Лариса гергиева семья. Музыкальный роман

Валерий Гергиев - уникальный пример того, как искусство может стать бизнесом, а бизнес - искусством. В День России маэстро получил из рук президента третью Госпремию - за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности. Гергиев тут же, не отходя от Путина, заявил, что не связывает награду с «освободительным» (совместным с виолончелистом Ролдугиным) концертом в Пальмире.

Дело и правда не в Сирии. И не в «премиальных» 5 млн рублей (капля в море капитала дирижера, который заработал в 2015 году, как следует из его декларации, 130 млн рублей). Гергиев - один из тех немногих близких к Путину людей, которым искренне рады во всем мире. Гергиев - гений, дирижирующий обыкновенной зубочисткой. А еще он по-восточному мудр и хитер. И отлично умеет извлекать выгоду из собственного таланта.


Трудоустроил всю семью


Вот уже 20 лет Валерий Абисалович является художественным руководителем-директором Мариинского театра в Санкт-Петербурге. С тех пор дирижер трудоустроил у себя едва ли не всех осетинских родственников, оброс высокопоставленными друзьями, детьми (в нынешнем браке родились трое. - Авт.) и повседневными хлопотами. Как отмечал сам музыкант, «пришлось научиться договариваться - со спонсорами и государством».

Самой большой головной болью Гергиева стало строительство концертного зала Мариинского театра (его директор - муж младшей сестры маэстро Светланы Гергиевой - Тамерлан Гугкаев. Старшая сестра - Лариса Гергиева - руководит Академией молодых певцов Мариинского театра) и многострадальной Второй сцены. Мариинка-2 , рожденная с невероятным скрипом (не раз менялись архитекторы, подрядчики), обошлась бюджету в 22 млрд рублей. Аудиторы Счетной палаты лишь ахнули от двукратного превышения первоначальной сметы. Вслед за ними ахнули петербуржцы, включая знатока Пиотровского: как можно было потратить столько денег на такое «уродство»?! На что Алексей Кудрин не моргнув глазом объявил о выделении дополнительных 25 млн долларов на содержание театра: «Даже после того, как я ушел из Министерства финансов, оно продолжило поддерживать Мариинский театр».

Эрмитаж, не завидуй! Есть вещи подороже денег. Например, дружба. Вновь приближенный Кудрин - большой друг Гергиева. Как и Герман Греф. Они являются сопредседателями попечительского совета Мариинки и всегда, независимо от занимаемых должностей, поддерживают благотворительный фонд Валерия Гергиева. Тот самый, из которого в 2009–2010 годах его директор Игорь Зотов с подельником Казбеком Лакути, по данным следствия, похитили 245 млн рублей. Зотов утверждал, что перевел деньги на счет Гергиева по просьбе шефа (тот все отрицал), и сел на 8 лет. «Это твой срок, Казбек!» - крикнул Зотов после оглашения приговора. Лакути осудили условно. Есть вещи поважнее доказательств. Например, благодарность. Казбек - двоюродный брат Валерия Гергиева. Его отец Борис Лакути опекал семью Гергиевых после того, как Валерий (в 13 лет) потерял отца.


Банька по-черному с виолончелью


Стоит ли говорить, что все 20 лет Гергиев благодаря Мариинке успешно осваивает нескончаемые бюджетные средства. Но он и зарабатывает. В 2015-м чистая прибыль театра составила 800 млн рублей. На этом фоне свежий, майский, госконтракт с еще одним родственником маэстро, 30-летним племянником-дирижером Заурбеком Гугкаевым, на 585.000 руб­лей - копейки.

Государство поддерживает фестиваль Гергиева «Звезды белых ночей». А также «Московский пасхальный фестиваль», появившийся по инициативе маэстро. Оркестр Мариинки с главной звездой - дирижером - каждый год колесит на спецпоезде по России, и регионы исправно заключают с единственным исполнителем (фондом Гергиева) госконтракты. В 2016‑м Удмуртская филармония раскошелилась на 5.000.000 руб­лей, Свердловская - на 2.547.500 руб­лей, Нижегородская - на 4.500.000 рублей, Томская - на 7.000.000 рублей, Кемеровская - на 3.000.000 руб­лей, Татарстан - на 6.000.000 рублей, Пермь - на 4.000.000 рублей, минкульт не чужой для Гергиева Северной Осетии - Алании - всего на 2.100.000 «деревянных».

В 2015-м дирижер возглавил оркестр Мюнхенской филармонии (контракт подписан до 2020 года). Но основным источником доходов маэстро служат его выступления, главным образом за рубежом - гонорары за них он получает в евро. Sobesednik.ru ознакомился с гастрольным графиком Гергиева до конца этого года и не поверил глазам: он дирижирует каждый день! Причем нередко дает за сутки два и даже три (!) концерта.

Впрочем, одно окно у Гергиева мы все же нашли: в середине августа он выступает в Финляндии , после чего следует двухнедельный перерыв. Потом еще один концерт в Швеции - и снова свободная неделя. По сообщениям финских СМИ, Валерий Абисалович давно облюбовал курортное местечко на берегу озера - коттеджный комплекс Härkäniemen Tuvat («Бычий мыс») и каждое лето привозит сюда семью. А еще друзей. Вот что рассказывал маэстро в эфире у Познера: «Я президент финского Общества Черной сауны... Мы принимаем одного, максимум двух в год в рыцари Черной сауны... из тех людей, которые доказали, что достойны, за роялем или на эстраде, со скрипкой или с виолончелью в руках».


Индюшачий бизнес


Есть у Гергиева и совсем неожиданный бизнес - фирма «Евродон», крупнейший производитель и переработчик мяса индейки в России. За 6 лет «Евродон» благодаря кредитам вырос в гиганта, в 2014-м его чистая выручка составила, по данным СПАРК, 333 млн рублей. Всю малину чуть не испортил в минувшем году третий акционер - член совета директоров «Газпрома», бывший министр имущественных отношений России Фарит Газизуллин. Он передал свою долю офшорной компании, которая подала на Ванеева в суд и едва не отобрала бизнес. Тот, говорят, вновь обратился к маэстро, который якобы дошел до самого президента.

Стало быть, за малым дело.

Во время Пасхального фестиваля (7 мая), когда на сцене Сургутской филармонии артисты Мариинского театра давали оперу Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» (лирические сценки в концертном исполнении), в перерыве между действиями мне удалось побеседовать с руководителем программы и концертмейстером, народной артисткой России Ларисой Гергиевой (как вы понимаете, сестрой маэстро Валерия Гергиева). Мне она была очень интересна как художественный руководитель академии молодых певцов Мариинки (см. «Вестник» № 19 от 9 мая и № 20 от 16 мая). Поразительно, сколько эти талантливые люди, брат и сестра, делают для культуры - и русской, и общемировой.

Разглядеть драгоценную породу в необработанном камне гораздо проще, чем услышать голос и увидеть актёрские данные в ещё нераскрывшемся молодом артисте. Лариса Гергиева -чуткий педагог и концертмейстер, чья сложная и кропотливая работа в Академии молодых певцов состоит в том, чтобы увидеть, услышать и позволить раскрыться вокальному и актёрскому таланту начинающего артиста. Результат этой грандиозной и скрупулёзной работы ценят меломаны по всему миру: Мариинская труппа ассоциируется у всех, прежде всего, с прекрасными голосами.

Лариса Абисаловна Гергиева художественный руководитель не только Академии молодых певцов Мариинского театра, но и Государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания (Владикавказ). Она обладает выдающимися музыкальными и организаторскими качествами, является одним из лучших вокальных концертмейстеров с мировой известностью, директором и членом жюри многих престижных международных вокальных конкурсов. Среди её воспитанников - 96 лауреатов всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов. Более 100 оперных постановок подготовила она для разных театров мира.

Поскольку поводом для приезда Ларисы Абисаловны стал Пасхальный фестиваль, разговор я начала с вопроса, касающегося этой темы, а именно:

- Почему Сургут вошёл в состав счастливых городов, в которых проходит Пасхальный фестиваль?

Ну а почему нет?.. Пасхальный фестиваль ездит по стране, постоянно расширяет свою географию, масштаб. И на сей раз, по-моему, более 50 российских городов, больших и малых, охватил. Это не может не радовать и очень впечатляет. Благодаря этому фестивалю жители небольших или очень отдалённых от Санкт-Петербурга и Москвы городов имеют возможность послушать концерт, оперу или какие-то редкие симфонические программы с нашим знаменитым оркестром. Или же камерные программы с удивительными произведениями - и малознакомыми, и хитами русской и западноевропейской музыки, что и произошло сейчас, когда мы ездили на Алтай, по городам Сибири с камерными программами, которыми я ведаю. Они очень большой вызывают интерес у любителей музыки, а молодым солистам позволяют знакомиться со страной. Я учу их петь одинаково хорошо, выкладываться, и в Париже, и в Лондоне, и, скажем, в Кемерово, Барнауле и Томске... В первую очередь - в нашей стране, для своего зрителя. В советское время, когда я была молодой, культурные связи между городами, республиками внимательно отслеживались государством. Артист просто обязан был ездить на гастроли, представлять свой театр или филармонию. Были очень интенсивные творческие связи. Потом долгое время ничего не проводилось. И сейчас театры с трудом находят возможность выезжать на гастроли. Слава Богу, что есть Пасхальный фестиваль, благодаря которому у зрителей, меломанов страны есть возможность послушать академическую музыку.

- В последнее время у нас, в Сургуте, культурная жизнь снова всколыхнулась благодаря открытию нового здания филармонии...

Кстати, меня приятно удивляет то, в каком состоянии ваша филармония. В стране очень много филармоний полуразрушенных, в которых дела идут не так хорошо и внутри не так уютно. А у вас такое замечательное помещение!

- Как вам наш зритель?

Зритель?! Зритель неплохой. Но бывает и горячей. Видимо, климат сказывается (смеётся).

- Лариса Абисаловна, как в целом, на ваш взгляд, воспринимают сегодня местные любители музыки оперное произведение?

Мне кажется, настороженно. Может, не очень ещё подготовлен зритель к восприятию академической музыки. Надо с оперой больше знакомить, потому что есть определённые традиции. Например, где аплодировать, а где не нужно. Надо знать арии. Для этого ухо должно быть воспитано. Публику тоже надо воспитывать. Вывод один: как можно чаще привозить таких исполнителей, такую музыку, и, я думаю, всё будет хорошо.

- А город наш понравился?

Я совершенно его не видела, потому что приехала ночью и еле успела выспаться... Надеюсь, что не последний раз я в Сургуте и у меня будет ещё время познакомиться с ним поближе. Когда приезжаешь в незнакомое место, хочется узнать, чем оно замечательно. Хотя судьба артиста такая, что не всегда удаётся это сделать. Но я стараюсь, есть города, которые ты знаешь. Например, если я везу своих артистов в Лондон, то говорю им, что нельзя не побывать там-то и там, даже если у нас всего один гастрольный день. Очень надеюсь, что у вас есть тоже такие достопримечательности, которые просто необходимо посмотреть. Поскольку теперь в орбиту Пасхального фестиваля включился Сургут, думаю, есть смысл планировать и в следующем году приезд сюда нашего театра с камерной программой.

- Лариса Абисаловна, вы ездите по всей нашей стране, да и по зарубежью, выискивая поющие «бриллианты», скажите, много ли в России красивых голосов?

В России есть, да. Но надо заниматься с ними, шлифовать их, полировать. Надо очень многих ребят просто духовно развивать, приобщать к культуре вообще. Ну, наверное, призывать читать. Сейчас время не очень читающих молодых людей. Надо отрывать их от телефонов, компьютеров. Им следует много слушать. Как поют другие, как играют оркестры. Что пишут о музыке. Есть такие ребята, приезжают из провинции и сначала теряются в Петербурге, а потом хорошо осваиваются и многого достигают. Если трудолюбивые, если фанатично хотят стать певцами, то они находят своё место под солнцем. Но это адский труд. Это профессия, которая... от самого человека много зависит, но и очень много зависит от других: педагогов, дирижёров...

- И от удачи?

Да. Помимо голоса и актёрских данных, надо ещё обладать харизмой и иметь стабильное здоровье. И быть уверенным в себе. А если этого нет, то профессионально вокалом заниматься не стоит, потому что конкуренцию не выдержать.

- Как вы считаете, важно ли вокалисту окончить высшее учебное заведение, связанное с музыкой?

Есть случаи, когда у меня в академии занимались молодые люди и без специального образования. Один мальчик пришёл после окончания лётного училища, сейчас он ведущий солист нашего театра и поёт в нью-йоркском оперном театре «Метрополитен» часто. В академии пробыл несколько лет. А если окончили консерваторию, например, ещё лучше. Всё зависит от того, какой педагог. С педагогами тоже не так всё хорошо, как хотелось бы, не так много достойных.

Бывает и такое. Но, в принципе, многому человек учится сам. Надо только, чтобы был рядом тот, кто направит в нужное русло. На каком-то отрезке жизни надо очень плотно заниматься с талантливым педагогом. В то же время поющий какой-то век настал, все поют - и стар и млад, все берут уроки, даже частные. Но это хорошо. Пусть лучше поют. Приобщаются к прекрасному, нежели гоняют по улицам и чёрт-те чем занимаются. Я много езжу по стране, и мне удаётся встречать талантливых людей в глубинке, в провинциальных городах. И некоторые проходят определённый путь развития и становятся хорошими вокалистами, профессионалами настоящими.

- Могут ли стать великими артистами, певцами те, у кого вокальные данные не очень хорошие, а техника потрясающая?

Нет-нет, они всегда проиграют тому, у кого природа. Да, можно научиться правильно петь, можно культурно петь, технично. Но если нет природных данных, рассчитывать особенно не на что.

Лариса Гергиева. Фото – Андрей Пронин/ИТАР-ТАСС/Интерпресс

Знаменитый концертмейстер, художественный руководитель Академии молодых певцов Мариинки и Национального государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания Лариса Гергиева отмечает двойной юбилей - 65-летие и полвека творческой деятельности.

С Ларисой Абисаловной пообщался корреспондент «Культуры».

— Прежде всего я праздную юбилей творческий и в меньшей степени личный. 50 лет в профессии, в искусстве - для меня это самая главная веха.

В такие же весенние дни я впервые участвовала в сольном концерте профессионального баса. Была еще только студенткой училища, первокурсницей. Именно тогда у меня зародился интерес к вокалу. Разумеется, я выступала и ранее - в ансамбле с инструменталистами, причем с хорошими, но такой радости никогда не чувствовала. Это было настоящее потрясение.

Не меньшее удовольствие испытала, когда после занятий с певцами пришла в зал и в первый раз услышала уже готовую оперу, которую разучила с ними от и до.

— Наверное, поначалу Вы мечтали о карьере пианистки?

— Нет, я сразу ориентировалась на концертмейстерскую деятельность. Мне это казалось гораздо интереснее, чем сольные выступления.

Я была влюблена в голос, и хотелось именно ансамбля с певцом. Конечно, слышала всякое: что профессия неблагодарная, не очень заметная. Но, как выяснилось через полвека, не такая уж она и незаметная. Я занимаюсь своим делом и получаю радость.

Сложность труда оперного концертмейстера и вокального педагога в том, что никто этому не учит. До всего надо доходить самой. И хочу сказать своим молодым коллегам: нельзя идти в концертмейстеры только потому, что не сложилась сольная карьера, - будете всю жизнь мучиться. Нужно любить певцов, голоса, музыку. Тогда это ваше. Ты и няня, и педагог, и психолог, и самое главное - друг.

Уже в юные годы, в училище во Владикавказе, у меня была тяга к изучению новых произведений, композиторских имен. Очень много значит стремление к постижению профессии, к самообразованию. Сидела у радиоприемника, слушала концерты Долухановой, Архиповой, Образцовой.

Моим идеалом был легендарный Джеральд Мур - я ориентировалась на его искусство, умение взаимодействовать с певцом. На сцене концертмейстер испытывает не меньше эмоций, чем сольный пианист. Помню свои чувства, когда в «Ла Скала» принимала аплодисменты после нашего концерта с Ольгой Бородиной.

— С певцами не просто, они ведь все разные…

— Естественно. С Образцовой, например, мы никогда долго не репетировали, попробуем что-то, а остальное - рождалось спонтанно, уже на сцене. Архипова была совсем иной: в самой незначительной миниатюре все полировалось до блеска, до совершенства.

Общение с любым вокалистом, пусть даже неумелым, многое дает для профессионального роста. И немалую радость, когда что-то начинает получаться и ты видишь результат своей работы.

— С подмостками столкнулась, когда мы с Валерием проходили практику во Владикавказе, в местном музыкальном театре. Там-то я и поняла: надо готовить партию так, чтобы все было выучено больше чем на сто процентов. На сцене у певца столько задач, что музыкальный материал должен быть доведен до автоматизма. К тому же мне понравился новый вызов.

Через много лет я пришла в этот театр уже как художественный руководитель: коллектив был на грани закрытия, и мне удалось возродить его к жизни. Мы создавали такие сложные и редкие для России оперы, как «Манон Леско», «Федора» Джордано, «Агриппина» Генделя. Там же случился и первый режиссерский опыт - я поставила «Трубадура».

Сейчас мы становимся филиалом Мариинки. Думаю, это пойдет на пользу музыкальной культуре Осетии и кавказского региона. Все эти годы молодые мариинцы пели на сцене Владикавказского театра, но теперь сотрудничество выйдет на принципиально иной уровень.

— Чем живет Ваше главное детище - Академия Мариинского театра?

— В этом сезоне у нас 36 новых названий, они звучат в Мариинке впервые. В рамках абонементов мы имеем возможность знакомить петербургских меломанов с редчайшими произведениями: «Лукреция Борджиа» Доницетти, «Золушка» и «Вертер» Массне, «Капулетти и Монтекки» Беллини, «Сорока-воровка» Россини, «Ласточка» Пуччини, «Сибирь» Джордано.

Из камерных сочинений приготовили «Записки сумасшедшего» Буцко и его же «Белые ночи», «Письма Ван Гога» и «Дневник Анны Франк» Григория Фрида. Активно вспоминаем совершенно забытые оперы - «Григорий Мелехов» Дзержинского, «Не только любовь» Щедрина.

Поставили целую череду детских произведений, не только классику, но и совершенно новые опусы, специально для нас написанные. Детские абонементы особенно важны - это забота о формировании новой публики, воспитании истинных меломанов и театралов, которые будут ходить в наш театр.

На таких представлениях часто возникает интерактив, маленький зритель может пообщаться с артистами, потрогать декорации, прикоснуться к удивительному и прекрасному миру закулисья. За всем этим стоит огромный труд юных, талантливых, по-хорошему дерзких солистов.

Вообще жизнь в Мариинке очень насыщенная - едва ли в каком-то еще театре мира она бьет ключом с той же интенсивностью. Мы доверяем молодым, даем им многое делать, сразу и активно включаем их в творческий процесс, и в результате получается колоссальный качественный рост, расцветают голоса и артистические индивидуальности. При таком плотном режиме, тем не менее, никогда не чиним препятствий их гастролям на других площадках. Это обогащает и артиста, и театр.

Я вижу свое предназначение в воспитании ребят. Помимо вокала и оперных дел, учу их жизни. Нужно иметь огромное терпение и относиться к ним по-матерински, слышать их, развивать самое лучшее. Встречаются разные характеры, разные психотипы - к каждому надо найти подход.

В 2018-м исполнится 20 лет Академии, и могу сказать без ложной скромности, что сделано очень много, мы запустили немало настоящих, интересных карьер, это абсолютно удачный, состоявшийся эксперимент.

— Какие проблемы у современной молодежи, с чем боретесь в первую очередь?

— Основная проблема - они очень спешат. Ничто не приходит мгновенно. Бывают, конечно, чудеса: зажигаются яркие таланты, быстро прогрессируют, но это скорее исключение. Певец должен иметь время на вызревание, на обретение опыта. А нашим ребятам надо всего и сразу.

Хотелось бы пожелать им больше терпения и понимания относительно своих возможностей. Прислушиваться к советам опытных и старших, педагогов и коучей. Не браться слишком рано за драматический репертуар, работать над стилями, грамотно выстраивать стратегию развития.

Накапливать - не только в вокально-технологическом плане, но и в общекультурном.

Немузыкальные тайны Валерия Гергиева October 16th, 2013


Фото с сайта ruslentarss.ru


Директор Мариинского театра Валерий Гергиев известен как гениальный музыкант, много сделавший для популяризации российских исполнителей во всем мире. Но это, так сказать, взгляд с одной стороны. Как стало известно в последнее время, есть у Гергиева и «темная» сторона.

Почему некоторые коллеги не желают с ним работать, коллектив Мариинки требует увольнения с должности директора а финансовая деятельность Фонда Валерия Гергиева привлекла внимание правоохранительных органов? Попробуем разобраться.

На днях в интернете была опубликована петиция в адрес министра культуры РФ Владимира Мединского с требованием освободить от должности главу Мариинки Валерия Гергиева. Авторы послания, которое пока подписали больше 100 человек, напоминают, что Гергиев занимает пост худрука театра на протяжении 25 лет. Причем за эти годы ни разу не проводились перевыборы на должность главы театра.

Кроме того, в театре царит классический, средневековый непотизм. Например, должность художественного руководителя Академии молодых певцов занимает старшая сестра Гергиева, а муж его младшей сестры работает директором Концертного зала театра. «Руководство театра нарушает трудовое законодательство РФ», - гневно пишут авторы послания, приводя в подтверждение своих слов обращение руководителей профсоюза балета театра в Минкульт и обращение художника Михаила Шемякина в судебные органы.

Тем временем профессиональный уровень театральных спектаклей падает. Сам Гергиев бывает в театре крайне редко, передоверив руководство недостаточно компетентным людям. «Состояние Академии молодых певцов Мариинского театра критическое; в результате неправильного руководства эта организация приносит невосполнимые потери в рядах молодых талантливых людей, посвятивших свою жизнь оперному искусству», - пишут активисты.

В последнее время Гергиев плотно занят идеей объединить Мариинский театр, Академию Русского балета, Санкт-Петербургскую государственную консерваторию и Зубовский институт в единый «Национальный центр искусств», который злые языки уже прозвали «культурной империей Гергиева». Но Санкт-Петербургская консерватория имени Римского-Корсакова уже высказалась против этого предложения. Негативную реакцию на предложение высказали и представители профсоюза Российского института истории искусств (Зубовский институт).

Еще один скандал вспыхнул в Петербурге из-за конфликта Гергиева со знаменитым художником Михаилом Шемякиным. Последний заявил, что будет судиться с главой Мариинки из-за того, что театр уже восемь лет отказывается оплачивать его работу над тремя спектаклями. «До сих пор за эти восемь лет, как бы я не просил, сколько бы писем я не писал, мне отказано в оплате за мою работу. Т.е. хореограф получил. Люди, которые работали над спектаклями, бутафоры, все получили свои деньги. А главный художник не получил ни копейки», - жалуется Шемякин.

Немало претензий к маэстро накопилось и у людей менее именитых. «Спустя 10 лет после конкурса на Новую сцену возведено здание в стилистике торгового центра, выбивающееся из характера исторической застройки, - пользователь Анастасия Безгубова. - В новую Мариинку влито 22 млрд. рублей отечественного, нашего бюджета, наших налогов. Известно, что на этапе строительства, были колоссальные утечки капитала. Помимо этих претензий, которые не могут не бросить тень на личность инициатора нового здания Мариинки - Гергиева, - можно упомянуть и о недоступности для широкой аудитории концертов основной сцены бывшего Императорского театра... Эта политика элитарности, возможно, приемлемая в Венской опере, в Метрополитен-опера, в Английской Национальной опере, неприемлемы у нас».

Особняком стоит финансовая деятельность Гергиева и фонда его имени. С 2004 по 2011 год Гергиев привлек на расчетные счета своего фонда и связанные с ним юрлица операторов пасхальных фестивалей порядка $110 млн. На благотворительность из этих средств было потрачено около $23 млн. Куда делись остальные средства? Сказать сложно, поскольку финансовой отчетности на своем сайте фонд не публикует.

По словам бывшего директора фонда Игоря Зотова, часть средств он, по личному указанию Гергиева, перечислял самому Гергиеву в виде гонораров и материальной помощи. Так, в 2008-2010 годах Фонд Гергиева выплатил дирижеру больше 130 млн рублей по договорам пожертвования и материальной помощи, а еще около 10,5 млн рублей оплатил за маэстро НДФЛ.

Здесь, кстати, тоже не обошлось без родственников - юридическим обслуживанием гергиевской компании ЗАО «Московский пасхальный фестиваль» занимался его двоюродный брат Казбек Лакути, возглавлявший фирму «Русправо». Когда Лакути оказался под следствием за сомнительные махинации в этой сложной системе взаимосвязанных компаний, Гергиев подписал отказ от всех претензий в его адрес.

Возможно, метящему в «императоры культурной жизни России» маэстро и впрямь лучше сосредоточиться на музыке?

По материалам Change.org ,

В Москве и Санкт-Петербурге в течение недели проходят творческие вечера Ларисы Гергиевой . Фамилия ее знакома всем: Валерий Гергиев, худрук Мариинского театра - родной брат Ларисы Абисаловны. Но люди, приобщенные к миру музыки, знают: Лариса Гергиева сама по себе - явление, талант уникальный.

27 февраля свой 65-летний юбилей и 50 лет творческой деятельности отмечает основатель и бессменный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, народная артистка России Лариса Гергиева . Лучший концертмейстер мира по версии Би-би-си, организатор нескольких престижных международных вокальных конкурсов Лариса Абисаловна широко известна как педагог с мировым именем, взрастивший целую плеяду звезд оперной сцены. Она выработала свою уникальную систему, систему Гергиевой, позволившую ей воспитать почти 100, а если точно - 96 лауреатов Всесоюзных, Всероссийских и международных конкурсов.

Музыкальный роман случился у Ларисы Гергиевой не с первого раза. Впрочем, как и у знаменитого брата. Папа был военный и семья много поколесила по свету, прежде чем осела во Владикавказе. Когда пришла пора идти в первый класс, соседи-музыканты, отметившие способности Ларисы и Валерия, посоветовали маме: "Они же у вас поют, и очень чисто, запишите их в музыкальную школу!"

Тогда во Владикавказе была единственная музыкальная школа, она пользовалась невероятной популярностью, в городе был бум: все хотели учить детей музыке. Брат с сестрой сдали вступительные экзамены и с треском вылетели оба. И Валерий, и Лариса.

По настоянию соседей детей прослушали еще раз и Валерия приняли, а Ларису нет. Она горько плакала, но когда начались занятия вместе с братом, держась за ручки, ходила в эту школу. Внимала всему, что преподавали на занятиях и записывала ему домашние задания. Видимо, оценив такое рвение, Ларису вскоре тоже записали в школу.

Мы учились в лучшей школе Владикавказа. В свое время в ней учились Евгений Вахтангов, Павел Лисициан - великий баритон Большого театра, первый из советских певцов, выступивший на сцене Метрополитен-опера, - вспоминает сегодня Лариса Абисаловна.

Пройдут годы и она лично познакомится с Лисицианом и пообещает ему организовать на его родине во Владикавказе вокальный конкурс его имени. И слово свое сдержит.

Чтобы желание заниматься любимым делом не пропало, человеку должно повезти дважды: с родителями и учителями.

Она всегда носит с собой в сумочке фото своей первой учительницы Заремы Андреевны Лолаевой. Это она первая поняла, что рамки фортепиано для Валерия тесны и привела его к дирижеру Анатолию Аркадьевичу Брискину.

Зарема Андреевна и про Ларису все поняла, и в 15 лет за ручку привела к солисту оперного театра, сказала: "Хочу, чтобы ты попробовала себя в концертмейстерстве".

Читайте также

Концертмейстер - самая таинственная профессия в мире музыки. Но, кажется, Лариса Гергиева эту тайну разгадала еще тогда, 50 лет назад, когда дала свой первый концерт на сцене с вокалистом. Ей было всего 15, но она уже тогда как никто чувствовала голос, предугадывала все, вплоть до стремления певца перевести дыхание.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх