Круг детского чтения в детском саду. Круг чтения современного ребёнка

Проблема формирование круга детского чтения существует давно. Умение правильно формировать круг детского чтения - основа профессиональной деятельности учителя. Не обладая этим умением, нельзя вырастить талантливого читателя в ребенке.

Понятие круга чтения школьника как компонента читательской компетентности

Перед начальной школой стоит сложная задача - формирование у каждого школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать книги, то есть формирование школьника-читателя. Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» .

Проблема формирования младшего школьника как читателя была поставлена в 60-е годы XX века в работах Н.Н. Светловской . В наше время проблемой формирования читательской компетентности младших школьников занимаются Е.Л. Гончарова , Н.Н. Сметанникова и другие.

Наиболее общее определение читательской компетентности дает Н.Н Сметанникова. По ее мнению, «читательская компетентность - это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности» .

Е.Л. Гончарова рассматривает читательскую компетентность как психологическую систему. Она считает, что все компоненты этой системы подчинены ее главной функции: превращению содержания текста в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя .

Объективными показателями читательской компетентности являются устойчивая потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя все знания, умения, навыки, которыми читатель располагает к моменту чтения.

Разработчики Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в содержание понятия «читательская компетентность» включают владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знание книг и умение их самостоятельно выбирать, сформированность потребности в книге и чтении.

На наш взгляд, в данном определении названы не все существенные признаки читательской компетентности. Мы считаем, что помимо названных признаков читательской компетентности не менее важными следует считать эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе и сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведений. Одной из составляющих читательской компетентности является круг чтения.

Круг чтения - это круг тех произведений, которые читают (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Умение правильно формировать круг детского чтения основа профессиональной деятельности учителя. Не обладая этим умением, нельзя вырастить талантливого читателя в ребенке.

Проблема формирование круга детского чтения существует давно. Еще в античную эпоху своего развития человек заботился о том, что могут и что должны читать дети. Предметом внимания взрослых в первую очередь было содержание книг, читаемых младшим поколением. Уже тогда имелось устойчивое представление о том, что у детей и взрослых разный круг чтения.

Во все времена своего существования человечество проявляло внимание к нравственным проблемам произведений для детей, считая их первоосновой формирования человека в ребенке. Особой заботой взрослых было историческое чтение, так как без знания истории страны нельзя стать достойным гражданином. Постоянно шли споры о том, что считать детским произведением, каким критериям оно должно соответствовать.

Вопросы круга детского чтения были подняты в XVIII в. (И. Посошков, Н. Новиков) и подробно разработаны в XIX в. в трудах В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, Л. Толстого, К. Ушинского. Но до сих пор эта проблема остается сложной в методике детского чтения ввиду своей многоаспектности: человек, занимающийся вопросами детского чтения, должен обладать одинаково глубокими и разносторонними знаниями в области русского и зарубежного фольклора, русской и зарубежной детской литературы и детского чтения. Ему необходимо иметь хорошую педагогическую и психологическую подготовку, так как круг детского чтения формируется с учетом возрастных особенностей восприятия ребенком художественного произведения. Тот, кто занимается вопросами круга детского чтения, должен постоянно следить за тенденциями развития детской литературы, детского книгоиздательства, уметь дать верную критическую оценку новинкам книжного рынка, знать, где можно получить информацию о том, что публикуется для детей определенного возраста. Ему самому нужно быть компетентным читателем, верить в силу воздействия художественного слова на человека и понимать, что формирование круга детского чтения - процесс, требующий к себе серьезного и кропотливого отношения.

От чего зависит содержание круга детского чтения?

  • 1. От возраста читателя, его пристрастий и предпочтений. Уже в детстве проявляется интерес ребенка к определенному жанру (сказка), определенному виду литературы (поэзия), к определенному автору и книге. Запомнившиеся им произведения дети могут слушать без устали.
  • 2. Особую роль в формировании круга детского чтения играют знания человека в области литературы, его информированность. Поскольку младший школьник ни особо богат знаниями, ни обширной информацией, то здесь следует говорить о знаниях и представлениях взрослого человека о детской литературе. Чем шире и полнее они, тем интереснее детская книга будет преподнесена ребенку.
  • 3. От состояния и уровня развития самой литературы.
  • 4. Однообразие литературы сделало однообразным круг детского чтения. В детском чтении рубежа ХХ-ХХI вв. преобладают сказка и литература нонсенса, что не способствует воспитанию разностороннего читателя.
  • 5. От состояния фондов общественных и семейных библиотек. Чем полнее и разнообразнее они, тем правильнее можно будет сформировать круг детского чтения .

Большое влияние на формирование круга детского чтения оказывает то время, в которое живет читатель: его идеи, идеалы, запросы. Выбирая книгу для чтения, мы обязательно должны думать о формировании позитивных эмоций ребенка, его позитивной деятельности в результате осмысления содержания произведения.

Создание круга детского чтения предполагает руководство детским чтением. По этому поводу существуют полярные мнения. Одни считают, что руководство детским чтением лишает ребенка права свободного выбора книг для собственного чтения. Другие говорят о необходимости квалифицированной помощи ребенку.

Детский круг чтения не может и не должен быть одинаковым. Наряду с чтением, содержание которого зависит от образовательной программы, выполняемой в учреждении, существует домашнее, семейное чтение. Домашнее чтение - это вариативная часть чтения, содержание которой зависит от образования, знания детской литературы, вкуса и возможностей родителей. Вариативность чтения играет положительную роль, так как способствует сохранению уникальности ребенка-читателя.

Формирование детского круга чтения является серьезным теоретическим и практическим вопросом, требующим постоянного обновления. К его решению нельзя подходить только с педагогической точки зрения.

Очень часто на восприятие младшего школьника воздействуют морально - этические установки семьи, среды, времени, в которое он живет, и понимает произведение в зависимости от личного нравственного опыта.

Только тщательный подбор произведений для чтения и наблюдение за процессом восприятия книги со стороны взрослого приведут к достижению цели .

Формируя круг детского чтения, следует обратить внимание также на то, что детской литературе свойственен феномен множества. Проявляется он по-разному. Часто мы сталкиваемся с тем, что писатели создают большое количество произведений на родственные темы, в которых действуют одни и те же герои. Мы отмечаем повторяемость сюжетов, одинаковых художественных приемов, и в какой-то момент читателю начинает казаться, что «писатели принялись отрабатывать количественную "норму"» . У каждого писателя свои причины такого творческого поведения, например: просьбы читателей продолжить цикл у Александра Волкова, узнаваемость и привлекательность героя у Сергея Михалкова. Писатель такого рода может остаться в истории литературы и читательской памяти, ассоциируясь с чем-либо: Александр Волков -- с историей Изумрудного города, Сергей Михалков -- с образом дяди Степы. Но не всегда таким произведениям уготована долгая жизнь.

Таким образом, многоаспектность проблемы формирования круга детского чтения свидетельствует о необходимости самому взрослому человеку быть грамотным читателем, владеть практикой оценки художественных произведений, принципами и критериями их отбора.

Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто - нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги. Лучшими изданиями признаны сборники "Русские сказки", "Жили-были".

Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно приобретать прежде всего произведения классиков детской литературы. Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.
Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки "Для детей") и Л. Толстого ("Для детей" и "Азбука"). Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н. Носова "Живая шляпа","Бобик в гостях у Барбоса".

Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", бр.Гримм "Бременские музыканты".
Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке-картинке "Приключение Пифа", на сказке Киплинга "Слоненок".
Среди лучших книг о живой природе следует назвать "Большие и маленькие" Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.

Что касается подборки детских книг для старшего дошкольного возраста, то есть для детей 6-7 лет, в ней большое место занимает научно-художественная и научно-популярная литература, книги энциклопедического характера, фото-книжки по разным областям знаний.
Если говорить об изданиях фольклора, то они обогатились сборниками загадок и пословиц. К их числу можно отнести сборник загадок "Умный Иван, Жар-птица и Золотое зерно". Что касается сборников сказок, то среди множества других можно выделить красочную переводную книгу "Сокровища волшебных сказок" и сборник "Золотая книга лучших сказок мира".
Из поэтических произведений в домашней библиотеке для дошкольников следует иметь прежде всего произведения поэтов-классиков - А. Пушкина, В. Жуковского, Ф. Тютчева, А. Майкова, И. Бунина, А. К. Толстого, С. Есенина. В круг чтения детей 6-7 лет рекомендуется вводить "Басни" И. Крылова, многие из которых будут изучаться в школе. Суть предваряющего чтения не в том, чтобы понять мораль басен (это придет позже), а в том, чтобы прикоснуться к образцу родной образной речи.
Рядом с поэтическим наследием К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера, C. Михалкова, В. Маяковского, А. Барто на книжной полке дошкольников должны стоять сборники стихов С. Черного, Д. Хармса, Т. Собакииа, М. Бородицкой, Р. Махотина, М. Яснова очень важно, чтобы ребенок познакомился с ними еще до школы.
Для дошкольников выпущено много сборников рассказов и сказок писателей разных стран. К сказкам и рассказам русских писателей XIX пека, уже рекомендовавшимся для чтения детей 4-5 лет, прибавляется сказка С. Аксакова "Аленький цветочек", "Аленушкины сказки" Д. Мамина-Сибиряка, "Лягушка-путешественница" Гаршина, "Городок в табакерке" В. Одоевского. Из рассказов можно рекомендовать "Тема и жучка" Н. Гарина-Михайловского, "Прыжок" Л. Толстого, "Белый пудель" А. Куприна, "Каштанка" А. Чехова. Из писателей XX века особое внимание родителей должно быть обращено на П. Бажова ("Серебряное копытце"), Б. Житкова ("Рассказы о животных"), А. Толстого ("Золотой ключик или приключения Буратино"), М. Зощенко ("Избранные рассказы для детей"), К. Чуковского "Доктор Айболит". Своего рода бестселлером детского чтения является книга А. Волкова "Волшебник изумрудного города" - свободный пересказ книги американского писателя Фрэнка Баума "Волшебник из страны Оз".
Из писателей второй половине XX века в круг детского чтения дошкольников прочно вошли В. Драгунский с его "Денискиными рассказами", В. Голявкин с его "Тетрадками под дождем", Н. Носов со знаменитыми "Приключениями Незнайки и его друзей", Э. Успенский с "Крокодилом Геной" и "Дядей Федором", Т. Александрова с "Кузькой". Кроме того, к "классике" детского чтения относят и произведения других писателей, среди которых нельзя не назвать Сергея Козлова и его книги "Ежик в тумане". Для дошкольников интересен писатель Г. Циферов и его книга "История про поросенка".
Что касается сказок зарубежных писателей XIX века, то детям рекомендуют преимущественно сказки Э. Т. А. Гофмана ("Щелкунчик и мышиный король"), В. Гауфа ("Маленький Мук", "Карлик Нос"), Д. Харриса ("Сказки дядюшки Римуса"), К. Коллоди ("Приключения Пиноккио"). Из писателей XX века хотелось бы отметить Р. Киплинга с его сказками. Настоящим подарком детям будет также объемная книга А. Милна "Винни-Пух и Все-Все-Все и многое другое".

Не одно поколение дошкольников выросло на книге Д. Родари "Приключения Чипполино". Детям в возрасте 6-7 лет уже доступно одно из самых знаменитых произведений Астрид Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне". Нельзя не сказать и еще об одной книге - книге австрийского писателя Ф. Зельтена "Бемби"Особое место в жизни людей разных поколений занимает сказка М. Метерлинка "Синяя птица". Прочитав ее хоть раз, родители непременно захотят иметь книгу в доме, чтобы принести своему ребенку ту же радость, какую они сами испытали, читая ее в детстве.
Как уже отмечалось выше, для детей 6-7 лет значительно расширяется круг изданий познавательной книги, в частности -- об окружающем мире. Классиками такой литературы признаны И. Акимушкин, В. Биапки, М. Пришвин, Н. Сладков, Е. Чарушин, И. Соколов-Микитов, и др., сумевшие раскрыть ребенку жизнь лесов, морей, рек, неба и земли, животных и насекомых, они стали своего рода энциклопедиями, вводящими ребенка в разные области знания

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Период формирования детей – до 10 лет. Очень важно серьезно относиться по-взрослому к книгам для детей до 7 лет. Очень важно сделать эти книги качественно, и во внутреннем плане, и во внешнем. (Киплинг: «Скажи мне, что читал ваш ребенок до 7 лет, и я скажу, ак сложится его жизнь»). Большие гуманистические задачи такой литературы – воспитать своего читателя. Задачи воспитания:

  • Воспитывают мышление
  • Формируют интересы
  • Воспитывают нравственные качества
  • Задают этические установки
  • Воспитывают эстетически
  • Способствуют передаче культурных традиций и социального опыта
  • Развивают речь

В круг детского чтения включаются две большие массы изданий:

Детская литература – произведение литературы, которое написано специально для читателей – детей определенной группы. Учитывает интерес детей, их запросы, особенности психики и мышления. Авторы (Линдгрен, Сладков, Успенский, Каверин, Драгунский и др.) понимают, что интересно детям того или иного возраста, сохранят в душе детское восприятие мира. Не опускаются до мировоззрения детей, а помогают детям воспринять мир.

Произведения из категории литературы для взрослых – литература, которую приспосабливают для детей. Отбирают по какому-либо признаку – жанр, герой, истории о животных. Чаще всего это литература для старшей и средней школы. Редактор должен представлять себе, что детям будет интересно на определенном этапе.

Чехов «Каштанка». История по собачку – для детей. Освещаемые проблемы – для взрослых. Чехов считал, что нет отдельной литературы для детей. Дефо – вырезали то, что главный герой занимался работорговлей. Гулливер – необычная жизнь, необычные приключения.

Редактор ставит своей целью именно через формирование интересов и принадлежности к определенному социальному адресу формирование круга детского чтения. Все психологи говорят, что формирование базы ребенка, нравственных качеств и интересов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Если произведение переделано для детей, то оно может быть для разных возрастов. Если же оно изначально было написано для детей, то должно быть ориентировано на четкий читательский адрес.

Точкой отсчета может служить возраст главного героя. Возраст важен – чтобы заинтересовать ребенка, детям должны быть понятны и интересны проблемы произведения.

При подготовке изданий для детей используется не только детская, но и «взрослая» литература. Поэтому в издательском деле и редактировании употребляется несколько понятий, характеризующих область издания литературы для детей и юношества.

Различают такие понятия, как «детская литература», «литература для детей», «круг детского чтения». Уже из самих названий видно, что они пересекаются друг с другом и в то же время имеют самостоятельное содержание.

Понимание смысла, который вкладывается в каждый из этих терминов, важно прежде всего с точки зрения общего подхода к книгоизданию, поскольку они определяют организацию и методику формирования репертуара изданий, источники отбора произведений, особенности работы редактора с авторами.

Рассмотрим понятие «детская литература»; именно оно является исходным для характеристики всей области издания для детей.

Детская литература создается специально для детской читательской аудитории. Писатель учитывает специфику детского восприятия, стараясь, чтобы его произведение хорошо понимали и усваивали читатели определенного возраста.

Особое значение имеет умение автора распознать детскую психологию, ориентироваться на интересы, пристрастия детей, возможности восприятия ими тех или иных фактов. Говорят, что для создания произведения детской литературы необходимо сохранить «детское видение мира», позволяющее отчетливо представлять себе свойства и качества детского восприятия. Детский писатель должен понимать и знать ребенка и, конечно, обладать особым талантом, который определяет мастерство автора, - талантом создавать живые незабываемые картины окружающего мира, узнаваемого ребенком и поучающего его.

При создании произведения собственно детской литературы учитывается специфика определенного возраста. Очевидно, писатель, обращающийся к детской литературе, должен отличаться особым отношением к жизни, представлять себе, как окружающая действительность воспринимается ребенком, отмечать необычное, яркое - то, что интересно его будущим читателям.

Разработаны определенные методы написания произведения литературы специально для детей. Вот только один, достаточно распространенный прием, связанный с особой позицией автора произведения, - он смотрит на окружающий мир как бы из детства, которое описывает. Писатель не наблюдает за своими героями со стороны, а рассматривает события их глазами. Именно так развивается повествование в повестях «Детство» Л. Толстого и «Детство» М. Горького, «Голубая чашка» А. Гайдара. Писатель перевоплощается в своих персонажей, не позволяя себе ни на минуту отстраниться и взглянуть на них глазами взрослого. По-видимому, именно взгляд на мир из детства сообщает содержанию этих повестей одно из самых существенных для произведений детской литературы качеств - качество достоверности описанного, понятности для читателя.

Таким образом, детская литература специально создается в расчете на определенную возрастную категорию читателей с учетом специфики детского восприятия.

Одна из важных задач редактора - создание актива детских писателей. А между тем найти этих писателей бывает трудно, поскольку детские писатели - это писатели, обладающие особым даром - помнить и понимать детство. В.Г. Белинский писал: «Должно родиться, а не сделаться детским писателем. Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но своего рода гений… много нужно условий для образования детского писателя… Любовь к детям, глубокое знание потребностей, особенностей и оттенков детского возраста есть одно из важных условий».

Рассмотрим более широкое понятие - «литература для детей». Этим понятием обозначается и детская литература, и взрослая, представляющая интерес для детей и понятная им.

Известно, что многие писатели, произведения которых охотно читают дети, специально для детей не писали. Литератор Н. Телешов вспоминал: «Чехов уверял… что никакой «детской» литературы не существует. «Везде только про Шариков да про Барбосов пишут. Какая же это «детская»? Это какая-то «собачья литература».

Таким образом, чтение детей охватывает не только специально написанные произведения, но пополняется и за счет взрослой литературы. Именно так формируется репертуар изданий для детей. Его составляют детская литература и произведения, написанные для взрослых, но представляющие интерес для детей

Из детской литературы и литературы для детей составляется так называемый круг детского чтения. Энциклопедический словарь «Книговедение» определяет круг чтения следующим образом: «Совокупность произведений печати, отражающая основные интересы и потребности в чтении определенной читательской группы. Круг чтения социально и исторически обусловлен. Выявление круга чтения - одна из основных задач конкретных социологических исследований в области чтения».

Применительно к детскому чтению круг чтения имеет свои характеристики. Остановимся на них.

«Круг детского чтения» включает книги, которые должны быть прочитаны именно в детстве и которые определяют чтение ребенка конкретного возраста. Это динамическое явление, так как по мере роста ребенка расширяются и границы охвата литературы, которую он читает. Круг чтения показывает интересы и пристрастия человека, отдельные издания «возвращаются», если читатель обращается к ним не однажды. Состав изданий постоянно меняется в зависимости от изменения интересов детей и репертуара выпускаемых изданий, причем чем богаче, разнообразнее репертуар, тем больше возможностей влияния на ребенка, так как круг его чтения будет в той или иной степени отражать это богатство и разнообразие.

Формирование круга детского чтения связано с решением воспитательных задач. Та литература, которая специально написана для детей, определяет во многом облик, характер, поведение детей. Кроме того, она является источником культурных традиций, передает читателям определенный опыт. Не случайно В.Г. Белинский специальное внимание обращал на определение круга детского чтения. Размышляя о его составе, критик прежде всего указывал на связь книги с жизнью, художественность, «глубокость» и гуманность идеи, целомудренность содержания, простоту и народность. Среди произведений, которые должны входить в круг детского чтения, он называл стихотворения и сказки А.С. Пушкина, роман о приключениях Робинзона Крузо Д. Дефо.

Детская литература формирует и определяет круг чтения каждого ребенка, изменяя и структурируя его состав, причем постепенно эта литература вытесняется «взрослой», оставляя за пределами интересов читателя собственно детскую литературу. Учитывая, что определенные книги могут воздействовать наиболее эффективно именно на того читателя, которому предназначены, можно считать, что литература, входящая в круг детского чтения, должна быть прочитана в соответствующем возрасте; книги, которые не «попались» читателю вовремя, не могут оказать на него того влияния, которого добивался автор, и, следовательно, свои социальные функции выполняют не полно. Действительно, воздействие на дошкольника, школьника старшего возраста, взрослого человека сказки, например «Красной шапочки», различно, так как в каждом возрасте интерес представляют «свои» аспекты произведения. Следовательно, круг чтения определяет степень и характер влияния на читателя содержания произведения и связан с особенностями свойств различных категорий читателей.

При организации книгоиздания для детей, особенно в процессе формирования репертуара, редактор ориентируется на круг детского чтения, отбирая произведения для переиздания и включая в систему изданий новую литературу.

Во все времена существования человечества, люди проявляли особое внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими в формировании человека в ребенке.

Вопросы о круге детского чтения поднимались в России в 18-м веке, и в трудах Н.Чернышевского, В.Белинского, Н.Добролюбова, Л.Толстого в 19-м веке.

Но все же острота вопроса остается и в современной России 21-го века.

Человеку, занимающемуся вопросами детского чтения необходимо обладать разносторонними знаниями в области русского фольклора, и зарубежного творчества, писателей русской и иностранной детской литературы. А так же для формирования круга детского чтения, необходимо иметь отличную педагогическую и психологическую подготовку. Ему самому важно отслеживать тенденции развития рынка детской литературы, детского книгоиздательства, самому много читать и верить в то, что художественное слово может воздействовать и влиять на человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круг детского чтения.

Во все времена существования человечества, люди проявляли особое внимание к произведениям для детей, считая их наиважнейшими в формировании человека в ребенке.

Вопросы о круге детского чтения поднимались в России в 18-м веке, и в трудах Н.Чернышевского, В.Белинского, Н.Добролюбова, Л.Толстого в 19-м веке.

Но все же острота вопроса остается и в современной России 21-го века.

Человеку, занимающемуся вопросами детского чтения необходимо обладать разносторонними знаниями в области русского фольклора, и зарубежного творчества, писателей русской и иностранной детской литературы. А так же для формирования круга детского чтения, необходимо иметь отличную педагогическую и психологическую подготовку. Ему самому важно отслеживать тенденции развития рынка детской литературы, детского книгоиздательства, самому много читать и верить в то, что художественное слово может воздействовать и влиять на человека.

Так что же это-круг детского чтения? Это круг произведений, которые слушают, читают и воспринимают дети. Они писались, переходили от взрослых, были поняты и приняты детьми. В круг детского чтения входят:

Фольклор,

Книги для детей,

Детское творчество,

Детские газеты и журналы,

Как известно, что каждому году жизни ребенка соответствуют определенные произведения: потешки и пестушки четырехстрочные в раннем дошкольном возрасте, до сказок-романов в старшем дошкольном возрасте.

Из этого напрашивается вопрос - от чего зависит круг детского чтения?:

От возраста ребенка, от его предпочтений. Так, в самые юные слушатели предпочитают сказки, потешки, стихи, написанные определенным автором, определенной книге.

От развития самой литературы. Что говорить, состояние уровня развития детской литературы конца 20-го века оставалось на низком уровне, стихи для детей практически не печатались, очень мало исторических и реалистических произведений, что не способствовало воспитанию разностороннего читателя.

От подбора литературы для детского чтения. В фондах городских и сельских библиотек, от книг находящихся в семьях, большое влияние оказывает само время, в котором живет ребенок.

Круг детского чтения не может быть одинаковым для всех, и не должен. Ведь ребенок в состоянии выбрать книгу себе сам, даже самый маленький, по привлекательной обложке, по иллюстрациям.

Образовательная программа, которая выполняется в дошкольном учреждении, содержит в себе определенный список рекомендуемой литературы для чтения детям, согласно возрастной категории.

Наряду с этим, существует семейное, домашнее чтение. Это вариативная часть чтения, которая зависит от знания детской литературы, вкуса, предпочтения, образования родителей и она играет положительную роль в сохранении уникальности ребенка-слушателя, ребенка-читателя.

В круге детского чтения существует ряд произведений, обязательных, без которых дошкольное детство не возможно себе представить. Это произведения прошедшие проверку многими поколениями читателей, классические произведения:

Народные сказки,

Произведения К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, Н.Носова,

Сказки Ш.Перро, Х.Андерсена, А.Линдгренд.

В. Г. Белинский, утверждал, что детям свойственно особое восприятие услышанного, о важности роли книги в воспитании ребенка. Ведь «неправильная» книга может привести к искажению нравственных представлений, разрушит эстетические чувства, и о своем месте в окружающем мире.

Дошкольники воспринимают искусство внеконтекстно: может одушевить неодушевленные предметы, изменяет произведения на свое усмотрение, делая его героем себя или своих друзей. Понравившаяся книга оказывает на ребенка сильное впечатление, и он использует сюжет в своих играх, живет ими, включает в свою реальную жизнь.

Литература, как вид искусства помогает в воспитании грамотного слушателя и читателя, но следует помнить, что она будет лучше восприниматься в том случае, когда будет создана особая эмоциональная атмосфера, настрой ребенка на чтение книги.

У детей должно быть отведено время для чтения, и ни чего не должно мешать или отвлекать. Детям необходимо объяснить, что нельзя читать во время еды, в транспорте, на ходу. Не следует постоянно читать одну и ту же книгу. При чтении следует не торопиться, четко и ясно проговаривать звуки и буквы. Взрослые должны помнить, что недопустимо заставлять ребенка слушать, если он устал, отвлекается, желает сменить вид своей деятельности. Только внимательное заботливое отношение к дошкольникам, тщательный выбор для чтения того или иного произведения приведут к желаемому результату.

В подборе круга детского чтения должно уделяться особое внимание:

Доступности,

Наглядности,

Занимательности,

Динамичности сюжета,

Воспитательной ценности произведения.

Так что же должно входить в круг детского чтения?

Все виды литературы:

Проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература;

Фольклорные жанры- народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, детские народные песенки, страшилки;

Научно-популярные жанры (энциклопедии);

Произведения литературы народов мира.

Тематика произведений должна быть настолько разнообразной, насколько требует читатель:

Детство;

Детская игра, игрушки;

Природа, животный мир;

Взаимоотношения детей и взрослых; семья, долг перед родителями и родственниками; интернационализм; честь и долг перед Родиной;

Война и героизм;

Исторические периоды;

Человек и техника.

Важно учитывать и половые различия между детьми. Для девочек нужно читать книги о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам же будет интересна литература о смелости, о мужестве, о героях, о путешествии, изобретениях, о поведении людей в трудных ситуациях.

Детская литература - это самоценный вид словесного художественного творчества, играющий важную роль в развитии и воспитании ребенка. В.Лунин так отмечал: «Должен Вам сознаться, что пишу я не для Вас, а для самого себя!».


Жанровое своеобразие произведений

Понятие жанра определяет форму произведения, необходимую для реализации содержания. Жанры детской литературы формировались в процессе ее развития и связаны со спецификой восприятия произведений детьми разного возраста.

Можно говорить о том, что эта литература представлена практически всеми жанрами, сложившимися во «взрослой» литературе. И в то же время есть наиболее предпочтительные для детей жанры, используемые чаще других. Так, в прозе -- это сказки, рассказы, повести, в поэзии -- стихотворения и песни. В драматургии -- короткие пьесы, состоящие из одного-двух актов.

Особо выделяют такие жанры, как загадки, пословицы, поговорки, сказки -- произведения, самостоятельно издаваемые преимущественно для читателей-детей.

Для детей младших возрастов предпочтительны короткие произведения. Причем пространственные рамки должны быть сужены, ограничены, а временные -- растянуты. Это связано со спецификой отношения детей к окружающей действительности, каким длинным кажется ребенку день, как далеко расположен его детский сад! Но, постепенно взрослея, он начинает ощущать, что день занимает все меньше времени, а, отправляясь в школу, отмечает, что детский сад -- всего в двух шагах от дома.

Именно поэтому в произведениях для детей, как правило, место действия ограничено, а между сценами проходят небольшие промежутки времени. Следовательно, одна из жанровых особенностей произведений -- их сравнительно небольшой объем.

Естественно, чем моложе дети, тем проще по составу должно быть произведение. Осуществляется минимизация жанра, учитывающая особенности детского восприятия.

Понятия «детская литература», «литература для детей», «круг детского чтения» в книгоиздании

При подготовке изданий для детей используется не только детская, но и «взрослая» литература. Поэтому в издательском деле и редактировании употребляется несколько понятий, характеризующих область издания литературы для детей и юношества.

Различают такие понятия, как «детская литература», «литература для детей», «круг детского чтения». Уже из самих названий видно, что они пересекаются друг с другом и в то же время имеют самостоятельное содержание.

Понимание смысла, который вкладывается в каждый из этих терминов, важно, прежде всего, с точки зрения общего подхода к книгоизданию, поскольку они определяют организацию и методику формирования репертуара изданий, источники отбора произведений, особенности работы редактора с авторами.

Рассмотрим понятие «детская литература»; именно оно является исходным для характеристики всей области издания для детей.

Детская литература создается специально для детской читательской аудитории. Писатель учитывает специфику детского восприятия, стараясь, чтобы его произведение хорошо понимали и усваивали читатели определенного возраста.

Особое значение имеет умение автора распознать детскую психологию, ориентироваться на интересы, пристрастия детей, возможности восприятия ими тех или иных фактов. Говорят, что для создания произведения детской литературы необходимо сохранить «детское видение мира», позволяющее отчетливо представлять себе свойства и качества детского восприятия. Детский писатель должен понимать и знать ребенка и, конечно, обладать особым талантом, который определяет мастерство автора, -- талантом создавать живые незабываемые картины окружающего мира, узнаваемого ребенком и поучающего его.

При создании детской литературы учитывается специфика определенного возраста.

Очевидно, писатель, обращающийся к детской литературе, должен отличаться особым отношением к жизни, представлять себе, как окружающая действительность воспринимается ребенком, отмечать необычное, яркое -- то, что интересно его будущим читателям.

Разработаны определенные методы написания произведения литературы специально для детей. Вот только один, достаточно распространенный прием, связанный с особой позицией автора произведения, -- он смотрит на окружающий мир как бы из детства, которое описывает. Писатель не наблюдает за своими героями со стороны, а рассматривает события их глазами. Писатель перевоплощается в своих персонажей, не позволяя себе ни на минуту отстраниться и взглянуть на них глазами взрослого. По-видимому, именно взгляд на мир из детства сообщает содержанию книги одно из самых существенных для произведений детской литературы качеств -- качество достоверности описанного, понятности для читателя.

Таким образом, детская литература специально создается в расчете на определенную возрастную категорию читателей с учетом специфики детского восприятия.

Одна из важных задач редактора -- создание актива детских писателей. А между тем найти этих писателей бывает трудно, поскольку детские писатели -- это писатели, обладающие особым даром -- помнить и понимать детство. В.Г. Белинский писал: «Должно родиться, а не сделаться детским писателем. Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но своего рода гений… много нужно условий для образования детского писателя… Любовь к детям, глубокое знание потребностей, особенностей и оттенков детского возраста есть одно из важных условий».

Рассмотрим более широкое понятие -- «литература для детей». Этим понятием обозначается и детская литература, и взрослая, представляющая интерес для детей и понятная им.

Литератор Н. Телешов вспоминал: «Чехов уверял… что никакой «детской» литературы не существует. «Везде только про Шариков да, про Барбосов пишут. Какая же это «детская»? Это какая-то «собачья литература».

В письме к Россолимо 21 января 1900 г. А.П. Чехов замечает: «Писать для детей не умею, пишу для них раз в десять лет и так называемой детской литературы не люблю и не признаю. Андерсен, «Фрегат «Паллада», Гоголь читаются охотно детьми, взрослыми также. Надо не писать для детей, а должно выбирать из того, что написано для взрослых».

И сам А.П. Чехов специально детских произведений не создавал, но его рассказы, такие, например, как «Каштанка», «Мальчики», охотно читают ребята.

Приведем мнение современного писателя. В ответе на вопрос о специфике детской литературы, содержавшийся в специальной анкете Дома детской книги издательства «Детская литература», А. Маркуша написал: «Сейчас много спорят о специфике детской литературы. Не верю ни в какую специфику. Есть литература (и ее мало), а еще имеется «литература» (и ее много). Дети должны читать взрослые книги, написанные настоящими мастерами, пусть поймут и не все, по крайней мере, будут привыкать к настоящему искусству, а не воспитываться на суррогатах… Детям надо больше знать о взрослых!» (из материалов Дома детской книги).

Таким образом, чтение детей охватывает не только специально написанные произведения, но пополняется и за счет взрослой литературы. Именно так формируется репертуар изданий для детей. Его составляют детская литература и произведения, написанные для взрослых, но представляющие интерес для детей

Применительно к детскому чтению круг чтения имеет свои характеристики. Остановимся на них.

«Круг детского чтения» включает книги, которые должны быть прочитаны именно в детстве и которые определяют чтение ребенка конкретного возраста. Это динамическое явление, так как по мере роста ребенка расширяются и границы охвата литературы, которую он читает. Круг чтения показывает интересы и пристрастия человека, отдельные издания «возвращаются», если читатель обращается к ним не однажды. Состав изданий постоянно меняется в зависимости от изменения интересов детей и репертуара выпускаемых изданий, причем, чем богаче, разнообразнее репертуар, тем больше возможностей влияния на ребенка, так как круг его чтения будет в той или иной степени отражать это богатство и разнообразие.

Детская литература формирует и определяет круг чтения каждого ребенка, изменяя и структурируя его состав, причем постепенно эта литература вытесняется «взрослой», оставляя за пределами интересов читателя собственно детскую литературу. Учитывая, что определенные книги могут воздействовать наиболее эффективно именно на того читателя, которому предназначены, можно считать, что литература, входящая в круг детского чтения, должна быть прочитана в соответствующем возрасте; книги, которые не «попались» читателю вовремя, не могут оказать на него того влияния, которого добивался автор, и, следовательно, свои социальные функции выполняют, нет полно. Действительно, воздействие на дошкольника, школьника старшего возраста, взрослого человека сказки, различно, так как в каждом возрасте интерес представляют «свои» аспекты произведения. Следовательно, круг чтения определяет степень и характер влияния на читателя содержания произведения и связан с особенностями свойств различных категорий читателей.

При организации книгоиздания для детей, особенно в процессе формирования репертуара, редактор ориентируется на круг детского чтения, отбирая произведения для переиздания и включая в систему изданий новую литературу.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх