшательства, тогда как Ллойд Райт считал, что простота должна быть во всех конструктивных решениях.

Одной из главных заслуг Ллойд Райта считается создание «домов прерий» и «юсонианских» (то есть специфически американских - US) домов: реализованные в них идеи и решения до сих пор используются в коттеджном строительстве во всех странах мира, не исключая Россию. Именно Ллойд Райт придумал жанр загородного коттеджа. Широкая крыша таких домов парит над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком.

Дома проектировались в основном одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство. «Юсонианские» дома должны были стать строительными блоками градостроительной концепции Райта - «Города широких горизонтов». Концентрированный перенаселённый город должен был естественным образом «деурбанизироваться», распределившись по сельскохозяйственным пригородам, а основным средством передвижения в нём должен был стать автомобиль.


Концепция «Города широких горизонтов» существенно повлияла на характер застройки американского малоэтажного пригорода. Крупнейший экономический кризис конца 20-х - начала 30-х гг. заставил Райта искать новые пути удешевления строительства. Он, «мастер каменной кладки», теперь счёл возможным создавать архитектурные конструкции из элементов заводского изготовления.

Его новые проекты учитывали применение железобетона и стекла. Именно стекло - «тонкие листы отвердевшего воздуха, сдерживающие воздушные потоки снаружи и внутри», - Райт воспевал как основной материал современности. «Пространство должно рассматриваться как архитектура, иначе мы не будем иметь архитектуры». Воплощение этой идеи было связано с изучением японской народной архитектуры, которой Райт увлекся в 1890-е годы.

Японский дом послужил Райту высшим образцом того, как следует при проектировании устранять не только ненужное, но в еще большей степени — как исключать несущественное. В течение нескольких лет он работает в Японии, где в Токио строит отель «Империал» (1916-1922). Зная о сейсмическом неблагополучии Японии, Ллойд Райт разработал конструкцию, которая, по его выражению, «не сопротивляется подземным толчкам, а следует им».

Стены отеля были утолщены внизу, чтобы максимально опустить центр тяжести здания. Через каждые 18 м в стенах были сделаны деформационные швы - пустоты, позволяющие отдельным блокам здания в случае землетрясения колебаться без ущерба для всей конструкции. Трубопроводы были снабжены гибкими сочленениями, а на крыше обычная для Японии черепица была заменена более легкой листовой медью.

Решения, придуманные Ллойд Райтом, оказались более чем актуальными. В день торжественного открытия отеля «Империал» в Японии случилось одно из мощнейших землетрясений в ее истории. Токио и Иокогама были почти полностью разрушены, но отель, построенный Ллойд Райтом, выстоял и гордо возвышался среди руин. Эдгар Кауфман, которому принадлежала сеть супермаркетов в Питтсбурге, приобрел участок с роскошным водопадом и захотел, чтобы Ллойд Райт вписал в ландшафт его будущий дом.


Проект, предложенный архитектором, вверг инженеров, специально нанятых Кауфманом в рамках проекта, в состояние, близкое к шоку. Ллойд Райт решил строить дом не рядом с водопадом, а над ним, чтобы вода струилась прямо из-под фундамента. Вердикт инженеров был однозначным: такой дом долго не простоит.

Надо сказать, что Ллойд Райт и сам начал склоняться к этому мнению, и потому втайне от заказчика приказал укрепить здание дополнительными металлическими опорами. То, что получилось в итоге, считается образцом архитектурной изобретательности, это самое знаменитое творение Райта, и оно действительно было новым словом в архитектуре - настоящий дом-аттракцион, удивлявший уровнем строительных технологий и полностью удовлетворявший заказчика.

Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет.

Этот шедевр мировой архитектуры - уникальный пример проекта, где функция соответствует образу здания в большей степени, чем сам проект - месту здания в застройке. Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз, а не наоборот.

На воплощение райтовского замысла ушли десятилетия. Пока шло строительство музея, архитектор успел разругаться со всеми — Гуггенхаймом, городскими властями, журналистами. И Соломон Гуггенхайм, и Райт умерли, не дожив до окончания строительства. Когда необыкновенное здание было наконец построено, оба они были признаны гениями. Фрэнк Ллойд Райт умер 9 апреля 1959 года, немного не дожив до 92 лет. Эпитафия на его могиле в Висконсине гласит: Love of an idea, is the love of God («Любить идею означает любить Бога»).

Фрэнк Ллойд Райт (8.06.1867 – 9.04.1959) - один из величайших архитекторов XX-го века, основоположник «органической архитектуры» и принципа свободной планировки.

Создатель знаменитого «Дома над водопадом» (1939) и нью-йоркского (1959), автор более 20 книг (среди них «Будущее архитектуры» и «Исчезающий город»), Райт коренным образом изменил образ жилого дома, отказавшись от эклектики в пользу геометрической простоты. Карьера архитектора, скандализировавшего американское общество перипетиями личной жизни (громкие разводы, финансовые тяжбы и даже арест в середине 1920-х), полна взлетов и падений.

Музей Гуггенхайма, (1959).

Пионер современного движения, оказавший огромное влияние на становление функционализма в Европе, в Новом Свете он оставался архитектором-одиночкой. Впервые о Райте заговорили в 1910-м году, когда в Германии вышла серия его статей. Оказалось, молодой талант на другом конце Атлантики создаёт передовую архитектуру и решает планировочные задачи, над которыми бились тогда ведущие европейские архитекторы.

«Дом Кунлея», (1908).

Большинство построек Фрэнка Ллойда Райта 1893-1910-х годов - это жилые дома, построенные для частных заказчиков в штате Иллинойс (здесь в 1894-м году Райт открыл собственное бюро). Они получили название «дома прерий»: невысокие объемы, вытянутые вдоль линии горизонта, вторят плоскому ландшафту Среднего Запада. Именно в этих постройках (Дом Уиллитса, 1902; Дом Кунли, 1908; Дом Роби, 1908) Райт впервые формулирует принципы «органической архитектуры», ставшей его творческим кредо: единство здания и природного окружения, архитектуры и интерьера.

Он задается целью освободить внутреннее пространство дома: вместо «комнат-коробочек» проектирует единое помещение с центральным очагом, для каждого заказа разрабатывает встроенную мебель, интегрирует системы отопления, водоснабжения и освещения в конструкцию здания, добиваясь абсолютного единства всех элементов. Целостность замысла должна проявляться во всем: «ковры на полу и занавески в такой же мере являются частями здания, как и штукатурка стен и черепица крыши», - писал архитектор. Обилие вещей, загромождающих пространство, Райт сравнивал с расстройством желудка. Идеалом архитектору служил традиционный японский дом, практически лишенный мебели (увлекаться культурой Японии Райт начал ещё в 1890-х годах, а в 1905 совершил первую поездку в эту страну).

«Дом Уиллитса», (1902).

Подлинный шедевр среди «домов прерий» - имение Тейлизин в южном Висконсине, выстроенное Райтом в 1911-м году для своей любовницы Марты Бортвик. Архитектурные объемы из местного известняка вписаны в склон холма и дополнены ландшафтным парком с бассейнами. Тейлизин трижды страдал от пожара; самый страшный произошёл в 1914-м году: в огне погибли шесть человек, в том числе и Марта Бортвик с детьми …

В 1920-е годы Райт работает в Токио, где строит отель «Империал» (1915-1923). В Америке со вновь возросшей модой на эклектизм его имя не пользуется популярностью и даже считается «неприличным». Новый карьерный подъем начинается в 1930-х. В рамках своей концепции «Города широких горизонтов», подразумевающей развитие города вширь и слияние с зелеными пригородами, Райт создает серию типовых «юсоновских» проектов (USONA - United States of North America) - малоэтажных жилых домов для среднего класса.


Имение Тейлизин (1911).

Фрэнк Ллойд Райт - американский архитектор-новатор.

Оказал огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создал «органическую архитектуру» и пропагандировал открытый план в архитектуре.

Фрэнк Ллойд Райт родился в Ричленде, штат Висконсин, 8 июня в 1867 году. В 1885 году Райт поступает на инженерный факультет Висконсинского университета. Не окончив его, он отправляется в Чикаго и устраивается на работу в фирму Адлера и Салливана. Руководитель фирмы, один из идиологов «чикагской школы» Луис Салливан оказывает глубокое влияние на все дальнейшее творчество Райта. В 1893 году Райт покидает фирму, и основывает свой офис в Чикаго.

Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио.

По мнению Райта, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует. В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов.

Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина (1904) в Буффало, штат Нью-Йорки; Дом Роби (1909) в Чикаго; дом Кунли (1908) в Риверсайд, штат Иллинойс.


Дом над водопадом

В начале XX века Райт оказался в списке самых модных и успешных архитекторов США, сумевшим реализовать множество своих проектов. Но к 1930-м годам у него практически не было крупных заказов. Чтобы поправить своё материальное положение, Райт открывает у себя в Талиесине творческую мастерскую. Эту мастерскую начинает посещать Эдгар Кауфман - сын успешного бизнесмена из Питсбурга Эдгара Кауфмана.

Постепенно смелые архитектурные идеи Райта захватывают Эдгара Кауфмана-младшего, и вместе им удаётся уговорить Кауфмана-старшего выделить средства на постройку макета города, который спроектировал Райт. После завершения строительства макет был размещён для всеобщего обозрения в универмаге, принадлежащем семье Кауфманов.

Вскоре Райт получает от них заказ на разработку проекта их загородного дома. Для этих целей Кауфманы приобрели живописный участок в местности под названием «Медвежий ручей», который представлял собой сплошной скалистый выступ, возвышавшийся над окрестностью, а рядом находился маленький водопад. Начался второй пик в творчестве Райта. Он начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции.

В 1935-1939 годах Райт строит для И. Дж. Кауфмана «Дом над водопадом» («Fallingwater»), шт. Пенсильвания.

Райт остановил свой выбор на участке с водопадом, решив сделать сам водопад структурной частью будущего дома. Заказчиков эта смелая идея архитектора поначалу обескуражила, но Райт, заявивший в частности - «я хочу, чтобы вы жили с водопадом, а не просто смотрели на него. Он должен быть частью вашей жизни» - всё же смог заразить Кауфманов этой идеей, убедил их в самой возможности строительства такого дома, а главное - в полной его безопасности для их проживания в нём.

Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Райт стремился к тому, чтобы при строительстве дома не было бы срублено ни одного дерева, все крупные горные валуны остались бы на своих местах, а будущий дом стал бы просто частью естественного ландшафта.

В 1964 году «Дом над водопадом» стал музеем и был открыт для публичных посещений.



Интерьер «Дома над водопадом», разработанный Райтом

Здание для фирмы «Ларкин»

Райт использовал в своих проектах новые технологии, он один из первых стал применять сборные железобетонные блоки со стальными стержнями, с его подачи началось массовое внедрение системы кондиционирования воздуха в помещениях, рассеяное освещение и панельное отопление.

При строительстве здания для фирмы "Ларкин" в Буффало в 1904 году был впервые использован кондиционер, на окнах поставлены стеклопакеты, стеклянные двери и металлическая фурнитура. Среди многих инженерных находок Райта - огромный отель в Токио, способный выдерживать землетресения. Для получения необходимой гибкости в «Империал» отеле он использовал консольные конструкции и плавающий фундамент. Здание было построено в 1922 году и не пострадало от разрушительного землятресения, случившегося годом позже.



Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943-1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик.

Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.


Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке

В 1950-е годы Райт стал отходить от органической архитектуры и в целом перешёл к проектированию зданий в более универсальном, интернациональном стиле.

В жилых домах этого периода Райт также отказался от прямого угла как от «искусственной» формы и обратился к спирали и циркульной окружности.

Не все проекты Райта были реализованы при жизни. Излишне декорированное и граничащее с китчем здание суда округа Марин было достроено через 4 года после его смерти. Так и не реализован остался проект небоскреба «Иллинойс» высотой в милю, рассчитанный на 130 000 жителей и представляющий собой сужающуюся кверху треугольную призму.

Райт прожил девяносто два года, за свои семьдесят два года творческой деятельности спроектировал 800 и построил около 400 зданий. Кроме музея Гуггенхайма, наиболее известны такие проекты как «Дом Джекоба» в Мэдисоне (штат Висконсин) - удобное жилое здание для людей среднего достатка, офис фирмы «Джонсон - Уэкс» в Расине (штат Висконсин) - здание без окон, резиденция «Талиесин» (Фоллинг-Уотер) в Бер-Ране (штат Пенсильвания), который был назван критиками самой замечательной жилой постройкой XX века и Школа-мастерская в Скоттсдейле (штат Аризона), получившая название «Тейлизин-Уэтс».

«Доктора могут похоронить свои ошибки вместе с пациентом, а вот архитектору остается лишь посоветовать своим клиентам посадить плющ».

Родился в Ричленд-Сентере, штат Висконсин. Его отец был священником и музыкантом, мать – сельской учительницей. Все воспитание мальчика было подчинено мечте матери сделать сына великим архитектором. Окружавшие его с ранних лет гравюры и альбомы, книги Виолле-ле-Дюка сделала для формирования сознания будущего архитектора больше чем 2 года обучения в инженерном колледже Висконсинского университета, который Райт не смог окончить. Настоящим учителем стал для него Л. Салливен , в ателье которого в Чикаго он поступил работать в 1887 году.

Уже в первых работах Райта под влиянием Г. Ричардсона симметричные уравновешенные схемы Салливена получили напряженно-экспрессивное романтическое решение (дом Чарли в Чикаго ). Романтические тенденции усилились в его творчестве в 1893 году, когда он строил серию загородных домов-особняков, так называемых «домов прерий», в которых развит принцип «органической архитектуры», воспринятый им у Салливена и подразумевающий неотделимость архитектуры от окружающей среды, а также воплощена идея о непрерывности пространства. В «домах прерий» центральное ядро – большая комната с камином, в которую открываются гостиная, столовая и холл, что перекликается с древней традицией американского жилища с очагом посередине. При строительстве и отделке этих зданий архитектор применял контрастирующие по цвету и фактуре материалы и конструкции, при этом рационально используя их специфические свойства. Наиболее значительными и интересными среди построенных им «домов прерий» были дом Уиллиса в Хайленд-парке, штат Иллинойс (1902 год) , Дом Мартини в Буффало, штат Нью-Йорк (1904 год), дом Изабеллы Робертс в Ривер Форест, штат Иллинойс (1908 год). И завершается эта серия домом Роби в Чикаго (1909 год).

В 1909 году Райт едет в Европу, где проходят выставки, издается монография. Творчество Райта оказало большое влияние на рационалистическое направление в архитектуре , которое начинало формироваться в те годы в Западной Европе в работах Вальтера Гропиуса , Миса ванн дер Роэ , группы «Стиль».

Получив необычайную популярность в Европе, Райт оставался непризнанным у себя на родине. Знаменитый Роби-хаус дирекция университета намеревалась снести. Положение одинокого борца за новые принципы в архитектуре обостряет его индивидуализм, который будет основной чертой на протяжении всего его творчества.

«Райт бы не только архитектором. Он принадлежал к числу великих духовных лидеров своей страны. Он обладал достаточной волей и мужеством, чтобы протестовать, бороться и выстаивать» (З. Гидеон).

1910-25 года, период господства эклектики в архитектуре США, был тяжелым для Райта. Он почти не имел заказов. Одновременно на него обрушились неурядицы в личной жизни. В это время он получает приглашение из Японии, где в период 1916-22 годы строит отель «Империал» в Токио . Разработанная специально для него особая антисейсмическая конструктивная структура позволила зданию устоять при катастрофическом землетрясении 1923 года, разрушившем почти весь город.

Райт получил телеграмму из Токио: «Отель стоит неповрежденным, как памятник Вашему гению».
Если конструкция отеля «Империал» явилась выдающимся достижением Райта, архитектурное решение порождает ощущение отсутствия стилистической цельности. Сочетание современных мотивов горизонтальных членений, знакомых по «домам прерий», с сильно декорированными, монументальными формами древних японских сооружений. Не создавало единого гармоничного впечатления.

После возвращения в США Райт строит ряд домов в Калифорнии из бетонных блоков, среди которых наиболее интереснее дом Миллард в Пассадене , облицованных плитками, орнаментированными в духе древнемексиканской монументальной архитектуры.

В 1932 году открывает свою мастерскую-школу, назвав ее «товариществом». Члены товарищества не только проектировали, но и обучались строительству, работая в качестве каменщиков, плотников по расширению висконсинской резиденции Райта.

К этому времени новизна первых работ Райта была уже забыта. Такие мастера, как Ле Корбузье , Гропиус, Мис ванн дер Роэ, ушли далеко вперед по пути применения новых архитектурных приемов. Западноевропейская пресса стала терять интерес к новым произведениям стареющего мастера.

В середине 30-х начинается второй период расцвета творчества Райта. Успех ему принесли две постройки: загородный дом Кауфмана в Пенсильвании, построенный в 1936 году и известный в истории как «дом на водопадом» , и административное здание фирмы «Джонсон и сыновья» в Расине (1936-39 года) . Программным произведением зодчего стал дом Кауфмана, который поражает необычайным мастерством, с которым он вписан в окружающую среду. Это еще один блестящий пример «органичной архитектуры». Система смелых, нависающих друг на другом железобетонных консолей, являющихся как бы продолжением уступов скал на лесным ручьем, органично сочетается с романтическим пейзажем.

В здании фирмы Джонсона светящийся потолок и лес стройных колонн создают яркий необычных художественных эффект.

Как писал Генри Рассел Хичкок: «Создается иллюзия неба, просматривающегося со дна аквариума».
С годами индивидуализм Райта усиливается.

Он отрицает типизацию сооружений, пропагандируемую сторонниками Современного движения . «План дома – это образ жизни, а образ жизни всегда индивидуален», — утверждал он, называя функционалистические постройки «ящиками на ходулях». Считая внутренне пространство архитектурного сооружения его сущностью, а внешнюю оболочку – производной от нее, Райт разработал концепцию проектирования «изнутри наружу», использованную в здании музея Гугенхейма в Нью-Йорке (спроектирован в 1943-46, построе в 1956-59 годах). Это наиболее интересное и значительное произведение Райта. Мощная пластика этого сооружения, похожего на абстрактную скульптуру, своим крупным масштабом не давала ему раствориться в чаще небоскребов Манхэттена . По новому в нем решена и экспозиция музея. Движение посетителей происходит сверху вниз по спирали отлогой рампы.

Большой интерес представляют и высотные постройки Райта. Это лаборатория фирмы Джонсона в Расине и «Башня Прайса» в Бартсвилле , построенные в 50-х года. В них Райт осуществил идею «дома-дерева» с мощным бетонным сердечником, включающим лифты и лестницы, от которого, как ветви от ствола, отходят консоли железобетонных перекрытий.

Сохранив верность идее о жизни среди природы (проект «города широкого простора» — Бродэйкрсити , 1934-35 годы) и считая, что принципы органической архитектуры способны гуманизировать человеческое существование, Райт в то же время стал одним из основоположников рационализма в современной архитектуре. В его творчестве, основанном на американской традиции, органичном восприятии мира и способности находить отвечающие духу времени художественные формы, прогрессивные поиски в архитектуре конца XIX столетия напрямую связаны с архитектурой 20-х и 50-х годов XX века.

Будучи яркой художественной индивидуальностью, Райт не создал своей архитектурной школы, как Мис ванн дер Роэ, но за 70 лет своего творческого пути сделала для развития современной архитектуры больше, чем любой другой мастер в странах Запада, оказав огромное влияние на западноевропейскую архитектуру: один из первых начал бороться с академическим стилизаторством в архитектуре, сформулировал идею непрерывности архитектурного пространства, ставшую основой широко используемого в современном зодчестве приема так называемого свободного плана. Он был последним романтиком и первым функционалистом в архитектуре конца XIX – первой половины XX века.


Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1869 года в Ричленде, штат Висконсин. Учился в Висконсинском университете в течение одного года, после в 1887 году в возрасте 18-ти лет поступил на службу в одну из известных в США архитектурную компанию . И вплоть до 1894 года он работал в качестве непосредственного помощника .

В 1894 году Райт открыл собственную мастерскую в Чикаго и в эти годы до 1901 года строил добротные дома в эклектическом стиле, а потом стал создавать особняки, «дома прерий». Он отошел от традиционных методов проектирования жилища, отошел от подражания каким бы то ни было историческим стилям, в своих проектах стремился исходить из условий местности, из функций жилого дома в целом и отдельных его частей в частности.

В «домах прерий» обычно выделяет центральное ядро – большую комнату с камином, холл, столовая и гостиная обычно имеют свободное пространство, переливающееся друг в друга. Характерной особенностью «домов прерий» являются расположенные горизонтальными рядами створчатые окна и пологие кровли, слегка нависающие над стенами. Райт отказывается от архитектурной симметрии, план приобретает асимметричные формы и свободные очертания.

Крупнейшей работой 1890-х годов считается дом Уинслоу в Ривер-Форесте, штат Иллинойс, построенный в 1894 году. Для архитектуры того времени это очень простой по своим формам дом.

Очень характерным примером «домов прерий» относится дом Уилиц близ Чикаго, построенный в 1902 году. Свободные, асимметричные очертания дома усиливают связь архитектуры дома с окружающим его участком. Принцип максимальной связи архитектуры с природой становится одним из ведущих во всем дальнейшем творчестве Райта.

В 1901-1909 годах Райт создал около 120 проектов и построил 76 «домов прерий». Большинство из них предназначались для представителей среднего класса и для бизнесменов. Самыми лучшими считаются дом Роби в Чикаго, построенный в 1907 году и усадьба Кунли в Риверсайде, штат Иллинойс в 1908 году.

В «домах прерий» Райт отказывается от чердака и обычного плоского потолка, увеличивая за счет этого объем жилых комнат. Отказывается также и от подвала, Райт ставит здание на бетонную плиту, положенную на бетонную подушку, ликвидируя тем самым и подвал и фундамент.

В 1904 году Райс построил общественное здание Ларкин-билдинг в Буффало (здание не сохранилось), впервые в здание было использовано кондиционирование, встроенная металлическая мебель и герметическая изоляция интерьеров).

В 1905-1906 годах, создавая парные монолитные кубы Храма Согласия в Ок-Парке, штате Иллинойс, Райт впервые в истории архитектуры оставил необработанные бетонные поверхности.

Работы Райта часто экспонировались на различных выставках (макеты и фотографии построек), а в 1907 году состоялась его персональная выставка в Художественном институте Чикаго.

В 1917-1922 годах построил сейсмоустойчивое здание отеля «Империал» в Токио (здание было демонтировано в 1968 году). Благодаря мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в толщу грунта на 18 м и консольной подвеске этажей, это массивное здание устояло во время сильнейшего землетрясения в 1923 году.

В 1930-е годы он разработал тип особняка для семьи среднего достатка, где преобладают детали, произведённые фабричным способом. В своих особняках Райт создавал «открытые» интерьеры, в которых кухня, столовая и гостиная образовывали одно единое пространство. Он стремился к достижению связи между зданием и окружающей средой, к созданию гармоничных элементов архитектурной композиции, к использованию традиционных для места строительства материалов. Самым блистательным из особняков такого типа стал дом Джекобса в Медисоне, штат Висконсин.

Совместно с архитектурной деятельностью, Райт читал публичные лекции и много писал. В 1932 году вышла в свет его Автобиография, в этом же году он предложил проект «города широкого простора», модель идеальной сельской общины.

В 1936 году Райт выполнил проект офиса фирмы «Джонсон-Уэкс» в Расине, штат Висконсин, здание без окон, источником света служит остекленный потолок. В этом проекте очень ярко отображен принцип проектирование Райта «изнутри наружу». Внешний облик этого здания определен его внутренней структурой. Фасадов в этом здании нет, глухие стены являются как бы футляром, ограждающим внутреннее пространство.

Еще один выдающийся проект построенный Райтом в 1936 году был дом Кауфмана или вилла «Дом над водопадом» в Беар-Ран, штат Пенсильвания, которая была названа самой замечательной жилой постройкой 20 века. Участок располагался в холмистой лощине по обе стороны ручья Бэар-Ран, который образовывал небольшой водопад. Райт расположил дом над самым ручьем и водопадом. В этом проекте Райт осуществил свою основную идею – отказался от дома-коробки с четырьмя стенами.

В 1938 году Райт создал новую школу-мастерскую в Скоттсдейле, штат Аризона, которая получила название «Тейлизин Уэст» (позднее Архитектурная школа Ф.Л. Райта). При создании этого проекта был использован местный камень, балки из красного дерева и брезентовая кровля.

К числу наиболее известных проектов Райта относится здание Музея Соломона Р. Гуггенхейма в Нью-Йорке. Проекты появились в 1943 году, но строительство началось только в конце 1950-х. Здание представляет собой спиральный пандус с расширяющимися к верху витками, который охватывает световой дворик, перекрытый прозрачным куполом.

В 1954 году построил здание синагоги Бет-Шалом близ Филадельфии, архитектурный объем которого образован двумя поставленными друг на друга треугольными призмами, которые в плане образуют шестиугольник – очертание звезды Давида.

В 1956 году создал здание греческой православной церкви Благовещения близ Милуоки, которое представляет собой чашеобразный зал на тонких высоких опорах.

В 1957-1959 годах построил очень легкие и изящные здания общественного центра графства Марин в Сан-Рафаэле, которые раскинулись на трех холмах участка в 121 га.

В последние годы жизни Райт издал несколько книг: «Естественный дом» в 1954 году, «Завещание» в 1957 году, сборник «Будущее архитектуры», в котором собрал самые важные печатные работы 1930-х годов, а также переработанный проект «города широкого простора» — «Живой город» в 1958 году.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх