Обучение штрихованию в детском саду. Штриховка и обводка чертежа

Пояснительная записка

Главная задача дошкольного обучения - научить детей

учиться развивать их умственные способности, не стремясь

при этом к обилию знаний.

В.Ф. Одоевский.

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.

Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности. Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на « зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием того, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "стра­ница", не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через кружковые занятия по программе "Готовим руку к письму".

Целью программы является: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:

Развитие мелкой моторики руки ребенка.

Развитие слухового внимания.

Развитие графического воспроизведения.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Обучающие: Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.

Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.

Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 1 раз в неделю. 4 раза в месяц. 36 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.

Тематический план занятий

Структурные элементы занятий

Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.

Штриховка, графические упражнения.

Вырезание

Повторение изученного, учет результатов обучения.

Учебный план

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Структура занятий

1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:

пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

1 часть - Итог.

Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 25 минут

Предполагаемый результат освоения программы:

К концу года дети должны знать и уметь:

знать гигиенические правила письма

Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.

Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.

уметь правильно держать ручку, карандаш.

Знать правила штриховки.

Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

Знать правила работы с тетрадью.

Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

Знать правила работы с ножницами.

Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

Уметь правильно держать ножницы и работать с ними.

Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.

Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.

В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие прост­ранственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю по 25 минут. Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения - упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами.

Все знания и умения полученные на занятиях кружка "Волшебные клеточки" дети закрепляют в свободной деятельности. Для этого в уголке развивающих игр помещены тетради и листочки в клеточку, ручки, карандаши, образцы различ­ных заданий из книжек издательства "Карапуз из серии "Готовим руку ребёнка к письму", "Математика в клеточку " и другие.

Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные свои фигуры.

Подготовка руки к письму.

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.

Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

Пальчиковая гимнастика.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.

Графические упражнения. Штриховка.

Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Вырезывание ножницами.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.

Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Диагностика

ФИО ребенка

Умение правильно держать в руке ручку

Умение ориенти-роваться в прост-ранстве

Способы проверки знаний, умений, навыков.

3 балла – полностью соответствует критерию (существуют значительные доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию).

2 балла - частично соответствует критерию (существуют некоторые доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию);

1 балл – не соответствует критерию (практически отсутствуют доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию)

Практическая часть.

Констатирующий эксперимент:

В данном эксперименте участвуют дети старшей группы:

А. Саша, Б. Леня, Г. Алина, Ж. Гоша, М. Лера, Н. Ваня, М. Вика, М.Артем, Т. Алина, Ю. Андрей.

После проведенной входящей диагностики собранные мною данные можно привести в следующей таблице:

Таблица № 1

Начальные показатели

ФИО ребенка

Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику

Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила

Умение правильно выполнять звуковой диктант

Умение прави

льно держать в руке ручку

Соблюдение правил гигиенических требований для письма

Ю. Андрей

Выводы: Как показывает практика дети, пяти – шести лет, к сожалению имеют низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в умении держать в руке ручку, в умении правильно выполнять штриховку, и в других критерия приведенных в таблице 1. Развитию моторики детей следует уделять особое внимание, эту необходимость испытывают не только первоклассники, но и все учащиеся начальных классов. Вот почему необходимо начинать работу по развитию мелкой моторики как можно раньше – уже в дошкольном возрасте.

Диаграмма № 1

Формирующий эксперимент:

Для совершенствования тонкой моторики и подготовки руки детей: А. Саши, Б. Лёни, Г. Алины, Ж. Гоши, М. Леры, Н.Вани, М. Вики, М. Артема, Т.Алины, Ю. Андрея к письму, я разработала и предусмотрела следующие упражнения и комплексы:

  • Комплексы пальчиковой гимнастики (приложение № 1).
  • Комплекс графических диктантов, выполняемых на слух (приложение № 2).
  • Упражнения на развитие навыков штриховки.
  • Схемы для вырезания.

А так же в повседневно работе в группе детского сада для развития мелкой моторики детей предусмотрены следующие игры и занятия:

  • Наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь)
  • Мозаика по возрастающей сложности.
  • Цветные клубочки для перематывания.
  • Нанизывание бус, бисера, пуговиц.
  • Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узора из пуговиц, камешков и других мелких предметов.
  • Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.
  • Лепка из глины, пластилина и соленого теста.
  • Набор детских эспандеров (для тренировки мускулатуры кисти рук).
  • Наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень.
  • Всевозможные шнуровки.
  • Наборы пластмассовых шаблонов для обведения (дикие и домашние животные, насекомые, овощи и фрукты и др.).

Контрольный эксперимент:

После работы с детьми по моей программе, была проведена исходящая диагностика по тем же критериям, что и входящая. При это использовались теже самые упражнения и методики. В результате контрольной диагностики полученные данные можно представить в следующей таблице.

Таблица № 2

Показатели после проведенных упражнений и методик.

ФИО ребенка

Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику

Умение выполнять штриховку соблюдая все ее правила

Умение правильно выполнять звуковой диктант

Умение прави

льно держать в руке ручку

Умение ориентироваться в пространстве

Соблюдение правил гигиенических требований для письма

Ю. Андрей

Диаграмма № 2

Выводы:

В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Упражнения позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям. Результаты экспериментального исследования развития мелкой моторики у школьников показали, что проблема является актуальной.

Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Присущие младшим школьникам нарушение мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса.

Проведенная исследовательская работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у детей старшей группы страдает развитие мелкой моторики, но не у всех детей одинаково. Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.

На формирующем этапе были использованы специально подобранные упражнения для развития мелкой моторики у детей.

Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук.

Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.

Сравнивая результаты этих двух этапов эксперимента, мы увидели, что они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Пальчиковые игры помогли подготовить руку к письму, развить координацию движений, дети свободно общаются. С помощью этих упражнений пальцы стали крепко сжиматься, легко расслабляться, растягиваться в разные стороны.

Все задания, которые давались детям во втором эксперименте, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.

Основной задачей детского сада и семьи наряду с вопросами обучения и воспитания является задача сохранения здоровья детей.

На рост и развитие ребенка влияют внешние и внутренние факторы. Среда выступает не только как условие, но и как источник развития организма человека, благоприятствуя совершенствованию его наследственных свойств и даже исправляя их нежелательные проявления. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Ранняя диагностика индивидуального физиологического профиля ребенка, точное определение характера и степени отклонения функции, углубленный анализ среды является основой эффективности коррекционной работы. Коррекция моторики и рефлекторных движений кисти не существует и не может рассматриваться отдельно от всего организма.

Физическое и психологическое состояние организма сказывается и на кисти. В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «Все из рук валится», «руки опускаются» и т.п. Коррекционная работа должна быть направлена как на изменение конкретного вида неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещений, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима сна и бодрствования способствует укреплению здоровья ребенка, является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!

Простые игры и упражнения для развития мелкой моторики дошкольников.

«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу - это развитие точных движений (тонкой моторики) .

Учителя начальных классов постоянно отмечают, что у многих детей наибольшую проблему составляет неподготовленность руки к письму. В чем же причина графической неготовности к обучению письму? Таких причин две:

1. Недостаточное развитие мелких мышц руки («физиологическая неготовность»)

2. Несформированность навыка выполнения графических движений («психологическая неготовность»)

Для того, чтобы ребенок красиво и аккуратно писал, необходимо развивать координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или раскрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа.

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики можно разделить на три части:

Пальчиковая гимнастика;

Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;

Отработка графических навыков.

Подготовка руки к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. Очень важно развивать навыки, необходимые для овладения письмом, а также создавать условия для накопления ребенком практического опыта. И здесь могут помочь такие знакомые всем упражнения, как:

Просто замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников.. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

Упражнения с бумагой:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния,

2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)

Сортировка мелких предметов

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Вырезание ножницами.

Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура.

Игры - шнуровки Марии Монтессори:

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Отработку графических навыков помогут развить такие упражнения, как:

Рисование линий, фигурных дорожек

– Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий.

– Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах, линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается, и лист бумаги не переворачивается.

По контурам

Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

Штриховки с различным направлением движения руки

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, соблюдать расстояние

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз, горизонтальные (слева направо, наклонные, «клубочками» (круговые движения руки, полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.

Рисование по точкам

Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

Нарисуй фигурку по точкам, как на образце.

Раскрашивание

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,

во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия!

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук, и ребенок будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Используемая литература: яндекс. картинки

www.maam.ru

Готовим руку к письму "Штриховка - дорисовка" (часть 1) | olgasergeeff.ru

руки ребёнка к письму

«Штриховка - дорисовка»

«Штриховка - дорисовка»

Готовим руку к письму «

Материал olgasergeeff.ru

Готовим руку к письму "Штриховка - дорисовка" (часть 2) | olgasergeeff.ru

руки ребёнка к письму

«Штриховка - дорисовка»

Странички упражнений по подготовке руки ребёнка к письмуТатаринковой Л. Ю.«Штриховка - дорисовка» (зелёная тетрадь) можно распечатать и предложить ребёнку простым карандашом обвести картинку по точкам, дорисовать, затем раскрасить цветными карандашами там, где необходимо. Из данных страничек можно сделать упражнения на интерактивной доске для развития мелкой моторики у детей.

Готовим руку к письму « Штриховка - дорисовка« развивает глазомер и мелкую моторику ребёнка.

Чтобы увеличить картинку, два раза кликните по ней.

Развивайте своего ребёнка. Занимайтесь с ним.

Подробней на сайте olgasergeeff.ru

Прописи для детей, дошкольников | Жирафенок

Штриховка, обводка и написание различных элементов и букв.

Рабочая тетрадь. Тесты для дошкольников.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок писал правильно, красиво и легко?

Перед вами - прописи, направленные на развитие начальных навыков и правильную постановку руки.

Ежедневные непродолжительные (20-25 мин) занятия окажут помощь вашему малышу при овладении письмом.Здесь можно сохранить и распечатать прописи бесплатно.

Помните!Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом!Прописи букв помогут детям научиться ориентироваться на листе бумагив клеточку, задания разовьют зрительное восприятие, логическое мышление.А также помогут ребенку научиться писать и подготовиться к школе.

Материал с сайта jirafenok.ru

Прописи для дошкольников и школьников скачать бесплатно

Первый, когда вы выполняете задание вместе с малышом, помогая ему своей рукой. Дайте малышу в руку карандаш или фломастер и возьмите его руку в свою. Это поможет ребенку научится правильно держать карандаш и водить им по бумаге.

На втором этапе ребенок самостоятельно выполняет задание, вы должны будете только показать ему как это делается, или сделать несколько таких же движений вместе с ним - своими руками, но при этом не мешая ему, то есть дать ребенку возможность все выполнить самому.

Обязательно все объясняйте ребенку: что такое линия, точка, штрих, что такое пунктирная линия и как по ней обводить (аккуратно, не отклоняясь от нее) . Сначала у ребенка будет получаться неровно - не требуйте от него качества, не торопите, но и не останавливайте его - дети любят повторять одни и те же движения много раз.

Главное - это, то, что ваш малыш взял в руки карандаш, тренируя тем самым свои пальчики, хочет научится писать и ему это интересно.

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Использование материалов сайта или их частей возможно без согласования с авторами ТОЛЬКО в случае указания активной ссылки на сайт kind-land.ru.

Материал

Материал www.kind-land.ru

Штриховка для дошкольников

1 из 15Начинаем с самого простого задания. Нужно поставить карандаш в точку и вести по очереди каждую линию, не отрывая карандаша. Можно выполнить аналогичное упражнение с вертикальными линиями.

Штриховка - один из видов упражнений для детей, который главным образом направлен на развитие мелкой моторики. Однако это не единственный плюс данного занятия. Задания подобного рода рассчитаны на детей от 4-5 лет.

Ребёнок ещё до школы должен научиться правильно держать ручку и карандаш в руках, уметь находить ошибки. Чтобы подготовить его к обучению письму, штриховка - отличный вариант. Именно так я с крестницей и коротала два года перед подготовительным классом.Зачем нужна штриховка?

Такие задания укрепляют мышцы детской руки, способствуют концентрации внимания, развитию аккуратности и навыка доведения дела до конца (что ох как важно в школьные годы!) . Также упражнения со штриховкой приучают ребёнка действовать по установленным (описанным) правилам, учат усидчивости, развивают логическое мышление.Как правильно выполнять штриховку?

Необходимо усвоить некоторые правила: - штриховать нужно в указанном стрелкой направлении - проводить линию следует строго определённой формы - линии должны быть параллельны друг другу - расстояние между линиями должно быть одинаковым - нельзя выходить за контур изображенияКакие задания выбрать?

Конечно же, начинать следует с самых простых заданий, не пренебрегая ими даже в том случае, если ребёнок схватывает на лету. Всё равно навыки необходимо закрепить. В подборке я расположила задания так, что начинаются они с максимально простых, и постепенно всё более и более усложняются.А вы занимались со своим ребёнком штриховкой? Теги:

Развитие мелкой моторики у детей 6 лет | В детском мире

Leave this field empty

Новые комментарии

  • Нинель: - "Можно влажные салфетки применять, только они должны быть гипоалергенными, ну и пользоваться ими акку..." , Виды эритемы у новорожденных
  • Мирабелла: - "У меня и у снохи прошлой зимой новорожденные дочи прихрапывать стали. Как только увлажнители включил..." , Малыш храпит
  • Lika: - "А как иначе? Что вы посоветуете малышу, когда его ударили, плакать и бежать к маме? Надо учить ребен..." , Детские ссоры
  • Инга: - "Эта статья помогла мне понять, как научить ребенка знакомиться. Ведь действительно, дружба начинаетс..." , Учим ребенка знакомиться
  • Repa: - "Никак не могу заставить дочку носить резиновые сапожки, купила красивые цветные сапожки, все равно н..." , Выбираем одежду для детей от года до шести лет
  • Мария: - "Лиза, здорово, а унас кроме заснеженного двора с грязным снегом ничего и нет...." , Зимние игры
  • Кира: - "А я и не знала, что чай давать нельзя, постоянно дочке завариваю слабенький. Ей сейчас правда 1,5 го..." , Питье для малыша
  • Алена: - "У меня друзья так любят делать и не только о детях, а об отдыхе и разных именных мероприятиях. Получ..." , Оригинальная книжка про вашего малыша
  • нетка: - "Да, физическое, интеллектуальное, а ещё не забыть про художественное и религиозное. У моей 5-летней..." , Физическое воспитание ребенка
  • Тарас: - "Да, с намагниченными фигурками интересней и проще будет. Думаю, сложностей с исполнением такого зада..." , Упражнение на развитие внимания ребенка. Задание №3

Облако меток

Подробней на сайте vdetskommire.ru

Готовим руку к письму | Всестороннее развитие детей

ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ

Уже маленький годовалый малыш тянется к цветным карандашам и фломастерам. Так обеспечьте его достаточным количеством бумаги, покажите, как проводить простые линии.

Затем в возрасте 2,5-3-х лет можно смело переходить к разукрашиванию картинок. Объясните ребёнку самое главное правило - не заходить за контуры рисунков. Научите держать карандаш, обратите внимание на позу малыша, на правильное расположение источника света (для правшей лампа должна стоять с левой стороны, для левшей – с правой) . Освоив данный вид деятельности, переходите к заданиям, где необходимо не просто разукрасить картинку, а прежде всего, обвести её по точкам.

Прекрасной подготовкой детской ручки будет игра «Виражи». Для этого необходимо с левой стороны листа нарисовать любой вид машины, а с правой – дом. Затем попросить малыша помочь машинке приехать домой. Ребёнок, держа в руке карандаш должен «проехать» по всевозможным изгибам дорожек не отрывая руки. (Скачать шаблоны Игры «Виражи»: Шаблон № 1, Шаблон № 2)

После этого можно смело переходить к штриховкам. Необходимо научить ребёнка штриховать различные предметы горизонтальными, вертикальными, диагональными линиями.

При этом нужно контролировать направление и параллельность линий, посадку ребёнка, правильное положение карандаша в руке. Соблюдать следующие правила: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями. Вначале можно штриховать цветными карандашами, затем переходить к простым. (Скачать шаблоны Штриховок: Штриховка Круга, Штриховка Квадрата, Штриховка Ромба, Штриховка Треугольника, Штриховка Прямоугольника, Штриховка Пятиугольника)

Следующий этап – приобретение навыка рисования простых предметов и фигур. Научите детей изображать предметы круглой и овальной формы, правильно располагать части (вверху, внизу, с одной стороны, с другой стороны) , соотносить их по форме, применять сочетания цветов и оттенков для создания более выразительных образов.

Используйте не только карандаши, не забудьте про краски. Учите ребёнка регулировать силу нажима на карандаш и кисть, а также изменять направление руки в зависимости от формы изображённого предмета. Прекрасным заданием будет дорисовать фигуру, рисунок и. т.д. (Скачать шаблоны Дорисовываем фигуру: Шаблон № 1, Шаблон № 2, Шаблон №3)

После этого учимся дорисовывать элементы по образцу. Для этого нам понадобится тетрадь в крупную клетку, а, следовательно, и способность в ней ориентироваться. Замечательной тренировкой в данном случае будет задание с квадратом, которое позволит чётко сформировать навыки ориентации в тетради в клетку. Благодаря этому упражнению ребёнок научиться правильно определять и располагать нужные элементы. (Скачать шаблоны Дорисовываем по образцу:

Подробней xn----dtbeep0dd8j.xn--p1ai

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников

Главная страница » Навыки письма

В воспитания и обучении дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. В ходе обучения письму ребёнок испытывает огромные трудности. В том числе и потому, что у него не развиты мелкие мышцы рук.

Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка. Овладение навыками письма является длительным и сложным процессом. Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений.

Современная школа предъявляет большое требование к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаше всего испытывают затруднение с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребёнок не укладываемся в общий темп работы.

Развитые детские руки нужно не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Поэтому наиболее верный путь - не ждать школу, а готовиться к ней.

Все, предложенные задания по навыкам письма можно распечатать и заниматься с ребенком.

ПРОПИСИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕРВОКЛАШЕК Эта книга поможет дошкольнику овладеть навыками ориентировки на листе бумаги в клетку, копировать рисунки, копировать фигурки по точкам. РИСУЕМ ПО КЛЕТОЧКАМ (часть 2) Эта книга поможет дошкольнику овладеть навыками ориентировки на листе бумаги в клетку, копировать рисунки, копировать фигурки по точкам.

РИСУЕМ ПО КЛЕТОЧКАМ (часть 3) Ребенку нужно обвести фигурки по контуру, затем раскрасить по своему усмотрению. ШТРИХОВКА (часть 1) Штриховка поможет ребёнку овладеть навыками письма.

С помощью этой книги дошкольник научится проводить параллельные, горизонтальные и наклонные линии. ШТРИХОВКА (часть 2) Штриховка поможет ребёнку овладеть навыками письма. С помощью этой книги дошкольник научится проводить параллельные, горизонтальные и наклонные линии.

CКОПИРУЙ УЗОР (часть 1) Развиваем моторику руки, ориентируемся на листе бумаги, учимся копировать узоры. Развиваем моторику руки, ориентируемся на листе бумаги, учимся копировать узоры. Задания на развитие мелкой моторики руки, тренировки в выполнении графических упражнений.

  • Подготовка руки к письмуhttp://vscolu.ru/wp-content/plugins/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.pngВ воспитания и обучении дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. В ходе обучения письму ребёнок испытывает огромные трудности. В том числе и потому, что у него не развиты мелкие мышцы рук. Для успешного овладения школьными навыками ребёнку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на руку в школе может вызвать чувство усталости,

Подробней на сайте vscolu.ru

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНОГО НАВЫКА У ШКОЛЬНИКА

Шульдешова О. В. г. Орёл

Речь бывает – устная и письменная. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, – без овладения графическим навыком. Исходя из определения, данногоН.Г. Агарковой графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов).

Таким образом, логопедическое обследование, связанное с проблемами нарушения речи, включает обследование графомоторных навыков.

В исследовании Г.Н. Рахмаковой так же отмечается, что низкий уровень познавательной активности, недостаточная сформированность операций анализа, отвлечения и обобщения, синкретичность и нерасчлененность мышления, незрелость мотивации учебной деятельности – затрудняют овладение графическим навыком письма.

Графический навык осложняется тем, что у детей 6 – 7 лет еще слабо развита мелкая мускулатура кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, низкая выносливость к статическим нагрузкам. Процесс письма включает в себя многокомпонентную психофизиологическую структуру: зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно двигательного образа каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

Трудности овладения графомоторными навыками – явление в наши дни нередкое, они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позже, отчетливо проявляясь при повышении требований и усложнении формы письменных заданий: от написания букв, слогов к написанию более сложных предложений.

ОБСЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

У ШКОЛЬНИКА

Обследование школьников, страдающих нарушениями письма при нормальном интеллекте, слухе, зрении, без выраженных аффективных расстройств, которое включало:

Серия I. Обследование возможностей обводки.

Задание № 1. Обводка геометрических фигур.

Процедура проведения задания: предлагается обводить геометрические фигуры:

а) круги б) квадраты.

Задание № 2. Обводка линий.

Процедура проведения задания: предлагается обвести линии: - волнистые; - ломаные.

Варианты выполнения заданий:

    в произвольном (умеренном) ритме,

    в ускоренном темпе,

    под заданный ритм.

Каждый вариант имеет три версии выполнения:

    по пунктирам,

    по точкам,

    по готовому контуру.

Особенности: в течение всей серии исследователь постоянно контролирует, отрывает ли карандаш от бумаги, не вертит ли лист. При выполнении задания, в котором даны направления движения, необходимо фиксировать, сохраняет ли испытуемый направление, откуда начинает рисовать.

Параметры оценки:

    Метрические характеристики.

    полностью выдержан размер;

    изменён размер 1-2-х элементов;

    размер всего узора сильно изменён, не соответствует образцу.

    Координаторные характеристики:

    линии чёткие, ровные, не выходят за границы строки;

    линии неровные, есть незначительный выход за границы строки;

    линии кривые, сильно выходят за границы строки.

    выдержан заданный ритм;

    не выдержан ритм; однажды сбивается с ритма: выполнение задания не возможно.

    выдержан заданный темп;

    темп не выдержан.

    Устойчивость программы:

    выполнение

    отклонения от намеченной структуры;

    полностью нарушена структура.

    Скорость выполнения:

    умеренная;

    Сила нажима:

Задание № 3. Обводка сложной фигуры, состоящей из множества элементов (линий изогнутых под разными углами в различном направлении).

Процедура проведения: предлагается обвести по пунктирному контуру сложную фигуру. Задание выполняется в одном режиме.

Инструкция: «Обводи фигуру так, как указывает стрелка».

Параметры оценки.

    контрольная фигура обведена правильно по направлению стрелок, без разрывов, обводок, углов или отклонений.

    при обведении контрольной фигуры место отрыва приходится на стрелку, а дальше ребенок продолжал работать без отрыва;

    при выполнении задания ребенок отрывал карандаш, но продолжил работу без углов, разрывов, обводок;

    при проведении контрольной фигуры ребенок отрывал карандаш, а проводимая линия имеет разрывы, углы, большие отклонения от стимулирующей линии или обводки;

    при обведении контрольной фигуры ребенок «не видит» стрелок, а работает так, как ему удобнее.

Так же оцениваются:

Скорость выполнения:

    умеренная;

    низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

    низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

Сила нажима:

    нажим нормальной (средней) силы;

    усиленный нажим или слабый нажим.

Серия II. Обследование возможностей штриховки.

Задание №1. Штриховка геометрических фигур.

Процедура проведения: предлагается заштриховать контур простых фигур (круг, квадрат, треугольник).

Задание № 2. Штриховка сложных фигур.

Процедура проведения: предлагается заштриховать фигуры со сложным контуром (гриб, звезда, машина).

Варианты выполнения:

    Штриховка в произвольном (умеренном) темпе.

Инструкция: «Заштрихуй фигуры, как показано стрелкой».

    Штриховка в ускоренном темпе.

Инструкция: «Продолжай делать так же, но быстрее».

    Штриховка под заданный ритм (под счёт).

Каждый вариант имеет 2 версии выполнения:

    по пунктиру;

    по линии.

Каждая версия выполняется в трёх позициях:

В вертикально,

Горизонтально,

Диагонально (под углом 45˚).

Параметры оценки:

    Метрические характеристики.

    нет выхода линий за границы контура рисунка;

    однократный выход за пределы границ контура;

    не выдержаны границы рисунка.

    Координаторные характеристики.

    линии чёткие, ровные, расположены параллельно друг другу, позиция полностью сохранена;

    линии неровные, есть отклонения линии

    линии кривые,

    Оценка результатов для 1 и 3 вариантов:

    выполняет задание под заданный ритм;

    однажды сбивается с ритма, после чего возможно дальнейшее выполнение задания;

    не выполняет задание под ритм; однажды сбиваясь с ритма не возможно дальнейшее выполнение задания.

    Оценка результатов для 2-го варианта:

    выполняет задание под заданный темп;

    с ускорением темпа однажды сбивается, возможно дальнейшее выполнение задания;

    с ускорением темпа сбивается, не может выполнять задание.

    Скорость выполнения:

    умеренная;

    низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

    низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

    Сила нажима:

    нажим нормальной (средней) силы;

    усиленный нажим или слабый нажим.

Серия III Обследование возможности копирования.

Задания выполняются в одном режиме, сначала одной рукой, затем другой рукой. Время выполнения – 1 минута.

Задание № 1. Копирование узора.

Процедура проведения: предлагается рисовать узор, составленного из двух сменяющихся звеньев.

Инструкция: «Я сейчас начну рисовать узор. Продолжай его до конца сточки, не отрывая ручку от бумаги. А теперь сделай то же самое левой рукой».

Параметры оценки.

    Устойчивость программы:

    в соответствии с намеченной структурой;

    с отклонениями от намеченной структуры;

    полностью нарушается структура.

    Возможность переключения с одного элемента программы на другой.

Оценивается по количеству персевераторных ошибок на строке:

    не более 1 ошибки;

    2-3 ошибки;

    4 и более ошибок.

    Скорость выполнения:

    умеренная;

    низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

    низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

    Сила нажима:

    нажим нормальной (средней) силы;

    усиленный нажим или слабый нажим.

Задание № 2. Копирование сложной фигуры.

Процедура проведения: предлагается скопировать трёхмерное изображением домика.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем рисовать. Я тебе покажу мою фигуру. Её не трогай, а свой лист можешь поворачивать, если тебе понадобится».

Задание № 3. Копирование букв и цифр.

Процедура проведения: предлагается скопировать буквы и цифры:

Инструкция: «Срисуй все буквы и цифры, написанные на моём листе. Свой лист не поворачивай».

Параметры оценки (для каждой руки):

    Стратегия деятельности

    последовательная;

    непоследовательная стратегия;

    хаотичная стратегия.

    Устойчивость программы:

    в соответствии с намеченной структурой;

    происходят отклонения от намеченной структуры;

    структура не выдержана.

    Контроль собственной деятельности:

    отсутствие ошибок, нуждающихся в исправлении (пропусков деталей и т.д.),

    наличие подобных ошибок и самостоятельное их исправление по указанию исследователя;

    отсутствие самокоррекции даже после указания на ошибки исследователем.

    Метрические характеристики.

    полностью выдержан размер и пропорции;

    размер несколько увеличен или уменьшен, изменены пропорции некоторых элементов;

    размер сильно изменён, не соответствует образцу, пропорции не выдержаны.

    Скорость выполнения:

    умеренная;

    низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;

    низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.

    Сила нажима:

    нажим нормальной (средней) силы;

    усиленный нажим или слабый нажим.

Серия IV. Обследование самостоятельного рисования.

Задание. Рисунок « Снеговик».

Процедура проведения: на чистом листе нелинованной бумаги формата А4 предложено нарисовать снеговика. Используется простой карандаш. На рисунок выделяется 2-3 минуты. Задание выполняется сначала одной, другой рукой.

Инструкция: «Нарисуй снеговика». Параметры оценки (для каждой руки):

    Метрические характеристики.

    полностью выдержан размер и сохранены пропорции;

    размер несколько увеличен или уменьшен, не соблюдаются пропорции некоторых деталей;

    размер сильно изменён, не соответствует образцу, не соблюдены пропорции.

    Топические (локальные) характеристики.

    все детали сохранены, их расположение не нарушено;

    пропуски отдельных элементов при сохранности целостного образа, некоторые элементы изолированы, сдвинуты относительно друг друга;

    пропуски элементов рисунка, нет целостного образа, не соблюдаются пространственные характеристики изображении, зеркальность, реверсии.

    Стратегия выполнения.

    последовательная (целостная или пофрагментная) стратегия, где вначале намечается структура (опорные элементы), которая потом последовательно заполняется деталями;

    непоследовательная стратегия, при которой копирование второстепенных деталей предшествует копированию опорных элементов;

    хаотичная стратегия, при которой трудно выделить определенную последовательность копирования и испытуемый «кидается» от одной части изображения к другой без четкого плана.

    Скорость выполнения: (умеренная; низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания; низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания).

    Сила нажима (нажим нормальной (средней) силы; усиленный нажим или слабый нажим).

Серия I. Обследование возможностей обводки

Задание № 1. Обводка геометрических фигур

Задание № 2. Обводка линий

Серия II. Обследование возможностей штриховки

Задание №1. Штриховка геометрических фигур

Задание № 2. Штриховка сложных фигур

Серия III Обследование возможности копирования


Задание № 3. Копирование букв и цифр

Б В Г Е З И К Р С Ч Ь Э Я 2 3 4 5 6 7 9

_____________________________________________________________________________

Штрих – линия, выполняемая одним движением руки. Отдельный штрих может восприниматься глазом как линия или же сливаться с соседними линиями в сплошное тоновое пятно.

Штриховка может иметь различный характер: простая вертикальная, простая горизонтальная, диагональная с переменным ритмом, вертикальная со сменным ритмом, диагональная со сменным ритмом, горизонтальная со сменным ритмом, диагональная с нарастанием, сложная разнохарактерная по кругу, разнохарактерная сложной формы. Различный характер штриховки зависит от положения карандаша в руке и характера рисовальных движений. Легче всего наносить штриховку графитным карандашом, рисунок получается монохроническим, и все внимание сосредотачивается на тоне. Как только ребенок овладеет элементами тонового рисунка, можно вводить цвет. Штрих, полученный графитным карандашом, несмотря на кажущееся изобразительное однообразие, неяркость, может быть очень выразительным. Все зависит от характера его применения, а именно от его вида и формообразования.

Выполняются штриховка на нелинованной бумаге. Штриховка способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость будущего почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю над собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки :

  • Штриховать только в заданном направлении.
  • Не выходить за контуры фигуры.
  • Соблюдать параллельность линий.
  • Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:

а) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения,
направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом
располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и
закруглять ее, соизмерять длину линии и т. п.;

б) письмо элементов букв: палочки короткой и длинной, загибов, петель в пр. (эта ступень не является обязательной);
в) письмо отдельных букв - строчных и прописных - без соединения с
другими буквами;
г) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов, с целью выработки
навыка соединения букв.

Дети чаще всего испытывают затруднения со штрихом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «слева» и «справа», «лист», «страница» и «строка», не укладывается в общий темп работы. Особенность штриховки заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль над движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства. Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, от занятия к занятию, при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия.

Тема: Штриховка вертикальными линиями

Цели: развивать у детей мелкую моторику руки, координацию движений, глазомер; закрепить умение выполнять штриховку вертикальными линиями, обводить и дорисовывать предметы по образцу; развивать восприятие, внимание, мышление, речь, воображение.

Ход занятия

1. Актуализация знаний и опыта

Мышонок открыл школу, чтобы в ней учились все его друзья. А вы хотите пойти в школу? Почему? (Ответы детей.)

2. Пальчиковая игра

Исходное движение: правой рукой сжать пальцы левой и тянуть, будто это репка.

Тянет репку дедушка,

Тянет репку бабушка,

Тянет репку внучка,

Тянет репку Жучка,

Тянет репку мышка,

Мышка-шалунишка.

Вытянули репку -

(Показываем кулачок.)

Гладкую и крепкую!

(Поглаживаем его и сжимаем.)

3. Работа в тетради

Задание 1. Вот какая школа у Мышонка! Дорисуйте и раскрасьте школу.

Задание 2. Мышонок купил стулья и парты, ранцы, книги и тетради, ручки и карандаши. Продолжите рисовать до конца строки. Раскрасьте.

4. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре!

Руки выше, ноги шире.

Раз и два, раз и два!

Закачалась голова.

Ручками захлопали,

Ножками затопали.

Наклоняемся вперед.

Вправо, влево поворот.

До носков достали.

Сильными мы стали!

5. Работа в тетради

Задание 3. В школе много учеников. Учатся в ней и самые лучшие друзья Мышонка. Раскрасьте их.

Дополнительные задания. Элементы букв

Друзья Мышонка научились писать очень хорошо.

Задание 1. Посмотрите, как научились писать друзья Мышонка. Сможете написать так же? Потренируйтесь писать в воздухе. Напишите по образцу до конца строки. Самые красивые элементы подчеркните.

Задание 2. Рассмотрите рисунок. Найдите такие же элементы (крючки), какие написаны в предыдущем задании. Обведите их красным карандашом. Раскрасьте.

Задание 3. Напишите по образцу до конца строки.

Задание 4. Определите закономерность и напишите до конца строки.

Задание 5. Напишите по образцу до конца строки.

Задание 6. Определите закономерность и напишите до конца строки.

Задание 7. Используя крючки (изогнутые линии), которые написаны на предыдущей странице, можно нарисовать, например, санки. А что еще? Придумайте и нарисуйте по образцу.

Задание 8. Напишите по образцу до конца строки.

Задание 9. Определите закономерность и напишите до конца строки.

Задание 10. Используя крючки, палочки и овалы, которые есть на предыдущей странице, можно нарисовать, например, вот такое лицо. А что еще? Придумайте и нарисуйте по образцу.

Задание 11. Напишите по образцу до конца строки.

Задание 12. Определите закономерность и напишите до конца строки.

Задание 13. Крючки, палочки и овалы, которые есть на предыдущей странице, помогут что-нибудь нарисовать. Например, воздушный шарик. А что еще? Придумайте и нарисуйте по образцу.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх