М мусоргский сообщение. Мусоргский_биография

Модест Мусоргский происходил из старинного дворянского рода. Родился будущий композитор 9 марта 1839 г. в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии.

В своей автобиографии Мусоргский писал: «...ознакомление с духом народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления ещё с самыми элементарными правилами игры на фортепиано».

Первым его педагогом по музыке стала мать - Юлия Ивановна Мусоргская. Уже в 9 лет он мог довольно легко сыграть большой концерт Фильда.

С 1849 г. Модест учится в петербургской Петропавловской школе, а затем в школе Гвардейских прапорщиков. Занятия музыкой он продолжает с одним из лучших педагогов города на Неве - А.А. Герке.

После окончания школы в 1856 г. Мусоргский был зачислен на службу в Преображенский полк. В июне 1858 г. он вышел в отставку и целиком посвятил себя творчеству.

В 1863 г., находясь на службе в Лесном департаменте, стал членом «Могучей кучки».

В 1879 г. он совершает концертную поездку по югу, во время которой была написана знаменитая «Песня о блохе».

12 февраля 1881 г. Мусоргского разбил паралич. Умер композитор в марте этого же года по дороге в госпиталь.

На его смерть В. Стасов написал некролог: «Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта: Как далеко еще до старческих годов и сколько надо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру!»

Музыкальное наследие:

Оперы: «Саламбо» (по роману Г. Флобера, 1863–1866 гг., не окончена), «Женитьба» (на текст комедии Н. В. Гоголя, 1-е действие, 1868 г.), «Борис Годунов» (по трагедии А.С. Пушкина, 1869 г.), «Хованщина» (либретто М., 1872-1880 гг., завершена по авторским материалам и оркестрована Римским-Корсаковым, 1883 г.), «Сорочинская ярмарка» (по повести Гоголя, 1874-1880 гг., окончена Ц. А. Кюи, 1916 г.)

Произведения для оркестра: скерцо B-dur (1858 г.), интермеццо (1867 г.), Ночь на Лысой горе (1867 г.), марш Взятие Карса (1880 г.)

Произведения для фортепиано: Картинки с выставки (1874 г.)

Произведения для хора и оркестра: хор из трагедии Софокла «Царь Эдип» (1860 г.), Поражение Сеннахериба (слова Дж. Байрона, 1867 г.)

Произведения для хора, солистов и фортепиано: «Иисус Навин» (1877 г.)

А.А. Голенищева-Кутузова, 1874 г.), Песни и пляски смерти (слова Голенищева-Кутузова, 1875-1877 гг.)

Он был самым младшим, четвертым сыном в семье. Двое старших умерли один за другим в младенческом возрасте. Вся нежность матери, Юлии Ивановны, женщины доброй и мягкой, была отдана двум оставшимся, а особенно ему, любимцу, меньшому, Модиньке. Это она первая стала учить его играть на старом пианино, стоявшем в зале их деревянного барского дома.

Но будущее Мусоргского было предрешено. В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург здесь ему надлежало поступить в привилегированное военное училище - Школу гвардейских подпрапорщиков.

По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Модесту было семнадцать лет. Обязанности его были необременительны. Да, будущее ему улыбалось. Но неожиданно для всех Мусоргский подает в отставку и сворачивает с пути, столь удачно начатого. Правда, это было неожиданно только для тех, кто знал лишь внешнюю сторону жизни этого незаурядного человека.

Незадолго до того один из товарищей-преображенцев, знакомый с Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. Юноша сразу покорил маститого музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями. Даргомыжский высоко оценил его незаурядные музыкальные способности и познакомил с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и кружок «Могучая кучка».

Еще тогда, в юношеские годы, будущий композитор поражал всех окружающих разносторонностью своих интересов, среди которых музыка и литература, философия и история занимали первое место.

Отличала Мусоргского и демократичность взглядов, поступков. Особенно ярко это проявилось после крестьянской реформы 1861 года. Чтобы избавить своих крепостных крестьян от выкупных платежей, Модест Петрович отказался от своей доли наследства в пользу брата.

Вскоре период накопления знаний сменился периодом активной творческой деятельности. Композитор задумал написать оперу, в которой нашло бы воплощение его пристрастие к большим народным сценам и к изображению сильной волевой личности.

В поисках сюжета Мусоргский обратился к роману Флобера «Саламбо» из истории древнего Карфагена. Одна за другой рождались в голове композитора прекрасные, выразительные музыкальные темы, особенно - для массовых эпизодов. Однако когда композитор осознал, что созданные им образы очень далеки от подлинного, исторического Карфагена, он совсем охладел к своей работе.

Пристрастие композитора к юмору, насмешке как нельзя более соответствовало характеру другого его замысла. По совету Даргомыжского Мусоргский начал писать оперу «Женитьба». Задача его была нова и неслыханна до того написать оперу на прозаический текст гоголевской комедии.

Все товарищи расценивали «Женитьбу» как новое яркое проявление комедийного таланта Мусоргского и его умение создавать интересные музыкальные характеристики. Но при всем том было ясно, что «Женитьба» - не более чем увлекательный эксперимент, что не по этому пути должно пойти развитие настоящей оперы. Надо воздать должное Мусоргскому он сам первым осознал это и не стал продолжать сочинение.

Посещая Людмилу Ивановну Шестакову - сестру Глинки, Мусоргский познакомился у нее с Владимиром Васильевичем Никольским. Это был филолог, литературовед, специалист по истории русской литературы. Он и обратил внимание Мусоргского на трагедию «Борис Годунов». Никольский высказал мысль, что эта трагедия могла бы стать замечательным материалом для оперного либретто. Эти слова заставили Мусоргского глубоко задуматься. Он погрузился в чтение «Бориса Годунова». Композитор почувствовал опера, созданная на основе «Бориса Годунова», может стать удивительно многогранным произведением.

К концу 1869 года опера была завершена. В начале 1870 года Мусоргский получил по почте конверт со штампом директора императорских театров Гедеонова. Композитору сообщали, что комитет в составе семи человек отверг его оперу. Новая, вторая редакция была создана в течение года. Теперь вместо прежних семи картин опера состояла из пролога и четырех действий.

«Борис Годунов» оказался первым в истории мировой оперы произведением, в котором с такой глубиной, проницательностью и правдивостью показана судьба народа.

Свое детище Мусоргский посвятил товарищам по кружку. В посвящении он необычайно ярко выразил основную мысль оперы «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере».

С момента окончания оперы в новой редакции началась и новая фаза борьбы за ее сценическую постановку. Партитура вновь была представлена в театральный комитет и... вновь отвергнута. Помогла актриса Платонова, использовавшая свое положение примадонны в Мариинском театре.

Нетрудно представить себе возбуждение Мусоргского, все усиливавшееся по мере приближения премьеры. И вот наступил долгожданный день. Он превратился в подлинное торжество, триумф композитора. Весть о новой опере молниеносно разнеслась по городу, и все последующие спектакли проходили в полных залах. Казалось бы, Мусоргский мог быть вполне счастлив.

Однако неожиданно тяжелый удар обрушился на Мусоргского с той стороны, с которой он его менее всего ожидал. Когда в феврале 1874 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилась разгромная рецензия со знакомой подписью «» (так всегда подписывался Кюи), это было точно нож в спину.

Все проходит, и постепенно улеглось возбуждение, связанное с премьерой «Бориса», рецензией Кюи и шумом, поднятым вокруг оперы прессой. Вновь наступили будни. Опять изо дня в день хождение в Лесной департамент (он работал теперь по следственной части), изготовление «дел» по несколько тысяч листов каждое. А для себя - новые творческие планы, новые работы. Жизнь, казалось, вошла в прежнюю колею. Увы, вместо этого начался последний и самый мрачный период ere жизни.

Немало было причин для того - внутренних и внешних. И, прежде всего - распад «Могучей кучки», который Мусоргский воспринимал как измену старым идеалам.

Злобные нападки реакционной прессы также тяжело ранили Мусоргского и омрачили последние годы его жизни. К тому же спектакли «Бориса Годунова» шли все реже, хотя интерес публики к ним не падал. И, наконец, смерть близких друзей. В начале 1870-х годов умер один из них - художник Гартман. Умерла женщина, горячо любимая Мусоргским, имя которой он всегда скрывал. Лишь его многочисленные произведения, посвященные ей, да «Надгробное письмо», обращенное к ней же, найденное после смерти композитора, дают представление о глубине его чувства и помогают понять всю безмерность страдания, вызванного кончиной дорогого человека. Появлялись и новые друзья. Он повстречался с молодым поэтом графом Арсением Аркадьевичем Голенищевым-Кутузовым и очень привязался к нему. И какой удивительной, восторженной и беспокойной была эта дружба! Словно ею Мусоргский хотел вознаградить себя за понесенные утраты и разочарования. Лучшие из вокальных произведений Мусоргского 1870-х годов были написаны на слова Голенищева-Кутузова. Но и отношения с Кутузовым принесли горькие разочарования. Через год-полтора после начала дружбы Арсений заявил, что собирается жениться. Для Мусоргского это явилось ударом.

Под влиянием тяжелых переживаний возобновилась тяга Мусоргского к вину, проявившаяся еще в годы пребывания в юнкерской школе. Он изменился внешне обрюзг, был уже не так безукоризненно одет, как когда-то. Пошли неприятности по службе; не раз он оставался без места, испытывал постоянную нужду в деньгах и однажды был даже изгнан из занимаемой квартиры за неуплату. Здоровье его разрушалось.

Однако именно в этот период к нему приходит признание за границей. «Великий старец» Ференц Лист, получив от своего издателя ноты произведений русских композиторов, был поражен новизной и талантливостью этих сочинений. Особо бурный восторг вызвала «Детская» Мусоргского - цикл песен, в которых композитор воспроизвел мир детской души. Эта музыка потрясла великого маэстро.

Несмотря на ужасающие условия, Мусоргский переживал в эти годы подлинный творческий взлет. Многое из того, что было задумано композитором, так и осталось незавершенным или не совсем осуществленным. Но то, что было создано в эти годы, доказывает, что Мусоргский достиг новой вершины творчества.

Первым произведением, появившимся вслед за «Борисом Годуновым», в год первой постановки его, была сюита «Картинки с выставки». Когда после смерти Гартмана Стасов устроил в Петербурге выставку его работ, Мусоргский, вдохновившись ею, написал сюиту и посвятил ее памяти умершего друга.

Это - самое крупное и самое значительное из всех произведений для рояля, сочиненных Мусоргским. Свое изумительное искусство рисовать в звуках реальные жизненные сценки, воссоздавать облик живых людей композитор перенес на этот раз в область фортепианной музыки, открыв совершенно новые красочные и выразительные возможности инструмента.

Мусоргский думал о дальнейшем развитии принципов многоплановой пушкинской драматургии. В его воображении рисовалась опера, содержание которой охватывало бы жизнь целого государства, со множеством картин и эпизодов, рисующих то, что происходит в одно и то же время.

Литературного произведения, которое могло бы послужить основой для либретто столь широко задуманной оперы, не находилось, и Мусоргский решил сам сочинить сюжет.

«Хованщина» стала новой, высшей ступенью в развитии музыкального языка Мусоргского. По-прежнему считал он речь главным средством выражения чувств и характеров человеческих. Но в понятие музыкальной речи он вкладывал теперь смысл более широкий и глубокий, чем когда-то сюда входили и речитатив, и песенная мелодия, посредством которой только и можно выразить самые глубокие, самые значительные чувства.

Параллельно с «Хованщиной» Мусоргский сочинял еще одну оперу. Это была «Сорочинская ярмарка» по Гоголю. Эта опера свидетельствует о неиссякаемой, несмотря ни на какие страдания, любви Мусоргского к жизни, о его влечении к простой человеческой радости.

Работая над «Хованщиной», «Сорочинской ярмаркой» и песнями, Мусоргский одновременно уже мечтал о дальнейшем. Он замышлял третью народную музыкальную драму - о Пугачевском восстании, которая вместе с «Борисом Годуновым» и «Хованщиной» составила бы своеобразную трилогию на темы из русской истории.

Но этой мечте не дано было осуществиться, как не пришлось Мусоргскому закончить «Хованщину» и «Сорочинскую ярмарку».

Последние годы его жизни не богаты событиями. Мусоргский больше не служил. Группа людей, сложившись, выплачивала ему нечто вроде небольшой пенсии. Композитор должен был получать ее вплоть до окончания опер. Он много выступал в этот период как пианист-аккомпаниатор. В 1879 году он отправился в концертное турне по Украине и Крыму. Это путешествие было последней встряской, последним светлым событием в жизни Мусоргского.

Зимой 1881 года его настиг первый удар. За ним последовали другие. 28 марта 1881 года Мусоргского не стало. Ему едва исполнилось 42 года.

Мировая слава пришла к нему посмертно. Вскоре после его кончины Римский-Корсаков взял на себя великий труд завершения «Хованщины» и приведения в порядок всех оставшихся рукописей покойного. В редакции Римского-Корсакова «Хованщина» впервые и была поставлена. В той же редакции обошли весь мир и другие произведения Мусоргского.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Для знакомства воспитателей с биографией и наиболее известными произведениями композиторов. Полученные сведения они могут использовать для закрепления с детьми материала музыкального занятия или при использовании музыкальных произведений на своих занятиях.

(21.03.1839 г., имение Карево (Псковская область) — 28.03.1881 г., Санкт-Петербург)

Русский композитор, один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства.

Детство прошло в атмосфере русской помещичьей усадьбы.

Первые музыкальные знания Мусоргский получил от матери (научился играть на фортепиано).

О себе композитор М. П. Мусоргский писал, что он «сын старинной русской семьи». В те годы дворяне отдавали сыновей в юнкерские и гвардейские школы. В такую школу определили и тринадцатилетнего Модеста. Однажды в школе был организован концерт. Воспитанники с восхищением слушали, как блестяще импровизировал на рояле новичок. А еще через некоторое время он удивил товарищей другим сюрпризом, принеся в школу тонкую тетрадь только что изданных нот. Это произведение - польку «Подпрапорщик» - тринадцатилетний автор посвятил «товарищам по юнкерской школе». Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров Мусоргский закончил успешно.

Началась служба. И, наверное, она продолжалась бы долго, если бы не встреча с композитором А. С. Даргомыжским. В его доме Мусоргский впервые услышал произведения М. И. Глинки и почувствовал, что хочет учиться, работать и посвятить себя искусству. Вскоре он познакомился с замечательным музыкантом М. А. Балакиревым и другими будущими членами «Могучей кучки» - творческого содружества передовых русских композиторов - А. П. Бородиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Ц. А. Кюи. Эти знакомства сыграли решающую роль в дальнейшей судьбе Мусоргского. Теперь уже главным в его жизни становится музыка. И он решает оставить блестяще начатую военную службу. Упорный труд, самообразование становятся его жизнью. Быстро растет талант композитора.

Затем учился в школе гвардейцев в Петербурге, добившись значительных успехов. В это же время брал уроки игры на фортепиано у известного педагога А. Герке.

В1858 г. Мусоргский уходит в отставку, невзирая на уговоры родных и друзей.

С этого времени Мусоргский целиком посвящает себя музыке, работая без остановки.

Трудная жизнь, постоянное безденежье подорвали и без того расстроенное здоровье композитора. Он умер сорока двух лет, не успев закончить многие начатые произведения. Но то, что он создал, ставит его в ряды величайших композиторов мира. Друзья, высоко ценившие талант Мусоргского, собрали его незаконченные материалы, обработали, кое-что дописали, оркестровали.

Последние годы жизни Мусоргский тяжело болел и после концертной поездки с певицей Д. Леоновой (летом1879 г.) уже ничего не писал. Умер в 1881 году.

«Картинки с выставки» Мусоргского не относятся к числу крупных сочинений композитора: мир знает его скорее как автора русских оперных фресок, «Бориса Годунова» и «Хованщины». В сравнении с ними «Картинки с выставки», написанные для рояля по мотивам картин художника Гартмана – произведение весьма скромное. Тем более, что картины эти почти детские: на них изображены колоритные сцены из сказок или бытовые зарисовки(«Тюильрийский сад», «Старый замок», «Балет невылупившихся птенцов», «Быдло»)…Однако именно в «Картинках с выставки» творческая манера Мусоргского проявилась в полном блеске.

«Баба-яга» изображает полет на метле всем известной злой колдуньи, которой няньки пугают детей. В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем как и положено нечистой силе. Основная тема похожа на нечаянно выхваченный фрагмент из русской пляски, под такую музыку можно прыгать и подбоченясь идти вприсядку, а можно и прокатиться на метле. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа.

И после краткого повторения темы полета баба-яга чуть ли не приземляется на самые

«Богатырские ворота». Вступает музыка, которая вполне могла бы стать российским гимном, столько в ней силы и мощи, так прочна в ней связь с русским народным духом – эта мелодия напоминает широкую величальную песню. Чтобы картина сверкающих богатырских ворот в городе Киеве стала еще более впечатляющей.

Великий русский композитор Модест Мусоргский был и остается талантливым человеком. Родился Модест в небольшом селе Псковской губернии в 1839 году. Прожив недолгую, но насыщенную жизнь, композитор умер в 1881 году. Семья Мусоргского была небогата, однако, юный Модест с самого раннего детства занимался игрой на фортепиано.
Еще во времена своих начальных занятий, молодой талант открыл в себе способность сочинять музыку, но развивать в тот период их не стал. В 1852 году юноша Модест окончил школу прапорщиков, не собираясь дальше работать в военном деле. Уроки игры на пианино всегда привлекали будущего композитора, и он не оставлял это приятное сердцу занятие, даже в период обучения военному делу.
Обучал Модеста знаменитый пианист по фамилии Герке. Мусоргский какое-то время был в раздумьях, чем заняться и в каком направлении развиваться, но только к 1858 году решил пойти на государственную службу. Работа отбирала много времени у Модеста, но он никогда не оставлял занятия музыкой. Именно в это время молодой талант серьезно занялся сочинением музыки. Несмотря на сильную усталость от государственной работы, Мусоргский с особым усердием сочиняет свои первые музыкальные произведения.
В это время, современники Модеста, прогрессивно настроенные композиторы, такие как, Римский-Корсаков, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи и другие, организовали своеобразное содружество под названием «Могучая кучка». Немного времени спустя Мусоргский вступил в ряды своих единомышленников – композиторов.
В начале 1879 года, композитор, наконец, оставляет службу в лесном хозяйстве, где он работал в последнее время и отправляется в путешествие по России. Рутинная работа и серые будни наскучили этому талантливому человеку и он, в качестве аккомпаниатора одной из знаменитых певиц того времени, Дарьи Леоновой. Несмотря на свое любимое занятие, сочинение музыки, Модест угнетен повседневностью и все чаще прикладывается к бутылке. Итогом такой любви к алкоголю, становится алкоголизм композитора, приведший его на больничную койку военного госпиталя Петербурга, где Мусоргский и окончил свои дни.
Творчество великого композитора Модеста Мусоргского до сих пор остается уникальным и невероятно талантливым. Оперы этого знаменитого человека, «Хованщина» и «Борис Годунов» и в наши дни не имеют равных себе во всем мире. Воплощения образов в этих популярных произведениях придуманы настолько реально, что остается только поражаться тому, как Мусоргскому удалось так правдиво изобразить героев!
Помимо оперных произведений, Модест сочинил немало и других, «Ночь на лысой горе», «Песни и пляски смерти» и многую другую фортепианную и хоровую музыку. Во всех произведениях Модеста Мусоргского чувствует невероятный патриотизм, каждый звук его мелодии пронизан русским духом, именно к этому всегда и стремился этот талантливый человек.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх