Русская писательница лауреат нобелевской премии. Российские писатели–лауреаты Нобелевской премии по литературе

ИСТОРИЯ РОССИИ

«Prix Nobel? Oui, ma belle» . Так шутил Бродский задолго до получения Нобелевской премии, являющейся самой важной наградой практически для любого писателя. Несмотря на щедрую россыпь русских гениев литературы, только пятерым из них удалось получить высшую награду. Однако многие из них, если не все, получив ее, понесли громадные потери в своей жизни.

Нобелевская премия 1933 года «За правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер».

Бунин стал первым русским литератором, получившим Нобелевскую премию. Особый резонанс этому событию придавал тот факт, что Бунин уже 13 лет, даже как турист не появлялся в России. Поэтому когда его известили о звонке из Стокгольма, Бунин не мог поверить в случившееся. В Париже новость разлетелась мгновенно. Каждый русский, независимо от финансового положения и должности просаживал в кабаке свои последние гроши, радуясь, что лучшим оказался их соотечественник.

Оказавшись в шведской столице, Бунин был, чуть ли не самым популярным русским человеком в мире, на него подолгу засматривались, оглядывались, шептались. Он удивлялся, сравнивая свою известность и почет со славой знаменитого тенора.



Церемония вручения Нобелевской премии.
И. А. Бунин в первом ряду крайний справа.
Стокгольм, 1933

Нобелевская премия 1958 года «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа»

Кандидатура Пастернака на Нобелевскую премию обсуждалась в Нобелевском комитете ежегодно, еще с 1946 по 1950 года. После личной телеграммы главы комитета и уведомления Пастернака о награде, писатель ответил следующими словами: «Благодарен, рад, горд, смущен». Но через некоторое время, после спланированной общественной травли писателя и его друзей, публичного гонения, сеяния нелицеприятного и даже вражеского образа в массах, Пастернак отказался от премии, написав письмо уже более объемного содержания.

После присуждения премии всю ношу «гонимого поэта» Пастернак пронес на себе не понаслышке. Причем ношу эту он нес вовсе не за свои стихи (хотя именно за них, по большей части, ему была присуждена Нобелевская премия), а за «антисовесткий» роман «Доктор Живаго». Нес, даже отказавшись от столь почетной премии и солидной суммы в 250000 крон. По словам самого писателя, он бы все равно не взял эти деньги, отправив их в другое, более полезное место, нежели собственный карман.

9 декабря 1989 года, в Стокгольме, сыну Бориса Пастернака, Евгению, на торжественном приеме, приуроченному лауретам Нобелевской премии того года были вручены диплом и Нобелевская медаль Бориса Пастернака.



Пастернак Евгений Борисович

Нобелевская премия 1965 года «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» .

Шолохов, так же как и Пастернак, неоднократно появлялся в поле зрения Нобелевского комитета. Более того, их пути, как и их детища, невольно, да и вольно тоже, не раз пересекались. Их романы, без участия самих авторов «мешали» друг другу завоевать главную награду. Бессмысленно выбирать лучший из двух блестящих, но таких разных произведений. Тем более, что и давалась (и дается) Нобелевская премия в обоих случаях не за отдельные произведения, а за общий вклад в целом, за особую составляющую всего творчества. Однажды, в 1954 году, Нобелевский комитет не присвоил Шолохову награду лишь из-за того, что письмо-рекомендация академика Академии наук СССР Сергеева-Ценского пришло позже на пару дней, и у комитета не было достаточно времени для рассмотрения кандидатуры Шолохова. Считается же, что роман («Тихий Дон») на то время не был выгоден Швеции политически, а художественная ценность всегда играла для комитета роль второстепенную. В 1958 году, когда фигура Шолохова выглядела айсбергом в Балтийском море, премия досталась Пастернаку. Уже седому, шестидесятилетнему Шолохову в Стокгольме была вручена его заслуженная Нобелевская премия, после которой писатель прочел такую же чистую и честную, как и все его творчество, речь.



Михаил Александрович в Золотом зале Стокгольмской ратуши
перед началом вручения Нобелевской премии.

Нобелевская премия 1970 года «За нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».

Об этой премии Солженицын узнал еще в лагерях. И в душе он стремился стать ее лауреатом. В 1970 году, после присуждения ему Нобелевской премии, Солженицын ответил, что за наградой приедет «лично, в установленный день». Однако, как и двенадцатью годами ранее, когда Пастернаку также угрожали лишением гражданства, Солженицин отменил свою поездку в Стокгольм. Трудно сказать, что он слишком жалел об этом. Читая программу торжественного вечера, он то и дело натыкался на помпезные детали: что и как ему говорить, смокинг или фрак надевать на том или ином банкете. "...Почему обязательно белая бабочка, - думал он, - а в лагерной телогрейке нельзя?" "И как говорить о главном деле всей жизни за "пиршественным столом", когда столы уставлены яствами и все пьют, едят, разговаривают...".

Нобелевская премия 1987 года «За всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью».

Конечно, Бродскому было куда «легче» получить Нобелевскую премию, чем Пастернаку или Солженицыну. На тот момент он был уже затравленным эмигрантом, лишенным гражданства и права вьезда в Россию. Новость о присуждении Нобелевской премии застала Бродского за ланчем в китайском ресторанчике, неподалеку от Лондона. Известие практически не изменило выражения лица писателя. Он лишь отшутился первым репортерам, что теперь ему придется трепаться языком целый год. Один журналист спросил у Бродского, кем он себя считает: русским или американцем? «Я еврей, русский поэт и английский эссеист», - ответил Бродский.

Известный своим нерешительным характером, Бродский взял в Стокгольм два варианта Нобелевской лекции: на русском и на английском. До последнего момента никто не знал, на каком именно языке писатель прочтет текст. Бродский остановился на русском.



10 декабря 1987 года русскому поэту Иосифу Бродскому была вручена Нобелевская премия по литературе «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью».

С 1901 года Нобелевская премия по литературе присуждается ежегодно и присуждается Нобелевским комитетом в Стокгольме. Писатель может получить её один раз в жизни за совокупность заслуг в развитии литературного процесса.

Статус премии определяется не столько значительной суммой денег, сколько ее престижностью. Лауреаты Нобелевской премии получают значительную поддержку со стороны государства и частных организаций, к их мнению прислушиваются государственные деятели.

Премии присуждаются согласно завещанию Альфреда Нобеля (1833-1896), шведского инженера, изобретателя и промышленника. Согласно его завещанию, составленному 27 ноября 1895 года, капитал (первоначально свыше 31 млн. шведских крон) был помещен в акции, облигации и займы. Доход от них ежегодно делится на пять равных частей и становится премиями за самые выдающиеся мировые достижения в физике, химии, физиологии или медицины, литературе и деятельность по укреплению мира.

Вокруг Нобелевской премии по литературе разгораются особые страсти. Нобелевский комитет оглашает только число претендентов на ту или иную премию, но не называет их имен. Тем не менее, список лауреатов в области литературы более чем внушителен.

Премия вручается ежегодно 10 декабря – в годовщину смерти Нобеля. Премия включает золотую медаль, диплом и денежное вознаграждение. В течение шести месяцев после получения «Нобелевки» лауреат должен выступить с Нобелевской лекцией по тематике своей работы.

Рекорды:

· Больше всего лет к моменту получения Нобелевской премии по литературе было Дорис Лессинг – 87.

· Самым молодым лауреатом Нобелевской премии по литературе является Редьярд Киплинг, который получил премию в 42 года в 1907 году.

· Самую длинную жизнь прожил лауреат 1950 года Бертран Рассел, который скончался 2 февраля 1970 года в возрасте 97 лет.

· Самая короткая жизнь среди лауреатов Нобелевской премии по литературе досталась Альберу Камю, который погиб в автокатастрофе в возрасте 46 лет.

· Первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии по литературе, стала Сельма Лагерлёф в 1909 году.

Книги каких писателей и поэтов – Нобелевских лауреатов – есть в нашей городской библиотеке?

Произведения самых известных авторов мы будем рады предложить нашим читателям. Среди них Александр Солженицын, Эрнест Хемингуэй, Альберт Камю, Морис Метерлинк, Кнут Гамсун, Джон Голсуорси, Редьярд Киплинг, Томас Манн, Гюнтер Грасс, Ромэн Роллан, Генрик Сенкевич, Анатоль Франс, Бернард Шоу, Уильям Фолкнер, Габриэль Гарсиа Маркес, Джон Кудзее и многие другие.

Из русскоязычных авторов в 1933 году премии удостоен Иван Бунин «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». Представитель Шведской академии наук П.Хальстрем отметил способность И.А.Бунина «необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь».

В 1958 году Борис Пастернак награжден «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также продолжение традиций русского эпического романа». Его интереснейший роман «Доктор Живаго», который переведен на 18 языков, стоит прочесть.

В 1965 году премию получил Михаил Шолохов за роман «Тихий Дон» с формулировкой «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

В 1970 году – Александр Солженицын «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». В своей речи член Шведской академии К.Гиров сказал, что произведения лауреата свидетельствуют о «несокрушимом достоинстве человека» и «где бы, по какой бы причине человеческому достоинству ни угрожали, творчество А.И.Солженицына является не только обвинением гонителей свободы, но и предупреждением: подобными действиями они наносят урон прежде всего самим себе».

В 1987 Иосиф Бродский удостоен Нобелевской премии по литературе «за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью». В Нобелевской лекции он сказал: «Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его состоит, прежде всего, в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь».

Лидеры в получении Нобелевской премии по литературе

В 2011 году была присуждена 104-я по счету Нобелевская премия по литературе. За всю историю вручения награды ею были удостоены работы на 25 различных языках, чаще всего на английском (26 раз), французском (13 раз), немецком (13 раз) и испанском (11 раз). Пять раз премия присуждалась за работы на русском языке. Дважды Нобелевская премия по литературе была отклонена (Борисом Пастернаком в 1958 году и Жан-Полем Сартром в 1964-м). Женщины становились лауреатами Нобелевской премии по литературе 12 раз, что составляет самое большое число среди женщин-лауреатов других Нобелевских премий, кроме премии Мира которой были удостоены 15 женщин.

География нобелевских лауреатов в библиотеке

Французская литература представлена такими авторами, как Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Франсуа Мориак, Анатоль Франс, Ромен Роллан.

Без имени Жан-Поля Сартра немыслимо представить себе историю французской философии и литературы XX века. Мир и по сей день продолжает зачитываться его произведениями. В 1964 году он отказался от Нобелевской премии в области литературы, заявив, что ему не хотелось бы ставить под сомнение свою независимость. Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время».

Английские писатели-лауреаты – Редьярд Киплинг, Джон Голсуорси, Уильям Голдинг, Дорис Лессинг, Бертран Рассел.

Джон Голсуорси получил Нобелевскую премию в 1932 году за «высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах». Это цикл произведений о судьбах семьи Форсайтов. Легкая манера изложения, оригинальный, запоминающийся стиль, толика иронии и способность «почувствовать» каждого персонажа, сделать его живым, интересным читателю – все это делает «Сагу о Форсайтах» одним из тех произведений, которые выдерживают проверку временем.

Вряд ли среди подлинных любителей художественного слова есть те, кто не слышал о Джозефе Кутзее: его романы в различных изданиях можно встретить и в книжном магазине, и в библиотеке. Это англоязычный писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 2003 года. Первый писатель, дважды удостоившийся Букеровской премии (в 1983 году за роман «Жизнь и время Михаэла К.» и в 1999 году за роман «Бесчестье»). Согласитесь, две Букеровские премии и Нобелевская могут заставить призадуматься того, кто еще ни разу ни брал в руки произведений самого известного из южноафриканский писателей. Своей нобелевской речью он поразил всех, неожиданно посвятив ее Робинзону Крузо и его слуге Пятнице, разделенным расстоянием и страшно одиноким.

Американская литература представлена такими авторами, как Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Джон Стейнбек, Сол Беллоу, Тони Моррисон.

Широкое признание Хемингуэй получил благодаря своим романам и многочисленным рассказам – с одной стороны, и своей жизни, полной приключений и неожиданностей, – с другой. Его стиль – краткий и насыщенный, значительно повлиял на литературу XX века.

Немецкие писатели : Томас Манн, Генрих Белль, Гюнтер Грасс.

Вот что сказал Гюнтер Грасс в своей Нобелевской речи:

«Подобно тому, как Нобелевская премия, если отвлечься от всякой ее торжественности, покоится на открытии динамита, который, как и другие порождения человеческого мозга – будь то расщепление атома или также удостоенная премии расшифровка генов, – принес миру радости и горести, так и литература несет в себе взрывчатую силу, даже если вызванные ею взрывы становятся событием не сразу, а, так сказать, под лупой времени и изменяют мир, воспринимаясь и как благодеяние, и как повод для причитаний, – и все во имя рода человеческого».

Книги Нобелевского лауреата Габриеля Гарсия Маркеса вошли в Золотой фонд мировой культуры. Тончайшая грань между реальностью и миром иллюзий, сочнейший колорит латиноамериканской прозы и глубокое погружение в проблемы нашего бытия – вот основные составляющие магического реализма Гарсиа Маркеса.

«Сто лет одиночества» – культовый роман, вызвавший, по словам современников, «литературное землетрясение», принес своему автору необычайную популярность во всем мире. Это одно из самых читаемых и переводимых произведений на испанском языке. Но помимо этого им написано еще четыре романа: «Недобрый час», «Осень патриарха», «Любовь во время чумы», «Генерал в своем лабиринте», повести и целый ряд рассказов, объединенных в сборники. «Двенадцать рассказов-странников», которые, хоть и написаны в 1992 году, пока считаются у нас книжной новинкой, так как на русский язык были переведены сравнительно недавно, а издаваться широкими тиражами стали еще позднее.

Варгас Льоса – перуано-испанский прозаик и драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе 2010 года. Он считается одним из величайших латиноамериканских прозаиков новейшего времени, наряду с Хуаном Рульфо, Карлосом Фуэнтесом, Хорхе Луисом Борхесом и Габриэлем Гарсия Маркесом. Премия присуждена «за изображение структуры власти и яркие картины человеческого сопротивления, восстания и поражения».

Японская литература представлена у нас лауреатами Ясунари Кавабата, Кэндзабуро Оэ.

Кэндзабуро Оэ награждён Нобелевской премией по литературе «за то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод». Сейчас Оэ – самый известный и титулованный писатель Страны Восходящего Солнца. Его произведениям, повествование в которых порой разворачивается в нескольких временных пластах, присуще смешение мифа и реальности, а также пронзительная острота нравственного звучания. Роман «Футбол 1860 года» считается одним из наиболее известных сочинений писателя и во многом определил выбор жюри в пользу Оэ при присуждении ему Нобелевской премии по литературе в 1994 году.

Владимир Набоков

Нобелевская премия по литературе - самая престижная награда, которая с 1901 года ежегодно вручается Нобелевским фондом за достижения в области литературы. Писатель, удостоенный премии, предстает в глазах миллионов людей как несравненный талант или гений, который своим творчеством сумел завоевать сердца читателей со всего мира.

Однако есть целый ряд знаменитых писателей, которых Нобелевская премия по разным причинам обошла стороной, но достойны они её были не меньше, чем их коллеги-лауреаты, а иногда даже и больше. Кто же они?

ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Принято считать, что Лев Толстой сам отказался от премии. В 1901 году первую Нобелевскую премию по литературе присудили французскому поэту Сюлли-Прюдому — хотя, казалось бы, как можно обойти автора «Анны Карениной», «Войны и мира»?

Понимая неловкость, шведские академики стыдливо обратились к Толстому, назвав его «глубокочтимым патриархом современной литературы» и «одним из тех могучих проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего». Однако, написали они, великий писатель ведь и сам «никогда не стремился к такого рода награде». Толстой поблагодарил: «Я был очень доволен, что Нобелевская премия не была мне присуждена», — написал он. «Это избавило меня от большого затруднения - распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло».

49 шведских писателей во главе с Августом Стриндбергом и Сельмой Лагерлеф написали письмо протеста нобелевским академикам. За кадром осталось мнение эксперта Нобелевского комитета, профессора Альфреда Йенсена: философия позднего Толстого противоречит завещанию Альфреда Нобеля, мечтавшего об «идеалистической направленности» произведений. А «Война и мир» и вовсе «лишена понимания истории». С этим соглашался секретарь Шведской академии Карл Вирсен:

»Этот писатель осудил все формы цивилизации и настаивал взамен их принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры».

Слышал об этом Лев Николаевич или нет, но в 1906 году, предвидев очередное выдвижение, он попросил академиков сделать все, чтобы ему не пришлось отказываться от престижной награды. Те радостно согласились и в списке нобелевских лауреатов Толстой так и не появился.

ВЛАДИМИР НАБОКОВ

Одним из претендентов на награду 1963 году был знаменитый писатель Владимир Набоков, автор нашумевшего романа «Лолита». Это обстоятельство стало приятным сюрпризом для поклонников творчества писателя.

Скандальный роман, тема которого была немыслимой для того времени, был опубликован в 1955 году в парижском издательстве «Олимпия Пресс». В 60-х годах не раз появлялись слухи о номинации Владимира Набокова на Нобелевскую премию, однако толком ничего не было ясно. Чуть позже станет известно, что Набоков никогда не получит премии Нобеля за излишнюю аморальность.

  • Против кандидатуры Набокова выступил постоянный член Шведской академии Андерс Эстерлинг. «Автор аморального и успешного романа «Лолита» ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться в качестве кандидата на премию», - писал в 1963 году Эстерлинг.

В 1972 году в шведский комитет обратился обладатель премии Александр Солженицын с рекомендацией рассмотреть кандидатуру Набокова. Впоследствии авторы многих изданий (в частности London Times, The Guardian, New York Times) причисляли Набокова к тем писателям, кто незаслуженно не был включен в списки номинантов.

Писатель был номинирован в 1974 году, но проиграл двум шведским авторам, которых сейчас никто не помнит. Но они оказались членами Нобелевского комитета. Один американский критик остроумно сказал: «Набоков не получил «нобелевки» не потому, что не заслуживает ее, а потому, что Нобелевская премия не заслуживает Набокова».

МАКСИМ ГОРЬКИЙ

Начиная с 1918 года Максим Горький был 5 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе- в 1918-м, 1923-м, 1928-м, 1930-м и, наконец, в 1933-м.

Но и в 1933 году «Нобель» обошел писателя стороной. Среди номинантов в тот год вместес ним вновь были Бунин и Мережковский. Для Бунина это была пятая попытка взять Нобеля. Она оказалась удачной, в отличие от также пятикратных номинантов. Награда Ивану Алексеевичу Бунину была вручена с формулировкой «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

До сороковых годов у русской эмиграции была забота — сделать все, чтоб премия не перепала Горькому и не развалился миф о том, что никакой культуры на территории России без эмигрантов не осталось. Кандидатами выдвигались и Бальмонт, и Шмелев, но особенно нервно — Мережковский. Возня сопровождалась интригами, Алданов призывал Бунина согласиться на «групповое» выдвижение, втроем, Мережковский уговаривал Бунина пойти на полюбовный сговор — кто выиграет, тот делит премию пополам. Бунин не согласился, и правильно сделал — борец с «грядущим хамом» Мережковский скоро замарается братанием с Гитлером и Муссолини.

А Бунин, к слову уж, часть премии без всяких договоров отдал нуждающимся русским литераторам (все равно передрались), часть затерялась в войну, зато на премию купил Бунин радиоприемник, по которому слушал сводки боев на восточном фронте — тревожился.

Однако факт: и тут шведские газеты недоумевали. Горький имеет гораздо больше заслуг перед русской и мировой литературой, Бунина знают лишь собратья по перу и редкие ценители. И Марина Цветаева возмущалась, между прочим, искренне: «Я не протестую, я только не согласна, ибо несравненно больше Бунина: и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее — Горький. Горький — эпоха, а Бунин — конец эпохи. Но — так как это политика, так как король Швеции не может нацепить ордена коммунисту Горькому…»

За кадром оставались злобные мнения экспертов. Прислушавшись к ним, еще в 1918 году академики сочли, что Горький, выдвинутый Роменом Ролланом, — анархист и «без сомнения, никоим образом не вписывается в рамки Нобелевской премии». Горькому предпочли датчанина Х. Понтоппидана (не помните, кто это — и не важно). В 30-х академики помялись и придумали — «сотрудничает с большевиками», награду «превратно истолкуют».

АНТОН ЧЕХОВ

Антон Павлович, умерший в 1904 году (премию вручают с 1901 года), скорее всего, просто не успел ее получить. Ко дню его смерти его знали в России, но еще не очень хорошо на Западе. Кроме того, там он больше известен как драматург. Точнее вообще только как драматург он там и известен. А Нобелевский комитет драматургов не жалует.

…КТО ЕЩЕ?

Кроме вышеупомянутых русских писателей среди русских номинантов на премию в разные годы были Анатолий Кони, Константин Бальмонт, Петр Краснов, Иван Шмелев, Николай Бердяев, Марк Алданов, Леонид Леонов, Борис Зайцев, Роман Якобсон и Евгений Евтушенко.

А сколько гениев российской словесности даже не были заявлены в число номинантов Булгаков, Ахматова, Цветаева, Мандельштам… Каждый может продолжить этот блистательный ряд именами своих любимых писателей и поэтов.

Разве это случайность, что четыре из пяти русских писателей, ставших нобелевскими лауреатами, так или иначе находились в конфликте с советской властью? Бунин и Бродский были эмигрантами, Солженицын - диссидентом, Пастернак получил премию за роман, опубликованный за границей.Да и вполне лояльному к советской власти Шолохову Нобеля дали «за художественную силуи цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

  • Стоит ли удивляться, что в 1955 году на Нобелевскую премию по литературе номинировался даже… скандально известный советский шифровальщик-перебежчик Игорь Гузенко, на Западе занявшийся литературой.

А в 1970 году Нобелевскому комитету пришлось долго доказывать, что премия присуждена Александру Солженицыну отнюдь не по политическим мотивам, а «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Ведь к тому времени прошло всего восемь лет от момента первой публикации писателя, а его главные труды «Архипелаг ГУЛАГ» и «Красное колесо» еще не были опубликованы.

Вот такие дела, братцы…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Отправить

Нобелевская премия по литературе

Что такое Нобелевская премия?

Начиная с 1901 года Нобелевская премия по литературе (шведский: Nobelpriset i litteratur) ежегодно присуждается автору из любой страны, который, согласно завещанию Альфреда Нобеля, создал "наиболее выдающееся литературное произведение идеалистической направленности"(шведский первоисточник: den som inom litteraturen har producerat det mest framstående verket i en idealisk riktning). Несмотря на то, что отдельные произведения иногда отмечаются как особенно заслуживающие внимания, здесь под «работой» подразумевается наследие автора в целом. Шведская академия каждый год решает, кто получит премию, если она вообще будет кому-либо присуждена. Академия объявляет имя выбранного лауреата в начале октября. Нобелевская премия по литературе является одной из пяти, учрежденных Альфредом Нобелем в его завещании в 1895 году. Другие премии: Нобелевская премия по химии, Нобелевская премия по физике, Нобелевская премия мира и Нобелевская премия по физиологии и медицине.

Несмотря на то, Нобелевская премия по литературе стала самой престижной литературной премией в мире, Шведская академия навлекла на себя значительную критику за порядок вручения премии. Многие авторы, получившие премию, прекратили свою писательскую деятельность, в то время как другие, которым жюри отказало в премии, остаются широко изучаемыми и читаемыми. Премия "стала широко рассматриваться как политическая - премия мира в литературном обличье". Судьи предвзято относятся к авторам с политическими взглядами, отличающимися от их собственных. Тим Паркс скептически заметил, что "Шведские профессора... позволяют себе сравнивать поэта из Индонезии, возможно, переведенного на английский язык, с романистом из Камеруна, чьи работы, вероятно, доступны только на французском языке, и другого, который пишет на африкаансе, но издается на немецком и голландском языках... ". По состоянию на 2016 год, 16 из 113 лауреатов были скандинавского происхождения. Академию часто обвиняли в предпочтении к европейским, и в частности, шведским, авторам. Некоторые значительные личности, такие как индийский академик Сабари Митра, отмечали, что, несмотря на то, что Нобелевская премия по литературе является значительной, и как правило затмевает другие награды, она "не является единственным эталоном литературного мастерства."

"Расплывчатая" формулировка, которую Нобель дал критериям оценки получения премии, приводит к неутихающим спорам. Изначально в шведском языке слово idealisk переводится либо как "идеалистический", либо как "идеальный". Интерпретация Нобелевского комитета менялась на протяжении лет. В последние годы имеется ввиду своего рода идеализм в отстаивании прав человека в широком масштабе.

История Нобелевской премии

Альфред Нобель оговорил в своемо завещании, что его деньги должны быть использованы на учреждение ряда премий для тех, кто приносит "наибольшее благо человечеству» в области физики, химии, мира, физиологии или медицины, а также литературы. Хотя Нобель написал несколько завещаний в течение своей жизни, последне было написано чуть более, чем за год до его смерти, и подписано в Шведско-норвежском клубе в Париже 27 ноября 1895 года. Нобель завещал 94% своих совокупных активов, то есть 31 млн шведских крон (198 млн долларов США, или 176 млн евро по состоянию на 2016 год), на учреждение и вручение пяти Нобелевских премий. Вследствие высокого уровня скептицизма вокруг его завещания, оно не было приведено в действие до 26 апреля 1897 года, пока стортинг (парламент Норвегии) не одобрил его. Исполнителями его завещания были Рагнар Сульман и Рудольф Лильеквист, учредившие Нобелевский фонд, чтобы позаботиться о состоянии Нобеля и организовать премии.

Члены Норвежского нобелевского комитета, которые должны были присуждать премию мира, были назначены вскоре после того, как завещание было утверждено. Вслед за ними были назначены организации, присуждавшие премии: Каролинский институт 7 июня, Шведская академия 9 июня, и Королевская академия наук Швеции 11 июня. Затем Нобелевский фонд достиг соглашения по основным принципам, в соответствии с которыми должна присуждаться Нобелевская премияа. В 1900 году король Оскар IIобнародовал недавно учрежденные уставы Нобелевского фонда. Согласно завещанию Нобеля, Шведская королевская академия должна была присуждать премию в области литературы.

Кандидаты на Нобелевскую премию по литературе

Каждый год, Шведская академия рассылает запросы о выдвижении кандидатов на Нобелевскую премию в области литературы. Члены Академии, члены литературных академий и сообществ, профессора литературы и языка, бывшие лауреаты Нобелевской премии по литературе, а также президенты писательских организаций - все имеют право выдвигать кандидата. Не разрешается номирировать себя.

Каждый год отправляются тысячи запросов, и по состоянию на 2011 год было отвергнуто около 220 предложений. Эти предложения должны быть получены в Академии до 1 февраля, после чего они рассматриваются Нобелевским комитетом. До апреля Академия сокращает количество кандидатов примерно до двадцати. К маю Комитет утверждает финальный список из пяти имен. Последующие четыре месяца проводятся в чтении и рассмотрении работ этих пяти кандидатов. В октябре члены Академии голосуют и кандидат, набравший более половины голосов, объявляется лауреатом Нобелевской премии по литературе. Никто не может получить премию, не побывав в списке по крайней мере дважды, таким образом, многие из авторов рассматриваются неоднократно на протяжении нескольких лет. Академия владеет тринадцатью языками, однако если кандидат из финального списка работает на незнакомом языке, они нанимают переводчиков и экспертов, связанных клятвой, для предоставления образцов работы этого писателя. Остальные элементы процесса аналогичны процедурам в других Нобелевских премиях.

Размер Нобелевской премии

Лауреат Нобелевской премии по литературе получает золотую медаль, диплом с цитатой, и денежную сумму. Сумма присужденной премии зависит от доходов Нобелевского фонда в этом году. Если премия присуждается более, чем одному лауреату, деньги либо разделяются между ними пополам, или, при наличии трех лауреатов, делятся напополам, а вторая половина на две четверти суммы. Если премия присуждается совместно двум или более лауреатам, деньги делятся между ними.

Призовой фонд Нобелевской премии колебался с момента его учреждения, но по состоянию на 2012 год он составлял 8 000 000 крон (около 1 100 000 долларов США), ранее это равнялось 10 000 000 крон. Это был не первый раз, когда призовая сумма уменьшалась. Начиная с номинальной стоимости в 150 782 крон в 1901 году (эквивалент 8 123 951 шведских крон в 2011), номинальная стоимость составляла всего лишь 121 333 крон (эквивалент 2 370 660 шведских крон в 2011) в 1945 году. Но с тех пор сумма росла или была стабильной, достигнув максимума в 11 659 016 шведских крон в 2001 году.

Медали Нобелевской премии

Медали Нобелевской премии, чеканившиеся монетными дворами Швеции и Норвегии начиная с 1902 года, являются зарегистрированными торговыми марками Нобелевского фонда. На аверсе (лицевой стороне) каждой медали изображен левый профиль Альфреда Нобеля. Медали Нобелевской премии по физике, химии, физиологии и медицине, литературе имеют одинаковые аверсы с изображением Альфреда Нобеля и годами его рождения и смерти (1833-1896). Портрет Нобеля также изображен на лицевой стороне медали Нобелевской премии мира и медали Премии в области экономики, но дизайном немного отличается. Изображение на оборотной стороне медали меняется в зависимости от учреждения, присуждающего премию. Оборотные стороны медалей Нобелевской премии по химии и физике имеют одинаковый дизайн. Дизайн медали Нобелевской премии в области литературы был разработан Эриком Линдбергом.

Дипломы Нобелевской премии

Нобелевские лауреаты получают диплом непосредственно из рук короля Швеции. Дизайн каждого диплома специально разработан учреждением, которое вручает премию лауреату. Диплом содержит изображение и текст, в котором указано имя лауреата, и как правило цитируется, за что он получил премию.

Лауреаты Нобелевской премии по литературе

Выбор кандидатов на Нобелевскую премию

Потенциальных получателей Нобелевской премии по литературе трудно предсказать, так как кандидатуры держатся в секрете в течение пятидесяти лет, до тех пор, пока в свободном доступе не выложат базу данных номинантов на Нобелевскую премию по литературе. На данный момент для публичного просмотра доступны только кандидатуры, представленные между 1901 и 1965 годами. Такая секретность приводит к спекуляциям на тему следующего лауреата Нобелевской премии.

А как насчет слухов, распространяющихся по всему миру касательно определенных людей, якобы номинированных на Нобелевскую премию в этом году? - Ну, либо это просто слухи, или кто-то из приглашенных лиц, предлагающих номинантов, слил информацию. Поскольку кандидатуры хранятся в секрете в течение 50 лет, вам придется подождать до тех пор, пока вы не узнаете об этом наверняка.

По словам профессора Йорана Мальмквиста из Шведской академии, китайский писатель Шень Цунвэнь должен был быть награжден в 1988 году Нобелевской премией по литературе, если бы внезапно не скончался в этом году.

Критика Нобелевской премии

Споры о выборе лауреатов Нобелевской премии

С 1901 по 1912 год, комитет во главе с консерватором Карлом Давидом аф Вирсеном, оценивал литературную ценность работы по сравнению с его вкладом в стремление человечества на пути "к идеалу". Толстой, Ибсен, Золя и Марк Твен были отвергнуты в пользу авторов, которых мало кто читает сегодня. Кроме того, многие считают, что историческая антипатия Швеции по отношению к России является причиной, по которой ни Толстой, ни Чехов не были удостоены премии. Во время Первой мировой войны и сразу после нее, Комитет принял политику нейтралитета, отдавая предпочтение авторам из невоюющих стран. Комитет неоднократно обходил стороной Августа Стриндберга. Однако ему досталась особая честь в виде присуждения Антинобелевской премии, присвоенной ему вследствие бурного общенационального признания в 1912 году будущим премьер-министром Карлом Яльмаром Брантингом. Джеймс Джойс написал книги, которые заняли 1 и 3 места в списке 100 лучших романов современности - "Улисс" и "Портрет художника в юности", однако Джойс ни разу не был удостоен Нобелевской премии. Как писал его биограф Гордон Боукер "Эта премия была просто вне досягаемости Джойса."

Академия сочла роман чешского писателя Карела Чапека "Война с саламандрами" слишком оскорбительным для немецкого правительства. Кроме того, он отказался предоставить какую-нибудь свою неспорную публикацию, на которую можно было бы ссылаться при оценке его работы, заявив: "Спасибо за благосклонность, но я уже написал свою докторскую диссертацию". Таким образом, он остался без премии.

Первой женщиной, получившей Нобелевскую премию по литературе лишь в 1909 году, стала Сельма Лагерлёф (Швеция 1858-1940) за "высокий идеализм, яркое воображение и духовное проникновение, которые отличают все её произведения".

По данным архивов Шведской академии, изучаемых газетой "Le Monde" после ее открытия в 2008 году, французский романист и интеллектуал Андре Мальро всерьез рассматривался как кандидат на премию в 1950-е годы. Мальро конкурировал с Камю, но ему было отказано несколько раз, в частности в 1954 и 1955 годах, "до тех пор, пока он не вернется к роману". Таким образом, Камю был удостоен премии в 1957 году.

Некоторые полагают, что У. Х. Оден не был удостоен Нобелевской премии по литературе из-за ошибок в его переводе 1961 года книги лауреата Нобелевской премии мира Дага Хаммаршёльда "Вехи" (Vägmärken /Markings), и заявлений, которые Оден делал во время своего лекционного турне по Скандинавии, предполагая, что Хаммаршёльд, как и сам Оден, был гомосексуалистом.

В 1962 году Нобелевскую премию по литературе получил Джон Стейнбек. Выбор был сильно раскритикован, и в одной из шведских газет был назван "одной из самых больших ошибок Академии". Газета "The New York Times" задавалась вопросом почему Нобелевский комитет дал премию автору, чей "ограниченный талант даже в его лучших книгах разбавлен самыми низкопробными философствованиями", добавив следующее: "нам кажется любопытным, что почести не удостоился писатель... чье значение, влияние и совершенное литературное наследие уже возымело более глубокое влияние на литературу нашего времени". Сам Стейнбек, когда в день объявления результатов его спросили, заслужил ли он Нобелевскую премию, ответил: "Честно говоря, нет". В 2012 году (50 лет спустя), Нобелевский комитет открыл свои архивы, и выяснилось, что Стейнбек был "компромиссным вариантом" среди номинантов из финального списка, таких как сам Стейнбек, британские авторы Роберт Грейвс и Лоренс Даррелл, французский драматург Жан Ануй, а также датская писательница Карен Бликсен. Рассекреченные документы свидетельствуют о том, что он был выбран в качестве меньшего из зол. "Там нет никаких явных кандидатов на Нобелевскую премию, и комитет по вручению премии находится в незавидном положении", пишет член комитета Генри Олсон.

В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе, но отказался от нее, заявив, что "Существует разница между подписью "Жан-Поль Сартр", или "Жан-Поль Сартр, лауреат Нобелевской премии". Писатель не должен позволять превращать себя в институт, даже если это принимает самые почетные формы ".

Советский писатель-диссидент Александр Солженицын, лауреат 1970 года, не присутствовал на церемонии вручения Нобелевской премии в Стокгольме из-за страха, что СССР будет препятствовать его возвращению после поездки (его работы там распространялись через самиздат - подпольную форму печати). После того, как правительство Швеции отказалось почтить Солженицына торжественной церемонией награждения, а также лекцией в посольстве Швеции в Москве, Солженицын вообще отказался от премии, отметив, что условия, установленные шведами (которые предпочли частную церемонию) были "оскорблением самой Нобелевской премии ". Солженицын принял награду и денежную премию только 10 декабря 1974 года, когда он был депортирован из Советского Союза.

В 1974 году Грэм Грин, Владимир Набоков, и Сол Беллоу рассматривались в качестве кандидатов на премию, но были отвергнуты в пользу совместной премии, врученной шведским авторам Эйвинду Юнсону и Харри Мартинсону, членам Шведской академии на тот момент, неизвестным за пределами своей страны. Беллоу получил Нобелевскую премию по литературе в 1976 году. Ни Грин, ни Набоков не были удостоены премии.

Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес был номинирован на премию несколько раз, но, как утверждает Эдвин Уильямсон, биограф Борхеса, Академия не вручила ему награду, скорее всего, из-за его поддержки некоторых аргентинских и чилийских правых военных диктаторов, в том числе Аугусто Пиночета, чьи социальные и личные связи были весьма запутанными, согласно рецензии Колма Тойбина на книгу Уильямсона "Борхес в жизни". Отказ Борхесу в Нобелевской премии за поддержку этих правых диктаторов контрастирует с признанием Комитетом писателей, которые открыто поддерживали спорные левые диктатуры, в том числе Иосифа Сталина в случаях Сартра и Пабло Неруды. Кроме того, спорным был момент с поддержкой Габриэлем Гарсиа Маркесом кубинского революционера и президента Фиделя Кастро.

Награждение итальянского драматурга Дарио Фо в 1997 году изначально считалось некоторыми критиками "довольно поверхностным", поскольку в первую очередь его рассматривали как исполнителя, и католические организации сочли награждение Фо спорным, так как ранее он был осужден Римско-католической церковью. Газета Ватикана "L"Osservatore Romano" выразила удивление по поводу выбора Фо, отметив, что "Давать премию тому, кто также является автором сомнительных работ немыслимо." Салман Рушди и Артур Миллер были явными кандидатами на получение премии, но нобелевские организаторы, как позднее было процитировано, сказали, что в таком случае были бы "слишком предсказуемыми, слишком популярными."

Камило Хосе Села охотно предложил свои услуги в качестве информатора режима Франко и добровольно переехал из Мадрида в Галисию во время гражданской войны в Испании, чтобы присоединиться там к силам повстанцев. Статья Мигеля Анхеля Вильены "Между страхом и безнаказанностью", в которой были собраны комментарии испанских романистов по поводу примечательного молчания старшего поколения испанских романистов касательно прошлого публичных интеллектуалов времен диктатуры Франко, появилась под фотографией Селы во время церемонии вручения ему Нобелевской премии в Стокгольме в 1989 году.

Выбор лауреата 2004 года, Эльфриды Елинек, был опротестован членом Шведской академии, Кнутом Анлундом, который не был активным деятелем Академии с 1996 года. Анлунд подал в отставку, утверждая, что выбор Елинек нанес "непоправимый ущерб" репутации премии.

Объявление Гарольда Пинтера призером 2005 года было задержано на несколько дней, по-видимому, из-за отставки Анлунда, и это привело к возобновлению спекуляций на тему, что во вручении Премии Шведской академией присутствует "политический элемент". Хотя Пинтер не смог прочитать свою спорную Нобелевскую лекцию лично из-за плохого состояния здоровья, он транслировал ее из телевизионной студии, и она передавалась по видео на экраны перед аудиторией в Шведской академии в Стокгольме. Его комментарии стали источником большого количества толкований и дискуссий. Вопрос об их "политической позиции" был также поднят в ответ на вручение Нобелевской премии по литературе Орхану Памуку и Дорис Лессинг в 2006 и 2007 годах, соответственно.

Выбор 2016 года пал на Боба Дилана, и это было впервые в истории, когда музыкант и автор песен получил Нобелевскую премию по литературе. Награда вызвала некоторые споры, в частности, среди писателей, которые утверждали, что заслуги работы Дилана на литературном поприще не равны заслугам некоторых из его коллег. Ливанский романист Рабих Аламеддин написал в своем тветтере, что "Боб Дилан, получивший Нобелевскую премию по литературе, это то же самое, как если бы печенье миссис Филдс получило 3 звезды Мишлена." Французско-марокканский писатель Пьер Ассулин назвал такое решение "презрением к писателям". В ходе живого веб-чата, организованного "The Guardian", норвежский писатель Карл Уве Кнаусгор сказал: "Я очень обескуражен. Мне нравится, что комитет по оценке романов открывается для других видов литературы - текстов песен и так далее, я думаю, что это прекрасно. Но зная, что Дилан из того же поколения, что и Томас Пинчон, Филип Рот, Кормак Маккарти, мне очень трудно это принять". Шотландский писатель Ирвин Уэлш сказал: "Я поклонник Дилана, но эта награда - это просто плохо взвешенная ностальгия, исторгнутая старческими протухшими простатами мямлящих хиппи." Коллега по написанию песен и друг Дилана Леонард Коэн сказал, что не нужно было никаких премий, чтобы признать величие человека, трансформировавшего поп-музыку такими пластинками, как "Возвращение на шоссе 61" (Highway 61 Revisited). "Для меня," сказал Коэн, "[награждение Нобелевской премией] подобно тому, чтобы вешать медаль на гору Эверест за то, что она является самой высокой горой." Писатель и обозреватель Уилл Селф писал, что награда "обесценила" Дилана, тогда как он надеялся, что лауреат "последует примеру Сартра и отвергнет награду".

Спорные награждения Нобелевской премии

Ориентация премии на европейцев, и шведов, в частности, была предметом критики, даже в шведских газетах. Большинство лауреатов были европейцами, а Швеция получила больше премий, чем вся Азия вместе с Латинской Америкой. В 2009 году Гораций Энгдал, впоследствии постоянный секретарь Академии, заявил, что «Европа по-прежнему является центром литературного мира", и что "США слишком изолированы, слишком замкнуты. Они не переводят достаточно работ, и не слишком активно участвуют в большом литературном диалоге ".

В 2009 году Петер Энглунд, пришедший на замену Энгдалу, отверг это мнение ("В большинстве языковых областей... есть авторы, которые действительно заслуживают и могли бы получить Нобелевскую премию, и это касается как Соединенных Штатов, так и Северной и Южной Америки в целом") и признал европоцентричный характер премии, заявив: "Я думаю, что это проблема. Нам, как правило, в большей степени легко откликается литература, написанная в Европе и в европейской традиции." Американские критики, как известно, возражали, что их соотечественники, такие как Филип Рот, Томас Пинчон и Кормак Маккарти, были упущены из виду, так же, как и латиноамериканцы, такие как Хорхе Луис Борхес, Хулио Кортасар, и Карлос Фуэнтес, тогда как менее известные на этом континенте европейцы одерживали победу. Награда 2009 года, ушедшая Герте Мюллер, ранее мало известной за пределами Германии, но много раз называвшейся фаворитом Нобелевской премии, вновь возобновила мнение, что Шведская академия была предвзятой и европоцентричной.

Тем не менее, премия 2010 года была присуждена Марио Варгас Льосе, который был родом из Перу в Южной Америке. Когда в 2011 году премия была присуждена выдающемуся шведскому поэту Тумасу Транстрёмеру, постоянный секретарь Шведской академии Петер Энглунд сказал, что премия присуждалась не на политической основе, описывая такое понятие, как "литература для чайников". Следующие две награды Шведская Академия вручила неевропейцам, китайскому автор Мо Яню, и канадской писательнице Элис Мунро. Победа французского писателя Модиано в 2014 году возобновила вопрос европоцентризма. Отвечая на вопрос "The Wall Street Journal" "Так что, снова без американцев в этом году? Почему?", Энглунд напомнил американцам о канадском происхождении прошлогоднего победителя, о стремлении Академии к качеству литературы и невозможности наградить всех, кто заслуживает премию.

Незаслуженно полученные Нобелевские премии

В истории Нобелевской премии по литературе были упущены многие литературные достижения. Историк литературы Кьелл Эспмарк признал, что когда «дело касается ранних премий, то часто оправдывается плохой выбор и вопиющие упущения. Например вместо Сюлли Прюдома, Эйкена, и Хейзе стоило наградить Толстого, Ибсеа, и Генри Джеймса". Есть упущения, которые находятся вне контроля Нобелевского комитета, например вследствие преждевременной смерти автора, как это было с Марселем Прустом, Итало Кальвино, и Роберто Боланьо. По словам Кьелла Эспмарка "главные произведения Кафки, Кавафиса и Пессоа были опубликованы только после их смерти, а об истинном величии поэзии Мандельштама мир узнал прежде всего из неопубликованных стихов, которые его жена спасла от забвения спустя долгое время после его смерти в сибирской ссылке ". Британский романист Тим Паркс приписывал нескончаемые споры вокруг решений Нобелевского комитета "принципиальному легкомыслию премии и нашей собственной глупости в том, чтобы принимать ее всерьез", а также отметил, что "восемнадцать (или шестнадцать) шведских граждан будут иметь определенный авторитет, оценивая произведения шведской литературы, но какая группа могла бы когда-либо действительно охватить своим умом бесконечно разнообразную работу десятков различных традиций? И почему мы должны просить их сделать это?"

Эквиваленты Нобелевской премии по литературе

Нобелевская премия по литературе является не единственной литературной премией, на которую имеют право претендовать авторы всех национальностей. Среди других известных международных литературных премий: Нейштадтская литературная премия, Премия Франца Кафки, и Международная Букеровская премия. В отличие от Нобелевской премии по литературе, Премия Франца Кафки, Международная Букеровская премия, и Нейштадтская литературная премия вручается раз в два года. Журналистка Хепзиба Андерсон отметила, что Международная Букеровская премия "стремительно становится более значимой наградой, выступающей все более и более компетентной альтернативой Нобелю". Букеровская Международная премия "делает упор на общий вклад одного писателя в художественную литературу на мировой арене" и "фокусирется только на литературном мастерстве". Поскольку она была учреждена только в 2005 году, пока не представляется возможным проанализировать важность ее влияния на потенциальных будущих лауреатов Нобелевской премии по литературе. Только Элис Мунро (2009) была удостоена обоих. Тем не менее, некоторые лауреаты Международной Букеровской премии, такие как Исмаил Кадаре (2005) и Филип Рот (2011) считаются претендентами на Нобелевскую премию в области литературы. Нейштадтская литературная премия считается одной из самых престижных международных литературных премий, и часто упоминается как американский аналог Нобелевской премии. Подобно Нобелевской или Букеровской премии, она присуждается не за какое-либо произведение, а за всю работу автора. Премию часто рассматривают как показатель того, что определенному автору может быть присуждена Нобелевская премия по литературе. Габриэль Гарсиа Маркес (1972 - Нейштадт, 1982 - Нобель), Чеслав Милош (1978 - Нейштадт, 1980 - Нобель), Октавио Пас (1982 - Нейштадт, 1990 - Нобель), Транстрёмер (1990 - Нейштадт, 2011 - Нобель) вначале были удостоены Нейштадтской международной литературной премии, прежде чем им была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Еще одна награда, заслуживающая внимания - это Премия принцессы Астурийской (ранее Премия иринца Астурийского) по литературе. В первые годы своего существования она почти исключительно присуждалась писателям, которые писали на испанском языке, но позднее премии были также удостоены писатели, работающие на других языках. Среди писателей, которые получили и Премию принцессы Астурийской по литературе, и Нобелевскую премию по литературе - Камило Хосе Села, Гюнтер Грасс, Дорис Лессинг, и Марио Варгас Льоса.

Американская премия по литературе, которая не предусматривает денежный приз, представляет из себя альтернативу Нобелевской премии по литературе. На сегодняшний день, Гарольд Пинтер и Жозе Сарамаго являются единственными писателями, получившими обе литературные премии.

Существуют также премии, отмечающие прижизненные достижения писателей на конкретных языках, как например Премия "Мигель де Сервантес" (для авторов, пишущих на испанском языке, учреждена в 1976 году), и Премия Камоэнса (для португалоязычных авторов, учреждена в 1989 году). Нобелевские лауреаты, которые также были удостоены Премии имени Сервантеса: Октавио Пас (1981 - Сервантес, 1990 - Нобель), Марио Варгас Льоса (1994 - Сервантес, 2010 - Нобель), и Камило Хосе Села (1995 - Сервантес, 1989 - Нобель). Жозе Сарамаго является до настоящего времени единственным автором, получившим как Премию Камоэнса (1995), так и Нобелевскую премию (1998).

Премию имени Ганса Христиана Андерсена иногда называют "Маленьким Нобелем". Награда заслужил такое название, поскольку подобно Нобелевской премии по литературе, она принимает во внимание прижизненные достижения писателей, хотя Премия Андерсена ориентируется на одну категорию литературных произведений (детская литература).

10 декабря 1901 года была вручена первая в мире Нобелевская премия. С тех пор пять русских писателей удостоились этой премии в области литературы.

1933 год, Иван Алексеевич Бунин

Бунин был первым русским писателем, который получил столь высокую награду - Нобелевскую премию по литературе. Случилось это в 1933 году, когда Бунин уже несколько лет жил в эмиграции в Париже. Премия присуждалась Ивану Бунину «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Речь шла о самом крупном произведении писателя - романе «Жизнь Арсеньева».

Принимая награду, Иван Алексеевич сказал, что он первый изгнанник, отмеченный Нобелевской премией. Вместе с дипломом Бунин получил чек на 715 тысяч французских франков. На нобелевские деньги он мог безбедно жить до конца дней. Но они быстро кончились. Бунин тратил их очень легко, щедро раздавал нуждающимся коллегам-эмигрантам. Часть вложил в дело, которое, как ему пообещали «доброжелатели», беспроигрышное, и прогорел.

Именно после получения Нобелевской премии всероссийская известность Бунина переросла во всемирную славу. Каждый русский в Париже, даже тот, который не прочитал еще ни одной строчки этого писателя, воспринял это как личный праздник.

1958 год, Борис Леонидович Пастернак

Для Пастернака эта высокая награда и признание обернулись настоящей травлей на родине.

На соискание Нобелевской премии Борис Пастернак выдвигался не раз - с 1946 по 1950 год. А в октябре 1958 году он был удостоен этой награды. Это случилось как раз после выхода в свет его романа «Доктор Живаго». Премия присуждалась Пастернаку «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».

Сразу после получения телеграммы из Шведской академии Пастернак ответил "чрезвычайно благодарен, тронут и горд, изумлен и смущен". Но после того как стало известно о присуждении ему премии газеты "Правда" и "Литературная газета" обрушились на поэта с возмущенными статьями, наградив его эпитетами, "изменник", "клеветник", "Иуда". Пастернака исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от премии. И во втором письме в Стокгольм он писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».

Нобелевскую премию Бориса Пастернака спустя 31 год получил его сын. В 1989 году непременный секретарь академии профессор Сторе Аллен прочел обе телеграммы, посланные Пастернаком 23 и 29 октября 1958 года, и сказал, что Шведская академия признала отказ Пастернака от премии вынужденным и по прошествии тридцати одного года вручает его медаль сыну, сожалея о том, что лауреата нет уже в живых.

1965 год, Михаил Александрович Шолохов

Михаил Шолохов был единственным советским писателем, получившим Нобелевскую премию с согласия руководства СССР. Еще в 1958 году, когда делегация Союза писателей СССР посетила Швецию и узнала, что в числе выдвигаемых на получение премии называются имена Пастернака и Шохолова, в телеграмме, направленной советскому послу в Швеции, говорилось: «было бы желательным через близких к нам деятелей культуры дать понять шведской общественности, что в Советском Союзе высоко оценили бы присуждение Нобелевской премии Шолохову». Но тогда премию отдали Борису Пастернаку. Шолохов же получил ее в 1965 году - «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». К этому времени уже вышел его знаменитый «Тихий Дон».

1970 год, Александр Исаевич Солженицын

Александр Солженицын стал четвертым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе - в 1970 году «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». К этому времени уже были написаны такие выдающиеся произведения Солженицына как «Раковый корпус» и «В круге первом». Узнав о награждении, писатель заявил, что намерен получить награду "лично, в установленный день". Но после объявления о награде, травля писателя на родине набрала полную силу. Советское правительство сочло решение Нобелевского комитета "политически враждебным". Поэтому писатель побоялся поехать в Швецию за получением награды. Он ее с благодарностью принял, но в церемонии награждения не участвовал. Диплом Солженицын получил только спустя четыре года - в 1974 году, когда его выслали из СССР в ФРГ.

Жена писателя Наталья Солженицына до сих пор уверена, что Нобелевская премия спасла супругу жизнь и дала возможность писать. Она отмечала, что если бы он опубликовал “Архипелаг ГУЛАГ”, не будучи лауреатом Нобелевской премии, его бы убили. Кстати, Солженицын был единственным лауреатом Нобелевской премии по литературе, у кого от первой публикации до присуждения награды прошло всего восемь лет.

1987 год, Иосиф Александрович Бродский

Иосиф Бродский стал пятым русским писателем, получившем Нобелевскую премию. Это случилось в 1987 году, тогда же вышла в свет его большая книга стихов — «Урания». Но получал награду Бродский уже ни как советский, а как американский гражданин, который уже долго время жил в США. Нобелевская премия была присуждена ему «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью». Получая награду в своей речи Иосиф Бродский сказал: «Для человека частного и частность эту всю жизнь какой-либо общественной роли предпочитавшего, для человека, зашедшего в предпочтении этом довольно далеко — и в частности от родины, ибо лучше быть последним неудачником в демократии, чем мучеником или властителем дум в деспотии, — оказаться внезапно на этой трибуне — большая неловкость и испытание».

Отметим, что после присуждения Бродскому Нобелевской премии, а это событие как раз случилось во время начала перестройки в СССР, его стихи и эссе стали активно публиковать на родине.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх