Произведения искусства созданные на мифологические сюжеты. Мифологические сюжеты в искусстве

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» р.п.Ровное Саратовской области Всероссийский Конкурс ученических рефератов «Кругозор» «СЮЖЕТЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МИФОВ В ЖИВОПИСИ» Реферат учащейся 8 класса фортепианного отделения МБОУ ДОД «Детская школа искусств» р.п.Ровное Предмет «Беседы об искусстве» Ермаковой Надежды Александровны Руководитель Масленникова Ирина Ивановна 2013г. Содержание I. Введение……………………………………………………………………....3 II. Мифы Древней Греции и европейское изобразительное искусство……..5 2.1.Греческая мифология………………………………………………………5 2.2.Сюжеты древнегреческих мифов в живописи……………………………8 2.3.Роль древнегреческих мифов в жизни человека………………………....................................................................20 III.Заключение…………………………………………………………………22 IV.Список использованной литературы……………………………………..24 V. Приложение……………………………………………………………….25 2 I. ВВЕДЕНИЕ Европейская культура, в том виде, в котором знакомы с ней современные люди, своим происхождением обязана Античности. Мы, порой, даже не подозреваем, насколько глубоко проникли герои и образы древних мифов в нашу жизнь. Достижения древних греков удивительны во всех областях, и на них основана вся европейская цивилизация. Античность сопровождает европейское человечество на всем его пути. «Мы видим глазами греков и говорим их оборотами речи», – сказал Якоб Буркхардт, швейцарский историк и философ культуры. Одним из самых ранних и существеннейших элементов античной культуры является миф. Миф (от греч. muthos - слово, сказание) - это повествование о происхождении мира, богов, героев, различных народов, событиях естественной и общественной истории, которые возникли в глубокой древности и в устной форме передавались из поколения в поколение. Миф исключительно важный шаг в познании и понимании окружающего мира, в самопознании человека. В мифе сочетаются реальное и вымышленное, рациональное и эмоциональное, природное и культурное. Миф - универсальное обобщение человеческой жизни, неотъемлемое свойство всей культуры. Греческие мифы глубоко проникли в образ мыслей современного человека, и мы порой не замечаем, как говорим о паническом страхе, об олимпийском спокойствии, бесстрашного человека сравниваем с Гераклом, а решительную женщину – с амазонкой. А выражения «троянский конь», «яблоко раздора», «нить Ариадны» и многие другие понятны практически всем. Мифы веками накапливали опыт народов, их представления о добре и зле, о достойном и недостойном поведении. Передаваясь из поколения в поколение, они учили людей тому, как следует жить. 3 В современной жизни мы очень часто сталкиваемся с названиями и именами из древнегреческой мифологии. Мифы Древней Греции много веков вдохновляют поэтов, художников, скульпторов и композиторов всего мира, а значит, без знания сюжетов невозможно понять многие произведения искусства. Актуальность и значимость данной темы определяется и тем, что древнегреческая мифология и религия сыграли неоценимую роль в становлении европейской культуры и в ее последующем развитии. Цель данной работы - осмысление духовного богатства древнегреческой мифологии, красоты мифологических сюжетов и образов, получивших своё воплощение в живописи. Для реализации поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи: - дать общую характеристику древнегреческой мифологии; - выявить особенности интерпретации мифологических сюжетов и образов в живописи; - показать роль древнегреческих мифов в жизни людей. Методологическую основу работы составляют труды Я. Бурхарда, Н.А. Куна, Э.И. Ларионовой, Г.И. Чугунова. 4 II. Мифы Древней Греции и европейское изобразительное искусство 2.1. Греческая мифология Греческая мифология или мифология Древней Греции возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились какимто образом разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры. При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику людям. Они представляли Громовержец. собой единую семью, Очеловечивание главой божественных которой был существ Зевс- являлось характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, более объяснимыми для воображения обычного человека. Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей, богов и героев. В древнегреческой 5 мифологии воспоминания о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел слились воедино. Греческая мифология представляет собой первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт. Трудно установить в точности, когда появились первые греческие мифы и легенды, в которых были явлены миру человекоподобные боги, и есть ли они наследие древней критской (3000-1200 годы до нашей эры) или микенской (до 1550 года до нашей эры) культур. Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами - аэдами и не были зафиксированы письменно. Аэд (от греч. - певец) - в Древней Греции профессиональный исполнитель эпических песен под аккомпанемент щипкового инструмента форминги (наподобие лиры). Аэды могли быть странствующими и на постоянной службе у царей и греческих общин, преимущественно до VII-VI века до нашей эры - позднее на смену аэдам пришли рапсоды. Песни аэдов имели импровизационный характер и оказали существенное влияние на развитие греческого эпоса. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Запись их датируется VI веком до нашей эры. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до нашей эры. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников, еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до нашей эры. К этому времени относятся мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых находился и Орфей. Современная наука полагает, что великий эпос не может появиться неожиданно и случайно. Поэтому гомеровские поэмы рассматриваются как завершение длительного развития догомеровских, давно исчезнувших 6 героических песен, следы которых, однако, можно найти в самих текстах «Илиады» и «Одиссеи». Недосягаемый образец, которым доныне является гомеровский эпос, не только донес до потомков обширные знания об эллинской жизни, но и позволил составить представление о взглядах греков на мироздание. Все сущее образовалось из Хаоса, который являл собою борьбу стихий. Первыми появились Гея - земля, Тартар - ад и Эрос - любовь. От Геи родился Уран, и затем от Урана и Геи - Кронос, циклопы и титаны. Одолев титанов, Зевс воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и гарантом вселенского порядка, который наконец наступает в мире после долгих потрясений. Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах. Мифы были положены в основу всех литературных памятников Древней Греции, включая поэмы Гомера, столь любимые в народе. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы отца; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; удивительные подвиги могучего Геракла, единственного из героев, кто заслужил бессмертие, а также истории великого множества других персонажей. Римляне, наследники культурных традиций Эгейского мира, многих италийских божеств приравняли к богам греческого пантеона. Вообще, само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя. Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед 7 неизвестной опасностью. Приключения Одиссея, поход аргонавтов за золотым руном - это запечатленные в поэтической форме все те же стремления узнать как можно больше о той земле, на которой обитает человек. В своих поисках защиты от страшных стихийных сил греки подобно всем древним народам, прошли через фетишизм - веру в одухотворенность мертвой природы (камней, дерева, металла), который потом сохранился в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов. Древнегреческие боги были во всем подобны людям: добры, великодушны и милостивы, но в то же время зачастую жестоки, мстительны и коварны. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний, но выше богов была судьба - Мойра - предопределение, изменить которое не мог никто из них. Таким образом, греки, даже в участи бессмертных богов усматривали их сходство с судьбами смертных людей. Боги и герои греческого мифотворчества были живыми и полнокровными существами, непосредственно общавшимися с простыми смертными, вступавшими с ними в любовные союзы, помогавшие своим любимцам и избранникам. И древние греки видели в богах существа, у которых все, свойственное человеку, проявлялось в более грандиозном и возвышенном виде. Безусловно, это помогало грекам через богов лучше понять себя, осмыслить собственные намерения и поступки, достойным образом оценить свои силы. 2.2. Сюжеты древнегреческих мифов в живописи. Сюжеты и герои древнегреческих мифов всегда интересовали художников разных эпох и направлений. Каждый из них находил свою интерпретацию мифологических образов. 8 Не остались в стороне и живописцы эпохи Возрождения, в частности Сандро Боттичелли (итал. Sandro Botticelli, 1445 -1510) - прозвище флорентийского художника Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi). Родился в семье зажиточного горожанина, получил хорошее образование. Прозвище Botticelli («бочонок») перешло к Сандро от его брата-маклера, который был толстяком. Учился живописи у монаха Филиппо Липпи и перенял у него ту страстность в изображении трогательных мотивов, которой отличаются исторические картины Липпи. Потом работал у известного скульптора Верроккьо. В 1470 г. организует собственную мастерскую. Одна из знаменитых картин Боттичелли – «Рождение Венеры» (14841486). В «Рождении Венеры» художник изобразил образ Афродиты Урании - небесной Венеры, дочери Урана, рожденной из моря без матери. Существуют разные сказания о происхождении Афродиты. Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской раковины вблизи Кипра - отсюда прозвище «Киприда» - и на раковине добралась до берега. Оры в золотых диадемах увенчали её золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами, а боги дивились её прелести и возгорались желанием взять её в жены. Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (греч. Афродиты). Обнажённая богиня плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций. На картине запечатлено не само рождение, а последовавший за тем момент, когда гонимая дыханием гениев воздуха, Венера достигает берега. Кроме Венеры на картине изображена нимфа Ора, являющаяся воплощением природы, она готова прикрыть Венеру плащом. Ора - одна из трех Гор, нимф времен года. Эта Гора, судя по покрывающим ее одежду цветам, покровительствует весне, тому времени года, когда могущество 9 Венеры достигает вершины. Возможно, на эту картину художника вдохновил один из гомеровских гимнов, в котором описывается, как Зефир, бог западного ветра, принес на остров Кипр Венеру, где ее приняли Горы. В позе Венеры можно отметить влияние классической греческой скульптуры (поза, опора фигуры на одну ногу, жест рукой). Судя по всему, пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты, разработанном ещё Поликлетом и Праксителем. Композиция картины благодаря фронтальному изображению Венеры в центре, симметрично расположенным фигурам справа и слева можно определить как статичную. Такая композиция делает картину спокойной и величественной. А линии покрывала Оры и накидки Зефира, линии их тел, волос Венеры, падающие цветы и ритм волн, наполняют картину внутренним движением, движением воздуха. Колорит картины можно определить как мягкий, ласковый, даже для плаща Оры художником выбран приглушенный красный тон, позволяющий поставить акцент, но не вызывающий раздражения. Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Сюжеты древнегреческих мифов затронули и творчество художника Северного Возрождения Питера Брейгеля Старшего (1525-1569)- фламандского живописца и графика, самого известного и значительного из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном - тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким. Из всех 10 сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. Его картина «Пейзаж с падением Икара» (1555-1558, Музей изящных искусств, Брюссель) повествует о бесстрашном Икаре, сыне Дедала. Согласно древней легенде, строитель Дедал появился на острове Крит после того, как у себя на родине, в Аттике, убил своего племянника, которому завидовал. Последний был очень талантлив и сумел создать нужные человечеству инструменты: пилу, циркуль, гончарный круг. На Крите Дедал построил для царя Миноса огромный дворец с подземными лабиринтами. В лабиринте жило страшное чудовище - Минотавр. Жители Афин вынуждены были платить Миносу дань - посылать для прожорливого Минотавра юношей и девушек. Это длилось до тех пор, пока Тезей, попавший в лабиринт, не убил Минотавра. Благодаря Дедалу герой бежал с Крита. Разгневанный Минос повелел заточить Дедала, но тот сделал для себя и своего сына Икара крылья из перьев птиц. С помощью крыльев отец и сын покинули остров. Дедал предупреждал сына, чтобы он не взлетал слишком высоко, но Икар не послушался отца и взмыл вверх, к самому солнцу. От жара солнечных лучей воск, скреплявший перья, растаял, и юноша, лишенный крыльев, упал в море и утонул. В XVI веке предупреждение легенду гордецам об Икаре и воспринимали недальновидным как суровое выскочкам, пренебрегающим своим предназначением. Конечно, Брейгель знал и античный источник сказания - "Метаморфозы" древнеримского поэта Овидия, где о пролетающих по небу Дедале и Икаре говорится следующее: Каждый, увидевший их, рыбак ли с дрожащей удою, Или с дубиной пастух, иль пахарь, на плуг приналегший, Все столбенели и их, проносящихся вольно по небу, За неземных принимали богов. 11 Художник ввел в свою картину фигуры пастуха, пахаря и рыболова, но придал этим образам совсем иной смысл. Они Икара не видят или не хотят видеть: например, рыбак невозмутимо продолжает удить, хотя юноша и упал в воду прямо у него на глазах. А пастух смотрит в небо, хотя его овцы на краю обрыва, и пахарь, и рыболов – все они заняты своим делом. "Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает" - так говорит нидерландская пословица. Картина полна покоя и умиротворения. Известный греческий миф Брейгель трактует весьма неожиданно. Человеческая нога, исчезающая в море, - вот и все, что осталось от бесстрашного героя. Смерти Икара не заметил никто: ни пастух, ни крестьянин на поле, ни рыбак на берегу. Автор картины сделал всё возможное, чтобы зрители в последнюю очередь увидели так называемое падение Икара. Две яркие точки притягивают наш взгляд- это рубаха крестьянина и жёлтое солнце над водной гладью. После этого мы начинаем обращать внимание на мелкие светлые детали - белых овец, белые горы, корабль с белыми парусами, и… барахтающегося человечка рядом с этим кораблём. Главный герой картины – солнце, а человек – песчинка, промелькнувшая в его лучах. Ещё один из любимейших героев древнегреческой мифологии Аполлон - сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, один из главнейших богов олимпийского пантеона. Ревнивая Гера - супруга Зевса запретила Лето вступать на твердую землю. Поэтому Аполлон и его сестра Артемида родились на плавучем острове Астерия, который после рождения близнецов стал называться Делосом. Один из мифов повествует, что в наказание за убийство циклопов, ковавших отцу Аполлона Зевсу молнии, Зевс сделал своего сына пастухом. Аполлон должен был пасти стадо царя Адмета, но небрежно отнесся к порученному делу, и ловкий Меркурий (Гермес) украл у него стадо. 12 Впрочем, Зевс приказал Меркурию вернуть похищенных коров, после чего позволил Аполлону вновь занять свое место среди богов. Сюжет этого мифа изобразил в картине «Пейзаж с Аполлоном и Меркурием» Клод Лоррен (1600 – 1682). Лоррен родился в крестьянской семье, рано остался сиротой. Получив начальные познания в рисовании от своего старшего брата, искусного гравёра на дереве во Фрайбурге, в Брайсгау, в 1613-14 гг. он отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси, усвоил некоторые технические приёмы и навыки. Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Кроме того, Лоррен был великолепным офортистом; он оставил занятие офортом лишь в 1642, избрав окончательно живопись. С большим мастерством художник изображал игру солнечных лучей в различные часы дня, свежесть утра, полуденный зной, меланхолическое мерцание сумерек, прохладные тени теплых ночей, блеск спокойных или слегка колышущихся вод, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом. В его творчестве можно различать две манеры: картины, относящиеся к ранней поре его деятельности, писаны сильно, густо, в теплых тонах; позднейшие - более плавно, в холодноватом тоне. Композиция картины «Пейзаж с Аполлоном и Меркурием» (ок. 1645) построена так, что увлекает взгляд зрителя вглубь картины. Для этого изогнутая линия берега уходит вдаль. На заднем плане в предрассветной дымке виден красивый идиллический пейзаж с римским акведуком. Колорит картины типичен для позднего Лоррена и заключается в преобладании холодных тонов. Расположение с обеих сторон картины на переднем плане деревьев создают эффект некоторой театральности происходящего, герои мифа предстают как действующие лица спектакля, где главное действующее лицо – природа, во всем ее великолепии. На эту 13 мысль нас наводит масштаб изображенных фигур и ракурс их постановки (в пол оборота к зрителю). Согласно записи, сделанной Лорреном в его "Книге истины", эта картина была написана для "Франческа Аберини". По всей видимости, это описка, и работу заказал художнику либо аристократ Франческа Алъберини, либо богатый римлянин Франческа Арберини. "Пейзаж с Аполлоном и Меркурием" с 1750 года хранится в Хоулкхэм Холле. Именно тогда ее купил владелец Хоулкхэм Холла Томас Коук, первый граф Лейстер. Еще один герой древнегреческой мифологии – Леандр. Леандр - юноша из Абидоса в Троаде, который полюбил Геро, жрицу Афродиты, жившую в Сесте, расположенном на другом берегу пролива Геллеспонт. Каждую ночь Геро ждала, когда он переплывет пролив и, чтобы ему было светлее, зажигала огонь на башне. Леандр плыл на маяк и добирался до берега. Однажды огонь погас и Леандр не смог доплыть. Утром его тело прибило к ногам Геро. Увидев его, Геро в отчаянии бросилась в море с башни. «Башню Геро» позднее показывали в Сесте. Сюжет этого мифа заинтересовал Этти Уильяма. Этти Уильям (William Etty) (1787-1849) - английский живописец периода романтизма, яркий представитель натурализма и исполнения обнаженной натуры Уильям Этти занимает достойное место среди английских художников. В чувстве и навыке колориста художнику не было равных в Англии в первой половине 19 века. Родился в Йорке 10 марта 1787 года. Его отец был мельником и пекарем хлеба. Будущий живописец в возрасте одиннадцати с половиной лет был вынужден оставить отеческую крышу; по настоянию отца он был определен учеником в типографию. После семи лет ученических испытаний и унылой работы в типографии Этти уехал в Лондон. Помощь старшего брата и покровительство богатого дяди, помогли становлению Уильяма Этти, непосредственно как художника. Этти начал 14 свое обучение, создавая наброски пейзажей, копируя различные изображения, рисунки печатных изданий и прочие иллюстрации; все это было первой художественной школой Уильяма Этти. В Смитфилде Этти сделал копию старинной картины «Купидон и Психея», которая стала известна и благодаря которой Этти был принят в 1807 году студентом академической школы в Сомерсет Хаус. Этти был одержим изображением обнаженной натуры, которую он штудировал и писал на протяжении всей своей творческой жизни. Его полотна часто вызывают в памяти чувственные модели и насыщенный колорит произведений Тициана и Питера Пауля Рубенса. Этти часто обращался за вдохновением к классической мифологии и аллегорическим сюжетам. Его работами восхищались Эжен Делакруа и другие живописцы-романтики. В картине «Геро и Леандр» (1828 -1829) герои показаны в момент последнего трагического объятия, когда жизнь уже покинула их. На фоне темного моря и грозовых облаков выделяются обнаженные тела, написанные светящимися чувственными тонами. Черные волосы и одеяние Геро как бы сливаются с ночной тенью. Несмотря на трагичность сюжета композиция картины скорее динамична, об этом свидетельствует диагональное расположение фигур на первом плане, линия набегающих волн и взбудораженное небо. Сочетание в колорите картины красно- коричневых, светлых, темно-синих и черных тонов, усиливает трагическое ощущение произошедшего. Этот сюжет нашел воплощение в работах других живописцев (П. Рубенс «Геро и Леандр», Д.Фетти «Геро и Леандр», И.К. Айвазовский «Вид Леандровой башни в Константинополе»), в литературе (Мусей «Геро и Леандр», Овидий «Послание Леандра Геро и её ответ», Ф. Шиллер «Геро и Леандр», К. Марло «Геро и Леандр», А. Фет «Геро и Леандр», А. Куприн «Геро, Леандр и пастух», М. Павич «Внутренняя сторона ветра», Й. Ван Ден Вондел «Геро и Леандр»), в музыке (кантаты Г.Ф. Генделя, А. 15 Скарлатти, опера Д. Боттезини, симфоническая поэма А. Каталани, симфония №4 Д. Хесса). Одним из часто изображаемых греческих мифологических персонажей является также Пандора. Пандора – (греч.) "всем одаренная". Она была первой женщиной, созданной по воле Зевса Гефестом в наказание за то, что Прометей похитил с неба огонь для людей. Пандора должна была стать орудием отмщения. Гефест вылепил Пандору из земли и воды, дал своему творению облик, подобный богине, человеческий голос и прелесть. Афродита одарила Пандору красотой, Гермес - коварством, хитростью, лживостью и красноречием. Афина соткала для Пандоры прекрасные одежды. Одарили Пандору и другие боги. Зевс отдал Пандору замуж за брата Прометея - Эпитемия, которому она родила дочь Пирру. Эпитемий, несмотря на предостережения Прометея, принял в дар от Зевса ящик, в котором были заключены все людские пороки, несчастья, болезни. Терзаемая любопытством, Пандора открыла его и выпустила на волю бедствия, от которых с тех пор страдает человечество. На дне осталась только надежда, так как Пандора успела захлопнуть крышку. Иносказательно ящик Пандоры - вместилище бед; дар, чреватый бедами. Картину «Пандора, открывающая ларец» (1896, частная коллекция) написал английский художник Джон Уильям Уотерхаус (1849 – 1917). Он родился в Риме, в семье художника. В 1850-х семья вернулась в Англию. Перед поступлением в Королевскию академическую школу в 1870 Уотерхаус помогал отцу в его студии. Довольно часто его относят к прерафаэлитам английских живописцев ориентировались на и писателей эстетические середины идеалы (объединение XIX в., которые Средневековья, интернациональной готики и раннего Итальянского Возрождения периода кватроченто - искусства "до Рафаэля" и других художников "Высокого Возрождения"), хотя он формально не принадлежал к данному течению. 16 Уотерхаус поддерживал идею прерафаэлитов в заимствовании сюжетов из поэзии и мифологии. Он с особой точностью передавал драматизм момента, а также демонстрировал блестящее владение композицией и живописной техникой. Своей популярностью художник обязан очарованию и шарму его задумчивых моделей. Работы Уотерхауса хвалились критиками, его репутация была высока, и ему подражали молодые художники. За свою жизнь он написал примерно 200 полотен на мифологические, исторические и литературные темы. На первом плане картины изображена девушка необыкновенной красоты. Ее полуобнаженная фигура расположена по центру картины, в статичной позе, что в совокупности с отсутствием диагональных линий и преобладанием линий вертикальных и горизонтальных создает статичную композицию, которая необходима здесь для создания настроения безъисходности и необратимости происшедшего – беды вылетели, и обратного пути нет. Для усиления трагичности происходящего художником использован специфический колорит, (оттенки серого, коричневого, болотного) на фоне которого обнаженное тело Пандоры привлекает внимание и кажется трогательно незащищенным на фоне изломанных линий мрачного леса, на заднем плане. Мерцающие вдали четыре блика создают мистическое напряжение еще и тем, что дают простор для фантазии, это могут быть окна, а могут быть глаза чудовищ – лес вполне позволяет такое предположение. Сама Пандора являясь, несомненно, сюжетно-композиционным центром, выделенным цветом, освещенностью, укрупнением изображения, изображена художником несколько отличной от мифа, ее поза говорит о том, что она сама удивлена происходящим и сделала это не по злому умыслу, ее лицо не может принадлежать женщине, которую Гермес наделил коварством, хитростью, лживостью. 17 Ларец, изображенный рядом с Пандорой, необыкновенно красив, исполненный в золоте он привлек бы внимание и не такой слабой (такое впечатление производит ее облик) женщины как Пандора. Кстати, его расположение в левой части картины, полностью соответствует особенностям нашего зрения – мы рассматриваем картину слева направо и он попадает в поле нашего зрения едва ли не раньше Пандоры. Еще один элемент, изображенный на картине, требует осмысления – источник, который начинается где-то и протекает, занимая приблизительно половину пространства, справа от Пандоры. Только он движется на картине, по-видимому, символизируя быстротечность жизни, несмотря на которую, совершенный Пандорой замысел Зевса вечен. Любимый сюжет в изобразительном искусстве - миф о похищении Европы. Европа была дочерью финикийского царя Агенора. Влюбившийся в нее Зевс явился царевне и ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами. Наконец, Европа решилась сесть на спину быкаЗевса - тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса и впоследствии родила ему трех сыновей-героев. Одним из художников, которого вдохновил этот миф, был Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) - русский художник (живописец и график), представитель русского импрессионизма и модерна. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 г. в семье композитора А.Н. Серова и пианистки В.С. Серовой (урожденной Бергман). В 1874-1875 1878-1882гг. брал частные уроки у И.Е. Репина, оказавшего на него особое влияние; посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880-1885). Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства, и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). Жил в Петербурге и Москве. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 г. посетил Грецию. Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства». 18 Полотно "Похищение Европы" (1910, ГТГ, Москва) решено декоративно; оно написано большими цветовыми плоскостями, которые ритмически согласованы живой, гибкой линией, приводящей к гармонии объем и плоскость. Серов делает высокую линию горизонта, что позволяет ему трактовать пространство как плоскость. Безбрежное море написано условно, и в то же время мастер добивается ощущения толщи бесконечной глубины воды, которую разрезает по диагонали полотна мощная фигура быка - Зевса. По контрасту с Зевсом фигурка Европы кажется маленькой и беспомощной, она словно робко покорилась судьбе. Ее лицо напоминает лицо коры времен греческой архаики; оно словно маска с невидящим взглядом. В тоже время фигура Европы дана в сложном ракурсе и живом, выразительном движении, словно все ее силы направлены на то, чтобы удержаться на спине быка. Неожиданно живой и осмысленный взгляд быка-Зевса подчеркивает застылость неподвижного лица-лика Европы - маски архаической коры, своего рода символа всего греческого искусства. Одно из значений, имени "Европа" - "широкоглазая", что удивительно созвучно тому изображению лица Европы, которое дает Серов. Серов первый из художников, изображавших миф о похищении Европы, отступил от первоисточника, рассказывающего о белом быке с золотыми рогами - коричневый бык напоминает о росписях краснофигурных ваз. Этот сюжет воплотили в своем творчестве В.Тициан, П. Веронезе, К. Лоррен, Ф.Буше и другие художники. Таким образом, начиная с эпохи Возрождения, после столетий забвения, памятники и литературные произведения античной культуры, а вместе с ними и образы древнегреческой мифологии вновь привлекли внимание авторов всех жанров. Писатели, художники и музыканты различных европейских стран вновь стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии. В XVII – XIX вв. 19 заимствование сюжетов из древнегреческой мифологии деятелями европейского искусства также получило широкое распространение. Античность была и осталась вечной школой художников. 2.3. Роль древнегреческих мифов в жизни человека. Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. Мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождение природы, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности отличают мифологическое сознание? В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф живет в своем, особенном времени – времени «первоначало», «первотворение», к которому неприложимы человеческие представления о течении времени. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры. Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры? Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека, они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества, 20 Мифы являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания. 21 III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, подводя итоги выше сказанному, можно сделать следующие выводы. Древняя Греция внесла неоценимый вклад в европейскую культуру. Литература, архитектура, философия, науки, система государственности, законы, искусство и мифы Древней Греции заложили основу современной европейской цивилизации. Античная культура оказала сильнейшее влияние на развитие современных европейских народов. Сюжеты древнегреческих мифов широко были представлены в живописи. Несмотря на то, что древнегреческие мифы повествуют о давно прошедших днях, художники обращаются к ним, чтобы через известные всем сюжеты отразить современную им действительность. Начиная с эпохи Возрождения, после столетий забвения, памятники и литературные произведения античной культуры, а вместе с ними и образы древнегреческой мифологии вновь привлекли внимание авторов всех жанров. Писатели, художники и музыканты различных европейских стран вновь стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии. В XVII – XIX вв. заимствование сюжетов из древнегреческой мифологии деятелями европейского искусства также получило широкое распространение. Античность была и осталась вечной школой художников. Проходят тысячелетия, а человечество проживает все в тех же политических системах, которые появились в Древней Греции, ученые используют законы, впервые сформулированные древними греками, архитекторы равняются на классические каноны античных храмов. Современные скульпторы и художники учатся по шедеврам древнегреческих мастеров, а современный театр снова и снова открывает зрителям XXI века глаза на вечные проблемы, о которых размышляли как древнегреческие драматурги, так и философы. Мы, современные люди, учимся на мифах Древней Греции быть похожими на сильных, стойких, 22 ловких и выносливых героев и богов. Пытаемся достичь высот в творческой деятельности. Пытаемся развивать в себе тот дар, которым, как полагали древние греки, наделили человека боги, чтобы мир стал светлее, чище и лучше. 23 IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бурхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М: Интрада, 2001. 2. Гершензон – Чегодаева Н.М. Брейгель. М: Современник, 1983. 3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М: Просвещение, 1975. 4. Ларионова Э.И. К.Лоррен. Альбом. М: Искусство. 1979. 5. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. Под ред. А.А. Нейхардта. М: Правда, 1987. 6. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М: Просвещение, 1993. 7. Популярная художественная энциклопедия. Под ред. В.М. Полевого. М: Советская энциклопедия, 1986 8. Роз - Мари Хаген Р. Питер Брейгель старший. М: Арт – родник, 2000. 9. Розенвассер В.Б. Валентин Серов. М: Вече, 1990. 10.Чугунов Г.И. Валентин Серов в Петербурге. М: Наука, 1990. 24 V. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. С. Боттичелли. «Рождение Венеры». (1484 -1486) 2. П. Брейгель. «Пейзаж с падением Икара». (1555-1558) 3. К. Лоррен. «Пейзаж с Аполлоном и Меркурием». (ок. 1645) 4. Э. Уильям. «Геро и Леандр». (1828 -1829) 5. Д. Уотерхаус. «Пандора, открывающая ларец». (1896) 6. В. Серов. «Похищение Европы». (1910) 25

Мифологический жанр живописи – разновидность исторического направления изобразительного искусства, главной тематикой работ становятся былины, мифы, сказки, священная история народа. Повествование ведется не о современных художнику событиях, не о явлениях, которые имели фактическое место, а о преданиях, на которых основана мифологическая система конкретного народа:

История

Отличается от религиозного жанра отсутствием библейского элемента в тематике картин. Былинно-сказочные сюжеты присутствовали в творчестве художников Западной Европы, России, США. Большинство примеров картин средневекового периода принадлежат к мифологическому или религиозному направлениям исторической живописи. Характерными чертами также является склонность насыщать реальные сюжеты сказочными, мифологическими деталями.

Пастораль в живописи

Ренессанс

Во времена Ренессанса живопись приобрела аллегорический смысл, а религиозные и былинные сюжеты стали символичными. Представители Возрождения ставили на первое место определенные морально-этические проблемы, которые пытались решить при помощи живописи, делали попытки объяснить сущность явлений и процессов, используя былинную тематику работ и мифологических героев. Миф во времена Ренессанса превращается из сказочного, литературного произведения, в содержательное повествование, призванное повышать уровень морали.

В 18 – 19 века

Характерно, что во времена 18 – 19 веков резко возрастает интерес к истории античности, особенно – Римской империи. Сказочно-мифологический жанр приобретает политический подтекст, становится частью идеологии правителя определенного государства. Например, во времена Третьего рейха были популярны тевтонские легенды, мифы. Наполеон увлекался подвигами Александра Великого и военным искусством Древнего Рима. Поэтому живопись приобрела соответствующую тематику.

Аллегория как жанр в живописи

В 20 веке

В начале 20 века возродился интерес к народному творчеству, этническим мотивам, нюансам национальных культур, поэтому былинный жанр становится популярным. На рубеже 19 и 20 веков появились новые мотивы – культура коренных народов. Художников интересовала культура индейцев, африканцев.

Символисты и авангардисты начала 20 века стремились переосмыслить направление, отказаться от догматичности и академизма в пользу индивидуализма и модерна.

Особенности жанра

Сказочные и мифологические мотивы – важная тематика изобразительного искусства. Характерные черты полотен:

  • Динамичность сюжета;
  • Реалистичность передачи образов;
  • Яркость, внимание к деталям;
  • Насыщенность сюжета, многообразие образов;
  • Особое внимание перспективе, объемности изображения.

Наиболее яркие работы жанра представлены творчеством Рафаэля, Ботичелли, Мантеньи, Джорджоне. Благодаря Пуссену, Рубенсу, Веласкесу, направление активно развивается в 17 – 19 веках. Каждый мастер делал акцент на определенном аспекте передачи образов:

  • Рубенс и Пуссен пытались воплотить идеализированный образ героя, победителя, бога.
  • Веласкес и Рембрандт поставили акцент на попытках сближения мифологического, сказочного образа, с реальной жизнью. Мифологические и былинные образы не являются идеалом.
  • Буше акцентирует внимание на помпезности, насыщенности, торжественности события, изображенного на полотне.

Портрет в живописи

Основой направления считается идеализация образов. Мифологический жанр – это возвышенное искусство, преимущественное соблюдающее нормы античной эстетики.

Известные художники

А.-Т. Лоуренс

Живописец из Голландии, работал в Великобритании. Получил хорошее образование в родной стране. Особенности и характерные черты его работ сформировались под влиянием итальянской живописи. Главная тематика картин в мифологическом жанре – культура и мифы Древней Греции и Рима. Помимо живописи, Лоуренс имел знания в археологии. Благодаря знаниям в истории и археологии, художник точно передавал одежду греков и римлян, мифы, вооружение. Картины: «Лопатки и губки», «В атриуме сауны».

Представитель рококо и неоклассики из Италии. Особенности его живописи – детализация, высокий уровень внимания к деталям. Батони известен картинами в аллегорическом и мифологическом направлениях: «Сладострастие», «Диана и Купидон».

Виды пейзажа в живописи

Є. Берн-Джонс

Английский художник, творивший, согласно эпохи Ренессанса. Религия и міфологія – главные сферы интереса живописца. Работы: «История Персея», «История Пигмалиона», «Битва Персея с драконом».

В.А. Бугеро

Художник-академист из Франции. Имел хорошее образование, находился под влиянием итальянской живописи. Занимался выполнением картин на заказ. Картины Бугеро получали неизменно высокие оценки критиков: «Молодость Бахуса», «Нимфы и сатир».

Мастер русской реалистичной живописи, творил в былинном направлении. Сказочные сюжеты и темы из мифов доминируют в его творчестве: «Сирин и алконост», «Иван Царевич и серый волк», «Витязь на распутье». Былины, ставшие основой для работ живописца, являются известными примерами славянской мифологии и преданий.

Ге Н.

Русский художник, реалист, портретист, мастер религиозной и мифологической живописи. Его творчество объединило академические черты и влияния символизма. Картины: «Суд царя Соломона»¸ «Сад Гесперид».

Батальная живопись

Г. Моро

Известный живописец из Франции, его работы являются лучшим примером изобразительного искусства конца 19 века в Западной Европе. Работы: «Венера, рожденная из пены», «Странник Эдип».

Постоянное взаимодействие Л. и м. протекает непосредственно, в форме «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века через научные… … Энциклопедия мифологии

Франция - (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Драма - Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV - Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… … Православная энциклопедия

Классицизм и романтизм в живописи - Живопись, как выразительница господствующих понятий об искусстве, во всех странах переживала различные периоды, меняя свое направление. Но нигде не характеризовалась история живописи так определенно, как во Франции в различные эпохи, в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Расцвет и упадок культуры Возрождения в Италии - Конец XV и первые 30 лет XVI столетия были для Италии периодом экономического упадка и иностранных вторжений. Однако итальянский народ продолжал борьбу против завоевателей. Его творческие силы именно в этот период достигли наивысшего подъёма, что … Всемирная история. Энциклопедия

Индия - (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… … Большая советская энциклопедия

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ - территория на юге Балканского п ова (см. также статьи Античность, Греция). История Д. Г. охватывает период с нач. II тыс. до Р. Х. по нач. I тыс. по Р. Х. География и этнография Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио,… … Православная энциклопедия

КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ - совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений («Шуцзин», древнейшие части 14 11 вв. до … Энциклопедия мифологии

Дания - (Danmark) Королевство Дания (Kongeriget Danmark). I. Общие сведения Д. государство в Западной Европе, расположенное на полуострове Ютландия, Датском архипелаге, крупнейшими островами которого являются Зеландия, Фюн,… … Большая советская энциклопедия

, МХК и ИЗО

ПРЕДМЕТ: литература + история + МХК+ИЗО.

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • способствовать развитию межпредметных связей;
  • познакомить учащихся с произведениями искусства, созданными на мифологические сюжеты;
  • вспомнить и повторить мифы Древней Греции;
  • активизировать фантазию и творческое воображение;
  • воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: презентация по теме “Мифологические сюжеты в произведениях искусства”, компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, раздаточный материал для учащихся (приложение №2 и приложение №3 ).

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: рабочие тетради по литературе, фразеологические словари.

КОЛИЧЕСТВО УРОКОВ: 1.

ПЛАН УРОКА

I. Оргмомент. Проверка организации рабочих мест. На экране заставка презентации (слайд №1 ).

II .Объявление темы урока, целей и задач (на экране слайд №2 ).

Сегодня мы обобщим знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, вспомним мифы Древней Греции.

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования. Уничтоженная природными стихиями, пожарами, варварскими набегами, погребенная вместе со статуями языческих богов, античная культура стала одной из основ культуры современного человечества.

Мы постараемся сделать вывод о том, как связана культура Древней Греции с современной культурой. Для этого:

– Мы вспомним древнегреческие мифы.

– Познакомимся с произведениями искусства, созданными на мифологические сюжеты.

– А также вам будет предложено творческое домашнее задание по выбору.

III. Запись темы урока в тетрадь.

Открываем тетради по литературе, записываем тему сегодняшнего урока: “Мифологические сюжеты в произведениях искусства” (слайд №3).

IV. Вопросы к учащимся:

Но прежде чем мы начнем разговор о мифологических сюжетах, давайте вспомним, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МИФ? (сказание, предание о богах и героях)

Какую роль играли мифы в жизни древнего человека? (Древний человек не мог объяснить появление жизни на земле, назвать причины, вызывающие стихийные природные явления, перед которыми он был бессилен. Следствием этого явилось очеловечивание всей природы. Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя).

V. Рассказ учителя:

Эллада, этот прекрасный и чарующий мир, где всегда светит солнце и зреет виноград. Землёй и воздухом здесь правит Зевс Громовержец, морями и океанами – Посейдон, а царством мёртвых – Аид. На горе Олимп живут прекрасные боги, в реках обитают речные нимфы, на деревьях в лесах – дриады, в морях – нереиды, а по всему миру разбросаны диковинные животные: Цербер, Минотавр, Гидра, Сцилла и Харибда, пегасы, циклопы, кентавры, фавны, сатиры, вакханки, фурии, гарпии... Всё ещё живы титаны, рождаются полубоги…

Из поколения в поколение передавались народные сказания, складывались красочные легенды о богах и героях античного мира. Создатели древних мифов представляли богов подобными людям, наделяли их человеческими чертами. Персонажи мифов были добрыми и злыми, мужественными и трусливыми, благородными и коварными. Они любили и ненавидели, совершали подвиги и злодеяния.

Ребята, каких древнегреческих богов и героев вы помните? (учащиеся называют богов и героев)

Мифы и легенды Древней Греции вдохновляли многих выдающихся художников на создание картин (слайд №4 ). Сейчас я покажу вам живописные произведения художников эпохи Возрождения, а также современных художников, а вы найдите известных вам героев и вспомните мифологический сюжет.

(Показ слайдов №5-14 с картинами, ребята вспоминают мифологические сюжеты, кратко их пересказывают, при необходимости обращение к раздаточному материалу на столах – мифы Древней Греции).

Многие мифологические сюжеты сохранились в устойчивых оборотах и крылатых выражениях, которые можно ежедневно услышать в общении. Давайте, ребята, при помощи фразеологических словарей найдем толкование некоторых фразеологических оборотов.

(На экране показаны фразеологические обороты, ребята, используя словари, должны найти толкование крылатых выражений и записать в тетрадь, слайд №15 ).

Образы античных героев и богов воспроизведены в многочисленных произведениях античного, особенно древнегреческого искусства. В IV-V вв. до н.э. величайшего совершенства достигло искусство художников, украшавших глиняные (керамические вазы). (Слайд №16 ). Керамика сопровождала грека на всем его жизненном пути. Великолепные панафинейские амфоры вручали победителям спортивных состязаний, стройные лекифы ставили на могилы, в пифосах и амфорах хранили оливковое масло, вино и зерно, в больших кратерах смешивали вино с водой. Давайте с вами посмотрим на это разнообразие керамических сосудов и назовем, для чего они служили (слайд №17 ).

(Слайд №18) Афинская керамика преобладала на античном рынке более 200 лет. Первым стилем афинской вазописи стал чернофигурный стиль – традиционно черные фигуры на фоне естественной окраски обожженной глины. На еще сырой сосуд краской, приготовленной из глины, воды и древесной золы, наносили рисунок. Линии, которые должны были остаться красными (складки одежды, ветки деревьев), процарапывали стилом. Затем сосуд закладывали в печь. В определенный момент все отверстия в печи закрывали, происходила реакция, и весь сосуд становился черным. Затем температуру в печи понижали, отверстия открывали. Покрашенные места оставались черными, а неокрашенные – становились красными. Так краска закреплялась на поверхности сосуда.

Около VI века до н.э. в Афинах появилась целая плеяда блестящих вазописцев (Евфроний, Евтимид и др.), которые стали работать в новом, краснофигурном стиле, при котором фигуры оставляются в цвете глины, а черным лаком закрывается фон: на черном фоне легче передавать объем и глубину пространства.

Давайте рассмотрим образцы росписей ваз в краснофигурном и чернофигурном стилях (слайды №19-21 ).

На древнегреческих вазах принято выделять орнамент и сюжетную композицию. Наиболее распространенные орнаменты – меандр, пальметта, волна, бутоны лотоса.

(Слайд №22) Давайте рассмотрим наиболее распространенные сосуды и, используя раздаточный материал, определим формы сосудов и стили античной вазописи (слайды №23-27 ).

(Пользуясь раздаточным материалом, ребята определяют формы сосудов и стили античной вазописи).

Подведение итогов:

Сегодня на уроке мы с вами обобщили знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, вспомнили сюжеты некоторых древнегреческих мифов, познакомились с живописными произведениями, созданными на мифологические сюжеты, проследили связь древнегреческой культуры с современным искусством.

Запись домашнего задания:

Домашнее задание предлагаю на выбор: для тех, кто умеет и любит рисовать – изобразить понравившийся мифологический сюжет. А для ребят, которые хотят попробовать себя в роли авторов, предлагаю придумать свой миф.

Выставление и комментирование оценок.

Рефлексия:

Рефлексия “Острова”

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных “островов”: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Ребятам выдаются кораблики, с обратной стороны которых нанесен двусторонний скотч.

Карта островов вывешивается на доске и каждому учащемуся предлагается разместить свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока.

Ученик имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта анализируется вместе со всеми детьми.

Те, кто хочет увидеть то, чего не было на самом деле, могут обратиться к картинам определенного жанра. На таких полотнах изображены сказочные существа, герои легенд и преданий, события фольклора. В такой манере пишут художники мифологического жанра.

Как оживить картину

Несомненно, для того чтобы отобразить события, которых не видел своими глазами, мастер должен обладать отменной фантазией и знать сюжет произведения, на основе которого он собирается творить. Чтобы зрителю понравилась картина, надо умело пользоваться кистью, тогда образы, существующие в голове у художника, оживут и превратятся в сказку наяву. Мастера, умеющие сделать это, прославились во всем мире. Среди известных имен: Боттичелли, Васнецов, Мантенья, Кранах, Джорджоне.

Зарождение

Мифологический жанр в искусстве появился тогда, когда люди перестали верить в то, что им рассказывали их предки. Произведения на тему былых событий стали простыми рассказами, в которых существование их героев на самом деле ставилось под сомнение. Тогда-то художники смогли дать волю своему воображению и изобразить на холстах участников древних событий такими, какими они их представляли. Мифологический жанр в изобразительном искусстве особенным образом расцвел в эпоху Ренессанса. Причем в каждом веке сюжетами для творчества становились разные легенды, благо недостатка в них не было. Изначально мифологический жанр предполагал изображение героев Древней Греции и событий, связанных с их жизнью. Постепенно, в 17 веке, на картинах появлялись сюжеты, наполненные особенным смыслом, затрагивающие эстетические и нравственные проблемы, приближенные к жизненным реалиям. А уже в 19-20 веках поле деятельности художника, работающего в таком направлении, как мифологический жанр, стало особенно широким. В качестве основы для изображения служат кельтские, германские, индийские, а также славянские мифы.

Сандро Боттичелли

Этот живописец стал первым, кто начал использовать мифологический жанр для создания До него сюжеты такой тематики использовали для декоративных украшений. Частные заказчики делали заказ, часто сами придумывая то, что должно быть изображено и какую смысловую нагрузку оно будет нести. Поэтому они были понятны только тем, кто покупал такую работу. Интересно, что мастер писал свои картины так, чтобы они сочетались с какими-либо предметами мебели и быта. Поэтому необычный размер или форма его полотен оправдана тем, что в совокупности с предметом, под который они писались, все смотрелось вполне гармонично. Среди его работ известны «Рождение Венеры», «Весна». Также Боттичелли использовал мифологический жанр для того, чтобы расписывать алтари. К знаменитым работам такого рода относят «Благовещение Честелло» и вместе с Иоанном Крестителем.

Андреа Мантенья

Мифологический жанр в изобразительном искусстве принес известность этому художнику. В частности, в этом направлении выполнена его картина «Парнас». Только такой знаток древности, как Мантенья, мог создать такое полотно, наполненное тонкими аллегориями, некоторые из которых до сих пор не разгаданы. Основной сюжет картины — это любовь Марса и Венеры. Именно их фигуры художник поместил в центре. Это адюльтер, поэтому Мантенья посчитал нужным отразить негодование обманутого мужа — Гефеста. Он покинул свою комнату и стоит у входа в кузницу, посылая проклятия в сторону влюбленной пары. Два и Меркурий, способствующие сближению Марса и Венеры, также присутствуют на картине. Кроме того, здесь изображены девять танцующих муз, которые способны своим пением вызвать извержение вулкана. Но справа от центра картины стоит Пегас. Этот крылатый конь, по преданию, был способен остановить извержение, топнув копытом.

Джорджоне

Мастер написал несколько картин в мифологическом жанре. Среди них «Спящая Венера», которую автор не смог закончить, так как в процессе создания заболел чумой и скончался. До сих пор продолжаются споры о том, кто завершил полотно. Также знаменита «Юдифь». Эта картина создана на основе библейского сюжета. Эта тема занимала и других художников, но на полотне Джорджоне она изображена скромной, нежной и полной собственного достоинства. Ногой она наступает на голову Олоферна. Это отрицательный персонаж, но внешность его не отталкивает зрителя, хотя в то время отрицательных героев изображали безобразными.

Виктор Васнецов

Создатель полотен, на которых ожили всеми любимые сказки, представляет в своих работах мифологический жанр в живописи. Неспроста его картины очень нравятся детям. Ведь на них изображены герои всеми любимых и знакомых с детства произведений русского фольклора. Мифологический жанр позволяет художнику проявить фантазию и изобразить на полотне то, что он представляет в своем воображении. Но работы Васнецова настолько затрагивают душевные струны человека, что находят отклик в каждом сердце.

Может быть потому, что он любил и умел передавать в своих работах многогранность русской природы. Всеми любимые березки не могут не тронуть своей тихой грустью. Все, что видит человек на картинах Васнецова, ему знакомо. Даже узнаваемы, хотя их невозможно было увидеть нигде раньше. Работы мастера не просто изображают, они учат тому, как должна выглядеть чистая женская красота, мужественность и богатырская сила. Поэтому его творчество знакомо каждому. Это такие картины, как «Снегурочка», «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич и Серый Волк», «Кощей бессмертный».

Михаил Врубель

Мифологический жанр стал основой творчества не менее известного живописца Михаила Врубеля. Всем известна его картина «Царевна-лебедь», написанная по мотивам сказки Пушкина. Хотя образ вполне мифологический, на самом деле Врубель изобразил свою жену в Она пела в опере, декорации для которой также нарисовал ее супруг. Цвета, которые использовал мастер, наполняют изображение нежностью и легкостью. Автор старался передать момент, когда птица превращается в прекрасную царевну. Это ему вполне удалось. До сих пор волшебный эффект его картин заставляет многих людей становиться поклонниками его творчества.

Мифологический жанр интересен, пробуждает фантазию не только у художника, но и у зрителя. А самое главное - источников для вдохновения множество, так что просторы для творчества безграничны.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх