Литературное чтение чему учат сказки. Проект «Чему учат сказки

Крутяк! 4

Чему может научить нас мир сказок? Если ограничиться ответом о победе добра над злом, то это далеко не в полной мере способно характеризовать сказочный жанр. Сказки – важнейшее достояние национальных культур, с их помощью мы можем не только воспитывать в себе высокие идеалы, но и приобщаться к сокровищам мирового народного творчества.

Сказка – одно из самых интересных явлений народной культуры. Среди всех произведений устного народного творчества сказка занимается особенное место. Произведения этого жанра способны по-настоящему очаровывать нас, они покоряют и детей, и взрослых, которые спустя многие годы вновь возвращаются к любимым сказкам своего детства, вспоминают знакомых героев и идут с ними в увлекательное путешествие.

Сказочный жанр во многих своих проявлениях оказывается слишком схематичным. Основной мотив, который встречается в подавляющем большинстве сказок – борьба добра со злом с подразумеваемой обязательной победой добра. Вряд ли можно найти такие сказочные ситуации, в которых это противостояние будет сколько-нибудь сильно переосмысляться, где зло будет нарисовано положительным, а добро беспомощным. Трудно представить и такую ситуацию, когда бы сказочный конфликт происходил не между добром и злом, а в какой-то совсем иной плоскости, например, между различными характерами людей, которых трудно назвать плохими или хорошими.

Эту условность характеров, схематичность, обязательное торжество идей добра, которое часто расходится с нашей повседневной жизнью, часто вменяют сказкам в вину, говоря о примитивности сказочного жанра. Но не стоит забывать, что сказки вовсе не претендуют на глубокую проработку характеров или на то, чтобы ставить сложные актуальные вопросы и находить их решение. Сказка как раз и примечательна своими условностями, своими преувеличениями, фантастичностью. Потеряв свою простоту, сказка потеряет саму себя.

Чему же тогда способна научить нас сказка? При ответе на этот вопрос надо помнить, что сказка – важнейшая часть народной традиции. Читая сказки, мы не просто сопереживаем храброму Ивану-царевичу, не просто следим за всеми похождениями Серого Волка или Бабы Яги, мы находим отражения этих героев в своем характере, в своём внутреннем мире. Сказка помогает нам прикоснуться к своей национальной культуре и узнать больше о культуре других стран. В сказках всегда прославляются трудолюбие, верность добру и готовность к свершению великих поступков.

Отдельно следует отметить авторские сказки, этот жанр получил наиболее широкое развитие в творчестве известных западноевропейских писателей, таких как Шарль Перро, Вильгельм Гауф, Г. Х. Андерсен, А. де Сент-Экзюпери, О. Уайлд. Сказки этих писателей часто выходят за пределы сказочных условностей, в них раскрываются целостные образы, представлены сложные характеры. Многие из этих сказок наполнены аллюзиями, имеют притчевый характер, обращаясь к читателям всех возрастов, во многом даже больше к взрослым, нежели к детям.

Еще больше сочинений на тему: «Чему учат сказки?»

Я очень люблю читать сказки. В них рассказывается об интересных событиях и приключениях, действуют фантастические существа, звери приобретают человеческие черты, используются магические предметы. Чтоб попасть в сказочный мир, нужно иметь богатое воображение. Поэтому сказки развивают нашу фантазию. Без нее не представишь ни волшебную жар-птицу, ни многоголового Змея-Гориныча, ни Бабу Ягу, что летает в ступе. В сказке всегда происходит борьба добра и зла. Хорошие сказочные герои обязательно выходят победителями, какие бы препятствия им не приходилось преодолевать. Герда из сказки датского писателя Г. К. Андерсена «Снежная королева» преодолела огромное расстояние, невзирая на опасность, в поисках своего названного брата Кая. Казалось бы, что может сделать одна маленькая девочка?

Но хорошее сердце Герды притягивает к себе других хороших людей и зверей. Ей помогают и лесной ворон и ручная ворона, и принц и принцесса, и северный олень, и лапландка и финка. Даже маленькая разбойница добреет рядом с Гердою. Эта героиня Андерсена учит нас доброты и преданности, доказывает нам, что любовь и мужество сильнее злых чар. Теплое сердце маленькой девочки оказалось более дорогим богатств бездушной Снежной королевы и власти над всем миром.

В сказках о животных в виде зверей изображаются люди. Посредством образов зверей сказка учит, как не следует делать со своими ближними. В российской народной сказке хитрая лиса выгнала зайца из его избушки, когда ее ледяная растаяла. Но храбрый петушок выселил рыжую из зайчика избушки и осталась она ни с чем. Так лисе и нужно, чтоб не зарилась на чужое добро!

Сказка учит нас, что справедливость рано или поздно возьмет верх над несправедливостью. Долго пришлось терпеть издевательство мачехи бедной падчерице из немецкой народной сказки «Госпожа Метелица». И все-таки наступил и им конец. Справедливая госпожа Метелица наградила обеих сестер по заслуге. Хорошую и работящую падчерицу она озолотила, а завистливую и ленивую родную дочь облила смолой.

Хотя сказки рассказывают о необычных событиях, и в каждой выдумке иметься что-то и от реальной жизни. Яркие сказочные образы помогают нам лучше разглядеть в нашей повседневности добро и зло, правду и несправедливость. Они учат нас быть хорошими, искренними, работящими, предостерегают от скупости и лживости.

Источник: referat.hhos.ru

Однажды дали в школе задание нарисовать героя любимой сказки. А на улице светило солнышко. Так и хотелось поиграть с ребятами в футбол. По мнению спали волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью», которым научила сказочного героя Емелю щука, пойманная в проруби, в благодарность за возвращенную свободу.

Тогда Емеля сразу на реке произнес эти слова - и ведра с водой сами поднялись в гору, пришли к дому и стали на скамейку. Топор в Емеле сама стала колоть дрова. Однако я не Емеля и живу не в сказке. Пришлось самому рисовать. А нарисовал я счастливого Емелю. Почему его? Потому что он никому не желает зла, а люди вокруг него ловкачи, хитрят, но им не везет, а счастливым становится Емеля. У него, а не в кого-то другого влюбилась царская дочь, и сделался он богат и знатен.

Нравится мне эта сказка, как и другие, тем, что их герои всегда выходят победителями, а зло наказано. Несмотря на издевательства мачехи и ее злых дочерей, Хіврунька становится счастливой. Дочь старика из сказки «Морозко» спасается от смерти и возвращается домой с подарками. Морозко пощадил ее за мужество и терпеливость.

Истории волка и лисы, козы-дерезы, птиц, зверей, с которыми случаются удивительные приключения, часто происходят с людьми. Катится по дороге задорный колобок и поет: всюду ему сопутствовала. От дедушки с бабушкой ушел, не съели. Убежал колобок от волка, от медведя. И так зазнался, что не побоялся сесть лисе на язычок. Лиса его и съела. А разве не случаются такие истории с высокомерными людьми, теряют чувство меры и поэтому терпят в жизни поражения?

Я люблю сказки за то, что в вымысле есть правда. Сказки пронизаны добротой, они предостерегают от дурных поступков, учат любить друзей и не оставлять в беде человека или четвероногое существо. Рассказанные в сказках истории запоминаются на всю жизнь.

Источник: zarlitra.in.ua

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
Почти все дети (да и некоторые взрослые) любят сказки. Известно, что сказки выполняют не только развлекательную роль, но и воспитательную. Они учат быть добрым, умным, сильным, верным своему слову, учит не бояться трудностей, верить в себя и своих друзей. Сказки учат нас ценить дружбу, помогать тем, кто нуждается в помощи. Также, сказки объясняют нам, как важно быть трудолюбивыми, смелыми и настойчивыми и не бросать начатое дело, а доводить все до конца. Кроме того, каждая сказка содержит скрытую мораль о том, что нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
Сказки помогают понять, что не надо судить о людях по внешнему виду. Ведь очень часто Иван-дурак оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Также сказки учат нас любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”. Помимо этого, сказки учат нас патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Сказки показывают нам, что мир делится на хороших и плохих, но добрых всегда больше. И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Источник: gdzplus.com

Многие из нас до сих пор любят погружать в волшебный мир сказок. Но особенно их любят детки. Но сказки не только развлекают, но и учат. Давайте разберемся: чему учат сказки?Сказки это маленькая модель мироздания. Проще всего деткам знакомиться с окружающим миром, через сюжет сказок. Но настолько ли сказка проста, как нам кажется. Говорящие животные и птицы, вымышленные страны, добрые и злые герои и чудо – ребенок во все это верит, а значит, он верит в сказку.

Чему полезному учат сказки?
Сказки учат делить мир на хороших и плохих людей. Но так как добрых людей больше, то удача на их стороне.
Сказка формирует положительный образ – доброго, умного, верного своему слову, сильного.
Сказки учат не бояться трудностей. Главные герои не бояться работы, какой бы тяжелой она не была.
Сказка учит – не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ не остаться без друга – это помогать ему в нужный момент. У главных героев сказок всегда много друзей – птицы, животные, растения и т.д.
Сказка учит не судить по внешности о человеке. Царевна-лягушка – Царевна, Иван-дурак – Иван царевич.
Сказка учит, что не все всегда получается с первого раза. Смелость и упорство вознаграждаются победой.
Сказка учит любить родителей – тот, кто выполняет поручения родителей в сказках, всегда почитаем у родителей.
Сказка всегда содержит скрытую мораль: не обманывай, не жадничай и не предавай.
Главное чему учит сказка – добро всегда возвращается добром.
Дети интуитивно и очень легко воспринимают сказки. Они с большим удовольствие живут в волшебном мире и хотят туда возвращаться вновь и вновь.

Источник: happy-giraffe.ru

Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе может быть слишком долгим. Сказки дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Если верить в себя, не отступать от своих принципов - все получится. В образах сказочных героев, в их взаимодействии с окружающим миром реалии жизни адаптируются для детского восприятия. Дети все воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев.

Русские народные сказки знакомят ребенка с огромной вселенной, в которой ему придется жить, с ее физическими законами, животным миром, историей и культурой.

Герои русских сказок

Главный герой сказки - всегда мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все преграды на пути к своему счастью. В ходе приключений, происходит преобразование героя: Иван-дурак, простоватый и ленивый, в конце сказки обязательно превращается в молодца-красавца и женится на царевне.

Преодолевать испытания герою помогают другие персонажи: чудесные животные, мудрыесоветники. Но помощь не дается так просто: даже Баба Яга помогает герою, если тот показывает себя трудолюбивым, воспитанным и целеустремленным. В этом выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности. Чудесные помощники обладают волшебными средствами (ковер-самолет, сапоги-скороходы), которые олицетворяют собой народные мечты.

Женщины в русских-народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость, обязательный атрибут - коса до пояса (волосы раньше ассоциировались с жизненной силой) - все это черты, которые, в народном представлении, должны присутствовать у любой девушки.

Протагонисты главных героев - темные, злые силы (Кащей Бессмертный, Змей Горыныч). Ониковарны, жестоки, алчны - так в представлении народа выражается понятие о насилии и зле. Чем страшнее чудовище, тем значимее кажется подвиг главного героя. Но борьба с темными силами ведется не только при помощи силы и ума: народное сознание иногда наделяет злодеев и комической глуповатостью, из-за которой они попадают в расставленные главным героем ловушки.

Животный мир

Животные в русских народных сказках олицетворяют собой качества человеческого характера. Сложились «штампы» образов, одинаковые для всех сказок.

Например, Лиса - плутовка и обманщица. Она олицетворяет хитрость, обман, склонность к уловкам. Она будет притворяться слабой, пускать в ход красноречие чтобы добиться своего. Но Лиса часто наказывается за свои проделки (получает заслуженное наказание за обман), особенно если ее хитрости причиняют серьезный вред кому-то из героев.

Волк олицетворяет жадность и злобу. Но, в то же время, он глуп и легко поддается обману состороны более хитрых персонажей сказки. Особенно часто встречается противостояние Волка и Лисы, причем, Волк снова и снова попадается на лисьи уловки, как бы он ни зарекался верить Лисе. Но Волк - это и олицетворение смерти (так как он часто кого-нибудь съедает). Но добрые и умные персонажи всегда побеждают волка.

Медведь в сказках представляет собой грубую силу, неповоротливость, тугоумность. Он может быть или свирепым, или добрым и наивным. Медведь, как хозяин леса, обладает властью над другими животными. В образе Медведя можно проследить параллель с образами богатых помещиков-крепостников. В итоге, такой медведь всегда оказывается побежденным. Но иногда Медведь олицетворяет и добрые силы природы, одаривая и помогая герою за трудолюбие и честность.

А мелкие животные в сказках (зайцы, мыши) - трусоваты, но добры. Они готовы помочь, этохорошие друзья. А в трудные минуты в них может проснуться и настоящая храбрость. Правда, победы они одерживают чаще случайно, так как ни умом, ни силой не могут сравниться с другими персонажами.

Так что русские народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым.

Давайте поговорим о том, чему нас учат сказки, ведь как не странно, но практически все мы выросли на сказках, и наши дети также на них вырастут, если, конечно, зарубежные мультфильмы совсем не вытеснят данное проявление нашей народной культуры, а возможно и необычный метод обучения наших предков.

Но что де сказка может дать ребенку или взрослому по-настоящему?

А вы умеете мечтать?

«Отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя так и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела!» - так говорила всем нам со школы знакомая героиня Островского.

И, наверное, многим из нас до боли знакомо это ощущение – желание взлететь, преодолеть силу гравитации, подняться над привычным, обыденным и почувствовать себя свободным. Подобное чувство испытывают те, кто привык жить не только ради удовлетворения потребностей тела, но и жизнью Души.

А Душа, как мы знаем, воспринимает не только видимый, привычный мир, но и другой, тонкий, волшебный, который на самом деле рядом, нужно только суметь его почувствовать.

Именно поэтому у людей с тонкой душевной организацией так развита способность мечтать, стремится к чему-то, на первый взгляд, несбыточному, непонятному для подавляющего большинства жителей нашего мира.

Ведь именно поэтому чайка Джонатан Ливингстон у Ричарда Баха стремилась летать не ради того, чтобы добывать пищу, а ради радостей полета, в конечном итоге, ради того, чтобы познать саму себя. И именно поэтому в сказках разных народов, и русских в том числе, тоже присутствует эта тоска по иной реальности, иному царству, которого так хочется достигнуть.

Сказки многих народов учат выходит за рамки возможного и пытаются познакомиться человека с другой «альтернативной реальностью».

Сказки помогают вспомнить странствия души?

Об этом писал в начале прошлого века известный русский философ Евгений Трубецкой в своей работе «Иное царство и его искатели в русской народной сказке.» Там он рассуждает о том, что во многих русских сказках очень ярко выражена мечта об иной реальности, прекрасной и светлой, которую так хочется найти.

Герой русской сказки, Иван-дурак наполнен «отвращением ко всему обыденному, житейскому» и испытывает «непреодолимое влечение к чудесному». Он уходит со своего двора «куда глаза глядят» и на вопрос, куда идет, отвечает: «А Бог его знает!». «Искателей чудесного манит сама неизвестность искомого, и оттого они так часто сами не знают, куда идут и чего ищут».


На самом деле искать они могут то, о чем помнит Душа еще до воплощения в физическое тело, и тоску по чему испытывает. И в свое время именно на это свойство Души обращал внимание в своих диалогах Платон, когда говорил о том, что Душа на самом деле силится вспомнить тот мир, откуда пришла, и ей это удается, когда в нашем мире она встречает что-то похожее на то, что тогда видела.

«Благодаря памяти возникает тоска о том, что было тогда… Красота сияла среди всего, что там было». Наверное, именно эта потребность в неземной красоте и побуждает героя русской сказки оставить привычный мир и устремиться на поиски неведомой страны. И это переживание мистического чуда, страстная жажда чего-то таинственного, неизведанного вызывается в Душе закатом и восходом солнца.

«Это появление и исчезновение дня на нашем горизонте представляет собой естественное напоминание о неумирающем дне за краем земли, за пределами видимого нами земного круга; в этой таинственной дали полнота света и полнота жизни сохраняется и тогда, когда все земное погружается во мрак ночной или окрашивается унылыми, беспросветно серыми тонами… Это вечные возбудители восторженного настроения, духовного и в особенности сказочного подъема» Е. Трубецкой.

Зачем нужна сказка?

Но зачем же нужна сказка взрослым людям и чему она пытается нас научить? Очевидно, это состояние Души и есть то самое воспоминание, о котором говорил Платон, память о той, неземной, красоте, из которой мы все вышли, и которую должны привнести в наш мир.

И именно за ней, Ненаглядной красотой и устремляется герой русской сказки. Но достигнуть этого царства, как мы знаем, непросто, и обычными, земными способами этого не сделаешь. Для этого человеку «требуется содействие живых сил - тех вещих животных, которые, преодолевают тяжесть земную, поднимаются «повыше леса стоячего, пониже облака ходячего».

Чтобы попасть в «иное царство», нужно взлететь под небеса на крыльях орла или «моголь–птицы», а еще лучше нестись на крыльях ветра».


Естественно, содействие волшебных сил дается человеку не даром и порой приобретается тяжелыми жертвами. «Чтобы вырастить крылья, которые поднимают его над землею, или приобрести нужную для этого помощь, человек должен быть готов отдать не только любимого коня, как в сказке о Иване–Царевиче, но и все свое достояние, последнее, что он имеет.

А иногда и этого мало: чтобы долететь до цели, он должен собственным телом подкармливать несущую его вещую птицу.» И в этом мне видится очень символичный момент.

Ведь для того, чтобы Душе снова достичь райского состояния и проявить здесь, в теле то, что она знала когда-то, необходимо принести свое животное начало в жертву Божественному, иными словами, преодолеть сопротивление материи, одухотворить свою природу, только тогда ты и сможешь обрести крылья, и сделать сказочной даже свою реальность.

Сказка - путь к духовному развитию?

«Ненаглядная Красота отделена от будней нашей жизни бесконечным расстоянием и непреодолимыми преградами. Взлететь к ней, добыть ее может лишь тот, кто не останавливается для этого ни перед какими жертвами, кто готов ради нее самого себя отдать на растерзание».

Что это значит – отдать самого себя на растерзание? Тело символизирует низшую, животную природу человека, и «отдать себя на растерзание» в данном контексте может означать то, что для того, чтобы человеку достичь райского состояния Души (или чтобы Душа о нем вспомнила), необходимо пожертвовать низшей, животной частью в пользу высшей, которую и символизирует вещая птица.


«Цена подъема в небеса - не человеческое мясо, а человеческая жертва. Пока эта жертва не принесена, птица всякий раз грозится опуститься, не долетев до цели, на землю, под землю, а иногда в леса или в непроходимые болота». Соответственно подобные полуэзотерические сказки могут научить нас правильной дороге саморазвития и выхода на новый этап сознания и осознанности.

Сказки учат гармонии с окружающим миром и живыми существами.

Есть еще один существенный момент, который выделяет в сказке Трубецкой, это «тайна солидарности всей живой твари». По его наблюдениям, герой сказки поднимается над эгоистически-утилитарным отношением к животному миру и делает его дружественным, соответственно, сказки учат детей жить в гармонии с окружающим миром и живыми существами.

«Всякая тварь молит человека о пощаде и помощи понятным ему «голосом человеческим»… И человек связывается с тварью прочною связью взаимного сострадания и сорадования».

Так, когда голодному герою сказки попадается на пути зверь, которого он хочет застрелить и съесть, то он каждый раз молит «человеческим голосом»: «Не ешь меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь»! И герой сказки останавливается, движимый чувством сострадания, и именно это впоследствии служит хорошую службу – все встреченные им звери приходят на помощь.

«В бесчисленных сказочных образах воспроизводится это душевное движение жалости, которое торжествует над животным эгоизмом». И сказочный герой, побеждая в себе животное начало, действуя по закону Единства, сострадая любой живой твари, проявляя тем самым свою истинно человеческую природу, в конце концов, бывает вознагражден, поскольку все пощаженные и спасенные им животные помогают ему достичь его цели, той мечты, ради которой он отправился в путь.

«Иван–Царевич ищет возлюбленную «Ненаглядную Красоту», и вся тварь призывается к участию в его искании. Его стремление и его - подъем к красоте рассматривается сказкою как что‑то всему живому близкое и нужное, за что вся тварь призывается к ответу».


Таким образом, человек, призванный вернуть в мир Красоту, делает это не только для себя, но и для всего живого, чтобы оно все преобразилось и одухотворилось, наполнилось светом Иного царства.

«Здесь перед нами раскрывается еще одна черта «иного царства». Оно есть прекрасное, неизреченное, чего ни тварь земная, ни люди не ведают, и вместе с тем то, чего весь мир ищет, чему всякое дыхание покоряется».

А человек читающий сказки и понимающий хотя бы долю их истинного смысла является тем связующим звеном, которое эти два мира делает одним, привносит далекий свет того самого Иного царства в нашу обычную жизнь.

Но для того, чтобы это суметь по-настоящему, ему самому необходимо пройти путь волшебной трансформации, если можно так сказать, раскрыть заложенные в нем внутренние силы, чтобы стать тем, кем он на самом деле может быть.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

ЧЕМУ НАС УЧИТ СКАЗКА

конкурсное сочинение Молочной Марии, ученицы 3 класса

Мы приходим в восторг, когда путешествуем со своими любимыми героями по интересным сказкам, переживаем с ними их приключения.

Сказка учит: если герой прислушается к своему сердцу, то он найдет ответы на все свои вопросы.

Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Это поучительные истории на основе реальных и выдуманных событий, они хранят огромную информацию о русском народе, его обычаях.

Одни сказки учат быть щедрыми, другие сказки учат уважать старших и не обижать младших. Сказочные герои своими поступками помогают нам стать смелыми, справедливыми.

Сказка учит ценить в человеке самые важные человеческие качества - любовь, доброту, заботу. Она называет человека красивым только тогда, когда он красив душой. Сказка учит ценить самих людей, понимать разницу между добром и злом, правдой и ложью. Она учит нас жить.
Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее - самые могущественные волшебники. Сказки учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству.

Правильно говорится в пословице «сказка ложь, да в ней намек».

Главное, научиться понимать намек, который спрятан в сказке.

Например, в сказках очень много разных пословиц. Как явных, так и скрытых. Иван –дурак в начале сказки становится – Иваном-царевичем в конце. Тут можно применить пословицу – из грязи в князи… И таких примеров можно привести множество.

Кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Возможно, так оно и есть.

ЧЕМУ НАС УЧИТ СКАЗКА

конкурсное сочинение Тужиковой Оксаны, ученицы 3 класса

Наверное, нет на свете человека, который бы не любил сказки.
Их любят с самого детства.

Сказка притягивает к себе выдуманным миром, где исполняются все желания. Каждый мальчишка, читая сказку, представляет себя смелым богатырем, готовым на любые подвиги, а девочка - необыкновенной красавицей, которая своим добрым сердцем разрушает злые чары.

В каждой сказке перед главным героем возникают трудности, которые необходимо преодолеть. Но герой ни перед чем не останавливается, идёт вперёд.

В мире много разных сказок. И все они чему-то нас учат, воспитывают. Для этого она и создавалась. Поэтому до сих пор живёт. Она даёт нам уроки жизни.

Они учат добру, почитанию родителей, справедливости, учат быть честными, справедливыми, отвечать за свои поступки. Например сказка «Колобок» учит не убегать из дома. Не хвастаться, не доверяться первому встречному. Особенно тому, кто тебя нахваливает.

В каждой сказке добро побеждает зло. Например, в сказке «Золушка»: справедливость восторжествовала, и Золушка была вознаграждена за все свои старания.

Все русские народные сказки заканчиваются хорошо, а значит, они учат детей верить только в хорошее. И хочется верить, что хорошее начало будет оставаться с человеком всю жизнь и помогут сохранять это хорошее в любых жизненных ситуациях.

«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок» Так заканчивается множество сказок. И пусть каждый, кто читает сказку, усвоит данный урок на всю жизнь.

    Все дети любят сказки, особенно волшебные. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Но только ли развлекательную роль выполняет сказка? Учёные давно доказали, что сказки несут и воспитательную функцию. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения в поколение.

    Сказка – это маленькая модель мироздания.
    Малышу, ещё так мало знающему об окружающем мире и боящемуся его, проще всего знакомиться с ним, вникая в захватывающий сказочный сюжет. Ведь так ли проста сказка, как кажется? Всего на нескольких страницах она открывает нам удивительный мир реальных и вымышленных стран, добрых и злых героев, диковинных говорящих зверей и птиц. И чудо – естественный элемент не только для сказки, но и для ребёнка. В него он верит безоговорочно, а значит, верит и в сказку.

    Так какие же полезные уроки может извлечь малыш под мамину сказку?

    Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.

    Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

    Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.

    Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.

    Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.

    Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

    Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.

    Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

    Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

    И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?

    Эти уроки дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи.

    Предложите малышу самостоятельно придумать сказку по определённому сценарию, запишите её в красивую тетрадку. Пусть малыш “поработает” иллюстратором для Вашей самодельной книжки. Вот увидите, как загорятся у него глазки, и сколько идей он Вам выдаст. Ведь нет сказочников лучше, чем дети.

    Примерный сценарий для работы может выглядеть таким образом:
    Малыш придумывает (с Вашей помощью) главного, положительного Героя, затем испытание для этого Героя. Следом черёд придумывать Волшебных помощников (людей или зверей), которые (возможно, при помощи магических предметов) помогут Герою справиться с заданием, а также тех, кто будет Герою всячески мешать (злодеев). И, когда испытание позади, можно подумать, чем наградить Героя и как наказать злодеев.

    Малышу будет приятно почувствовать себя создателем чуда и “почти настоящим писателем”. А уж с каким удовольствием перечитываются потом эти самодельные книжки!!! И с каким нетерпением ребёнок хочет научиться читать! Ведь тогда он станет независим от родительского чтения, и ему уже не придётся ждать до завтра, чтобы узнать, чем закончились приключения Героя! Поэтому не стоит забывать о старых, веками проверенных сказках, которые, чего тут скрывать, интересны не только детям, но и нам, их родителям.

    Ведь самое главное, чему учит нас сказка - оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.

Все взрослые читают сказки своим детям. И это очень правильное решение, так как именно с помощью сказок проще всего объяснить ребенку, что такое – хорошо, что такое - плохо. Классические детские сказки зачастую веселые и поучительные, с множеством красочных иллюстраций, их можно приобрести в любом книжном магазине.

Неудивительно, что и взрослым нравятся сказки, и они с удовольствием проводят время за книгой, с головой окунаясь в мир сказочных историй. Ниже представлены наиболее популярные классические сказки, которые каждый из нас, наверняка, читал в детстве:

1. «Гадкий утенок»

«Гадкий утенок» - это сказка, написанная датским прозаиком и поэтом, автором всемирно известных сказок для детей и взрослых, Гансом Кристианом Андерсоном (1805-1875). В сказке рассказывается о маленьком утенке, которого постоянно обижают другие обитатели птичьего двора. Но это продолжается недолго, так как со временем маленький утенок превращается в прекрасного белого лебедя – самую красивую птицу среди всех. Эта сказка нравится как взрослым, так и детям, потому что здесь показан личностный рост, превращение, изменение в прекрасную, более лучшую сторону.

Сказка, вместе с тремя другими произведениями Андерсона, впервые была опубликована 11 ноября 1843 года в Копенгагене, Дания, и была очень критично воспринята публикой. Однако, сказку сразу включили в репертуар оперного театра, по мотивам сказки был поставлен мюзикл, а так же был снят анимационный фильм. Это произведение не относится ни к фольклору, ни к народным сказкам, так как было придумано Гансом Кристианом Андерсоном.

Это одна из тех сказок, прочитав которые, мы понимаем, что мы не такие, какими кажемся на первый взгляд. Все мы разные, все мы отличаемся друг от друга, но одно дело – знать, что ты не такой, как остальные, другое же – удивляться собственному, неожиданному, прекрасному перевоплощению. Каждый из нас должен научиться прощать себе былые ошибки, учиться меняться в лучшую сторону и стремиться к саморазвитию и самопознанию.


2.« Мальчик, который кричал «Волк»

Развлечением для мальчика, главного персонажа этой сказки, было врать людям из своей деревни про волка, который якобы собирается съесть отару овец, которую пас мальчик. Он кричал: «Волк!», но на самом деле никакого волка не было, когда люди из деревни приходили на помощь. Мальчика забавляла эта ситуация и он смеялся над теми, кто пришел к нему на помощь. Случилось так, что однажды волк таки пришел, чтобы поживиться отарой овец. Когда мальчик стал звать на помощь, никто из деревни не обратил на это внимания, так как все решили, что мальчик опять врет. В конечном итоге, он потерял всех своих овец. Мораль этой сказки такова: Никогда не подрывай доверие людей, так как восстановить его порой очень сложно.


3. «Дюймовочка»

Сказка «Дюймовочка» (дат. Tommelise), написанная Гансом Кристианом Андерсоном, впервые была опубликована 16 декабря 1835 года К.А. Рейтзелем в Копенгагене, Дания. Вместе со сказками «Скверный мальчишка» и «Спутник», «Дюймовочка» вошла в состав второго сборника под названием «Сказки, рассказанные для детей». В своей сказке автор рассказывает о приключениях крошечной девочки Дюймовочки, о ее знакомстве с семейством жаб, майским жуком и о замужестве с кротом. Дюймовочка проходит очень много испытаний и в конце сказки выходит замуж за короля эльфов цветов, который был таким же маленьким, как и сама Дюймовочка.

Эта сказка одна из самых известных в мире. Детям нравится читать о приключениях маленькой девочки, о ее не легком путешествии. Своей сказкой автор хотел донести до нас, что самое главное – это не то, что ожидает тебя в конце твоего пути, а то, что случается с тобой во время путешествия.


4. «Эльфы и башмачник»

Будьте всегда доброжелательны и любезны! Не забывайте говорить: «Спасибо» и действительно будьте благодарны. Это основные советы, которые дает нам сказка братьев Гримм «Эльфы и башмачник».

Сказочные эльфы помогали башмачнику делать очень красивые туфли, которые безумно полюбились многим зажиточным людям. В конечном итоге, Башмачник сильно разбогател, продавая чудесные пары туфель горожанам, но он не зазнался и всегда говорил слова благодарности и очень уважительно относился к маленьким существам, которые когда-то помогли ему воплотить в жизнь свои заветные мечты. Никогда не забывайте говорить «Спасибо» окружающим вас людям, и вы будете вознаграждены за свое уважительное отношение в сотни раз больше, чем вы ожидали.


5. «Гензель и Гретель»

Это сказка об юных Гензель и Гретель, брате и сестре, об их храбрости и о том, как они побороли чары старой ведьмы – людоедки. Но урок, который несет эта сказка, относится, скорее всего, к взрослым, а именно к отцам. Мораль такова: мужчина, если он женится во второй раз, должен очень ответственно отнестись к выбору второй жены, особенно, если у него есть дети от первого брака; будущая жена не должна хотеть избавиться от детей.


6.« Кот в сапогах»

«Кот в сапогах» - очень известная европейская сказка, в которой речь идет о коте с необычными способностями и острым умом. Кот, с помощью хитрости и благодаря своей деловой хватке, помогает своему бедному и безродному хозяину получить то, что он хотел: власть, богатство и руку принцессы. Сказка была написана в конце семнадцатого века французским автором сказок для детей Шарлем Перро – бывший государственный служащий на пенсии, а также член французской Академии.

Другая версия сказки под названием «Кальюзо», была опубликована в 1634 году Джовани Баттиста Базиле. Эта версия сказки, в печатном виде и с иллюстрациями, появилась за два года до того, как в 1967 вышла в свет версия Перро, включенная в состав сборника из восьми сказок под названием «Histoires ou contes du temps passé». Версия Шарля Перро была опубликована Барбином. Сборник сказок имел большой успех, а сама сказка про кота в сапогах остается одной из самых любимых в мире и по сей день.

Все возможно получить с помощью обаяния и капельки хитрости – это основная мысль, которую хотел донести до читателя автор. В сказке говорится о коте, который достался в наследство от отца одному бедному юноше. Благодаря интеллекту, сноровке и изобретательности, кот помог своему хозяину зажить лучшей, богатой жизнью. Он нашел для юноши новую одежду, помог впечатлить короля, кот даже справился с великаном-людоедом, одурачив его и превратив в мышь.


7. «Новое платье короля»

«Новое платье короля» (дат. Keiserens nye Klæder) – коротенькая сказка датского писателя Ганса Кристиана Андерсена о двух ткачах, которые пообещали Королю пошить для него такое платье, которое будет невидимо для людей, несоответствующих Королю по рангу – люди глупые, некомпетентные, бедные. Когда же Король прошелся в своем новом наряде среди обычных людей, один маленький мальчик заявил: «Король же голый!». Сказка была переведена на сотни языков мира.
Когда вам нужен совет или мнение по поводу чего-либо, спросите ребенка. Ребенок ответит вам честно, без утайки скажет правду. На самом деле, на Короле не было никакого нового платья, но народ на улице предпочел притворно восхищаться новым нарядом, каждый боялся показаться глупцом. Один лишь маленький ребенок искренне сказал правду.

Все мы родом из детства и прекрасно понимаем, что сказки нужны детям для лучшего мировосприятия и развития. Польза сказок просто бесценна, так как ребенок погружается в мир волшебства и чудес, вместе с любимыми персонажами переживает каждую ситуацию, каждое приключение, именно это позволяет развить воображение и память.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх