Школьная энциклопедия. Венецианов алексей гаврилович – галерея произведений (106 изображений)

Для увеличения - нажмите на изображение


Автопортрет. 1830

Х удожник А. Мокрицкий писал о Венецианове: «Никто лучше его не изображал деревенских мужиков во всей их патриархальной простоте. Он передал их типически, не утрируя и не идеализируя, а потому что вполне чувствовал и понимал богатство русской натуры… Имея чрезвычайно зоркий и зрячий глаз, он умел передать в них даже ту матовость, запыленность и неблестящесть, которые сообщают мужику его постоянное пребывание или в поле, или в дороге, или в курной избе».

В енецианов Алексей Гаврилович - классик русского изобразительного искусства, утвердивший бытовой жанр в качестве равноправной области отечественной живописи.

Родился Алексей Гаврилович 7 февраля 1780 года в Москве. По семейному преданию корни рода Венециановых происходили из Греции. Отец Венецианова достаточно широко занимался огородничеством и вместе с тем продавал картины. Очевидно, данное обстоятельство подтолкнуло будущего художника к выбору дальнейшего жизненного пути.

Сведения о первоначальном образовании Венецианова крайне скудны. Известно, что, обучаясь в частном пансионе в Москве, юный Алексей проявлял большие способности к рисованию. Его первым художественным наставником являлся некий Прохорыч (Пахомыч), под руководством которого Венецианов писал картины преимущественно в технике пастели, проявляя особый интерес к жанру портрета.

Однако занятия живописью для молодого человека являлись скорее увлечением. По настоянию отца Алексей Гаврилович определился чертежником в землемерное управление.

В 1807 году Венецианов перебирается в Петербург. Здесь он поступает на службу в почтовую канцелярию. Знакомство с Эрмитажем, столичными художниками заставляет молодого человека принять решение всецело посвятить себя изобразительному искусству. Он был представлен знаменитому живописцу Боровиковскому, который сыграл заметную роль в дальнейшем становлении художника.

В это же время Венецианов принимает активное участие в издании нового сатирического "Журнала карикатур". На страницах издания поднимались острые проблемы социального и нравственного характера современного общества. Однако проблемы с цензурой привели к закрытию журнала в январе 1809 года.

Разочарованный молодой человек оставляет почтовую канцелярию и переходит на должность землемера в Лесной департамент Ведомства государственных имуществ. Венецианов решает получить официальное звание художника. Он представляет на конкурс Императорской Академии свой Автопортрет (1811 г.). Картина по достоинству была оценена Советом учебного заведения и Алексей Гаврилович получает звание "назначенного", а также задание написать портрет преподавателя Академии. Живописец успешно справился с поставленной задачей. За "Портрет К. И. Головаческого, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками" он был удостоен звания академика живописи.

Во время войны 1812 года в творчество Венецианова вновь входит сатира. Он выпускает офорты, высмеиваюшие увлечение высшего русского общества всем французским.

В 1815 году Венецианов женится на Марфе Афанасьевне Азарьевой. Вскоре (1819) Алексей Гаврилович оставляет службу. Он уезжает вместе с семьей в имение Сафонково Тверской губернии.

Сельская жизнь вдохнула новую струю в творчество Венецианова. Художник обращается в своих произведениях к окружающей действительности. Его картины отражают быт простых крестьян. Необходимо отметить, что согласно академическим установкам в это время не приветствовалось изображение простолюдин. Однако живописец отступил от общепринятых норм.

1 сентября 1824 года открылась Академическая выставка. Среди прочих работ Венецианова экспонировались картины "Гумно", "Утро помещицы". Произведения художника вызвали живой интерес публики, получили положительный отзыв критиков. Успех утвердил мастера в верности выбранного направления, у него появились влиятельные знакомые.

Пора 20-х годов оказалась периодом расцвета творческой деятельности Алексея Гавриловича Венецианова. В это время им были созданы замечательные картины "На пашне. Весна", "На жатве. Лето".

Довольно часто Венецианов обращался к детской теме. Такие картины как "Вот-те и батькин обед!", "Захарка", "Спящий пастушок" составляют заметную часть его творческого наследия. Трогательные, поэтичные детские образы проникновенно написаны мастером.

Венецианов Алексей Гаврилович вошел в историю русской живописи не только как основатель крестьянского жанра. Широко известна его педагогическая деятельность. Художник создал свою систему преподавания живописной науки. На свои средства Венецианов содержал художественную школу, где обучались дети крепостных крестьян и прочих выходцев из несостоятельных семейств. Его заведение позволило вырасти таким заметным художникам как Григорий Сорока, Алексей Тыранов, Никифор Крылов, Сергей Зарянко и др..

Погиб Венецианов трагически. 4 декабря 1847 года художник направлялся на встречу с заказчиком. Неожиданно лошади понесли повозку, испугавшийся кучер выпрыгнул из саней. Алексей Гаврилович попытался остановить лошадей, но его выбросило из повозки и захлестнувшие руку поводья стали причиной смерти Венецианова.

Галерея (25 изображений)


Школа Венецианова:А.Тыранов,Г.Сорока,л.Плахов и др

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780-1847)

Алексей Гаврилович Венецианов - замечательный художник первой половины XIX века, сказавший новое слово в искусстве своего времени, тонкий живописец, талантливый педагог. Он прочно утвердил в живописи тему крестьянского труда, воспел личность русского крестьянина, показал его человеческое достоинство и нравственную красоту.

Творческий путь Алексея Гавриловича был непохож на путь его собратьев по искусству, проходивших длительный срок обучения в стенах Академии художеств. Родился Венецианов в Москве, в 1780 году, в семье купца, разводившего для продажи плодовые кустарники и деревья.

В начале XIX века Венецианов переехал в Петербург, где уже принимал заказы на исполнение портретов. В Петербурге он брал уроки у крупнейшего портретиста того времени В.Л. Боровиковского; влияние творчества последнего весьма ощутимо в образном строе ряда картин Венецианова. Много времени начинающий художник отдавал копированию картин знаменитых мастеров в Эрмитаже. В 1807 году Венецианов поступил на службу в Департамент почт и вскоре предпринял издание сатирического журнала «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», состоящего из листов с гравюрами. Но это издание в самом начале навлекло на себя гнев Александра I. Третий по счету лист «Вельможа» был настолько остросатирическим, что правительство в день его выхода запретило дальнейшее издание журнала, а вышедшие листы были изъяты. К жанру карикатуры Венецианов обратился еще раз в эпоху войны 1812 года.

В 1811 году Венецианов получил признание Академии как портретист.

Среди галереи портретов конца 1810-х - начала 1820-х годов привлекает своей тонкостью небольшой портрет В.С. Путятиной . Задумчивая хрупкая девушка с книгой в руке, в свободном легком платье, сидящая на фоне пейзажа, кажется такой естественной, погруженной в свой мир, как будто зритель застал ее случайно. По настроению этот портрет напоминает портреты В.Л. Боровиковского, но в нем больше душевной интимности, простоты.

О значительности будничного дела повествует картина «Чистка свеклы». Неторопливо и серьезно крестьяне занимаются своей работой. По существу перед нами групповой портрет. Художник ничего не приукрашивает, но мягкая живописность, нежные и тонко сгармонированные тона придают этой пастели своеобразную красоту.

В первых работах нового периода Венецианов стремится овладеть перспективой интерьера, реальными соотношениями света и тени в нем . В картине «Гумно» с особой отчетливостью проявились его поиски в этом направлении. С наивной непосредственностью художник стремится запечатлеть все, что видит перед собой: большое крытое помещение для молотьбы, крестьян, находящихся на первом плане и в глубине, рабочих лошадей, различные орудия крестьянского труда. Художник не сумел связать фигуры одним действием, он ставил перед собой другую задачу: добиться предельной верности натуре. По заказу художника внутреннюю стену сарая выпилили. Это было сделано ради точности его наблюдений. С иллюзорной четкостью переданы в картине линейные сокращения бревен и досок, пространственные планы, отмеченные как масштабным соотношением фигур и предметов, так и чередованием света и тени.

В картине «Утро помещицы » Венецианов показывает поэзию обыденного человеческого быта, его скромной обстановки. Изображена часть комнаты небогатого дома. Сидящая у стола молодая помещица принимает работу у пришедших крестьянок. Льющийся из окна дневной свет мягко окутывает фигуру женщин, отражается на поверхности стола, шкафа, на полу. Облик крестьянок полон спокойствия и достоинства: крепкие, статные фигуры, здоровые лица, сильные руки, красивые одежды - красные и темно-синие сарафаны, белые кисейные рубахи. Привлекают в картине удивительная живописность сочетаний насыщенных тонов, свобода самого мазка.

К первым жанровым картинам Венецианова, в которых большое внимание уделено пейзажу, можно отнести небольшое полотно «На пашне. Весна ». Красочные созвучия заставляют нас ощутить весенний воздух, почувствовать радость пробуждения природы. Пленителен тонкий по настроению пейзаж: простор свежевспаханного поля, нежная травка, прозрачная зелень листвы, легкие облачка, высокое небо.

Столь же поэтичен и одухотворен скромный пейзаж в известной картине «Спящий пастушок ». В органическом согласии находится человек с природой в картине «На жатве. Лето »; Густой алый цвет одежды красиво рисуется на золотистом фоне спелой ржи..

Художник создал целую галерею крестьянских образов: все изображенные были ему хорошо знакомы, он видел и наблюдал их каждый день. Все они разные по облику и характеру, но во всех них Венецианов прежде всего раскрывает моральную чистоту, заставляет почувствовать истинное человеческое достоинство.

Художник не раз обращался к теме жатвы, к образам жнецов. В картине «Жнецы » девушка и мальчик изображены среди ржи с серпами в руках.. Здесь, как и в других работах, Венецианов создает национальные типы, несущие в себе глубоко нравственное начало.

Убедительный бытовой образ найден в полотне «Девушка с теленком », отличающийся сочной живописью и любовной проработкой деталей.

Впервые произведения Венецианова появились на публичной выставке в Академии художеств в 1824 году. Сами названия картин говорили о характере творчества художника: «Крестьянский мальчик, проливший бурак с молоком » («Вот-те и батькин обед !»), «Крестьянка, занимающаяся чесанием волны», «Крестьянка с грибами в лесу», «Мальчик с собакой» и так далее. В академическом искусстве господствовала тогда историческая живопись с ее культом героя.

Огромна роль Венецианова в формировании нового направления жанровой школы национальной живописи. В селе Сафонково художник организовал школу , где учил рисованию и живописи учеников, взятых преимущественно из крепостных. Всего там перебывало около 70 человек. Многие из учеников у него жили, многим он помог освободиться от крепостной зависимости. Художника интересовало каждое дарование, малейшее проявление способности к рисованию и живописи. Впоследствии ученики с сердечной теплотой вспоминали о своем учителе. Все свои средства Венецианов вложил в школу и в конце жизни остался без состояния. Учеников он учил по своему методу работы с натуры. Заставлял вначале писать геометрические фигуры, затем предметы из окружающей жизни, а потом сцены из жизни крестьян. Одна из основных задач, которые ставил художник перед учениками, - овладение перспективой. Среди учеников Венецианова - А. Алексеев, А. Денисов, С. Зарянко, Е. Крендовский, Н. Крылов, Г. Михайлов, К. Зеленцов, Ф. Славянский, JI. Плахов, А. Тыранов, Г. Сорока (Васильев) и другие . Любимый ученик Венецианова - Григорий Сорока , человек с трагической судьбой, автор поэтичнейших пейзажей. Несмотря на все старания, Венецианов так и не смог добиться его освобождения от крепостной зависимости. Ученики продолжали дело учителя, развивали дальше бытовую тематику в русской живописи. В их работах проявляются новые персонажи, городской типаж - ремесленники, мастеровые. Творчество этих художников образовало направление в русском искусстве, получившее название школы Венецианова.

Академия не признавала бытовой живописи, считала ее низшим жанром. Венецианов боролся за утверждение национального характера в отечественном искусстве. Он рассматривал свою деятельность как общественный долг. Обладая широтой воззрений, Венецианов неразрывно связывал искусство с просветительством, верил в то, что оно призвано содействовать просвещению людей. «Искусство рисования и самая живопись суть не что иное, как орудия, содействующие... просвещению народа», - писал он. Чтобы расширить сферу своей педагогической деятельности, утвердить свой метод работы на натуре, Венецианов стремился попасть в число преподавателей Академии и с этой целью участвовал в конкурсе на историческую картину из эпохи Петра I, организованном в 1837 году. Он написал большое полотно «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга». Однако премии не получил. Академия художеств, чувствуя чуждое ей направление, старалась не допустить Венецианова в свои стены.

Трагическая случайность прервала в 1847 году деятельность Алексея Гавриловича Венецианова: он погиб при поездке на санях.

Алексей Гаврилович Венецианов

Замечательный художник первой половины XIX века, сказавший новое слово в искусстве своего времени, тонкий живописец, талантливый педагог. Он прочно утвердил в живописи тему крестьянского труда, воспел личность русского крестьянина, показал его человеческое достоинство и нравственную красоту.

Творческий путь Алексея Гавриловича был непохож на путь его собратьев по искусству, проходивших длительный срок обучения в стенах Академии художеств. Родился Венецианов в Москве, в 1780 году, в семье купца, разводившего для продажи плодовые кустарники и деревья. Неизвестно, кто были первые учителя будущего художника. «Я смело завоевывал свое любимое занятие», - писал Венецианов; он с увлечением занимался рисованием самостоятельно. Образование Венецианов получил в одном из московских пансионов, затем служил чертежником-землемером.

В начале XIX века Венецианов переехал в Петербург, где уже принимал заказы на исполнение портретов. В Петербурге он брал уроки у крупнейшего портретиста того времени В.Л. Боровиковского; влияние творчества последнего весьма ощутимо в образном строе ряда картин Венецианова. Много времени начинающий художник отдавал копированию картин знаменитых мастеров в Эрмитаже. В 1807 году Венецианов поступил на службу в Департамент почт и вскоре предпринял издание сатирического журнала «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», состоящего из листов с гравюрами. Но это издание в самом начале навлекло на себя гнев Александра I. Третий по счету лист «Вельможа» был настолько остросатирическим, что правительство в день его выхода запретило дальнейшее издание журнала, а вышедшие листы были изъяты. К жанру карикатуры Венецианов обратился еще раз в эпоху войны 1812 года.

В 1811 году Венецианов получил признание Академии как портретист. За представленный «Автопортрет» ему было присуждено звание назначенного. Образ художника-труженика с палитрой и кистью в руке, пристально вглядывающегося в натуру, передает поэзию сосредоточенного, вдумчивого труда. В том же году Венецианов получил звание академика за портрет инспектора Академии художеств К.И. Головачевского с тремя воспитанниками Академии.

В середине 1810-х годов Венецианов покупает имение в Тверской губернии с селами Сафонково и Трониха, выходит в отставку и в дальнейшем большую часть времени живет в деревне. Здесь начался новый период в творчестве художника. Перед ним открылся совсем другой мир - мир крестьянской жизни и русской природы. Интерес к жизни народа у Венецианова не случаен. Война 1812 года, с одной стороны, укрепила национальное самосознание, «была великою эпохою в жизни России», по выражению Белинского, показала, какими силами обладает русский народ. С другой стороны, со всей остротой после войны встал вопрос о судьбе русского крестьянина, отдававшего свою жизнь за отечество, но оставшегося в подневольном, рабском положении. Этот вопрос занимал центральное место и в преобразовательных планах декабристов.

Наблюдая труд и быт крестьян, наблюдая природу, художник приходит к выводу о необходимости работать на натуре, писать «простейшие предметы русские», писать простых людей, правдиво передавая их взаимосвязь друг с другом и окружающей средой.

А.Г. Венецианов. Чистка свеклы

О значительности будничного дела повествует картина «Чистка свеклы». Неторопливо и серьезно крестьяне занимаются своей работой. По существу перед нами групповой портрет. Художник ничего не приукрашивает, но мягкая живописность, нежные и тонко сгармонированные тона придают этой пастели своеобразную красоту.

В первых работах нового периода Венецианов стремится овладеть перспективой интерьера, реальными соотношениями света и тени в нем. В картине «Гумно» с особой отчетливостью проявились его поиски в этом направлении. С наивной непосредственностью художник стремится запечатлеть все, что видит перед собой: большое крытое помещение для молотьбы, крестьян, находящихся на первом плане и в глубине, рабочих лошадей, различные орудия крестьянского труда. Художник не сумел связать фигуры одним действием, он ставил перед собой другую задачу: добиться предельной верности натуре. По заказу художника внутреннюю стену сарая выпилили. Это было сделано ради точности его наблюдений. С иллюзорной четкостью переданы в картине линейные сокращения бревен и досок, пространственные планы, отмеченные как масштабным соотношением фигур и предметов, так и чередованием света и тени.

В картине «Утро помещицы» Венецианов показывает поэзию обыденного человеческого быта, его скромной обстановки. Изображена часть комнаты небогатого дома. Сидящая у стола молодая помещица принимает работу у пришедших крестьянок. Льющийся из окна дневной свет мягко окутывает фигуру женщин, отражается на поверхности стола, шкафа, на полу. Облик крестьянок полон спокойствия и достоинства: крепкие, статные фигуры, здоровые лица, сильные руки, красивые одежды - красные и темно-синие сарафаны, белые кисейные рубахи. Привлекают в картине удивительная живописность сочетаний насыщенных тонов, свобода самого мазка.

К первым жанровым картинам Венецианова, в которых большое внимание уделено пейзажу, можно отнести небольшое полотно "Весна. На пашне" Красочные созвучия заставляют нас ощутить весенний воздух, почувствовать радость пробуждения природы. Мы любуемся прекрасным, идеальным в представлении художника, обликом молодой труженицы, ее грациозной фигурой, легкой поступью, нарядным розовым сарафаном. Ее ласковая материнская улыбка обращена к ребенку, играющему с цветами. С каким глубоким уважением и поэзией написал художник человека труда, крепостную крестьянку! Пленителен тонкий по настроению пейзаж: простор свежевспаханного поля, нежная травка, прозрачная зелень листвы, легкие облачка, высокое небо.

В органическом согласии находится человек с природой в картине «На жатве. Лето»; крестьянка в алом сарафане сидит на высоком деревянном помосте и кормит ребенка, рядом с ней - отложенный на время серп. Густой алый цвет одежды красиво рисуется на золотистом фоне спелой ржи. Уходит вглубь равнина, чередуются полосы то освещенной, то затененной земли, отражая «тихую игру облаков на земле». Мерный плавный ритм линий и живописных пятен, обобщенный силуэт женской фигуры рождают ощущение эпического спокойствия, величавости извечных жизненных и трудовых процессов.

Художник создал целую галерею крестьянских образов: все изображенные были ему хорошо знакомы, он видел и наблюдал их каждый день. Все они разные по облику и характеру, но во всех них Венецианов прежде всего раскрывает моральную чистоту, заставляет почувствовать истинное человеческое достоинство.

Лирически проникновенна «Крестьянка с васильками». Задумчивое лицо девушки прекрасно своей душевной ясностью. Чуть опущенные плечи говорят об усталости, большие рабочие руки лежат на охапке пушистых васильков. Синие, желтовато-золотистые тона сарафана, передника, повязки на голове сливаются в тихую гармонию красок, напоминая цветовые сочетания в природе.

А.Г. Венецианов. Девушка с бураком

Другая по характеру «Девушка с бураком» - энергичен поворот головы молодой красавицы. Типично русское лицо с правильными чертами исполнено деловитой озабоченности: сдвинуты брови, сжаты губы, взгляд пристален. Красное звучное пятно платка подчеркивает темпераментность лица.

Горячо, с большим увлечением написан крестьянский мальчик «Захарка». Серовато-коричневые тона, разнообразие оттенков создают богатую живописную игру. Живо схвачен пытливый детский взгляд из-под насупленных бровей. Этот мальчик настоящий работник: рукой в огромной рукавице он придерживает топор на плече. Весь облик Захарки выражает полноту жизненных сил и очарование детства.

На выставках Академии посетители привыкли видеть большие композиции с полными драматического действия сценами из мифологии, истории и библии. Венецианов же в своих полотнах предложил совершенно новые для русского искусства сюжеты, применил новый метод работы. «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких к его сердцу и нашему - и совершенно успел в этом...» - писал издатель журнала «Отечественные записки» Павел Свиньин.

Огромна роль Венецианова в формировании нового направления жанровой школы национальной живописи. В селе Сафонково художник организовал школу, где учил рисованию и живописи учеников, взятых преимущественно из крепостных. Всего там перебывало около 70 человек. Многие из учеников у него жили, многим он помог освободиться от крепостной зависимости. Художника интересовало каждое дарование, малейшее проявление способности к рисованию и живописи. Впоследствии ученики с сердечной теплотой вспоминали о своем учителе. Все свои средства Венецианов вложил в школу и в конце жизни остался без состояния. Среди учеников Венецианова - А. Алексеев, А. Денисов, С. Зарянко, Е. Крендовский, Н. Крылов, Г. Михайлов, К. Зеленцов, Ф. Славянский, JI. Плахов, А. Тыранов, Г. Сорока (Васильев) и другие. Любимый ученик Венецианова - Григорий Сорока, человек с трагической судьбой, автор поэтичнейших пейзажей. Несмотря на все старания, Венецианов так и не смог добиться его освобождения от крепостной зависимости. Ученики продолжали дело учителя, развивали дальше бытовую тематику в русской живописи. В их работах проявляются новые персонажи, городской типаж - ремесленники, мастеровые. Творчество этих художников образовало направление в русском искусстве, получившее название школы Венецианова.

Он рассматривал свою деятельность как общественный долг. Обладая широтой воззрений, Венецианов неразрывно связывал искусство с просветительством, верил в то, что оно призвано содействовать просвещению людей. «Искусство рисования и самая живопись суть не что иное, как орудия, содействующие... просвещению народа», - писал он. Чтобы расширить сферу своей педагогической деятельности, утвердить свой метод работы на натуре, Венецианов стремился попасть в число преподавателей Академии и с этой целью участвовал в конкурсе на историческую картину из эпохи Петра I, организованном в 1837 году. Он написал большое полотно «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга». Однако премии не получил. Академия художеств, чувствуя чуждое ей направление, старалась не допустить Венецианова в свои стены.

Трагическая случайность прервала в 1847 году деятельность Алексея Гавриловича Венецианова: он погиб при поездке на санях.

Задачи, которые ставил перед собой художник, выдвигались всем ходом развития передовой культуры России, были связаны с формированием в ней принципов народности и реализма. В творчестве Венецианова мы не найдем раскрытия социальных противоречий, но интерес к жизни народа, изображение национальных сюжетов говорят о прогрессивности его искусства. Оно было рождено освободительными идеями своего времени.

Искусство Венецианова неувядаемо и сейчас: в нем выражена глубокая вера в гармоническую личность человека, в красоту его труда. Наследие Венецианова стало неотъемлемой частью русской художественной культуры.

Введение

Замечательный русский художник Алексей Гаврилович Венецианов, вначале самоучка и позже - ученик Боровиковского, стал одним из первых портретистов простого русского человека. Его первая картина "Гумно" (1822-1823) ошеломила Петербург избранной темой.

Этим полотном было положено начало целому направлению в живописи, яркими представителями которого стали Крамской, Репин, Суриков, Перов, Васнецов, Шишкин.

Алексей Гаврилович не только создал целую галерею портретов русского человека ("Утро помещицы", "Спящий пастушок", "Вот-те и батькин обед", "Жнецы", "Крестьянка с васильками" и т.д.), но стал организатором художественной школы для низших сословий - крестьян, ремесленников, мещан и создал свою, "Венециановскую школу".

Цель реферата - проанализировать творческий путь русского живописца А.Г. Венецианова.

Краткая биография А.Г. Венецианова

Один из основоположников бытового жанра в русской живописи Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве в небогатой купеческой семье. Отец художника торговал плодовыми и ягодными кустами. Есть сведения, что предметом торговли были и картины, и это могло содействовать проявлению в молодом Венецианове интереса к искусству. В частном московском пансионе будущий художник получает первые уроки рисования. После окончания пансиона служил чертежником. В 1801 написал портрет матери, показав, что обладает несомненным творческим опытом и стремлением передать не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека.

В 1802 приехал в Петербург и дал объявление в газете о том, что художник, «списывающий предметы с натуры настелем», готов принять заказы. В 1803 - 1806, по мнению одних исследователей, находился в Москве, по мнению других, в Петербурге учился у В.Л. Боровиковского, что более вероятно, если судить по изменившейся живописной манере В. В 1807 В. Был принят на службу в Канцелярию директора почт Д.П. Трощинского, в свободное время изучал живопись в Эрмитаже. В 1808 В. Попытался издавать журн. Карикатур, но издание было уничтожено цензурой: гнев вызвал лист «Вельможа», где Венецианов изобразил уродливое существо, почивающее на ложе, в то время когда его приемная полна просителей: вдова с ребенком, инвалид с медалями, и др. В 1811 В. За представленные в Академию художеств «Автопортрет» и «Портрет К.И. Головачевского с учениками» стал академиком. В Отечественную войну 1812 В. Был в числе авторов летучих листков, народных картинок, восхваляющих доблесть русских крестьян и высмеивающих французоманию русского дворянства. В 1815 Венецианов женился, через четыре года вышел в отставку, поселился в небольшом имении, где много и счастливо работал.

Великий русский художник Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве 18 февраля 1780 года в семье купца. Отец будущего художника перебрался в Москву из Нежина и торговал саженцами деревьев. Способность к рисованию проявилась у мальчика в детстве. Особенно тяготел юноша к портрету. Наиболее раннее из сохранившихся произведений молодого художника это портрет его матери А.Л. Венециановой.

Закончив обучение в частном московском пансионе, Венецианов в 1802 году переехал в Петербург, где поступил на службу в Департамент почт. Помимо работы молодой человек серьезно увлекался живописью. Алексей устроился учеником к известному русскому художнику-портретисту Владимиру Лукичу Боровиковскому. Венецианов старательно и с большим увлечением занимался под руководством мэтра русской живописи. Молодой художник копировал произведения знаменитых европейских живописцев, находившиеся в экспозиции Эрмитажа.

В этот период находилось место в творчестве Алексея Гавриловича и юмористическим шаржам. Так в 1808 году художник задумал издать сатирический «Журнал карикатур», девизом которого было изречение «Смех исправляет нравы». Данный журнал должен был быть представлен в виде гравюр с текстом, в которых высмеивались пороки общества. Однако изданы были только две гравюры. Перед самым выпуском третьей гравюры по распоряжению царя Алексанра I данное издание было запрещено. Изданные ранее гравюры были уничтожены. Причиной столь категоричного решения стала третья гравюра, на которой был изображен спящий чиновник, в то время как его ожидали посетители.

В 1811 году Венецианов пишет «Автопортрет» и большой портрет инспектора Петербургской Академии художеств К.И. Головачевского, за который Алексей Гаврилович был избран академиком. Наиболее известное произведение, из написанных художником в этот период, -- портрет его соседки В.С. Путятиной. Образ девушки выделяется из общего ряда женских портретов «светских львиц» характерных для русской живописи начала 19 века.

В годы Отечественной войны 1812 года Алексей Гаврилович Венецианов снова обращается к сатирическим гравюрам. На этот раз сатира русского художника направлена против дворянства, восхищавшимися всем французским. В этот же период Венецианов пишет несколько бытовых картин, среди которых «На Конном рынке», «Уличная иллюминация», «Гулянье», «У Петербургской биржи», «На Сенном рынке».

В 1818 году Венецианов оставляет государственную службу, женится на дочери малоизвестного художника и уезжает с семьей в имение Сафонково, принадлежавшее его новой жене. Именно здесь, вдали от городской суеты Алексей Гаврилович находит главную тему своего творчества. Венецианову открывается неиссякаемый источник вдохновения, разнообразие сюжетов и образов. Огромным вкладом Алексея Гавриловича Венецианова в развитие русской живописи является создание им своей школы, своего метода. От частных портретов крестьян художник приходит к великолепным художественным композициям, в которых народная жизнь, ее аура, находит многокрасочное выражение.

В 1819 году организовывается Общество учреждения училищ по методике взаимного обучения. Целью этого Общества было распространение грамотности среди простого народа. Венецианов был одним из первых его членов. В 1822 году впервые работа художника Алексея Гавриловича Венецианова была представлена императору. За нее живописец получил тысячу рублей, а само произведение было помещено в Бриллиантовую комнату Зимнего дворца. Называлась картина «Очищение свеклы». Это полотно стало своеобразной «поворотной точкой» в русской живописи, зарождением нового направления в русском искусстве -- бытового жанра. Именно Венецианов добился популярности этого направления живописи в народе.

Вслед за «Очищением свеклы» Венецианов написал картину «Гумно», которая впоследствии встала в ряд лучших картин художника. Чтобы реалистичнее передать пространство и свет, Алексей Гаврилович распилил переднюю стену гумна в своем имении, рассадил там крестьян и изобразил все это на холсте, включая срезы отпиленных бревен. За эту картину Венецианов получил 3000 рублей, а сама картина была передана в постоянную экспозицию Эрмитажа.

Полученные от продажи картины «Гумно» деньги Венецианов решил использовать на обучение молодых бедных людей. Ученики художника были из всех сословий, жили и учились у него бесплатно. Всего через Венецианова прошло более семидесяти учеников. Алексей Гаврилович занимался с каждым индивидуально, заботился о материальном обеспечении. Нескольким своим подопечным художник помог освободиться от крепостной зависимости. Школа живописи Венецианова попеременно находилась в Сафонково и в Петербурге, получала поддержку Общества поощрения художников. Академия художеств относилась к педагогической деятельности живописца сдержано. Причиной тому была педагогическая система художника, которая развивала способность видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, а не в рамках официальных академических норм и канонов.

Со временем творчество Венецианова становилось все более чуждым и непонятным Академии художеств. Среди таких картин «Кормилица с ребенком», «Жнецы», «Купальщицы». В картине «Купальщицы» вместо красоты обнаженного женского тела академических фигур Венецианов показал живую здоровую красоту деревенских купальщиц, спустившихся к ручью.

В 1820-х годах Алексей Гаврилович написал несколько небольших картин, так называемых «крестьянских портретов» изображающих то девушек с крынкой молока, то с косой, со свеклой, с васильками, то мальчика с топором или заснувшего под деревом, то старика или старуху.

В 1823 году Венецианов приступил к созданию картины «Утро помещицы». Это произведение воплотило лучшие достижения живописца. Следует отметить особенность образов крестьянок, свойственную многим картинам художника: их величавость, спокойное достоинство, деловитое выражение лиц. Прообразом крестьянок для этой картины послужила жена художника. Она же - молодая, стройная женщина в длинном сарафане, ведущая по полю двух коней в известной картине «На пашне. Весна».

Не менее известна картина -- «На жатве. Лето». Это произведение отличаются гармонией художественных образов: любовь Венецианова к трудовому крестьянскому народу позволила изобразить в нем подлинную красоту.

Алексей Гаврилович Венецианов тесно общался с передовыми деятелями русской литературы. Художник был знаком с Жуковским, Гнедичем, Крыловым, Козловым, Пушкиным. В 1830-х годах живописец рисовал портрет Н.В. Гоголя.

В 1840-х годах в жизни Венецианова стали преследовать неудачи: его художественная школа официально не признавалась, испытывала материальные трудности. Ученики переходили в Академию художеств, что расценивалось эмоциональным художником как предательство. За долги пришлось заложить имение. Вскоре Венецианова постигло семейное горе -- умерла его жена. Чтобы хоть как-то поправить свое материальное положение, художник попытался получить место преподавателя в Академии художеств или МУЖВЗ, однако они окончились неудачей. Реальной стала угроза разорения.

4 декабря 1847 года великий русский художник Алексей Гавриилович Венецианов погиб в результате несчастного случая. На крутом заледеневшем спуске лошади понесли. Художник, вместо того чтобы выпрыгнуть вслед за кучером, попытался остановить сани, однако на повороте сани перевернулись и нанесли ему смертельный удар.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх