Мариинский театр: история создания. Мариинский театр

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР - го-су-дар-ст-вен-ный ака-де-ми-че-ский, те-атр опе-ры и ба-ле-та, один из ста-рей-ших те-ат-ров Рос-сии (Санкт-Пе-тер-бург).

На-зван в 1860 в честь имп. Ма-рии Алек-сан-д-ров-ны - суп-ру-ги имп. Алек-сан-д-ра II. До Февральской ре-во-лю-ции 1917 вхо-дил в сис-те-му им-пе-ра-тор-ских те-ат-ров. Пра-ви-тель-ст-вен-ным дек-ре-том 9.11.1917 объ-яв-лен го-су-дар-ст-вен-ным и пе-ре-дан в ве-де-ние Нар-ком-про-са. С 1920 Гос. ака-де-мич. те-атр опе-ры и ба-ле-та, с 1935 Ле-нингр. ака-де-мич. те-атр опе-ры и ба-ле-та им. С. М. Ки-ро-ва. С 1992 вновь Ма-ри-ин-ский те-атр.

Ис-то-рия М. т. вос-хо-дит к при-двор-ным муз. спек-так-лям франц. (с 1720-х гг.) и итал. (с 1730-х гг.) трупп. В 1736 «Италь-ян-ская ком-па-ния» по-ка-за-ла пер-вую в Рос-сии опе-ру-се-риа - «Си-ла люб-ви и не-на-вис-ти» Ф. Арайи. По-сте-пен-но в «Италь-ян-скую ком-па-нию» ста-ли про-ни-кать отеч. ис-пол-ни-те-ли. Проф. тан-цов-щи-ки и тан-цов-щи-цы поя-ви-лись по-сле уч-ре-ж-де-ния имп. Ан-ной Ива-нов-ной в 1738 тан-це-валь-ной шко-лы (см. Ака-де-мия рус-ско-го ба-ле-та) под рук. Ж. Б. Лан-де. В 1783 от-крыл-ся Боль-шой (Ка-мен-ный) те-атр (зда-ние по-строе-но в 1775-83, арх. А. Ри-наль-ди, на мес-те ны-неш-ней Пе-тербургской кон-сер-ва-то-рии); ука-зом имп. Ека-те-ри-ны II ор-га-ни-зо-ва-на труп-па «не для од-них ко-ме-дий и тра-ге-дий, но и для опе-ры», 1-я по-ста-нов-ка - ко-мич. опе-ра «Лун-ный мир» Дж. Паи-зи-ел-ло (1783, итал. труп-па). В 1803 опер-ная и ба-лет-ная труп-пы от-де-ли-лись от дра-ма-ти-че-ской. В 1836 им от-да-но за-но-во от-стро-ен-ное зда-ние Боль-шо-го (Ка-мен-но-го) те-ат-ра (арх. А. К. Ка-вос); сезон от-кры-лся пер-вой по-ста-нов-кой опе-ры «Жизнь за ца-ря» М. И. Глин-ки . До 1860 на этой сце-не ста-ви-лись спек-так-ли Итал. опер-ной труп-пы; Рус. опер-ная труп-па с 1845 ра-бо-та-ла на имп. сце-не в Мо-ск-ве, с 1854 - в С.-Пе-тер-бур-ге на сце-не Те-ат-ра-цир-ка (по-стро-ен в 1847-49, арх. Ка-вос) на бе-ре-гу Крю-ко-ва ка-на-ла.

По-сле по-жа-ра 1859 зда-ние Те-ат-ра-цир-ка ре-кон-ст-руи-ро-ва-но тем же ар-хи-тек-то-ром; от-кры-то под назв. «М. т.» в 1860 опе-рой «Жизнь за ца-ря» М. И. Глин-ки. При пе-ре-строй-ке уси-ле-на слож-ная объ-ём-ная ком-по-зи-ция зда-ния, фа-са-ды в рус-ле эк-лек-тиз-ма со-хра-ни-ли го-ри-зон-таль-ные чле-не-ния и оформ-ле-ние по-этаж-ным ор-де-ром, зри-тель-но-му за-лу при-да-на под-ко-во-об-раз-ная фор-ма. Так-же уст-рое-ны до-пол-нит. вес-ти-бю-ли и фойе (для цар-ской ло-жи и др.), рас-ши-ре-но фойе для пуб-ли-ки. То-гда же зри-тель-ный зал по-лу-чил совр. оформ-ле-ние с бо-га-тым скульп-тур-ным и жи-во-пис-ным де-ко-ром (в т. ч. пла-фон худ. Э. Фран-чио-ли по эс-ки-зам К. Ду-зи). В 1885 про-ве-де-на сле-дую-щая ре-кон-ст-рук-ция зда-ния (арх. В. А. Шрё- тер; к ле-во-му кры-лу при-стро-ен 3-этаж-ный кор-пус под-соб-ных по-ме-ще-ний). В 1894 зда-ние вновь пе-ре-строе-но Шрё-те-ром: гл. фа-сад оформ-лен ко-лос-саль-ным ор-де-ром, де-кор экс-терь-е-ра зда-ния стал бо-лее дроб-ным, уве-ли-че-но про-стран-ст-во фойе и уст-рое-ны но-вые ле-ст-ни-цы, гл. фойе и па-рад-ные ле-ст-ни-цы по-лу-чи-ли со-хра-нив-шее-ся до на-ших дней оформ-ле-ние, де-рев. пе-ре-кры-тия и кир-пич-ные сво-ды бы-ли за-ме-не-ны ме-тал-лич. и бе-тон-ны-ми кон-ст-рук-ция-ми и т. д. В 1914 А. Я. Го-ло-вин соз-дал сце-ни-че-ский за-на-вес (ре-с-тав-ри-ро-ван в 1952 С. Б. Вир-салад-зе). Зда-ние по-стра-да-ло во вре-мя Вел. Отеч. вой-ны, ре-кон-ст-руи-ро-ва-но в 1943-44. В 1966-67 при-строе-ны но-вые кор-пу-са, уст-рое-ны но-вые ре-пе-ти-ци-он-ные за-лы и ма-лая сце-на (арх. С. М. Гель-фер). С нач. 2000-х гг. ве-дёт-ся строи-тель-ст-во зда-ния вто-рой сце-ны М. т. В ре-кон-ст-руи-ро-ван-ном зда-нии Де-ко-ра-ци-он-но-го ма-га-зи-на и за-ла быв. Ди-рек-ции имп. те-ат-ров (1900, арх. Шрё-тер) от-крыт кон-церт-ный зал М. т. (2004-06, арх. К. Фабр).

Опе-ра. В кон. 18 - нач. 19 вв. ос-но-ву ре-пер-туа-ра со-став-ля-ли опе-ры франц. (Ф. Бу-аль-дьё, А. Грет-ри, П. А. Мон-си-ньи и др.) и итал. (Дж. Паи-зи-ел-ло, Дж. Сар-ти, Д. Чи-ма-ро-за и др.) ком-по-зи-то-ров, ста-ви-лись пер-вые про-из-ве-де-ния рус. ком-по-зи-то-ров - M. M. Со-ко-лов-ско-го, Е. И. Фо-ми-на, В. А. Паш-ке-ви-ча, позд-нее С. И. Да-вы-до-ва и др. В 1803-1840 опер-ную труп-пу воз-глав-лял К. А. Ка-вос, ав-тор мн. опер, по-став-лен-ных на сце-не те-ат-ра, сре-ди них - «Иван Су-са-нин» (1815). В эти го-ды осу-ще-ст-в-ле-ны пер-вые на рус. сце-не по-ста-нов-ки опер «Вол-шеб-ная флей-та» В. А. Мо-цар-та (1818), «Воль-ный стре-лок» К. М. фон Ве-бе-ра (1824), «Нор-ма» и «Со-мнам-бу-ла» (1837), «Пу-ри-та-не» (1840) В. Бел-ли-ни, «Лю-чия ди Лам-мер-мур» Г. До-ни-цет-ти и др. Ве-ду-щи-ми отеч. со-лис-та-ми бы-ли П. А. Бу-ла-хов, Я. С. Во-робь-ёв, П. В. Злов, Г. Ф. Кли-мов-ский, А. М. Кру-тиц-кий, Е. С. Сан-ду-но-ва, В. М. Са-мой-лов и др. Вы-сту-па-ли итал., франц. и нем. труп-пы. Вы-даю-щим-ся со-бы-ти-ем ста-ла по-ста-нов-ка опе-ры М. И. Глин-ки «Жизнь за ца-ря», оз-на-ме-но-вав-шая ро-ж-де-ние рус. клас-сич. опе-ры. В 1842 по-став-ле-на вто-рая опе-ра Глин-ки - «Рус-лан и Люд-ми-ла». В обо-их спек-так-лях рас-кры-лось да-ро-ва-ние вы-даю-щих-ся рус. пев-цов О. А. Пет-ро-ва и А. Я. Пет-ро-вой-Во-робь-ё-вой. В опер-ную труп-пу во-шли так-же М. С. Ле-бе-дев, А. И. Ле-о-нов, М. М. Сте-па-но-ва, В. А. Ше-ма-ев, M. P. Ше-ле-хо-ва, С. С. Гу-лак-Ар-те-мов-ский, Е. А. Се-мё-но-ва и др. С 1843 под по-кро-ви-тель-ст-вом дво-ра вы-сту-па-ла Итал. опер-ная труп-па, в её со-ста-ве - пев-цы ми-ро-во-го клас-са Дж. Ру-би-ни, A. Там-бу-ри-ни, Джу-лия Гри-зи, Л. Лаб-лаш, П. Ви-ар-до-Гар-сия и др. Рус. труп-па бы-ла от-тес-не-на на вто-рой план, а в 1845-54 фак-ти-че-ски из-гна-на (вы-сту-па-ла на имп. сце-нах Мо-ск-вы).

В опер-ном ре-пер-туа-ре от-крыв-ше-го-ся в 1860 М. т. ак-цент был сде-лан на рус. му-зы-ке. Сре-ди наи-бо-лее зна-чит. по-ста-но-вок - «Рус-лан и Люд-ми-ла» М. И. Глин-ки (1861), «Ру-сал-ка» А. С. Дар-го-мыж-ско-го (1865). Бы-ли осу-ще-ст-в-ле-ны пер-вые в ис-то-рии по-ста-нов-ки рус. клас-сич. опер: «Юдифь» (1863), «Рог-не-да» (1865) А. Н. Се-ро-ва; «Ка-мен-ный гость» Дар-го-мыж-ско-го (1872); «Пско-ви-тян-ка» (1873), «Май-ская ночь» (1880), «Сне-гу-роч-ка» (1882), «Мла-да» (1892), «Ночь пе-ред Ро-ж-де-ст-вом» (1895) Н. А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва; «Бо-рис Го-ду-нов» (2-я ред., с про-ло-гом) М. П. Му-сорг-ско-го (1874); «Оп-рич-ник» (1874), «Куз-нец Ва-ку-ла» (1876), «Ор-ле-ан-ская де-ва» (1881), «Ча-ро-дей-ка» (1887), «Пи-ко-вая да-ма» (1890), «Ио-лан-та» (1892) П. И. Чай-ков-ско-го ; «Де-мон» А. Г. Ру-бин-штей-на (1875); «Князь Игорь» А. П. Бо-ро-ди-на (1890); «Оре-стея» С. И. Та-нее-ва (1895), и др. Из зап.-ев-роп. ре-пер-туа-ра по-став-ле-ны «Про-рок» Дж. Мей-ер-бе-ра (1869); «Си-ла судь-бы» (1862; опе-ра на-пи-са-на для М. т.), «Тра-виа-та» (1868), «Аи-да» (1877), «Ри-го-лет-то» (1878), «Отел-ло» (1887), «Фаль-стаф» (1894, впер-вые на рус. яз.) Дж. Вер-ди; «Ло-эн-грин» (1868), «Тан-гей-зер» (1874), «Три-стан и Изоль-да» (1899) Р. Ваг-не-ра; «Кар-мен» Ж. Би-зе и «Ма-нон» Ж. Масс-не (обе 1885); «Ме-фи-сто-фель» А. Бой-то (1886), опе-ры К. М. фон Ве-бе-ра, В. А. Мо-цар-та, Дж. Пуч-чи-ни и др. ком-по-зи-то-ров. Гл. ди-ри-жё-ром в 1860-69 был К. Н. Ля-дов (отец ком-по-зи-то-ра А. К. Ля-до-ва), в 1869-1916 - Э. Ф. На-прав-ник, дея-тель-ность ко-то-ро-го сыг-ра-ла зна-чит. роль в ис-то-рии те-ат-ра: он ус-та-но-вил творч. свя-зи с из-вест-ны-ми рус. ком-по-зи-то-ра-ми, со-брал в те-ат-ре луч-шие ар-ти-стич. си-лы, под-нял проф. уро-вень опер-ных по-ста-но-вок. Сре-ди со-лис-тов те-ат-ра: пев-цы Ф. П. Ко-мис-сар-жев-ский, Е. А. Лав-ров-ская, Д. М. Ле-о-но-ва, И. А. Мель-ни-ков, Ф. К. Ни-коль-ский, Ю. Ф. Пла-то-но-ва.

В кон. 19 - нач. 20 вв. ре-пер-ту-ар те-ат-ра вклю-чал опе-ры Р. Ваг-не-ра («Валь-ки-рия», 1900; «Ги-бель бо-гов», 1903; «Зо-ло-то Рей-на», 1905), «Элек-тру» Р. Штрау-са, со-бы-тия-ми ста-ли по-ста-нов-ки рус. опер «Ска-за-ние о не-ви-ди-мом гра-де Ки-те-же и де-ве Фев-ро-нии» Н. А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва (1907, впер-вые на сце-не), «Хо-ван-щи-на» М. П. Му-сорг-ско-го (1911, впер-вые в М. т.) и др. В М. т. вы-сту-па-ли круп-ней-шие мас-те-ра опер-но-го иск-ва: И. А. Ал-чев-ский, А. Ю. Боль-ска, М. И. До-ли-на, И. В. Ер-шов, Е. И. Збруе-ва, B. И. Кас-тор-ский, В. И. Ку-за, Ф. В. Лит-вин, Е. К. Мра-ви-на, Э. К. Пав-лов-ская, М. А. Сла-ви-на, Л. В. Со-би-нов, Ф. И. Стра-вин-ский, И. В. Тар-та-ков, М. И. и H. H. Фиг-не-ры, М. Б. Чер-кас-ская, Л. Г. Яков-лев и др.; час-то вы-сту-пал Ф. И. Ша-ля-пин. В те-ат-ре ра-бо-та-ли из-вест-ные ди-ри-жё-ры - Ф. М. Блу-мен-фельд, А. Ко-утс, ху-дож-ни-ки - А. Н. Бе-нуа, А. Я. Го-ло-вин, К. А. Ко-ро-вин, Б. М. Кус-то-ди-ев.

Здание Мариинского театра.

Мариинский театр Санкт-Петербурга – масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире.

За более чем двухсотлетнюю историю Мариинский театр подарил миру многих великих деятелей сцены – дирижеров, режиссеров, гениальных художников-декораторов. Достигли мировой славы артисты, оттачивавшие свое мастерство в труппе Мариинки: Федор Шаляпин, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Михаил Барышников, — и многие другие.

Высокие позиции мирового признания удерживаются и сегодня. Одним из лауреатов престижной премии влиятельного Нью-Йоркского журнала Dance Magazine 2017 года стала прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева.

История и общая информация

История театра начинается в конце далекого XVIII века, когда 5 декабря 1783 года был торжественно открыт Большой театр на Карусельной площади, которая стала называться в его честь – Театральной. Каменное здание, построенное по проекту Антонио Ринальди, не единожды подвергалось реконструкции и перестройке по мере того, как город рос, и облик его менялся в соответствии с архитектурной модой тех времен.

В первой половине XIX века Большой театр становится одной из популярнейших достопримечательностей Петербурга. Парадным и праздничным видом он обязан творческому гению зодчего Тома де Томону, затем архитектору Альберто Кавосу – сыну композитора и капельмейстера, восстанавливавших его после грандиозных пожаров и изменявших его пропорции и размеры в соответствии с требованиями времени.

«Золотой век» Большого театра приходится именно на этот период, когда на его сцене с большим успехом идут оперы Вебера, Россини, водевили Алябьева. Зарождение славы русского балета связано с легендарным Шарлем Дидло, руководившим петербургской театральной школой. Завсегдатаем театра становится Александр Сергеевич Пушкин.

Знаменательным событием стала премьера первой национальной оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» 27 ноября 1836 года. Ровно через 6 лет в тот же день состоялась премьера второй оперы русского композитора «Руслан и Людмила». Эти две даты навсегда вписали Большой петербургский театр в историю русской культуры.

Пламя пожара 1859 года открывает новую страницу истории. Как «птица Феникс» из пепла сгоревшего театра-цирка, расположенного напротив Большого, по проекту А. Кавоса возрождается новый театр, который и назван Мариинским в честь супруги императора Александра II – Марии Александровны. И вновь опера М. Глинки «Жизнь за царя» предстает перед его первыми зрителями 2 октября 1860 года.

В 1886 году на месте Большого театра построено здание Санкт-Петербургской консерватории, а все спектакли к этому времени переносятся на сцену Мариинского театра. Здание Мариинки неоднократно перестраивается и реконструируется в период с 1885 по 1894 год. Под руководством архитектора императорских театров Виктора Шретера фасад здания обретает монументальность, внутренние помещения расширяются, совершенствуется акустика зала, достраиваются боковые флигели, электростанция, котельная.

Императорский Мариинский театр продолжил традиции первой музыкальной сцены, развил и укрепил ключевые позиции в театральной культуре. С приходом на пост капельмейстера Эдуарда Направника в 1863 году связана целая эпоха, отмеченная премьерами оперных шедевров. «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Пиковая дама» П. И. Чайковского и другие — вошли в историю русской оперной музыки и до сих пор идут на сцене театра.

Балет на сцене театра.

Здесь произошла счастливая встреча балетмейстера Мариуса Петипа с великим композитором П. И. Чайковским. Результатом сотрудничества стали два замечательных балета «Спящая красавица» и «Щелкунчик», а «Лебединое озеро» обрело вторую жизнь в постановке Петипа.

Балет на сцене театра.

В советский период театр объявлен государственным (1917г.) и ему присвоено имя С. М. Кирова (1935г.).

Репертуар обновляется современными операми С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», «Саломея» и «Кавалер розы» Рихарда Штрауса, с успехом идут драмбалеты «Пламя Парижа» Б. Астафьева, «Красный мак» Р. Глиэра и многие другие постановки.

В годы Великой отечественной войны театр эвакуируют в Пермь, а 1 сентября 1944 года он вновь открывает сезон по традиции оперой М. Глинки «Иван Сусанин» (послереволюционное название оперы «Жизнь за царя»).

Важный творческий этап развития театра связан с деятельностью Юрия Темирканова, который возглавил его в 1976 году. Его постановки опер П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» до сих пор сохраняются в репертуаре.

В 1988 году главным дирижером театра стал Валерий Гергиев. Под его руководством Мариинский театр вернул историческое название (1992г.) и реализует целый ряд масштабных проектов.

Любители классической музыки стремятся посетить открытый в 2006 году Концертный зал, получивший неофициальное название Мариинка-3. Построенный на месте сгоревшего в 2003 году склада театральных декораций зал – одна из лучших в мире концертных площадок. Для создания акустики был приглашен японец Ясухиса Тойота – специалист мирового уровня, а оформление интерьера выполнила группа дизайнеров под руководством Михаила Шемякина. Совмещение двух фасадов в одном здании – исторического 1900 года и современного — символизирует связь времен. В необычном зрительном зале, выполненном в форме колыбели, сцена расположена посередине, а места для зрителей – вокруг нее в виде террас.

Сцена концертного зала Мариинского театра.

Самый грандиозный проект – открытие новой сцены театра (Мариинки-2) на набережной Крюкова канала напротив старого здания в 2013 году. На первый взгляд постройка из стекла и металла не вписывается в образ Петербурга. Однако, по словам автора проекта Джека Даймонда, его замысел состоял в создании скромного фона для старинного здания Мариинского театра.

Фасад нового здания Мариинского театра.

На самом деле незамысловатый фасад прячет ослепительный интерьер. Лучшие традиции XVIII века воплощены в оформлении изогнутого в виде подковы большого зрительного зала на 2 тысячи мест. Акустика зала такова, что зрители наиболее удаленных мест хорошо слышат самые тихие ноты. Двухуровневое фойе облицовано ониксом и мрамором, одна из лестниц высотой 33 метра выполнена из уникального стекла и соединяет все уровни, а люстры фирмы Swarovski наполняют пространство теплым завораживающим светом.

Архитектура и интересные факты

Многофигурный силуэт старинного здания Мариинского театра, построенного в стиле неоклассицизма, впечатляет своей красотой и монументальностью. В зрительном зале — 1625 мест. Здесь необычно все: от голубого цвета стен и синего бархата кресел до рисунка занавеса, повторяющего узор платья императрицы Марии Александровны. Хрустальная люстра, выполненная в 1860 году из 23 тысяч подвесок, освещает плафон с портретами драматургов в окружении 12 нимф и амуров. Несомненно, в настоящее время театру требуется ремонт, и зрителям остается надеяться, что он будет проведен бережно и не лишит интерьер его неповторимого исторического обаяния.

Интересные факты, связанным с Мариинским театром:

  • Во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина» зрители слышат звон настоящего колокола, который находится за сценой. В период борьбы с религией колокол был сброшен с церкви и утоплен в Крюковом канале, позднее его достали со дна и подарили театру.
  • От царской ложи скрытая дверь ведет к гримеркам. По легенде потайным ходом пользовался наследник престола Николай, чтобы навестить подругу юности молоденькую танцовщицу Матильду Кшесинскую.
  • В 1970-х годах велась реконструкция, строители обнаружили под оркестровой ямой слой битого хрусталя. Только когда осколки выбросили, выяснилось, что этот слой выполнял функцию улучшения акустики.
  • Кстати об акустике. Оперу лучше всего слушать с третьего яруса, но балет смотреть предпочтительней с первого.

Где находится и как добраться

  • Основное здание расположено по адресу: Театральная площадь, 1.
  • Мариинка-2 находится на улице Декабристов, 34.
  • Концертный зал Мариинского театра (Мариинка-3) – улица Писарева, 20 (вход с ул. Декабристов, д. 37).

Ближайшее метро — транспортный узел из трех станций: «Спасская», «Садовая» и «Сенная площадь». Далее — пешком около километра.

Либо остановка общественного транспорта «Мариинский театр» (автобусы 2, 3, 6, 22, 27, 50, 70; маршрутные такси 1, 2, 6К, 124, 169, 186, 306).

Мариинский театр

Прежние названия:

Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова

Тип театра:

музыкальный

Объект культурного наследия РФ № 7810111000

Директор:

Валерий Гергиев

Художественный руководитель:

Валерий Гергиев

Главный дирижёр:

Валерий Гергиев

Главный балетмейстер:

Юрий Фатеев (и. о. заведующего балетной труппой)

Главный хормейстер:

Андрей Петренко

Мариинский театр (современное официальное название Государственный ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический Мариинский театр , с 1935 по 16 января 1992 года - Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова ) - музыкальный театр в Санкт-Петербурге. Один из известнейших и значительных театров оперы и балета в России и мире. Был основан в 1783 году.

История

Театр ведёт свою историю от основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины Великой Большого театра, который располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию. Входил в состав Императорских театров России.

12 июля 1783 года был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». 5 октября торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади, от которого ведет отсчет история театра. Позже Карусельная площадь сменила название на Театральную.

В 1859 году сгорел расположенный напротив Большого театра Театр-цирк. На его месте архитектор Альберто Кавос построил новый театр, который был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года «Жизнью за царя» Глинки. В 1886 году старое здание театра было перестроено под консерваторию, а репертуар полностью перенесен на сцену Мариинского театра.

9 ноября 1917 года со сменой власти театр, ставший Государственным, был передан в ведение комиссариата просвещения РСФСР, в 1920 году он стал академическим и с тех пор полностью назывался «Государственный академический театр оперы и балета» (сокращённо ГАТОБ). В 1935 году, вскоре после убийства первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова, театру, как и многим другим объектам, населённым пунктам, предприятиям и т. д. СССР, было присвоено имя этого революционера.

В 1988 году, после смерти Евгения Мравинского и ухода Юрия Темирканова в филармонию, художественным руководителем и главным дирижером Кировского театра стал Валерий Гергиев.

Площадки

  • Основное здание Мариинского театра (Театральная площадь, д. 1)
  • Вторая сцена Мариинского театра (Мариинский-2). Торжественное официальное открытие и гала-концерт состоялись 2 мая 2013 года
  • Концертный зал Мариинского театра (третья сцена), (ул. Декабристов, д. 37)
  • С 2016 г. филиал Мариинского театра (четвёртая сцена) начнёт работу в оперном театре Владивостока

В межсезонье театр предоставляет свою сцену под выступление других коллективов.

Труппы

Опера

Оперная труппа знаменита такими именами, как Мария Максакова, Леонид Собинов, Ирина Богачёва, Юрий Марусин, Ольга Бородина, Сергей Лейферкус, Ольга Кондина и Анна Нетребко.

Руководство

Художественный руководитель и директор - Герой Труда РФ, Народный артист РФ, лауреат Государственных премий РФ Валерий Абисалович Гергиев.

Фестивали

  • Международный фестиваль искусств «Звёзды белых ночей»
  • Московский пасхальный фестиваль
  • Фестиваль современной музыки «Новые горизонты»
  • Фестиваль «Масленица»
  • Фестиваль балета «Мариинский»
  • Фестиваль «Брасс вечера в Мариинском»

Партнёры и спонсоры

Генеральный партнёр театра

  • Банк ВТБ

Главные партнеры театра

  • Сбербанк
  • Yoko Ceschina
  • Газпром

Главные спонсоры театра

  • Total
  • Меркурий
  • TeliaSonera

Директор и художественный руководитель театра Валерий Гергиев заявил, что партнерами Мариинки могут стать американский кинорежиссёр Джеймс Кэмерон и корпорация Apple. Сотрудничество с Кэмероном связано с планами руководства театра развивать съёмки постановок в формате 3D.

Театры заняли важную ступень в истории формирования культуры и традиций России. Среди значимых и выдающихся театров и, уникальной исторической и архитектурной достопримечательностью страны стал Мариинский театр. Ценители искусства всегда относили его к числу лучших. Многих историков, архитекторов, да и обычных граждан интересует история создания Мариинского театра.

Она богата событиями и заслуживает внимания. Датой основания и началом существования Мариинского театра считается 1783 год, когда по непосредственному приказу Екатерины было принято решение об открытии Большого Каменного театра на Театральной площади, в те времена она носила название Карусельной площади.

В середине девятнадцатого столетия в 1859 году построенный сразу напротив известного Большого театра Театр-цирк был, к сожалению, полностью разрушен, причиной стал сильнейший пожар. Вместо сгоревшего строения было возведено новое здание – здание известного ныне Мариинского театра. Название он получил не случайно, его было принято назвать Мариинским. Такое название было ему присвоено недаром — в честь императрицы Марии Александровны (супруги Александра II).

В этом театре первый театральный сезон открылся немного позднее только в 1860 году. Чуть позже было решено его перестроить, а весь репертуар перенесли уже на сцену Мариинского театра.

Каждая эпоха в истории оставила свой исторический отпечаток. В революционный период театр сменил свое название на Государственный, а начиная с 1920 года был переименован в Государственный академический театр оперы и балета. Но и на этом не закончилось переименование театра — в середине тридцатых (1935 г) годов ему присвоили имя известного революционера Сергея Кирова.

Современный Мариинский театр

На данный момент он включает в себя три действующие площадки:

— основная площадка – само здание театра на Театральной;
— вторая сцена была открыта в 2013 году;
— третья сцена – Концертный зал, открытый на ул. Декабристов.

За все годы существования на сцене Мариинского театра было поставлено огромное множество уникальных произведений. Можно было купить билеты на балет «Щелкунчик», насладиться великолепной постановкой «Спящая красавица», «Питер Граймс» и др.

Всего за годы двадцатого века на его сцене прошли свыше тридцати опер и 29 балетов. Это очень высокий показатель. Здесь нашли свое вдохновение лучшие композиторы и художественные руководители страны. Сегодня здесь трудится огромное количество профессиональных актеров – настоящих асов театрального искусства.

Нельзя не отметить, что Великая Отечественная война оставила огромный неприятный отпечаток в истории самого театра. Помимо материального ущерба, коллектив театра потерял около трехсот деятелей искусства, которые, к сожалению, погибли на фронте.

Чтобы увидеть уникальную игру талантливых актеров в страну съезжалось немало гостей из других государств. Ежегодно театр принимал множество людей, желающих попасть на известные «Мариинские» постановки.

Многие артисты, участвующие в популярных и известных даже сегодня постановках, были отмечены особой благодарностью и наградами.

Будем надеяться, что таким строениям, как Мариинский театр, больше не грозят кардинальные изменения. Из-за небольшого финансирования со стороны государства, актерам приходится подключаться к развитию репертуара. Мы каждый год можем наблюдать, что старания наших предков не прошли даром – сцена Мариинского театра подарили довольно большое число выдающихся актеров и оперных исполнителей.

Санкт-Петербург не зря называют культурной столицей нашей страны. Это город памятников и музеев, город выставок и концертов. А еще это город театров, которых здесь больше ста! А знали ли вы, что когда-то в Петербурге был свой Большой театр? Сейчас он известен под именем Мариинского. Историю знаменитого театра оперы и балета расскажет сегодня Diletant . media .

Годом рождения Мариинского театра считается 1783. Но в этом году был создан, скорее, отец Мариинского. Именно тогда Екатерина Великая издала Указ о создании театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». 5 октября того самого года на Карусельной площади был открыл Большой Каменный театр. Площадь жители вскоре стали именовать театральной, так она до нас и дошла.

Годом рождения Мариинского театра считается 1783 год


Петербургский Большой театр был построен по проекту архитектора Ринальди. Он был огромным и величественным, оборудован по последнему слову современной техники. Предпочтение отдавалось, конечно, французского или итальянскому репертуару, к тому же русская труппа нередко уступала сцену зарубежным. Первой оперой, поставленной в Большом театре, был «Лунный мир» Джованни Паизиелло. Но одной оперой театр не ограничивался: ставились драмы и вокально-инструментальные концерты.

В начале XIX в. Большой театр стал частью культурной жизни Петербурга

В начале XIX века Большой театр стал не только одним из символов города наряду с Адмиралтейством и Петропавловской крепостью, но и важной частью культурной жизни Петербурга. В то время театр был перестроен под руководством архитектора Тома де Томона и приобрел парадный вид. Но в 1811 в театре случился пожар, и все внутреннее убранство погибло, был поврежден и фасад здания. Через семь лет его восстановили, затем театр пережил еще одну важную перестройку, совершенную в 1836 Альберто Кавосом. Интересно, что в это время на сцене театра большой популярностью пользовалась опера отца архитектора Кавоса «Иван Сусанин». Это было, конечно, еще до создания Глинкой оперы с тем же названием.


Открылся перестроенный театр в 1836 постановкой той самой оперы «Жизнь за царя» Глинки. А ровно через 6 лет на этой же сцене впервые поставили «Руслана и Людмилу» работы того же композитора. Само собой, Большой театр стал по-настоящему знаменит. Правда, труппу театра постепенно переводили в Александринский и находящийся неподалеку Театр-цирк.

Здание современного Мариинского театра возведено на месте Театра-цирка

Дело в том, что в 1846 году был введен запрет на постановку опер русских композиторов, а русскую труппу заменили итальянской. Через 4 года запрет отменили, но ситуация едва ли улучшилась: собственного здания у русской труппы не было, и артисты давали представления в маленьком деревянном здании Театра-цирка.


В 1859 Театр-цирк сгорел, и вот именно на его месте и было возведено здание современного Мариинского театра. Руководил строительством все тот же Альберто Кавос. Театр назвали в честь супруги царя Александра IIМарии Александровны. Вы уже, наверное, догадались, что отпраздновали открытие нового театра постановкой оперы «Жизнь за царя».

Вторая половина XIXвека была временем расцвета театра. На его сцене ставили такие знаменитые произведения как «Борис Годунов» Мусоргского, «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама» Чайковского, «Псковитянка», «Майская дочь» и «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Демон» Рубинштейна. В самом начале XXвека в репертуаре Мариинского театра была знаменитая театралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга», «Электра» Рихарда Штрауса, «Хованщина» Мусоргского. Все эти имена и названия известны даже тем, кто далек от оперного искусства.


Балет не отставал от оперы. На сцене ставили не только классику («Корсара», «Жизель» и «Эсмеральду»), но и «Баядерку», «Спящую красиавицу», «Щелкунчика» и «Лебединое озеро». Знаменитой хореографией «Лебединое озеро» Чайковского обязано творческому союзу хореографов Иванова и Петипа.

В 1885 на сцену Мариинского перенесли почти все выступления со сцены закрывающегося Большого театра. На месте Большого Каменного театра возвели Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1917 театр объявили Государственным, а в 1935 переименовали в честь С. Кирова. Но труппа не сидела без дела, в это время появляются новые известные оперы («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Саломея» и «Кавалер розы» Штрауса) и балеты («Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Ромео и Джульетта» Прокофьева).

В Великую Отечественную войну Мариинский театр эвакуирован в Пермь


Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где продолжал свою деятельность. В 1944 Мариинский приехал в Ленинград и отпраздновал возвращение угадайте чем? Правильно! «Иваном Сусаниным» Глинки. Так уж у театра повелось. В 60-х годах на сцене театра выступали знаменитые танцоры Нуреев и Барышников. В 1988 году руководство театром принял Валерий Гергиев, занимающий этот пост до сих пор. Мариинский театр активно сотрудничает со знаменитыми зарубежными театрами оперы и балета, в частности, с театром Ла Скала, Ковент Гарден, Метрополитен Оперой и Оперой де Бастиль.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх