Особенности работы с гончарным кругом. Формовка на гончарном круге

Изделия из глины – это всегда актуально. Некоторые люди не представляют своей кухни без керамической посуды – готовят в ней, украшают свой интерьер разными декоративными горшочками, выполненными из этого пластичного материала. Да и сувениры – магнитики, фоторамки, чашки, вазочки, которые мы всегда приобретаем, когда отдыхаем на курорте, чаще всего глиняные. Все это говорит о том, что гончарный бизнес – одно из самых выгодных направлений предпринимательской деятельности. В этой статье мы расскажем о гончарном деле для начинающих, чтобы каждый, кто всерьез задумался над тем, чтобы уйти с основной работы по найму ради развития собственного бизнеса, смог реализовать себя в этом направлении.

Особенности гончарного бизнеса

Первыми гончарами были древние греки. Это они стали изготавливать из глины уникальные изделия – вазы и амфоры, которые покорили весь мир того времени. Мы же относимся к ним обыденно, не придавая особой ценности. Но стоит только задуматься, сколько необходимых для организации домашнего быта вещей сделано из глины – тарелки, чашки, казаны, миски и многое другое. Это значит, что гончарное дело как бизнес никогда не утратит своей актуальности и будет приносить стабильный и высокий доход тому, кто решится открыть гончарное дело на дому. Если вы относитесь к числу людей, которые хотят начать гончарное дело своими руками в домашних условиях, то вам нужно знать основные особенности этой предпринимательской деятельности:

  • Лучше всего реализовывается керамическая продукция в крупных курортных городах, где всегда много туристов, приезжающих из далекого зарубежья. Эти люди являются целевой аудиторией, так как они наверняка будут скупать разные сувениры для своих родственников и приобретать что-то красивое лично себе на память об отдыхе;
  • Те, кто уже не первый год занимается гончарным делом в домашних условиях, хорошо усвоили особенность этого бизнеса, о которой мы упомянули пунктом выше. Поэтому это направление предпринимательской деятельности имеет высокий уровень конкуренции. Новичку придется много времени уделить вопросу изучения рынка в той местности, где он решил открывать гончарное дело;
  • Помните, что ваша гончарная продукция должна быть эксклюзивной, чтобы ее покупали люди. Нужно будет разработать авторскую методику по изготовлению и украшению керамических изделий, чтобы в них подчеркивался ваш личный неповторимый дизайнерский стиль. Людям очень нравится приобретать авторские вещицы – ведь это модно и соответствует требованиям времени;
  • Учитывайте, что особенным спросом будет пользоваться та гончарная продукция в курортном городе, которая отражает колорит местной культуры. Людям охотнее приобретать то, в чем подчеркиваются традиции и обычаи места, где они побывали;
  • Начало гончарного дела должно ознаменоваться выпуском продукции неширокого ассортимента. Это должно быть что-то одно – или посуда, или сувениры, или горшки, или вазы. Со временем, когда у вас расширится клиентская база, можно задумываться над тем, чтобы одновременно изготавливать несколько видов керамических товаров;
  • Перед тем как начать гончарное дело, нужно обязательно пройти регистрацию частного предприятия. Если вы будете заниматься только изготовлением хозяйственных товаров (посудой, например), то нужно зарегистрировать свою деятельность под кодом ОКВЭД 26.21. Если в сферу ваших интересов входят также детские игрушки, тогда нужно выбирать ОКВЭД 36.50 и упрощенную систему налогообложения, чтобы страховые взносы и другие растраты были не очень большими;
  • Усвоив вышеперечисленные особенности керамического бизнеса, можно стать состоятельным человеком практически с нуля. Конечно, стартовый капитал понадобится в любом случае, но он будет не таким большим и быстро окупится. Об этом мы расскажем детальнее в соответствующем разделе нашей статьи.

Выбор и обустройство помещения под мастерскую

С чего начать гончарное дело после регистрации бизнеса? Важно уделить должное внимание помещению, где будет постоянно функционировать ваша мастерская. Ведь выбранное пространство должно соответствовать некоторым обязательным требованиям:

  1. Оно должно быть двухкомнатным. Одну из комнат вы оборудуете под цех (эта комната должна быть большей по площади, чем вторая), а другую – под склад готовой керамической продукции (достаточно будет площади помещения в 15 м²);
  2. По площади, помещение не должно быть меньше 50 м²;
  3. Желательно выбирать квартирное помещение под мастерскую на первом этаже;
  4. Очень важно, чтобы в помещении были все необходимые коммуникации (речь идет о канализации, кондиционировании, вентиляции, электричестве и водопроводе);
  5. Обязательно необходимо внимательно отнестись к выбору оборудования для гончарного цеха. Делать это нужно под руководством опытного мастера, который отлично разбирается не только в технологии гончарного дела, но и понимает в оснащении, необходимом для работы. Кстати, многие гончары могут изготавливать оборудование для гончарного дела самостоятельно.

Технология производства

Схема производства керамических изделий

Уже несколько десятков лет подряд производство керамической продукции проводится по одной и той же технологии, но разными способами. Если вы изготавливаете сувенирные изделия (занимаетесь свободной лепкой), то вам нужно только правильно подобрать сырье, замешать его и лепить. Важно при этом применить гончарный круг, доску для лепки или же специальные оттиски – так формы ваших изделий будут более аккуратно обработаны.

По сути, процесс изготовления гончарных изделий включает в себя несколько основных этапов:

  • Приобретение сырья – его можно либо купить, или же добывать самостоятельно. Если вы только задумываетесь над тем, как начать гончарное дело, то можете попробовать второй вариант. Для этого нужно найти залежи глины в своем приусадебном участке и проверить ее на пригодность для ручной лепки. Необходимо скатать из глины небольшой по размеру жгут и свернуть его в рогалик. Если трещин практически не образовалось, то это отличное сырье для работы;
  • Сформируйте из глины необходимое изделие, используя имеющиеся у вас приспособления;
  • Подсушите ваше керамическое творение, а затем обожгите;
  • Когда изделие хорошо затвердеет, ему необходимо придать нарядный вид. Для этого глину обрабатывают специальными растворами, а затем красят, декорируют и лакируют.

Если вы пренебрежете хотя бы одним из вышеперечисленных пунктов, то ваша работа может быть проделана зря, ведь неправильно замешанное, а затем обработанное сырье просто начнет крошиться, ломаться, а это значит, что продать вы его не сможете.

Необходимое оборудование для работы

Вернемся к тому, что же из оборудования нужно приобрести, если вы решили что гончарный бизнес – это именно та , которую вы хотите реализовать:

  • Гончарный круг;
  • Весы;
  • Станок, на котором замешивается глина для лепки;
  • Печь, в которой вы будете обжигать готовые изделия;
  • Формы для лепки разных глиняных фигурок;
  • Декоративные материалы для украшения своих изделий (краски, стекло, кисти и прочее).

Отметим, что на первых порах вам не нужно закупать профессиональное новое оборудование. Сначала можно будет пользоваться подержанными устройствами. Их реально найти на разных сайтах бесплатных объявлений, в интернете. Не стоит переживать, что техника, которой успели попользоваться другие мастера гончарного искусства, уже непригодна или быстро сломается. Как правило, оборудование всегда продается в отличном состоянии. Если неуверены, что справитесь самостоятельно, пригласите опытного мастера, который вам даст дельный совет при покупке и своим экспертным взглядом определит, качественное ли вам предлагают оснащение для мастерской или нет.

Схема гончарного круга

На чем можно зарабатывать?

У керамической продукции достаточно большой рынок сбыта. Поэтому, если вы сомневаетесь, выгодно ли гончарное дело в современном обществе, то можете откинуть все негативные мысли. Керамическая продукция – отличный способ, с минимальным стартовым капиталом. Вам главное определиться, . Обязательно необходимо учитывать потребности широкого круга людей в той местности, в которой вы решили заниматься этим бизнесом.

  • Если вы решите, что для вас нет ничего лучшего, как открыть свой бизнес гончарное дело и сувениры, то можно найти оптовиков, которые будут закупать у вас товары. Но организовать весь этот процесс достаточно сложно. Ведь крупные супермаркеты приобретают партию сувениров, в которой не менее 1000 штук изделий. Сразу возникает множество проблем и вопросов, которые на начальном этапе развития вашего бизнеса будут только мешать вам сосредотачиваться и учиться технике изготовления. Конечно, если вы наймете в свою мастерскую опытных мастеров, то сможете быстро справляться с заказами;
  • Набравшись опыта, вы сможете организовывать платные мастер-классы гончарного дела для детей и взрослых. Сегодня это очень модное направление художественной деятельности. Кому неинтересно что-то слепить своими руками, а затем повесить изготовленное самостоятельно изделие в своей комнате? Со временем, когда появится высокий заработок от гончарного дела, у вас появится возможность организовывать масштабные выставки и даже конкурсы среди своих учеников;
  • Некоторые компании и фирмы предпочитают в качестве рекламы использовать разные керамические сувениры. Их можно изготавливать под заказ.

На самом деле рынок реализации керамических товаров очень широк. Нужно просто постоянно развиваться, искать новых потребителей, предлагать свои услуги широкой аудитории и тогда выгодные предложения всегда будут появляться.

Финансовые вложения

Определившись, нужно составить бизнес план гончарного дела, чтобы убедиться для себя в правильности выбранного решения и развеять все сомнения относительно того, выгодно ли гончарным делом заниматься в наше время.

Минимальное количество денег, которое нужно иметь перед тем, как заняться самому гончарным делом, должно равняться 500 000 рублей. Эта сумма уйдет на такие затраты:

  • На регистрацию ИП понадобится где-то 10 000 рублей;
  • Аренда помещения для обустройства мастерской – 40 000 рублей (эту же сумму придется тратить ежемесячно);
  • Закупка необходимого оборудования – 300 000 рублей;
  • Печь для обжига – 100 тысяч рублей;
  • Несколько гончарных кругов – 50 000 рублей;
  • Весы – 6 тысяч рублей;
  • Формы для лепки – 50 000 рублей;
  • Глина разных сортов – 20 000 рублей;
  • Брак и бой изделий (от 15 000);
  • Зарплаты сотрудникам. Вам понадобится не менее двух мастеров на первых порах, менеджер по рекламе и человек, который будет вести учет финансов (эту обязанность вы можете возложить на себя). На все это нужно не менее 70 000 рублей;
  • Для оплаты налогов и взносов понадобится около 70 тысяч рублей в год, но эта цифра может существенно отличаться, в зависимости оттого, какую форму производства вы выберете;
  • На рекламу своего бизнеса придется ежемесячно тратить не менее 10 000 рублей.

Куда можно реализовывать готовый товар и по какой цене?

Теперь подробно разберемся в том, сколько денег можно заработать за реализацию готовой продукции из глины.

Если вы найдете постоянных оптовых покупателей, которые будут приобретать у вас товар партией, где 1000 единиц, то вы сможете получить от 10000 до 100000 рублей. Выручка будет зависеть от того, какие именно изделия вы будете продавать:

  • Если это магниты на холодильник, то за партию можно получить 6000 – 12000 рублей (если они выполнены под дизайнерский заказ, то цена удваивается);
  • Если это фоторамки, то за партию вы получите от 12 000 до 24 000 рублей (здесь такая же ситуация, как и с магнитиками);
  • Если это керамические горшки, то за партию можно получить от 75 000 до 200 000 рублей;
  • Если вы будете сдавать гончарное оборудование в аренду другим мастерским, то сможете зарабатывать от 2 000 рублей в день;
  • Если будете проводить детям и взрослым обучение гончарному делу, то за один час занятий сможете заработать от 500 до 1000 рублей.

Видео: Как мы слепили гончарную школу с нуля

Прежде чем начать заниматься предпринимательской деятельностью, связанной с керамической продукцией, следует обязательно изучить как можно больше информации об этом виде бизнеса. Ее источников очень много в интернете. Можно непросто прочитать полезную статью, но и посмотреть бесплатное видео гончарное дело для начинающих.

Мы рекомендуем вам все-таки, кроме самообразования в вопросах, касающихся начала бизнеса с керамической продукцией, пройти обучение гончарному делу у квалифицированного специалиста. Он вам объяснит не только теорию работы с глиной, но и на практике все продемонстрирует. Конечно, на курсы придется потратить деньги – приблизительно 15 000 рублей, при условии, что вы будете посещать мастер классы гончарного дела в течение двух месяцев. Учтите, что даже если вы хорошо усвоите уроки гончарного дела для начинающих у мастера, к которому ходили учиться, вы все равно еще будете далеко от профессионального уровня. В процессе работы, с опытом, вы достигнете нужного результата и станете достаточно состоятельным человеком, который будет заниматься любимым делом.
Оцените статью -

Это процесс в котором участвуют умелые руки мастера и глина, действо, в ритмичных движениях которого рождается внутренняя связь между ними. До недавнего времени самим распространенным гончарным кругом был ножной круг, состоящий из вертикальной оси из железа, в верхней части которой укреплен небольшой диск, на котором происходит лепка, а нижний - маховик, который приводит в движение верхний круг. Сам же маховик приводится в движение ногой гончара. В последнее время всё чаще используется электрический станок: скорость вращения круга регулируется при помощи педали. Диск всегда вращается против часовой стрелки.

Приготовление кома. Перед началом работы на гончарном круге желательно приготовить несколько комов глины, которые следует накрыть влажной тряпкой, чтобы гляняное тесто не высохло.

После того как от цельного блока отделили количество глины, необходимое для изделия, глина разделяется на две части, которые снова соединяются решительным и сильным шлепком. Это повторяется несколько раз за тем глине придается форма шара.

Основные этапы. Главный принцип, положенный в основу работы на гончарном круге, заключается в сопротивлении с помощью одних только рук центробежной силе, которая при вращении выталкивает глиняный предмет за пределы круга.

Центровка. Глиняная заготовка помещается в центр круга. Чтобы её приготовить отделите небольшое количество глины, с которым вам будет удобно работать на гончарном круге, сильным движением бросьте заготовку на круг, и прижмите её нижнюю часть к кругу. Руки, слегка касаясь диска, охватывают ком глины. Надавливайте на глину, немного смещая её в разные стороны. Руки и запястья должны быть напряженными. Подталкивайте глину вверх, ладонями оказывая давления в нижней части кома, за тем перемещайте её опять вниз. Таким образом происходит проминка глины.

Углубление внутри заготовки. Большим пальцем левой руки нажимайте на центральную часть глины. Затем большой палец правой руки должен достать до дна, оставив слой для основания, в то время как левая рука поддерживает и направляет всю массу. Установив какой ширины будет изделие, приступайте к стенкам: большой палец с внутренней стороны, остальные пальцы - с внешней.

Формовка цилиндра. Цилиндр формируется после центровки и проминки глиняной массы. Теперь проделайте углубление и поднимите стенки.

Вытягивание стенок. Одной рукой примите положение «клещами»: указательный и средний пальцы располагаются с внутренней стороны, а остальные пальцы - с внешней. Второй рукой поддерживайте и направляйте изделие. Помните, что стенки должны быть одинаковой толщины. При этом косточка указательного пальца правой руки должна скользить по внешней стенке, а косточки пальцев левой руки, сжатые в кулак, должны изнутри прижимать их к стенке. Повторите эту операцию несколько раз.

Циклевание. Циклей разровняйте и разгладьте внешние стенки сосуда. После этого гончарной струной отделите изделие от гончарного круга. Снимать сосуд следует только сухими руками. Держите его осторожно, равномерно распределяя вес, так как изделие сохраняет пластичность и, следовательно, легко деформируется.

При работе руки всегда должны быть смочены водой, чтобы они легко скользили по поверхности изделия. Желательно иметь миску с водой, чтобы время от времени смачивать руки.

Расширение верхней части. После центровки и проделывания углубления в центре заготовки, настало время расширять кверху стенки сосуда, поддерживая при этом одинаковую толщину стенок. Самая распространенная ошибка на этом этапе работы- слишком тонкие и непрочные стенки, которые не могут сохранять форму.

Работа по расширению верхней части изделия особенно важна при изготовлении тарелок и блюд, небольших, средних и крупных размеров.

Формовка тулова. С тех пор, как появился гончарный круг, человек научился изготавливать круглые сосуды. Выполните заготовку, повторяя те же этапы, что и при изготовлении цилиндра: центровка, проделывание углубления и расширение, затем вытягивание вверх стенок. При придании сосуду шарообразной формы, руки занимают положение «молота».

Расширение стенки. Подушечками пальцев руки, которая находится внутри сосуда, надавливайте на стенку цилиндра смещая её от центра, в то время, как второй рукой придерживайте работу и давите с внешней стороны. Для сужения сосуда - с силой давите с внешней стороны к центру. Помогайте себе циклей.

Сужение. Выполняйте сужение до тех пор, пока отверстие не достигнет намеченного размера. Если сужающаяся часть сосуда должна иметь долинное и узкое горлышко, то надо равномерно нажимать руками, смещая глину как по направлению к центру, так и вверх.

Носик. Одной рукой придерживая надавливайте на стенку, а указательным пальцем второй руки поддерживайте изделие. Чтобы оно не смещалось с оси. Тем же пальцем нажимайте книзу, чтобы сформировать изгиб носика. Разгладьте стенки циклей и губкой. Если хотите расширить горлышко, вылепите носик для вытекания жидкости. Большой и указательный пальцы левой руки расположите над верхним краями оказывайте давление по направлению к центру. Одновременно указательным пальцем правой руки смещайте стенки к внешнему краю и вниз. Это движение будет определять форму сосуда.

Ручка. Приготовьте и хорошо промойте длинную и округлую полоску глины. Разгладьте её сверху вниз смоченными водой руками. Когда нижняя часть достигнет нужной длины и толщины отделите кусок глины.

Чтобы прикрепить ручку сделайте надрез на поверхности кувшина при помощи зубчатого резца. Приложите ручку к верхней части кувшина и прижмите её к краю кувшина. Тоже самое проделайте с нижней частью кувшина, разгладив место соединения таким образом, чтобы поверхность оставалась ровной.

Обтачивание. Когда изделие снимается с гончарного круга, его стенки еще недостаточно очищены. Слегка подсушите сосуд, чтобы он приобрел прочность и не деформировался при дальнейшей обработке. Снова поставьте сосуд на гончарный круг. Теперь скорость его вращения должна быть умеренной. Вам понадобятся стеки с железным концом. Особое внимание нужно уделять нижней части изделия - дну.


При работе на гончарном круге начинающим гончарам рекомендуется использовать мягкую глину. Позднее, когда вы освоите основные приемы, выполнение большей части которых сможете довести до автоматизма, можно будет перейти к более твердым сортам керамических масс.
Начинать освоение гончарного круга лучше всего с изготовления небольших вещей. К таким относятся, например, небольшие тарелки.

Отрежьте проволокой от куска глины небольшое количество глины, разомните его и вылепите плоский диск небольшой высоты размером, соответствующим дну будущего изделия.
В центре гончарного круга разместите подкладку из влажной (но не мокрой!) ткани, для того чтобы после окончания работы тарелку можно было легко поднять, не деформируя.
Выложите на ткань заготовку, при помощи губки слегка смочите глину водой и аккуратно положите ладони на глину. После этого слегка придавите ее к поверхности. Затем поверните несколько раз круг и проверьте, чтобы кусок глины не сместился и не изогнулся относительно внешних краев диска. Отследить изменения можно не только зрительно, но и при помощи пальцев.
Этот момент - точное размещение первого куска глины в центре круга - очень важен. При малейших отклонениях глины от центра аккуратно ее поправьте. Только после этого можно переходить к следующим этапам формовки изделия.
Выполнив «центровку» глиняной заготовки, сильно ее сдавите, плотно прижимая к поверхности подкладки. Эта процедура необходима для надежного укрепления днища будущей тарелки.
Постепенно вращая круг, аккуратно приподнимите глину пальцами от внешнего края таким образом, чтобы у вас получился толстый ободок. Далее начинайте его разглаживать, слегка оттягивая в стороны.
Главным при работе на гончарном круге является приобретение навыков плавной, размеренной и ритмичной работы с глиной. Резкие движения здесь неуместны, так как могут привести к деформации деталей изделия.

Следующим этапом является отделка тарелки. Возьмите овальное ребро и обработайте им днище. Стенки можно разгладить пальцами. В дальнейшем, при желании, дно тарелки можно украсить орнаментом. Когда изделие высохнет, его поверхность можно натереть до блеска при помощи мела или древесного угля.
Когда тарелка слегка подсохнет и затвердеет, ее необходимо срезать при помощи проволоки.
Снимая изделие с поверхности гончарного круга, следует соблюдать определенные правила.
Перед тем как отделять предмет от гончарного круга, подготовьте чистое место, на котором он будет сохнуть.
Срезать готовое изделие необходимо только при помощи длинной проволоки или струны. Движения при этом должны быть быстрыми, но не резкими.
Небольшие предметы можно снимать сразу после формовки. Крупные изделия лучше оставить сохнуть на подкладке гончарного круга в течение I- 2 дней и только после этого срезать.
Отрезав сосуд от гончарного круга, вымойте руки от глины и тщательно высушите их полотенцем.
Чтобы избежать деформации вещей, только что снятых с круга, переносить вещи необходимо аккуратно и быстро, обхватив обеими руками. Крупные сосуды при переноске на место просушки лучше всего поддерживать под днище.

Рисунок 41. Изготовление тарелки на гончарном круге

Освоив производство на гончарном круге несложных и небольших изделий, можно переходить к изготовлению более крупных вещей, например цилиндрических ваз.
Начинать работу следует способом, описанным выше. Поместите необходимое количество глины в центр гончарного круга, не забыв при этом о подкладке. Проверьте, чтобы глиняная масса находилась строго по центру.
Затем придавите ее середину таким образом, чтобы дно будущего изделия возвышалось над подкладкой примерно на 0,8-1,0 см. В результате у вас должно получиться чашевидное углубление.
Ладонь левой руки положите на край и, придерживая стенку большим пальцем, медленно направляйте глину в его сторону другими пальцами (кроме мизинца).
Пальцы ритмично передвигайте взад и вперед по дну глиняной формы, стараясь как можно сильнее уплотнить глину на дне изделия. В дальнейшем это предотвратит отслоение дна от стенок во время сушки и обжига.
Старайтесь при движении не сдвигать изделие с центра круга.
Когда между внешней стороной стенки и дном образуется прямой угол, обхватите заготовку обеими ладонями и легкими плавными движениями надавите на ее стенки.
Все действия при этом, включая, в том числе, и вращение гончарного круга, должны быть медленными. Слишком быстрое расширение или сужение стенок может привести к непоправимой порче изделия.
Для того чтобы поднять стенки будущей вазы- цилиндра, положите средний палец правой руки на
его внешнюю сторону и, слегка придавив, сделайте желобок. В результате глина с внешней стороны переместится внутрь формы. Для того чтобы стенки получились ровными, с внутренней стороны стенки, где появилась выпуклость от желобка, поддержите глину указательным пальцем левой руки. Затем постепенно вытягивайте и утоньшайте стенки будущего изделия. В процессе работы не забывайте периодически смачивать водой поверхность изделия.
Подойдя к верхнему краю изделия, сведите скорость вращения гончарного круга к минимуму.
Помните, что добавлять в заготовку новые куски глины нельзя, поскольку впоследствии это может привести к непоправимым деформациям при сушке и обжиге изделия.
Когда формовка предмета будет закончена, аккуратно уберите руки, стараясь не повредить его края.
Затем обработайте поверхность при помощи гончарного ребра и кусочка меха. Перед тем как срезать цилиндрическую вазу с подставки, подрежьте под углом (величина угла определяется вашим желанием) внешний край основания формы. Сделать это можно при помощи любого металлического инструмента с заостренным концом. Такая операция необходима как с эстетической, так и с технологической точки зрения.

Приступая к созданию глиняных шедевров в домашних условиях, не спешите приобретать гончарный круг. Ведь существует большое количество самых разнообразных техник, которые на первых порах позволят лучше «почувствовать» материал, узнать о его свойствах и «поведении» во время и после работы.

Исторически большинство из этих техник предшествовали формовке на гончарном круге: ручная лепка появилась задолго до изобретения прославленного инструмента гончара. Главный инструмент истинного мастера по лепке – его руки, а глина лишь материал, послушно отражающий фантазии творца.


Лепить можно из кусочков глины, собирая целое из отдельных частей. Этот способ называют конструктивным. Он подходит для изготовления различных некрупных элементов декора: игрушек, блюдец, кружек. Яркий пример такой лепки – знаменитая дымковская игрушка. При лепке из отдельных частей работа начинается с формирования крупной детали, а затем к ней буквально примазывают дополнительные элементы, но так, чтобы швы соединений не были видны.


Второй популярный способ лепки – пластический – из целого куска: все части формируются из одного отрезка глины. То есть комок глины сначала необходимо скатать в шар, а потом из него аккуратными движениями вытягивать дополнительные элементы.

Третий способ – комбинированный. Как и следует из названия, он объединяет несколько видов лепки: конструктивный и пластический. Например, из целого куска лепится чаша, а к ней присоединяются ручки.

Для изготовления различных видов сосудов способом ручной лепки (без использования гончарного круга) используют разные техники. Ниже – несколько наиболее распространенных.

Спиральная техника из жгутов: первоначально из глины изготавливаются жгуты, которые накручиваются на воображаемую фигуру, образуя круг за кругом реальное изделие. Еще в древние времена эта техника ценилась за то, что позволяла создавать сосуды очень больших размеров: тех, что невозможно изготовить на гончарном круге.

Лепка из полос в некотором роде напоминает спиральную технику. Однако она гораздо сложнее поддается начинающим гончарам: сначала необходимо раскатать пласт, затем разрезать его на полоски. Первая полоска укладывается на основание с насечкой, к ней присоединяется следующая, а в месте соединения делается еще одна насечка (внутри). Затем на эту насечку с внутренней стороны кладется тонкий жгутик, а шов замазывается. Все последующие полосы присоединяются аналогичным способом – постепенно они «вырастают» в задуманную автором фигуру.

Следует помнить, что болванка просто так «не отстанет» от изделия, поэтому ее необходимо обернуть в целлофановый пакет или накрыть бумагой. И уже через сутки (до полного высыхания фигуры) извлечь из полученного глиняного изделия.

Одним из самых загадочных гончарных методов признана лепка сосудов на веревку: археологи много раз находили посуду с веревочным орнаментом внутри. Возникал вопрос: с какой целью древние мастера украшали сосуды с внутренней стороны? Ответ скрывался именно в способе изготовления образцов, а не в декораторских приемах: некая болванка обматывалась веревкой; по полученной заготовке лепили сосуд; затем веревку разматывали, что позволяло легко снять сосуд с заготовки.

Говоря об украшении глиняных изделий , стоит упомянуть и специальные техники: налепные узоры, рельефная лепка, веревочный оттиск, роспись.

Новичкам следует знать и то, что твердые предметы (цветные стекла, бусины и так далее) нельзя использовать в качестве декора для глиняных изделий до полной готовности образца: при сушке и обжиге глина сжимается и буквально выдавливает все «инородные тела», что часто приводит к деформации и повреждению изделия.

Ростовская Яна Евгеньевна – воспитатель МБДОУ «ДС № 9 «Олененок» , ст. Староминская, Краснодарский край

Введение

Одно из важных направлений в работе нашего дошкольного учреждения является трудовое воспитание. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования цель трудового воспитания детей дошкольного возраста - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Для успешной реализации трудового воспитания у детей дошкольного возраста, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Поэтому, в МБДОУ «Детский сад» № 9 «Олененок» станицы Староминской открылась гончарная мастерская. Для функционирования мастерской были установлены детские гончарные круги, приобретена глина, фартуки и нарукавники.

Студия «Гончарная мастерская»

Творческая мастерская - это одна из новых форм совместной и самостоятельной деятельности детей. Совместная деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организована 1 раз в неделю по 20 – 25 минут. Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Работа в мастерской построена так, чтобы в конце работы дети видели результат своего труда. Данный прием развивает познавательные способности и повышает самооценку ребенка, так как законченность работы приносит чувство удовлетворения и радости.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей при создании работ из глины.

Задачи:

  • Обучить практическим навыкам лепке из глины, техническим приемам, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла
  • Приучать детей аккуратно обращаться с рабочими принадлежностями, оборудованием, с готовыми и не законченными работами
  • Развивать: самостоятельную творческую деятельность детей, инициативу, фантазию, творческое воображение
  • Воспитывать: умение работать самостоятельно, усидчивость и трудолюбие.

Работа в «Гончарной мастерской» проводилась в два этапа:

1 этап – подготовительный.

  1. Ознакомление с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявление необходимости в расширении поля деятельности в данном направлении.
  2. Выявление актуальности изучения данной проблемы, учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка.
  3. Постановка цели и основных задач – помочь ребенку познать свойства реальных предметов и объектов окружающего мира, доступными его пониманию способами и средствами.
  4. Разработка методики работы на гончарном круге.
  5. Разработка учебно – тематического плана работы с детьми по данному направлению.
  6. этап – основной.

Основным этапом данного опыта является работа в творческой гончарной мастерской.

Основой мастерской является «ручной труд» ребенка. Работая руками, дети, изучают свойства материалов, инструменты с которыми они работают, создают продукты деятельности, которые используются как в развивающей предметно пространственной среде группы и детского сада, так и как подарки младшим детям и родным. Всё это позволяет им проявлять инициативу и выражать свою индивидуальность.

Воспитатель ведет определенную, заранее выбранную работу, которая происходит во время свободной деятельности. Настроение, создаваемое за рабочими столами, наполняет всю комнату. В мастерской дети подходят к воспитателю, наблюдают и включаются в работу. А кто – то из детей быстро возвращается к своим самостоятельным играм. Здесь все работают сплоченно и коллективно. В ходе такой работы развиваются способность к концентрации, дисциплина, спокойствие, привычка доводить начатое дело до конца. Дети наблюдают все эти качества в работе воспитателя, и они передаются им естественным образом.

Дети поэтапно овладевают разными техниками «мастерства» . Работа ведется от «простого к сложному» . От знакомства с правилами при работе с гончарным кругом - к технике работы на гончарном круге. А также в мастерской работа проходит в два этапа: подражательный - дети видят, учатся, повторяют за взрослым, и на основе подражания усваивают алгоритм деятельности и творческий этап – дети применяют полученные знания и умения на практике.

Здесь детям не даются определенные задания или даются в такой форме, чтобы дети проявляли свою инициативу. Здесь воспитатель своими руками лепит на глазах детей сначала форму шара, из которого потом «возникают» различные фигурки. Дети воспринимают формы предметов и существ (животных, героев сказок и т.д.) сначала целостно, затем фантазируют, лепят и стараются воспроизвести данную форму в материале. Некоторая незавершенность фигуры также дает импульс для воображения и способствует его развитию. Также в студии дети осваивают правила и приемы работы на гончарном круге, например, лепка кувшина, тарелки, чашки, Работа на гончарном круге дает возможность ребенку поэкспериментировать, творчески продумать своё задуманное изделие. Изготовленные детьми игрушки и поделки раскрашиваем гуашью (например, с элементами народно – прикладного искусства) , и используем, как атрибуты для сюжетно – ролевых игр.

Методика работы на гончарном круге.

  • Сначала нам нужно размять глину. Разминаем ее хорошо, для того, чтобы глина стала мягче и, легко было с ней работать. Если кусочек глины небольшой, то мы его разминаем в руках, как пластилин. Если кусочек глины будет большой, то его замешиваем как тесто.
  • Затем круговыми движениями рук сформировали шар. Кладем глиняный шар на основу гончарного круга и хорошо его руками закрепляем. Это делается для того, чтобы глина во время работы на гончарном круге не двигалась.
  • Включаем гончарный круг. Для работы в гончарной мастерской установлены детские гончарные круги. На гончарном круге есть две скорости – большая и маленькая. На большой скорости мы будем работать, когда освоим работу на маленькой скорости. Если рычаг включения слегка приподнимем вверх и повернем налево, то скорость будет маленькая. И, соответственно, если – вправо, то скорость будет большой.
  • При помощи рук и воды вытягиваем глиняный шар вверх, делая конус или столбик. Делается это для того, чтобы глина пропиталась водой и стала мягче и эластичней. Для этого обхватываем пальцами наш комочек у основания, немного сжимаем его, поднимаем вверх и сужаем. Получается конус – морковка. На этом этапе происходит центровка глины. Поэтому старайтесь держать руки ровно по отношению к оси круга, так чтобы не пальцы ходили за глиной, а наоборот - глина шла вслед за ними. Медленно проведите палец снизу вверх, если палец нигде не подпрыгивает, то можно приступать к следующему этапу.
  • Опускаем столбик вниз, делая толстый пенек. Нажимаем ладошкой на конус и постепенно нажимаем вниз. Если изделие наклоняется, то при помощи рук выравниваем.
  • В центре пенька указательным пальцем намечаем отверстие. (Его можно сделать при включенном гончарном круге, но детям трудно наметить отверстие при включенном гончарном круге) . Поэтому мы выключаем гончарный круг, намечаем отверстие и продолжаем работу.
  • Углубляем отверстие практически до основания - получается конусообразная воронка. У нас получился полый цилиндр - стаканчик с толстыми стенками.
  • На следующем этапе происходит лепка задуманного изделия (например, чашка, кувшин, горшочек, стаканчик) .
  • Система педагогического процесса по обучению работе на гончарном круге предполагает развитие у дошкольников творческого отношения к труду, воспитания активности, нравственных качеств личности, оптимизацию познавательной деятельности и строится на гибком подходе к планированию и организации этого процесса, учитывает разные возможности детей, их предпочтения и интересы. Для того чтобы и педагог, и ребёнок наглядно увидели все компоненты деятельности как систему, мы использовали модель - обозначение этой системы в виде пяти пальцев руки.

Метод «пяти пальцев» , предложенный Л. Зайвертом, является простой и доступной техникой, в которой за каждым пальцем руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели. «Система пяти пальцев» - технология, которая раскладывает детскую деятельность на этапы. Для того, чтобы лучше запомнить детям эту схему технология представлена в форме ладони. «Пятипальцевый» метод формирует у детей самостоятельность, развивает инициативу, творческую деятельность.

Тематическое планирование работы

в гончарной мастерской

  1. Вводные беседы с детьми о глине, работе гончара.
  2. Чтение сказок, художественной литературы.
  3. Ознакомление детей с искусством: рассматривание иллюстраций с изображениями изделий из глины, керамических статуэток и фигурок.
  4. Просмотр слайд – шоу «Чудеса из глины» .
  5. Просмотр видео материалов о работе гончара.
  6. Изображение предметного мира. Создание простых форм.
  7. Предметная лепка.
  8. Сюжетная лепка.
  9. Инструктаж по технике безопасности при работе на гончарном круге.
  10. Декоративная лепка.
  11. Выставка детских работ.

Используемая литература:

  1. Алексашина Н.Н. Волшебная глина.
  2. Федотова Г.Я. Послушная глина.
  3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев.
  4. Лыкова И.А. Лепим, Фантазируем, играем.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх