Греческая богиня танца. Греческие музы

Сценарий мероприятия «Терпсихора – муза танца»

Возраст участников : 7 – 17 лет.

Цель : Формирование у детей средствами музыки ритмических движений, разнообразных умений, раскрытие двигательных, танцевальных и исполнительных способностей, духовно – нравственных качеств личности; укрепления здоровья детей.

Оборудование: музыкальная аппаратура, сценическая светоаппаратура , декорации, костюмы.

Ведущий: Хотите, мы расскажем вам о чуде?

О чуде, которое живет с нами рядом.

Вы спросите, что это такое?

А попробуйте догадаться сами!

Его нельзя потрогать рукой, но можно увидеть и услышать.

Оно имеет душу, сердце, но для того, чтобы понять это, нужно время.

И зовется оно Танцем.

Ведущий: Согласно древнеримской легенде - Аполлон - покровитель искусств. Но у него есть девять прекрасных муз. Клио - муза истории, Талия - муза комедии, Мельпомена - муза трагедии. Но наше внимание привлекает другая - муза танца - Терпсихора. И ее величество сегодня у нас в гостях.

Выход Терпсихоры (под музыку фокстрота и исполняет танцевальную постановку с участниками мероприятия).

После выступления Терпсихора остается одна на сцене.

Терпсихора : Сегодня вы узнаете, как и когда появился на свет этот прекрасный вид искусства - танец, побываете в разных странах и перенесетесь, словно на фантастической машине времени, из одного века в другой.

Вы любите танцевать, не правда ли? Или, по крайней мере, вас не оставляют равнодушными звуки ритмичной, зажигательной музыки? Как бы там ни было, я приглашаю вас к разговору об этом искусстве.

Терпсихора (обращается к зрителям в зале) : что вам нравится в танцевальном искусстве?

Это красивые движения.

Это красивая музыка.

Грация, яркие костюмы.

Танец приносит радость.

Терпсихора: В каждом вашем ответе есть слово «красота». Чувствуется, что вы не только умом прикасаетесь к прекрасному, но и сердцем.

А что значит прикоснуться к красоте? Вот размышления одного человека: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснутся к красоте можно только сердцем.»

Ведущий: Да, красоту нужно уметь не только видеть и чувствовать. Красоту надо еще и беречь! Это самое трудное. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, всегда носить в сердце - может быть, это и есть высшее проявление культуры человека?

Итак, сегодня мы начинаем разговор об одном из самых волнующих, самых возвышенных и прекрасных из всех искусств.

Ведущий: Сама Терпсихора к нам пришла из Древней Греции . Высоко ценили танец древние греки. Они в искусстве танца видели «единство душевной и телесной красоты». Танцы сопровождали государственные праздники, семейные торжества, а учились им в гимназиях, в академиях и в музыкальных школах.

Большое развитие танцевального искусства произошло в средние века.

В средние века танцы украшали народные гулянья, домашние праздники. В танце простых людей можно видеть прославление жизни, радость молодости, удачи, в них поклонение солнцу, далям полей. Живой ритм, прыжки, круговые движения, притопы, подскоки - вот и вся народная хореография.

Мы начнем наш вечер с танца «Сиртаки». Заглянем в историю этого танца, и мы узнаем, что на самом деле он не является национальным греческим танцем, как многие думают. Сиртаки - популярный танец греческого происхождения, созданный в 1964 году для фильма «Грек Зорба». Он не является народным греческим танцем, однако представляет собой сочетание медленных и быстрых версий хасапико - старинного танца мясников.

Танец «Сиртаки» исполняют учащиеся 9-го класса

Ведущий: Но это не все! Было и иное искусство. Давайте вспомним, что танцевали при королевских дворах Европы в XVI - XVII веках. Кто знает? (менуэт, гавот, пас-сны, бурре, гальярду, куранту, сарабанду, шакону, ригодон, вальту).

Но все эти танцы создал народ. В высшем свете танцевальная манера менялась в согласии с придворным этикетом. В 1661 г. во Франции появилась Королевская академия танца. А король Франции Людовик XIV приказал учителям танца регулярно собираться и беседовать о танцах, размышлять, заботиться об их усовершенствовании.

К этому времени окончательно складывается такая форма аристократического времяпрепровождения, как балы. Слово «бал» обозначает «большой танцевальный вечер». Как известно в нашем государстве балы были введены Петром I , тогда они назывались «ассамблеей».

Танец «менуэт» исполняют девочки старших классов с веерами

Терпсихора: А теперь постараемся вспомнить, какие танцы были в моде у наших бабушек и дедушек, мам и пап.

В начале появился фокстрот, что в переводе с английского означает лисий или быстрый шаг.

В 20-х годах всех покорило аргентинское танго. Подлинная родина его - Испания, родные сестры - испанское фламенко и хабанера.

Чешский народный танец «полька» также быстро в начале века распространяется по миру.

Танец «Полька» исполняют учащиеся 1 класса

В 40-е годы XX века появилось много новых танцев: буги-вуги, твист, шейк. И, конечно же, знаменитый рок-н-ролл.

Танец «Рок-н-ролл» исполняет Терпсихора с партнером-старшеклассником

Каждый танец стремительно появлялся и быстро уступал место новому. И только один остался неподвластен времени. Он родился раньше всех. И звучит и под открытым небом, и в клубах вот уже 200 лет! При звуке этого танца хочется кружиться.

Первые такты удивительной музыки захватывают. И вот уже их звучание увлекло нас. Вальс полюбился многим. Причем с первого такта и навсегда!

Мир красок и мелодий всегда открыт для нас,

И в этот мир сегодня Всех, всех зовет наш вальс!

Танец «Вальс» исполняет 11 класс

Ведущий: Вот мы с вами и подошли от Петровского бала к балу сегодняшнего дня, который называется дискотека. Здесь звучит совсем другая музыка, да и наряды танцующих уже не те, нет пышных тяжелых юбок, высоких с локонами причесок. Ведь все это мешает современным движениям, ритмам.

Шумите, пойте, смейтесь.

На празднике у нас

Танцуйте что хотите,

Настал желанный час.

Смешинки - веселинки

Зовут нас танцевать.

Победителям награда

Танец «Макарена» исполняют все участники

Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.

Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной.

Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.

Кто такие музы?

Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу.

В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:

  • Каллиопа – муза эпической поэзии;
  • Клио – муза истории;
  • Мельпомена – муза трагедии;
  • Талия – муза комедии;
  • Полигимния – муза священных гимнов;
  • Терпсихора – муза танца;
  • Эвтерпа – муза поэзии и лирики;
  • Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;
  • Урания – муза науки.

Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».

Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона.

Под звук его лиры они пели и танцевали. Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения. Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана.

Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.

Там же находится знаменитый саркофаг Муз. Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.

Мусейоны

В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады.

Наибольшую известность получил Александрийский мусейон . Это название и легло в основу всем известного слова музей.

Александр Македонский основал Александрию как центр эллинистической культуры в завоёванном им Египте. После смерти, его тело было доставлено сюда, в специально построенную для него гробницу . Но, к сожалению, затем останки великого царя исчезли, и до сих пор не найдены.

Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку .

Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады.

Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.

Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее.

Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.

Уникальные способности муз

Клио, «дарующая славу» муза истории , чей постоянный атрибут - пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков.

Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему».

Согласно мифологии Клио дружила с Каллиопой. Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.

Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио.

Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису.

Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону.
Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.

Мельпомена, муза трагедий

Зевс или Посейдон, тут мнения мифосоздателей расходятся, превратил их в сирен.
Тех самых, что едва не погубили аргонавтов.

Мельпомена поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.

Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке.
В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.

Талия, муза комедии, сестра Мельпомены , но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор.

Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.

Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.

Полигимния, муза священных гимнов, веры, нашедшей своё выражение в музыке

Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей.

Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу.

Постоянный атрибут Полигимнии – лира.

Эвтерпа — муза поэзии и лирики

Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.

Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме.

Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души.

Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов.

Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.

Терпсихора, муза танца , который исполняется в едином ритме с ударами сердца.

Совершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций.

Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.

Эрато, муза любовной и свадебной поэзии

Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений.
Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.

Каллиопа, что на греческом значит «прекрасноголосая» - муза эпической поэзии

Старшая из детей Зевса и Мнемозины и, кроме того, мать Орфея, от неё сын унаследовал тонкое понимание музыки.

Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, поэтому появилось известное выражение «писать высоким стилем».

Античный поэт Дионисий Медный назвал поэзию «криком Каллиопы».

Девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса, Урания держит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами.

Имя было дано музе в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса.

Интересно, что Урания, богиня науки, находится среди муз связанных с разными видами искусств. Почему?
Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом.

Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня. В России даже есть музей Урании.

Музы символизировали собой скрытые достоинства человеческой натуры и способствовали их проявлению.

Согласно представлениям древних греков, музы обладали удивительным даром приобщать души людей к великим тайнам Вселенной, воспоминания о которых они затем воплощали в стихах, музыке, научных открытиях.

Покровительствуя всем творческим людям, музы не терпели тщеславия и обмана и жестоко за них наказывали.

У македонского царя Пиэра было 9 дочерей, обладавших прекрасными голосами, которые решили вызвать муз на состязание.

Каллиопа выиграла и была признана победительницей, но пиэриды отказались признавать своё поражение, и пытались устроить потасовку. За это их настигла кара, и они были превращены в сорок.

Вместо чудесного пения, они резкими гортанными криками оглашают весь мир о своей судьбе.

Поэтому рассчитывать на помощь муз и божественного провидения можно только в том случае, если ваши помыслы чисты, а устремления бескорыстны.

Терпсихора (греч. Τερψιχόρᾱ , лат. Terpsichorē) - муза танца. Персонаж древнегреческих мифов, популярный образ и символ в искусстве. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Ее имя среди Муз называет и Цец.
Дочь Зевса и Мнемосины. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.

Это означает изучение определенных стилей танцев и попытку подражать учителю. Это будет хорошо или слабее. Танец также можно рассматривать как невербальное общение как между людьми, так и между животными. Движение тела всегда также невербальное общение, также движение тела не является коммуникацией. В лингвистике говорится, что общаться невозможно. Таким образом, животные также общаются друг с другом и ведут, например, к танцевальным судам. Это теперь только танцы, которые, очевидно, признаны таковыми.

Художественная гимнастика, фигурное катание и синхронное плавание - это спортивные состязания, которые также включают в себя танцы. Некоторые боевые виды спорта, такие как капоэйра, также выглядят очень танцорами. Когда объекты движутся на ветру, они исполняют танец. Это только, чтобы напомнить вам о танце листьев на ветру или к сцене из американской красоты, в которой белый пластиковый пакет перемещается ветром в танце.

The Muses - Terpsichore

Характерные атрибуты:
венок на голове;
в одной руке она держала лиру, а в другой плектр.

Считается матерью сирен(отец - бог реки Ахелой) и певца Лина (по другой версии его мать - другая муза Урания). По Гигину - мать Евмолпа.

Упомянута Пиндаром. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре)

Определение того, что танец зависит от основных условий. Важную роль играют социальные, культурные, эстетические, художественные и моральные аспекты. Движения могут исходить из очень простых, функциональных движений, как в популярных классах, и могут подняться до виртуозных методов, таких как балет. Танец может, например, быть таким, чтобы можно было участвовать в нем, он мог выполнять социальные аспекты или быть показан как шоу для аудитории. Он может быть формальным, церемониальным; конкуренция или эротический аспект.

Танцевальные движения в основном не имеют значения, они служат только эстетическому выражению, например, в балете или в европейском фольклоре. Во многих азиатских танцах жесты и движения тела имеют свою символику. Танец может представлять идеи, эмоции или историю.

Studiolo di belfiore, tersicore di angelo maccagnino e collaboratori di cosmè tura, museo poldi pezzoli.

Сегодня я видела Музу, покровительницу искусства Танца. Древние греки называли ее Терпсихорой, и само это имя несет отпечаток ритма и гармонии...
Но имя это уже никто не произносит, а искусством уже никто не занимается. Все стороны нашей жизни отмечены следами разложения, и трон Музы Танца также оказался захвачен культом упадничества и вырождения, когда маска танца была надета на неуклюжие телодвижения, имитирующие животные инстинкты.

Различные стили развились в танце. Африканский танец является интерпретирующим. Брейк-данс и другие формы уличного танца связаны с культурой хип-хопа. Поскольку танец не оставляет никаких следов или вы найдете какие-либо предметы, такие как каменные инструменты, вы не можете определить время, когда танец стал частью человеческой культуры.

Музыковед Джозеф Жордания утверждает, что танец, ритмическая музыка и живопись тела были видны очень рано в развитии человека, как инструмент для перемещения групп людей в некое поле битвы в измененное состояние сознания. В этом состоянии человек потеряет свое индивидуальное сознание и примет коллективный характер. Исследование Джонатана Пислака показало, что в настоящее время существуют воинские части, которые используют громкое групповое пение и танцы для подготовки к опасным боевым ситуациям. Способность попасть в состояние транса через танцы кажется, по словам Жордания, иметь отношение к прошлому человеческой эволюции и быть феноменом военных учений, который также основывается на ритмически монотонном действии в группе.

Raffaello Sanzio.Stanza della Segnatura im Vatikan für Papst Julius II., Wandfresko, Szene: Der Parnaß, Detail: Terpsichore.1510-1511.

Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец - это результат вдумчивого созерцания Природы, где все движется в ритме согласно неписаным законам.
Чтобы понять дух танца, достаточно погрузиться в шелест густой листвы. Не отрываясь от ветвей, листья танцуют и поют, рождая симфонию зеленых оттенков, чарующую глаз и слух. Достаточно минуту посидеть на берегу моря, обратив к нему лицо, и отдаться на волю неутомимого ритма, с которым волны набегают на берег. Достаточно проследить полет птицы или падающего листа осенней порой. Достаточно взглянуть, как танцуют на небе облака, принимающие поочередно тысячи фантастических форм. В конце концов, достаточно просто уметь читать ту открытую книгу, страницы которой жизнь ежедневно листает перед нами, но в которой мы ценим - да и то не всегда - лишь обложку.

Танец был, безусловно, важной частью церемоний, ритуалов, церемоний и развлечений до рождения человечества. Шива изображается как натарадж, космическая танцовщица, в очень ранних представлениях. Самая ранняя форма представления танца структурированным способом заключалась в том, как рассказывали и представляли мифы. Танец также часто использовался противоположным полом, чтобы проявлять любовь. Он находится в тесной связи с актом любви. Перед языком речи танец был средством передачи историй от одного поколения к другому.

Танец использовался очень рано, чтобы воплотить в трансоподобное состояние в исцеляющих ритуалах. Танец все еще используется во многих культурах, от бразильского тропического леса до пустыни Калахари. Многие современные танцевальные стили восходят к историческим, традиционным, церемониальным и этническим танцам.

Musa -terpsichore

Если глаза не видят, то и тело не может танцевать. Кусок материи, который мы называем телом, лишь мечется и корчится, словно в болезненных конвульсиях, а не движется в гармоничном ритме. Остается существо, которое непритворно жаждет плотского удовлетворения, а не духовного наслаждения красотой.
Если глаза не видят, то нет и звуков, чтобы слагать из них музыку. Если бы зазвучали прекрасные мелодии, они разбудили бы в нашем теле желание двигаться им в такт, согласованно и соразмерно. Но нас окружает кричащая, агрессивная музыка, построенная на диссонансах, или приторно слащавая и лукаво нежная, а тексты песен явно продиктованы вырождающейся модой или политической системой, что также популярно сегодня.

Одна категория - это количество интерактивных танцоров. Есть солотинность, партитант и групповой танец. Танец исполняется в разное время: в церемониях, в эротической обстановке, как шоу на сцене, как социальное событие, среди прочих. Многие ранние формы музыки и танца были созданы и исполнены вместе. За эти годы эта вторая разработка продолжилась в стиле вальса, танго, дискотеки, сальсы, техно и хип-хопа. Некоторые музыкальные жанры имеют параллельную танцевальную форму: барочная музыка и барочный танец - классическая музыка и классический балет развивались независимо.

Jean-Marc Nattier Art Reproductions
Terpsichore, Muse of Music and Dance, c.1739
Fine Arts Museums of San Francisco, California, USA

За всей этой мишурой не видно истины. А она заключается в том, что танец умер, и его смерть - это победа материализма, обещающего фальшивую свободу, которая никогда не будет достигнута по той простой причине, что ее не существует в тех мирах, где ее пытаются обрести. Эту ложную свободу сулит лозунг «делай что хочешь, а будет по-моему». Или «будь раскованней» - следуя навязанной моде. Ты обязан признавать прекрасным то, что вызывает отвращение, и, закрыв глаза, безумно кружиться и скакать, попирая само воспоминание о священной Музе ритма и гармонии. Среди всей фальши и бессмысленности слов молодые люди не только безнадежно далеки от умения танцевать; в своих прыжках и телесной неопрятности они так опустились и деградировали, что напрочь забыли изящество и грацию движения.
И я воззвала к Терпсихоре. Этот призыв родился в глубине моей души и с силой вырвался наружу.

Хотя танец часто сопровождается музыкой, он также может быть представлен независимо или в сопровождении собственного музыкального сопровождения, как в случае с тап-таном. Когда танцы происходят вместе с музыкой, ритм музыки можно танцевать или противопоставлять, что полностью зависит от стиля танца. Когда танец танцует без музыки, он танцует в своем собственном ритме, что равнодушно к нему.

Классификация по этническим или региональным признакам

В первом веке до нашей эры было написано много текстов, которые пытались кодифицировать аспекты повседневной жизни. Бхарата Мунис Текст «Натьяшастра» - один из первых текстов, которые пытаются объяснить танец. Хотя главной темой «Натьяшастры» является драма, танец также широко рассматривается. С тех пор эти две концепции в Индии всегда были связаны. В тексте описываются различные жесты или мудры рук и классифицируются движения отдельных частей тела, приманок и других. «Натьяшастра» классифицирует танец на четыре группы и на четыре региональных различия.

Wolfgang Sauber. Villa Mulini - Kommode Goldbeschlag

И она явилась ко мне. Каждое движение Музы дышало грацией, которую не могли скрыть одежды. Она шла сквозь время, и ее шествие было танцем, движения которого были самой музыкой. Нет, Терпсихора не умерла, ведь прекрасное никогда не умирает. Я подумала, что ее присутствия никто не заметит, но все Подлинное непреложно... Видение было мимолетно, но в этот миг время и пространство утратили свою пугающую безусловность, а мода стыдливо потупилась перед лицом того, что вечно было, есть и будет.

Он называет группы как профанальные, ритуальные, абстрактные и интерпретирующие. Понятия разных регионов изменились, а вместе с ними и разнообразие индийского танца. Из этих начал возникают различные классические стили, которые теперь признаны. Классические индийские танцы глубоко укоренены в Натьяшастре и, таким образом, опираются на те же элементы: мудры, некоторые холдинги тела и драматическую или выразительную драму. Традиция классической индийской музыки обеспечивает фон для танца, и поскольку перкуссия является частью традиции, танцоры носят почти каждый стиль музыки маленьких колоколов вокруг лодыжек, чтобы дополнить музыку барабанов и установить контрапункт.



Terpsichore, created 1816 by Antonio Canova (1757-1822), in the Cleveland Museum of Art, Cleveland, Ohio, USA.

Только мгновение Муза Танца была среди нас. Никто уже не знает ее имени и не вспомнит искусство, которому она покровительствует, Но в чьем-то убогом теле пробудилась неясная тоска. Оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.
Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами сковываем ее. Если душа охвачена трепетом, греки называли это именем грации и гармонии, Терпсихорой. А если она рыдает, как нам называть ее?

Пенджаб - это область, простирающаяся над частями Индии и Пакистана, отсюда и Бхангра. Он известен как музыкальное направление и танцы. Обычно это связано со старыми фестивалями, которые связаны с урожаем, любовью, патриотизмом или социальными проблемами. Бхангра - это не только музыка, но и танцы, фестиваль урожая, в котором люди играют «доль», «боляны» поют и танцуют. Шри-Ланкийские танцоры-демоны - это тщательно подготовленный ритуал, который исторически доходит до пребуддийского периода Шри-Ланки.

Они сочетают древние аюрведические концепции с идеей о том, что болезни вызваны существами, которые должны проникнуть в ауру человека и вынуждены снова уехать. Танец сочетает в себе многие аспекты, включая космологию Синхала. Танцы влияют на классические танцы Шри-Ланки.

Делия Стейнберг Гусман

Muse-Terpsichore at the Hermitage.

Многие картинки кликабельны.

Богиня танца - Терпсихора

По преданиям древних греков, муза танца звалась Терпсихора. Она имела восемь сестер. Летними вечерами они, взявшись за руки, водили хороводы. На греческих фресках и вазах сестры - музы держатся за руки. Танец был тесно связан с музыкой, пением, словом, игрой.

Греция Древние греки имели для каждого божества определенный танец, который работал с чувствами, выражающими бога. Таким образом, для Диониса были выполнены экстатические танцы. Терпсихор, который танцует с удовольствием в танцах, считается музой хора и танца. Важным свидетельством греческих танцев является Гомер Илиас, в котором он развивает танцевальную хорею. Из этих танцев была представлена ​​концепция драмы и комедии, в которой обычно исполнялся хор, чьи движения как «хореография» в штук было отмечено.

Это привело к разработке концепции хореографии. Балетный танец был впервые разработан в Италии, а затем развился во Франции по сложным надеждам, где собрались музыка, драма, лирика, песни, костюмы и танец. Хофадель принимал участие в демонстрациях как танцовщица. Любителей дворянского двора заменили профессиональные танцоры, а балерины были лицензированы французским парламентом.

Терпсихора (Teryicora) - муза танца и хорового пения. В греческой мифологии дочь Зевса и Мнемосины, одна из девяти муз, покровительница танца (иногда - хорового пения). Изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами". Муза, открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом.
Античный танец основывался на строгом соблюдении ритма, на сочетании ритмического шага и подобающих движений рук. Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях. Считалось, что Терпсихора, спутница бога гармонии Аполлона, учит душу правильно сочетаться с телом. Позы и движения должны быть красивы и гармоничны, пляска должна отражать настроение мысли и чувства.
Об отношении к танцу в Древней Греции говорит тот факт, что Терпсихора была включена в пантеон божеств. Греки понимали танец очень широко, рассматривая его и как гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство.
Существует миф, согласно которому Терпсихора - мать певца Лина (по другой версии, его мать - Урания).
По одному из вариантов мифа, Терпсихора родила от бога реки Ахелоя сирен (Apoll. Rhod. IV 892-896; вариант: сирены - дети Мельпомены).
Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).
Сохранились свидетельства, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных.

Вскоре после этого была организована первая балетная группа, которая была связана с Академией. Влияние афро-американских танцев афро-американских танцев - это те танцы, которые развивались в афро-американских сообществах, скорее на улицах, чем в танцевальных студиях, школах или компаниях. Это привело к тап-тату, дискотеке, джазовому танцу, качелям, хип-хопу и брейк-дансу.

В начале века в танцевальном стиле появилось взрывное новшество, которое больше связано с фрирайдингом с танцевальной техникой. Связь между музыкой и танцем является основой для эвритмии, изобретенной Эмилем Жаке-Далькрозом, что, в свою очередь, влияет на развитие современного Танцы и современный балет, представленные такими художниками, как Мария Рамберт. Фильм признает уникальную Примабаллерину. Для Джона Кранко было совершенно ясно: или нет! В конце концов, он сразу же пригрозил, что 24-летняя танцовщица из Рио, ранее только одна из многих танцоров группы в балете маркиза де Куэваса, не была сразу же занята - как первый солист своей компании!

Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец - это результат вдумчивого созерцания Природы, где все движется в ритме согласно неписаным законам.

Чтобы понять дух танца, достаточно погрузиться в шелест густой листвы. Не отрываясь от ветвей, листья танцуют и поют, рождая симфонию зеленых оттенков, чарующую глаз и слух. Достаточно минуту посидеть на берегу моря, обратив к нему лицо, и отдаться на волю неутомимого ритма, с которым волны набегают на берег. Достаточно проследить полет птицы или падающего листа осенней порой. Достаточно взглянуть, как танцуют на небе облака, принимающие поочередно тысячи фантастических форм. В конце концов, достаточно просто уметь читать ту открытую книгу, страницы которой жизнь ежедневно листает перед нами, но в которой мы ценим - да и то не всегда - лишь обложку.

Остальное - история: для «Хайде» началось «балетное чудо Штутгарта». Десять лет спустя танцевальный ансамбль Кранко был одним из лучших в мире, и Марсия Хайде стала одним из лучших танцоров века. Ее мужским коллегой на сцене, его ближайшим другом и давним спутником, был Ричард Крагун, другая суперзвезда балета «Штутгарт». Они остались на сцене, даже после 16 лет знакомства с его гомосексуализмом и тем самым погрузив Марсию в глубокий кризис.

Мы поставили перед собой цель поддерживать и поддерживать традиционные греческие танцы, музыку и танцы. Мы также хотим создать архив с публикациями и информацией о греческой музыке, танцах и обычаях. Возникает вопрос, конечно, почему это так важно для нас, поэтому мы создаем ассоциацию. Мы люди - немцы и греки, которые любят танец и поклонение.

Нет, Терпсихора не умерла, ведь прекрасное никогда не умирает. Да, возможно ее присутствия никто не заметит, но все Подлинное непреложно....
Муза Танца всегда была, есть и будет среди нас. Правда, мало кто уже знает ее имя и искусство, которому она покровительствует, Но возможно в чьем-то теле пробудилась неясная тоска, оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.
Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами сковываем ее. Если душа охвачена трепетом, греки называли это именем грации и гармонии, то - есть Терпсихорой. А если она рыдает, как нам называть ее?

Танец сыграл очень важную роль в жизни греков на протяжении всей их истории. В ранних греческих обществах танец имел очень высокую репутацию. Сегодня Греция, вероятно, является одним из немногих мест в Новом Свете, где традиционный танец все еще жив, переплетается с греческой повседневной жизнью.

Фактически, традиционные танцы, а также музыка и музыкальные инструменты передаются из поколения в поколение. Это все еще продолжается сегодня, потому что люди наслаждаются этим и включают эту традицию в свои празднества. Основываясь на нашей ассоциации, мы хотели бы внести свой вклад в то, что эта культура и традиция также могут оставаться в живых и передаваться будущим поколениям.

Терпсихора (греч. Τερψιχόρᾱ , лат. Terpsichorē) — муза танца. Персонаж древнегреческих мифов, популярный образ и символ в искусстве. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Ее имя среди Муз называет и Цец.
Дочь Зевса и Мнемосины. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.

The Muses - Terpsichore

Характерные атрибуты:
венок на голове;
в одной руке она держала лиру, а в другой плектр.

Считается матерью сирен(отец — бог реки Ахелой) и певца Лина (по другой версии его мать — другая муза Урания). По Гигину — мать Евмолпа.

Упомянута Пиндаром. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре)

Studiolo di belfiore, tersicore di angelo maccagnino e collaboratori di cosmè tura, museo poldi pezzoli.

Сегодня я видела Музу, покровительницу искусства Танца. Древние греки называли ее Терпсихорой, и само это имя несет отпечаток ритма и гармонии...
Но имя это уже никто не произносит, а искусством уже никто не занимается. Все стороны нашей жизни отмечены следами разложения, и трон Музы Танца также оказался захвачен культом упадничества и вырождения, когда маска танца была надета на неуклюжие телодвижения, имитирующие животные инстинкты.


Raffaello Sanzio.Stanza della Segnatura im Vatikan für Papst Julius II., Wandfresko, Szene: Der Parnaß, Detail: Terpsichore.1510-1511.

Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец — это результат вдумчивого созерцания Природы, где все движется в ритме согласно неписаным законам.
Чтобы понять дух танца, достаточно погрузиться в шелест густой листвы. Не отрываясь от ветвей, листья танцуют и поют, рождая симфонию зеленых оттенков, чарующую глаз и слух. Достаточно минуту посидеть на берегу моря, обратив к нему лицо, и отдаться на волю неутомимого ритма, с которым волны набегают на берег. Достаточно проследить полет птицы или падающего листа осенней порой. Достаточно взглянуть, как танцуют на небе облака, принимающие поочередно тысячи фантастических форм. В конце концов, достаточно просто уметь читать ту открытую книгу, страницы которой жизнь ежедневно листает перед нами, но в которой мы ценим — да и то не всегда — лишь обложку.

Musa -terpsichore

Если глаза не видят, то и тело не может танцевать. Кусок материи, который мы называем телом, лишь мечется и корчится, словно в болезненных конвульсиях, а не движется в гармоничном ритме. Остается существо, которое непритворно жаждет плотского удовлетворения, а не духовного наслаждения красотой.
Если глаза не видят, то нет и звуков, чтобы слагать из них музыку. Если бы зазвучали прекрасные мелодии, они разбудили бы в нашем теле желание двигаться им в такт, согласованно и соразмерно. Но нас окружает кричащая, агрессивная музыка, построенная на диссонансах, или приторно слащавая и лукаво нежная, а тексты песен явно продиктованы вырождающейся модой или политической системой, что также популярно сегодня.

Jean-Marc Nattier Art Reproductions
Terpsichore, Muse of Music and Dance, c.1739
Fine Arts Museums of San Francisco, California, USA

За всей этой мишурой не видно истины. А она заключается в том, что танец умер, и его смерть — это победа материализма, обещающего фальшивую свободу, которая никогда не будет достигнута по той простой причине, что ее не существует в тех мирах, где ее пытаются обрести. Эту ложную свободу сулит лозунг «делай что хочешь, а будет по-моему». Или «будь раскованней» — следуя навязанной моде. Ты обязан признавать прекрасным то, что вызывает отвращение, и, закрыв глаза, безумно кружиться и скакать, попирая само воспоминание о священной Музе ритма и гармонии. Среди всей фальши и бессмысленности слов молодые люди не только безнадежно далеки от умения танцевать; в своих прыжках и телесной неопрятности они так опустились и деградировали, что напрочь забыли изящество и грацию движения.
И я воззвала к Терпсихоре. Этот призыв родился в глубине моей души и с силой вырвался наружу.

Wolfgang Sauber. Villa Mulini - Kommode Goldbeschlag

И она явилась ко мне. Каждое движение Музы дышало грацией, которую не могли скрыть одежды. Она шла сквозь время, и ее шествие было танцем, движения которого были самой музыкой. Нет, Терпсихора не умерла, ведь прекрасное никогда не умирает. Я подумала, что ее присутствия никто не заметит, но все Подлинное непреложно... Видение было мимолетно, но в этот миг время и пространство утратили свою пугающую безусловность, а мода стыдливо потупилась перед лицом того, что вечно было, есть и будет.


Terpsichore, created 1816 by Antonio Canova (1757-1822), in the Cleveland Museum of Art, Cleveland, Ohio, USA.

Только мгновение Муза Танца была среди нас. Никто уже не знает ее имени и не вспомнит искусство, которому она покровительствует, Но в чьем-то убогом теле пробудилась неясная тоска. Оно давно лишилось крыльев и не умеет больше ни летать, ни ступать. И только взор свой может оно поднять к мимолетному видению, а душа умоляет его вновь сделаться таким же, как прежде.
Ведь душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами сковываем ее. Если душа охвачена трепетом, греки называли это именем грации и гармонии, Терпсихорой. А если она рыдает, как нам называть ее?

Делия Стейнберг Гусман

Muse-Terpsichore at the Hermitage.

Многие картинки кликабельны.

Древнегреческая мифология любопытна культом богов Олимпа и почитанием их детей, которые представляют собой третье поколение возвышенных существ. Греция славилась просвещенными умами и деятелями искусств. Поэтому музы, вдохновлявшие на созидание, пользовались особым уважением. 9 женщин, дочерей верховного бога – громовержца , представляют собой гармоничную триаду. Они олицетворяли науку, ремесла и искусства. Каждая из муз была необходима для всестороннего развития государства, совершенствования образования и новых достижений во всех областях.

История появления

Первоначально музы считались вдохновляющими нимфами. Они способны одарить талантом в конкретном направлении или склонностью к проявлению себя в том или ином виде искусства. С течением времени количество муз менялось. Миф гласит, что каждая из них – дочь Зевса.

Первые упоминания об этих созданиях повествуют о Мелете, чьей привилегией были размышления, Мнеме, ведающей памятью, и Аэде, стихией которой стала песня. Древнегреческий поэт Гесиод воспевал девять девушек, детей Зевса и Мнемозины, богини памяти. По преданию, девушки родились у подножия Олимпа. Прекрасные внешне, они отличались чистосердечием и демонстрировали чудесные таланты.

Гесиод рассказывал, что если муза решала одарить простого смертного талантом, то сопровождала его с младенчества. Девушки покровительствовали тем, кто признавал их силу и верил, что дарование небеспочвенно. Склонных к дерзости музы наказывали. Древняя Греция поначалу веровала в муз, благоволящих поэтической сфере, но впоследствии появились покровительницы точных наук. Каждая сестра приняла на себя ответственность за вверенную ей область. Они имели специфические обязанности и отличительные атрибуты.


Терпсихора была музой танца и хорового пения и часто изображалась в облике танцовщицы с легкой улыбкой. Ее голову украшал венок, а в руках девушка держала лиру и плектр. Терпсихора властвовала над гармонией между внутренним и внешним, создавая прочные и бесконфликтные отношения души и человеческого тела. В литературных произведениях Терпсихора описывается как «наслаждающаяся хороводами».

Геродот описал появление покровительницы музыки и танца в пятой книге цикла «Музы». В произведении историк оставил описания, касающиеся отношения древних греков к различным направлениям научной деятельности, ремеслам и искусствам, охарактеризовав изображение и восприятие муз соотечественниками.

Муза танцев и пения

Танец античной эпохи строился на четком соблюдении ритма и его сочетании с движениями рук и ног. Миф гласил, что Терпсихора сопровождала , уча смертных сочетать духовное начало с физическим. По ее завету в танце следует принимать изысканные позы и использовать эстетичные жесты, отображая мысли и настроение, создавая гармоничное действо.

Муза танца была важным персонажем для древних греков и представительницей божественного пантеона. Танец высоко ценился в государстве и отождествлялся по степени серьезности с гимнастикой. В гимназиях существовал отдельный предмет, который обучал гармоничному движению под музыку.


Биография Терпсихоры неоднозначна. По одним данным, она родила будущего певца Лина, а по другим – в союзе с богом реки Ахелоем произвела на свет сирен. Альтернативные версии сообщают, что Лин – сын Урании, а сирены – дочери .

Терпсихору связывают с , обращая внимание на то, что она нередко изображается с плющом, который был символом бога виноделия.

Существуют подтверждения тому, что в Пифагорейской школе имелся храм, где Пифагор преподавал ученикам. Здесь воспевались Терпсихора, Эрато и Талия, покровительницы физического начала, элементов, флоры и фауны.


Вопреки расхожему мнению, покровительница танцев и пения придумана древними греками не во имя развлечения. Античные жители верили, что танец – действо, направленное на созерцание и осмысление природы, в которой царят собственные законы передвижения. Терпсихора напутствовала в увеселительных танцах на свадьбах и учила передавать через движение эмоции и тонкую связь с культурой родной страны и природой. Танец воспринимался как гармоничное движение души и тела в симбиозе. Греки умели слышать и слушать музыку и связывали ее с сердцебиением. Отсутствие таланта не всем позволяло реализоваться в этом направлении.

Экранизации

Музы считаются второстепенными действующими лицами древнегреческого пантеона. Образ Терпсихоры редко используется в кинематографе, но отсылки к нему и использование ее имени встречаются часто. Муза упоминается в документальных фильмах, описывающих исследования в области мифологии и теологии, а также в художественных лентах, посвященных искусству музыки и танца.


Выпущенный в 1995 году фильм «Пленники Терпсихоры» – яркий пример упоминания имени музы в кино. Это фильм-балет российского производства, описывающий взаимодействие педагога – профессора Сахаровой и солистки Балахничевой. Драматический сюжет повествует о периоде обучения танцовщицы Кремлевского балета, вдохновении и сложном пути, проделанном благодаря таланту, трудолюбию и любви к искусству танца.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх