Почему платонов избрал главным героем своего рассказа такого. Странные герои платонова и смысл их существования Психоаналитический смысл сушествования героев Платонова

Андрей Платонович Платонов начал писать очень рано. Слава его разгоралась всё сильнее и сильнее. Он писал обо всем: о тяжелом труде рабочих и крестьян, об интеллигенции, о Великой Отечественной войне. Главной для него стала проблема человеческой свободы, подлинной гармонии, которая проявляется на всех уровнях. В реальной жизни её быть не могло, поэтому у Платонова возникли трагические нотки, вызванные невозможностью сиюминутного всеобщего счастья. Величие простых сердец… Величие людей, их способность преображать мир, жить тогда, когда кажется, невозможно жить - это истинно платоновские герои.

Просмотр содержимого документа
«В чем особенность героев А. Платонова.»

Новосибирский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Кафедра гуманитарного образования

В чем особенность героев А. Платонова.

Работу подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ Троицкая СОШ Чистоозерного района Новосибирской области Сафинрейдер Ольга Анатольевна.

Новосибирск, 2012.

Всё возможно – и удаётся всё,

Но главное – сеять души в людях.

А. Платонов.

Андрей Платонович Платонов начал писать очень рано. Слава его разгоралась всё сильнее и сильнее. Он писал обо всем: о тяжелом труде рабочих и крестьян, об интеллигенции, о Великой Отечественной войне. Главной для него стала проблема человеческой свободы, подлинной гармонии, которая проявляется на всех уровнях. В реальной жизни её быть не могло, поэтому у Платонова возникли трагические нотки, вызванные невозможностью сиюминутного всеобщего счастья. Величие простых сердец… Величие людей, их способность преображать мир, жить тогда, когда кажется, невозможно жить – это истинно платоновские герои.

Платонов относился к тем писателям, которые кожей почувствовали революцию. Он столкнулся с тем, что добрым намерениям соответствуют плохие поступки. У писателя человек не сливается с идеей, идея не закрывает наглухо человека. Герои не понимали порой, что происходит, поэтому становились подозрительными. Все эти отклонения и перегибы запутали их. Персонажи Платонова никогда и ни за что не смогли бы стать теми безликими людьми, над которыми потрудилась идеология.

Писатель со своими героями шел против течения, отказывался участвовать в сотворении нового человека эпохи социализма. Образы Платонова беспомощны перед экспериментами, которые обрушили на народ что – то чуждое, непонятное, искушающее. Его герои непритязательны, легко переносят трудности в быту, порой не замечают их вовсе. Не всегда известно, откуда взялись эти люди, какое у еих прошлое. Но для Платонова это не самое важное. Ведь его герои – преобразователи мира, они стремятся подчинить силы природы человеку. Именно от таких людей нужно ждать достижения мечты. Это обыкновенные инженеры, механики, фантазеры, философы, изобретатели. У таких людей мысли раскрепощены. Они не увлечены политикой, революцию рассматривают с политической точки зрения. Все, кто не захотел идти по этому пути, потерпели поражение.

Платонов своим героям передал вдохновенную преданность труду. Он писал: «Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил ещё паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу».

Писатель выбрал для своих героев тернистый путь страдания в поисках правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа. Герои Платонова ищут разгадку смерти, верят в научное воскрешение мертвых. Сиротство из характеристики героя может развертываться в целый сюжет произведения и превращаться в символ разрушенной целостности жизни, «великого немого горя вселенной». Сирота и ребенок живут практически в каждом герое Платонова; они брошены, оставлены, у нет дома, матери и отца.

Главное устремленье человека в мире Платонова – стать сопричастным людям, природе, вселенной, почувствовать свою непрерывную связь с ними, преодолеть грусть безответного существования. Его персонажи – романтики в полном смысле этого слова. Они мыслят масштабно и освобождены от эгоизма.

А ещё герои Платонова – это романтики битвы, люди, чьё мировоззрение сформировалось во время гражданской войны. Они бесстрашные, бескорыстные, честные и откровенные, имеют лучшие намерения. Эти люди кажутся нам чудаковатыми, а их жизнь – лишенной цельности и смысла. Максим Горький называл их «чудаками и полоумными». Действительно, многим из них неведома жизнь для себя, они дивут, поддавшись какой – нибудь идее, пропитавшись жизнью природы, живут, чтобы принести пользу окружающим. В этом состоит подлинность их характеров.

Герои Платонова – как природа. Они живут густым и множественным переплетением связей, сразу всей своей массой, потому что эти люди так беззащитны перед жестоким «хирургическим вмешательством, безжалостно рассекающим эти связи.

Его образы не обладают достаточным количеством знаний, у них отсутствует прошлое, все это им заменяет вера. Для писателя важнее всего то, чтобы человек не был разрушен.

Во всем пространстве прозы Платонова простирается «прекрасный и яростный мир» людей, который не нуждается в чужом вмешательстве, так как он сам многолик. Почему же герои Платонова так самозабвенно верят в социализм? Да просто люди эти непросвещенные, подчинены языческим традициям, тяжелейшими условиями жизни, отсюда и вера их в доброго царя и в коллективный разум.

Лев Николаевич Толстой однажды сказал о возможностях человека: «Я убежден, что в человека вложена бесконечная не только моральная, но и физическая сила, но вместе с тем на эту силу положен ужасный тормоз – любовь к себе, память о себе, которая производит бессилие. Но как только человек вырвется из этого тормоза, он получает всемогущество. Герои Платонова живут по этому принципу, это обыкновенные люди со своими достоинствами и недостатками, но всех их объединяет величие простых сердец».

Сочинение

В середине 30-х годов XX века в связи с обострением политической ситуации в стране литература все более подвергалась идеологизации. Уже известный писатель Платонов был вынужден признать ошибкой многое написанное им ранее. Не могло быть и речи в этой ситуации о публикации остросоциальных \"Чевенгура\" и \"Котлована\". Повесть \"Ювенильное море\" также не увидела свет, несмотря на закамуфлированность авторской идеи, вынесенной в подтекст с таким мастерством тайнописи, что в заблуждении оказался даже современный читатель, удивившийся оптимистическому пафосу быстро \"перестроившегося\" писателя.
Виртуозы-мастера, гениальные изобретатели и самозабвенные борцы за всеобщее счастье, в изображении которых Платонов не знал ни устали, ни повторов, пройдя сквозь огненные трубы своего вдохновения и его реакции, обнаруживают тщетность своих инициатив. Как правило, они жертв своих собственных или чужих идей, погибающие в столкновении с неумолимой реальностью.
Трагически завершается жизнь одного из самых значительных платоновских персонажей, Саши Дванова из романа \"Чевенгур\". Путь героя к истине сложен. Саша Дванов рожден революцией, ею сформировано его коммунистическое сознание, его аскетизм, готовность к самопожертвованию во имя идеала, но идеалы героя слишком абстрактны, они чужды народу и не выдерживают поверки народной этикой. В романе с огромной художественной силой реализована мысль о противостоянии абстрактного коммунистического идеала, который приобрел черты казарменного коммунизма, и конкретной народной жизни, исковерканной идеями социального рационализма. Дванов, принадлежащий к типу героев-правдоискателей, не найдя истины в коммунистическом Чевенгуре, уходит из этого мира. Не случайно на протяжении всего романного действия1 ищет Сашу Захар Павлович, чтобы вернуть своего \"заблудшего сына\" домой, к народной жизни. Именно Захар Павлович является тем персонажем, которому можно дать платоновское определение \"сокровенный\". Он носитель народного идеала, каким этот идеал представляется художнику. \"Сокровенные\" платоновские герои несут в себе зерно народной жизни. Выработанное веками народное сознание сопротивляется рациональной схеме, рожденной \"текущим моментом\". Сокровенный человек сомневается, ищет правду, истину, озабочен стремлением \"очеловечить\" мир, помочь ближнему. Он, обладая природной зоркостью, оказывает сопротивление всему чуждому, наносному, противоречащему исконно народным представлениям о нравственности.
Характерно, что в социальных утопиях Платонова функция \"сокровенного\" героя передана второстепенным или вовсе эпизодическим персонажам. И хотя они редко появляются в сюжетной канве повествования, их смысловая роль крайне велика. В большей мере такое наблюдение относится к роману \"Чевенгур\". Взять, к примеру, кузнеца Сотых и крестьянина по прозвищу Недоделанный. Оба они, являясь носителями народного сознания, трезво оценивают трагические события в стране и видят перспективу дальнейшего развития навязанного народу казарменного социализма. Недоделанный прозорливо предупреждает чужих, пришлых людей, одержимых идеей мгновенного социального переустройства, о страшных последствиях проводимой ими политики раскулачивания крестьян.
Отчетливо мысль о неминуемом экономическом крахе политики текущего момента прозвучала и в разговоре Дванова и Копенкина с кузнецом Сотых, который в открытой резкой форме предсказал будущее: \"И в партии у вас такие же негодящие люди... Ты говоришь - хлеб для революции! Дурень ты, народ ведь умирает - кому ж твоя революция останется?\"
В повести \"Котлован\" высокой смысловой нагрузкой отмечен эпизодический образ Ивана Крестинина. Сцена прощания старого крестьянина со своим хозяйством резко выделяется на фоне гротескного повествования своей реалистической выписанностью, усиливая трагичность звучания в повести темы коллективизации: \"Старый пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и с корнем сокрушал их прочь из почвы, а его баба причитала над голыми ветками.
- Не плачь, старуха, - говорил Крестинин. - Ты в колхозе мужиковской давалкой станешь. А деревья эти - моя плоть, и пускай она теперь мучается, ей же скучно обобществляться в плен\".
Обращает иа себя внимание прием, использованный здесь автором для усиления идеологического смысла эпизода: в то время как главные персонажи повести наделены лишь фамилиями, герой, появляющийся только в одной сцене, имеет фамилию, имя и отчество. Авторский умысел проявлен и в том, что имя Иван Крестинин созвучно словосочетанию Иван - крестьянский сын.
Еоть в \"Котловане\" и пророчества, близкие по смыслу чевенгурским. В сцене раскулачивания поражает смелостью реплика одного из крестьян.
\"Ликвидировали?! - сказал он из снега. - Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!\"
В произведениях Платонова мастерски вскрыт механизм мифологизации сознания всех слоев общества, не только пролетариата, но и крестьянства. Писатель сочувствовал народу, попавшему в плен \"идеи\", видел в этом не вину его, а беду. Свою позицию он выразил словами кузнеца Сотых, который считал коммунистов хорошими людьми, но странными: \"как будто ничего человек, а действует против простого народа\". Платонов не видел злонамеренности в действиях коммунистов, уничтожавших крестьянство. Он понимал опасность идеологического микроба, поразившего податливую русскую почву, населенную народом, склонным к мечте о \"грядущем царстве правды\". Политический лозунг, обещающий через несколько лет райскую жизнь, заменил отринутого Бога, и лозунгу этому самозабвенно верили.
В изображении платоновских героев нашли отражение многочисленные авторские интенции, порой скрытые от самого писателя. Тексты его произведений насыщены периодическими возвратами, пародийностью, повторяющимися приемами, лейтмотивами. В критике неоднократно указывалось на роль образа - символа дороги в художественной системе писателя. Почти все герои Платонова отправляются в путь искать \"смысл существования\". Характерно, что персонажи социальных утопий отчасти пародируют движение \"сокровенных\" героев. И Вощев, и Дванов бредут по дороге, приближаясь не к истине, а к смерти. \"Одна открытая дорога\", но которой отправился Вощев, ведет только в одно место - к котловану. Котлован в повести - овеществленная метафора строительства социализма, модель общественной структуры эпохи коллективизации, когда все силы были направлены на строительство \"общего пролетарского дома\", когда рабочие трудились до изнурения, забыв себя, а крестьяне, уцелевшие от голодной смерти, покидали родные места в поисках случайного заработка.

Андрей Платонович Платонов прожил насыщенную, наполненную смыслом жизнь. Он был прекрасным инженером, много работал, чтобы принести пользу молодой социалистической республике. В первую очередь автора запомнили за его малую прозу. В ней Платонов пытался донести до читателей те идеалы, к которым должно стремиться общество. Воплощением светлых идей стала героиня рассказа Платонова "Песчаная учительница". Этим женским образом автор коснулся темы отказа от личной жизни ради общественных дел.

Прообраз платоновской учительницы

Рассказ Платонова "Песчаная учительница", краткое содержание которого вы сможете прочесть ниже, был написан в 1927 году. А теперь мысленно перенеситесь в 20-е годы прошлого столетия. Послереволюционная жизнь, строительство большой страны...

Исследователи литературы считают, что прототипом главной героини рассказа Платонова "Первая учительница" была невеста автора - Мария Кашинцева. Однажды в качестве студенческой практики девушка отправилась в село бороться с безграмотностью. Эта миссия была очень благородной. Также Мария Испугалась слишком бурных чувств и ухаживаний Анрея Платоновича, поэтому совершила своеобразный побег в глубинку. Писатель посвятил своей возлюбленной много трогательных строк в своих рассказах и повестях.

Сюжетная линия рассказа

"Песчаная учительница", краткое содержание которой мы предоставляем, переносит читателя в среднеазиатскую пустыню. Думаете, случайно? Западноевропейские специалисты считают, что в условиях пустыни раскрываются самые сильные черты человека. Библейское предание твердит, что Христос скитался по пустыне 40 дней, ничего не ел, не пил, укреплял свой дух.

У Марии Нарышкиной было прекрасное детство с чудесными родителями. Её отец был очень мудрым человеком. Работая учителем, много сделал для становления дочери. Потом Мария училась на педагогигеских курсах в Астрахани. После окончания её отправляют в отдалённую деревню Хошутово, что возле самой пустыни в Средней Азии. Пески очень усложняли жизнь местных жителей. Они не могли заниматься земледелием, уже опустили руки и забросили все начинания. Даже в школу ходить никто не хотел.

Энергичная учительница не опустила руки, а организовала настоящий бой со стихией. Посоветовавшись с агрономами в райцентре, Мария Никифоровна организовала посадку шелюги и сосны. Эти действия заставили пустыню быть приветливее. Жители зауважали Марию, в школу приходили ученики. Только скоро чудо закончилось.

Вскоре деревня подверглась набегу кочевников. Насаждения они уничтожили, воду из колодцев использовали. Учительница пытается договориться с вождём кочевников. Тот просит Марию научить лесному делу жителей соседнего села. Учительница соглашается и решает посвятить себя спасению сёл от песков. Она подбадривает жителей и верит, что когда-нибудь здесь будут красоваться лесные насаждения.

Образ учителя - покорителя природы

А. С. Пушкин писал:"Наставникам за благо воздадим". Именно наставником, а не учителем можно назвать главную героиню в книге "Песчаная учительница". Краткое содержание не передаёт безжалостности и холодности пустыни к людям. Только целеустремлённый, с активной жизненной позицией человек может противостоять ей. В своих поступках Мария Никифоровна пользуется гуманностью, справедливостью, терпимостью. Учительница ни на кого не перекладывает судьбу крестьян и с оптимизмом смотрит в будущее. Когда-то она мечтает приехать в деревню по лесной дороге.

Темы, проблемы и ценности, затронутые автором

Главные герои "Песчаной учительницы" послужили Платонову для передачи главной идеи - ценность знаний для селян и целых наций. Мария с гордостью несёт свою главную миссию - давать знания. Для жителей села Хошутово самым важным было сажать растения, укрепляя почву и создавая лесополосы.

Герои рассказа почти не общаются, такой стиль повествования можно назвать репортажным. Автор только повествует и описывает действия. Чувства героев переданы Платоновым очень эмоционально. В рассказе много метафор и красочных выражений.

Центральное место в книге уделяется теме культурного взаимообмена. Автор провозглашает особые ценности - дружественные отношения и нахождение общего языка с различными фигурами, даже с кочевниками.

Андрей Платонов - одно из самых ярких явлений русской словесности XXвека. Родился Платонов в 1899, умер в 1951. Таким образом, жизнь Платонова стала своего рода обрамлением первой половины XXвека. А первая половина XXвека - время весьма интересное.

Мощнейший рывок совершают литература и живопись, встает на ноги кинематограф. Вместе с тем, одна за другой случаются сразу две мировые войны. Происходит тотальная перекодировка человеческой жизни. В русской прозе эти изменения привнес и утвердил Андрей Платонов.

Платоновский герой

Платоновский герой - излишен, избыточен. Его не должно быть на Земле, а он есть. Часто можно услышать, что читать Платонова очень трудно, почти невозможно. Дело здесь, думается, вот в чем. Все мы, будучи жертвами Возрождения и Просвещения, несем некоторую идею человека. Это человек, напитанный идеями, человек мыслящий, человек, чей внутренний мир полнится эмоциями и чувствами. Нас так научили, Мы так привыкли думать. Нам это, в конце концов, льстит. Человек у Платонова - совсем другой.

Как говорил о себе Макар из рассказа «Усомнившийся Макар»: «Я - пустой». Пустота - главная характеристика платоновского мира. Соответственно, степи и поля - основной ландшафт. Также герои рассказов Платонова - всегда бездумны. Знания вдруг приходят к ним из ниоткуда. Мысль уступает место чувству. И когда читатель знакомится с платоновским персонажем, который является его полной противоположностью, читатель пугается. Читатель не привык жить в пустоте. Это, по меньшей мере, страшно.

Психоаналитический смысл сушествования героев Платонова

Платонов в свое время был чрезвычайно увлечен психоанализом, поэтому трактовка его персонажей с этой стороны будет весьма оправдана. Так, например, почти все герои имеют психопатологические расстройства. Главное из них - шизофрения. Саша Дванов, главный герой романа «Чевенгур», шизофреник даже на уровне фамилии. Дванов, два, раздвоенность. Человек у Платонова уже сразу расщеплен на несколько личностей. Тогда как в культуре принято человека считать единой личностью.

Также психоаналитический смысл имеет проблема рождения у Платонова. Здесь имеется в виду теория Отто Ранка о том, что главное переживание в жизни человека - это боль, испытываемая при рождении. Люди у Платонова - автохтонны, они рождены из земли. Точно так считали в древних мифологических культурах. С темой рождения непосредственно связана тема смерти. Так, например, отец Саши Дванова утопился в озере, чтобы узнать, что же там происходит, после смерти. Узнать, что будет после - вот чего хотят платоновские герои. Однако цена, которую надо платить за это знание, очень высока.

«Платонов Никита» - Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Жёлтый цветок. “Незнакомые, злобные лица”. Продолжите пересказ биографии, вспоминая статью из учебника. Кто главный герой рассказа? О чём? - Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Колодезные жители. “Тайные жители” двора: змеи, пень, старая баня.

«Жизнь Платонова» - ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. В повседневной жизни Андрей Платонович был застенчивым, деликатным человеком. Третья страница журнала. А. Платонов. «Размышления офицера». Шестая страница журнала. Идея - преобразование и улучшение природы с помощью человеческого разума и труда. В 1919 г. Платонов уходит на фронт помощником машиниста бронепоезда.

«Биография Платонова» - А.Платонов. Более 1000 советских писателей в годы Великой Отечественной войны ушли на фронт. Изучал фронтовой быт, солдатский язык, окопные песни, частушки, шутки. Военная биография А.Платонова. Затем писатель стал свидетелем тяжёлых боёв на Курской дуге. А. Платонов с женой и сыном.

«Платонов жизнь и творчество» - А. А. Платонов (1899-1951) Время. Платонов – псевдоним писателя, взят по имени отца Платона Фирсовича Климентова. Смысл названия повести. Творчество… Мать, отец и детская “орда ” – беззащитная, но по-своему властная. Направление, по которому идет общество. Платонов Андрей Платонович. Время… 5 января 1951 – Андрей Платонович Платонов умер.

«А.П.Платонов» - ПЛАТ?ОНОВ Андрей Платонович (1899-1951), русский писатель. Кочегар. Большая часть произведений Платонова все еще находится в рукописях. Проект: А.П. Платонов. Родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. Проверила: Валеева Наталья Александровна, учитель русского и литературы. Биография А.П. Платонова.

«Писатель Платонов» - Начало пути. Рано проявляет интерес к техническому изобретательству и одновременно - к литературе. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской. Однако социальная атмосфера накалялась. В. Куприянова к книге Платонова "Июльская гроза. Рисунок Платонова 40-е годы. Фильм получил приз жюри "Бронзовый леопард" МКФ в Локарно-87.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх