Шоу «Танцы»: самые известные российские балерины. Самая известная советская балерина

8 выбрали

Как прекрасен полет балерины в танце, как он легок и воздушен, и как тяжел ее труд на пути к этой кажущейся легкости. Тысячи девочек начинают этот путь в балетных школах, но лишь немногие становятся Великими балеринами. 23 апреля значимая дата в мире балета - 210 лет со дня рождения Марии Тальони, балерины первой вставшей на пуанты и первой представшей в воздушном облаке балетной пачки. Но не это главные страницы в истории балета, написанные великой балериной – ее танец, воздушный, мистический, который сравнивали со скрипкой Паганини, стал самой знаменитой легендой балета.

Мария Тальони (1804-1884)

Отец Марии был балетмейстером и хореографом, поэтому видел в своей дочери то, чего не видели другие. А как иначе? Ведь она должна была стать балериной в третьем поколении! А она выглядела гадким сгорбленным утенком среди других его учениц, от которых терпела немало насмешек в свой адрес. Отец же был неумолим и строг, порой урок заканчивался обмороком обессилевшей Марии, но именно каторжный труд превратил ее в нимфу балета. А впереди ее ждал триумф – в 1827 году "Венецианский карнавал" в Париже, после которого она танцевала в Гранд Опера и мировая слава в 28 лет в постановке отца "Сильфида". Роль Сильфиды стала главной в ее жизни – четверть века она была лучшей исполнительницей этой партии. За ней последовали и другие партии в постановках Филиппе Тальони, долгий контракт с Гранд Опера и… гастроли в России. И Петербург буквально "заболел балетом" - она выступала на цене через день, неизменно вызывая восторг и восхищение, внимание императорской семьи и обожание публики. Последнее выступление балерины в Петербурге состоялось 1 марта 1842 года. Вызывали ее восемнадцать раз – ее, Сильфиду, летящую над сценой на кончиках пуант в газовом облаке балетной пачки….

Анна Павлова (1881-1931)

Будущая звезда русского балета мечтала о белом репетиционном зале с портретом Марии Тальони на стене. Дочь железнодорожного подрядчика и прачки обладала прекрасными природными балетными данными и огромным упорством, благодаря которому она и смогла стать ученицей театрального училища, ведь ее не приняли сразу! Лишь вторая попытка оказалась успешной, благодаря Мариусу Петипа, разглядевшему в маленькой девочке "пушинку на ветру". По окончании училища Анна поступила в Мариинский театр, примой которого она стала спустя 6 лет поле первого выхода на сцену. "Баядерка", "Жизель", "Щелкунчик" в ее блистательном исполнении приводили в восторг театральную публику и придирчивых "балетоманов". Настоящая слава же пришла к ней в 1907 году после исполнения миниатюры "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса, которую Михаил Фокин поставил для нее буквально за одну ночь для выступления на благотворительном концерте. Миниатюра навсегда стала символом русского балета 20 века. С 1910 года начинается череда гастролей "Русского лебедя" и история ее мировой славы. "Русские сезоны" в Париже стали одной из "золотых страниц" в истории русского и мирового балета. Анна Павлова создает свою собственную труппу, свою балетную семью, с которой открывает миру классический балет Чайковского и Глазунова. В 1913 году она переезжает в Лондон и уже больше не возвращается в Россию. Америка, Европа, Индия, Куба, Австралия рукоплескали Павловой, ставшей живой легендой. Скончалась Анна Павлова во время гастролей в Гааге 23 января 1931 года от пневмонии.

Ольга Спесивцева (1895- 1991)

Что более всего надломило душу балерины – потрясения революции, преследовавшие ее обвинения эмиграции в "шпионаже", душевная драма или полное погружение в образ Жизели, ради которого она посещала дома для душевнобольных и с которой она разделила ее безумие? Она уже не могла выти на сцену и, надломленная, в 1931 году переехала в США, где вскоре в состоянии полной потери памяти оказалась в лечебнице, где пробыла до 1963 года. Случилось чудо, память вернулась к ней и до самой смерти Ольга Спесивцева прожила в пансионате Фонда Льва Толстого, успев сняться в документальном фильме….

Агриппина Ваганова (1879-1951)

Она не стала великой балериной на цене, но ее имя известно всему миру, как имя великого балетного педагога, которое носит Академия танца….

На сцене ей были уготованы только третьестепенные роли – она не была привлекательна внешне и первые партии обходили ее стороной, да и критики не видели в ней "воздушной красавицы". Упорный труд, талант, великолепная техника исполнения оказались важнее красивой внешней оболочки. Агриппина Ваганова "лепила" себя сама, добившись вначале ролей второго плана, образы которых она открыла для публики заново. Создавая все новые вариации уже, казалось затертых образов, она получила от критиков титул "королевы вариаций". Она не стала знаменитой балериной, уже в 36 лет ее отправили "на пенсию", но, посвятив себя хореографии, стала самым знаменитым педагогом, вписав золотыми буквами свое имя в историю балета. Она посвятила себя хореографии в те годы, когда совершенно серьезно обсуждался вопрос о… ликвидации балета, как чуждого вида искусства. Вагановская школа по праву стала одной из лучших в мире, выпустившей балерин, чьи имена по праву заслужили приставки "великая": Марина Семенова, Галина Уланова, Наталья Дудинская. Агриппина Ваганова руководила Академическим театром оперы и балета в 1931-1937 г.г., осуществив постановки "Лебединого озера" и "Эсмеральды" в новой редакции, в своей особенной манере, получившей имя "вагановской". Ее педагогический опыт стал всемирным достоянием во многом благодаря написанной ею книге "Основы классического танца", переведенной почти на все языки мира и выдержавшей 7 переизданий.

Алисия Алонсо (1920)

Создательница Национального Балета Кубы Алисия Мартинес дель Ойо в 9 лет поступила в единственную в то время на Кубе балетную школу русского балетмейстера Николая Яворского. И с первого же дня балет стал смыслом всей ее жизни. Шаг за шагом Алисия шла к намеченным ею одна за другой целям: стать профессиональной балериной, а затем создать национальную балетную школу на Кубе. Когда политика вмешалась в ее планы, и само существование балетной труппы на Кубе стало невозможным, она поставила своей целью поддерживать наиболее одаренных танцоров до лучших времен. После победы Кубинкой революции в 1959 году она проводит отбор самых одаренных учеников и ставит новую цель - поднять кубинский балет мирового уровня. Но в ее жизни были не только масштабные планы, в ее жизни был Балет, "чернорабочим" которого называла себя Алисия.. Ей рукоплескал Париж, Милан, Вена, Неаполь, Москва, Прага, а она никогда не была собою довольна. В 19 лет е сделал первую операцию на глазах, зрение падало с каждым годом, но она танцевала. "Танцующая в темноте" - так говорили о великой кубинской балерине. Специально для нее центр сцены освещали самым ярким прожектором – она не видела кулис, декораций, она танцевала душой…. Множество постановок, образов - она танцевала, танцевала, танцевала всегда, не давая себе ни поблажек, ни скидок на возраст и потерю зрения. Последнее выступление Алисии Алонсо в поставленном ею балете "Бабочка" состоялось в 1995 году, когда балерине исполнилось 75 лет! Она танцует до сих пор, сидя в инвалидном кресле, полностью потеряв зрение – она все равно танцует руками и сердцем. Алисия Алонсо - Prima ballerina assoluta.

«Дилетант» решил рассказать о легендах балетного искусства XX века.

Ольга Преображенская


В 1879 году поступила в , где занималась у педагогов Николая Легата и Энрико Чекетти . После выпуска была принята в Мариинский театр , где её основной соперницей стала Матильда Кшесинская . С 1895 года гастролировала по Европе и Южной Америке, успешно выступала в театре Ла Скала . В 1900 году стала прима-балериной. Оставила сцену в 1920 году.

В 1914 году начала педагогическую деятельность, с 1917 по 1921 вела класс пластики при оперной труппе Мариинского театра, преподавала в Петроградском хореографическом училище, в Школе русского балета А. Л. Волынского .

В 1921 году эмигрировала, с 1923 года жила в Париже , где открыла балетную студию и почти 40 лет продолжала педагогическую деятельность. Также преподавала в Милане , Лондоне , Буэнос-Айресе , Берлине . Оставила преподавательскую деятельность в 1960 году. Среди ее учеников были Тамара Туманова , Ирина Баронова , Татьяна Рябушинская , Нина Вырубова , Марго Фонтейн , Игорь Юшкевич , Серж Головин и др.

Ольга Иосифовна умерла в 1962 году и похоронена на (в некоторых источниках ошибочно указывается кладбище Монмартр ).

Матильда Кшесинская



Родилась в семье артистов балета Мариинского театра : дочь российского поляка Феликса Кшесинского (1823—1905) и Юлии Доминской (вдовы балетного танцовщика Леде, от первого брака у неё было пять детей). Сестра балерины Юлии Кшесинской («Кшесинская 1-я»; в замужестве Зедделер , муж — Зедделер, Александр Логгинович ) и Иосифа Кшесинского (1868—1942) — танцовщика, балетмейстера, постановщика, заслуженного артиста РСФСР (1927).

В 1896 Преображенская получила статус прима-балерины


В 1890 году окончила Императорское театральное училище , где её педагогами были Лев Иванов , Христиан Иогансон и Екатерина Вазем . После окончания школы была принята в балетную труппу Мариинского театра , где поначалу танцевала как Кшесинская 2-я (Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия ). Танцевала на императорской сцене с 1890 по 1917 год .

В 1896 получила статус прима-балерины императорских театров (вероятно, во многом благодаря своим связям при дворе, так как главный балетмейстер Петипа не поддерживал её выдвижение на самый верх балетной иерархии).

В 1929 году открыла собственную балетную студию в Париже . Ученицей Кшесинской была «бэби-балерина» Татьяна Рябушинская .

В эмиграции при участии своего супруга написала мемуары , первоначально изданные в 1960 году в Париже на французском языке. Первое российское издание на русском языке осуществилось лишь в 1992 году .

Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия : «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров К шесинская ».

Вера Трефилова


Вера Трефилова родилась в артистической семье. Мать Н. П. Трефилова, унтер-офицерская вдова, была драматической актрисой, в браке не состояла. Крестной стала выдающаяся драматическая актриса М. Г. Савина .

Помимо того, что источники дают балерине ещё фамилию Иванова, она носила ещё три фамилии по своим мужьям: по 1-му мужу — Бутлер, по 2-му — Соловьева, по 3-му — Светлова.

Трефилова была приверженцем классического балета


В 1894 году закончила Петербургское театральное училище , педагоги Екатерина Вазем и Павел Гердт , и сразу была принята на сцену в императорский Мариинский театр в кордебалет с обещанием, что через несколько лет она займет амплуа солистки — что и произошло в 1906 году после того, как она, уже работая на сцене, продолжала брать уроки, её преподавателями были: Катарина Беретта , Энрико Чеккетти , Мори в Париже, Евгения Соколова , Николай Легат . В 1898 году на премьере «Дочери микадо» балетмейстера Л. И. Иванова она заменила Екатерину Гельцер , но выход прошел неудачно, оставив балерину ещё на несколько лет в кордебалете. Тем не менее в небольших сольных партиях она выступала. А перейдя, наконец, в солистки, уже уверенно чувствовала себя в сложных первых партиях.

Трефилова была приверженцем классического балета, отрицая новаторство. Но зато стала мастером академического балета.

В Мариинском театре В. Трефилова проработала 1894—1910 годы.

Юлия Седова

Окончила Санкт-Петербургское хореографическое училище в 1898 году. Ведущий педагог Энрико Чекетти поставил для неё и другой своей ученицы Любови Егоровой специальный выпускной спектакль «Урок танцев в гостинице», рассчитанный на демонстрацию хорошего владения техникой исполнения.

Хотя с первых лет её пребывания в Мариинском театре, ей поручались значительные партии, её служебная карьера складывалась далеко не благополучно, только в 1916 году перед уходом в отставку она получила высшее в балетной карьере звание балерины. Для этого были причины субъективного характера, её откровенно не любил директор императорских театров В. А. Теляковский , который оставил в своих дневниках много нелестных отзывов о ней. Её обвиняли в склоках и интриганстве. Сейчас невозможно судить о объективности этих высказываний, особенно, если принять во внимание специфическую атмосферу отношений в петербуржском балете, которым фактически заправляла Матильда Кшесинская .

Седова имела крупное сложение, широкие плечи, сильные мускулистые ноги


Объективно можно говорить о том, что артистка имела предприимчивую деятельную натуру и видимо ладила с коллегами, о чём говорят многочисленные гастроли, которые она возглавляла. Однако кроме субъективных причин не вполне успешной карьеры, были и вполне объективные. Она имела крупнокостное сложение, широкие плечи, сильные мускулистые ноги с большими ступнями, поэтому добиваясь очень хороших результатов в сложных прыжках и вращениях проигрывала в пластике поз. Таким образом её внешние данные никак не устраивали избалованную петербуржскую балетную публику.

К 1911 году репертуар Мариинского театра в значительной мере опирался на неё, так как ряд артисток, например Анна Павлова и Вера Трефилова покинули театр, а Кшесинская и Тамара Карсавина появлялись на сцене ограниченно. Тем не менее она не получила давно заслуженного звания балерины и, вероятно, в знак протеста подала прошение об отставке, когда была повышен оклад Карсавиной. Отставка была принята.

Оставшись без работы артистка возглавила большую гастрольную поездку по США , её партнёром в поездке был Михаил Мордкин . Солистами труппы были Лидия Лопухова , Бронислава Пожицкая , Александр Волинин и Николай Солянников , как мимический танцор. Кордебалет составлял шесть-десять человек. Декорации были написаны художником Константином Коровиным . Гастроли удались. Американская публика, впервые увидевшая классический балет такого уровня, принимала хорошо. График выступлений был очень напряженным, спектакли давались практически каждый день. Труппа выступила в 52 городах. Седова выступила 38 раз в « Лебединном озере », 27 раз в « Коппелии » и 10 раз в «Русской свадьбе», небольшом балете поставленным М. Мордкиным. Постановку «Жизели» пришлось отменить, из-за болезни Мордкина. Петербургская пресса следила за гастролями и сообщала о восторгах американцев.


После возвращения из Америки последовали переговоры о возвращении в Мариинский театр, которые ни к чему не привели. 6 марта 1912 года актриса дала «Прощальный вечер» на сцене Петербургской консерватории . В 1912—1914 годах актриса гастролировала в Западной Европе . Только в 1914 году она смогла вернуться в Мариинский театр. 9 ноября 1916 года состоялся её прощальный бенефис, на котором она впервые исполнила роль Аспиччии в « Дочери фараона ». В возрасте 36 лет, она навсегда покинула сцену.

Агриппина Ваганова


Агриппина Ваганова родилась 14 (26 июня ) 1879 года в Санкт-Петербурге , в семье капельдинера Мариинского театра. Её отец — Акоп (Яков Тимофеевич) Ваганов — перебрался в Петербург из Астрахани, где со времён Ивана Грозного существовала армянская община; впрочем, сам он был из персидских армян и капитала в Астрахани не нажил; служил унтер-офицером, а после отставки переехал в Петербург.

В 1888 году была принята в Императорское театральное училище . Среди педагогов Вагановой были Евгения Соколова , Александр Облаков , Анна Иогансон , Павел Гердт , Владимир Степанов . В младших классах в течение двух лет занималась у Льва Иванова , назвав это время «двумя годами безделья» , затем перешла в класс Екатерины Вазем . Первой ролью Вагановой стала мать Лизы, главной героини, в школьном спектакле « Волшебная флейта », поставленном Львом Ивановым для учеников средних классов.

В 1897 году, после окончания училища, была принята в балетную труппу Мариинского театра, через несколько лет получила статус солистки . Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба « Коппелия », за что её прозвали «королевой вариаций».

Она вносила некоторые изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков.

Ваганова вносила некоторые изменения в хореографические приемы


Покинув сцену в 1916 году , занялась преподаванием. Сначала преподавала в различных частных школах и студиях, затем, уже после революции, была приглашена А. А. Облаковым на работу в Петроградское театральное училище . Свой первый выпуск, в числе которого были Нина Стуколкина , Ольга Мунгалова и Нина Млодзинская , подготовила в 1922 году. В 1924 году выпустила класс, который начала учить в 1921 году. Беря предвыпускные женские классы, подготовленные такими педагогами, как Е. П. Снеткова , М. А. Кожухова , М. Ф. Романова , выпускала через год, иногда ежегодно. Разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. « Система Вагановой » сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века.

С 1931 по 1937 год Ваганова — художественный руководитель балетной труппы ЛАТОБ имени С. М. Кирова .

Агриппина Яковлевна умерла в Ленинграде 5 ноября 1951 года . Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища

Танцевальный почерк этой балерины нельзя спутать ни с кем. Чёткий, тщательно отточенный жест, размеренное передвижение по сцене, предельный лаконизм костюмов и движений - вот те особенности, которые сразу же выделяют М. Плисецкую.

По окончании Московского хореографического училища, где Плисецкая училась у педагогов Е. П. Гердт и М. М. Леонтьевой, с 1943 г. она работала в Большом театре. С самого начала творческого пути проявилась особая артистическая индивидуальность Плисецкой. Её работы отличает редкое соединение чистоты линии с властной экспрессией и мятежной динамикой танца. А её прекрасные внешние данные – большой шаг, высокий, лёгкий прыжок, стремительные вращения, необыкновенно гибкие, выразительные руки и тончайшая музыкальность - лишний раз подтверждают, что Плисецкая не просто стала балериной, а родилась ею.

Анна Павловна Павлова (12 февраля 1881 г. - 23 января 1931 г.), русская балерина.

Искусство Павловой представляет собой уникальное явление в истории мирового балета. Она впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже самой неподготовленной публике.

Легенды окутывают всю ее жизнь с рождения и до смерти. Согласно документам, её отцом был солдат лейб-гвардии Преображенского полка. Однако ещё при жизни балерины газеты писали о её аристократическом происхождении.

Галина Сергеевна Уланова (8 января 1910 г. - 21 марта 1998 г.), русская балерина.

Творчество Улановой составило целую эпоху в истории мирового балета. Она не просто восхищала филигранным искусством танца, но каждым движением передавала душевное состояние своей героини, ее настроение и характер.

Будущая балерина родилась в семье, где танец был профессией. Ее отец был известным танцовщиком и балетмейстером, а мать - балериной и педагогом. Поэтому поступление Улановой в Ленинградское хореографическое училище было совершенно естественным. Вначале она училась у матери, а затем её педагогом стала известная балерина А. Я. Ваганова.

В 1928 году Уланова блестяще окончила училище и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета. Вскоре она становится ведущей исполнительницей партий классического репертуара - в балетах П. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», А. Адана «Жизель» и других. В 1944 году она становится солисткой Большого театра в Москве.

Мариус Иванович Петипа (11 марта 1818 г. - 14 июля 1910 г.), русский артист, балетмейстер.

Имя Мариуса Петипа известно каждому, кто хоть немного знаком с историей балета. Всюду, где сегодня существуют балетные театры и школы, где показывают фильмы и телепередачи, посвященные балету, издают книги об этом удивительном искусстве, знают и чтят этого человека. Хотя он и родился во Франции, но всю свою жизнь проработал в России и является одним из родоначальников современного балета.

Петипа однажды признался, что с самого рождения вся его жизнь была связана со сценой. Действительно, его отец и мать были известными артистами балета и жили в крупном портовом городе Марселе. Но детство Мариуса прошло не на юге Франции, а в Брюсселе, куда семья переселилась сразу после его рождения в связи с новым назначением отца.

Музыкальные способности Мариуса были замечены очень рано, и его отдали сразу в Большой колледж и консерваторию по классу скрипки. Но первым его учителем стал отец, который вел при театре балетный класс. В Брюсселе Петипа впервые и вышел на сцену в качестве танцовщика.

Ему было в то время всего двенадцать лет. А уже в шестнадцать он стал танцовщиком и балетмейстером в Нанте. Правда, проработал там всего год и затем вместе с отцом отправился в свое первое заграничное турне в Нью-Йорк. Но, несмотря на сопутствовавший им чисто коммерческий успех, они быстро уехали из Америки, поняв, что там некому оценить их искусство.

Вернувшись во Францию, Петипа понял, что ему надо получить более глубокое образование, и стал учеником знаменитого хореографа Вестриса. Занятия быстро дали результат: всего через два месяца он стал танцовщиком, а позже и балетмейстером в балетном театре города Бордо.

Сергей Павлович Дягилев (31 марта 1872 г. - 19 августа 1929 г.), русский театральный деятель, импресарио, издатель.

Своей матери Дягилев не знал, она умерла при родах. Его воспитала мачеха, которая относилась к нему так же, как и к собственным детям. Поэтому для Дягилева смерть сводного брата в советское время стала подлинной трагедией. Возможно, поэтому он перестал стремиться на родину.

Отец Дягилева был потомственным дворянином, кавалергардом. Но из-за долгов он был вынужден оставить армию и поселиться в Перми, считавшейся в то время российской глубинкой. Его дом практически сразу же становится центром культурной жизни города. Родители часто музицировали и пели на проходивших в их доме вечерах. Их сын также брал уроки музыки. Сергей получил настолько разностороннее образование, что когда оказался после окончания гимназии в Петербурге, то ничем не уступал своими знаниями петербургским сверстникам и даже иногда превосходил их уровнем начитанности и по уровню знания истории и русской культуры.

Внешность Дягилева оказалась обманчивой: здоровяк-провинциал, казавшийся увальнем, был достаточно начитан, свободно говорил на нескольких языках. Он легко вошёл в университетскую среду и стал числиться студентом юридического факультета Петербургского университета.

Одновременно он погрузился в театральную и музыкальную жизнь столицы. Юноша берет частные уроки игры на фортепиано у итальянца А. Котоньи, посещает класс в Петербургской консерватории, пытается сочинять музыку, занимается историей художественных стилей. На каникулах Дягилев совершает и первое путешествие по Европе. Он как бы ищет своё призвание, обращаясь к различным сферам искусства. Среди его друзей оказываются Л. Бакст, Е. Лансере, К. Сомов – будущее ядро объединения «Мир искусства».

Вацлав Фомич Нижинский (12 марта 1890 г. - 8 апреля 1950 г.), русский танцовщик и балетмейстер.

В 1880-х годах в России с успехом выступала труппа польских танцовщиков. В ней служили муж и жена – Томаш и Элеонора Нижинские. Они и стали родителями будущего великого танцовщика. Театр и танец вошли в жизнь Вацлава с первых месяцев жизни. Как он сам писал впоследствии, «желание танцевать было для меня столь же естественным, как дышать».

В 1898 г. он поступил в Петербургское балетное училище, окончил его в 1907 и был принят в Мариинский театр. Выдающийся талант танцовщика и актера сразу вывел Нижинского на положение премьера. Он исполнял многие партии академического репертуара и был партнером таких блистательных балерин, как , О. И. Преображенская, А. П. Павлова, .

Уже в 18 лет Нижинский танцевал главные партии почти во всех новых балетах, поставленных на сцене Мариинского театра. В 1907 году он танцевал Белого раба в «Павильоне Армиды», в 1908-м - Раба в «Египетских ночах» и Юноши в «Шопениане» в постановке М. М. Фокина, а через год исполнил роль Урагана в балете «Талисман» Дриго в постановке Н. Г. Легата.

И, тем не менее, в 1911 году Нижинский был уволен из Мариинского театра за то, что, выступая в балете «Жизель», самовольно надел новый костюм, выполненный по эскизу А. Н. Бенуа. Выйдя на сцену полуобнаженным, актер вызвал раздражение у сидевших в ложах членов царствующей семьи. Его не смогло защитить от увольнения даже то, что к этому времени он был одним из известнейших танцовщиков русского балета.

Екатерина Сергеевна Максимова (1 февраля 1939 г. - 28 апреля 2009 г.), русская советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, педагог, народная артистка СССР.

Эта уникальная балерина не сходила со сцены тридцать пять лет. Впрочем, с балетом Максимова связана и сегодня, поскольку является педагогом-репетитором театра «Кремлевский балет».

Екатерина Максимова получила специальное образование в Московском хореографическом училище, где ее педагогом была прославленная Е. П. Гердт. Еще будучи ученицей, Максимова получила первую премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве в 1957 году.

Свое служение искусству она начала в 1958 году. После окончания училища молодая балерина пришла в Большой театр и проработала в нем до 1988 года. Небольшого роста, идеально сложенная и удивительно пластичная, она, казалось, самой природой была предназначена для классических ролей. Но вскоре стало очевидно, что ее возможности поистине безграничны: она с одинаковым блеском исполняла и классические, и современные партии.

Секрет успеха Максимовой заключается в том, что она всю жизнь продолжала учиться. Свой богатый опыт ей передала прославленная балерина Г. Уланова. Именно от нее молодая актриса балета переняла искусство драматического танца. Не случайно, в отличие от многих балетных актеров, она сыграла целый ряд ролей и в балетных телеспектаклях. Необычайно выразительное лицо Максимовой с большими глазами отображало самые тонкие нюансы при исполнении комедийных, лирических и драматических ролей. Кроме того, ей блестяще удавались не только женские, но и мужские партии, как, например, в балетном спектакле «Чаплиниана».

Сергей Михайлович Лифарь (2 (15) апреля 1905 г. - 15 декабря 1986 г.), русский и французский танцовщик, балетмейстер, педагог, коллекционер и художник.

Сергей Лифарь родился в Киеве в семье крупного чиновника, его мать происходила из семьи известного зерноторговца Марченко. Первоначальное образование он получил в родном городе, поступив учиться в 1914 г. в Киевский императорский лицей, где прошел подготовку, необходимую для будущего офицера.

Одновременно, с 1913 по 1919 год, Лифарь ходил на занятия по классу фортепиано в консерваторию имени Тараса Шевченко. Решив посвятить свою жизнь балету, он поступил в 1921 г. в Государственную школу искусств (класс танца) при Киевской опере и получил азы хореографического образования в студии Б. Нижинской.

В 1923 г. по рекомендации педагога вместе с четырьмя другими его учениками Лифаря пригласили на просмотр в труппу «Русский балет» С.П. Дягилева. Сергею удалось пройти конкурс и попасть в прославленный коллектив. С этого времени начался трудный процесс превращения начинающего любителя в профессионального танцовщика. Лифарю давал уроки известный педагог Э. Чекетти.

Одновременно он много учился у профессионалов: ведь в труппу Дягилева традиционно приходили лучшие танцовщики России. Кроме того, не обладая собственными идеями, Дягилев аккуратно собирал лучшее, что было в отечественной хореографии, поддерживал поиски Джорджа Баланчина, Михаила Фокина. Сценографией и театральными декорациями занимались известные художники России. Поэтому постепенно «Русский балет» превратился в один из лучших коллективов в мире.

Через несколько лет после смерти Мариса Лиепы было принято решение увековечить в виде медальонов пять его рисунков. Они выполнены под руководством итальянского мастера Д. Монтебелло в России и продаются на вечерах памяти Лиепы в Москве и Париже. Правда, первый тираж составил всего сто - сто пятьдесят медальонов.

Окончив Рижское хореографическое училище у В. Блинова, Марис Лиепа приехал в Москву, чтобы поучиться еще и в Московском хореографическом училище у Н. Тарасова. После его окончания в 1955 году он так и не вернулся на свою историческую родину и практически всю свою жизнь проработал в Москве. Здесь же он получил признание поклонников и свою известность выдающегося артиста балета.

Сразу после окончания училища Марис Лиепа пришел в труппу Театра имени К. Станиславского, где танцевал партию Лионеля в балете «Жанна Д’Арк», Феба, Конрада. Уже в этих партиях проявились главнейшие черты его таланта - сочетание великолепной техники с яркой выразительностью каждого движения. Работа молодого артиста обратила на себя внимание ведущих специалистов балета, и уже с 1960 года Лиепа становится членом коллектива Большого театра.

Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кжесиньска) (19 (31) августа 1872 г. - 6 декабря 1971 г.), русская балерина.

Матильда Кшесинская была миниатюрна, ростом всего 1 метр 53 сантиметров, да и формами будущая балерина могла похвастаться, в отличие от худощавых подруг. Но, несмотря ни на рост, ни несколько лишний для балета вес, имя Кшесинской на протяжении многих десятилетий не сходило со страниц светской хроники, где она была представлена в ряду героинь скандалов и «роковых женщин». Эта балерина была любовницей последнего русского царя Николая II (когда он был еще наследником престола), а также женой великого князя Андрея Владимировича. О ней рассказывали как о фантастической красавице, а между тем она отличалась лишь необыкновенно красивой фигурой. В свое время Кшесинская была известной балериной. И хотя по уровню дарования намного уступала, скажем, такой своей современнице, как Анна Павлова, она все же заняла свое место в русском балетном искусстве.

Кшесинская родилась в потомственной артистической среде, которая на протяжении нескольких поколений была связана с балетом. Отец Матильды был известным танцовщиком, являлся ведущим артистом императорских театров.

Отец и стал первым учителем своей младшей дочери. Вслед за старшей сестрой и братом Матильда была принята в хореографическое училище, после окончания которого началась ее долгая служба в императорских театрах.

Кто самая известная советская балерина? Кто-то назовет Майю Плисецкую, другие - третьи - Галину Уланову. Все они были выдающимися танцовщицами ХХ века. Советские балерины, фото которых приведены ниже, своим мастерством сумели возвести советский балет на небывалую высоту во всем мире. Каждая из них прошла свой особый путь к вершине славы.

Галина Уланова

Известная советская балерина родилась в Санкт-Петербурге в семье балетных артистов Мариинского театра в 1909 году. С 9 лет Галина стала обучаться балетному искусству в Петроградском хореографическом училище, где работала хореографом ее мама. На занятия она ходила без особой охоты, однако врожденное чувство долго не позволяло ей расслабляться, и она с упорством отрабатывала балетные позы. После окончания училища в 1928 году ее взяли в труппу ленинградского Театра оперы и балета. Через год она уже танцевала ведущую партию в “Лебедином озере” и произвела как на балетных критиков, так и на публику большое впечатление. О ней стали говорить как о будущей звезде. До 1944 года Галина была примой Кировского театра. Ее репертуар включал роли Джульетты, Жизели, Маши из “Щелкунчика”. Во время Отечественной войны известная советская балерина вместе с труппой театра была эвакуирована в Алма-Ату. В 1943 году она была номинирована на звание Народной артистки После войны Уланову перевели в Москву в труппу Большого театра. Она была первой из советских балерин, которая совершила зарубежное турне. Она выступила на авторитетных балетных сценах европейских Лондона, Парижа и т.д. Советская балерина Галина Уланова считалась достоянием мирового балетного искусства. Ее благосклонности добивались многие влиятельные люди планеты, однако она была неприступной и замкнутой. Она держала всех на определенной дистанции, ни с кем не дружила, мало общалась, за что ее прозвали “Великой Немой”. пожалуй, - самая одаренная со стороны государства советская балерина. Ей были присвоены звания Народной артисткой РСФСР и СССР, она стала дважды героем Социалистического труда, лауреатом различных авторитетных премий. При жизни Галине Улановой были установлены два памятника: один на ее родине - в Санкт-Петербурге, а другой - в Стокгольме. Галина Уланова умерла в возрасте 89 лет. До конца жизни она выглядела безупречно элегантной, ходила на каблуках и делала разминку у Ее тело покоится на Новодевичьем кладбище.

Ольга Лепешинская

Другая известная советская балерина, дворянка по происхождению, родилась в Киеве в 1916 году. Для получения хореографического образования она с семьей переехала в Москву и поступила в Московское хореографическое училище. Ее врожденный талант сразу же бросился в глаза ее преподавателям, и сразу же по окончанию училища ее взяли в труппу Большого театра. Она исполняла ведущие партии в балетах П. И. Чайковского: Маши в “Щелкунчике”, Одетты - Одиллии в “Лебедином озере” и др. Ее балетными партнерами были такие известные танцовщики, как Асаф Мессерер, Алексей Ермолаев и Петр Гусев. Ольга Лепешинская снялась в первом советском фильме-балете “Граф Нулин”. После ухода со сцены великая балерина занялась педагогической деятельностью и взрастила не одно поколение балерин. Она ушла из жизни в возрасте 94 лет.

Майя Плисецкая

Майя Плисецкая родилась в состоятельной еврейской семье в 1925 году в Москве. Ее отец всегда занимал ответственные государственные посты, однако в 1938 году был обвинен по статье "Враг народа" и расстрелян, а ее мать - актриса немого кино - была сослана в Казахстан. Для того чтобы девочка не попала в детдом, ее тетя, артистка Большого театра удочерила Майю. Ее дядя - Асаф Мессерер - также был знаменитым танцовщиком Большого театра. Так девочка росла среди двух артистов и приобщалась к балетному искусству. Став выпускницей Московского хореографического училища, она поступила на службу в Большой театр. В течение 5 лет Майя танцевала второстепенные партии, однако после исполнения роли Жизели она стала примой Большого театра. В 1958 году известная советская балерина Майя Плисецкая и популярный композитор поженились. Майя снималась во многих советских фильмах-балетах, а после ухода со сцены стала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а затем и Мадридского балета. Сегодня Майя Плисецкая является председателем ежегодной международной балетной премии “Майя”.

В российских кинотеатрах идет кинолента Алексея Учителя «Матильда», а в блогосфере яростно спорят о романтической связи Николая Второго и Кшесинской. Но в истории балета хватало не менее скандальных и ярких любовных романов.

1. Маркиза Тереза де Горла Бертело

Известно, что классический балет в XVII веке придумали Пьер Бошан, Жан-Батист Мольер и Людовик XIV. И одной из самых знаменитых звезд танца в то время считалась Тереза де Горла Бертело. Прославилась Тереза Дюпарк (так ее звали после замужества) благодаря драматическому таланту, танцам, удивительной красоте, любовным историям и пикантным пируэтам, во время которых зритель мог наблюдать ее шелковые чулки.

В энциклопедиях обычно рассказывают, что именно она стала первой исполнительницей ролей Донны Эльвиры в мольеровском «Дон Жуане» и Андромахи в одноименной пьесе Жана Расина, но современники не менее жарко обсуждали ее любовников. Она была дамой довольно ветреной, если не куртизанкой, кружила головы всему французскому высшему свету, включая Короля-Солнце, но особенно разрушительно она прошлась по цвету тогдашней французской литературы.

Началось все с Мольера, который ради нее оставил свою первую звезду и по совместительству жену — Мадлен Бежар. Потом прогремел роман с поэтом Пьером Корнелем, который посвятил ей множество стихов. На какое-то время ради поэта Дюпарк даже ушла из труппы Мольера. А затем она оказалась в театре и постели Жана Расина, главного соперника Мольера на тот момент. К сожалению, история ее прервалась слишком рано. Она умерла при весьма подозрительных обстоятельствах, некоторое время Расина даже обвиняли в ее отравлении.

2. Мари-Мадлен Гимар


Эта балерина блистала в Париже перед Французской революцией. Блистала не только на сцене, ее любовные похождения в столице обсуждали не меньше ее театральных успехов. Надо сразу сказать, что слава к ней пришла в первую очередь как к незаурядной танцовщице.

Имея яркую внешность, она все же не вписывалась в тогдашние стандарты — Гимар была слишком худой. Из-за этого парижские острословы называли ее «скелет грации». Однако вместе со званием примы у нее появились и довольно влиятельные любовники.

К сожалению, Гимар не оставила ни мемуаров, ни дневников. Многие из ее знакомых либо благоразумно умерли до 1789 года, либо получили в биографии строчку «гильотинирован». Так что большинство фактов о ее жизни сейчас достоверно не восстановить. Но и то, что осталось в виде слухов и упоминаний в литературе — впечатляет.

Среди ее любовников называли финансиста и коммерсанта, одного из богатейших людей Франции Жан-Жозефа де Лаборда, его брата — композитора Жан-Бенджамина де Лаборда. От последнего, вероятно, Гимар родила дочь. Но всех затмил Шарль де Роган, князь де Субиз.

Шарль де Роган был не только аристократом, гурманом и ловеласом, но и маршалом Франции, занимал министерские должности, ему покровительствовала мадам Помпадур. Мари-Мадлен Гимар он взял на полное содержание и тратил на ее развлечения огромные суммы. Поговаривали, что балерина его почти разорила.

На его средства Гимар построила свой знаменитый роскошный отель в предместье Парижа. Храм Терпсихоры, как его еще называли, был известен вечерами, во время которых давали представления за гранью пристойности и приглашали «самых похотливых девушек» города. Современники неоднократно писали, что заканчивалось все оргиями.

3. Джованна Басси


XVIII век богат на драмы и детективные истории, которые так никогда и не были разгаданы. Джованну Басси нельзя назвать выдающейся балериной, хотя она довольно активно выступала на сцене Шведской оперы, а местная публика принимала ее с восторгом. Но в историю она вошла не благодаря своим па, а из-за бурного романа с графом Адольфом Фредериком Мунком — «серым кардиналом» и фаворитом шведского короля Густава III.

Знакомство балерины и влиятельного придворного началось, когда карьера царедворца была на самой вершине. Его взлету очень помогло то, что Мунк смог помирить короля с его супругой Софией Магдаленой Датской. Выступая в качестве сексолога, он «наладил производство» двоих наследников. Злые языки, правда, утверждали, что в рождении будущего Густава IV Адольфа удалось вообще обойтись без короля. Уж больно принц был похож на Мунка. Джованна Басси тоже родила, но девочку.

Неизвестно, рассчитывала ли Басси на тихую семейную жизнь с графом, но Мунк попал под суд. Его обвинили в том, что, занявшись по поручению короля подделкой русских денег, он заодно сделал и немного шведских. Его бы простили, но от рук заговорщиков погиб его покровитель — Густав III. Смерть настигла шведского короля в опере во время маскарада. Мунка выслали из страны в Италию, балерина последовала за ним. Басси хотела, чтобы он женился на ней и признал дочь. Опальный граф ей отказал. Взбешенная Басси вернулась на родину. Впрочем, есть еще версия, что в Италии балерина выполняла шпионское поручение Тайного совета Швеции.

4. Тереза Эльслер


Может показаться, что романтическая связь балерины и аристократа обязательно должна закончиться или оргией, или трагедией. Это не совсем так, в истории хватает примеров, когда в финале все благополучно, то есть счастливую невесту ведут под венец. Например, Терезе Эльслер удалось стать женой даже не графа или барона, а самого настоящего принца, младшего брата прусского короля Фридриха Вильгельма III — Адальберта Прусского.

В истории балета больше заметна младшая сестра Эльслер — Франциска, или Фанни. Ее называли одной из самых известных балерин XIX века. Штраус-сын даже написал оперетту о ее жизни «Танцовщица Фанни Эльслер». Терезу же считали слишком высокой и не такой выразительной. Тем не менее именно ей удалось увлечь Адальберта, который был уже далеко не восторженный юноша — к тому моменту ему исполнилось 38 лет, а балерина, кстати, была на несколько лет его старше. Что удивительно, король Фридрих Вильгельм IV дал согласие на этот морганатический брак.

Младшая, и более знаменитая, сестра Фанни тоже была объектом внимания близких к трону особ. Например, изначально карьере сестер помогла связь Фанни с сицилийским принцем Леопольдо, который устроил балерин в оперу Неаполя и особо не скрывал нежного отношения к младшей Эльслер. Считается, что у пары даже родился сын.

5. Анна Павлова


В 20-е годы XX века в Европе и США прокатилась целая волна «павловомании». В честь русской балерины называли торты, тюльпаны и новорожденных. Она много выступала, гастролировала до полного изнеможения и получала огромные для того времени гонорары. И рядом с ней почти всегда был Виктор Дандре, который выполнял при балерине роль менеджера, компаньона и тайного мужа.

Когда Павлова только окончила Императорское театральное училище, Виктор Дандре казался ей сказочным принцем. Богатый барон, красавец, важный чиновник… Конечно, Кшесинская активно сводила ее с великим князем Борисом Владимировичем, но быть просто содержанкой начинающая балерина не хотела. А рядом с Дандре она надеялась на официальный брак…

Увы, Виктор быстро дал понять, что пойти на такой мезальянс не может. Аристократ пробивал ей ведущие партии, дарил драгоценности и полностью обеспечивал, но и только. В конце концов последовал разрыв и Павлова уехала с Дягилевым в Париж, где с триумфом участвовала в «Русских сезонах».

В этот момент жизнь Дандре кардинально изменилась: он попал в тюрьму по обвинению в растрате. Денег, чтобы погасить долг, у него нет. Тогда Павлова ушла от Дягилева, подписала кабальный, но очень выгодный в финансовом плане контракт. К тому же ей сразу выплатили довольно внушительный аванс, который она тут же отдала брошенному любовнику, чтобы он смог заплатить залог и выйти из тюрьмы. Дандре нелегально покинул Россию, приехал к ней в Англию и попросил ее руки. Она согласилась, но потребовала, чтобы их брак оставался тайной.

6. Тамара Карсавина


Феномену Тамары Карсавиной посвящают монографии не только историки балета, но и литературоведы. Коломбина Серебряного века была предметом поклонения для целого поколения русских поэтов начиная с Блока.

В этом нет ничего странного. Звезды балета все время привлекают внимание не только богачей и аристократов, в их окружении всегда можно найти людей творческих: литераторов, художников и музыкантов. Удивительно другое. Карсавина отказывала многим знаменитостям, влиятельным и знатным поклонникам, а вышла замуж за тихого и скромного дворянина Василия Мухина.

После дягилевских сезонов в Париже Карсавина стала мировой знаменитостью, ее буквально осаждали почитатели, но долгое время это никак не влияло на брак с Мухиным. Перечеркнула все встреча в 1913 году с Генри Брюсом. Английский профессиональный дипломат, выпускник Итона, младший сын богатого землевладельца увидел ее во время приема в британском посольстве и сразу влюбился. Он молниеносно отбил ее у мужа, а после революции увез из России.

В отличие от многих подобных историй, Генри Брюс не стал требовать, чтобы Карсавина оставила балет. Наоборот! Сам ушел со службы, выполняя, впрочем, некоторые поручения, и долгое время ездил вместе с ней по Европе. Сначала они жили во Франции, в 1929 году переехали в Лондон, но в Форин-офис Брюс вернулся только во время Второй мировой войны.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх