Какая важная мысль содержится в сказке об ашик керибе. Пересказ турецкой сказки Ашик Кериб: версия Лермонтова Злые силы в сказке ашик кериб

Сказка была рассказана Михаилу Юрьевичу Лермонтову в пору его службы на Кавказе одним из местных жителей, возможно, азербайджанцем по национальности.

Главная мысль сказки “Ашик Кериб”

Все дороги ведут… к родному порогу

Сюжет сказки не нов, он многократно использовался в мировой литературе, причем, как на Востоке, так и на Западе. Наследник семьи, богатой или бедной, отправляется в путешествие по миру, что вернуться победителем, повзрослевшим, посерьезневшим, отчасти философом, обладателем материальных и духовных богатств. У порога его ждет верная жена или невеста. Самые известные истории на эту тему были рассказаны Гомером и Генриком Ибсеном. Одиссей и Пер Гюнт, Пенелопа и Сольвейг стали олицетворением неодолимой тяги к путешествиям и жертвенной верности.

Основная идея сказки в том, что самоценность личности поверяется отношением к нему родного окружения, отчего дома. Где бы ты ни был, куда бы ни забросила тебя судьба, какие континенты ты бы ни пересек, пути-дороги ни исходил, все равно придется держать ответ в родительском доме, в дорогих сердцу местах. Чего я достиг, чего стою? Как исполнил отцовский наказ? Можно ли мною гордиться, достоин ли я представлять родину?

Не мальчик, но муж

В сказке всего одна сюжетная линия, но немало подтекста. Ашик отправляется в поход, чтобы заработать денег, ведь он прекрасный музыкант на сазе (инструменте наподобие балалайки). Но ведь особой необходимости в этом отъезде нет. Невеста вполне обеспеченная девушка, и ее денег с лихвой хватит и на будущих детей и внуков, и на безбедную жизнь в богатом отцовском доме. Но в том-то и дело, что так может рассуждать мальчик, юноша, но не мужчина. Не пристало становиться нахлебником (по-современному таких людей иронично называют «альфонсами») представителю сильной половины человечества. Невозможно это, неприемлемо, не по-мужски. И не по-людски. Ашик словно сдает экзамен на зрелость и мужественность. И сдает его с честью.

Очень важная часть повествования посвящена возвращению главного героя в родной Тифлис. Замечтался, задумался, не проследил за календарем (все же молодость!) Тем не менее, при первом же напоминании отправляется в обратный путь. Отчаяние обуревает парня. Разве можно преодолеть расстояние, требующее нескольких месяцев, за пару дней, а то и часов? Оказывается, можно. Но только в том случае, если есть вера и огромное желание исполнить задуманное. Сказка вселяет в читателей и слушателей оптимизм и дает разочаровавшемуся силы. Она словно говорит: никогда не отчаивайся, борись, иди до конца. Магия и помощь небес, конечно, нелишни. Но если они и потребуются, то придут не к тому, кто поминутно жалуется. Волшебным или «земным» образом разрешаются проблемы у того, кто ищет, борется, стремится к цели, идет вперед.

Благодарность матери, доверие к любимой

Ашик покидает город без тени сомнения в том, что невеста за долгие семь лет дождется его. Настоящая любовь не требует ни стражей, ни детективных расследований, ни клятв, ни угроз, ни обещаний, ни подозрений, ни доказательств. Любовь и ложь, любовь и предательство попросту несовместимы. А если это не так – то и говорить не о чем. Не было, значит, никакой любви.

Прозрение матери при стечении народа и все те богатства, что певец принес в дом, олицетворяют возврат сыновнего долга. За воспитание, за науку, за то, что растила и холила, лелеяла и берегла сына и дочь, Ана (мать) получает благодарность. А еще за то, подчеркивает автор, что научила детей самому важному: не лениться, надеяться на свои силы, уважать и не подводить людей, дорожить добрым именем семьи.

А все ли взрослые задумываются над тем, с каким багажом отпускают в большое плавание своих подросших отпрысков? Ведь придет время, и доведется им, как и матери Ашика, пожинать плоды родительского воспитания.

Наконец, главный герой показывает пример благородного отношения к сопернику. Не помог хитроумному Куршуд-беку маневр с кражей одежды, не приблизило день свадьбы навязчивое ухаживание за главной героиней. Но теперь, когда противник повержен, а сердце прекрасной Магуль-Мегери отдано триумфатору, не приходится Куршуд-беку исходить злобой и ненавистью. Ашик протянул к нему братскую руку и предложил стать родственником. Еще одна победа чудесного музыканта, и какая красивая. Торжествующий, умный, благородный человек не унизит проигравшего, не станет злорадствовать, ему это и в голову не придет.

Чему учит сказка Ашик Кериб

Итак, основная и главная мысль сказки “Ашик Кериб” укладывается в три основных умозаключения-поучения:

  • береги честь и достоинство, иди по жизни с высоко поднятой головой, ставь цели и планомерно их добивайся
  • помни о доме, где родился, где получил первые уроки, не забывай отца и мать, учителей, будь благодарным
  • если встретишь любовь, сделай все, чтобы сохранить это сокровище, трудись во благо семьи, цени то, что имеешь, успех и счастье в твоих руках.

Часто задаваемые вопросы:

Ашик Кериба сделал богатым некий паша, живший в тех местах. Ашик Кериб и стал собственно богатым, благодаря своему красивому голосу. Паша любил слушать песни Ашик Кериба, хотя ему ни один певец не нравился. И когда Ашик Кериб выступил перед ним, паша щедро отблагодарил его, сделав Ашик Кериб богатым.

Первый человеком, который узнал Агика Кериба, была его сестра.

Педагогические задачи: создать условия, для ознакомления детей со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», с турецкой культурой; научить определять тему, идею произведения, положительных и отрицательных героев; дать представление о разнообразии жанров произведений поэта (стихи, сказки); совершенствовать осознанное чтение; закрепить знания особенностей волшебных сказок; обогатить словарь учащихся заимствованными с Востока словами; воспитывать чувство сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности Планируемые результаты Предметные: познакомятся с творчеством М. Ю. Лермонтова и содержанием сказки «Ашик-Кериб»; научатся: толковать значения восточных слов, определять тему, идею произведения, положительных и отрицательных героев; пересказывать основное содержание произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения Личностные: осознанно готовиться к урокам литературного чтения; выполнять задания; формулировать свои вопросы и задания для одноклассниковДанный файл содержит описание урока литературного чтения в 4 классе по теме: "М.Ю.Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб". УМК "Школа России"

4 класс Лит.чтение М.Ю.Лермонтов Ашик-Кериб.docx

Картинками

Лецких Л.А. учитель начальных классов МАОУ СОШ №21, г.Кунгур Урок литературного чтения по теме: «М.Ю.Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик­Кериб». Развитие речи: написание отзыва на произведение». УМК «Школа «России» Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: создать условия, для ознакомления детей со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик­Кериб», с турецкой культурой; научить определять тему, идею произведения, положительных и отрицательных героев; дать представление о разнообразии жанров произведений поэта (стихи, сказки); совершенствовать осознанное чтение; закрепить знания особенностей волшебных сказок; обогатить словарь учащихся заимствованными с Востока словами; воспитывать чувство сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности Предметные: п о з н а к о м я т с я с творчеством М. Ю. Лермонтова и содержанием сказки «Ашик­ Кериб»; н а у ч а т с я: толковать значения восточных слов, определять тему, идею произведения, положительных и отрицательных героев; пересказывать основное содержание произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини­группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения Личностные: осознанно готовиться к урокам литературного чтения; выполнять задания; формулировать свои вопросы и задания для одноклассников

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – С произведением какого автора мы познакомились на прошлом уроке? – Какие еще стихи М. Ю. Лермонтова вы нашли и приготовили к выразительному чтению? – О чем пишет поэт в своих стихах? – Чем понравились вам эти произведения? Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова I. Актуализац ия опорных знаний. Проверка домашнего задания II. Сообщение темы урока. Определени е целей урока Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку. Читают стихи М. Ю. Лермонтова «Парус», «Утес», «Горные вершины», «Москва, Москва!..» и др. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения Формируемые способы деятельности учащегося Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) III. Первичное чтение произведени я Рассказывает об истории создания сказки. Организует первичное чтение произведения. – М. Лермонтов был русским поэтом и писателем, а почему сказка турецкая? – Сказку, которую мы будем читать, М. Лермонтов написал в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Скорее всего, Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец (среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким). – А вы знаете кто такой Ашик­Кериб? Ашик – народный певец, музыкант. Кериб – бедняк. – О ком нам расскажет сказка? – Прочитайте «восточные» слова. Познакомьтесь с их значением. – Прочитайте восточные имена и названия восточных городов. – Почему такие необычные названия городов и имена? Лермонтовский «Ашик­Кериб» является местной народной сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только совершенно точно передать сюжет, но сохранил и многие разговорные ее особенности. Впервые опубликовано в Текст сказки читают подготовленные ученики. По ходу чтения проводится словарная работа (на партах карточки «Словарики восточных слов»). Аян­Ага – знатный господин. Ана – мать. Ашик – музыкант, балалаечник. Аллах – бог. Витязь Туркестана – отважный, доблестный воин. Газель – родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега. Зарок – клятвенное обещание. Караван­сарай – постоялый и торговый дом в городе, на дороге. Маулям – создатель. Минарет – башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву. Намаз – ежедневная пятикратная молитва у мусульман. Оглан – юноша. Пророк – 1) (религ.) истолкователь воли божества, богов; 2) (перен.) тот, кто пророчит, предсказывает что­нибудь. Формируемые способы деятельности учащегося Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументироват ь свою точку зрения.

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Паша – в старой Турции титул генералов. Посох – длинная и толстая палка с заостренным опорным концом. Сааз – турецкая баладайка. Селям­алейкюм (салям­алейкум) – здравст­вуйте. Чауши – слуги. Имена Ашик­Кериб Магуль­Мегери Аян­Ага Куршуд­бек Хадерилиаз Города Тифлиз Халаф Арзинган Арзерум Арзиньян Формируемые способы деятельности учащегося Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу Этап урока Содержание деятельности учителя литературном сборнике «Вчера и сегодня». Датируется 1837 годом – датой первой ссылки Лермонтова на Кавказ. В это время он усиленно интересуется местным фольклором и даже начинает изучать татарский язык. В автографе Лермонтов в ряде мест именует своего героя Ашик­Керимом. Это не случайная описка. В Закавказье и Средней Азии существует народная повесть, герой которой именуется Ашик­Керимом. Ашик – в первоначальной форме по­арабски означает «влюбленный», а у турок, армян и азербайджанцев – трубадур, лирический певец, позже – народный певец. Кериб (по­турецки было бы гариб) – чужеземец, скиталец, бедняк. Сказки об Ашик­Керибе очень популярны у тюркских народов и распеваются певцами в кофейнях Румелии и Анатолии. Cуществует печатное издание, вышедшее в Константинополе в 1881 году и озаглавленное «Повесть Ашик­Гариба». Однако лермонтовская запись ни по сюжету, ни по именам персонажей не совпадает с названной повестью. В лермонтовской записи имеются некоторые турецкие элементы Магуль­Мегери – дочь турецкого купца Аяк­Аги; турецкого происхождения слово «чауш» – сержант, унтер­ офицер, сторож

Формируемые способы деятельности учащегося Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Строят схему на доске и в тетради. Сказки авторские народные бытовые о животных волшебные – Сказки делятся на авторские и народные. Каждая из этих групп в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные. – Троекратность (три раза Ашик­Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли) Этап урока Содержание деятельности учителя – Итак, речь пойдет о сказке. Давайте вспомним, на какие две группы делятся сказки? – К какой группе отнесем сказку М. Ю. Лермонтова? Почему? – На какие виды делится каждая из этих групп? – К какому виду сказок относится сказка «Ашик­ Кериб»? – Что троекратно повторяется в сказке? Какие чудеса совершались? – Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова? – Понравилась ли вам сказка? Какие чувства вы испытывали, когда ее слушали? Почему? – Назовите действующих лиц сказки. Какие события происходят в сказке? Для чего автор описал нам их? – Может ли для вас это быть ценным? – Все ли были рады помочь главному герою? – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, кто на ней

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося IV. Анализ произведени я изображен? Опишите, как выглядят герои сказки. Какие чувства испытывают? Как эти чувства изобразил художник? – Прочитайте отрывок из сказки, который соответствует этому эпизоду Перечитывание текста сказки с предварительным заданием. – Сколько женихов было у Магуль­Мегери? – Рада ли была Магуль­Мегери своей свадьбе с Куршуд­беком? – Как называется турецкая балалайка? – Как сказать по­турецки «нищий балалаечник»? – Как переводится с турецкого «шинды­герурсез»? – Кто такой оглан? – У Ашик­Кериба была сестра, а у Куршуд­бека какой родственник? – Назовите главных героев сказки. – Кто из этих героев положительный, а кто отрицательный? Почему? – Выберите слова, которые помогут охарактеризовать главных героев. С л о в а д л я с п р а в о к: храбрый, трусливый, Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. – У Магуль­Мегери было два жениха: Ашик­ Кериб и Куршуд­бек. – Нет, не рада. Даже хотела выпить яд или заколоться кинжалом. – Турецкая балалайка – сааз. – Нищий балалаечник – Ашик­Кериб. – Шинды­герурсез – скоро узнаете. – Оглан – мальчик, парень. – У Куршуд­бека был брат. – Главные герои сказки: Ашик­Кериб, святой Хадерилиаз, Магуль­Мегери, Куршуд­бек. – Положительный герой – Ашик­Кериб, так как он талантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный; Святой Хадерилиаз, потому что он добрый, помогает людям; Магуль­Мегери, так как она верная. Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательно сть развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативны х задач

Этап урока Содержание деятельности учителя скромный, вежливый, добрый ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, молчаливый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, обидчивый, грубый, верный, терпеливый. – Почему Куршуд­бек совершил такой поступок? – Может ли это служить ему оправданием? – Вспомните путь, который преодолел Ашик­ Кериб за три дня. Какие географические названия встречаются в сказке? – Предлагаю рассмотреть карту современной Турции. Турция – удивительная страна, которая расположена в двух частях света: в Европе и Азии, омывается сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, Средиземным и Эгейским. Столица Турции – город Анкара. Есть ли на карте современной Турции города, о которых упоминается в сказке, или похожие названия? – А теперь покажите путь Ашик­Кериба. – Видно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно Объясняет домашнее задание. Перечитать сказку, разделить на смысловые части Формируемые способы деятельности учащегося Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) – А отрицательные герой – Куршуд­бек, так как он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слез она потеряла зрение. – Куршуд­бек тоже любил Магуль­Мегери. – Ашик­Кериб проехал Тифлиз, Арзерум, Карс, Арзиньян. Рассматривают карту. Находят на карте города: Карс – Карс Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии) Арзурум – Эрзурум Арзиньян – Эрджиньян. Показывают путь Ашик­Кериба Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Сохранять учебные задачи V. Домашнее задание VI. Итог Оценка результатов выполнения заданий на Отвечают на вопросы. Определяют свое Осуществлять

Чему учит сказка "ашик — кериб"?

    Эта сказка переведенная Лермонтовым основана на реальных обычаях мусульманского мира. Скажу больше, мне приходилось бывать на Кавказе. И знакомится с обычаями тамошнего населения. Т не скрою, что их обычаи, да и сказки заслуживают большего уважения чем русские сказки. Прежде всего в русских сказках больше надеются на Авось. А вот там даже в сказках почитают обычаи. Так например в Азербайджане, прежде чем женится юноша должен был заработать на калым. А калым стоил не дешево, например невеста с техникумом стоила 7000 советских рублей. Но эти деньги шли на приобретение подарка будущей невесте. может поэтому, там часто старались взять в жены и русских невест, так как мне там объясняли, за них не надо платить. Вот поэтому у них и много жен. Но на первую они конечно начинают зарабатывать с детского возраста. Собственно говоря об этом и сказка Ашик-Кериб. И учит эта сказка, что нудно соблюдать обычаи и быть верным своей цели.

    У любви нет преград, даже если вы на расстоянии 20 дней пути — она перенесет вас в другой город в 10 раз быстрее, как перенесла Ашик-Кериба к Магуль-Мегери.

    Еще сказка учит чести — что никогда нельзя опускаться до низких поступков. Человек с добрым сердцем богаче зажиточного купца с черствой душой!

    Лермонтов, которому по душе были кавказские истории, перевел одну из сказок Закавказья, и так нам стала доступна история про Ашик-Кериба.

    Юноша с чудным голосом, без гроша за душой, никак не мог смириться с тем, что у него нет денег на свадьбу со своей богатой избранницей. Самолюбие понесло его в чужие края, искать больших денег с тем, чтобы через семь лет вернуться к Магуль-Мегери.

    Вот только он настолько упился своими деньгами, что про любовь свою и вовсе забыл. Если бы не напоминание Магуль-Мигери, Ашик-Кериб продолжал бы множить свое состояние благодаря своему певческому дару.

    Ну что тут можно сказать? Обычно в сказке нам представляют героя, который и без денег хорош: добр, справедлив, верен. Эта же сказка явно не из того ряда. Она о том, что деньги портят (или портят еще больше) тех, кто не готов обладать ими, ведь по сути, у людей и так есть все для счастья, только почему-то многие думают, что счастья без денег не бывает. Так, в случае с Ашиком — есть чистая любовь девушки, дар, данный небесами, живые мать и сестра. Глупец же мечтает только о богатстве, наплевав на то сокровище, что уже есть у него.

    Печально, что сказка заканчивается для этого негодяя хэппи эндом. Интересно, в кавказской интерпретации та же раскладка для героя в конце? На мой взгляд, события развернулись нелогично и несправедливо.

    Сказку ашик — кериб написал Лермонтов. В этой сказке Лермонтов описывает жизненные устои мусульманского народа. Описывает все трудности их жизни, то каким может быть у них счастье. Лермонтов в этой сказке хотел подчеркнуть то, что как бы трудно не было человек при огромном желании сможет добиться поставленных целей (на примере главного героя). У каждого счастье должно быть сво и путь к нему тоже свой.

    Это сказка на самом деле содержит мотивы мусульманского мира,где Лермонтов подчеркнул,что он проникся их жизнью,и понимает что такое счастье и какой может быть к нему тернистый путь в их жизни.

    И мораль сказки такова,что нужно выбирать между мечтами и реальностью,которая не всегда радужная.И что тот современный мир не всегда справедлив к человеку.

    Данная сказка учит тому,что если захочешь,то всегда можешь обрести свое счастье, но только к этому нужно приложить старание и уметь пойти к счастью нужной дорогой.

    Сказка учит и финансовой независимости главного героя,который выбрал путь лишений,только для того,чтобы заработать.

    Мои варианты:

    1) не стоит заводить семью до того, как у тебя будет стабильное материальное положение (Ашик-Кериб дал себе семь лет на заработки)

    2) в шоу-бизнесе очень большие доходы (за 7 лет Ашик-Кериб заработал не только себе на жизнь, но еще и сестре на приданое)

    3) деньги портят человека (Ашик-Кериб, пока зарабатывал, умудрился забыть, зачем он это делает)

    4) мир не без добрых людей (помощь таинственного всадника с телепортацией)

    5) настоящая любовь выдерживает годы испытаний (Магуль-Мегери честно ждала семь лет)

    6) дал слово — держи (Магуль-Мегери пообщала, что если Ашик-Кериб опоздает, она выйдет за другого — и действительно собралась выйти, хоть и умереть потом)

    7) важно уметь прощать (Куршуд-бек объявил Ашик-Кериба мертвым, а тот просил его и даже сестру родную выдал за него)

    Сказка про юношу Ашик-Керибу учит верить в себя и не боятся трудностей, потому что дома тебя ждут и поддерживают и нуждаются в тебе. Каждый человек остается частицей своей семьи навсегда, в далеких странствиях или обзаведясь своей семьей. И хотя тебя любят и ждут, родные оценивая путь их ребенка, могут выразить свое неодобрение, соверши их сын плохой поступок. Оценку личностного роста дают в родном доме, главное, как к тебе относятся на родине, а молва идет далеко. Нельзя быть плохим в далекой стороне и не бояться дурной славы, докатившейся до отчего дома. Ашик-Кериб учился, боролся и достиг своей цели.

    Сказка Ашик-кериб — переложение М.Ю. Лермонтов восточной народной сказки, существующей в разных вариантах.

    Она учит добру, терпению. Учит тому, что дал обещание — помни о нем, держи слово. Не забывай о своей любви. Сила любви поможет преодолеть все препятствие. И тому, кто делает добро для любимых, помогает сам Бог.

«Ашик-Кериб» - сказка, написанная по сюжету древней легенды Востока о любви. Существует несколько вариантов сказки. Нам наиболее известен вариант Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт написал эту сказку, будучи вдохновленным природой Кавказа и той самой мудрой восточной легендой, о которой поэт узнал во время своего изгнания на Кавказ в 1837 году.

Тема сказки М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб»

Основные персонажи сказки:

  • юноша Ашик-Кериб;
  • девушка Магуль-Мегери;
  • Куршуд-бек, поклонник Магуль-Мегери.

В сказке Лермонтова рассказывается о бедном турецком юноше Ашик-Керибе, играющем на саазе (турецкой балалайке), который влюбляется в прекрасную красавицу Магуль-Мегери, дочь местного богатого купца. Действие происходит в Тифлизе. Ашик-Кериб хочет взять девушку в жены, но не хочет жить за счет богатств ее отца, поэтому отправляется в странствование на срок в семь лет, чтобы заработать денег и разбогатеть. Магуль-Мегери обещает ждать юношу все семь лет, но ставит условие, что если тот не вернется в указанное время, она свяжет свою судьбу с Куршуд-беком.

Кериб отправляется в странствие. Пройдя через трудности и испытания, Керибу удается разбогатеть, в этом ему помогает его дивный голос. В богатстве юноша забывает о своей Магуль-Мегери. За три дня до истечения срока герой вспоминает о своем обещании, но понимает, что ко сроку ему уже не успеть. Ему помогает Хадерилиаз (у Лермонтова – святой Георгий), с помощью которого Ашик-Кериб моментально попадает вовремя прямо в Тифлиз и берет свою возлюбленную в жены.

Основные идеи и мысли сказки, ее смысл

Основная идея сказки – это нарушение обещаний вечной любви вследствие складывающихся жизненных обстоятельств. Только лишь чудо помогает все изменить.

Важная мысль сказки: необходимо всегда исполнять свои обещания, держать свое слово и ни при каких обстоятельствах, какие бы ни были при этом трудности, не нарушать его.

Очень интересен характер Кериба. Этот юноша гордый человек; подвергнув сам себя испытаниям, таким образом показывает, чего он стоит и может ли считаться истинно достойным человеком.

«Ашик-Кериб» - мудрое произведение. С одной стороны, сказка говорит нам о том, что настоящая любовь способна выдержать все преграды, препятствия и расстояния (пример: верность и терпение Магуль-Мегери). С другой стороны, рассказывает о том, что иногда богатство и деньги могут испортить человека, и тогда только искреннее раскаяние и, как следствие, чудо могут помочь ему искупить свою вину.

В произведении действительно происходят чудеса. Появление Хадерилиаза, мгновенное перемещение Ашик-Кериба в свой город, исцеление ослепшей матери героя землей из-под копыт лошади Хадерилиаза. Все это определяет «Ашик-Кериб» именно как сказку.

Главные герои сказки «Ашик-Кериб», записанной М.Ю.Лермонтовым – бедный музыкант Ашик-Кериб и дочь богатого человека, Магуль-Мегери. Магуль-Мегери была самой красивой девушкой в городе Тифлисе, а Ашик-Кериб мастерски играл и пел песни. Молодые люди полюбили друг друга, и красавица предложила музыканту пойти к ее отцу, просить ее руки.

Ашик-Кериб отказался идти к отцу девушки. Он опасался, что впоследствии богатая жена будет попрекать его за то, что у него ничего нет. Музыкант решил семь лет странствовать, чтобы стать богатым, а девушка согласилась его ждать все это время. Но предупредила, что ровно через семь лет она выйдет замуж за другого человека, Куршуд-бека, который давно к ней сватается.

Ашик-Кериб отправился в путь, а в попутчики к нему навязался Куршуд-бек. На первой же переправе Куршуд-бек украл одежду музыканта и, вернувшись домой, сообщил всем, что тот утонул. Но девушка ему не поверила и сказала, что все равно будет ждать любимого семь лет.

Музыканту помогли добрые люди, и он долго странствовал по свету, распевая свои песни, пока в одной далекой стороне его не услышал один паша. Песни Ашика-Кериба понравились ему и паша осыпал музыканта золотом. Ашик-Кериб стал богатым, но не торопился возвращаться домой.

Когда семилетний срок уже подходил к концу, Магуль-Мегери попросила одного купца показывать во всех городах золотое блюдо и тому, кто признается хозяином блюда, передать от нее послание. Когда купец прибыл в город, где у паши жил музыкант, Ашик-Кериб признал себя хозяином блюда и купец сообщил ему, что срок истекает и скоро его невеста выйдет замуж за другого.

До назначенного срока оставалось всего три дня, а ехать до Тифлиса надо было два месяца. Но музыкант собрался в путь и спешно поехал в Тифлис. В спешке он загнал коня. Понимая, что не успеет к сроку, Ашик-Кериб был в полном отчаянии. Но ему повстречался всадник на белом коне, который чудесным образом доставил его в Тифлис в тот же день. Музыкант сказал всаднику, что никто не поверит ему, что он преодолел такое расстояние за один день и попросил дать ему доказательство. Всадник предложил взять из-под копыта его коня комок земли и когда встанет вопрос о правдивости сказанных музыкантом слов, намазать этим комком земли глаза слепому человеку.

Вернувшегося после долгих лет отсутствия музыканта не признали ни мать, ни сестра. Тогда он отправился к дому Куршуд-бека, где уже начался пир, и шла подготовка к свадьбе Куршуд-бека с Магуль-Мегери. Но сама невеста была готова расстаться с жизнью, лишь бы не выходить замуж за нелюбимого человека. Девушка узнала голос Ашик-Кериба и вышла к нему.

Куршуд-бек потребовал рассказать, как Ашик-Кериб за такое короткое время преодолел огромное расстояние. Музыкант рассказал о всаднике, но ему не поверили. Тогда он попросил привести к нему слепого человека. Привели его мать, которая уже давно не видела. Ашик-Кериб сделал, как велел ему всадник на белом коне, и его мать вновь начала видеть. Люди поверили его словам, и Куршуд-бек вынужден был отказаться от свадьбы с Магуль-Мегери. Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Ашик-Кериб» состоит в том, что следует всегда помнить об обещаниях, данных другим людям. Ашик-Кериб, живя богатой, сытой жизнью, позабыл о своей невесте и едва не упустил срок, когда ему следовало вернуться в родные края.

Сказка «Ашик-Кериб» учит быть настойчивым в своих стремлениях и верить в лучшее. Магуль-Мегери не поверила словам о смерти жениха и ждала его семь лет.

В сказке мне понравилась Магуль-Мегери. Она не только честно ждала жениха долгие годы, но и приложила усилия к тому, чтобы его разыскали в далеких краях и напомнили об обещании вернуться к любимой девушке.

Какие пословицы подходят к сказке «Ашик-Кериб»?

Давши слово, держи его.
Крепко верить – значит победить.
Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх