Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь. Матильда Кшесинская: реальная история балерины

Матильда Феликсовна Кшесинская – российская балерина с польскими корнями, выступавшая на сцене Мариинского театра с 1890 по 1917 годы, любовница последнего русского императора – Николая II . История их любви легла в основу художественного фильма Алексея Учителя «Матильда».

Ранние годы. Семья

Матильда Кшесинская появилась на свет 31 августа (по старому стилю – 19) 1872 года в Санкт-Петербурге. Изначально фамилия рода звучала как «Кржезинские». Позже она трансформировалась в «Кшесинские» для благозвучности.


Её родители – артисты балета Мариинского театра: отец Феликс Кшесинский был балеруном, которого в 1851 году из Польши в Российскую империю пригласил сам Николай I, а мать Юлия Деминская, на момент их знакомства воспитывавшая пятерых детей от погибшего первого мужа, танцора Леде, являлась солисткой кордебалета. Дедушка Матильды Ян был знаменитым скрипачом и оперным певцом, певшим со сцены Варшавской оперы.


В 8 лет Матильда стала ученицей Императорского театрального училища в Петербурге, где уже занимались ее брат Иосиф и сестра Юлия. День выпускного экзамена – 23 марта 1890 года – талантливая девушка, закончившая учебу экстерном, запомнила на всю жизнь.


В экзаменационной комиссии по традиции сидел император Александр III, которого в тот день сопровождал сын и наследник престола – Николай II. 17-летняя балерина прекрасно проявила себя, и на прощание император дал ей напутствие: «Будь украшением и славой нашего балета!». Позже в своих мемуарах Матильда писала: «Тогда я сказала себе, что обязана оправдать возложенные на меня надежды».

Карьера балерины

Сразу же после окончания училища Матильду пригласили в основную труппу Мариинского театра. Уже в первом сезоне ей поручили небольшие роли в 22- балетах и 21-й опере.


Коллеги вспоминали о Матильде как о невероятно работоспособной танцовщице, унаследовавшей от отца талант к драматической выразительности. Она могла часами стоять у балетного станка, превозмогая боль.

В 1898 году прима начала брать уроки у Энрико Чеккетти – выдающегося итальянского танцора. С его помощью она стала первой русской балериной, виртуозно исполнившей 32 фуэте подряд. Ранее это удавалось лишь итальянке Пьерине Леньяни, соперничество которой с Матильдой продолжалось долгие годы.


После шести лет работы в театре балерина была удостоена звания примы. Среди ее репертуара были Фея Драже («Щелкунчик»), Одетта («Лебединое озеро»), Пахита, Эсмеральда, Аврора («Спящая красавица») и принцесса Аспиччия («Дочь фараона»). Ее уникальный стиль сочетал безупречность итальянской и лиричность русской балетных школ. С ее именем и по сей день ассоциируется целая эпоха, великое время для русского балета.

Матильда Кшесинская и Николай II

Отношения Матильды Кшесинской и Николая II начались на званом ужине после выпускного экзамена. Наследник престола не на шутку увлекся воздушной и хрупкой балериной, причем с полного одобрения матери.


Императрицу Марию Федоровну не на шутку волновал тот факт, что сын (до встречи с Кшесинской) не проявлял никакого интереса к девушкам, поэтому всячески поощряла его роман с Матильдой. К примеру, деньги на подарки для возлюбленной Николай Александрович брал из специально созданного для этой цели фонда. Среди них был и дом на Английской набережной, ранее принадлежавший композитору Римскому-Корсакову.


Долгое время они довольствовались случайными встречами. Перед каждым спектаклем Матильда подолгу смотрела в окошко в надежде увидеть поднимающегося по ступеням возлюбленного, и когда он приходил, танцевала с двойным воодушевлением. Весной 1891 года, после долгой разлуки (Николай ездил в Японию), наследник первым делом тайком покинул дворец и направился к Матильде.

Трейлер фильма «Матильда»

Их роман продолжался до 1894 года и закончился по причине помолвки Николая с британской принцессой Алисой Дармштадской, внучкой королевы Виктории, укравшей сердце преемника императора. Матильда очень тяжело переживала разрыв, но всей душой поддерживала Николая II, понимая, что венценосная особа не может жениться на балерине. Она была на стороне бывшего любовника, когда император и его супруга воспротивились его союзу с Алисой.


Перед женитьбой Николай II поручил заботу о Матильде своему кузену, князю Сергею Михайловичу, президенту Русского театрального общества. Несколько следующих лет он был верным другом и патроном балерины.

Впрочем, у Николая, на тот момент уже императора, все-таки остались чувства к бывшей возлюбленной. Он продолжал следить за ее карьерой. Поговаривали, что не без его протекции Кшесинская получила место примы Мариинского в 1886 году. В 1890 году он преподнес Матильде в честь ее бенефиса изящную бриллиантовую брошь с сапфиром, которую долго выбирал вместе с женой.

Документальный фильм о Матильде Кшесинской с видеохроникой

После того самого бенефиса Матильду представили другому кузену Николая II – Великому князю Андрею Владимировичу. Как гласит легенда, он засмотрелся на красавицу и случайно опрокинул на ее дорогое, присланное из Франции платье бокал вина. Но балерина увидела в этом счастливый знак. Так начался их роман, впоследствии завершившийся женитьбой.


В 1902 году Матильда родила от князя Андрея сына Владимира. Роды были очень тяжелыми, роженицу с новорожденным чудом вытащили с того света.

Жизнь в начале XX века

В 1903 году балерину пригласили в Америку, но она отказалась от предложения, предпочтя остаться на родине. На рубеже веков прима уже добилась на сцене всех мыслимых вершин, и в 1904 году решила уволиться из основной труппы Мариинского театра. Она не перестала танцевать, но теперь она работала по контракту и получала огромный гонорар за каждое выступление.


В 1908 году, Матильда отправилась в тур в Париж, где познакомилась с молодым аристократом Петром Владимировичем, который был младше ее на 21 год. У них завязался страстный роман, из-за чего князь Андрей вызвал соперника на дуэль и прострелил ему нос. Во Франции уже немолодая Кшесинская открыла балетную школу

Во время войны Кшесинская заболела артритом – с тех пор каждое движение давалось ей с огромным трудом, однако школа по-прежнему процветала. Когда она всецело отдалась новой страсти, азартным играм, студия стала ее единственным источником изрядно оскудевшего дохода.

Смерть

Матильда Кшесинская, любовница последнего российского императора, прожила яркую, удивительную жизнь. Она не дожила считанных месяцев до 100-летия. 6 декабря 1971 года она умерла и была похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем.


В 1969 году, за 2 года до смерти Матильды, ее поместье навестили звезды советского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Как позже они писали в своих мемуарах, на пороге их встретила полностью седая, высохшая старушка с удивительно молодыми, полными блеска глазами. Когда они поведали Матильде, что ее имя на родине помнят до сих пор, она ответила: «И будут помнить всегда».


В первые Матильда Кшесинская вышла на сцену Мариинского театра в четыре года. Балерина, которую Александр III назвал «украшением русского балета», участвовала в дягилевских Сезонах и стала светлейшей княгиней Романовской.

«Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта»

Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье танцовщика Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской. В восемь лет девочка поступила в Императорское театральное училище. Кшесинская с легкостью повторяла сложные па и старательно занималась у станка. Ее сравнивали с порхающей по сцене бабочкой - и уже в девять лет дали роль в балете Людвига Минкуса «Дон Кихот».

На старших курсах Кшесинская внезапно охладела к балету и даже решила бросить училище. Ее воодушевил танец итальянской балерины Вирджинии Цукки из балета «Тщетная предосторожность». Позже Кшесинская вспоминала: «Мне казалось, что я впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называться артисткой. Я сразу ожила и поняла, к чему надо стремиться». Через два года она с блеском повторила кокетливый танец на выпускном концерте.

На выпускном вечере Матильда Кшесинская познакомилась с цесаревичем Николаем, будущим Николаем II: сам Александр III пригласил ее за императорский стол со словами: «Будьте украшением и славой нашего балета». Вскоре наследник престола и юная балерина влюбились друг в друга. Их роман поощряла императорская чета, подарки для Кшесинской Николай покупал на деньги из специально созданного фонда.

Матильда Кшесинская. Фотография: wikimedia.org

Матильда Кшесинская. Фотография: marta-club.ru

Матильда Кшесинская. Фотография: wikiquote.org

В эти годы Кшесинская танцевала на сцене Мариинского театра. После ее дебюта в балете Петра Чайковского «Спящая красавица» придворный хореограф Мариус Петипа создавал партии специально для нее. Российские и европейские критики писали о ее безупречной технике и «идеальной легкости».

Цесаревич Николай старался не пропускать ни одного спектакля Кшесинской. Он подарил балерине особняк. Позже она вспоминала, как Николай танцевал в гостиной ее нового дома - исполнял партии Красной Шапочки и Волка из балета «Спящая красавица». Их роман закончился в 1894 году, когда умер Александр III. Через неделю после похорон император Николай II обвенчался с великой княжной Александрой Федоровной.

Матильда Кшесинская уехала на гастроли в Монте-Карло, затем в Польшу. В Варшаве ее ожидал триумф. «Газета Польска» писала: «Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта: то он отличается легкостью и мягкостью, то дышит огнем и страстью; в то же время он всегда грациозен и восхищает зрителя замечательною гармонией всех движений».

Когда балерина вернулась в Россию, в Петербурге готовились торжества по случаю коронации Николая II. Специально для Матильды Кшесинской Мариус Петипа включил в парадный спектакль партию «желтой жемчужины».

«Первая звезда русского балета»

В 1899 году Матильда Кшесинская исполнила партию Эсмеральды в балете Петипа. После премьеры сам хореограф, обычно сдержанный в оценках, назвал Кшесинскую первой звездой русского балета.

Матильда Кшесинская. Фотография: rusiti.ru

Балерина тщательно готовилась к каждому выступлению. Накануне спектакля она отказывалась от визитов и приемов, соблюдала жесткий режим и диету. В день постановки все время проводила в постели, практически без еды и воды. Кшесинская репетировала без отдыха и занималась дополнительно с итальянским хореографом Энрико Чекетти. Она первой среди русских балерин исполнила на сцене особый балетный трюк - 32 фуэте подряд. Репертуар Кшесинской быстро расширялся.

«Из всех балетов более половины лучших принадлежат ей. Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим».

Владимир Теляковский, театральный деятель

Матильда Кшесинская поддерживала своих талантливых коллег. Именно она настояла, чтобы Мариус Петипа уделял больше внимания Анне Павловой . Перед премьерой Тамары Карсавиной Кшесинская подарила ей свой сценический костюм. С будущей «незакатной звездой» Вацлавом Нижинским балерина оттачивала поддержки.

Прослужив в театре 10 лет, Матильда Кшесинская устроила свой бенефис (хотя по правилам первый бенефис полагался через 20 лет работы). На торжественном ужине балерина познакомилась с двоюродным братом Николая II князем Андреем Владимировичем. Между ними вспыхнул роман. Осенью 1901 года влюбленные отправились в путешествие по Европе, а на обратном пути Матильда Кшесинская поняла, что ждет ребенка.

Балерина танцевала на сцене, пока удавалось скрывать беременность. В июне 1902 года у Кшесинской родился сын Владимир, а через два месяца она уже вернулась на сцену.

В эти годы в Мариинском театре началась эпоха Михаила Фокина. Он экспериментировал с классической балетной хореографией, делая ее более эмоциональной и раскрепощенной: «Движения тела не должны опускаться до банальной пластики… танец обязан отражать душу». Кшесинская, академическая балерина, с трудом привыкала к нововведениям, но все-таки участвовала в постановках Михаила Фокина «Эвника», «Бабочки», «Эрос».

В 1911 году Сергей Дягилев пригласил Кшесинскую солировать в его балетной антрепризе. За пять недель лондонских гастролей Кшесинская выступила девять раз - в «Спящей красавице», «Карнавале», «Лебедином озере». В 1912 году Кшесинская выступала с дягилевской труппой в Вене и Монте-Карло.

Светлейшая княгиня Романовская

Во время Первой мировой войны Матильда Кшесинская выступала на фронте и в госпиталях, участвовала в благотворительных концертах. Последний раз она танцевала в России в 1917 году - свой любимый номер «Русская» на сцене Петроградской консерватории.

Матильда Кшесинская с сыном. Фотография: media.tumblr.com

Матильда Кшесинская. Фотография: blogspot.com

Матильда Кшесинская. Фотография: liveinternet.ru

После Революции особняк Кшесинской заняли большевики. Все, что было в доме - несколько пудов столового серебра, украшения от Фаберже, ценные предметы интерьера, - разошлось по рукам матросов. Балерина совершила невозможное: подала на большевиков в суд и выиграла его. Но имущество и особняк ей так и не вернули. Летом 1917 года Матильда Кшесинская с сыном оставили Петербург и уехали сначала в Кисловодск к Андрею Владимировичу, а потом все вместе - за границу. Они поселились в Провансе, там у балерины был собственный дом. Во Франции Кшесинская и великий князь Андрей Владимирович поженились, и балерина получила титул светлейшей княгини Романовской.

В Париже Матильда Кшесинская открыла свою балетную студию. Ее ученицами стали дочери Федора Шаляпина, Марина и Дарья, и будущие звезды английского и французского балета - Марго Фонтейн, Иветт Шовире, Памела Мей. Кшесинская много работала и не оставила преподавание даже после того, как у нее начался артрит. Она продолжала заниматься со своими ученицами, когда уже сама ходила с тростью.

Балетная школа была единственным источником дохода Кшесинской: в конце 40-х годов балерина увлеклась игрой в рулетку и чуть не разорилась. Ее называли «мадам семнадцать»: она всегда ставила на это число. Объясняли это тем, что именно в 17 лет она познакомилась с Николаем II.

В 1958 году Матильда Кшесинская побывала на выступлении Большого театра, который гастролировал в Париже. Артистка вспоминала: «Хотя я не хожу больше никуда… я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций».

Кшесинская прожила почти 100 лет и скончалась за несколько месяцев до юбилея. Она похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. На ее памятнике выбита эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка Императорских театров Кшесинская».

Матильда Кшесинская - не просто выдающаяся балерина, техника которой значительно превосходила способности отечественных современниц. Она - одна из самых влиятельных особ конца XIX - начала XX века. Примером её значения служат слова верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича. В годы Первой мировой войны, когда армия Российской империи сильно страдала от нехватки снарядов, он утверждал, что бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, поскольку балерина Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными организациями.

Матильда Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в творческой семье. Отец - российский поляк Феликс Кшесинский, выписанный из Польши как лучший исполнитель его любимой мазурки, мать - Юлия Доминская, богатая вдова балетного танцовщика Леде. Сестра Матильды - балерина Юлия Кшесинская (именуемая «Кшесинская 1-я», в замужестве Зедделер), брат - танцовщик и балетмейстер Иосиф Кшесинский.

Девочка поступает в Императорское театральное училище и в 1890 году оканчивает его. На выпускном вечере присутствовала вся царская семья, а на торжественном ужине Кшесинская сидела рядом с наследником престола Николаем. Тогда Александр III, с восторгом следящий за движениями Матильды, произносит судьбоносные слова:

«Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета!».

Матильду принимают в балетную труппу Мариинского театра, на императорской сцене которого Кшесинская 2-я (1-й официально называли её сестру Юлию) танцевала на протяжении 27 лет.

Карьера в Мариинском театре

Матильда Кшесинская танцевала в балетах Мариуса Петипа и Льва Иванова (являвшегося одним из её учителей в училище). Первые выступления Кшесинской - фея Драже в «Щелкунчике», Пахита в одноимённом балете, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке».

После отъезда в Италию Карлотты Брианца к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица».


Спустя 6 лет работы в театре Кшесинская удостоена статуса «прима-балерина императорских театров», несмотря на возражения главного балетмейстера Петипа. По некоторым данным, именно связи при дворе помогли скорому продвижению на самый верх балетной иерархии.

Ради неё поставлены только несколько балетов, которые впоследствии не вошли в список балетного наследия. К примеру, в 1894 году по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича представлен балет «Пробуждение флоры» с главной партией Кшесинской.


Прима-балерина Матильда Кшесинская

Несмотря на устойчивое положение в театре, Матильда Кшесинская постоянно совершенствовала свою технику, с 1898 года посещая частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Она стала первой русской балериной, исполнившей на сцене 32 фуэте подряд.

В 1904 году Матильда Кшесинская уволилась по собственному желанию из Мариинского театра и после бенефиса перешла на выступления на контрактной основе. Она зарабатывала по 500 рублей за каждый выход на сцену, а впоследствии оплата выросла до 750 рублей.

Балерина не раз говорила, что артисты академической выучки могут танцевать что угодно, не случайно её приглашал в свои спектакли Михаил Фокин: «Эвника» (1907), «Бабочки» (1912), «Эрос» (1915).

Интриги

Матильда Кшесинская всячески противилась приглашению в труппу иностранных балерин. Она пыталась всеми способами доказать, что русские балерины достойны главных ролей, тогда как большинство из них отдавались зарубежным артистам.


Предметом интриг часто становилась итальянская балерина Пьерина Леньяни, которая, несмотря на настрой Кшесинской, проработала в Мариинском театре восемь лет. Но влияния Матильды не выдержал сам директор Императорских театров князь Волконский, ушедший из театра после отказа восстановить старинный балет «Катарина, дочь разбойника». Сама влиятельная балерина назвала камнем преткновения фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго».

В 1899 году исполнилась ее давнишняя мечта - Мариус Петипа даёт ей партию Эсмеральды, и с тех пор она единолично владеет этой ролью, что вызывает недовольство коллег. До Матильды эту партию исполняли исключительно итальянки.


Кроме зарубежных балерин, «своим злейшим врагом» Кшесинскую считал организатор «Русских сезонов» Сергей Дягилев. Он пригласил её выступать в Лондон, привлекавший Матильду куда больше Парижа. За это балерина должна была воспользоваться своими связями и «пробить» для Дягилева возможность выступить со своей антрепризой в Петербурге и получить отсрочку военной службы для Нижинского, ставшего военнообязанным. Для выступления Кшесинской выбрано «Лебединое озеро», и не случайно - таким образом Дягилевым был получен доступ к принадлежавшим ей декорациям.

Попытка не увенчалась успехом. Более того, Дягилев был настолько зол из-за тщетности прошения, что его слуга Василий всерьёз предлагал ему отравить балерину.

Личная жизнь

Личная жизнь Матильды Кшесинской является ещё более полной интриг, чем профессиональная деятельность балерины. Её судьба тесно переплетается с представителями династии Романовых.


Считается, что с 1892 по 1894 год она являлась любовницей цесаревича Николая Александровича. После знакомства он регулярно посещает её выступления, их отношения развиваются стремительно, хоть все и осознают, что роман не имеет счастливого конца. С целью соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где они встречались безо всяких помех.

«Влюбилась в Наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…», - пишет восторженная Матильда Кшесинская в своём дневнике.

Причиной распада отношений с будущим стала его помолвка с внучкой королевы Виктории Алисой Гессен-Дармштадтской в апреле 1894 года.


На этом непосредственное участие балерины в жизни царской семьи не закончилось - Матильда Кшесинская состояла в близких отношениях с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. 15 октября 1911 года по Высочайшему указу отчество «Сергеевич» получил её сын Владимир, родившийся 18 июня 1902 года в Стрельне. В семье его называли просто «Вова», а фамилию он получил «Красинский».


17 (30) января 1921 года в Каннах в Архангело-Михайловской церкви Матильда Кшесинская вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил её сына и дал своё отчество. В 1925 году Матильда Феликсовна перешла из католицизма в православие с именем Мария.

30 ноября 1926 года двоюродный брат Николая II Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомкам титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года - светлейших князей Романовских-Красинских.

В эмиграции

В феврале 1917 года Кшесинская вместе с сыном вынуждена скитаться по чужим квартирам, лишившись роскошной недвижимости - особняка, превратившегося в «главный штаб ленинцев», и дачи. Она решает ехать в Кисловодск к князю Андрею Владимировичу в надежде в скором времени вернуться домой.

«В моей душе боролись чувство радости снова увидеть Андрея и чувство угрызения совести, что оставляю Сергея одного в столице, где он был в постоянной опасности. Кроме того, мне было тяжело увозить от него Вову, в котором он души не чаял», - говорится в воспоминаниях Кшесинской.

В начале 1918 года до Кисловодска «докатилась волна большевизма», и Кшесинская с Вовой в качестве беженцев едут в Анапу по решению матери Андрея, великой княгини Марии Павловны. 1919 год проведён в относительно спокойном Кисловодске, откуда в поезде из 2-х вагонов беженцы уехали в Новороссийск. Интересно, что Мария Павловна с окружением ехали первым классом, тогда как Матильда с Вовой удостоены третьего.


Матильда Кшесинская в Париже преподавала в балетной студии

Условия жизни продолжали ухудшаться - 6 недель высшее общество жило прямо в вагонах, пока кругом сыпной тиф забирал людей. Затем они отплывают из Новороссийска и получают французские визы. 12 (25) марта 1920 года семья прибыла в Кап-д’Ай, где находилась вилла балерины.

В 1929 году Матильда Кшесинская открыла собственную балетную студию в Париже. Педагог Кшесинская отличалась спокойным нравом - она никогда не повышала голос на своих подопечных.

Фильмы и книги

Богатая событиями и известными персонами биография Матильды Кшесинской - предмет, часто освещаемый в искусстве. Так, в романе «Коронация, или Последний из романов» из серии «Приключения Эраста Фандорина» рассказывается о подготовке к коронации императора Николая II. Один из персонажей - Изабелла Фелициановна Снежневская, прототипом которой является сама Матильда Феликсовна Кшесинская.

В другом произведении Матильда Кшесинская - ключевой персонаж. 26 октября 2017 года презентуется новая картина «Матильда», вызвавшая общественный резонанс ещё до своей премьеры. Сюжет фильма состоит в отношениях Кшесинской с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II.

Скандал возник после выхода первого официального трейлера, содержащего сцены эротического характера с участием исполнителей главных ролей и .

Общественное движение «Царский крест» обвинило создателей картины в «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры». Это побудило , известную своим почитанием Николая II, обратиться в Генпрокуратуру с запросом проверить материал.

Проверка не выявила нарушений, но запустила череду взаимных обращений и обвинений общественных деятелей, политиков и кинематографистов.

Смерть

В возрасте 86 лет, за 13 лет до смерти, Матильда Феликсовна Кшесинская увидела сон - она услышала звон колоколов, церковное пение и увидела перед собой фигуру Александра III, произнесшего роковую фразу об украшении и славе российского балета. Тем утром она приняла решение написать мемуары, приоткрывшие завесу тайн личной жизни легендарной Кшесинской.


Воспоминания Матильды Кшесинской изданы в 1960 году в Париже на французском языке. На русском языке произведение издано только в 1992 году.

Выдающаяся балерина прожила долгую жизнь - она скончалась в возрасте 99 лет за несколько месяцев до своего столетия, 5 декабря 1971 года.


Её тело погребено на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа в одной могиле с супругом и сыном. На памятник нанесена эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Чем прославилась Матильда Кшесинская — талантливая балерина, любовница Николая II и одна из ярчайших фигур начала XX столетия.

Кшесинская — первая в истории российская балерина, исполнившая 32 фуэте

До нее этим сложным танцевальным элементом удалось овладеть только итальянке Пьерине Леньяни.

У Кшесинской действительно был роман с Николаем II

Длился он, однако, не больше 2 лет, и в то время Николай был не императором, а только молодым неженатым наследником престола. Впервые он встретил Кшесинскую в 1890 году: она оканчивала Императорское театральное училище, и Николай вместе со всей царской семьей присутствовал на выпускном экзамене. Отношения между цесаревичем и балериной начались в 1892 году. А в апреле 1894 года было объявлено о помолвке Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармшдтадской, которая после свадьбы стала зваться российской императрицей Александрой Фёдоровной. В своих мемуарах Кшесинская писала, что после помолвки Николай назначил ей последнее, прощальное свидание. Женившись, Николай, судя по всему, хранил верность супруге.

Помимо Николая Матильда имела отношения еще с двумя членами дома Романовых

Вскоре после расставания с цесаревичем она сблизилась с его двоюродным дядей, великим князем Сергеем Михайловичем. В 1902 году у нее родился сын Владимир, получивший по Высочайшему указу 1911 года потомственное дворянство и фамилию Красинский (по семейному преданию, Кшесинские происходили от знаменитого польского рода Красинских). А в 1921 году Кшесинская вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича, двоюродного брата Николая II. Хотя поначалу считалось, что Владимир был сыном Кшесинской от князя Сергея Михайловича, в своих мемуарах Кшесинская утверждала, что настоящим отцом её ребёнка был Андрей Владимирович. Сергей Михайлович, по словам Кшесинской, знал об этом, но простил её и принял ребёнка как своего.

Особняк Кшесинской в 1917 году стал «главным штабом ленинцев»

Во время Февральской революции Кшесинская с сыном покинула свой особняк, и вскоре его заняли солдаты, а затем — различные организации РСДРП(б). С апреля по июль 1917 года в особняке работал Владимир Ленин. С балкона дома, некогда принадлежавшего балерине, Ленин периодически выступал с речами. Какое-то время Кшесинская пыталась вернуть имущество, обращаясь к петроградскому прокурору. Однако уже в июле 1917 года, видимо, осознав тщетность подобных попыток, покинула столицу и отправилась в Кисловодск к будущему мужу Андрею Владимировичу. В 1920 году они эмигрировали во Францию.


Особняк Кшесинской. Фото: Alex ‘Florstein’ Fedorov

В особняке Кшесинской после Октябрьской революции размещались различные государственные и общественные организации, позже — музеи. Сегодня в здании находится Музей политической истории России.

Совсем недавно страна поделилась на два больших лагеря - тех, кто ненавидел Алексея Учителя , якобы позорившего историческую память о последнем императоре Российской империи своим фильмом «Матильда », и тех, кто считал ленту вполне достойной и достоверной.

За нешуточным скандалом , угрозами сорвать премьеру и требованиями отменить показ фильма, во главе которых стояла депутат Наталья Поклонская , мы совсем забыли, кем же на самом дела была Матильда Кшесинская и были ли у нее интимные отношения с Николаем II .

Матильда была известной в свое время балериной, однако прославилась на весь мир она всё же благодаря скандальным отношениям с членами императорской семьи. Впрочем, балериной она была отменной, хоть и не могла похвастаться частыми мировыми гастролями.

Кшесинская родилась в 1872 году в семье балетмейстера и балерины, так что ее будущее было практически предрешено. Маля , как ее прозвали родные, была младшей из девяти детей.

Ее отец Феликс Кшесинский своим детям втолковывал, что они потомки знатного рода Красинских . Документальных подтверждений тому не было, лишь перстень якобы предка Феликса, графа Красинского.

Танцевать Матильду отправили чуть ли не с пеленок. Уже в 12 лет она училась в одном из самых престижных заведений империи - Императорском театральном училище .

Кстати, по современным меркам Кшесинская не смогла бы стать балериной. Она была довольно низкой - всего 150 сантиметров , коренастой, с мощными ногами. Возможно, это и помогло ей сделать первой в России сложнейшие на те времена 32 фуэте , которые до этого исполняли исключительно стройные итальянские танцовщицы.

Дворяне обожали балерин, это Матильда осознала еще в раннем возрасте. Несмотря на то, что внешностью она проигрывала своим сокурсницам, танцовщица брала мужчин своим шармом, общительностью и веселым нравом.

С цесаревичем Николаем Кшесинская познакомилась на торжественном ужине в честь своего выпуска из училища. В тот вечер Александр III сказал ей: «Будьте славой и украшением нашего русского балета! »

Об отношениях с Николаем стало известно из мемуаров балерины. Она писала, что наследник престола сразу понравился ей, поэтому она не отходила от него ни на шаг, задействовав все свои женские чары, чтобы обворожить цесаревича.

Разговоры о внебрачных отношениях Николая усилились, когда в 1892 году он купил Матильде дом на Английской набережной . Так продолжалось до момента, когда здоровье его отца, Александра III, пошатнулось. В 1894 году он женился на принцессе Алисе и порвал с балериной.

Тут-то Матильду и понесло: она закрутила роман с другим представителем дома Романовых - с Великим князем Сергеем Михайловичем , в 1900-м с Великим князем Владимиром Александровичем , а через год с его сыном, Великим князем Андреем Владимировичем . От него она родила сына Владимира , которого князь не признал, но выхлопотал присвоение ему фамилии дворянского рода Красинских.

До 1909 года Кшесинская была главной примой Императорского театра благодаря покровительству князя. Когда Владимир Александрович скончался, ее место в театре отобрали. Тогда балерина начала гастролировать по Европе , но жить оставалась в Петербурге .

В 1917 году большевики отобрали у танцовщицы ее особняк и всё имущество. Вместе с сыном она сбежала в Кисловодск , где ее ждал Андрей Владимирович. Окольными путями они добрались до Франции , где и остались жить.

В 1921 году Матильда Кшесинская и Андрей Романов венчались в Каннах , таким образом балерина наконец-то добилась своего - стала принадлежать к императорскому роду.

Вплоть до своей смерти балерина прожила в Париже . В 1956 году она похоронила мужа. В столице Матильда открыла собственное балетное училище, которое пользовалось популярностью благодаря ее громкому имени. Умерла в 1971 году, не дожив пару месяцев до своего 100-летнего юбилея .



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх