Катерина ивановна никогда ни на что не. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Цели:

  • закрепить умения и навыки работы с текстом;
  • развивать мыслительно-речевую деятельность обучающихся, умения анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
  • воспитывать систему ценностных отношений к учёбе, труду, к окружающим.

Оборудование:

  • записи на доске;
  • памятки “Композиция сочинения”;
  • тексты на каждой парте;
  • презентация со слайдами, на которых задания, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ);
  • таблицы с критериями оценки этапов сочинения

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности.

Что случится, если не подготовиться к экзамену?

В чем сильные и слабые стороны вашей подготовки к сочинению?

(“надо”, “хочу”, “могу”)

II. Этап актуализации знаний.

Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: “От анализа текста к сочинению”. Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной. (Ответы учеников).

III. Выявление места и причины затруднений.

Вспомните этапы написания сочинения – рассуждения. Кто забыл, загляните в памятку “Композиция сочинении” (на парте).

Что, по-вашему, является сложным или вызывает затруднения? Чего опасаетесь? (ответы учащихся)

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

Определите общую цель урока, тему урока.

Какие действия и в какой последовательности надо осуществить (т.е. построим план достижения цели)

Выберите способ устранения затруднений (решение упражнений, заданий по тексту)

V. Реализация построенного проекта с использование мультимедийной доски.

1) Чтение текста

Внимательно прочитайте предложенный текст.

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость.

(2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.

(3) Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные.

(4) Не ровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы “очаровательной красоты” (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами.

(6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, все не пускала слабость.

(8) – Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, со старой.

(9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад.

(10) в нем я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым.

(11) Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12) Она одевалась очень долго.

(13) Надела старый теплый салопчик, теплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14) Уже вечерело.

(15) Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти.

(17) Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась заря. (18) Далеко над лесом висел серп месяца.

(19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала.

(20) Я крепко держал её, чтобы она не упала.

(21) Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.

(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой старости!

(23) Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повел её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г.Паустовскому)

2) Задания по анализу текста

  1. Проблема материнства
  2. Проблема формирования личности
  3. Проблема взаимоотношений в семье
  4. Проблема бессердечия и душевной черствости
  5. Проблема одиночества

2. К какому разряду можно отнести данную проблему?

  1. Философская
  2. Социальная
  3. Политическая
  4. Нравственная

3. Выберите из предложенных вариантов вступлений то, которое сообщает об основной проблеме исходного текста.

1. Много людей встречается человеку на жизненном пути. Кто-то становится настоящим другом, с кем-то приходиться расстаться. Но не будет никогда человека ближе, чем родная мать. Она дарит жизнь, отдает свое тепло, любовь и заботу.

2. Русская женщина... Её образ воспет во многих произведениях русской литературы. Вряд ли что-то может сравниться по красоте, силе стойкости с этим образом. Это заметил и писатель ________, который, обратившись к женскому образу, заставляет читателя задуматься над проблемой ______.

Почему выбрали второй вариант? (ответы учащихя)

Да, вы это верно подметили

4. Прокомментируйте следующую ситуацию (метод “Мозговой штурм”)

:(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! (23) Не дай вам бог

VI . Самостоятельна работа.

5. Найдите 4 орфографические и 2 пунктуационные ошибки в комментарии к основной проблеме текста.

Поработайте экспертами в группах по 2 человека: оцените комментарий к основной проблеме текста. Отметьте и исправьте орфографические и пунктуационные ошибки.

Проблему чувства одиночества героини К.Паустовский раскрывает на примере судьбы Катерины Ивановны, которая выростила дочь и осталась одинокой женщиной. Автор не случайно подчеркивает, что речь идет о судьбе несчасной женщины. Прогуливаясь по саду, она как одинокая обветренная липа в облетевшем саду жизни греется воспоменаниями о весне, когда молодой читала Тургенева, как сажала эти деревья. Рассказчик признается, как был бы рад, если бы у него была такая мама любящая, не смотряниначто.

6. Напишите, как К.Паустовский выражает свое отношение к изображаемому. При необходимости используйте следующие языковые клише (право выбора)

  • Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме: ...
  • Автор считает, что...
  • Автор подводит читателя к мысли о том, что...
  • Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что...

7. Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и Катерина Ивановна, одиноки и несчастны.

1.А.Чехов “Ванька”, “Тоска”

2. А.Алексин “Раздел имущества”

3. В.Распутин “Уроки французского”

4. Э. Хемингуэй “Старик и море”

5. Л.Толстой “Война и мир”

6. М.Горький “На дне”

Самостоятельна работа

8. Выразите свое мнение по проблеме исходного текста, аргументируйте его. Обратите внимание: без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной.

  • нельзя остаться равнодушным...
  • к сожалению...
  • огорчает то, что...
  • разделяя переживания автора, хочу сказать, что...

9. Напишите заключительную часть сочинения, чтобы приведенная ниже цитата образовала придаточную часть сложноподчиненного предложения.

Сегодня человек, только он один отвечает за все на земле... Поступки его должны быть разумны и человечны. Д.С.Лихачев

Проверьте себя (ответ на интерактивной доске)

Прочитайте фрагмент сочинения. Иллюстрацией к чему в исходном тексте может служить его содержание (комментарий, позиция автора, собственная позиция, заключение).

Мы покидаем отцовские дома в поисках собственного пути. А родители остаются позади, провожая нас любящим взглядом. Для них нет большего счастья, чем любить своих детей и радоваться их удачам.

VII. Рефлексия учебной деятельности (метод “Мудрый совет”)

VIII. Домашнее задание

Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту.

Почему мы равнодушны друг к другу? Над этим вопросом размышляет К. Г. Паустовский.

Данная проблема раскрывается на примере повествования жизни Катерины Ивановны. Героиня совсем стара, а “на белом свете” она осталась одна. Родная дочь Катерины Ивановны Настя не приезжает вот уже 4 год (предложение 3).К. Г Паустовский обращает наше внимание на то, как Катерина Ивановна,”не стыдясь своих слез”, обняв дерево в саду, обращается к собеседнику:”Не дай вам бог дожить до такой одиной старости! Не дай бог.”Безусловно, автор осуждает поступок Насти.

К. Паустовский считает, что близкие люди, родители-это незамаменимые люди. Мы должны о низ заботиться и помогать им в трудных ситуациях.

Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, родители-это те люди, которые нас воспитали и вырастили. На протяжении всей жизни они дают нам свою поддержку и любовь, оберегая нас от всех невзгод. Свою позицию я готова подтвердить аргументами из литературы.

Из произведения А. С. Пушкина “Станционный

смотритель” вспоминаются главные герои Самсон Вырини его дочь Дуня. Влюбившись в молодого гусара, Дуня уезжает из дома, не сказав ничего отцу. Самон Вырин обезумен поступком дрчери, от горя и безысходности он спивается и умирает. Узнав, что отец Дуни умер, дочь едет на могилу отца, над которой плачет всю ночь.

В произведении Л. Н. Толстого “Война и мир” Мария Болконская проявляет бесконечную любовь и заботу к своему отцу. Отец княжны Марии Болконской очень сторг со своей дочерью. Он упрекает ее в том, что прочитает все письма, которые пишет Мария подругам. Несмотря на строгость и упреки отца, Мария Болконская все равно любит и уважает отца, проявляя заботу и внимание к нему.

Данный текст заставил меня задуматься о том, что родители-это самые близкие люди, мы не должны о них забывать. Нужно всегда одаривать их любовью, лаской и огромным вниманием.


Другие работы по этой теме:

  1. А. П. Чехов называл равнодушие – параличом души. Действительно, черствость способна порой оскорбить сильнее злости или ненависти. В рассказе “Телеграмма” К. Г. Паустовский также обращается...
  2. Осень. Прекрасное время года. В это время природа благоухает, цветет и пахнет. Прочитав текст К. Паустовского, где все происходит осенью. Волей, не волей задумываешься о...
  3. Сочинение по сборнику ОГЭ Н. Нефедовой, вариант 9, задание 15.2 “Но с тех пор я никогда не поверю, что есть на нашей земле места скучные...
  4. Настоящее искусство, по моему мнению, это способность донести до большинства людей нечто прекрасное, способное затрагивать их души, вызывать светлые чувства и приятные эмоции. Истинное искусство...
  5. Любовь и забота родителей окружают нас с самого детства. Мы взрослеем под сенью материнской любви и уходим во взрослую жизнь. Но как же родители, теперь...
  6. Тысячи людей стремись стать писателями. Они фантазировали, искали вдохновение, делали первые попытки печататься. Но лишь единицы становились известными. Почему? Константин Паустовский на примере молодого человека...
  7. Советский прозаик и публицист Б. П. Евдокимов поднимает в своей статье проблему семейных взаимоотношений. Тема остается актуальной и сегодня, ведь есть немало детей, неуважительно разговаривающих...

Отношение человека к родителям, равнодушие по отношению к близким.
Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского « » показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».


Проблема одиночества, равнодушия по отношению к близким.


Ни один человек не заслуживает одиночества. Еще страшнее бывают ситуации, когда одинокими становятся люди, которые на самом деле не одни на белом свете. Так произошло с героиней рассказа К.Г. Паустовского « » Катериной Петровной. На старости лет она осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.

Вина

Вина – чувство, которое знакомо любому человеку. Особо страшной вина становится в тех случаях, когда у человека нет возможности исправить ситуацию, как в рассказе К.Г. Паустовского « ». Главная героиня Настя проявила черствость по отношению к своей матери. Она не приезжала к ней, поскольку была занята своими делами. Она не была рядом с матерью, когда та болела. Последнее письмо от матери Настя не восприняла всерьез. По этой причине она так и не успела рассказать маме о том, что она любит ее, не смогла попросить прощения за то, что не приезжала. Настя осознала свои ошибки слишком поздно: Катерина Петровна умерла. Поэтому все слова остались несказанными, а в душе осталось страшное чувство вины. Есть поступки, которые невозможно исправить и есть вина, которую ничем нельзя искупить.

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость.(2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3) Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные.(4) Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна). (5) Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно. (7) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость. (8) – Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – не взыщите с меня, со старой. (9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10) В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11) Да и кое-какие деревья я посадила сама. (12)Она одевалась очень долго. (13) Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка. (14) Уже вечерело.(15) Сад облетел. (16) Палые листья мешали идти.(17) Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда.(18) Далеко над лесом висел серп месяца. (19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала. (20) Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21) Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз. (22) – Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23) Не дай вам бог! (24) Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому).

Показать текст целиком

Может ли человек одинокий быть счастливым? Наверное, это можно сказать о творческих и талантливых людях, которые в уединении творят свои шедевры, но только не о тех одиноких старых людях, о которых пишет К.Г.Паустовский. В тексте он поднимает проблему одинокой старости.
Размышляя над данным вопросом автор приводит в пример эпизод из жизни Катерины Ивановны, старой, одинокой женщины. С сочувствием он отмечает, что она "одна на белом свете", но в то же время писатель восхищается душевной стойкостью героини, говоря о ней, что "Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость". К.Г.Паустовский обращает наше внимание на то, как Катерина Ивановна, не стыдясь своих слез плачет, обняв дерево в саду, и с горечью произносит слова, которые с болью отзываются в сердце каждого неравнодушного человека: "Не дай вам бог, родной мой, дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог! "
Позиция автора проста и понятна. К.Г.Паустовский доносит до каждого из нас, что одинокая ст

Алеша оборвался и замолчал.

– Вы… вы… вы маленький юродивый, вот вы кто! – с побледневшим уже лицом и скривившимися от злобы губами отрезала вдруг Катерина Ивановна. Иван Федорович вдруг засмеялся и встал с места. Шляпа была в руках его.

– Ты ошибся, мой добрый Алеша, – проговорил он с выражением лица, которого никогда еще Алеша у него не видел, – с выражением какой-то молодой искренности и сильного неудержимо откровенного чувства, – никогда Катерина Ивановна не любила меня! Она знала все время, что я ее люблю, хоть я и никогда не говорил ей ни слова о моей любви, – знала, но меня не любила. Другом тоже я ее не был ни разу, ни одного дня: гордая женщина в моей дружбе не нуждалась. Она держала меня при себе для беспрерывного мщения. Она мстила мне и на мне за все оскорбления, которые постоянно и всякую минуту выносила во весь этот срок от Дмитрия, оскорбления с первой встречи их… Потому что и самая первая встреча их осталась у ней на сердце как оскорбление. Вот каково ее сердце! Я все время только и делал, что выслушивал о любви ее к нему. Я теперь еду, но знайте, Катерина Ивановна, что вы действительно любите только его. И по мере оскорблений его все больше и больше. Вот это и есть ваш надрыв. Вы именно любите его таким, каким он есть, вас оскорбляющим его любите. Если б он исправился, вы его тотчас забросили бы и разлюбили вовсе. Но вам он нужен, чтобы созерцать беспрерывно ваш подвиг верности и упрекать его в неверности. И все это от вашей гордости. О, тут много принижения и унижения, но все это от гордости… Я слишком молод и слишком сильно любил вас. Я знаю, что это бы не надо мне вам говорить, что было бы больше достоинства с моей стороны просто выйти от вас; было бы и не так для вас оскорбительно. Но ведь я еду далеко и не приеду никогда. Это ведь навеки… Я не хочу сидеть подле надрыва… Впрочем, я уже не умею говорить, все сказал… Прощайте, Катерина Ивановна, вам нельзя на меня сердиться, потому что я во сто раз более вас наказан: наказан уже тем одним, что никогда вас не увижу. Прощайте. Мне не надобно руки вашей. Вы слишком сознательно меня мучили, чтоб я вам в эту минуту мог простить. Потом прощу, а теперь не надо руки.

Den Dank, Dame, begehr ich nicht, -

прибавил он с искривленною улыбкой, доказав, впрочем, совершенно неожиданно, что и он может читать Шиллера до заучивания наизусть, чему прежде не поверил бы Алеша. Он вышел из комнаты, даже не простившись и с хозяйкой, госпожой Хохлаковой. Алеша всплеснул руками.

– Иван, – крикнул он ему, как потерянный, вслед, – воротись, Иван! Нет, нет, он теперь ни за что не воротится! – воскликнул он опять в горестном озарении, – но это я, я виноват, я начал! Иван говорил злобно, нехорошо. Несправедливо и злобно… – Алеша восклицал как полоумный.

Катерина Ивановна вдруг вышла в другую комнату.

– Вы ничего не наделали, вы действовали прелестно, как ангел, – быстро и восторженно зашептала горестному Алеше госпожа Хохлакова. – Я употреблю все усилия, чтоб Иван Федорович не уехал…

Радость сияла на ее лице, к величайшему огорчению Алеши; но Катерина Ивановна вдруг вернулась. В руках ее были два радужные кредитные билета.

– Я имею к вам одну большую просьбу, Алексей Федорович, – начала она, прямо обращаясь к Алеше по-видимому спокойным и ровным голосом, точно и в самом деле ничего сейчас не случилось. – Неделю – да, кажется, неделю назад – Дмитрий Федорович сделал один горячий и несправедливый поступок, очень безобразный. Тут есть одно нехорошее место, один трактир. В нем он встретил этого отставного офицера, штабс-капитана этого, которого ваш батюшка употреблял по каким-то своим делам. Рассердившись почему-то на этого штабс-капитана, Дмитрий Федорович схватил его за бороду и при всех вывел в этом унизительном виде на улицу и на улице еще долго вел, и говорят, что мальчик, сын этого штабс-капитана, который учится в здешнем училище, еще ребенок, увидав это, бежал все подле и плакал вслух и просил за отца и бросался ко всем и просил, чтобы защитили, а все смеялись. Простите, Алексей Федорович, я не могу вспомнить без негодования этого позорного его поступка… одного из таких поступков, на которые может решиться только один Дмитрий Федорович в своем гневе… и в страстях своих! Я и рассказать этого не могу, не в состоянии… Я сбиваюсь в словах. Я справлялась об этом обиженном и узнала, что он очень бедный человек. Фамилия его Снегирев. Он за что-то провинился на службе, его выключили, я не умею вам это рассказать, и теперь он с своим семейством, с несчастным семейством больных детей и жены, сумасшедшей кажется, впал в страшную нищету. Он уже давно здесь в городе, он что-то делает, писарем где-то был, а ему вдруг теперь ничего не платят. Я бросила взгляд на вас… то есть я думала – я не знаю, я как-то путаюсь, – видите, я хотела вас просить, Алексей Федорович, добрейший мой Алексей Федорович, сходить к нему, отыскать предлог, войти к ним, то есть к этому штабс-капитану, – о Боже! как я сбиваюсь – и деликатно, осторожно – именно как только вы один сумеете сделать (Алеша вдруг покраснел) – суметь отдать ему это вспоможение, вот, двести рублей. Он, наверно, примет… то есть уговорить его принять… Или нет, как это? Видите ли, это не то что плата ему за примирение, чтоб он не жаловался (потому что он, кажется, хотел жаловаться), а просто сочувствие, желание помочь, от меня, от меня, от невесты Дмитрия Федоровича, а не от него самого… Одним словом, вы сумеете… Я бы сама поехала, но вы сумеете гораздо лучше меня. Он живет в Озерной улице, в доме мещанки Калмыковой… Ради Бога, Алексей Федорович, сделайте мне это, а теперь… теперь я несколько… устала. До свиданья…

Она вдруг так быстро повернулась и скрылась опять за портьеру, что Алеша не успел и слова сказать, – а ему хотелось сказать. Ему хотелось просить прощения, обвинить себя, – ну что-нибудь сказать, потому что сердце его было полно, и выйти из комнаты он решительно не хотел без этого. Но госпожа Хохлакова схватила его за руку и вывела сама. В прихожей она опять остановила его, как и давеча.

– Гордая, себя борет, но добрая, прелестная, великодушная! – полушепотом восклицала госпожа Хохлакова. – О, как я ее люблю, особенно иногда, и как я всему, всему теперь вновь опять рада! Милый Алексей Федорович, вы ведь не знали этого: знайте же, что мы все, все – я, обе ее тетки – ну все, даже Lise, вот уже целый месяц как мы только того и желаем и молим, чтоб она разошлась с вашим любимцем Дмитрием Федоровичем, который ее знать не хочет и нисколько не любит, и вышла бы за Ивана Федоровича, образованного и превосходного молодого человека, который ее любит больше всего на свете. Мы ведь целый заговор тут составили, и я даже, может быть, не уезжаю лишь из-за этого…

– Но ведь она же плакала, опять оскорбленная! – вскричал Алеша.

– Не верьте слезам женщины, Алексей Федорович, – я всегда против женщин в этом случае, я за мужчин.

– Мама, вы его портите и губите, – послышался тоненький голосок Lise из-за двери.

– Нет, это я всему причиной, я ужасно виноват! – повторял неутешный Алеша в порыве мучительного стыда за свою выходку и даже закрывая руками лицо от стыда.

– Напротив, вы поступили как ангел, как ангел, я это тысячи тысяч раз повторить готова.

– Мама, почему он поступил как ангел, – послышался опять голосок Lise.

– Мне вдруг почему-то вообразилось, на все это глядя, – продолжал Алеша, как бы и не слыхав Лизы, – что она любит Ивана, вот я и сказал эту глупость… и что теперь будет!

– Да с кем, с кем? – воскликнула Lise, – мама, вы, верно, хотите умертвить меня. Я вас спрашиваю – вы мне не отвечаете.

В эту минуту вбежала горничная.

– С Катериной Ивановной худо… Они плачут… истерика, бьются.

– Что такое, – закричала Lise, уже тревожным голосом. – Мама, это со мной будет истерика, а не с ней!

– Lise, ради Бога, не кричи, не убивай меня. Ты еще в таких летах, что тебе нельзя всего знать, что большие знают, прибегу – все расскажу, что можно тебе сообщить. О Боже мой! Я бегу, бегу… Истерика – это добрый знак, Алексей Федорович, это превосходно, что с ней истерика. Это именно так и надо. Я в этом случае всегда против женщин, против всех этих истерик и женских слез. Юлия, беги и скажи, что я лечу. А что Иван Федорович так вышел, так она сама виновата. Но он не уедет. Lise, ради Бога, не кричи! Ах да, ты не кричишь, это я кричу, прости свою мамашу, но я в восторге, в восторге, в восторге! А заметили вы, Алексей Федорович, каким молодым человеком Иван Федорович давеча вышел, сказал это все и вышел! Я думала, он такой ученый, академик, а он вдруг так горячо-горячо, откровенно и молодо, неопытно и молодо, и так это все прекрасно, прекрасно, точно вы… И этот стишок немецкий сказал, ну точно как вы! Но бегу, бегу. Алексей Федорович, спешите скорей по этому поручению и поскорей вернитесь. Lise, не надобно ли тебе чего? Ради Бога, не задерживай ни минуты Алексея Федоровича, он сейчас к тебе вернется…

Госпожа Хохлакова наконец убежала. Алеша, прежде чем идти, хотел было отворить дверь к Lise.

– Ни за что! – вскричала Lise, – теперь уж ни за что! Говорите так, сквозь дверь. За что вы в ангелы попали? Я только это одно и хочу знать.

– За ужасную глупость, Lise! Прощайте.

– Не смейте так уходить! – вскричала было Lise.

– Lise, у меня серьезное горе! Я сейчас ворочусь, но у меня большое, большое горе!

И он выбежал из комнаты.

Надрыв в избе

У него было действительно серьезное горе, из таких, какие он доселе редко испытывал. Он выскочил и «наглупил» – и в каком же деле: в любовных чувствах! «Ну что я в этом понимаю, что я в этих делах разбирать могу? – в сотый раз повторял он про себя, краснея, – ох, стыд бы ничего, стыд только должное мне наказание, – беда в том, что несомненно теперь я буду причиною новых несчастий… А старец посылал меня, чтобы примирить и соединить. Так ли соединяют?» Тут он вдруг опять припомнил, как он «соединил руки», и страшно стыдно стало ему опять. «Хоть я сделал это все и искренно, но вперед надо быть умнее», – заключил он вдруг и даже не улыбнулся своему заключению.

Поручение Катерины Ивановны было дано в Озерную улицу, и брат Дмитрий жил как раз тут по дороге, недалеко от Озерной улицы в переулке. Алеша решил зайти к нему во всяком случае прежде, чем к штабс-капитану, хоть и предчувствовал, что не застанет брата. Он подозревал, что тот, может быть, как-нибудь нарочно будет прятаться от него теперь, но во что бы то ни стало надо было его разыскать. Время же уходило: мысль об отходившем старце ни на минуту, ни на секунду не оставляла его с того часа, как он вышел из монастыря.

В поручении Катерины Ивановны промелькнуло одно обстоятельство, чрезвычайно тоже его заинтересовавшее: когда Катерина Ивановна упомянула о маленьком мальчике, школьнике, сыне того штабс-капитана, который бежал, плача в голос, подле отца, то у Алеши и тогда уже вдруг мелькнула мысль, что этот мальчик есть, наверное, тот давешний школьник, укусивший его за палец, когда он, Алеша, допрашивал его, чем он его обидел. Теперь уж Алеша был почти уверен в этом, сам не зная еще почему. Таким образом, увлекшись посторонними соображениями, он развлекся и решил не «думать» о сейчас наделанной им «беде», не мучить себя раскаянием, а делать дело, а там что будет, то и выйдет. На этой мысли он окончательно ободрился. Кстати, завернув в переулок к брату Дмитрию и чувствуя голод, он вынул из кармана взятую у отца булку и съел дорогой. Это подкрепило его силы.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх