Примеры классицизма. Литературные направления и течения

Европы 17-19 вв. Этот период явил миру много талантливых авторов, которые внесли значительный вклад в развитие искусства: литературу, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру. Впервые тенденции классицизма появились во Франции, когда возобновился к античным временам и идеалам того времени.

Черты классицизма

Основные черты этого направления берут свое начало в античности. Мышление авторов было художественно направленным и имело тенденцию к ясному, целостному выражению, а также простоте изобразительных средств, уравновешенности и логичности высказываний. Поэтому, можно сказать, что мышление человека эпохи классицизма -рационально-идеализированное.

Если говорить о том, что классицизм родственен античности, то важно отметить, что их сходство заключалось в форме, которая, впрочем, могла и не отвечать тем стандартам, которые были приняты в Классицистическое искусство отличает от других в первую очередь уважение давних ценностей и способность их отобразить даже тогда, когда они неактуальны.

Характерная черта классицизма - онтологическое понимание красоты. Здесь она вне времени, и поэтому вечна, и также большое внимание уделено законам гармонии.

Психологически классицизм объясняется тем, что в сложные исторические периоды, являющиеся переходными и несущими массу нового, человек стремится обратиться к тому, что неизменно: например, к прошлому. В этом он находит опору: древние греки являются примером рационализма в мышлении, они дали человечеству завершенные представления о пространстве и времени, и многих других явлениях в жизни, причем сделали это в простой и доступной форме. Сложные и витиеватые мысли и такое же их оформление не означают ясности и конкретности, которые требовались человечеству в резко изменяющемся мире. Поэтому античность сыграла немаловажную роль в формировании классицизма.

Идеи классицизма романтичны, поэтому многие придерживаются мнения, что они неразделимы. И все же в них есть значительные отличия: романтизм более оторван от реальности в своих идеалах и способах их отображения, чем классицизм.

Что такое классицизм? Это попытался объяснить В. Татаркевич с помощью нескольких принципов, которые, в свою очередь, были изначально изложены теоретиком Л. Б. Альберти:

  1. Красота - объективное свойство реальных предметов.
  2. Красота - это порядок, правильная композиция, которая оценивается разумом.
  3. Поскольку искусство пользуется наукой, то значит, оно должно обладать рациональной дисциплиной.
  4. Образ, созданный в направлении классицизма, может быть реальным, но изображенным согласно образцу античности.

Что такое классицизм в живописи

Основная черта этого направления в художественном творчестве проявляется в отношении художника к произведению: его чувства, выражаемые с помощью живописи, подчинены и логике.

Среди ярких представителей можно выделить работы Н. Пруссена, который писал картины с мифологической тематикой. Особое внимание в них привлекает точная геометрическая композиция и продуманное сочетание цветов. Также и К. Лоррен: хоть тематика его картин и отличается от работ Н. Пруссена (пейзажи окрестностей города), но рационализм в исполнении также выдержан: он гармонизировал их с помощью света заходящего солнца.

Что такое классицизм в скульптуре и архитектуре

Поскольку в классицизме в качестве образца выступали античные работы, то при скульптурировании авторы сталкивались с противоречием: в Древней Греции модели изображались нагими, но теперь это было аморальным. Деятели искусства вышли из положения хитрым путем: они изображали реальных людей в образе античных богов. Во время правления Наполеона скульпторы начали мастерить модели, на которых надеты тоги.

Классицизм в России зародился гораздо позже, но, тем не менее, это не помешало появиться в этой стране талантливым авторам, которые творили сообразно его идеям: Борис Орловский, Федот Шубин, Иван Мартос, Михаил Козловский.

В архитектуре также стремились к воссозданию форм, присущих античности. Простота, строгость, монументальность и логическая ясность - основные черты.

Что такое классицизм в литературе

Основное достижение классицизма в том, что были поделены на иерархические группы: среди них отличали высокие (эпопея, трагедия, ода) и низкие (басня, комедия и сатира).

В литературе выдвигалось строгое требование к соблюдению жанровых признаков в произведении.

В эпоху правления Петра Великого в России стали закладываться основы нового направления в литературе. Признаки классицизма зародились в Италии в 16 веке. Уже через сотню лет направление достигло своего наивысшего развития во Франции во время правления Людовика 14, который утверждает

Зарождение классицизма и общая характеристика эпохи

Идейной основой формирования литературного направления является утверждение сильной государственной власти. В качестве основной цели классицизм ставил прославление абсолютной монархии. В переводе с латинского термин classicus означает "образцовый". Признаки классицизма в литературе черпают свои истоки из античности, а теоретической основой становится произведение Н. Буало "Поэтическое искусство" (1674 год). В нем вводится понятие трех единств и говорится о строгом соответствии содержания и формы.

Философская основа классицизма

Метафизика рационалиста Рене Декарта повлияла на становление этого литературного направления. Основным конфликтом у классиков становится противостояние разума и страстей. В соответствии с разделением всех жанров на высокие, средние и низкие создавались стили художественной системы.

Основные признаки классицизма подразумевают использование (времени, места и действия) и нормативной поэтики, из-за чего стало затормаживаться естественное развитие Сословно-феодальная иерархия находит свое отражение в аристократическом характере классицизма. Героями становятся преимущественно представители дворянского сословия, которые являются носителями добродетели. Высокий гражданский пафос и чувство патриотизма впоследствии становятся основой для формирования других литературных течений.

Признаки классицизма в литературе. Особенности русского классицизма

В России это литературное направление начинает формироваться в конце 17 века. Несмотря на то, что работы русских классицистов обнаруживают связь с Н. Буало, классицизм в России значительно отличается. Свое активное развитие он начал после смерти Петра Первого, когда духовенство и дворяне пытались вернуть государство в допетровские времена. Следующие признаки классицизма присущи исключительно русскому направлению:

  1. Оно более гуманно, поскольку формировалось под влиянием идей Просветительства.
  2. Утверждало естественное равенство всех людей.
  3. Основной конфликт происходил между аристократией и буржуазией.
  4. В России была своя античность - отечественная история.

Одическая поэзия классицизма, творчество Ломоносова

Михаил Васильевич был не только естествоиспытателем, но и писателем. Он строго соблюдал признаки классицизма, а его классические оды можно подразделить на несколько тематических групп:

  1. Победоносно-патриотические. "Ода на взятие Хотина" (1739 год) была приложена к письму о правилах российского стихотворства. В произведении широко используется символика и вводится собирательный образ русского солдата.
  2. Оды, связанные с восшествием на престол монарха, в которых особенно четко прослеживаются признаки классицизма. Ломоносов писал произведения, обращенные к императрице Анне, Елизавете, Екатерине Второй. Похвальная ода представлялась писателю наиболее удобной формной беседы с монархом.
  3. Духовные. В 18 веке они называли переложение библейских текстов с лирическим содержанием. Здесь автор говорил не только о личных переживаниях, но и об общечеловеческих вопросах.

Оды Ломоносова

Михаил Васильевич придерживался написания произведений исключительно высокого жанра, которым был характерен торжественный язык, использование и обращений - это главные признаки классицизма в оде. Ломоносов обращается к героико-патриотической тематике, славит красоты родины и призывает народ заниматься наукой. Он положительно относился к монархии и в "Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны" отражает эту идею. Будучи просвещенным человеком, Михаил Васильевич направляет усилия на просвещение всей части населения России, поэтому дарит своим последователям богатое литературное наследие.

Как отличить классическое произведение? Признаки классицизма в комедии "Недоросль"

Условное деление персонажей на положительных и отрицательных

Использование говорящих фамилий

Скотинин, Вральман - отрицательные персонажи; Милон, Правдин - положительные.

Наличие героя-резонера

Правило трех единств (времени, места, действия)

События происходят в доме Простаковой в течение суток. Основным конфликтом является любовный.

Герои ведут себя соответственно специфике жанра - низко и подло

Речь Простаковой и других отрицательных героев гнусная, простая, а их поведение служит этому подтверждением.

Произведение состоит из действий (обычно их 5) и явлений, а предметом разговора в классической комедии является государство. Автор соблюдает и эти признаки классицизма в "Недоросле" и "Бригадире".

Новаторский характер комедий Фонвизина

Свою литературную деятельность Денис Иванович начал с переводов европейских текстов, успевал при этом играть роли в драматическом театре. В 1762 году была представлена его комедия "Бригадир", а затем "Корион". Лучше всего прослеживаются признаки классицизма в "Недоросле" - самом узнаваемом произведении автора. Особенность его творчества заключается в том, что он выступает против правительственной политики и отрицает существующие формы помещичьего господства. Идеальной он видит монархию, огороженную законом, которая позволяет развиваться буржуазному классу и допускает значение человека вне сословной принадлежности. Подобные взгляды отразились в его публицистических сочинениях.

"Бригадир": идея и краткое содержание

Фонвизин проявляет себя в качестве драматурга при создании своих комедий. Постановка "Бригадира" имела огромный успех у зрителей за счет подачи собирательного образа целого сословия. Основу составляет сюжетно-любовный конфликт. Главного героя выявить непросто, поскольку каждый существует не сам по себе, а дополняет коллективный образ русского дворянства. Традиционный для классической комедии любовный сюжет использован драматургом в сатирических целях. Всех героев объединяет глупость и скупость, они строго подразделяются на положительных и отрицательных - основные признаки классицизма в комедии четко сохранены. Комического эффекта драматург достиг полным несоответствием поведения персонажей здравому смыслу и моральной норме. "Бригадир" для русской литературы был новым жанровым явлением - это комедия нравов. Фонвизин объясняет действия персонажей бытовой обстановкой. Его сатира не конкретна, поскольку он не обозначает отдельных носителей социальных пороков.

Начальник бригады с женой решают женить своего сына Иванушку на умнице и красавице Софье, дочери советника, которая, наблюдая за поведением этой семьи, не желает с ними вступать в родство. Сам жених тоже не испытывает чувств к невесте, а когда узнает, что она влюблена в Добролюбова, переубеждает в этой затее мать. В доме возникает интрига: бригадир влюбляется в советницу, а советник - в жену бригадира, но в итоге все становится на свои места и счастливыми остаются только Софья и Добролюбов.

"Недоросль": идея и краткое содержание

В произведении главным становится социально-политический конфликт. "Недоросль" - самая узнаваемая комедия классицизма, признаки которой - три единства, строгое разделение на положительных и отрицательных героев, говорящие фамилии - Фонвизин успешно соблюдает. Для автора существуют две категории дворян: злонравные и прогрессивные. Открыто звучит тема бедственности крепостного права в России. Новаторство драматурга проявляется в создании положительных образов, которые по замыслу должны были оказать воспитательное действие, но он продолжает сохранять признаки классицизма. В комедии "Недоросль" характер Простаковой был своеобразным открытием для Фонвизина. Эта героиня представляет собой образ русской помещицы - недалекой, жадной, грубой, но любящей своего сына. Несмотря на всю типичность, в ней раскрываются индивидуальные черты характера. Ряд исследователей увидели в комедии черты просветительского реализма, другие же обратили внимание на нормативную поэтику классицизма.

Семейство Простаковых планирует женить своего бездаря Митрофанушку на умнице Софье. Мать с отцом презирают просвещение и утверждают, что знание грамматики и арифметики ни к чему, тем не менее, нанимают сыну учителей: Цыфиркина, Вральмана, Кутейкина. У Митрофана есть соперник - Скотинин, брат Простаковой, который хочет жениться из желания стать обладателем деревень со свиньями. Однако девушке находят достойного мужа Милона; дядя Софьи, Стародум, одобряет их союз.

Классицизм в архитектуре и градостроительстве.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци.

Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

В Венеции Палладио по заказам Церкви выполнил несколько проектов и построил ряд церквей (Сан-Пьетро ин Кастелло, 1558; клуатр церкви Санта Мария делла Карита [ныне Музеи Академии]; фасад церкви Сан-Франческо делла Винья, 1562; Сан-Джорджо Маджоре на одноименном острове, 1565 [завершена В. Скамоцци к 1610]; «Иль Реденторе», то есть [церковь] Спасителя, на острове Джудекка, 1576-1592; Санта-Мария делла Презентационе, или «Ле Цителле»; Санта-Лучия, разобрана в сер. XIX в. при строительстве железнодорожной станции). Если виллы Палладио в целом объединяет впечатление гармонии и умиротворенности форм, то в его церквах главное - динамика форм, иногда - взволнованная патетика.



Роберт Адам (работавший в сотрудничестве с братом Джеймсом) стал самым востребованным архитектором в Британии. Ценители прекрасного восторгались свободой, с которой он соединял классические элементы, прежде считавшиеся несовместимыми. Свежий подход к компоновке знакомых архитектурных приёмов (термальное окно, серлиано) свидетельствовал о глубинном проникновении Адама в сущность античного искусства. Постройки: Кедлстон-холл, Сайон-хаус, Реджистер-хаус, Остерли-парк.

Классицизм в живописи.

Немногочисленные живописные произведения Агостино Карраччи (лучшие из них - фрески в Палаццо Фарнезе в Риме, выполненные вместе с братом Аннибале, «Причащение св. Иеронима» и «Вознесение Богородицы» в Болонской пинакотеке) отличаются правильностью рисунка и светлым, весёлым колоритом.

Агостино был более известным гравёром, чем его брат Аннибале. Подражая Корнелису Корту, он достиг больших высот в мастерстве гравирования. Наиболее известные из его гравюр: «Распятие» (с Тинторетто, 1589), «Эней и Анхис» (с Бароччио, 1595), «Богородица с Младенцем» (с Корреджо), «Искушение св. Антония», «Св. Иероним» (с Тинторетто), а также некоторые гравюры с собственных работ.

Клод Лоррен с большим мастерством изображал игру солнечных лучей в различные часы дня, свежесть утра, полуденный зной, меланхолическое мерцание сумерек, прохладные тени теплых ночей, блеск спокойных или слегка колышущихся вод, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом. В его творчестве можно различать две манеры: картины, относящиеся к ранней поре его деятельности, писаны сильно, густо, в теплых тонах; позднейшие - более плавно, в холодноватом тоне. Фигуры, которыми обыкновенно оживлены его пейзажи.

Лоррен, в отличие от Пуссена, выходил за рамки метафизического (читай - академического) пейзажа. В его работах всегда важен свет. Он - первый, кто исследовал проблему солнечного освещения, утреннего и вечернего; первый, кто серьёзно заинтересовался атмосферой, её светонасыщенностью. Его работы оказали влияние на развитие европейского пейзажа, в частности, на Уильяма Тёрнера

Классицизм в музыке

Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами (см. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок). Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.

Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

Моцарт - один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».

Вопросы и задания:

1) Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

В развитии классицизма выделяют два этапа: XVII в. и XVIII - начало XIX в. В XVIII в.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Живопись, скульптура, архитектура, литература, музыка – представлен классицизм.

2) От здания-памятника приходят к зданию, выражающему определенную социальную функцию, единство таких функций создает городской организм, а его устройство-это координация этих функций. Так как социальная координация основана на принципах разумности, то градостроительные планы становятся более рациональными, то есть следуют четким прямоугольным или радиальным геометрическим схемам, которые состоят из широких и прямых улиц, больших квадратных или круглых в плане площадей. Идея взаимосвязи человеческого общества и природы выражается в городе во введении широких зон зелени, чаще всего парков возле дворцов или садов бывших монастырей, ставших государственными после революции. Сведение архитектуры только до выполнения градостроительных задач влечет за собой упрощение и типизацию ее форм.

3) Архитектор классицизма отвергает «взбитые сливки» барокко и настаивает на эталонах гармонии, строгости, логической ясности и монументальности. Собственно, для него не стояло вопроса, объективно искусство или нет. Конечно, объективно, а сам он служит вечности и всему неизменному. Отсюда равнение на ордерную систему, регулярность планировки и симметрию. Человек, как мы помним, это звучит гордо. А регулярность четкость – именно то, что отличает творение человека от стихийной асимметрии природы. Для зданий и парков все это означало появление уходящих в перспективу рядов колонн, идеально подстриженных кустов и десятки метров совершенных скульптур. А завитки, архитектурные складки и рюши – от лукавого. Архитектор классицизма чаще всего был туристом и ездил в Италию и Грецию смотреть на развалины, творения Палладио, Скамоцци и рисунки Пиранези, а после нес это знание в собственную страну. Так, в частности, случилось и с Иниго Джонсом, ответственным за насаждение классицизма в Британии, и с Робертом Адамом, изменившим облик Шотландии. Немцы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель, сойдя с ума по красотам Парфенона, застраивают в неогреческом духе Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями.

Французы Жак-Жермен Суффло, Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле создали собственные варианты классицизма: первый все больше осваивал пространства вокруг здания, а Леду и Булле увлеклись радикальной геометризацией форм. Французы (а за ними и русские) вообще из всех европейцев оказались самыми чувствительными к роскоши имперского Рима и, не стесняясь, копировали триумфальные арки и колонны.

4) См. вопрос № 3.

5) Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

6) Николя́ Пуссе́н. Мастер чеканной, ритмичной композиции. Одним из первых оценил монументальность локального цвета.

Родился в Нормандии, первоначальное художественное образование получил на своей родине, а потом учился в Париже, под руководством Кентена Варена и Ж. Лаллемана. В 1624 г., будучи уже довольно известным художником, Пуссен отправился в Италию и близко сошёлся в Риме с поэтом Марино, внушившим ему любовь к изучению итальянских поэтов, произведения которых дали Пуссену обильный материал для его композиций. После смерти Марино, Пуссен оказался в Риме безо всякой поддержки. Обстоятельства его улучшились лишь после того, как он нашёл себе покровителей в лице кардинала Франческо Барберини и кавалера Кассиано дель-Поццо, для которого были написаны им «Семь таинств». Благодаря серии этих превосходных картин, Пуссен в 1639 г. был приглашён кардиналом Ришельё в Париж, для украшения Луврской галереи. Людовик XIII возвёл его в звание своего первого живописца. В Париже Пуссен имел много заказов, но у него образовалась партия противников, в лице художников Вуе, Брекьера и Мерсье, ранее его трудившихся над украшением Лувра. Особенно сильно интриговала против него пользовавшаяся покровительством королевы школа Вуе. Поэтому, в 1642 г., Пуссен покинул Париж и вернулся в Рим, где и жил до самой своей смерти.

Пуссен был особенно силен в пейзаже. Воспользовавшись результатами, достигнутыми в этом роде живописи болонской школой и проживавшими в Италии нидерландцами, он создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. В изображении фигур он держался антиков, через что определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская школа живописи. Как исторический живописец, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью.

«Великодушие Сципиона», «Пастухи Аркадии», «Танкред и Эрминия».

Великодушие Сципиона.

Картина по мотивам взятия Нового Карфагена (современной Картахены), испанской твердыни пунийцев во время второй Пунической войны, которую Сципион захватил вместе с несметными сокровищами, заложниками от испанских племен и крупным запасом провианта. За один день, кстати, захватил.

Собственно, великодушие Сципиона заключалось в том, что он освободил заложников и организовал их отправку по домам, а так же сберег честь знатных девушек из этих испанских племен, чем завоевал дружбу и расположение многих испанцев, перешедших на сторону Рима.

№21 Мировоззренческие основы в просветительской культуре. Просвещение в Европе и Америке

Формирование новой идеологии связано с образованием нового социального слоя. Убеждённые в идеях рационализма, образованные. Не аристократы. Они констатируют нищету и унижение народа, разложение высших слоёв и ставят себе целью изменить ситуацию, используя научное мировоззрение, способное повлиять на массовое настроение. (Смутьяны-холопы они)

Они ратуют за признание прав личности, так появляются естественно-правовые учения. Появляются они в учениях Гоббса, Локка, Гроция в 18 веке. Исходная идея естественно-правовая Гоббса – природа человека зла и эгоистична. «Человек человеку – волк», естественное состояние – «война всех против всех». В этой войне человек руководствует своим естественным правом – правом силы. Естественному праву противостоят естественных законы, которыми является разумное моральное начало человека. Законы самосохранения и удовлетворения потребностей. Поскольку война всех против всех грозит человечеству самоистреблению появляется необходимость изменить естественное состояние на гражданское. Следует заключить общественный договор. Люди добровольно уступают государству часть своих прав и свобод, договариваются о соблюдении законов. Так естественное право силы сменяется гармонией естественных и гражданских законов. Таким образом, государство – необходимое условие культуры. Локк полагал, что не в государстве заключена истина общественной жизни, а в самом человеке. Люди объединяются в общество, чтобы гарантировать человеку естественные права. Это, по мненью Локка, право на жизнь, собственность, труд. Труд и собственность дают людям свободу и равенство. Государство обязано охранять свободную частную жизнь человека. С самого начала естественно-правовые теории имели антицерковную и антифеодальную направленность, так как подчёркивается естественность происхождения права. Которая противостоит теории божественного права в которой религия является источником феодального государства, социального неравенства. Термин просвещения впервые используется Вольером. Приоритет в развитии просвещения принадлежит Франции. И ещё Гердер вместе с Вольтером придумал эту шляпу - просвещение. Кант писал, что просвещение – это выход человек их состояния несовершеннолетия, в котором он находился по своей воле. Несовершеннолетие по собственной воле – это такое, причины которого заключаются не в недостатки рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства им кого-то другого. Девиз просвещения по Канту – имей мужество пользоваться собственным умом.

Идеи просвещения основываются на идеях рационализма. Не случайно литература, искусство прославляют разум, силу человеческого разума – это оптимистическое мировоззрение. Вера в силу человеческого разума. Повийон – «Чудеса человеческого разума». В центре просветительской концепции человека идея естественного человека, огромную роль в ее формировании сыграл роман Даниэля Дэфо «Робинзон Крузо» - человек в естественном состоянии. Это рассказ о жизни человечества, прошедшего путь от дикости к цивилизации. Именно естественное состояние воспитывает Робинзона. Эстафету от него принял Ж.-Ж. Руссо. В трактате о рассуждении о науках и искусствах сообщает, что естественный человек просвещен, но не науками и искусствами, которые нужны деспотам, чтобы сломить сопротивление людей. Цивилизация смогла создать лишь счастливых рабов, им Руссо противопоставляет дикарей Америки. Промышляя лишь охотой они непобедимы. Никакое иго нельзя наложить на людей, не имеющих потребностей. Концепция естественного человека Руссо развивает также и в трактатах о происхождении и основаниях неравенства между людьми, об общественном договоре. Происхождение неравенства объясняется исторически. Вольтер и Монтескье резко критиковали идею священности власти духовенства. Бог дискредитировал себя, потому что долгое время его именем пользовались олигархи для обмана народа и укрепления своей власти. Затем просветители занимались разработкой социальных утопий.

Сначала строится переустройство общества, а затем теория универсального общества. Каждый старался определить естественное состояние человека, которое виделось в социальной действительности материального благосостояния. Руссо считал, что в состоянии материального благополучия, богатства – развиваются человеческие способности, расширяются идеи, облагораживаются чувства, возвышается душа.

Клод Гельвеций сформулировал понятие добродетели, которое у него измеряется полезностью, а не самоотречением, как это было в христианской морали. То есть человек должен получать от жизни удовольствие, а не служить Богу со свойственным христианину самоотречением. Эту идею поддержал английский просветитель Бентам, которые считал, что добродетель должна основывать на личной пользе, с учетом общественных интересах общества. Так начинается новый этап в развитии просвещения, которое в целом претерпело эволюцию: от разрозненных попыток утвердить идею просвещения, к объединению сил просветителей; от деизма Вальтера к атеизму Дени Дидро. От идеи просвещенной монархии, увлечение Английским строем к разработке революционного изменения французского общественного строя к утверждению идеи республики, принципа равенства. Важнейший лозунг – «Свобода, равенство, братство». В целом просветители создают гармоничную картину мира, поскольку она оптимистична. Формируется идея всемирности, всемирной культуры. Наиболее прославился Иоганн Гердер. Он утверждает равенство культур различных народов и эпох. Одновременно появляется почва для развития Европоцентризма. Долгое время Европейцы не знали чужих культур, а покоряя народы Америки, Австралии, они действовали как завоеватели. Пренебрегали культурой врагов. Тогда как с развитием идеи всемирности сопоставить культуры как равные, однако, своё оказывается важнее, выше чужого. Развитие французскими революции идей Руссо свидетельствовало о новом отношении к человеку, поэтому в социальном плане стали появляться идеи противоречащие идеям рабства.

«Права человека» Томаса Пена вышли в 1791 году.

«Отстаивание прав женщин» Оунстоункрафт 1792 год. Первая страна запретившая рабство стала Дания. Потом в 1794 запретила Франция. В 1807 году рабство было отменено в Британской империи. Идеи просвещения определили развитие американской культуры. Центром просвещения в Америке становится Филадельфия, здесь создана первая в Америке библиотека, первый юридический журнал. Первая медицинская школа и госпиталь, с этим городом связаны просветительские действия Бенджамина Франклина, который сформулировал классические принципы буржуазной морали. Герой нового времени – это человек обязанный всем только себе. Ему присуще трезвость ума, рационалистичность, нацеленность на реальную жизни, с ее материальными радостями. Именно ему принадлежат многие афоризмы, говорящие о буржуазной культуре, буржуазной морали: «Время деньги», «Бережливость и труд к богатству ведут» и т.д.

В основе просветительской культуре стоят идеи Коттан Мезер и Джонатан Эдвардс.

Идеология просвещения способствовала развитию образования. Просветители считают, что воспитание в духе современной науки, современного знания способно улучшить жизнь людей, не случайно Дидро объединил в силах просветителей Вольтера и Монтескье создание толкового словаря или Энциклопедии наук, искусств и ремесел.

Постепенно в Америке складывается более благоприятная ситуация для получения образования, чем в старом свете. Это объясняет появление отцов основателей республики.

Томас Джеферсон автор Декларации Независимости. Он стал Американским интерпретатором учения Локка. Назначением государства он видел – защищать права человека: права на жизнь, собственность, свободу, счастье. Народ может свергнуть государство. Главное правильно распределять власть. Свобода переплетается с обязанностями.

Разочарование в идеалах просвещения выразил роман Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» - это сатира на идеи просвещения. Свифт усомнился в научном прогрессе.

Эпоха просвещения продлилась около 100 лет, затем наступает реакция на результаты Французской революции. Мыслящая часть европейского человечества, почувствовала, что идеал человека, сформированный культурой возрождения, не соответствует реальной действительности.

№22,23 Романтизм как культурная парадигма, Романтизм в европе

В 18 веке формировался предромантизм, особую роль в становлении которого сыграл Ж. – Ж. Руссо прежде всего знаменитой исповедью. Век разума заговорил о примате чувства, о своеобразии, неповторимости каждого человека. В Германии романтизм питается идеями литературно-общественного движения «Буря и натиск». Творчество раннего Гёте, Шиллера. В качестве важных источников можно назвать философию Фихте с его абсолютизацией творческой свободы. И Артура Шопенгауэра с его идеи слепой, неразумной воли, творящей мир по своему произволу. Действительность представлялась неблагополучной, порой ужасной, и это не исправляется разумом. Мировоззрение романтиков иррациональное. Идеи существования потусторонних сил, это порождение фантазии, не управляемым просветительским разумом. Эта тенденция проявилась в творчестве испанского художника Франциско Гойи. Он отражает новые темы, ставит под вопрос поклонение человеческому разумному началу, веру в изначальную человечность. Человеческие дела внушают глубокие сомнения в прежних утверждениях. Гойя отказывается делить жизнь на правильную и неправильную, высокую и низкую. Опыт новой эпохи, сотрясаемой революцией, войнами, опровергал представление о том, что темное и светлое начало не совместимы. Жизнь оказалась сложней и всё существующее – народ, история, человек, с его мечтаниями, фантазиями, вовлечены в непрерывный процесс изменения и становления. С одной стороны Гойя показывает мужество, стойкость, величие души, с другой он умеет показать преступление, бесчеловечность. Романтизм возникает, как реакция на французскую революцию, на идею их культа разума. А также причиной ее развития становится национально-освободительное движение. Первоначально термин романтизм применялся в литературе германо-романских народов, позже он охватил музыку, и изобразительное искусство. Основной для романтического искусства стала идея двоемирия, то есть сопоставление и противопоставление реального и изображаемого миров. Реальная жизнь или проза жизни, с ее без духовностью, утилитаризмом, расценивается как недостойная человеком иллюзия, противостоящая подлинному миру. Утверждение развертывания прекрасного идеала как реальности осуществляемой хотя бы в мечтах – это основная черта романтизма. Современная действительность отвергается, как вместилище всех пороков, поэтому романтик бежит от неё. Бегство осуществляется в следующих направлениях:

  1. Уход в природу, поэтому природа является камертоном душевных переживаний, воплощением реальной свободе, отсюда интерес к деревне, критика города. Интерес к фольклору, к древним мифам, сказаниям, эпосу.
  2. Бегство в экзотические страны, не испорченная по мнению романтиков буржуазная цивилизация.
  3. В случае отсутствия реального территориального адреса бегства, он выдумывается, конструируется в воображениях.
  4. Бегство в иное время. Больше всего романтизм стремится убежать в средневековье. Там находится прекрасный рыцарский идеал.

Именно в жизни сердца романтики видят противоположность бессердечности внешнего мира. В живописи развивается романтический портрет, автопортрет. Героями портретов являются неординарные творческие личности. Поэты, писатели, которые обладают неординарным внутренним миром. Изображение внутреннего мира становится доминантным. Один из первых образ свободной личности воплотил писатель, поэт Байрон «Путешествие и паломничество Чайд Гарольда» Образ свободной личности получил название байронического героя. Ему присущи такие черты, как одиночество, эгоцентрист. Свободный от общества, этот герой несчастен. Независимость ему дороже уюта и покоя. Тема одиночества отражена в творчестве Каспара Давида Фридриха, когда он изображает одинокие человеческие фигуры на фоне природы. Основателем французского становится Гектор Берлиоз. В этом плане его становится фантастическая симфония. Фантастическим является отображение внутреннего мира лирического героя, одиноко, никем не признанного беглого поэта, мучавшегося от безответной любви. Романтическое миропонимание выразилось в двух вариантах: 1) мир представлялся бесконечной, безликой космической субъективностью, Творческая энергия духа выступает началом созидающим мировую гармонию. Для этого характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенное чувство. 2) Рассматривается человеческая субъективность, находящаяся в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойствен пессимизм.

Национальные формы романтизма при наличии общих черт самобытны. Так немецкий романтизм серьёзный, мистический. В германии оформляется теория и эстетика романтизма (Фихте, Шопенгауэр). Одновременно здесь рождаются шедевры в музыке и литературе, направленные на самоуглубление. Французский романтизм порывистый и свободолюбивый. Прежде всего он проявился в жанровой живописи. В исторической и бытовой картине, в жанре портрета, в романистике. Сентиментальный чувственный английский романизм использовал фантастические, аллегорические, символистические формы отображения мира, иронию, гротеск.

Основателем французского романтизма является Теодор Жерико. Он преодолевает влияние классицизма, его произведения отражают всё многообразие природы. Вводы в композицию человеческое живое, Жерико стремится к наиболее яркому раскрытию внутренних переживаний, эмоций человека. Сохранив классицистскую тягу к обобщению, героизированным образам, Жерико впервые во французской живописи вполотил острое чувтсво конфликтонсти мира. Он воплощает драматические явления современности, сильной страсти. Ранние произведения Жерио отразил героику Наполеоновских войн. «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущей в атаку», «Раненный кирасир, покидающий поле боя». Динамичность композиции и колорит. Одно из центральных в творчестве Жерико является «Плот Медузы». Написана была на злободневный сюжет о погибшем фрегате «Медуза». Жерико частному событию придаёт исторический, символический смысл. В произведении раскрывается сложная гамма чувств. От полного отчаяния до полной апатии и страстной надежды на спасение. Представление о художнике-романтике, как о свободном, независимом человеке, глубоко эмоциональной личности. Жерико выразил в серии своих портретов. (Портрет двадцатилетнего Делакруа) и автопортретов. Значение имеет серия портретов душевнобольных. Традицию Жерико подхватил Эжен Делакруа. «Данте и Вергилий» или «Ладья Данте») Той же страстностью, протестом против всякого насилия отмечены более поздние его работы. «Резня на Ёсе» или «Греция на развалинах Мессалонги») Отражаются события защиты греков от турецкого нашествия. «Свобода На барикадах», написана на тему современных ему событий. Её романтическая, революционная символика выражена аллегорической фигурой свободы, с развивающимися знаниями в руке. Ряд работ навеян путешествие по Северной Африке. «Алжирские женщины в своих покоях», «Еврейская свадьба в Морокко», «Львиная охота в Морокко». Делакруа увлекался скачками и лошадьми. Делакруа пишет портреты композиторов (Шопен, Паганини). Выражение романтизма в немецкой живописи стало творчество К.Д.Фридриха. Уже в ранних работах определилась законченная мистическая атмосфера его искусства. Это такие картины как «Гуннская гробница в снегу», Крест в горах», «Монах у моря». Он изображает зрителя в виде фигуры, отрешённо созерцающей пейзажные дали. Перед этим созерцателем раскрывается загадочно молчаливая природа. Различные символы сверхъестественного бытия. (Морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие, крест, кладбище) Для Фридриха природа – это носитель глубоких, религиозных переживаний. Пейзаж использовался, как средство отображения глубоких эмоциональных переживаний. В программном произведении четыре возраста жизни. Изображены фигуры людей различных возрастов на пустынном арктическом берегу и четыре корабля, подходящих к берегу. Так художник отобразил бег времени, ход времени, обречённую смертность человека. Сама сцена на фоне заката вызывают острое чувство меланхолической ностальгии. Название другой работы говорит самой за себя «Крушение Надежды». Прерафаэлиты – это братство художник английских. (Росетти, Миллес, Хант). Экономические кризисы, революции 1840ых годов не коснулись Англии. Это время расцвета британского капитализма. Эстетического диктата Англии. Название прерафаэлиты появилась ввиду того, что члены общества поклонялись перед искусством дочинквеченто. Опираются прежде всего на кватроченто, треченто. Живопись прерафаэлитов стала реакцией на прагматизм буржуазного мира и явился критикой капитализма с позиции красоты. Это попытка создать более лучшую реальность, основанной на духовной, физической, социальной гармонии. Божественное значение идеальной красоты, универсальный смысл бытия, высокая духовность раскрываются в окружающей человека природе и повседневной жизни. Интерес к средневековью был обусловлен тягой к религиозному обновлению. «Невеста» - Росетти, предстаёт образ женственности. Символикой пронизаны картины Ханта. «Наёмный пастырь» Мёртвая голова – символ расплаты, яблоко – символ искушения. «Пробудившийся стыд» Хант. «Светоч мира» изображён идущий Христос. «Козёл отпущения» аллегория Христа в пустыне. Миллес «Христос в родительском доме», картина по-другому называлась «плотничья мастерская». Романтизм в Америке возник под влиянием европейской культуры. Обнаруживалась тенденция романтизации американской революции, которая представлялась как путь к высшей степени развития, ставила сша во главе мирового прогресса. Так утверждалась исключительность пути Америкосии. Развивается биографический жанр. Первым героем стал Вашингтон. Отец американской биографии - Джерард Спаркс. Он создал 12 томов о Вашингтоне, 10 томов о Франклине. Быстрая индустриализация северных штатов, разрушала традиционное.

№24 Система ценностей и культура индустриального общества

Демократические принципы в социальной структуре, развитие экспериментальной науки и индустриализации. Это создано ещё в 17 веке. Результатом промышленной революции стало возникновение индустриального общества. Идеалами которого является труд, производство, наука, образование, демократия. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которой стоят промышленники и учёные. Фабрика вы это время сменила мануфактуру приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда. Введение технических новшеств сопровождалось укрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой, сандартизированной продукции. Массовое производство приводило к урбанизации. (росту городов) Перспектива ускоренного развития капитализма продемонстрировала сша. Процесс стал всеохватывающим и более однородным, шёл процесс превращения истории во всемирную историю. Становление культуры как единства, многообразия национальных культур и художественных школ. В этот процесс включаются и традиционные странны, например, Япония. Особый колорит приобретает проблема культурного диалога. Складывается новая система ценностей. В основе сенситивность – польза, достаток, комфорт. Прогресс отождествляется с экономическим прогрессом. При этом принцип пользы трансформирует понятие истины. Суть то, что удобно и полезно. Утилитарный характер приобретает этикет. Регуляция взаимоотношений между свободными партнёрами по средствам купли-продажи. Продавец должен быть вежливым и обходительным, а покупатель нет. Внимание уделяется только тем, кто полезен. Отношения формализуются.

Классицизм

Классицизм - одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.).

Исторические корни классицизма

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм .

Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики. «Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.

Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры – оду, трагедию, эпос и низшие – комедию, сатиру.

Законы классицизма

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.

Герой в трагедиях классицизма

Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Обобщивший законы этого направления, французский автор Н.Буало-Депрео в своем стихотворном трактате Поэтическое искусство, утверждает: Пусть будет тщательно продуман ваш герой, Пусть остается он всегда собой.

Односторонность, внутренняя статичность героя не исключает, однако, проявления с его стороны живых человеческих чувств. Но в разных жанрах эти чувства проявляются по-разному, строго согласно выбранному масштабу – трагическому или комическому. О трагическом герое у Н.Буало сказано:

Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,

У вас пусть будет он отважен, благороден,

Но все ж без слабостей он никому не мил…

Он плачет от обид – нелишняя подробность,

Чтоб мы поверили в его правдоподобность…

Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,

Нас должен волновать и трогать ваш герой.

От недостойных чувств пусть будет он свободен

И даже в слабостях могуч и благороден.

Раскрыть человеческий характер в понимании классицистов означает показать природу действия вечных, неизменных в своей сущности страстей, их влияние на судьбы людей. Основные правила классицизма. И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Герой, как правило, царь или мифологический персонаж являлся главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе. В 17 в. господствующей стала идея, что только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения. Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, а позже и в России.

Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени – вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Требование единства времени было тесно связано с единством действия, и в трагедии не происходило много разнообразных событий. Единство места также толковали по разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов. Особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов. Трагедия должна иметь пять актов и быть написана александрийским стихом (шестистопным ямбом). Волнует зримое сильнее, чем рассказ, Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз. (Н.Буало)

Характерные черты архитектуры классицизма

Спасский строярмарочный собор в Нижнем Новгород. Архитектор О. Монферран.

Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония частей и целого. Парадный вход в здание располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперед части здания с колоннами и фронтоном).

Архитектурные памятники классицизма отличают:

Четкость и геометрическая правильность объемов;

Четкий и спокойный ритм;

Уравновешенность, логичность планировки, выверенность пропорций;

Сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором; использование элементов античной архитектуры: портики, колоннады, статуи и рельефы на глади стен;

Торжественность.

Нормы классицизма были сведены в строгую систему. Все это вместе позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических трактатов. Классицизм поэтому легко распространился на провинцию. Талантливых и умелых архитекторов было немного, они не смогли бы проектировать все постройки во множестве городов и загородных дворянских усадьбах. Общий характер и уровень архитектурных решений поддерживался благодаря использованию образцовых проектов, выполнявшихся крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылали во все города России.

Словарь терминов

Апсида , абсида - выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида - алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.

Архитрав (от греч. archi - старший и лат. trabs - балка), нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн; имеет вид балки - широкой, гладкой (в дорическом и тосканском ордерах) или разделенной на три горизонтальных уступа - фасции (в ионическом и коринфском ордерах

Дорический ордер , самый древний из трех основных архитектурных ордеров. Получил название от создавших его дорических племен. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан каннелюрами; капитель состоит из двух каменных плит - эхина и абака. Нижняя плита круглая, а верхняя квадратная. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз. Дорический фриз состоит из чередующихся пластин: на одни нанесены два вертикальных углубления, на других обычно помещены рельефы. Фриз по горизонтали делится на триглифы и метопы. Дорическая колонна тяжеловесна, чуть ниже середины - утолщена. Устремленность колонны вверх подчеркивают вертикальные желобки. По краю крыши проходят выступающие карнизы: на обеих узких сторонах храма под крышей образуются треугольники - фронтоны, которые украшали скульптурами. Сегодня сохранились части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда-то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

Кессоны, кассеты , - квадратные или многоугольные углубления на потолке или внутренней поверхности арки, свода. Играют конструктивную и декоративную роль.

Консоль - выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон, фигуру, вазу и т. п.

Коринфский ордер - один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками (каннелюрами), и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и небольших волют.

Пилястра, пилястр - плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены.

Рустика - облицовка стен сооружения камнями с грубооколотой или выпуклой лицевой поверхностью («рустами») либо имитирующая ее рельефная кладка.

Трапезная, 1) в монастырях столовая с церковью при ней; русские трапезные 16-17 вв. - большие залы с открытыми террасами и лестницами. 2) Западная пристройка к церкви.

Фронтон - в архитектуре, увенчание фасада здания, имеющее чаще всего форму треугольника, ограниченного с боков двумя наклонными карнизами, а снизу главным карнизом здания. Узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким Ф., треугольное поле или тимпан которого бывало украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на себе края двускатной крыши сооружения. В последнюю пору римского искусства явились Ф. другой формы, перешедшие потом в архитектуру эпохи Возрождения, а именно такие, в которых наклонные карнизы заменяются одним непрерывным дугообразным карнизом, так что образуется тимпан в виде сегмента круга (циркульный Ф.). В позднейшее время форма Ф. стали еще более разнообразными: явились Ф. в виде трапеции, Ф. с боковыми карнизами, не сходящимися вверху и оставляющими между своими верхними концами (иногда переходящими в волюты) свободное пространство для помещения пьедестала для вазы, бюста или какого-либо другого украшения (прерванный Ф., fronton brise), Ф. в форме равностороннего треугольника и др. Такие Ф. устраиваются преимущественно не над фасадами, но под окнами, дверями и крыльцами.

Хоры (эмпоры) - верхняя открытая галерея, балкон внутри церкви, в парадном зале.

Искусство классицизма


Введение


Тема моей работы - искусство классицизма. Данная тема очень заинтересовала меня и привлекла моё внимание. Искусство вообще обхватывает очень многое, к нему относится живопись и скульптура, архитектура, музыка и литература, да и вообще всё то, что создано человеком. Просматривая работы многих художников и скульпторов, мне они показались весьма интересными, привлекли они меня своей идеальностью, четкостью линий, правильностью, симметричностью и т.д.

Цель моей работы - рассмотреть влияние классицизма на живопись, скульптуру и архитектуру, на музыку и литературу. Также я считаю необходимым дать определение понятия «классицизм».


1. Классицизм


Термин классицизм возник от латинского classicus, что в дословном переводе означает образцовый. В литературоведении и искусствознании термин обозначает определенное направление, художественный метод и стиль искусства.

Данное направление искусства характеризуется рационализмом, нормативностью, тяготением к гармонии, ясностью и простотой, схематичностью, идеализацией. Характерные черты выражаются в иерархии «высоких» и «низких» стилей в литературе. Например, в драматургии, требовалось единство времени, действия и места.

Сторонники классицизма придерживались верности природе, закономерностей разумного мира с присущей ему красотой, всё это отражалось в симметрии, пропорциях, месте, гармонии, все должно было представляться идеальным в совершенном виде.

Под влиянием великого философа, мыслителя того времени Р. Декарта черты и признаки классицизма распространились на все сферы творчества человека (на музыку, литературу, живопись и т.д.).


2. Классицизм и мир литературы


Классицизм как литературное направление сложился в 16 -17. Истоки его лежат в деятельности итальянских, испанских академических школ, а также объединения французских писателей «Плеяда», которые в эпоху возрождения обратились к античному искусству, к нормам, изложенным античными теоретиками. (Аристотелем и Горацием), стремясь найти в античных гармоничных образах новую опору для испытавших глубокий кризис идей гуманизма. Появление классицизма исторически обусловлено становлением абсолютной монархии - переходной формы государства, когда ослабевшая аристократия и ещё не набравшая силы буржуазия были одинаково заинтересованы в неограниченной власти короля. Наивысшего расцвета классицизм достиг во Франции, где особенно ясно проявилась его связь с абсолютизмом.

Деятельностью классицистов руководила Французская Академия, основанная в 1635 году кардиналом Ришельё. Творчество писателей, художников, музыкантов, актеров классицизма в значительной степени зависело от благосклонного короля.

Как направление классицизм по-разному развивался в странах Европы. Во Франции он сложился к 1590-м годам и стал господствующим к середине 17 века, наивысший расцвет приходится на 1660-1670 года. Затем классицизм претерпевает кризис и в 1-ой половине 18 века приемником классицизма стал просветительский классицизм, который во 2-ой половине 18 века утратил свои ведущие позиции в литературе. В период Французской революции 18 века просветительский классицизм лег в основу революционного классицизма, который главенствовал во всех сферах искусства. Практически выродился классицизм в 19 веке.

Как художественный метод классицизм представляет собой систему принципов отбора, оценки и воспроизведения действительности. Главный теоретический труд, в котором изложены основные принципы классической эстетики - «Поэтическое искусство» Буало (1674 год). Цель искусства классицисты видели в познании истины, которая выступает как идеал прекрасного. Классицисты выдвинули метод его достижения, основываясь на трёх центральных категориях своей эстетики: разум, образец, вкус, которые считались объективными критериями художественности. Великие произведения - плод не таланта, не вдохновения, не художественной фантазии, а упорного следования велениям разума, изучения классических произведений древности и знание правил вкуса. Таким образом классицисты сближали художественную деятельность с научной, поэтому для них оказался приемлемым философский рационалистический метод Декарта. Декарт утверждал, что разум человека обладает врожденными идеями, истинность которых не вызывает никаких сомнений. Если от этих истин переходит к недосказанным и более сложным положениям, расчленяя их на простые, методически переходя от известного к неизвестному, не допуская при этом логических пропусков, то можно выяснить любую истину. Именно так разум становился центральным понятием философии рационализма, а затем и искусства классицизма. Мир представлялся неподвижным, сознание и идеал - неизменными. Эстетический идеал вечен и во все времена одинаков, но лишь в эпоху Античности он был воплощён в искусстве с наибольшей полнотой. Поэтому для воспроизведения идеала, необходимо обращаться к античному искусству и изучать его законы. Именно поэтому подражание образцам ценилось классицистами намного выше, чем оригинальное творчество.

Обратившись к Античности, классицисты отказались от подражания христианским образцам, продолжив борьбу гуманистов Возрождения за искусство, свободное от религиозной догматики. От Античности классицисты заимствовали внешние черты. Под именами античных героев ясно виделись люди 17-18 веков, а древние сюжеты позволяли ставить самые острые проблемы современности. Провозглашался принцип подражания природе, строго ограничивая право художника на фантазию. В искусстве внимание уделялось не частному, единичному, случайному, а общему, типическому. Характер литературного героя не имеет индивидуальных черт, выступая как обобщение целого типа людей. Характер - это отличительное свойство, генеральное качество, специфика того или иного человеческого типа. Характер может быть предельно, неправдоподобно заострён. Нравы означают общее, обычное, привычное, характер - особенное, редкое именно по степени выраженности свойства, распыленного в нравах общества. Принцип классицизма привел к разделению героев на отрицательных и положительных, на серьёзных и смешных. Смех становится сатирическим и относится в основном к отрицательным героям.

Классицистов привлекает не вся природа, а лишь «приятная природа». Из искусства изгоняется всё то, что противоречит образцу и вкусу, целый ряд предметов кажется «неприличным», недостойным высокого искусства. В том случае, когда безобразное явление действительности должно быть воспроизведено, его отображают через призму прекрасного.

Большое внимание классицисты уделяли теории жанров. Не все сложившиеся жанры отвечали принципам классицизма. Появился ранее не известный принцип иерархии жанров, утверждавший их неравенство. Есть жанры главные и неглавные. К середине 17 века главным жанром литературы стала трагедия. Проза, особенно художественная, считалась жанром более низким, чем поэзия, поэтому распространение получали прозаические жанры, не рассчитанные на эстетическое восприятие, - проповеди, письма, мемуары, художественная проза оказалась в забвении. Принцип иерархии делит жанры на «высокие» и «низкие», причем за жанрами закрепляются определенные художественные сферы. Например, за «высокими» жанрами (трагедия, ода) закреплялась проблематика общегосударственного характера. В «низких» жанрах можно было касаться частных проблем или абстрактных пороков (скупость, лицемерие). Главное внимание классицисты уделяли трагедии, законы её написания были очень строгими. Сюжет должен был воспроизводить античные времена, жизнь далеких государств (Древний Рим, Древняя Греция); он должен был угадываться из названия, идея - с первых строк.

Классицизм как стиль представляет собой систему изобразительно - выразительных средств, типизирующих действительность сквозь призму античных образцов, воспринятых как идеал гармонии, простоты, однозначности, упорядоченной системы. Стиль воспроизводит рационалистически упорядоченную внешнюю оболочку античной культуры, не передавая её языческой, сложной и нерасчлененной сущности. Суть стиля классицизма заключалась в выражении взгляда на мир человека абсолютистской эпохи. Классицизм отличался ясностью, монументальностью, стремлением убирать всё лишнее, создать единое и цельное впечатление.

Крупнейшие представители классицизма в литературе - Ф. Малерб, Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Ф. Ларошфуко, Вольтер, Дж. Мильтоно, Гёте, Шиллер, Ломоносов, Сумароков, Державин, Княжнин. В творчестве многих из них сочетаются черты классицизма и других направлений и стилей (барокко, романтизм и др.). Классицизм получил развитие во многих странах Европы, в США, Латинской Америки и т.д. Классицизм неоднократно возрождался в формах революционного классицизма, ампира, неоклассицизма и оказывает влияние на мир искусства до сегодняшних дней.


3. Классицизм и изобразительное искусство


Теория архитектуры опирается на трактат Витрувия. Классицизм выступает непосредственным духовным преемником идей и эстетических принципов эпохи Возрождения, получивших отражение в ренессансном искусстве и теоретических трудах Альберти, Палладио, Виньолы, Серлио.

В различных странах Европы временные этапы развития классицизма не совпадают. Так уже в 17 веке классицизм занимал значимые позиции во Франции, Англии, Голландии. В истории немецкого и русского искусства эпоха классицизма датируется 2-ой половиной 18 века - 1-ой трети 19 века, для ранее перечисленных стран данный период связывается с неоклассицизмом.

Принципы и постулаты классицизма складывались и существовали в постоянной полемике и одновременно во взаимодействии с другими художественно - эстетическими концепциями: маньеризмом и барокко в 17 веке, рококо - в 18 веке, романтизмом - в 19 веке. При этом выраженность стиля в разных видах и жанрах искусства определенного периода была неравномерной.

Во второй половине 16 века наблюдается распад присущего культуре Возрождения единого гармоничного видения мира и человека как его центра. Классицизм характеризуется нормативностью, рациональностью, осуждением всего субъективного и фантастическим требованием от искусства естественности и правильности. Также классицизму присуща склонность к систематизации, к созданию законченной теории художественного творчества, к поиску неизменных и совершенных образцов. Классицизм стремился разработать систему общих, универсальных правил и принципов, направленных на постижение и воплощение художественными средствами вечного идеала красоты и вселенской гармонии. Для данного направления характерны понятия ясности и меры, пропорции и равновесия. Ключевые идеи классицизма были изложены в трактате Беллори «Жизнеописания современных художников, скульпторов и архитекторов» (1672), автор высказывал мнение о необходимости выбора срединного пути между механическим копированием природы и уходом от неё в область фантазии.

Идеи и совершенные образы классицизма рождаются при созерцании природы, облагороженной умом, а сама природа в классическом искусстве предстает как очищенная и преображенная действительность. Античность - лучший пример естественного искусства.

В архитектуре тенденции классицизма заявили о себе во 2-ой половине 16 века в творчестве Палладио и Скамоцци, Делорма и Леско. Классицизм 17 века имел ряд особенностей. Классицизм отличало достаточно критичное отношение к творениям древних, которые воспринимались не как абсолютный образец, а как точка отсчета в ценностной шкале классицизма. Мастера классицизма ставили своей целью усвоить уроки древних, но не для того, чтобы подражать им, а для того чтобы их превзойти.

Ещё одна особенность - тесная связь с другими художественными направлениями, прежде всего с барроко.

Для архитектуры классицизма особое значение имеют такие качества как простота, соразмерность, тектоника, регулярность фасадной и объёмно-пространственной композиции, поиск приятных для глаз пропорций и целостность архитектурного образа, выраженная в визуальной гармонии всех его частей. В 1-ой половине 17 века классицистические и рационалистические умонастроения получили отражение в ряде построек Деброса, Лемерсье. Во 2-ой половине 1630- х -1650-х годов усилилось тяготение к геометрической ясности и целостности архитектурных объёмов, замкнутости силуэта. Период характеризуется более умеренным использованием и равномерным распределением элементов декора, осознание самостоятельного значения свободной плоскости стены. Данные тенденции обозначились в светских постройках Мансара.

Органической частью классицистической архитектуры стали природа и садово-парковая искусство. Природа выступает материалом, из которого человеческий разум может творить правильные формы, архитектурные по облику, математические - по сути. Основной выразитель этих идей Ленотр.

В изобразительном искусстве ценности и правила классицизма внешне выражались в требовании ясности пластической формы и идеальной уравновешенности композиции. Это обусловило приоритет линейной перспективы и рисунка как основного средства выявления структуры и заложенной в ней «идеи» произведения.

Классицизм проник не только в скульптуру и архитектуру Франции, но и в итальянское искусство.

Публичные памятники, получили в эпоху классицизма широкое распространение, они давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали.

Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности


4. Музыка и классицизм


Классицизм в музыке формировался в 18 веке на основе того же комплекса философских и эстетических идей, что и классицизм в литературе, архитектуре, скульптуре и изобразительном искусстве. В музыке не сохранялось никаких античных образов, становление классицизма в музыки происходило без какой-либо опоры.

Ярчайшими представителями классицизма являются композиторы Венской Классической Школы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Их искусство восхищает совершенством композиторской техники, гуманистической направленностью творчества и стремлением, особенно ощутимым в музыке В.А. Моцарта, отобразить средствами музыки совершенную красоту. Само понятие Венской Классической Школы возникло вскоре после смерти Л. Ван Бетховена. Классическое искусство отличает тонкое равновесие между чувствами и рассудком, формой и содержанием. Музыка Возрождения отражала дух и дыхание своей эпохи; в эпоху Барокко предметом отображения в музыке стали состояния человека; музыка эпохи Классицизма воспевает действия и поступки человека, испытываемые им эмоции и чувства, внимательный и целостный человеческий разум.

Развивается новая буржуазная музыкальная культура со свойственными ей частными салонами, концертами и оперными представлениями, открытыми для любой публики, безликой аудиторией, издательской деятельностью и музыкальной критикой. В этой новой культуре музыканту приходится отстаивать свое положение независимого художника.

Расцвет Классицизма наступает в 80-х годах восемнадцатого столетия. В 1781 году Й. Гайдн создает несколько новаторских произведений, среди которых его Струнный Квартет ор. 33; проходит премьера оперы В.А. Моцарта «Похищение из сераля»; выходят в свет драма Ф. Шиллера «Разбойники» и «Критика чистого разума» И. Канта.

В эпоху Классицизма музыка понимается как над-национальное искусство, своего рода универсальный, понятный всем язык. Возникает новая идея о самодостаточности музыки, которая не только описывает природу, развлекает и обучает, но и способна выразить истинное человеколюбие при помощи простого и понятного метафорического языка.

Тон музыкального языка меняется с возвышенно серьезного, несколько мрачноватого, на более оптимистичный и радостный. Впервые основой музыкальной композиции становятся образная, свободная от пустой напыщенности, мелодия и драматичное контрастное развитие, получившее свое воплощение в сонатной форме, основанной на противопоставлении основных музыкальных тем. Сонатная форма преобладает во многих сочинениях этого периода, среди которых сонаты, трио, квартеты, квинтеты, симфонии, поначалу не имевшие строгих границ с камерной музыкой, и трехчастные концерты, большей частью фортепианные и скрипичные. Развиваются новые жанры - дивертисмент, серенада и кассация.


Заключение

классицизм искусство литература музыка

В данной работе я рассмотрела искусство эпохи классицизма. При написании работы я ознакомилась со многими статьями, затрагивающими тему классицизма, также мной было просмотрено множество фотографий с изображениями картин, скульптур, архитектурных строений эпохи классицизма.

Я считаю, что предоставленного мной материала достаточно для общего ознакомления с данным вопросом. Мне кажется, что для формирования более широких знаний в области классицизма необходимо посетить музеи изобразительного искусства, прослушать музыкальные произведения того времени и ознакомиться хотя бы с 2-3 литературными произведениями. Посещение музеев позволит намного глубже прочувствовать дух эпохи, пережить те чувства и эмоции которые пытались донести до нас авторы и торцы работ.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх