История русской культуры. История русской культуры XIX век - Яковкина Н.И


Развитие науки 19 века

«Русскими моряками и исследователями были сделаны многие географические открытия, совершено около 40 кругосветных путешествий. Начало им положила первое в истории России кругосветное путешествие двумя русскими кораблями «Надежда» и «Нева» под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803–1806). В ходе предпринятой М. П. Лазаревым и Ф. Ф. Беллинсгаузеном экспедиции (1819–1821) была открыта Антарктида.

В первой половине XIX века в России появилась целая плеяда талантливых ученых-физиков, сделавших много ценных открытий (В. В. Петров, Э.X. Ленц, П. Л. Шиллинг, Б. С. Якоби). В области металлургии плодотворно трудился П. П. Аносов. Заметные успехи были достигнуты в медицине, химии, астрономии. Весьма ощутимыми были и достижения в области техники. Крепостные механики отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы на одном из уральских заводов в 1834 г. построили железную дорогу. В 1837 г. было открыто движение по железной дороге Петербург – Царское Село. Уже в 1815 г. первые пароходы стали плавать по Неве, через несколько лет они появились и на других реках. Научные и технические открытия способствовали развитию промышленного переворота, который начался в России в 30–40-е гг.»

Интенсивно развивались наука и техника. Русские ученые добились крупных успехов почти во всех областях знания, причем их открытия имели мировое значение.

Реформы образования

К началу XIX века в народном хозяйстве России все более явственно назревают коренные изменения. Они порождались развивающимися буржуазными отношениями в различных областях экономики – оживилась деятельность внутреннего рынка, росли и крепли международные торговые отношения, в промышленности все большее значение приобретала фабрика с вольнонаемными рабочими, постепенно вытеснявшая вотчинную и посессионную мануфактуры. Товарные отношения проникают в сельскохозяйственное производство, способствуя появлению специализированного земледелия, внедрению технических и агрономических новшеств, возникновению поместий, работающих на внутренний или внешний рынок. Растущие города, привлекая все новых рабочих, ремесленников, торговцев, увеличивали потребности внутреннего рынка.

Развивающийся товарообмен между отдельными регионами страны требовал улучшения средств связи, транспорта, водных путей.

В связи со всеми этими явлениями все острее становится потребность не только в образованных специалистах, но и просто в грамотных работниках, способных обслуживать более сложный процесс промышленного и сельскохозяйственного производства. В этой ситуации одним из важнейших условий поступательного развития страны становилось народное образование.

Основную массу населения России составляли крестьяне, и только 4% всех россиян обитало в городах. Кроме того, критерий грамотности в начале XIX века был чрезвычайно низким. Грамотным считался человек, способный вместо креста обозначить свою подпись фамилией.

«В августе 1802 года было создано министерство народного просвещения, первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. Ранее подготовленные и обсуждаемые «Предварительные правила народного просвещения» были дополнены, утверждены царем и опубликованы в 1804 году в виде двух уставов – «Устава университетов Российской империи» и «Устава учебных заведений, подведомственных университетам».

Согласно уставу 1804 года создавалась стройная и последовательная система административного управления всеми учебными заведениями. Народное образование в России делилось на четыре ступени:

1) приходские училища,

2) уездные училища,

3) гимназии,

4) университеты.

Все эти ступени в учебном и административном плане были связаны между собой. Вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, а также Петербургский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своем лице контроль министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа. Попечителю непосредственно подчинялся и ректор университета.

Профессора университета во главе с ректором призваны были курировать гимназии тех губернских городов, которые входили в округ, принимать участие в разработке учебных и методических вопросов, контролировать деятельность директоров и преподавателей гимназии.

Аналогично этому директор гимназии отвечал за работу уездных училищ своей губернии, а смотритель уездных училищ – за деятельность приходских училищ уезда. Так возникала стройная система соподчинения учебных заведений от низших до высших, причем это соподчинение не ограничивалось чисто административной сферой. Устав 1804 года, определивший не только структуру учебных заведений, но и содержание и методы учебного процесса, устанавливал преемственность учебных программ всех ступеней низшей, средней и высшей школы того времени.»

Реформа учебных заведений 1804 года безусловно отличалась рядом прогрессивных черт, отражала влияние идей русских просветителей XVIII века и передовой общественности начала XIX века. Значительным шагом вперед в области просвещения было установление преемственности различных ступеней низшей, средней и высшей школы, расширение учебных программ, утверждение более гуманной и прогрессивной методики преподавания и, главное, бесплатность обучения.

Книжное дело

К вопросу о распространении знаний в первой половине прошлого века, закономерно в первую очередь говорить о книге и книгопечатании, ибо в то время, когда не было ни радио, ни, тем более, телевидения, печатное слово, книга были главным, а иногда и единственным источником информации, научных знаний. Печатное слово питало русскую литературу, будило общественную мысль. Однако развитие книжного дела было обусловлено разными обстоятельствами, прежде всего, уровнем грамотности населения и политикой правительства. Как уже отмечалось, количество грамотных людей в России того времени было ничтожно малым. Кроме того, и владеющие в какой-то мере грамотой далеко не всегда были любителями чтения, по словам А. И. Герцена, тогда «высшее общество ничего не читало по-русски, низшее – вообще ничего не читало»

Многие провинциальные помещики, жившие в своих имениях более или менее постоянно, в качестве единственных книг имели календари или «Гадательную книгу» толкователя снов Мартына Задеки. Грамотное городское население, купцы, мелкие чиновники в то время редко пользовались печатной продукцией еще и по причине ее дороговизны. Существовало и еще одно обстоятельство, влиявшее на книжную торговлю – это переписка книг или отдельных сочинений, большей частью небольших по объему и представляющих интерес. Некоторые любители даже заводили альбомы или специальные тетради, куда переписывали понравившиеся произведения. Особенно часто это происходило с запрещенными изданиями. По рукам ходили списки комедии «Горе от ума», многих стихотворений Пушкина, различные «подпольные издания» в период цензурных притеснений 30–40-х годов.

Кроме того, развитие издательской деятельности определяла и правительственная политика.

В 1800 году императором Павлом I был запрещен ввоз в Россию иностранных книг, бессмысленная же строгость светской и духовной цензуры привели к значительному сокращению и отечественных изданий.

Однако первые годы царствования Александра I, отмеченные целым рядом прогрессивных начинаний, были благоприятными и для развития отечественного книгопечатания. В марте 1801 года был снят запрет на ввоз книг из-за границы. В 1802 году последовала отмена предварительной цензуры, особенно тяжелой для периодической печати, и разрешение открывать частные типографии. Возрождение «вольных» типографий способствовало увеличению печатной продукции. Причем лидирующее положение в начале XIX века занимали петербургские и московские издательства.

Книгоиздательство даже в лучших своих вариантах, определяясь вкусами и желаниями хозяев, было предназначено очень узкому кругу читателей.

В значительно большей степени возраставшую с каждым годом жажду знаний удовлетворяли коммерческие издательства. Книжная торговля в крупных городах не сосредотачивалась только в крупных магазинах – с конца 30-х Годов XIX века растет число лавок букинистов, где можно было произвести обмен старой книги на новую с приплатой.

В первые годы XIX века в Москве, Петербурге, Дерпте, Вильно и Риге появились коммерческие публичные библиотеки или, как их тогда называли, «кабинеты для чтения». По большей части они организовывались книготорговцами при магазинах. Однако ни книжные лавки, ни коммерческие библиотеки не могли удовлетворить растущей общественной потребности в книгах, прежде всего ввиду их малочисленности, а также из-за высоких цен, как за приобретаемые издания, так и за «абонементы» в «кабинеты для чтения»

«Идея создания в Петербурге публичной, «для употребления всех и каждого», библиотеки принадлежала еще Екатерине II. По ее повелению 27 мая 1795 года началось строительство здания для библиотеки. Однако закончено оно было только в 1801 году.

В 1802 году книги были перенесены в новое здание и переданы под управление главного директора императорских библиотек графа А. С. Строганова; помощником его по управлению еще не открытой для публики, но существовавшей библиотекой стал Алексей Николаевич Оленин. С 1808 года Оленин фактически стал директором библиотеки. Широко образованный, одаренный разнообразными талантами, живым умом и большой энергией, этот человек сыграл выдающуюся роль в культурной жизни России первой половины XIX века. Знаток западноевропейского искусства и русской старины, способный рисовальщик, археограф, библиофил и видный сановник, он возглавил два крупнейших культурных центра того времени – Публичную библиотеку и Академию художеств и сумел поднять их на достойную высоту.»

К концу первой четверти XIX века ситуация внутри страны стала постепенно меняться под влиянием общественного подъема, прогресса промышленности и торговли, незначительных, но все же ощутимых успехов просвещения. Все это – ив том числе рост городов и городского населения – способствовало активизации и расширению культурной жизни, вовлечению в нее новых групп населения. К 30–40-м годам XIX века значительно возросло число издательств. Книгоиздание и книготорговля становились все более выгодным коммерческим делом в связи с ростом читающей публики.

Помимо дворянства столичного и поместного, являвшегося главным потребителем книги, контингент читающей публики возрастает и за счет профессоров и студентов все более успешно действующих российских университетов, тяготеющих к образованию купцов и промышленников, и наконец, все увеличивающейся разночинной интеллигенции.

«Золотой век» русской культуры. Сентиментализм, романтизм и реализм

XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета культуры. «Золотой век» был подготовлен всем предшествующим развитием русской культуры, особенно петровскими реформами.

«На культуру начала XIX в. огромное воздействие оказали три события.

Прежде всего, это Отечественная война 1812 года, вызвавшая рост национального самосознания и невиданный подъем патриотизма. Борьба с Наполеоном заставила по иному осмыслить российскую действительность, отчетливо увидеть все пороки общественной жизни страны и в первую очередь бесправие народа, крепостничество. Победа в войне, пробудившая у россиян чувство гордости за свое Отечество, способствовала заметному ослаблению и исчезновению крайних форм преклонения перед всем западным, имевшим место в высших слоях русского общества. Война также оказала благотворное и вдохновляющее воздействие на отечественное искусство. Многие художники посвятили теме войны свои произведения. Например, Л. Н. Толстой и роман «Война и мир». Взаимосвязь войны 1812 г. ощущается и с другим важным событием первой половины XIX в. – движением декабристов. Не случайно они называли себя «детьми 1812 года». Декабристы были глубоко разочарованы результатами войны, полагая, что, защитив свободу других, русский народ для себя не приобрел ничего. Он по-прежнему остался в «рабстве и невежестве». Восстание декабристов оказало огромное воздействие на всю последующую эволюцию России. Оно вызвало мощный подъем общественной и философской мысли. Большим и глубоким было его влияние на художественную культуру.

Третье событие – отмена крепостного права. В России XIX в. сохранялись факторы, тормозившие развитие национальной культуры: это крепостное право, которое ограничивало возможности просвещения, и царский абсолютизм, сознательно затруднявший доступ к знаниям простому люду.»

В XIX веке были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. И величие их определялось не только художественным совершенством, но и светом освободительных идей, гуманизмом, неустанным поиском социальной справедливости.

Значительная часть «пишущей братии» служила либо в армии, либо на государственной службе, занимая нередко высокие посты. Поэты Державин и Дмитриев были министрами, Грибоедов – дипломатом, адмирал Шишков в разное время совмещал с литературной деятельностью должности государственного секретаря, члена Государственного Совета, министра просвещения; А. Марлинский – популярный романист – был гвардейским офицером, Ф. Н. Глинка – писатель и поэт – подполковником, Д. Давыдов – герой 1812 года, поэт и баснописец – закончил Отечественную войну полковником. Были и «безмундирные» – Пушкин, Карамзин.

Но так или иначе большинство виднейших литераторов-дворян начала XIX века принадлежали к высшим и наиболее просвещенным слоям этого сословия. Идеи этого дворянского «авангарда» и составили основу того великого духовного потенциала, благодаря которому русская литература приобрела впоследствии мировое значение.

Новые произведения русских писателей могли увидеть свет прежде всего на страницах журналов; они же являлись средоточием художественной критики и полемики; в журналах читатель мог получить информацию и о культурной жизни страны, а иногда и Европы.

«Журналы играли видную роль в общественной жизни, представляя то или иное идейное направление. Так, «Северный вестник» (1804–1805) И. И. Мартынова, «Журнал российской словесности» (1805) Н. П. Брусилова, «Северный Меркурий» (1805) и «Цветник» (1809–1810) А. Е. Измайлова и А. П. Бенитского являлись пропагандистами просветительских идей, «Русский вестник» С. Н. Глинки отстаивал принципы самобытности и выступал против галломании и т.п.»

В конце XVIII века в русской литературе на смену господствовавшему направлению классицизма возникло новое течение, получившее название сентиментализма. Возникший на основе новых социально-экономических отношений сентиментализм был чужд прославлению государственности и классовой ограниченности, присущих классицизму.

В противовес последнему он выдвинул на первый план вопросы личной жизни, культ искренних чистых чувств и природы. Пустой светской жизни, развращенным нравам высшего общества сентименталисты противопоставляли идиллию деревенской жизни, бескорыстную дружбу, трогательную любовь у семейного очага, на лоне природы. Эти чувства нашли отражение в многочисленных «Путешествиях», которые вошли в моду после романа Стерна «Сентиментальное путешествие», давшего название этому литературному направлению.

Позже появилось новое направление, романтизм. Романтизм представлял собой сложное идеологическое и философское явление, отражавшее реакцию различных социальных групп на буржуазные революции и буржуазное общество.

Антибуржуазный протест был свойственен и консервативным кругам, и прогрессивной интеллигенции.

Русский романтизм, в отличие от европейского с его ярко выраженным антибуржуазным характером, сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял часть из них – осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года. Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания передовых слоев русского общества, но и признание особой роли народа в жизни национального государства. Тема народа стала очень значительной для. русских литераторов-романтиков. Им казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков, хотя понимание «народной души» у них было различным.

«Интерес к отечественной истории у поэтов-романтиков порождался чувством высокого патриотизма. Расцветший в период Отечественной войны 1812 года русский романтизм воспринял его как одну из своих идейных основ. В художественном плане романтизм, подобно сентиментализму, уделял большое внимание изображению внутреннего мира человека. Но в отличие от писателей-сентименталистов, которые воспевали «тихую чувствительность» как выражение «томно-горестного сердца», романтики предпочитали изображение необыкновенных приключений и бурных страстей. Вместе с тем безусловной заслугой романтизма, прежде всего его прогрессивного направления, стало выявление действенного, волевого начала в человеке, стремления к высоким целям и идеалам, которые поднимали людей над повседневностью.»

В 30–40-е годы XIX столетия господствующим направлением во всех видах русского искусства становится реализм. Время выдвигало все более сложные проблемы перед мыслящими людьми России. Становилось необходимым не только осуждение отрицательных сторон действительности, но и ее глубокое постижение. Эта тенденция общественной мысли была воспринята и прогрессивными литераторами, целью которых становится реальное изображение жизни, не «живописание», а анализ ее. Меняются методы художественного изображения. В противовес «высокому герою» романтической поэзии и прозы теперь достойной описания признается «низкая действительность». Главными чертами реалистического направления становятся правдивое изображение действительности, демократизм и гуманизм.

Черты просветительского реализма присутствуют уже в поздней поэзии Радищева и Державина, в творчестве поэта-воина Д. Давыдова. В значительной степени способствовали утверждению реализма в литературе великий баснописец И. А. Крылов и А. С. Грибоедов («Горе от ума»). Однако подлинного расцвета реализм достиг в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова.

Александр Сергеевич Пушкин(1799–1837) – вершина национального творческого дарования, гений, поднявший русскую культуру на вселенскую высоту. Это и поэт, и писатель, и мыслитель, и историк. Он внес наибольший вклад в создание современного литературного языка и новой русской литературы. Именно в его творчестве русский язык предстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным. Литературный критик и поэт А. Григорьев изрек: «Пушкин – наше все». Н. В. Гоголь писал, что «Пушкин – есть явление чрезвычайное… может быть единственное явление русского духа».

Этот великий поэт принес миру такие произведения как: поэма «Руслан и Людмила» (1817–1820), роман в стихах «Евгений Онегин», романы «Арап Петра Великого», «Дубровский», «Капитанская дочка» и многие др.

М. Ю. Лермонтов(1814–1841) стал известен всей мыслящей России стихотворением, написанным на смерть Пушкина, и был воспринят многими как его наследник. Прожив необыкновенно короткую и творчески насыщенную жизнь (только за последние 4 года он успел написать около 100 стихотворений), поэт сумел обессмертить свое имя, создав реалистическую лирику и поэмы («Бородино», «Смерть поэта», «Родина», «Прощай немытая Россия»). Идя вслед за Пушкиным, Лермонтов переходил от романтического стиля к реалистическому и наоборот. Его главный романтический герой Печорин нашел воплощение в прозаическом произведении «Герой нашего времени», но предельно остро выразил одну из главных тем лирики поэта – тему одиночества, разочарования в окружающей действительности. В высшем столичном обществе расположением Лермонтов не пользовался. За нарушение приказа императора, запрещавшего дуэли, он был сослан на Кавказ, где и погиб на дуэли.

Значителен вклад Н. В. Гоголя(1809–1852), придавшего реализму ярко выраженную критическую направленность. Именно он считается основателем «натуральной школы» в русской литературе (так вначале называли критический реализм). Начав свою литературную деятельность с романтического цикла «малороссийских повестей» «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь пришел к углубленному постижению действительности. В комедии «Ревизор» писатель едко высмеял нравы уездного чиновничества современной ему России. С 1830-х гг. до последних дней жизни Гоголь работал над «поэмой» «Мертвые души». Создавая галерею образов провинциальных помещиков и обитателей губернского города, он исходил из убеждения, что «нельзя иначе устремить общество… к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

Театр

Важную роль в общественно-культурной жизни начал играть театр. В первые десятилетия XIX в. крепостные театры вытесняются «вольными» – государственными и частными. Правительство желало подчинить театральные зрелища своему контролю и с 1805 г. в Петербурге и Москве – центрах театрального искусства – официально устанавливается монополия императорских театров. Дирекция столичных театров была подчинена министерству двора. В 1820-е годы происходит еще одно важное событие: театральные труппы разделяются на драматические и оперно-балетные.

«В Петербурге в начале века было три государственных, или казенных театра: дворцовый театр в Эрмитаже, Большой театр, и Малый театр у Аничкова моста. В 1832 г. по проекту известного архитектора К. И. Росси был построен прекрасный драматический театр, оборудованный по последнему слову театральной техники и получивший название в честь жены Николая I – Александры Федоровны – Александринский. В следующем году открылся еще один театр (арх. А. П. Брюллов), названный по имени брата императора, великого князя Михаила Павловича, Михайловским (теперь имени М. П. Мусоргского). В нем преимущественно выступали французская и итальянская труппы. Новые театры появились в Москве. Здесь в 1806 г. был открыт Малый театр, ставший по преимуществу драматическим. В 1825 г. на месте сгоревшего частного Петровского театра закончили строить Большой театр (арх. О. И. Бове) – один из крупнейших театров Европы, являющийся вторым в мире по величине после миланского театра «Ла Скала».»

В русском драматическом театре начала века процветали классицизм и сентиментализм. Большой популярностью пользовались комедии А. А. Шаховского, М. Н. Загоскина и Н. И. Хмельницкого. Шумный успех имели трагедии В. А. Озерова на темы русской («Ярополк и Олег», «Дмитрий Донской») и античной («Эдип в Афинах») истории.

Живопись

В пейзажной живописи происходит освобождение от условностей XVIII в., рождается более широкий и свободный взгляд на мир, попытка запечатлеть поэтическую красоту живой, неприкрашенной природы. Ведущее место в этом жанре принадлежит С. Ф. Щедрину, окончательно преодолевшему идеализированную декоративность и утвердившему понятие пейзажа как изображения реально существующей местности с ее неповторимыми особенностями. Основной темой творчества Щедрина стала природа Италии – «земли обетованной» для русского художника того времени.

Новые черты приобретает бытовая живопись, окончательно утвердившаяся в качестве равноправной в системе иерархии жанров. Этому в огромной степени способствовало творчество А. Г. Венецианова и его учеников. Появляется новый вид картины, складываются композиционные решения, соединяющие элементы портрета, пейзажа и бытового жанра. Предметом пристального внимания художника становится повседневная жизнь народа, его быт и его труд («Спящий пастушок», «Захарка», «Утро помещицы», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето»). Особая роль Венецианова состояла также в том, что он создал свой метод обучения, гораздо более современный, нежели академические классы. В его школе уже на первых этапах ученик начинал работать с натурой, в естественном ее облике. Это помогало молодому художнику ближе, острее понять реализм окружавшей его действительности. Творчество Венецианова стало начальным этапом формирования реализма в русской живописи.

В первые десятилетия XIX в. Академия художеств утрачивает монопольную роль в художественной жизни всей страны. В 1801 г. появляется Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. В 1820 г. Общество поощрения художников объединяет поклонников искусств, содействовавших живописцам. Начинается издание первых художественных журналов: «Журнал изящных искусств» (Москва), «Журнал изящных искусств» (СПб). Утверждению идей реализма в русском искусстве во многом способствовало открытое в Москве в 1832 г. Училище живописи, ваяния и зодчества.

Архитектура 19 века

Первая треть XIX в., после победоносной войны 1812 г., отмечена необычайным размахом русского градостроительства. В отличие от 80–90-х гг. XVIII в., когда в центре внимания архитекторов было создание храмовых и усадебных построек, теперь главными сооружениями становятся административные и гражданские здания, формирующие центр общественной жизни города. В это время русский классицизм в архитектуре переживал последний этап – поздний или высокий классицизм, часто называемый русским ампиром (от французского empire – империя). Для него характерны монументальные формы и богатый декор, воплощавшие идеи государственного могущества и воинской славы.

«Ведущая роль в градостроительной деятельности этого периода принадлежит К. И. Росси, сыну итальянской балерины, который родился и жил в России. Его стилю свойственны черты особой величавости, триумфальности, монументальности и соразмерности пропорций. Один из любимых приемов зодчего – «вознесение» колонн на высокие цокольные этажи, что придает зданиям особую парадность и эффективность. Именно его творчество стало завершающим этапом в оформлении архитектурного облика центральной части российской столицы. Росси, «мыслившего ансамблями», справедливо называли Моцартом архитектуры. Среди построек, выполненных по проектам Росси, – комплекс Михайловского дворца (1819–1825) и планировка прилегающего района; Дворцовая площадь с дугообразным корпусом Главного штаба и Министерств, соединенных Триумфальной аркой, которую венчает квадрига работы С. Пименова и В. Демут-Малиновского (1819–1829); Александрийский театр (1828–1832), лучший в Европе того времени как по композиционному решению, так и по внутренней отделке интерьеров, с прилегающим районом, включающим площадь перед театром, Театральную улицу, здание Публичной библиотеки, Чернышеву площадь; здание Сената и Синода (1829–1834).»

Отличительная черта творчества архитекторов первой половины века – формирование градостроительной среды посредством органичного введения новых сооружений в существующую застройку. Во время восстановления Москвы после пожара 1812 г. на первый план также вышли вопросы проектирования ансамблей и гармоничности новых и старых здании.

Россия прошла путь из культурной изоляции – к интеграции с европейской культурой.

Большинству же населения страны – крестьянству, городским обывателям, купечеству, ремесленникам, духовенству – новая, впитавшая в себя соки европейского просвещения, культура осталась чуждой. Народ продолжал жить старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Если к XIX веку в высшем обществе университетское образование стало престижным и талант ученого, писателя, художника, композитора, артиста стал вызывать уважение независимо от социального происхождения человека, то простонародье видело в умственном труде «барскую забаву», развлечение от безделья и смотрело на интеллигенцию «как на чуждую расу» (Бердяев).

Возник разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции. Историческая воля Петра I и его последователей смогла вписать Россию в этот поворот, но ее оказалось недостаточно, чтобы погасить силу культурной инерции, владевшую народом. Культура не выдержала создавшегося на этом повороте внутреннего напряжения и разошлась по швам, которые до того соединяли ее различные обличья – народное и господское, деревенское и городское, религиозное и светское, «почвенное» и «просвещенное». Старый, допетровский тип культуры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, «почвенное» бытие. Более того, отторгнув все чуждые иноземные новшества, он замкнулся и надолго застыл в почти не меняющихся формах русской этнической культуры.

Разрыв между этнической и национальной культурой наложил свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на социально-политическую жизнь страны, на взаимоотношения между различными социальными слоями общества. В общественной мысли он породил идейную полемику между «славянофилами» и «западниками». Он обусловил особенности русской интеллигенции, болезненно переживавшей свою оторванность от народной почвы и стремившейся восстановить потерянную связь с нею.



Захарченко М.В.

Первая половина 19 века характеризуется быстрым ростом и распространением культуры. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации. Идеи гражданственности и народности становятся ареной борьбы идеологий.

Единая тенденция по-разному реализуется в период двух царствований. Царствование Александра 1 – дворянский период культуры. Культурная инициатива русской аристократии свободно проявляется в различных сферах общественной жизни, культурное отчуждение образованного общества от народа становится предметом общественного самосознания. В царствование Николая II все больший вес получает культурная инициатива разночинцев. Различие заявленных прежде культурных стратегий оформляется в идеологии, приобретает значение политическое. Государство ведет охранительную политику, содержание его культурной стратегии определяет формула "православие, самодержавие народность".

Просвещение

В 1802 г. создано Министерство Народного просвещения, в 1804 принят Устав учебных заведений, в котором ведущая роль в организации образования отдается университетам и предполагается создание государственной системы преемственно связанных учебных заведений, по территориальному принципу объединяемых в учебные округа с центром в университете: Московский (с 1755), Казанский (1804), Дерптский, Харьковский, (1802-05), Виленский (преобразован), Варшавский (1816), СПб (1819, преобразован), Университеты (кроме Дерптского и Варшавского) не имели богословских факультетов. С 1819 учреждаются ученые степени магистра и доктора наук, для занятия должностей в университетах обязательна защита соотв. диссертаций. Университеты обладали автономией (отменена по Уставу 1835 г., восстановлена по Уставу 1863 г.). Государственная сеть (приходские училища, уездные училища, губернские гимназии, университеты). развивалась медленно, школа стала на ноги к 40-м гг., когда действовало 20 гимназий в Москве, 17 в СПб, гимназии почти в каждом губернском городе, училища в уездах, сеть приходских народных школ была развита слабо. Основной социальной базой учености и образования (слушатели и профессура Университетов) были духовные училища, системно преобразованные по Уставу 1814 года на базе существовавших прежде. Преобразованиями занималась Синодальная "Комиссия духовных училищ" (1808). В основу системы положен тот же территориальный принцип: приходские училища, епархиальные, семинарии. Сеть разделена на округа во главе с Академией. Академия - учебно-научные центры богословия нового типа: это учебное заведение, ученая корпорация и административный центр: СПб Академия (1809), Московская (1814), Киевская (1819), Казанская (1842).

Открываются технические институты: в СПб Лесной (1803), корпуса инженеров путей сообщения (1809), практический технологический (1828), артиллерийской и инженерной академии (1855), возобновлен Главный педагогический институт (1828), в Москве – высшее техническое училище (1830).

Развитие наук

Рост и развитие научных исследований обусловлен обширной деятельностью государства по институциализации науки при активной общественной инициативе, выражаемой в создании многочисленных научных обществ.

Естествознание. Естествознание развивается в русле деятельности РАН (осн. 1747, с 1803- Императорская АН, с 1836 – императорская СпбАН), факультетов университетов (по уставу 1804 г. - физико-математические факультеты, с 1834 – естественные и физико-математические отделения) и при технических учебных заведениях, Создаются лаборатории (обсерватории, физические химические, ботанические сады), развиваются научные исследования. Возникают научные общества Московское общество испытателей природы, (1805), Минералогическое общество (1817), Московское общество сельского хозяйства (1820), Рус. географическое общество (1845). При РАН организуются новые академические научные учреждения: Азиатский музей (1818), Египетский (1825), Зоологический (1832), Ботанический (1823) музеи, Пулковская обсерватория (1839, основатель и директор В.Я.Струве). Создаются научно-административные органы при министерствах: Военном (военно-топографическое депо), Морском (гидрографическое управление, Финансов (депо образцовых мер и весов), ученые комитеты при горном и сельскохозяйственном ведомствах.

В основных научных центрах – Москве и Петербурге формируются научные школы. Санкт – Петербургский университет и Академия наук: математика (П.Л.Чебышев), астрономия (В.Я.Струве), физика электромагнетизма (Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби), химия (Г.И.Гесс, А.А.Воскресенский), эмбриология (Х.Пандер, К.М.Бэр), хирургия и анатомия (Н.И.Пирогов). Москва: аналитическая механика (Н.Д.Брашман), астрономия (Ф.А.Бредихин),геология (Г.Н.Щуровский), климатология (М.Ф.Спасский), терапия (М.Я.Мудров), физиология (В.А.Басов). Казань – геометрия (Н.И.Лобачевский), астрономия (М.А.Ковальский), химия (Н.Н.Зинин).

Бурно развиваются географические исследования: совершено около 40 кругосветных плаваний с участием астрономов, биологов, физиков и др. (И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ю. Лисянский (1803-1806),Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П. Лазарев (1819-21) и др.). Открыта Антарктида (1820), острова в океанах, собраны материалы и коллекции по океанографии, этнографии, биологии. Исследуется Сибирь (А.Ф.Миддендорф, 1842-45), Дальний Восток (Г.И.Невельской, 1848-55), Арктика и Аляска, Алтай (П.А.Чихачев, 1842), Аральское и Каспийское моря. На средства русского правительства организована экспедиция А.Гумбольда (1829 г.– Урал. Алтай. Ср. Азия). Созданы подробные карты Империи (1801-1804 – 20-верст на дюйм, 1839 – 10 в/д – Зап. России).Проведено множество геологических исследований – Донецкого горного кряжа, Подмосковного угольного бассейна, Кавказа. Урала, Забайкалья. Составлены геологические карты европейской части России.

Проявляется глубокий интерес к принципиальным мировоззренческим проблемам естествознания, возникает и развивается естественно-научный материализм, эволюционная философия (К.Ф.Рулье, школа биологов-эволюционистов: Н.А.Северцов, Я.А.Борзенков)

Гуманитарное знание

При высоком общественном и научном интересе к разысканию и широкой публикации источников по русской истории учреждается Московское общество истории и древностей Российских (1804). Археограф, член РАН А.И. Мусин-Пушкин (его библиотека погибла в Москве во время пожара 1812 г.) открыл, издал и широко пропагандировал Лаврентьевскую летопись, (с "Поучением Владимира Мономаха"), "Слово о полку Игореве". В 1829 (П.М.Строев) – Археографическая комиссия учреждена и начинает публикацию древнерусских актов и ПСРЛ. Развиваются вспомогательные исторические дисциплины.

Периоду принадлежит смена историографической парадигмы. Историографию, основанную на самодержавной идее ("последний летописец" Н.М. Карамзин) сменяет историография, исходящая из идеи развития, осуществляющегося в борьбе исторических сил (С.М. Соловьев – 29- томная "История России"). Историки осмысляют основания русской историографии (Н.М.Полевой, М.Т.Каченовский, К.Д. Кавелин и др.).

Развивается всеобщая история, изучение истории как западных, так и восточных стран: европейская медиевистика (Т.Н.Грановский, Московский университет), славяноведение (В.И.Ламанский), китаеведение (иер. Иакинф (Н.Я.Бичурин)), монголоведение (И.Н.Березин, Казань). В начале 19 века создано отделение русского языка и словесности Имп. АН. Закладываются основание научных методов в русской филологии и лингвистике (А.Х.Востоков, И.И. Срезневский).

Развивается книгоиздание, книготорговля, периодическая печать.

С 1802 года, после правительственного указа, разрешающего открытие вольных типографий, издательское дело становится постепенно популярным. Книжная торговля (А.Ф.Смирдин) способствует изданию и распространению рождающейся русской литературы. Периодическая печать до 1825 года концентрируется в столицах. В 1809 г. из 77 названий - 9 газет, 68 журналов (1. С.40), причем из них на долю провинциальной прессы приходится 3 наименования в 1813 г., а в 1817 – 7. Издания неустойчивы, краткосрочны. С 1825 возникают специализированные издания, научные журналы, собственная пресса в провинции. Издания приобретают собственную постоянную публику с постоянным интересом, становятся устойчивыми. Большое влияние на умонастроения общества приобретают литературные журналы. (Журнал Ф.Булгарина "Северная пчела" - тираж 2000 экз.).

В библиотечном деле по-прежнему большое значение имеют частные собиратели. Большое значение имеет деятельность сановников и ученых - Н.П. Румянцева и Ал. Ив. Мусина- Пушкина по собиранию и изданию памятников древнерусской письменности. Библиотека Н.П. Румянцева в СПб насчитывает – 28 512 тт). в т.ч. книги Гутенберга и Ивана Федорова.

К государственным библиотекам, действующим с 1728 г. (библиотека Академии наук, потом - ведомственные библиотеки учебных институтов) в начале 19 в. – прибавляются коммерческие публичные библиотеки. В 1812 году в СПб открывается общедоступная публичная государственная библиотека (директор А.Н.Оленин, сотрудник – Н.И. Гнендич). Ее фонды выросли с 243 тыс. в 1812 г. до – 500 тыс. к 1850, из них русский фонд вырос от 2300 ед. в 1812 г. 30 тыс. в 1850 г. Круг чтения в начале века - это преимущественно иностранная литература на иностранных языках, для широкой публики – иностранные романы. К середине века заметно растет интерес к отечественной литературе (первыми стали популярны Карамзин, Пушкин, Жуковский). Тираж "Истории" Карамзина 3 тыс экз. в 1818 году ушел за 25 дней.

Развивается переводческая деятельность. На русский язык переводится классика мировой словесности. (И. Гнедич – перевод Гомера, В.Карпов – пер. Платона, Оптина Пустынь - переводы Св. Отцев), Увлечение созданием домашних библиотек достигает и провинциальных дворян. Разночинная интеллигенция к середине века становится заметным читателем, получает большую популярность научная, общественно-политическая литература. Новинки иностранной научной и популярной литературы незамедлительно достигают России: выписываются, реферируются, переводятся, обсуждаются в печати.

Становление русской литературы, живописи, театра, музыки происходит в русле общей для Европы и России стилевой эволюции. Классицизм на исходе 18 века сменяется сентиментализмом, далее возникает романтизм, затем реализм. Художественные школы развиваются под влиянием Академии Художеств. Порядок обучения здесь, неизменный в течении всего 19 века, воспитывает огромное трудолюбие. Классицизм и академизм в русской живописи – Ф.А. Бруни. И.П.Матрос развивает тему патриотических чувств, служения родине, сюжеты берут из античной, библейской и из русской истории. Сентиментализм – А.Г.Венецианов. В русле романтизма – портретная живопись, народный быт (О.Кипренский, Карл Брюллов). Реализм (П.А.Федотов) – образы действительности.

Развивается театр. Крепостные театры постепенно сменяются "вольными" – государственными и частными (однако практика продажи крепостных артистов по-прежнему в силе). Театры в СПб – Эрмитажный, Большой, Малый; труппы - драматическая, оперная, балетная, русские и приезжие: французская и итальянская. 1832 – Александринский театр. В Москве – построены Малый и Большой театры. Возникают отделы театральной критики в периодике. 1808 – первый театральный журнал. Артисты – балерина Истомина, драматический актер П.С.Мочалов (играет Шекспира, Шиллера), в стиле реализма славен М.С.Щепкин.

Отечественная словесность является мощным фактором национального самосознания и выражает его развитие. Действуют литературные салоны (В.А.Жуковский, А.Н.Оленин), общества распространения культуры, способствующие формированию национальной словесности ("Вольное общество любителей российской словесности, наук и культуры" (1801-1812), "Беседа любителей русского слова" под предс. Г.Р.Державина, также кн. Шаховской, кн. Ширинский-Шихматов, адм. А.С. Шишков, гр. Хвостов). Это первая радость свободного художества, восприятие влияний западных литератур, подражательность и доверчивое ученичество, обретение собственного исторического опыта творческой деятельности в универсальных культурных формах.

С 1825 г. – время "реакции", современники оценивают как "время углубленной умственной работы, переоценки ценностей, собирания сил". В 1826 г. действует строгая цензура, запрещено печатать анонимные произведения. В 30-40 гг формируется литературное направление "официальной народности" (исполнение формулы ""православие самодержавие), где культивируется охранительное начало (Ф.В. Булгарин, Н.В.Кукольник, Н.И.Греч. М.Н.Загоскин). Роман М.Загоскина "Юрий Милославский (1829) отражает идею единения народа вокруг царя в годины испытаний. Эти литературные произведения популярны, покровительствуемы Бенкендорфом и царем. В оппозиции официальной народности развиваются литературные течения "социального" направления и творческие поиски литературного выражения самосознания народа.

Формируется русская эмиграция (А.И.Герцен). С 40-е гг. в литературной критике остро зазвучала социальная тема. Глашатай реализма В.Г.Белинский акцентирует в реалистическом направлении критический анализ действительности, тему маленького человека и бедственного положения социальных низов общества. (И.С.Тургенев, И.И. Панаев, Д.В. Григорович, Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин).

Становление нового литературного языка происходит в драматической борьбе сторонников радикальной "прививки" универсальных грамматических форм и радетелей сохранения и взращивания живых церковнославянских и народных корней русского языка. В русской филологии и литературе растет интерес к устной и письменной народной традиции (к "живой народности"). Музыка и музыковедение, литература и филология включаются в собирательство образцов устной народной традиции (А.С.Пушкин, И.В Киреевский, Ф. Буслаев). В творчестве А.С.Пушкина национальное самосознание послепетровской России находит органическое выражение в языке и литературной форме.

Богословие и философия

Александровская эпоха – период "борьбы за богословие", николаевская - "философского пробуждения".

Дух Александровской эпохи пронизан мистицизмом, активно воспринимается немецкий мистицизм, масонская мистика (Эккартсгаузен, Сен-Мартен, Сведенборг, Фенелон). Масонские ложи и организации (ложа "Умирающего Сфинкса", Лабзин (1766-1825)) собирают образованные силы общества (Витберг, Херасков, Н.Тургенев), оказывают воздействие на тайные общества (Арзамас, Союз благоденствия, Зеленая Лампа), заметно влияют на направление культурной жизни.

Возобладала идея "универсального", "внутреннего", надконфессионального христианства, проводимая самим императором в русле манифеста Священного Союза (1815). В 1817 г. учреждается Министерство духовных дел и народного просвещения" (кн. А.Н.Голицын (1773-1844)). "Сугубое министерство" хочет пробудить в массах религиозную потребность и вместе с тем навязать новую государственную религиозную идею, призванную заместить историческую Церковь ("министерство затмения" – Карамзин). В этой двусмысленной обстановке выдвигается идеал просвещенного духовенства, призванного активно участвовать в народно-государственной жизни, которому место на верхах общества, и начинают вырабатываться основания православного богословия, правильно обустраивающего законный путь веры, дабы предупредить уклонения на незаконные пути, прилагаются усилия к распространению богословских познаний. Язык преподавания в духовных школах становится русским, издается. Митрополит Московский Филарет (Дроздов), пишет русский катехизис для народа. Издание Библии на русском языке (идея, поддерживаемая митр. Филаретом) находится в руках надконфессионального Библейского общества (учр. 1804), деятельность которого вызывает резкую оппозицию (адм. Шишков, архим. Фотий). Общество упразднено в 1825 г.

К середине века русская богословская школа, становится на один исторический уровень с западной, в содержании образования. Складываются доминанты русской православной богословской школы: интуиция Священной истории, религиозный интерес к прошлому, единство философского умозрения и свидетельства Откровения (2, с. 232). В духовных школах вызревает философская ученость, (Ф. Голубинский, В.Н.Карпов, переводчик Платона, О.М.Новицкий, П.Д.Юркевич). Практическое аскетическое богословие являет себя в деятельности святых подвижников преп. Серафима Саровского, преп. Игнатия Брянчанинова, святых отцов Оптиной пустыни.

В Николаевскую эпоху потребность в философии вырастает из созревшей необходимости сознательно увидеть себя в русле исторической жизни народов. Философия развивается по двум направлениям – как философия природы (Павлов, И. Давыдов, А.Герцен) и философия истории, в русле которой оформляется основная идеологическая оппозиция 19 века - "славянофилов" (А.С.Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские) и "западников" (А.И.Герцен, Т. Грановский). Водораздел проходит по линии понимания религиозной судьбы России и, шире, историософского значения религиозной идеи. Переживая мощное влияние немецкой классической школы (Гегель, Шеллинг), русская мысль осознает необходимость восхождения к ее началам. Это вдумчивое ученичество, обращение к корням собственной культуры, народным и церковным, переосмысление плодов цивилизации в "двойном свете" западного и собственного исторического опыта.

Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. Статьи "Российская империя", "Университеты"

2. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж. 1937 (репринт)

3. Н.И.Яковкина. Очерки русской культуры первой половины 19 века. Учебное пособие. Изд-во ЛГУ,1989


Захарченко М.В. Первая половина 19 века характеризуется быстрым ростом и распространением культуры. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не

XIX век - «золотой век» русской культуры , время мощного куль-турного подъема. Какие события истории оказали главное воздействие на тип менталитета, культуры в целом?

Это: Отечественная война 1812 г., реформы Александра II, от-мена крепостного права, «хождение» в народ, западноевропейские революции в их резонансе на русской почве, распространение марксизма - все это многообразие определило и культурное «лицо» XIX в. как эпохи, чье столетнее движение вместилось в две даты: «золотой век» начался рождением Александра Сергеевича Пушкина (1799 - 1837), дав великую неоантичную ясность и вы-соту, а закончился смертью не менее великого соотечественника, религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853 - 1900).

Ни один век не знал стольких теорий, учений, вариантов обнов-ления и «спасения» России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения: революционеров-разночинцев, нигилистов, анархистов, атеистов, богоискателей, на-родников, марксистов.

XIX в. - это новый качественный подъем всех сфер духовной жизни российского общества; русский человекоцентризм дости-гает своего апогея.

Особую роль играла литература. Она оказалась по сути дела универсальной формой общественного самосознания. Многие просвещенные люди русского общества строили свою жизнь, ориентируясь на высокие литературные образы. Назовем лишь наиболее выдающихся соотечественников, внесших неоценимый вклад в сокровищницу не только отечественной, но и мировой культуры. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, А.А. Бестужев-Марлинский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.А. Гончаров, В.А. Соллогуб, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.А. Фет, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, В.Г. Коро-ленко, А.П. Чехов - какая эпоха в мировой цивилизации может назвать такое соцветие имен?

В музыкальном искусстве - это М.И. Глинка, А.С. Даргомыж-ский, П.И. Чайковский, представители «Могучей кучки»: А.П. Бородин, М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков.
В живописи
- И.К. Айвазовский, В.Г. Перов, Н.Н. Ге, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, К.Е. Маковский, А.И. Куинджи, К.А. Савицкий, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.М. Васнецов, И.И. Левитан и др.

Прославили отечественную науку такие выдающиеся ученые, как естествоиспытатели А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, В.В. Докучаев, математики - Н.И. Лобачевский, П.Л. Чебышев, изобретатели - П.Л. Шиллинг, Б.С. Якоби, А.С. Попов, Н.Е. Жуковский, С.А Чаплыгин и др.

В развитии русской культуры XIX в. доминировали две линии, которые выстраивали ее смысловое пространство, осуществляли своего рода внутри нее своеобразное «разделение труда».

Одна - культурно-самобытная, в широком смысле сосредото-чила свое основное внимание на понимании и объяснении черт и представлений, составляющих исключительно национальную специ-фику русской культуры (в ее отличии от иных культур - прежде всего западноевропейской) - применительно к истории отече-ственной культуры, истории русской общественной мысли, пси-хическому складу русского этноса, национальному русского на-рода и т.д. Данная специфика получила в разное время различное, но вместе с тем и сходное наименование: «русское просвещение» (И. Киреевский), «русская мысль»
(А. Хомяков), «русское воззре-ние» (К. Аксаков), «русский ум»
(Ап. Григорьев), «русский народ-ный дух» (Вл. Соловьев), «русская идея» (В. Соловьев, Н. Бердя-ев), «русское мировоззрение» (С. Франк) и т. п. Русская идея, ставшая основой славянофильства, имела особое значение для характеристики менталитета русского народа XIX в. Главным в ней выступает осмысление особого пути России, ее исторического места в дилемме «Запад-Восток». Однако русская идея, обращен-ная к политике, оставалась откровенно консервативной, ограни-чивала человека рамками устоявшегося, не давала повода для ав-тономии и свободы. На славянофильские идеи опирается и кон-серватизм второй половины XIX в., но он становится более теоретичным, фундаментальным, тесно связанным с государствен-ной политикой, прямым обоснованием русской идеи.

Другая линия в развитии русской культуры - радикально-модер-нистская, «революционно-освободительная» - связана с «запад-ничеством», выражавшим идею органической включенности Рос-сии в европейскую цивилизацию. Основные представители: П.Я. Чаадаев, П.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин, В.Г. Белинский, А. И. Герцен и др.

Значение XIX в. в истории культуры России заключается: во-первых, во взлете Духа, культурном подъеме, который спра-ведливо может считаться великим российским Ренессансом;

во-вторых, в уникальности философско-нравственного поис-ка свободы, справедливости, человеческого братства и всемирно-го счастья;

в-третьих, в том трагически-творческом «узле» в «колесе» рус-ской истории и культуры, последствия которого становятся понят-ными лишь на пороге XXI в. Проблемы и поиски русской куль-туры этого этапа в их философско-нравственной и геополитичес-кой сути оказались в центре мировых духовно-культурных размышлений современности;

в-четвертых, в зарождении «русской идеи», которая получает различную трактовку, становится определенной «знаковой» сис-темой самых разных общественных движений: от западников и славянофилов до либералов, народников, панславистов и маркси-стов;

в-пятых, в том, что XIX в. в полной мере выразил синтезиру-ющий, философски-моральный, соборно-собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер, без которого она теряет свою почву и судьбу.

в-шестых, в небывалом развитии такой системы как художе-ственная культура, которая становится именно в XIX в. класси-ческой;

в-седьмых, в этапном завершении развития русской культу-ры девяти веков. XIX в. стал важным рубежом в сложном про-тиворечивом взаимодействии традиций и новаторства на пороге
XX столетия.

Идеологическая полемика в культуре 19 века.

Результатом просвещения, также исторических событий начала 19 века стала обострение национального самосознания в России. Русские мыслители начинают задумываться о судьбах русской культуры, о ее месте в общем культурно-историческом процессе мировой культуры, практически сразу в Пушкинскую эпоху появляется схема, что есть Россия – запад или восток, какое ее предназначение и на что ее развитие должно опираться на прошлое, на культуру запада. Данная полемика возникает еще в Пушкинскую эпоху. Первым мыслителем становится Петр Чаадаев. Как известно, в молодости он служил Александру 2. Сам царь давал надежды на скорые реформы. Хотя многие стремление свои он не исполняет.

Программным произведением этого периода являются философические письма. В них он говорит о том, что все народы существа нравственные, поэтому их судьба определяется духовной жизнью. Приоритет материальности говорят о том, что культура еще либо не родилась, это Россия, либо уже вырождается, это США. Подлинных высот культура достигла лишь в католическом западноевропейском средневековье. Там, где оно определило культуру, создало культуру более совершенную. Христианство предполагает совершенно социальный строй, социальное взаимоотношение. Чаадаев понимает, что Европа пришла к протестантизму. Поэтому в западо-европейской культуре существовал индивидуализм. Излишний рационализм. Русским людям не нравилась рассудочность.

Будущее за Россией, говорил Чаадаев, потому что она еще не созрела до этих социальных высот. Вторым аргументом он называет – не рациональность России, «умом Россию не понять». За подобные идеи в России Чаадаев был назван сумасшедшим. «Апология сумасшедшего», где он развивает те же самые идеи, где он говорит, что в России еще до сих пор не создано ничего ценного. В частности, в этой апологии он высказывает свой взгляд на деятельность Петра Первого.

Первым критиками идеям Чаадаева стали славянофилы. Полемика с западниками. Алексей Хомяков – первый критик. В Православии нужно искать духовные истины. Те же идеи высказывает К. Киреевский. Он говорит, что западное христианство, вырасшенное на базе языческой эллинской культуре, однако в Византии была сильна эллинская философия, поэтому именно на севере России христианство сохраняет свои чистые формы. Чистота у Хомякова является важным аргументом в пользу Российского православия. Если в Европе возобладал юридический закон, то в России нравственность преобладала. Такие патриархальные традиции сохранялись в Русском народе.

В основу западнических идей лежит западный идеал государства. Если в России развито более коллективное начало, то в западной культуре приоритет личностного начала, прав личности. Поэтому и пути разные, но в то же время одинаковые, нужна гармония личного и общего (социального). Государство должно обеспечить человеческие права и свободы. В будущем развитии государство, чтоб развивалось, необходимо было отменить крепостное право. Таким по началу западником был Герцен. Он тоже жил в эпоху Николаевской реакции.

Славянофильство превратилось в полемику, нуждающееся в друг друге, в демократической полемике взглядов. Вполне понятны идеологические различия. Но было у них и общее, их объединяет общая любовь, любовь к Отечеству, внимание к его судьбе. Взгляды и тех и других, были во многом утопично, мыслили схемами, больше сочиняли. История должна быть как естественная наука, чтобы опираться на естественные законы исторического развития.

Лотман говорил, что западник очень мало знает запад, он его идеализирует, а западники наоборот, много живут на западе, поэтому поэтизируют Россию. Герцен начинал как убежденный западник, а потом перешел на восток. Не чужды западничества были и Киреевский и Хомяков, получается идеологическая игра. Государство отстаивает свои интересы, отстаивает свою идеологию (консерватизм, стремление сохранить).

Консервативная идеология: самодержавие, православие, народность. Все это казалось залогом процветания, стабильности. Воспевалась русская община, монархический строй виделся наиболее удачным для существования России. Наступает культура пореформенной эпохи, которая приобрела новую окраску. Охранительные тенденции были свойственны почвенничеству. Это литературное общественное направление – Достоевский, Страхов, Григорьев. Как известно Достоевский начинал как радикал и был приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой на каторгу. Радикалы развращают русское общество. Более всего почвенничество не устраивает материализм, именно поэтому все планы революционные непременно потерпят неудачу.

Новый этап в развитии русской мысли связан с народившемся в классе русской культуре – интеллигенции, разночинцы, возрастает их роль. Возрастает он из-за того, что отменяется ограничение на поступающих в вузы. Это решение было принято Александром 2. Далее были смягчены условия на получение бесплатного обучения. А также восстановлена категория вольно слушателей. Это лица которые могут ходить на лекции, но право получить диплом не имеют.

В очень короткое время число студентов практически удвоилось. Очень много появляется лиц из непривилегированных, малоимущий сословия, на них применяется термин – разночинцы, приходят из разных чинов и сословий. Так в России нарождается контр культура, включающая в себя людей, учащихся, студентов. Идеология этой контр культуры идеалистична, материалистична, все это оборачивается терроризмом. Они сформулировали свой лозунг: «Духовность. Революционность. Космополитизм». Появляется сословная идеология. Одновременно они опираются на лозунг А. Герцена. Русские идеалы Радикалы отвергают все авторитеты. Сам термин народничество широко распространяется со второй половины 1870. Именно в это время появляется «Земля и воля». По мнению этих интеллигентов являются носителями утраченных высшими сословиями моральных и социальных ценностей, поэтому они делают вывод, что надо идти к христианству. К бунту. А после становится здравый смысл народа.

Сначала народники собираются в эти кружки, чтобы теоретически приготовить революцию, а затем массовые хождения в народ, а затем они переходят к массовому террору. И переходят они к нему после неудачи всех этих хождений в народ, потому что последние их не понимали. Христиане сами сдавали жандармам своих благодетелей, никак не отзывались на эти призывы, к бунту свержении монархии. В России тогда существовало две противоположные политические культуры. В крестьянских отношениях существовало обычное право, опирались на традицию.

К тому же, важной характеристикой менталитета христианского был наивный монархизм, иначе неограниченная монархическая власть царя казалась залогом внутренней и внешней безопасности. Царь по-прежнему рассматривался как некая религиозная фигура, как хранитель вековых нравственных социальных устоев. Царь является защитником вековых устоев.

Сергей Булгагов указывал, что подобные соприкосновения интеллигенции с народом могли поколебать вековые устои. Пробудить темные стихии, которых так много в русской истории.

Наступает спад демократических идей пореформенной России и в этой ситуации особенно четко звучали идеи Дмитрия Писарева. Ко всем явлениям жизни нужно подходить утилитарно. Какую они пользу принесут простому народу. Он призывал бороться со старым миром.

Нигилизм. В Писаревских убеждениях имело значение интеллигенция и народ, где он акцент делал на интеллигенции, как на главной движущей силе, потому что простой народ не оправдал ожиданий. В 1880 намечается новый поворот в развитии русского радикализма, но появляется новое течение марксизм. Первым произведением русского марксизма стала работа Плеханова, называлась «Социализм и политическая борьба». Марксисты находят новую социальную силу. Марксисты говорят, что пролетариат является главной силой социалистических преобразований. Только пролетариат лишен частной собственности, а крестьянство несмотря на существование общины, всё-таки остается самым крупным собственником в стране. Они привязаны к земле, поэтому они могут все разрушать. К концу 19 века проходит небывалое обострение политических, экономических, национальных противоречий. Произошла индустриальная революция, она шла очень быстрыми темпами, потому одновременно росла численность рабочего класса. Люди переселяются из деревни в город, растут города. Многие русские интеллигенты радикалы прививают русскому пролетариату Марксизм. Он в это время становится модой. Никого не удивит, что Плеханов и Ленин убежденные марксисты. Русские интеллигенты приходят к выводу о том, что общество должно меняться радикально, переходить к социализации собственности. Она должна быть общей. Грядущее осуществление идей должно было привести к всеобщему благоденствию, счастью.

Менталитет русских радикалов религиозен. Признаками этой религиозности является утопичность. То есть, по сути, они ищут града Божия, царства Божия на земле, когда все будут равны, свободны, счастливы. Во-вторых, они отличались самодовольству к мещанству. Укореняется чувство вины перед народом, чтобы искупить эту вину, народ нужно осчастливить. Ликвидировать недостаток образования, учительства. Это религиозное сознание совсем не случайно. Образ жизни русских интеллигентов превратился в религиозный: они стремились к простоте, выполнять даже самую черную работу самостоятельно, стремление к аскетизму.

Либерализм.

Он развивался в среде дворянских интеллектуалов (Чичерин, Аксаков, Самарин). Либералы сочувственно относились к демократической оппозиции, но не принимали крайностей радикализм. Либералы даже предложили конкретный комплекс мер по переустройству социальной действительности России. Чичерин называл такие лозунги: «Свобода совести. Свобода от крепостного состояния. Свобода общественного мнения. Свобода преподавания. Публичность всех правительственных мер. Гласность судопроизводства». Манифестом либерализма стало адресовано Герцену: «Письмо к издателю». В нем либералы осуждают чрезмерные нереальные надежды Герцена на полное изменение основ существующего строя. Насущными задачами в этом письме были объявлены только освобождение крестьян от крепостного строя, отмена цензуры, свобода совести. Добиваться этого стоит под руководством верховной власти. Таким образом, либерализм пытался найти компромиссную позицию между радикалами и властью. Он не сочувствовал реакции, отвергал монополизм государства.

Всё больше появляется мыслящий людей, занимающих противоположные позиции. Течение русской религиозной философии. России необходим духовный переворот, религиозная революция. Социальная революция приведет лишь к хаосу, к тому, что выпустят тех самых бесов, когда церковь защищает государство. Это и Владимир Соловьев, Дмитрий Мережковский, Николай Бердяев. Вместе с тем все направления мысли повлияли на развитие мысли всей художественной культуре. Народничество способствовало становлению реалистическим тенденция в русской литературе.

Наталья Ивановна Яковкина

В наше время резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества.

Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем. В. Брюсов писал о культурном наследии наших предков: «Их знания, их навыки, самые их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть внимательному анализу; знания должно использовать, навыки брать за образец, предрассудки исследовать, так как они являются органическими элементами одной культуры и предостерегут от аналогичных предрассудков новой».

XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение.

Историко-культурный материал эпохи огромен. В настоящем издании изложение ограничено представлявшими наибольшее значение аспектами культурного развития - просвещением, литературой, изобразительным искусством и театром.

Данная книга возникла на основе лекций по истории отечественной культуры XIX века, читанных на историческом факультете Санкт-Петербургского университета.

И в первую очередь она обращена к молодым читателям, для которых знание и понимание историко-культурного процесса не только познавательно, но интеллектуально обоснованно, так как именно в эту эпоху, кроме создания замечательных произведений искусства, были заложены основы современных этико-эстетических воззрений, сформировались нравственные принципы русской интеллигентности.

Работа носит не искусствоведческий, а исторический характер. Соответственно, значительное внимание уделяется вопросам просвещения и распространения знаний, деятельности различных типов учебных заведений, библиотек и т. п. Освещение художественного процесса дается в контексте социокультурной обстановки того времени.

ПРЕДИСЛОВИЕ

История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался в нашей стране за последние годы.

Несмотря на значимость историко-культурной проблематики советская историография темы отличается некоторой односторонностью. При обилии монографий по различным аспектам художественной жизни количество обобщающих работ сравнительно невелико. Это относится прежде всего к одному из самых блестящих периодов в истории русской культуры - XIX веку. Если по истории культуры X–XVII веков и XVIII века существуют пособия и монографии, соответствующие современным представлениям о развитии отечественной культуры, то по истории культуры XIX века их значительно меньше, кроме того, часть исследований концептуально устарела. Как отмечается в современной критике, одной из распространенных тенденций таких работ является «сведение курса истории культуры к курсу социально-политической истории, иллюстрированной примерами культурно-исторического содержания». В связи с этим в исследованиях последнего времени, наряду со стремлением отойти от вульгарно-социологических и политических схем историко-культурного развития, наметились, с одной стороны, разработки культурологического плана, с другой - обращение к непредвзятому анализу богатого материала истории русской культуры. Настоящая работа примыкает к последнему направлению. Широкий и разнообразный круг источников, привлеченных автором, дает возможность создать целостную картину русской культурной жизни первой половины XIX века, выделив ее основные компоненты. При этом представляется закономерным преимущественное внимание к вопросам просвещения и литературного творчества, поскольку эти аспекты культурного процесса непосредственно соотносятся с духовным и нравственным состоянием общества.

Логика исторического развития предопределяет и значительное использование в работе «петербургского» материала, ибо начиная с Петра I Петербург стал главным культурным центром империи и, как писал Белинский, «имеет необъятно великое значение для России».


Декан исторического факультета СПбГУ доктор исторических наук, профессор И. Я. ФРОЯНОВ

Часть первая

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ВВЕДЕНИЕ

Русская культура первой половины XIX века складывалась в особых условиях, которые определили ее характер и специфику.

Одним из наиболее существенных факторов, влиявших на формирование культурной жизни, являлась социальная структура феодального общества. Российская империя на протяжении своего существования вплоть до 1917 года была сословным государством. В первой половине XIX века не только законодательство, государственная структура, но и положение каждого подданного в обществе определялось сословными принципами. Дворянство, будучи первым сословием в социальной иерархии, обладало исключительными правами и привилегиями, закрепленными «Жалованной грамотой». Важнейшим было исключительное право владеть «населенными землями», то есть землей с крепостными крестьянами. Торжественно утверждены были также права дворян на освобождение от обязательной службы и от личных податей, от постоя в помещичьей усадьбе, от телесного наказания, которое «да не коснется благородного». Грамота дозволяла дворянам заводить фабрики, предоставляла ряд привилегий экономического характера - по откупам, подрядам, поставкам. Тогда же была создана корпоративная организация дворянства - выборные дворянские уездные и губернские собрания с предводителями дворянства и чиновниками.

Естественно, что благодаря этим преимуществам дворянство к началу XIX века было наиболее грамотным, образованным и культурным сословием в России. Однако несмотря на привилегированность своего положения в первой половине XIX века дворянство не было однородным ни по происхождению, ни по имущественному положению, ни по культурным потребностям. «Дворянство - не замкнутая каста, - писал Герцен, - напротив, непрерывно вбирая в себя все, что покидает демократическую почву, оно обновляется благодаря своей основе. Солдат, получивший офицерский чин, становится потомственным дворянином. Приказный, писарь, прослуживший несколько лет, становится личным дворянином, если его повысят в чине, он приобретает потомственное дворянство. Сын крестьянина, освобожденный общиной или помещиком после окончания гимназии, делается дворянином».

Наряду с земельными магнатами, обладавшими тысячами крепостных, огромными поместьями с великолепными дворцами, уникальными собраниями произведений искусства и библиотеками, многочисленное бедное дворянство - потомки солдат, выслужившихся до офицерского чина, чиновников или священнослужителей, не имеющие ни земли, ни крепостных, - влачили жалкое существование, часто на грани нищеты. Экономическое состояние определяло и разницу в культурных запросах, уровне образованности. В большинстве случаев неимущие дворяне, ограничившись скромным запасом знаний, полученных в каком-нибудь училище, стремились поступить на государственную службу, пополняя армию мелких чиновников.

Большое различие в культурном отношении существовало и между столичной дворянской аристократией и провинциальными помещиками. В глухомани провинциальных «медвежьих углов» в помещичьей среде процветали еще невежество, самодурство, нередко и бесчеловечная жестокость. Крепостные гаремы и в первой половине XIX века не были исключительной редкостью, отсутствие интеллектуальных интересов было распространенным явлением. По мнению известного мемуариста Ф. Ф. Вигеля, таких людей интересовали «только карты, гончие, зайцы, водка, пироги, балалаечники, плясуны, цыганские песни - вот все их блаженство».

Русская литература также запечатлела немало образов, демонстрирующих невежество поместного дворянства. Достаточно вспомнить хотя бы гоголевских героев - от прижимистого Собакевича и скопидомки Коробочки до скандалиста Ноздрева. Для таких помещиков чтение не было потребностью, из книг они держали «Календарь» или «Сонник», а перо брали в руки только в крайнем случае. Как писал современник: «Умственное образование провинциального дворянства стояло тогда (в начале XIX века - Н. Я. ) на самой низкой ступени. Потому что большинство тогдашних взрослых и пожилых дворян не было обучено ничему, кроме русской грамоты, и то с грехом пополам, да четырем действиям арифметики».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх