История музыки древнего рима. Изобразительное искусство древнего рима Скачать презентацию изобразительное искусство древнего рима

Вся информация о древнеримской музыке, известная современным людям, получена из литературных источников античной эпохи, а также памятников изобразительного искусства того времени. Ни одного оригинального нотного издания до наших дней, к сожалению, не сохранилось.

Музыка имела важное значение в каждодневной жизни древних римлян, а развивалась она на основе принципов, возникших еще в период эллинизма. Однако не только греки оказывали влияние на данное искусство, очень много различных нюансов было перенято и у восточных народов в период походов в их страны. В целом этрусская культура, оказавшая и без того колоссальное влияние на древнеримскую цивилизацию, в меньшей мере определяла музыкальные принципы и основы римлян, поскольку у самих этрусков этот вид искусства развивался медленно и они не предавали ему особого значения.

Первоначально римская музыка была довольно самобытным искусством, большинство существовавших жанров связывались с тематикой ежедневной деятельности . Наиболее распространены были жреческие напевы, которые можно охарактеризовать как песни и пляски в честь различных богов, чаще всего они исполнялись в виде молитвенных песнопений, в которых римляне взывали о богатом урожае или удаче в военных походах. Гораций и Вергилий стали наиболее популярными поэтами своего времени, их стихотворные творения пели под щипковые музыкальные инструменты.

Музыкальное искусство Древнего Рима получило весьма стремительное развитие, в большей степени это обуславливалось популярность театральных постановок. Для них в то время был характерен жанр пантомимы, в котором сочетались розыгрыши театральных сцен, танцы, а также оркестровая игра и хоровое пение. Ряд мыслителей и экспертов-теоретиков по искусству античной эпохи замечали, что большая часть всех музыкальных спектаклей, позаимствованных римлянами у греков, потеряли свой первоначальный смысл и служили только одной цели – развлечения толпы.

Уже в I веке нашей эры древнеримским императором Домицианом были придуман и утвержден новый вид соревнований, во время которых виртуозы музыкального искусства состязались в игре на арфах и пении.

Увлечение музыкой в Древнем Риме было свойственно всем слоям населения. У представителей знати, естественно, было несравнимо больше возможностей, и они могли позволить держать у себя дома музыкальные инструменты, например, водяные предшественники органов. Наиболее богатые римляне приобретали целые оркестры рабов, позволявшие им наслаждаться в любое удобное время. Фактически каждый член обеспеченной семьи должен был обучиться либо вокальному искусству, либо игре на каком-нибудь музыкальном инструменте, поэтому профессия учителя музыки в то время была не только весьма распространена, но и пользовалась всеобщим уважением. Музыкой и песнопениями сопровождались все значимые праздники и крупные торжества, а также гладиаторские бои.

Кифара и авлос, являющиеся основной разновидностью лиры античного периода и прародителем гобоя, были наиболее распространенными древнеримскими музыкальными инструментами. Повлияло на это опять же заимствование принципов и основ музыкальной культуры у греков во времена их завоевания. Среди богатых сословий также пользовались особой популярностью гидравлосы – водяные клавишно-духовые инструменты, очень близкие к современным органам. В армии популярность музыки не была исключением из правил, но там наибольшее распространение получили

Слайд 2

Архитектура

Столицу римской империи и другие большие города украшали великолеп­ные крупные здания - храмы, дворцы, «базилики», портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки.

Слайд 3

Слайд 4

Отличительной чертой городов были каменные мостовые, водопроводы («акведуки»), канализация.

Слайд 5

Скульптура

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика, станковая живопись, слабо распространенные у греков.

Слайд 6

  • Император Август
  • Клавдий.
  • Слайд 7

    • Капитолийская волчица V век до н.э. Палаццо Консерватори Рим, Италия
    • Богини Грации ок 200 до н.э.
  • Слайд 8

    Слайд 9

    Наука

    Римская наука имела в основном прикладной характер. По этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь.

    Слайд 10

    Юлиа́нский календа́рь был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введён Юлием Цезарем в 45 г до н. э. Юлианский календарь основывался на культуре летосчисления Древнего Египта.

    Слайд 11

    Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике.

    • Марк Теренций Варрон
    • Луций Анней Сенека
  • Слайд 12

    • Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить:
    • Диоскорид - фармаколог и один из основателей ботаники,
    • Соран Эфесский - акушер и педиатр,
    • Клавдий Гален - талантливый анатом, раскрывший функции нервов и головного мозга.
  • Слайд 13

    Праздники

    Древние римляне отмечали в году более 50 праздников.

    Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов:

    • виналии - праздник виноградного сбора,
    • сатурналии - праздник посевов,
    • луперкалии - праздник пастухов и др.
  • Слайд 14

    • Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр.
    • Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои.
    • В случае, если раненый гладиатор оставался в живых, его участь решалась публикой.
  • Слайд 15

    Слайд 16

    Одежда

    Туника и тога - основа древнеримского мужского костюма. Костюм римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.

    Слайд 17

    Украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце.

    В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.

    Слайд 18

    • Женская туника по покрою не отличалась от мужской. Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ - палла.
    • Прическа – высокая, на веерообразном каркасе, с накладками из искусственных волос.
    • Обувь римлянок - мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.
  • Слайд 19

    • В костюмах сочетались яркие цвета - красные, фиолетовые, коричневые, пурпурные, желтые.
    • Парадным цветом одежды был белый.
    • Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию - круги, квадраты, ромбы и т.д.
  • Слайд 20

    Домашнее задание

    Подготовка к контрольной работе по теме

    Посмотреть все слайды

    Слайд 2

    Изобразительное искусство этрусков

    ЭТРУСКИ жили на территории современной Италии в I тысячелетии до н. э.

    Слайд 3

    У ЭТОГО народа были

    17.02.2017 3 своя философия, свои представления о жизни и смерти, особое восприятие окружающего мира.

    Слайд 4

    «ВЕЧЕРНИЕ ТЕНИ» -

    17.02.2017 4 неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с культом мертвых (II-I вв. до н. э.).

    Слайд 5

    17.02.2017 5 Верующая. Из святилища Дианы Немийской. Древний Рим 200 - 150 до н. э. Франция, Париж, Лувр

    Слайд 6

    17.02.2017 6 Капитолийская волчица Древний Рим 500 до н. э. Италия, Рим, Музей Капитолия

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Каков же он, человек той эпохи? Вот каким его представляет известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (106- 43 гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»:«Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»

    Слайд 10

    17.02.2017 10 Капитолийский Брут Древний Рим 210 - 190 до н. э. Италия, Рим, Палаццо Деи Консерватории

    Слайд 11

    17.02.2017 11 Статуя Октавиана Августа из Прима Порта Древний Рим 20 н. э. Ватикан, музеи Ватикана

    Слайд 12

    Октавиан Август из Прима Порта. Отец Октавиана, Гай Октавий, происходил из богатого плебейского рода, принадлежавшего квсадническому сословию; Юлий Цезарь сделал его патрицием. Мать, Атия, происходила из родаЮлиев. Она была дочерью Юлии, сестры Цезаря, и сенатора Марка Атия Бальбина - родственника Гнея Помпея. Гай Октавий женился на ней вторым браком, от которого родилась и сестра Октавиана - Октавия Младшая (Младшей её называли по отношению к сводной сестре). Прозвище «Фурин» Октавиан получил в год своего рождения в честь победы отца над беглыми рабами Спартака, одержанной в окрестностях города Фурии. Имя «Октавиан» Август старался не употреблять, так как это напоминало ему, что в род Юлиев он попал со стороны, а не по прямому происхождению.

    Слайд 13

    Гай Ю́лий Це́зарь Октавиа́н А́вгуст

    Основы искусства были заложены в эпоху правления Октавиана Августа. Это время, отличающееся высоким уровнем развития культуры, не случайно называют «золотым веком» Римского государства. Именно тогда создавался официальный стиль римского искусства, наиболее ярко проявившийся в многочисленных статуях Октавиана Августа.

    Слайд 14

    Римский писатель Светоний (ок. 70 - ок. 140 гг.) отмечал: «Он радовался, когда кто-нибудь под его пронзительным взором, словно под ослепительными лучами солнца, опускал голову»

    Слайд 15

    Статуя Марка Аврелия - бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Новом дворцеКапитолийских музеев. Была создана в 160-180-е года.

    Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она св. Константина.

    Слайд 16

    В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело. Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (поверх туники). Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.

    Слайд 17

    В эпоху переоценки ценностей он так выразил свое мироощущение:«Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение - смутно, строение всего тела - бренно, душа - неустойчива, судьба - загадочна, слава недостоверна» (Из дневника «Наедине с собой»)

    Слайд 18

    Слайд 19

    Септи́мий Бассиа́н Карака́лла (186-217) - римский император из династии Северов.

    Один из самых же жестоких императоров. Резкий поворот головы, стремительность движения и напрягшиеся мускулы меи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд из под лобья, массивный подбородок_ все говорит о без пощаадной жестокости императора.

    Слайд 20

    17.02.2017 20 Портрет Каракаллы Древний Рим 211 - 217 н. э. Италия, Рим, Национальный Римский музей

    Слайд 21

    17.02.2017 21 Авл Метел Древний Рим 110 - 90 до н. э. Италия, Флоренция, Археологический музей

    Слайд 22

    Бронзовая статуя Авла Метелла из музея Флоренции, также исполненная этрусским мастером того времени, хотя и сохраняет еще в пластической трактовке формы все особенности этрусского бронзового портрета, по существу, уже римский памятник, исполненный гражданственного общественного звучания, необычного для этрусского искусства. В бюсте Брута и статуе Авла Метелла, как и во многих портретах с алебастровых урн, сблизились границы этрусского и римского понимания образа. Здесь следует искать истоки древнеримского скульптурного портрета, выросшего не только на греко-эллинистической, но прежде всего на этрусской основе.

    Слайд 23

    Фигура мужчины зрелого возраста, которая оставляет открытым правое плечо, и в тунике. В высокой обуви римского типа со шнурками. Голова слегка повернута вправо. Волосы короткие, с небольшими прядями. Морщины на лбу, а также в углах рта и пустых глаз, которые должны были быть заполнены вставками из другого материала. Правая рука поднята и протянута вперед, с открытой кистью; левая рука с полузакрытой кистью опущена вниз, вдоль тела, под тогой. На безымянном пальце левой руки кольцо с овальной оправой. Левая нога немного согнута вперед. Приписывается аретинскому производству.

    Слайд 24

    17.02.2017 24 Портрет "сириянки" Древний Рим Около 170 Россия, Санкт-Петербург, Эрмитаж

    Слайд 25

    Выразительный реалистический портрет, выполненный из мрамора, является прекрасным примером глубокой и точной психологической характеристики и блестящего мастерства. Тонкое продолговатое лицо с неправильными и даже некрасивыми чертами по-своему трогательно и привлекательно.

    Слайд 26

    17.02.2017 26 Антиной Древний Рим 117 – 134 н.э.

    Слайд 27

    17.02.2017 27 Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Во время путешествия императора по Нилу он покончил жизнь самоубийством, бросившись в Нил. Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. Возникла даже легенда, что юноша, чтобы отвлечь от императора грозное предсказание оракула, пожертвовал собой. Это нашло поддержку в массах, так как вновь возрождало культ гибнущего и возрождающегося бога.

    Слайд 28

    17.02.2017 28 Мать с младенцем ("Матер-матута") Древний Рим 450 до н. э. Италия, Флоренция. Археологический музей

    Слайд 29

    17.02.2017 29 Изображение сидящей женщины с ребенком на руках - этрусско-латинское божество Великой Матери ("Матер-матута"). Уже в этой скульптуре проявились черты этрусского характера: приземистость пропорций, застылая напряженность фигуры. В композицию введены два крылатых сфинкса - излюбленный мотив этрусков - по обе стороны трона. Являясь антропоморфной (то есть представленной в образе человека) урной-канопой, статуя связана с культом мертвых.

    Слайд 30

    Живописное искусство

  • Слайд 31

    Мисте́рии - богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления. Мистерии Древней Греции представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение мистериям: лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона -мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами.

    Слайд 32

    17.02.2017 32 Вилла Мистерий. Помпеи. Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи

    Слайд 33

    17.02.2017 33 Вилла Мистерий. Настенная живопись Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи

    Слайд 34

    Слайд 35

    17.02.2017 35 Виллам присуща большая роскошь и отделка из драгоценных материалов.Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись.Различалось два типа вилл: вилла рустика - сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер, и вилла пеурбана - городская, предназначенная для отдыха и всевозможных развлечений.

    Октавиан Август из Прима Порта. Отец Октавиана, Гай Октавий, происходил из богатого плебейского рода, принадлежавшего квсадническому сословию; Юлий Цезарь сделал его патрицием. Мать, Атия, происходила из родаЮлиев. Она была дочерью Юлии, сестры Цезаря, и сенатора Марка Атия Бальбина родственника Гнея Помпея. Гай Октавий женился на ней вторым браком, от которого родилась и сестра Октавиана Октавия Младшая (Младшей её называли по отношению к сводной сестре). Прозвище «Фурин» Октавиан получил в год своего рождения в честь победы отца над беглыми рабами Спартака, одержанной в окрестностях города Фурии. Имя «Октавиан» Август старался не употреблять, так как это напоминало ему, что в род Юлиев он попал со стороны, а не по прямому происхождению.Гай ОктавийплебейскоговсадническомуЮлий ЦезарьпатрициемЮлиевсенатораГнея ПомпеяОктавия МладшаяСпартака


    Гай Ю́лий Це́зарь Октавиа́н А́вгуст Основы искусства были заложены в эпоху правления Октавиана Августа. Это время, отличающееся высоким уровнем развития культуры, не случайно называют «золотым веком» Римского государства. Именно тогда создавался официальный стиль римского искусства, наиболее ярко проявившийся в многочисленных статуях Октавиана Августа.


    Бронзовая статуя Авла Метелла из музея Флоренции, также исполненная этрусским мастером того времени, хотя и сохраняет еще в пластической трактовке формы все особенности этрусского бронзового портрета, по существу, уже римский памятник, исполненный гражданственного общественного звучания, необычного для этрусского искусства. В бюсте Брута и статуе Авла Метелла, как и во многих портретах с алебастровых урн, сблизились границы этрусского и римского понимания образа. Здесь следует искать истоки древнеримского скульптурного портрета, выросшего не только на греко- эллинистической, но прежде всего на этрусской основе.


    Фигура мужчины зрелого возраста, которая оставляет открытым правое плечо, и в тунике. В высокой обуви римского типа со шнурками. Голова слегка повернута вправо. Волосы короткие, с небольшими прядями. Морщины на лбу, а также в углах рта и пустых глаз, которые должны были быть заполнены вставками из другого материала. Правая рука поднята и протянута вперед, с открытой кистью; левая рука с полузакрытой кистью опущена вниз, вдоль тела, под тогой. На безымянном пальце левой руки кольцо с овальной оправой. Левая нога немного согнута вперед. Приписывается аретинскому производству.


    Статуя Марка Аврелия бронзовая древнеримская статуя, которая находится в Риме в Новом дворцеКапитолийских музеев. Была создана в е года.Новом дворцеКапитолийских музеев Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она св. Константина.Марка Аврелияконная статуясв. Константина


    В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Платина срав нил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело.ЛатеранаПлатинаПавла IIIМикеланджело Статуя лишь в два раза превышает натуральную величину. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще (поверх туники).туники Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара.


    Септи́мий Бассиа́н Карака́лла (186217) римский император из династии Северов римскийимператординастии Северов Один из самых же жестоких императоров. Резкий поворот головы, стремительность движения и напрягшиеся мускулы меи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд из под лобья, массивный подбородок_ все говорит о без пощаадной жестокости императора.


    Мисте́рии богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые. Зачастую представляли собой театрализованные представления.богослужение культовыхбожествамтеатрализованные Мистерии Древней Греции представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение мистериям: лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами.Древней ГрециирелигийПлатонаЦицерона


    Установление их восходит ко временам отдаленной древности; в исторические времена, особенно с VI века н. э., их число все более и более увеличивалось; в конце IVа до н. э. не быть посвященным в какие- нибудь мистерии являлось признаком неверия или индифферентизма.VI векаIVа


    Александрова мозаика наиболее известная античная мозаика с изображениемАлександра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.мозаикаАлександра МакедонскогоДарием III Мозаика была обнаружена 24 октября1831 года п ри раскопках античныхПомпей в Италии на полу одного из помещений дома Фавна и перенесена в1843 году в Нацио нальный археологический музей Неаполя, где и хранится по настоящее время годаПомпейдома Фавна1843 годуНацио нальный археологический музейНеаполя


    Мозаики виллы Адриана в Тиволи. Не менее знамениты и римские мозаики. Их искусство было известно ещё в Древней Греции: мозаикой греки называли изображения, посвящённые музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти композиции, а поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем их специального сваренного стекла - смальты.


    Во фресковых росписях все чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удалось передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены. Изыскано красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе.


    Выразительный реалистический портрет, выполненный из мрамора, является прекрасным примером глубокой и точной психологической характеристики и блестящего мастерства. Тонкое продолговатое лицо с неправильными и даже некрасивыми чертами по-своему трогательно и привлекательно.


    В 4-5 вв. произошло крушение Римской иммперии. Рим, разрушенный и разграбленный варварами, утратил своё былое величие. Но традиция древнеримского искусства не суждено было исчезнуть: в Средние века, в Эпоху Возрождения и кслассицизма они вдохновляли мастеров художественного творчества.



  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх