«Человек, который увидел Ангела. Человек, который видел ангела Например человек который увидел ангела

Человек, который увидел Ангела. Андрей Тарковский - православный.

Человек, который увидел Ангела. Андрей Тарковский - православный.

Отец Силуан (Ливи) служит в Италии по старому стилю и находится в евхаристическом общении с Русской Зарубежной Церковью. Недавно он гостил в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле и поведал о малоизвестных фактах из жизни Андрея Тарковского.
Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что Андрей Тарковский не был просоветским деятелем искусства. Его сложная творческая судьба, вынужденная эмиграция - тому свидетельство. Но мало кто знает, что Андрей Тарковский был православным христианином и не только в нарицательном, но и в самом буквальном смысле слова. К сожалению, об Андрее Тарковском ходит много мифов или просто неверной инфомации. Недавно пришлось встретить вот такое высказывание: «Тарковский НЕ был православным человеком, например точно известно, что к Церкви (все равно какой деноминации) он не принадлежал (на смертном одре он не исповедывался и не причащался), да и в жизни, по крайней мере, заграничной, этого не делал. Как мне известно от людей знавших его, он скорее увлекался (в конце жизни по крайней мере) чем-то типа Сведенборга».
Приведем здесь свидетельство другого лица, также лично знавшего Андрея Тарковского и может быть знавшего его внутренний мир лучше других...
С 1982 года до своей смерти Андрей Тарковский был в эмиграции и жил главным образом во Флоренции и Париже, а также и в других европейских городах. В эти годы он посещал православный монастырь Преп. Серафима Саровского в Пистое (Италия), и был хорошо знаком с отцом Силуаном (Ливи), так как последний почти каждое воскресение служил во Флоренции. Сохранились фотографии снятыя во время визита Андрея Тарковского в монастырь Преп. Серафима в Пистое.
В конце 1985 года, после завершения фильма «Жертвоприношение» в Швеции, Андрей Тарковский возвратился во Флоренцию. Он уже тяжело был болен и в последний год жизни отец Силуан неоднократно исповедовал и причащал его, во флорентийском доме Тарковских. Отец Силуан говорит про Андрея Торковского, что это был глубоко и тонко верующий человек. Как человек творческий Андрей был человеком со сложной и напряженной внутренней духовной жизнью.
Непосредственно перед смертью, Андрея повезли во Францию, так как он не хотел быть похоронен на католическом кладбище, а желал быть похороненным на православном кладбище. После кончины 29 декабря 1986 года во Франции, Андрей был отпет по православному чину и похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Сорокоуст по Андрею, по просьбе семьи, служил во Флоренции отец Силуан, и на многих богослужениях в этот период присутствовала супруга и дети Андрея.
Эти факты гармонично вписываются в жизнь Андрея Тарковского, творчество и мировоззрение коего нельзя понять вне Православия.
Как пример его православного творчества, можно привести фильм «Андрей Рублев». Удивительно, как точно удалось Андрею Тарковскому показать переломы монашеской жизни, внутренний мир инока и непростые внутримонастырские отношения.
В заключении приведем цитату из интервью Андрея Тарковского, которое он дал в Лондоне в 1983 (!) году.
Андрей Тарковский говорит: «Мы ставим перед собой... проблемы, стараемся их решать и при этом думаем, что спасаем современный мир, который находится в кризисе. Но мы заблуждаемся. По-моему, это даже очень опасно - заниматься такими проблемами, потому что они отвлекают нас от главной задачи, от борьбы за ДУХОВНОСТЬ.
Борьба за духовность ведется во всех направлениях. Это понимает каждый. Каждый, даже совсем необразованный, но духовно развитый человек понимает... Он бережет свой внутренний духовный мир. Это очень важно. Мы хотим жить, понимая смысл жизни и выполняя свой жизненный долг на этой земле, но часто нам это не удается. Мы еще слишком слабы. Но важно выбрать путь и следовать ему...
Беда заключается в том, что современная цивилизация зашла в тупик. Нам нужно время, чтобы изменить общество духовно. НО ЭТОГО ВРЕМЕНИ У НАС БОЛЬШЕ НЕТ. Процессы, которые человек уже запустил, технические рычаги, на которые он уже нажал, теперь функционируют сами по себе. Люди, политики, стали рабами системы, которую они сами создали. Людьми уже управляет компьютер. Чтобы его выключить, нужны умственные усилия, на которые у нас не хватает времени.
Единственная надежда - она остается - заключается в том, что человек в тот последний момент, в который он еще сможет выключить компьютер, будет ОЗАРЕН СВЫШЕ. Только это еще может нас спасти».
Иначе как пророчеством эти строки назвать нельзя. И вышло это пророчество из уст и сердца Андрея Тарковского, православного художника и христианина, на могильном памятнике коего неслучайно помещена надпись: «Человеку, который увидел Ангела».

Инок Всеволод (Филипьев) (публикация с личного разрешения о. Всеволода)

Публикация по материалам сайта

Представьте ситуацию: мужчина взял билет на самолет, но вдруг его что-то задержало. Возможно, машина не завелась, такси поздно приехало, ключи исчезли, хотя, казалось, они должны были лежать "именно вот тут", куда-то снова пропал злосчастный паспорт. Словом, на посадку человек опоздал. Печаль и мат! Но вдруг через 1-2-5 часов по телевизору или радио передают, что вот тот самолет, на который он так жаждал попасть, взорвался в воздухе (упал, канул в бездну и так далее). Что это: судьба, провидение или помощь заступников человечества - ангелов божьих? А если последних, то кто они такие, как зовут, сколько им лет и как познакомиться? Попробуем разобраться. Если вы интересуетесь, как узнать своего ангела-хранителя, читайте далее.

А есть ли ангелы?

В существовании небожителей можно не верить лишь в двух случаях: вы не православный человек либо никогда не держали в руках Библию. На страницах этой христианской книги небесные защитники упомянуты более 300 раз. Сам Иисус Христос, согласно Мф. 10:18, говорил, что их не следует обижать или презирать, ибо они всегда видят лицо Небесного Отца и могут все ему рассказать. Господь же, в свою очередь, способен через них донести до людей свою волю.

Ангелы-хранители в православии

В христианстве их принято считать посланниками Божьими для защиты земного человека. Согласно верованиям они приступают к своей должности с момента крещения младенца в церкви и освобождения его от первородного греха. После чего ведут человека на протяжении всей жизни за ручку и защищают его по мере всех своих сил. Отступиться от собственных обязанностей они могут в одном случае - если бывший подопечный встал на неправедный путь, соблазнился обещаниями бесов.

Способности небесных защитников

Сила ангелам даруется Богом, которого они могут видеть. Именно он определяет, какой способностью тот или иной небесный заступник будет обладать, чем он станет заниматься. Согласно многим христианским сказаниям небожители способны охранять не только людей, но и целые государства. Если же идет война, они в ней не участвуют, а усердно молятся Отцу Небесному о вразумлении людей. Всем ангелам дана возможность:

  • быть незримыми или видимыми для взгляда (по своему желанию);
  • воздействовать на материальный мир;
  • видеть человека и его помыслы, заступаться за него;
  • уничтожать при необходимости целые города.

Но вот наказывать человека за что-либо они не могут, так как это не в их власти. Это делает сам Господь. Многих интересует, как узнать своего ангела-хранителя, но попробуйте сначала определить, есть ли у вас таковой или давно ушел.

Есть ли у вас небесный защитник?

Людей, счастливо избежавших каких-либо трагических ситуаций, принято считать везунчиками и говорить, что у них есть небесный заступник. Якобы именно он поспешил к ним на помощь, закрыл своим крылом от неприятностей. Но как узнать, есть ли ангел-хранитель именно у вас, придет ли кто-либо незримый на выручку, если приключится беда? На самом деле определить это достаточно просто, необходимо смотреть:

  1. На свои сновидения. В них можно иногда увидеть человека, который дает подсказку или от чего-то предостерегает. Это и есть ангел-хранитель.
  2. Видения наяву. Ангелы способны предстать перед подопечными в образе вполне обычных людей. Поэтому если вы увидели благообразного старика (старушку, женщину в белом) и он о чем-то вас предупредил, лучше прислушаться.
  3. Потусторонние голоса, которые звучат где-то извне, но при этом не имеют источника. Послышаться они могут и в момент вашего пробуждения от сна, и когда вы будете дома одни, и среди других. Важный признак - голоса и звуки никто, кроме вас, не слышит.
  4. Знаки - цифры, буквы, символы и так далее. Если, к примеру, вы видите повсюду одно и то же число, стоит обратить на это пристальное внимание и попытаться расшифровать послание.
  5. Странные, но приятные ощущения. Например, вкусный запах, который чувствуете только вы, может говорить, что ангел-хранитель где-то поблизости.

Свидетельством существования у вас защитника являются и происходящие, казалось бы, случайные события: опоздали на самолет, а он рухнул; неожиданно сошли с места, на котором долго стояли, - упал кирпич; пересели с одного места на другое в автобусе - произошла авария, полтранспорта снесло, вы чудом уцелели. Все это значит, что вас кто-то бережно охраняет.

Мужчина или женщина?

Согласно Библии ангелы не имеют определенного пола, как и телесного образа. Но могут в случае необходимости принимать тот или иной облик. Если вы интересуетесь, как узнать своего ангела-хранителя по полу, следует сложить все цифры своей даты рождения. Например, это 29.11.1968: 2 + 9 + 1 + 1 + 1 + 9 + 6 + 8 = 37. Получилось нечетное число, значит, у человека небесный покровитель - женщина или девочка. Если у вас получилась четная цифра - соответственно, мужчина или мальчик, в зависимости от того, сколько ему уже исполнилось.

Сколько ему (ей) лет?

После того как определились, кто это - он или она, можно подсчитать возраст ангела-хранителя. Для этого нужно сложить цифры числа и месяца рождения. В нашем случае это 29 + 11 = 40 лет (достаточно взрослая барышня, стоит заметить). Но у вас может выпасть и так, что защитник (или заступница) окажется совсем маленьким ребенком. Не стоит из-за этого переживать. Даже земные дети многое видят и чувствуют гораздо лучше своих родителей, что уж говорить про небесных.

Кто по стихии?

Самое интересное в том, как узнать ангела-хранителя по дате рождения, - это возможность понять, какой он - добрый или озорной, смелый или обидчивый и так далее. Для этого достаточно рассчитать цифру его стихию. Смотреть следует на число месяца, в которое вы появились на свет. Если цифра однозначная, смотреть нужно по ней, а если двузначная - по последней. В нашем случае это 9, смотрим:

  • 0 - стихия «Огонь». Очень сильные и смелые ангелы-хранители, способные, подобно легендарной птице Феникс, возрождаться из пепла. Они готовы сражаться за подопечного до победного конца, идти на любой риск, если потребуется (в пределах разумного, конечно). Людей, которых они защищают, называют везунчиками или счастливчиками.
  • 1 - стихия «Святость». Эти ангелы считаются самыми добрыми, спокойными и способными помочь при разрешении любых проблем. Именно их лики, наряду с образами Иисуса Христа, Богородицы и Святых, чаще всего изображают на своих полотнах иконописцы. Человек, находящийся под их опекой, часто готов пожертвовать собой ради других.
  • 2 - стихия «Свет». Если вам интересно, как узнать своего ангела-хранителя, то повезло. Небесные покровители света любят показываться в зеркале, общаться с человеком и предупреждать его о всевозможных опасностях. Кроме того, они частенько целуют своих подопечных. А откуда вы думаете на вашем лице так много милых веснушек?
  • 3 - стихия «Воздух». Это ангелы с большими невидимыми крыльями и достаточно беззаботным характером. На помощь спешат, если подопечный их попросит о своей защите, в остальное время в основном занимаются своими делами.
  • 4 - стихия «Мудрость». Очень умные ангелы, способные помочь в принятии правильных решений. Люди, которых они оберегают, тоже достаточно мудры, имеют развитую интуицию, преуспевают в учебе и карьере.
  • 5 - стихия «Металл». Смелые, холодные и сильные ангелы с могущественными крыльями. Приходят на помощь, если человек плачет или горюет. Чем больнее вам будет, тем сильнее станут они. Подопечные таких небесных защитников живут очень долго.
  • 6 - стихия «Радуга». Эти ангелы очень веселые. Они с удовольствием играют на скрипках, флейтах, способны менять собственный облик. Дают подсказки через сны. Их подопечные - неординарные люди с развитыми творческими способностями.
  • 7 - стихия «Энергия». Это самые обидчивые защитники человека, но и очень преданные, верные. Стоит не прислушаться к их предупреждениям, посылаемым через вещие сны, они улетят и не вернутся до тех самых пор, пока вы об этом сильно не попросите.
  • 8 - стихия «Человек». Эти ангелы похожи на обычных людей. По сути, они и могут быть ими, вернее душами умерших родных или знакомых. Они всегда приходят на помощь, присматривают за вверенным им человеком, заботятся о нем.
  • 9 - стихия «Тепло». Самые оптимистичные ангелы с теплыми крыльями. Могут принимать облик животных, чтобы быть поближе к подопечным. У людей, которых они защищают, в жизни обычно все гармонично и спокойно.

Как зовут вашего ангела?

Если вы интересуетесь, как узнать имя ангела-хранителя по дате рождения, то должны помнить: в этом нет ничего невозможного. В христианстве принято считать, что оно совпадает с именем, данным вам при крещении. Однако это не совсем верно, защитника могут величать и по-другому. Чтобы услышать как, нужно сесть удобнее, расслабиться, отрешиться от мирских мыслей, закрыть глаза и задать интересующий вопрос ангелу.
Если к вам на ум несколько раз придет одно и то же имя, значит, оно и есть. Чтобы убедиться, достаточно попросить заступника подать какой-либо знак. Лучше всего это делать в день вашего ангела, который обозначен в православном календаре. Но помните, что в такой момент вы должны быть чисты духовно и сердцем, иначе он может и отказаться от общения с вами.

Как увидеть ангела-хранителя?

Итак, мы выяснили, как узнать имя своего ангела-хранителя, его пол, возраст и стихию. Но иногда этого бывает недостаточно. Хочется ведь не только понять, какой он, но и увидеть. Конечно, этого сделать нельзя, но зато, чуть потренировавшись, можно почувствовать его присутствие совсем рядом. Для этого необходимо расположиться в теплой обстановке на полу или диване, на котором лежит что-то красивое (подушка, плед и так далее).

Следует сесть как можно удобнее, выпрямив спину и закрыв глаза. Представить, что вокруг разливается яркий золотистый цвет, а от ног к полу идут корни. Попросить прийти небесного заступника, имя которого вы услышали до этого, когда смотрели, как узнать ангела-хранителя по дате рождения. Почувствовать его рядом можно по внезапному ощущению тепла, легкому дуновения ветерка или разлившейся по телу легкости (это сугубо индивидуально).

В такой момент следует попросить обнять вас, прикоснуться или дать совет. Через несколько минут рекомендуется искренне поблагодарить за общение и отпустить ангела, так как он не может долго находиться на земле. Когда откроете глаза, вы окажетесь сначала как будто в тумане, но не липком и тяжелом, а легком и воздушном. На сердце будет хорошо!

Молитва своему небесному заступнику

Вопрос, как узнать имя твоего ангела-хранителя, конечно, интересный. Можно сутками сидеть и подсчитывать различные цифры, выясняя ответ. Но вы не должны забывать иногда молиться своему заступнику. Делать это можно в любой момент, когда вам будет страшно, горько, обидно или тяжело. Слова простые, но очень верные: «Ангел мой, пойдем со мной. Ты - впереди, я за тобой».

Стоит произнести эту простую фразу, чтобы небожитель вас услышал и пришел на выручку. Вы сами удивитесь, как станет легко и спокойно на душе, как будто действительно кто-то закрыл своим незримым крылом от внешнего мира и его жестокости.

Стоит ли верить результатам?

Ну что же, ответ на вопрос, как узнать, кто твой ангел-хранитель, дан. Теперь вы можете самостоятельно определить его имя, пол, возраст и характер. Но не следует забывать, что все эти формулы и расшифровки для них были придуманы людьми - такими же, как и мы с вами. Как все обстоит на самом деле, неизвестно никому.


http://jlm-taurus.livejournal.com/22079.html#cutid1

Павленок:
Трудно сказать, что сильнее сказывалось на судьбе режиссера - хула или хвала. Я не знал Андрея Тарковского до того, как чиновные эстеты затеяли сломавшую его возню вокруг «Андрея Рублева». Но, пытаясь унизить мастера, они добились только того, что в глазах интеллигенции Тарковский стал мучеником, а страдальцам на Руси всегда поклонялись. И при моих трех или четырех встречах Андрей Арсеньевич держался подчеркнуто отчужденно, был не то что застегнут на все пуговицы, а зашит наглухо, не вступая в контакт. Иным я его не видел. Только однажды, когда для съемок «Зеркала» понадобились дополнительные деньги, и мы разговаривали один на один, он на мгновение приоткрылся, зацепив каким то краем Америку:
- А вот Коппола, поставив «Апокалипсис», получил гонорар, за который купил гостиницу...
- У нас, Андрей Арсеньевич, другая социальная система, и гостиницы не продаются. А ваши работы всегда оплачиваются по самой высшей ставке, существующей у нас.
Он впервые поднял на меня глаза и проговорил своим сухим и жестковатым голосом:
- Значит, у нас плохая система...
На том и расстались. Денег на постановку я добавил. Работать с ним было чрезвычайно трудно. Малейшее замечание, сделанное по его сценарию или фильму, вызывало бурю возмущения кинематографической общественности, и не только у нас.

Его картины - подлинная школа мастерства для создателей фильмов. И при этом он жил в собственном замкнутом мире, демонстрировал пренебрежение к публике и порой мог сказать, глядя в зал:
- А вы посмотрите на себя. Разве вы в состоянии понять мой фильм?И постоянно брюзжал, и наскакивал на прокатчиков, почему его фильмы выпускаются малыми тиражами, видел в этом козни «начальства». Но что поделать, картины его были сложны для восприятия, тем более что в подавляющем большинстве наших кинотеатров освещенность экрана, качество звука, уровень благоустройства, акустика залов были далеки от эталонных. Выстраданная режиссером прозрачность и тонкость изображения, духовная глубина и неуловимое обаяние каждого кадра пропадали, гений режиссера пасовал перед тупостью техники. И Тарковский становился все более раздражительным, совершенно невосприимчивым к критике, обожествлял собственное мнение. Помню трудное и нудное обсуждение сценария «Сталкера» в кабинете Ермаша. Даже при беглом прочтении бросались в глаза убогость философии, обилие общих мест и прописных политических истин, непомерная заговоренность и, если хотите, замусоренность диалога - не сценарий, а радиогазета. Мы с Сизовым в полемику не вступали, а главный редактор Даль Орлов и Ермаш, взявшие на себя инициативу в беседе, понапрасну тратили слова. Тарковский был глух к увещеваниям. Но, отсняв весь материал двухсерийного фильма, заявил, что вся пленка - брак. Стало ясно, что он ищет скандала. Я, по поручению Ермаша, отсмотрел почти семь тысяч метров не смонтированного материала и убедился, что претензии Тарковского безосновательны. Один из лучших операторов «Мосфильма» Георгий Рерберг снял фильм в соответствии с задачей, поставленной режиссером. Это была блестящая работа. Все действие происходило в предрассветный час, и как исхитрилась операторская группа воссоздать на пленке трепетный свет наступающего дня, выдержав заданную тональность на протяжении всей ленты, - это было чудо. В соответствии с установленным порядком режиссер лично принимал каждую партию пленки от лаборатории без единого замечания. Акты с его расписками хранились в лаборатории. Скорее всего, Андрею нужен был скандал. Но не получилось, было принято решение: дать возможность Тарковскому переснять всю картину. Выделили 500 тысяч рублей, пленку «кодак», которую мы делили чуть ли не по сантиметрам на особо сложные и важные съемки, заменили оператора. Рербергу объявили выговор - за что? - после чего он запил. Молодой талантливый оператор Саша Княжинский, знакомый мне еще по Минску, повторил художнический подвиг Рерберга, снял заново картину в заданной Тарковским манере. Я не пожалел времени и сравнил пленки Рерберга с пленками Княжинского. Оказалось, снято один к одному. Какой продюсер, в какой стране дал бы такую потачку капризу художника?"

Андрей Арсеньевич Тарковский

А ндрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в городе село Завражье, Ивановской области. Отец, Арсений Александрович - талантливый поэт и переводчик. Мама, Мария Ивановна, актриса, литературный работник, закончившая вместе с Арсением Высшие Литературные курсы при Всероссийском Союзе Поэтов. И мама, и отец впоследствии участвовали в работах сына. Стихи отца звучат с экрана в нескольких фильмах Андрея Арсеньевича.

Когда будущему знаменитому режиссеру было всего пять лет, отец покинул семью. А жили они в Москве, в Щипковском переулке, что в Замоскворечье. Здесь же Тарковский учился в школе, вместе с другим знаменитым ныне Андреем из мира искусства - поэтом Вознесенским.

По воспоминаниям однокашников, у Тарковского уже в детстве было чувство избранности, аристократичности. Он был среди мальчишек всегда опрятен и свеж, в юности одевался вызывающе модно, хотя семья была очень бедной, особенно после ухода отца. Вел себя Андрей раскованно, даже с учителями общался, как с равными. Видимо, ощущение внутренней свободы было у него врожденным.

В 1951 году Андрей поступает в Московский Институт Восточных языков на арабское отделение, но не заканчивает курса в связи с ухудшением здоровья. В 1952–1953 годах работал в ВНИИ цветных металлов и золота, затем - геологом.

В 1954-м Андрей поступает во Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии. Михаил Ильич Ромм становится Учителем Андрея. Дружба Андрея с Андроном Михалковым - Кончаловским выливается в совместное написание сценария для первого фильма Тарковского - «Каток и Скрипка». Этот фильм стал дипломной работой Тарковского во ВГИКе.

Премьера первого полнометражного фильма Андрея Тарковского состоялась в апреле 1962 года. Картина «Иваново Детство», созданная по роману Владимира Богомолова, в том же году получила Золотого Льва на Международном кинофестивале в Венеции.

Фильм «Андрей Рублев» в 1969-м был показан во внеконкурсной программе Каннского Кинофестиваля и получил там специальный приз, но к международному прокату эта лента была разрешена Совэкспортфильмом только в 1973 году.

Аналогичным образом, «Зеркало», фильм, содержащий автобиографические мотивы, завершенный в 1974, был разрешен к экспорту спустя много лет.

«Солярис», снятый в 1971–72 годах по мотивам одноименного романа Станислава Лема, также вызвал волну нападок и возражений со стороны коллег. «Сталкер» - последний фильм, снятый Андреем в Советском Союзе.

Могила Андрея Тарковского
на кладбище Ste-Genevieve
de Bois под Парижем

В 1976 году Тарковский поставил трагедию Шекспира «Гамлет» в Театре «Ленком».

В 1980 году ему было присуждено звание народного артиста РСФСР. В том же году он стал лауреатом итальянской премии «Давид ди Донателло» в номинации «За вклад в киноискусство» за ретроспективу фильмов.

50-летний юбилей режиссера, чьими фильмами восхищались Бергман и Феллини, не отмечался нигде, даже на Мосфильме. Просьбы Тарковского о работе Госкино игнорировало, что и привело к отъезду режиссера в Италию, где он работал по контракту над фильмом «Ностальгия». Не имея возможности снимать часть фильма в России, он был вынужден воссоздавать свою родину на фоне итальянского пейзажа. Знавшие Тарковского считают, что разлука с родиной и сыном Андреем стала причиной его смертельного заболевания. Сыну режиссера разрешили выехать уже к больному отцу только после требовательного письма президента Франции Франсуа Миттерана лично Михаилу Горбачеву. Еще работая над «Ностальгией», Тарковский говорил, что герой фильма будет тосковать по родине, сидя в мрачной комнате, похожей на больничную палату....

Осенью 1983-го Андрей Тарковский ставит оперу «Борис Годунов» на сцене лондонского «Ковент-Гардена». Через полтора года, в 1986-м, выходит его книга «Sculpting in Time».В 1985-м он ведет в Берлине подготовку к съемкам последнего фильма - «Жертвоприношение», который часто называют завещанием Тарковского.

В конце 1985-го, после завершения съемок «Жертвоприношения» в Швеции, Андрей возвращается в Рим уже смертельно больным. Через год, 29 декабря 1986, великий русский режиссер умер в клинике неподалеку от Парижа. Он похоронен на кладбище Русских Эмигрантов во Франции, в городке Сен-Женевьев-дю-Буа. Надпись на надгробном камне: «Человеку, который увидел Ангела».

Лауреат Ленинской премии (посмертно).

В 1993 году Фондом Андрея Тарковского учрежден «Приз Андрея Тарковского», который присуждается один раз в год в рамках Московского международного кинофестиваля «лучшему фильму конкурсной или внеконкурсной программы».

По материалам Интернет

Краткая биография


(1932–1986), русский кинорежиссер, сценарист.

Народный артист РСФСР (1980).

Родился 4 апреля 1932 в селе Завражье Ивановской обл. в семье поэта А.А.Тарковского. В 1951–1952 учился в Московском институте востоковедения, работал во ВНИИ цветных металлов и золота, выезжал в геологическую экспедицию в Туруханский край. В 1954 поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.И.Ромма – в той же группе учился В.Шукшин). В 1960 защитил диплом короткометражной картиной Каток и скрипка (первая премия на Международном кинофестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке) – уже в этой лирической новелле о маленьком музыканте и его взрослом друге Тарковский продемонстрировал незаурядное владение языком кинематографа. Иваново детство (по мотивам рассказа В.О.Богомолова Иван). Пронзительно-трагическая история о попавшем на фронт подростке (Н.Бурляев), с ее контрастным противопоставлением светлого мира детства и мрачных реалий войны, произвела подлинную сенсацию в мировом кино (Гран-при МКФ в Венеции, 1962; приз МКФ в Сан-Франциско, 1962; ряд других призов). При очевидном тяготении к стилистике Р.Брессона и А.Куросавы молодой русский режиссер обнаруживал талант самоценного, оригинально мыслящего художника. Андрей Рублев (Страсти по Андрею) был завершен, но в прокат не вышел.

В 1969 французская фирма, получившая права на зарубежный прокат Рублева, с успехом показала его на Каннском фестивале (премия ФИПРЕССИ, 1969). После этого фильм на многие годы стал объектом зрительского ажиотажа в СССР, а Тарковский прочно утвердился в звании главного «эстета» и «нонконформиста» советского экрана. Солярис (по одноименному роману С.Лема) – это представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мирке космической станции. Однако и здесь Тарковский провел свою идею изначальной, «божественной» духовности человека, продлив ее за пределы национальных и культурных границ (в атрибутике фильма рублевская Троица равноправно уживается с музыкой И.С.Баха и картинами П.Брейгеля, а композиция финального кадра является буквальной цитатой Рембрандта). В Каннах (1972), кроме Специального приза жюри, Солярис получил еще и Приз Международного евангелического центра.

Зеркало (1974), где его муза философско-поэтической рефлексии не сковывается рамками традиционного сюжета, а лишь находит нужный ей фрагмент в богатом наборе визуальных ассоциаций и воспоминаний художника – автора и героя. Смысловая структура картины оказалась удивительно многомерной – наряду с философско-поэтическими «кодами» в некоторых эпизодах легко расшифровывалась и нота политического инакомыслия (эпизод в типографии и др.). Фильм практически не получил проката и обострил скрытое противостояние режиссера и власти. Примериваясь к новому проекту, Тарковский пишет сценарии, читает лекции по режиссуре, ставит Гамлета в Театре Ленинского комсомола. (1977).

Вышедший в 1979 Сталкер (по повести А. и Б.Стругацких Пикник на обочине; специальная премия экуменического жюри МКФ в Каннах, 1982) выглядел в некотором роде компромиссом: угрожающе-таинственная и одновременно сулящая исполнение любых желаний «зона» могла быть намеком на кризис технократической (иначе – «капиталистической») цивилизации, в этом же ключе можно было толковать и смысл диалогов, которые ведут между собой писатель (А.Солоницын) и профессор (Н.Гринько).

В 1980 Тарковскому было присвоено звание народного артиста РСФСР. Вместе с тем на деле конфликт только углубился. Ностальгию Тарковский снимал в Италии. В переживаниях главного героя, оторванного от родных корней писателя Горчакова (О.Янковский), практически «зеркально» отразилось его собственное состояние душевной горечи и отчаяния. Будучи убежденным, что ни этот фильм, ни его дальнейшие работы не будут должным образом оценены в СССР, Тарковский принял решение остаться за границей. К сожалению, ни Ностальгия, удостоенная «Гран-при» за режиссуру в Каннах (1984), ни снятое в Швеции Жертвоприношение (специальный приз жюри МКФ в Канне, 1986) – мессианская драма-предсказание о грядущей атомной катастрофе, не открыли в творчестве Тарковского нового горизонта. Состояние душевной неприкаянности было усугублено тяжелым онкологическим заболеванием.

******************************************************************************************

Андрею Арсеньевичу Тарковскому,

гениальному советскому режиссеру. Его фильмы редко показывают на больших экранах, и их редко кто понимает, даже сейчас. За двадцать лет работы в России он снял всего пять картин, тем не менее, иностранцы и сейчас знают два основных имени русской культуры: Достоевский и Тарковский.

К юбилею режиссера планируется ретроспектива в Музее кино, которая продлится до 11 апреля, в тот же день эстафету примет кинотеатр "Иллюзион". Здесь пройдут показы лент, которые любил как зритель сам Андрей Тарковский в 60-70-е: это шедевры Ингмара Бергмана, Акиры Куросавы, Луиса Бунюэля, Робера Брессона. Кроме того, на этой неделе фильмы Тарковского будет демонстрировать телеканал "Культура".

Дебютом режиссера в СССР стало "Иваново детство" - фильм, ставший обладателем "Золотого льва" в Венеции. Потом появились "Андрей Рублев", "Солярис", "Зеркало" и "Сталкер".

В вынужденной эмиграции еще три: "Ностальгия", "Жертвоприношение" и полнометражная документальная лента с Тонино Гуэрра "Время путешествий".

Для того, чтобы понять, как принимали Тарковского на родине достаточно сухих фактов: фильм "Сталкер" вышел в прокат в 1980 году, было сделано всего 196 копий. На всю Москву выделили три, и за первые же месяцы только в столице картину посмотрели два миллиона зрителей. Их продолжают смотреть и сейчас. Время все расставляет на свои места, потому сегодня можно сказать, что фильмы Андрея Тарковского - коммерчески успешные. Только срок их окупаемости - не первая неделя проката, а вся жизнь.

Что такое "кино Тарковского", не берутся определить даже именитые критики - это отдельным мир, который создавался словно в отрыве от реальности, при этом максимально к ней приближаясь. Современники и соотечественники его не понимали, за рубежом - восхищались, превозносили и награждали на всевозможных конкурсах. Восхищения гению всегда не хватало, возможно, именно поэтому он предпочел даже после смерти остаться там, где можно было творить - в Париже. На его могиле в Сен-Женевьев де Буа написано: "Человек, который увидел ангела".

После того, как в начале 80-х годов прошлого века Андрей Тарковский получил приглашение снять картину в Италии, в Россию он не вернулся. "Ностальгия" с Олегом Янковским в главной роли была "аполитичной", но при этом вызывала подозрения. Поэтому, когда режиссеру предложили продолжить работу за рубежом, он согласился. СССР настаивал на возвращении, но Тарковский отказался - за что и был объявлен предателем. Последний фильм режиссера "Жертвоприношение" снимался в Швеции. Тогда обострились проблемы со здоровьем: в борьбе с раком победила болезнь...

Он был незаурядным человеком еще с детства: очевидный лидер, знающий себе цену. Как вспоминала первая жена режиссера, Ирма Рауш , позже, в институте: "Андрей вызывал сложные чувства. Что-то неуловимо проглядывало в облике этого пижонистого столичного молодого человека. Я не могла в этом разобраться, и мы часто ссорились из-за разности мироощущений. Чтобы вы поняли эту разность, приведу такой пример: Андрей восхищался тем, как была снята сцена изнасилования и убийства девушки в "Святом источнике", а мне нравился хор гномиков в "Белоснежке". Забегая вперед, скажу - я многое поняла, когда Андрей познакомил меня со своим отцом".

Отец Андрея Тарковского - Арсений Тарковский, талантливейший поэт. Как рассказывают близкие семье люди, у них было много общего, понять одного можно было только узнав обоих. "Я, вероятно, разглядела по-настоящему позже и поняла, что объединяет стихи отца и фильмы Андрея. Они обладают свойством пробуждать в человеке то, о чем он только смутно догадывается".

Польский режиссер Кшиштоф Занусси, вспоминая о поездке с Андреем в Америку, рассказал, что однажды на встрече со зрителем молодой американец спросил Андрея: "Что я должен делать для того, чтобы быть счастливым?" Андрей сначала вопроса вообще не понял, а потом сказал: "Сначала надо задуматься - для чего вы живете на свете? Какой смысл в вашей жизни? Почему вы появились на земле именно в это время? Какая роль вам предназначена? Разберитесь во всем этом. А счастье?.. Оно или придет, или нет". Американец ничего не понял, и Занусси отметил, что это был очень русский ответ.

По значимости эстетического элемента в структуре фильма творческое наследие Тарковского сопоставимо с наследием С.М.Эйзенштейна. Он добился того, что особый, замедленный темп его произведений, насыщенность внутрикадрового пространства (пейзажи, портреты, обилие значимых деталей), актерские и авторские монологи, цветовые нюансы и другие выразительные средства киноязыка стали для зрителя заведомо важнее сюжетной интриги его фильмов. Важно, однако, что для Тарковского форма практически всегда являлась проекцией его авторской идеи. Роль его личности в истории отечественного кино уникальна: он остался героем высокого мифа о художнике-страстотерпце, режиссере-проповеднике, способном противостоять диктату государственной идеологии и коммерции даже в таком «индустриальном» виде искусства, как кинематограф.

Он снимал не о чём-то красивеньком - речь идёт о гармоничной красоте, о красоте потаённой, о красоте как таковой. Пикассо, вместо того чтобы прославлять красоту, попытаться её прославить, поведать о ней, засвидетельствовать эту красоту, действовал как её разрушитель, хулитель, изничтожитель. Истина, выраженная красотой, загадочна, она не может быть ни расшифрована, ни объяснена словами. Но когда человеческое существо, личность оказывается рядом с этой красотой, сталкивается с этой красотой, она ощущает её присутствие, хотя бы по мурашкам, которые пробегают по спине. Красота - это словно чудо, свидетелем которого невольно становится человек. В этом все дело.

А.ТАРКОВСКИЙ. ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ


Текст приводится по публикации “Литературной газеты” от 8 апреля 1987 года. Перевод с французского Л. Токарева.

Оба моих последних фильма основаны на личных впечатлениях, но не имеют отношения ни к детству, ни к прошлому, они, скорее, касаются настоящего. Обращаю внимание на слово “впечатления”. Воспоминания детства никогда не делали человека художником. Отсылаю вас к рассказам Анны Ахматовой о её детстве. Или к Марселю Прусту. Мы придаём несколько чрезмерное значение роли детства. Манера психоаналитиков смотреть на жизнь сквозь детство, находить в нём объяснения всему - это один из способов инфантилизации личности. Недавно я получил крайне странное письмо от одного знаменитого психоаналитика, который пытается объяснить мне мой творчество методами психоанализа. Подход к художественному процессу, к творчеству с этой точки зрения, если хотите, даже удручает. Удручает потому, что мотивы и суть творчества гораздо сложнее, намного неуловимее, чем просто воспоминания о детстве и его объяснения. Я считаю, что психоаналитические истолкования искусства слишком упрощённы, даже примитивны.

Каждый художник во время своего пребывания на земле находит и оставляет после себя какую-то частицу правды о цивилизации, о человечестве. Сама идея искания, поиска для художника оскорбительна. Она похожа на сбор грибов в лесу. Их, может быть, находят, а может быть, нет. Пикассо даже говорил: “Я не ищу, я нахожу”. На мой взгляд, художник поступает вовсе не как искатель, он никоим образом не действует эмпирически (“попробую сделать это, попытаюсь то”). Художник свидетельствует об истине, о своей правде мира. Художник должен быть уверен, что он и его творчество соответствуют правде. Я отвергаю идею эксперимента, поисков в сфере искусства. Любой поиск в этой области, всё, что помпезно именуют “авангардом”, - просто ложь.

Никто не знает, что такое красота. Мысль, которую люди вырабатывают у себя о красоте, сама идея красоты изменяется в ходе истории вместе с философскими претензиями и просто с развитием человека в течение его собственной жизни. И это заставляет меня думать, что на самом деле красота есть символ чего-то другого. Но чего именно? Красота - символ правды. Я говорю не в смысле противоположности “правда и ложь”, но в смысле истины пути, который человек выбирает. Красота (разумеется, относительная!) в разные эпохи свидетельствует об уровне сознания, которое люди данной имеют о правде. Было время, когда эта правда выражалась в образе Венеры Милосской. И само собой разумеется, что полное собрание женских портретов, скажем Пикассо, строго говоря, не имеет ни малейшего отношения к истине. Речь идёт здесь не о красивости,

Мне кажется, что человеческое существо создано для того, чтобы жить. Жить на пути к истине. Вот почему человек творит. В какой-то мере человек творит на пути к истине. Это его способ существовать, и вопрос о творчестве (“Для кого люди творят? Почему они творят?”) суть вопрос безответный. На самом деле у каждого художника не только своё понимание творчества, но и своё собственное вопрошение о нём. Это соединяется с тем, что я сейчас говорю об истине, которой мы взыскуем, которой мы способствуем нашими малыми силами. Основополагающую роль здесь играет инстинкт, инстинкт творца. Художник творит инстинктивно, он не знает, почему именно в данный момент он делает то или другое, пишет именно об этом, рисует именно это. Только потом он начинает анализировать, находить объяснения, умствовать и приходит к ответам, не имеющим ничего общего с инстинктом, с инстинктивной потребностью создавать, творить, выражать себя. В некотором роде творчество есть выражение духовного существа в человеке в противоположность существу физическому, творчество есть как бы доказательство существования этого духовного существа. В поле человеческой деятельности нет ничего, что было бы более неоправданным, бесцельным, нет ничего, что было бы более самодовлеющим, нежели творчество. Если убрать из человеческих занятий все относящиеся к извлечению прибыли, останется лишь искусство.

Под созерцанием я всего-навсего понимаю то, что порождает художественный образ или же мысль, которую мы вырабатываем у себя о художественном образе. Это все совершенно индивидуально. Художественный образ, смысл художественного образа могут вытекать только из наблюдения. Если не основываться на созерцании, то художественный образ заменится символом, то есть тем, что может быть объяснено разумом, и тогда художественного образа не существует - ведь он уже не отражает человечество, мир.

Подлинный художественный образ должен выражать не только поиск бедного художника с его человеческими проблемами, с его желаниями и потребностями. Он должен отражать мир. Но не мир художника, а путь человечества к истине. Простого ощущения контакта с душой, которая где-то здесь, выше нас, но тут, перед нами, живёт в произведении, достаточно, чтобы оценить его как гениальное. В этом - истинная печать гения.

Было время, когда я мог назвать людей, влиявших на меня, бывших моими учителями. Но теперь в моём сознании сохраняются лишь “персонажи”, наполовину святые, наполовину безумцы. Эти “персонажи”, может быть, слегка одержимы, но не дьяволом; это, как бы сказать, “божьи безумцы”. Среди живущих я назову Робера Брессона. Среди усопших - Льва Толстого, Баха, Леонардо да Винчи … В конце концов, все они были безумцами. Потому что они абсолютно ничего не искали в своей голове.

Они творили не при помощи головы … Они и пугают меня, и вдохновляют. Абсолютно невозможно объяснить их творчество. Тысячи страниц написаны о Бахе, Леонардо и Толстом, но в итоге никто не смог ничего объяснить. Никто, слава богу, не смог найти, коснуться истины, затронуть сущность их творчества! Это лишний раз доказывает, что чудо необъяснимо …

В высшем смысле этого понятия - свобода, особенно в художественном смысле, в смысле творчества, не существует. Да, идея свободы существует, это реальность в социальной и политической жизни. В разных регионах, разных странах люди живут, имея больше или меньше свободы; но вам известны свидетельства, которые показывают, что в самых чудовищных условиях были люди, обладающие неслыханной внутренней свободой, внутренним миром, величием. Мне кажется, что свобода не существует в качестве выбора: свобода - это душевное состояние. Например, можно социально, политически быть совершенно “свободным” и тем не менее гибнуть от чувства бренности, чувства замкнутости, чувства отсутствия будущего.

Что же касается свободы творчества, то о ней вообще нельзя спорить. Ни одно искусство без неё не может существовать. Отсутствие свободы автоматически обесценивает художественное произведение, потому что это отсутствие мешает последнему выразиться в самой прекрасной форме. Отсутствие этой свободы приводит к тому, что произведение искусства, несмотря на своё физическое существование, на самом деле не существует. В творчестве мы должны видеть не только творчество. Но, к сожалению, в ХХ веке господствующей является тенденция, при которой художник-индивидуалист, вместо того, чтобы стремиться к созданию произведения искусства, использует его для выпячивания собственного “я”. Произведение искусства становится выразителем “я” его создателя и превращается, как бы сказать, в рупор его мелких претензий. Вам это известно лучше, чем мне. Об этом очень много писал Поль Валери. Наоборот, подлинный художник, а более того - гений, являются рабами дара, которым они наделены. Они обязаны этим даром людям, питать которых духовно и служить им были избраны. Вот в чём для меня заключается свобода.

Это интервью Тарковский дал парижскому еженедельнику “Фигаро-мэгэзин” в октябре 1986 года.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх