Античная культура древняя греция. Культура античной греции

Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. На Востоке под давлением цивилизации человек «превратился в колесо громадной машины, в которой смотрел на себя, как на пылинку перед бесконечным. В Греции же он подчинял себе свои учреждения... воспользовался ими, чтобы гармонически развить всего себя; он мог... соединять в себе множество разнородных дарований так, что ни одно из них не мешало притом другому, быть... мыслителем и писателем, не став книгоедом и кабинетным затворником... поклоняться своим богам, не замыкаясь в догматические формулы, не сгибаясь под тиранией никакой сверхчеловеческой силы...» (И. Тэн). Природная любознательность и способность улавливать самые тонкие отношения и оттенки стали предпосылками необычайной творческой продуктивности древних греков.

Уникальность культуры и характера необыкновенно одаренного народа не в последнюю очередь была обусловлена географическим своеобразием Средиземноморья. Красивая благодатная природа, умеренный климат способствовали формированию у древних греков стремления к уравновешенности, созданию определенных и ясных образов, культа меры и гармонии. Разнообразие ландшафта и природных ископаемых, море и берег, удобные для судоходства, благоприятствовали развитию торговли, интенсивному культурному обмену, а географическая автономность отдельных областей облегчала становление полисной системы.

Культура Древней Греции прошла в своем развитии несколько периодов: крито-микенский, или эгейский (III тыс. - XII в. до н.э.); царский, или гомеровский (XI-VIII вв. до н.э.);архаический (VII-VI вв. до н.э.); классический (V - первая треть IV в. до н.э.), эллинистический (последние две трети IV-I в. до н.э.).

Попытаемся выделить наиболее характерные особенности древнегреческой культуры и цивилизации в целом.

Общая характеристика древнегреческой культуры и цивилизации

Древнегреческая культура сформировалась на базе специфической цивилизации, причудливо сочетавшей в себе свободу и рабство. Рабство не было изобретением античности. Однако в своем развитии античная цивилизация все больше отходила от патриархальной формы рабства, а при достижении ею зрелой формы в классический период рабы стали главной производительной силой греческого общества. Но свободный человек и раб в античности были не только экономическими и социальными субъектами. Именно у греков свобода впервые начинает пониматься как одна из высших ценностей.

Отличительная особенность греческого государственного устройства состояла в том, что, несмотря на тесные культурные и торговые контакты, полисы (города-государства) обладали хозяйственной и политической самостоятельностью. Экономической основой античного города-государства являлся обмен продукцией сельского хозяйства, многие горожане были земельными собственниками. Интенсивно развивались также ремесло и судоходство. Античный полис был политическим, торгово-экономическим, религиозным и художественным центром. Основные культурные сооружения располагались в нем вокруг главной городской площади - агоры.

Древняя Греция знала такие формы политического правления, как власть царей, главенство аристократии и тирания. Однако именно демократия стала тем бессмертным созданием греческой цивилизации, которое определило ее своеобразие и к которому позже обратили свои взоры прогрессивные деятели новоевропейской культуры. Античная демократия была первой в истории попыткой претворения в жизнь идеала равноправного участия людей в управлении государством независимо от их социального и имущественного положения. Но она имела ограниченный характер, поскольку гражданство являлось привилегией хотя и достаточно широких, но все же далеко не всех слоев общества. Древнегреческая демократия не препятствовала утверждению института рабства, колонизации чужих земель, но смягчала узы рабовладения.

Греки были убеждены, что человек - это существо политическое. «В глазах этого народа два только занятия отличали человека от скота и грека от варвара: интерес к общественным дедам и изучение философии» (И. Тэн). Жизнь грека имела цену 0 смысл, прежде всего, в связи с его служением полису. Несмотря на большую значимость личного начала, главной ценностью оставалась «община». Полис всесторонне регулировал жизнь граждан и одновременно полностью контролировался ими. Полисное сознание определяло и нравственные идеалы греков, которые, находясь на подъеме, больше всего ценили такие качества, как долг, честь, слава.

Противопоставление чувственности и мышления в античности только зарождалось, и можно говорить о доминировании в Древней Греции синтетического мировоззрения, где чувства и разум находились в гармоническом единстве. Такое равновесие приводило к тому, что земное, чувственное дистанцировалось от разгула и порочности, но в то же время не уничтожалось во имя чисто духовных идеалов. Гарантом сохранения искомой гармонии выступала воля. Умение контролировать свои чувства и поведение стало важной чертой греческого характера.

Однако рядом с желанием подчинить чувства воле, упорядочить мир уживалось стремление выйти за эстетически законченные структуры бытия и добиться необходимой для психической и творческой перестройки личности раскрепощенности. Эта сторона древнегреческой культуры связана в первую очередь с культами Деметры и Диониса. Намеченные противоположности мировосприятия и жизнеруководства древних греков были охарактеризованы немецким философом Ф. Ницше как аполлоническое (рациональное) и дионисийское (чувственное) начала античной культуры.

Природа наделила этот предприимчивый народ пытливым умом. Греки были мастерами точной формулировки, ясной конструкции, убедительного довода, изобретателями искусства речи и спора, гениями риторики и диалектики. Они отделили интеллектуальную сферу как от религии, так и от повседневной жизни. Их интересовало знание само по себе, часто независимо от его практической применимости. У греков отмечается особая способность извлекать максимальные эвристические возможности из рассуждения, мыслительных операций при минимальном обращении к опыту. Не случайно греческая протонаука имела теоретический характер.

Грекам, как ни одному другому народу, было присуще стремление выразить даже самую отвлеченную идею в зримом, осязательном образе («эйдетическое» свойство). Греческая духовная культура носила пластичный, телесный характер, сосредоточивалась на выявлении формы бытия вещей. Этим можно объяснить расцвет древнегреческой пластики и стереометрии, возникновение натурфилософии. Греки восхищались человеческим телом, но это был культ гармоничного, здорового тела, которое органично сочеталось с духовным совершенством и волевой активностью личности-гражданина. Тело - это не только объемная пластика мускулов но и гордая осанка, величественный жест. Физическая культура, оформляющая тело, была важнейшей частью воспитания. Многочисленные гимнасионы с залами и банями рассматривались как важные общественные сооружения. Любование телом человека вдохновляло на создание произведений искусства, заполняло досуг (спортивные зрелища).

В древнегреческом искусстве ярко проявился интерес к форме. К примеру, живописцы изображали не само пространство, а фигуры в пространстве. В архитектуре внешний облик храма преобладал над интерьером.

Культ меры, гармонии пронизывал все греческое мировосприятие. Вселенную греки считали целесообразным целым, внутренне упорядоченной системой, которая отрицает хаос. Человек в их представлении гармонично вписывался в картину космоса, был соразмерен природе. Такое отношение к окружающему миру дало древнегреческой культуре важную точку всеобщей опоры: на познание и приумножение гармонии универсума направлялась творческая созидательная энергия. Не случайно ведущими эстетическими категориями у греков становятся красота, мера, гармония. Отсюда - соразмерность частей художественного произведения, обязательное наличие центрального момента, симметричное расположение и согласованность основных частей и дополнительных деталей, обозреваемость размеров, органичное единство всех элементов, чувство стиля.

Категория меры имела важное значение в этике. Согласно принципу «золотой середины», сформулированному Аристотелем, девиантным является любое поведение, которое нарушает меру. Философ одинаково осуждал трусость и безрассудство, скупость и мотовство, робость и беззастенчивость.

Равноправие и творческие наклонности граждан полисов, постоянно боровшихся за влияние, предопределили такую особенность греческой культуры, как агональность (состязательность). Соревновались атлеты во время спортивных игр, спорили за победу хоры и поэты, добивались первенства в искусстве красноречия ораторы. Спор-состязание отрабатывался в философских диалогах Платона. В искусстве прослеживается борьба за пальму первенства различных школ и отдельных художников. Агональность способствовала отграничению личного мнения, формированию индивидуального подхода (Б. Р. Виппер). Греческая культура уделяла гораздо больше внимания личности, чем восточная.

Перечисленные выше типологические черты древнегреческой культуры и цивилизации своеобразно преломлялись в разные периоды ее развития, к анализу которых мы обращаемся.

Родина современной демократии дала миру такие понятия, как государство, суд присяжных, равенство перед законом. Древнегреческие ученые стали основоположниками основных законов в математике, геометрии, физике, биологии, философии.

Первые Олимпийские игры тоже прошли в Греции. Они являлись частью праздника, посвященного Зевсу, во время которого было запрещено вести войны на всей территории Эллады, современной Греции.

Греческий театр - древнейший на территории Европы, достигший своего расцвета в V в. до н. э. Именно тогда появились такие жанры, как трагедия и комедия.

Национальные особенности Греции

Грекам в первую очередь свойственны добродушие и жизнерадостность. Жители этой солнечной страны по-настоящему ценят жизнь. Радость и несчастья переживаются со всей страстью: громкий смех и ликование, слезы печали не скрываются от посторонних глаз. Эмоциональность - вот главная черта этого народа, а еще греки очень гостеприимны.

Греки часто собираются с друзьями в тавернах и узериях. В кофейнях всегда можно увидеть компании стариков за стаканчиком холодного местного кофе «фраппе», играющих в нарды или ведущих жаркие дискуссии о политике. Также греков отличает уважение к традициям своей страны.

Стоит учесть, что греки не слишком пунктуальны, так что если в назначенный час ваш друг не явился на встречу, стоит немного подождать и не терять спокойствия. Ничего не поделаешь - черта национального характера. Назначая встречу, помните, что послеобеденное время (приблизительно с 15:00 до 17:00) является нерабочим. Жизнь офисов, магазинов и некоторых служб затихает.

Помните, что греки любят спорить и критиковать, но не терпят критики в адрес.

Традиционная одежда

В каждом регионе страны существуют свои костюмы. Конечно, сейчас уже никто не ходит в традиционных одеждах, но их можно увидеть на некоторых греческих вечерах, которые проводятся в отелях и популярных тавернах.


Греческие танцы

Существует большое многообразие греческих танцев. В каждом регионе Греции сформировались свои танцевальные стили. Считалось, что танцы придумали боги, и тот, кому дан этот дар, должен обучить ему своего ближнего. В древнегреческих танцах активно используются движения руками. Важным элементом танца часто является платок, который женщины держат в руках, вырисовывая им изящные фигуры.

Самое большое влияние на культуру последующих поколений оказала античность - искусство Древней Греции и Древнего Рима с 9 - 10 веков до н. э. и по 4 век новой эры. Колыбелью античной культуры была Древняя Греция - клочок земли в Средиземноморье. Здесь родилось и расцвело «греческое чудо» - гигантская духовная культара, сохранившая свое воздействие и очарование на тысячелетия. Древнегреческая культура оказала решающее влияние на развитие культуры Древнего Рима, который был ее непосредственным преемником. Римская культура стала следующей фазой и особым вариантом единой античной культуры. Спокойная и величественная красота античного искусства служила образцом и для более поздних времен в истории искусства. В истории древнегреческого искусства было три периода: а р х а и к а (VII - VI век до н.э.); к л а с с и к а (V -IV век до н. э.); э л л и н и з м - (III _ I век до н. э.).

Красивыми древнегреческими сооружениями были храмы. Древнейшие развалины храмов относят к эпохе архаики, когда стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали одно - два ряда колонн.

Неотъемлимой частью сооружений в Древней Греции были колонны. В эпоху архаики колонны были мощные, тяжеловесные, чуть расширенные к низу - такой стиль колонн назывался дорическим . В эпоху классики сложился стиль колонн ионический - колонны более нарядные, стройные, вверху украшены завитками - в о л ю т а м и. В эпоху эллинизма архитектура стала стремиться к пышности. Сложился коринфский стиль колонн - они стали изящными, стройными, нарядными, богато украшенными растительным орнаментом. Система колонн и перекрытий в Древней Греции была названа ордером . Каждому стилю соответствует свой ордер, имеющий свои особенности и названный, как и стиль - дорический, ионический и коринфский в искусстве Древней Греции.

Расцвет греческой архитектуры пришелся на классическую эпоху (v век до н. э.), время правления Перикла. Им были начаты грандиозные строительные работы в Афинах. Д о нас сохранились развалины самого главного сооружения Древней Греции - . Даже по этим развалинам можно себе представить, как прекрасен был в свое время Акрополь.Вверх на холм вела широкая мраморная лестница.

Акрополь был окружен многочисленными храмами, центральный из них - Парфенон, окруженный 46 колоннами. Колонны выполнены из красного и синего мрамора. Цвет колонн, легкая позолота придавали храму праздничность. Чувство пропорций, точность в расчетах, красота отделки - все это делает Парфенон безупречным произведением искусства. Даже сегодня, спустя тысячелетия, разрушенный, Парфенон производит неизгладимое впечатление. Последней постройкой Акрополя был храм, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтейю, который назвали храм Эрехтейон.

На одном из трех портиков храма Эрехтейон вместо колонн перекрытие здания поддерживают женские фигуры - кариатиды. Вообще множество скульптур и скульптурных композиций украшали Акрополь. В эпоху эллинизма стали меньше уделять внимания храмам, а строили открытые площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, дворцы и спортивные сооружения. Жилые дома стали 2 -х и 3 -х -этажными, с большими садами, фонтанами. Роскошь стала целью.

Греческие скульпторы дали миру произведения, которые до сих пор вызывают восхищение людей. В эпоху архаики скульптуры были несколько скованы, они изображали обнаженных юношей и одетых в ниспадающие складками одежды.

В классическую эпоху главным делом скульпторов было создавать статуи богов и героев и украшать храмы рельефами. Богов изображали как обычных людей, но сильными, физически развитыми, красивыми. Часто изображали обнаженными, чтобы показать красоту тела. В Древней Греции огромное внимание уделялось физическому развитию, спорту и неотъемлимой частью этой культуры была красота человеческого тела. В эпоху классики жили такие замечательные скульпторы, как М и р о н, Ф и д и й и П о л и к л е т. Работы этих скульпторов отличались более сложными позами, выразительными жестами и движениями. Первым мастером сложной бронзовой скульптуры стал Мирон - создатель скульптуры » Д и с к о б о л «.Однако, следует отметить, что скульптуры этой эпохи выглядят немного холодными, лица равнодушные, похожие друг на друга. Скульпторы не старались выразить какие - то чувства, эмоции. Их целью было показать лишь совершенную красоту тела. Но вот в IV веке до н. э. скульптурные образы стали более мягкими и нежными. Скульпторы П р а к с и т е л ь и Л и с и п п в своих изваяниях богов придавали тепло и трепет гладкой мраморной поверхности. А скульптор С к о п а с передавал в скульптурах сильные чувства и переживания.

Позже, в эпоху эллинизма скульптура становится более пышной, с преувеличенными страстями.

Афина - одно из верховных олимпийских божеств. Она разумна и рассудительна. Она богиня неба, повелительница туч и молний, богиня плодородия. Она - воплощение государственной мудрости, величия и неисчерпаемой силы. Это статуя Афины-девы, самая прославленная работа Фидия. Афина стоит в полный рост (высота статуи около 12м), на голове богини золотой с высоким гребнем воинский шлем, плечи и грудь прикрывает золотая эгида (мифический щит, наводящий ужас на врагов) с головой Медузы. Левая рука опирается на щит, в правой Афина держит фигуру богини Нике. Строгие драпировки длинной одежды подчеркивают величавость и спокойствие фигуры.

Наша страна не погибнет вовеки, ибо хранитель такой, как благая Афина Паллада,
гордая грозным отцом, длани простерла над ней.
(Элегия Солона)

Зевс разделил господство над миром с братьями: Посейдону отведено небо, Аиду - царство мертвых, а себе Зевс оставил небо. Зевс управлял всеми небесными явлениями и прежде всего громом и молнией.

К сожалению, это реконструкция погибшей скульптуры Зевса. Статуя занимала почти все внутреннее пространство храма. Зевс сидит на троне, почти касаясь головой потолка, его высота была около 17 метров. Один из греческих поэтов, восхищенный обликом Фидиева Зевса, написал двустишие. известное по всей Элладе:

"Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ

Или на небо ты сам бога узреть восходил?"

Статуя Зевса впечатляла не только величием, которое придал божеству Фидий, но и ощущением покоя, величавой мудрости и бесконечной доброты. "Царь богов и людей" сидел на великолепном, богато украшенном троне. Верхняя часть его торса была обнажена, нижняя - задрапирована в роскошный плащ. В одной руке бог держал статую Нике-победы, в другой - жезл, увенчанный изображением орла - священной птицы Зевса. На голове был венок из масличных ветвей.

Статуя была выполнена в сложнейшей технике. Основа вырезалась из дерева, на те части тела. которые оставались обнаженными, накладывались тонкие пластинки полированной слоновой кости, плащ был покрыт тонким слоем чеканного золота, словно затканного изображениями лилий, звезд, животных.

Олимпия была одним из главных святилищ Греции, по преданию именно здесь Зевс одержал победу под Кроносом, в память великой победы Зевса и были учреждены Олимпийские игры, причем, согласно одной из легенд, сделал это в честь своего отца герой Геракл.

Геракл -сын Зевса, один из самых известных греческих богов. Знамениты его 12 подвигов, о которых рассказывают многие легенды и которые часто изображали в своих произведениях художники и скульпторы. Лисипп в данной скульптурной группе изображает решающий момент схватки: Геракл могучей рукой сжимает шею льва, предельно напряжены все мышцы героя, а зверь, задыхаясь, впивается в его тело. Но, хотя противники и достойны друг друга, лев, чья голова зажата зажата под мышкой у Геракла, выглядит почти смешно. Легенда утверждает, что Геракл был любимым персонажем Лисиппа, а Лисипп был придворным мастером Александра Македонского.

Посейдон - главный бог моря и мореплавания. Он живет в чертогах в морской глубине, не подчиняется никому, даже всесильному брату Зевсу. Он вызывает землетрясения, подымает и успокаивает бури, Он помогает мореходам, посылая быстрые течения и сдвигая трезубцем корабли со скал и с мели. Под властью Посейдона были все острова, побережье, гавани, где ему возводились храмы, алтари, статуи.

Персей, сын Зевса и Данаи, находит на берегу океана страшных чудовищ -Горгон. Вместо волос у них клубились змеи, вместо зубов торчали клыки, как у вепря, руки были из бронзы, а крылья из золота. Одна из горгон Медуза одним своим взглядом любого превращала в камень. Наученный богами, Персей сражался с Медузой, глядя на ее отражение в медном щите. Он отрубил ей голову. Традиционно скульптор передает красоту обнаженного тела, горделивое выражение лица Персея, победившего чудовище, отчаяние на лице горогоны.

Гермес - вестник богов, покровитель плутовства, гимнастики, путешественников и дорог, сын Зевса и Майи. Позднее он стал покровителем скотоводов и пастухов. Своим волшебным жезлом мог погружать любого в сон или пробуждать их. Со временем Гермес - вестник олимпийских богов, глашатай Зевса, покровитель послов, бог торговли и прибыли. На Олимпе Гермес пользовался всеобщей любовью, хотя очень любил придумывать богам различные проказы: похитил меч у Ареса, спрятал трезубец Посейдона, во время утреннего туалета Афродита не мргла найти свой пояс, а на голову сияющего Аполлона опрокинулся горшок пресного теста.Но эти проказы искупались тем полезным, чем служил богам и людям Гермес.

Среди самых известных произведений античности эпохи эллинизма была найденная в начале 20-го века на острове Мелос великолепная статуя богини Афродиты (ее обычно называют Венерой Милосской). Эта статуя античной богини любви и красоты значительно выше человеческого роста, ее высота - 207 см. Ее нашли без рук, среди обломков была найдена лишь ладонь, державшая яблоко. Красота Венеры до сих пор завораживает, привлекает также, как и неувядаемая прелесть Джоконды. Она наполовину обнажена, завязанный вокруг бедер покров, спускаясь на ноги мощными складками, делает ее еще более изящной, грациозной. Свою наготу женщина несет с такой изысканной простотой, с какой смертная женщина носит нарядное платье. Ее лицо величаво спокойно, безмятежно. Ученые выяснили, что статуя была создана на рубеже 2-го - 1-го веков до н.э.

Величие, запечатленное в этой мраморной статуе, отражает жажду людей неспокойной эпохи в гармонии и любви. Венера вызывала у многих поэтов восхищение и заставляла посвящать ей восторженные стихи.

Как много неги горделивой, в небесном лике разлилось!

Так, вся дыша пафосской страстью, вся млея пеною морской

И всепобедной вея властью, ты смотришь в вечность пред собой.

Скульптура была найдена в конце 15-го века в садах Бельведера. Это мраморная копия оригинала. Ее высота - 2, 24 м. С тех пор, как эта статуя стала известна, и до наших дней она не перестает вызывать восторги и восхищение художников и ценителей искусства. Аполлон - бог гармонии и искусств, он убил дракона Пифона, таким его и изобразил скульптор. Рост статуи выше человеческого роста, а вся поза выражает преисполняющее его величие. Вечная весна облекает его обаятельную мужественность, соединенную с красотой юности. Небесная одухотворенность наполняет все очертания фигуры. Он преследовал Пифона, впервые употребил против него свой лук, своей могучей поступью настиг его и поразил. Его взор устремлен как бы в бесконечность, на губах презрение к врагу. Статую считают высшим идеалом искусства между всеми произведениями, сохранившимися с древности. Аполлон считался образцом классической красоты, его на протяжении столетий копировали скульпторы, воспевали поэты.

Древнегреческая цивилизация прошла ряд этапов в своем развитии. В соответствии с ними в качестве основных периодов развития культуры древней Греции принято выделять:

1) Крито-микенский период (XXX - XII вв. до н.э). По названию двух важнейших культурных центров на территории Древней Греции - остров Крит и город Микены, расположенные на Пелопонесском полуострове.

Микенская культура известна образцами городской архитектуры, дворцами крепостного типа. В шахтовых гробницах Микен были обнаружены золотые погребальные маски, украшения, оружие. Повышенная военизация микенского общества, вызванная войнами с ахейцами, а также борьбой независимых государств. Города Таринф, Микены, Аргос представляли собой укрепленные поселения. Микенская цивилизация погибла либо вследствие военного вторжения дорийских племен, либо в результате многочисленных гражданских войн между городами-цитаделями и их духовного истощения.

2) Гомеровский (царский) период (XI - VIII вв.) Характеризуется упадком культуры: большинство микенских поселений покинуты, замирает деятельность центральных святилищ - храм бога Аполлона в Дельфах, на острове Делосе и на Самосе. Греческое общество отброшено к первобытности. Между тем, этот период вошел в историю как героический или гомеровский, поскольку он известен по поэмам - "Иллиада" и "Одиссея", относящимся к концу IX - началу VIII в. до н.э. и приписываемых Гомеру. Своими корнями эпические поэмы Гомера уходят в период Микенской культуры, во времена ахейских героев и аристократических воинских идеалов. Они повествуют о Троянской войне, которая разразилась из-за того, что Парис похитил у спартанского царя Менелая его жену Елену. "Илиада" описывает один из эпизодов троянской войны - ссору предводителя ахейцев Агамемнона и Ахилла. "Одиссея" - поэма о странствиях возвращающегося на родину из-под стен Трои царя Итаки Одиссея. Историческое ядро его сюжетов сложилось на основе коллективной памяти потомков победителей Трои, оказавшихся, в свою очередь, побежденными. Дорийское нашествие XII -XI вв. до н.э. уничтожило крупные города и разметало ахейцев по Восточному Средиземноморью. Дорийские племена, сокрушив ахейские царства, не стали сами воссоздавать централизованную монархию. Приняв мифы и предания прошлого, послеахейская Эллада создала общественный строй и культуру уже нового, античного типа. Благодаря этому был осуществлен один из крупнейших сдвигов в эволюции культуры.

3) Архаический период (VII -VI вв. до н.э.) начинается с интенсивной колонизации греками побережья Средиземного моря, ростом городов. Крупнейшие среди них - Коринф (25 тыс.жителей), Афины (25 тыс.жителей), Милет (30 тыс.жителей). Начинает формироваться полисная система, создаются институты демократии. Полис был основной формой античного социального мира, это был самостоятельный город-государство. Именно в границах полиса его гражданин чувствовал себя полноправным человеком. Полис представлял собой не только общественную, но и сакральную ценность. С VII в. уже чеканится монета. Создается новое законодательство. Борьба с аристократией завершается победой опиравшихся на народ тиранов.

В конце архаического периода наступил кризис тирании, и в ярде полисов устанавливается демократическое или олигархическое правление. Реформы Клисфена (VI в. до н.э.) в Афинах привели к победе демократии в этом полисе.

4) Классический период (V - IV вв. до н.э.) - расцвет древнегреческой цивилизации. Это золотой век Афин, наивысший подъем античной демократии, время формирования мощной классической культуры античного полиса.

Первый трагик мировой литературы Эсхил воспевал победы греков при Марафоне, Саламине и Платеях. До Эсхила трагедия представляла собой диалог между одним актером и хором. Эсхил ввел на сцену второго актера. Эсхил мыслил еще всецело в религиозных понятиях. Границы правды, справедливости и блага очерчены в его трагедиях богами, вознаграждающими за добро и карающими за зло.

Другой великий трагик Софокл создал 120 трагедий. Увеличил число актеров до 3-х человек. Воля богов у Софокла прежде всего всесильна, и ее этический смысл сокрыт от смертных. Конфликт трагедий Софокла - в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы.

Младший из классических трагиков - Еврипид. Известны его трагедии, написанные в первые годы войны между Афинами и Спартой: "Медея", "Вакханки", "Ифигения в Авлиде" и др. Его интересует внутренний противоречивый мир человека, который вступает в борьбу с жестокими и пристрастными богами.

Цель античной трагедии состояла в достижении катарсиса души - очищения от страстей через возбуждение сострадания к героям.

В V в. формируется комедия, которая также восходит к дионисийским празднествам. Известными комедиографами были Эвполид, Кратин, Аристофан. До нашего времени дошли только комедии Аристофана: "Облака", "Мир", "Женщины в народном собрании".

Скульптура и архитектура

"Ничего лишнего" - принцип, положенный в основу греческого искусства. Скульптуры раскрашивали яркими красками. Особое внимание уделялось пластике тела. В самом начале классического периода в скульптуре появился новый стиль, получивший название "суровый".

Идеал человека был воплощен великим Фидием в больших культовых статуях Афины Парфенос, облицованный золотом и слоновой костью, и Зевса Олимпийского.

Вторым классиком греческой скульптуры стал Мирон, передающий напряженное движение (статуя "Дискобол"); экспрессию страстей ("Афина и Марсий").

Третьим великим скульптором был Поликлет из Аргоса. Он установил канон, т.е. определил и пластически передал пропорции человеческого тела. Например, его статуя копьеносца Дорифора составлена из математически точных пропорций. Канон Поликлета более ста лет ориентировал скульпторов на идеал могучей величавости, силы и достоинства изображаемой фигуры, на гармонию и равновесие.

Однако уже в позднеклассическую эпоху в IV в. до н.э. большей популярностью пользовалась скульптура с гладкими, гибкими, грациозными линиями и нежными лицами. Это проявилось в творчестве Праксителя, его скульптура "Афродита Книдская" стала прообразом многих позднейших изображений богини любви.

Скульптор Лисипп после изготовления определенной статуи клал в копилку золотую монету, когда он умер, в копилке оказалось 1,5 тыс. монет. У него было поразительное оптическое, а не пластическое восприятие скульптуры как искусства. Лисипп - мастер схватывания мгновенного действия человека. Его статуя "Апоксимен" воплощает гармонию физического развития и внутренней утонченности. Лисипп оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского.

Наука. Философия.

В V-IV вв. до н.э. были разработаны почти все разделы элементарной геометрии. Медицина получила теоретическое обоснование в трудах Гиппократа. Он разработал систему наблюдения за больными, оставил описание многих болезней, хирургических операций, методов лечения.

Демокрит ввел в науку понятие атома - качественно однородной частицы материи.

В Древней Греции начинает развиваться искусство убеждения - риторика. На рубеже V-IV вв. до н.э. заявил о себе выдающийся судебный оратор Лисий, речи которого считаются образцом аттической прозы. Великолепным стилистом был оратор Исократ.В 391 г. до н.э.. он открыл первую риторическую школу с регулярным платным обучением.

На протяжении V в. до н.э. становился популярным новый рационализм Афинского Просвещения. Во главе его стояли софисты, защищавшие среди прочего и тезис о недоказуемости существования богов. Человек опирается на то, что ему полезно, а не на религиозные верования. Софисты отвергли поиски абсолютной истины и призвали учиться практическим искусствам. Греческая система образования и воспитания называлась "Пайдейя" и объединяла гимнастику, грамматику, риторику, поэзию, музыку, математику, географию, историю. Но великий греческий философ Сократ подверг подобное образование критике. Знание, утверждал Сократ, должно не только приносить пользу, но и давать основания подлинной нравственности. Сократ призывал человека к самопознанию и предложил "майевтику" - искусство ведения спора, в процессе наводящих вопросов рождается истина.

5) Эллинистический период (III -I вв. до н.э.). Начало этого периода - 338 г. до н.э.. - год военной победы Македонии энад Грецией. Конец эпохи эллинизма считают 31 г. до н.э., когда после победы римского императора Октавиана над Антонием и Клеопатрой перестало существовать эллинистический Египет. Эллинистический период завершает историю самостоятельного развития культуры древней Греции. В эпоху эллинизма центры производства и торговли переместились на Восток. Греция почти обезлюдела и превратилась в страну бедную и незаметную. И хотя в ней сложились две новые политические организации: Ахейский и Этолийский союзы, все крупные культурные центры располагались за пределами собственно Греции. Главными эллинистическими государствами было царство Птолемеев в Египте, царство Селевкидов в Сирии, царство Антигонидов в Македонии и Греции.

Эллинистическая культура - это не только культура Греции под верховенством Македонии и Рима: это греческая культура, распространившаяся благодаря завоеваниям Александра Македонского далеко на юг, в Африку, и на восток, в Азию. Возникает особая синкретическая культура, в которой греки были социально-культурным явлением. Патриотизм сменяется космополитизмом, крушением расистских предрассудков по поводу различий между греками и варварами.

Скульптура и архитектура.

Скульптурные композиции передают дух эллинизма с его эклектикой греческого и восточного, традиционного и экзотичного. Изображение борьбы богов и титанов - гигантомахия на алтаре Зевса в Пергаме характеризуется запутанностью композиции, боязнью пустого пространства. Ужасом перед лицом варварства и смерти веет от статуи Лаокоона, прорицателя, который, по преданию, предсказал троянцам гибель от деревянного коня, созданного по предложению Одиссея. Пророк и два его сына представлены в последних конвульсиях, когда их душит змей, посланный в наказание Аполлоном. Вкус ко всему мрачному, болезненному, уродливому свидетельствует о вывихнутости сознания, о разрушении цельности мира и человека в нем. Суть нового искусства - изображение человека со всеми его земными горестями и скорбями. Например, статуи пьяной старухи; галла, убивающего свою жену; Марсия, с которого содрали кожу; мальчика, душащего гуся и проч.

Построенный в сер. IV в. до н.э. мавзолей в Галикарнасе высотой 50 метров (архитекторы Сатир и Пифей) относится к одному из Чудес Света и сочетает в своей композиции черты восточной и греческой архитектуры. Мавзолей представлял собой высокое призматическое сооружение, расчлененное на два яруса и увенчанное пирамидальным завершением. В первом ярусе, решенном как подиум ионической коллонады, оформлявшей второй ярус, находилось погребение, выше, над ним - заупокойный храм.

Прошла длительный период формирования, пока она смогла достигнуть полного расцвета, благодаря чему её наследие ощущается даже сегодня. Развитие началось от эгейской цивилизации, прошло бурный этап классического периода, после чего начало ощущаться явственное влияние Рима и сопредельных стран. Значительные изменения происходили во время османского господства, современный свой вид культура приобрела во время Греческой войны за независимость в начале XIX века.

Греческая культура устанавливает верховенство человека над природой, что выражается в архитектуре, литературе, поэзии и других сферах жизни. Невозможно рассматривать греческую философию отдельно без перечисленных составляющих – они оказывали, и продолжают оказывать влияние на жизнь современного человека.

Основоположные принципы древнегреческой культуры

В целом, греческая и эллинистическая культура основана на соблюдении четырех основных принципов. Первый из них – активное участие и интерес большинства граждан полиса к политическому устройству и принципам управления страной. Зарождение и активное развитие демократии заложило основы равенства между людьми и верховенства морали.

Второй принцип – вся культура и искусство предназначены исключительно для прославления достижений человека и сравнения его с богами.

Третий принцип – постоянное подчеркивание важности человеческих устремлений посредством выражения их сквозь призму литературы, театральной драмы и комедии. Повседневные действия людей ставятся на один уровень с работой богов, а боги, в свою очередь, изображаются с теми же особенностями и недостатками, что и рядовые граждане страны.

Четвертый принцип – сопоставление всех явлений с картиной окружающего мира. В силу некоторой наивности взглядов, древние греки предписывали всё непонятное и непознанное в природе действиям богов, их спорам, междоусобицам и любовным отношениям.

Комбинация перечисленных факторов привела к появлению уникальной культуры, в центре философии которой находился человек со всеми своими недостатками и слабостями. Гармоничное развитие человеческого тела, души и разума – вот основные слагающие настоящего счастья с точки зрения античных философов. Такая мысль оказывала постоянное и сильное влияние на все сферы жизни – литературу, архитектуру, театр, спорт, науку. Даже сегодня можно явственно ощутить руку античности на пульсе событий.

Влияние на европейскую культуру

Греция, как страна, ставшая лидером по научному, интеллектуальном у и философскому развитию континента, оказывала значительное влияние не только на собственные метрополии, но и на довольно отдаленные государства.

Архитектурная стилистика, которая была свойственна Элладе, нашла свое продолжение в Римской и Византийской империях. Под впечатлением об античных мастерах создавались монументы и памятки архитектуры эпохи Возрождения. Ренессанс и барокко выросли из колыбели Древней Греции, архитектурные элементы которой олицетворяли величество человека, и делали его равным перед богами. На протяжении всего темного средневековья, католическая церковь ожесточенно боролась с малейшими проявлениями подобной вольности и инакомыслия. Смелостью людей, позволивших себе в то время поставить на одну ступень человека и бога нельзя не восхищаться.

Трудно переоценить или не заметить отпечаток античности в литературных произведениях европейских мастеров – поэтов, писателей, драматургов.

Современную Европу невозможно представить без ещё одного греческого изобретения – демократии. Хотя в нынешнем своем проявлении она и значительно отличается от политического устройства античности, но основные принципы остаются одними и теми же – равенство людей перед властью, возможность коллективного управления государством и полная прозрачность политических решений.

Политика – это то, чему полностью посвящали себя уважаемые жители древнегреческих полисов. Они не просто жили ею, но и привносили собственные изменения, что способствовало быстрому распространению реформ.

Древнегреческая экономика: отображение в современности

Древние эллины отличались не только высокими моральными ценностями, но и финансовой расторопностью. Их система управления государством, распределение доходов и расходов трудно укладывается в голове, особенно если учитывать, что уровень развития математики и экономики тогда находился на начальном этапе. Правильная налоговая политика позволяла не только удерживать отдельно взятый полис в процветающем состоянии, но и вкладывать огромные средства в строительство, развитие культуры, открытие библиотек, театров и других заведений для просвещения собственных граждан. Не последнюю роль играла и армия, ведь полисы пребывали в состоянии перманентной войны с соседями, которая часто выматывала ресурсы государства.

В отношениях между греческими полисами наблюдалась четкая модель распределения труда – это способствовало более эффективному использованию человеческих ресурсов, и выводило торговые отношения на качественно новый уровень. Что-то подобное, только в увеличенном масштабе, наблюдается сейчас и в европейских странах.

Античность стала тем периодом, во время которого происходило формирование племенных союзов, ставших вскоре основой для создания отдельных европейских наций. В то время, как латинский язык в видоизмененном виде распространился по западной Европе, превратившись в английскую, французскую, итальянскую и другие известные письменности, греческий язык лег в основу алфавитов славянской группы.

Греческая культура, философия, политика, экономика с течением времени не растворились в небытие, как это часто случалось с наследием более ранних культур. Влияние Эллады ощущается даже спустя более двух тысячелетий, в очередной раз доказывая, что древние греки значительно опередили свое время.

    Греческие закуски(часть вторая)

    Итак, продолжим наш путеводитель по салатам. Помимо салатов из свежих овощей и сыра греки очень любят салаты-пасты, которые отлично сочетаются с основными блюдами. Иногда их просто намазывают на хлеб или обмакивают в них кусочки пищи. Даже во многих больших супермаркетах, которые находятся в других странах, вы можете встретить салат «Дзадзики». Он представляет собой смесь йогурта, тертых огурцов, зелени и чеснока. Йогурт при этом должен быть особой консистенции. Такой йогурт в Греции называется «Странгисто». В каждом регионе Эллады «Дзадзики» готовится по-разному, и вы можете насладиться уникальным вкусом этого салата-пасты.

    Эги-столица древней Македонии. Археологические места в Греции

    Самые популярные сувениры из Греции

    Из каждой поездки в новое место любой человек всегда хочет привезти какие-нибудь сувениры для родных и друзей. Проще всего, конечно, отделаться магнитиками на холодильник, которые в большом количестве и широком ассортименте продаются во всех уголках мира, но в нашей статье мы рассмотрим более существенные сувениры. А отправимся мы за ними в солнечную Грецию.

    Гора Олимп в Греции. Где вершились судьбы людей, и самих богов!

    Пелла - македонская столица

    В источниках нет точной даты перенесения столицы Древней Македонии из Эг в Пеллу, равно как нет и имени того, кто это сделал. Однако, вероятнее всего, это произошло в V в. до н. э. во время правления царя Архелая. Название новой македонской столицы традиционно возводят к слову πέλλα (др.-макед. «камень»).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх