Краткая биография бажова самое главное читать. Беседа для детей старшей - подготовительной группы в детском саду с презентацией: Павел Бажов

Павел Петрович Бажов - русский писатель, журналист, замечательный уральский сказочник.

Происхождение

Павел Петрович Бажов родился 15 января 1879 г. на Урале в небольшом рабочем городке , в семье потомственного горнорабочего. Его отец, Пётр Васильевич Бажов, работал мастером сварки на знаменитых Турчаниновских заводах. Пётр Васильевич славился острым язычком и неугомонным характером, за что даже получил прозвище «сверло». Различные начальники всегда старались поскорее избавиться от строптивого бунтаря, отправляли на проветривание. На Урале в рабочей среде бытовал такой термин - «отправить на проветривание», то есть перебрасывать человека с завода на завод, намеренно не давая прижиться надолго. Где только не пришлось побывать семье Бажовых, исколесили весь Урал. Однако семья жила совсем не бедно, Пётр Васильевич считался знатным мастером и хорошо зарабатывал. В Сысерти у Бажовых стоял добротный дом с множеством основательных хозяйственных построек. Впоследствии, в 1979 г. в доме был открыт музей Павла Петровича Бажова.

Учение - свет

С самого раннего детства маленький Паша проявил недюжинные способности к наукам. Семи лет отроду мальчика отдали в земскую трёхлетнюю школу, которую он окончил с отличием. Как хороший ученик, Павел имел право на дальнейшее обучение в духовной школе. Отец и мать Павла решили продолжить обучение сына. Итак, с родительского благословения, после коротких сборов десятилетний Павел был посажен на телегу и отправлен в дорогу.

Его путь лежал в славный город . Прибыв по назначению, мальчик стал проживать в доме земского врача Николая Смородинцева, старого друга семьи Бажовых. Обучение в духовной школе давалось Павлу, поскольку от природы он был очень одарён. Бажов отличался большой любознательностью, в духовной школе Павел заведовал библиотекой. Именно в доме Николая Смородинцева состоялась знаковая встреча: Бажов был представлен хорошему знакомому доктора, известному сибирскому историку Афанасию Щапову. Общение с этим замечательным человеком пробудило в Бажове недюжинный интерес к истории и фольклору Уральского края. В 1893 г. Павел Бажов с блестящим результатом окончил духовную школу. Далее он поступил в Пермскую духовную семинарию, которую окончил в 1899 г. В семинарии Павел был одним из лучших учеников, Бажову пророчили успешную духовную карьеру. Перед юношей встал выбор: как отличный ученик, он имел право на бесплатное обучение в Киевской духовной академии, однако это обязывало к принятию духовного сана, что совершенно не входило в планы Бажова. Юноша жаждал высшего светского образования. По закону Российской империи, он имел право обучаться в Дерптском, Варшавском и Томском университетах, но за собственный счёт. Поскольку денег у Бажова не было, он принял решение заняться преподавательской деятельностью.

Так бывший семинарист очутился в селе , расположенном неподалёку от города . Там молодой учитель успешно преподавал русский язык, а по совместительству и закон Божий. Однако вскорости стараниями Смородинцева Бажов был переведён в Екатеринбург для преподавания в духовном училище. В училище Бажов преподает русский и литературу, там же он повстречал свою любовь. Валентина Иваницкая, ученица выпускного класса, по окончании курса стала женой Павла Бажова. Спустя некоторое время она родила ему двух дочек-погодков. Всего у них родилось четверо детей.

В эти годы Павел Петрович начал свои первые этнографические поиски, каждое лето он ездил по уральским деревням и заводским посёлкам. Во время своих экспедиций Бажов записывал всё, что казалось ему замечательным: это были сказки, песни, древние предания. Также он занимался фотографированием. Именно Бажов первый начал выделять рабочий фольклор как обособленную часть народной культуры, до него этого никто не делал. Скоро Павла Бажова знали на всех уральских заводах, рабочие доверяли ему, они знали, что он хоть и образованный, но он их, свой парень, человек рабочей косточки, сын горного мастера. Многие горняки обращались к нему за помощью, по судебной или письменной части. Например, просили выступить в суде или грамотно составить нужную бумагу.

Убеждённый большевик

Начало XX в. - то было время серьёзных социальных сдвигов. Наступил 1905 г., по всей волнения, рабочие многих крупных заводов, организованные агентами различных политических партий, впервые выступили как единая сплочённая сила. Рабочие Урала поддержали всеобщие забастовки. Бажов, как человек с активной гражданской позицией, также не остался в стороне, он участвовал в рабочих маевках, за что был арестован, но вскоре отпущен. В 1914 г. Бажов вместе с семьёй переехал в родной город жены . Там он преподавал в местном училище, а также занимался журналистской деятельностью, писал статьи для местной газеты. В Камышлове у Бажовых родился сын Алексей, последний ребёнок в семье.

Год 1917-й. Свершились февральская и октябрьская революции. Павел Бажов принимает сторону партии большевиков. В 1918 г. он стал членом ВКП(б). Началась гражданская война. Бажов в первых рядах, он тут же записался в Красную армию. Его служба проходила в Уральской дивизии, там Бажов работал в газете «Окопная правда». В тяжёлых боях за Бажов попал в плен, однако ему удалась бежать. Власть на Урале перешла к белогвардейцам. Как рьяный большевик, Бажов активно работал в подполье. В начале подпольной работы он представлялся учителем Кирибаевым, впоследствии же Бажов выступал под личиной страхового агента Бахеева. Как только в Пермь вернулись Советы, Бажов снова поступает на службу в Красную армию. Но, прослужив всего несколько месяцев, он серьёзно заболевает и через некоторое время, по приговору врачей, демобилизуется вчистую.

Бажов вернулся в Камышлов, но духовное училище было закрыто. И он поступает на работу в редакцию газеты «Красный путь». С того времени и до конца жизни путь Бажова был неразрывно связан с журналистикой. В 1923 г. он перебирается в Екатеринбург, где постоянно работает в «Уральской крестьянской газете», а также сотрудничает со многими другими екатеринбургскими газетами.

В 1924 г. Бажов впервые заявил о себе как писатель, опубликовав книгу очерков «Уральские были» и серию очерков «Пять ступеней коллективизации». Лучший из очерков Бажов отправил в журнал «Наши достижения», это издание редактировал сам . Через какое-то время Бажов получил письмо от Горького. Знаменитый писатель весьма высоко оценил литературный талант Бажова. Он посоветовал ему оставить журналистику и всерьёз заняться писательством. В это период Бажов написал несколько документальных произведений о гражданской войне: «К расчёту», «Формирование на ходу», «Бойцы первого призыва». Бажов был убеждённым большевиком и все его произведения, так или иначе, носили политическую подоплёку.

Малахитовая шкатулка

В 30-е годы он вновь обращается к рабочей теме. Он пишет очерки о жизни горнорабочих. И вот в одном из очерков в образе мудрого рассказчика появляется знаменитый в будущем персонаж, дед по прозвищу Слышко. Персонаж был списан с реально существовавшего человека, старого уральского рабочего - Василия Хмелинина.

В 1936 г. Бажов заочно поступает в литературный институт. В это же время в журнале «Красная новь» он публикует серию уральских сказов. Сказы были написаны Бажовым на основании материалов, собранных им ещё до революции, во времена летних этнографических экспедиций. Всё лучшее - это хорошо забытое старое! Пролетели вихри трёх революций, а старые мудрые сказы остались. После публикации сказов писатель получил большое количество восторженных отзывов.

Воодушевлённый Бажов активно работал. Но в дверь постучался страшный 1937 г., год массовых репрессий и партийных чисток. Павлу Петровичу не удалось избежать участи многих, хотя и повезло куда более других, замученных и расстрелянных. Пламенного большевика Бажова выгнали из партии, умелые люди готовились начать травлю писателя. Однако заступничество многих влиятельных людей спасло Бажова. Всего Павла Петровича исключали из партии дважды - в 1933 и 1937 годах. Целый год Павел Петрович провёл в безвестности о своей судьбе, в ожидании неминуемой расправы, однако сия чаша миновала его. Бажов смог продолжить жить и работать.

Первоначально его сказы вошли в сборник произведений уральского рабочего фольклора, издание которого курировал лично Максим Горький. Но уже в 1939 г. вышел отдельный сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка», после выхода книги Бажов стал знаменитым. Особенно читателям полюбились сказы «Медной горы хозяйка» и «Каменный цветок». Кто-то восхищался органичным народным слогом автора, кто-то более всего оценил удивительный симбиоз героев старинных сказов с реалиями жизни уральских горнорабочих, но всем без сомнения книга нравилась. Во время Великой Отечественной войны Бажов дополнил свою малахитовую шкатулку, написав несколько новых замечательных рассказов: «Ключ-камень» (1942), «Живинка в деле» (1943), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» (1944).

С 1940 г. Павел Петрович Бажов стал возглавлять Свердловскую писательскую организацию. В 1943 г. он стал лауреатом Государственной премии и был награждён орденом Ленина. После войны Павел Петрович Бажов неоднократно избирался депутатом Верховного совета СССР.

Наследие

Павел Петрович Бажов стал писателем поздним. Главная книга его жизни была издана, когда автору исполнилось 60 лет. Его книга переведена более чем на 100 языков мира.

Просмотр полного списка сказок

Биография Бажова Павла Петровича

Бажов Павел Петрович (27 января 1879 — 3 декабря 1950)– знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

Биография

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера Сысертского завода Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия).

Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков.

Петр Васильевич Бажев был мастером пудлингово-сварочного цеха Сысертского металлургического завода близ Екатеринбурга. Мать писателя, Августа Стефановн, была искусной кружевницей. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа.

Будущий писатель жил и формировался в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории.

Детство и отрочество Павла Петровича Бажова прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ.

Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве.

Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться.

Бажов учился в мужской земской трехлетней школе, в которой был талантливый учитель словесности, сумевший увлечь ребят литературой.

Так, 9-летний мальчик однажды наизусть прочел весь школьный сборник стихотворений Н.А. Некрасова, выученный им по собственному почину.

Остановились на Екатеринбургском духовном училище: в нем самая низкая плата за обучение, не надо покупать форму, да еще есть ученические квартиры, снимавшиеся училищем, – эти обстоятельства оказались решающими.

Прекрасно сдав вступительные экзамены, Бажов был зачислен в Екатеринбургское духовное училище. Содействие друга семьи понадобилось потому, что духовное училище все-таки было не только, так сказать, профессиональным, но и сословным: готовило главным образом служителей церкви, и учились в нем преимущественно дети духовенства.

По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет. Это было время его знакомства с классической и современной литературой.

В 1899 году Бажов окончил Пермскую семинарию – третьим по сумме баллов. Настало время выбора пути в жизни. Предложение поступить в Киевскую духовную академию и учиться там на полном содержании было отвергнуто. Он мечтал об университете. Однако путь туда был закрыт. Прежде всего потому, что духовное ведомство не хотело терять свои «кадры»: выбор высших учебных заведений для окончивших семинарии был жестко ограничен Дерптским, Варшавским, Томским университетами.

Бажов решил учительствовать в начальной школе в районе, населенном старообрядцами. Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревне Шайдуриха, возле Невьянска, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. Он преподавал русский язык, много ездил по Уралу, интересовался фольклором, краеведением, этнографией, занимался журналистикой.

В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.

Как раз в это время открылась вакансия в Екатеринбургском духовном училище. И Бажов вернулся туда – теперь уже в качестве преподавателя русского языка. Позднее Бажов пытался поступить в Томский университет, но не был принят.

В 1907 году П. Бажов перешел в епархиальное (женское) училище, где до 1914 года вел занятия по русскому языку, а временами – по церковнославянскому и алгебре.

Здесь он знакомиться со своей будущей женой, а на тот момент просто его ученицей, Валентиной Иваницкой, с которой они поженились в 1911 году. Брак был основан на любви и единстве устремлений. Молодая семья жила более содержательной жизнью, чем большинство сослуживцев Бажова, проводивших свободное время за картами. Супруги много читали, бывали в театрах. В их семье родилось семеро детей.

Когда началась первая мировая война, у Бажовых уже росли две дочери. В связи с материальными затруднениями супруги переселились в Камышлов, поближе к родственникам Валентины Александровны. Павел Петрович перевелся в Камышловское духовное училище.

Участвовал в гражданской войне 1918-21 гг. на Урале, в Сибири, на Алтае.

В 1923-29 жил в Свердловске и работал в редакции «Крестьянской газеты». В это время им было написано свыше сорока сказов на темы уральского заводского фольклора.

С 1930 г. — в Свердловском книжном издательстве.

В 1937 году Бажова исключили из партии (через год - восстановили). Но тогда, лишившись привычной работы в издательстве, он посвятил всё своё время сказам, и они замерцали в «Малахитовой шкатулке» подлинными уральскими самоцветами.

В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова — сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами.

Писательский путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были» вышла в свет в 1924. Лишь в 1939 были опубликованы наиболее значительные его произведения – сборник сказов «Малахитовая шкатулка», получившая в 1943 году Государственную премию СССР, и автобиографическая повесть о детстве «Зеленая кобылка». В дальнейшем Бажов пополняет «Малахитовую шкатулку» новыми сказами: «Ключ-камень» (1942), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» и другими. Его поздние произведения можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков (наличие вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой), но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» – устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.

Произведения Бажова, восходящие к уральским «тайным сказам» - устным преданиям горнорабочих и старателей, сочетают реально-бытовой и фантастические элементы. Сказы, впитавшие сюжетные мотивы, колоритный язык народных преданий и народной мудрости, воплотили философские и этические идеи современности.

Над сборником сказов «Малахитовая шкатулка» он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Впервые отдельным изданием он вышел в 1939 году. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми сказами.

Сказы «Малахитовой шкатулки» — своеобразная историческая проза, в которой через личность уральских рабочих воссоздаются события и факты истории Среднего Урала XVIII-XIX вв. Сказы живут как эстетическое явление благодаря завершенной системе реалистических, фантастических и полуфантастических образов и богатейшей нравственно-гуманистической проблематике (темы труда, творческих поисков, любви, верности, свободы от власти золота и др.).

Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».

Непосредственно художественно-литературная деятельность началась поздно, в возрасте 57 лет. По его признанию – «просто не было времени для литературной работы такого рода.

Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.

Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, и был похоронен у себя на родине в Екатеринбурге.

Сказы

Еще мальчишкой он впервые услышал интересную историю о тайнах Медной горы.

Хорошими рассказчиками были сысертские старики – лучшими из них был Василий Хмелин, он в то время работал сторожем дровяных складов при Полевском заводе, и у его сторожки собирались ребятишки послушать интересные истории о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы, о бабке Синюшке. Надолго запомнил Паша Бажов рассказы этого старика.

Бажов выбрал интересную форму повествования «сказ» –это прежде всего устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу; в сказе всегда слышится голос рассказчика – дедушки Слышко – причастного к событиям; он говорит колоритным народным языком, полным местных словечек и выражений, присказок и поговорок.

Называя свои произведения сказами, Бажов учитывал не только литературную традицию жанра, подразумевающую наличие рассказчика, но и существование старинных устных преданий уральских горнорабочих, которые в фольклоре назывались «тайными сказами». От этих фольклорных произведений Бажов перенял одну из главных примет своих сказов: смешение сказочных образов.

Главная тема бажовских сказов - простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира.

Один из самых ярких образов такого рода - Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа «Малахитовая шкатулка». Хозяйка Медной горы помогает герою сказа Каменный цветок Даниле раскрыть свой талант - и разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток самостоятельно сделать Каменный цветок.

Произведения зрелого Бажова можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков и наличия вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой, но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» - устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.

Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и народную мудрость. Однако Бажов - не фольклорист-обработчик, а самостоятельный художник, использовавший знание уральского горняцкого быта и устного творчества для воплощения философских и этических идей.

Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы - об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою. Бажов сумел придать фантастическим персонажам (Хозяйка Медной Горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой сложной психологией.

Сказы Бажова - пример мастерского использования народного языка. Бережно и в то же время творчески относясь к выразительным возможностям народного языка, Бажов избегал злоупотребления местными речениями, псевдонародного «обыгрывания фонетической неграмотности» (выражение Бажова).

Сказы П.П.Бажова очень красочны и живописны. Цвет у него выдержан в духе народной живописи, народной уральской вышивки — цельный, густой, спелый. Цветовое богатство сказов не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала. Писатель в своих произведениях щедро использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, ее насыщенность и сочность, столь характерные для уральской природы.

Сказы Павла Петровича – пример мастерского использования народного языка. Бережно и в то же время творчески относясь к выразительным возможностям народного слова, Бажов избегал злоупотребления местными речениями и псевдонародного «обыгрывания фонетической неграмотности» (выражение самого писателя).

Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и их народную мудрость. Однако автор не является просто фольклористом-обработчиком, он самостоятельный художник, использующий великолепное знание уральского горняцкого быта и устного творчества для воплощения философских и этических идей. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, о талантливости русского рабочего, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта и характерные для него социальные противоречия, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о душевной красоте и достоинстве трудового человека, об эстетических и психологических законах творчества. Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистиым душою. Бажов сумел придать своим фантастическим персонажам (Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка и др.) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой и сложной психологией.

Сказы, записанные и обработанные Бажовым - изначально фольклорные. Многие из них (т. н. «тайные сказы» - старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко - рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.

Позже термин «сказ» вошёл в советскую фольклористику с лёгкой руки Бажова для определения рабочей прозы (прозы рабочих). Через некоторое время всё же было установлено, что он не обозначает никакого нового фольклорного явления - «сказы» оказались преданиями, легендами, сказками, воспоминаниями, то есть жанрами, которые существуют уже многие сотни лет.

Урал

Урал – «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь, на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.

Творчество П.П.Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала — этой колыбели русской металлургии. Дед и прадед писателя были рабочими и всю жизнь провели у медеплавильных печей на уральских заводах.

В силу историко-экономических особенностей Урала быт заводских поселков был весьма своеобразным. Здесь, как и всюду, рабочие едва сводили концы с концами, были бесправны. Но, в отличие от других промышленных районов страны, Урал характеризовался значительно более низкими заработками мастеровых. Здесь существовала дополнительная зависимость рабочих от предприятия. Бесплатное пользование землей заводчики представляли как компенсацию пониженной зарплаты.

Старые рабочие, «бывальцы», являлись хранителями народных горняцких легенд и поверий. Они были не только своего рода «народными поэтами», но и своеобразными «историками».

Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П.П.Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала.

Архетипичность образов

Хозяйка Медной горы - хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой - в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.

Великий Полоз - ответственен за золото. Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горщиков и рудознатцев. Ср. мифологический змей.

Бабка Синюшка - персонаж, родственный Бабе-Яге.

Огневушка-Поскакушка — танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом).

Бажов Павел Петрович родился в 1879 году, 27 января. Умер этот русский писатель, знаменитый сказочник, прозаик, обработчик легенд, преданий, уральских сказов в 1950 году, 3 декабря.

Происхождение

Родился Бажов Павел Петрович, биография которого представлена в нашей статье, на Урале, возле Екатеринбурга, в семье Августы Стефановны и Петра Васильевича Бажевых (эта фамилия писалась тогда именно так). Отец его был потомственным мастером на Сысертском заводе.

Фамилия писателя происходит от слова "бажить", что означает "предвещать", "ворожить". Даже уличное мальчишечье прозвище у Бажова было Колдунков. Позднее, когда он начал печататься, подписывался также этим псевдонимом.

Становление таланта будущего писателя

Бажев Петр Васильевич работал мастером на Сысертском заводе, в пудлингово-сварочном цехе. Мать будущего писателя была хорошей кружевницей. Это являлось для семьи подспорьем, особенно когда муж временно оставался без работы.

Жил будущий писатель в среде горнорабочих Урала. Детские впечатления оказались для него самыми яркими и важными.

Бажов любил слушать рассказы бывалых людей. Сысертские старики - Короб Иван Петрович и Клюква Алексей Ефимович были хорошими рассказчиками. Но превосходил всех, кого знал будущий писатель, Хмелинин Василий Алексеевич, полевской горняк.

Детсткие и юношеские годы

Этот период своей жизни будущий писатель провел на Полевском заводе и в городке Сысерти. Его семья часто переезжала, так как отец Павла работал то на одном заводе, то на другом. Это позволило юному Бажову узнать хорошо жизнь горного округа, что он впоследствии и отразил в своем творчестве.

Будущий писатель получил возможность учиться благодаря своим способностям и случаю. Сначала он посещал трехлетнюю мужскую земскую школу, где работал талантливый педагог словесности, который умел увлечь литературой ребят. Любил его слушать и Бажов Павел Петрович. Биография писателя сложилась во многом под влиянием этого талантливого человека.

Все уверяли семью Бажевых, что необходимо продолжить образование их даровитого сына, но бедность не позволяла мечтать о реальном училище или гимназии. В итоге выбор пал на Екатеринбургское духовное училище, так как в нем плата за обучение была самой низкой, и не требовалось покупать форму. Это заведение предназначалось в основном для детей дворян, и лишь содействие друга семьи позволило устроить в него Павла Петровича.

В 14 лет, окончив училище, Бажов Павел Петрович поступает уже в Пермскую духовную семинарию, где постигает различные области знания в течение 6 лет. Здесь он познакомился с современной и классической литературой.

Работа учителем

В 1899 году обучение было закончено. После этого Бажов Павел Петрович работал учителем в начальной школе в населенном старообрядцами районе. Он начал трудовой путь в одной глухой деревне возле Невьянска, после чего в Камышлове и Екатеринбурге продолжил свою деятельность. Преподавал будущий писатель русский язык. Он много путешествовал по Уралу, интересовался краеведением, фольклором, этнографией, журналистикой.

Павел Бажов в течение 15 лет во время школьных каникул каждый год пешком путешествовал по родному краю, беседовал с рабочими, присматривался к окружающей жизни, записывал рассказы, разговоры, собирал фольклор, узнавал о труде камнерезов, гранильщиков, литейщиков, сталеваров, оружейников и других мастеров Урала. В дальнейшем это помогло ему в карьере журналиста, а затем и в писательском труде, который начал позднее Павел Бажов (фото его представлено ниже).

Когда через некоторое время в Екатеринбургском духовном училище открылась вакансия, Бажов возвратился в родные стены этого заведения уже в качестве педагога.

Семья Павла Петровича Бажова

В 1907 году будущий писатель стал работать в епархиальном училище, где вел уроки русского языка до 1914 года. Здесь он встретил свою будущую жену, Валентину Иваницкую. Она была в то время ученицей этого учебного заведения. В 1911 году поженились Валентина Иваницкая и Павел Бажов. Они часто бывали в театре, много читали. В семье писателя появилось на свет семеро детей.

Во время начала Первой мировой войны росли уже две дочери - дети Бажова Павла Петровича. Семья в связи с материальными трудностями вынуждена была переехать в Камышлов, где жили родственники Валентины. Павел Бажов стал работать в Камышловском духовном училище.

Создание сказов

В 1918-1921 годах Бажов принимал участие в Гражданской войне в Сибири, на Урале, на Алтае. В 1923-1929 годах он проживал в Свердловске, где работал в "Крестьянской газете". В это время писателем было создано более сорока сказов, посвященных заводскому уральскому фольклору. С 1930 года начинается работа в книжном издательстве Свердловска. Писателя в 1937 году исключили из партии (восстановив через год). Лишившись из-за этого инцидента работы в издательстве, он решил посвятить свободное время сказам, которые подобно уральским самоцветам «замерцали» в его "Малахитовой шкатулке". В 1939 году увидело свет это наиболее знаменитое произведение автора, представляющее собой сборник сказок. За "Малахитовую шкатулку" писатель был удостоен Государственной премии СССР. Бажов в дальнейшем пополнял новыми сказами эту книгу.

Писательский путь Бажова

Сравнительно поздно начался писательский путь этого автора. Первая его книга "Уральские были" появилась в 1924 году. Наиболее значительные рассказы Павла Бажова вышли в свет лишь в 1939. Это вышеупомянутый сборник сказов, а также "Зеленая кобылка" - автобиографическая повесть о детских годах.

В "Малахитовую шкатулку" позднее были включены новые произведения: "Сказы о немцах" (год написания - 1943), "Ключ-камень", созданный в 1942 году, "Сказы об оружейниках", а также другие творения Бажова. Поздние произведения автора термином "сказы" можно назвать не только из-за формальных признаков жанра (наличие в повествовании вымышленного рассказчика, обладающего индивидуальной характеристикой речи), но и потому, что восходят они к тайным сказам Урала - устным преданиям старателей и горнорабочих, которые отличаются сочетанием сказочных и реально-бытовых элементов.

Особенности сказов Бажова

Создание сказов писатель считал главным делом всей жизни. Кроме того, он занимался редактированием альманахов и книг, в том числе посвященных уральскому краеведению.

Изначально фольклорными являются обработанные Бажовым сказы. "Тайные сказы" он слышал еще мальчиком от Хмелинина. Этот человек стал прототипом деда Слышко - рассказчика из произведения "Малахитовая шкатулка". Бажову позднее пришлось заявить официально, что это всего лишь прием, и он не просто фиксировал чужие рассказы, а создавал на их основе свои собственные.

Термин "сказ" позднее вошел в фольклористику советского времени для определения прозы рабочих. Однако через некоторое время было установлено, что это понятие не обозначает нового явления в фольклоре: сказы на самом деле оказались воспоминаниями, легендами, преданиями, сказками, то есть существовавшими уже долгое время жанрами.

Называя свои произведения этим термином, Бажов Павел Петрович, сказки которого были связаны с фольклорной традицией, учитывал не только лишь традицию этого жанра, подразумевающую обязательное наличие рассказчика, но также и существование устных старинных преданий горнорабочих Урала. От данных фольклорных произведений он перенял основную черту своих творений - смешение в повествовании сказочных образов.

Фантастические герои сказов

Главная тема сказов Бажова - простой человек, его мастерство, талант и труд. Связь с тайными основами нашей жизни, с природой осуществляется с помощью могущественных представителей горного волшебного мира. Пожалуй, самым ярким среди персонажей подобного рода является Хозяйка Медной горы, которую повстречал Степан - герой "Малахитовой шкатулки". Она помогает Даниле - персонажу сказа под названием "Каменный цветок" - раскрыть талант. А после того как он отказывается сделать самостоятельно Каменный цветок, разочаровывается в нем.

Кроме этого персонажа, интересен Великий Полоз, который ответственен за золото. Его образ создавался писателем на основе древних суеверий хантов и манси, а также уральских легенд, примет рудознатцев и горщиков.

Бабка Синюшка, еще одна героиня сказов Бажова, - это персонаж, являющийся родственным знаменитой Бабе Яге.

Связь между золотом и огнем представляет Огневушка-Поскакушка, которая танцует над месторождением золота.

Итак, мы познакомились с таким самобытным писателем, как Павел Бажов. В статье были представлены лишь основные вехи его биографии и наиболее известные произведения. Если вы заинтересовались личностью и творчеством этого автора, можно продолжить знакомство с ним, прочитав воспоминания дочери Павла Петровича - Ариадны Павловны.

Биография

БАЖОВ, ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1879−1950), русский писатель. Родился 15 (27) января 1879 на Сысертском заводе близ Екатеринбурга в семье потомственных горнозаводских мастеров. Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве - в частности, в очерках Уральские были (1924). Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище (1889−1893), затем в Пермской духовной семинарии (1893−1899), где обучение было гораздо дешевле, чем в светских учебных заведениях.

До 1917 работал школьным учителем в Екатеринбурге и Камышлове. Каждый год во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор. О том, как сложилась его жизнь после Февральской и Октябрьской революций, Бажов писал в автобиографии: «С начала Февральской революции ушел в работу общественных организаций. С начала открытых военных действий вступил добровольцем в Красную Армию и принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте. В сентябре 1918 года был принят в ряды ВКП (б)». Работал журналистом в дивизионной газете «Окопная правда», в камышловской газете «Красный путь», а с 1923 - в свердловской «Крестьянской газете». Работа с письмами читателей-крестьян окончательно определила увлечение Бажова фольклором. По его позднейшему признанию, многие из выражений, найденных им в письмах читателей «Крестьянской газеты», были использованы в его знаменитых уральских сказах. В Свердловске вышла его первая книга Уральские были, где Бажов детально изобразил как заводовладельцев и «барских подлокотников"-приказчиков, так и простых мастеровых. Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу Малахитовая шкатулка (Государственная премия СССР, 1943), которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана». Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению, возглавлял Свердловскую писательскую организацию, был главным редактором и директором Уральского книжного издательства. В русской литературе традиция сказовой литературной формы восходит к Гоголю и Лескову. Однако, называя свои произведения сказами, Бажов учитывал не только литературную традицию жанра, подразумевающую наличие рассказчика, но и существование старинных устных преданий уральских горнорабочих, которые в фольклоре назывались «тайными сказами». От этих фольклорных произведений Бажов перенял одну из главных примет своих сказов: смешение сказочных образов (Полоз и его дочери Змеевки, Огневушка-Поскакушка, Хозяйка Медной горы и др.) и героев, написанных в реалистическом ключе (Данила-мастер, Степан, Танюшка и др.). Главная тема бажовских сказов - простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира. Один из самых ярких образов такого рода - Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа Малахитовая шкатулка. Хозяйка Медной горы помогает герою сказа Каменный цветок Даниле раскрыть свой талант - и разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток самостоятельно сделать Каменный цветок. Сбывается пророчество, высказанное о Хозяйке в сказе Приказчиковы подошвы: «Худому с ней встретиться - горе, и доброму - радости мало». Бажову принадлежит выражение «живинка в деле», ставшее названием одноименного сказа, написанного в 1943. Один из его героев, дед Нефед, объясняет, почему овладел мастерством углежога его ученик Тимофей: «А потому, - говорит, - что ты книзу глядел, - на то, значит, что сделано; а как сверху поглядел - как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет». Бажов отдал дань правилам «социалистического реализма», в условиях которого развивалось его дарование. Героем нескольких его произведений стал Ленин. Образ вождя революции приобрел фольклорные черты в написанных во время Отечественной войны сказах Солнечный камень, Богатырева рукавица и Орлиное перо. Незадолго до смерти, выступая перед писателями-земляками, Бажов говорил: «Нам, уральцам, живущим в таком краю, который представляет собой какой-то русский концентрат, представляет собой сокровищницу накопленного опыта, больших традиций, нам надо с этим считаться, это усилит наши позиции в показе современного человека». Умер Бажов в Москве 3 декабря 1950.

Бажов Павел Петрович, годы жизни 1879−1950. Русский писатель родился 15 (27) января 1879 вблизи Екатеринбурга на Сысертском заводе в семье горнозаводских работников. С 1889 по 1893 год Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище, потом с 1893 по 1899 год в Пермской духовной семинарии, где конечно же обучение было значительно дешевле, чем в светских учебных заведениях.

Бажов успел до 1917 года поработать педагогом в Екатеринбурге и Камышлове. Ежегодно во время летних каникул Павел Петрович любил собирать фольклор, путешествуя по Уралу. После Февральской и Октябрьской революции описывал в своей биографии, как сложилась его судьба: « В самом начале Февральской революции работал в общественных организациях. Когда начались военные действия, вступил в ряды Красной Армии и воевал на Уральском фронте. В сентябре 1918 года был принят в ВКП (б)". Также успел поработать журналистом в газете «Окопная правда», а с 1923 года - в свердловской «Крестьянской газете».

Работая с письмами читателей, понял, что для него важно заниматься фольклором. Позднее Бажов признался, что многое из использованного в своих уральских сказах, почерпнул из писем читателей «Крестьянской газеты». Первая книга «Уральские были» вышла в Свердловске, в которой он достаточно четко изобразил заводовладельцев и обычных тружеников.

Найти свой литературный стиль ему удалось только в середине 1930 года, когда мир увидел его первые сказы. В 1943 году Бажов получает Государственную премию (за то, что в 1939 году объединил свои сказы в одну книгу Малахитовая шкатулка). Помимо этого, он редактировал книги, был главой Свердловской писательской организации, директором Уральского книжного издательства.

В своих нескольких произведениях он давал образ В.И.Ленина. Образ вождя проглядывался в таких сказах как, «Орлиное перо», «Солнечный камень», написанных во время Отечественной войны. Незадолго до кончины, выступая перед писателями, он сказал: «Нам, уральцам, проживающим в таком краю, представляет собой клад накопленного опыта, огромных традиций, нам нужно с этим считаться, это увеличит наши позиции в показе современного человека». 3 декабря 1950 года в Москве писателя не стало.

Известный журналист, публицист и, конечно, писатель, прославившийся на весь мир своими Уральскими сказами. Из-под его пера вышли Данила-мастер, хозяйка Медной горы, рассказчик дед Слышко. Сочный, самобытный язык, пропитанный легендами и поверьями, человек труда в центре каждого произведения, интригующий и непредсказуемый сюжет. Эти характерные особенности выделяют его книги среди прочих.

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года по новому стилю и 15-го по- старому. Все детство прошло в небольшом городке Сысерть, близ Екатеринбурга. Отец Пётр Васильевич – потомственный горняк, работал на местном заводе, мать Августа Стефановна плела кружево на продажу. Семья была не богатая, даже бедная. Павел рос единственным ребенком.

Изначально у Бажова, была фамилия Бажев, от слова «бажить», то есть колдовать. Но один сибирский писарь, выдавая Павлу Бажеву документ, ошибся в правописании и написал Бажов. Павел Петрович менять ничего не стал, фамилия Бажов осталась с ним на всю жизнь и сделала его знаменитым. Также писатель подписывался множеством псевдонимов: Колдунков, Бахеев, Деревенский, Старозаводский, Осинцев.

Детство и юность

Бажов рос среди горнорабочих. Некоторые из них были не только мастерами своего дела, но и хорошими рассказчиками. От них местные ребята узнавали о легендах, в которых существовали сказочными существа, люди, колоритная уральская природа также была одним из персонажей. Особенно маленькому Павлу запомнились рассказы старого горняка Василия Алексеевича Хмелина, на тот момент работавшего сторожем заводских складов. У его сторожки постоянно собиралась местная детвора.

Павел рос смышленым мальчиком. Его начальные классы пришлись на мужскую земскую трехлетку. Позднее учителя вспоминали, как Бажов по собственному желанию выучил весь сборник стихотворений Некрасова и рассказывал произведения классу.

Дальше по плану значилась гимназия или реальное училище. Но цена за обучение была настолько велика, что оказалась непосильной для семьи. Поэтому мальчика отдают в Екатеринбургскую духовную школу, там цена за образование была низкой, а жильё ученикам предоставлялось бесплатно. В 14 лет Бажов зачислен в Пермскую духовную семинарию, её студент заканчивает с хорошими баллами. Молодой человек мечтает об университете, но это слишком дорого для семьи. Ему предлагают место в Киевской духовной академии, но Павел отказывается. Он не видит себя в роли священнослужителя.

В поисках себя

В 20 лет Бажов начинает трудовую деятельность. Он учитель в начальной школе в глухой деревне Шайдуриха, где жили в основном старообрядцы. Затем он преподает русский и литературу в школах Екатеринбурга и Камышлова. После чего становится учителем в Екатеринбургском духовном училище, где некогда сам учился. В его трудовой карьере также значится Епархиальное женское училище, там он обучает не только словесности, но еще алгебре и старославянскому языку. В стенах этого заведения происходит судьбоносная встреча, Бажов знакомится с будущей женой Валентиной Иваницкой, впоследствии у пары родится семеро детей, трое умрут в младенчестве.

Валентина Александровна так вспоминала первую встречу: «Мы услышали легкое покашливание. В классе появился не очень высокий молодой человек, с густой, роскошной бородой и слегка волнистыми, русого цвета волосами. Но особо нового учителя выделяли умные и лучистые глаза».

Во время преподавательской деятельности Бажов мечтает о поступлении в Томский университет. Но ему отказывают из-за политической неблагонадежности. В 20 с небольшим лет Павел Петрович увлекается революционными идеями и мечтает о кардинальных преобразованиях в стране. Несостоявшегося студента также интересует журналистика, история края, местные легенды и сказания. Каждое лето во время каникул Бажов отправлялся в пеший тур по отдаленным селам и деревням. Он собирает фольклор, знакомится с ремеслом камнерезов, литейщиков, в блокнот заносит редкие слова, выражения, пишет заметки о природе. Позднее все эти наброски лягут в основу знаменитых сказов.

Время перемен

После революции 17 года Бажов работает в Комитете общественной безопасности Камышлова, затем становится депутатом городского Совета. А также последовательно занимает должности комиссара просвещения и главного редактора газеты «Известия камышловского Совета», в 1918 году Павел Петрович получает партийный билет.

В годы гражданской войны будущий писатель уезжает в соседний Алапаевск налаживать работу газеты «Окопная правда». Семья остаётся в Камышлове, когда его занимает армия Колчака. В это неспокойное время Бажов одно за другим пишет письма следующего содержания: «Валянушка! Родная моя, хорошая, дорогая! Ребята! Где вы? Что с вами? Как тяжело не знать этого!».

После Алапаевска был Нижний Тагил, Омск, Тюмень, а затем Усть-Каменогорск (город в Казахстане). Бажов не только выступает революционные газеты, но и сражается в рядах Красной армии. После окончания гражданской войны Павел Петрович заболевает тифом. После выздоровления семья возвращается в родные края.

Путь писателя

О писателе Бажове заговорили в 1924 году, когда вышла книга «Уральские были», где рассказывается о тяжелом труде горняков. В 1937-м появляется «Формирование на ходу» где повествуется об истории Камышловского полка. За это произведение писателя исключили из партии, правда, потом восстановили.

Знаменитая «Малахитовая шкатулка» увидела свет лишь в 1939 году. За нее в 1943-м году Павла Петровича удостоили Сталинской премии. Книга выходила в нескольких редакциях. Бажов дополнял ее новыми сказами. Истории о хозяйке Медной горы, Даниле-мастере, Великом Полозе, Серебряном копытце, бабке Синюшке, рассказанные дедом Слышко приобрели мировую популярность и были переведены на десятки языков. Кстати, писателю пришлось доказывать, что именно он автор сказов, что он их не просто записал, а сочинил.

У Бажова есть две автобиографические повести. «Зеленя кобылка» появилась в 1939-м под псевдонимом Егорша Колдунков, более поздняя «Дальнее-близкое» датируется 1949-м годом.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх