Пушкинский музей изобразительных искусств картины. Музей изобразительных искусств имени пушкина

Полтора года назад из Пушкинского музея вынесли всех импрессионистов и работы XX века. Теперь они живут в отдельном здании слева (ранее - Музей личных коллекций, ныне - Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков). В результате на верхних этажах основного здания освободилась куча места - экспозицию решили обновить. Всем хранителям было что вынуть из-под полы - и, разумеется, всем хотелось. Хотя значительно увеличиться могли лишь две коллекции - голландская, за счет бесконечных и бесконечно плодовитых малых голландцев (великие давно в экспозиции), и итальянская, где есть что прибавить к каждому столетию (хотя не представленные ранее имена в основном знакомы лишь искусствоведам, причем итальянистам). В результате добавили и тех и других, но в разных пропорциях. Но обо всем по порядку.

За ночь экспозицию, конечно, не поменяешь, процесс долгий. Залы закрывались по очереди, ремонтировались и менялись, картины реставрировались и доставались из запасников. Унесли наверх французов, собрали в одном зале Рембрандта и его школу. Постоянным посетителям музея это вряд ли покажется поразительной метаморфозой - ну, стены покрасили, этикетки сменили, щиты новые сделали. Но если вспомнить, как все выглядело в прошлом году, - оказывается, все так же, да не так. На первом этаже неизменными остались лишь Греческий и Итальянский дворики (в первом появился проект реконструкции музея, а во втором елка, но это, вероятно, не навсегда). Все остальное перемешалось. Левую анфиладу теперь полностью занимают древности и античность, вытеснившие итальянские иконы и Раннее Возрождение. Правда, путь туда по-прежнему лежит через фаюмские портреты, а «Сокровища Трои», вошедшие теперь в постоянную экспозицию, давно находятся в музее под видом выставки. По центру теперь вход в итальянские залы, в предбаннике которых выставлены произведения Византии. В зале с Итальянским Возрождением больше не показывают Кранаха и ранних немцев. Затем, минуя Итальянский дворик и пройдя через французский портик, попадаешь в северную школу (раньше здесь были французы): у вынесенного из Италии Кранаха теперь свой отдельный закуток. Далее по анфиладе следуют отдельные фламандские и голландские залы с уголками Рубенса и Рембрандта. В Голландии появился Питер де Хох, о существовании которого никто, кроме хранителей, и не догадывался. На втором этаже по-прежнему большую часть залов занимают копии и слепки (их, к сожалению, не тронули). Зато в левом крыле поселились итальянцы - академисты, маньеристы и венецианская школа. Появился новый замечательный Тьеполо, Маньяско и несколько Веронезе (со школой). Правое крыло, как уже говорилось выше, отдано французам, обогатившимся Лебреном и Лорреном. В целом же экспозиция увеличилась на треть, что приятно. Теперь от Пушкинского ощущение, как после неаполитанского музея Каподимонте, - будто история искусства состоит в основном из античности и массы итальянцев, а все прочее было так, по мелочи.

Самое удивительное, что вся эта красота - ненадолго: музей скоро вообще закроют. К столетнему юбилею (то есть к 2012 году) Пушкинский должны реконструировать. Проектом реконструкции занимается Норман Фостер, по предварительным планам, на Волхонке появится огромный подземный музейный квартал. Финал этой истории непредсказуем: пока проект пройдет все согласования, подземный музей может превратиться в тридцатиэтажный торговый центр - но с Пушкинским, надеемся, этого не случится. Пока же в залах музея уже проведена одна незаметная реформа. Дело в том, что в наших музеях принцип осмотра принудительный - благодаря анфиладной системе залов. То есть посетитель не может посмотреть только Рембрандта или только малых голландцев - чтобы добраться до них, волей-неволей приходится миновать множество разных стилей, имен и эпох. Раньше, чтобы попасть в залы древней Ассирии, нужно было пройти итальянские иконы, а вход в Италию XVII–XVIII веков лежал через французский зал. Теперь же можно отдельно сходить в залы античности или ранней Италии, или Голландии, или поздней Франции. Хотя, если честно, музей такой маленький, что просмотрев в один присест всю экспозицию, даже в увеличенном на треть варианте, не устанешь ни за что.

Им. Пушкина в Москве? Если вы еще ни разу там не были, то очень жаль, т.к. это одно из самых интересных мест столицы! Сегодня экспозиции Пушкинского музея стоят в одном ряду с коллекциями таких титанов всемирного культурного наследия, как Лувр или Эрмитаж.

Немного истории

А начиналось все в 1898 году, 17 августа. Музей изобразительных искусств им. Пушкина был заложен именно в тот далекий летний день. Он предназначался в первую очередь для распространения и популяризации знаний в области искусств среди широких слоев русской общественности, а так же для студентов, изучающих скульптуру. Нужно сказать, что над проектом музея работали самые образованные люди того времени. Деньги на строительство (большую их часть) пожертвовал русский известный меценат Ю.С. Нечаев-Мальцев. Проект самого здания разработал талантливый архитектор Р.И. Клейн. Перед тем как приступить к ответственному заданию, Клейн длительное время изучал музеи Египта и Греции, а также европейский опыт.

Когда строился Музей изобразительных искусств Пушкина, Клейну помогали инженеры Владимир Шухов и Иван Рерберг. Первый являлся автором оригинальных светопрозрачных перекрытий главного музейного здания, а второй был заместителем руководителя проекта. За строительство комплекса Клейну было присвоено высокое звание академика архитектуры.

Удивительный архитектурный стиль

Взгляните внимательно на Музей изобразительных искусств Пушкина, фото которого представлено ниже, и вы можете заметить, что он очень похож на древний храм (греческий) из времен античности, возвышающийся среди густых деревьев. Подобно античным культовым строениям, здание стоит на высоком каменном подиуме и окружено величественными ионическими колоннами.

Воспроизводит точные пропорции колонн портика на греческом Акрополе. Тем не менее, по архитектурному стилю Музей изобразительных искусств им. Пушкина близок к классицизму. Но это только снаружи. Зайдя внутрь, посетители попадают в просторные помещения, залитые светом, доступ которому обеспечивает стеклянный купол. Такой необычный потолок свидетельствует уже о неоклассицизме. Кстати, когда музей строился, электрическое освещение вообще не было предусмотрено в проекте. Считалось, что скульптурные композиции лучше всего лицезреть при естественном свете.

Коллекции

Интересен тот факт, что Музей изобразительных искусств Пушкина до Октябрьской революции, обрушившейся на Россию в 1917 году, являлся исключительно музеем скульптуры. Здесь были выставлены искусно выполненные копии античных мозаик и статуй. В ту пору подлинники были представлены только экспонатами из коллекций египтолога Голенищева.

А вот после Октябрьского переворота музейные экспозиции пополнились картинами, конфискованными из частных коллекций русской аристократии и национализированных большевиками. Так, к примеру, известные (Пикассо Пабло) и (голландца Ван Гога) попали в Пушкинский музей из собраний купца Морозова.

Сегодня Музей изобразительных искусств имени Пушкина с гордостью представляет своим посетителям богатейшую коллекцию французского импрессионизма и постимпрессионизма. Здесь мы можем насладиться полотнами Камиля Писарро, Арни Матисса, Огюста Ренуара, Пабло Пикассо, Поля Сезанна, Сислея, Эдгара Дега, Тулуз Лотрека, а еще неповторимого Ван Гога и других великих живописцев.

Также в Пушкинском музее можно посмотреть на итальянскую живопись 18-20 веков, японскую и британскую гравюру, копии шедевров античного искусства, включая огромную скульптуру Давида Микеланджело, и многое другое. Всего Музей изобразительных искусств им. Пушкина хранит 700 тыс. экспонатов, а за год его посещают почти полтора миллиона людей.

События и мероприятия, проводимые в стенах музея

По четвергам в вечернее время и по пятницам днем в музее для всех желающих проводятся интересные занятия под названием "Беседы об искусстве". Лекции посвящены всем основным разделам экспозиции, а также различным сезонным выставкам, регулярно проводящимся в этом культурном центре.

С 2012 года Пушкинский музей ежегодно принимает участие во всероссийской культурной акции "Ночь музеев". Также стали традицией изысканные музыкальные "Вечера Святослава Рихтера" - международный фестиваль музыки, проходящий под сводами ГМИИ каждый год в декабре.

Туристам на заметку

Если вы планируете посетить Музей изобразительных искусств имени Пушкина первый раз в жизни, не перепутайте его с другим московским музеем, носящем имя великого русского поэта, который расположен на Пречистенке. Главное здание ГМИИ находится на Волхонке в доме под номером 12.

Туристам необходимо знать, что в Пушкинском музее не разрешается курить, пользоваться сотовой связью (это моветон), прикасаться к музейным экспонатам, фотографировать со вспышкой, вносить в залы цветы, есть вне зоны кафе. Сумки и большие зонты следует оставлять в камере хранения.

Государственный Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) - один из самых крупных музеев России, в котором представлены произведения европейского и мирового искусства. Его здание, построенное в эклектическом стиле, также является памятником архитектуры. Собрание ГМИИ насчитывает около 670 тысяч экспонатов. Это предметы живописи и скульптуры, графики. Кроме того, здесь представлены памятники археологии и нумизматики.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – из истории

В 1893 году профессор МГУ, доктор римской словесности и историк Иван Владимирович Цветаев задумал создать музей как учебное пособие по истории искусств - с копиями древних античных ваз, скульптур и других предметов. В 1898 году состоялась церемония его закладки. Значительную часть денег на строительство внес меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцев. Конкурс на проектирование выиграл архитектор-самоучка П.С. Бойцов. Руководил постройкой архитектор Р.И. Клейн. В строительстве принимали участие архитекторы И.И. Рерберг и В.Г. Шухов, а также многие талантливые мастера того времени. Внутренняя планировка и план здания создавались в соответствии с идеями П.С. Бойцова. А интерьеры и фасады - работа Р.И. Клейна и его помощников.

31 мая 1912 года Музей изящных искусств имени императора Александра III был открыт. Первым его директором в 1912-1913 годах был его основатель Иван Владимирович Цветаев. В 1932 году музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств, а в 1937 году ему присвоили имя А.С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны сами экспонаты были эвакуированы в Новосибирск и Соликамск. Здание, в том числе стеклянные крыши, пострадало от бомбежек. После войны, в октябре 1946 года, когда строение было восстановлено, состоялось открытие экспозиции. С 1980 года по инициативе Святослава Рихтера и директора ГМИИ И.А. Антоновой проводится ежегодный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».

В 1985 году на правах научного отдела ГМИИ был основан Музей личных коллекций, призванный сохранить "духовную связь" между коллекцией и ее бывшим владельцем. В настоящее время идет оцифровка экспонатов ГМИИ. Для всех экспонатов создаются паспорта, необходимые для учета, хранения и реставрации. Высокое качество электронной копии позволяет фиксировать и контролировать состояние экспоната, расположение и глубину микротрещин. В случае реставрации будет возможно восстановить предмет.

Пушкинский музей - экспонаты

В коллекции ГМИИ собраны произведения западных мастеров от античности до XX века. Каждый из залов посвящён определённой эпохе. Вся коллекция насчитывает около 670 тысяч произведений экспонатов, но лишь 1,5 % фондов доступны широкой публике. На первом этаже в основном расположены предметы древности. Здесь расположен Египетский зал. Также представлены предметы древних народов, населявших Переднюю Азию и Средиземноморье, Индийский полуостров и Латинскую Америку. Один из самых уникальных экспонатов - уникальный клад, обнаруженный немецким археологом Генрихом Шлиманном во время его раскопок в Трое в 1871–1890 годах. Этот клад считался утерянным во время Второй мировой войны. Позже выяснилось, что вместе с другими трофеями он был вывезен из Германии в Советский Союз и хранился в строжайшей секретности в запасниках ГМИИ.

В залах второго этажа представлено более тысячи экспонатов древней Греции и Рима. Это античные амфоры и керамика, скульптура. Здесь находятся копии известнейших скульптур античности. Посетители увидят предметы средневековья и эпохи Возрождения. Представлены работы мастеров 19-ого и 20-ого столетия, а также большая коллекция французских импрессионистов и постимпрессионистов, в том числе произведения знаменитых художников, таких как Матисс и Пикассо, Гоген и Ван Гог. Особое место занимает коллекция византийских икон. Можно увидеть работы европейских мастеров, таких как Кранах, Боттичелли, Пуссен и Давид. Жемчужинами коллекции являются иконы "Мадонна с Младенцем на троне" и "Мадонна с Младенцем и двумя донаторами". Многие из предметов оказались в МГИИ после Великой Отечественной войны, в том числе из Дрезденской галереи. Северное Возрождение представлено в зале под названием "Искусство Германии и Нидерландов 15-16 веков". Работы Рембрандта и его учеников расположены в отельной экспозиции. голландской школы 17 столетия. Особой популярностью пользуются залы "Итальянский дворик" и "Греческий дворик". "Греческий дворик" имеет трехуровневый пол, передающий архитектуру Афинского Акрополя. А зал "Итальянский дворик" повторяет внутренний двор палаццо Барджело с угловой лестницей и небольшими колоннами, поддерживающими балкон, легкой аркадой и колодцем в центре.
В ГМИИ многие экспонаты не достаются из запасников, поскольку существуют нормы, согласно которым определено размещение и хранение экспонатов. Музейная экспозиция постоянно изменяется, так как одновременно все экспонаты не могут быть выставлены на обозрение посетителей. Проводятся также выставки шедевров из крупнейших картинных галерей мира.

Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – информация для туристов

Подразделениями ГМИИ являются Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева и Мемориальная квартира Святослава Рихтера. Создан Центр эстетического воспитания детей и юношества "Мусейон", который организует выставки и встречи с художниками, представления и музыкальные концерты. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина предлагает лекции, экскурсии и кружковые занятия. Разработано более 15 различных маршрутов, позволяющих осмотреть экспонаты, созданные мастерами различных исторических периодов. Для посетителей организуются экскурсии с гидом-экскурсоводом на русском и иностранных языках. Для удобства возможно представление транспортного обслуживания – легковых машин и автобусов. Предлагаются услуги аудиогида. Экскурсии в музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина можно забронировать.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина или, как его чаще называют, Пушкинский музей – один из самых значимых музеев Москвы, собравший в своих стенах крупную коллекцию произведений зарубежного искусства от древнего мира до наших дней.

Впервые свои двери Пушкинский музей открыл 31 мая 1912 года. Вдохновителем и первым директором стал профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Первоначальная коллекция сформировалась из копий античных скульптур и мозаик университетского Кабинета изящных искусств и подлинных древностей, купленных у известного ученого-египтолога В.С. Голенищева. Позднее залы пополнились картинами, переданными из других музеев и произведениями искусства из частных коллекций, подаренных или конфискованных после революции. В наши дни в собрании ГМИИ — более 670 000 экспонатов, из них только 1,5% доступны для осмотра.

В ведении ГМИИ им. Пушкина – целый музейный городок, расположенный в историческом центре Москвы около метро Кропоткинская. В него входит несколько зданий, в том числе:

  • Главное здание
  • Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.
  • Отдел личных коллекций
  • Музей-квартира Святослава Рихтера
  • Центр эстетического воспитания «Мусейон»
  • Учебный художественный музей им. И.В.Цветаева
  • Дом графики

Главный корпус – памятник архитектуры с мощной колоннадой и стеклянной крышей, построенный 100 лет назад специально для музея.

Экспозиция здесь размещена на двух этажах. На первом собраны подлинные раритеты Древнего Египта, античных времен, золотые сокровища Древней Трои из раскопок археолога Генриха Шлимана, живописные работы европейских мастеров 8-18 веков, есть Греческий и Итальянский дворики – большие пространства со скульптурами-слепками. На втором этаже много залов отдано копиям предметов искусства Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения. Кроме того, и здесь выставлены подлинники картин европейских художников.

Египетский зал — одна из лучших мировых коллекций подлинных предметов времен Древнего Египта: мумий, саркофагов, масок, статуэток, украшений и сосудов.

Деревянный саркофаг вельможи Маху, держателя участка земли храма Амона:

Аменхотеп и Раннаи – жрец и жрица бога Амона:

Саркофаг и мумия Хор-Ха. На переднем плане – мумия кошки:

Следующий зал посвящен искусству Древнего Ближнего Востока.

Статуэтка адоранта из Северной Месопотамии. Адорант – фигурка из камня или глины, которую ставили в храме, чтобы она молилась за поставившего его человека.

Залы античного искусства с коллекцией греческих ваз и амфор, мозаики, скульптурами и рельефами Древних Италии, Кипра и Рима.

Антефикс – плитка из керамики с маской Медузы Горгоны:

Предметы из раскопок Пантикапея – столицы Кимерийского Боспора:

Тема античности продолжается в Греческом дворике – большом зале, наполненном слепками знаменитых древнегреческих статуй, рельефов и архитектурными фрагментами.



Спящая Ариадна. Мраморный подлинник хранится в Ватикане.

Еще один дворик – Итальянский, со слепками шедевров эпохи Возрождения.

Конная статуя – копия бронзового памятника главнокомандующему Бартоломео Коллеони из Венеции.

Знаменитый Давид Микеланджело. Высота скульптуры – 5,5 метров.

Одна из главных жемчужин музея изобразительных искусств им. Пушкина — коллекция работ Рембрандта и художников его школы находится в зале №10.

Рембрандт «Портрет старушки» и «Портрет пожилой женщины».

Экспозиция картин фламандских живописцев 17-го века – Рубенса, Йорданса, Ван Дейка, Брейгеля.

Антонис Ван Дейк «Портрет Адриана Стевенса». Фламандский мастер начала 17 века «Портрет дамы с веером».

«Катание на коньках» Хендрика Аверкампа из зала Голландского искусства 17-го века.

Также на первом этаже в постоянной экспозиции представлены искусство Византии, Италии 13-16 веков, Германии и Нидерландов 15-16 веков.

Поднимемся на второй этаж.

Зал, получивший название «Олимпийский», со слепками с классических древнегреческих скульптур.

Копия скульптуры «Оплакивание Христа» из зала Микеланджело Буонаротти. «Большую известность и славу», по свидетельству его современника, приобрел себе этим произведением великий мастер.

Итальянская скульптура 15-го века. В оформлении зала использованы декоративные элементы в стиле эпохи Раннего Возрождения.

Пышное Надгробие кардинала Португальского работы Росселино Антонио. Подлинник находится во Флоренции в церкви Сан Миньято аль Монте.

Европейское искусство Средних веков.

Культурное наследие Древней Италии и Древнего Рима в слепках. Шедевры этого зала – Капитолийская волчица, бюст Марка Аврелия, скульптура «Виктория».

Греческое искусство поздней классики и эллинизма. Колоссальная группа «Фарнезский бык» — подлинник хранится в археологическом музее Неаполя.

Крылатая Ника Самофракийская и Афродита Книдская знаменитого скульптора Праксителя.

Конечно, все залы и произведения показать сложно – их очень много, на осмотр Пушкинского музея изобразительных искусств можно потратить не один час.

Фотографировать можно бесплатно, но есть несколько правил: нельзя пользоваться штативом и фотовспышкой, запрещено фотографировать на временных выставках.

В дни особо значимых выставок, когда привозят шедевры из собраний лучших музеев мира, в кассу выстраиваются очереди.

Днем во вторник и пятницу и в четверг вечером в Главном здании, Галерее и Отделе личных коллекций проводятся Беседы об искусстве по 29 темам.

С 1980 года в музее им. Пушкина проходит ежегодный фестиваль музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», в течение года в залах устраивают концерты.

По постоянной экспозиции водят обзорные и тематические экскурсии, можно взять аудиогид, его стоимость – 250 рублей.

Более подробную информацию смотрите на официальном сайте ГМИИ: arts-museum.ru

Как доехать до Пушкинского музея изобразительных искусств

На общественном транспорте: м. Кропоткинская, далее 2 минуты пешком.

Адрес: улица Волхонка, дом 12.

Часы работы

  • Вторник, среда, суббота, воскресенье — с 11-00 до 20-00
  • Четверг, пятница — с 11-00 до 21-00

Понедельник — выходной

Стоимость билетов в Главное здание

Главное здание

  • Вторник, среда, суббота и воскресенье 11:00 до 20:00
  • Четверг и пятница с 11:00 до 21:00
  • Понедельник – выходной

  • Вторник, среда, суббота и воскресенье с 11:00 до 20:00
  • Четверг и пятница – с 11:00 до 21:00
  • Понедельник – выходной
  • Кассы закрываются на час раньше

Музей личных коллекций (временные выставки)

  • Основная экспозиция закрыта до 2023 года.

Цена билетов в Музей изобразительных искусств имени Пушкина в 2019 г.

Главное здание

  • Для взрослых - 400 рублей

Галерея Искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков

  • Для взрослых - 400 рублей
  • Для студентов РФ и пенсионеров РФ - 200 рублей
  • Для детей до 16 лет - бесплатно

Как добраться до Музея изобразительных искусств имени Пушкина

Адрес: Москва, ул.Волхонка, д. 12.

Ближайшая станция метро Кропоткинская. Музей находится на противоположной стороне от Храма Христа Спасителя . Музей включает в себя три здания: основное здание, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв. и здание музея личных коллекций. Поскольку первым по пути от метро встречается Галерея, на вывеске которой тоже написано, что это музей имени Пушкина, то можно не дойти до основного здания и гулять по Галерее. Иногда в кассу Основного здания бывает очередь, которая может стать ориентиром входа в Музей.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина находится в самом центре, недалеко от других



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх